Достоинства и недостатки рассказа

Словесные
методы подразделяются на следующие
виды: рассказ,
объяснение, беседа, лекция, работа с
книгой.

Рассказ. Метод
рассказа предполагает устное
повествовательное изложение содержания
учебного материала. Этот метод применяется
на всех этапах школьного обучения.
Меняется лишь характер рассказа, его
объем, продолжительность.

К
рассказу как методу изложения новых
знаний обычно предъявляется ряд
педагогических требований Рассказ
должен:

  • содержать
    только достоверные факты;

  • включать
    достаточное количество ярких и
    убедительных примеров, фактов,
    доказывающих правильность выдвигаемых
    положений;

  • иметь
    четкую логику изложения;

  • быть
    эмоциональным;

  • излагаться
    простым и доступным языком;

  • отражать
    элементы личной оценки и отношения
    учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под
объяснением следует понимать истолкование
закономерностей, существенных свойств
изучаемого объекта, отдельных понятий,
явлений.

Объяснение
— это монологическая форма изложения. 
К
объяснению чаще всего прибегают при
изучении теоретического материала
различных наук, решении химических,
физических, математических задач,
теорем, при раскрытии коренных причин
и следствий в явлениях природы и
общественной жизни.

Использование
метода объяснения требует:

  • точного
    и четкого формулирования задачи, сути
    проблемы, вопроса;

  • последовательного
    раскрытия причинно-следственных связей,
    аргументации и доказательств;

  • использования
    сравнения, сопоставления, аналогии;

  • привлечения
    ярких примеров;

  • безукоризненной
    логики изложения.

Беседа. Беседа
— диалогический метод обучения, при
котором учитель путем постановки
тщательно продуманной системы вопросов
подводит учеников к пониманию нового
материала или проверяет усвоение ими
уже изученного.

В
зависимости от конкретных задач,
содержания учебного материала, уровня
творческой познавательной деятельности
учащихся, места беседы в дидактическом
процессе выделяют различные виды
бесед: вводные
или вступительные, организующие беседы;
беседы-сообщения или выявление и
формирование новых знаний (сократические,
эвристические); синтезирующие,
систематизирующие или закрепляющие
беседы
.

В
целом метод беседы имеет следующее
преимущество:

  • активизирует
    учебно-познавательную деятельность
    учащихся;

  • развивает
    их память и речь;

  • делает
    открытыми знания учащихся;

  • имеет
    большую воспитательную силу;

  • является
    хорошим диагностическим средством.
    Недостатки метода беседы:

  • требует
    много времени;

  • содержит
    элемент риска (школьник может дать
    неправильный ответ, который воспринимается
    другими учащимися и фиксируется в их
    памяти);

  • необходим
    запас знаний.

Лекция.
Лекция — монологический способ изложения
объемного материала — используется,
как правило, в старших классах и занимает
весь или почти весь урок. Преимущество
лекции заключается в возможности
обеспечить законченность и целостность
восприятия школьниками учебного
материала в его логических опосредованиях
и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность
использования лекции в современных
условиях возрастает в связи с применением
блочного изучения нового учебного
материала по темам или крупным разделам.

Применение
лекции как метода обучения в условиях
современной школы позволяет значительно
активизировать познавательную
деятельность учащихся, вовлекать их в
самостоятельные поиски дополнительной
научной информации для решения проблемных
учебно-познавательных задач, выполнения
тематических заданий, проведения
самостоятельных опытов и экспериментов,
граничащих с исследовательской
деятельностью. Именно этим объясняется
тот факт, что в старших классах удельный
вес лекции в последнее время стал
возрастать.

