Духовные искания личности в прозе и а бунина на примере одного двух рассказов



Мировоззрение И. А. Бунина было сформировано всем накопленным жизненным опытом писателя. Это и любовь к земле, природе, его отношение к людям и церковным обрядам, которые он видел в детстве. Бунин объездил всю Европу и познакомился с культурами разных народов, его занимали вопросы философского и религиозного характера: что означает жизнь, смерть, грех, ненависть, искупление? Мировоззренческие позиции И. А. Бунина нашли отражение в его творчестве: в ранних рассказах и в произведениях периода эмиграции. Через своих героев, автор показывает нам собственное отношение к миру, людям, религии.

Рассказ «Над городом» (1900) — воспоминание об одном эпизоде из детских лет повествователя-рассказчика: ребята поднимаются на колокольню, погружаясь в мир звуков, мир птиц (голубей — «мы уже чувствовали себя в одном мире с ними»).

В произведении писатель стремиться понять человека в динамике его духовного развития, связывая проблему формирования личности с ее истоками, то есть с детством. Герои рассказа — мальчики небольшого провинциального городка — поднимаются на колокольню. Туда их влечет захватывающая дух высота. «Птицы любят высоту, — и мы стремились к ней. Матери говорили, что мы растем, когда видим во сне, что летаем, — и на колокольне мы росли, чувствовали за своими плечами крылья…» [1:180]. В этом духовном полете детей сопровождается мощный колокольный звон, высоко возносящий ребячьи души.

Онтологический смысл колокольного звона раскрывает нам писатель в этом произведении через «сильное и краткое веление», написанное на колоколе рядом с барельефным ликом «строгого и прекрасного Ангела Великого Совета»: «Благовествуй земле радость велию…» [1:181]. Напоминанием о Боге, о великой жертве Спасителя, о вечной жизни, о добре и справедливости является, по Бунину, колокольный звон.

Восхищаясь звоном колоколов, Бунин изображает автора этой музыки — убогого дурачка Ваську, а также с большим знанием дела передает детали работы звонаря: «… После долгих раскачиваний била, Васька оглушал нас первым ударом, спугивал голубей со всех карнизов и уже весь отдавался любимому делу, утопая в звонком и непрерывном гудении меди» [1:182]. Дети замирают от гордости, будто это они сами «благовествуют земле радость» и носятся в вихре божественных звуков высоко над землей.

В рассказе «Над городом» автор отразил попытку человека, стоящего в самом начале жизненного пути, преодолеть будничное, ежедневное, осуществить романтическую мечту о полетах, путешествиях, о верной дружбе, о заветных книгах, преодолеть «тягу земли», приблизиться к высокому назначению личности. Писатель утверждает, что в человеке осознано или неосознанно живет жажда высокой духовности. Он дает понять, что полет души, испытываемый ребятами на колокольне в ауре медного звона, не затеряется в буднях их взрослой жизни. Об этом говорится в рассказе от имени литературного героя: «Сидя в летние вечера под окном, я слушаю зачинающийся в разных концах города, перепутывающий и мерно дрожащий гул колоколов, и этот гул погружает меня в думы о том, как протекают тысячи тысяч наших жизней» [1:182].

Главная субстанция рассказа «Над городом» — это память. Герой одновременно вспоминает и еще раз переживает детские ощущения. Колокольный звон для него — субъективно-интенциональная составляющая вечности. Об этом Бунин неоднократно делает записи в своих дневниках: «Горная тишина и свежесть, и этот певучий средневековый звон — все тот же, что и тысячу, пятьсот лет тому назад, в дни рыцарей, пап, королей, монархов. И меня не было в те дни, хотя вся моя душа полна очарованием их древней жизни и чувством, что это часть и очень, очень скоро — а колокол все так же будет звать еще тысячу лет новых, неведомых мне людей» [2:230].

