метки: Достоевский, Русская, Почему, Называть, Зеркало, Роман, Писатель, Написать
Завтра, 12 ноября, Россия отметит день рождения писателя, которого с одной стороны, неэтично называть культовым, а с другой стороны, уже около двух столетий он таковым для России является. И не только для России, а и для остального мира тоже, потому что принято считать, что именно этот писатель — ключ в разгадке русской души.
Поймешь Достоевского — поймешь русскую душу. Впрочем, человеку со стороны Достоевского понять нелегко, потому что в его произведениях русская душа предстает не в первозданном своем виде, а в виде квинтэссенции. А уж эту квинтэссенцию европейцу или американцу понять крайне трудно, а принять — вряд ли возможно.
Судьба самого Достоевского была тоже самой что ни на есть русской квинтэссенцией, в которой мученичество и порочность, светлая вера и безбожие, страстность и отрешенность переплелись неразделимо.
Каждый русский писатель рано или поздно ощущает необходимость так или иначе прикоснуться к Достоевскому. Вот пример из Довлатова: «Однажды меня приняли за Достоевского. Это было так. Я выпил лишнего. Сел в автобус. Отправился по делам. Рядом оказалась девушка, и я заговорил с ней. Просто чтобы не уснуть. Автобус шел мимо ресторана «Приморский», когда-то он назывался — «Иванова». И я, слегка качнувшись, произнес: «Обратите внимание, любимый ресторан Достоевского.» Девушка отодвинулась и говорит: «Оно и видно, молодой человек!..»»
Одно из самых бестселлерных обращений — акунинский «Черный монах», выстроенный кирпичиками на достоевском фундаменте.
Дух Достоевского витает в Петербурге, как в Москве Садовая и Патриаршие пруды дышат духом Булгакова.
Петербургские граффити зачастую включают в себя реминисценции Достоевского — ну, например, «Родя, мы с тобой!»
Есть бар-ресторан «Достоевский», в котором — европейская и русская кухни. Расположен он, кстати, на Владимирской площади, где Раскольников просил прощения у Сонечки Мармеладовой.
Сегодня в Петербурге в музее Достоевского отмечают День рождения писателя.
Этой дате посвящена конференция «Достоевский и международная культура», которая начнет свою работу в день рождения писателя, и две выставки, которые откроются 13 ноября:
3 стр., 1211 слов
«Великий писатель и гражданин России А.И.Солженицын» …
… способна осветить человеку глубокую правду о нём самом и окружающем мире. Солженицын сегодня стал тем писателем, чьи размышления помогают каждому из … Тема сочинения:, Великий писатель и гражданин России А.И.Солженицын., Жанр сочинения: Эссе. В наше непростое время, когда … в доме « с четырьмя оконцами вряд на холодную красную сторону и с украшением под теремок чердачным окошком». Избу построили …
- «Образ Достоевского»,
- «Предметная среда романа «Преступление и наказание».
Первая выставка представит различные живописные и скульптурные изображения Достоевского из фондов музея, где хранится порядка 200 его портретов. На выставку отобрано 35, созданных художниками за последние сорок лет. Это работы Г.Гликмана, Э.Неизвестного, Ю.Селиверстова, И.Иванова, В.Мишина, П.Шевченко, И. Князева и др. В экспозиции есть акварель, выполненная знаменитым польским кинорежиссером Анджеем Вайдой, в творчестве которого произведения Достоевского занимают особое место.
Вторая выставка — «Предметная среда романа «Преступление и наказание» — создана художником Борисом Костыгиным. В нее вошли рисунки, подготовленные художником как иллюстрации к произведениям писателя. Среди листов, представленных на выставке, есть план места действия романа с подсчетом шагов (масштаб 1:2000), «Трактиры», «Дом процентщицы», «Дом Раскольникова», «Раскольников в центре Петербурга», «Силуэты героинь или «эпоха кринолинов», «Мосты через «канаву» — всего 20 листов из подготовленных Костыгиным за два года 25-ти. «Я — не иллюстратор, — говорит Борис Костыгов, — я примечания рисованные делаю, чтобы уяснить, кто где стоял и сидел, как и сам писатель объяснял своей Анне Григорьевне».
Одновременно публике будут представлены две компьютерные программы. Первая представляет собой виртуальную экспозицию музея Достоевского, вторая в занимательной форме знакомит с биографией писателя. Сотрудники Музея Достоевского надеются на то, что им удастся издать роман со всеми рисованными и словесными комментариями Бориса Костыгова.
Тем любителям творчества Достоевского, которые не живут в Петербурге, можно отправиться на сайт «Клуб любителей творчества Ф.М.» и там отметить день рождение любимого писателя культурно и коллективно.
Хронологическая таблица жизни и творчества М. Ф. Достоевского.
11 ноября 1821 г. | Рождение Ф. М. Достоевского. |
1834-1837 г. | учёба братьев Фёдора и Михаила Достоевских в пансионе Л. И. Чермака. |
зима 1837 г. | смерть матери Достоевского. |
16 января 1838 г. | Достоевский поступает в инженерное училище. |
начало лета 1839 г. | смерть отца Достоевского. |
12 августа 1843 г. | окончание инженерного училища. |
июнь-июль 1844 г. | в 6-ой и 7-ой книгах «Репертуара и Пантеона» напечатана повесть О. де Бальзака «Евгения Гранде» в переводе Достоевского. |
май 1845 г. | написан роман «Бедные люди». |
конец 1845 г. | написан рассказ «Двойник». |
март 1846 г. | знакомство с Буташевичем-Петрашевским. |
октябрь 1846 г. | написана повесть «Господин Прохарчин». |
весна 1847 г. | Достоевский становится постоянным членом кружка петрашевцев. |
декабрь 1847 г. | Написана повесть «Хозяйка». |
1848 г. | написан роман «Белые ночи». |
1849 г. | написан роман «Неточка Незванова». |
23 апреля 1849 г. | Достоевский заключён под стражу. |
22 декабря 1849 г. | состоялся «расстрел» Достоевского. |
23 января 1850 г. | прибытие и заключение Достоевского в омский острог. |
февраль 1854 г. | Достоевского определяют рядовым в Семипалатинский батальон. |
осень 1854 г. | знакомство Достоевского с областным прокурором А. Е. Врангелем. |
1 октября 1856 г. | Достоевский произведён в офицеры. |
6 февраля 1857 г. | Достоевский венчается с Исаевой М. Д. в Кузнецке. |
2-ая половина декабря 1859 г. | возвращение Достоевского из ссылки в Петербург. |
1859 г. | завершены «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». |
1860 г. | написан роман «Записки из Мёртвого дома»,в Москве выходит первое собрание сочинений Достоевского в 2-х томах, изданное П. А. Основским. |
январь 1861 г. | закончен роман «Записки из Мёртвого дома», знакомство с А. П. Сусловой. |
лето 1862 г. | поездка Достоевского в Европу. |
1863 г. | выпущен цикл «Зимние заметки о летних впечатлениях». |
1864 г. | написаны «Записки из подполья»; в апреле в Москве умирает первая жена Достоевского Мария Дмитриевна; в июле в Павловске умер Михаил Достоевский. |
1865 г. | в журнале «Эпоха» опубликован рассказ «Необыкновенное событие, или пассаж в пассаже». |
июль-октябрь 1865 г. | поездка Достоевского за границу. |
ноябрь 1866 г. | написан роман «Игрок». |
15 февраля 1867 г. | Достоевский женится на А. Г. Сниткиной. |
1867-1868 гг. | Достоевский с женой проводят за границей. |
1867 г. | в Женеве умирает трёхмесячная дочь Достоевских София; написан роман «Преступление и наказание». |
1868 г. | в журнале «Русский вестник» опубликован роман «Идиот». |
14 сентября 1869 г. | в Дрездене родилась дочь Достоевского Люба. |
1870 г. | написана повесть «Вечный муж». |
16 июля 1871 г. | у Достоевского родился сын Фёдор. |
1872 г. | завершено написание романа «Бесы». |
с 1872 г. | Достоевские каждое лето проводят в Старой Руссе. |
1873-1874 гг. | Достоевский является редактором еженедельника «Гражданин», из которого широкому читателю становится известно о «Дневнике писателя». |
с января 1875 г. | в «Отечественных записках» начинает печататься роман «Подросток». |
12 августа 1875 г. | у Достоевских рождается сын Алексей, который умирает через три года от эпилепсии. |
ноябрь 1876 г. | в «Дневнике писателя» напечатан рассказ «Кроткая». |
2 декабря 1877 г. | Достоевского избирают членом-корреспондентом Академии наук отделения русского языка и словесности. |
30 декабря 1877 г. | Достоевский произносит речь на похоронах Некрасова. |
1880 г. | закончено написание романа «Братья Карамазовы». |
8 июня 1880 г. | Достоевский произносит речь о Пушкине. |
28 января 1881 г.1 февраля 1881 г. | смерть Достоевского. Погребение писателя на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. |
Эссе
Писатель, изменивший мир
В этом году исполнилось двести лет со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского. В честь этой знаменательной даты хотелось бы рассмотреть его творчество с точки зрения читателя, открывшего для себя произведения, которые изменили взгляд на окружающий мир, на самого себя в этом мире…
Достоевский — выдающийся русский прозаик, мыслитель, философ. Классик мировой литературы, один из символов русского реализма, ознаменовавшего золотой век отечественной литературы. Труды писателя были востребованы как тогда, так и сейчас. В искусстве России девятнадцатого века критический реализм стал способом отображения объективной действительности. Литература стала той площадкой, которая позволила открыть глаза широкой публике на тяжёлую жизнь низших классов и проблемы существующего социального строя вообще, ведь герои Достоевского — это не только люди неимущих классов, но и дворянства. В своих произведениях автор упрекает общество в падении нравов и отказе от морали, призывает к осмыслению жизни и пересмотру ценностей. Фёдор Михайлович Достоевский, как врач, вскрывает нарыв и показывает всю грязь и мерзость, в которые опустилось человеческое общество. На этом же фоне писатель знакомит нас с чудесными и удивительными людьми высокой нравственной чистоты. Каждое произведение ставит вопросы о страдании, о прощении. После такого чтения человек не сможет остаться прежним.
