В одной деревне жил крестьянин с женой, и у них было два сына. С годами дети подрастали, а родители старели. Когда Чан Мо — так звали старшего сына — минуло двадцать лет, он женился.
Как полагается старшему сыну, Чан Мо не покинул своих престарелых родителей. Он остался жить с ними, чтобы на старости лет отец и мать не знали никаких забот. Вскоре женился и младший брат. Его звали Чан Су. Поселился он на другом конце деревни и стал обзаводиться своим хозяйством. Нелегко ему было. Построил кое-как чиби, смотрит — землю пахать нечем. Достал плуг — нет денег на быка. Обзавёлся быком — помещику за землю нечем платить.
Но был Чан Су трудолюбив: выходил он работать на поле раньше всех соседей, а домой возвращался позже других.
Нелегко жилось младшему брату, да и старшему жилось трудно. Ведь ему приходилось заботиться не только о своих детях и жене. Надо было всегда помнить и о старых родителях.
И хоть жили братья впроголодь и много у них было всяких забот, но жили они дружно, в согласии.
Вот однажды осенью Чан Мо пересчитал свои запасы риса и подумал: «Не много у меня зерна: всего-то десять мешков. Но ведь у младшего брата ещё меньше. Надо ему помочь, да так, чтобы он и не узнал об этом».
И, когда стемнело, Чан Мо взвалил на плечи мешок самого лучшего зерна и понёс к дому младшего брата. По дороге встретил он какого-то человека, только не разобрал в темноте, — кого.
Принёс Чан Мо к дому брата мешок, положил его и поспешил обратно. Он решил принести брату ещё один мешок.
Вернулся Чан Мо домой и ничего понять не может: как было у него десять мешков, так десять и осталось, не уменьшилось.
Но некогда было ему раздумывать. Взвалил он ещё один мешок на плечи и понёс его к своему брату.
На обратном пути опять встретил он посредине дороги человека и опять не разобрал в темноте — кого.
Вернулся Чан Мо к себе — снова такая же история: как было у него десять мешков, так и осталось. Что за чудеса!
«Коли так, — решил Чан Мо, — отнесу-ка я брату ещё парочку мешков».
И он снова отправился по знакомой тропинке в другой конец деревни. А в это время взошла луна, осветила тропинку и идти с ношей стало легко.
Но едва Чан Мо дошёл до середины пути, как увидел, что навстречу ему идёт человек, и тоже с мешком на плечах. А когда человек приблизился, Чан Мо узнал в нём младшего брата.
— Куда ты идёшь так поздно? — спросил Чан Мо.
— А куда это вы идёте в такое время? — спросил Чан Су.
И оба брата сразу всё поняли и радостно рассмеялись.
Оказывается, Чан Су тоже решил помочь брату, поделиться с ним своим урожаем. И они в один и тот же час начали носить друг другу мешки с рисом.
Вот почему рис у Чан Мо не убывал, хотя он уже отнёс брату два мешка.
Рассмеялись братья ещё раз и крепко обнялись. И хотя мешки с рисом были тяжелы, но на сердце братьев было легко. Ещё бы, ведь братская любовь и дружба любую ношу делают лёгкой!
Корейская народная сказка. Иллюстрации.
Выбранный для просмотра документ Дружные братья. Корейская народная сказка.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
2 класс.
Литературное чтение.
Дружные братья
Корейская народная сказка. -
2 слайд
«ДРУЖНЫЕ БРАТЬЯ»
Корейская народная сказка
Жанр: народная бытовая сказка -
-
4 слайд
Знаешь ли ты значение этих слов?
АМБАР
Неотапливаемое строение
для хранения зерна, муки. -
5 слайд
Знаешь ли ты значение этих слов?
ВОДРУЗИТЬ
Поднять наверх, взвалить на спину. -
6 слайд
Знаешь ли ты значение этих слов?
Скрытно, тайком, исподтишка, незаметно, втихаря.
УКРАДКОЙ -
7 слайд
Кто главные герои сказки
и что вы можете о них сказать? -
8 слайд
Кто главные герои сказки
и что вы можете о них сказать?
Старший брат. Рано обзавелся семьей, заботился о родителях, трудолюбивый, любит брата.Младший брат.
Стал жить отдельно. Трудолюбивый, любит брата. -
9 слайд
А какова главная мысль сказки
«Дружные братья« ?Братская любовь и дружба делают любую ношу более легкой.
-
10 слайд
Чему учит сказка «Дружные братья«?
Сказка учит помогать друг другу, учит заботиться друг о друге, тем более если вы члены одной семьи, родственники. Сказка учит всего добиваться своим трудом и не ждать милости от судьбы. Учит тому, что работая вместе легче добиться успеха.