Работа
с учебником и книгой
.
Это важнейший метод обучения. В начальных
классах работа с книгой осуществляется
главным образом на уроках под руководством
учителя. В дальнейшем школьники все
больше учатся работать с книгой
самостоятельно. Существует ряд приемов
самостоятельной работы с печатными
источниками. Основные из них:

  • конспектирование 
    краткое изложение, краткая запись
    содержания прочитанного. Конспектирование
    ведется от первого (от себя) или от
    третьего лица. Конспектирование от
    первого лица лучше развивает
    самостоятельность мышления;

  • составление
    плана текста
    План
    может быть простой и сложный. Для
    составления плана необходимо после
    прочтения текста разбить его на части
    и озаглавить каждую часть;

  • тезирование — краткое
    изложение основных мыслей прочтенного;

  • цитирование — дословная
    выдержка из текста. Обязательно
    указываются выходные данные (автор,
    название работы, место издания,
    издательство, год издания, страница);

  • аннотирование — краткое,
    свернутое изложение содержания
    прочитанного без потери существенного
    смысла;

  • рецензирование — написание
    краткого отзыва с выражением своего
    отношения о прочитанном;

  • составление
    справки
     
    сведений о чем-нибудь, полученных после
    поисков. Справки бывают статистические,
    биографические, терминологические,
    географические и т.д.;

  • составление
    формально-логической модели
     
    словесно-схематического изображения
    прочитанного;

  • составление
    тематического тезауруса
     
    упорядоченного комплекса базовых
    понятий по разделу, теме;

  • составление
    матрицы идей
     — сравнительных
    характеристик однородных предметов,
    явлений в трудах разных авторов.

Соседние файлы в папке ЭКЗАМЕНЫ

  • #
  • #
  • #
  • #

5

Методические указания «Сравнительная таблица преимуществ и недостатков методов обучения»

Сравнительная таблица преимуществ и недостатков методов обучения

Как донести учебный материал до сознания учащихся?

Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками?

Как вызвать у учащихся положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждения?

Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?

Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока.

Форма работы

Преимущества

Недостатки

урок

Чёткая организационная структура, возможность взаимодействия учащихся между собой в процессе коллективного обсуждения проблемы.

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся.

Воспитание школьников в процессе обучения.

Экономичность обучения, т.к. учитель одновременно работает с большой группой учащихся.

Благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности.

Ориентирована в основном на среднего ученика.

Отсутствие возможности осуществлять индивидуальную учебно-воспитательную работу с учащимися.

Все они так или иначе связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения- способов совместной деятельности учителя и учащихся, направленных на решение задач обучения.

В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, другие применимы только при обучении данному предмету.

Учитель выбирает такие методы и формы работы, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению.

Метод

Форма

Преимущества

Недостатки

Пассивные методы:

Объяснительно-иллюстративный метод обучения

Рассказ

Объяснение

Беседа

Метод работы с учебником

Наблюдение

Сравнение

Демонстра-

ция

Учитель учит пользоваться словом.

Эмоциональность рассказа, что помогает учащимся видеть отношение педагога к материалу (воспитание) и образность, что создаёт у учащихся различные представления.

Учитель во время рассказа может изменить последовательность раскрытия темы, изменить темп в зависимости от реакции школьников.

Чёткая постановка нового вопроса.

Объяснение сочетается с наблюдениями за действиями, опытами, записями…

В конце объяснения проверяется качество усвоения материала.

Учитель использует знания и практический опыт учащихся.

Широкий простор для самостоятельных высказываний и рассуждений учащихся.

Позволяет не только выявить знания учащихся но и изучить их способности.

Активность сильных учащихся увлекает средних и слабых.

Создание благоприятных предпосылок для дальнейшего обучения в средних классах, где успех будет зависеть от того, насколько прочные у учащихся навыки сознательного чтения и воспроизведения текстов.

Помогают преодолеть «разрыв» между словом и представлением в сознании.

Способствуют развитию умственных способностей, повышают прочность запоминания материала.

Высокие требования к мастерству учителя.

Низкая активность слушателей.

Относительная непродолжительность рассказа (15-20 мин).

Невозможность получения обратной связи.

Невозможность учёта недостатков образовательного процесса.

Последовательность излагаемого материала осуществляет учитель.

Невозможность привлечь внимание учащихся.

Учитель сам делает выводы.