Пожалуй, одним из главных произведений, красноречиво рассказывающих об ужасах современного автору строя, стала повесть «Записки из Мёртвого дома», в которой писатель повествует о своём каторжном опыте. Автор рассказывает о каторге, как о самом ужасном месте на земле, буквальном дне общества. Попадая туда, каждый вливается в атмосферу преступного мира, не имея сил сопротивляться ей. Каторжники сами себя называют «сильно каторжные». Это «отрезанные ломти общества», проклеймённые для свидетельства их вечного отвержения. Учреждения для наказания, в идеале призванные исправить человека, на практике наказывают ещё сильнее, даже губят его. Атмосфера лагеря каторжников проникнута серостью, безнадёжностью и бренностью бытия. Тогда люди, провинившиеся перед обществом, работая с раннего утра до позднего вечера, озлобляются ещё сильнее и всё больше и больше ненавидят общество, осудившее их на эти мучения. Нужно быть сделанным из титана, чтобы, пройдя столь суровую школу, не сломаться и выйти оттуда человеком. Достоевский сумел отыскать в душе каторжника великодушие. Писатель отмечает, что в таких суровых обстоятельствах возможно сохранить в себе человека. Достоевскому, например, помогло Евангелие, вера во Христа. Писатель отмечал, что именно на каторге его вера укрепилась. Евангелие, с которым Фёдор Михайлович прошёл каторжный путь, оставалось с ним до самой его смерти.
Однако Ф.М.Достоевский в своих произведениях обличает не только людей низших классов, но и высший свет. Дворянство в произведениях писателя — насквозь «прогнивший» слой общества, выродившееся явление. Из некогда прогрессивного класса оно превратилось в людей, забывших, что значит долг служения Отечеству. Они погрязли в мелочности. Нагляднее всего это показано в романах «Идиот», «Бесы». Большинство персонажей этих романов — корыстные люди, страдающие от безделия. Они не в силах побороть свою праздность. Она, в свою очередь, овладевает их разумом, сердцами, порабощает страстями. Их мораль низка, а нравственность погублена извращённым представлением об удовольствиях жизни. Именно поэтому такие положительные герои, как князь Мышкин, пытающиеся изменить хоть что-то, не находят себе места в обществе, потому что общество отторгает тех людей, которые начинают менять мир с себя. Лев Николаевич Мышкин уверен, что жизнь по совести, по закону морали возможна в честном труде, в жизни «по правде». Князь Лев Николаевич Мышкин – идеальный человек: не обижается, не ищет выгоды, прощает, не противится злу насилием. И что же? Он жалок в глазах большинства. Его называют идиотом. Буквальное значение этого слова – «отдельный человек, несведущий, живущий в отрыве от общества». Сам он предлагает этому обществу веру в светлое начало каждого человека, неустанно ищет гармонию, предлагает людям обрести согласие и добрые отношения. Трагична судьба князя Мышкина: его путь добра отвергается. Если в романе «Идиот» идеалист Мышкина сравним с Христом, то в романе «Бесы» герои, опирающиеся на идеи насилия, загоняют себя в тупик безбожия, преступления и разочарования.
Ф.М.Достоевский описывает преступления, как одну из крайностей жизни. В образах Родиона Раскольникова и Дмитрия Карамазова показаны люди, доведённые нуждой и ненавистью до крайности, утратившие всякий смысл жизни, и поэтому дошедшие до мысли об убийстве как единственном решении проблем. Герои романов Достоевского, за редким исключением, — живые мертвецы, не понимающие или забывшие, зачем они живут на земле.
Ф.М.Достоевский – не только неподражаемый художник слова, но и проникновенный психолог. Благодаря этому герои произведений писателя выглядят настолько живыми, что начинает казаться, будто они списаны с реальных людей. Что было отчасти правдой. Писатель открывает внутренний мир, душевные метания, попытки осмыслить бытие. Зная это, становится страшно осознавать масштабы мирового зла. Нет, не только для устрашения и возмущения представляет автор своим читателям злодеев и их злодеяния. На их фоне особенно красивы своими душами и благородными поступками любимые герои Достоевского: Князь Мышкин, Соня Мармеладова, Настасья Филипповна. Они верят, что человека способна воскресить любовь и живут так, как верят.
Человек, читающий Ф.М.Достоевского, имеет возможность прикоснуться к настоящему кладу мудрости. Читатель вместе с героями проживает их жизнь, моменты душевного торжества и падения. Когда знакомишься с произведениями великого русского писателя, открываешь для себя палитру человеческих характеров. Это целая Вселенная, которая устроена и просто, и сложно. Безусловно, сам Достоевский есть часть этой Вселенной. Свои идеи с книжных страниц великий русский писатель представил всему миру, и весь мир их разделил. Достоевский стал частью человеческой культуры. Почему?
Когда-то А.С.Пушкин уже ответил на подобный вопрос в своём стихотворении «Памятник» в 1836 году: «чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал». Мне кажется, что Достоевский, который любил Пушкина и ценил больше других поэтов, мог бы продолжить эти строки, поясняя, что падшего проще осудить, чем понять и протянуть руку помощи..А вот слова великого русского поэта — «..глаголом жги сердца людей» — стали для писателя жизненным девизом. Эти жизненные принципы могут стать и твоими, мой дорогой современник. Достоевский может стать для тебя духовным наставником. Читать его трудно, потому что чтение его произведений – это тяжёлая умственная и духовная работа над собой. Во время этой «работы» перед тобой будут возникать вопросы и ответы. Будь внимателен к ним, примеряй их к своим взглядам, жизненным принципам. Оценивай себя честно. У тебя всегда будет выбор, как у героев Ф.М.Достоевского, может, будут трудными или даже невыносимыми жизненные обстоятельства, но этот автор научит тебя верить, что красота и любовь спасут мир.
Детство и юность
Федор Достоевский родился 11 ноября (30 октября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, имевшего звание штаб-лекаря, Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Детство будущего писателя, его братьев и сестер прошло в Москве, в той самой больнице, где служил глава семейства. И хотя Достоевские жили более чем скромно, сам Федор Михайлович называл детство лучшей порой в своей жизни. По вечерам в семье часто устраивали чтения различных произведений: от «Истории государства Российского» Карамзина до стихотворений Жуковского, а няня Алёна Фролова рассказывала детям сказки народов мира, что и зародило в молодом сердце Федора любовь к литературе. А после получения Михаилом Достоевским права на потомственное дворянство семья обзавелась небольшим поместьем в Тульской губернии и лето проводила там.
