Достоин ли мармеладов сострадания сочинение

Обновлено: 08.01.2023

Нищета — это когда не к кому пойти, некому пожаловаться, некому довериться. Мармеладов достоин и недостоин сострадания. С одной стороны, мы понимаем, что не он виноват в своем положении, а с другой — нельзя опускаться до такой степени, когда уже чуждо все человеческое. Своим пьянством он довел семью до беспросветной нищеты. Страдают все, и в первую очередь — Катерина Ивановна.
Дочь офицера, она уже второй раз выходит замуж, спасая этим своих детей. Но что дал ей этот брак? То, что она, больная чахоткой, не спала ночами, чтобы выстирать детям одежду! Разве заслужила она это? А что она могла сделать? После смерти Мармеладова Катерина Ивановна оказывается выброшенной на улицу. Она заставляет своих детей просить милостыню. А что можно было делать? Безвыходность положения — вот что показывает Достоевский.
Судьба Дуни тоже трагична. Из-за любви к брату она идет работать гувернанткой в дом к Свидригайлову. Из-за него она терпит унижения и позор. И вот появляется Лужин, который хочет жениться на Дуне. Девушка понимает, что, выйдя замуж за Лужина, она станет полностью зависимой от своего “спасителя”. И все это она делает ради брата, ради его будущего. Раскольников не может принять этой жертвы, он делает все, чтобы Дуня не вышла замуж. И Дуня начинает понимать истинные намерения Лужина, начинает бороться за свою гордость.
Глубоко несчастна и Соня Мармеладова. Но Соня — это “луч света в темном царстве”. Она выступает как носительница моральных ценностей “униженных и оскорбленных”. Соня, как и Мармеладовы, — жертва несправедливого порядка. Пьянство отца, страдания Катерины Ивановны, обреченных на голод и нищету, заставили ее “преступить” свое “я”, отдать свою душу и тело на поругание окружающему миру. Но в отличие от Раскольникова Соня полна нерушимого сознания, что никакие самые гуманные цели не могут оправдать насилие.
Все герои Достоевского кончают свою жизнь смертью. Нет выхода из положения, остается только смерть. Судьбами своих героев Достоевский доказывает, что нет места в буржуазном мире “маленькому” человеку. У всех “униженных и оскорбленных” есть только один выход — быть раздавленными богатой коляской, то есть теми условиями жизни, в которые эти люди поставлены капиталистическим обществом.

История Мармеладова достаточно тривиальна, он горький пьяница, который потерял свою работу, его дочь Соня вынуждена была пойти торговать собой, чтобы прокормить семью.

Прожив буквально несколько глав, Мармеладов погибает под копытами лошади. Достоевский, большинство своих малохольных героев пытается описать как невинных жертв несправедливого порядка. Именно это и требуют указывать учителя в школьных сочинениях.

Однако, Мармеладов — это человек, опустившийся сугубо по своей воле. И в настоящее время имеется большое количество таких же людей, которые топят свою жизнь в пьянстве, ведут себя крайне пассивно, жалуются и рыдают, но на деле оказываются типичными пассивными неудачниками.

Жизнеописание рабского менталитета является любимым делом Достоевского, что у нормального человека, стремящегося к цивилизованной жизни и развитию, должно вызывать исключительно только чувство мерзости. Жить в нищете, пьянствовать и заниматься психологией – удел лентяя. Можно ли сострадать Мармеладову? Нельзя

. Если бы Достоевский оставил его в живых, образ получился бы крайне неинтересным, ведь в жизни такие люди умирают не сразу от цирроза печени, а спустя лет десять, окончательно вымотав своих родных и близких.

На фоне семьи Мармеладовых начинает раскрываться и Раскольников, благодаря которому этого пьяницу хоронят как человека, а не как бродягу, чего, собственно, тот совершенно не заслужил. Да, поступок может и добрый. Но по факту никакого сочувствия к Мармеладову быть не должно, в человеческом обществе, как и в природе происходит естественный отбор, в результате которого все алкоголики, наркоманы и тунеядцы рано или поздно помирают от нищеты или плохого здоровья. Он бросил свою семью на произвол судьбы, стал пить, разве так поступает настоящий мужчина?

Жестоким этот мир кажется только тем, кто не пытается чего-то в себе изменить, тот же Раскольников вполне мог заняться торговлей или сколотить бригаду для ремонта квартир. Но он, как заправский социалист, решил убить старушку и национализировать ее имущество. И, как мы видим, его единоличная революция лишь повергла его жизнь в еще более унылую историю. И пусть он потом раскается и встанет на христианский путь исправления, все равно он будет лишь холостой шестеренкой в государственной машине.

Мармеладов сделал свой выбор, а потом сострадания не достоин, а погибает из-за своей слабости и любви к вину. Каждому человеку дан выбор — грешить или нет, пить или работать, спасать свою семью, или опускаться.
Теги:литература

Семён Захарович Мармеладов

Описание героя

Внешность Мармеладова

Лохмотья, в которые облачен Мармеладов, никак не претендуют на звание одежды. На мужчине изодранный фрак с дырявыми локтями и оторванными пуговицами, помятая, серая от грязи манишка, видавший виды несвежий жилет. Создается впечатление, что человек минимум неделю не прикасался ни к воде, ни к мылу. Особенно отталкивающе выглядят его красные опухшие руки с жирными пальцами и грязью под ногтями.

Всё его поведение и манеры соответствуют образу канцелярского чиновника средней руки: они отличаются демонстративной солидностью, подчеркнутой интеллигентностью и тактичностью, что абсолютно не вяжется с вышеописанным портретом этого персонажа.

История героя

Супруги Мармеладовы какое-то время все еще живут в провинции. Первый год их совместной жизни заканчивается тем, что Семён Захарович попадает под сокращение и лишается своей чиновничьей должности. Это становится для него настоящим ударом, поскольку он является единственным кормильцем семьи. Тяжелая ситуация приводит к тому, что у него все заметнее начинает проявляться тяга к алкоголю. Отчаявшись найти работу на родине, Мармеладов предлагает Катерине Ивановне перебраться в Петербург.

В столице жизнь начинает постепенно налаживаться – Мармеладову удается найти работу, Катерина Ивановна занимается хозяйством и детьми. Единственной проблемой становится то, что у Катерины Ивановны, еще до отъезда в Петербург диагностировали туберкулез. Впрочем, женщина не опускает рук, она надеется, что зарплаты ее мужа хватит и на хорошее питание, и на лечение. Но уже очень скоро глава семейства срывается и уходит в запой. В семье быстро заканчиваются деньги, и все ближе начинает маячить беспросветная нищета.

Наступает критический момент, когда семье не на что купить даже хлеба. Видя это, Соня, родная дочь Семена Захаровича, решает идти на панель, чтобы торговать собой за деньги. Эта жертва обходится девушке очень дорого но, благодаря ей, семья спасается от голода. В моменты просветления Мармеладов с ужасом осознает всю глубину того кошмара, в котором оказалась его семья. Но, не видя никакого выхода, этот слабый и безвольный человек снова пытается утопить свое горе на дне бутылки.

Примерно за пять недель до описываемых событий Мармеладов решает в корне изменить свою жизнь. В его планах – поиск новой работы и спасение Сони. Вскоре ему удается поступить на службу, куда его берут под личную ответственность начальника. Через месяц Семен Захарович приносит домой первое жалованье, и этот день впервые за долгое время становится для семьи настоящим праздником. Деньги Катерина Ивановна кладет в сундук, надеясь, что до следующего месяца их хватит на покрытие всех расходов.

Но уже назавтра Мармеладов крадет эти деньги и снова уходит в запой, который продолжается почти неделю. Во время своего бродяжничества, в один из вечеров он знакомится с Родионом Раскольниковым, который доставляет его домой и передает Катерине Ивановне. Женщина устраивает Мармеладову грандиозный скандал, обвиняя мужа в воровстве и отсутствии совести.

Характер героя

Семен Захарович очень гордится происхождением и образованностью своей супруги. Он корит себя за то, что превратил ее жизнь в ад, однако изменить что-либо он не способен. Во многом из-за своей вины перед ней он терпит непростой характер Катерины Ивановны, ее скандалы и даже рукоприкладство. У него трепетное отношение к детям. Младших, приемных, он любит не меньше родной дочери Сони. Временами балует их, приносит сладости, в перерывах между запоями играет с ними и обучает грамоте.

