Достоевский бесы итоговое сочинение

Анализ романа «Бесы» (Ф.М. Достоевский)

Вторая половина девятнадцатого века стала непростой эпохой для Российской империи, терзаемой социальными и экономическими противоречиями. Русская интеллигенция лихорадочно искала новый путь развития, по которому может пойти страна, зачастую избирая самые радикальные способы решения проблем. Именно под влиянием этих тревожных процессов в обществе творил и мыслил один из величайших русских писателей — Фёдор Достоевский. Его роман «Бесы» стал квинтэссенцией борьбы писателя против радикализма. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Суть: о чем роман?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Критика

История создания

История написания романа «Бесы» вмещает в себя интересные факты об авторе и его замысле:

  1. По самой популярной версии идея романа появилась у Достоевского после громкого «процесса нечаевцев». Группа студентов, состоявших в организации «Общество народной расправы», убила другого члена этой же организации – студента Иванова, который высказывался против лидера общества – Сергея Нечаева. Позже главарь банды пояснил, что убийство было важно идеологическим поступком, который намертво связям всех членов организации общей тайной и общим грехом. Потрясённый этой трагедией, Достоевский задумывал роман, как памфлет против прозападной интеллигенции как умеренной, так и радикальной. Однако со временем произведение в его глазах становилось всё глубже и глубже, становясь в один ряд с его самыми известными творениями.
  2. Изначально «Бесы» должны были стать частью единого романа-эпопеи, но из-за финансовых проблем автор не смог воплотить свой замысел. Федор Достоевский закладывал последнюю шаль жены, проигрывая в карты все сбережения. Поэтому его постоянный издатель Катков поставил жесткие условия, предусматривающие регулярную работу писателя. Только такой ценой ему давались щедрые авансы. И вместо большого романа автор выпустил пять книг: «Подросток», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот». 
  3. Одна из глав («У Тихона»), где Ставрогин рассказывает старцу о растлении девочки, была запрещена в России и изъята из романа самим издателем. В ней было слишком много безнравственности, на его взгляд. Однако именно там мировоззрение Ставрогина сталкивается с христианской моралью Тихона, и читатель видит поражение «демонической личности».
  4. В романе можно найти отсылки к реальным людям. Так, в образе Карамзинова автор высмеял И.С. Тургенева. Он был не согласен с его либерально-западной идеологией и высмеял ее на страницах книги. Прототип Ставрогина — глава кружка петрашевцев, за участие в котором молодого Достоевского едва не казнили. Николай Александрович Спешнев был поразительно похож на героя романа (даже имя и отчество у них одинаковое). Шигалев, теоретик разрушения, впитал и выразил многие идеи анархиста М. Бакунина, рел которого Ф.М. Достоевский услышал на выступлении на европейском форуме. После него он писал своей племяннице:

«А главное, огонь и меч, и после того, как все истребится, то тогда, по их мнению, и будет мир».

Направление и жанр

«Бесы» относятся к реалистическому направлению в литературе. В своей книге автор стремится к натуралистичному отображению действительности. Созданные им образы, ситуации и диалоги близки к реальности. Читатель может поверить, что описанная в романе ситуация могла произойти в действительности.

Жанр произведения – роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени. Задействовано большое количество персонажей. Многочисленные детали подчёркивают и дополняют атмосферу и колорит романа. Объем произведения довольно внушительный.

Суть: о чем роман?

В некий губернский городок прибывает группа молодых людей прогрессивных взглядов, которыми руководит Пётр Верховенский. Приезжие мгновенно заражают город атмосферой всеобщего нигилизма и управляют местным светским обществом, как им угодно. Их проделки, слова и поведение ставят в тупик местные власти, ведь в этой компании сам Николай Ставрогин (сын и наследник богатейшей помещицы).

Оказывается, что Верховенский задумал создать революционную группу, посеять смуту в народе и разжечь пламя мятежа. Он пытается склонить к сотрудничеству сына местной помещицы – Ставрогина, с которым имел давнее знакомство, а также заставляет своих единомышленников убить Шатова, осознавшего губительность замыслов Верховенского. Вину за убийство взял на себя застрелившийся фанатик — нигилист Кириллов. В итоге замыслы революционеров терпят поражение, членов ячейки арестовывают, а сам Верховенский сбегает. Однако урон от его деятельности всё же был. В городе временно разгорелись беспорядки, было жестоко убито несколько человек, Ставрогин под грузом вины покончил жизнь самоубийством, даже родной отец Верховенского умер от болезни и нервного перенапряжения.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Бесы» разветвленная и многоступенчатая. Многомудрый Литрекон не хочет перегружать анализ описанием и характеристикой всех героев. Если Вам кого-то не хватило, напишите в комментариях, кого именно.

О системе образов писал известный исследователь прозы Достоевского, Н.А. Бердяев:

«Ставрогин — солнце, вокруг которого всё вращается. И вокруг Ставрогина поднимается вихрь, который переходит в беснование. Всё тянется к нему, как к солнцу, всё исходит от него и возвращается к нему, всё есть лишь его судьба. Шатов, П. Верховенский, Кириллов лишь части распавшейся личности Ставрогина, лишь эманация этой необыкновенной личности, в которой она истощается. Загадка Ставрогина, тайна Ставрогина — единственная тема «Бесов». Единственное «дело», которым все поглощены, есть «дело» о Ставрогине. Революционное беснование есть лишь момент судьбы Ставрогина, ознаменование внутренней действительности Ставрогина, его своеволия» (Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. С. 39—40).

