Дух леса в татарских сказках называют

Şüräleвариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарски

Şüreleвариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарски

Urman iäseвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татар

Yarımtıqвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкир

Урман иясевариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татар

Шураливариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкир

Шурялевариант русского написания названия Шурале, татарского лесного духавариант русского написания названия Шурале, татарского лесного духавариант русского написания названия Шурале, татарского лесного духавариант русского написания названия Шурале, татарского лесного духавариант русского написания названия Шурале, татарского лесного духа

Шюрали́вариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татарвариант имени Шурале у татар

Шүрәлевариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарскивариант написания названия Шурале по-татарски

Ярымтыҡвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкирвариант имени Шурале у башкир

У казанских татар и башкир дух леса, леший. Термин «Шурале», видимо, восходит к древнему названию божества, близкого образу духа почитаемого предка щур (чур) в славянской мифологии. У татар представляется в образе волосатого мужчины с рогом на лбу или голой женщины с длинными грудями, закинутыми, как и у албасты, за плечи назад (в обоих обликах имеет очень длинные руки с длинными пальцами, нередко — только тремя); у башкир — часто также человекоподобным существом с одним глазом во лбу, на одной ноге, иногда — бревном.

Шурале занимается охотой, любит ездить на лошадях, имеет жён и детей. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой.

Ряд башкирских преданий говорит о происхождении отдельных родов (в частности, группы «шайтан-кудей») от брака человека с женой или дочерью Шурале. В одном лесу могут жить несколько Шурале. Шурале сбивает людей с пути, заманивает в чащу, может защекотать до смерти. Боится воды: считалось, чтобы спастись от него, надо перескочить через ручей. Шурале можно поймать, уговорив засунуть палец в расщеплённое дерево, а затем выдернув клин.

У татар-мишарей Шурале — разновидность злых духов-пиров. В мифологиях других тюрко-язычных народов Шурале соответствуют арсури у чувашей, пицен у западносибирских татар. Термин «Шурале» в различных вариантах распространён среди народов Урало-Поволжья (2: с.610).

Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая «Шурале», а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.

По третьему тому спорного по достоверности произведения «Джагфар тарихы», припысываемому Бахши Иману, Шурале считается божеством-трикстером:

…Шурале (сын Тама и Улят) — дух засухи и смерти… Шурале позднее стали называть Шайтаном (Дьяволом)… Тангра сотворил только Невидимый мир, а весь Видимый мир и человека сотворил с его разрешения Шурале. Только душа у человека сотворена Тангрой. Для того, чтобы эти души после смерти человека смогли подняться в Небо, к Тангре, и получить от Творца вечное блаженство в Невидимом Мире, надо полностью отказаться от всего плотского и сохранять полное равенство между людьми. Не должно быть подчинения одного другому, государства, чиновников, войска, зависти, денег, богатства и бедности, личного имущества. Даже жёны должны быть общими. Не должно быть также никаких руководителей молитв (священников), зданий для молитв и обязательных символов Тангры, ибо каждый обязан молиться Тангре сам, где угодно и без всяких условностей, а не поручать моления неизвестным людям — возможным грешникам (молитвы которых недействительны из-за их преступлений). Маджары запрещали войны во имя правителей и убийства животных, у которых не было неравенства, но убивали богатых и вешали кам-боянов, говоря: «Если вы — очень уж выдающиеся, смышлёные и всезнающие — то служите самому Тангре, а не слугам Шурале!» Маджары говорили: «Хорош только непрерывно жертвующий [во имя других]. Отсюда — их название «Маджары» — «жертвенные». «А наши аристократы называли Маджаров «ельбегенами», «грачами» и «айярами».

Бахши Иман «Джагфар Тарихы», том 3 (*)

Компонент «шурале» встречается в нескольких оронимах в горных районах Башкортостана, преимущественно в форме Шуралетау «гора Шурале» и Шуралекая «скала Шурале».

Кого называют шурале

Содержание

  • Кто такой шурале
  • Внешний вид духа леса
  • Повадки и образ в литературе
  • Легенды о шурале
  • Заключение

Мифологическую сущность, которую часто описывают в татарских сказках, называют шурале. Эта нечисть символизирует дух леса. Он может творить как полезные, так и вредные дела. На его поведение ни в сказках, ни в жизни, люди повлиять не могут.

шурале это

Кто такой шурале

Шурале — это мифическое создание, которое у татарского народа персонифицирует лесной дух. По поверьям и сказкам он защищает лес и его жителей от бед. Этого персонажа используют в легендах о татарском народе.

Образ лешего характеризуют по-разному. В одних историях — он добрый защитник природы, а в других — жестокий убийца лесных туристов.

Существуют легенды, что шурале озлобился после того, как был обижен людьми. У него отобрали дом и заставили прислуживать лесникам. По поверьям известно, что лесников дух леса защекотал до смерти. С того времени данное событие стали описывать в сказках и рассказах об этой сущности.

Люди со временем пытались задобрить лесного духа дарами:

  • сладостями;
  • мелкой скотиной;
  • инвентарем для леса.

Одно время он не принимал дары, но со временем стал их забирать. Люди даже построили ему дом, вместо того, что лесники когда-то поломали. Но его отношение к человеческому роду не изменилось. И даже сегодня татары стараются не ходить в лес поодиночке, а также продолжают носить духу дары, надеясь на прощение.

Внешний вид духа леса

Создание описывается как существо низкого роста, с горбатой спиной и длинными пальцами на руках. Также он имеет бороду и один рог посередине лба, но короче, чем у единорога. На теле у него шерсть или небольшая щетина темного цвета. Он всегда передвигается с небольшой сумкой, в которой находятся неизвестные вещи.

шурале это

Шурале в сказках выглядит устрашающе, потому что он представляет в них негативного героя. А в мифологии эта сущность описывается, как старик с горбатой спиной, кожей желтоватого цвета и длинными когтями.

