Духовные искания андрея болконского в романе война и мир сочинение

На чтение 6 мин Просмотров 19.3к.
Обновлено 17 февраля, 2021

Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Духовные искания Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» указывают на то, что перед нами «человек подвижный», что, по мнению писателя, делает героя настоящим. Каждый может ошибаться и падать, но страшнее, когда человек не хочет ничего искать, когда он самодоволен: «спокойствие — душевная подлость».

Князь Андрей постоянно ищет себя, не останавливается в своём развитии, часто сомневается и разочаровывается. Меняются его представления о долге, о любви, об окружающих, о самом себе. Но именно так, через разочарования, он постигает смысл жизни.

Этот процесс условно делится на несколько этапов.

Князя Андрея мы встречаем в салоне Анны Павловны. Это умный, начитанный, образованный молодой человек, которого отец приучил трудиться, а не проводить время в праздности. Поэтому ни светские вечера, ни пустые разговоры его не привлекают. Он презрительно относится к окружающим, считая их жизнь бессмысленной, потому что делать целью обогащение невозможно.

Изначально мы видим его также самолюбивым, даже тщеславным человеком, который жаждет славы. Но это не пустое бахвальство, а скорее благородство. Ведь ему нужны не материальные награды, а любовь и признание. Семейной жизнью князь Андрей тяготится, потому что все его мысли направлены на другие (более высокие, по его мнению) цели. А хочет он покорить «свой Тулон». Он восхищается Цезарем, Наполеоном, потому что они отличаются целеустремлённостью, а славы достигают сами.

Князь искренне верит, что всё в жизни зависит от самого человека. Поэтому он отправляется на войну, мечтая о том, что спасёт армию от поражения. При этом у него есть чувство долга, слово «честь» для Болконского не пустое. Князь заинтересован в общей победе, к службе относится ответственно. Поэтому его в полку уважают. Однако в своих честолюбивых мечтах он вскоре разочаровывается.

Сражение под Аустерлицем заставляет князя Андрея пересмотреть свои взгляды. После Шенграбена он также мечтает о подвиге. А люди, не подозревая о его размышлениях, живут своей жизнью и глупо шутят: Болконский не принимает обыденности происходящего, а Толстой намеренно принижает пафос момента. Тем не менее, князь Андрей смело несёт знамя (автор пишет, что «волоча его за древко»), ведёт за собой полк, но получает ранение (опять обыденно — «со всего размаха крепкою палкой… как ему показалось, ударил его в голову»). «Высокое бесконечное» небо Аустерлица вдруг открывает Болконскому суетность всего происходящего: «…всё пустое, всё обман…» Небо, облака спокойны, торжественны. Им нет никакого дела до того, что кто-то куда-то бежит, кричит, умирает. Князь Андрей осознаёт, что все войны и подвиги перед простотой жизни бессмысленны. Мечты о личной славе окончательно уходят. Герой понимает, что человек не всесилен. Есть нечто большее (рок? судьба?), что может внезапно вмешаться в планы. И это переломный момент в его взглядах.

Вскоре рождается Николенька, а Лиза умирает. Это ещё более убеждает Болконского в особой роли судьбы: человек не может управлять таинствами рождения и смерти. Князь Андрей оставляет службу и буквально запирается в своём имении. Теперь, считает он, надо жить для себя, раз подвиг во имя других не удался. Но в это же время князь открывает в деревне школу, отпускает крепостных. То есть убеждения расходятся с делами. Всё, что желает в этот момент Болконский, — это не делать зла другим. Об этом он и говорит приехавшему навестить друга Безухову. И сравнивает себя со старым дубом: «Всё одно и то же, и всё обман!» Пьер же убеждает приятеля в том, что надо делать добро. С этого разговора начинается для Андрея «хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Итак, встреча с Безуховым заставляет Болконского увидеть то, от чего он прятался в своём имении. А поездка в Отрадное (имение Ростовых, куда он едет, чтобы уладить дела сына) вновь приводит героя к взаимодействию с внешним миром. Князь Андрей видит Наташу: девушка смеётся и куда-то бежит. Она олицетворяет саму весну, потому что естественна, легка, весёла, беззаботна. Однако такую радость герою видеть больно, ведь он решил коротать оставшиеся ему дни вдали ото всех. Ночью Болконский открывает окно и становится невольным свидетелем разговор между Наташей и Соней. Девушек не оставляет равнодушными красота ночи и луны. Соня практична, поэтому переживает, чтобы Наташа не упала, но юная Ростова очень романтична, она мечтает о полёте. И её настроение невольно передаётся князю Андрею. Он замечает весну, красоту и спит крепким сном.

Возвращаясь домой, Болконский опять встречает дуб. Но тот преображён до неузнаваемости: вместо корявого и мрачного старика перед ним молодое, полное сил дерево. Эта встреча убеждает героя, что жизнь не кончена, а впереди его ждут много радостей, среди которых главная — это любовь. Так, встреча с Наташей Ростовой опять меняет Андрея: в нём пробуждается интерес к общественной деятельности.

Болконский возвращается в Петербург и выходит на службу. Однако по старой привычке ищет себе кумира. И находит в своём начальнике Сперанском, умном и энергичном. Вместе они начинают работу над реформами. Однако со временем князь Андрей начинает замечать неискренность в поведении общественного деятеля, его корысть, разочаровывается в своём герое. Особенно заметна холодность, рационализм Сперанского при сопоставлении их с живостью, естественностью Наташи.

С ней начинает общаться Болконский, постепенно влюбляясь. Девушка резко выделяется среди окружающих искренностью, наивностью, неугомонностью. Князь невольно поддаётся её очарованию, но по просьбе отца откладывает свадьбу на год. Однако и эти отношения приносят герою разочарования: Наташа убегает с Анатолем. Ревность, желание отомстить, обида затмевают весь свет, что принесла девушка в его жизнь. В любви он разочарован: «Но я не говорил, что я могу простить. Я не могу!»

И вот Болконский опять на войне с единственной целью — местью. Он видит смерть и, наконец, начинает ценить жизнь. Ему открывается простая истина — прекрасно каждое мгновение. Однако он смертельно ранен. В госпитале он видит своего врага: Анатоль без ноги. Князь Андрей прощает его, чувствуя смирение и христианскую любовь. Прощает он и Наташу, испытывая лишь горечь от скорого расставания.