Музыка колоколов используется писателем как эффектное средство сознания характеров в типических условиях их бытования. Звон колоколов одухотворяет бунинских героев, возвышает над убогим бытом, внушает надежду на счастье. Колокольный звон сопровождает человека в радости и печали, отчаянии и вере. Дальний звон колокола у Бунина оттеняет тишину, подчеркивает гармонию мира, вечную жизнь космоса. Как знак — символ колокольный звон устремляется за пределы конечного существования человека. В произведении Бунина он раздвигает пространственно — временные границы, лишает текст сиюминутной предметности.

Мотив колокольного звона позволяет Бунину расширить восприятие от мимолетного впечатления до универсального и вечного чувства. В рассказе автор показал детей стоящих в начале жизненного пути, которые стремятся преодолеть повседневные заботы и подняться к духовному, высокому. Колокольный звон, сопровождающий героев, одухотворяет их и помогает подняться над буднично — житейским.

Образом дороги открывается рассказ И. А. Бунина «Птицы небесные» (1909): «С горы, по наглаженной, ухабистой дороге спускался к реке студент Воронов» [1:340]. Благодаря такому началу у писателя складывается впечатление, что описываемые ниже события — лишь один эпизод из жизни героев (в основе рассказа — случайная встреча «в пути» студента — медика Воронова и нищего старика Луки). Рассказ И. А. Бунина имеет кольцевую композицию: и начинается, и заканчивается образом дороги («…на знаменской дороге лежит в снегу мертвое тело») [1:345]. В рассказе «Птицы небесные» жизнь героя, его земной путь заканчивается.

В названии рассказа И. А. Бунина есть определение: «Небесные» («Птицы небесные»). «Небесный» — чистый, светлый, возвышенный, одухотворенный; это нежно-голубой цвет, «Цвет» Богородицы. Отметим, что нищего старика в рассказе И. А. Бунина звали Лукой. Это имя Евангелиста означает «светящий», «светлый». Нищий больной старик, у которого из одежды только рубаха, портки да зипунинка заплатанный, живет по правде Божьей, с Богом в душе, просто и праведно: «В Бога нет того создания, чтоб не верило…», «Беден только бес, на нем креста нет. А я живу себе» [1:343]. Живет, как птицы небесные: «Птицы — звери всякие, они, брат, об Раях не думают, замерзнуть не боятся» [1:344]. Лука живет Богом, любовью, верой. Он просто живет этим, как если бы это было незримым воздухом для дыхания. (В. В. Розанов: «Кто любит русский народ — не может не любить церкви. Потому что народ и его церковь — одно. И только у русских это — одно» [3:50]).

Рассказ «Птицы небесные» написан ярким, живым, богатым нюансами народным языком, в котором «Звучит и поет открытость русской души, простота и доброта русского сердца, эмоциональная подвижность и живость воображения, присущая русскому народу». Множество интонационных и смысловых тире, многоточий передают оттенки речи героев.

Можно отметить интерес автора к духовной стороне жизни каждого человека, желание донести до читателя подлинную красоту и глубину русской души, сходство, может быть даже родство стилевого выражения художественного замысла. Не случайно в финале бунинского рассказа в расцветающем звездном небе появляется Венера — символ любви и красоты: «Треугольником дрожащего расплавленного золота висела там Венера» [1: 345].

Мотив пути в творчестве Бунина является полисемантичным. С ним у писателя связаны философские понятия о времени и пространстве, о жизни и смерти, о человеке и космосе, о временном и вечном. Понятие пути в произведении великого писателя связано и с движением человека к собственному самосознанию, с проникновением в глубины души, с поисками утраченной цельности и осознанием собственной космичности. Герой Бунина прошел тяжелый путь к самому себе, к своему сакральному центру, к душе.

Таким образом, традиционный для русской литературы мотив пути в художественном мире Бунина приобретает смысл внутреннего познания как человеческой сущности, так и постижения обще человеческих процессов и законов бытия. Этот путь слишком сложный, но именно его выбирают герои бунинских произведений и сам автор. В рассказе «Пути небесные» И. А. Бунин описал жизнь героя, земной путь которого подходит к концу, но он не жалеет о прошлом, и не боится будущего. Лука живет по правде Божьей, просто и праведно.

