Дубровский итоговое сочинение 2022

Cочинение на тему «Почему Дубровский стал разбойником»

Вариант №1

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» рассказано о судьбе молодого обедневшего дворянина Владимира Дубровского. Его отец был дружен с богатым и очень влиятельным соседом Троекуровым. Но однажды между старыми приятеля произошел разлад. Помещик Троекуров, будучи человеком мстительным, решил наказать бывшего друга, отобрав у него последнее имущество — деревню Кистеневку. И это ему удалось. В результате, Дубровский старший заболел, а спустя некоторое время умер.

Владимир не мог допустить, чтобы его имущество досталось Троекурову, которого он не безосновательно считал своим злейшим врагом. Молодой человек решился на отчаянный шаг и сжег свое бывшее поместье. При этом во время пожара погибли приказчики,а сам он остался без крова над головой и без средств к существованию. У Дубровского не было иного выбора, оставался только один путь — стать разбойником и отомстить Троекурову.

Закон не захотел защитить семью Владимира Дубровского и его имущество, поэтому и сам молодой человек решил жить не по закону, а по своим собственным правилам. Он занялся разбоем. А так как в душе он все также оставался дворянином, то стал не обычным, а так называемым «благородным разбойником».

Вариант №2

Владимир Дубровский персонаж и привлекательный и отталкивающий одновременно. С одной стороны не может не вызывать симпатии его искреннее и глубокое чувство к Маше. Мы сопереживаем Дубровскому, когда видим учиненную с ним и его отцом несправедливость. Но вот оправдывает ли это уход Дубровского в разбойники, пусть и благородные?

Мне кажется нет и думается, что и сам Дубровский не сильно обрадовался такому положению. Но почему же тогда Дубровский ушел в разбойники? Здесь сказалась рука провидения или судьбы. Ему просто не оставалось иного выхода,ведь он не просто лишился имения, но благодаря излишней услужливости своих крестьян оказался вне закона, будучи обвинен в гибели приказных.

Перед Дубровским осталось только две возможности — либо уйти в леса со своими крестьянами, стать разбойником и мстить своим обидчикам, втайне рассчитывая вернуть Машу, либо сдаться властям, на справедливый суд которых Дубровский не мог рассчитывать. Дубровский выбрал путь разбойника.

Почему Дубровский сразу не сбежал куда-нибудь подальше, за границу, как сделал это в конце повести? Его держала любовь, и только когда он окончательно потерял Машу Троекурову, когда та вышла замуж, Дубровский покинул свои родные места.

Вариант №3

Владимир Дубровский, главный герой одноименного романа Пушкина, был сыном обедневшего помещика. На путь разбойника его вынудили стать сложившиеся обстоятельства, а не склонности его натуры.

В произведении рассказывается как молодой офицер появляется в родном имении и застает отца в разбитом состоянии. Он узнает, что сосед-помещик Троекуров из-за пустого конфликта наглым образом отобрал у Дубровских родовое поместье. С помощью лжесвидетелей Троекурову удалось доказать, что Кистеневка не принадлежит Дубровским. После этого отец скончался, а Владимир был вынужден отбиваться от приехавших чиновников.

Крепостные Дубровских возмутились произошедшим и учинили настоящий бунт. Ночью имение сгорает вместе с чиновниками, а подозрения падают на Владимира. Ему ничего не оставалось делать, как уйти со своими крепостными в лес. Так блестящий офицер стал разбойником.

Нужно отметить, что разбойничья шайка грабила только богатеньких помещиков — Владимир, став разбойником, продолжает оставаться благородным человеком. А когда он влюбился в дочь Троекурова, то и вовсе не собирался вредить обидчику.

Как видим, несчастья в семье, протестные настроения крепостных и невозможность доказать права на владение имением привели к тому, что Владимир вынужден был стать главарем разбойников.

Источник: bolshoyvopros.ru

Проблема

Эпизод

1.

Проблема чести и бесчестия

А.Г. Дубровский дорожит свои человеческим достоинством, честью, не терпит оскорбления и обиды, не желает преклоняться перед богатым соседом, хотя и знает его силу и власть. Он беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость.
К.П. Троекуров не может позволить, чтобы кто-то поступил не по его воле, не оказывает должного почета и уважения другим, требует только уважения к себе, не может терпеть замечаний от бедных, пусть и дворян.