Особое внимание в воспитании детей отводилось образованию. Отец лично преподавал своим детям латынь, а наемные учителя обучали русской словесности и французскому языку, арифметике, географии, а также Закону Божьему. Кроме того, несколько лет Федор со старшим братом Михаилом обучались в престижном московском пансионе. После того как в 1837 году Федор Достоевский потерял мать, его вместе с братом отправили учиться в Петербург – в Главное инженерное училище. Но сам Федор Михайлович уже тогда понимал, что его будущее не будет связано с точными науками, душа тяготела к поэзии и литературе.
Окончил училище будущий писатель в 1843 году и был сразу зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но служба по специальности продлилась всего около года, окончательно решив, что это «не его» стезя, Федор Достоевский подал в отставку и занялся литературой.
Сочинение: Актуальность творчества Ф.М. Достоевского
- Достоевский, Фёдор Михайлович — Биография и творчество
Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Абакан, 1999
Ф.М. Достоевский — явление всемирной литературы — открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Подчеркнем, что Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура суммированно присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории мировой литературы.
Произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже «малое» сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий «индивид» и «нация», а Достоевский поставил перед русской литературой реальности — «личность» и «народ».
Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени. Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегодняшний день самым ценным в писателе.
Художественный мир Достоевского — это мир мысли и напряженных исканий. Те же социальные обстоятельства, которые разъединяют людей и порождают в их душах зло, активизируют, согласно диагнозу писателя, их сознание, толкают героев на путь сопротивления, порождают у них стремление всесторонне осмыслить не только противоречия современной им эпохи, но и итоги и перспективы всей истории человечества, пробуждают их разум и совесть. Отсюда — острый интеллектуализм романов Достоевского, который особенно ценен в наши дни.
Произведения писателя насыщены философской мыслью, столь близкой людям нашего времени, и родственны лучшим образцам литературы XX века.
Достоевский необычайно чутко, во многом пророчески, выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.
Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что в мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены — и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.
Эти вопросы, занимавшие центральное место в кругу размышлений Достоевского-художника и мыслителя, приобрели особое значение в наши дни. Сегодня особенно остро встала проблема о путях межчеловеческих связей, о создании гармонического строя общественных и нравственных отношений и о воспитании полноценного, здорового духовно человека.
Творчество Достоевского уходит корнями в русскую культуру прошлого до самых отдаленных веков. И в то же время оно связано со всей современной ему культурой, философией, литературой и искусством. Глубокий всемирно-исторический смысл обрели в его понимании вечно живые «Божественная комедия» Данте, образ Дон Кихота, Алексей-человек божий или Мария Египетская, так же, как Клеопатра или Наполеон оказывались для него символами судеб и переживаний человека его эпохи с их муками и исканиями. И так же он смотрел на Книгу Иова или на Евангелие, в которых видел отражение волнений человека и духовных исканий не только прошлого, но и своей эпохи. Даже в маленьком стихотворении Фета он стремился раскрыть выражение тоски человечества по идеалу. В свою очередь, изображая текущую, злободневную современность, Достоевский умел поднять ее до высот трагедии.
Стоявший перед писателем вопрос об объединении разума и морали личности и человечества с его нравственным миром, хранящим в себе опыт поколений, их совесть и мудрость, приобрел громадное значение сегодня. Достоевский побуждал думать величайших писателей XIX века, решать самые важные вопросы жизни он побуждает сегодня нас.
Н.А. Добролюбов в статье «Забитые люди» сформулировал направления напряженной мыслительной деятельности Достоевского:
Трагический пафос, связанный с болью о человеке;
Гуманистическое сочувствие человеку, испытывающему боль;
Высокая степень самосознания героев, которые страстно хотят быть настоящими людьми и одновременно признают себя бессильными.
К ним можно добавить: постоянную сосредоточенность писателя на проблемы современности; интерес к жизни и психологии городской бедноты; погружение в самые глубокие и мрачные круги ада души человека; отношение к литературе как способу художественного предвидения будущего развития человечества.
Все это делает творчество Достоевского особенно значительным, современным и масштабным для нас сегодня.
Список литературы
Ф.М. Достоевский и мировая литература. Беседа в редакции. Журнал «Иностранная литература», 1981; N 1. с. 179-214.
Русская классическая литература. Разборы и анализы. М. 1969 с. 281-306.
Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М., 1980, с. 12-22.
Селезнев Ю.В. В мире Достоевского. М., 1980.
Начало творческого пути
В этот период своей жизни будущее светило русской литературы много читал, особенно ему нравились произведения Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Иоганна Шиллера и Гомера. Среди отечественных авторов Достоевский предпочитал стихи Александра Пушкина, Гавриила Державина и Михаила Лермонтова, а также произведения Николая Гоголя и Николая Карамзина.
Весной 1845 года Федор Достоевский закончил работу над своим первым романом «Бедные люди». Труд молодого дарования был восторженно принят петербургской публикой. Виссарион Белинский и Николай Некрасов не скупились на хвалебные эпитеты в адрес Достоевского. Последний даже опубликовал произведение в своем альманахе «Петербургский сборник». А вот оценка следующего творения – повести «Двойник» – была куда более сдержанной. Читатели посчитали этот литературный труд слишком затянутым и скучным, и автору пришлось перерабатывать сюжет. Однако это обстоятельство нисколько не охладило литературный пыл Достоевского, он продолжил активно писать.
Каторга
В 1847 году Достоевский, как и многие молодые люди того времени, увлекся политикой. На собраниях кружка Петрашевского он обсуждал вместе с единомышленниками проблемы российской действительности, и вошел в одно из наиболее радикальных по своим взглядам тайных обществ. В конце апреля 1849 года писатель в числе других был арестован и 8 месяцев провел в Петропавловской крепости. Приговор суда была чрезвычайно суров к литературному гению – расстрел. Но судьба смилостивилась и петрашевцам незадолго до казни смягчили приговор, но сам писатель узнал об этом только в последний момент, в день казни. Федора Достоевского отправили на каторгу в Омск на 8 лет, которую Николай I сократил до 4 лет с последующей службой рядовым в Семипалатинске. После своей коронации в 1856 году император Александр II подписал помилование.
Каторга не прошла бесследно для Достоевского, на основании этого своего жизненного опыта он написал «Записки из Мертвого дома», где рассказал о жизни каторжан. В произведении доминировали реальные факты и персонажи, но присутствовали и вымышленные. Тем не менее суровые реалии подобного исправительного труда стали для петербургской публики шоком, вернувшим литературное признание Достоевскому.
Зрелые годы
В последующие годы из-под пера писателя вышел роман «Униженные и оскорбленные», повесть «Записки из подполья», а также рассказ «Скверный анекдот». Однако политические взгляды Достоевского продолжали играть существенную роль, в 1860-е годы он вместе с братом издает журналы «Время» и «Эпоха», основанные на идеологии «почвенничества». С 1862 года писатель много путешествует. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Британии. За рубежом Достоевский пристрастился к игре в рулетку, проигрывал большие суммы, и результатом этого жизненного опыта стал знаменитый роман «Игрок».
В следующие два десятилетия Федор Достоевский написал главные романы в своей жизни, их еще называют «великим пятикнижием» — «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток». Эти романы стали классикой мировой литературы и вошли в число самых известных и читаемых литературных произведений.
Роман «Братья Карамазовы» стал последним в жизни писателя, работу над ним он закончил в ноябре 1880 года, а 9 феврале (28 января) 1881 года великого Достоевского не стало. Писателя похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Проститься с ним пришло множество людей, траурная процессия растянулась более чем на километр.
