Духовное падение человека в рассказе а п чехова

1. История деградации героя.
2. Жизнь доктора Старцева.
3. Превращение в Ионыча.

Власть жизненного футляра очерчена здесь художником сильно, сжато и красиво…
А. С. Глинка

Рассказ А. П. Чехов «Ионыч» — это история деградации личности. Автор описывает болезнь общества на примере молодого доктора Старцева. Прослеживая влияние среды на человека, писатель показывает постепенное превращение доктора Старцева в Ионыча — молодого врача, подающего надежды, в обывателя. «Чехов сумел без потерь сгустить грандиозный объем всей человеческой жизни, во всей ее трагикомической полноте на восемнадцати страницах текста», — пишут П. Вайль и А. Генис, называя это произведение микророманом. Мастерство и виртуозность автора, неторопливо ведущего повествование, позволили придать рассказу романную форму. По мнению этих критиков, «Ионыч» — ненаписанный роман о неслучившейся жизни героя.

Автор показывает нам, как влияет окружение, общество, на внутренний мир героя. В начале рассказа мы видим Дмитрия Ионыча Старцева, когда он только что назначен земским врачом. Для приезжих жизнь в губернском городе С. скучна и однообразна, для местных жителей же она кажется очень насыщенной: «есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства». Одной из самых «образованных и талантливых» считается семья Туркиных: глава семьи Иван Петрович знает толк в шутках, его жена Вера Иосифовна пишет повести, а дочь Екатерина Ивановна играет на рояле. Само собой, Старцеву советуют непременно побывать в этой гостеприимной радушной идиллической обстановке. На самом деле это — типичная обывательская семья.

Первый визит не разочаровывает доктора, напротив, милая домашняя обстановка, чтение вслух романов о том, чего никогда не может быть, оркестровая музыка, беззаботное времяпровождение — все это приятно гостю. Все в гостях ему было в новинку, игра Екатерины Ивановны нравилась ему, театральная реплика лакея Павы «умри, несчастная!» вызывала смех.

Отдавшись работе, доктор год не был в этой семье, пока его не пригласили с просьбой облегчить мигрени Веры Иосифовны. Визиты его стали чаще — Старцев влюбился в дочь хозяина. Он жаждет объяснения, но Котик то суха и холодна, то вручает ему записку, назначая свидание на кладбище. Обман ничему не учит доктора — он едет делать Котику предложение, но оказывается некстати: Екатерину Ивановну причесывает парикмахер, она едет в клуб. В рассеянном и ошеломленном состоянии Старцев думает о приданном — уже проявляется в нем такая черта характера как расчетливость. В романтическом порыве он готов изменить свою жизнь, а Котик смеется над ним. В ответ на предложение руки и сердца он получает отказ: «Больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима». Замужество Екатерина Ивановна воспринимает как ограничивающие свободу условности. Она движется к блестящей цели, а не стремится замуж.

Уязвленное самолюбие и стыд — вот с чем выходит из клуба Старцев. Автор метко замечает, что все произошедшее похоже на маленькую любительскую пьесу с глупеньким концом. Вскоре доктор снова зажил по-прежнему.

У него была большая практика в городе — результат четырех лет работы, полнота от нежелания ходить пешком и раздражение на обывателей. Он ни с кем не разговаривал и не сходился близко, уклонялся от всех развлечений, кроме игры в винт, и завел счет в банке. Это все, что интересует Старцева, и эти изменения необратимы — среда засасывает когда-то перспективного талантливого доктора все глубже. Теперь все наоборот: визит к Туркиным вызывает у него другие мысли — он радуется тому, что не женился на Котике, его раздражает очередное произведение хозяйки, повторяющиеся шутки хозяина. Екатерина Ивановна говорит о том, что из нее пианистка — как из мамы писательница. Она идеализирует доктора. Старцев же думает только о деньгах. Любимая профессия уже давно превратилась для него лишь в источник дохода. Уезжает он с мыслью: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город…». Он уезжает и больше никогда не бывает у Туркиных. Отныне Туркины для него — «те, что дочка играет на фортепьянах». По прошествии еще нескольких лет это уже не Дмитрий Старцев, а Ионыч, «не человек, а языческий бог», жадный, раздражительный, апатичный, одинокий эгоист, живущий ради наживы. Пошлая обывательская среда сделала свое дело. Ионыча волнует только сытость и богатство, а вовсе не люди, которым нужен врач. Теперь пациенты больше раздражают его, а прежнее раздражение на обывателей забывается, потому что он сам стал таким. Его достижения за эти годы — тройка с бубенчиками, несколько домов и счет в банке. Старцев деградировал и ведет бездеятельную пустую жизнь. Его могла изменить к лучшему и дело жизни, и любовь, но он осознанно поддался влиянию окружающей среды, как и Екатерина Ивановна, которая, вернувшись в дом родителей, постепенно становится копией матери.

