Духовная деградация личности это рассказа а п чехова ионыч

Истоки духовной деградации по Чехову: причины трансформации доктора Старцева в Ионыча

Рассказ Чехова «Ионыч» – это литературное произведение, сжато демонстрирующее изменения, происходящие с человеком, и их истинные причины. Почему доктор Старцев превратился в Ионыча, и какие черты личности повлияли на эти изменения?

Жизнь доктора Старцева

Жизнь доктора Старцева

Источник:

Дмитрий Старцев – это активный увлеченный человек, полный планов, стремлений и надежд, который постепенно превращается в серого скучного обывателя. В молодости он не просто так выбрал профессию доктора, поскольку это открывало новые горизонты для развития, совершенствования, профессия помогала ему думать, развиваться, помогать людям.

Однажды герою предлагают посетить самый «талантливый» дом в городе. Так он сводит знакомство с Иваном Петровичем, его супругой Верой Иосифовной и дочерью Екатериной Ивановной, которую в семье называют Котик. Сперва его увлекают шутки хозяина дома, произведения его жены и игра на рояле дочки. Тогда он еще не знает, что это единственные увлечения этих людей, и в каждый визит будет повторяться одно и то же, по кругу.

Истоки духовной деградации по Чехову: причины трансформации доктора Старцева в Ионыча

Источник:

Но сердце молодого доктора пронзает стрела Амура: Дмитрий Старцев влюбляется в Катю, считает ее самой лучшей девушкой на свете и не может представить без Котика ни дня своей жизни. Герой регулярно наносит визиты семейству Туркиных и с удивлением осознает, что в доме совершенно ничего не меняется: все то же чтение романов Веры Иосифовны, анекдоты Ивана Петровича и музицирование Котика. И к Дмитрию приходит понимание, что если эта семья – самая талантливая в городе, то что тогда говорить о других? Получается, что жизнь остальных жителей сводится к еде, сну, картам, выпивке и беспросветной скуке.

Несмотря на это, Старцев делает Котику предложение руки и сердца. Девушка отвечает отказом. И чувства Дмитрия как-то моментально улетучиваются. Возможно, они были по большей части надуманы, а возможно, что он радуется отсутствию необходимости проявления каких-то активных действий. Теперь ничто не нарушит мерного хода жизни, никакие потрясения.

Быстрый путь от доктора Старцева к Ионычу

Быстрый путь от доктора Старцева к Ионычу

Источник:

Постепенно все мечты, стремления и желания Старцева сходят на нет. Его более не интересуют гости, чувства, споры, сама жизнь. Он словно освобождается от тяжкого ненужного груза, стирая все мечты и стремления. Старцев погружается в работу, но не по причине увлечения ею, а из-за банального желания побольше заработать, поскольку становится более жадным. Он становится одним из членов скучной компании обывателей, быстро стареет, набирает лишний вес, теряет жизненные ориентиры.

Собственно, он вполне мог отдаться новым чувствам, переехать из города, найти новое увлечение, но не сделал этого. Он добровольно отказался от борьбы за счастье и принял участь унылого скучного обывателя.

Что хотел продемонстрировать автор

Что хотел продемонстрировать автор

Источник:

Жители города стали называть доктора не Дмитрием Ионычем, а просто Ионычем, по отчеству. Такой подход демонстрирует некую обезличенность и тот факт, что герой стал своим, таким же, как все жители городка. Близким и понятным Ионычем, и никому не надо лишний раз напрягаться, чтобы вспомнить его имя. Душа доктора зачерствела, покрылась коркой равнодушия, он растерял идеалы юности и таланты, а единственной целью стал заработок. Практически произошла моральная деградация, то есть трансформация таланта если не в бездарность, то в обычную посредственность.

Чаще всего обращение по отчеству используют в отношении пожилых людей. А Старцев, несмотря на физический возраст, состарился духовно и стал Ионычем. Именно духовную деградацию хотел продемонстрировать читателю автор, превращение увлеченного интеллигента и труженика в стяжателя, который, подобно Кощею, проводит время, пересчитывая заработанные за день деньги.

Стремлением Чехова также было развенчание благородства труда при условии, если такой труд не является одухотворенным, а превращается в обыденную каждодневную рутину. Автор не проявляет в отношении персонажа жалости, а наоборот выступает в качестве судьи человека, обладавшего впечатляющим потенциалом, но легко покорившегося обстоятельствам, потерявшего свою духовность, интеллигентность, тонкость, чуткость и продемонстрировавшего полную духовную и душевную несостоятельность.

А как вы считаете, кто виноват, что Старцев стал Ионычем?

Источник:

Ссылки по теме:

Новости партнёров

реклама

Вопрос № 84. Духовная деградация личности и возможности выбора иного жизненного пути в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

В рассказе «Ионыч» Чехов нарисовал страшную картину: болото пошлости засасывает умного и одаренного человека, который не сопротивляется влиянию этой среды. Дей­ствие рассказа происходит в губернском городе С.) В таких же городах, где жизнь текла скучно и одно­образно, жили учитель Никитин («Учитель словесности»), доктор Рагин («Палата № 6»), Мисаил Полознев («Моя жизнь»).