Сочинения по творчеству Достоевского
- Сочинения
- Литература
- Достоевский
/
/
- Теория Раскольникова и ее крах
- Двойники Раскольникова
- По роману Преступление и наказание
- Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова
- Петербург Достоевского
- По повести Белые ночи
- Родион Раскольников и Соня Мармеладова
- Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание
- Тема семьи в романе Преступление и наказание
- Причины преступления Раскольникова
- Лужин в произведении Преступление и наказание
- Порфирий Петрович в произведении Преступление и наказание
- Характеристика семьи Мармеладовых в романе Преступление и наказание
- Свидригайлов в романе Преступление и наказание
- Характеристика главных героев романа Преступление и наказание
- Образ Петербурга в романе Преступление и наказание
- Мармеладов в произведении Преступление и наказание
- Лебезятников в произведении Преступление и наказание
- Преступление и наказание — история создания романа
- Женские образы произведения Преступление и наказание
- Анализ «Белые ночи»
- Мечтатель в повести Белые ночи
- Анализ романа «Бедные люди»
- Соня Мармеладова (Характеристика и образ)
- Сны Раскольникова (роль и значение)
Всем известно, что творчество великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского вырастило огромное число почитателей его таланта. Но при этом его книги очень глубокие и философские по своей сути и каждое слово буквально наполнено пищей для мозга человека, которую ему приходится переваривать в процессе чтения. Все его книги показывают саму суть человечества, в первую очередь демонстрируя через своих главных героев пороки и комплексы всего человечества. Не зря ведь говорят, что в каждом из нас живет Раскольников. По-сути прочитав книги Достоевского и прочувствовав на себе все прелести его повествований можно пройти своеобразный бесплатный курс психотерапии и таким образом решить вопросы относительно собственных психологических проблем. Это поможет взглянуть на мир иными глазами и начать жить здорово и весело. Также стоит отметить, что книги Достоевского популярны по всему миру и переведены на множество языков. Если человек хочет в момент прокачать свои мозги, ему стоит прочитать книги Достоевского и уровень его IQ многократно повысится.
Ведь например тот же его роман Преступление и наказание заставляет не только сопереживать главным героям и следить за нелегкой судьбой Родиона Раскольникова, но и при этом человек проецирует все происходящее на себя и от этого ему становится явно не по себе. Это конечно же заставляет чувствовать себя болезненно, в этом собственно и была задумка Достоевского. Теперь вам ясно почему появилось точное высказывание, что в каждом из нас живет свой Родион Раскольников? Добавлю от себя, живет он в каждом из нас в большей или в меньшей степени и в разные периоды времени этот самый Раскольников или становится больше или меньше.
Поднимается и вопрос человечности в данном романе и каждый для себя может понять как ему вести себя в тех или иных конфликтных ситуациях, как разрешать их без ущерба как для родных и близких нам людей, так и в случае с коллегами по работе, друзьями и знакомыми. Ну а сами книги Достоевского очень полезны в этом плане, поэтому следует начать их изучение, ведь это сделает не только умнее вас, но и поможет смотреть на те или иные жизненные ситуации под другими углами.
Ф.М. Достоевский занимает уникальное место в мировой культуре как писатель-философ, в творчестве которого раскрывались фундаментальные проблемы и основополагающие противоречия человеческого бытия. Еще в 1846 г. В.Г. Белинский, хотя и не оценивший в полной мере глубокое новаторство «Двойника», пророчески писал, что Достоевскому суждено сыграть в отечественной словесности уникальную роль. С течением времени эта роль постоянно возрастала не только в «нашей литературе», и многие выдающиеся писатели ХХ века в России и на Западе с большим или меньшим основанием причисляли себя к его ученикам. Достоевский оказал значительное влияние на становление и проблематику русского религиозно-философского ренессанса, и почти все крупнейшие русские мыслители считали своим долгом писать книги о нем. Популярные европейские и англо-американские философские и эстетические течения стремились представить Достоевского как своего предтечу или единомышленника, несмотря на то, что его творчество на самом деле шире и глубже их мировоззренческих установок и идейных предпосылок. Он обладал непревзойденной способностью через изображение конкретных единичных событий обыденной жизни «перерыть» в своих романах весь сложный комплекс идеологических, социальных и нравственных вопросов текущего времени и одновременно увидеть в них вечное содержание, сфокусировать прошлое, настоящее и будущее человечества. Еще одну сторону художественных открытий писателя подчеркнул М.М. Бахтин: «Достоевский сделал дух, то есть последнюю смысловую позицию личности, предметом эстетического созерцания… Он продвинул эстетическое видение вглубь, в новые глубинные пласты, но не в глубь бессознательного, а в глубь — высоту сознания» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 313). Именно сосредоточенность на «последней смысловой позиции» личности и «глубинных пластах» сознания превращает Достоевского в своеобразного стратегического мыслителя, рассматривавшего основополагающие проекты развития мира «с Богом» и «без Бога», в сопряжении главных признаков величия и ничтожества в драматической мистерии человеческого существования. Причем сама методология его мышления, тесно связанная с проницающим и конкретным исследованием основных начал человеческой природы и их неоднозначным преломлением в тех или иных тенденциях, явлениях, поступках, общественном новаторстве, давала ему возможность не только предсказывать трагические катаклизмы ХХ века с его войнами, революциями и, говоря словами А.И. Герцена, «Чингисханами с телеграфами», но и сегодня служить своеобразным пробным камнем для проверки всяких модных рассудочных утопий и односторонний идеологий. Способность раскрыть подлинную иерархию действительно главных и второстепенных для личности проблем и разглядеть сокровенную связь тайных движений души и корневых побуждений воли человека с результатами его внешней деятельности, умение распознать иллюзии относительности ценностей и социальных условностей, миражи всевозможных репутаций и лукавой пропаганды, границы и тупики сциентизма, тонкий яд рационализма и нигилизм здравого смысла позволяют писателю и впредь оставаться авторитетнейшим участником в диалоге идей современного мира.
Из истории изучения творчества Ф.М. Достоевского
Глубинное своеобразие религиозно-философской проблематики и художественный методологии Достоевского еще при его жизни встречало непонимание со стороны критиков, исследователей и читателей. «Преступление и наказание» или «Бесы» нередко оценивались как тенденциозные произведения, направленные против разночинной молодежи и передовых идей, а в «Братьях Карамазовых» находилось чрезмерное обилие «лампадного масла» и «психиатрической истерики», «эпилептически судорожное» восприятие действительности. Многим казалась безрассудной и неприемлемой критика Достоевским всего «прогрессивного» (права, социализма, товарно-денежных отношений, технических «чудес» и т.п.). «Жесток талант» (Н.К. Михайловский», «больные люди» (П.Н. Ткачев) — подобные определения писателя и его персонажей нередко можно было встретить на страницах журналов и газет. И даже И.С. Тургенев сравнивал Достоевского с маркизом де Садом, любителем «развратной неги», «изысканных мук и страданий», как бы прокладывая русло для последующего неправомерного отождествления автора и его героев.
После кончины писателя наметилось стремление к адекватному и систематическому изложению основ его мировоззрения и творчества, прежде всего в «Трех речах в память Достоевского» (1883) В.С. Соловьева. В конце XIX и начале ХХ вв. философская, историософская и нравственная проблематика его романов привлекла к себе пристальный интерес крупных русских мыслителей (В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Вяч.И. Иванов, Н.А. Бердяев, Л.С. Шестов и др.), для многих из которых творчество Достоевского стало важной вехой на пути «от марксизма к идеализму» и создавало методологическую основу для собственных построений. В трудах представителей религиозно-философского ренессанса его произведения обретали присущие им духовное измерение и метафизическую глубину и вместе с тем порою подвергались субъективизированным интерпретациям, подверстывались под собственные теоретические установки и практические задачи «нового религиозного сознания» (Н.А. Бердяев), «третьего завета» (Д.С. Мережковский), «второго измерения мышления»(Л.И. Шестов) и т.п.
Значительную роль в постижении творчества Достоевского сыграла впервые опубликованная в 1929 г. книга М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского», в которой подчеркивалась принципиальная незавершенность и диалогическая открытость художественного мира писателя, множественность неслиянных «голосов» и точек зрения в его произведениях. Однако было бы неправомерно вслед за автором «Проблем поэтики Достоевского» заключать, будто все идеологические позиции одинаково авторитетны в произведениях писателя, что кругозоры героев, например, Ивана Карамазова или великого инквизитора, Алеши Карамазова или Зосимы, несмотря на подчас противоположные нравственные доминанты, равноправны и находятся в одной плоскости диалогического сосуществования. Признавая правду того же Ивана и великого инквизитора, давая абсолютную свободу их «голосам», сам автор оказывается на стороне Зосимы и Алеши, о чем свидетельствует как замысел «Братьев Карамазовых», так и его реальное воплощение. Именно христианская модель мира и человека, ничуть не умаляя пафоса полноправной и суверенной личности, ее самосознания и свободы и обусловливает особую, не совпадающую с сюжетно-композиционной, завершенность и целостность произведений Достоевского, своеобразие неповторимого сочетания авторской «монологичности» с романной «полифонией». Сам Бахтин прямо говорил об этом, отметив вынужденные и принципиальные пробелы в диалогической концепции и признаваясь, что в своей книге он «оторвал форму от главного. Прямо не мог говорить о главных вопросах… о том, чем мучился Достоевский всю жизнь — существованием Божиим» (Новое литературное обозрение, 1993, №2, с. 71 — 72).