Мармеладов и Раскольников

Роль героя в произведении

Жизненные невзгоды преследуют пьяницу Мармеладова и, в конце концов, он убегает с арены.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Достоин ли сострадания Мармеладов почему он погибает, так и не искупив собственную вину? Можно ли жалеть таких людей, как этот герой Достоевского? История Мармеладова достаточно тривиальна, он горький пьяница, который потерял свою работу, его дочь Соня вынуждена была пойти торговать собой, чтобы прокормить семью.

Прожив буквально несколько глав, Мармеладов погибает под копытами лошади. Достоевский, большинство своих малохольных героев пытается описать как невинных жертв несправедливого порядка. Именно это и требуют указывать учителя в школьных сочинениях.

Однако, Мармеладов — это человек, опустившийся сугубо по своей воле. И в настоящее время имеется большое количество таких же людей, которые топят свою жизнь в пьянстве, ведут себя крайне пассивно, жалуются и рыдают, но на деле оказываются типичными пассивными неудачниками.

Жизнеописание рабского менталитета является любимым делом Достоевского, что у нормального человека, стремящегося к цивилизованной жизни и развитию, должно вызывать исключительно только чувство мерзости. Жить в нищете, пьянствовать и заниматься психологией – удел лентяя. Можно ли сострадать Мармеладову? Нельзя . Если бы Достоевский оставил его в живых, образ получился бы крайне неинтересным, ведь в жизни такие люди умирают не сразу от цирроза печени, а спустя лет десять, окончательно вымотав своих родных и близких.

На фоне семьи Мармеладовых начинает раскрываться и Раскольников, благодаря которому этого пьяницу хоронят как человека, а не как бродягу, чего, собственно, тот совершенно не заслужил. Да, поступок может и добрый. Но по факту никакого сочувствия к Мармеладову быть не должно, в человеческом обществе, как и в природе происходит естественный отбор, в результате которого все алкоголики, наркоманы и тунеядцы рано или поздно помирают от нищеты или плохого здоровья. Он бросил свою семью на произвол судьбы, стал пить, разве так поступает настоящий мужчина?

Жестоким этот мир кажется только тем, кто не пытается чего-то в себе изменить, тот же Раскольников вполне мог заняться торговлей или сколотить бригаду для ремонта квартир. Но он, как заправский социалист, решил убить старушку и национализировать ее имущество. И, как мы видим, его единоличная революция лишь повергла его жизнь в еще более унылую историю. И пусть он потом раскается и встанет на христианский путь исправления, все равно он будет лишь холостой шестеренкой в государственной машине.

Мармеладов сделал свой выбор, а потом сострадания не достоин, а погибает из-за своей слабости и любви к вину. Каждому человеку дан выбор — грешить или нет, пить или работать, спасать свою семью, или опускаться.

Истинное и ложное Милосердие и cострадание в произведении (Достоевский Ф. М.)

На мой взгляд, сострадание – это умение оказать поддержку, разделить горести и печали нуждающегося в этом человека. Оно помогает пережить трудные моменты, а порой и спасает жизнь . Важно уметь пользоваться этим качеством, ведь в нем заключается человечность и гуманизм, без которых жизнь человека была бы под угрозой.

Родион Раскольников – нищий студент, который недоволен своим положением в обществе.

Его угнетает неравенство между богатыми и бедными. Находясь под давлением постоянных проблем, Родион страдает. Он желает лучшей жизни, поэтому создает теорию, которая, по его мнению, дает ему право лишать людей жизни. Принять деньги от сестры он не в силах, ведь ради этого Дуняша хочет заключить брак по расчету. Для Раскольникова единственным выходом становится преступление. Главный герой зверски убивает старуху процентщицу и ее сестру Лизавету, с еще неродившимся ребенком.

Давайте представим, если бы нашелся человек, способный понять и разделить тяготы судьбы Раскольникова, то совершилось бы преступление? Я считаю, что нет.

Поддержка и сострадание способны снять с человека оковы безысходности. Это требовалось Родиону, но, увы, до убийства оказать ему помощь никто не смог.

Она заставляет студента молиться, чтобы очиститься перед Богом. Признание народу дает Раскольникову шанс на новую жизнь. Он испытывает облегчение и готов понести наказание.

Соня видела в Родионе, в первую очередь человека, а уже потом преступника. Она, действительно, умела сострадать и этим спасла студента.

Я считаю, что уметь сострадать – это быть человеком и относиться к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. А это так важно в нашем мире.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Краткая биография

Сонечка Мармеладова родилась в бедной семье. Мать умерла, когда она была совсем ребенком. Отец девочки, Семен Захарович, любил выпить, что мешало ему зарабатывать деньги для семьи. Мармеладовы жили в глубинке, но переезд в Санкт-Петербург не изменил их материальное положение.

Семен женился во второй раз на Катерине Ивановне. В семье появилось еще трое детей. После смерти главы семейства финансовый статус Мармеладовых упал еще ниже. Сонечка могла бросить мачеху, так как она ей была чужой. Но девушка решает помочь Катерине и ее детям.

Добрые поступки Сони Мармеладовой происходят из-за ее чувства бескорыстия. Она не преследовала никакой выгоды и стала проституткой из желания помочь семье. В душе девушка считает себя великой грешницей. Ее переполняют доброта и великодушие, которые заставляют не задумываться о собственном комфорте. Основные качества Сони:

  • скромность;
  • покорность;
  • кротость.

В беседе с Раскольниковым девушка говорит, что не ей выступать вершителем судеб, поскольку это дело Бога. В произведении Достоевского она стала образцом самопожертвования.

Проблема милосердия.. По Ф.М.Достоевскому..

Сочинение по тексту:

Федор Михайлович Достоевский — великий русский писатель, прославившийся своими произведениями о человеческой жизни, в своем тексте поднимает проблему милосердия.

Эта тема остается актуальной на протяжении многих столетий. Особенно сейчас, в век лживых чувств и лицемерия, она становится наиболее популярной и наболевшей.

Автор считает, что сострадать и сочувствовать способны люди, у которых есть сердце, неважно, насколько образован и воспитан человек.

Я полностью согласна с мнением автора. Да, действительно, порой помощь и понимание приходит от тех, кто кажется совершенно далеким и чужим.

Текст Ф.М.Достоевского: Неполный..

Отношения с Раскольниковым

Доброта Мармеладовой особенно ярко проявляется в ее взаимодействии с Родионом. Когда Соня узнала, что он убийца, она не отвернулась от него. Девушка приходит к нему в тюрьму, общается с ним и поддерживает. Свидригайлов оставил ей немного денег, на них она отправляется за Раскольниковым в Сибирь. Каторжники считают ее святой и уважительно к ней относятся.

Соня видит душевную красоту в любом человеке. Девушка не считает себя особо святой, так как в жизни успела сделать много плохого, поэтому она избрала своей ролью служение другим людям.

Школьное сочинение

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего.

Я хочу, чтоб жили лебеди,

И от белых стай

Мир добрее стал…

Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхерии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.

Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества — милосердие и сострадание.

В самом начале романа происходит случайное знакомство в распивочной Раскольникова с Мармеладовым. Семен Захарович – бывший титулярный советник, потерявший работу из-за пьянства. Он немного старше пятидесяти лет, среднего роста и плотного телосложения, с большой лысиной и проседью. Лицо его имело желто-зеленый оттенок, выдавая пагубную привычку. Из заплывших век смотрели маленькие, но живые глазки. Одет Мармеладов был в сильно потрепанный черный фрак, застегнутый на единственную уцелевшую пуговицу. Он сам заговорил с Раскольниковым, распознав в том благородного и образованного человека.

Семен Захарович имел чиновничью выправку, вел разговор речисто и грамотно. Он был умен, но пьянство делало его похожим на безумного.

Семен Захарович рассказывает, не стесняясь, что его дочь продала себя, чтобы помочь мачехе и детям. Он не осуждает Соню, понимая, что в том его вина. Сильно верит в Бога, в то, что Бог простит Соню, потому что она пожертвовала собой на благо других. Верит, что и он будет прощен за свое пьянство.

Семена Захаровича нельзя назвать совсем опустившимся пьяницей: он начинал обучать наукам старшую дочь, но остановился, т.к. его собственные знания были невелики; учил читать младших детей, не считая их чужими. За месяц до встречи с Раскольниковым, он вновь вышел на службу, строил планы, как даст своей семье все необходимое, но, получив первое жалование, сорвался и потерял место.