Пусты и однообразны развлечения сытых и обеспеченных обывателей, освобожденных от необходи­мости трудиться: прием гостей, чаепития, карты, бесплод­ные разговоры. Бессмысленность их жизни становится причиной скуки. Взяв за женой в приданое двадцать тысяч деньгами и двухэтажный дом, учитель Никитин стал собственником, погрузился в мир праздности («Учи­тель словесности»). Но праздная жизнь ненадолго удов­летворяет его. Он понял, что невозможно наслаждаться пошлым маленьким счастьем для себя среди несправед­ливого, неустроенного мира. «Ему захотелось чего-нибудь такого, что захватило бы его до забвения самого себя, до равнодушия к личному счастью, ощу­щения которого так однообразны».

Обывателей города С. не тревожат подобные заботы. Они «не делали ничего, решительно ничего, и не ин­тересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними».

Семья Туркиных считалась в городе «самой образованной и талантливой», но эта «талантливая» семья лишена элементарного эстетического вкуса. Поначалу читатель может не заметить насмешли­вого отношения писателя к Туркиным: что ж плохого в том, что здесь рады гостям и стараются занять их?

Но вот Вера Иосифовна начинает читать свой роман. После первых же слов: «Мороз крепчал…» — следует авторская реплика: «Окна были отворены на­стежь, слышно было, как на кухне стучали ножами и доносился запах жареного лука…» Это маленькое и, казалось бы, не идущее к делу замечание сразу давало понять, что роман «о том, как молодая, кра­сивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствую­щего художника»,— только красивая выдумка. И простая песня «Лучинушка», доносившаяся из сада, по сравнению с романом показалась слушателям кусочком настоящей жизни.

Но если в семействе Туркиных пошлость утверди­лась раз и навсегда и автор только последовательно раскрывает ее перед читателем, то в истории Старцева мы видим, как постепенно меняется сам герой.

Дмитрий Ионыч Старцев приехал в С. молодым врачом. Это был энергичный и дельный врач. Он много работал в земской больнице, которая находилась в девяти верстах от города С., и совсем не имел времени для визитов к городским обывателям. Да и что общего могло быть у него, трудового человека, с этими бездельниками? Благодаря своим способностям он заслужил хорошую репутацию и приобрел большую практику.

Старцев интересовался литературой, искусством, стремился к содержательной жизни. Он искренне по­любил Екатерину Ивановну и в своих мечтах пред­ставлял ее умной и развитой. В действительности же Котик оказалась самовлюбленным ограниченным чело­веком. Пустой и жестокой была ее шутка, когда она назначила Старцеву свидание ночью на кладбище, а потом смеялась, узнав, что он три часа прождал ее там. Она высокомерно отвергла предложение Старцева, считая, что создана для искусства.

«Какое это огромное счастье любить и быть лю­бимым, и какой ужас чувствовать, что начинаешь сва­ливаться с этой высокой башни!» — говорил себе Мисаил Полознев в повести «Моя жизнь».

Старцев же, прожив некоторое время в городе С., утрачивает способность к таким глубоким чувствам. Он не стал праздным обывателем, жизнь его была наполнена трудом, но в свой труд он вкладывал только энергию, а не душу. Обслуживая обывателей, он, незаметно для себя, про­питался той атмосферой пошлости, которая царила в их среде.

Собираясь жениться на Котике, он, при всей своей влюбленности, думал и о том, что за нею дадут большое приданое, получив которое, он оставит службу в земской больнице и переедет в город. После отказа Екатерины Ивановны «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву по­ступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».

Через четыре года Екатерина Ивановна вернулась, разочаровавшись в собственном таланте. Она стала серьезнее, возможно, теперь она смогла бы оценить Старцева, но в ее словах о том, «какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу», чувствуется все та же туркинская фальшь.

Старцев тоже сильно изменился за эти четыре года. Он разбогател. Вынимать по вечерам из карманов желтые и зеленые бумажки, добытые практикой, стало главным интересом его жизни. Он презирает обыва­телей, с которыми ему не о чем поговорить, но так же, как и все, играет в карты, много ест и, кроме денег, ничем не интересуется. Он располнел, обрюзг и, вспоминая прошлое, с удовольствием думает: «А хо­рошо, что я тогда не женился». Не найдя ничего интересного для себя в пошлой жизни Старцев не нашел в себе и душевной силы для того, чтобы сделать собственную жизнь более разумной и интересной. Свои способности и энергию он направляет на бессмысленное накопление денег и приобретение домов, которые ему совершенно, не нужны.

Жадность и грубость развились в нем до уродливых размеров. Бесцеремонно, не обращая внимания на людей, ходит он в квартиры покупаемых домов, раздраженно кричит на своих пациентов. По отзывам современников, Чехов как врач чутко и внимательно относился к больным. Поэтому он так сурово осуждает грубость Старцева и равнодушие Ратина в «Палате № 6». На примере жизни Старцева Чехов показал, как отсутствие общественных интересов и пассивное подчинение пошлой среде приводят к моральному опустошению человека.

Старцев Дмитрий Ионыч (Ионыч) — главный герой, зем­ский врач, сын дьячка. Служит в больнице в местечке Дялиж (девять верст от городка С.). Познакомившись с семейством Туркиных, С. начинает часто бывать у них. Он увлекается Екатери­ной Ивановной и пытается объясниться с ней. Получив от нее записку, где она назначает ему свидание на кладбище в пол­ночь, он, догадываясь, что это всего лишь шутка, тем не менее едет туда и бродит, влюбленный, взволнованный от избытка чувств безмолвием и таинственностью ночи. На следующий день он объясняется Екатерине Ивановне в любви и делает предложе­ние, однако получает деликатный, но твердый отказ. Первое время после этого С. пребывает в расстройстве, но после отъезда возлюбленной в Москву для поступления в консерваторию успо­каивается и живет по-прежнему.