Характеристика главных героев «Бесов» помещается в таблице от Многомудрого Литрекона:

герой романа «бесы» характеристика
николай ставрогин

молодой человек, дворянин. это главный бес достоевского, сильная и чудовищно привлекательная «демоническая личность». очень умный, талантливый и красивый человек. ведет двойную жизнь и скрывает от матери все свои истинные взгляды. учился в петербурге и пошёл по военной службе, однако вёл крайне порочный образ жизни. на спор женился на слабоумной марии лебедякиной, но, как ни странно, вёл себя с ней достойно и обходительно. в то же время соблазнил и растлил маленькую девочку, которая вскоре покончила с собой. помог в осуществлении планов верховенского по созданию ячейки, однако в последний момент понял своё заблуждение и безумие всего происходящего, а потому отошёл от революционеров и замкнулся в себе, страдая от мук совести. его мистическая и скрытная личность привлекает дарью (сестру убитого соратника) и елизавету (обеспеченную дворянку). в конце романа покончил жизнь самоубийством.

пётр верховенский циничный и беспринципный молодой человек, нигилист и революционер. почти всю свою жизнь воспитывался вдали от отца (который играл роль шута при дворе матери ставрогина и содержался ею). невероятно умён и коварен. легко втирается в доверие ко всем окружающим. нахален, мстителен и подл. причастен почти ко всем несчастьям, которые произошли в романе. ни во что не ставит людей, даже родного отца. желает уничтожить старый строй и построить новый мир. до безумия помешан на ставрогине, считая его идеалом, который должен стать центральной фигурой его грандиозного замысла.

варвара ставрогина

мать николая. дочь богатого откупщика. вдова. помещица. пользуется огромным авторитетом в городе. очень твёрдая, властная и уверенная в себе женщина. успешно ведёт своё хозяйство. живёт в довольно странных отношениях со степаном трофимовичем верховенским, деспотично управляет всеми, ко живёт в её доме. как и многие, попадает под влияние петра верховенского, который натравил её на собственного отца. в конце романа теряет и сына, и дорогого друга степана трофимовича.
степан верховенский интеллигентный старик, взращённый на либеральных и идеалистических убеждениях. дворянин. абсолютно непрактичный и неприспособленный к жизни человек. чувствителен и слезлив. был учителем николая, а потом остался жить на полном иждивении у варвары ставрогиной, с которой у него сложились высокие, лишённые всякой похоти отношения. собрал вокруг себя маленький кружок, который занимался в основном праздными разговорами по вечерам. весьма мнителен и самолюбив. в то же время очень умён и проницателен, сразу же понял, какое губительное влияние может оказывать его сын на окружающих. на званном вечере в городе вступил в последнюю схватку с нигилистами, зачитав речь о важности красоты. после этого, будучи не способным более выносить насмешки и своё положение приживалы, покинул имение ставрогиной, отправившись в путешествие. после короткого путешествия степан трофимович заболел и умер на руках у варвары петровны, искренне уверовав в бога перед смертью.

Темы

Тематика романа «Бесы» характерна для всего творчества Достоевского:

  1. Свобода — основная тема книги. Автор считает христианство религией свободы и показывает, что совершается с тем, кто вместо свободы исповедует вседозволенность. На этом повороте люди чудовищно ошибаются: в поисках свободы в идеях Ницше и в либеральных учениях других западных философов они натыкаются на самое жестокое рабство — на фанатизм. Петр становится рабом идеи о революции и роли Ставрогина в их деле, Николай — рабом собственных пороков, Кириллов — философии (он убивает себя, чтобы доказать теорию). Даже Шатов является заложником идеи о божественной миссии русского народа.
  2. Отцы и дети – в противостоянии поколений в своём романе Достоевский без сомнений отдаёт предпочтение старшему поколению. Несмотря на то, что все эти пожилые чиновники, почтенные помещики и мечтательные либералы старой закалки не лишены целого ряда недостатков, они всё равно кажутся писателю гораздо предпочтительнее представителей радикальной молодёжи, несущих лишь хаос и страдания. Однако автор возлагает на отцов вину за воспитание детей. Именно отец Верховенского проповедовал высокие идеи, громкие слова о свободе и равенстве, слыл либералом, но сам же играл в карту на своего крепостного. эти двойные стандарты и безответственные речи сформировали мировоззрение его сына — преступника и циника.
  3. Вера – вера, как и в других творениях Достоевского представлена в сугубо положительном ключе. Именно вера в Бога скрасила последние дни Степана Трофимовича, именно вера помогла Шатову одуматься и разорвать отношения с Верховенским. По мнению Достоевского, только православная вера может по-настоящему помочь человеку.
  4. Философия – роман наполнен философскими мыслями разных персонажей. Все они в итоге сводятся к типичной морали Достоевского о необходимости жить в смирении, доброте и любви.
  5. Любовь – любовь у Достоевского лишена какой бы то ни было материальности. Настоящие чувства, по его мнению, рождаются лишь из искренней душевной привязанности, гармонии между людьми.

Проблемы

Проблематика романа «Бесы» слишком многогранна и сложна, чтобы передать ее вкратце. Если Вам кажется, что нужно дополнить раздел, напишите об этом Многомудрому Литрекону. 

  1. Нигилизм – Достоевский со всей яростью обрушивается на нигилистическое мировоззрение, отрицающее всякие авторитеты. В самых жутких красках представлены злодеяния, на которые идут негодяи, лишённые всяких принципов, как они используют людей, убивают и калечат их. Достоевский презирает и отрицает мировоззрение таких людей, как несущих лишь зло и разрушение.
  2. Соблазн – на протяжении повествования персонажи подвергаются многочисленным соблазнам. Верховенский искушает Ставрогина окончательно пасть во тьму, светское общество сбито с толку и загипнотизировано разговорами о моде и прогрессе. Весь город окутывает морок. Однако в момент истины люди освобождаются от соблазнов и понимают, как жестоко они были обмануты, а Ставрогин находит в себе силы не опускаться ещё ниже.
  3. Порочность – неизбежным спутником радикалов из молодого поколения выступает целая вереница пороков. Блуд, лживость, распущенность, высокомерие, ненависть – всё это буквально захватывает городок. Достоевский показывает не только бесчеловечность радикалов, но и их полную безнравственность.