Болконский умирает, но умирает счастливым. Смысл жизни открывается ему: вечны в этом мире любовь, доброта. «Любовь есть жизнь… Любовь есть Бог». Поэтому прощание с ним светлое.

Итак, на протяжении всего романа князь Андрей пытается выяснить место человека в этой жизни: есть ли какой-то рок, фатум или всё зависит от конкретной личности. Он проходит долгий путь, смиряет свою гордыню и приходит к всепрощению, к любви и доброте. Он забывает все обиды, нанесённые Анатолем, Наташей. Принимает мир таким, какой он есть, несмотря на все его несовершенства.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Жизненный путь исканий Андрея Болконского в романе Война и мир

Жизненный путь исканий Андрея Болконского в романе Война и мир сочинение

В начале романа Льва Николаевича Толстого »Война и мир» Андрей Болконский представлен как тщеславный и равнодушный человек. Он хочет добиться высокого военного чина и ему неинтересно как во время войны живет обычный народ. Болконский ровнялся на Наполеона, поэтому, когда во время войны в 1805-1807 году он увидел, что его армия убегает, кинулся в бой под пули. Этим он хотел всем доказать, что он не только хочет славы, но и ему стало стыдно за своих сослуживцев. В бою Болконский получает ранение в голову и после этого в его голове все меняется.

Андрей Болконский после ранения очнулся другим человеком, он, наконец, понял что слава и признание не так важно в жизни. Главная красота вокруг красота природы и здоровье близких. Когда умерла жена Андрея, он очень долго страдал и не мог прийти в себя. С гибелью жены у Болконского теряется всякий смысл, и он целиком и полностью уходит в себя. Жизнь для него стала скучной и неинтересной.  Лишь разговор с другом помогают Болконскому снова взяться за дело, но уже с другими ценностями.

Болконский влюбляется в Наташу Ростову и в нем вновь просыпается жажда славы. После измены Наташи Ростовой, Болконский снова отправляется на фронт, но уже защищать Родину, а не ради высокого чина. Он даже сражается с простыми солдатами и офицерами.

В Бородинском сражении Болконский совершает подвиг, но не для народа, а для себя. Он осознает все, что с ним происходило и очень хочет поменять свою жизнь полностью в целом. За весь свой жизненный путь он сильно изменился и прошел путь самосовершенствования.

После получения тяжелого смертельного ранения Болконский находит в себе силы простить измену Наташе Ростовой. На смертельном одре он понимает, что многие вещи в жизни не важны, и надо ценить счастливые моменты. Пройдя такой непростой жизненный путь от равнодушного и тщеславного человека к всепрощающему взрослому мужчине.

Лев Николаевич Толстой раскрыл в своем романе историю, где человек, для которого было важно лишь собственное я, в течение жизни может измениться в лучшую сторону. Персонаж Андрей Болконский, жаждущий славы, и равняясь на такого большого лидера как Наполеон, решил для себя, что именно это ему в жизни и нужно.

После переосмысления своих жизненных принципов Болконский все правильно расставляет приоритеты по жизни. Образ Болконского учит каждого читателя, что слава не главное, а нужно больше внимания уделять своей семье и близким.

2 варант

Князь Андрей Болконский – один из положительных героев романа. В романе он сталкивается со множеством трудностей, которые и повлияли на становление его личности.

Толстой знакомит нас с князем ещё в начале произведения в салоне Анны Павловы Шерер. Здесь мы видим его гордым и эгоистичным, идеалом для Болконского в данный момент жизни является Наполеон Бонапарт. Андрей женат на Лизе, но этот брак несчастен, т. к. у супругов противоположные взгляды на светскую жизнь. Болконский ненавидит это «глупое общество», однако для его жены такая жизнь привычна, т. к. с детства она находилась в нем. Князь презирает Лизу, видя в ней фальшь и маску светского общества.

Один из главных эпизодов в жизни Болконского – битва под Аустерлицем. Это сражение было возможностью показать себя и получить заветный Тулон. Но Андрея ранили. И раненый, лежа на земле и глядя на чистое небо, князь переосмысляет всю свою жизнь. Он разочаровывается в Наполеоне и теперь видит в нем маленького, ничтожного человека. По возвращению домой князь узнает о смерти жены. Он корит себя за то, что был так холоден с ней. Эти события давят на героя, и он отказывается от военной службы. С этого момента начинаются поиски смысла жизни. Очень хорошо его мысли описывает первая встреча с дубом. Образ дуба и является внутренним состоянием героя. Он опустошен и подавлен.

Но в отрадном Андрей слышит разговор Наташи и Сони, который полностью меняет его жизнь. Наташа пробудила в князе уже давно забытые чувства. Символом «перерождения» героя служит тот самый дуб. Болконский встретил его на обратном пути и сначала даже не узнал. Дуб преобразился до неузнаваемости, он расцвел также, как и душа главного героя. После этой встречи мы слышим от Болконского ту заветную фразу: «Нет, жизнь не кончена и тридцать один год».

Болконский влюбляется в Ростову и делает ей предложение, она соглашается. Но его отец против этого брака, он уговаривает сына отложить свадьбу и поехать на лечение за границу. Андрей соглашается. За время его отсутствия Наташа влюбляется в Анатоля Курагина и пишет об этом Болконскому. Их помолвка отменяется, но Андрей не перестает любить Наташу до самой смерти.

Главный герой возвращается на службу, пытаясь забыть Наташу и её измену. Он принимает участие в войне 1812 года. В Бородинском сражении Андрей получает серьезное ранение. В госпитале происходит его встреча с Анатолем, его главным врагом. Ему ампутируют ногу. В этот момент Болконскому становиться жаль Курагина. Этот момент показывает, что Андрей умирает физически, но при этом растет духовно. Он в очередной раз перерождается.

Через неделю Андрей оказывается в доме Ростовых. Наташа ухаживает и заботится о нем. Их отношения улучшаются, Болконский прощает Ростову. Он все еще любит её, но уже слишком поздно, его настигает смерть.

Жизненный путь князя Андрея наполнен различными трудностями и испытаниями, но несмотря на всё Болконский приходит к внутренней гармонии с самим собой и покидает этот мир со спокойной душой.

Сочинение Жизненный путь Болконского

Судьбы и жизни героев романа «Война и мир» тесно взаимосвязаны с военной и мирной деятельностью страны. Одним из сложных героев эпопеи считается Андрей Болконский. Поступки Болконского очень трудно понять. Болконский выделяется как великий человек с сильной волью и способностью управлять другими людьми. Андрей обладал отличной памятью и был начитанным человеком. С юности он много работал и учился.