Через четыре года у С. в городе уже большая практика. По утрам он принимает больных в Дялиже, затем уезжает к город­ским больным и возвращается домой поздно ночью. Ему не нра­вится городской обыватель, с которым стоит только заговорить «о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». В конце концов, герой начинает уклоняться от разговоров, избега­ет таких развлечений, как театр и концерты, а только закусыва­ет и наслаждается игрой в винт.

Чехов показывает, как героя постепенно затягивает рутина обыденщины. Одно из излюбленных развлечений С., к которому он незаметно пристрастился, — рассматривание денежных купюр, заработанных за день. Екатерина Ивановна, возвратив­шись в родной городок, пытается восстановить прежние отноше­ния с С. Она считает его, творящего, по ее мнению, деятельное добро своей врачебной практикой, «идеальным, возвышенным». Разочаровавшись в себе, она возносит на пьедестал С.. Однако герой знает о себе другое, и ее завышенные представления о нем сму­щают и беспокоят его, а сама она уже не кажется такой привле­кательной, как прежде. Он перестает бывать у Туркиных, не­смотря на настойчивые приглашения бывшей возлюбленной:

они теперь только раздражают его. Поэзия почти совершенно исчезает из его жизни, единственной радостью в которой за все это время была ставшая воспоминанием любовь к Екатерине Фе­доровне.

Постепенно богатея, С. жиреет, тяжело дышит, голос его из­менился на тонкий и резкий, характер сделался раздражитель­ным. Он покупает в городе дома, становится важным и грубым. Автор подчеркивает прозаичность его стремлений: «У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там». И вот итог: «Он оди­нок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.

Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста рассказа необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

В рассказе четыре части. Это четыре этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.

I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет.

Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных

Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны — бездарны. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: «В креслах было покойно»; «слушать было приятно, удобно»; «в голову шли покойные мысли»; слушать игру Котика «было так приятно, так ново»; «гости, сытые и довольные». «Занятно», «недурственно» — слова Старцева в итоге.

II ступень. Через год. 26 лет.

Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны

Любовь, страдание. Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы. На следующий день «залюбовался и пришел в такой восторг». Через 3 дня «Он успокоился и зажил по-прежнему». «Сколько хлопот, однако!» — слова в итоге.

III ступень. Через четыре года. 30 лет.

Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной. На тройке с бубенчиками»; «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком»; «и Пантелей мой тоже пополнел»; «ни с кем не сходился близко»; «избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт»; «ел молча»; «все…было неинтересно, несправедливо, глупо»; «чувствовал раздражение, волновался, но молчал»; «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой»; «вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах… и ему стало неловко». «Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек»; «днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу»; «вспомнил про бумажки… и огонек в душе погас»; «а хорошо, что я тогда не женился»; «подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город» — мысли в итоге.

IV ступень. Через несколько лет. 35 лет.

Без событий. «Пополнел, ожирел, тяжело дышит»; «пухлый, красный»; «Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком»; «кажется, что едет не человек, а языческий бог»; «громадная практика»; «имение и два дома»; «проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей»; «жадность одолела»; «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким»; «характер стал тяжелым, раздражительным». «Его зовут уже просто Ионычем»; «стараются изо всех сил угодить ему».

I глава

II глава

III глава

IV глава

V глава

Приятно,

удобно,

не чувствует усталости,

-смеется, напевает,

“хорошие, покойные мысли”,

“недурственно”

-Волнуется, стра-дает, мучается,

“пьянит надежда”,

восхищается, ждет любви, ужасается,

“Ох, не надо бы полнеть”, «у Стар-цева перестало беспокойно биться сердце»; «ему было немножко стыдно» «и жаль было своего чувства, этой своей любви».

Противоречивые состояния и мысли героя встречаем в третьей главе. Здесь и “радостное мучительное чувство”, и стыд, и раздражение (“хватил бы зонтиком по широкой спине Панте-леймона”), и расчетливость (“приданого дадут должно быть немало”), и равнодушие (“сколько хлопот, однако”). Ошеломлен, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился.

Спешно прини-мает больных,

ни с кем не схо-дится, хочет говорить, жало-ваться, “огонек в душе погас”,

раздражается,

“старимся, пол-неем, опускаемся”

“А хорошо, что я тогда не женился”

Пополнел, ожирел,

“живется ему скучно”,

“ничто его не интере-сует”,

“жадность одолела”

Что произошло? Кто виноват? О чем рассказ А.П.Чехова?

Город С. – Ионыч

-скука,

-однообразие жизни,

-злое невежество,

-равнодушие,

-удовлетворенность “усеченным” существованием,

-стремление к покою,

-жажда наживы,

-лень души,

-отсутствие светлых идеалов.

Личностные качества героя, усугубленные бездуховной атмосферой города С, отсутствие высоких целей привели к деградации человеческой души.

Итак, перед нами по меньшей мере неплохой человек, с передовыми, хотя и несколько расплывчатыми взглядами. Но он очень быстро деградировал. Все совершилось в какие-нибудь 8-10 лет.