Смысл

В романе представлен взгляд Достоевского на общественные процессы в русском обществе второй половины девятнадцатого века. Писатель показал то разложение, которому подвергается молодёжь, осудил самые радикальные проявление нигилизма и распущенности. В этот и состоит основная идея романа «Бесы».

В противовес всей этой порочности он поставил любовь, гармонию, честность и православную веру, которые в итоге победят все лживые радикальные учения и приведут Россию в светлое будущее.

Главная мысль автора — показать молодежи, в чем заключается настоящая свобода личности. По его мнению, в душе каждого из нас скрыт Богочеловек, в каждом из нас горит искра добра и чистоты. Но как только мы пытаемся заменить его сверхчеловеком, которому все позволено, то свобода уступает место рабству. Рабству от идеи, которая разрешает нам делать то, что хочется. Без нее мы уже не существуем. Так, автор показывает судьбы всех идей раздвоенного сознания главного героя: сверхчеловек Кириллов убивает себя, Шатов теряет себя и становится жертвой идеи Верховенского, который только и думает, что о роли Николая в грядущем перевороте. Шигалев тоже становится заложником идеи о разрушении всего и вся.

Критика

Роман «Бесы» вызвал резонанс и раскол в обществе. Многие консерваторы оценили роман довольно высоко, с противоположной же стороны произведение подверглось жесткой критике.

Так, Л.Н. Толстой был очень недоволен романом, посчитав его слишком карикатурным и искажающим действительность в угоду реакции.

В.И. Ленин с раздражением говорил о «Бесах», видя в них лишь памфлет на революционеров и оду чиновникам и помещикам.

Сам Достоевский неоднократно дополнял и разъяснял свой замысел:

«…Это другое лицо (Николай Ставрогин) — тоже мрачное лицо, тоже злодей, — писал Достоевский 8 (20) октября 1870 г. М.Н. Каткову, издателю журнала «Русский вестник», где должен был печататься роман «Бесы», — но мне кажется, что это лицо трагическое, хотя многие, наверное, скажут по прочтении: «Что это такое?» Я сел за поэму об этом лице потому, что слишком давно уже хочу изобразить его. Мне очень, очень будет грустно, если оно у меня не удастся. Еще грустнее будет, если услышу приговор, что лицо ходульное. Я из сердца взял его».

Н.А. Бердяев точно определяет подход Достоевского к человеку: «Достоевский берет человека отпущенным на свободу, вышедшим из-под закона, выпавшим из космического порядка и исследует судьбу его на свободе, открывает неотвратимые результаты путей свободы» (Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. С. 42—43).

Многие исследователи творчества Достоевского отмечали его дар предвидения:

«Достоевский… вцепился в «сволочь» на Руси и стал пророком ее. Пророком «завтрашнего»» (Розанов В.В. Опавшие листья. СПб., 1913. С. 362).

Конечно, роман «Бесы» — грозное пророчество писателя о надвигающихся на мир катастрофах — это роман-предупреждение, призыв к бдительности людей. Достоевский был единственным человеком, кто из нечаевского дела вывел заключение: на мир надвигаются Нечаевы и ему подобные бесы-революционеры, которые будут шагать по трупам для достижения своих целей, для которых всегда цель оправдывает средства и которые даже не замечают, как постепенно средства становятся самоцелью. (Об этом хорошо сказано у Юрия Трифонова в статье «Загадки и провидение Достоевского» // Новый мир. 1981. № 11).

Автор: Михаил Щепин

Метки: 11 классразборроман БесыФедор Достоевский

Читайте также:

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Анализ романа Бесы

Анализ романа Бесы Достоевского

Произведение по жанровой направленности представляется реалистичным, поскольку повествует о действительности во всех ее многообразных проявлениях в виде хроникальности, сурового историзма мышления, философичности. С точки зрения многочисленных критиков произведение является роман-пророчеством, отражающим не только проблемы того периода времени, но и вопросы будущего.

Композиционная структура романа заключается в авторских размышлениях на несколько актуальных тематик в виде отношения отцов и детей, нигилизма, отсутствия единых нравственных ориентиров, религиозности и атеизма, реальности и мистики.

Главной мыслью произведения является авторская уверенность в отрицательном влиянии нигилистических настроений на русскую общественность, выраженная в виде человеческого беснования и хаоса вокруг людей.

Отличительной особенностью романа представляется использование писателем эпиграфов в виде отрывка пушкинского стихотворения «Бесы» и притчи из Евангелия от Луки, которые являются непосредственным отражением концептуальной составляющей произведения.

Сюжетная линия романа разворачивается в провинциальном российском городке, где проживает помещица Варвара Петровна Ставрогина, являющаяся влиятельной женщиной в губернии, высокомерной и деспотичной.  

Систем образов романа выстраивается вокруг разгадки тайны главного героя, который представляется в образе Николая Ставрогина, единственного сына Варвары Петровны, поскольку его душевное смятение и раздвоенность захватывают всех окружающих, начиная с нескольких его учеников и заканчивая целым городом.

Распад личности главного героя представляется автором в виде религиозного кризиса, переживаемого в России.

Личность Николая Ставрогина концентрирует вокруг себя всех героев романа в лице Степана Трофимовича Верховенского, духовного отца главного героя, представленного в экспозиции произведения, четырех женщин, возникающих в трагической судьбе Николая Лизы Тушиной, Даши, Марьи Тимофеевны, жены Шатова, четырех мужчин, символизирующих идеи Ставрогина, начавших новую жизнь Шатова, Кириллова, Петра Верховенского, Шигалева и, собственно, порожденных Ставрогиным мелких бесов Виргинских, Липутина, Лебядкина, Эркеля, Лямшина.

