Составить план сказки «Дремучий медведь» Паустовского по
План по рассказу «Дремучий медведь» Паустовский
Краткий план
- Мальчик пасет телят.
- Знакомится с животными и растениями.
- Медведь хочет съесть телят.
- Медведь переплывает реку.
- Звери вступаются за мальчика.
- Медведя прогоняют.
Подробный план
1) Знакомство с семьей Пети.
2) Петя пасет телят.
3) Петя никогда не обижает, как другие мальчишки, растения, птиц, шмелей, пчел, бобров, рыб, а любуется ими и дружит с ними.
4) Голодный дремучий медведь сильно проголодался и решил съесть теленка.
5) Он был настроен решительно и даже хотел придавить лапой пастушка.
6) Медведь плывет на другой берег реки, к телятам и Пете.
7) Петя от страха заплакал, но все равно спасал телят, бил медведя кнутом.
На помощь Пете пришли дятел, ива, ежевика, шмели и пчелы, окунь, ерш, бобры.
9) Медведь убежал на свой берег, потеряв хвост.
10) Он залег спать в берлогу и поклялся больше не плавать за телятами.
План сказки «Дремучий медведь» Паустовский
- Петю воспитывает бабушка;
- Петя пасет телят;
- Мальчик дружит со всеми обитателями леса;
- Дремучий Медведь хочет напасть на стадо;
- Все обитатели леса мешают медведю плыть через реку к стаду;
- Медведь отступил.
«Дремучий медведь»: краткое содержание, читается за 2 минуты.
Петя остался без родителей, поэтому он жил с бабкой Анисьей. Когда он чуть-чуть подрос, стал летом подрабатывать — пасти колхозных телят. Петя любил уйти с телятами в лес или на речку и наблюдать за животными и растениями. Мальчик никогда никого не обижал природу, ему нравилось наблюдать, как дятел долбил дерево, как бобры возились возле своих домов, как вороны переговаривались друг с другом…
А в глухом лесу жил старый медведь. Лето в тот год было засушливое, еды в лесу мало и решил медведь теленочком полакомиться.
Переплыл реку и направился к стаду. Но все живое — трава, деревья, пчелы, шмели, птицы все набросились на медведя. Чтобы спастись, медведь бросился обратно в реку, но даже рыбы накинулись на него и давай его щипать и колоть шипами. Когда медведь уже думал, что спасся, бобры повалили на него сваленное дерево.
Еле-еле выбравшись на берег удрал медведь в лес и залег в берлогу. Так в этой берлоге и оставался до осени, а потом и всю зиму провел.
Бабка Анисья, выслушав, что произошло с ее внуком, напомнила ему известную пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Содержание:
- 1 Читательский дневник по сказке «Дремучий медведь» Паустовского
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 План рассказа «Дремучий медведь»
Петя-маленький сирота, живет с бабкой Анисьей. Его отец Петя-большой погиб на войне, мать тоже умерла. С рожком, подарком старого пастуха Семена-чаевника, Петя пас у реки Высокой колхозных телят. Звери и птицы его полюбили. Если другие деревенские мальчишки били палкой кусты ежевики, разоряли гнезда, бросали в бобров камни, травили рыбу, то добрый Петя только любовался да удивлялся смышлености зверей.
Не знал Петю только старый отощавший медведь за рекой по прозвищу Дремучий. Зато видел телят и облизывался. Петю он не боялся, и хотел придушить, если что. Поплыл медведь по реке, а животные уже чуют беду. Петя вышел к зверю с кнутом, да только разъярил его. И тогда мальчик попросил помощи у своих друзей: птиц, зверей, деревьев. Ежевика тут же вцепилась Дремучему в лапы, ива отхлестала по бокам, напали и дятел со шмелями.
Бултыхнулся медведь обратно в речку. И схватил его там «стопудовый окунь», поволок на дно. Взмолился медведь о пощаде, но не тут-то было! Оборвав хвост, с шипом ерша Шипояда в боку, поплыл зверь назад. И попал под ольху, нарочно сваленную бобрами. Вылез медведь на тот берег – и наутек. Птицы и звери проводили его хохотом. И залег Дремучий раньше времени в берлогу спать.
Благодарный Петя поклонился деревьям, рыбам, зверям. Бабка Анисья, узнав обо всем, посмеялась над незадачливым медведем. А потом сказала внуку: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Звери за тебя не зря заступились».