Необходимость соблюдения приёмов, поддерживающих внимание и способствующих организации школьников.

Низкий интерес школьников к книжным изданиям снижает эффективность метода.

Требуют большой работы по подготовке (подбор материала, предварительный просмотр…)

Активные методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий

Эвристические методы

Исследовательский метод

Проектирование

Групповая работа учащихся (дискусия)

Эвристическая беседа

Самостоятельный поиск

Интервью

Экскурсия

Групповая форма работы

Индивидуальная форма работы (проект)

Даёт возможность школьникам применить свои знания в реальных жизненных ситуациях.

Формирует умение принимать решение, выслушивать и принимать во внимание мнение других людей.

Формирует лидерские качества.

Позволяют педагогу представить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

Учащиеся овладевают знаниями и умениями в процессе мыслительной и практической деятельности.

Создаёт проблемность обучения, в которой формируется активная мыслительная деятельность.

Мотивирует на поиск новой ситуации, в которой надо действовать.

Приучает работать с книгой, журналом, другим источником.

Направлено на саморазвитие.

Приучает работать в диалоговом режиме.

Учащиеся закрепляют знания и пользуются ими в автоматическом режиме.

Обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

Развивает интерес, т.к. исследовательский метод более естественен для младшего школьника.

Способствует развитию познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, интегрировать знания и умения из различных предметных и творческих областей, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление.

Ход дискуссии трудно прогнозировать.

Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию.

Необходимость учитывать мотивы учения школьников, интересы, их активность, микроклимат, эмоции. Невозможность использования в «сложных» классах.

Не все ученики начальной школы готовы к самостоятельному поиску(а значит многие остаются пассивными),т.к. поведением ребёнка управляют его потребности.

Урок требует от ученика вести беседу по конкретной теме. значит, урок требует тщательной подготовки.

Исследовательскую экскурсию в начальной школе организовать сложно из-за низкого уровня произвольного внимания школьников.

Несформированность у учащихся коммуникативных умений.

Отсутствие (порой) помощи со стороны родителей.

Многообразие методов обучения, их постепенное совершенствование ставит перед учителем сложный вопрос: какие методы использовать на данном конкретном уроке?

Каждый классный коллектив характеризуется определенным уровнем развития и воспитанности. Один методы используются в спокойном, хорошо организованном классе, в котором большинство учащихся обладает значительным запасом знаний, сообразительностью, совсем по-другому строится работа в классе со слабой дисциплиной, где многие учащиеся быстро отвлекаются. В таком классе при выборе метода учителю приходится думать над тем, как овладеть вниманием детей.

 Выбор метода зависит также от особенностей учителя и прежде всего от уровня его методического мастерства.

Опубликовано 31.01.19 в 11:59 в группе «Учителя начальных классов»



Нажмите, чтобы узнать подробности

План:

? характерные особенности метода;

? возрастные условия для использования метода;

? средства, которые могут быть использованы при данном методе для

эффективности процесса обучения;

? требования к учителю при подготовке и использовании метода в процессе обучения;

? достоинства и недостатки метода.

Учебная лекция (словесный метод обучения)

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала (обзорнаялекция).

Как один из, как мы выражаемся, словесных способов, учебная лекция, предполагает под собой, устное изложение материала. Надо сказать то, что эта форма как раз различается от рассказа большей протяжённостью по времени, наиболее логически сложным и насыщенным материалом. Возможно и то, что лекция занимает обычно целый урок, а рассказ лишь его часть. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что учебная лекция наконец-то различается логической выветренностью, неплохим построением материала, для наилучшего восприятия учащихся. Несомненно, стоит упомянуть то, что лекция обязана быть выверена и иметь план, в течение урока учащийся должен получать информацию в, как большая часть из нас постоянно говорит, логической последовательность, а не перепрыгивая с темы на тему. Мало кто знает то, что удобнее всего вести, как большинство из нас привыкло говорить, учебную лекцию при помощи технических средств, аудио записей, видео записей и др.

Успех обучения при данных методах зависят от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении.