Смысл романа заключается в необходимости духовного оздоровления общества, зависящее от его морального благосостояния и выражения человеческого тепла и любви.

2 вариант

Произведение «Бесы» раскрывает вопрос о том, как Россия шла свой путь, то как внутри ведется политическая борьба, которая является достаточно широкой, ведь вопрос насильственных преобразований встает перед Россией достаточно остро. Здесь можно отследить и отсылку к «Отцам и детям», который был написан Тургеневым.

Он открывает тему нигилизма, которая становится в России, не только популярной, но и на самом деле актуальной и востребованной. Герои Тургенева и герои Достоевского раскрываются в идеологических спорах, которые показывают читателю, как могут развиваться события в произведении.

Он связывает свое произведение с стихотворением «Бесы», которое было создано Пушкиным, он тоже передает мысль о тех людях, которые сбились с пути и нуждаются в наставлении, они затерялись в обществе, которое похоже на вихрь и метели, полностью завоевавшими в обществе.

Тургенев тоже передает мысль о том, что общество российское больно, ему приходится переносить множество социальных трудностей. Все пытаются искоренить данные политические противоречия, но пытаются сделать это насильственным путем.

Автор поднимает мысль о том, что в принципе общество находится в трагическом и упадническом состоянии. Он пытается разобраться и с тем, почему общество не может прийти к успеху в целом. Оно старается справиться с существующими проблемами, но все равно сталкивается с такими же проблемами.

Главный герой Ставрогин – он уверен, что сможет быть сверхчеловеком и выбирает именно такой путь. Он человек двойственный, то он становится представителем значительных идей и вдохновляет окружающих молодых парней на то, чтобы бороться за свой народ.

То он буквально развращает окружающих своими мыслями.

Его двойственность свойственна и всему окружающему народу. Все живут именно так. С одной стороны, они готовы бороться за русский народ, а с другой стороны они готовы в любой момент отказаться от происходящего, так как необходимо приложить дополнительные усилия, пойти против собственных стереотипов и бороться за свое счастье.

Но наступит ли переломный момент в государственной политике? Или же время смуты не закончиться?

Бесы — Анализ произведения

Федор Михайлович Достоевский отдал в печать лишь вторую версию своего романа «Бесы». Первая была нещадно уничтожена после очередного эпилептического припадка. Достоевский, очень требовательный к себе человек, готов был задержать сроки сдачи романа в печать и жить с семьей впроголодь, но «сырой» на его взгляд материал, сдать не мог.

Идеей произведения послужила небольшая газетная вырезка о громком на то время преступлении, произошедшем в Москве в 1869 году. Члены одного революционного кружка, организатором которого был студент Нечаев, убили одного из своих соратников, Иванова, пожелавшего выйти из их тайного общества.

Это преступление огромным катком прокатилось по стране. Именно из этого происшествия получилось глубокое философское произведение, получившее признание, сначала за рубежом, а после распада советского союза, и в нашей стране.

Это не принятое в свое время произведение было построено на идее нигилизма, отрицания не конкретного, а всего сразу, без разбора и на подряд.

Главный герой, Верховенский, показан в романе крайне мерзким человеком, не останавливающимся ни перед чем для достижения своей главной идеи.

Революционные идеи, о которых он рассказывает своим соратникам, являются только средством к достижению главной цели – власти. Он трезво оценивает себя и свои силы и понимает, что «мелковат» для поста властителя голов и мыслей, поэтому ставленником своим делает Ставрогина Николая.

Ставрогин же, просто наслаждается своим верховенством, не понимая для чего ему это, да и не желает напрягаться и понимать это. Черная дыра, в которую, шаг за шагом, затягиваются люди, постепенно поглощает всех участников тайного общества. Один за другим погибают его члены.

В конце романа Ставрогин кончает с собой, что видится совершенно логичным, учитывая его предсмертное письмо, в котором и раскрывается его гнилостная черная сущность.

Растлитель малолетней девочки Матреши, клятвопреступник, насильник и, наконец, убийца, Ставрогин получает заслуженный конец. Проданная душа забирает с собой и тело.

Только Степану Трофимовичу Верховенскому, отцу Петра, Достоевский позволяет открыть путь спасения своей страны, погрязшей в бредовых идеях социализма, безверии, мечущейся между придуманным богом, попытками верить в него и бесконечными доказательствами того, что бога не существует через самоубийства.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Бесы

Анализ романа Бесы

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Что такое Сила характера (рассуждение 9 класс ОГЭ 15.3)

    Каждый человек сталкивается в жизни с определёнными трудностями. Кто-то, сталкиваясь с ними, сразу сдаётся, кто-то продолжает идти вперёд и добивается своего. Что же помогает людям преодолевать невзгоды

  • Хронологическая таблица жизни и творчества Пушкина

    Александр Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года в дворянской семье. Уже в детстве маленький Саша сочинял стихи на французском языке.

  • Отзыв о повести Олеся Куприна

    Повесть А.И. Куприна «Олеся» захватывает читателя с первых страниц. Этому способствует искренность повествователя и главного героя повести Ивана Тимофеевича, его простой, безыскусный, с лёгким юмором, рассказ о жизни

  • Сочинение на тему Окружающая среда

    Наша жизнь целиком и полностью зависит от окружающей нас среды, ведь это тысячи процессов и механизмов влияния на организм человека. Сейчас, на данном этапе развития человечества, мы не можем избавиться от глобальных проблем

  • Слово о полку Игореве — Анализ произведения

    Произведение рассказывает о том, как храбрый правитель, владеющий небольшим княжеством Новгородом-Северским, Святославович отправляется на сражение с половцами, которое состоялось в 1185 году.