Читательский дневник по сказке «Дремучий медведь» Паустовского
Сюжет
Пастушок сирота мальчик Петя живет с бабкой Анисьей: отец его погиб на фронте, мать умерла. Он пасет телят у Высокой реки. Птицы, звери, рыбы и деревья дружат с добрым мальчиком. И спасают его и телят от лап старого Дремучего медведя. Загоняют его обратно в реку, а окунь отрывает ему хвост. Медведь улепетывает в берлогу, а Петя говорит друзьям спасибо за помощь. Бабка Анисья хвалит мальчика за дружбу с природой.
Отзыв
Главная мысль сказки: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Петя был добр ко всему живому, подружился со зверями и птицами. И друзья заступились за него в минуту опасности, за добро отплатили добром. Богатство – в дружбе. Тема отношения человека с природой, тема войны, сиротства, труда, доброты. Сказка учит любить и знать природу, беречь ее, не обижать тех, кто слабее, учит видеть красоту в окружающем мире, дружить, трудиться, помогать друг другу.
План рассказа «Дремучий медведь»
- Петя-маленький – сирота.
- Жизнь мальчика у доброй бабки Анисьи.
- Петя – пастушок телят.
- Красота родной природы.
- Дружба мальчика со зверями и птицами.
- Нападение Дремучего медведя.
- Друзья приходят Пете на помощь.
- Бегство медведя без хвоста.
- Дружба – настоящее богатство в жизни.
0
Паустовский «Дремучий медведь» чему учит, какая пословица подходит, план?
«Дремучий медведь» Паустовский чему учит?
Чему учит сказка «Дремучий медведь» Паустовский
Паустовский «Дремучий медведь» план
Какая пословица подходит к сказке Паустовского «Дремучий медведь»
1 ответ:
5
0
Замечательная сказка Константина Паустовского! Предлагаю для пересказа такой план:
1). Знакомство с семьей Пети-маленького.
2). Петя пасет телят.
3). Петя никогда не обижает, как другие мальчишки, растения, птиц, шмелей, пчел, бобров, рыб, а любуется ими и дружит с ними.
4). Дремучий медведь сильно проголодался и решил съесть теленка.
5). Он был настроен решительно и даже хотел придавить лапой пастушка.
6). Медведь поплыл на другой берег реки, к телятам и Пете.
7). Петя от страха заплакал, но все равно спасал телят, бил медведя кнутом.
8). На помощь Пете пришли дятел, ива, ежевика, шмели и пчелы, окунь, ерш, бобры.
9). Дремучий медведь еле выбрался на свой берег, потеряв хвост.
10). Он залег спать в берлогу и поклялся больше не плавать за телятами.
**
Эта сказка учит, что нужно беречь природу, и она в трудный момент поможет человеку. Доброта всегда вернется добром. Петя был добр, умел со всеми дружить — вот и ему все помогли.
Пословицы:
Читайте также
Напишем два варианта краткого содержания рассказа Паустовского «Теплый хлеб».
Первое, которое можно прочитать за несколько минут:
В деревне Бережки остается раненый конь, который живет у мельника Панкрата. Коня все жалеют и не обижают, когда он просит у кого-нибудь кусок хлеба.
Но здесь живет и мальчик Филька, которого в народе зовут «Ну тебя», неразговорчивый и вечно угрюмый. Однажды зимой, когда стояла теплая погода, Филька разозлился на коня, и вместо того, чтобы дать тому хлеба, швырнул горбушку далеко в снег. Конь от обиды заплакал и случилось странное — погода сразу изменилась. Подул холодный ветер и так приморозило, что замерз пруд у мельницы, а значит деревне грозил голод.
Бабушка рассказала Фильке, что когда-то был такой же страшный мороз и деревня вымерла. Тогда одноногому солдату злой человек не дал хлеба и солдат проклял деревню.
Филька решает, что это он виноват в холодах и идет к Панкрату. Он винится перед мельником и тот советует ему что-то придумать. Филька решает созвать ребят и раздолбить лед.
Все вместе ребята и взрослые ломают лед, а в это время наступает тепло.
Филька мирится с конем, отдает ему свежий, только испеченный хлеб.
<hr />
Теперь краткое содержание в 6 предложений для читательского дневника:
- Раненый конь остается в деревне
- Филька обижает коня, бросив хлеб в снег
- Страшные морозы обрушиваются на деревню
- Бабушка рассказывает о проклятье солдата-инвалида
- Филька винится перед Панкратом и вместе с ребятами долбит лед.
- Филька мирится с конем.
Литературное чтение 4 класс.