О тех или иных мировоззренческих, философских, идеологических, тематических, эстетических аспектах «главных вопросов» заходит речь в трудах представителей Русского Зарубежья (В.В. Зеньковского, Г.В. Флоровского, Н.С. Арсеньева, З.А. Штейнберга, К.В. Мочульского, Р.В. Плетнева, А.Л. Бема, А.Л. Зандера, Г.А. Мейера, Ф.А. Степуна, С.А. Левицкого, митрополита Антония Храповицкого, В.В. Вейдле и др.), а также ряда иностранных авторов (Р. Гуардини, Р. Лаута, Дж. Паччини, Л. Аллена и др.). Вместе с тем господствовавшие в европейском и американском литературоведении тенденции, совпадавшие со сменой идеологических веяний и философской моды, заставляли, как правило, их выразителей в достоевсковедении игнорировать, «сокращать» подобные вопросы, а иногда и превратно истолковывать их. Достоевский нередко провозглашался предшественником модернизма, глашатаем своеволия и бунта, апологетом индивидуализма и сильной личности. Экзистенциалисты считали его, наряду с Кьеркегором и Ницше, своим родоначальником, а фрейдисты и структуралисты подвергали его творчество произвольным и усеченным интерпретациям, обусловленным своеобразием их методологии. При этом одни герои («подпольный» человек, Раскольников, Ставрогин, Иван Карамазов) выводились на передний план за счет других (Мышкин, Макар Долгорукий, Зосима, Алеша Карамазов). Односторонних оценок не избежали и такие крупные писатели, как Т. Манн, Г. Гессе, А. Камю, С. Моэм и др.
Большое значение для изучения разных сторон творчества Достоевского имели опубликованные в 20-е годы сборники под редакцией А.С. Долинина и Н.Л. Бродского («Достоевский. Статьи и материалы», «Творческий путь Достоевского»), в которых были напечатаны ценные работы Н.О. Лосского, Л.П. Карсавина, И.И. Лапшина, Э.Л. Радлова, С. А. Аскольдова, А.С. Долинина, В.Л. Комаровича, Б.М. Энгельгардта и др. Однако в отечественном достоевсковедении послеоктябрьского времени стали существенно сказываться общеидеологические установки, смена которых так же, как и за рубежом (только, разумеется, на свой лад), влияла на изменение точек зрения и ракурсов в исследовательских работах. Это изменение целесообразно проследить на примере оценок одного из самых, если так можно выразиться, горячих романов писателя («Бесы»), идейный замысел и художественное воплощение которого искажались (порою до неузнаваемости) в неадекватных подходах. Христианский взгляд на человека и творимую им действительность, лежащий в основе историософских пророчеств «Бесов», долго не просто игнорировался, но подвергался превратной критике, что искажало все пропорции в эстетической перспективе произведения. Пользуясь уместной здесь аналогией, можно сказать, что сложилась такая противоестественная ситуация, как если бы отец и сын Верховенские или даже капитан Лебядкин взялись бы оценивать соответственно метафизический смысл и духовное значение наставничества старца Тихона, исканий Ставрогина, юродивости Хромоножки. Писателя часто учили и сейчас еще по инерции подспудно упрекают в «ошибках», «предвзятостях», «противоречиях», «реакционности», «религиозности» и т.д. и т.п. Обличительский диапазон простирается здесь от грубых фальсификаций классового подхода до непроизвольных подмен либеральной идеологии.
Так вождь победившего пролетариата называл «Бесы» «реакционной гадостью» и бесполезной «дрянью». Нарком же Луначарский объяснял, что в наше время любить Достоевского как своего писателя может только та часть мещан и интеллигенции, которая не приемлет революции и так же судорожно мечется перед наступающим социализмом, как когда-то металась перед капитализмом. «Социально вредного» (М. Горький) писателя Достоевского на Первом съезде советских писателей привлекал к гипотетическому суду В.Б. Шкловский: «если бы сюда пришел Федор Михайлович, то мы могли бы его судить как наследники человечества, как люди, которые судят изменника, как люди, которые отвечают сегодня за будущее мира» (Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М., 1934, с. 154). И еще в 70-х годах в учебных пособиях для учителей можно было прочитать о Достоевском как о лживом апологете самодержавия и фарисейском проповеднике религиозной морали, «глашатае человеконенавистничества».
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Заказать сочинение
Менялись времена, изменялись интонации и подходы к автору «Бесов», утончалась казуистическая диалектика «с одной стороны… с другой стороны». С одной стороны, гениальный писатель, с другой — слабый мыслитель. Одну из больших загадок, например, видел Б.И. Бурсов в том, что великий художник слова тяготел к «реакционной идеологии» (Аврора, 1971, №10, с. 65). А В.Я. Кирпотин недоумевал: «Как могло такое мировоззрение, столь беспомощное в оценке действительных процессов истории и современности, сочетаться с таким значительным по своему содержанию искусством?» (Кирпотин В.Я. Достоевский-художник. М., 1972, с. 240). Однако даже с точки зрения простой логики и здравого смысла достаточно ясно, что ложные идеи и беспомощное мировоззрение никаким чудом не могут породить из себя бессмертные художественные творения.
В неадекватных истолкованиях творчества Достоевского было бы относительно легко разобраться, если бы в них только отражалась насильственная идеологизированность общественного сознания и вульгарно-социологическая заданность казенной науки. Принципиальная и, к сожалению, с трудом уясняемая сложность проблемы заключается в том, что своя, пусть и невольная, мировоззренческо-методологическая предвзятость содержится и в пользующихся заслуженным авторитетом работах тех ученых, кто, по, условно говоря, либерально-демократическим убеждениям противостоит идеологическим ортодоксам. В конечном итоге получается, что и гуманистический аршин общечеловеческих ценностей не вмещает, более того, ограничивает и упрощает идейно-смысловую полноту, высоту и глубину «Бесов», заставляет на свой лад расставлять далекие от воплощенного авторского замысла акценты, менять местами главное и второстепенное, терять из виду истинную причинно-следственную связь в романе именно из-за отсутствия первенствующего внимания к христианской логике художественной мысли. Благодаря этой логике писателю удалось уяснить не видимые для многих точки соприкосновения и пути перехода между различными, казалось бы, противоположными идеями и состояниями сознания, между «чистыми» западниками и «нечистыми» нигилистами, истинными социалистами и революционными карьеристами. В современных же научных, философских и публицистических трудах подобные связи не только не раскрываются, но, напротив, разрываются, а их носители неоправданно резко противопоставляются. И в этом отношении либеральные позитивисты внешне парадоксально, а по сути закономерно сближаются с противниками из числа ревнителей классового подхода. Тем самым они напоминают отца и сына Верховенских, которые, споря друг с другом, оказываются тем не менее внутри одной генетической, исторической и типологической общности.
Подтверждение сказанному можно найти в фундаментальных и характерно представляющих достоевсковедение последних лет книгах. Например, Г.М. Фридлендер искренне считает, что история опровергла критику в «Бесах» исканий передовой русской молодежи, а потому необходимо безоговорочно отделять революционных «овец» от псевдореволюционных «козлищ», самоотверженных борцов за социализм от люмпенизированных авантюристов: «святое дело революции не терпит грязных рук Верховенских и Шигалевых, не имело и не имеет с деятелями подобного рода ничего общего» (Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л., 1985, с. 73). Но не обстоит ли дело как раз наоборот? И не являются ли «ошибки» Достоевского открытием подспудных закономерностей последующего развития и созерцаемого ныне перерождения социалистической теории, той мудростью, которая позволяет предвидеть неизбежное блудодействие «грязных рук» там и тогда, где и когда есть такое «святое дело»?
