Дух леса в татарских сказках называется ответ

Şüräleвариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарски

Şüreleвариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарски

Urman iäseвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татар

Yarımtıqвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкир

Урман иясевариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татар

Шураливариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкир

Шурялевариант русского написания названия Шурале, татарского лесного духавариант русского написания названия Шурале, татарского лесного духавариант русского написания названия Шурале, татарского лесного духавариант русского написания названия Шурале, татарского лесного духавариант русского написания названия Шурале, татарского лесного духа

Шюрали́вариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татар

Шүрәлевариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарски

Ярымтыҡвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкир

У казанских татар и башкир дух леса, леший. Термин «Шурале», видимо, восходит к древнему названию божества, близкого образу духа почитаемого предка щур (чур) в славянской мифологии. У татар представляется в образе волосатого мужчины с рогом на лбу или голой женщины с длинными грудями, закинутыми, как и у албасты, за плечи назад (в обоих обликах имеет очень длинные руки с длинными пальцами, нередко — только тремя); у башкир — часто также человекоподобным существом с одним глазом во лбу, на одной ноге, иногда — бревном.

Шурале занимается охотой, любит ездить на лошадях, имеет жён и детей. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой.

Ряд башкирских преданий говорит о происхождении отдельных родов (в частности, группы «шайтан-кудей») от брака человека с женой или дочерью Шурале. В одном лесу могут жить несколько Шурале. Шурале сбивает людей с пути, заманивает в чащу, может защекотать до смерти. Боится воды: считалось, чтобы спастись от него, надо перескочить через ручей. Шурале можно поймать, уговорив засунуть палец в расщеплённое дерево, а затем выдернув клин.

У татар-мишарей Шурале — разновидность злых духов-пиров. В мифологиях других тюрко-язычных народов Шурале соответствуют арсури у чувашей, пицен у западносибирских татар. Термин «Шурале» в различных вариантах распространён среди народов Урало-Поволжья (2: с.610).

Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая «Шурале», а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.

По третьему тому спорного по достоверности произведения «Джагфар тарихы», припысываемому Бахши Иману, Шурале считается божеством-трикстером:

…Шурале (сын Тама и Улят) — дух засухи и смерти… Шурале позднее стали называть Шайтаном (Дьяволом)… Тангра сотворил только Невидимый мир, а весь Видимый мир и человека сотворил с его разрешения Шурале. Только душа у человека сотворена Тангрой. Для того, чтобы эти души после смерти человека смогли подняться в Небо, к Тангре, и получить от Творца вечное блаженство в Невидимом Мире, надо полностью отказаться от всего плотского и сохранять полное равенство между людьми. Не должно быть подчинения одного другому, государства, чиновников, войска, зависти, денег, богатства и бедности, личного имущества. Даже жёны должны быть общими. Не должно быть также никаких руководителей молитв (священников), зданий для молитв и обязательных символов Тангры, ибо каждый обязан молиться Тангре сам, где угодно и без всяких условностей, а не поручать моления неизвестным людям — возможным грешникам (молитвы которых недействительны из-за их преступлений). Маджары запрещали войны во имя правителей и убийства животных, у которых не было неравенства, но убивали богатых и вешали кам-боянов, говоря: «Если вы — очень уж выдающиеся, смышлёные и всезнающие — то служите самому Тангре, а не слугам Шурале!» Маджары говорили: «Хорош только непрерывно жертвующий [во имя других]. Отсюда — их название «Маджары» — «жертвенные». «А наши аристократы называли Маджаров «ельбегенами», «грачами» и «айярами».

Бахши Иман «Джагфар Тарихы», том 3 (*)

Компонент «шурале» встречается в нескольких оронимах в горных районах Башкортостана, преимущественно в форме Шуралетау «гора Шурале» и Шуралекая «скала Шурале».

Кого называют шурале

Содержание

  • Кто такой шурале
  • Внешний вид духа леса
  • Повадки и образ в литературе
  • Легенды о шурале
  • Заключение

Мифологическую сущность, которую часто описывают в татарских сказках, называют шурале. Эта нечисть символизирует дух леса. Он может творить как полезные, так и вредные дела. На его поведение ни в сказках, ни в жизни, люди повлиять не могут.

шурале это

Кто такой шурале

Шурале — это мифическое создание, которое у татарского народа персонифицирует лесной дух. По поверьям и сказкам он защищает лес и его жителей от бед. Этого персонажа используют в легендах о татарском народе.

Образ лешего характеризуют по-разному. В одних историях — он добрый защитник природы, а в других — жестокий убийца лесных туристов.