-
11 слайд
Пословицы к сказке «Дружные братья«.
Под лежачий камень вода не течет.
Без семьи нет счастья.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Доброе братство милее богатства.
Любовь братская лучше каменных стен. -
12 слайд
Как будет звучать краткий пересказ?
В одной семье было два сына.
Осенью братья собрали и поделили урожай .
Старший брат решил помочь младшему брату и стал таскать ему рис.
Но сколько бы он не таскал, число мешков не менялось.
Братья встретились по пути и поняли, что таскали рис друг другу. -
13 слайд
Это очень поучительная сказка. Братья в ней не ссорились и любили друг друга. Ни один не завидовал другому, а напротив старался как мог помочь своему брату. Это настоящие братские отношения, которые почему-то не часто встречаются в нашей стране.
-
Братья (корейская сказка)
В одной деревне жил крестьянин с женой, и у них было два сына. С годами дети подрастали, а родители старели. Когда Чан Мо — так звали старшего сына — минуло двадцать лет, он женился.
Как полагается старшему сыну, Чан Мо не покинул своих престарелых родителей. Он остался жить с ними, чтобы на старости лет отец и мать не знали никаких забот. Вскоре женился и младший брат. Его звали Чан Су. Поселился он на другом конце деревни и стал обзаводиться своим хозяйством. Нелегко ему было. Построил кое-как чиби, смотрит — землю пахать нечем. Достал плуг — нет денег на быка. Обзавёлся быком — помещику за землю нечем платить.
Но был Чан Су трудолюбив: выходил он работать на поле раньше всех соседей, а домой возвращался позже других.
Нелегко жилось младшему брату, да и старшему жилось трудно. Ведь ему приходилось заботиться не только о своих детях и жене. Надо было всегда помнить и о старых родителях.
И хоть жили братья впроголодь и много у них было всяких забот, но жили они дружно, в согласии.
Вот однажды осенью Чан Мо пересчитал свои запасы риса и подумал: «Не много у меня зерна: всего-то десять мешков. Но ведь у младшего брата ещё меньше. Надо ему помочь, да так, чтобы он и не узнал об этом».
И, когда стемнело, Чан Мо взвалил на плечи мешок самого лучшего зерна и понёс к дому младшего брата. По дороге встретил он какого-то человека, только не разобрал в темноте, — кого.
Принёс Чан Мо к дому брата мешок, положил его и поспешил обратно. Он решил принести брату ещё один мешок.
Вернулся Чан Мо домой и ничего понять не может: как было у него десять мешков, так десять и осталось, не уменьшилось.
Но некогда было ему раздумывать. Взвалил он ещё один мешок на плечи и понёс его к своему брату.
На обратном пути опять встретил он посредине дороги человека и опять не разобрал в темноте — кого.
Вернулся Чан Мо к себе — снова такая же история: как было у него десять мешков, так и осталось. Что за чудеса!
«Коли так, — решил Чан Мо, — отнесу-ка я брату ещё парочку мешков».
И он снова отправился по знакомой тропинке в другой конец деревни. А в это время взошла луна, осветила тропинку и идти с ношей стало легко.
Но едва Чан Мо дошёл до середины пути, как увидел, что навстречу ему идёт человек, и тоже с мешком на плечах. А когда человек приблизился, Чан Мо узнал в нём младшего брата.
— Куда ты идёшь так поздно? — спросил Чан Мо.
— А куда это вы идёте в такое время? — спросил Чан Су.
И оба брата сразу всё поняли и радостно рассмеялись.
Оказывается, Чан Су тоже решил помочь брату, поделиться с ним своим урожаем. И они в один и тот же час начали носить друг другу мешки с рисом.
Вот почему рис у Чан Мо не убывал, хотя он уже отнёс брату два мешка.
Рассмеялись братья ещё раз и крепко обнялись. И хотя мешки с рисом были тяжелы, но на сердце братьев было легко. Ещё бы, ведь братская любовь и дружба любую ношу делают лёгкой!
— КОНЕЦ —
Корейская народная сказка. Иллюстрации.
Тема: Корейская народная сказка «Дружные братья»
Цели: 1. Познакомить учащихся с корейской народной сказкой «Дружные братья».
2. Развитие познавательных интересов на уроке чтения.
3. Воспитывать у учащихся заботливого отношения к близким людям.
Оборудование: 1. кассета с медленной композиции.
2. рисунки учащихся
3. сочинение учащихся на тему «Как я помогаю своим родным».
4. плакаты с пословицами.
Ход урока.
- Организационный момент.
Минутка вхождения в день
- Сообщение цели урока.