Анализ романа «Бесы» (Ф. М. Достоевский)

Предпосылкой к написанию романа «Бесы» для Федора Михайловича послужили материалы из уголовного дела Нечаева – организатора тайного общества, целью которого были подрывные политические акции. Во времена автора это событие прогремело на всю империю. Однако ему удалось из небольшой газетной вырезки сделать глубокое и насыщенное произведение, которое считают эталоном не только русские, но и зарубежные писатели.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Суть
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы и настроение
  • 6 Главная мысль
  • 7 Чему учит?
  • 8 Критика

История создания

Федор Михайлович Достоевский отличался упорством и требовательностью. В один миг, пережив очередной эпилептический припадок, автор пришел к выводу, что новое произведение его совершенно не устраивает. Тогда он полностью уничтожил свое творение, но оставил нетронутой идею романа – историю о нигилистах, чье отрицание зашло слишком далеко.

Далее Достоевский заново берется за написание «Бесов» — так свет увидел вторую версию произведения. Писатель не успевал сдать работу к назначенному издателем сроку, но и не хотел предавать себя и отдавать публике произведение, которое его не устраивает. Катков, издатель автора, только разводил руками, ведь писатель обеспечивал себя и семью только авансами за книги, но готов был жить впроголодь, лишь бы не выпускать сырой материал.

Жанр, направление

В романе «Бесы» необычайно переплетаются такие качества, как хроникальность, суровый историзм мышления, философичность, но при этом писатель смотрел в будущее и говорил о том, что будет волновать и его потомков. Именно за данным романом надежно закрепилось обозначение: «роман-пророчество».

Действительно, большинство читателей отмечает провидческий дар Достоевского, ведь в романе отражены проблемы не только того времени, но и вопросы сегодняшнего информационного общества. Автор проникновенно изображает основную угрозу для будущего общественности – замещение устоявшихся понятий на неестественные бесовские догмы.

Направление творчества писателя – реализм, так как он изображает действительность во всем ее многообразии.

Суть

События происходят в провинциальном городке во владениях Варвары Петровны Ставрогиной. Ребенок вольнодумца Степана Трофимовича Верховенского, Петр Верховенский — основной идейный наставник революционного движения. Петр старается привлечь к революционерам Николая Всеволодовича Стравогина, который является сыном Варвары Петровны.

Петр Верховенский созывает «сочувствующих» перевороту молодых людей: военного в отставке Виргинского, эксперта народных масс Толкаченко, философа Шигалева и др. Лидер организации Верховенский планирует убийство бывшего студента Ивана Шатова, который решает расстаться с революционным движением. Он покидает организацию из-за интереса к мысли народа-«богоносца». Однако убийство героя нужно компании не для мести, реальный мотив, которого не знают рядовые члены кружка, — сплочение организации кровью, единым преступлением.

Далее события развиваются стремительно: маленький городок потрясают невиданные доселе происшествия. Всему виной тайная организация, но о ней горожане не имеют понятия. Однако самые жуткие и пугающие вещи происходят в душе героя, Николая Ставрогина. Автор подробно описывает процесс ее разложения под влиянием вредоносные идей.

Главные герои и их характеристика

  • Варвара Ставрогина — известная губернская дама, выдающаяся помещица. Героиня обладает имением, унаследованным от обеспеченного откупщика-родителя. Муж Всеволод Николаевич, по профессии генерал-лейтенант, не владел огромным состоянием, но обладал большими связями, которые Варвара Петровна, после его ухода из этой жизни, всеми возможными способами стремится восстановить, но безуспешно. В губернии она очень влиятельная женщина. По своей природе она высокомерна и деспотична. Однако героиня часто чувствует сильную зависимость от людей, порой даже жертвенную, но и взамен ждет такого же поведения. В общении с людьми Варвара Петровна всегда придерживается лидирующей позиции, не исключение и старые друзья.
  • Николай Всеволодович Ставрогин – обладал демонической привлекательностью, имел превосходный вкус и благовоспитанное поведение. Общество на его появление реагировало бурно, но, при всей живости и насыщенности его образа, герой вел себя довольно скромно и не особо разговорчиво. Всё женское светское общество было в него влюблено. Николай Всеволодович встречался с супругой Шатова – Машей, с его сестрой – Дашей, со своей знакомой из детства – Елизаветой Тушиной. Возвратившись из Европы, он принимал участие в возрождении тайного общества. В этот же период он ставил опыт по воздействию на Шатова и Кириллова. Прямое участие в смерти Шатова Николай Всеволодович не принимал и даже относился к этому отрицательно, но мысль о сплочении участников объединения исходила именно от него. Подробнее о характере Ставрогина
  • Кириллов Алексей Нилыч – один из ведущих персонажей произведения Ф. М. Достоевского «Бесы», по профессии инженер-строитель, он придумал теорию самоубийства, как потребность рассуждающего человека. Кириллов преодолел быстрый путь от религии к отрицанию существования кого-то свыше, был одержим маниакальными мыслями, идеями о революции и готовности к самоотречению. Всё это в Алексее Нилыче вовремя увидел Петр Верховенский – персона хитрая и безжалостная. Петр был осведомлен о намерении Кириллова совершить самоубийство, и принудил его написать признание, что Шатов, которого убил Петр, погиб от рук Кириллова.
  • Петр Степанович Верховенский – предводитель революционеров, скользкий и коварный персонаж. В произведении это главный «бес» — он управляет тайным обществом, продвигающим атеистские прокламации. Вдохновленный безумными мыслями, он старается очаровать ими и Николая Всеволодовича Ставрогина – друга детства. Внешностью Верховенский неплох, но не вызывает ни у кого симпатии.
  • Степан Трофимович Верховенский – человек старой закалки, преданный высоким идеалам и проживающий на содержании известной губернской особы. В молодости обладал красивой внешностью, отголоски которой можно заметить и в старости. В его поведении много притворства, но он достаточно образованный и проницательный. Был женат два раза. В какое-то время он был уважаем почти как Белинский и Герцен, но после обнаружения у него поэмы двусмысленного содержания, был вынужден уехать из Петербурга и скрыться в поместье Варвары Петровны Ставрогиной. С тех пор он заметно деградировал.
  • Шигалёв – участвовал в организации убийства Шатова, но отказался от этого. О Шигалёве известно немного. Сотрудник отдела хроники говорит, что он приехал в город за пару месяцев до происшествия, ходил слух, что он публиковался в известном петербургском издании. Создавалось впечатление, словно Шигалёву известно время, место и событие, которое должно произойти. По мнению этого персонажа, все люди должны быть разделены на две неравноценные половины. Только одна десятая должна обладать властью. Оставшаяся часть – стадо без мнения, рабы. В подобной манере предстояло перевоспитать целые поколения, потому как это было более чем естественно.
  • Эркель, Виргинский, Липутин, Толкаченко – члены тайного общества, которых завербовал Верховенский.

