Духовная деградация человека в рассказе ионыч

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч)

Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч Чехова) сочинение

На примере главного героя рассказа «Ионыч», доктора Дмитрия Старцева, Антон Павлович Чехов демонстрирует читателям печальный пример моральной деградации человека и его полнейшего духовного опустошения, причем данная тема всегда была и остается актуальной и в классической, и в современной литературе. Первоначально Дмитрий Ионыч предстает в качестве искренне увлеченного своим делом земского врача, который только начинает работать в одном из небольших уездных городов.

Дмитрию приносит подлинную радость возможность помочь людям, к тому же молодой человек прекрасно отличает тех, кто действительно обладает обширным внутренним миром, от лиц, за привлекательным внешним обликом и приятными манерами которых скрывается пустота. Вскоре после приезда к месту службы Старцев знакомится с известным в городе дворянским семейством Туркиных, доктору весьма интересно, что же на самом деле представляют собой люди, которых окружающие с восторгом называют «талантливыми».

Юная Екатерина Ивановна, дочь хозяев дома, сразу же вызывает у Дмитрия Ионыча несомненную симпатию, при этом Катя прекрасно и с огромным увлечением играет на рояле, что также нравится Старцеву. Доктор влюбляется в эту девушку, но сама Котик, как иногда именуют Екатерину отец и мать, не воспринимает чувства врача всерьез.

Катя без всякого стеснения разыгрывает Дмитрия, приглашая его на свидание на городском кладбище. Екатерина Ивановна даже не собирается туда приходить, тогда как молодой доктор долго бродит среди могил, размышляя о вечной жизни. Дмитрий Ионыч прощает возлюбленной ее поступок и даже предлагает девушке стать его женой, что свидетельствует о мягкости характера мужчины и его добросердечии.

Однако Котик отказывает Старцеву, подчеркивая, что стремится посвятить себя искусству и учиться в консерватории, чего она никак не сможет сделать, если обзаведется семьей. Разрыв с Екатериной становится для Дмитрия первым шагом на пути к постепенной деградации. Врач отныне полностью посвящает время и силы работе, но уже не ради благой цели спасения больных, а ради того, чтобы как следует себя обеспечивать. Отношение Старцева к пациентам также становится иным, теперь он вполне способен повысить голос на страдающего человека или употребить в разговоре с больным оскорбительные и грубые слова.

Внутренние перемены явственно отражаются и на внешнем виде доктора. Дмитрий Ионыч неуклонно полнеет, у него развивается одышка, он передвигается с несомненным трудом, невзирая на то, что мужчина еще достаточно молод. К тому же и голос врача становится слишком тонким, что автор объясняет развивающимся у Старцева ожирением.

Доктора, который постоянно пребывает в угрюмом и мрачном настроении, окружающие теперь чаще всего называют Ионычем. По мнению писателя, врач на самом деле заслуживает столь уничижительного прозвища из-за своего высокомерного и презрительного отношения к другим людям. Именно таким человеком Дмитрий вновь предстает перед Екатериной, желающей возобновить отношения, и признание молодой женщиной своих ошибок оставляет его совершенно равнодушным.

При чтении рассказа нельзя не задуматься о том, как пережитая внутренняя травма целиком и полностью меняет человека, что произошло с одаренным врачом Дмитрием Старцевым. Выбранные персонажем этого произведения жизненные ориентиры и ценности в итоге уничтожили его самого, его талант и прекрасные душевные качества.

2 вариант

В своем рассказе «Ионыч»А. П. Чехов высказывает непримиримое отношение ко всем проявлениям фальши, бездуховности, невежества. Изображения духовного оскудения личности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной ,  справедливой и осмысленной жизни. Повествование начинается со знакомства земского врача Старцева Дмитрия с самой умной и интересной семьей губернского города С Туркиных. Иван Петрович Туркин устраивал спектакли с благотворительностью, знал много анекдотов , поговорок , любил шутить, острить. Жена его Вера Иосифовна увлекалась написанием романов и охотно их читала гостям. Дочь Екатерина Ивановна играла на рояли.  Была очень миловидной девушкой восемнадцати лет. Через год у Дмитрия завязалась дружба с этой семьей.

Вера Иосифовна страдала мигренью ,  обратившись ко всем городским врачам не достигнув результата выбрала земского. Он ей немного помог и она всем гостям говорила , что это удивительный доктор.  Старцев все чаще бывал у Туркиных.  Но он уже ездил не ради болезни Веры Иосифовны. Ему очень нравилась Екатерина Ивановна . Он восхищался юной свежестью, наивным выражением лица. И в тоже время она казалась ему очень умной не по годам. Они говорили об искусстве, литературе, о людях и о чем угодно. Катя шутила над ним ,  смеялась. Старцев решил сделать предложение Екатерине Ивановне . Но получает с ее стороны отказ ,  объясняя тем ,  что собирается посвятить свою жизнь музыке.

Дмитрий получил от разрыва с Катей сильный удар.  С этого момента начинается его деградация . Полностью уйдя в работу постепенно забывает о ней . Происходят изменения во внешнем виде, начинает сильно полнеть. Становится угрюмым, подозрительным, не разговорчивым. У него меняется отношение к больным, появляется к ним грубость. По истечении четырех лет Дмитрий и Екатерина встретились. И теперь она ему очень нравилась. Но постепенно стало возникать к ней раздражение. Она тянется к нему ,  полна ожидания , что снова услышит слова любви , но ему нечего ей сказать.  Старцев не способен на большое сердечное чувство. Его любовь терпит крах. Дмитрий окончательно превращается в бездушного, черствого человека. Живет он скучно , ни что его не интересует.  И только любовь к Кате была единственной и последней радостью в жизни.  Таким образом Чехов разоблачает в своем произведении пошлое , мещанское общество и самого Старцева, не способного противостоять жизненным трудностям и внешнему воздействию.

Также читают:

Картинка к сочинению Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч)

Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч)

Популярные сегодня темы

  • Анализ сказки Теремок

    Сказка Теремок всем известная с детства. Добрая, легко запоминается.

  • Сочинение на тему Успех

    Понятие успеха носит субъективный характер, и каждый человек понимает его по-своему. Для одних успех – это большие достижения в карьере, крупные финансовые накопления и тому подобное. Для вторых – это здоровье близких, семейное благополучие, верные друзья

  • Здоровье глазами детей

    Тема здоровья и правильного образа жизни вызывает большой интерес у взрослых людей во всём мире. Про неё написано много статей, книг, снимаются передачи.

  • Сочинение про Деньги (рассуждение)

    Деньги давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Еще очень давно люди начали использовать деньги так как это оказался самый удобный способ для торговли. Для того чтобы оплатить товар и наемный труд.

  • Сочинение рассуждение Гордость и смирение

    Уважать и ценить себя должен каждый человек, вне зависимости от внешности, пола, возраста, социального статуса. Равно, как и иметь чувство собственного достоинства. Именно чувство собственного достоинства

(423 слова) А.П. Чехов в каждый свой рассказ вкладывает определенный смысл и посыл. Он всю жизнь боролся с такими человеческими пороками, как жадность, лицемерие и жажда обогащения. Рассказ «Ионыч» не остался в стороне. В нем автор обличает один из проблемных пороков – духовную деградацию человека.

Рассказ начинает знакомить читателя с главным героем – Дмитрием Ионычем Старцевым. Молодой земский врач приезжает в город С., чтобы строить свою карьеру и личную жизнь. Он искренне увлечен своей деятельностью. Особое внимание уделяет бедным людям. Герой ходит везде пешком, а о своих лошадях даже не задумывается. Старцев влюбляется в молодую девушку Екатерину Иванову. Любовь окрыляет его так сильно, что он не слышит фальшивую игру на рояле его возлюбленной. Дмитрий испытывает чистые и светлые чувства к Екатерине. Но она не отвечает взаимностью. После отказа Екатерины, Старцев теряет всякую веру в любовь и полностью погружается в работу. Только его мысли движутся в другую сторону – расчетливость становится главной чертой героя. Теперь Старцев отдает предпочтение частной практике, он постепенно забывает о бедняках, ведь они не приносят ему богатства. Страсть к наживе становится главным смыслом жизни. Герой обзаводится парой лошадей и кучером Пантелеймоном, который впоследствии становится двойником Старцева. Дмитрий устает от недолгих прогулок и скорее бежит в свою «коляску», но в голове мелькает мысль «не надо бы полнеть». 