(фон – медленная композиция)
- Ребята, мы сегодня окажемся в гостях у доброй Феи. Она поможет различить добро от зла, искренности от лжи. И она приготовила вам вот такое послание.
Дорогие ребята!
Сегодня я пришла к вам в гости на урок чтения. Я принесла вам интересные задания. Выполнив их, вы станете еще умнее, мои задания помогут вам разобраться в хороших и плохих поступках. Я помогу вам стать добрее умнее. Каждый хороший поступок приближает вас ко мне. При большом желании и стремлении вы сами сможете стать добрыми волшебниками ну что ж за дело! Желаю вам удачи.
- Фонетическая разминка.
А) – кошка, корова, гусь, змея,
Б) чисто говорки
Шо – шо – шо – как летом хорошо
Ши- ши –ши- помогают малыши
Ашка – ашка –ашка – красная чашка
В) скороговорки
- Проверка домашнего задания
А) Пересказ сказки по абзацам
- что было задано на дом?
- пересказ сказки по рисункам (текст разделен на абзацы и к каждому абзацу нарисованы рисунки)
- оценивание
Б) тест по сказке
- Физ. минутка
- Новая тема.
(фон – медленная композиция)
-Фея: Здравствуйте ребята, как вы уже знаете, вы очутились в сказочной стране, а правит этой страной я — Добрая Фея. Все жители моей страны добрые и ласковые люди. Они всегда помогают друг другу. Младшие почитают старших. Мальчики защищают девочек.
Я надеюсь, что все вы похожи на моих жителей. А помогают узнавать нам добро, взаимопонимание, взаимовыручку наши верные друзья – книги.
- Учитель: правильно Добрая фея, книги нас учат. Присаживайся Добрая Фея, посмотри, как наши ребята умеют читать, писать сочинения.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с корейской народной сказкой «Дружные братья».
- Ребята, как вы понимаете – корейская народная сказка?( сказу который придумал корейский народ)
- А по вид, какие еще сказки бывают? (Авторские – это сказки, которые сочинили и написали писатели).
А) словарная работа
Обзаводиться
Украдкой
Амбар
Водрузив
Б) чтение сказки
- Я прочитаю вам сказку, а вы, прослушав ее должны сказать, чему учит нас эта сказка?
- Понравилась вам эта сказка?
- Чем?
- Чему она нас учит?
Жужжащее чтение.
Чтение хорошо читающих учеников.
Чтение по цепочке
В) работа по иллюстрации
- что нарисовано на рисунке?
- Обратите внимание, как братья одеты?
- Найдите в тексте эпизод к этому рисунку и прочитайте его.
- Ребята, вы сказали, что эта сказка учит нас, хорошо относится друг другу, помогать ближнему.
- Поднимите руку у кого есть в семье сестренки и братишки, а как вы помогаете им?
Чтение сочинений, оценивание.
-Вот видишь фея, какие хорошие и заботливые ребята учатся в нашем классе?
Г) работа с пословицами
Прочитайте пословицы.
- какие пословицы подходят к этой сказке?
- Как вы понимаете смысл последней пословицы?
Дополнительный материал к уроку.
Ребята, давайте вспомним все, что, мы знаем о сказках.
Какие бывают сказки? (Авторские Народные)
По виду какие бывают сказки? (О животных, волшебные, бытовые).
Приведите примеры.
- Итог урока.
-Фея: Молодцы ребята, я увидела, какие вы добрые, верные и хорошие друзья. Как вы хорошо относитесь к своим близким. Я очень рада за вас.
- учитель: Я тоже очень рада за вас ребята
- с какой сказкой мы с вами познакомились?
- Авторская эта сказка или народная?
- Что вам понравилось на уроке?
- домашнее задание.
Подготовить пересказ сказки.
Сейчас на уроках литературы вы читаете народные сказки. И сегодня наша игротека посвящается разным сказкам. Со сказками вы знакомы с раннего детства.
Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Репка, Колобок, Курочка Ряба).
Ребята! А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки)
Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки литературные. Авторами этих сказок являются писатели. Каких писателей-сказочников вы знаете? (Отечественные: А.С.Пушкин, К.Ушинский, К.Чуковский, Е.Шварц и др. Зарубежные: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм и др.)
Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные). Приведите примеры волшебных сказок («Золушка», «Летучий корабль», «Карлик-Нос»).
Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Какие из прочитанных на уроках литературы сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Айога», «Заработанный рубль», «Три сестры»).
Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Назовите такие сказки («Белый медведь и Бурый медведь», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).
В сказках собрана народная мудрость. Казалось бы такая простая и всем знакомая сказка «Волк и семеро козлят» чему она нас учит? (ОБЖ). Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.