Мармеладов попадает под лошадь с коляской, тогда Раскольников узнает его и помогает перенести домой. Умирая, Семен Захарович зовет священника, просит прощения у дочери, ловит взгляд Екатерины Ивановны, но та не дает ему сказать прощальных слов.

Мармеладов в произведении Преступление и наказание

Мармеладов в произведении Преступление и наказание

Популярные сочинения

С самого раннего детства я обожаю лирические произведения и поэзию. Вместо очередной сказки на ночь, я всегда просила маму прочитать мне только стихотворения! Поэтому с творчеством Михаила Юрьевича

Сказки Пушкина любят с детства еще не зная, что их написал великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич. Он так писал, что сказки сами по себе

Читайте также:

      

  • Сочинение рассуждение пример из жизни
  •   

  • Какие научные открытия опасны итоговое сочинение роковые яйца
  •   

  • Что такое лирическое отступление сочинение
  •   

  • Сочинение на тему война глазами потомков
  •   

  • Дети жертвы пороков взрослых сочинение

Достоин ли сострадания Мармеладов почему он погибает, так и не искупив собственную вину? Можно ли жалеть таких людей, как этот герой Достоевского?

История Мармеладова достаточно тривиальна, он горький пьяница, который потерял свою работу, его дочь Соня вынуждена была пойти торговать собой, чтобы прокормить семью.

Прожив буквально несколько глав, Мармеладов погибает под копытами лошади. Достоевский, большинство своих малохольных героев пытается описать как невинных жертв несправедливого порядка. Именно это и требуют указывать учителя в школьных сочинениях.

Однако, Мармеладов — это человек, опустившийся сугубо по своей воле. И в настоящее время имеется большое количество таких же людей, которые топят свою жизнь в пьянстве, ведут себя крайне пассивно, жалуются и рыдают, но на деле оказываются типичными пассивными неудачниками.

Жизнеописание рабского менталитета является любимым делом Достоевского, что у нормального человека, стремящегося к цивилизованной жизни и развитию, должно вызывать исключительно только чувство мерзости. Жить в нищете, пьянствовать и заниматься психологией – удел лентяя. Можно ли сострадать Мармеладову? Нельзя

. Если бы Достоевский оставил его в живых, образ получился бы крайне неинтересным, ведь в жизни такие люди умирают не сразу от цирроза печени, а спустя лет десять, окончательно вымотав своих родных и близких.

На фоне семьи Мармеладовых начинает раскрываться и Раскольников, благодаря которому этого пьяницу хоронят как человека, а не как бродягу, чего, собственно, тот совершенно не заслужил. Да, поступок может и добрый. Но по факту никакого сочувствия к Мармеладову быть не должно, в человеческом обществе, как и в природе происходит естественный отбор, в результате которого все алкоголики, наркоманы и тунеядцы рано или поздно помирают от нищеты или плохого здоровья. Он бросил свою семью на произвол судьбы, стал пить, разве так поступает настоящий мужчина?

Жестоким этот мир кажется только тем, кто не пытается чего-то в себе изменить, тот же Раскольников вполне мог заняться торговлей или сколотить бригаду для ремонта квартир. Но он, как заправский социалист, решил убить старушку и национализировать ее имущество. И, как мы видим, его единоличная революция лишь повергла его жизнь в еще более унылую историю. И пусть он потом раскается и встанет на христианский путь исправления, все равно он будет лишь холостой шестеренкой в государственной машине.

Мармеладов сделал свой выбор, а потом сострадания не достоин, а погибает из-за своей слабости и любви к вину. Каждому человеку дан выбор — грешить или нет, пить или работать, спасать свою семью, или опускаться.
Теги:литература

Семён Захарович Мармеладов

Мармеладов. Актер Ю. Кузнецов. Т/с «Преступление и наказание». 2007

Семен Захарович Мармеладов – второстепенный персонаж романа «Преступление и наказание». Герой является родным отцом Сони Мармеладовой, супругом Катерины Ивановны и отчимом ее троих детей. Постепенно спиваясь, бывший чиновник Мармеладов достигает социального дна и заканчивает жизнь под колесами пролетки. Встреча с этим персонажем играет решающую роль в дальнейшем поведении главного героя романа, Раскольникова. Прототипами Мармеладова, в некоторой степени, стали литератор П.Н. Горский и знакомый Достоевского по ссылке, спившийся чиновник А.И. Исаев.

Описание героя

Внешность Мармеладова

Составить представление о внешности героя помогает описание самого автора: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».

Лохмотья, в которые облачен Мармеладов, никак не претендуют на звание одежды. На мужчине изодранный фрак с дырявыми локтями и оторванными пуговицами, помятая, серая от грязи манишка, видавший виды несвежий жилет. Создается впечатление, что человек минимум неделю не прикасался ни к воде, ни к мылу. Особенно отталкивающе выглядят его красные опухшие руки с жирными пальцами и грязью под ногтями.

Всё его поведение и манеры соответствуют образу канцелярского чиновника средней руки: они отличаются демонстративной солидностью, подчеркнутой интеллигентностью и тактичностью, что абсолютно не вяжется с вышеописанным портретом этого персонажа.

История героя

Супруги Мармеладовы какое-то время все еще живут в провинции. Первый год их совместной жизни заканчивается тем, что Семён Захарович попадает под сокращение и лишается своей чиновничьей должности. Это становится для него настоящим ударом, поскольку он является единственным кормильцем семьи. Тяжелая ситуация приводит к тому, что у него все заметнее начинает проявляться тяга к алкоголю. Отчаявшись найти работу на родине, Мармеладов предлагает Катерине Ивановне перебраться в Петербург.

В столице жизнь начинает постепенно налаживаться – Мармеладову удается найти работу, Катерина Ивановна занимается хозяйством и детьми. Единственной проблемой становится то, что у Катерины Ивановны, еще до отъезда в Петербург диагностировали туберкулез. Впрочем, женщина не опускает рук, она надеется, что зарплаты ее мужа хватит и на хорошее питание, и на лечение. Но уже очень скоро глава семейства срывается и уходит в запой. В семье быстро заканчиваются деньги, и все ближе начинает маячить беспросветная нищета.

Наступает критический момент, когда семье не на что купить даже хлеба. Видя это, Соня, родная дочь Семена Захаровича, решает идти на панель, чтобы торговать собой за деньги. Эта жертва обходится девушке очень дорого но, благодаря ей, семья спасается от голода. В моменты просветления Мармеладов с ужасом осознает всю глубину того кошмара, в котором оказалась его семья. Но, не видя никакого выхода, этот слабый и безвольный человек снова пытается утопить свое горе на дне бутылки.

Примерно за пять недель до описываемых событий Мармеладов решает в корне изменить свою жизнь. В его планах – поиск новой работы и спасение Сони. Вскоре ему удается поступить на службу, куда его берут под личную ответственность начальника. Через месяц Семен Захарович приносит домой первое жалованье, и этот день впервые за долгое время становится для семьи настоящим праздником. Деньги Катерина Ивановна кладет в сундук, надеясь, что до следующего месяца их хватит на покрытие всех расходов.

Но уже назавтра Мармеладов крадет эти деньги и снова уходит в запой, который продолжается почти неделю. Во время своего бродяжничества, в один из вечеров он знакомится с Родионом Раскольниковым, который доставляет его домой и передает Катерине Ивановне. Женщина устраивает Мармеладову грандиозный скандал, обвиняя мужа в воровстве и отсутствии совести.

Характер героя

Семён Мармеладов. Актер Е. Лебедев. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Скорее всего, Достоевский сознательно награждает своего героя «сладкой» фамилией – Мармеладов, чтобы на контрасте с его жизнью показать, насколько горько и беспросветно его существование. Несмотря на такие пороки, как абсолютное безволие, пьянство, отсутствие ответственности, это «был человек добрый и благородный, любивший и уважавший семью свою; одно худо, что по доброте своей слишком доверялся всяким развратным людям и уж бог знает с кем он не пил, с теми, которые даже подошвы его не стоили!»

Несмотря на маргинальное общество, в котором вращается Мармеладов, проводя время в кабаках и питейных, в его характере напрочь отсутствуют наглость и хамство. Напротив, у него сохраняется самокритика, он в состоянии оценивать то положение, в котором оказался по вине собственной слабости. У Мармеладова развито красноречие, его рассуждения отличаются витиеватостью и «речистостью». Он высказывает свое мнение, но никому его не навязывает.