Спустя четыре года за плечами героя огромная врачебная практика. Он каждый день принимал у себя больных, а позже уезжал в город уже на тройке с бубенчиками. Полный Старцев с трудом передвигался на ногах, так как страдал одышкой. Пополнел и его кучер, который каждый день жаловался на свою работу. Он уклонялся от театров и концертов, а по вечерам увлекался игрой в винт. Чувства к Екатерине совсем охладели. Через четыре года он снова встретился с ней. В ответ на слова Екатерины о высоких чувствах по отношению к нему, в голове героя мелькали мысли о пересчете своего богатства. Деньги заглушили маленький огонек эмоций в его душе. 

Через несколько лет Старцев еще больше пополнел, с трудом дышит и ходит с опрокинутой головой. Его кучер стал таким же, как и хозяин. Герой имеет громадную практику, большое имение и два дома в городе. На этом жадность героя не останавливается, и он планирует еще третий дом. Горло от жира заплыло, поэтому голос стал резкий и тонкий. А в городе все жители его зовут просто Ионычем. Его все устраивает, он не собирается развиваться дальше.

Таким образом, в рассказе «Ионыч» показана полная духовная деградация человека в обществе. И такое может случится с каждым, кто потеряет счет дням в погоне за богатством. Но автор оставляет вопрос открытым: кто виноват в деградации человека – он или общество, в котором он находится? 

Автор: Полина Цимкина

На чтение 6 мин Просмотров 6.1к.
Обновлено 22 июня, 2020

Антон Павлович Чехов в одном из самых известных рассказов «Ионыч» показывает, как происходит полная деградация главного героя. Чехова всегда волновали темы честности, общества, влияния, развития и деградации. В таком небольшом рассказе он смог вместить все самые главные проблемы существования в окружающей среде. Вопрос актуальности его произведения даже не поднимается, ведь абсолютно точно ясно, что общество, изображенное в «Ионыче», недалеко находится от современного. Как же происходит деградация главного героя и кто в этом виноват?

Дмитрий Ионович Старцев в начале произведения – это молодой и перспективный доктор с горящими глазами. Он с удовольствием познает мир, себя и людей, которые его окружают. Старцев приехал работать в земскую больницу, неподалеку небольшого городка С. Он считает своей обязанностью помочь людям и подолгу задерживается на работе в ущерб личному времени. Дмитрий имеет ко всему необычайный интерес, но на первом месте для него находится все-таки работа. Однажды он осмелился на небольшой отдых.

Старцев был не местным, поэтому спросил людей, где здесь можно хорошо отдохнуть. Несмотря на наличие разных культурных заведений в городишке, все ему единогласно указывали на самую «талантливую» здесь семью Туркиных. Как только Дмитрий попадает в общество этих людей, читатель вместе с ним открывает «глубину» их талантов.

Отец семейства всегда травит анекдоты, рассказывает смешные истории, которые имеют свойства вылетать из его уст изо дня в день, все время в том же порядке. Мать пишет «романы», а потом читает тем зевакам, которые пришли к ним на развлечение. Это писательство на самом деле не имеет ничего общего с реальными жизненными историями. Возможно, именно поэтому люди слушают их с удовольствием. Им тоже иногда хочется спрятаться в мир, где нет ничего настоящего. Хотя они и так провели всю жизнь во тьме и лжи. Их дочь, молодая Екатерина Ивановна, «необычайно талантлива» и «виртуозна» в игре на пианино. Она могла взять одну ноту и играть ее долго-долго. Все вокруг притворялись, что чувствуют в этом звуке какое-то волшебство.

Дмитрий Ионович смог там отдохнуть, но, сколько бы его не приглашали снова, он все никак не хотел больше ехать к ним. Доктор был занят своей больницей и пациентами. Таким образом, он отделял себя от дурного общества и держался на расстоянии. Он все смотрел на них, как на чудаков, ведь самые талантливые люди городка жили, как заведенные часы. В их доме все повторялось снова и снова.

Волей случая Дмитрий снова оказался в доме Туркиных. Мать Екатерины заболела и нуждалась в таком специалисте, как он. Вскоре Старцев начал привыкать к обществу людей этого городка. И это стало первым шагом к его деградации. Вливаясь в пошлый коллектив, он становился похожим на них, хотя сам этого не замечал. Он все также судил этих людей за то, что они не умеют культурно говорить и за их умственную темноту. Тем не менее, эта темнота начала поглощать и самого доктора.

Дмитрий влюбился в молоденькую Екатерину. Она казалась ему божеством. Это были те минуты просветления, которые стали лучшим отрывком времени в его жизни. Он все спешил к Туркиным, чтобы увидеть любимую, пытался как-то найти с ней встречу. Ему казалось, все, что говорит эта девушка (Котик, как ее называют родители), было умно и прекрасно. И даже здесь, в этом порыве чувств, он не ведет себя, как обычный влюбленный. Да, ему также характерна поспешность выводов и стремление к действиям, но он пытается спрятаться от этих чувств, взять их под контроль.

Символической является сцена на кладбище, куда отправляется главный герой, поверив записке Котика и тому, что она будет ждать его в этом жутком месте. Он понимал, что это все вздор. Она просто подшучивает над ним. Тем не менее, Дмитрий отправился туда с надеждой. Мир мертвых встретил его холодом, но не безнадегой, которая царила в мире живых. Об этом говорит художественная деталь – лампадка над памятником, которая отражала лунный свет. Естественно, Котик не пришла. На следующий день Старцев помчался к ней делать предложение, но Катерина собиралась бросить этот город и уехать обучаться музыке, что она позже и сделала.

Интересно, что главный герой вскоре после ее отъезда совсем забыл о своей любви. Он стал богаче, много ездил, поправился и полюбил деньги. Каждый раз он возвращался после работы домой и первым делом считал те несчастные бумажки, которые рассовал по карманам. Его отношение к пациентам тоже поменялось: чем больше он любил деньги, тем меньше любви у него оставалось для больных. Дмитрий теперь участвовал в других развлечениях: он играл в игры. Старцев не очень-то любил обывателей, но считал их вполне сносными, если не говорить с ними о чем-то, только играть. Таким образом, он потихоньку съезжал вниз по духовным рельсам.

Когда Катерина вернулась из консерватории, то не замедлила пригласить в гости влюбленного в нее доктора. Вот только он уже был совершенно не тем человеком. Старцев посмотрел на нее, и все в ней показалось ему не таким уж и хорошеньким, каким он представлял себе еще четыре года назад.

Так от его любви не осталось и следа. В последней пятой части рассказа Чехов показывает человека, который совсем не похож на того молодого продуктивного доктора Дмитрия Ионовича, фигурирующего в первой части повествования. Теперь он еще больше растолстел и еще больше увлекся деньгами. Для него нет ничего лучше, чем считать эти бумажки с утра до вечера.

В начале рассказа автор красочно расписал «самую лучшую» семью в этом городке. Да так, что стало ясно, что это за городок и кто в нем живет, если такую семью называют «талантливой». И все же по сравнению с главным героем, который пал ниже плинтуса, эта семья выглядит не так уж и плохо. Вот почему они выступают, с уст автора, сливками общества. Эти люди имеют влияние на всех, кто существует вокруг них. Такой же жертвой обывателей является и сам Дмитрий, который в конце произведения становится Ионычем. Это простое прозвище как нельзя лучше показывает не только его деградацию, но и родство со всеми обывателями городишки.

Ионыч – яркий пример героя, который прошел длинный путь прогресса для того, чтобы ступить на путь деградации и остаться там навеки. Чехов показал, что иного выхода в персонажа не было. В таком гнилом и недалеком обществе он просто не мог остаться самим собой или же прогрессировать. Все люди, которые нас окружают, так или иначе, имеют влияние на наши личности. Пока в обществе лучшими будут такие, как Туркины, оно обречено на вечную серость жизни и размножение таких, как Ионыч.

Тема : Деградация личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

Цели: раскрыть трагизм повседневно- будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе. 

Задачи: 1. Образовательная: изучить рассказ А. П. Чехова «Ионыч» методом целостного анализа, дать учащимся понятие о единстве формы и содержания, показать им обусловленность художественной формы произведения его содержанием, непосредственно ознакомить их с особенностями художественного метода писателя, наблюдая вместе с ними постепенное углубление характеристики героя, раскрытие основных идей произведения в ходе развития его действия, понимая значение портретa, монолога, диалога, авторской речи, выявляющей отношение писателя к герою. Сосредоточить внимания на художественных деталях (оригинальность композиционного приёма, живописность пейзажа, меткость эпитета, характерность сравнения) .

2. Развивающая: развивать устную связную монологическую речь, умения выразительно читать прозаический текст, пересказывать, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы, формировать умение глубокого анализа текста; вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; развивать творческие способности, монологическую речь. 