Корейская народная сказка «Дружные братья»
Жанр: народная бытовая сказка
Главные герои сказки «Дружные братья» и их характеристика
- Чан Мо, старший брат. Рано обзавелся семьей, заботился о родителях, трудолюбивый, любит брата.
- Чан Су. Младший брат. Стал жить отдельно. Трудолюбивый, любит брата.
План пересказа сказки «Дружные братья»
- Простая корейская семья
- Женитьба старшего брата
- Младший брат живет отдельно
- Подсчет урожая
- Чан Мо таскает мешки к брату
- Встречная тень
- Мешки не убывают
- Встреча под полной луной
- Братская любовь.
Кратчайшее содержание сказки «Дружные братья» для читательского дневника в 6 предложений
- У корейского крестьянина было два сына.
- Когда старший женился, он остался жить у родителей.
- Младший сын начал вести хозяйство самостоятельно.
- Чан Мо решил помочь младшему брату и стал таскать ему рис.
- Но сколько бы он не таскал, число мешков не менялось.
- Братья встретились по пути и поняли, что таскали рис друг другу.
Главная мысль сказки «Дружные братья»
Братская любовь и дружба делают любую ношу более легкой.
Чему учит сказка «Дружные братья»
Сказка учит помогать друг другу, учит заботиться друг о друге, тем более если вы члены одной семьи, родственники. Сказка учит всего добиваться своим трудом и не ждать милости от судьбы. Учит тому, что работая вместе легче добиться успеха.
Отзыв на сказку «Дружные братья»
Мне понравилась эта сказка. Братья в ней не ссорились и любили друг друга. Ни один не завидовал другому, а напротив старался как мог помочь своему брату. Это настоящие братские отношения, которые почему-то не часто встречаются в нашей стране.
Пословицы к сказке «Дружные братья»
Под лежачий камень вода не течет.
Без семьи нет счастья.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Доброе братство милее богатства.
Любовь братская лучше каменных стен.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Дружные братья»
Жили в одной деревне крестьянин и его жена, и было у них два сына. Сыновья взрослели, родители старели.
Когда старшему сыну Чан Мо исполнилось двадцать, он женился и взял на себя заботу о своих родителях. Когда двадцать лет исполнилось младшему сыну Чан Су, он переселился на другую окраину деревни и стал обзаводиться хозяйством.
Начинать все с нуля было не просто. Построишь дом, нужно плуг покупать. Купишь плуг — нужны деньги на быка. Купишь быка — помещику аренду заплатить нечем.
Но младший сын не унывал и работал с утра до ночи. Ведь и старшему брату приходилось не легко, ему нужно было и свою семью содержать, и о родителях заботиться.
И вот однажды осенью Чан Мо посчитал свои запасы риса и подумал, что надо помочь младшему брату. Но зная, что тот горд и не примет открытой помощи, решил помочь брату тайно. И вот ночью Чан Мо взвалил на плечи мешок риса и отправился к младшему брату. По дороге ему показалось, что в темноте мелькнул какой-то человек, идущий навстречу с тяжелой ношей, но Чан Мо спрятался. Отнес он брату мешок риса, вернулся в амбар. Видит, что мешков как было десять, так десять и осталось. Удивился Чан Мо, взвалил на плечи еще мешок, снова к брату понес.
Опять ему в темноте кто-то встретился, но Чан Мо спешил к брату и не приглядывался. Отнес он второй мешок к брату, возвращается — снова в амбаре десять мешков.
Удивляется Чан Мо, решает по такому случаю еще парочку мешков брату отнести. Взял он еще мешок и снова к брату отправился. Но тут взошла луна и стало светло. И видит Чан Мо что навстречу ему идет его брат тоже с мешком на плечах.
Встретились братья, переглянулись и все поняли. Оказывается пока Чан Мо таскал мешки младшему брату, младший брат также решил поделиться рисом со старшим, и таскал мешки ему.
Обнялись братья и было у них на сердце легко и радостно.
Урок литературного чтения по теме
«Дружные братья. Корейская сказка».
-
Тип урока – ОНЗ (открытие новых знаний)
Цели:
1. Обобщение и систематизация знаний о народных сказках, особенностях их построения, языке, героях; создание эмоционального настроя на изучение произведений устного народного творчества; формирование интереса к чтению
2. Развитие воображения, наблюдательности, умения доказывать свою точку зрения.
3. Знакомство с особенностями содержания корейской сказки, её языком.
4. Формирование приёмов понимания текста; формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
5. Развитие умения формулировать основную мысль текста, соотносить основную мысль с заглавием. Совершенствовать навыки ролевого характерного выразительного чтения.