Семен Захарович очень гордится происхождением и образованностью своей супруги. Он корит себя за то, что превратил ее жизнь в ад, однако изменить что-либо он не способен. Во многом из-за своей вины перед ней он терпит непростой характер Катерины Ивановны, ее скандалы и даже рукоприкладство. У него трепетное отношение к детям. Младших, приемных, он любит не меньше родной дочери Сони. Временами балует их, приносит сладости, в перерывах между запоями играет с ними и обучает грамоте.

Его очень тревожит судьба старшей дочери, которая от безысходности занимается «постыдными делами». В то же время, он не перестает тянуть из девушки деньги. Кроткая и безответная Соня, которая всем сердцем любит и жалеет отца, не в силах отказать ему, отдавая порой последние копейки на его похмелье. «А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить!…Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!»

Мармеладов и Раскольников

Кадр из х/ф «Преступление и наказание». 2007

Знакомство Раскольникова с Мармеладовым произошло в одном из петербургских трактиров. Внимание Родиона привлек «маленький, пьяненький человечек», в облике которого наблюдалось какое-то противоречие. В его взгляде «светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие».

Раскольников выслушивает исповедь этого спившегося завсегдатая кабаков и забегаловок, которая, по своей сути, является покаянием в грехах. Изливая перед студентом свою душу, Мармеладов вдруг вскакивает и с театральным драматизмом восклицает: «Жалеть! Зачем меня жалеть!» Раскольников, тем временем, проникается все большим любопытством и сочувствием к судьбе своего нового знакомого. Впечатленный рассказом о жертвенности Сони, Родион впадает в какое-то непонятное ему самому состояние. В эти минуты к нему приходит окончательное решение убить старую процентщицу, совершить зло во благо таких людей, как Сонечка Мармеладова и ее семья.

Роль героя в произведении

Образ Мармеладова является олицетворением социального дна, символом нищеты и унижения, жертвой тех обстоятельств, в которых личность постепенно теряет человеческое достоинство. Его историю можно назвать предысторией преступления главного героя. Встреча Раскольникова с Мармеладовым окончательно убеждает его в правильности своей теории. Семья Мармеладова – это собирательный образ людей, жизнь которых превратилась в жалкое существование из-за беспросветной нищеты. В этой сюжетной линии ярко проявляется позиция Достоевского-гуманиста по отношению к «маленьким людям» и попытка проанализировать состояние души «страшного преступника» Раскольникова.

Литература

  1. Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — (Русские писатели).
  2. Терлецкий А.Д. Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.: Олимп, 2002.
  4. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Грамотей, 2007.
  5. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.

Мармеладов в романе «Преступление и наказание». Образ Мармеладова

У Мармеладова имеется дочь от первого брака — восемнадцатилетняя Соня. У его второй жены — чахоточной Катерины Ивановны — три ребенка. Из-за пристрастия к вину Мармеладов Семён Захарович потерял место провинциального чиновника, и его семья пребывает в полной нищете. Отправившись в столичный Петербург, он вновь сумел устроиться на службу, но уже не может обходиться без вина, серьезное желание трудиться у него отсутствует, так что в скором времени он снова оказывается не у дел. Он похищает отданное жене жалованье, слоняется по кабакам, превращается в никчемного человека, у которого нет средств к существованию. Этот стареющий пьяница умело вытягивает деньги на выпивку у Сони, которая вынуждена зарабатывать продажей своего тела. Однако у Мармеладова, который выглядит образчиком ничтожного пьянчужки, есть такие черты, которые отличают его от «обычного» алкоголика.

У Мармеладова в романе «Преступление и наказание» присутствует неистребимое желание рассказать людям о своем ничтожестве и пороках. Конечно, он — аутсайдер, который не хочет деятельной жизни и стремится найти забвение в вине, но он не таков, чтобы напиться в одиночку под забором. Ему во что бы то ни стало нужны слушатели, и если он видит кого-нибудь, кто хоть сколько-нибудь подходит на эту роль, он хватает его за рукав и живописно повествует о том, насколько он ничтожен. Без всякого стыда и стеснения, с красочными жестами и играя голосом, он, обливаясь потом, ведет свой подробный рассказ. Катерина Ивановна — из хорошего дома, она женщина честная, а он ее мучает; она так радовалась, когда ему удалось вновь устроиться на службу, а он так жестоко разбил ее надежды; жизнь его семьи так бедна, а он пропил даже чулки жены; дочь его имеет «желтый билет» и занимается проституцией… Чувствуя, что его слушатель проникается презрением и интересом, Мармеладов входит еще в больший раж и устраивает за грязным кабацким столом настоящий театр одного актера. Поскольку он рассказывает все это не в первый раз, его мастерство рассказчика растет. Мармеладов в романе «Преступление и наказание» придает всему повествованию своеобразную живость. Работать ему не хочется, но его рассказы о собственном ничтожестве увлекают его без остатка.

Мармеладов, конечно же, пьяница. Настоящий пьяница ощущает свое одиночество, он хочет показать, что у него есть собственная гордость, он гордится тем, чем гордиться вряд ли стоит. Но Мармеладов в романе «Преступление и наказание» — не просто пьяница. За красноречивыми и горделивыми признаниями в собственном ничтожестве и никчемности спрятано и другое желание.

С жаром понося себя, он превращает себя в униженного, а потому должен быть прощен — такова скрытая логика Мармеладова. Он не считает, что ему есть чем гордиться. Если бы он стал хорошим отцом и надежным мужем, ему бы уже не удалось достичь спасения. Его ход мыслей таков: именно потому, что я так ничтожен и во мне не осталось никакой гордости, ничего не нужно предпринимать, и на Страшном Суде Бог пожалеет меня и простит — хотя бы и самым последним из людей. Так рассуждает этот хитрый и себялюбивый пьянчужка. У него нет желания исправиться, он рассчитывает быть прощенным, будучи таким, каков он есть. Он мечтает о том, чтобы было прощено последнее ничтожество, каковым он и является. Его желание оставить все как есть — неколебимо.

Фамилия Мармеладов — «сладкая», все эти жаркие речи героя о своем прощении тоже отдают «сладостью». Придумывая такую фамилию своему герою, Достоевский, возможно, был исполнен горькой иронии. Достоевский настроен по отношению к своему герою критически, но идея беспутной личности о том, что ничтожный человек, который безоговорочно признает свое ничтожество и никчемность, будет прощен Богом, не была чужда и самому писателю. Из этого корня вырастает и Емеля из «Честного вора». То же самое, можно, видимо, утверждать и относительно Мышкина из «Идиота», и Снегирева из «Братьев Карамазовых».

Но сколько бы ни рассуждал погруженный в свои мечты пьянчужка Мармеладов в романе «Преступление и наказание» о «прощении», в реальной жизни у него нет никаких перспектив. Сколько бы ни говорил он о Страшном Суде, в этом жестоком мире неудачнику и ничтожеству не так просто обрести утешение. И жизнь Мармеладова — это настоящая пытка.

На вечерней улице пьяный Мармеладов выбегает на проезжую часть, попадает под запряженный двумя лошадьми шикарный экипаж и погибает. Его жена Катерина Ивановна подозревала о его тайном желании покончить жизнь самоубийством, и когда она узнает, что ее муж попал в такую переделку, она восклицает: «Добился!»

Жизненные невзгоды преследуют пьяницу Мармеладова и, в конце концов, он убегает с арены.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Внешность Мармеладова

Мужчине в романе уже за 50 лет

. Внешность героя типична для России. Именно такими были мелкие чиновники, работавшие в канцеляриях. Они тщательно брились, пытались вести себя солидно, обладали чувством такта и интеллигентности. Видно, что автору жалко придуманный персонаж, но изменить их судьбу он не может. Так заканчивают многие потерявшие смысл жизни чиновники. Одежда Семена Захаровича описывается по-разному: иногда он пытается быть чистым и аккуратным, чаще одет в лохмотья, которые свойственны пьяницам.

Черты внешности героя:

  • плотная фигура;
  • большая лысина.
  • средний рост;

Лицо чаще оттекшее от постоянного пребывания в состоянии алкогольного опьянения, в нем нет свежести и привлекательности. Припухают веки, и глаза становятся узкими как щелки. Цвет глаз – красноватый. Так могут выглядеть глаза только у сильно уставшего человека, но здесь причина совсем в другом. Автор не зря называет одежду Мармеладова лохмотьями нищего:

  • продранные локти;
    оборванный фрак;

    осыпавшиеся пуговицы;

    скомканная грязная манишка;

    неопрятный жилет.