3. Воспитательная: вызвать интерес к творчеству А.П.Чехова; формировать нравственные ценности личности;

Методы: эвристический, проблемный , лингвистический анализ текста.

Формы работы:беседа, работа в парах, работа с опорными схемами, таблицами, анализ текста, творческая работа.

Эпиграфы: (на доске)

…до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! 
Н.В. Гоголь

Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт. 
Сенека Луций Анней (Младший)

                                                                    Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.

 ( сл. 1-5) Все это приводит к гибели человека в человеке, и об этом мы будем с вами говорить сегодня на уроке, анализируя рассказ “Ионыч”. Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор.

Сообщение ученика «История создания рассказа»

  1. Определение темы урока.

(сл.6) Тема: «………………………человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

-Как видите, в определении темы есть пропуск. Понятно, что речь на уроке пойдет о человеке, о главном герое рассказа. Но вот что с ним происходит? На этот вопрос нам предстоит ответить и заполнить пропуск.

3. Постановка цели урока.

(сл.7) Цель:  

— Чтобы поставить цель урока, предлагаю вспомнить сюжет рассказа.

А) творческое задание «Кто передаст сюжет более кратко?»

(В начале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. К концу рассказа он превращается в малоподвижного, черствого, грубого Ионыча).

— Как видим, сюжет прост, событий немного, значит, главное не внешние события, а то, что происходит внутри героя. Меняется главный герой? (да). Так какова цель нашего урока?

(Проследить, как меняется герой и под влиянием чего это происходит.) (сл. 7)

Для этого обратимся к композиции.(сл.8)

  1.    Актуализация знаний. (проверка знания и понимания текста)  

«Найдите соответствия» (сл. 9-10)


I глава


II глава


III глава


IV глава


V глава


Весна жизни


Любовь


Крах


Последняя вспышка


Финал


«Когда ещё я не пил слез из чаши бытия…»


«…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало».


«И жаль было своего чувства, этой своей любви…»


«И огонёк в душе погас».


«Куда это Ионыч едет?»

  1. Анализ текста с целью характеристики героя, происходящих в нем изменений.

А) заполнение таблицы. (работа в парах)

— Каким предстает герой в каждой из этих глав?(сл.11)

1 гр.- 1-2 глава.

2 гр. – 3-4 глава.

3 гр. – 5 глава

1 группа (1 глава): приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”

2 группа (2 глава): волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть”

3 группа (3 глава): ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился

4 группа (4 глава): спешно принимает больных, ни с кем не сходится, хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился”

5 группа (5 глава): “пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”

Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.

 (результаты наблюдений помещаются в таблицу) (сл12-17 )

События в рассказе излагаются в хронологической последовательности — от молодости героя к зрелости. В глубинном содержании — движение вспять, потеря Старцевым всего человеческого, постепенное его опустошение, превращение в равнодушное, эгоистическое существо. Ионыч проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы, быстро поднимаясь вверх — к материальному благосостоянию и ещё быстрее спускаясь вниз — к моральному опустошению.

Все повествование развертывается так, чтобы показать постепенное превращение интеллигента в обывателя, доктора Дмитрия Ионыча Старцева в бездушного Ионыча, потерявшего вместе с именем и фамилией свою душу.

В раскрытии содержания этапов жизни Старцева Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции. Каждый новый этап жизни героя раскрывает его моральное падение.

Вернемся к теме урока. Я думаю, теперь вы сможете сформулировать ее. Что же происходит с главным героем на протяжении рассказа? (Духовная деградация) (сл.29- тема)

Б) Подобно другим писателям, Чехов испытывает своего героя любовью. (Сл.18)

(Беседа)

— как развиваются отношения Старцева и Котика?

— Выстроим цепочку из ключевых фраз. (сл.19-21)

«Екатерина Ивановна ….очень нравилась ему»

«Я не видел вас целую неделю, а если бы вы знали, какое это страдание!»

«Она восхищала его…»

На душе было радостно, тепло, и в то же время какой-то холодный кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно!»

«Любовь моя безгранична. Прошу, умоляю вас, будьте моей женой!»

«…перестало беспокойно биться сердце. …Жаль было своего чувства, этой своей любви»

«Сколько хлопот, однако!»

«Что-то мешало ему чувствовать, как прежде»

«Он вспомнил о своей любви…, и ему стало неловко»

«А хорошо, что я на ней не женился»

«Огонек все разгорался в душе…»

«Он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас»

Вывод: (сл.22)

В) Анализ эпизода. (На кладбище) (Сл. 23)

— Проблемный вопрос: Символом чего выступает кладбище? (сл.24-26)

— Просмотрите приведенные мною ключевые фразы из текста и попробуйте ответить на проблемный вопрос.

«Казалось, что здесь было светлей…»

«сонные деревья»

«так хорош и мягок лунный свет»

«нет жизни»

«обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную»

«веет прощением, печалью и покоем»

«кругом безмолвие»

«это не покой и тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние»

«лампадка…отражала лунный свет и, казалось, горела»

«хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви»

«луна ушла, и вдруг все потемнело»

«- Я устал…»

(Кладбище – символ жизни Старцева. Вокруг него все мертво и ему нравится такая жизнь. Он сам мертвеет. Среди этих каменных, неподвижных изваяний лишь лампадка, казалось, горит. Так и старцев, казалось, загорелся. Может любовь, страсть спасет его? Но нет! Как нет у лампады настоящего огня, а лишь отражение луны, так и любовь Старцева всего лишь призрак. Исчезла луна – исчезла страсть. Старцев устал,  устал жить, волноваться, переживать, ему хочется покоя. Но как назвать такой покой: без чувств, без потрясений, без любви? Это смерть. Духовная смерть!)(сл. 27 – черный фон, выход: «Я устал…» жить(?)

Вывод: (сл.28)

Что же помешало Старцеву и Катерине Ивановне быть вместе?

Среда мельчила, опошляла человеческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремительное опошление довершило губительный процесс, — оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.

Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне. Так завершился процесс превращения неглупого человека в стяжателя, довольствующегося тусклой, обыденной жизнью, а точнее, не жизнью, а существованием.

  1. Проблемное задание.

— Что же является причиной этой духовной деградации?(сл. 30)

(Беседа. Устный монологический ответ. Лингвистический анализ текста).

А) Среда.(сл. 31. Семья Туркиных)

Рассказ о семье Туркиных.

Со   стороны  Туркины  выглядели  именно  так:  «Эта  семья

жила  на  главной  улице,  возле  губернатора,  в  собственном доме. Сам Туркин,

Иван    Петрович,    полный,    красивый    брюнет    с    бакенами,   устраивал

любительские   спектакли   с   благотворительною   целью,   сам   играл   старых

генералов  и  при  этом  кашлял  очень  смешно  <…>  Жена  его,  Вера Иосифовна,

худощавая,  миловидная  дама  в  pince-nez,  писала  повести  и  романы и охотно

читала  их  вслух  своим  гостям.  Дочь,  Екатерина  Ивановна,  молодая девушка,

играла   на   рояле.  Одним  словом  у  каждого  члена  семьи  был  какой-нибудь

свой   талант.   Туркины   принимали   гостей   радушно  и  показывали  им  свои

таланты   весело,   с  сердечной  простотой  <…>»  (X,  24).  Однако  при  более

близком  знакомстве  с  ними  становится  понятным,  что  всё это позёрство, что

это   всё   «призраки   жизни»,   омертвевшие   формы   жизни.   Иван   Петрович

Туркин,  пригласивший  к  себе  в  гости  Старцева  представляет  его своей жене

затейливым   языком:   «Я   ему  говорю,  что  он  не  имеет  никакого  римского

права  сидеть  у  себя  в  больнице…»  (Х,  25)  Это  даже не язык, а мозаика из

фрагментов   различных   речевых   жанров  и  стилей.  Туркин  вообще  не  имеет

собственного   живого   голоса,   он   говорит   только   такими  каламбурами  и

фразами,   давно   утратившими   своё   нормальное   значение  и  первоначальную

естественную    форму:    «большинский»    вместо   «большой»,   «недурственно»,

«покорчило вас благодарю» (Х, 28).