6. Формирование умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
7. Духовно-нравственное развитие личности, способность оценивать поступки героев с точки зрения нравственности и этики, воспитание честности, сострадания.
Решаемые проблемы:
-
актуализация прошлого читательского опыта.
-
формирование умения читать текст, передавая в интонации состояние героя.
-
развитие интереса к позиции повествователя.
Личностные УУД:
-
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
-
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
-
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
-
Формирование эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные УУД:
-
Принимать и сохранять учебную задачу.
-
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
-
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
-
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД:
-
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
-
Строить речевое высказывание в устной и форме.
-
Учиться основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных .
-
Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
-
Учиться допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
-
Учиться формулировать собственное мнение и позицию.
-
Учиться задавать вопросы.
-
Учиться использовать речь для регуляции своего действия.
-
Мотивация. Самоопределение к деятельности.
Сегодня у нас необычный урок. Улыбнитесь друг другу. Подарите, пожалуйста, мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем отличное настроение. Только такое настроение нам понадобится для работы на уроке.
-
Актуализация опорных знаний.
– Определить тему урока, жанр литературного произведения нам поможет наша работа по группам.
Выпила девица молока и стала красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке рассказать…
– Назовите жанр литературного произведения.
– К какому литературному понятию относятся сказки? (Фольклор)
– Что такое сказка? Проверим. (Сказка – это жанр литературного произведения и имеет признаки) Слайд 2
– Перечислим признаки сказок. Проверим. (Зачин, волшебство, троекратный повтор, добро побеждает зло, концовка) Слайд 2
На доске эпиграф урока: «Сказка мудростью богата» Слайд 3
– Как понимаете эту пословицу? (Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали людей в трудную минуту.)
– Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях? (Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей.)
– Что можно узнать из сказок о жизни разных народов?
(Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные ценности.)
– Молодцы.
— На уроках литературы мы читаем народные сказки. И сегодня наш урок посвящается разным сказкам. Со сказками вы знакомы с раннего детства.
Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Гуси-лебеди, Лиса и Журавль, Теремок и т.д). Слайд 4-6
Ребята! А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки)
Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки литературные. Слайд 7
Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные). Приведите примеры волшебных сказок. Слайд 8
Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Какие из прочитанных на уроках литературы сказок можно отнести к бытовым сказкам?
Много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Назовите такие сказки.
Что объединяет все эти сказки? (В сказках собрана народная мудрость. Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости)
— Как вы думаете, какие нравственные качества ценятся в сказках разных народов? (Мудрость, трудолюбие, щедрость, честность и т.д.)
-
Формулирование темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной мудрой сказкой и вырастим Цветок дружбы с прекрасными лепестками. На этих лепестках появятся наиболее важные нравственные качества человека.
Итак, начинаем. Определить название нового произведения нам поможет шифровка. Каждому числу соответствует буква русского алфавита. (На доске вывешивается карточка 5 18 21 8 15 29 6 2 18 1 20 30 33 –Дружные братья). Звучит музыкальная композиция (национальная песня корейцев).
— Как вам кажется, какому народу принадлежит данная композиция и произведение? (Если ученики затрудняются в ответе, дать ответ самому)
–А корейцы наши соотечественники, или жители иной страны? Как она называется? (Корея, а её жители — корейцы — очень трудолюбивый народ)
– Где расположена страна?
– Как называется столица? Слайд 9-16
– Сказку, с которой мы познакомимся на уроке, принадлежит восточному народу, соседу Японии. (Прочитайте краткое сообщение: Корейцы– восточная народность. Живут на побережье Японского моря к западу от Японии . Страна– КНДР. Столица – Пхеньян. Основное занятие корейских крестьян-рыболовство, земледелие. Современная промышленность – корейские автомобили и бытовая электроника)
– Назовите тему урока?
Значит, мы знакомимся с корейским фольклором.
Давайте отправимся в путешествие по страницам сказок. Они раскроют нам много интересного…
5. Работа с текстом до чтения. Теперь вернемся к названию.
–Прочитайте заглавие сказки. Слайд 17
– Что можно узнать из заглавия? О чем говорит название? Что значит, быть дружным? А каких людей называют дружными? Мы знакомимся с произведением в оригинале или в переводе? (Ответы детей)
— Какой лепесток мы прикрепим? (Дружелюбие) Слайд 18
— Сейчас мы прочитаем корейскую сказку, сравним ее с русской.
— Открываем учебник по закладке. Оказывается, к этому тексту есть иллюстрация. Мы можем оставить ее без внимания? Что интересного может сообщить нам иллюстрация? (Если в ответах детей не прозвучит, то акцентировать их внимание на одежду, вид деятельности, отношение между братьями.) Слайд 19
— Какие отношения между героями сказки? (Добрые)
— Как догадались? (Добрый взгляд, объятия.)