Вся одежда «украшена» прилипшими былинками сена. Это давало повод думать, что человек уже несколько дней не раздевается и не умывается. Грязными остаются руки, они «жирные, красные, с черными ногтями».

Анализ смерти Мармеладова

Смерти Маремеладова посвящена целая глава романа, что говорит о значимости данного эпизода. Это происшествие вполне можно считать маленьким произведением или этюдом, в котором описывается смерть бедного человека.

В первую очередь Достоевский представляет нам щегольскую барскую коляску, стоящую посредине улицы. Такое положение коляски, не дающей никому проходу, говорит о том, что ее владелец – довольно влиятельный человек или, может быть, высокий чиновник, который также не дает людям спокойного житья и от которого многие зависят. Вокруг

коляски собралась довольно внушительная толпа, поэтому можно сделать вывод, что событие, которое вызвало такой интерес, значительно даже для Петербурга. Причиной всему послужила смерть бедного, но одетого в “благородную одежду” человека, затоптанного серыми барскими лошадями. Причиной смерти бедного человека, хотя и косвенно, стал богатый и значительный барин, владелец коляски.

В этом случае вырисовываются явные социальные проблемы Петербурга, где властные люди могут повелевать чужими жизнями, которые для них ничего не значат. Лошади – это помощники влиятельного владельца коляски, возможно,

его сподручники или мелкие чиновники. Они выполняют за “хозяина” всю “серую” работу, заведуют всеми его делами, в том числе и теми, что часто являются причиной смерти других, более бедных людей. Интересен сам факт того, что не кучер виноват в случившемся, а сам пострадавший, который “нарочно прямехонько под ноги пал”, будто специально искал смер-ти.

Получается, что в положении, сложившемся в обществе, виноваты не столько богатые и влиятельные люди, сколько сами пострадавшие. Они сами, будто пьяные, идут на верную смерть, может быть, даже не подозревая и не задумываясь об этом.

Достоевский подробно описывает портрет раздавленного человека для того, чтобы представить всю тяжесть случившегося. На этом фоне как-то неестественно и неискренне звучат редкие повторения недоумевающего кучера: “Экой грех! Господи, грех-то какой!” “У него вся грудь раздавлена!” Это говорит о том, что возможной причиной смерти является душевная болезнь и “раздавленные” чувства Мармеладова.

Преобладающий цвет – красный. Кровь присутствует на протяжении всего действия и подавляет все остальные цвета.

Когда мы узнаем имя несчастного, то вспоминаем его историю, и нам, как и Раскольникову, становится понятно, какие события в жизни могут привести к столь печальным последствиям. Раскольников старается помочь Мармеладову, спасти его, “как будто дело идет о родном отце”. И это не лишено оснований, потому что их судьбы могли бы быть очень по-хожими, если бы Раскольников поступил так же, как и Мармеладов, и принял жертву сестры. Раскольников изо всех сил старается помочь Мармеладову, он понимает, что отставной чи-новник никому не нужен, и если он не поможет, то никто не поможет.

Отношение других людей к пострадавшему выражается в том, что на лестницу его собираются заносить ногами вперед, словно мертвого. Никому и дела нет до состояния Мармеладова, всем интересно узнать, чем все закончится. Возможно, то, что толпа собралась вокруг коляски, говорит не о значимости происшествия, а только о моральном разложении общества, потому что все чув-ствуют не сострадание, но довольство и интерес. “Во всех присутствовало ощущение до-вольства, которое всегда замечается, даже в самых близких людях, при внезапном несчастии с их ближним, и от которого не избавлен ни один человек, без исключения, несмотря даже на самое искреннее чувство сожаления и участия”. Эти слова Достоевского очень точно характеризуют сущность человека, “так он устроен”, поэтому безразличное отношение людей друг к другу, признание лишь собственных интересов, – это проблема, возникшая не только в дан-ном обществе и в данное время, такое положение существует всегда.

Человек – эгоист по натуре.

Наряду с описанием трагедии, мы видим обстановку, в которой проживает семья Мармеладова, типичную комнату бедных людей. “Дверь на лестницу была отворена, чтобы хоть как-то защититься от табачного дыма”. Мы видим безысходность положения людей, проживающих в комнате. У них есть 2 пути: либо открыть дверь на лестницу и защититься от внутренних неудобств, но при этом представить всю свою личную жизнь на всеобщее обозрение, либо закрыться, отгородившись от посторонних взглядов, но умереть от удушья или чахотки, как в случае с Катериной Ивановной. Атмосфера комнаты – главная причина болезни Катерины Ивановны. Другая причина – сложная обстановка в семье, невозможность высказаться, поделиться своими воспоминаниями, единственными лучиками света в ее темном мире.

Именно поэтому Екатерина Ивановна ходит взад-вперед по комнате, лишь только появится свободная минутка. В это время она думает не только об обыденных проблемах, но чаще погружается в воспоминания о прошлом.

Атмосфера комнаты повлияла не только на Катерину Ивановну, но и на детей. Они замкнуты и серьезны, будто на них надета какая-то маска, не присущая обычным, здоровым детям. За этой маской нельзя увидеть истинного лица, понять их чувства. Лишь когда вносят искалеченного Мармеладова, мы видим проявления искренних чувств.

Даже самый серьезный малыш, словно случайно, выкрикивает: “Сто есть духу беги!” – но тут же принимает прежний вид.

Страдания Катерины Ивановны и детей помогают нам увидеть, насколько жестоки и безнравственны люди, которые наполнили комнату. В них нет сострадания и уважения к потерпевшему. Смерть человека для них – “спектакль”, на котором, по их мнению, можно присутствовать в шляпах и с папиросами, еще больше отравляющими чахоточную. “Хоть бы умереть-то дали спокойно!” – в исступлении восклицает Катерина Ивановна. Любому чело-веку, кто бы он ни был, перед смертью отпускают все грехи и пытаются облегчить его стра-дания – это моральный закон, который не должен нарушать ни один человек.

Как говорит Библия, после смерти начинается новая жизнь, и то, как она сложится, определяется перед смертью. Если человек умирает с грехом на душе, то последующая жизнь его сложится не-удачно, за свои земные проступки он будет терпеть муки и лишения. Но Мармеладову не дают даже умереть, исповедаться спокойно, обрекают его на вечные страдания. Мы видим, что толпа пренебрегает не только неоспоримым правом человека на спокойную смерть, но религия для людей ничего не значит. Общество находится в процессе морального разложе-ния; нет никаких ценностей, лишь личный интерес.

Мармеладов вынужден умирать страшной смертью: его терзают тяжкие муки, душа не находит успокоения, он чувствует свою вину перед семьей. “Босенькая! Босенькая!” – бормочет он. В этих словах звучит отчаяние: Мармеладов понимает, что именно он виноват в бедственном положении семьи, но уже ничего не может сделать. Поэтому он повинуется крикам жены, с помощью которых она пыта-ется скрыть внутреннее волнение.

Она не желает простить мужа даже перед смертью, но такое ее поведение объясняется полуобморочным состоянием Катерины Ивановны. Кроме того, она очень горда и не желает, чтобы ее муж исповедовался в своих грехах перед бездуш-ной толпой, она стремится сохранить его честь, не дать повода для сплетен. Катерина Ива-новна, как и все, эгоистична: она не может отказать себе в удовольствии говорить с хозяйкой квартиры высокомерным тоном даже в такой трагичный момент. Но Катерина отличается от всех остальных силой характера, верой в религию: она вместе с детьми начинает молиться.

Но она обращается к своему Богу, Это говорит о том, что она любит мужа, вера для нее – последняя надежда, и тлеющий огарок, освещающий всю сцену, – символ этой надежды.

Дочь Мармеладова, Соня, появилась незадолго до смерти ее отца, но все время стояла в дверях. Такое поведение объясняется тем, что она, как и Катерина Ивановна, любит отца. Ее появление рядом в столь неподходящем одеянии породило бы грязные сплетни не только о ней, но и об отце. Она, дочь, вынуждена смиренно ожидать очереди, чтобы проститься с от-цом. Когда Мармеладов узнал ее и прокричал: “ПРОСТИ!”, то “сорвался и грохнулся с дивана, прямо лицом наземь”.