Тест к рассказу К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» с ответами по вариантам:
Вариант 1/2.
- Кто автор рассказа «Корзина с еловыми шишками»? (Константин Паустовский)/ Какой жанр произведения «Корзина с еловыми шишками»? (рассказ)
- Какая тема произведения «Корзина с еловыми шишками? (о природе)/»Корзина с еловыми шишками» — это проза или поэзия? (проза)
- Как зовут главную героиню произведения «Корзина с еловыми шишками»? (Дагни Педерсон)/ Как зовут главного героя произведения «Корзина с еловыми шишками»? (Эдвард Григ)
- Где происходит действие произведения? (Норвегия, город Берген и его окрестности)/ Какой город упоминается в произведении (Берген, Норвегия)
- Какое время года было, когда Дагни и Григ встретились в лесу? (осень)/ Какое время года было, когда Григ писал музыку? (зима)
- Кто был любимым слушателем для Грига? (сверчок, Золушка, матросы, прачка, снег)/ Как долго Григ писал музыку для Дагни? (более месяца)
- Какая главная мысль произведения «Корзина с еловыми шишками»? (жизнь прекрасна)/Чему учит произведение «Корзина с еловыми шишками»? (любить жизнь, чувствовать музыку)
Рассказ-сказка К.Паустовского «Теплый хлеб» был написан в 1954 году.
В первую очередь поражает стиль написания рассказа, он сказочно-былинный, протяжный. Характеры главных героев рассказа «Теплый хлеб» Фильки и Панкрата написаны крупными мазками. Красивое описание природы, морозной зимы, заснеженного леса. Рассказ «Теплый хлеб» очень трогательный и поучительный: Мальчик Филька обидел раненого коня, жившего в деревне, не дал хлеба и ударил его. На деревню напала стужа, люди могли умереть с голоду. Филька чувствовал, что природа гневается на него за грубый поступок и решает исправить свою вину — он с ребятами раскалывает лед на речке, чтобы запустить скованную льдом мельницу. Мороз спадает, мельница заработала, люди смогли напечь хлеба. Сказка заканчивается, Филька приносит теплый хлеб с солью коню, они мирится. К рассказу «Теплый хлеб» подходят пословицы: как аукнется, так и откликнется, что посеешь, то и пожнешь.
Девочка Варя, героиня рассказа Паустовского «Стальное колечко», хотела посмотреть на другие страны, как и все дети её возраста. Но первым делом она использовала силу волшебного кольца для того, чтобы дедушку вылечить. Поэтому она одела кольцо на средний пальчик и дед Кузьма, действительно, выздоровел. Правда, старик считал, что это целительный весенний воздух избавил его от недуга. Но Варюша благодарила за выздоровление дедушки колечко.
Вечером девочка надела колечко на безымянный пальчик, и это обернулось для неё огромной радостью. Утром следующего дня она встретилась с весной, от чего Варюша почувствовала себя счастливой.
Теперь можно было бы отправиться в чужие края, посмотреть как люди живут в других местах планеты. Но Варя не торопится, ведь вокруг неё красота такая, какую нигде не сыщешь. Вот она и не одела колечко на указательный палец и осталась в родном Моховом.
Варюша уверена, что истинный рай здесь, а свет повидать она всегда успеет:
В рассказе Паустовского «Стальное колечко» девчушка Варя поделилась махоркой с бойцами, поскольку она была доброй и щедрой. Солдаты оценили доброе сердце девочки и подарили ей бесценный подарок — колечко волшебное. А нам подойдут такие пословица о доброте и щедрости:
Варюша теряет волшебное кольцо, а затем долго его ищет, но не может найти. Она расстраивается и прекращает поиски. Но твердо решает отыскать колечко с приходом весны. Приведем пословицу о слезах и о том, что нужно принимать решение, а не расстраиваться:
Девочка весной находит колечко и мечтает излечить дедушку с его помощью. Вот пословица о том, что нельзя никогда терять надежду:
И дедушка выздоравливает! Варюша счастлива и может отправляться в путешествие в другие страны. Но она не спешит использовать силу волшебного кольца, поскольку любит свой родной край.
Привожу пословицы о любви к родной сторонке:
План-конспект по развитию связной речи детей подготовительной группы «Пересказ сказки К.Г. Паустовского «Дремучий медведь»
Цель:
-продолжать знакомить с творчеством К.Г. Паустовского;
-совершенствовать умение детей пересказывать рассказ
Задачи:
-Образовательные: учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.