2.

Проблема раскаяния

Почему примирение не состоялось? (Троекуров не учел состояние Дубровского, опоздал с раскаянием, конфликт зашел уже слишком далеко)

В какой момент его визит мог бы быть успешным?

Какой вывод можно сделать из этой ситуации? (Иногда раскаяние приходит слишком поздно; нельзя доводить конфликт до момента, когда примирение уже невозможно)

3.

Проблема дружбы. Что такое настоящая дружба?

Была ли прочной дружба Троекурова и Дубровского? Ведь к вражде привело, казалось бы, такое небольшое недоразумение. Слуга Троекурова, один из псарей, нечаянно оскорбил Дубровского, когда тот осматривал псарню Троекурова: «… иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Дубровский был намного беднее Троекурова, его задело такое унижение. Достаточно было просто извиниться — и конфликт был бы исчерпан. Однако оба помещика оказались упрямыми. Никто не хотел уступать. И началась судебная тяжба, которая длилась долгое время, всё больше отдаляя бывших друзей друг от друга. В итоге — сумасшествие и смерть Дубровского. Как легко дружба переросла в смертельную вражду. Почему так произошло? Скорее всего, и не было настоящей дружбы, была лишь её видимость. Настоящая дружба никогда не разрушится по пустякам. Барская спесь одного, вспыльчивость, нежелание уступить другого — этого хватило, чтобы дружба распалась, словно карточный домик. В основе дружбы лежат более крепкие отношения, стремление к взаимопониманию.

3.

Проблема выбора жизненного пути

На примере жизни Дубровских отца и сына. Эпизод «Пожар в Кистенёвке»

4.

Милосердие и жестокость

— Эпизод «Пожар в Кистенёвке».

— Марья Гавриловна , которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, ос­тается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о своей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верей­ский не намерен отступать от своего — старый воло­кита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувстви­ем, но и рассказывает о Машином письме Кириле Пет­ровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.

— Забава с медведем. Не­обыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которо­го вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.

5.

Проблема долга и верности слову

Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым стариком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спасти её от этого замужества и остановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви

6.

Проблема благородства

Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остает­ся благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир неприми­рим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.

7.

Проблема нравственного выбора.

Владимир, влюбившись в Машу, отказывается от мести её отцу, ставшему причиной смерти старого Дубровского. Маша, обвенчавшись со старым богатым волокитой князем Верейским по настоянию отца, отказывается бежать с Дубровским, потому что в церкви дала клятву Богу быть женой князя.

8.

Проблема несправедливости и беззакония

Троекуров отбирает имение Дубровского в Кистенёвке.

9.

Проблема добра и зла

Отношение к дворовым Троекурова и Дубровского. Отношение дворовых к ним.

10.

Проблема взаимоотношений отцов и детей

Отец и дочь Троекуровы

Подборка аргументов к трём разделам итогового сочинения.

Направлений ИС больше не будет. Подробнее об этом здесь.

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

«Тварь я дрожащая или право имею?» – таким вопросом задаётся молодой студент Родион Раскольников, главный герой психологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Он задумывается о том, можно ли совершить убийство ради тысячи добрых дел. Персонаж считает, что все люди делятся на две категории: первые – сильные и властные личности имеют право вершить человеческие судьбы, а вторые – слабые – вынуждены подчиняться воле тиранов. Раскольников решает проверить антигуманную теорию на практике, но в конечном счёте разочаровывается в самом себе. На каторге герой видит сон о микроскопических существах – трихинах, которые вселялись в тела людей и делали их сумасшедшими. Заражённые считали себя носителями истины, и этот подчёркнутый эгоизм, гордыня, твёрдая уверенность в собственном всемогуществе привели к росту страшных преступлений. Сновидение доказывает Раскольникову несостоятельность его теории. Достоевский подчёркивает, что никто не может посягать на жизнь другого человека и отнимать его естественное право.