Словесные методы обучения требуют от учителя логической последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала, образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой речи. К словесным методам обучения относятся прежде всего такие виды устного изложения знаний учителем, как рассказ, беседа, школьная лекция. В первые годы работы советской школы к словесным методам обучения относились отрицательно, необоснованно расценивая их как пережиток прошлого. В дальнейшем, начиная с 30-х годов, словесные методы, наоборот, стали переоцениваться, обучение приобретало словесный, вербальный характер, вследствие чего наблюдался известный отрыв обучения от жизни.

Современная дидактика придает большое значение словесным методом обучения, одновременно отличая недопустимость их изоляции от других методов и гиперболизации их значения. Слово мудрого и уважаемого наставника, отвечающее важнейшим педагогическим требованиям, не только играет роль подлинного светоча знаний для учащихся, но и оказывает на них неизгладимое эмоциональное воздействие, имеет огромное воспитывающее значение, является важным средством формирования научного мировоззрения, поведения, положительных качеств личности всесторонне развитого человека.

Различные виды словесного изложения материала учителем должны удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:

1. Научности и идейности направленности, заключающихся в строго научном подходе к отбору материала и оценке его идейно-политической значимости.

2. Логической последовательности и доказательности, которые обеспечивает систематический характер знаний, их осознанность.

3. Ясности, четкости и доходчивости, способствующих прочному усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов.

4. Образности, эмоциональности и правильности речи учителя, облегчающих процесс восприятия и осмысливания изучаемого материала, вызывающих интерес и привлекающих внимание учащихся, действующих не только на разум, но и на их чувства.

5. Учету возрастных особенностей учащихся, предусматривающему постепенное усложнение устного изложения материала учителем на последовательных этапах обучения и усиление абстрактного мышления учащихся.

При всех видах устного изложения знаний следует стремиться к сочетанию их с другими методами (применяя в ходе изложения демонстрации, иллюстрации, упражнения и т.п.) и обеспечению максимальной активности учащихся (путем предварительного ознакомления их с темой, краткого раскрытия цели и плана изложения, постановки в ходе изложения, проблемного характера изложения, постановки в ходе изложения вопросов, заставляющих работать мысль учащихся). Имеет большое значение темп и тон изложения материала учителем. Слишком быстрый темп затрудняет восприятие и понимание услышанного, при очень замедленном темпе теряется интерес и внимание учащихся; излишне громкое и слишком тихое, монотонное изложение также не дают хороших результатов. Бывают очень уместны веселая шутка, острое слово, меткое сравнение.

Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, концентрированностью мыслительных образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

В лекции используются приемы устного изложения информации: поддержание внимания в течение длительного времени, активизация мышления слушателей; приемы, обеспечивающие логическое запоминание: убеждение, аргументация, доказательства, классификация, систематизация, обобщение и др. Читаются лекции в основном в старших классах средней школы. Для эффективного проведения лекции надо четко продумать ее план, стремиться излагать материал логически стройно и последовательно, придерживаясь всех пунктов плана, делая резюме и выводы после каждого из них, не забывая о смысловых связях при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснять термины, подбирать примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности.

Характеристика словесных методов обучения

Содержание:

  • Что такое словесные методы обучения
  • Разновидности

    • Рассказ и объяснение
    • Беседа и дискуссия
    • Лекция
    • Работа с книгой
  • Основная роль и значение словесных методов обучения
  • Достоинства методов

Что такое словесные методы обучения

Определение

Словесные методы обучения – это группа приемов учебно-познавательной деятельности, в основе которых лежит слово. В педагогике используют в образовательных и воспитательных целях в качестве источника знаний, как в устной форме, так и письменной.

В качестве источника знаний словесные методы обучения выполняют ряд функций:

  • формирование теоретических и практических знаний у учащихся;
  • обмен информацией между педагогом и учащимися;
  • развитие познавательной и творческой активности обучающихся.

