Читательский дневник по сказке «Дремучий медведь» Константина Паустовского
Автор: Константин Георгиевич Паустовский.
Название: «Дремучий медведь».
Число страниц: 36.
Жанр: сказка.
Главные герои: Петя, Медведь, звери, рыбы и птицы.
Второстепенные герои: Анисья.
Характеристика главных героев:
Петя — пастушок. Добрый и весёлый.
Медведь — старый, злой.
Животные — дружные, смелые, решительные.
Характеристика второстепенных героев:
Анисья — старая бабка.
Краткое содержание сказки «Дремучий медведь»
Пастушок Петя водил телят к речке. На другом берегу жил медведь, который давно мечтал отведать телятины.
Он решил переплыть реку. Ворона подняла тревогу, а глупые телята смотрели, как плывёт медведь.
Петя пытался отогнать медведя кнутом, но тот не испугался.
Тогда медведя схватила ежевика, и отхлестала ива. Медведь вырвался, но огромный окунь утащил его в омут и откусил хвост. Ёрш ударил колючкой в бок. Бобры уронили осину. Пчёлы слепили медведя.
Тот не выдержал и вернулся на свой берег.
Он съел гриб и завалился спать в берлогу.
План сказки:
- Весёлый пастушок.
- Мечты о телятах.
- Ива и ежевика.
- Окунь и ёрш.
- Бобры.
- Насекомые.
- Девки с бидоном.
- Сон в берлоге.
- Смех Анисьи.
Основная мысль произведения «Дремучий медведь»
Главная мысль сказки в том, что все вместе любую беду отведут.
Основная идея произведения в том, что действовать лучше всем вместе.
Чему учит сказка
Учит дружбе и взаимовыручке.
Учит смелости и решительности.
Учит давать отпор любому врагу.
Краткий отзыв по сказке «Дремучий медведь» для читательского дневника
Прочитав эту историю, я подумала о том, что не физическая сила важна, а согласованные действия.
Только так можно победить врага, который сильнее.
Это интересная и поучительная сказка.
Автору удалось показать, как сплочённый коллектив может решить даже самую трудную задачу.
Мне понравились животные, которые защищали доброго мальчика и его телят. Но мне было очень жаль медведя, старого и голодного, который не виноват, что родился хищником.
Я всем советую прочитать эту сказку и стараться решать проблемы дружным коллективом.
Пословицы к произведению:
- На чужой каравай рот не разевай.
- Всякая помощь хороша вовремя.
- Вместе хорошо и недруга бить.
- В одиночку слабы, вместе — сильны.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Словарь неизвестных слов
- Дремучий — старый, необразованный, дикий.
- Скликать — созывать.
- Натуга — усилие.
- Крутояр — высокий берег, обрыв.
- Осокорь — чёрный тополь.
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Ползёт, пятится задом, а у берега уже ходит стопудовый окунь, поглядывает, дожидается. Как только медвежий хвост окунулся в воду, окунь хвать, зацепил его своими ста двадцатью зубами, напружился и потащил в омут.
— Братцы! — заорал медведь, пуская пузыри. — Смилуйтесь! Отпустите! Слово даю… до смерти сюда не приду! И пастуха не обижу!
Ещё читательские дневники по произведениям К. Паустовского:
- «Похождения жука-носорога»
- «Заячьи лапы»
- «Стальное колечко»
- «Барсучий нос»
- «Растрёпанный воробей»
- «Тёплый хлеб»
- «Корзина с еловыми шишками»
Библиотека произведений автора пополняется.
Полезные ссылки:
- Википедия про писателя
- Краткая биография Константина Паустовского для презентации
________
Автор: Паустовский Константин Георгиевич
Название: «Дремучий медведь»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Взаимоотношения человека и природы
Число страниц: 13
Главные герои и их характеристики:
- Петя – мальчик-пастушок, живёт с бабушкой, добрый и тихий, очень любит природу, зверей и растения.
- Медведь – дикий медведь, старый уже, с голода решился реку переплыть, телят поймать.
О чем произведение:
Рассказ о маленьком мальчике Пете, который стал телят пасти, он любовался природой, наблюдал за птицами и животными. Однажды старый голодный медведь решил телят Петиных поймать и съесть, но мальчика за его доброту защитили звери и растения.
Сюжет — краткое содержание:
- Добрый и тихий мальчик Петя назначен был пастушком, телят пасти.