Окончив курс в университете, по-видимому, 24—25 лет, Стар­цев через год пережил любовную драму, еще через четыре года встретился с Екатериной Ивановной в последний раз, и огонек в его душе погас окончательно, а еше через несколько лет, при­мерно к 35—36 годам, превратился уже из Дмитрия Старцева в Ионыча — ожирел, потерял совесть и стал похож не на челове­ка, а на языческого бога.

Отчего же так быстро все это совершилось?

Среда, в кото­рой жил Ионыч, окружала каждого мыслящего человека в Рос­сии. Не все же они превращались в Ионычей. Не было ли в са­мом Ионыче чего-то, благоприятствовавшего духовному пере­рождению?

Дмитрий Старцев с отвращением слушает ту­пые и злые речи обывателей. «И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, а когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и все, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувство­вал раздражение, волновался, но молчал, и за то, что он всегда су­рово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе «поляк надутый», хотя он никогда поляком не был». Здесь каждая деталь важна: и то, что Старцев раздражался, но молчал и ел, и то, что злость обывателей искала националистического оправдания.

Конечно, выступать с гневными речами в кругу тупых и злоб­ных мещан было бессмысленно. Но вся беда в том, что Старцев терпел, свыкался, смирялся. Чехов, чтобы мы верно его поняли, тут же дает нам великолепную деталь: «От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением». И сразу вслед за этим — новая деталь: «Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это — по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой».

А ведь это еще молодой Старцев, это еще первые четыре-пять лет его службы… Видимо, его добрые мысли и чувства были довольно поверхностны, нестойки.

Об этом же убедительно говорит и история его любви. Вспом­ним, как он собирался делать предложение. Его сладкие раз­мышления о будущем словно бы невзначай начинаются мыслью о приданом: «А приданого они дадут, должно быть, немало». И ею же кончаются: «Дадут приданое, заведем обстановку…» Он влюблен, без сомнения. Но в его голове «какой-то холодный, тяжелый кусочек» рассуждает, высказывает опасения, и все они — вариации известного беликовского мотива: «Как бы чего не вышло».

То, что произошло с Дмитрием Старцевым, раскрывает внут­ренний механизм ренегатства, уже не раз приводившего к траге­диям в жизни отдельного человека и многих людей.

Все начинается с простительных, казалось бы, недостатков в характере и поведении человека:

не глубоко любит,

соединяя увлечение с меркантильными соображениями,

недостаточно чу­ток к людям, раздражителен,

непоследователен в своих убежде­ниях, не способен их отстаивать,—

а кончается идейным и нрав­ственным отступничеством, полной духовной деградацией.

Но наверняка найдутся учащиеся (в случае нужды им помо­жет педагог), которые увидят, что гибнет в Ионыче человек, призванный, как думала Екатерина Ивановна, служить народу, помогать страдальцам: он утрачивает прежде всего человеко­любие. И в этом основа его нравственного падения. Желтые и зе­леные бумажки, а не облегчение человеческих страданий, стали целью его деятельности. Грубость, раздражительность н бесце­ремонность Ионыча, как и его ожирение, собственные дома, его тонкий и резкий голос, его тупая, бессмысленная речь («Это вы про что? А? Кого?») — все это внешние проявления омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания.

Теперь он вполне свой среди «мертвых душ». Теперь он, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность, тяжелый ха­рактер, уже не пугает обывателей. И его перестали звать «по­ляк надутый», а зовут по-родственному — «Ионыч».

Итак, ответ на вопрос о том, кто виноват в том, что «не со­стоялась» любовь, оказался не так-то прост.

Виновата среда? Конечно. Она мельчила, опошляла человече­ские чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не вну­шить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п.

Виновата Екатерина Ивановна? Отчасти виновата. Более всего, пожалуй, в том, что не сумела найти серьезных интересов в жизни. Винить же ее за то, что она отказала Дмитрию Старцеву, не приходится.

Виноват Ионыч? Без сомнения. Его нравственная слабость, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремительное опошление довершило губительный процесс,— оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ведь судьба Ионыча могла повернуться и по-иному. Да, это средний человек, добрые задатки его неглубоки, светлые мысли нестойки. Но ведь мог произойти процесс их углубления, упро­чения. Почему этого не произошло?

Чехов, как всегда, тонко, почти незаметно подчеркивает в своем герое одну внешне малозначительную, а на самом деле решающую чёрту: Ионыч все жаловался, все только жаловался.

«С нею он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей…» И это еще в самом начале его работы в С. Немного позднее: «И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона».

А еще через четыре года, в момент последнего душевного движения, «ему вдруг стало грустно и жаль прошлого… Огонек все разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь…» . Вот в этом-то беда и одновременно вина Старцева.

Чехов в этом письме говорит, что не верит в интеллиген­цию — «лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую», не верит «даже тогда, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр».

Чехов, как известно, не видел иных, уже вполне реальных об­щественных сил, которые были способны перестроить Россию, не представлял себе исторической роли пролетариата. Но он проницательно видел предательство либеральной интеллигенции, он приветствовал деятельность тогда еще действительно немно­гих людей, будивших общественное самосознание, он сам был активнейшим среди таких людей — и в этом его великая заслуга.

Творчество Чехова готовило почву для борьбы с либе­ральным ренегатством, учило различать идейную и нравствен­ную деградацию в самых обычных человеческих судьбах, про­буждало отвращение к духовному отступничеству, будило об­щественную активность.

Материальное благополучие не кажется уже столь привлекательным как прежде. Оказывается, гораздо важнее любовь, дружба, высокая цель в жизни. По-новому осознаются слова А.П. Чехова: “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он смог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”.