В начале книги Андрей желал только славы при помощи воинских подвигов. В Шенграбенской битве Болконский проявил храбрость и мужество. В 1805 году Андрей участвовал в Аустерлицкой битве.  В битве он бежал впереди всех со знаменем в руках. На поле боя он был ранен. В бессознательном состоянии Андрей видел Наполеона. В таком состоянии он мечтал о тихой и беззаботной жизни. Он был пленен врагами и пролежал некоторое время. После чего Андрей вернулся в Лысые Горы. Чуть позже Андрей получил от судьбы страшный удар. Он лишился своей супруги, которая умерла при родах. Андрей испытал душевные страдания. Он потерял смысл жизни. Он пришел к теории, что жизнь пронизана жестокостью, а не добротой и любовью.

После пришествия Болконский остался в деревне. Он продолжал жить, как и раньше, но его внутреннее состояние полностью изменилось. Мысль о новой жизни, деятельности и любви приносила ему неприятные ощущения. Ему было всего 31 год и у него было все еще впереди. Он принял решение, что доживет свою жизнь, ничего не желая. Так прошло некоторое время. Андрей поехал в Отрадное в поместье Ростовых, чтобы обсудить важное дело. В поместье он встретил Наташу. После знакомства с девушкой у Андрея изменилось мировоззрение, он почувствовал, как к нему вернулись жизненные силы. Чуть позже он понял, что полюбил Наташу. Во второй раз они встретились на светском балу в поместье Ростовых. На балу Болконский любовался пением Наташи.

Андрей и Наташа были очень разными. Андрею были присущи зрелость и ум. Наташа была веселой. Ее тяготило отношение Андрея. По указанию отца девушки их свадьба была отложена. Андрей уехал заграницу на лечение. Он много думал о своих чувствах и не интересовался мнением и чувствами Наташи. Узнав об отношениях Наташи с Курагиным, Андрей отказался ее прощать.

Жизненный путь героя тесно взаимосвязан с армией, научившей его понимать простых людей. Вся армия гордилась и любила князя Болконского. Деятельность и жизненные принципы князя характеризует его как патриота своего народа и человека с высокими моральными принципами.

Путь исканий Андрея Болконского. 10 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Жизненный путь исканий Андрея Болконского в романе Война и мир

Жизненный путь исканий Андрея Болконского в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Почему разные поколения не понимают друг друга? Итоговое 11 класс

    Проблема «отцов и детей» существует очень давно и, вполне возможно, она вечна.

  • Сочинение Ковалевская — женщина математик

    Софья Васильевна Ковалевская — первая женщина профессор и математик. С самого детства отличалась гибким умом и особой тягой к уравнениям и различным формулам. Является выдающимся ученым того времени

  • Сочинение Любовь к жизни

    Конечно, все понимают, что такое любовь. Любовь – это чувство сильной привязанности к какому-то человеку, животному, делу или месту, чувство глубокой симпатии. Я бы разделил любовь на два типа: условная и безусловная

  • Анализ рассказа Безумная Евдокия Алексина

    Рассказчик сообщает в произведении историю своей семьи, в частности, эпизод исчезновения его дочери Оли во время похода с классом. Рассказчик всегда думал, что его дочь талантлива и уникальна, а потому обвинял в случившемся одноклассников

  • Сочинение Как окружение влияет на личность? (итоговое 11 класс)

    Обычно человек становится похож на своё окружение. Есть теории о том, что человек интуитивно выбирает тех вокруг себя, на кого хотел бы стать похожим. Если он случайно попал в какую-то компанию «не его»

(374 слова) Как известно, роман «Война и мир» вырос из замысла создать повесть «Декабристы». Автор хотел объяснить возникновение декабристского движения. Дворянство, отказавшееся мириться с политической и социальной отсталостью России, было воплощено образе князя Андрея Болконского, духовные искания которого чрезвычайно важны для понимания книги. Путь его развивается неравномерно, каждый жизненный этап истощает духовные и физические силы героя, герой теряет веру в жизнь, однако за разочарованием следует подъём.

Впервые читатель сталкивается с героем в салоне Шерер. Толстому описывать лишь внешние черты, раскрывающие внутренний мир. Так, на лице героя в большинстве случаев остается выражение недовольства. Автор подчеркивает скучающий взгляд, размеренный шаг, приятную улыбку. Напускная сдержанность Болконского делала его сухим, однако за этой сухостью скрывался богатейший мир чувств.

Герой с презрением относится к светскому обществу. Он не удовлетворен своей настоящей жизнью и хочет служить. Князь начинает с низших чинов в числе адъютантов, не стремясь к более высокой должности, ведь Андрей не только честолюбив, но и патриотичен, он чувствует ответственность за судьбу России. Но под Шенграбеном он разочаровывается в своей мечте о военной карьере. Кумир Наполеон показался Болконскому лишь маленьким человечком, взирающим на устланную трупами землю. Ослеплённый желанием получить «свой Тулон» и бежать от праздной жизни, он забывает о своей «маленькой княгине». Лиза умерла в родах. Это очень усугубило внутренний кризис князя, и он решил жить для себя и близких. Но и это не могло его полностью удовлетворить. Болконский занялся хозяйством: отпустил на волю 300 крепостных, заменил оставшимся барщину оброком, благоустроил своё имение. Однако ничто не может удовлетворить его – снова разочарование. Но вот Болконский по делам имения отправляется в село Отрадное, после посещения которого в нем просыпается желание жить. И он делает вывод: «Нет, жизнь не кончена в 31 год». Любовь к Ростовой разбудила в нем давно забытую лёгкость, радость, непритворное счастье. Но и это чувство принесло ему боль: невеста увлеклась Курагиным, не дождавшись жениха. Тогда он решает заняться политикой и готовит доклад, но в кругу реформаторов видит лишь карьеристов и лицемеров.

Последнее призвание князь нашел на фронте. На Бородинском поле Болконский получает смертельное ранение. Последние дни он проводит с Наташей, которую простил. Девушка ухаживает за Андреем, разговаривает с ним по душам, и он обретает легкость, умирая без ощущения вечной неудовлетворенности, которая преследовала его всю жизнь. Он знал, что прожил эту жизнь не зря. Последние его мысли были о спокойствии, любви и мире.


Многомудрый Литрекон рад принести Вам пользу, но если у него не вышло, расскажите в комментариях, почему Вам не понравилось это краткое сочинение-рассуждение?