— Какой лепесток отправим к цветку? (Доброта) Слайд 20
-
Постановка проблемного вопроса.
– Постарайтесь вспомнить, из какой сказки эти слова: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата семья большая, ему на детей хлеба много надо»? (Л.Н. Толстой «Два брата».) Слайд 21
– Я не случайно вспомнила это литературное произведение. Читая сказку «Дружные братья», постарайтесь найти сходные черты с русской народной сказкой. Слайд 22
7. Чтение текста, работа с текстом во время чтения.
Чтение сказки вслух, ответы на вопросы по содержанию сказки и деление её на части. Класс делится на 3 группы. Каждая группа отвечает на вопросы по соответствующей части текста сказки.
— Давайте внимательно прочитаем сказку, разделим её на смысловые части, и постараемся понять ее содержание.
1 часть.
-
Почему младший брат покинул дом родителей?
-
Как жили братья?
-
Как бы вы озаглавили эту часть? (Жили дружно в согласии)
Читаем дальше.
2 часть.
-
Какая идея пришла на ум старшему брату?
-
В какое время суток он носил мешки? Прочитайте.
-
Какое зерно выращивают корейцы?
-
Как озаглавим эту часть? (Мешки риса)
3 часть. Давайте узнаем, чем закончилась сказка
-
Кто встретился на пути? Найдите в тексте ответ.
-
Почему у сказки такое название?
-
Какими они были по характеру? (Трудолюбивые)
-
Подберите название к 3 части. (Встреча)
-
Какой лепесток следующий? (Трудолюбие) Слайд 23-24
Задание 1. (Ученики работают в парах)
Прочитайте части плана. Расставьте цифры, восстановите порядок.
Подготовьтесь отвечать. Начните свой ответ со слов: «Мы считаем, что план должен быть таким». Прочитайте план в правильном порядке. Слайд 25
План
-
Жили дружно в согласии
-
Мешки риса
-
Встреча
8. Решение учебной задачи.
-
Докажите, что данное произведение – сказка. Найдите все сказочные приметы. (Зачин, троекратный повтор, устойчивые сказочные обороты, волшебные события, добрый конец.)
– К какой группе сказок её можно отнести? (Бытовая.)
— Кто носитель мудрости?
– Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям?
-Вернемся к эпиграфу нашего урока. Почему так говорят: «Сказка мудростью богата» Слайд 26
Физминутка. Разминка для глаз Слайд 27
Задание 2. (Ученики работают в парах) Слайд 28-29
Внимательно прочитайте части пословиц.
Птице крылья, человеку разум. Братская любовь крепче каменной стены. В семье разлад, так и дому не рад. Доброе братство лучше богатства.
Соедините их вместе по смыслу. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Выберите 1-2 пословицы, подходящие к сказке «Дружные братья».
9. Формулирование основной мысли сказки
— Какой урок даёт нам сказка? (Уметь делиться, быть щедрыми)
— Какой лепесток прикрепим теперь? (Щедрость) Слайд 30
– Значит, чем схожа сказка “Дружные братья” с русскими народными сказками Слайд 31
— Вернемся к плану.
– Чем мы занимались? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
10. Рефлексия урока. И еще раз назовем, какие нравственные качества ценятся в сказках разных народов мира.
– Были ли в вашей жизни случаи, когда щедрость помогала вам в трудную минуту?
Подведите итог нашей работы. (работают у 1 стола с памяткой)
-
Кто автор нашей сказки?
-
Назовите главных героев сказки.
-
Какие события происходили в сказке? Проверим правильность составления плана.
-
Оцените поступки героев. Какими были братья?
-
Чему учит сказка? Как можно сформулировать её основную мысль? Слайд 32
Корейские и русские сказки во многом не похожи друг на друга. Это две совершенно разные страны, со своей историей, своими традициями и культурой, которые нашли своё отражение в сказках. Корейцы довольно часто в сказках, даже волшебных, называют реальные места.
В корейских сказках, в отличие от русских мораль сказки заключена не в конце всего произведения, а в подтексте. Корейские сказки являются неоценимым источником для изучения быта, нравов, традиций и обычаев страны, как говорил Белинский В.Г. «ибо сказки любого народа несут в себе отпечаток духа народа».
Традиционным героем корейских волшебных сказок нередко выступает волшебник-мудрец «хённин» в образе седобородого старца.
Существует немало сказок, где действующее лицо — монах. Он не привязан к храму, а ходит по деревням, собирая подаяние, творит добро, наказывает зло.