Существуют легенды, что шурале озлобился после того, как был обижен людьми. У него отобрали дом и заставили прислуживать лесникам. По поверьям известно, что лесников дух леса защекотал до смерти. С того времени данное событие стали описывать в сказках и рассказах об этой сущности.

Люди со временем пытались задобрить лесного духа дарами:

  • сладостями;
  • мелкой скотиной;
  • инвентарем для леса.

Одно время он не принимал дары, но со временем стал их забирать. Люди даже построили ему дом, вместо того, что лесники когда-то поломали. Но его отношение к человеческому роду не изменилось. И даже сегодня татары стараются не ходить в лес поодиночке, а также продолжают носить духу дары, надеясь на прощение.

Внешний вид духа леса

Создание описывается как существо низкого роста, с горбатой спиной и длинными пальцами на руках. Также он имеет бороду и один рог посередине лба, но короче, чем у единорога. На теле у него шерсть или небольшая щетина темного цвета. Он всегда передвигается с небольшой сумкой, в которой находятся неизвестные вещи.

шурале это

Шурале в сказках выглядит устрашающе, потому что он представляет в них негативного героя. А в мифологии эта сущность описывается, как старик с горбатой спиной, кожей желтоватого цвета и длинными когтями.

На иллюстрациях к сказкам его рисуют в образе обычного старика со страшной гримасой. Потому что печатать лесного духа таким, какой он есть означало бы повысить интерес к такой загадочной сущности.

Повадки и образ в литературе

В народных сказках часто присутствует такая сущность как шурале — добрый персонаж. Он оберегает лес и животных от охоты и пожаров. А в поверьях и легендах — это обозленная нечисть, которая обитает в глубине леса. Людям, которые его встречают, он загадывает различные загадки.

Если человек их отгадывает, он его отпускает, если нет — начинает щекотать своими длинными, кривыми пальцами. Щекотка продолжается до тех пор, пока человек не умирает от смеха. Мертвого гостя дух забирает в лес, но дальнейшие его действия никому не известны.

Много легенд ходят по миру об этой сущности, но доказательств ее существования на сегодня нет.

Также в славянских преданиях и сказках шурале крадет лошадей из табуна и катается на них. Если у персонажа в этот день было плохое настроение, то он загоняет лошадь до смерти и использует ее тушу, как удобрение деревьям.

Лесной дух боится воды, поэтому все живые существа, которые встречаются у него на пути, пытаются сбежать от него, перепрыгнув через реку. Если же шурале ловили за шалости, то наказывали его, прищемляя его пальцы в дверях.

Подобных историй в сказках описывается большое количество. И после каждого рассказа между читателями споры по поводу поведения персонажей.

Легенды о шурале

Существует несколько историй, в которых говорится о том, что несколько людей своими глазами видели шурале в лесу. Они описывают его так же, как и в поверьях: горбатый мужик с шерстью на теле и рогом на лбу.

Татарский народ верит, что встретить лесного духа может только человек, связанный с лесом. И если он после встречи выйдет из чащи живым — лесной царь простил этого человека из-за его добрых дел по отношению к лесу.

шурале это

Заключение

Шурале нельзя определить к позитивному или негативному персонажу. Его характер напрямую зависит от читателя. Легенды о нем гласят, что его разозлили люди, а теперь он мстит человеческому роду за их поступок. Задобрить лесного духа пока что никому не удалось.Поверье гласит, что он него можно защититься только старинными амулетами.

«Портрет» Шурале на фасаде Татарского государственного театра кукол «Экият» в Казани

Шурале́ (тат. шүрәле, также у татар известен как урман иясе, у башкир как ярымтыҡ[1]) — антропоморфное мифическое существо татарских и башкирских сказок, персонификация духа леса.

Внешний вид и повадки

Обычно описывается как низкорослое, горбатое, с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве.

По сказкам также известно, что он любил ездить на лошадях, имел семью. Не имеет мозгов.

Образ в литературе

Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая «Шурале», а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.