    Не   только   речь   Туркина   состоит   из   слов-«призраков»,   но  и  его

поведение.   1)   Например,   при   первой  встрече  с  Ионычем  Вера  Иосифовна

говорит  игриво  при  муже:  «Вы  можете  ухаживать  за  мной.  Мой  муж ревнив,

это   Отелло,  но  ведь  мы  постараемся  вести  себя  так,  что  он  ничего  не

заметит»  (X,  25).  Это  совершенно  пустые  слова.  2)  Пустые  романы пишет и

читает  Вера  Иосифовна  (Х,  26).  3)  Все  гости  Туркиных  ведут  себя  также

игриво,   позёрски.   Когда   Вера  Иосифовна  читает  свой  пустой  роман,  все

слушают   «с   очень   серьёзными   лицами».   4)   Позёрски   играет  на  рояле

Екатерина  Ивановна:  «села  и  обеими  руками  ударила  изо всей силы, и опять,

и  опять;  плечи  и  грудь  у  неё содрогались, она упрямо ударяла всё по одному

месту,  и  казалось,  что  она  не  перестанет,  пока  не вобьёт клавишей внутрь

рояля»  (Х,  27).  Все  стали  поздравлять  Екатерину  Ивановну  и говорить, что

она   играла   как   никогда   прекрасно.  5)  Глупейший  фарс  устраивает  Иван

Петрович   Туркин   со   своим   лакеем   Павой,   исполняющим   мизансцену   из

какой-то   трагедии,   не  понимая  того,  что  он  изображает.  И  опять:  «все

захохотали»  (Х,  28).  Старцев  попал  в  мир  призраков,  бессмысленных  слов,

музыки, поступков.

 Так, постепенно узнавая членов этой семьи, мы осознаем, как они, в сущности, бездарны и скучны. Читателю сразу становится не по себе в обществе этой «умной, интересной, приятной семьи», в мире праздности, скуки, застойности их жизни и никчёмности существования. Закономерно возникает вопрос: если таковы самые талантливые люди во всем городе, то каков же должен быть город? За Туркиными — губернский город, они его олицетворение, та среда, которая обступает Ионыча, наступает на него под барабанные звуки игры Котика на рояле. Не утрачивая реальных житейских и бытовых масштабов и очертаний, семья Туркиных как-то незаметно вырастает до большого обобщения, до символа, не теряющего при этом образной конкретности. Это своеобразный мирок — со своим собственным театром, конферансом, литературой, музыкой и даже трагедией, низведенной до кривляния лакея перед расходящимися по домам гостями.

Пусты и однообразны развлечения сытых и обеспеченных обывателей, освобожденных от необходимости трудиться: прием гостей, чаепития, карты, бесплодные разговоры. Бессмысленность их жизни становится причиной скуки. Жители города С. как будто спокойны, лишены каких-либо преступных поползновений, доброжелательны. Между тем их существование настолько однообразно, скучно, обыденно, что оно несовместимо с понятием «жизнь».

Вывод: Эта   мёртвая   среда   захватила   его,  обманула  и  изуродовала.   (сл. 32)

Б) Внутренний конфликт.

— Но одна лишь среда не может так изменить человека. Должна быть внутренняя предрасположенность. И у Старцева она есть. Найдем доказательства. Проанализируем эпизод первого посещения Старцевым семьи Туркиных. ( сл.33-38– заполнение таблицы)

1) отношение к чтению романа Веры Иосифовны

«Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, – читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, – не хотелось вставать».

2) отношение к игре Котика

Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему.

и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки, – было так приятно, так ново… Прекрасно! – сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. 

3) отношение к шуткам Ивана Петровича

Умри, несчастная!

И все захохотали.

«Занятно», – подумал Старцев, выходя на улицу.

«Недурственно…» – вспомнил он, засыпая, и засмеялся.

Вывод: внутренний конфликт изначально присутствует.(сл.39)

В конце рассказа Старцев сознательно противопоставляет себя провинциальному обществу, потому что стремится отгородиться от любых влияний, жить «одним развлечением» — считать полученные от клиентов деньги. Возмущение обывательщиной толкает его в объятия той же среды. Мещанские потребности между тем сближают его с обывателями. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных.

(Сл. 40– причины деградации:               )

  1. Заключительное слово учителя. 

На примере жизни Старцева Чехов показал, как отсутствие общественных интересов и пассивное подчинение пошлой среде приводят к моральному опустошению человека. Показывая эволюцию Старцева от молодого врача-общественника, живого и эмоционального человека, до ожиревшего, пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенчиками кажется не человеком, а языческим богом, Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на Старцева тлетворное воздействие, и его самого. Рассказ «Ионыч» — не грустная история о том, как «среда заела», но беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопротивляться окружающей обывательской среде и перестал быть человеком.. Виновата в этом среда, в которой нет места живым интересам, но виноват и сам герой, не сумевший противостоять обывательскому окружению. Его губит стремление к сытости и покою, подавляющее все надежды, порывы и замыслы, более высокие стремления. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, потому что сам живет по законам этого болота.. По мысли автора, его вина усугубляется тем, что он все прекрасно понимает, но ничего не пытается сделать.

-Как вы думаете, для чего Чехов рассказал нам эту историю? К чему он нас призывает?(Призывает не поддаваться обстоятельствам, бороться и  оставаться человеком).(сл.41)

  1. Творческая работа. (сл.42)

Ответить на вопрос: « Почему в начале – доктор Старцев, а в конце – Ионыч?»

Вопрос № 84. Духовная деградация личности и возможности выбора иного жизненного пути в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

В рассказе «Ионыч» Чехов нарисовал страшную картину: болото пошлости засасывает умного и одаренного человека, который не сопротивляется влиянию этой среды. Дей­ствие рассказа происходит в губернском городе С.) В таких же городах, где жизнь текла скучно и одно­образно, жили учитель Никитин («Учитель словесности»), доктор Рагин («Палата № 6»), Мисаил Полознев («Моя жизнь»).

Пусты и однообразны развлечения сытых и обеспеченных обывателей, освобожденных от необходи­мости трудиться: прием гостей, чаепития, карты, бесплод­ные разговоры. Бессмысленность их жизни становится причиной скуки. Взяв за женой в приданое двадцать тысяч деньгами и двухэтажный дом, учитель Никитин стал собственником, погрузился в мир праздности («Учи­тель словесности»). Но праздная жизнь ненадолго удов­летворяет его. Он понял, что невозможно наслаждаться пошлым маленьким счастьем для себя среди несправед­ливого, неустроенного мира. «Ему захотелось чего-нибудь такого, что захватило бы его до забвения самого себя, до равнодушия к личному счастью, ощу­щения которого так однообразны».

Обывателей города С. не тревожат подобные заботы. Они «не делали ничего, решительно ничего, и не ин­тересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними».

Семья Туркиных считалась в городе «самой образованной и талантливой», но эта «талантливая» семья лишена элементарного эстетического вкуса. Поначалу читатель может не заметить насмешли­вого отношения писателя к Туркиным: что ж плохого в том, что здесь рады гостям и стараются занять их?

Но вот Вера Иосифовна начинает читать свой роман. После первых же слов: «Мороз крепчал…» — следует авторская реплика: «Окна были отворены на­стежь, слышно было, как на кухне стучали ножами и доносился запах жареного лука…» Это маленькое и, казалось бы, не идущее к делу замечание сразу давало понять, что роман «о том, как молодая, кра­сивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствую­щего художника»,— только красивая выдумка. И простая песня «Лучинушка», доносившаяся из сада, по сравнению с романом показалась слушателям кусочком настоящей жизни.

Но если в семействе Туркиных пошлость утверди­лась раз и навсегда и автор только последовательно раскрывает ее перед читателем, то в истории Старцева мы видим, как постепенно меняется сам герой.

Дмитрий Ионыч Старцев приехал в С. молодым врачом. Это был энергичный и дельный врач. Он много работал в земской больнице, которая находилась в девяти верстах от города С., и совсем не имел времени для визитов к городским обывателям. Да и что общего могло быть у него, трудового человека, с этими бездельниками? Благодаря своим способностям он заслужил хорошую репутацию и приобрел большую практику.

Старцев интересовался литературой, искусством, стремился к содержательной жизни. Он искренне по­любил Екатерину Ивановну и в своих мечтах пред­ставлял ее умной и развитой. В действительности же Котик оказалась самовлюбленным ограниченным чело­веком. Пустой и жестокой была ее шутка, когда она назначила Старцеву свидание ночью на кладбище, а потом смеялась, узнав, что он три часа прождал ее там. Она высокомерно отвергла предложение Старцева, считая, что создана для искусства.

«Какое это огромное счастье любить и быть лю­бимым, и какой ужас чувствовать, что начинаешь сва­ливаться с этой высокой башни!» — говорил себе Мисаил Полознев в повести «Моя жизнь».

Старцев же, прожив некоторое время в городе С., утрачивает способность к таким глубоким чувствам. Он не стал праздным обывателем, жизнь его была наполнена трудом, но в свой труд он вкладывал только энергию, а не душу. Обслуживая обывателей, он, незаметно для себя, про­питался той атмосферой пошлости, которая царила в их среде.