Эти вопросы возникают и при чтении книги В.А. Твардовской, которая подчеркивает якобы тенденциозные предубеждения писателя против атеизма, материализма и революции. По ее мнению, желая разоблачить социализм, писатель «разоблачил лишь примитивно-уравнительные его идеи, искажавшие самое суть вековечной мечты о равенстве и братстве». (Твардовская В.А. Достоевский в общественной жизни России. М., 1990, с. 123). И в книге Ю. Ф. Карякина «Достоевский и канун XXI века» (М., 1989) в главах о «Бесах» наблюдается та же логика размежевания истинных революционеров и мошенников от социализма, самоотвержение борцов за народное счастье и циничных фанатиков, добивающихся любой ценой лишь собственной безграничной власти. Однако трудно согласиться с его мнением, будто писатель «никогда не переходил так далеко ту черту, никогда не позволял бесу сыграть с собой такую шутку, как в момент зарождения «Бесов». Скорее наоборот, не ослеплением, а прозрением следовало бы назвать освещение автором романа подводной части айсберга, питательной среды, корневой причинно-следственной зависимости, в которой своеобразие общественной активности «новых людей» и зарождение нечаевщины оказываются не одним из возможных вариантов, не субъективным произволом, не трагической ошибкой истории, а ее закономерным сломом.
Таким образом, фрейдистская или структуралистская методологии, экзистенциалистская, либеральная или социалистическая идеологии, несмотря на существенную разницу между ними, одинаково оказываются в плену предвзятых схем и укороченных подходов к творчеству Достоевского, «вчитывают» в его произведения собственные представления о мире и человеке. Поэтому по-прежнему актуальной остается задача выработки наиболее адекватного и полномерного общего взгляда на его романы и публицистику, предполагающая углубленное изучение их христианской основы не только через философские идеи, но и через евангельский «текст» и «подтекст». Ее решению в тех или иных аспектах посвящены, например, книги И. Поповича «Достоевский о Европе и славянстве» (1931), Н.О. Лосского («Достоевский и его христианское миропонимание» (1953), Y. Kjetsаa «Dostoevsky and His New Testament» (1984) или статьи целого ряда авторов в издающихся в Санкт-Петербурге, Москве, Старой Руссе и Петрозаводске периодических сборниках «Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования», «Достоевский и мировая культура», «Достоевский и современность», «Евангельский текст в русской литературе XVIII — XX веков». В условиях мировоззренческой и идеологической стесненности большим событием в отечественном литературоведении стало академическое издание Полного собрания сочинений Достоевского в тридцати томах (1972 — 1988 гг.), подготовленного Институтом русской литературы (Пушкинский дом), сотрудники которого проделали огромную работу по разысканию и систематизации рукописного наследия писателя, по воссозданию творческой истории его произведений (с подготовительными материалами и различными вариантами), по их всестороннему комментированнию с привлечением обширных биографических и историко-литературных документов и сведений. Это издание представляет собой незаменимую эмпирическую базу как для изучения отдельных проблем, так и обобщающих исследований творчества писателя.
В.В Зеньковский подчеркивал, что исключительная значительность творчества Достоевского заключается в том, что он «с огромной силой и непревзойденной глубиной вскрывает религиозную проблематику в темах антропологии, этики, эстетики, историософии. Именно в сознании этих проблем с точки зрения религии и состояло то, о чем он говорил, что его «мучил Бог». (Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1, ч. 2. Л., 1991, с. 226). Другими словами, всякое явление жизни в мире Достоевского, оставаясь самим собой, вместе с тем выходит за свои границы, попадает в «четвертое измерение» (В. Вейдле), как бы обнажает собственные корни, определяющие его смысл и судьбу. Изучение огромной силы и непревзойденной глубины данной «точки зрения» — одна из самых насущных целей современного достоевсковедения.
Краткая биография
Ф.М. Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 г. в Москве, на Божедомке (ныне ул. Достоевского, д. 2, где находится его Музей-квартира), в многодетной семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Уже в раннем и отроческом возрасте будущий писатель познакомился с произведениями Н.М. Карамзина, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Э.Т.А. Гофмана, А. Радклиф, В. Скотта и других отечественных и зарубежных авторов. После трехлетнего обучения в привилегированном пансионе Л.И. Чермака, в котором преподавали лучшие профессора Москвы, Достоевский был отправлен отцом в Петербург для поступления в Главное инженерное училище. Свое обучение в училище в 1838 — 1843 гг. он считал ошибкой и все свободное время отдавал чтению и литературным занятиям, обсуждая в оживленной переписке с братом Михаилом сочинения Гомера и Шекспира, П. Корнеля и Ж. Расина, Б. Паскаля и Ф. Шатобриана, И.В. Гете и И.Ф. Шиллера. Вскоре после окончания училища он выходит в отставку, решив посвятить себя писательскому труду, и в течение 1844 — 1845 гг. с упоением работает над своим первым романом «Бедные люди». В 1845 — 1846 гг. круг его профессионального общения значительно расширяется, он знакомится с И.С. Тургеневым и В.Ф. Одоевским, посещает салон Панаевых и литературно-философский кружок братьев Бекетовых, сближается с семьей Майковых, участвует вместе с Н.А. Некрасовым и Д.В. Григоровичем в составлении анонимного программного объявления к альманаху «Зубоскал», читает на вечере у Белинского главы из «Двойника».
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
В 1847 — 1848 гг. Достоевский начинает увлекаться социалистическими идеями, посещает «пятницы» М.В. Буташевича-Петрашевского, участвует в революционных кружках Н.А. Спешнева и С.Ф. Дурова. На одном из собраний у Петрашевского он познакомил присутствующих с распространявшимся нелегально письмом Белинского к Гоголю, а также пытался вместе с рядом членов революционных кружков организовать типографию для печатанья антиправительственной пропаганды и прокламаций. В апреле 1849 г. его, как и других участников тайных обществ, арестовывают и после восьмимесячного пребывания в Алексеевском равелине выносят приговор — «подвергнуть смертной казни расстрелянием». 22 декабря 1849 г., стоя в числе других петрашевцев на Семеновском плацу и уже мысленно прощаясь с жизнью, он неожиданно услышал высочайший рескрипт о замене расстрела четырехлетней каторгой с последующей службой в солдатах.
Испытание казнью стало решающим моментом в судьбе Достоевского, заставяло задуматься о прожитых годах и значении как бы второго рождения. В тот же день, через несколько часов, он писал брату Михаилу: «Как оглянусь на прошедшее, да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неуменье жить; как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, — так кровью обливается сердце мое. Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья… Теперь, переменяя жизнь, перерождаюсь в новую форму… Я перерожусь к лучшему. Вот вся надежда моя, все утешение мое». (Полн. Собр. соч. в 30 т. Т. 28 (кн. 1). Л., 1985, с. 164 (далее ссылки на это издание, обозначаемое римской цифрой I даются в тексте с указанием тома и страницы)По дороге в Омский острог, где Достоевский отбывал ссылку с 1850 по 1854 г., в Тобольске произошла важная для него встреча с женами декабристов П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьевой, Н.Д. Фонвизиной («что за чудные души, испытанные 25-летним горем и самоотвержением»). Они подарили ему Евангелие, которое было «единственным чтением» на каторге, с которым он затем никогда не расставался и которое стало, так сказать, метафизической основой его позднего творчества. Каторжный опыт («был похоронен живой и зарыт в гробу»; «между разбойниками… отличил наконец людей… есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото») непосредственно отразиться в «Записках из Мертвого дома». В январе 1854 г. Достоевского зачислили рядовым 7-го линейного батальона в Семипалатинске, в ноябре 1855 г. произвели в унтер-офицеры и в октябре 1856 г. — в прапорщики, а весной 1857 г. ему возвратили потомственное дворянство и право печататься. В марте 1859 г. он был уволен «по болезни» в отставку в чине подпоручика, получил разрешение жить сначала в Твери и уже к концу года переехал в Петербург. К этому времени он был женат на вдове М.Д. Исаевой, с которой в 1857 г. венчался в Кузнецке.