Это говорит о безысходности его положения, невозможности что-либо сделать, чтобы искупить свою вину перед дочерью. Мармеладов умирает “в ее руках”, т. е. вся дальнейшая судьба его была в “руках” Сони, которая простила его и облегчила его будущие страдания, как делала это на земле.

Смерть Мармеладова – трагедия не отдельно взятой семьи, но и всего общества в целом, потому что “Мармеладовых” огромное количество. На примере этой смерти мы видим положение большинства бедных людей Петербурга.

Судьба героя

Мармеладов раскрывает свою душу перед Раскольниковым в удивительном монологе. Странно, но не многим персонажам Достоевский разрешил самостоятельно проанализировать свою судьбу. О большинстве персонажей читатель узнает из уст автора или других героев. Мармеладов рассказывает о всех членах семьи: жене, детях. Мужчина женат второй раз. Он взял вдову с третями детьми. У Мармеладова есть дочь от первого брака – Соня, девушка изменит Раскольникова, станет его любимой и опорой в жизни. Женитьба Мармеладова не строилась на любви, возникла из сострадания к женщине, попавшей в страшную нищету. Катерина Ивановна согласилась пойти за Семена Захаровича, хотя была из более высокого социального круга, образованная и видевшая другую жизнь. Мармеладов трудился в провинции, работал старательно, но попал под сокращение и потерял службу. Мужчина начал заливать горе вином и потихоньку спился. Он видит все, что происходит вокруг него, понимает и страдает от того, что ничего не способен изменить. Родная дочь получает «желтый билет», торгует своим телом, а отец обворовывает семью и уносит последние деньги в кабак. Пьянство довело Семена Захаровича до гибели. Он попадает под мчащихся по улице лошадей, получает множество травм и умирает на руках у дочери. Жена умирает в день, когда хоронили Мармеладова. Трое детей попадают в детский дом, что ждет сирот, страшно даже представить.

Достоин ли сострадания Мармеладов почему он погибает?

Достоин ли сострадания Мармеладов почему он погибает, так и не искупив собственную вину? Можно ли жалеть таких людей, как этот герой Достоевского?

История Мармеладова достаточно тривиальна, он горький пьяница, который потерял свою работу, его дочь Соня вынуждена была пойти торговать собой, чтобы прокормить семью.

Прожив буквально несколько глав, Мармеладов погибает под копытами лошади. Достоевский, большинство своих малохольных героев пытается описать как невинных жертв несправедливого порядка. Именно это и требуют указывать учителя в школьных сочинениях.

Однако, Мармеладов — это человек, опустившийся сугубо по своей воле. И в настоящее время имеется большое количество таких же людей, которые топят свою жизнь в пьянстве, ведут себя крайне пассивно, жалуются и рыдают, но на деле оказываются типичными пассивными неудачниками.

Жизнеописание рабского менталитета является любимым делом Достоевского, что у нормального человека, стремящегося к цивилизованной жизни и развитию, должно вызывать исключительно только чувство мерзости. Жить в нищете, пьянствовать и заниматься психологией – удел лентяя. Можно ли сострадать Мармеладову? Нельзя. Если бы Достоевский оставил его в живых, образ получился бы крайне неинтересным, ведь в жизни такие люди умирают не сразу от цирроза печени, а спустя лет десять, окончательно вымотав своих родных и близких.

На фоне семьи Мармеладовых начинает раскрываться и Раскольников, благодаря которому этого пьяницу хоронят как человека, а не как бродягу, чего, собственно, тот совершенно не заслужил. Да, поступок может и добрый. Но по факту никакого сострадания к Мармеладову быть не должно, в человеческом обществе, как и в природе происходит естественный отбор, в результате которого все алкоголики, наркоманы и тунеядцы рано или поздно помирают от нищеты или плохого здоровья. Он бросил свою семью на произвол судьбы, стал пить, разве так поступает настоящий мужчина?

Жестоким этот мир кажется только тем, кто не пытается чего-то в себе изменить, тот же Раскольников вполне мог заняться торговлей или сколотить бригаду для ремонта квартир. Но он, как заправский социалист, решил убить старушку и национализировать ее имущество. И, как мы видим, его единоличная революция лишь повергла его жизнь в еще более унылую историю. И пусть он потом раскается и встанет на христианский путь исправления, все равно он будет лишь холостой шестеренкой в государственной машине.

Мармеладов сострадания не достоин, а погибает из-за своей слабости и любви к вину. Каждому человеку дан выбор — грешить или нет, пить или работать, спасать свою семью, или опускаться.

Характер персонажа

Семен Мармеладов – чиновник в отставке

. Он спился, когда потерял должность титулярного советника. В образе персонажа соединились качества простых людей, ищущих смысл в вине, страдающих от страшной болезни, не способных избавиться от тяги к алкоголю. Каков характер героя, чем примечателен персонаж романа:

  • Любовь к детям. Мармеладов пытается дать «образование» родной дочери, но у его нет средств, поэтому он просто делится тем, что сам знает. Приемных детей мужчина учит читать, дает азы грамматики. Дети отвечают отцу любовью, называют папочкой, папашей. Не забывает отец о законе божьем. Автор подчеркивает важные детали: у мертвецки-пьяного мужчины в кармане находят пряничного петушка для детей.
  • Уважение к женщинам. Семен Захарович не поднимает руку на жену. Она бьет его, таскает за волосы, но не получает отпора. Редкий мужчина терпит такое положение, чаще эти сцены заканчивается избиением женщин.
  • Слабость характера. Мармеладов сам считает себя слабеньким и пьяненьким. Он не находит сил противостоять судьбе, подчиняется всему, что происходит. Получается, что человек все видит, понимает, но ничего не изменяет, даже не пробует.
  • Доброта и благородство. Доверчивый Семен Захарович попадает под влияние развратных людей, пьет со всеми без разбора. Он добрый, но не теряющий благородства человек.
  • Скромность. В мужчине нет наглости, хамства и развратности. Он критикует себя, ругает. Постоянно рассуждает о жизни вокруг, но никому не навязывает своего мнения.

Мармеладов спился, но не потерял умения говорить. Он витиеват в рассуждениях, речист в словах. Судьба героя типична для простого народа, впадающего в пьянство и нищету.

Жилище Мармеладовых

Достоевский дает детальное описание места, где проживала семья. Она снимала комнату у Амалии Ивановны Липпевехзель. В квартире жили не только Мармеладовы, но и другие люди. В помещении было холодно, и обстановка была в нем самая бедная.

Комната была небольшой, ее освещал огарок свечи, и на полу были разбросаны вещи. Кровать отгорожена дырявой простыней. В самой комнате минимум мебели:

  • клеенчатый диван;
  • два стула;
  • старый некрашеный сосновый стол.

Вся мебель была старая и порядком испорченная. Комната Мармеладовых была проходной. В помещении часто стояла духота, с лестницы несло неприятные запахи, а из других помещений табачный дым.

Дети Мармеладова в «Преступлении и наказании» часто болели, простужались и кашляли кровью. У Семена Захаровича нет возможности снять другое жилье. Поэтому семья вынуждена находится в неблагоприятных условиях.

Популярные сочинения

  • Васюткино озеро — сочинение для 5 класса
    Совсем недавно я прочитала рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Главный герой этого произведения произвел на меня неизгладимое впечатление. Тринадцатилетний мальчик
  • Сочинение-описание по картине Сикстинская Мадонна Рафаэля
    Художник Рафаэль писал картину «Сикстинская Мадонна» один, у него не было помощников. Она предназначалась для церкви святого Сикста. На картине изображен сюжет
  • Сочинение Так поступают друзья 3 класс
    Наверное, каждому человеку хочется отыскать верного и лучшего друга, который никогда не предаст, и всегда будет выручать из любой и даже самой сложной ситуации. Вот только отличить хорошего от плохого друга бывает сразу очень сложно

метки: Достойный, Сострадание, Человек, Мармелад, Сочувствие, Родион, Совершить, Несмотря

Равнодушие и отзывчивость, Итоговое сочинение на тему «Существуют ли люди, недостойные сочувствия?», Введение (вступление):

Отзывчивость, способность к сочувствию – одни из самых важных качеств личности. Но все ли достойны сочувствия? Каждый хоть раз ошибался на своем жизненном пути. Человек может запутаться в самом себе, оступиться, совершить ошибку (в соседних предложениях не должно быть одинаковых или однокоренных слов, нужно заменить) . Иногда люди забывают, что для любого поступка есть причина, и спешат обвинить других, не задумываясь о том, что перед ними живая душа со своими страхами, проблемами и печалями. Но человек, осознавший свою неправоту, может раскаяться в содеянном, захотеть все исправить. В то же время, проявление понимания, сострадания может помочь человеку измениться в лучшую сторону, встать на правильный путь. Именно поэтому я считаю, что все люди, даже те, кто совершил какое-либо преступление, заслуживают проявления сочувствия.