2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Главный герой романа М.Ю. Лермонтова Печорин неслучайно относится к литературному типу «лишний человек». Он подвергает каждый свой поступок строгой критике и, по словам В.Г. Белинского, «судит себя самым страшным судом». Например, в повести «Тамань» герой сознательно рискует собственной жизнью, соглашаясь на свидание с ундиной. В дневнике Печорин отмечает, что не умеет плавать, и всё-таки садится в лодку с девушкой-контрабандисткой. Этот эпизод доказывает, что лермонтовский персонаж почти не дорожит жизнью, а единственное чувство, во власти которого он постоянно оказывается, – это любопытство. В постоянных поисках смысла Печорин подчиняется первому порыву, но достаточно быстро теряет интерес к людям. Он чувствует себя глубоко несчастным человеком, потому что не знает, «для какой цели родился» и зачем живёт, если всё равно всегда оказывается «топором в руках судьбы».

3. А.Н. Островский «Гроза»

Главная героиня драмы А.Н. Островского Катерина – глубоко верующий человек. Она делится с Варварой сокровенными мыслями о тяжёлой семейной жизни, противопоставляя ей милую сердцу юность. Тогда Катерина была нравственно чистой девушкой, которая с благоговением думала о Боге и видела ангелов во время молитвы. Ей снились «золотые храмы», «необыкновенные сады», прекрасные песни, а временами казалось, что она может подняться в воздух и улететь. После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась: «Да здесь всё как будто из-под неволи!» Действительно, очень тяжело терпеть постоянные замечания и оскорбления со стороны жестокой свекрови. Желание обрести личное счастье толкает Катерину на измену, но это оказывается невозможным, и девушка решается на самоубийство. Мы видим, как религиозный человек, задавленный средой, идёт против Бога и совершает грех, не выдерживая внутреннего разлада и угрызений совести.

4. Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе-эпопее «Война и мир» поднимается проблема духовного поиска, и каждый любимый персонаж Л.Н. Толстого решает её по-своему. Так, например, Наташа Ростова проходит большой и тернистый путь, совершает ошибки и благодаря этому получает бесценные нравственные уроки. Она с честью выдерживает жизненные испытания и становится толстовским идеалом жены и матери. На протяжении всего произведения писатель подчёркивает близость Наташи к русскому народу. Л.Н. Толстой восхищается героиней, когда она вкладывает всю душу в народный танец, будучи «графинечкой, воспитанной эмигранткой-француженкой». Наташа Ростова обладает необыкновенным обаянием, которое никого не оставляет равнодушным. Даже несимпатичный автору Анатоль Курагин поддаётся её очарованию, и в этот момент Наташа впервые оступается, идёт на поводу у внезапно нахлынувших чувств. Но после этого случая героиня меняется, и князь Андрей перед смертью прощает её. В эпилоге Л.Н. Толстой пишет, что Наташа Ростова всецело отдаёт себя семье и совсем не интересуется светским обществом. Забота о муже и здоровье своих детей становится для неё смыслом жизни. Таким образом, мы видим эволюцию человека, который постепенно обретает желанное счастье.

5. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», – эта цитата из философской драмы И.В. Гёте «Фауст» является эпиграфом к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Можно сказать, что именно она достаточно чётко определяет противоречивый характер Воланда. С одной стороны, булгаковский герой – воплощение нечистой силы. Он обличает человеческие пороки и наказывает людей за их грехи. Каждый отступник получает по заслугам: взяточник Никанор Иванович попадает в психиатрическую клинику, лживый Варенуха становится вампиром, ленивый Стёпа Лиходеев «отправляется в путешествие», доносчик барон Майгель лишается жизни. Тем самым Воланд пытается восстановить справедливость. Он совершает и по-настоящему благородные поступки: помогает Маргарите и дарует мастеру покой. Таким образом, Воланд – это сочетание двух противоположностей, он сам служит прекрасным доказательством собственного тезиса: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла?»

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» поднимается проблема конфликта поколений. Можно считать закономерным то, что «отцы» зачастую не понимают своих «детей», как будто их разделяет непреодолимая пропасть. Базаров кажется семье Кирсановых странным молодым человеком, для которого нет ничего святого, потому что он отрицает любые принципы и идеалы. Герой-нигилист насмехается над Николаем Петровичем, который читает Пушкина и играет на виолончели. По натуре аристократ, Павел Петрович становится главным оппонентом Базарова в философских спорах. Однако взгляды нигилиста не выдерживают проверку реальностью, и в финале мы видим, что вечные ценности всё-таки побеждают рациональность и скептицизм. Аркадий не идёт по стопам товарища, а становится прекрасным семьянином. Для Тургенева очень важна мысль о преобладании духовного над материальным. Кроме того, крепкая дружная семья для писателя – основа жизни, именно поэтому таким индивидуалистам, как Базаров, не находится места в обществе.

2. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

Лирическая комедия А.П. Чехова «Вишнёвый сад» посвящена теме разрушения дворянских гнёзд. Второе действие пьесы предваряет подробная ремарка, содержащая важную антитезу. Прекрасный вишнёвый сад – символ юности и счастья – противопоставляется ряду телеграфных столбов. На смену дворянскому обществу приходит новое поколение купцов-приобретателей, представителем которого в произведении является Лопахин. Он не сентиментален и совершенно не восприимчив к красоте. Время и деньги – вот те ценности, которые герой ставит во главу угла. Стук топора в финале и заколоченный дом с забытым всеми, больным слугой Фирсом подчёркивают мысль Чехова о неотвратимой смене поколений. Многие традиции уходят в прошлое, уступая место новаторствам, влиянию которых бессмысленно сопротивляться.

3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

Поэма, которую Н.А. Некрасов назвал «эпопеей крестьянской жизни» посвящена актуальной проблеме поиска счастья. Главные герои отправляются в путь, надеясь встретить самого счастливого человека и узнать его секрет. Произведение не является законченным, поэтому читатель не получает ответа на поставленный в заглавии вопрос. Однако в последней части автор знакомит нас с бывшим семинаристом Григорием Добросклоновым. Именно этот персонаж может претендовать на роль того самого счастливца, которого мечтали отыскать временнообязанные крестьяне. Думая о судьбе своего народа, Гриша Добросклонов чувствует в себе «силы необъятные», он готов бороться за права и свободы простых людей, видит своё предназначение в заступничестве и самопожертвовании. На примере этого героя Некрасов подчёркивает важность гражданских идеалов и размышляет о необходимости служить на благо своего Отечества.

4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

«Береги платье снову, а честь смолоду», – именно такие напутственные слова говорит Гринёв-старший своему сыну перед разлукой. Изначально Петруша Гринёв – недоросль, который никогда надолго не отлучался из дома, но служба в Белогорской крепости кардинально изменяет его систему ценностей. Герой следует завету своего отца и не позволяет себе кривить душой ни при каких обстоятельствах. Он не присягает Пугачёву, тем самым рискуя собственной жизнью, и делает всё возможное, чтобы спасти возлюбленную Машу Миронову. А.С. Пушкин размышляет о значении духовных ценностей в нашей жизни. Он приходит к выводу, что именно они помогают человеку оставаться собой в любой ситуации. На примере семьи Гринёвых мы видим, что такие простые, но очень важные истины о необходимости жить честно и достойно должны передаваться из поколения в поколение.

5. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

В основе сюжета комедии Д.И. Фонвизина лежит столкновение и противоборство двух систем ценностей. С одной стороны, мы видим таких крепостников-самодуров, как Простакова и Скотинин, а с другой – прогрессивно настроенных дворян (Стародума и Правдина). Из-за произвола помещиков крестьяне оказываются абсолютно бесправными существами, а это, по мнению писателя, неприемлемо. Можно высмеивать Митрофанушку, который называет слово «дверь» прилагательным, или госпожу Простакову, считающую науку и образование абсолютно бесполезными и никому не нужными, но подобное положение дел действительно вызывает тревогу за наше будущее. Через героя-резонёра Стародума Фонвизин высказывает важные мысли о необходимости повышения культурного уровня общества и развития гражданского самосознания. Именно это позволит избежать появление невежественных, чёрствых, безнравственных Скотининых-Простаковых.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Важное место в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» занимает природа, на фоне которой ярче раскрываются черты характера персонажей. Татьяну Ларину писатель называет «милым идеалом», и именно эта героиня тесно связана с природным миром. В начале пятой главы поэт создаёт пейзажную зарисовку, которая дана через призму восприятия Татьяны. Пушкин подчёркивает, что именно она видит «поутру побелевший двор», «деревья в зимнем серебре» и горы, «устланные блистательным ковром». Мир вокруг кажется ярким, точно преисполненным волшебства; подобная атмосфера необходима автору, чтобы провести следующую параллель:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму.