3

На чтение 6 мин Просмотров 6.1к.
Обновлено 22 июня, 2020

Антон Павлович Чехов в одном из самых известных рассказов «Ионыч» показывает, как происходит полная деградация главного героя. Чехова всегда волновали темы честности, общества, влияния, развития и деградации. В таком небольшом рассказе он смог вместить все самые главные проблемы существования в окружающей среде. Вопрос актуальности его произведения даже не поднимается, ведь абсолютно точно ясно, что общество, изображенное в «Ионыче», недалеко находится от современного. Как же происходит деградация главного героя и кто в этом виноват?

Дмитрий Ионович Старцев в начале произведения – это молодой и перспективный доктор с горящими глазами. Он с удовольствием познает мир, себя и людей, которые его окружают. Старцев приехал работать в земскую больницу, неподалеку небольшого городка С. Он считает своей обязанностью помочь людям и подолгу задерживается на работе в ущерб личному времени. Дмитрий имеет ко всему необычайный интерес, но на первом месте для него находится все-таки работа. Однажды он осмелился на небольшой отдых.

Старцев был не местным, поэтому спросил людей, где здесь можно хорошо отдохнуть. Несмотря на наличие разных культурных заведений в городишке, все ему единогласно указывали на самую «талантливую» здесь семью Туркиных. Как только Дмитрий попадает в общество этих людей, читатель вместе с ним открывает «глубину» их талантов.

Отец семейства всегда травит анекдоты, рассказывает смешные истории, которые имеют свойства вылетать из его уст изо дня в день, все время в том же порядке. Мать пишет «романы», а потом читает тем зевакам, которые пришли к ним на развлечение. Это писательство на самом деле не имеет ничего общего с реальными жизненными историями. Возможно, именно поэтому люди слушают их с удовольствием. Им тоже иногда хочется спрятаться в мир, где нет ничего настоящего. Хотя они и так провели всю жизнь во тьме и лжи. Их дочь, молодая Екатерина Ивановна, «необычайно талантлива» и «виртуозна» в игре на пианино. Она могла взять одну ноту и играть ее долго-долго. Все вокруг притворялись, что чувствуют в этом звуке какое-то волшебство.

Дмитрий Ионович смог там отдохнуть, но, сколько бы его не приглашали снова, он все никак не хотел больше ехать к ним. Доктор был занят своей больницей и пациентами. Таким образом, он отделял себя от дурного общества и держался на расстоянии. Он все смотрел на них, как на чудаков, ведь самые талантливые люди городка жили, как заведенные часы. В их доме все повторялось снова и снова.

Волей случая Дмитрий снова оказался в доме Туркиных. Мать Екатерины заболела и нуждалась в таком специалисте, как он. Вскоре Старцев начал привыкать к обществу людей этого городка. И это стало первым шагом к его деградации. Вливаясь в пошлый коллектив, он становился похожим на них, хотя сам этого не замечал. Он все также судил этих людей за то, что они не умеют культурно говорить и за их умственную темноту. Тем не менее, эта темнота начала поглощать и самого доктора.

Дмитрий влюбился в молоденькую Екатерину. Она казалась ему божеством. Это были те минуты просветления, которые стали лучшим отрывком времени в его жизни. Он все спешил к Туркиным, чтобы увидеть любимую, пытался как-то найти с ней встречу. Ему казалось, все, что говорит эта девушка (Котик, как ее называют родители), было умно и прекрасно. И даже здесь, в этом порыве чувств, он не ведет себя, как обычный влюбленный. Да, ему также характерна поспешность выводов и стремление к действиям, но он пытается спрятаться от этих чувств, взять их под контроль.

Символической является сцена на кладбище, куда отправляется главный герой, поверив записке Котика и тому, что она будет ждать его в этом жутком месте. Он понимал, что это все вздор. Она просто подшучивает над ним. Тем не менее, Дмитрий отправился туда с надеждой. Мир мертвых встретил его холодом, но не безнадегой, которая царила в мире живых. Об этом говорит художественная деталь – лампадка над памятником, которая отражала лунный свет. Естественно, Котик не пришла. На следующий день Старцев помчался к ней делать предложение, но Катерина собиралась бросить этот город и уехать обучаться музыке, что она позже и сделала.

Интересно, что главный герой вскоре после ее отъезда совсем забыл о своей любви. Он стал богаче, много ездил, поправился и полюбил деньги. Каждый раз он возвращался после работы домой и первым делом считал те несчастные бумажки, которые рассовал по карманам. Его отношение к пациентам тоже поменялось: чем больше он любил деньги, тем меньше любви у него оставалось для больных. Дмитрий теперь участвовал в других развлечениях: он играл в игры. Старцев не очень-то любил обывателей, но считал их вполне сносными, если не говорить с ними о чем-то, только играть. Таким образом, он потихоньку съезжал вниз по духовным рельсам.

Когда Катерина вернулась из консерватории, то не замедлила пригласить в гости влюбленного в нее доктора. Вот только он уже был совершенно не тем человеком. Старцев посмотрел на нее, и все в ней показалось ему не таким уж и хорошеньким, каким он представлял себе еще четыре года назад.

Так от его любви не осталось и следа. В последней пятой части рассказа Чехов показывает человека, который совсем не похож на того молодого продуктивного доктора Дмитрия Ионовича, фигурирующего в первой части повествования. Теперь он еще больше растолстел и еще больше увлекся деньгами. Для него нет ничего лучше, чем считать эти бумажки с утра до вечера.