На иллюстрациях к сказкам его рисуют в образе обычного старика со страшной гримасой. Потому что печатать лесного духа таким, какой он есть означало бы повысить интерес к такой загадочной сущности.

Повадки и образ в литературе

В народных сказках часто присутствует такая сущность как шурале — добрый персонаж. Он оберегает лес и животных от охоты и пожаров. А в поверьях и легендах — это обозленная нечисть, которая обитает в глубине леса. Людям, которые его встречают, он загадывает различные загадки.

Если человек их отгадывает, он его отпускает, если нет — начинает щекотать своими длинными, кривыми пальцами. Щекотка продолжается до тех пор, пока человек не умирает от смеха. Мертвого гостя дух забирает в лес, но дальнейшие его действия никому не известны.

Много легенд ходят по миру об этой сущности, но доказательств ее существования на сегодня нет.

Также в славянских преданиях и сказках шурале крадет лошадей из табуна и катается на них. Если у персонажа в этот день было плохое настроение, то он загоняет лошадь до смерти и использует ее тушу, как удобрение деревьям.

Лесной дух боится воды, поэтому все живые существа, которые встречаются у него на пути, пытаются сбежать от него, перепрыгнув через реку. Если же шурале ловили за шалости, то наказывали его, прищемляя его пальцы в дверях.

Подобных историй в сказках описывается большое количество. И после каждого рассказа между читателями споры по поводу поведения персонажей.

Легенды о шурале

Существует несколько историй, в которых говорится о том, что несколько людей своими глазами видели шурале в лесу. Они описывают его так же, как и в поверьях: горбатый мужик с шерстью на теле и рогом на лбу.

Татарский народ верит, что встретить лесного духа может только человек, связанный с лесом. И если он после встречи выйдет из чащи живым — лесной царь простил этого человека из-за его добрых дел по отношению к лесу.

шурале это

Заключение

Шурале нельзя определить к позитивному или негативному персонажу. Его характер напрямую зависит от читателя. Легенды о нем гласят, что его разозлили люди, а теперь он мстит человеческому роду за их поступок. Задобрить лесного духа пока что никому не удалось.Поверье гласит, что он него можно защититься только старинными амулетами.

Шурале
Мозаика на станции метро «Площадь Тукая» в Казанском метрополитене
Мозаика на станции метро «Площадь Тукая (b) » в Казанском метрополитене
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Памятник «Загадки Шурале» в Казани на площади у театра им. Г. Камала
«Портрет» Шурале на фасаде Татарского государственного театра кукол «Экият (b) » в Казани (b)

Шурале́ (башк. (b) шүрәле, тат. (b) шүрәле, şüräle, также у татар известен как урман иясе, urman iyäse, и у башкир — как ярымтыҡ, yarımtıq[1]) — антропоморфное мифическое существо татарских и башкирских сказок, персонификация духа леса. Образ шурале близок к сатирам (b) и лешим (b) .

Внешний вид и повадки

Обычно описывается как низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей.

Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве.

Образ в литературе

Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая (b) «Шурале (b) », а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.

Топонимика

Компонент «шурале» встречается в нескольких оронимах (b) и топонимах во многих районах Башкортостана (b) , преимущественно в форме Шуралетау «гора Шурале» и Шуралекая «скала Шурале», «речка Шурале».

См. также

  • Арзюри (b)  — чувашский аналог
  • Пицен (b)  — сибирско-татарский аналог
  • Леший (b)  — славянский аналог
  • Милон Кротонский (b) — прототип зажимания пальцев

Примечания

  1. Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. — М., Советская энциклопедия, 1992 г. — т.2

Литература

  • Башҡорт халыҡ ижады. Риүәйәттәр, легендалар. — Өфө, 1980.
  • Башҡорт халыҡ ижады. 1‑се т. Йола фольклоры. — Өфө, 1995.
  • Сулейманова М. Н. Доисламские верования и обряды башкир. — Уфа, 2005.

Ссылки

  • Аминев З. Г. Шурале // Башкирская энциклопедия (b)  / гл. ред. М. А. Ильгамов (b) . — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия (b) », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8.
  • Памятник Шурале в Казани: история создания
  • Айгуль Габаши, «ШУРАЛЕ», журнал «Татарский мир» № 3, 2005

Шурале: дитя природы неизвестного происхождения

Знаменитые «бренды» Татарстана, часть 32-я

Шурале: дитя природы неизвестного происхождения
Фото: Максим Платонов

Большинству из нас среди персонажей татарской мифологии знакомы разве что Су Анасы да Шурале — сказки Габдуллы Тукая стали для современных татар практически единственным окошком в пантеон древних духов, которых боялись наши предки. Недавно в широкое употребление еще вернулся Убыр, спасибо Наилю Измайлову за одноименную книгу. Есть еще Бичура (женский аналог домовенка Кузи, у нее даже рубаха красная), Убырлы Карчык (двоюродная сестра Бабы-яги), Дию пэрие (нечисть, которая, впрочем, не прочь заключить брак с человеком) и другие маловлиятельные представители нечистой силы. Но самым «распиаренным» и «забрендованным» среди них всех остается Шурале.

Шурале и сказка Тукая

Согласно каноническим представлениям, Шурале — дух леса. Он живет в чащобе, видом страшен, космат, одежды не носит, у него есть рог. По некоторым данным, у него перевернуты ступни ног: пятки смотрят вперед, а пальцы назад. Вид наш герой имеет устрашающий. Вот как писал Тукай:

«До чего он безобразен, поневоле страх берет!
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
Руки, ноги — словно сучья, устрашат и смельчака
Злобно вспыхивая, очи в черных впадинах горят,
Даже днем, не то что ночью испугает этот взгляд!
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых —
Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых».