Собираясь жениться на Котике, он, при всей своей влюбленности, думал и о том, что за нею дадут большое приданое, получив которое, он оставит службу в земской больнице и переедет в город. После отказа Екатерины Ивановны «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву по­ступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».

Через четыре года Екатерина Ивановна вернулась, разочаровавшись в собственном таланте. Она стала серьезнее, возможно, теперь она смогла бы оценить Старцева, но в ее словах о том, «какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу», чувствуется все та же туркинская фальшь.

Старцев тоже сильно изменился за эти четыре года. Он разбогател. Вынимать по вечерам из карманов желтые и зеленые бумажки, добытые практикой, стало главным интересом его жизни. Он презирает обыва­телей, с которыми ему не о чем поговорить, но так же, как и все, играет в карты, много ест и, кроме денег, ничем не интересуется. Он располнел, обрюзг и, вспоминая прошлое, с удовольствием думает: «А хо­рошо, что я тогда не женился». Не найдя ничего интересного для себя в пошлой жизни Старцев не нашел в себе и душевной силы для того, чтобы сделать собственную жизнь более разумной и интересной. Свои способности и энергию он направляет на бессмысленное накопление денег и приобретение домов, которые ему совершенно, не нужны.

Жадность и грубость развились в нем до уродливых размеров. Бесцеремонно, не обращая внимания на людей, ходит он в квартиры покупаемых домов, раздраженно кричит на своих пациентов. По отзывам современников, Чехов как врач чутко и внимательно относился к больным. Поэтому он так сурово осуждает грубость Старцева и равнодушие Ратина в «Палате № 6». На примере жизни Старцева Чехов показал, как отсутствие общественных интересов и пассивное подчинение пошлой среде приводят к моральному опустошению человека.

Старцев Дмитрий Ионыч (Ионыч) — главный герой, зем­ский врач, сын дьячка. Служит в больнице в местечке Дялиж (девять верст от городка С.). Познакомившись с семейством Туркиных, С. начинает часто бывать у них. Он увлекается Екатери­ной Ивановной и пытается объясниться с ней. Получив от нее записку, где она назначает ему свидание на кладбище в пол­ночь, он, догадываясь, что это всего лишь шутка, тем не менее едет туда и бродит, влюбленный, взволнованный от избытка чувств безмолвием и таинственностью ночи. На следующий день он объясняется Екатерине Ивановне в любви и делает предложе­ние, однако получает деликатный, но твердый отказ. Первое время после этого С. пребывает в расстройстве, но после отъезда возлюбленной в Москву для поступления в консерваторию успо­каивается и живет по-прежнему.

Через четыре года у С. в городе уже большая практика. По утрам он принимает больных в Дялиже, затем уезжает к город­ским больным и возвращается домой поздно ночью. Ему не нра­вится городской обыватель, с которым стоит только заговорить «о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». В конце концов, герой начинает уклоняться от разговоров, избега­ет таких развлечений, как театр и концерты, а только закусыва­ет и наслаждается игрой в винт.

Чехов показывает, как героя постепенно затягивает рутина обыденщины. Одно из излюбленных развлечений С., к которому он незаметно пристрастился, — рассматривание денежных купюр, заработанных за день. Екатерина Ивановна, возвратив­шись в родной городок, пытается восстановить прежние отноше­ния с С. Она считает его, творящего, по ее мнению, деятельное добро своей врачебной практикой, «идеальным, возвышенным». Разочаровавшись в себе, она возносит на пьедестал С.. Однако герой знает о себе другое, и ее завышенные представления о нем сму­щают и беспокоят его, а сама она уже не кажется такой привле­кательной, как прежде. Он перестает бывать у Туркиных, не­смотря на настойчивые приглашения бывшей возлюбленной:

они теперь только раздражают его. Поэзия почти совершенно исчезает из его жизни, единственной радостью в которой за все это время была ставшая воспоминанием любовь к Екатерине Фе­доровне.

Постепенно богатея, С. жиреет, тяжело дышит, голос его из­менился на тонкий и резкий, характер сделался раздражитель­ным. Он покупает в городе дома, становится важным и грубым. Автор подчеркивает прозаичность его стремлений: «У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там». И вот итог: «Он оди­нок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.

Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста рассказа необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

В рассказе четыре части. Это четыре этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.

I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет.

Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных

Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны — бездарны. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: «В креслах было покойно»; «слушать было приятно, удобно»; «в голову шли покойные мысли»; слушать игру Котика «было так приятно, так ново»; «гости, сытые и довольные». «Занятно», «недурственно» — слова Старцева в итоге.

II ступень. Через год. 26 лет.

Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны

Любовь, страдание. Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы. На следующий день «залюбовался и пришел в такой восторг». Через 3 дня «Он успокоился и зажил по-прежнему». «Сколько хлопот, однако!» — слова в итоге.

III ступень. Через четыре года. 30 лет.

Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной. На тройке с бубенчиками»; «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком»; «и Пантелей мой тоже пополнел»; «ни с кем не сходился близко»; «избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт»; «ел молча»; «все…было неинтересно, несправедливо, глупо»; «чувствовал раздражение, волновался, но молчал»; «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой»; «вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах… и ему стало неловко». «Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек»; «днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу»; «вспомнил про бумажки… и огонек в душе погас»; «а хорошо, что я тогда не женился»; «подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город» — мысли в итоге.

IV ступень. Через несколько лет. 35 лет.

Без событий. «Пополнел, ожирел, тяжело дышит»; «пухлый, красный»; «Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком»; «кажется, что едет не человек, а языческий бог»; «громадная практика»; «имение и два дома»; «проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей»; «жадность одолела»; «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким»; «характер стал тяжелым, раздражительным». «Его зовут уже просто Ионычем»; «стараются изо всех сил угодить ему».

I глава

II глава

III глава

IV глава

V глава

Приятно,

удобно,

не чувствует усталости,

-смеется, напевает,

“хорошие, покойные мысли”,

“недурственно”

-Волнуется, стра-дает, мучается,

“пьянит надежда”,

восхищается, ждет любви, ужасается,

“Ох, не надо бы полнеть”, «у Стар-цева перестало беспокойно биться сердце»; «ему было немножко стыдно» «и жаль было своего чувства, этой своей любви».

Противоречивые состояния и мысли героя встречаем в третьей главе. Здесь и “радостное мучительное чувство”, и стыд, и раздражение (“хватил бы зонтиком по широкой спине Панте-леймона”), и расчетливость (“приданого дадут должно быть немало”), и равнодушие (“сколько хлопот, однако”). Ошеломлен, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился.

Спешно прини-мает больных,

ни с кем не схо-дится, хочет говорить, жало-ваться, “огонек в душе погас”,

раздражается,

“старимся, пол-неем, опускаемся”

“А хорошо, что я тогда не женился”

Пополнел, ожирел,

“живется ему скучно”,

“ничто его не интере-сует”,

“жадность одолела”

Что произошло? Кто виноват? О чем рассказ А.П.Чехова?

Город С. – Ионыч

-скука,

-однообразие жизни,

-злое невежество,

-равнодушие,

-удовлетворенность “усеченным” существованием,

-стремление к покою,

-жажда наживы,

-лень души,

-отсутствие светлых идеалов.

Личностные качества героя, усугубленные бездуховной атмосферой города С, отсутствие высоких целей привели к деградации человеческой души.

Итак, перед нами по меньшей мере неплохой человек, с передовыми, хотя и несколько расплывчатыми взглядами. Но он очень быстро деградировал. Все совершилось в какие-нибудь 8-10 лет.

Окончив курс в университете, по-видимому, 24—25 лет, Стар­цев через год пережил любовную драму, еще через четыре года встретился с Екатериной Ивановной в последний раз, и огонек в его душе погас окончательно, а еше через несколько лет, при­мерно к 35—36 годам, превратился уже из Дмитрия Старцева в Ионыча — ожирел, потерял совесть и стал похож не на челове­ка, а на языческого бога.

Отчего же так быстро все это совершилось?

Среда, в кото­рой жил Ионыч, окружала каждого мыслящего человека в Рос­сии. Не все же они превращались в Ионычей. Не было ли в са­мом Ионыче чего-то, благоприятствовавшего духовному пере­рождению?

Дмитрий Старцев с отвращением слушает ту­пые и злые речи обывателей. «И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, а когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и все, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувство­вал раздражение, волновался, но молчал, и за то, что он всегда су­рово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе «поляк надутый», хотя он никогда поляком не был». Здесь каждая деталь важна: и то, что Старцев раздражался, но молчал и ел, и то, что злость обывателей искала националистического оправдания.