Автор: София Ловцова

В чем заключается духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Содержание:

  • Андрей Болконский в романе «Война и мир»

    • В чем заключаются духовные искания князя
  • Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

    • Первоначальный образ мышления князя Болконского
    • Сражение под Аустерлицем
    • Уединение Болконского в имении, время с семьей
    • Паром, Отрадное и встреча с дубом
    • Возвращение на службу, встреча и отношения с Наташей Ростовой
    • Война 1812 года, Бородино
    • Последняя встреча с Наташей
    • Последний сон Болконского
  • Описание пути с цитатами из текста

Андрей Болконский в романе «Война и мир»

Князь Болконский наряду с Петром Безуховым — один из любимых персонажей Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Толстой выработал свою собственную классификацию личностей.

Деление основано на степени так называемой «подвижности» человека или героя произведения. Писатель делил их на «ищущих», движущихся, и «неищущих», то есть неподвижных. Имеются в виду духовные искания, поиск смысла жизни, вообще смысла во всем происходящем. Сам Толстой считал, что без такого искания нет живости ни в писателе, ни в его героях. Поэтому и людей, и своих персонажей он четко делил на эти два лагеря. Болконский относится к «подвижному», то есть «ищущему» типу в рассматриваемом романе. Поэтому он бесспорно близок автору.

В чем заключаются духовные искания князя

Князь Андрей, как и сам Лев Толстой, поглощен поиском смысла жизни и находится в постоянных сомнениях, не позволяя себе остановиться на чем-то. Для Толстого эта способность сомневаться в своих собственных суждениях является ключевой. Она неизменно приводит к разочарованиям. Путь Болконского — постижение смысла жизни через разочарования во всем: в долге, в любви, в людях, в самом себе и своих стремлениях.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

На протяжении всего романа герой пытается понять роль человека в жизни: все зависит от него самого или от «рока». В этом и заключаются главные духовные поиски князя Андрея. Он прошел путь смирения своего ума, подверженного гордыне, и вышел к доброте и всепрощающей любви. Перед смертью он простил Анатолия Курагина, Наташу и весь мир, каким бы несовершенным он ни был.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

Этот процесс можно разделить на несколько этапов.

Первоначальный образ мышления князя Болконского

Андрей Болконский изначально предстает перед читателем как человек благородный, деловой, интересующийся и сочувствующий наполеоновским идеям. Несмотря на то, что женат, он тяготится супружеством и все свои мысли направляет на кажущиеся ему более важными высокие цели. Он восхищается как «Бонапарте», так и Цезарем за их целеустремленность и подчиненность великим целям, а также за то, что они достигли этих целей сами, как считает Андрей, и прославились. Он мечтает о такой славе, поэтому отправляется на войну.

Вместе с тем, ему присущи глубокое чувство долга перед своим Отечеством и заинтересованность в общем деле — ходе и результатах войны с Наполеоном. Поэтому он ответственно относится к службе и своему полку, простые солдаты уважают и даже любят его. Но это чувство чести, долга и ответственности, а не любовь к людям мотивируют его так себя проявлять.

Князь жаждет подвига, который прославил бы его. Например, когда князь Андрей возвращается от австрийцев, он знает о поражении русских. Однако едет с чувством, что ему предстоит спасти свою армию.

На этом этапе герой самолюбивый, тщеславный и честолюбивый, но умный и во всех отношениях положительный. Князь уверен, что все в жизни зависит от человека, и все ему по плечу, если искренне и ответственно относиться к своему делу.

Сражение под Аустерлицем

Это время начала перемен во взглядах героя. Роль сражения в том, чтобы заставить князя пересмотреть свои тщеславные мечты. После предыдущего сражения под Шенграбеном он все еще хочет совершить подвиг, который прославил бы его имя. Он совершает смелый поступок со знаменем, ведет за собой полк, но получает ранение в голову. А русская армия проигрывает сражения. На этом этапе мечты князя о собственной славе окончательно разбиваются. Наступает первый глобальный перелом во взглядах. Об этом свидетельствует его монолог (смотрите цитаты в последней части статьи). Герою приходится принять, что человек не всесилен, что внезапный «рок» может вмешаться в любую минуту, а последствия этого непредсказуемы. И вообще, все это стремление к славе было простой суетой.

Уединение Болконского в имении, время с семьей

Рождение сына и смерть в родах его жены еще больше убеждают Болконского в роли судьбы. И еще больше разочаровывают. Столкнувшись с таинствами рождения и смерти, которыми он не мог управлять, он полностью пересматривает свои взгляды, уходит со службы, поселяется в своем имении и какое-то время занимается только воспитанием сына и делами имения. Князь называет это богатством мирной жизни. И на этом этапе впервые чувствует свою вину перед умершей женой, которой пренебрегал, с которой так и не смог при ее жизни разделить это богатство.

На данном этапе его точка зрения о смысле жизни проявляется в разговоре с навестившим его Пьером Безуховым. Они говорят о христианском взгляде на жизнь. О христианской любви. Но князь считает, что жизнь ради других разочаровала его во время службы, а теперь он счастлив, живя, как он считает, только для себя. На вопрос Пьера о семье (сыне, сестре, отце) князь отвечает, что они — не другие, они — это он сам. Таким образом, снова ставится под сомнение идея жизни только ради себя. Ведь при убеждении, что живет именно так, князь отпустил крепостных, открыл школы в своей деревне и сделал еще много хорошего для простых людей и дворян. Снова самолюбивые убеждения князя не сходятся с его же собственными делами. Он все еще горд. И все еще от этого страдает. И однозначного ответа о смысле жизни и месте в ней человека в этой части все еще нет.

Паром, Отрадное и встреча с дубом

Встреча с Пьером оживила князя. Он снова смог увидеть то вечное, от чего отгородился, закрывшись один в имении в плену своей гордыни.

Поездка в Отрадное вновь соединила его с внешним миром, и ему захотелось взаимодействовать с ним снова.

Встреча с дубом стала для героя образом-воплощением возрождения надежды на светлое, на жизнь, веру и любовь. Князь Андрей понял: нужно продолжать жить, двигаться вперед. Болконский с обновленным мышлением вновь выходит на службу и параллельно встречает Наташу Ростову. 