В начале рассказа автор красочно расписал «самую лучшую» семью в этом городке. Да так, что стало ясно, что это за городок и кто в нем живет, если такую семью называют «талантливой». И все же по сравнению с главным героем, который пал ниже плинтуса, эта семья выглядит не так уж и плохо. Вот почему они выступают, с уст автора, сливками общества. Эти люди имеют влияние на всех, кто существует вокруг них. Такой же жертвой обывателей является и сам Дмитрий, который в конце произведения становится Ионычем. Это простое прозвище как нельзя лучше показывает не только его деградацию, но и родство со всеми обывателями городишки.

Ионыч – яркий пример героя, который прошел длинный путь прогресса для того, чтобы ступить на путь деградации и остаться там навеки. Чехов показал, что иного выхода в персонажа не было. В таком гнилом и недалеком обществе он просто не мог остаться самим собой или же прогрессировать. Все люди, которые нас окружают, так или иначе, имеют влияние на наши личности. Пока в обществе лучшими будут такие, как Туркины, оно обречено на вечную серость жизни и размножение таких, как Ионыч.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч)

Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч Чехова) сочинение

На примере главного героя рассказа «Ионыч», доктора Дмитрия Старцева, Антон Павлович Чехов демонстрирует читателям печальный пример моральной деградации человека и его полнейшего духовного опустошения, причем данная тема всегда была и остается актуальной и в классической, и в современной литературе. Первоначально Дмитрий Ионыч предстает в качестве искренне увлеченного своим делом земского врача, который только начинает работать в одном из небольших уездных городов.

Дмитрию приносит подлинную радость возможность помочь людям, к тому же молодой человек прекрасно отличает тех, кто действительно обладает обширным внутренним миром, от лиц, за привлекательным внешним обликом и приятными манерами которых скрывается пустота. Вскоре после приезда к месту службы Старцев знакомится с известным в городе дворянским семейством Туркиных, доктору весьма интересно, что же на самом деле представляют собой люди, которых окружающие с восторгом называют «талантливыми».

Юная Екатерина Ивановна, дочь хозяев дома, сразу же вызывает у Дмитрия Ионыча несомненную симпатию, при этом Катя прекрасно и с огромным увлечением играет на рояле, что также нравится Старцеву. Доктор влюбляется в эту девушку, но сама Котик, как иногда именуют Екатерину отец и мать, не воспринимает чувства врача всерьез.

Катя без всякого стеснения разыгрывает Дмитрия, приглашая его на свидание на городском кладбище. Екатерина Ивановна даже не собирается туда приходить, тогда как молодой доктор долго бродит среди могил, размышляя о вечной жизни. Дмитрий Ионыч прощает возлюбленной ее поступок и даже предлагает девушке стать его женой, что свидетельствует о мягкости характера мужчины и его добросердечии.

Однако Котик отказывает Старцеву, подчеркивая, что стремится посвятить себя искусству и учиться в консерватории, чего она никак не сможет сделать, если обзаведется семьей. Разрыв с Екатериной становится для Дмитрия первым шагом на пути к постепенной деградации. Врач отныне полностью посвящает время и силы работе, но уже не ради благой цели спасения больных, а ради того, чтобы как следует себя обеспечивать. Отношение Старцева к пациентам также становится иным, теперь он вполне способен повысить голос на страдающего человека или употребить в разговоре с больным оскорбительные и грубые слова.

Внутренние перемены явственно отражаются и на внешнем виде доктора. Дмитрий Ионыч неуклонно полнеет, у него развивается одышка, он передвигается с несомненным трудом, невзирая на то, что мужчина еще достаточно молод. К тому же и голос врача становится слишком тонким, что автор объясняет развивающимся у Старцева ожирением.

Доктора, который постоянно пребывает в угрюмом и мрачном настроении, окружающие теперь чаще всего называют Ионычем. По мнению писателя, врач на самом деле заслуживает столь уничижительного прозвища из-за своего высокомерного и презрительного отношения к другим людям. Именно таким человеком Дмитрий вновь предстает перед Екатериной, желающей возобновить отношения, и признание молодой женщиной своих ошибок оставляет его совершенно равнодушным.

При чтении рассказа нельзя не задуматься о том, как пережитая внутренняя травма целиком и полностью меняет человека, что произошло с одаренным врачом Дмитрием Старцевым. Выбранные персонажем этого произведения жизненные ориентиры и ценности в итоге уничтожили его самого, его талант и прекрасные душевные качества.

2 вариант

В своем рассказе «Ионыч»А. П. Чехов высказывает непримиримое отношение ко всем проявлениям фальши, бездуховности, невежества. Изображения духовного оскудения личности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной ,  справедливой и осмысленной жизни. Повествование начинается со знакомства земского врача Старцева Дмитрия с самой умной и интересной семьей губернского города С Туркиных. Иван Петрович Туркин устраивал спектакли с благотворительностью, знал много анекдотов , поговорок , любил шутить, острить. Жена его Вера Иосифовна увлекалась написанием романов и охотно их читала гостям. Дочь Екатерина Ивановна играла на рояли.  Была очень миловидной девушкой восемнадцати лет. Через год у Дмитрия завязалась дружба с этой семьей.