- Пока он стерёг телят, Петя наблюдал за природой вокруг, за птицами и растениями, зверями и насекомыми.
- Все животные полюбили Петю за его доброту и внимание.
- Старый голодный медведь решился переплыть реку, чтобы телят Петиных схватить и съесть.
- Когда медведь оказался рядом с Петей, мальчик испугался, но ему на помощь пришли его друзья – растения, насекомые, звери и рыбы.
- Медведь с позором убежал обратно в лес.
- Петя поблагодарил своих друзей низким поклоном, но хвалиться всем вокруг не стал, рассказал только бабушке Анисье, она удивилась и посмеялась.
Понравившийся эпизод:
Мне очень понравился эпизод, когда звери, деревья и даже насекомые заступились за Петю, как они слаженно действовали, и даже рыбы помогли. А Петя с большой благодарностью им всем поклонился и даже не стал по всей деревне рассказывать, хвастаться.
План произведения для пересказа:
- Мальчик Петя и его бабушка.
- Пастушок Петя и природа вокруг.
- Старый голодный медведь.
- Помощь растений, рыб, насекомых и зверей.
- Побег медведя.
- Благодарность Пети.
- Смех бабушки Анисьи.
Главная мысль:
В трудную минуту друзья не оставят и придут на помощь, главное самому быть добрым и внимательным.
Чему учит эта книга:
Рассказ учит нас тому, что если ты к кому-то относишься по-доброму, то и тебе обязательно помогут. Учит нас любить и уважать природу, беречь её, ведь это удивительный и необыкновенный мир животных и растений.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Очень хороший рассказ, особенно мне понравился главный герой – мальчик Петя. Он добрый и скромный, замечал многое вокруг, удивлялся животным и растениям, не мешал им, не разорял гнезд, не ломал деревья. И он не стал всем хвастаться о том, что произошло, только бабушке своей рассказал.
Новые слова и выражения:
Дичок – нелюдимый, застенчивый ребёнок.
Крутояр – крутой, обрывистый берег.
Шпенёк – небольшой шип, стержень.
Пословицы к произведению:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Доброе дело без награды не останется.
Дерево живёт корнями, а человек – друзьями.
Другие читательские дневники здесь
Сказка Дремучий Медведь была написана известным русским писателем Паустовским, ее цель — познакомить детей с животным миром, а также показать, насколько важна дружба. Герои сказки — это мальчик Петя, он очень добрый и он очень любит природу, он не ломает деревья, дружит с птицами, с бобрами, он всегда старается помочь животным, а не навредить им.
Дремучий Медведь – старый, голодный и злой. Также в сказке есть главная героиня – бабушка. В определенное время Петя становится пастухом и постоянно находится на природе. Он рассуждает о зверях, птицах, деревьях, он очень любит их. Но он решает напасть на телят Пети и переплывает на другой берег. Он решил украсть одного из телят. Однако когда он попадает на берег, ему начинает мстить природа — его хлещет ива, ежевика его схватила, так как он зацепился за нее. Птицы пытаются вырвать у него шерсть, вокруг летают шмели, которые хотят ужалить его, также дятел долбит по его голове. Тогда медведь решает, что лучше всего спрятаться в реке, однако здесь его начинает тащить в омут окунь, его уколол ершик, а бобры уронили на медведя дерево.
Медведь так испугался, что упал в свою берлогу и решил оттуда больше не высовываться. Что касается Пети, то он узнал об этом и отблагодарил всех своих друзей помощников. Посыл сказки состоит в том, что очень важно дружить с природой, любить ее, уважительно к ней относиться. Следует ценить все, что вокруг тебя — животные и птицы, разные растения. Все в природе необходимо для полноценного цикла жизни, все они по-настоящему живые, и поэтому не стоит разорять гнезда, таким образом можно навредить птицам и птенчикам. Важно не топтать лишний раз траву, нельзя уничтожать насекомых, также не стоит пугать бобров, детей, они выполняют свою особую миссию, они необходимы для полноценного оборота в природе.
Сказка очень поучительная, потому что, во-первых, автор показывает, как надо любить природу в образе мальчика Пети, а потом показывает, как природа может помочь вам в нужный момент. Когда Пете угрожала опасность, природа и ее обитатели пришли ему на помощь, при этом ему помогали не только животные, такие, как бобры, птицы или шмели, но и даже деревья и кустарники. Все они постарались защитить Петю от медведя и защитить его стадо, за которое он был в ответе. Они помогали ему как могли, использовали свои умения и возможности, но спасли стадо маленького пастуха от посягательств злобного медведя.