-Развивающие: развивать речь, интерес к художественному слову, творческое мышление, интерес к изучению природы
-Воспитательные: воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.
Предварительная работа: чтение рассказов К. Паустовского, беседы, рассматривание иллюстраций, показ слайдов
Словарная работа: не озоровал, стопудовый, дремучий, забияка
Материал и оборудование: мультимедийный проектор; книги К. Паустовского для выставки, презентация
Ход занятия:
Воспитатель:
- Сегодня мы продолжаем знакомство с детским писателем – К.Г. Паустовским. Родился К.Г. Паустовский в Москве в интеллигентной семье, театралов, любящих играть на рояле и петь. Свой первый рассказ К. Паустовский написал во время учебы в гимназии. После учебы он сменил множество профессий: был вожатым трамвая, санитаром на санитарном поезде, учителем, журналистом. В свободное, от работы время писал рассказы и сказки для детей. К.Г. Паустовский очень много путешествовал. Путешествия позволили Константину Георгиевичу увидеть красоту природы.
В своих произведениях К. Паустовский не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой добротой пишет о животных, птицах. Эту любовь и доброту мы видим во многих произведения писателя. Ребята, а какие вы читали рассказы и сказки К.Г. Паустовского?
Дети отвечают.
Воспитатель:
- Правильно, молодцы.
- А сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского – «Дремучий медведь».
Чтение первой части сказки. Вопросы по прочитанному.
- Как звали мальчика?
- С кем жил Петя?
- Каким рос мальчик?
- Когда Петя подрос, куда его определила бабка Анисья?
- Куда гонял телят Петя?
- Какие там были места?
- Что любил делать Петя?
- Кто привык к мальчику и даже полюбил его? Почему?
Продолжение чтения сказки.
Вопросы по прочитанному:
- На другом берегу реки кто жил?
- Какая была у него кличка?
- Какой был он?
- Почему медведь не решался переплыть реку?
- Почему сердился медведь?
- Что сделал, наконец, медведь?
- Кто заметил первым медведя?
- Что сделала она?
- Кого увидел в реке Петя?
- Что сделали глупые телята?
- Чем пытался Петя отпугнуть медведя?
- Что сделал медведь?
- Что решил Петя?
- Кто вдруг вцепился в медведя своими колючками?
- Кто стал медведя хлестать ветками?
- Что делать стал дятел?
- Кто залетел к медведю в нос?
- Что делали птицы?
Воспитатель:
- Я вам предлагаю отдохнуть и подвигаться.
Физминутка:
- Идёт медведь, шумит в кустах,
- Спускается в овраг,
- На двух руках, на двух ногах,
- Мы тоже можем так.
- В лесу пастух трубит в рожок,
- Пугается русак,
- Сейчас он сделает прыжок,
- Мы тоже можем так.
Продолжение чтения следующей части сказки.
Вопросы по прочитанному.
- Что сделал медведь?
- Кто поджидал его в воде?
- Что сделал окунь?
- О чем кричал медведь?
- Что сделал ерш-забияка?
- Как с медведем расправились бобры?
- Когда медведь вернулся на свой берег, что доносилось ему в след?
- Кто еще напугал в лесу медведя?
- Что произошло, после того, как медведь гриб съел?
- Как своих спасителей отблагодарил Петя?
- Что сказала бабка Анисья, выслушав рассказ Пети?
- Понравилась ли вам сказка?
- Что больше всего понравилось?
Воспитатель:
- Ребята сейчас я вам еще раз прочитаю сказку, а вы ее постарайтесь запомнить.
Чтение сказки (затем пересказ детей с использованием приема пересказа по частям)
Воспитатель: Предлагаю сейчас пересказать сказку «Дремучий медведь» по парам. Кто желает? Выходи, Ульяна и выбирай себе товарища. (Дети пересказывают сказку).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Кто ещё желает? Выходи и выбирай себе пару.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Вы меня очень порадовали сегодня своими ответами.