Разновидности

Все словесные методы обучения по имеющимся у них общим признакам можно разделить на конкретные виды, имеющие свои функциональные различия и характеристику. С точки зрения функциональности нужно разделять устную подачу материала и обсуждение пройденного, рассчитанного на взаимодействия ученика и учителя.  К устной подаче материала относят  лекции, рассказы, объяснение, а к обсуждениям — семинары, дискуссии, беседы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Кроме того, определена такая разновидность, как работа с книгой, включающая в себя как устную подачу материала, так и его обсуждение.

Рассказ и объяснение

Определение

Рассказ и объяснение – словесные методы обучения, которые обладают общей характеристикой: имеют информативный характер, что становится причиной их подмены друг другом.

С точки зрения функциональности рассказ и объяснение – понятия, которые разнятся целью повествования.

Рассказ может преследовать разные цели обучения, например, донести информацию,

Объяснение – это повествование доказательного характера, в основе которого всегда лежит требование: переубедить в чем-либо или растолковать что-либо.

Что касается характеристики данных методов, то рассказу свойственна логичность повествования. При объяснении ход повествования, его логичность могут измениться с учетом задаваемых вопросов или выявленных пробелов знаний обучающихся.

Если в объяснении должны быть очевидные доказательства, обусловленные темой, то в рассказе можно ограничиться какими-либо моментами или фактами.

Разнятся методы и продолжительностью повествования. Если рассказ затягивается, внимание обучающихся может рассеяться. Продолжительность объяснения обусловлена сложностью материала. Длиться объяснение до тех пор, пока объясняемая тема не станет понятной. Для  этого нужно заранее формулировать конкретные цели и ставить четкие задачи. Привлечь внимание слушателей рекомендуется с помощью наглядного материала, как во время рассказа, так во время объяснения. Наглядный материал является причиной появления в ходе повествования описания. 

Описание как словесный метод обучения похож на описание в значении типа речи, цель которого заключается в том, чтобы передать словами конкретный образ. Описание в таком традиционном значении свойственно рассказу. Описание в объяснении – это некая пошаговая инструкция или алгоритм, направленный на то, чтобы доказать изучаемый материал.

Наличие в большей или меньшей степени описания в рассказе, а также его полное отсутствие стало причиной, по которой рассказы делятся на несколько видов. 

Виды рассказов:

  1. Рассказ-выступление представляет собой подготовку к осмыслению новой информации. Описание здесь, в зависимости от темы, отсутствует или представлено частично.
  2. За вступлениями всегда следуют рассказы-изложения нового материала, где описание представлено всегда в большей степени. 
  3. Рассказы-заключения являются конечным этапом изучения или осмысления материала.

В учебной деятельности рассказы сопровождаются необходимыми методическими приемами.

Благодаря приему, основанному на сравнении  ранее полученного материала с новым, удерживается концентрация внимания учащихся на разных этапах усвоения темы. При этом нужно главную информацию выделять должным образом. Это может быть конспектирование, заучивание наизусть или составление схем. Важно, чтобы, как главная информация, так и второстепенная, имели логическое соединение.

Объяснение, как и рассказ, используется на разных возрастных этапах обучения: детский сад, школа, колледж, вуз. Для развития навыков самопознания не стоит начинать изучение новой темы с объяснения. Начинать изучение нужно с эмпирического опыта обучающихся.  После чего, используя наводящие вопросы, подвести ребят к самостоятельному изучению материала. Если на этом этапе возникают трудности, перейти к объяснению.

Беседа и дискуссия

В основе беседы и дискуссии лежит диалог. Разница в том, что беседа носит непринужденный характер, подразумевающий обмен информацией. За основу дискуссии взят спор, основанный на имеющихся у участников знаниях.

Тема выбирается с учетом возраста участников.

Особенность беседы как метода в педагогике заключается в том, что она носит дидактический характер. Продуманные и должным образом сформулированные вопросы не только способствуют поддержанию интереса, но и способны координировать ход учебного образа таким образом, что учащиеся, размышляя над услышанным, самостоятельно приходят к определенным выводам.