По сказке Тукая, любимое хобби Шурале — убивать людей щекоткой (для этого ему и нужны длинные и умелые пальцы). Но бедняга не слишком-то и умен: джигит-дровосек его обхитрил в два счета, зажав пальцы Шурале в щель бревна. А в ответ на просьбу назвать свое имя представился как Былтыр (в переводе с татарского — В-прошлом-году). И когда соплеменники (да-да, шурале в лесу не один, они живут племенем) спрашивают его, кто его обидел, тот вполне логично отвечает: «Пальцы прищемил В прошлом году». Помощи бедный дух не получает даже от своих соплеменников: «Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?»

Фото: Олег Тихонов

Интересный факт: Тукай подписывал свои сатирические стихотворения псевдонимом «Шурале». И на это ссылался Наки Исанбет, когда искал в Шурале проявления татарского духа:

  1. Шурале, как и все татары, обожает лошадей;
  2. «он вечно радостный, вечный оптимист»;
  3. бесстрашный, не выдающий своего страха;
  4. свободолюбивый. В общем, настоящий татарин.

Что умеет Шурале

Татарские народные сказки, в которых фигурирует Шурале, рисуют его как хитрого, бойкого и веселого персонажа. Он этакий недоделанный трикстер, у которого в конечном итоге ничего не получается. Он любит шутить и проказничать. Обожает по ночам воровать лошадей и загонять их чуть ли не насмерть — и деревенские жители его ловят, измазав спину коня смолой. Он боится воды, поэтому от него легко спасаются, перепрыгнув через ручей или войдя в речку (хотя там поджидает Су Анасы).

Венгерский ученый Габор Балинт в 1875 году, татарский просветитель Каюм Насыри в 1880-м, Таип Яхин в сборнике сказок 1900 года издания приводили разные варианты рассказов о Шурале. Одним из этих рассказов и руководствовался Тукай — он, кстати, признавался, что пример взял с Пушкина, который тоже обрабатывал сюжеты народных сказок, услышанные от сказителей.

Акварели Баки Урманче. Фото: Ринат Назметдинов

Есть три самых популярных сюжета о Шурале. Первый — про Былтыра. Второй — о ловле Шурале на смолу. И третий — о том, как дух заманил в непроходимую чащу старика, но тот благодаря молитвам муллы смог выйти из леса живым и невредимым. Как видим, Тукай выбрал самый показательный для того, чтобы продемонстрировать сноровку и ум татарского дровосека. Еще из полезных сведений о Шурале — его можно обмануть, переодев на себе одежду наизнанку, а новые шурале родятся из капель крови старого, причем по несколько штук сразу (гидра, у которой на месте отсеченной головы вырастают две, просто отдыхает по сравнению с татарским лешим). Впрочем, если очень захочется убить этого героя, надо исхитриться добраться до его левой подмышки — там дыра, через которую можно с большим удобством вынуть сердце.

А почему он именно дух леса? Да очень просто. И мусульмане, и христиане — все они когда-то были язычниками. Память тысячелетий не так-то просто вытирается из культурного кода народа. Поэтому подспудные верования в духов и сказания о веселой пантеистической компании разнообразных мелких божеств совершенно естественным образом оставались рядом с татарами вплоть до самой революции. Как и с русскими: сказки про леших и русалок, обрядовые традиции, да ту же Масленицу вспомним — все это вообще не имеет никакого отношения к христианству. А духов почитали каких? Правильно, соответствовавших месту, в котором жили. Есть домовые, есть водяные, а есть и лешие.

Чей Шурале?

Кстати, за него (а в некоторых вариантах даже за нее) с татарами борются башкиры, уверяя, что это чудище принадлежит им. Ссориться, на самом деле, не из-за чего: Шурале есть в сказках обоих народов, просто татарский более популярен. А вот в Башкирии он есть даже в топонимике — там есть Шуралетау (гора Шурале), Шуралекая (скала Шурале) и прочие элементы рельефа, принадлежащие неутомимому лесному духу.

У башкир шурале вполне может быть женщиной — самых красивых ловили уже известным нам способом, на смолу, и выдавали замуж за человеческих джигитов. Дети, говорят, удивительные получались, есть даже деревни, население которых пошло от таких вот «близкородственных скрещиваний». Но красавиц среди шурале немного — к примеру, в башкирских поверьях говорится, что у них такие длинные груди, что они на бегу закидывают их за спину. Кстати, этот же физкультурный прием использовали и русалки в славянских поверьях — ведь бледными загадочными красавицами их представляли далеко не всегда и не везде. Впрочем, не будем отвлекаться от шурале.

Фото: Михаил Козловский

Чей же он на самом деле? Есть версия, что татары и башкиры позаимствовали Шурале от своих ближайших финно-угорских соседей — удмуртов и марийцев. А те, в свою очередь, возможно, переняли его прообраз от других народов: ведь и в Сибири, и в Восточной Европе, и на арабском Востоке верили когда-то в половинников. Эти существа называются у всех народов по-разному, но характеризуются тем, что у них только один глаз, одна рука, один рог и половина души. Они смешливые, щекочут скот и людей до смерти (узнаем брата Шурале!). Злой лесной дух смеялся или «гукал» как сова — и недаром, кстати, на юге Удмуртии словом «шурали» или «урали» называется филин. Марийцы сову и филина называют «шур-лочо». А в старочувашском языке было слово «сурали» — оно обозначало человека, в которого вселился черт-половинник (он назывался сура).

Корень «сур-»/«шур-» некоторые исследователи объединяют со славянским «чур». Согласно разным лингвистическим и этнографическим теориям, «чуры» — это духи предков у славян. Отсюда и восклицание «Чур меня» — из него, скорее всего, выпало слово «храни», то есть изначально это была просьба от человека к чуру, к предку — «охрани меня, пожалуйста, уважаемый прадедушка». А ввиду взаимопроникновения языков разных народов славянский потусторонний персонаж чур мог превратиться в чувашского половинника сура и духов леса марийцев и удмуртов — шуров. Тут-то его и «подрезали» наши татарские предки, а поскольку Шурале антропоморфный, он вполне может быть как раз тем самым человеком, в которого вселился черт-половинник.