Возвращение на службу, встреча и отношения с Наташей Ростовой

Андрей встречает Наташу Ростову. Его взгляды снова меняются: только что он вышел на службу и, по старой памяти, увидел кумира в своем начальнике — Сперанском. Наташа помогла ему понять, что он чуть не встал на старые рельсы гордости и честолюбия. Благодаря ей он понял, что в политике Сперанского больше слов, чем дела, и отошел от него. Но противоречий становится еще больше. Живость Наташи волнует его, любовь к ней нарастает, заставляет делить жизнь на две части: ту, что касается ее, он классифицирует как светлую, счастливую, а ту, что от нее отделена, называет тьмой. Он между двух огней, истина как будто ускользает от него все дальше. Снова вмешиваются внезапные события, которые князь не может контролировать, которые вновь несут ему разочарование: Наташа вдруг изменяет ему с Анатолием Курагиным. Эгоизм затмевает весь принесенный Ростовой свет. Болконский не может простить Наташу и хочет отомстить Анатолию. Это становится на какое-то время смыслом его жизни.

Война 1812 года, Бородино

Мотивы князя уже не те, что в начале произведения. Патриотизм и честолюбие заменяет жажда мести. Цель его  — найти и убить Курагина. Полк князя в резерве, но люди гибнут от бомбежек. Благодаря этому Болконский начинает испытывать любовь к своей жизни и ценить человека в целом: от маршала до простого солдата. Но тут же сам получает смертельные ранения и попадает в госпиталь, где находит своего врага Курагина без ноги. Здесь, наконец, Андрей Болконский, сам находясь при смерти, чувствует христианскую любовь по отношению к тому, кого еще вчера ненавидел, и прощает его. Это переломный момент в духовных исканиях героя. Он постиг любовь, доброту и прощение.

Последняя встреча с Наташей

Князь Андрей снова переживает прощает и ее, испытывает горечь от разрыва с ней.

Последний сон Болконского

Эпизод с осмыслением смерти как пробуждения. Страх смерти из-за чувства вины перед умершей женой трансформируется у героя в радостное ожидание новой встречи с ней и надежду загладить вину в следующей жизни, после смерти. Он умирает, но умирает счастливым, просветленным. Он нашел свой смысл. Смерть стала открытием истины для князя — истины о Боге, вечности и любви. Он получил утешение, надежду и ответ на свой главный вопрос. Поэтому и прощание с ним героев светлое. В сцене смерти князя вообще нет ничего разочаровывающего, в отличие от всех других эпизодов его жизни в романе.

В этой части романа Толстой также дает читателю понять свое отношение к такому преобразованию ума одного из своих любимых персонажей: самолюбивому и одинокому герою, пусть даже очень умному и во всех отношениях положительному, не принести пользы этому миру.

Описание пути с цитатами из текста

Этап 1. Первоначальный образ мышления князя Болконского.

Андрей — внешне скептичен и замкнут, внутреннее — жадно ищет своим внутренним качествам достойного применения.

Цитата (Марья)

Ты всем хорош, Аndrе, но в тебе есть какая-то гордость мысли.

…он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим.

Он сочувствует идеям Наполеона и Цезаря. Поглощен высшими целями.

Цитата (Андрей)

Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, — и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной — и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу.

Цитата (об Андрее)

…имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производил на других и занятого делом приятным и интересным.

Несмотря на свою жажду славы, Болконский — настоящий патриот своего Отечества, искренне считает заботу о нем своей личной ответственностью, даже долгом.

Цитата (Болконский)

Да ты пойми, что мы — или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела.

Цитата (князь на службе у Сперанского)

Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили.

Этап 2. Сражение под Аустерлицем.

Перелом во взглядах героя: жажада славы — суета перед вечностью.

Цитата (из монолога Болконского)

Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… не так, как мы бежали, кричали и дрались… Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу.

Этап 3. Уединение в имении, время с семьей.

Цитата (из диалога с Пьером при его посещении Болконского, том 2)

…говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.

Цитата (из того же диалога)

— Да как же жить для одного себя? — разгорячаясь спросил Пьер. — А сын, а сестра, а отец?

— Да это все тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, это главный источник заблуждения и зла. Ближние — это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро. — … надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.

Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему.

Этап 4. Паром, Отрадное и встреча с дубом.

Из разговора с Пьером на пароме. Итог.

Надо жить, надо любить, надо верить…

Первая встреча с дубом — по дороге в Отрадное.

С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, любовь и счастие!».. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!

Вторая встреча с дубом — по дороге из Отрадного.

Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь  в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их.

Этап 5. Выход на службу и встреча и отношения с Наташей Ростовой.

Служба у Сперанского, старые мотивы честолюбия.

Я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это.

Этап 6. Война 1812 года. Бородино.

Мысли раненого князя.

Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью.

Этап 7. Прощание с Наташей.

Любовь? Что такое любовь? — думал он. — Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.

Этап 8. Последний сон Болконского.

Смерть — пробуждение к жизни.

…князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.

С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни. Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно-медленном, пробуждении.

…он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной легкости бытия.

Он слишком хорош, он не может, не может жить.

Путь исканий Андрея Болконского

Введение

На протяжении всего романа Л.Н.Толстого «Война и мир» мы встречаемся с разными героями. Одни только появляются и сразу уходят, у других проходит целая жизнь перед нашими глазами. И мы вместе с ними радуемся за их успехи, переживаем за неудачи, волнуемся и думаем, как поступить дальше. Неслучайно Л.Н.Толстой показывает нам в своем романе «Война и мир» путь исканий Андрея Болконского. Мы видим некое перерождение человека, переосмысление ценностей жизни, нравственное восхождение к человеческим идеалам жизни.

У нас появилась новая характеристика Андрея Болконского.

Андрей Болконский – один из самых любимых героев Л.Н.Толстого. Мы можем посмотреть весь его жизненный путь в романе «Война и мир», путь становления личности, путь исканий души.

Идеалы Андрея

Андрей Болконский, которого мы встречаем в начале романа, отличается от Андрея Болконского, с которым мы расстаемся в начале четвертого тома произведения. Мы видим его на светском вечере в салоне Анны Шерер гордого, высокомерного, не желающего участвовать в жизни общества, считая это для себя недостойным. В его идеалы входит образ французского императора Наполеона Бонапарта. В Лысых Горах в разговоре со своим отцом Болконский говорит: «…как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь как хотите, а Бонапарте все-таки великий полководец!»

К жене Лизе он относился неласково, с видимым превосходством. Уходя на войну, оставляя беременную жену на попечение старого князя, он попросил отца: «Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя…чтоб он вырос у вас…пожалуйста».