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
Краткосрочный план урока по литературному чтению
Дата: «18» января 2017г. Учитель: Коваленко Е.Н. |
||||||||
Тема урока: |
К. Г. Паустовский «Дремучий медведь» |
|||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
||||||||
Анализ литературного произведения с точки зрения построения композиции |
||||||||
Развитие навыков |
Развитие речи. Учимся чувствовать и понимать язык художественного произведения. Воспитываем бережное, уважительное отношение к природе. |
|||||||
Критерии успеха |
Все учащиеся смогут: Назвать элементы композиции. Слушать и слышать собеседника, работая в паре, группе. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Большинство учащихся смогут: Выявлять авторскую точку зрения, находить в тексте выразительные средства языка: эпитеты, олицетворения Находить основную мысль в тексте. Некоторые учащиеся смогут: Находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие его структурным компонентам. Анализировать текст, понимать красоту речи в произведении, |
|||||||
Привитие ценностей |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
|||||||
Навыки использования ИКТ |
На этом уроке не используется ИКТ |
|||||||
Языковая цель |
Используемый язык для диалога на уроке: Вопросы для обсуждения: |
|||||||
Ход урока |
||||||||
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||
Начало урока |
I Орг. Момент. Здравствуйте ребята. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Мы с вами знакомы, но для тех, кто вдруг забыл, меня зовут Елена Николаевна. Вы уже обратили внимание на то, что к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и начнём урок. 1. Эмоциональный настрой. А теперь закройте глаза. Над нами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг, что-то легкое коснулось щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев, сверкающих снежинок. Откройте свои глаза. |
Музыка. |
||||||
Работа в парах. |
2. Актуализация. Составление понятийного колеса «Природа» — Как можно назвать одним словом, всё, что я перечислила сейчас? (природа). Составьте понятийное колесо с этим словом. Дети составляют понятийное колесо, затем его защищают. Мы черпаем из природы физические, нравственные силы, природа дарит нам красоту и любовь. Как же нужно строить отношения с природой? Эту проблему затрагивают многие писатели в своих произведениях. С одним из таких писателей вы познакомились на прошлом уроке. Назовите его имя (К.Г. Паустовский) Что же мы знаем о нём? |
Бумага, фломастеры. |
||||||
Середина урока Работа в группах Работа в парах Коллективная работа |
Реализация. Проверка домашнего задания. Приложение 1. 2. «Лови ошибку». Работа с текстом. Приложение 2. Учитель раздаёт отрывки из произведения, в которых допущены ошибки. Дети сообща читают текст, находят ошибки, зачитывают в исправленном виде. За каждую найденную ошибку получают смайлик. 3. Физ. минутка. — К какому литературному жанру относится это произведение? Чем отличается литературная сказка от народной? Запишите в таблицу, что сказочное, а что реальное вы встретили в данной сказке. Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было интересно читать это произведение? Проверка. Одна из пар читает, другие слушают, дополняют. Вспомним, правило о построении литературного произведения. Какие части в рассказе можем выделить? (Вывешивание слов на доску: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка вразброс). Дети устанавливают части композиции по порядку. Затем находят части композиции непосредственно в произведении. Экспозиция. Мы знакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой. Завязка — между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения. Развитие — Но в лесу живет злой и голодный медведь. Дремучий, который хочет съесть телят. Кульминация – природа защищает своего доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя. Развязка – медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей. Как же нужно строить отношения с природой? Какая же важнейшая мысль творчества К.Паустовского? (Мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремления открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному», обогатить человека эмоционально и эстетически: «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.» Каким видит любимого героя сказок и рассказов Паустовского? Человек отзывчивый, чуткий, способный в обыденном видеть необыкновенное). |
Дети рассказывают биографию К. Г. Паустовского (2 человека) Дескриптор: 1. Выразительно читают текст. 2. Находят в тексте ошибки. Приложение 1. |
||||||
Конец урока |
4.Рефлексия.
Слово для соседа: — Ты молодец! — Ты сегодня не плохо работал — Ты мог бы работать и лучше |
|||||||
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
||||||
Более успешные ученики работают с текстом, отвечают на дополнительные вопросы |
Результаты наблюдений учителя. Качество ответов при подведении итогов. |
Приложение 1.
1. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Кроме него, в семье было еще трое детей – два брата и сестра. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Мать Паустовского была женщиной властной и неласковой. Всю жизнь она держалась «твердых взглядов», сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей. Его отец служил в управлении железной дороги, был неисправимым мечтателем. Когда из семьи Паустовских ушел отец, Костя, чтобы окончить гимназию, должен был зарабатывать себе на жизнь. В то время Паустовский пробовал писать стихи и рассказы. Один из них ему, ученику девятого класса, даже удалось опубликовать во взрослом литературном журнале. Константин Георгиевич переменил много профессий: был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, заводским рабочим, санитаром в армии, учителем литературы, журналистом.