Конечно, выступать с гневными речами в кругу тупых и злоб­ных мещан было бессмысленно. Но вся беда в том, что Старцев терпел, свыкался, смирялся. Чехов, чтобы мы верно его поняли, тут же дает нам великолепную деталь: «От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением». И сразу вслед за этим — новая деталь: «Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это — по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой».

А ведь это еще молодой Старцев, это еще первые четыре-пять лет его службы… Видимо, его добрые мысли и чувства были довольно поверхностны, нестойки.

Об этом же убедительно говорит и история его любви. Вспом­ним, как он собирался делать предложение. Его сладкие раз­мышления о будущем словно бы невзначай начинаются мыслью о приданом: «А приданого они дадут, должно быть, немало». И ею же кончаются: «Дадут приданое, заведем обстановку…» Он влюблен, без сомнения. Но в его голове «какой-то холодный, тяжелый кусочек» рассуждает, высказывает опасения, и все они — вариации известного беликовского мотива: «Как бы чего не вышло».

То, что произошло с Дмитрием Старцевым, раскрывает внут­ренний механизм ренегатства, уже не раз приводившего к траге­диям в жизни отдельного человека и многих людей.

Все начинается с простительных, казалось бы, недостатков в характере и поведении человека:

не глубоко любит,

соединяя увлечение с меркантильными соображениями,

недостаточно чу­ток к людям, раздражителен,

непоследователен в своих убежде­ниях, не способен их отстаивать,—

а кончается идейным и нрав­ственным отступничеством, полной духовной деградацией.

Но наверняка найдутся учащиеся (в случае нужды им помо­жет педагог), которые увидят, что гибнет в Ионыче человек, призванный, как думала Екатерина Ивановна, служить народу, помогать страдальцам: он утрачивает прежде всего человеко­любие. И в этом основа его нравственного падения. Желтые и зе­леные бумажки, а не облегчение человеческих страданий, стали целью его деятельности. Грубость, раздражительность н бесце­ремонность Ионыча, как и его ожирение, собственные дома, его тонкий и резкий голос, его тупая, бессмысленная речь («Это вы про что? А? Кого?») — все это внешние проявления омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания.

Теперь он вполне свой среди «мертвых душ». Теперь он, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность, тяжелый ха­рактер, уже не пугает обывателей. И его перестали звать «по­ляк надутый», а зовут по-родственному — «Ионыч».

Итак, ответ на вопрос о том, кто виноват в том, что «не со­стоялась» любовь, оказался не так-то прост.

Виновата среда? Конечно. Она мельчила, опошляла человече­ские чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не вну­шить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п.

Виновата Екатерина Ивановна? Отчасти виновата. Более всего, пожалуй, в том, что не сумела найти серьезных интересов в жизни. Винить же ее за то, что она отказала Дмитрию Старцеву, не приходится.

Виноват Ионыч? Без сомнения. Его нравственная слабость, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремительное опошление довершило губительный процесс,— оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ведь судьба Ионыча могла повернуться и по-иному. Да, это средний человек, добрые задатки его неглубоки, светлые мысли нестойки. Но ведь мог произойти процесс их углубления, упро­чения. Почему этого не произошло?

Чехов, как всегда, тонко, почти незаметно подчеркивает в своем герое одну внешне малозначительную, а на самом деле решающую чёрту: Ионыч все жаловался, все только жаловался.

«С нею он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей…» И это еще в самом начале его работы в С. Немного позднее: «И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона».

А еще через четыре года, в момент последнего душевного движения, «ему вдруг стало грустно и жаль прошлого… Огонек все разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь…» . Вот в этом-то беда и одновременно вина Старцева.

Чехов в этом письме говорит, что не верит в интеллиген­цию — «лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую», не верит «даже тогда, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр».

Чехов, как известно, не видел иных, уже вполне реальных об­щественных сил, которые были способны перестроить Россию, не представлял себе исторической роли пролетариата. Но он проницательно видел предательство либеральной интеллигенции, он приветствовал деятельность тогда еще действительно немно­гих людей, будивших общественное самосознание, он сам был активнейшим среди таких людей — и в этом его великая заслуга.

Творчество Чехова готовило почву для борьбы с либе­ральным ренегатством, учило различать идейную и нравствен­ную деградацию в самых обычных человеческих судьбах, про­буждало отвращение к духовному отступничеству, будило об­щественную активность.

Материальное благополучие не кажется уже столь привлекательным как прежде. Оказывается, гораздо важнее любовь, дружба, высокая цель в жизни. По-новому осознаются слова А.П. Чехова: “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он смог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”.

3

Истоки духовной деградации по Чехову: причины трансформации доктора Старцева в Ионыча

Рассказ Чехова «Ионыч» – это литературное произведение, сжато демонстрирующее изменения, происходящие с человеком, и их истинные причины. Почему доктор Старцев превратился в Ионыча, и какие черты личности повлияли на эти изменения?

Жизнь доктора Старцева

Жизнь доктора Старцева

Источник:

Дмитрий Старцев – это активный увлеченный человек, полный планов, стремлений и надежд, который постепенно превращается в серого скучного обывателя. В молодости он не просто так выбрал профессию доктора, поскольку это открывало новые горизонты для развития, совершенствования, профессия помогала ему думать, развиваться, помогать людям.

Однажды герою предлагают посетить самый «талантливый» дом в городе. Так он сводит знакомство с Иваном Петровичем, его супругой Верой Иосифовной и дочерью Екатериной Ивановной, которую в семье называют Котик. Сперва его увлекают шутки хозяина дома, произведения его жены и игра на рояле дочки. Тогда он еще не знает, что это единственные увлечения этих людей, и в каждый визит будет повторяться одно и то же, по кругу.

Истоки духовной деградации по Чехову: причины трансформации доктора Старцева в Ионыча

Источник:

Но сердце молодого доктора пронзает стрела Амура: Дмитрий Старцев влюбляется в Катю, считает ее самой лучшей девушкой на свете и не может представить без Котика ни дня своей жизни. Герой регулярно наносит визиты семейству Туркиных и с удивлением осознает, что в доме совершенно ничего не меняется: все то же чтение романов Веры Иосифовны, анекдоты Ивана Петровича и музицирование Котика. И к Дмитрию приходит понимание, что если эта семья – самая талантливая в городе, то что тогда говорить о других? Получается, что жизнь остальных жителей сводится к еде, сну, картам, выпивке и беспросветной скуке.

Несмотря на это, Старцев делает Котику предложение руки и сердца. Девушка отвечает отказом. И чувства Дмитрия как-то моментально улетучиваются. Возможно, они были по большей части надуманы, а возможно, что он радуется отсутствию необходимости проявления каких-то активных действий. Теперь ничто не нарушит мерного хода жизни, никакие потрясения.

Быстрый путь от доктора Старцева к Ионычу

Быстрый путь от доктора Старцева к Ионычу

Источник:

Постепенно все мечты, стремления и желания Старцева сходят на нет. Его более не интересуют гости, чувства, споры, сама жизнь. Он словно освобождается от тяжкого ненужного груза, стирая все мечты и стремления. Старцев погружается в работу, но не по причине увлечения ею, а из-за банального желания побольше заработать, поскольку становится более жадным. Он становится одним из членов скучной компании обывателей, быстро стареет, набирает лишний вес, теряет жизненные ориентиры.

Собственно, он вполне мог отдаться новым чувствам, переехать из города, найти новое увлечение, но не сделал этого. Он добровольно отказался от борьбы за счастье и принял участь унылого скучного обывателя.

Что хотел продемонстрировать автор

Что хотел продемонстрировать автор

Источник:

Жители города стали называть доктора не Дмитрием Ионычем, а просто Ионычем, по отчеству. Такой подход демонстрирует некую обезличенность и тот факт, что герой стал своим, таким же, как все жители городка. Близким и понятным Ионычем, и никому не надо лишний раз напрягаться, чтобы вспомнить его имя. Душа доктора зачерствела, покрылась коркой равнодушия, он растерял идеалы юности и таланты, а единственной целью стал заработок. Практически произошла моральная деградация, то есть трансформация таланта если не в бездарность, то в обычную посредственность.

Чаще всего обращение по отчеству используют в отношении пожилых людей. А Старцев, несмотря на физический возраст, состарился духовно и стал Ионычем. Именно духовную деградацию хотел продемонстрировать читателю автор, превращение увлеченного интеллигента и труженика в стяжателя, который, подобно Кощею, проводит время, пересчитывая заработанные за день деньги.