Тема духовного падения человека в рассказах а. П. Чехова

План

I. Понятие духовности.

II. Скудность внутреннего мира чиновника как причина его страданий.

III. Генерал – человек добродушный или попросту черствый и невнимательный?

IV. Эмпатия и взаимопонимание – ключ к духовному росту.

В произведениях большинства русских писателей немало внимания уделяется такому человеческому качеству, как духовность. Что же представляет собой духовность? Кто определяет уровень духовности того или иного человека, и почему далеко не каждая личность может считаться высокодуховной?

В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» в простом и в то же время лаконичном стиле раскрывается данная тема. Иван Дмитриевич Червяков – обыкновенный, ничем не примечательный, среднестатистический человек (экзекутор). Нелепейшая ситуация, произошедшая однажды в его жизни (а точнее – один-единственный эпизод из его жизни) влечет за собой серьезные душевные страдания, метания, и в конечном итоге – смерть. Почему так происходит? Скорее всего, потому, что это был мягкий, принимающий все проблемы близко к сердцу, человек. Возможно, другой бы на его месте извинился и продолжал бы спокойно смотреть спектакль. Но Червякову целых три дня не давала покоя произошедшая с ним сиюминутная, банальная, простая ситуация! И тому есть свои веские причины. Его внутренний мир был скуден и беден. Сосредоточенность на покровительстве генерала мешала жить.

Рассмотреть поведение генерала можно с двух точек зрения. С одной стороны – это черствый, высокомерный, надменный человек, который даже не хотел обращать внимания на нижестоящего в «Табели о рангах» человека (Червякова). Возможно, по его мнению, не состоявшегося в жизни человека. А может быть – и просто неудачника. Но, с другой стороны, сам-то генерал давно его простил. Еще после первого извинения, там, во время просмотра спектакля. Или, может быть, дух спектакля, игра актеров настолько его увлекли, что незначительное, секундное неудобство никак не отложилось в его памяти, и он так был увлечен просмотром, что просто не хотел отвлекаться ни на что. И в данной ситуации генерал предстает перед нами как мягкий, добрый и занятой человек. Чем дольше продолжались ежедневные визиты Ивана Червякова, тем больше генерал недоумевал, попросту не представляя, что данная личность делает здесь, у него?! Ведь он запамятовал, что произошло накануне, и был полностью поглощен своими собственными важными делами, соответственно, не желал терять ни секунды на посторонние разговоры. И позвольте, у каждого человека есть свой предел терпения! Не так ли?! На третий день с криком «Пошел вон!» генерал продемонстрировал, что его собственный предел долготерпения достигнут.

Сердце Червякова не выдержало такого удара. Самоедство и угрызения совести сделали свое черное дело. В голове его кипели и клубились неприятные и пугающие мысли о том, что генерал его не простил. Боже, как было стыдно…

Мне кажется, Антон Павлович Чехов хотел акцентировать внимание читателя на том, как важно и нужно уметь и хотеть разговаривать! Да-да, просто разговаривать друг с другом! Уделив Червякову всего несколько минут своего драгоценного времени, генерал тем самым спас бы его жизнь. Что ж, можно только посочувствовать вдове Червякова. Мир суров, и следует помнить о необходимости закалки – чтобы не приобщиться к когорте неудачников. Тема духовности героев данного рассказа Чехова остается открытой. Пусть каждый сам для себя решит, чье духовное падение кажется более глубоким.

Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова

План

I. Понятие духовности.

II. Скудность внутреннего мира чиновника как причина его страданий.

III. Генерал – человек добродушный или попросту черствый и невнимательный?

IV. Эмпатия и взаимопонимание – ключ к духовному росту.

В произведениях большинства русских писателей немало внимания уделяется такому человеческому качеству, как духовность. Что же представляет собой духовность? Кто определяет уровень духовности того или иного человека, и почему далеко не каждая личность может считаться высокодуховной?