С детства Костя мечтал о прекрасных далеких странах. Когда мальчик рассказывал об этом маме, она пугалась и говорила: «Ты фантазер, ты не найдешь себе места в жизни и умрешь под забором». Костя на маму не обижался. Он, от рождения близорукий и хрупкий, был твердо уверен, что станет капитаном, искупается в водах всех теплых морей, доберется до самых дальних островов. Все мечты маленького Кости сбылись.
Встав взрослым, он много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Константин Георгиевич учит нас быть добрыми и душевно щедрыми. Его книги помогают почувствовать «сказку жизни»
Приложение 2.
1 группа.
Сын бабки Акулины, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить ее внучек, сын Петя -большого – Петя -маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было четыре года, и Петя-маленький ее совсем позабыл, какая она была.
— Все тормошила тебя, — говорила бабка Акулина, — да, видишь ты, застудилась осенью и померла. А ты весь в нее. Только она была мочаливая, а ты у меня весельчак. Все веселишься да веселишься. А тебе думать надо. Жизнь долгая, в ней вон сколько дней! Не сочтешь.
Когда Павел-маленький подрос, бабка Акулина определила его пасти соседских овец.
2 группа
Однажды Петя видел, как бобер вылез из воды, сел на берегу и начал тереть себе лапами грудь, драть ее изо всех сил, сушить. Петя свистнул, а бобер оглянулся на него, зашипел и спрятался в нору.
А другой раз вдруг с грохотом и плеском обрушилась в реку молодая берёза. Тотчас под водой молниями полетели испуганные плотицы. Петя подбежал к берёзе и увидел, что она прогрызена бобровыми зубами до сердцевины, а в воде на ветках берёзы сидят эти самые бобры и жуют берёзовую кору. Тогда Семен-чаевник рассказал Пете, что бобер сперва подтачивает дерево, потом нажимает на него плечом, валит и питается этим деревом месяц или два, глядя по тому, толстое оно или не такое уж и толстое, как хотелось бобру.
В густоте листьев над Высокой рекой всегда было спокойно: Там спали разные птицы, а удод, похожий на сельского почтаря Ивана Афанасьевича — такой же остроносый и с шустрым черным глазом, — колотил и колотил со всего размаху ножками по сухому осокорю.
3 группа
И в воде тоже было интересно. Смотришь на нее с лодки — и так и подмывает уйти и не смотреть: что там, в глубокой глубине, где качаются водоросли? И все чудится, что ползет по дну черепаха величиной с бабкино корыто, растопырила лапы , а рыбы пятятся от неё, помахивают хвостами.
Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоет за кустами его флейта? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнезд, не связывал бабочек за лапки ниткой, не швырял в бобров палками и не травил рыбу едучей известью.
Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу убегали зайцы, кузнечики взлетали и покрикивали: «С дороги! С дороги!», белки выскакивали из дупла, чтобы похвастаться перед Петей своими шубками, дятел так ударял по осокорю, что бобры зажимали уши и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой.
4 группа
Все звери и птицы знали, что живет за горой, в большой берлоге, молодой медведь и прозвище у того медведя Дремучий. Его шкура и вправду была похожа на дремучий лес: вся в желтых еловых иглах, в давленой малине и смоле. И хоть молодой это был медведь и кое-где даже шустрый, но глаза у него горели, как светляки, — зеленые, будто у старого.
Звери часто видели, как медведь осторожно пробирался к реке, высовывал из травы морду и принюхивался к телятам, что паслись на другом берегу. Один раз он даже попробовал лапой воду и заворчал. Вода была тёплая — со дна реки били чистые ключи, — но медведь раздумал переплывать реку. Не хотелось ему встречаться с пастушком
С каждым днем медведь злился все сильнее. Он ревел, брюхо у него совсем отвисло — одна кожа и шерсть. Лето выпало дождливое, без тепла.
5 группа
Первой после бобров заметила медведя сорока.
— Карраул! — крикнула она так отчаянно, что сразу охрипла. — Люди, воррр!
Звери не обратили внимания. Петя заплакал, руки у него затряслись, и уронил он свой рожок в воду: посредине реки плыл, загребая когтистыми лапами, старый медведь, отплевывался и рычал. А овцы подошли уже к самому озеру , вытянули шеи и смотрят.
Закричал Петя, заплакал, схватил камень и бросил в медведя. Да не достал до медведя ударил по воде. Медведь скосил на Петю глаз и зарычал:
— Погоди, сейчас вылезу на траву — все кости твои пересчитаю. Что выдумал — старика бить!
«Неужто все испугались и никто мне теперь не поможет?» — подумал Петя.
Приложение 3.
Реальное |
Сказочное |