Героем волшебных сказок нередко бывает простой юноша без какого-либо конкретного имени. Действие в этих сказках происходит не в призрачном «тридесятом царстве тридесятого государства», а в какой-нибудь провинции, уезде Кореи, причем место действия описано предельно точно, что имеет целью придать сказке как можно больше достоверности.
Любимый герой русских сказок — Иван-царевич, Иван-дурак, Иван — крестьянский сын, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Важное место в этих сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная или Синеглазка. Воплощением зла чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.
В корейских сказках все немного иначе… То, что именно женщина играет главного отрицательного героя корейских сказок неслучайно. Как известно, на Востоке женщины долгое время не имели прав и оставались безграмотными. Они не имели право находиться в одном помещении с мужчинами или говорить в их присутствии. Даже на флаге Южной Кореи, символика которого основана на принципе «Инь – Янь», Инь – темное, холодное, женское начало в природе, в то время как Янь — начало светлое, теплое и мужское. То есть женщина олицетворяла в себе всё плохое и тёмное.
11. Домашнее задание. Слайд 33
– Подготовьте пересказ по составленному плану.
— Подберите пословицы о честности, доброте, трудолюбии.
12. Самооценка.
– Ребята, мы хорошо поработали сегодня на уроке. Как вы считаете, мы выполнили наш план?
Попробуйте оценить себя: У нас остался самый главный лепесток нашей сказки. Попробуем определить его назначение? С чего начиналась наша сказка? Что самое главное в жизни каждого человека? (Семья) Слайд 34
А сейчас хочу вам предложить к нашему Цветку доброты проложить дорожку самооценки. Прикрепите на эту дорожку смайлик того цвета, который соответствует вашей работе на уроке:
-
если вы активно работали, правильно рассуждали и учились думать, прикрепите смайлик зелёного цвета;
-
если на уроке вы старались работать, задавать вопросы и находить ответы, но не всё получилось – возьмите смайл желтого;
-
а если вы сегодня не очень активно работали, старались искать ответы на вопросы, но не нашли – возьмите смайл красного цвета.
– Молодцы. Спасибо за урок. Слайд 35
Корейская сказка «Дружные братья»
В одной деревне жил крестьянин с женой, и у них было два сына. С годами дети подрастали, а родители старели. Когда Чан Мо — так звали старшего сына — минуло двадцать лет, он женился.
Как полагается старшему сыну, Чан Мо не покинул своих престарелых родителей. Он остался жить с ними, чтобы на старости лет отец и мать не знали никаких забот. Вскоре женился и младший брат. Его звали Чан Су. Поселился он на другом конце деревни и стал обзаводиться своим хозяйством. Нелегко ему было. Построил кое-как чиби, смотрит — землю пахать нечем. Достал плуг — нет денег на быка. Обзавёлся быком — помещику за землю нечем платить.
Но был Чан Су трудолюбив: выходил он работать на поле раньше всех соседей, а домой возвращался позже других.
Нелегко жилось младшему брату, да и старшему жилось трудно. Ведь ему приходилось заботиться не только о своих детях и жене. Надо было всегда помнить и о старых родителях.
И хоть жили братья впроголодь, и много у них было всяких забот, но жили они дружно, в согласии.
Вот однажды осенью Чан Мо пересчитал свои запасы риса и подумал: «Не много у меня зерна: всего-то десять мешков. Но ведь у младшего брата ещё меньше. Надо ему помочь, да так, чтобы он и не узнал об этом».
И, когда стемнело, Чан Мо взвалил на плечи мешок самого лучшего зерна и понёс к дому младшего брата. По дороге встретил он какого-то человека, только не разобрал в темноте, — кого.
Принёс Чан Мо к дому брата мешок, положил его и поспешил обратно. Он решил принести брату ещё один мешок.
Вернулся Чан Мо домой и ничего понять не может: как было у него десять мешков, так десять и осталось, не уменьшилось.
Но некогда было ему раздумывать. Взвалил он ещё один мешок на плечи и понёс его к своему брату.
На обратном пути опять встретил он посредине дороги человека и опять не разобрал в темноте — кого.
Вернулся Чан Мо к себе — снова такая же история: как было у него десять мешков, так и осталось. Что за чудеса!
«Коли так, — решил Чан Мо, — отнесу-ка я брату ещё парочку мешков».
И он снова отправился по знакомой тропинке в другой конец деревни. А в это время взошла луна, осветила тропинку и идти с ношей стало легко.
Но едва Чан Мо дошёл до середины пути, как увидел, что навстречу ему идёт человек, и тоже с мешком на плечах. А когда человек приблизился, Чан Мо узнал в нём младшего брата.