Есть версия о том, что Шурале возник на булгарской базе и потом от них перешел к татарам Поволжья, от которых, в свою очередь, его переняли мари, чуваши и башкиры. Впрочем, башкирские исследователи утверждают, что это лесное чудище пришло к ним от далеких иранских предков, а татары переняли его и узурпировали.

Так что на вопрос о том, чей Шурале, мы доподлинно ответить точно не можем. Скажем так, общий, причем пришедший из доисламских времен. Но сказка Тукая сделала свое литературное дело, и теперь Шурале прочно воспринимается за пределами республики как чисто татарский персонаж.

Фото: Максим Платонов

Шурале после Тукая

Конечно, Тукай открыл Шурале длинный и светлый путь в татарское искусство. В этом ряду прежде всего невозможно не упомянуть первый татарский балет Фарида Яруллина — он как раз о нашем лесном духе. Либретто писал Ахмет Файзи. Балет «Шурале» должен был быть впервые поставлен в августе 1941 года в Москве, во время декады татарской литературы и искусства. Но он предстал перед зрителями гораздо позже. Балетмейстер Леонид Якобсон, тяготевший к классической балетной школе, решительно переработал либретто, выкинув из него множество национальных мотивов и усилив социальную составляющую. Файзи хотел сохранить фольклорность и национальный колорит, Якобсон стремился сделать «Лебединое озеро». В результате, когда Файзи заболел, Якобсон своего добился. В представленном 15 февраля 1941 года варианте либретто получилось концентрированное сценическое действие: стройная драматургия сценария, классический балет. Но национальную самобытность балетмейстер практически уничтожил, на что указывал и Муса Джалиль, который был завлитом Оперного театра: «Образы, названные Якобсоном Былтыр и Шурале, не рисуют перед нами тех героев, которые знакомы нам из народных сказок и произведений Тукая. Шурале представлен злым демоном и скорее напоминает другой мифический образ — Дию». Зато музыка у Яруллина получилась глубокая и своеобразная. Премьера состоялась только 12 марта 1945 года — через полтора года после гибели композитора на фронте…

Фото: Максим Платонов

Есть и зримые образы Шурале. В первую очередь упомянем Баки Урманче, который создал канонические иллюстрации к тукаевской сказке. Можно встретить лесного духа и на улицах Казани. Своеобразный барельеф с его изображением (довольно скорбного вида, надо сказать) есть в декоре кукольного театра. А на площади перед театром Камала стоит скульптура «Загадки Шурале» — подарок городу от одной из телекоммуникационных компаний. Здесь Шурале выглядит почти как вполне симпатичный веселый человек. Отличается только рогом (одним, как и положено), полным отсутствием одежды и наличием некоторого количества шерсти. Асия Миннуллина, автор композиции, объясняла: «Он дитя природы, он же голый, лишь чуть-чуть прикрыт шерстью. Он «голый» и перед людьми, но при этом искренний, доверчивый — каждый может обидеть его». Есть байка о том, что один из высокопоставленных городских чиновников даже с проверкой приезжал перед открытием памятника — инспектировал, нет ли случайно у Шурале ничего срамного в зоне прямой видимости, не станет ли лесной дух в авангарде эксгибиционизма прямо на площади у национального театра. Обошлось, ничего у Шурале не видно.

Фото: Елена Сунгатова/art16.ru

Кстати, образ Шурале как «дитя природы» сегодня облекается в новые идеи (экологичность сознания, бережное отношение к окружающей среде, сохранение видового разнообразия, если можно так сказать). Но и сам Тукай, похоже относился к нему с иронической любовью — Шурале в его интерпретации не однозначно отрицательный персонаж, он очеловеченный. Художник Ахсан Фатхутдинов в 1986—1993 годах создал серию более чем из 50 живописных работ, в которых показал Шурале именно с этой стороны — он живой, его надо беречь, он хранитель родной земли и этнический символ народа. Например, картина «В лунную ночь» — два шурале тревожно вглядываются в огни ночного города…

Людмила Губаева


ОбществоКультура Татарстан

«Портрет» Шурале на фасаде Татарского государственного театра кукол «Экият» в Казани

Шурале́ (тат. шүрәле, также у татар известен как урман иясе, у башкир как ярымтыҡ[1]) — антропоморфное мифическое существо татарских и башкирских сказок, персонификация духа леса.

Внешний вид и повадки

Обычно описывается как низкорослое, горбатое, с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве.

По сказкам также известно, что он любил ездить на лошадях, имел семью. Не имеет мозгов.

Образ в литературе

Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая «Шурале», а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.

По третьему тому спорного по достоверности произведения «Джагфар тарихы», припысываемому Бахши Иману, Шурале считается божеством-трикстером:

… Шурале (сын Тама и Улят) — дух засухи и смерти… Шурале позднее стали называть Шайтаном (Дьяволом)… Тангра сотворил только Невидимый мир, а весь Видимый мир и человека сотворил с его разрешения Шурале. Только душа у человека сотворена Тангрой. Для того, чтобы эти души после смерти человека смогли подняться в Небо, к Тангре, и получить от Творца вечное блаженство в Невидимом Мире, надо полностью отказаться от всего плотского и сохранять полное равенство между людьми. Не должно быть подчинения одного другому, государства, чиновников, войска, зависти, денег, богатства и бедности, личного имущества. Даже жены должны быть общими. Не должно быть также никаких руководителей молитв (священников), зданий для молитв и обязательных символов Тангры, ибо каждый обязан молиться Тангре сам, где угодно и без всяких условностей, а не поручать моления неизвестным людям — возможным грешникам (молитвы которых недействительны из-за их преступлений). Маджары запрещали войны во имя правителей и убийства животных, у которых не было неравенства, но убивали богатых и вешали кам-боянов, говоря: «Если вы — очень уж выдающиеся, смышленые и всезнающие — то служите самому Тангре, а не слугам Шурале!» Маджары говорили: «Хорош только непрерывно жертвующий [во имя других]. Отсюда — их название «Маджары» — «жертвенные». «А наши аристократы называли Маджаров «ельбегенами», «грачами» и «айярами».