Данную сказку следует прочитать в раннем детстве, чтобы дети поняли, что очень важно заботиться о природе. На самом деле Петя был очень милым добрым мальчиком, он остался без родителей, когда ему было два года, его мать умерла, а отец погиб на войне и он жил с одной бабушкой. Именно бабушка научила его бережно относиться к природе, также она его определила в пастухи. Петя любил пасти коров, наслаждаться природой, следить за бобрами, он любил наблюдать за их работой, также он любил наблюдать за птицами. Звери и птицы привыкли к Пете, потому что он не причинил им вреда, они дружественно к нему относились и даже были рады его видеть.
Как заполнить читательский дневник к сказке «Дремучий медведь» по чтению подскажет пример изложенный ниже.
Содержание
- Паустовский «Дремучий медведь» читательский дневник
- «Дремучий медведь» главные герои и характеристика
- План «Дремучий медведь»
- «Дремучий медведь» краткое содержание для читательского дневника (6 предложений)
- Композиция
- Главная мысль сказки «Дремучий медведь»
- Чему учит сказка «Дремучий медведь»?
- Отзыв о сказке «Дремучий медведь»
- Пословицы к сказке «Дремучий медведь»
Паустовский «Дремучий медведь» читательский дневник
Автор — Константин Паустовский. Он написал это произведение в 1948-ом году.
Жанр: литературная сказка о животных
«Дремучий медведь» главные герои и характеристика
- Петя — главный герой маленький мальчик. Это спокойный и добрый ребенок, немного задумчивый. Остался без родителей и жил с бабушкой. Любит природу, бережет гнезда, не ломает деревья, дружит с бобрами. И животные, и растения, и насекомые любили его за его доброту и добром ему отплатили в трудную минуту.
- Дремучий медведь. Огромный, голодный и злой, старый. Ради того, чтобы поесть, он был готов убить теленка и даже мальчика-пастушка. Но он проиграл в битве с животными, птицами, рыбами, насекомыми и растениями, которые Петю любили.
- Анисья. Бабушка Пети. Добрая и веселая женщина. Она потеряла на фронте сына, а также невестку — маму Пети. И теперь сама воспитывала и растила мальчика в тепле и любви. Она очень хорошая.
Также в сказке есть такие персонажи: бобры, ворона, окунь, ерш, дятел, ежевика, ива, шмели, пчелы.
План «Дремучий медведь»
- Петя — пастушок
- Красивая природа у Высокой речки
- Петя, звери, птицы и деревья
- Мечты Дремучего медведя.
- Медведь плывет на другой берег
- Тревога
- Ежевика вступает в бой
- Ивы, шмели и дятел.
- Отступление медведя
- Окунь
- Удар ерша
- Оторванный хвост
- Грозные бобры
- Девушки в лесу
- Бегство медведя
- Смех Анисьи.
«Дремучий медведь» краткое содержание для читательского дневника (6 предложений)
1) Петя-маленький жил у бабушки Анисьи, отец его погиб на войне, а мать умерла от болезни.
2) Бабка отдала Петю пасти стадо телят.
3) Петя пас телят на Высокой реке, и наблюдал за животным миром, никого не обижая.
4) Голодный дремучий медведь решился наконец переплыть реку и утащить теленка.
5) Животные увидели опасность и набросились на медведя, чтобы он не дошел до стада, да так, что тот еле убежал живым.
6) Петя поклонился всем, а потом рассказал бабке о случившемся и та напомнила ему, что друзья в беде всегда выручат.
Композиция
- Экспозиция. Мы познакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой.
- Завязка — между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.
- Развитие — Но в лесу живет злой и голодный медведь. Дремучий, который хочет съесть телят.
- Кульминация – природа защищает своего доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя.
- Развязка – медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.
Главная мысль сказки «Дремучий медведь»
Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту. Очень важно иметь настоящих друзей, которые придут к тебе на помощь в самый трудный момент. Не нужно обижать животных, птиц и рыб и тогда они ответят тебе благодарностью.
Чему учит сказка «Дремучий медведь»?
Сказка учит любить и беречь природу, бережно относится к ее обитателям, не разорять гнезда, не топтать траву, не ломать деревья, не ловить насекомых, не пугать бобров. Доброта всегда вернется добром. Петя был добр, умел со всеми дружить — вот и ему все помогли.