По третьему тому спорного по достоверности произведения «Джагфар тарихы», припысываемому Бахши Иману, Шурале считается божеством-трикстером:

… Шурале (сын Тама и Улят) — дух засухи и смерти… Шурале позднее стали называть Шайтаном (Дьяволом)… Тангра сотворил только Невидимый мир, а весь Видимый мир и человека сотворил с его разрешения Шурале. Только душа у человека сотворена Тангрой. Для того, чтобы эти души после смерти человека смогли подняться в Небо, к Тангре, и получить от Творца вечное блаженство в Невидимом Мире, надо полностью отказаться от всего плотского и сохранять полное равенство между людьми. Не должно быть подчинения одного другому, государства, чиновников, войска, зависти, денег, богатства и бедности, личного имущества. Даже жены должны быть общими. Не должно быть также никаких руководителей молитв (священников), зданий для молитв и обязательных символов Тангры, ибо каждый обязан молиться Тангре сам, где угодно и без всяких условностей, а не поручать моления неизвестным людям — возможным грешникам (молитвы которых недействительны из-за их преступлений). Маджары запрещали войны во имя правителей и убийства животных, у которых не было неравенства, но убивали богатых и вешали кам-боянов, говоря: «Если вы — очень уж выдающиеся, смышленые и всезнающие — то служите самому Тангре, а не слугам Шурале!» Маджары говорили: «Хорош только непрерывно жертвующий [во имя других]. Отсюда — их название «Маджары» — «жертвенные». «А наши аристократы называли Маджаров «ельбегенами», «грачами» и «айярами».

— Бахши Иман «Джагфар Тарихы», том 3

Топонимика

Компонент «шурале» встречается в нескольких оронимах в горных районах Башкортостана, преимущественно в форме Шуралетау «гора Шурале» и Шуралекая «скала Шурале».

См. также

  • Арзюри — чувашский аналог
  • Пицен — сибирскотатарский аналог
  • Леший — славянский аналог
  • Эбэдэ

Примечания

  1. Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. — М., Советская энциклопедия, 1992 г. — т.2

Ссылки

  • Айгуль Габаши, «ШУРАЛЕ», журнал «Татарский мир» № 3, 2005

Шурале: дитя природы неизвестного происхождения

Знаменитые «бренды» Татарстана, часть 32-я

Шурале: дитя природы неизвестного происхождения
Фото: Максим Платонов

Большинству из нас среди персонажей татарской мифологии знакомы разве что Су Анасы да Шурале — сказки Габдуллы Тукая стали для современных татар практически единственным окошком в пантеон древних духов, которых боялись наши предки. Недавно в широкое употребление еще вернулся Убыр, спасибо Наилю Измайлову за одноименную книгу. Есть еще Бичура (женский аналог домовенка Кузи, у нее даже рубаха красная), Убырлы Карчык (двоюродная сестра Бабы-яги), Дию пэрие (нечисть, которая, впрочем, не прочь заключить брак с человеком) и другие маловлиятельные представители нечистой силы. Но самым «распиаренным» и «забрендованным» среди них всех остается Шурале.

Шурале и сказка Тукая

Согласно каноническим представлениям, Шурале — дух леса. Он живет в чащобе, видом страшен, космат, одежды не носит, у него есть рог. По некоторым данным, у него перевернуты ступни ног: пятки смотрят вперед, а пальцы назад. Вид наш герой имеет устрашающий. Вот как писал Тукай:

«До чего он безобразен, поневоле страх берет!
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
Руки, ноги — словно сучья, устрашат и смельчака
Злобно вспыхивая, очи в черных впадинах горят,
Даже днем, не то что ночью испугает этот взгляд!
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых —
Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых».

По сказке Тукая, любимое хобби Шурале — убивать людей щекоткой (для этого ему и нужны длинные и умелые пальцы). Но бедняга не слишком-то и умен: джигит-дровосек его обхитрил в два счета, зажав пальцы Шурале в щель бревна. А в ответ на просьбу назвать свое имя представился как Былтыр (в переводе с татарского — В-прошлом-году). И когда соплеменники (да-да, шурале в лесу не один, они живут племенем) спрашивают его, кто его обидел, тот вполне логично отвечает: «Пальцы прищемил В прошлом году». Помощи бедный дух не получает даже от своих соплеменников: «Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?»

Фото: Олег Тихонов

Интересный факт: Тукай подписывал свои сатирические стихотворения псевдонимом «Шурале». И на это ссылался Наки Исанбет, когда искал в Шурале проявления татарского духа:

  1. Шурале, как и все татары, обожает лошадей;
  2. «он вечно радостный, вечный оптимист»;
  3. бесстрашный, не выдающий своего страха;
  4. свободолюбивый. В общем, настоящий татарин.

Что умеет Шурале

Татарские народные сказки, в которых фигурирует Шурале, рисуют его как хитрого, бойкого и веселого персонажа. Он этакий недоделанный трикстер, у которого в конечном итоге ничего не получается. Он любит шутить и проказничать. Обожает по ночам воровать лошадей и загонять их чуть ли не насмерть — и деревенские жители его ловят, измазав спину коня смолой. Он боится воды, поэтому от него легко спасаются, перепрыгнув через ручей или войдя в речку (хотя там поджидает Су Анасы).