В рассказе А. П. Чехова “Смерть чиновника” в простом и в то же время лаконичном стиле раскрывается данная тема. Иван Дмитриевич Червяков – обыкновенный, ничем не примечательный, среднестатистический человек (экзекутор). Нелепейшая ситуация, произошедшая однажды в его жизни (а точнее – один-единственный эпизод из его жизни) влечет за собой серьезные душевные страдания, метания, и в конечном итоге – смерть.

Почему так происходит? Скорее всего, потому, что это был мягкий, принимающий все проблемы близко к сердцу, человек. Возможно, другой бы на его месте извинился и продолжал бы спокойно смотреть спектакль.

Но Червякову целых три дня не давала покоя произошедшая с ним сиюминутная, банальная, простая ситуация! И тому есть свои веские причины. Его внутренний мир был скуден и беден.

Сосредоточенность на покровительстве генерала мешала жить.

Рассмотреть поведение генерала можно с двух точек зрения. С одной стороны – это черствый, высокомерный, надменный человек, который даже не хотел обращать внимания на нижестоящего в “Табели о рангах” человека (Червякова). Возможно, по его мнению, не состоявшегося в жизни человека. А может быть – и просто неудачника.

Но, с другой стороны, сам-то генерал давно его простил. Еще после первого извинения, там, во время просмотра спектакля. Или, может быть, дух спектакля, игра актеров настолько его увлекли, что незначительное, секундное неудобство никак не отложилось в его памяти, и он так был увлечен просмотром, что просто не хотел отвлекаться ни на что. И в данной ситуации генерал предстает перед нами как мягкий, добрый и занятой человек.

Чем дольше продолжались ежедневные визиты Ивана Червякова, тем больше генерал недоумевал, попросту не представляя, что данная личность делает здесь, у него?! Ведь он запамятовал, что произошло накануне, и был полностью поглощен своими собственными важными делами, соответственно, не желал терять ни секунды на посторонние разговоры. И позвольте, у каждого человека есть свой предел терпения!

Не так ли?! На третий день с криком “Пошел вон!” генерал продемонстрировал, что его собственный предел долготерпения достигнут.

Сердце Червякова не выдержало такого удара. Самоедство и угрызения совести сделали свое черное дело. В голове его кипели и клубились неприятные и пугающие мысли о том, что генерал его не простил.

Боже, как было стыдно…

Мне кажется, Антон Павлович Чехов хотел акцентировать внимание читателя на том, как важно и нужно уметь и хотеть разговаривать! Да-да, просто разговаривать друг с другом! Уделив Червякову всего несколько минут своего драгоценного времени, генерал тем самым спас бы его жизнь. Что ж, можно только посочувствовать вдове Червякова.

Мир суров, и следует помнить о необходимости закалки – чтобы не приобщиться к когорте неудачников. Тема духовности героев данного рассказа Чехова остается открытой. Пусть каждый сам для себя решит, чье духовное падение кажется более глубоким.

Все сочинения

Сочинение на тему: “Вопрос духовной деградации человека в рассказах А. П. Чехова”