Так, в романе в стихах «Евгений Онегин» прослеживается взаимосвязь мира природы и душевного состояния человека, а отношение героев к этому миру становится важным средством их характеристики.

2. А.П. Чехов «Ионыч»

Героиня рассказа А.П. Чехова «Ионыч» мечтает стать известной пианисткой и считает себя достаточно талантливой, культурной и образованной для избранного поприща. Доктор Старцев значительно преувеличивает достоинства и сильные черты характера Екатерины Ивановны. Герой пытался вести с ней серьёзные беседы об искусстве, но во время таких разговоров Котик могла совершенно некстати рассмеяться или уйти. Екатерина Ивановна высоко ценит собственный талант и даже отказывается от личного счастья, надеясь достичь высот в качестве музыканта. Однако можно заметить, что в первую очередь Котик мечтала о славе и признании, а искусство в большинстве случаев требует жертв и полной самоотдачи. По-настоящему талантливый человек не может быть слишком тщеславным, гораздо важнее получать удовольствие от самого творческого процесса. Именно поэтому Екатерина Ивановна не достигает поставленной цели и в конечном счёте разочаровывается в себе, так и не сумев стать профессиональной пианисткой.

3. М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Произведение М.А. Булгакова «Собачье сердце» повествует об уникальной операции, проведённой профессором Преображенским. В 20-е годы XX века действительно возрастает интерес к различного рода научным экспериментам и открытиям. Многие учёные искали способы омоложения человека, а некоторые исследователи совершенно серьёзно задумывались о возможности создания эликсира бессмертия. Профессор Преображенский также занимается вопросами усовершенствования человеческой природы и решается на тяжёлую операцию по пересадке гипофиза. Этот эксперимент и превращает обыкновенного бродячего пса в человека. Однако Шариков мало чем отличается от животного: он невежественен, груб, безнравственен и не обладает никакими представлениями о нормах морали. Булгаков размышляет о противоречивости научно-технического прогресса: даже благое дело может обернуться настоящей трагедией, если учёный отказывается брать на себя ответственность за последствия своих действий.

4. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Один из главных героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» находится на низшей ступени культурного развития. Фамусов считает себя интеллигентным человеком, знает всё о правилах поведения в светском обществе, но между тем демонстрирует крайне негативное отношение к просвещению. Герой называет образование основной причиной появления опасных свободомыслящих людей. Двоюродный брат Скалозуба, который отказывается от продвижения по карьерной лестнице и занимается чтением литературы, а также племянник княгини Тугоуховской, изучающий естественные науки, вызывают со стороны представителей фамусовского общества непонимание и осуждение. Чацкого, высказывающего передовые идеи, также объявляют сумасшедшим. Таким образом, мы видим мир, в котором нет места культуре и духовности. В нём живут люди, считающие смыслом своего существования погоню за мнимыми ценностями.

5. Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Иногда научно-технический прогресс может приносить человечеству не только пользу, но и вред. Роман Д. Киза «Цветы для Элджернона» повествует о трагических последствиях научного эксперимента, направленного на повышение умственных способностей. Изначально он казался достаточно успешным и действительно приносил удивительные результаты. Чарли Гордон, умственно отсталый с момента рождения, постепенно превращается в здравомыслящего человека. Однако интеллектуальные способности не делают героя счастливым, потому что он становится гением и чувствует себя лишним, одиноким в толпе. Впоследствии персонаж всё-таки утрачивает возможности, дарованные ему искусственным путём, что в очередной раз доказывает несостоятельность проведённого эксперимента. Д. Киз заставляет читателей задуматься о влиянии новых технологий на человека, которое иногда оказывается разрушительным.

  • Дубровский и троекуров друзья и враги сочинение 6 класс кратко
  • Дубровский и троекуров дружба и вражда сочинение
  • Дубровский и маша история любви сочинение 6 класс по плану на тему
  • Дубровский добрый разбойник сочинение
  • Дубровский для итогового сочинения