Комментарий:, Аргумент (литературный пример):

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/dostoin-li-marmeladov-sostradaniya/

В подтверждении своих слов, мне хочется обратиться к произведению Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой романа, Родион Раскольников, оказывается в сложной жизненной ситуации. Не имея средств к существованию, он вынужден бросить университет. Нищета, задетая гордость и самолюбие порождают в голове Раскольникова идею о том, что все люди делятся на два типа: обычных, плывущих по течению, и подобных Наполеону, которым дозволено всё. В итоге, запутавшись в своей жизни, он стремится доказать самому себе, что является человеком второй категории, и совершает убийство старухи процентщицы. Но как же он ощущал себя после совершения преступления? Был ли Родион удовлетворен? Осознав содеянное, Раскольникову становится противно, тошно и страшно. Он не смог воспользоваться украденным, несмотря на крайнюю нужду. После этого вся жизнь героя делится на до и после. Родион заболевает, так как его душа, совесть не могут смириться с преступлением. Он оказывается на грани безумия в борьбе со своими внутренними противоречиями, которые не может разрешить самостоятельно (!!! внимательнее, не уходим от темы) . Однако судьба сталкивает нашего героя с бедной девушкой Соней Мармеладовой. Знакомство Родиона с Соней становится переломным моментом в его жизни. Именно на ее примере Достоевский и показывает как сочувствие, сострадание может изменить человека. Ведь даже узнав страшную правду, она не отвернулась от Родиона (Не забываем, что главный вопрос: «Каждый ли достоин сочувствия?», автор отвлекся от темы и рассуждает о том, «как сочувствие может изменить человека»)

6 стр., 2887 слов

Какого человека можно считать героем своего времени

… герое времени» воплотил черты целого поколения молодых людей. Каким должен быть герой? Кого же можно … Столько, сколько он сможет вместить». Рассуждение 2 Роман Михаила Лермонтова « … него, уже – осень. Сочинение по картине Васнецова Богатыри … считать наших ветеранов, которые победили в самой кровопролитной войне, и выжили в ней, и выжили даже после развала СССР, и продолжают жить сейчас. Их становится …

(вновь съехали с темы)

Комментарий:

Важно сделать акцент именно на этой части. Для большей убедительности, я бы упомянула и Разумихина, котороы не отвернулся от друга, несмотря на его страшный поступок.

Не критично, но все же желательно писать аргументы, используя прошедшее время.

В целом, по второму критерию «Аргументация. Привлечение литературного материала» можно пооставить зачет.

Заключение:

В заключении мне хочется сказать, что человек может оступиться в жизни, совершить тяжелое преступление. Но это не значит, что он не имеет права раскаяться, осознать ошибку. Каждый нуждается в сочувствии и понимании, и, может быть, именно чуткость, участие к чужим проблемам помогут направить человека на верный путь, исправить его отношение к миру и обществу.

Комментарий:

Такое сочинение заслуживает зачета почти по всем критериям и обеспечивает допуск к экзаменам! Под вопросом лишь третий критерий «Композиция и логика рассуждения», т.к. в аргументе не сделан акцент на главной мысли. «Зачет» или «незачет» — будет зависеть от лояльности проверяющего.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — сложное и глубокое произведение. Тема безумия, деградации и безысходности духовного развития общества раскрыта писателем очень хорошо. Среди самых разноплановых героев, отображающих действительность того времени – Мармеладов. С этим человеком главный герой знакомится в трактире. Автор изображает Мармеладова сперва как пьяницу, человека с распухшим лицом и покрасневшими глазами. Он выглядит жалко и низко, однако это только на первый взгляд. В диалоге с Раскольниковым оказывается, что Мармеладов – не тот, кем кажется со стороны. Этот герой – очень глубокий, интилегентный, чувствующий человек, у которого просто не сложилась жизнь. В Мармеладове можно даже увидеть философа: его рассуждения логичны, а в речь он добавляет много красивых литературных слов и приемов.

Мармеладов – побитый жизнью человек. Ему некуда идти, и он проводит время в таверне, чтобы забыться. Мармеладов заговаривает с Раскольниковым не потому, что он ему интересен. Этому человеку просто нужна компания, поддержка. Ему нужен тот, кто выслушает его душевную горечь. Дома его ждет злая жена, больная чахоткой и голодные дети. Даже старшая дочь, чтобы как-то прокормить семью, пошла на панель.

Мармеладову тяжело от этого. Вокруг постоянно что-то происходит, но почему-то он остается недвижимым. Мармеладов не знает, что делать. Он не может ничего сделать не потому, что не хочет. Для этого героя семья играет не последнюю роль в жизни. Когда-то он бережно относился к жене и детям, но сейчас он находится на грани безысходности.

Мармеладов – жертва времени, в котором живет. Россия жестко переходила к капиталистическому строя, вовсе не заботясь о таких людях, как Мармеладов. Новый государственный строй изменил многое, и многие люди были буквально «выброшены за борт». Что делать герою? Куда обращаться? Кто поможет ему в его жизненной трагедии? Государство. Однако на самом деле государству было все равно, что происходит с Мармеладовым, его женой и голодными умирающими детьми.

Личность такого героя, как Мармеладов, нельзя оценивать односторонне. Безусловно, его боязнь смотреть проблемам в лицо и что-то делать – не лучшее качество. Однако стоит помнить, что время откладывает отпечаток на душах и судьбах людей. Во многом, в чем можно сперва обвинить Мармеладова, в конечном итоге оказывается виновато государство, которое не подвело людей к новым изменениям.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Достоевский

Сочинение Мармеладов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

В самом начале романа происходит случайное знакомство в распивочной Раскольникова с Мармеладовым. Семен Захарович – бывший титулярный советник, потерявший работу из-за пьянства. Он немного старше пятидесяти лет, среднего роста и плотного телосложения, с большой лысиной и проседью. Лицо его имело желто-зеленый оттенок, выдавая пагубную привычку. Из заплывших век смотрели маленькие, но живые глазки. Одет Мармеладов был в сильно потрепанный черный фрак, застегнутый на единственную уцелевшую пуговицу.  Он сам заговорил с Раскольниковым, распознав в том благородного и образованного человека.

нейросеть

Семен Захарович имел чиновничью выправку, вел разговор речисто и грамотно. Он был умен, но пьянство делало его похожим на безумного.

В забегаловке Мармеладов рассказал Родиону всю свою жизнь, с момента женитьбы на офицерской вдове с тремя маленькими детьми. Он очень любит жену, ее детишек и свою дочь от первого брака, Соню. Любит, но не может справиться с тягой к выпивке, пропивая все из дома, и не содержа семью. Жили они в ужасной бедности, т.к. Мармеладов лишь первый год после жинитьбы не употреблял спиртное. Он ненавидит себя за это, но ничего не может поделать.

Семен Захарович рассказывает, не стесняясь, что его дочь продала себя, чтобы помочь мачехе и детям. Он не осуждает Соню, понимая, что в том его вина. Сильно верит в Бога, в то, что Бог простит Соню, потому что она пожертвовала собой на благо других. Верит, что и он будет прощен за свое пьянство.

Любовь Мармеладова к жене, Екатерине Ивановне, похожа на болезнь. Он терпит, когда та его поколачивает, даже рад этому, думая, что хоть так она отводит душу. Супруга намного младше него, благородных кровей. Она пошла за Семена Захаровича от ужасной нищеты и безысходности. Мармеладов несчастен от того, что Катерина Ивановна больна; ему стыдно, что он пьет и пропивает последнее, но он не может справиться с собой.

Семена Захаровича нельзя назвать совсем опустившимся пьяницей: он начинал обучать наукам старшую дочь, но остановился, т.к. его собственные знания были невелики; учил читать младших детей, не считая их чужими. За месяц до встречи с Раскольниковым, он вновь вышел на службу, строил планы, как даст своей семье все необходимое, но, получив первое жалование, сорвался и потерял место.

Мармеладов попадает под лошадь с коляской, тогда Раскольников узнает его и помогает перенести домой. Умирая, Семен Захарович зовет священника, просит прощения у дочери, ловит взгляд Екатерины Ивановны, но та не дает ему сказать прощальных слов.