— Бахши Иман «Джагфар Тарихы», том 3

Топонимика

Компонент «шурале» встречается в нескольких оронимах в горных районах Башкортостана, преимущественно в форме Шуралетау «гора Шурале» и Шуралекая «скала Шурале».

См. также

  • Арзюри — чувашский аналог
  • Пицен — сибирскотатарский аналог
  • Леший — славянский аналог
  • Эбэдэ

Примечания

  1. Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. — М., Советская энциклопедия, 1992 г. — т.2

Ссылки

  • Айгуль Габаши, «ШУРАЛЕ», журнал «Татарский мир» № 3, 2005

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

Большой этнографический диктант Пензенская область

Содержание

  1. Пензенская область
  2. Выберите из списка 3 языковые семьи, на которых говорят коренные жители Пензенской области: русские, татары, мордва, чуваши.
  3. В Пензенской области есть район, где большую часть населения составляют мордва. Выберите район:
  4. В Пензенской области находится самое крупное татарское село в Европе. Выберите название села:
  5. Лишь одно село в Пензенской области является полностью чувашским. Выберите название села:
  6. Мордовский народный эпос называется:
  7. Дух леса в татарских сказках называется:
  8. Дух леса в чувашской мифологии называется:
  9. В одном из районов Пензенской области мордва издавна на Троицу проводит кулачные бои. Выберите район:
  10. В одном из районов Пензенской области проживает особая этнографическая группа русского народа – «цураны». Выберите район:
  11. Выберите какому народу Пензенской области принадлежит национальный женский головной убор:

Пензенская область

Пензенская область обладает уникальным, богатым и разнообразным историко-культурным и природным наследием, развитой инфраструктурой сферы культуры. В составе наследия региона – уникальные мемориальные объекты, связанные с историческими событиями, с жизнью выдающихся деятелей культуры, науки, искусства и литературы. В их числе крупнейшие писатели, поэты – М. Ю. Лермонтов, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников, М. Е. Салтыков-Щедрин, Д. В. Давыдов, Н. П. Огарев, А. И. Куприн, А. Г. Малышкин, деятели искусства – В. Э. Мейерхольд, И. И. Мозжухин, К. А. Савицкий, ученые – В. О. Ключевский, Ф. И. Буслаев, П. Н. Яблочков, врачи – Н. Н. Бурденко, Н. Ф. Филатов, государственные деятели – М. М. Сперанский, А. Б. Куракин, С. Ф. Голицын и другие.

Выберите из списка 3 языковые семьи, на которых говорят коренные жители Пензенской области: русские, татары, мордва, чуваши.

Индоевропейская
Семито-хамитская
Уральская
Алтайская
Дравидская

Русские – представители славянской группы Индоевропейской языковой семьи. Мордва – представители финно-угорской группы Уральской языковой семьи. Татары, Чуваши – представители тюркской группы Алтайской языковой семьи. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – [2-е издание, уточненное и дополненное]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, Т.2. 2019.

Правильный ответ: Индоевропейская, Уральская, Алтайская

В Пензенской области есть район, где большую часть населения составляют мордва. Выберите район:

Пензенский
Шемышейский
Спасский
Лунинский
Сосновоборский

Мордва – народ, коренное население Пензенской области, самая многочисленная общность среди представителей финно-угорской группы Уральской языковой семьи на территории России. Численность мордвы в Пензенской области (2010) – 54703 чел. (4,1% от обшей численности населения области). По переписи 2010 больше всего мордовского населения проживает в г. Пензе – 9018; в Шемышейском районе – 7973 (более 50% от всего населения района). Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – [2-е издание, уточненное и дополненное]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, 2019. – С. 805.

Правильный ответ: Шемышейский

В Пензенской области находится самое крупное татарское село в Европе. Выберите название села:

Верхняя Елюзань
Средняя Елюзань
Татарский Канадей
Исикеево
Кобылкино

Средняя Елюзань – самое крупное татарское село в Европе, крупнейший населённый пункт Городищенского района Пензенской области. Первое упоминание как татарской деревни в 1700 году. Источник: Средняя Елюзань: Страницы истории самого крупного татарского села России / Р. Т. Марданов, Н. Б. Китаева. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2006.

Правильный ответ: Средняя Елюзань

Лишь одно село в Пензенской области является полностью чувашским. Выберите название села:

Неверкино
Бигеево
Юлово
Илим-Гора
Армиёво

Сегодня самым крупным чувашским селом Пензенской области является Илим-Гора. Названо по р. Илим и возвышенности, круче левого берега р. Илим-Кадады (больше известна как Емельянова сопка). Основана в кон. 17 – нач. 18 в. как деревня ясачных чувашей в Узинском стане Пензенского уезда. Этноним «чуваш» (чаваш) производят от названия булгарского племени сувар (или суваз). В русских и зарубежных источниках конца XV – нач. XVIII Чуваши известны под этнонимами «нагорные черемисы», «горные люди», «черемисские татары. Язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – [2-е издание, уточненное и дополненное]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 2, 2019. – С. 667. Полубояров Михаил Сергеевич Весь Пензенский край: историко-топографическое описание Пензенской области. — Москва: ООО «САМ полиграфист», 2016 — 813 с.

Правильный ответ: Илим-Гора

Мордовский народный эпос называется:

Калевала
Югорно
Масторава
Эдда
Калевипоэг

«МАСТОРАВА», эпическое произведение мордовского народа, оформленное в виде литературно-художественного книжного свода текстов мифов, эпических и обрядовых песен, легенд и сказаний, отразивших художественно-эстетический опыт народа, его историю, мировоззренческие, нравственные представления идеалы. Книга составлена мордовским фольклористом А.М. Шароновым. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – [2-е издание, уточненное и дополненное]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, 2019. – С. 747. Первушкин В.И. Мордва Пензенской области. П., 2012; Масторава: морд. народный эпос. Саранск, 2012.