Вера Иосифовна страдала мигренью ,  обратившись ко всем городским врачам не достигнув результата выбрала земского. Он ей немного помог и она всем гостям говорила , что это удивительный доктор.  Старцев все чаще бывал у Туркиных.  Но он уже ездил не ради болезни Веры Иосифовны. Ему очень нравилась Екатерина Ивановна . Он восхищался юной свежестью, наивным выражением лица. И в тоже время она казалась ему очень умной не по годам. Они говорили об искусстве, литературе, о людях и о чем угодно. Катя шутила над ним ,  смеялась. Старцев решил сделать предложение Екатерине Ивановне . Но получает с ее стороны отказ ,  объясняя тем ,  что собирается посвятить свою жизнь музыке.

Дмитрий получил от разрыва с Катей сильный удар.  С этого момента начинается его деградация . Полностью уйдя в работу постепенно забывает о ней . Происходят изменения во внешнем виде, начинает сильно полнеть. Становится угрюмым, подозрительным, не разговорчивым. У него меняется отношение к больным, появляется к ним грубость. По истечении четырех лет Дмитрий и Екатерина встретились. И теперь она ему очень нравилась. Но постепенно стало возникать к ней раздражение. Она тянется к нему ,  полна ожидания , что снова услышит слова любви , но ему нечего ей сказать.  Старцев не способен на большое сердечное чувство. Его любовь терпит крах. Дмитрий окончательно превращается в бездушного, черствого человека. Живет он скучно , ни что его не интересует.  И только любовь к Кате была единственной и последней радостью в жизни.  Таким образом Чехов разоблачает в своем произведении пошлое , мещанское общество и самого Старцева, не способного противостоять жизненным трудностям и внешнему воздействию.

Также читают:

Картинка к сочинению Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч)

Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч)

Популярные сегодня темы

  • Анализ сказки Теремок

    Сказка Теремок всем известная с детства. Добрая, легко запоминается.

  • Сочинение на тему Успех

    Понятие успеха носит субъективный характер, и каждый человек понимает его по-своему. Для одних успех – это большие достижения в карьере, крупные финансовые накопления и тому подобное. Для вторых – это здоровье близких, семейное благополучие, верные друзья

  • Здоровье глазами детей

    Тема здоровья и правильного образа жизни вызывает большой интерес у взрослых людей во всём мире. Про неё написано много статей, книг, снимаются передачи.

  • Сочинение про Деньги (рассуждение)

    Деньги давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Еще очень давно люди начали использовать деньги так как это оказался самый удобный способ для торговли. Для того чтобы оплатить товар и наемный труд.

  • Сочинение рассуждение Гордость и смирение

    Уважать и ценить себя должен каждый человек, вне зависимости от внешности, пола, возраста, социального статуса. Равно, как и иметь чувство собственного достоинства. Именно чувство собственного достоинства

(423 слова) А.П. Чехов в каждый свой рассказ вкладывает определенный смысл и посыл. Он всю жизнь боролся с такими человеческими пороками, как жадность, лицемерие и жажда обогащения. Рассказ «Ионыч» не остался в стороне. В нем автор обличает один из проблемных пороков – духовную деградацию человека.

Рассказ начинает знакомить читателя с главным героем – Дмитрием Ионычем Старцевым. Молодой земский врач приезжает в город С., чтобы строить свою карьеру и личную жизнь. Он искренне увлечен своей деятельностью. Особое внимание уделяет бедным людям. Герой ходит везде пешком, а о своих лошадях даже не задумывается. Старцев влюбляется в молодую девушку Екатерину Иванову. Любовь окрыляет его так сильно, что он не слышит фальшивую игру на рояле его возлюбленной. Дмитрий испытывает чистые и светлые чувства к Екатерине. Но она не отвечает взаимностью. После отказа Екатерины, Старцев теряет всякую веру в любовь и полностью погружается в работу. Только его мысли движутся в другую сторону – расчетливость становится главной чертой героя. Теперь Старцев отдает предпочтение частной практике, он постепенно забывает о бедняках, ведь они не приносят ему богатства. Страсть к наживе становится главным смыслом жизни. Герой обзаводится парой лошадей и кучером Пантелеймоном, который впоследствии становится двойником Старцева. Дмитрий устает от недолгих прогулок и скорее бежит в свою «коляску», но в голове мелькает мысль «не надо бы полнеть». 

Спустя четыре года за плечами героя огромная врачебная практика. Он каждый день принимал у себя больных, а позже уезжал в город уже на тройке с бубенчиками. Полный Старцев с трудом передвигался на ногах, так как страдал одышкой. Пополнел и его кучер, который каждый день жаловался на свою работу. Он уклонялся от театров и концертов, а по вечерам увлекался игрой в винт. Чувства к Екатерине совсем охладели. Через четыре года он снова встретился с ней. В ответ на слова Екатерины о высоких чувствах по отношению к нему, в голове героя мелькали мысли о пересчете своего богатства. Деньги заглушили маленький огонек эмоций в его душе. 

Через несколько лет Старцев еще больше пополнел, с трудом дышит и ходит с опрокинутой головой. Его кучер стал таким же, как и хозяин. Герой имеет громадную практику, большое имение и два дома в городе. На этом жадность героя не останавливается, и он планирует еще третий дом. Горло от жира заплыло, поэтому голос стал резкий и тонкий. А в городе все жители его зовут просто Ионычем. Его все устраивает, он не собирается развиваться дальше.