Андрей считает жену неспособной вырастить достойного сына.

Искренние чувства дружбы и любви Болконский испытывает к Пьеру Безухову, единственному преданному его другу. «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света», – говорил он ему.

Очень насыщенна событиями военная жизнь Болконского. Он попадает в адъютанты к Кутузову, помогает решить исход Шенграбенского сражения, защищает Тимохина, едет на прием к императору Францу с доброй вестью о победе русских (так ему кажется), участвует в Аустерлицком сражении. Потом делает значительный перерыв в военной кампании – в это время раз и происходит переосмысление его жизни. Затем возвращение в военную службу, увлечение Сперанским, Бородинское поле, ранение и смерть.

Разочарования Болконского

Первое разочарование пришло к Болконскому, когда он лежал под Аустерлицким небом и думал о смерти. Увидев своего кумира – Наполеона, стоявшего рядом с ним, Болконский почему-то не испытал от его присутствия того величия, какое считал до этого возможным. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял», – вот что занимало теперь Болконского.

Вернувшись домой после ранения, Болконский застает жену Лизу в родах. После ее смерти он осознает, что отчасти виноват в случившемся, в своем отношении к Лизе. Он был слишком горд, слишком высокомерен, слишком далек от нее, и это приносит ему страдание.

После всего Болконский дает себе слово больше не воевать. Безухов пытается возродить его к жизни, рассказывает о масонстве, говорит о спасении души в служении людям, но Болконский на все это отвечает: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие двух этих зол».

Готовясь к Бородинскому сражению, князь Андрей болезненно перебирал все события своей жизни, произошедшие с ним. Толстой описывает состояние своего героя: «Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России». Болконский называет «ложными» образами славу, некогда так волновавшую его, любовь, которую он когда-то не воспринял всерьез, отечество, которое сейчас находилось под угрозой. Раньше ему казалось, что все это великое, божественное, недосягаемое, наполненное глубоким смыслом. А теперь это оказалось так «просто, бледно и грубо».

Любовь к Наташе Ростовой

Истинное прозрение к жизни пришло к Болконскому после встречи с Наташей Ростовой. По роду своей деятельности Андрею нужно было встретиться с уездным предводителем, каковым был граф Илья Андреевич Ростов. По дороге к Ростовым Андрей увидел огромный старый дуб с обломанными ветвями. Все кругом благоухало и наслаждалось дыханием весны, только этот дуб, видимо, не хотел подчиняться законам природы. Дуб казался Болконскому мрачным и невеселым: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Именно так думал князь Андрей.

Но по возвращению домой Болконский с удивлением заметил, что «старый дуб, весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно…» стоял на том же месте. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год» – решил Болконский. Впечатление, которое произвела на него Наташа, было настолько сильно, что он пока и сам не понимал, что произошло на самом деле. Ростова пробудила в нем все прежние желания и радости жизни, радости от весны, от близких людей, от нежных чувств, от любви, от жизни.

Смерть Болконского

Многие читатели задаются вопросом, почему Л.Толстой уготовил такую судьбу своему любимому герою? Некоторые считают особенностью сюжета смерть Болконского в романе «Война и мир». Да, Л.Н.Толстой очень любил своего героя. Жизнь Болконского была нелегка. Он прошел трудный путь нравственных исканий, пока не обрел вечную истину. Поиск душевного покоя, душевной чистоты, настоящей любви – вот теперь идеалы Болконского. Андрей прожил достойную жизнь и принял достойную смерть. Умирая на руках любимой женщины, рядом с родной сестрой и сыном, постигнув всю прелесть жизни, он знал, что скоро умрет, он чувствовал дыхание смерти, но желание жить было в нем велико. «Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете», говорил он Ростовой, и улыбка в это время светилась на его лице. Он умер счастливым человеком.

Написав сочинение на тему «Путь исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир», я увидел, как меняется человек под влиянием жизненных перепитий, событий, обстоятельств, судеб других людей. Каждый может обрести истину жизни, пройдя сложный путь, как это сделал герой Толстого.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина-Львовна Фрол

    21/31

  • Яна Гулько

    21/31

  • Асыл Марат

    29/31

  • Марина Ставрогина

    31/31

  • Александр Матвеев

    24/31

  • Елена Наволокина

    27/31

  • Екатерина Славская

    13/31

  • Татьяна Габова

    21/31

  • Катя Иванова

    30/31

  • Михаил Палагин

    23/31

Сочинение: Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

(402 слова) Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» вырос из задумки автора создать произведение «Декабристы», которое бы рассказывало о зарождении этого движения, его развитии. Прогрессивные, образованные представители дворянского сословия, желающие улучшить политическое, социальное и экономическое положение России, были представлены одним из главных персонажей произведения – князем Андреем Болконским. Его жизнь протекает неравномерно, его взгляды и убеждения, мысли и ценности меняются в зависимости от событий, которые с ним происходят.

Первый раз мы видим Андрея в петербургском салоне. Автор, описывая внешние черты героя, приоткрывает и его внутренний мир. Обычное выражение лица Болконского – недовольство. Его глаза блуждают по комнатам и людям, ни на ком не останавливаясь и ни от чего не загораясь. Кажущаяся сдержанность князя будто бы делает его холодным, но это обманчивое впечатление, ведь за этой сдержанностью – богатейший внутренний мир.

Князь Андрей не скрывает своего неуважения, даже отвращения, к высшему обществу. Его злят обманчивые комплименты и деланые улыбки, он хочет жить по-настоящему, отправиться на войну. В ходе кампании 1805 года он служит адъютантом, но не желает ни новых званий, ни орденов. Это раскрывает характер князя с новой стороны, показывает его патриотизм. Но все его мечты о службе на военном поприще разбиваются вдребезги, когда он видит тысячи трупов на полях Шенграбена и Аустерлица, трупов, которые ещё вчера были весёлыми, сильными и храбрыми людьми. Он разочаровывается в своём идоле, Наполеоне, когда, попав в плен, видит его вживую. Болконский, разрываемый противоречивыми стремлениями и желаниями, забывает даже о своей жене, и она умирает в родах. Такая потеря ещё сильнее ударила по внутреннему миру Андрея, она изменила его характер. С момента смерти Лизы он старается посвятить всего себя заботе о семье, о близких. Он занимается благоустройством имения, пытается наладить хозяйство, отпускает на волю крепостных. Но князь понимает, что не сможет найти в этом настоящего счастья. Он разочаровывается во всём, и только поездка по делам в Отрадное и случайная встреча с Наташей Ростовой вновь пробуждают в нём энергию к жизни. Любовь, которую он находит в молодой, жизнерадостной девушке, наполняет его новыми планами, задумками, целями. Но и это прекрасное чувство приносит ему страдания: Наташа влюбляется в Анатоля Курагина, не дождавшись жениха, и свадьба расстраивается.