— Куда ты идёшь так поздно? — спросил Чан Мо.
— А куда это вы идёте в такое время? — спросил Чан Су.
И оба брата сразу всё поняли и радостно рассмеялись.
Оказывается, Чан Су тоже решил помочь брату, поделиться с ним своим урожаем. И они в один и тот же час начали носить друг другу мешки с рисом.
Вот почему рис у Чан Мо не убывал, хотя он уже отнёс брату два мешка. Рассмеялись братья ещё раз и крепко обнялись. И хотя мешки с рисом были тяжелы, но на сердце братьев было легко. Ещё бы, ведь братская любовь и дружба любую ношу делают лёгкой!
Цель урока: формирование читательской
компетентности по сказке.
Этапы урока |
Ход урока |
Индивидуализация |
І. Мотивация (самоопределение к деятельности) |
Дети: Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудится Слушаем внимательно Работаем – старательно! |
|
ІІ. Актуализация знаний и пробное учебное действие 1) Викторина по изученным Развивает: – каналы приёма информации (модальность) |
Аукцион быстрых вопросов:
– сколько Кластер 1. – Назовите жанр литературн. произведения. |
(аудиалы:Давыдов, Леонов, Гнеушев, Дианова) – |
2) Артикуляционное упражнение (чтение скороговорки) Развивает: – концентрацию внимания |
Жили-были 3 японца :Як ,Як Цедрак ,Як Цедрак Калицетроне. Жили-были 3 японки: Цыпа,Цыпа дрипа,Цыпа Дрипа Лимпомпони… –К фольклору какого народа относится скороговорка. –Найдите на карте Японию. –В какой части света находится эта страна. |
Ведущее чтение: Гайкова Арина (кинестет) Давыдов Матвей (аудиал) |
ІІІ. Выявление причины затруднения понимания сказки 1) Развивает: 2)Словарная работа (цветовые таблицы) Развивает: |
Учитель: – Сказку, с которой познакомимся на уроке принадлежит восточному народу, соседу Японии. (Прочитайте кр.сообщение на зелёном листе) Кластер 2 – Какому народу принадлежит сказка. Кластер 4 |
Слайд с шифровкой |
ІV.Физминутка
Развивает: – канал приёма информации |
Мы ногами топ-топ Мы руками хлоп-хлоп Мы глазами миг-миг Мы плечами чик-чик Раз – туда, два – сюда. Повернусь вокруг себя. |
Проводит команда «Здоровье» |
V. Целеполагание и учебные задачи. Развивает: – канал приёма информации – внимание,память |
Учитель: – С какой целью будем читать сказку? – После внимательного чтения – мы попробуем выполнить тест. |
Ученик: Соблюдаются ли в корейской сказке признаки, почему сказка имеет такое название и чему учит |
VІ. Реализация цели
Развивает: – канал приёма информации |
Чтение «БУКСИР» (ученик с беглым чтением – читает вслух, отальные дети – шёпотм и следят по тексту. |
Блинников Глеб Комарова Варвара |
VІ. Первичное закрепление с комментированием 1) Соотнесение имеющихся Развивает: – монологическая речь VІІ. Разминка для глаз Развивает: – мотивацию 2) Вторичное чтение. Анализ сказки. Развивает: – канал приёма информации |
Учитель: Докажите, что это – Постарайтесь одним предложением сказать, о Кластер 5 «Пальминг», «Траектория движния звёзд» – Прочитайте сказку ещё раз. |
– жили два брата; |
3) Творческая работа
Развивает: – канал приёма информации |
Учитель:
А) тест 1.Определи вид сказки 1) бытовая 2. Где находились дома братьев 1) дома были в одном селе 3. Какое количество зерна отнес в первую ночь 1) два мешка 4. О чём думал младший брат в первую ночь? 1) не правильно поделили урожай. У брата 5. Какое событие произошло во вторую ночь 1) братья крепко спали, каждый у себя дома Б) проверка и оценивание «5» – правильно 5 ответов – Почему сказка имеет такое название? |
Дети готовят перфокарту для теста и Визуалы – читают вопросы, |
VІІІ. Рефлексия учебной деятельности. Развивает: – мыслительные процессы ІX.Домашнее задание Развивает: – мотивацию |
Дети: – Выполнили ли мы цель урока? – Мне больше всего удалось….. – Я могу себя похвалить за… – Я могу похвалить одноклассников за….. – Меня удивило…… – На мой взгляд не удалось…,потому что… – На будущее я учту….. Оценки: «3» – стр102 выр.чтен.; Учитель: – Украсьте дерево настроения Учитель: – Спасибо,за работу! |
Индивид . работа Дети: – Спасибо,за урок |