Правильный ответ: Масторава

Дух леса в татарских сказках называется:

Вирь-ава
Леший
Шурале
Арщюри
Шайтан

Шурале – антропоморфное мифическое существо татарских и башкирских сказок, персонификация духа леса. Обычно описывается как низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – [2-е издание, уточненное и дополненное]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, 2019. – С. 787. Айгуль Габаши, «ШУРАЛЕ», журнал «Татарский мир» № 3, 2005.

Правильный ответ: Шурале

Дух леса в чувашской мифологии называется:

Леший
Арщюри
Шайтан
Вирь-ава
Шурале

В ранней чувашской мифологии большую роль играли персонажи низшей мифологии – разнообразные духи, бывшие воплощением природных явлений: Арсуи – дух леса, Вуташ – дух воды, Вупар – дух удушья, болезней и лунного затмения, Херт-сурт – домовой и др. Многие из духов носили дуалистический характер: воплощали и доброе, и злое начало. В чувашском пантеоне насчитывается более 200 богов и приданных им духов. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – [2-е издание, уточненное и дополненное]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, 2019. – С. 787.

Правильный ответ: Арщюри

В одном из районов Пензенской области мордва издавна на Троицу проводит кулачные бои. Выберите район:

Шемышейский
Сосновоборский
Никольский
Белинский
Наровчатский

Мокшане Белинского района издавна Троицу празднуют совсем не так, как мордва других районов. На Троицу в последнее её воскресенье в селах организуются кулачные бои с четко регламентированным началом и концом, определенным числом обязательных участников, «судебной» коллегией, местом проведения состязания (луг возле с. Линевка). В празднике участвуют не только местные жители, но и по возможности все, кто когда-то покинул свою малую родину. Функции данного празднества разнообразны: весело провести время (и в старину, и сегодня играют в орлянку и карты), познакомиться с девушкой или юношей. Еще совсем недавно понравившейся красавице дарили орнаментированную узорами палочку или прут; считалось, что принятие подарка является знаком выражения согласия на будущие встречи. В кулачных боях выявляются сильнейшие мужчины. Возрастного ценза для участников боев практически никогда не существовало, лишь морально-этические нормы поведения сдерживали представителей среднего и старшего поколений. Источник: Первушкин В. И., Прошкин В. Я. Мордва Пензенской области / В.И. Первушкин, В.Я. Прошкин; под общей ред. д-ров ист. наук, проф. В.И. Первушкина и В.А. Юрченкова – Пенза, 2010. С. 82-83.

Правильный ответ: Белинский

В одном из районов Пензенской области проживает особая этнографическая группа русского народа – «цураны». Выберите район:

Нижнеломовский
Вадинский
Земетчинский
Каменский
Лунинский

Коренные жители сѐл Земетчинского и Башмаковсого районов Пензенской области, чаще всего пожилые люди, отличаются необычным произношением слов: вместо звука «ч» они произносят «ц». За эту особенность с давних времѐн за ними закрепилось прозвище «цураны».Это жители сел Ушинки, Ижморы, Вяземки, с.Троицкое, Знаменское и Куземкино. Иногда их называют суранами. Они как бы цокают – (замена ч на ц) «целавек, цасы, пецка, цугунок». Источник: Мещера-край 2014: Альманах по истории и культуре Мещерского края / Ред.-сост. С.С. Михайлов; Независимая ассоц. исследователей Зап. Мещѐры «Гуслиц.перекресток». М, 2014. – 296 с. «Моя малая Родина». — Пенза: ПГПУ, 2004 -; 20 см.Вып. 14 : Материалы Всероссийской научно-практической конференции / [под общ. ред Н. П. Берляковой], 2016 — 218 с.

Правильный ответ: Земетчинский

Выберите какому народу Пензенской области принадлежит национальный женский головной убор:

Надо выбрать из предложенных вариантов: Мордва, Русские, Татары, Чуваши

Кичка
Панга
Калфак
Сурпан

Важную роль в женской одежде играли головные уборы. В основном носили кички и платки, причем в каждом районе Пензенской губернии и даже селе они имели отличия в деталях. Общим для женских головных уборов является то, что они всегда полностью прикрывали голову, чтобы не было видно волос, – это связано с древними поверьями и традициями. Кичка состояла из твердого надлобного возвышения, к-рое изготовлялось из простеганного холста или луба. Оно крепилось к волоснику, сшитому из холста в виде плотно облегающего чепца. Кутенков П.И. Великорусская народная женская сряда (одежда) Пензенской и Тамбовской губерний: середина XIX – середина XX столетий. Пб.; Пенза, 2003 Важное место в мордовской народной женской одежде занимали головные уборы. Головные уборы эрзянок (панго, шлыган, сорока) делались на твердой основе и имели форму цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже лопатообразную. Их основу изготовляли из луба и бересты. Мокшанские головные уборы (панга, златной) делались на мягкой основе путем различных вариантов ношения платка, шали, полотенца. Первушкин В. И., Прошкин В. Я. Мордва Пензенской области / В.И. Первушкин, В.Я. Прошкин; под общей ред. д-ров ист. наук, проф. В.И. Первушкина и В.А. Юрченкова – Пенза, 2010. С. 82-83. Замужние чувашские женщины повязывали голову полотенцеобразным холщовым головным убором (сурпан), поверх которого надевали шапочку-хушпу в форме усеченного конуса с длинной лопастью сзади, украшенной монетами и бисером. Чуваши: Этническая история и традиционная культура / сост. В.П. Иванов, В.В. Николаев, В.Д. Дмитриев. М., 2000; Николаев В., Иванов-Орков Г., Иванов В. Чувашский костюм от древности до современности. М.; Чебоксары; Оренбург, 2002; В группе женских головных уборов татарок можно выделить богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования. В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину. Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью). Как указывает современный исследователь татарской одежды Р. Г. Мухамедова, бархатные калфачки с твердым околышем (мангайча — «налобник») и мягким верхом (капчык -«мешочек») в конце XIX – начале XX вв. вошли в комплекс женской и девичьей одежды татар. Миниатюрные калфаки-наколки – особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – [2-е издание, уточненное и дополненное]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 2, 2019. – С. 85-88.