`

Мармеладов в произведении Преступление и наказание

Мармеладов в произведении Преступление и наказание

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Сильный человек (9 класс)

    У каждого человека свое понимание сильный, у кого-то сразу в голове вырисовывается силуэт накаченного силача, а у кого-то это слово ассоциируется с другим смыслом, с духовным. Так какой же он все-таки, сильный человек?

  • Сочинение Так поступают друзья 3 класс

    Наверное, каждому человеку хочется отыскать верного и лучшего друга, который никогда не предаст, и всегда будет выручать из любой и даже самой сложной ситуации. Вот только отличить хорошего от плохого друга бывает сразу очень сложно

  • Сочинение Мои планы на будущее

    Мои планы на дальнейшее существование. Какие они? Каким образом мне хочется провести дальнейшие дни? На мой взгляд, задаваться подобны вопросом вполне актуально практически для каждого человека. Другое дело, не всегда подобный вопрос является актуальным.

метки: Мармелад, Достойный, Сострадание, Семен, Человек, Жизнь, Уверенный, Пагубный

  • Образ Семена Мармеладова (Преступление и Наказание)

Семен Мармеладов является одним из центральных образов романа, и одним из первостепенных вершителей судьбы главного героя – Родиона Раскольникова.

Семен Захарович Мармеладов выступает прообразом нищего человека, бессильного перед жизненными трудностями. Тщательно выбритый старик за пятьдесят, плотного телосложения и среднего роста. Человек с усталыми покрасневшими глазами и опухшим от пьянства лицом. Именно такое изображение внешности персонажа четко описывает его образ жизни. В прошлом – чиновник с приличным достатком и титулярный советник со значимым социальным статусом. Мужчина с добрым сердцем, который вступает в брак с опечаленной вдовой с тремя детьми и воспитывает свою милую дочь Сонечку. Но всё это происходит до того момента, пока Семена не сокращают с должности и не выкидывают с работы.

Не прошло много времени как он превращается в безработного и деградированного пьяницу, который уже не сможет вылезти из ямы отчаяния и бедности. Ему выдался шанс вернуться к чину и ситуация, вроде как, начала налаживаться, но «праздник», к сожалению, длился не долго, а всего лишь до первой зарплаты. После чего Семён ворует деньги у своей семьи и уходит в длительный запой. Всё, что ему осталось это жалеть себя и жаловаться на жизнь, что Мармеладов активно практикует. Именно за этим занятием он и знакомиться с Родионом в трактире. Рассказывая историю своего никчёмного существования, бедолага вспоминает все свои грехи: пьянство, воровство, даже его родная дочь отправляется на панель, чтобы помочь отцу и всему семейству, а он продолжает бездействовать. Но «мученику» уже не под силу разобраться со столь великими тяготами несладкой доли. Единственное, что он может это пропивать остатки своего не накопленного состояния. Изливая душу, наш герой сам того не понимая подталкивает Раскольникова проверить свою теорию о человеке на практике.

Несмотря на столь жалкий расклад вещей, были в Мармеладове и хорошие качества, например, любовь к детям: он души не чаял в своей дочери и приемных детях и пытался дать им всё самое лучшее. К тому же, он обожал свою жену и относился к ней с особым уважением.

Но, к сожалению или к счастью, столь горькая жизнь доводит неизлечимого пьяницу до могилы – он попадает под копыта мчавшихся лошадей и погибает на руках юной дочери, оставляя свою семью в одиночестве на произвол судьбы.

3 стр., 1087 слов

Cочинение «Выбранные пути в жизни Сони и Раскольникова»

… тем, что справедливости можно достигнуть путем насилия. Вот почему все идеи Раскольникова рушатся при попытке воплотить их в жизнь. Не может он спокойно и хладнокровно убить старуху. Итог … в себе подавить разумом и гордыней. В Соне Раскольников найдет человека и ту единственную правду, которая ведет к спасению. В сострадании и любви, в самопожертвовании во имя блага ближнего смысл жизни Сони. …

2 вариант

Трагичность положения «маленького человека» в «большом хищном мире», мире несправедливости и обмана ярко и показательно изобразил Достоевский в «Преступлении и наказании». Чем же кончаются истории таких обездоленных людей? На этот вопрос можно найти ответ в образе Семена Мармеладова.

Семен Мармеладов яркий представитель тех людей, которые несправедливо потерпели неудачу в жизни и оказались неспособными с ней справиться. Система подавила их дух, отняла все человеческие ценности.

На вид Мармеладову лет 50, он имеет плотную фигуру, на голове виднеется седина и лысина. Опухшее лицо и руки, красные глаза и отеки под ними говорят о том, что этот человек пьющий. Одежда его неопрятна, порвана, он перестал ухаживать за собой. Но некоторые его манеры в поведении и детали в одежде говорят о том, что так было не всегда. Что же привело Семена Захаровича к такому положению?

Ранее Мармеладов занимал определенное положение в обществе. У него была работа, был достаток и уважение окружающих. Оставшись вдовцом с дочерью, он женился на вдове с тремя детьми, что говорит о его доброте. Он просто пожалел эту женщину, которая его вовсе и не любила. Жили они хорошо до тех пор, пока Семен приносил в дом деньги и жену это устраивало. Но, потеряв работу, он остался один на один со своим горем, и супруга не поддержала его.

У Мармеладова не хватило силы воли воспрепятствовать жизненным проблемам, и он начинает пить. Эта пагубная привычка превращает его в безвольного и слабого человека. Семья попадает в нищету, дочка Софья вынуждена идти на панель, чтобы хоть как-то они могли существовать. Пагубная привычка к выпивке все больше затягивает его, и он все больше погружается в безысходность. И даже когда Мармеладов восстановился на работе, то ему не удалось исправить положение. Продержаться он смог лишь до первой зарплаты, а потом снова запил и все пошло кувырком, его уволили с работы.

Мармеладов понимает, что он изгой общества, что для семьи он становится в тягость, но ничего поделать с этим не может. Он даже ворует деньги у жены и дочери, чтобы утопить свое горе в алкоголе и уверен в том, что только это поможет ему забыться. Понимая, что все его поступки низменны, он уверен в том, что будет прощен Богом на Страшном Суде за все свои мучения.

При встрече с Раскольниковым, Мармеладов красноречиво поведал о своей горькой судьбе. Эта исповедь еще больше уверила Раскольникова в несчастных судьбах бедных людей и подтолкнула к преступлению.

Для Мармеладова жизнь закончилась трагически. Он гибнет под копытами мчавшихся лошадей. Образ Мармеладова – это образ многих обездоленных людей, которых бедность и безысходность доводит до гибели.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Семена Мармеладова (Преступление и Наказание)

Образ Семена Мармеладова (Преступление и Наказание)

11 стр., 5425 слов

Особенности профессионального типа «Человек – художественный образ»

… – общение [12]. 1.2 Специфика профессии «человек — художественный образ» Чтобы говорить о профессиональном типе «человек – художественный образ», выделим основные черты, присущие профессионалам данной профессии … текст; темп, динамика, ритм, характер создаваемого образа, и т. п. Представители профессий типа «человек – художественный образ» умеют воплощать идею или определенное настроение …

Популярные сегодня темы

  • Каждый год мы все с нетерпением ждем лета. Хочется беззаботно гулять во дворе, кататься на велосипеде, есть малину с молоком из расписной бабушкиной миски. С родителями ехать в поезде к морю

  • В пьесе два главных героя – Сальери и Моцарт. Оба — композиторы, оба обладают высоким интеллектом, но на этом общее между ними заканчивается. Они – полные противоположности.

  • Россия большая и великая страна, поэтому Некрасов создал такое замечательное произведение, в котором описал русский народ и бескрайние поля и дали страны.

  • Роман «Джейн Эйр» — один из лучших мировых произведений, написанный в форме биографического любовного романа.

  • Михаил Афанасьевич Булгаков написал повесть «Собачье сердце». Произведение было написано в первые годы появления советской власти. В ней отображены настроения и недовольства, которые царили в обществе

  • Достоевский собрание сочинений в 15 томах том 15
  • Достоевский рождественский рассказ мальчик у христа на елке
  • Достоевский рассказы для детей читать
  • Драгунский девочка на шаре иллюстрации к рассказу
  • Драгунский где это видано где это слыхано текст рассказа распечатать