Задача педагога заключается в том, чтобы поддерживать интерес слушателей разными способами. Чаще всего для этого используются вопросы. Но, в зависимости от возраста учащихся и темы беседы, это могут быть дополнительно мимика, смена интонации или эмоциональной окраски речи.

Для поддержания интереса во время дискуссии на первое место выдвигаются проблемы. Доказательства при этом должны быть последовательно и логически правильно выстроены.

Главная функция беседы и дискуссии заключается в том, чтобы учащиеся не только изучили новый материал, но и смогли проявить свое отношение к нему.

Беседы допустимо проводить на разных этапах обучения, а дискуссии проводятся преимущественно на завершающем.

Поскольку допускается проведение бесед на разных этапах обучения, то и делятся они в связи с этим на определенные типы.

Беседа на начальной стадии обучения является вводной. Есть беседы, систематизирующие полученные знания, и контрольные беседы, которые позволяют определить уровень полученных знаний.

Со стороны педагога и со стороны обучающихся требуют беседы, направленные на самостоятельное изучение материала, их называют эвристическими. Суть метода в том, что педагог озвучивает конкретный вопрос, а ответ ученики должны найти, пользуясь учебником, справочником. Чтобы беседа получила развитие, заранее подготовленные вопросы формулируются с учетом предполагаемых ответов учащихся. 

Роль дискуссии заключается в том, чтобы не только систематизировать полученные знания и проверить их качество, но и для того, чтобы вызвать интерес участников к изученной теме. Во время дискуссий у каждого ее участника есть возможность высказаться, доводы подтверждаются заранее подготовленными аргументами. Во время диалога, основанного на споре, обучающиеся учатся доносить свою точку зрения, выслушивая оппонента, отстаивать намеченную позицию. Все перечисленное способствует углубленному изучению материала, развивается мышление и связная речь.

Лекция

Определение

Лекция – это метод воспроизведения лектором большого количеств данных, используемый у студентов и старшеклассников. Чтобы лекция была доступной, преподаваемый в большом объеме материал должен быть структурирован и логически выстроен.

В дошкольной педагогике лекции подменяются рассказом, поскольку внимание дошкольников быстро рассеивается.

Продолжительность лекций в старших классах не должна быть более 1 или 2-х уроков, так как особенности школьного курса и возрастные особенности учеников таковы, что теория должна быть подкреплена практикой. Причиной к проведению лекций в старших классах школы может стать необходимость обобщения несложного материала или его систематизация.

Лекции для студентов ориентированы не на возрастные особенности, а на доступное изложение предмета. 

Разделяют лекции вводные, текущие, обзорные и итоговые, которые имеют единый принцип.
Каждую из них нужно начинается с озвучивания темы, цели и задач излагаемого предмета. Чтобы материал не получил размытую форму, необходимо после каждой микротемы делать небольшие выводы, которые можно дать под запись.

Материал должен излагаться последовательно, все части лекции должны обладать смысловой целостностью, пункты выделяются эмоционально или интонационно. Материал не должен быть бездоказательным. Следует позаботиться о наличии в нем примеров, сравнений, которые в большинстве своем должны носить научный характер.

В традиционном понимании чтение лекций – монолог, но при этом работа с аудиторией должна проводиться. Это могут быть периодические вопросы, разный темп изложения.

Работа с книгой

Работа с книгой может проводиться в разных формах: самостоятельная работа учеников с последующим комментированием и коллективная работа класса с поэтапным комментированием.

Учащиеся составляют план изучаемого курса или находят ответы на поставленные педагогом вопросы, после чего работы обсуждаются. Допускается использование дополнительного материала в виде справочников, словарей, энциклопедий. 

Допустимо использование работы с книгой на разных этапах обучения: изучение нового или повторение пройденного. Использование метода обусловлено во многом особенностью коллектива обучающихся в целом. Если во время прочтения лекции большая часть учеников темы не усваивает, то работа с книгой побуждает к деятельности всех. Применяя на уроке работу с книгой, можно подойти к обучению дифференцированно: пока одни находят ответы на поставленные задачи самостоятельно, другим можно объяснить сложную для них информацию.