Правильный ответ:

Кичка — Русские
Панга — Мордва
Калфак — Татары
Сурпан — Чуваши


Happy

Happy

16


Sad

Sad

7


Excited

Excited

2


Sleepy

Sleepy

2


Angry

Angry

13


Surprise

Surprise

5

Шурале – один из самых популярных и известных персонажей татарских сказок и легенд. 
Это существо часто сравнивают с лешим или с духом леса, приписывают ему различные мифологические и сверхъестественные свойства. Особенно «прославился» персонаж Шурале в поэме татарского классика Габдуллы Тукая.  

МИФИЧЕСКИЕ И СКАЗОЧНЫЕ СУЩЕСТВА ТАТАР — ТУТ!

ЛЕГЕНДА О ШУРАЛЕ — ТУТ!

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ПРО ОВДУ — ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ — ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ОВДА-КОРЕМ — ТУТ! 

ОВДА — ПО СЛЕДАМ МИФИЧЕСКОГО НАРОДА — ТУТ!

ОВДА-КЮЙ — КАМЕНЬ ОВДЫ — ТУТ! 


Всегда было интересно узнать, откуда у татарского народа появился такой странный «лесной дух», в переводе на татарский язык: «урман иясе». Ведь известно, что древние булгары и их предки – татары – жители бескрайних степей и лесостепи. Лес и таежные чащи, в какой-то степени, чуждая среда для татар. Тем интересна версия Кочующих, откуда мог появиться такой «сказочный персонаж». 
Как известно, великий татарский поэт Габдулла Тукай родился на территории нынешнего Арского района (Заказанье), который сто лет тому назад был еще настоящим лесным краем. Именно здесь татарское население могло столкнуться с неведомыми существами, которые обитали в непроходимой чаще, в мрачных ельниках среди бурелома и болот. После таких встреч рождались легенды и предания о жутком существе, которое могло заманить человека в глухой лес, пытаться защекотать его до смерти, или всячески напугать несчастного дровосека или путника. Именно такие легенды (может быть, правдивые истории) слушал в детстве молодой Тукай, а потом изложил в легендарной поэме «Шурале».

                                                               деревня Овда-сола в Моркинском р-не Марий Эл          
Все эти истории можно было списать на богатую татарскую мифологию и суеверное сознание народа, однако у наших соседей, народа мари, мы встречаем удивительные истории про некое лесное существо, которые очень похожи на «татарского» Шурале. Марийцы называют его (её) – Овда, или народ овды. Во многих селах и деревнях Марий Эл до сих пор бытуют настоящие истории про овду, про места, где они обитали, про их проделки и проклятия. И вот что интересно: некоторые свидетели указывают, что овды обитали тут сравнительно недавно, может быть, сто или двести лет назад. 
По своим описаниям овда очень походила на шурале, судите сами, и те и другие существа обитали в лесных урочищах (оврагах, норах, пещерах). Овда (как Шурале) любили кататься ночью на лошадях, иногда загоняя их до смерти. При этом местные жители ловили их, намазывая спину лошади смолой. Овда также имела длинные груди, которые часто перебрасывала через плечо (вероятно, что за груди принимали огромные клоки шерсти этого существа).
Овда и Шурале побаивались воды, поэтому от них часто спасались, переправившись через речку, или перепрыгнув лесной ручей. Также в легендах о Шурале встречается упоминание, что в левой подмышке у него дыра, откуда можно вытащить сердце во время сна Шурале. Аналогичные рассказы можно найти и про народ овды. Шурале (как и овда) боится соли, и имеет перевернутые задом наперед ступни ног.

                                        гора Карман-Курык, где по преданиям водились овды                          
При этом Шурале также герой башкирских легенд и сказок, а поскольку башкиры до настоящего времени жили среди уральской тайги, то среди них известно множество преданий  про это лесное существо. Некоторые легенды очень похожи на марийские, например, что Шурале отличаются по полу, среди них есть существа женского рода. Якобы, некоторые башкиры брали самых красивых среди них себе в жёны, и от них появлялось потомство. Похожие легенды существуют про овду и среди восточных мари.

                                                                              пещера Овды на Карман-Курык                                
Существуют марийские сказки, где храбрый охотник или дровосек тем или иным способом обманывает овду, а потом спасается от этого загадочного существа. По своему сюжету эти сказки очень напоминают легенды о Шурале.
Такое сходство в мифологиях татарского и марийского народа неслучайно, ведь эти народы бок о бок, вместе, прожили почти тысячу лет. И, скорее всего, «Шурале» появилось из марийских поверий, ведь даже название этого «героя», вероятно, возникло из марийского языка. Слово «шур» с марийского означает «рог», а слово «шуран» — «рогатый».  А в большом марийском словаре также указано, что понятие «шуран» — в древности означало «нечистый, чёрт».
Интересно и то, что южные удмурты (калмез) словом «шурали, урали» иногда называют птицу филина, который пугает людей своими криками в ночном лесу. Те же удмурты в старину словом «шурали» называли нечистую силу. 
Если мы посмотрим на карту Заказанья, то увидим, что это бывший лесной край, который примыкает к республике Марий Эл, а в древности часть этих земель занимали южные удмурты. Их татары и чуваши называли народом «ар», отсюда произошли Арское княжество и город Арск. Неслучайно, что на землях, которые раньше занимали финно-угорские народы, до сих пор живы предания и легенды о «мифических» лесных жителях. 