Отзыв о сказке «Дремучий медведь»
Это добрая и хорошая сказка. Здесь показана настоящая дружба мальчика и природы. И поэтому, когда Пете угрожала опасность, вся природа, все ее обитатели пришли к нему на помощь. Сказка учит доброте, а также тому, что доброе отношение ценится всеми очень высоко.
Пословицы к сказке «Дремучий медведь»
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
За добро добром платят.
Всякая помощь хороша вовремя.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Доброе дело без награды не останется.
Главный герой — Петя-маленький, потому что Петя-большой — это папа мальчика, которого не стало, когда погиб на фронте, а мамы тоже нет, его воспитывает бабушка. Бабка Анисья предложила внуку пасти телят колхозных, а Семен-чаевник ребенку дал рожок, в который трубит мальчик, когда собирает коров в стадо.
Петя часто бывает у реки, красивее которой не сыскать: на берегу растут осины, а ивы опускают ветви в воду.
У реки постоянно что-то происходит: дятел клювом стучит по осокорю, летают птицы, шмели, стрекозы проносятся над цветами. Пете нравится наблюдать за бобрами, как валят, подточив зубами, деревья.
Звери с птицами по-доброму расположены к Пете, потому что он не хулиганит: не связывает лапки стрекозам нитками, не сшибает палками птичьих гнезд, не пригибает ветви деревьев к земле, чтобы резко распрямить и наблюдать, как те «дрожат» от «боли». Он тихо любуется на водную гладь, представляет себе рыбок на дне ее, а еще животные привыкли к рожку Пети.
Когда Петя приходит на берег реки, то все ликуют при его появлении, а на приветственное «Здравствуйте» ворона отвечает «Дра, дра», потому что это все, что она может выговорить.
Однажды старый медведь решил поживиться молодым теленочком, ему нипочем сторож в лице Пети. Стал он добираться на другой берег реки, проплыть ему надо было 100 метров. Когда его заметили птицы, да насекомые, то громче стали кричать и жужжать, а первой закричала ворона. Петя уронил рожок в траву, а кнутом хотел ударить плывущего зверя, да не достиг, так как далеко. Он просил помощи, тогда стали за него заступаться окружающие: ежевика опутала медведя, ухватив колючими стеблями за лапы, а ива ветвями била косолапого по бокам. Дятел уселся на голову, да стукнул животное клювом, что медведь взвыл. Шмели щекотали ноздри, а пчелы жалили в нос, пришлось отбиваться медведю. А когда в речку обратно забрался, чтобы восвояси уплыть, то окунь ухватил за хвост. Медведь стал умолять отпустить его, обещать, что больше не повадится, да никто не верил, а ерш Шипоярд уколол шипом, который ядовит. Так дернулся медведь, что хвост потерял, — тот у окуня остался, удирал без хвоста. Но это еще был не конец: дальше бобры уронили на плывущего медведя ольху, которое заранее подточили и рассчитали, когда надо повалить.
Когда медведь бросился в лес, все над ним смеялись, кто помогал мальчику, даже ольха «тряслась от хохота». Тогда Петя поблагодарил, поклонившись.
Он никому не рассказал о случившемся, только бабке Анисье, которая тоже смеялась.
Родная русская литература. 5 класс
У р о к 3. Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Дремучий медведь»
дремучий медведь
PPTX / 3.11 Мб
Цели: развивать представления об особенностях жанра литературной сказки; показать, как отражаются представления о справедливом и добром отношении к природе в литературных сказках; развивать навыки пересказа, анализа текста, в том числе сопоставительного; развивать навыки монологической речи; прививать интерес к литературным сказкам, к живописи; развивать навыки описания произведений живописи.
Планируемые результаты: понимание связи литературной и фольклорной сказок; понимание соотношения реальности и вымысла в сказках; владение элементами анализа произведения; умение выразительно читать и пересказывать сказки; умение анализировать произведения живописи.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
Четвертое лишнее: (слайды 2-7)
1) «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Марья-Моревна».
2) «Волшебник изумрудного города», «Волк и семеро козлят», «Королевство кривых зеркал», «Цветик-семицветик».
3) Шарль Перро, Корней Чуковский, Александр Волков, Евгений Шварц.
О чем пойдет речь на нашем уроке?
3. Актуализация знаний: слово учителя с элементами беседы.