Темы и настроение

  1. Отношения отцов и детей. Очевидно, в романе «Бесы» автор описывает столкновение разных эпох и потерю связи разных поколений. Родители совсем не понимают детей, они как будто с разных планет. Поэтому молодежи никто не может вовремя помочь, так как утеряны те драгоценные семейные узы, которые могли бы удержать юношей от морального падения.
  2. Нигилизм. В романе «Бесы» четко видна связь с произведением «Отцы и дети», так как именно Тургенев первым заговорил о нигилизме. Читатель узнает героев Достоевского, как и тургеневских персонажей, через идеологические споры, в которых открываются возможные направления совершенствования общества. В незначительном количестве наблюдается связь со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, с одноименным названием «Бесы»: мысль о потерявших свой путь людях, которые блуждают кругами в словесном тумане русского общества.
  3. Отсутствие единых нравственных ориентиров. Духовный общественный недуг, показанный автором, спровоцирован полным отсутствием высоких ценностей. Ни развитие техники, ни скачек образования, ни жалкие попытки уничтожить общественные разногласия при помощи власти не приведут к положительному результату, пока не появятся единые нравственные ориентиры. «Великого ничего нет» — вот главная причина печального состояния русского народа.
  4. Религиозность и атеизм. Достигнет ли человек гармонии после жизненных страданий, и имеет ли ценность эта гармония? Если не существует бессмертия – можно делать всё, что придет в голову, не задумываясь о последствиях. В этом умозаключении, которое может возникнуть у любого атеиста, автор видит опасность безверия. Однако Достоевский понимает, что и вера не может быть абсолютной, пока у религиозной философии есть неразрешенные вопросы, по которым нет единого мнения. Мысли писателя следующие: справедлив ли Бог, если позволяет страдать невинным людям? И если это — его справедливость, то как можно судить тех, кто проливает кровь на дороге к общественному счастью? По мнению автора, нужно отказаться от всеобщего счастья, если ради него понадобится хоть одна человеческая жертва.
  5. Реальность и мистика постоянно сталкиваются в произведениях Федора Михайловича Достоевского, порой до такой степени, что грань между повествованием писателя и иллюзиями самого персонажа исчезает. События развиваются стремительно, они происходят стихийно в небольшие временные отрезки, они мчатся вперед, не позволяя человеку, по ту сторону книги, сосредоточится на обыденных вещах. Приковывая всё внимание читателя к психологическим моментам, автор лишь по крупицам дает бытовой материал.

Главная мысль

Федор Михайлович Достоевский старался описать болезнь нигилистов-революционеров, которая засела или постепенно наводит свои порядки в головах людей, рассеивает около себя хаос. Его идея (упрощенно) сводится к тому, что нигилистические настроения отрицательно влияют на русское общество – как беснование на человека.

Федор Михайлович установил причину и значение революционного движения. Оно сулит счастье в будущем, но цена в настоящем слишком велика, на нее нельзя соглашаться, иначе люди утратят моральные ценности, которые делают их совместную жизнь возможной. Без них народ распадется и самоуничтожится. И только преодолев это непостоянное явление (как беснование души), Россия станет сильнее, станет на ноги и будет жить с новой силой – силой единого общества, где человек и его права должны быть на первом месте.

Чему учит?

Духовное здоровье нации зависит от морального благосостояния и приумножения тепла и любви во всех людях по отдельности. Если у всего общества есть единые нравственные каноны и ориентиры, оно пройдет через все тернии и достигнет процветания. А вот разнузданность идей и отрицание основы основ приведет к постепенной деградации народа.

Созидательный опыт «Бесов» показывает: во всем необходимо находить нравственный центр, определять уровень ценностей, руководящий мыслями и поступками человека, решать, какие отрицательные или положительные стороны души полагаются на различные жизненные явления.

Критика

Естественно, русская критика, в частности либерально-демократическая, отрицательно отреагировала на выход «Бесов», усмотрев в сюжете острую сатиру. Глубокое философское наполнение было рассмотрено как идеологическое предупреждение нечаевщины. Рецензенты писали о том, что исчезновение революционной инициативы повергнет общество в оцепенение и сон, а власть перестанет слышать голос народа. Тогда трагическая судьба русского народа никогда не изменится к лучшему.