Стремлением Чехова также было развенчание благородства труда при условии, если такой труд не является одухотворенным, а превращается в обыденную каждодневную рутину. Автор не проявляет в отношении персонажа жалости, а наоборот выступает в качестве судьи человека, обладавшего впечатляющим потенциалом, но легко покорившегося обстоятельствам, потерявшего свою духовность, интеллигентность, тонкость, чуткость и продемонстрировавшего полную духовную и душевную несостоятельность.

А как вы считаете, кто виноват, что Старцев стал Ионычем?

Источник:

Ссылки по теме:

Новости партнёров

реклама

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч)

На примере главного героя рассказа «Ионыч», доктора Дмитрия Старцева, Антон Павлович Чехов демонстрирует читателям печальный пример моральной деградации человека и его полнейшего духовного опустошения, причем данная тема всегда была и остается актуальной и в классической, и в современной литературе. Первоначально Дмитрий Ионыч предстает в качестве искренне увлеченного своим делом земского врача, который только начинает работать в одном из небольших уездных городов.

Дмитрию приносит подлинную радость возможность помочь людям, к тому же молодой человек прекрасно отличает тех, кто действительно обладает обширным внутренним миром, от лиц, за привлекательным внешним обликом и приятными манерами которых скрывается пустота. Вскоре после приезда к месту службы Старцев знакомится с известным в городе дворянским семейством Туркиных, доктору весьма интересно, что же на самом деле представляют собой люди, которых окружающие с восторгом называют «талантливыми».

Юная Екатерина Ивановна, дочь хозяев дома, сразу же вызывает у Дмитрия Ионыча несомненную симпатию, при этом Катя прекрасно и с огромным увлечением играет на рояле, что также нравится Старцеву. Доктор влюбляется в эту девушку, но сама Котик, как иногда именуют Екатерину отец и мать, не воспринимает чувства врача всерьез.

Катя без всякого стеснения разыгрывает Дмитрия, приглашая его на свидание на городском кладбище. Екатерина Ивановна даже не собирается туда приходить, тогда как молодой доктор долго бродит среди могил, размышляя о вечной жизни. Дмитрий Ионыч прощает возлюбленной ее поступок и даже предлагает девушке стать его женой, что свидетельствует о мягкости характера мужчины и его добросердечии.

Однако Котик отказывает Старцеву, подчеркивая, что стремится посвятить себя искусству и учиться в консерватории, чего она никак не сможет сделать, если обзаведется семьей. Разрыв с Екатериной становится для Дмитрия первым шагом на пути к постепенной деградации. Врач отныне полностью посвящает время и силы работе, но уже не ради благой цели спасения больных, а ради того, чтобы как следует себя обеспечивать. Отношение Старцева к пациентам также становится иным, теперь он вполне способен повысить голос на страдающего человека или употребить в разговоре с больным оскорбительные и грубые слова.

Внутренние перемены явственно отражаются и на внешнем виде доктора. Дмитрий Ионыч неуклонно полнеет, у него развивается одышка, он передвигается с несомненным трудом, невзирая на то, что мужчина еще достаточно молод. К тому же и голос врача становится слишком тонким, что автор объясняет развивающимся у Старцева ожирением.

Доктора, который постоянно пребывает в угрюмом и мрачном настроении, окружающие теперь чаще всего называют Ионычем. По мнению писателя, врач на самом деле заслуживает столь уничижительного прозвища из-за своего высокомерного и презрительного отношения к другим людям. Именно таким человеком Дмитрий вновь предстает перед Екатериной, желающей возобновить отношения, и признание молодой женщиной своих ошибок оставляет его совершенно равнодушным.

При чтении рассказа нельзя не задуматься о том, как пережитая внутренняя травма целиком и полностью меняет человека, что произошло с одаренным врачом Дмитрием Старцевым. Выбранные персонажем этого произведения жизненные ориентиры и ценности в итоге уничтожили его самого, его талант и прекрасные душевные качества.

Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

Дмитрий Иванович Старцев… Во что превратилось это имя? Во что превратился этот человек? Как случилось так, что его стали называть коротко и просто: Ионыч? Это – этапы деградации центрального образа рассказа А.П. Чехова «Ионыч». С чего же все началось? Дмитрий Иванович, служивший земским врачом в городе С., знакомится с семейством Туркиных, семейством якобы образованным и интеллигентным. При первом посещении новых знакомых Старцев помалкивает, предоставляет им выговорится, выслушивает чтение романа и исполнение на рояле «трудного пассажа» Котика. И только после этого он задает вопросы, из которых сразу же видно, что его демократические взгляды далеки от представлений Туркиных. С точки зрения Старцева, искусство – явление общественное. Вера Иосифовна же думает, что искусство – удел избранных и прячет свои романы от непосвященных в шкаф. В ответ на вопрос Старцева о публикации романов она явно колет простого врача словами: «Для чего печатать? Ведь мы имеем средства». И гости, не вздыхавшие при прочтении «трогательных» мест ее творения, дружно вздыхают при мысли о больших средствах. В двух вопросах Старцева Кате также высказаны его просветительские взгляды о необходимости светского, систематического образования. Но Туркины ограждают дочь от общества с его «дурным влиянием». Уже в этом эпизоде видно отличие Старцева от Туркиных. Но отличают Дмитрия Ивановича от них еще и те общественные цели, ради которых он служит и живет. Земский врач, Старцев, имеет хорошую практику: в больнице «было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа». Но герой выбирал время для того, чтобы посетить Туркиных, и теперь уже не только из-за мигрени Веры Иосифовны, которая просила доктора помочь ей. Дмитрия Ивановича привлекала ее дочь. В праздничный день у Старцева состоялось объяснение с Екатериной Ивановной: «Я не видел вас целую неделю…а если бы вы знали, какое это страдание!». В Котике герой видел «что-то необыкновенно милое, трогательное своей простой и наивной грацией». Свидания их не были продолжительными, и Дмитрий Иванович не мог сказать Котику самого главного. Но неожиданно для него, возлюбленная «сунула ему в руку записку», в которой он причел: «Сегодня, в одиннадцать часов вечера будьте на кладбище возле памятника Деметти». Сцена ожидания Котика в назначенном месте имеет большой символический смысл и важное значение в изменении мироощущения Старцева. Из псевдоживого мира города С. мы переносимся в мир умерших. Старцев только «на минуту» поднялся над обаянием кладбищенского покоя. Глубинным смыслом этих сцен является идея бессмертия: ведь «в каждом тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную». Здесь герою вдруг захотелось закричать, что «он ждет любви во что бы то ни стало». Но девушка не пришла. Очень важно обратить внимание на такую деталь: казалось бы, Старцев должен быть огорчен злой шуткой девушки, расстроен тем, что его надежды не оправдались. Тем более, что «он ждет любви во что бы то ни стало». А между тем, садясь в коляску, Дмитрий Иванович думает: «Ох, не надо бы полнеть!» И восклицательный знак в конце предложения. Может быть, это знак перехода на другой уровень жизненных ценностей? Прошло еще четыре года. Рассудочные рассуждения, ранее занимавшие «кусочек» души Старцева, теперь заняли в ней основное место. Эпизоды последнего объяснения с Екатериной Ивановной обрамлены сценами, в которых Старцев одержим другой страстью – к деньгам. Эта художественная связь объясняет драматический поворот сюжета. Но все же Старцев еще жив. Его замкнутая ото всех душа на миг распахивается, явной становится внутренняя борьба, неудовлетворенность собой: «Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу». Но мысль о деньгах вновь ошеломляет его. Это объяснение Чеховым драмы Старцева как драмы скупца – одна из глубочайших философских идей рассказа. Стремление к наживе измельчает душу, разбивает ее на мелкие кусочки, заменяет любимых и друзей, становится главной целью жизни. И то общественное дело, ради которого некогда работал Старцев, уходит в прошлое. В общем, герой продолжает жить в кругу демократических идей. Обыватели своими мнениями и даже видом по-прежнему раздражают его. Старцев выносит приговор всему городу: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город». «Философию» обывателей он называет «тупой и злой». Но ведь и Ионыч, деградируя, становится одним из них. Ключевым временным периодом в рассказе является четырехлетие. С каждым новым циклом жизни Дмитрий Иванович превращается в Ионыча. Сначала у него пара лошадей. Когда он приходит в дом Туркиных делать предложение Котику, то думает: «А приданного они дадут, должно быть, немало». Постепенно мысль о денежном достатке становится все сильнее и прочноо оседает в сознании Старцева. Тут же ему в голову закрадываются сомнения: а стоит ли вообще жениться на Туркиной? Прошло очередные четыре года: «Каждое утро он спешно принимал больных, уезжал уже не на паре, а на тройке… Он пополнел, раздобрел…страдал одышкой. …и жаловался на свою горькую участь: езда одолела!» Спустя такое же время Старцев «еще больше пополнел, ожирел…». Он уже не похож на человека, скорее – на языческого бога. У него много хлопот: «Жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем». В рассказе показана человеческая трагедия, деградация души и тела, утрата способности оставаться верным себе. Чехов мастерски показал это в своем произведении, поэтапно выписав образ Старцева-Ионыча.