Во все времена вопрос снижения духовного уровня личности под влиянием
внешних обстоятельств остается актуальным для отечественной литературы.
Выдающееся место среди русских писателей, занимавшихся исследованием
данной проблемы, был А. П. Чехов. Он наиболее ярко показал, как опасно жить
без моральных ориентиров, руководствуясь лишь мимолетными страстями и не
развивая в себе лучшие задатки с молодости.
Тема духовной деградации полно раскрыта в рассказах Чехова “Ионыч”
и “Крыжовник”. В первом произведении главный герой символизирует собой
нереализованное благородство. Не зря по профессии Дмитрий Старцев являлся
врачом, чей труд, как известно, один из самых благородных. Мечтая в юности
о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода итруд
на пользу общества, молодой доктор не мог предположить, что когда-то все
это сведется для него до уровня подсчета разноцветных денежных бумажек.
За относительно небольшое время произошла духовная деградация личности.
Дмитрий Старцев возжелал покоя, и чем старше он становился, тем сильнее
разрушалась его душа.
Какой психологический портрет Старцева нарисован автором в начале
произведения? Молодой и, безусловно, талантливый врач после окончания
учебы посвящает себя службе в губернском городе С. Им движет благородное
устремление быть полезным людям, свою работу он воспринимает как Призвание
с большой буквы, и, будучи готовым к лишениям, он забывает о праздной жизни.
Старцев работает, видя в этом свое первое назначение. “Врастание” в
земскую службу, он обрастает знакомствами, в частности с семьей Туркиных.
Знакомства он заводит не по причине симпатии к людям, а потому что, по мнению
обывателей, это семейство наиболее интеллигентное в городе. Возможно, в этом
и заключается первая ошибка Старцева, которая выводит его на путь моральной
деградации: он излишне внимательно прислушивается к общественному мнению,
не будучи уверен в его правильности.
На мой взгляд, утерянное благородство – это наиболее яркое и
обескураживающее последствие духовной деградации личности, о которой Чехов
писал и в другом своем произведении “Крыжовник”. Высшее счастье героя
рассказа умещалось в схему: барский дом – людская – огород – крыжовник. Жил
он скупо, недоедал, недопивал, одевался, бог знает как, словно нищий, и все
копил и клал в банк. Страшно жадничал.
Каждое действие героя подчинялось пагубному для духовности стремлению.
Он даже женился для того, чтобы воплотить в жизнь свою странную мечту. Вся
цель его жизни сосредоточилась в жестких и кислых ягодах, поедая которые он
чувствовал себя совершенно счастливым. Был ли он таковым на самом деле?
Наверное, здесь будет уместно ответить цитатой ПушкинА: “Тьмы истин нам
дороже нас возвышающий обман”.
Оба рассказа А. П. Чехова показывают, как губительны тишина и спокойствие в
жизни каждого человека. Не стоит успокаиваться, нельзя позволять усыплять
себя. “Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл
этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и простом.
Делайте добро!”

Loading…

Сочинение на тему: “Вопрос духовной деградации человека в рассказах А. П. Чехова”

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Тема гибели человеческой души в рассказе Ионыч

Тема гибели человеческой души в рассказе Ионыч Чехова

Обычно говорят о том, что Ионыч потерял душу и человеческое обличие. Конечно, на это похоже. Но и другие герои этого произведения тоже потеряли часть души, по моему мнению.

На первом месте, понятно, доктор Старцев. Как ужасно он деградировал! Он такой яркий человек в начале своей карьеры, хотя и очень устаёт на работе. У него вполне позитивный взгляд на всё и всех, он очарован семьей Туркиных, видит в них только хорошее. Он почти влюблен в Котика, хотя она показывает характер, свою избалованность. А в финале, практически сменив красивую фамилию на «кличку» Ионыч, герой видит во всём плохое. Семья Туркиных кажется теперь ему посредственной, Катя уже не нравится. Он страшно располнел, работу свою не любит, а думает только о деньгах, скупает площади. Его портрет очень неприятен… У него не было любви, о ком заботиться, деньги стали его целью. И обстановка в городке совсем не интересная, не творческая. Думаю, рутина поглотила его, он прекратил развиваться, целей тоже нет. То есть только материальные… Мог бы найти себя в помощи людям, но стал циником, как многие врачи. Говорят, что им нужно выстраивать внутреннюю стену, чтобы сохранить себя. Иначе нельзя людям помочь – слишком много страданий на себя возьмешь, будешь жалеть пациентов, а им иногда нужны жесткие и трезвые решения. Но главное – не задохнуться за этой стеной. Помнить, что ты в первую очередь людям помогаешь, а не деньги на них зарабатываешь. Кроме того, он ведь стал играть в карты и ходить в клуб, потерял интерес к жизни! Стал грубым и злым, таким, как люди, которых он презирал в начале.

Катерина Ивановна тоже потеряла часть своей души, она ведь вернулась из города после консерватории сломанной какой-то, разочарованной. В первую очередь, в себе! Конечно, дома все восхищались, она видела в себе великую пианистку, но мир показал ей, что это не так. Ей крылья подрезали! И она уже готова за этого неприятного доктора, которого она в своих фантазиях сделала настоящим героем – людским помощником. 