В работе «Духи русской революции» Бердяев выражает мнение о том, что нигилизм в понимании Достоевского можно трактовать как определённый религиозный взгляд. По Бердяеву, русский нигилист может представить вместо Бога самого себя. И хотя у самого Достоевского нигилизм больше связан с атеизмом, но в знаменитом монологе Ивана Карамазова о слезе ребёнка чувствуется острая необходимость человека в вере.

Автор: Дарья Попова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Сочинение по роману Достоевского “Бесы”

Роман “Бесы” принадлежит к числу наиболее сложных и спорных произведений Достоевского. В романе, несомненно, отражены реальные проблемы русской жизни 70-х годов, но дают себя знать и памфлетность, прямая недоброжелательность к русскому революционному движению.

После того как стало известно чудовищное преступление группы анархиста С. Г. Нечаева, убившей одного из своих соратников, заподозренного в измене, Достоевский с лихорадочной быстротой принимается за работу над романом, в котором он намеревался заклеймить “нигилистов”. Писатель не скрывал, что ставит перед собой тенденциозную цель, “хотя бы погибла при этом моя художественность”, как писал он в одном из писем того периода. “Не-чаевщина” была осуждена Марксом и Энгельсом, против нее выступили и русские революционеры-народники. Но Достоевский воспринимал конкретный случай как нечто характерное для самой сути революционной теории и практики.

В “Бесах” есть выразительные сатирические зарисовки бюрократического общества (губернатор фон Лембке и его супруга), весьма иронически изображены либералы 40-х годов – писатель Кармазинов, Степан Верховенский. Писатель считал, что поколение “отцов” во многом виновато в грехах “детей”, в наибольшей степени удалившихся от народной правды. Это в первую очередь Николай Ставрогин с присущим ему демоническим началом.

Анархическое отрицание лицемерной морали общества приводит его самого к цинизму и разврату. Искалечив жизнь многим людям, он кончает с собой, отказываясь бежать в Швейцарию после ареста созданной Петром Верховенским заговорщицкой организации.

Весь мир, по тревожному предчувствию писателя, живет в преддверии какой-то неведомой и грозной социальной и нравственной катастрофы Бесы угрожают человечеству. С этой точки зрения в последние годы роман Достоевского начинает восприниматься не просто как антиреволюционное произведение, тенденциозный памфлет, но и как роман-трагедия, роман-предостережение, затрагивающий многие реальные и больные проблемы, настоятельно требующие открытого обсуждения. Объективно “Бесы” сигнализируют ‘4об опасности проникновения в революционное движение разного рода экстремистов, прикрывающих высокими лозунгами свою антисоциальную сущность, аморальность и тщеславие, готовых пойти на любую ложь, подлость и насилие ради утверждения своей власти над людьми. Борьба за светлое будущее человечества неразрывна с гуманизмом.

Писатель решительно выступает против анархического индивидуализма, против иезуитского принципа “цель оправдывает средства”. Чистое и святое дело не терпит грязных рук. Роман в наши дни приобрел актуальное значение, предупреждая о недопустимости любых форм демагогии, псевдореволюционности, терроризма, враждебных высоким идеалам человеческого сообщества.

Loading…

Сочинение по роману Достоевского “Бесы”

  • Сочинения
  • Краткие изложения
  • Произведения
  • Культуры
  • Биографии
  • Критика
  • ГДЗ

Главная >Достоевский >Бесы >Сочинения

Бесы

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение

Читается примерно за 13 минут

Главные герои

И их характеристика

Сочинения по произведению Бесы Достоевский

Сюжет романа Достоевского «Бесы»
Единственный критерий художественной истины верность (по роману «Бесы»)
Сочинение по роману Достоевского «Бесы»
Петр Верховенский — характеристика литературного героя
Шатов — характеристика литературного героя
Бесы
Шатов — центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы»
Замысел романа Достоевского «Бесы»
Кириллов центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Бесы»
Центральный персонаж романа Достоевского «Бесы»
Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы»
Герой романа Ф.М. Достоевского «Бесы»
Роман «Бесы» принадлежит к числу наиболее спорных
Образ Николая Ставрогина в романе «Бесы»
Ф.М. Достоевский. «Бесы». (1871-1872)

Copyright © 2002-2023 По всем вопросам обращаться на эту почту: admin@allsoch.ru

Обращение к пользователям

Главная>Сочинения по произведению Бирюк

Замысел романа

33 предложения/ 429 слов

Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» был написан во второй половине 19-го века и считается одним из наиболее политизированных и антинигилистических романов автора. Это был шестой роман Достоевского. На его создание повлияли некоторые реальные события, связанные с так называемым «Делом Нечаева». Так, некий С. Г. Нечаев, русский нигилист и революционер, осенью 1869 году организовал убийство студента Иванова, ложно обвиненного в предательстве.

Нечаев был не просто революционером, а лидером группировки «Народная расправа». С помощью хитрости и коварства он мог подчинить своей воле даже людей намного старше себя. Именно этот человек стал прототипом Петра Степановича Верховенского в произведении «Бесы». Все участники преступления были осуждены и получили сроки на каторге. Сам Нечаев бежал в Швейцарию, но Россия сумела добиться выдачи преступника и его приговорили к 20 годам каторжных работ.

Достоевский узнал об этой истории от брата своей жены Ивана Сниткина, который на тот момент был также студентом Петровской академии и лично знал как Иванова, так и некоторых лиц, принимавших участие в его убийстве. Дабы подчеркнуть всю чудовищность этой ситуации автор использовал эпиграф из стихотворения Пушкина «Бесы». Складывается ощущение, что над Россией кружат бесы, а сам роман проникнут предчувствием катастрофы.