-Литературная сказка — это литературный жанр, который имеет фантастический сюжет, действия происходят в настоящем или выдуманном мире, герои могут быть настоящими, а могут быть вымышленными. (Запись в тетрадях). (Слайд
-В чем сходство и в чем разница между литературной и фольклорной сказками?
Уч-ся. Сходство: в обоих жанрах присутствует выдумка, небылица. Различия: литературная сказка — выдуманная писателем и написанная на бумаге; народная передается из поколения в поколение устно, каждый раз наверняка что-нибудь добавляется. Литературная сказка отличается и тем, что она имеет автора, который может поднимать в своем произведении различные социальные или нравственные вопросы.
-Литературная сказка имеет ряд специфических характеристик.
1) Отражает мировоззрение того периода, в котором она была создана.
2) Может содержать заимствования из фольклорной сказки.
3) Может сочетать в себе как придуманное, так и реальное.
4) В сказке прослеживается явная авторская позиция.
5) Сказка дает оценку героям, их поступкам, происходящим событиям.
— Как появилась литературная сказка? В 18 веке литературная сказка становится самостоятельным литературным жанром. Произошло это потому, что многие писатели, работающие в романтическом направлении, тяготели к народным традициям и народному творчеству. В это время известными сказочниками были Карло Гоцци («Король-олень», «Любовь к трем апельсинам»), Анн Клод Филипп де Леви Келюс («Восточные сказки»). В 19 веке авторские сказки набирают еще большую популярность. В этом жанре начинают работать такие великие писатели как Гете, Гофман, Андерсен.
4. Анализ сказки «Дремучий медведь»: беседа с элементами пересказа, выборочного пересказа, выборочного чтения.
Словарная работа
Хорониться-прятаться.
Семенить ( в нору)-спешить.
Пуд — русская мера веса, равная 16,38 кг, применявшаяся до введения метрической системы.
-Вы прочитали сказку К.Г.Паустовского. Что позволяет нам отнести ее к жанру литературной сказки?
-Почему, на ваш взгляд, сказка называется «Дремучий медведь»? Каково лексическое значение слова дремучий? Что означает выражение «дремучий, как медведь»?
1. Лес называют дремучим, если он густой и через него трудно идти.
2. Дремучим называют то, что густо, пышно растёт.
3. Дремучим называют отдалённое, глухое место.
4. Дремучим называют необразованного, духовно и интеллектуально не развитого человека.
5. Отрицательные качества или дурные чувства человека называют дремучими, если они проявляются в очень высокой степени и их сложно исправлять. (Слайд 9)
-В каком значении слово дремучий употребляется в сказке?
-Бабушка говорит Пете-маленькому: «Всё хоронишься по углам да думаешь. А думать тебе рано. Успеешь за жизнь надуматься». Как вы считаете, что имела в виду бабушка?
-За что звери полюбили Петю?
Уч-ся: Потому что он «не сбивал палками гнёзд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью».
-Как менялось поведение зверей и птиц, когда они видели Петю? Что этим хочет сказать Паустовский своему читателю?
Уч-ся: все радовались появлению Пети: «рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пёстрой чешуёй, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой».
-Каким вы себе представляете Петю? Может быть, вам поможет репродукция картины В.Маковского «Пастушки». (Слайд 10)
В.Маковский. Пастушки.
-Как отреагировал Петя на появление медведя? Почему закричал и заплакал? Что значит фразеологизм «пересчитать кости»? (Запись в тетрадях: Сильно избить кого-либо).
-Почему медведю не удалось съесть теленка, как он мечтал? Как вы относитесь к медведю? Испытываете ли чувство жалости? Каким изображен медведь в сказке Паустовского?
-Почему звери заступились за Петю?
-Чему научила вас сказка «Дремучий медведь»?
Сказка учит, что очень важно иметь настоящих друзей, которые придут к тебе на помощь в самый трудный момент. Не нужно обижать животных, птиц и рыб и тогда они ответят тебе благодарностью. (Запись в тетрадях)
5. Подведение итогов урока
-Главная мысль — нужно жить в гармонии с окружающим миром, не причинять никому вреда, не стоит даже траву топтать без надобности. Ведь все вокруг — живое, все живет и чувствует. Петя очень любил природу и уважительно к ней относился. Поэтому, когда пришла беда (медведь хотел напасть на него и на его стадо) вся живность стала на его защиту, а медведю пришлось бежать так быстро, что он еле-еле спасся, забившись в свою берлогу.