Может быть, её родители тоже когда-то потеряли часть своей души. Они застряли в этой рутине. Один повторяет старые шутки, а другая пишет неинтересные романы. Вроде бы шутят и творят, но без души. Чтобы показать, какие они талантливые?  

Душу нужно беречь, давать ей духовную пищу: хорошие книги, духовные практики, общение с людьми, помощь несчастным. Ни у Старцева, ни у других героев этого не было.

2 вариант

В произведении «Ионыч» Антона Павловича Чехова описывается серьёзная проблема – проблема гибели человеческой души.

Дмитрий Ионыч Старцев – это главный герой рассказа. В начале произведения он представляет собой земского врача, который лечит людей. Ионыч – это добрый, весёлый, свободный и достойный человек. Он очень любит свое дело и с радостью помогает всем людям. Денег много он не получает, но, тем не менее, работа ему интересна. Дмитрий понимал, что нужно постоянно работать и трудиться, и тогда всё получится: он сможет заработать на собственный дом.

Одно его знакомство стало решающим для него и его души. Однажды на улице он познакомился с Туркиным Иваном Петровичем. Это человек, известный во всем городе своей состоятельной дворянской семьей. Дмитрия пригласили в гости, где семья Туркиных производят на него спорное впечатление.

В гостях Ионыч знакомится с Екатериной Ивановной – дочерью Туркина – которая быстро покоряет его страстное сердце. Екатерина избалованная, капризная и высокомерная девушка, которая желает стать знаменитой. Она изо дня в день занимается игрой на рояле.

Старцев хочет жениться на девушке, но она отказывает ему, делая выбор в пользу карьеры. Это послужило главным поводом для гибели его души.

Дмитрий Старцев не может вернуться к тихой жизни земского врача, ведь он уже устроился в высшем провинциальном обществе, пока ухаживал за Екатериной.

Он начинает много работать, чтобы обеспечить себя деньгами. Но, к сожалению, в итоге основной целью его жизни становятся деньги. Старцев становится равнодушным ко всему.

Спустя время Ионыч становится человеком, который разучился любить, он уничтожил свой внутренний мир из-за безответной любви.

В этом произведении автор показывает, как абсолютно любой человек, переживший безответную любовь и поддавшийся влиянию плохого окружения, может потерять в себе человека.

После разбора образа Ионыча можно с твёрдостью сказать, что душа человека разрушается от отсутствия желания противостоять влиянию ложных ценностей, которые представляют собой лишь большое искушение для людей разных времен. Драмы в жизни человека способствуют обеднению души, если человек не может различать истинные ценности от ложных.

Тема гибели человеческой души классическая в мировой литературе, но ее объяснение в произведениях Чехова еще останется значительной для многих поколений.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема гибели человеческой души в рассказе Ионыч

Тема гибели человеческой души в рассказе Ионыч

Популярные сегодня темы

  • Анализ повести Портрет Гоголя

    Выдающийся писатель Н.В. Гоголь умел замечать в окружающем мире, не только истинную красоту, но и суровую действительность. Петербург стал для него мрачным и серым городом

  • Сочинение Первое дыхание весны

    Приход весны невозможно предугадать, иногда она наступает согласно календарю в начале марта, но бывает, запаздывая где-то в пути поспевает вернутся в наши края лишь к концу апреля.

  • Сочинение на тему Находчивость (что такое находчивость)

    Находчивость – это способность человека найти выход из любого трудного положения. Такое качество требует сообразительности, быстроты реакции, умения сопоставлять и анализировать факты

  • Сочинение по повести Один день Ивана Денисовича Солженицына

    Проблема преступлений властей, совершаемых против личности, хорошо известна как герою, так и автору. Правда, раскрытие «лагерной» темы происходит достаточно своеобразно.

  • Сочинение Белорусский язык — родной язык моей семьи

    Моя семья состоит из четырёх человек. Мы живём в Республике Беларусь, которая является соседкой и Украины, и России. Своим по-настоящему родным языком мы считаем белорусский, но говорим

  • Духовная деградация человека в рассказе ионыч
  • Духовная деградация личности это рассказа а п чехова ионыч
  • Духлесс авторских сказках называется
  • Духи по английски как пишется
  • Духи архангелов из рассказа без дыхания эдгара по 4 буквы