В двенадцатом году Болконский, уставший и измождённый мыслями о мести, разочаровавшийся в людях, снова возвращается на военную службу. В Бородинском сражении он получает смертельную рану, но в последние дни судьба вновь сводит его с Наташей. Они прощают друг друга, и Болконский в свои последние минуты всё же обретает душевный покой. Перед самой смертью он осознаёт, что жизнь была прожита не зря.

Сочинение: Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Эпопея «Война и мир» выросла из замысла Толстого напи­сать роман «Декабристы». Толстой начинал писать свое произ­ведение, оставлял его, снова возвращался к нему, пока в цент­ре его внимания не оказалась Великая французская револю­ция, тема которой звучит с первых страниц романа, и Отечественная война 1812 года. Замысел написания книги о декабристе поглотился более широким замыслом — Толстой принялся писать о мире, потрясенном войной. Так получился роман-эпопея, где в историческом масштабе показан подвиг русского народа в войне 1812 года.

В то же время «Война и мир» — это и «семейная хроника», показывающая дворян­ское общество, представленное несколькими поколениями. И, наконец, в ней описана жизнь молодого дворянина, его взгляды и духовное становление. Многими из тех черт, которыми, по мнению автора, должен обладать декабрист, Толстой наде­лил Андрея Болконского.

В романе показана вся жизнь князя Андрея. Наверное, каждый человек однажды в жизни задумывается над вопроса­ми: «Кто я? Зачем живу? Во имя чего я живу?» На эти и мно­гие другие вопросы пытается ответить герой Толстого на стра­ницах романа. Автор с симпатией относится к молодому князю Болконскому. Это подтверждает тот факт, что Толстой наде­лил князя Андрея многими своими взглядами и убеждениями. Поэтому Болконский является как бы проводником идей само­го автора.

Мы знакомимся с Андреем Болконским в салоне Анны Ше-рер. Уже тогда мы видим, что это неординарная личность.

[sms]

Князь Андрей хорош собой, он безупречно и модно одет. Он прекрасно владеет французским языком, что в то время счита­лось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Князь Андрей — светский человек. В этом смысле он подвержен всем влияниям моды не только в одежде, но и в по­ведении и стиле жизни. Толстой обращает наше внимание на его медленный, тихий, старческий шаг и скуку во взгляде. На его лице мы читаем превосходство и самоуверенность.

Ок­ружающих он считает ниже себя, а значит и хуже, отсюда и скука. Вскоре мы понимаем, что все это наносное. Увидев в салоне Пьера, князь Андрей преображается. Он рад старому другу и не скрывает этого. Улыбка князя становится «неожи­данно доброю и приятною». Несмотря на то что Пьер моложе Андрея, разговаривают они на равных, и беседа доставляет удовольствие обоим. К моменту нашей встречи с ним Андрей — уже полностью сформированная личность, но ему еще выпадет много испытаний в жизни. Князю Андрею предстоит пройти че­рез войну, ранение, любовь, медленное умирание, и все это вре­мя князь будет познавать самого себя, искать тот «момент исти­ны», через который ему откроется правда жизни.

А пока Андрей Болконский ищет славы. Именно в погоне за славой он и отправляется на войну 1805 года. Андрей жаждет стать героем. В своих мечтах он видит, как армия попадает в опасное положение и он в одиночку ее спасает. Кумиром кня­зя, предметом его поклонения является Наполеон. Надо ска­зать, что многие молодые люди того времени увлекались лич­ностью Наполеона. Андрей хо ;ет быть на него похожим и пы­тается во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Болконский и отправляется на войну. Мы видим князя Андрея в Аустерлицком сражении. Он бежит впе­реди атакующих солдат со знаменем в руках, потом падает, по­лучив ранение.

Первое, что видит Андрей после падения — это небо. Высокое, бесконечное небо, по которому бегут облака. Оно так зовет, манит, завораживает своим величием, что князь Андрей даже удивляется, открыв его для себя впервые. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», — думает Андрей. Но в этот момент князю открывается еще одна истина. Все то, к чему он стре­мился, ради чего жил, теперь кажется пустяком, не заслужи­вающим внимания. Ему уже не интересна политическая жизнь, к которой он стремился, не нужна и военная карьера, которой он совсем недавно хотел целиком посвятить себя. Его недавний кумир Наполеон кажется маленьким и ничтожным.

Князь Анд­рей начинает переосмысливать жизнь. Его мысли возвращают­ся в родной дом в Лысых Горах, где остались отец, жена, сест­ра и еще не родившийся ребенок. Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе Андрей. Упоенный жаждой славы, он идеализировал военную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожесточенные схватки, озлобленные лица людей показали ему настоящий об­лик войны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой.

Князь Андрей возвращается домой. Но дома ждет его еще один удар — смерть жены. В свое время князь Андрей не­сколько охладел к ней, и теперь он читает в ее глазах боль и упрек. После смерти жены князь замыкается в себе, даже маленький сын не приносит ему радости. Чтобы как-то себя занять, он вводит новшества в своей деревне. Духовное состоя­ние князя Болконского, его подавленность и разочарование ви­дит Пьер. «Его поразила произошедшая перемена в князе Анд­рее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице… но взгляд был потухший, мертвый…»

Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи про­шло много времени и друзья несколько отдалились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болкон­ского задуматься над словами Пьера «…ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достиже­нию их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмотря на то что князю Андрею тогда показались спорными эти высказы­вания, он осознает правоту Пьера. С этого момента начинается возрождение Андрея к жизни.