Писателю было важно не только передать актуальные события, но и осветить проблемы, возникшие на тот момент в обществе. Он считает невозможным установление гармонии без внутренних изменений человека. Одним словом, неправильно менять общественный строй, а человек должен меняться сам. Также, человек должен руководствоваться движениями своего сердца, а не теориями разума, которые легко внушить любому.

Так Верховенский, пользуясь своим даром красноречия и умением убеждать людей, совершает уйму безнравственных и жестоких поступков. Ему помогают в этом молодые и не очень нигилисты, которые видят за революцией будущее. В стремлении к своим эгоистичным целям они не останавливаются ни перед чем. Их даже не страшит убийство Шатова. Ведь Верховенский на словах их убедил, что Шатов — предатель и доносчик.

Идея убить одного из пяти членов кружка пришла в голову гениальному и душевнобольному Николаю Ставрогину. Именно он предположил, что ничто так не укрепляет связь между группой людей, как пролитая кровь. В то же время это укрепит власть Петра Степановича над ними. Все члены кружка станут как рабы и не посмеют бунтовать. Однако, излагая такие идеи, сам Ставрогин и предположить не мог, как далеко в своих действиях может зайти Верховенский.

Прототипом Ставрогина принято считать петрашевца Н. А. Спешнева, с которым Достоевский в молодости был лично знаком. Это был атеист, оказавший сильнейшее влияние на будущего писателя. Сам Достоевский писал об этом персонаже, что это и русское и типическое лицо, которое он взял из сердца. Со временем личность Николая Ставрогина стала предметом изучения у ряда психологов, которые считали его поступки странными и продиктованными шизофренией.

см. также:
Другие сочинения по произведению Бесы, Достоевский

Характеристики главных героев произведения Бесы, Достоевский

Краткое содержание Бесы, Достоевский

Краткая биография Фёдора Достоевского

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ произведения Достоевского Бесы

Анализ произведения Бесы Достоевского

Произведение под названием «Бесы» написано русским писателем Федором Михайловичем Достоевским. Она по праву считается одним из самых глубоких и трудных к восприятию творением этого автора. После своей первой публикации дискуссии критиков по поводу расшифровки образов главных героев, идеи, концепции, содержания долгое время не замолкали.

Произведение относится к жанру романа, так как в нем имеется несколько смысловых линий. Оно было задумано после дела Нечаева. Дело в том, что члены группы Нечаева убили того, кто был слушателем в Петровской земельной академии. Эта ситуация заинтересовала очень Федора Михайловича Достоевского. Это послужила своеобразным творческим толчком и в 1870 году журнал «Русский вестник» получает первые части будущего произведения.

Роман много раз поддавался переделыванию и переписыванию со стороны автора. Когда-то Достоевский получил предупреждение, что скоро в его жилище проведется обыск. В панике он сжег многие рукописи, в их числе были черновые варианты романа. Да и идея и образ главного героя постоянно правились. Сначала эту позицию должен был занять Петр Верховенский. Но потом им оказался Николай Ставрогин. Достоевский использовал классическую для своих произведений фабульную линию, а именно извечную борьбу между правильным и грешным героями. Сначала должен был в произведении фигурировать монах Тихон. Но он был убран по совету издателя. Произведение было окончательно написано в 1872 году. В двадцатом веке в свет вышли черновые работы произведения.

Перед русскими людьми около двадцати лет, с начала 1860 года, стояли многие вопросы. В их число входят: путь государства, варианты видения политического противостояния и можно ли изменить мир, прибегая к насилию?

В романе есть элементы, отсылающие к произведению «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, который ярко и блестяще раскрыл нигилизм. Как и в тургеневском романе, достоевские герои хорошо показывают свой характер в спорах на темы идеологии, они рассуждают у будущем развитии общества. Имеются символы с пушкинским стихотворением «Бесы», в котором подняты вопросы и проблемы людей, что сбились с истинного и верного пути, теперь они блуждают в тумане, замкнуты в круг, который создали вихри и метели русской общественности. Эту мысль не разрешается упустить.

В романе русское общество показывается больным духовно. И эта хворь вызвана не чем иным, как неимением великих идеалов. Техническое развитие, образование – все это не приведет к успешности, если не найти пути развития нравственности. Причина такого трагизма в русском обществе – это отсутствие духовных скреп и высоких моральных основ.

Главный герой романа по имени Николай Ставрогин является сложнейшим образом в мировой классике. Его фамилия символизирует его принадлежность к великим делам. Этот человек умен, образован и одарен природой. Но он отвергает свою миссию и становится эгоистом.

Анализ произведения Достоевского Бесы

Анализ произведения Достоевского Бесы

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Любовь в жизни Онегина и Татьяны (9 класс)

    Написанный гением русского слова роман «Евгений Онегин» стал знаковым произведением русской языковой культуры. А. С. Пушкин рассказывает читателю любовную историю простушки Татьяны и уставшего от дворянского образа жизни Евгения.

  • Добро и зло в повести Ночь перед Рождеством Гоголя 5 класс сочинение

    Добро и зло, свет и тьма — две противоположности, которые дополняют друг друга. Ещё с давних времён добро и зло заводят людей в заблуждение, заставляя задуматься, как отделить черное от белого, добро от

  • Сочинение на тему Разум и чувства по литературе

    Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей.

  • Образ и характеристика Карла Великого в Песне о Роланде сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Карл Великий, представленный в образе французского короля, прототип реальной исторической личности.

  • Сочинения по картинам

    В этом разделе собраны сочинение по картинам художников. Чтобы найти картину выберите автора или воспользуйтесь поиском.

  • Достижимо ли всеобщее счастье сочинение аргументы
  • Дорогу осилит идущий сочинение отцы и дети
  • Достижимо ли всеобщее счастье итоговое сочинение
  • Дорогу осилит идущий сочинение гадюка
  • Дорогу осилит идущий сочинение вывод