Домашнее задание: прочитать стихотворение Михаила Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» Выписать незнакомые слова, указать их лексическое значение.
Использованная литература
1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому родному языку. 5 класс. К учебнику Александровой. Пособие для учителя. -М.: ВАКО, 2022.-143 с.
2. Родная русская литература. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.
Тема: К.Г.Паустовский «Дремучий медведь»
Цель: знакомство
с творчеством Паустовского, анализ литературного произведения с точки зрения
построения композиции, развитие речи, учимся чувствовать и понимать язык
художественного произведения, воспитываем бережное, уважительное отношение к
природе.
Тип урока: педагогическая мастерская
Оборудование:
иллюстрация дерева, листья, презентация
Ход урока
I
Орг. момент .
II Индукция
– создание эмоционально настроя, включение чувств ученика, личного отношения к
предмету обсуждения.
1.Закройте
глаза. Над нами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая
вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг, что-то легкое коснулось щеки. Прикосновение
такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от
удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение
солнечного лучика, но и
отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот
деревьев, сверкающих снежинок. Откройте свои глаза.
Постановка
проблемы : как нужно строить отношения с природной?
Какими качествами должен обладать человек .Сегодня мы вырастим дерево жизни.
(слайд)
2.
Возьмите листочки и напишите на листочках качества человека, которые вы
считаете главными для того, чтобы любить природу.
III.
О писателе — Константине Георгиевиче Паустовском
1. короткие
выступления учащихся ( 4 человека)
2. Портрет
писателя (слайд) и его высказывание:
«Нет
хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь , как трава от осенней
росы».
—
объясните, как вы понимаете такое высказывание писателя?
3.
Выставка книг писателя, его дом, беседка (слайды)
IV.
Социоконструкция – работа по построению нужных элементов.
1. Словарная
работа (слайд) крутояр, осокорь, шпенёк.
2. Построение
композиции художественного произведения.
— вспомним, что
такое композиция? Из каких частей состоит? (слайд)
3.
Экспозиция – коллективная работа.
4. Завязка
«Дружеские отношения» работа в группе
5. Развитие
« Встреча с медведем» работа в группе.
6.
Кульминация « Помощь» работа в группе.
7. Развязка
– коллективная работа.
V.
Социолизация – выступление учеников
и работа в группах.
1. экспозиция (слайды) Петя
–маленький, бабка Анисья, телята и река Высокая.
— почему Петя жил с бабкой Анисьей, где
были его родители? (ответы детей)
— как бабка звала Петю? (дичок), почему?
— какие были телята?
— река Высокая, какая она была?
2. завязка – работает группа
«Редакторы», выборочное чтение.
Читают отрывки из текста, которые
доказывают, как Петя установил дружеские отношения с природой. Составление
словесного портрета Пети – маленького. (слайд)
3. развитие
— работает группа «Актеры»
— любила природа медведя? докажите
отрывком из текста ( читают текст)
— прочитать слова медведя, как роль в
театре (злость, сомнение, недоумение)
— вывод: какой же был медведь? (слайды),
составление его словесного портрета.
4. кульминация – работает группа
«Редакторы», выборочное чтение.
Читают отрывки из текста и доказывают, как
природа помогла Пете –маленькому. (слайды)
5. что такое олицетворение? (ответы
детей), использовал ли автор этот прием в свое рассказе?
6. развязка – «спасибо вам!» (слайд)
7. пословицы о дружбе
— что сказала бабка Анисья? как вы
понимаете эту пословицу?
— а какая пословица подходит ещё,
подумайте? (Один за всех и все за одного.)
VI.
Разрыв – внутреннее осознание неполноты
своего прежнего знания.
Наши
сердца раскрываются с детства, как листва деревьев.
Так, давайте украсим наше дерево листочками, на которых вы написали качества
человека, любящего природу, украсим дерево и узнаем, как же надо понимать
природу и строить с ней отношения?(украшают)
— Какое
дерево получилось?
— Наше
дерево очень яркое, солнечное, веселое, радостное.
— Значит,
и человек должен быть светлым, теплым.
VII.
Итог урока
— понравился ли
вам урок? Что для себя вы усвоили?
Домашнее
задание Написать сочинение о том, кто из вашей
семьи учит вас понимать и любить природу?
Оценки
за урок.