Работа с книгой может быть представлена как работа в классе или как домашняя работа. В обоих случаях тип работы обусловлен конкретной необходимостью. Для обзорного обучения можно ограничиться кратким или подробным конспектированием. Для того чтобы заострить внимание учащихся на главном, можно предложить им составить схему, фиксируя только нужные понятия. Если изучаемый в книге материал потребуется для дальнейшего воспроизведения, то стоит прибегнуть к составлению плана текста. В отдельных случаях знание материала обусловлено личной потребностью ученика.  Например, когда он что-то помнит, а что-то подзабыто, то над информацией делаются пометки.

Основная роль и значение словесных методов обучения

Словесные методы обучения в педагогике играют незаменимую роль, поскольку информация воспринимается и преподносится через слово. Слово педагога, наделенное правильно подобранными эмоциями, способствует усвоению материала. Если урок преподносится сухо, без эмоций, кроме скуки, он ничего вызывать не будет. И, наоборот, речь педагога привлечет внимание слушателей, если будет оживленной.

К каждому словесному методу нужно уметь подбирать необходимые приемы. В противном случае не все учащиеся могут быть привлечены к работе. Это не единственный недостаток. К минусам относят и тот факт, что  на реализацию данных методов уходит много времени, при этом в определенных случаях в работу могут быть вовлечены не все обучающиеся.

Присущая словесным методам вариативность позволяет, подстроив их под ситуацию, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, как отдельного ученика, так и всего класса.

Достоинства методов

Плюсов представленная классификация методов в образовании имеет больше. Их преимущество не только в том, что они способствуют развитию любознательности, но и в сочетании с отдельными приемами развивают логику мышления обучающихся, речь и память.

Присущая словесным методам вариативность позволяет, подстроив их под ситуацию, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, как отдельного ученика, так и всего класса.

Словесные методы обучения – это наиболее распространенная группа методов, применяемых в педагогической практике по всем школьным предметам и на всех ступенях образования.

Именно оно стимулирует активную познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высшую культуру слуховых восприятий и мышления, развивает чтение, устную и письменную речь, а также требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, умений рассуждать и делать выводы.

К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа и дискуссия, лекция, работа с книгой. Данные методы обширно применяются в ходе формирования у детей теоретических и практических знаний, поддерживается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися. Однако ознакомление с материалом осуществляется в основном в готовой форме, в связи с чем мало внимания уделяется постановке и решению проблемных задач, выполнению творческих заданий, развитию у детей познавательной самостоятельности и инициативы.

Рассказ и объяснение

Рассказ подразумевает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Данный метод используется на всех этапах школьного обучения, изменяется только характер повествования, его объем, длительность. По целям различают несколько видов рассказа: рассказ-вступление (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, рассказ-изложение (раскрытие содержания новой темы), рассказ-заключение (выводы и обобщение изученного).

В ходе рассказа применяются такие методические приемы как активизация внимания, ассоциативные и закономерные сопоставления, сравнения, выделение главного, резюмирование. При этом к рассказу предъявляется ряд педагогических требований, в связи с чем он должен: содержать исключительно точные факты; включать достаточное количество ясных и убедительных примеров, фактов, доказывающих верность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; выделять основные положения, идеи, концентрировать на них внимание детей; быть эмоциональным, выразительным; излагаться понятным и доступным языком; длится не более 10 минут, поскольку дети быстро утомляются и их внимание рассеивается. Изложение материала также можно соединять с чтением фрагментов из учебника или учебного пособия, записью учащимися определений и дат, повторением наиболее важных, актуальных положений, выводов.

Объяснение — словесное толкование закономерностей, значимых качеств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действий, презентация опытов. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии обстоятельств и следствий в явлениях природы и социальной жизни. При этом учитель обязан соблюдать следующие требования: конкретно формулировать цели и задачи, четко ставить вопросы, подлежащие раскрытию; излагать материал ясно и последовательно; обеспечивать понимание детьми учебной информации, привлекать их к активному наблюдению объясняемых явлений; устанавливать взаимосвязь с уже изученным материалом. Объяснение может совмещаться с использованием наглядных средств, проведением опытов, применением ИКТ.