Таким образом, в рассказе «Ионыч» показана полная духовная деградация человека в обществе. И такое может случится с каждым, кто потеряет счет дням в погоне за богатством. Но автор оставляет вопрос открытым: кто виноват в деградации человека – он или общество, в котором он находится? 

Автор: Полина Цимкина

Такие
понятия, как понятия о добре и зле, поиски
смысла жизни, влияние окружающей среды
на личность человека — все это темы,
волновавшие русскую литературу. Чехов
наиболее ярко показал процесс изменения
человеческой души под влиянием среды
и прожитых лет. Кто не мечтал в юности
о таких возвышенных идеалах, как честь,
равенство, братство, свобода, труд на
пользу общества?! Но проходят годы, и
иной человек полностью внутренне
меняется, желая только покоя и сытой,
обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл
социальные причины этой болезни в
рассказе “Ионыч”.

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый
врач, приезжает на работу после окончания
университета в губернский город С. Он
всеми силами старается быть полезным
людям. Работа составляет смысл его
жизни, ради нее он готов забыть о
развлечениях, поэтому он много трудится,
не зная отдыха. Впрочем, сам же Чехов
как-то заметил, что чаще всего довольно
быстро черствеют учителя и врачи.

Однообразные будни, наполненные
бесконечными больными, поначалу не
раздражают Старцева. Ему советуют, как
образованному и интеллигентному
человеку, записаться в клуб, вход куда
был доступен только верхушке города;
его знакомят с семьей Туркиных, по мнению
местных обывателей, самой талантливой
и необыкновенной. Чехов мастерски рисует
нам эту “талантливость”. Плоские
остроты главы семейства Ивана Петровича,
бездарная игра на рояле дочки Катерины
и надуманные романы, которые сочиняет
ее мать, понятны Старцеву, но все-таки
после больницы, грязных мужиков приятно
и спокойно было сидеть в мягких креслах
у Туркиных и ни о чем не думать. Скоро
Старцев влюбляется в Катерину, которую
в семейном кругу называют Котиком.
Дмитрий готов на все ради нее, но Котик
лишь кокетничает с ним, не отвечая на
пылкие чувства влюбленного. Старцев
понимает, что ему, взрослому человеку,
неприлично слоняться по кладбищам,
получать записочки, как желторотому
гимназисту, но тем не менее он носится
по всему городу, разыскивая фрак, чтобы
сделать предложение Туркиной. Однако
он получил отказ. Впрочем, доктор недолго
переживал это. Ему было всего лишь
“немного стыдно”, что все так глупо и
пошло закончилось. Раньше в городе
Старцева звали “поляк надутый”, тем
самым подчеркивая, что он чужой здесь.
Старцев редко с кем разговаривал в
клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в
тарелку, потому что, о чем бы он ни
говорил, все обывателями воспринималось
как личная обида. Когда доктор пытался
говорить о пользе труда, то каждый
чувствовал в этом упрек себе. Горожане
действительно ровным счетом ничего не
делали. День и время уходили на карты,
сборища, безделье. Уезжает из города
Котик, Старцев равнодушно встречает
эту весть, но с этого времени он теряет
интерес к работе, несмотря на то что в
городе у него огромная практика, ему
хорошо платят за визиты. По вечерам он
любит считать деньги, которые заработал
за день. У него появляются “безобидные”
страстишки: игра в вист, обжорство,
жадность, равнодушие. Он уже не сострадает
ближним, как раньше, и позволяет себе
кричать на больных и стучит палкой. В
городе его уже по-домашнему называют
Ионычем, тем самым принимая его в свою
среду. Чехов, показывая “лучшую” семью
Туркиных, как бы подводит нас вслед за
Старцевым сделать вывод: “Если самая
талантливая семья так бездарна и глупа,
то каков же весь город?” Еще хуже, чем
Туркины, потому что в этом милом семействе
есть налет хоть какой-то интеллигентности.

Старцев не имел семьи. Не зная, что делать
с деньгами, он, по-видимому, просто ради
удовольствия скупал недвижимость. Чехов
нас предупреждает: “Не поддавайтесь
губительному влиянию среды, не предавайте
своих идеалов, берегите в себе человека”.
Процесс духовного умирания Старцева
тем тягостнее, что он вполне осознает,
в какое мерзкое болото погружается, но
даже не пытается с этим бороться. Жалуясь
на окружающую среду, он мирится с нею.
Даже воспоминания о любви не могут
разбудить полуспящую душу Старцева.
Ионыч уже давно умер, и ничто не может
вывезти его из духовной спячки. Ему не
жаль молодости, любви, несбывшихся
надежд.

Чехов написал историю новой формы
тяжелой социальной болезни, которую
давно изучала русская литература.
Название этой болезни — духовная
деградация личности. Как опытный врач,
Старцев мог бы поставить себе диагноз:
распад личности в результате утраты
жизненных идеалов.

Творчество Чехова высоко оценили не
только его современники, но и писатели
XX века. Алексей Николаевич Толстой,
например, говорил: “Чехов — это Пушкин
в прозе”, а его однофамилец — Лев Толстой
— утверждал: “Какой превосходный
язык!.. Никто из нас: ни Достоевский, ни
Тургенев, ни Гончаров, ни я — не могли
бы так писать”.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Дух леса в татарских сказках называют
  • Дух леса в татарских сказках называется шайтан
  • Дух леса в татарских сказках называется ответ
  • Дух леса в татарских сказках называется как называется
  • Дух в нем занялся это в сказке о царе салтане