Тема духовного падения человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

1. История деградации героя. 2. Жизнь доктора Старцева. 3. Превращение в Ионыча. Власть жизненного футляра очерчена здесь художником сильно, сжато и красиво… А. С. Глинка Рассказ А. П. Чехов «Ионыч» — это история деградации личности. Автор описывает болезнь общества на примере молодого доктора Старцева. Прослеживая влияние среды на человека, писатель показывает постепенное превращение доктора Старцева в Ионыча — молодого врача, подающего надежды, в обывателя. «Чехов сумел без потерь сгустить грандиозный объем всей человеческой жизни, во всей ее трагикомической полноте на восемнадцати страницах текста», — пишут П. Вайль и А. Генис, называя это произведение микророманом. Мастерство и виртуозность автора, неторопливо ведущего повествование, позволили придать рассказу романную форму. По мнению этих критиков, «Ионыч» — ненаписанный роман о неслучившейся жизни героя.
Автор показывает нам, как влияет окружение, общество, на внутренний мир героя. В начале рассказа мы видим Дмитрия Ионыча Старцева, когда он только что назначен земским врачом. Для приезжих жизнь в губернском городе С. скучна и однообразна, для местных жителей же она кажется очень насыщенной: «есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства». Одной из самых «образованных и талантливых» считается семья Туркиных: глава семьи Иван Петрович знает толк в шутках, его жена Вера Иосифовна пишет повести, а дочь Екатерина Ивановна играет на рояле. Само собой, Старцеву советуют непременно побывать в этой гостеприимной радушной идиллической обстановке. На самом деле это — типичная обывательская семья. Первый визит не разочаровывает доктора, напротив, милая домашняя обстановка, чтение вслух романов о том, чего никогда не может быть, оркестровая музыка, беззаботное времяпровождение — все это приятно гостю. Все в гостях ему было в новинку, игра Екатерины Ивановны нравилась ему, театральная реплика лакея Павы «умри, несчастная!» вызывала смех. Отдавшись работе, доктор год не был в этой семье, пока его не пригласили с просьбой облегчить мигрени Веры Иосифовны. Визиты его стали чаще — Старцев влюбился в дочь хозяина. Он жаждет объяснения, но Котик то суха и холодна, то вручает ему записку, назначая свидание на кладбище. Обман ничему не учит доктора — он едет делать Котику предложение, но оказывается некстати: Екатерину Ивановну причесывает парикмахер, она едет в клуб. В рассеянном и ошеломленном состоянии Старцев думает о приданном — уже проявляется в нем такая черта характера как расчетливость. В романтическом порыве он готов изменить свою жизнь, а Котик смеется над ним. В ответ на предложение руки и сердца он получает отказ: «Больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима». Замужество Екатерина Ивановна воспринимает как ограничивающие свободу условности. Она движется к блестящей цели, а не стремится замуж. Уязвленное самолюбие и стыд — вот с чем выходит из клуба Старцев. Автор метко замечает, что все произошедшее похоже на маленькую любительскую пьесу с глупеньким концом. Вскоре доктор снова зажил по-прежнему. У него была большая практика в городе — результат четырех лет работы, полнота от нежелания ходить пешком и раздражение на обывателей. Он ни с кем не разговаривал и не сходился близко, уклонялся от всех развлечений, кроме игры в винт, и завел счет в банке. Это все, что интересует Старцева, и эти изменения необратимы — среда засасывает когда-то перспективного талантливого доктора все глубже. Теперь все наоборот: визит к Туркиным вызывает у него другие мысли — он радуется тому, что не женился на Котике, его раздражает очередное произведение хозяйки, повторяющиеся шутки хозяина. Екатерина Ивановна говорит о том, что из нее пианистка — как из мамы писательница. Она идеализирует доктора. Старцев же думает только о деньгах. Любимая профессия уже давно превратилась для него лишь в источник дохода. Уезжает он с мыслью: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город…». Он уезжает и больше никогда не бывает у Туркиных. Отныне Туркины для него — «те, что дочка играет на фортепьянах». По прошествии еще нескольких лет это уже не Дмитрий Старцев, а Ионыч, «не человек, а языческий бог», жадный, раздражительный, апатичный, одинокий эгоист, живущий ради наживы. Пошлая обывательская среда сделала свое дело. Ионыча волнует только сытость и богатство, а вовсе не люди, которым нужен врач. Теперь пациенты больше раздражают его, а прежнее раздражение на обывателей забывается, потому что он сам стал таким. Его достижения за эти годы — тройка с бубенчиками, несколько домов и счет в банке. Старцев деградировал и ведет бездеятельную пустую жизнь. Его могла изменить к лучшему и дело жизни, и любовь, но он осознанно поддался влиянию окружающей среды, как и Екатерина Ивановна, которая, вернувшись в дом родителей, постепенно становится копией матери.

Сочинение: Деградация Ионыча в рассказе «Ионыч» (А.П. Чехов)

(423 слова) А.П. Чехов в каждый свой рассказ вкладывает определенный смысл и посыл. Он всю жизнь боролся с такими человеческими пороками, как жадность, лицемерие и жажда обогащения. Рассказ «Ионыч» не остался в стороне. В нем автор обличает один из проблемных пороков – духовную деградацию человека.

Рассказ начинает знакомить читателя с главным героем – Дмитрием Ионычем Старцевым. Молодой земский врач приезжает в город С., чтобы строить свою карьеру и личную жизнь. Он искренне увлечен своей деятельностью. Особое внимание уделяет бедным людям. Герой ходит везде пешком, а о своих лошадях даже не задумывается. Старцев влюбляется в молодую девушку Екатерину Иванову. Любовь окрыляет его так сильно, что он не слышит фальшивую игру на рояле его возлюбленной. Дмитрий испытывает чистые и светлые чувства к Екатерине. Но она не отвечает взаимностью. После отказа Екатерины, Старцев теряет всякую веру в любовь и полностью погружается в работу. Только его мысли движутся в другую сторону – расчетливость становится главной чертой героя. Теперь Старцев отдает предпочтение частной практике, он постепенно забывает о бедняках, ведь они не приносят ему богатства. Страсть к наживе становится главным смыслом жизни. Герой обзаводится парой лошадей и кучером Пантелеймоном, который впоследствии становится двойником Старцева. Дмитрий устает от недолгих прогулок и скорее бежит в свою «коляску», но в голове мелькает мысль «не надо бы полнеть».

Спустя четыре года за плечами героя огромная врачебная практика. Он каждый день принимал у себя больных, а позже уезжал в город уже на тройке с бубенчиками. Полный Старцев с трудом передвигался на ногах, так как страдал одышкой. Пополнел и его кучер, который каждый день жаловался на свою работу. Он уклонялся от театров и концертов, а по вечерам увлекался игрой в винт. Чувства к Екатерине совсем охладели. Через четыре года он снова встретился с ней. В ответ на слова Екатерины о высоких чувствах по отношению к нему, в голове героя мелькали мысли о пересчете своего богатства. Деньги заглушили маленький огонек эмоций в его душе.

Через несколько лет Старцев еще больше пополнел, с трудом дышит и ходит с опрокинутой головой. Его кучер стал таким же, как и хозяин. Герой имеет громадную практику, большое имение и два дома в городе. На этом жадность героя не останавливается, и он планирует еще третий дом. Горло от жира заплыло, поэтому голос стал резкий и тонкий. А в городе все жители его зовут просто Ионычем. Его все устраивает, он не собирается развиваться дальше.

Таким образом, в рассказе «Ионыч» показана полная духовная деградация человека в обществе. И такое может случится с каждым, кто потеряет счет дням в погоне за богатством. Но автор оставляет вопрос открытым: кто виноват в деградации человека – он или общество, в котором он находится?

Автор: Полина Цимкина

  • Дух леса в татарских сказках называют
  • Дух леса в татарских сказках называется шайтан
  • Дух леса в татарских сказках называется ответ
  • Дух леса в татарских сказках называется как называется
  • Дух в нем занялся это в сказке о царе салтане