Беседа и дискуссия

Беседа относится к более известным методам дидактической работы, ее главная функция — побуждающая, но при этом она успешно выполняет и другие функции. Сущность беседы состоит в том, чтобы при помощи целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже полученных знаний, самостоятельным рассуждениям и обобщений. Беседа вынуждает ученика идти по стопам за идеей учителя, в следствии чего же он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Данный метод активизирует мышление, является эффективным средством диагностики усвоенных знаний и умений, содействует развитию познавательных способностей учащихся, а также велика и его воспитательная роль.

Характеристика словесных методов обучения

По свой цели и структуре беседы бывают вводные (организующие), эвристические, систематизирующие (закрепляющие), контрольно-коррекционные. Для эффективного проведения беседы необходима профессиональная подготовка педагога, поскольку он должен правильно формулировать тему и задавать вопросы, закономерно связанные между собой и соответствующие возрастному развитию учащихся. Вопрос задается всему классу и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Верные ответы одобряются, неверные либо неполные — комментируются, уточняются. В случае, если никто не может ответить, необходимо переформулировать, раздробить на части, поставить наводящий вопрос. Важным условием полноценной беседы являются четкая дисциплина на уроке и установление тесного контакта учителя с учащимися, что позволяет работать в атмосфере понимания, доброжелательности, открытости. Необходимо отметить, что беседа – это весьма трудоемкий метод обучения, так как требует большого количества времени, напряжения сил, профессионального мастерства.

Дискуссия как метод обучения имеет цель стимулирования познавательного интереса, втягивания учащихся в интенсивное обсуждение различных научных точек зрения по той или другой проблеме, побуждения к осмыслению информации и аргументации собственной позиции. Но для этого необходимо наличие как минимум двух различных взглядов на обсуждаемый вопрос. Без имеющихся знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения высказать идею — запутанной и противоречивой. Кроме того, существуют особые правила дискуссии, среди которых: ограниченное время выступления каждого ученика, дисциплина и взаимоуважение, сдержанность, достойное принятие чужой позиции и т.д.

Лекция

Лекция от других словесных методов отличается:

  1. более жесткой структурой;
  2. логикой изложения учебного материала;
  3. изобилием сообщаемой информации;
  4. системным характером освещения материала.

Предметом школьной лекции считается предпочтительно описание трудных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними причинно-следственных связей. Из этого вытекает, что лекция применима исключительно в старших классах, когда учащиеся уже добиваются требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По длительности лекция занимает целый урок или даже два.

Работа с книгой

Работа с учебником и книгой стала одним из главных методов обучения. В учебнике материал изложен безошибочно и в систематизированной форме. Ученик имеет возможность неоднократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции.

Характеристика словесных методов обучения

Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на конкретные вопросы, исследование материала, реферирование отдельных отрывков, решение примеров и задач, заучивание материала наизусть. Обучить детей работать со словом учебника и книги, сформировать у них потребность к чтению – важнейшая задача учителя.

Как правило, применяются два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и самостоятельная работа дома. При этом используются следующие приемы: конспектирование, создание плана, тезирование, цитирование, рецензирование, создание справки, тематического тезауруса. Педагог должен постоянно упражнять детей в чтении, обучать анализу прочитанного, поиску ответов на вопросы, работе со схемами и таблицами, пользованию справочниками, словарями, энциклопедиями.

  • Достоин ли преступник сочувствия сочинение преступление и наказание сочинение
  • Достоин ли преступник сочувствия сочинение на дне
  • Достоин ли преступник сочувствия сочинение декабрьское
  • Достоин ли преступник сочувствия сочинение аргументы из литературы
  • Достоин ли преступник сочувствия итоговое сочинение преступление и наказание