При анализе марийских мифов и сказок многие исследователи и фольклористы, например, В.А. Акцорин, пришли к выводу, что очень часто за понятием «Овда» понимается некий автохтонный народ, который обитал в Волго-Вятском регионе еще до прихода сюда марийских и удмуртских племен. Многие памятники археологии указывают на проживание в этих краях пермских племен азелинской культуры, в некоторых легендах их также называют – чудь, чудские племена. И, конечно, удмурты и марийцы, занимаясь охотой и бортничеством, не могли не столкнуться с загадочным «чудесным» народом. Такие «контакты» попали в местные былички и предания, откуда и появилась легендарная  овда. 
Аналогично и татары, осваивая северные лесные земли, также не раз могли столкнуться с загадочным лесным народом, сохранив эти встречи в сказках про Шурале. Конечно, многие черты этого «героя» были выдуманы, ведь, у страха глаза велики. Обычно в народном сознании любое таинственное лесное существо будет выглядеть сверхъестественно, с элементами «нечистой силы»: рогом, шерстью, хвостом, длинными пальцами. Но в целом, очень похожие легенды у соседних народов про «Шурале – Овду» невольно наталкивают на мысль, что прообразом их вполне могли быть неведомые нам древние племена, обитавшие в этих краях.

 
Также следует добавить, что образ подобного лешего был и у древних чувашей, а назывался он «арсури». При этом слово «ар» у чувашей также означал удмуртов (или Арский край), а «сури» или «сурале (шурале)» — нечистую силу. В частности, в старочувашском языке: «сурале» — человек, в которого вселился «сура» (чёрт). В северных говорах чувашского языка и в марийском языке —  звук «с» иногда переходит в «ш» — тут возникает слово: «шурале».
Самое интересное, что предания про овду сохранились у марийского населения Волжского и Моркинского районов Марий Эл, то есть на границах современного Татарстана. В частности, в Волжском районе (буквально в 3-4 км от РТ) существует легенда об овде в деревне Пинжан-Кукмор. Там до сих пор у околицы деревни стоит камень Овды, а недалеко от него жила настоящая овда.

                                                               камень Овды в Волжском районе РМЭ                             
 В том же районе (около д. Петьялы) есть деревня Кусола, проклятая по легенде овдой, откуда потом уехали все жители.
Около деревни Сапуньжа Моркинского района (граница с Атнинским районом РТ) есть загадочный овраг, где в древности жили овды, при этом местные татары опасались этого «нечистого места», называя этот овраг «душу забирающий, давящий на душу». В том же районе, у деревни Пашкансола, существовало место Овданур (поле Овды), куда люди боялись заходить в темное время суток.
Рядом с татарской деревней Кульбаш (Моркинский район) существует Овдасола, около которой находится гора Карман-Курык, где по легендам в подземных норах (пещерках) в стародавние времена обитали овды.
Таким образом, вполне вероятно, что за мифическим образом «лесного жителя» Шурале вполне могли скрываться представители древних финно-угорских (чудских) народов, которые жили в бескрайних лесах от Волги до Урала.
     

 
_________________________________________________________________________________________________________________________

Источник информации и фото:

Команда Кочующие.

Фото Хафизова Ахата, Льва Киндулова.

Рисунок Шурале: Рауф Ахметгараев.

 Татарская и марийская мифология.

Вложение Размер
Овда 120.67 КБ
Ovda (2).jpg 166.16 КБ
Ovda (3).jpg 163.7 КБ
Ovda (4).jpg 286.05 КБ
Шурале 140.63 КБ

Шурале

В татарской мифологии и фольклоре лесной дух

Содержание

Представляется в виде обросшего волосами мужчины с длинными пальцами, иногда с рогом во лбу, или обнаженной женщины. Боится собак, воды: при встрече с ним нужно бежать к ручью или озеру. Заманивает людей в лесную чащу, может защекотать до смерти.

В одном лесу могут обитать несколько шурале.

Шурале – персонаж многих произведений татарского фольклора. В мифологических рассказах наиболее распространены 3 сюжета.

Первый – о том, как находчивый джигит Былтыр, отправившийся в лес за дровами, перехитрил Шурале: он уговорил его засунуть пальцы в расщеплённое дерево, а затем выбил клин («Былтыр кысты» – «Былтыр защемил»).

Второй сюжет о том, как хозяин лошади, на которой каждую ночь скакал Шурале, поймал его, намазав спину лошади смолой («Шүрәле куаклыгы» – «Кустарник Шурале»).

Третий – как благодаря молитвам муллы, старик, которого Шурале заманил в непроходимую чащу, вышел из леса живым и невредимым («Шүрәле» – «Шурале»).

Шурале можно обмануть, переодев одежду наизнанку («Шүрәлене ничек алдарга» – «Как обмануть Шурале»). Из капли крови Шурале появляются несколько новых Шурале («Шүрәле каргаган авыл» – «Деревня, проклятая Шурале»).

Тема лесного духа воплощена во многих произведениях литературы, живописи, музыки. Наиболее широкую известность получили знаменитая поэма «Шурале» Г.Тукая, иллюстрации к ней Б.И.Урманче, Б.М.Альменова, Ф.Г.Аминова и других, одноименный балет Ф.Яруллина.

Литература

Коблов Я.Д. Мифология казанских татар. Казань, 1910.

Замалетдинов Л.Ш. О мифологической основе сказки «Шурале» // Габдулла Тукай: материалы научной конференции. Казань, 1979.

Татар халык иҗаты: риваятьләр һәм легендалар. Казан, 1987.

Автор – Ф.И.Урманчеев

  • Дует или дуэт как правильно пишется
  • Дудочка и кувшинчик смысл сказки
  • Дудочка и кувшинчик вопросы по сказке
  • Дудочка и крысы из какой сказки
  • Дубы разрослись как пишется