Венгерский ученый Габор Балинт в 1875 году, татарский просветитель Каюм Насыри в 1880-м, Таип Яхин в сборнике сказок 1900 года издания приводили разные варианты рассказов о Шурале. Одним из этих рассказов и руководствовался Тукай — он, кстати, признавался, что пример взял с Пушкина, который тоже обрабатывал сюжеты народных сказок, услышанные от сказителей.

Акварели Баки Урманче. Фото: Ринат Назметдинов

Есть три самых популярных сюжета о Шурале. Первый — про Былтыра. Второй — о ловле Шурале на смолу. И третий — о том, как дух заманил в непроходимую чащу старика, но тот благодаря молитвам муллы смог выйти из леса живым и невредимым. Как видим, Тукай выбрал самый показательный для того, чтобы продемонстрировать сноровку и ум татарского дровосека. Еще из полезных сведений о Шурале — его можно обмануть, переодев на себе одежду наизнанку, а новые шурале родятся из капель крови старого, причем по несколько штук сразу (гидра, у которой на месте отсеченной головы вырастают две, просто отдыхает по сравнению с татарским лешим). Впрочем, если очень захочется убить этого героя, надо исхитриться добраться до его левой подмышки — там дыра, через которую можно с большим удобством вынуть сердце.

А почему он именно дух леса? Да очень просто. И мусульмане, и христиане — все они когда-то были язычниками. Память тысячелетий не так-то просто вытирается из культурного кода народа. Поэтому подспудные верования в духов и сказания о веселой пантеистической компании разнообразных мелких божеств совершенно естественным образом оставались рядом с татарами вплоть до самой революции. Как и с русскими: сказки про леших и русалок, обрядовые традиции, да ту же Масленицу вспомним — все это вообще не имеет никакого отношения к христианству. А духов почитали каких? Правильно, соответствовавших месту, в котором жили. Есть домовые, есть водяные, а есть и лешие.

Чей Шурале?

Кстати, за него (а в некоторых вариантах даже за нее) с татарами борются башкиры, уверяя, что это чудище принадлежит им. Ссориться, на самом деле, не из-за чего: Шурале есть в сказках обоих народов, просто татарский более популярен. А вот в Башкирии он есть даже в топонимике — там есть Шуралетау (гора Шурале), Шуралекая (скала Шурале) и прочие элементы рельефа, принадлежащие неутомимому лесному духу.

У башкир шурале вполне может быть женщиной — самых красивых ловили уже известным нам способом, на смолу, и выдавали замуж за человеческих джигитов. Дети, говорят, удивительные получались, есть даже деревни, население которых пошло от таких вот «близкородственных скрещиваний». Но красавиц среди шурале немного — к примеру, в башкирских поверьях говорится, что у них такие длинные груди, что они на бегу закидывают их за спину. Кстати, этот же физкультурный прием использовали и русалки в славянских поверьях — ведь бледными загадочными красавицами их представляли далеко не всегда и не везде. Впрочем, не будем отвлекаться от шурале.

Фото: Михаил Козловский

Чей же он на самом деле? Есть версия, что татары и башкиры позаимствовали Шурале от своих ближайших финно-угорских соседей — удмуртов и марийцев. А те, в свою очередь, возможно, переняли его прообраз от других народов: ведь и в Сибири, и в Восточной Европе, и на арабском Востоке верили когда-то в половинников. Эти существа называются у всех народов по-разному, но характеризуются тем, что у них только один глаз, одна рука, один рог и половина души. Они смешливые, щекочут скот и людей до смерти (узнаем брата Шурале!). Злой лесной дух смеялся или «гукал» как сова — и недаром, кстати, на юге Удмуртии словом «шурали» или «урали» называется филин. Марийцы сову и филина называют «шур-лочо». А в старочувашском языке было слово «сурали» — оно обозначало человека, в которого вселился черт-половинник (он назывался сура).

Корень «сур-»/«шур-» некоторые исследователи объединяют со славянским «чур». Согласно разным лингвистическим и этнографическим теориям, «чуры» — это духи предков у славян. Отсюда и восклицание «Чур меня» — из него, скорее всего, выпало слово «храни», то есть изначально это была просьба от человека к чуру, к предку — «охрани меня, пожалуйста, уважаемый прадедушка». А ввиду взаимопроникновения языков разных народов славянский потусторонний персонаж чур мог превратиться в чувашского половинника сура и духов леса марийцев и удмуртов — шуров. Тут-то его и «подрезали» наши татарские предки, а поскольку Шурале антропоморфный, он вполне может быть как раз тем самым человеком, в которого вселился черт-половинник.