После возвращения в северную столицу Достоевский возобновляет писательскую, а также начинает журнальную и редакторскую деятельность. В 1862 г. он впервые выехал за границу и посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В 1864 г. в его личной жизни происходят тяжелые утраты — умирают брат Михаил и жена М.Д. Исаева. В 1866 г. он прибегает к помощи стенографистки А.Г. Сниткиной работе над романом «Игрок», в котором отразились его европейские впечатления, увлечение молодой писательницей А.П. Сусловой и рулеткой. Женившись на Сниткиной в следующем году, Достоевский обрел преданного друга и помощника и полнокровное семейное счастье. В 1868 — 1871 гг. они живут за границей, где у них рождаются дочери Софья (умерла через три месяца после рождения) и Любовь. Уже после приезда в Россию в семье Достоевских в 1871 и 1875 гг. появляются сыновья Федор и Алексей. Последний скончался в трехлетнем возрасте от эпилепсии, и переживания отца от его смерти отразились в «Братьях Карамазовых». С 1872 г. местом постоянного летнего пребывания семьи Достоевских становится Старая Русса, где в 1876 г. они приобретают собственный дом. В 1872 г. Достоевский берет на себя редакторство газеты-журнала «Гражданин» по просьбе издателя В.П. Мещерского, поддержанной Ф.И. Тютчевым и А.Н. Майковым. В 1873 г. в «Гражданине» он частично осуществил дорогую для него идею «Дневника писателя», с помощью которого можно было непосредственно общаться с читателями и обсуждать злободневные политические, идеологические, общественные, литературные, нравственные и иные темы. В 1874 г. он оставляет редакторство, хотя продолжает сотрудничать с «Гражданином» и позднее.
С середины 70-х гг. восстановились отношения Достоевского с М Е. Салтыковым-Щедриным, прервавшиеся в результате полемики между «Эпохой» и «Современником», и с Н.А. Некрасовым, по предложению которого он в 1875 г. публикует в «Отечественных записках» свой новый роман «Подросток». В 1876 г. он возвращается к публицистической работе и уже на самостоятельной основе издает «Дневник писателя», позволявший ему прямо реагировать на волновавшие всех вопросы общественно-политической и культурной жизни и доставлявшие «много счастливых минут» от диалога с читателями. В конце 1877 г. Достоевский прервал издание «Дневника», чтобы целиком посвятить себя работе над «Братьями Карамазовыми», ставшими его своеобразным художественным завещанием.
В последние годы жизни возрастает общественная и писательская популярность Достоевского. Он участвует в литературно-музыкальных вечерах с чтением отрывков из своих собственных сочинений и стихотворений Пушкина, посещает «пятницы» Я.П. Полонского, «субботы» Е.А. Штакеншнейдер, вечера у С.А. Толстой, П.А. Гайдебурова, А.С. Суворина, К.Н. Бестужева-Рюмина, общается и переписывается с К.П. Победоносцевым. Благодаря посредничеству последнего писатель встречается с наследником престола в Аничковом дворце, а также с его женой и великим князем Константином Константиновичем. В 1877 г. его избирают членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, а в 1879 г. — почетным членом Международной литературной ассоциации. В июне 1880 г. он как депутат от Славянского благотворительного общества принимает участие в церемонии открытия памятника Пушкину и произносит знаменитую речь о поэте, в которой высказывает свои заветные мысли о жизни и литературе. В его ближайшие творческие планы входит работа над возобновленным выпуском «Дневника писателя» и продолжением «Братьев Карамазовых», однако им не суждено было сбыться. В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь и 27 января он скончался.
Ранний период творчества (1844 — 1849)
Еще в шестнадцатилетнем возрасте Достоевский пытался сочинять «роман из венецианской жизни», а в Инженерном училище занимался драматическими опеытами «Мария Стюарт», «Борис Годунов» и пьесой «Жид Янкель» (рукописи не сохранились). В 1844 г. он перевел повесть Бальзака «Евгения Гранде», этот перевод стал его первой литературной публикацией. В мае 1845 г. Достоевский закончил первый роман «Бедные люди». После многочисленных переделок завершенная рукопись прочитывается Д.В. Григоровичем и Н.А Некрасовым, а затем попадает к В.Г. Белинскому. Последний как бы подытожил всеобщие восторженные впечатления: «Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!..» (I, 25, 31). Правда, о которой ведет речь критик, воспринималась группировавшимися вокруг него литераторами в духе «натуральной школы» 40-х годов и гоголевской традиции в сочувственном изображении бедного чиновника, «маленького» человека, париев общества «на чердаках и в подвалах», на фоне «физиологической» повседневности столичного города. Позднее А.И. Герцен отнесет «Бедных людей» к числу произведений русской литературы 40-х годов, проникнутых «социалистическими тенденциями и одушевлением», а Н.А. Добролюбов — к сочинениям, написанным под влиянием «наиболее жизненных идей Белинского». Однако от большинства критиков ускользнул произведенный автором романа «коперниковский переворот», когда предметом изображения становится «не действительность героя, а его самосознание, как действительность второго порядка» (Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972, с. 82), а также не были замечены скрытые противоречия «забитых» обитателей «петербургских углов», когда их социальная неполноценность восполняется своеобразно выраженными претензиями. Оставленные без внимания художественно-психологические особенности «Бедных людей» являлись на самом деле зерном собственно достоевской оригинальности, давшим свои всходы в повести «Двойник», где «амбиции» глубоко озабоченного своим местом в социальной иерархии человека — «ветошки» приводят его к потере личности и бездушию. Намеченная в «Двойнике» тема душевного «подполья» получит в последующем углубленную метафизическую и художественную интерпретацию не только в «Записках из подполья», но и во всех крупных романах писателя, а раздвоенные герои, борющиеся за подлинность и целостность собственной личности (Ставрогин, Версилов, Иван Карамазов), займут в них заметное место. Однако творческие поиски автора новаторской повести, страстно вглядывавшегося, говоря словами В.Н. Майкова, «в сокровенную машинацию человеческих чувств, мыслей и дел» (Отечественные записки, 1847, №1, с. 4), не были поняты и приняты многими литераторами, ограниченными определенными стереотипами и традициями. Отсюда усиливались принципиальные расхождения Достоевского с Белинским, который советовал сократить «Двойника» на целую треть и подверг резкой критике произведение за фантастический колорит (он в «наше время» якобы годится для умалишенных, а не для литераторов). Непонимание возрастало со стороны ведущего критика 40-х годов, который и в следующем рассказе писателя «Господин Прохарчин» («бедный богач», скупец от страха стремится завоевать свою ступень в неправедном иерархическом порядке накоплением денег и тем самым расчеловечивает себя, оказывается в пустоте небытия) увидел лишь умничание, вульгарность и манерность. И другие произведения Достоевского 1847 — 1849 гг. («Хозяйка», «Слабое сердце», «Белые ночи», «Неточка Незванова») затрагивают «странные» для складывавшихся эстетических тенденций темы петербургского «мечтательства», тайного властолюбия и т.п., которые читателями и критиками воспринимаются скорее в социально-психологическом, нежели в духовно-метафизическом плане.
Период зрелого творчества (1860 — 1881)
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
В годы неволи Достоевский не оставлял писательского труда: в Петропавловской крепости, ожидая приговора, он сочинил рассказ «Маленький герой», в Семипалатинске — повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон», а в остроге вел записи тюремного фольклора, составившие «Сибирскую тетрадь». Однако качественно новый этап его творчества начинается именно в 60-е годы, когда он приступает к созданию своих самых значительных произведений, принесших ему всемирную славу как одного из самых глубоких писателей-мыслителей. Вместе с братом Михаилом он также издает журналы «Время» (1861 — 1863) и «Эпоха» (1864 — 1865). В этих журналах формировалась идеология «почвенничества» в полемике с революционными демократами, с позицией «Современника» Н.Г. Чернышевского и «Русского слова» Д.И. Писарева, в дискуссиях с Н.А. Добролюбовым, М.Е. Салтыковым-Щедриным, М.А. Антоновичем и др. Почвенники продолжали обсуждение славянофильско-западнической проблематики в новых исторических условиях, когда активно распространялись идеи естественнонаучного материализма, классовой борьбы, радикальных преобразований на пути к «единоспасающему» прогрессу. Достоевский подчеркивал, что стремление отыскать общую формулу для всего человечества, отлить готовую форму для всех национальностей ставит под сомнение саму идею прогресса, ибо без собственного фундамента и родной почвы «ничего не вырастет и никакого плода не будет», а движение вперед может обернуться невозвратными потерями. В печатавшихся на страницах журнала «Время» «Объявлениях об издании «Времени», «Ряде статей о русской литературе», работе «Два лагеря теоретиков» и других писатель утверждал, что органическое развитие русской культуры и народного самосознания нарушилось Петровскими реформами, которые были исторически необходимы, но проводились не нормальным, естественным путем, а революционными, насильственными, противоречившими народному духу средствами. В результате образовалась огромная пропасть, разделяющая «наше цивилизованное «по-европейск
Федор Михайлович Достоевский – известный русский
писатель, мыслитель, философ и публицист. Он один из лучших мастеров реализма в
русской литературе. Тем самым он покорил не только сердца и умы читателей XIX
века, но и заинтересовал своим творчеством современных людей.