По дороге в Отрадное князь Болконский видит огромный дуб «с обломанными… суками и с обломанной корой, заросшей ста­рыми болячками», который «старым, сердитым и презритель­ным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб явля­ется символом душевного состояния Андрея. Это дерево как будто говорит, что на земле нет ни весны, ни счастья, остался только обман. И князь Андрей соглашается с дубом: «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»

В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. «И дела ей нет до моего существования!» — подумал князь Андрей. Но он уже бросает вызов судьбе. Он понимает, что нельзя себя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символичный дуб «весь преобра­женный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа в один миг изменила жизнь Андрея, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь. Андрей говорит: «Мало того… что есть во мне, надо, чтоб и все знали это… чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Но пока Болконский оставляет Наташу и уезжает в Петер­бург. Там он знакомится с передовыми людьми своего времени, участвует в составлении преобразовательных проектов, словом, окунается в политическую жизнь страны. В Петербурге он про­водит времени больше, чем предполагал вначале, и, возвратив­шись, Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болконский любит Наташу, но он слиш­ком горд и высокомерен, чтобы простить ей измену. Поэтому они вынуждены расстаться, имея каждый в своей душе неза­живающую рану.

Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. Теперь уже перед самым Бородинским сражением. Пьер чувствует, что Ан­дрею не суждено жить, кажется, понимает это и Андрей. В Бо­родинском сражении Болконский снова получает ранение. Те­перь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гор­дым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Наташей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему открывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более того, он прощает и Анатоля.

Уже на грани смерти Андрей осознает, что ему «откры­лось новое счастье, неотъемлемое от человека… счастье, нахо­дящееся вне материальных сил, вне материальных влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его мо­жет всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог». Андрей еще раз встречает Наташу. Минуты, прове­денные с ней, оказываются для Андрея самыми счастливыми. Наташа еще раз возвращает его к жизни. Но жить ему остава­лось, увы, очень недолго. «Князь Андрей умер. Но в то же мгно­вение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собой усилие, про­снулся». С этой минуты «началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни».

Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для се­бя, что каждый человек должен жить по-своему. В жизни есть два несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастлив чело­век только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Андрей осознал истинное счастье — жить для других.[/sms]

Духовный путь Андрея Болконского автор разбирает на протяжении всего произведения. «Война и мир» – крупный роман, состоящий из четырех томов. Заголовок говорит о тематике книги. Писатель разбирает параллельно две жизни – военный быт и семейные отношения. Болконский постоянно находится в поиске своего предназначения, не останавливаясь ни на чем конкретном.

Автор уверен, именно это качество князя часто становится причиной его разочарований. Духовный кризис Андрея Болконского спровоцирован неоправданными надеждами. Он чрезмерно погружается в чувства, но не получает должной отдачи. Это касается окружающих людей, любовных отношений, гражданского долга, собственных целей. Персонаж стремится понять смысл своего существования. Его жизненный путь начался с тщеславия, гордыни, с годами эти качества сменились всепрощением, любовью, добротой.

Духовные искания Андрея Болконского – кратко

За свою жизнь князь побывал на нескольких войнах. Ключевую роль в становлении его принципов сыграло ранение в 1805 году. В надежде на славу герой обогнал свой отряд, прорвался в эпицентр боя, но сразу был ранен. После этого Болконский впервые задумался о значимости жизни, неба, семьи. 

Духовные искания Андрея Болконского

Можно выделить следующие этапы духовных исканий Андрея Болконского:

  • Восхищение Наполеоном. Полководец для князя – гений, сверхчеловек;
  • Кризисное восприятие действительности после ранения 1805 года;
  • Появление сына, гибель супруги, принятие решения жить во благо семьи;
  • Общение с Безуховым;
  • Посещение Отрадного, встреча с Ростовой;
  • Государственная деятельность, влюбленность в Ростову;
  • Расставание с Наташей, душевные терзания;
  • Осознание силы, значимости народа в Бородино;
  • Обретение гармонии с миром перед смертью, прощение, любовь.

Разочарование героя становится глубоким экзистенциальным кризисом. Радостные настроения не продолжительные. Герой умирает от ранения на войне, обретая спокойствие. 

Духовные искания Андрея Болконского – таблица

Выстроить путь духовных исканий князя поможет последовательность таблицы:

Путь князя Описание
Читатель начинает отслеживать путь духовных исканий Андрея Болконского с салона Анны Шерер Молодой, добродушный человек испытывает скуку в компании светского общества, ему надоели их разговоры.
Мечты, внутренний позыв Андрей восхищается Наполеоном, хочет стать героем.
Стремление к славе Герой готов пожертвовать семьей ради минуты славы.
Аустерлиц, ранение Князь начинает иначе смотреть на вещи. Пропадают тщеславие, эгоизм. Разочарование в Наполеоне, осознание ценности семьи.
Возвращение с фронта Андрей узнает о смерти княгини. Его поглощает чувство вины за свое отношение к супруге. Князь понимает суть семейного счастья.
Разговор с Безуховым Пьер возвращает Болконского к жизни из омута хандры и апатии.
Наташа – новая любовь князя Болконский полностью погружается в чувства к Ростовой. Он видит один путь быть счастливым – быть с ней.
Война 1812 года Герой идет на войну по причине своей ненависти к врагу, не из тщеславия, как раньше. 
Андрей прощает Курагина Герой от души сочувствует своему врагу, увидев, как ему отрезают ногу.
Князь вновь испытывает чувства к Ростовой Герой тяжело ранен, он страстно хочет выжить. Он вспоминает Наташу, видит ее в другом свете, понимает ее душу.
Гибель Болконского Князь прощает все обиды, в душе происходит нравственная борьба между желанием жить и смертью.

Духовный кризис Болконского 

Герой постоянно пребывает в размышлениях о жизни. Первый переломный момент для него – битва под Аустерлицем. Травма была несерьезная, но она заставила Андрея о многом задуматься. Он переосмыслил свое отношение к Бонапарту, открыл иные ценности. 

Индивидуалистические идеалы разрушаются, это приводит к духовному кризису героя. Все, во что он верил, к чему стремился, оказалось неважным. Болконский находит альтернативные ценностные ориентиры – семью. Но его супруга умирает, подарив князю маленького Николая. Сын становится центром вселенной для персонажа.

Следующий критический момент наступает после расставания с Наташей. Андрей не может справиться с мучительными страданиями, отправляется на войну в 1812 году. Здесь князь погибает от смертельного ранения. Перед смертью он осознает, что нашел свой жизненный путь, свою гармонию. Он прощает всех врагов, вновь чувствует любовь к Наташе. В последние минуты духовный кризис отступает, герой находит покой.


Смотри также: Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова: поиск смысла жизни

  • Духовное падение человека в рассказе а п чехова
  • Духовное и природное в характере катерины сочинение
  • Духовное богатство героев рассказа бежин луг урок
  • Духовно сильный как пишется
  • Духовно развитый как пишется