Есть версия о том, что Шурале возник на булгарской базе и потом от них перешел к татарам Поволжья, от которых, в свою очередь, его переняли мари, чуваши и башкиры. Впрочем, башкирские исследователи утверждают, что это лесное чудище пришло к ним от далеких иранских предков, а татары переняли его и узурпировали.

Так что на вопрос о том, чей Шурале, мы доподлинно ответить точно не можем. Скажем так, общий, причем пришедший из доисламских времен. Но сказка Тукая сделала свое литературное дело, и теперь Шурале прочно воспринимается за пределами республики как чисто татарский персонаж.

Фото: Максим Платонов

Шурале после Тукая

Конечно, Тукай открыл Шурале длинный и светлый путь в татарское искусство. В этом ряду прежде всего невозможно не упомянуть первый татарский балет Фарида Яруллина — он как раз о нашем лесном духе. Либретто писал Ахмет Файзи. Балет «Шурале» должен был быть впервые поставлен в августе 1941 года в Москве, во время декады татарской литературы и искусства. Но он предстал перед зрителями гораздо позже. Балетмейстер Леонид Якобсон, тяготевший к классической балетной школе, решительно переработал либретто, выкинув из него множество национальных мотивов и усилив социальную составляющую. Файзи хотел сохранить фольклорность и национальный колорит, Якобсон стремился сделать «Лебединое озеро». В результате, когда Файзи заболел, Якобсон своего добился. В представленном 15 февраля 1941 года варианте либретто получилось концентрированное сценическое действие: стройная драматургия сценария, классический балет. Но национальную самобытность балетмейстер практически уничтожил, на что указывал и Муса Джалиль, который был завлитом Оперного театра: «Образы, названные Якобсоном Былтыр и Шурале, не рисуют перед нами тех героев, которые знакомы нам из народных сказок и произведений Тукая. Шурале представлен злым демоном и скорее напоминает другой мифический образ — Дию». Зато музыка у Яруллина получилась глубокая и своеобразная. Премьера состоялась только 12 марта 1945 года — через полтора года после гибели композитора на фронте…

Фото: Максим Платонов

Есть и зримые образы Шурале. В первую очередь упомянем Баки Урманче, который создал канонические иллюстрации к тукаевской сказке. Можно встретить лесного духа и на улицах Казани. Своеобразный барельеф с его изображением (довольно скорбного вида, надо сказать) есть в декоре кукольного театра. А на площади перед театром Камала стоит скульптура «Загадки Шурале» — подарок городу от одной из телекоммуникационных компаний. Здесь Шурале выглядит почти как вполне симпатичный веселый человек. Отличается только рогом (одним, как и положено), полным отсутствием одежды и наличием некоторого количества шерсти. Асия Миннуллина, автор композиции, объясняла: «Он дитя природы, он же голый, лишь чуть-чуть прикрыт шерстью. Он «голый» и перед людьми, но при этом искренний, доверчивый — каждый может обидеть его». Есть байка о том, что один из высокопоставленных городских чиновников даже с проверкой приезжал перед открытием памятника — инспектировал, нет ли случайно у Шурале ничего срамного в зоне прямой видимости, не станет ли лесной дух в авангарде эксгибиционизма прямо на площади у национального театра. Обошлось, ничего у Шурале не видно.

Фото: Елена Сунгатова/art16.ru

Кстати, образ Шурале как «дитя природы» сегодня облекается в новые идеи (экологичность сознания, бережное отношение к окружающей среде, сохранение видового разнообразия, если можно так сказать). Но и сам Тукай, похоже относился к нему с иронической любовью — Шурале в его интерпретации не однозначно отрицательный персонаж, он очеловеченный. Художник Ахсан Фатхутдинов в 1986—1993 годах создал серию более чем из 50 живописных работ, в которых показал Шурале именно с этой стороны — он живой, его надо беречь, он хранитель родной земли и этнический символ народа. Например, картина «В лунную ночь» — два шурале тревожно вглядываются в огни ночного города…

Людмила Губаева


ОбществоКультура Татарстан

  • Дует или дуэт как правильно пишется
  • Дудочка и кувшинчик смысл сказки
  • Дудочка и кувшинчик вопросы по сказке
  • Дудочка и крысы из какой сказки
  • Дубы разрослись как пишется