Взять, к примеру, его знаменитый роман «Преступление
и наказание». Неудивительно, что этот роман переведен на многие языки. Сюжет
захватывает с первых строк. В этом романе Достоевский раскрывает не только
убийство, но и личность самого убийцы, его чувства, эмоции, мысли и мотивы.
Писатель рассматривает всем известный синдром Наполеона. И это в новинку даже
для самого заядлого читателя.
Также можно взять, например, не менее известный
роман «Идиот», который имеет очень интересный и необычный сюжет. В данном
романе писатель затрагивает актуальную во все времена проблему веры в Бога и проблему
религии в целом.
В 1848 году Достоевский написал повесть «Белые ночи»,
которая была посвящена другу его юности – поэту А.Н. Плещееву.
В этой повести рассказывается об отношениях
безответно влюбленного мечтателя с главной героиней Настенькой. Мечтатель жил
оторвано от земли, витал в облаках, считая себя вполне счастливым. Он не знал
никаких неприятностей и разочарований, так как радовался каждую минуту своей
жизни. Он был таким же наивным и жизнерадостным как ребенок.
Но в какой-то момент в его жизни появилась
Настенька. И именно после встречи с ней он узнал настоящее счастье. К
сожалению, оно оказалось совсем недолговечным. Настеньке пришлось выбирать между
двумя мужчинами, и девушка сделала свой выбор не в пользу главного героя. Но, он
даже не пытался остановить любимую, не проявлял никакой настойчивости, он
просто принял эту новость как факт и смирился с ней. И именно поэтому он
остался один.
Основываясь на этой истории, мы можем сделать
вывод, что мысли и чувства, выраженные в данной повести, уникальны и необычны.
Федор Михайлович Достоевский с большим профессионализмом описал характеры
главных героев своего произведения «Белые ночи». Он раскрыл их образы через их
монологи, не давая конкретных характеристик. В этом романе Достоевский
рассказывает о людях, живших в его время и в его мире.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что многим
нравится читать книги Ф.М. Достоевского, поскольку каждый может найти для себя
что-то интересное и новое, а также узнать себя и своих знакомых в героях его произведений.
Итак, подытожим. Многих интересует, как современный
читатель относится к мыслям и чувствам Достоевского. Каждый имеет право на свое
мнение. Однако, на мой взгляд, каждый из нас может найти частичку себя в
шедеврах Федора Михайловича Достоевского. Идеал русского писателя – Христос.
Никто не имеет права осуждать его, потому что это его решение. Стоит сказать,
что Федор Михайлович никому ничего не навязывал. В своих произведениях он
говорил о тех же людях, которых мы можем встретить и сегодня на улицах нашего
города. Практически каждый человек, верующий он или неверующий, молодой или
старый, с интересом читает книги Достоевского и узнает в них людей из своего
окружения.
Достоевский просто мастерски описывает персонажей
и их характер. Хорошим примером для этого мы выбрали произведение «Белые ночи»,
в котором Федор Михайлович смог рассказать о своих героях с помощью их же монологов.
Нет никаких специфических особенностей. Собирая эту мозаику, читатель получает
только портреты героев. Каждая часть мозаики – это деталь работы, отшлифованная
мастером, и она отдалена от всего излишнего и не нужного для читателя.
Прекрасно подобраны и сюжеты во всех произведениях
Достоевского. Его книги поистине уникальны и незабываемы. Все, что происходит в
его произведениях, кажется реальным и достоверным. Что касается концовки, то
она непредсказуема и индивидуальна практически в каждой книге.
Именно благодаря интересным героям и
непредсказуемым сюжетам книги Достоевского актуальны и по сей день, так что
современный читатель с интересом погружается в его произведения.
Таким образом, произведения Ф.М. Достоевского
являются самыми незабываемыми и захватывающими, поскольку происходящие в них
события очень реалистичны, а финал непредсказуемым.
Можно сделать вывод, что мысли и чувства
Достоевского, выраженные в его произведениях, уникальны. Своеобразие сюжетов,
философские проблемы будут интересны читателям практически любого возраста и
мировоззрения. Для произведений Достоевского понятия времени не существует.
195-летию Ф. М. Достоевского посвящается
«Живой Достоевский» — это эссе о Фёдоре Михайловиче, написанное с точки зрения простого читателя его произведений. Актуален ли классик сегодня? И какая связь между Достоевским и современными интернет-мемами? И как средневековые предания о поедании младенцев и байкеры-доноры органов встречаются в сочинениях писателя? Об этом и многом другом читайте на страницах «Живого Достоевского».
Скачать эссе Живой Достоевский в формате fb2 (14 Мб)
В течение последнего года в моей жизни происходило нечто среднее между бурным романом и аскетической практикой. Дело в том, что уже давно я невольно считал себя поклонником Достоевского. То ли серый, туманный и мрачный Петербург заковал в свои чары, то ли надрыв, нерв произведений писателя незаметно подкупили меня. Но в определённый момент я вдруг осознал, что моё увлечение Достоевским носит номинальный характер. Конечно же, я читал в гимназии «Преступление и наказание», смотрел экранизацию «Идиота» и даже начинал некоторые другие произведения. Однако вдруг я осознал себя пойманным на том факте, что я не буду читать ничего иного, прежде чем не проглочу всего Достоевского!
По поводу «всего» я понял, что несколько погорячился, и решил остановиться на 12-томнике, который купил в «Букинисте» в пору студенчества. Тогда собрание всех романов, повестей и некоторых рассказов Фёдора Михайловича обошлось мне в две стипендии. Не зря же я их тогда потратил, подумал я, взял с полки первый том… и завертелось.
Сегодня мне кажется это непостижимым, но я действительно не читал ничего из художественной литературы – только Достоевский! Год – это целая пропасть времени, – скажете вы, – чтобы читать по одному тому в месяц. Но у меня вышло именно так. В каком-то смысле чтение Достоевского, с высоты приобретённого опыта, представляется мне иной раз не менее, как духовным обетом. Возможно, так оно и было. Но и роман, о котором я упомянул в начале, тоже был. Произведению нужен читатель, но и читателю нужен текст. Только между ними и может проходить живой ток литературы. Так случилось и у меня с произведениями Достоевского: я ими восхищался, влюблялся, ссорился, иногда грустил, но практически всегда получал неизменное удовольствие от слога.
Заодно я открыл для себя Фёдора Михайловича с десятка различных сторон. Достоевский, натерпевшийся бедности и знающий цену рублю. Достоевский-эпилептик, герои которого бьются в падучей и спорят с чёртом. Достоевский-юморист, который оспорит пальму первенства с Щедриным или Гоголем. Преступник, авантюрист, романтик, учёный, богослов и даже стилистический предшественник Ленина – всё это вряд ли могло уместиться в моём представлении о писателе, пока я не познакомился с его творчеством. Вот этими наблюдениями, восхищением, удивлением и открытием я и хочу поделиться в своих дилетантских заметках.
- Достоевский как литературный Таллинн
- Достоевский как трип
- Начало
- Бедный Достоевский
- Достоевский-художник
- Ссылка и каторга
- Достоевский-юморист
- Игра иностранных слов
- Игра русских слов: начало
- Достоевский-путешественник
- Игра точек с запятой
- Игра русских слов: продолжение
- Фразеологика Достоевского
- Поэт страдания
- Достоевский и алкоголь
- Достоевский — иконописец душ
- Достоевский и сумасшествие
- Достоевский внезапно
- Достоевский и архиважно
- Достоевский и «плагиат»
- Достоевский и странности
- Достоевский и Бог
- Достоевский и чёрт
- Достоевский и оружие
- Достоевский и сны
- Достоевский и Поль де Кок
- Достоевский и другие писатели
- Достоевский и живая жизнь
- Скорый Достоевский
- Звезда Полынь и толкование Апокалипсиса
- Достоевский и русская идея
- Девизы Достоевского
- Достоевский и мат
- Достоевский и байкеры
- Живая связь с Достоевским
- Достоевский и литературные обязательства
- Финал
Отзывы об эссе
«Спасибо
за Вашу любовь
к Достоевскому!»
Игорь Волгин
Президент Фонда Достоевского
«Спасибо за эссе.
В нём Достоевский —
действительно — живой»
Эрнест Цветков
Студия психономики
Другие произведения Михаила Кожаева