литература:

  1. Бунин, И. А. Собрание сочинений. Т. 1. / И. А. Бунин. — М.: Правда, 1988. -478 с.
  2. Бунин, И. А. Литературное наследство. Т.1 / И. А. Бунин. — М.: Молодая гвардия, 1973. — 503 с.
  3. Розанов, В. В. Уединенное / В. В. Розанов // Религия и культура. — М.: Наука, 2001. — С. 10–60.

Основные термины (генерируются автоматически): колокольный звон, рассказ, Венера, жизненный путь, жизнь героя, звон колоколов, земной путь, мотив пути, образ дороги, русский народ.

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

12.1. В чём смысл противопоставления Петра I и Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»?

Ключевую роль в раскрытии конфликта человека и государства играют образы Петра I и Евгения, построенные на контрасте. Герои противопоставлены уже с первых строк поэмы. Евгений  — мелкий чиновник. Облик героя теряется в серой безликой массе ему подобных. Его мечты и надежды связаны с такой же бедной девушкой Парашей.

Пётр I  — великий царь-реформатор, построивший Петербург. В развитии сюжета Пётр изображён в образе медного памятника, который так же имеет величественный вид.

После наводнения Евгений, лишившись своей Параши, бросает вызов медному всаднику, олицетворяющему собой образ Петра, основавшего город на Неве, подверженный наводнениям. Здесь Пётр I  — символ жестокой государственной власти, деятельность которой разрушает судьбы людей. Очевидно, что в конфликте Евгений остаётся поражённым, ведь в финале автор даёт понять, что герой погиб.

Так Пушкин показывает бессилие отдельной личности перед государством.

12.2. Кто выиграл в идейном споре Базарова и Павла Кирсанова? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы  — представители либерально настроенного дворянства, некогда считавшегося прогрессивным, но постепенно теряющего свои позиции пред новым зарождающимся разночинством. Они оба принадлежат к лагерю «отцов», противопоставленному в романе «детям». Конфликт между отцами и детьми неизбежен. Считая себя аристократом-либералом, Павел Петрович гордится своими «принсипами», однако гордость эта пустая, ведь «принсипы» его лишь слова. Он совершенно не приспособлен к новым условиям жизни, которые являются прямой угрозой его спокойному существованию. С пренебрежением относится он к простым людям, злобный протест вызывает в нем все новое, демократическое. Кирсановы не хотят мириться с тем, что их жизнь постепенно уходит в прошлое, а на смену им идет новое поколение со своими взглядами.

Старому миру во всем противопоставляется Евгений Базаров. Он гордится своим простым происхождением и уверенно стремится к борьбе с пережитками старого времени. Базаров  — человек дела, он не провозглашает громких принципов, а делает то, что считает полезным. В споре с Павлом Петровичем он выглядит убедительнее. Поэтому вполне может быть признан победителем в данном «поединке».

12.3. Духовные искания личности в прозе И. А. Бунина. (На примере одного-двух рассказов)

Для анализа можно взять рассказы цикла «Тёмные аллеи», очерк «Книга» и другие произведения.

Жизнь человеческая быстротечна. Но наступает момент, когда человек вдруг останавливается в бесконечной суете и задумывается, зачем он жил, что он сделал на этой земле. В «Книге» И. А. Бунин размышляет о сути бытия. Герой должен совершить для себя выбор между двумя мирами: книжным и настоящим, а выбор этот сделать непросто, ведь жизнь многообразна в своих проявлениях.

В цикле рассказов «Темные аллеи» Бунин раскрывает перед нами самые различные моменты и оттенки в отношениях мужчины и женщины. Смерть и любовь  — почти неизменные мотивы бунинской прозы этого периода.

Любовь, причем любовь земная, телесная, человеческая  — может быть, единственное возмещение всех недостач, всей неполноты обманчивости и горечи жизни. Любовные сюжеты у Бунина чаще всего разрешаются смертью.

Бунин развивает свою философию. Так перед лицом любви и смерти все равны, на задний план отходят все преграды, разделяющие людей в жизни.

Безусловно, неоднозначен путь исканий героини рассказа «Чистый понедельник». Что привело девушку в монастырь? Почему она не смогла найти смысла в простом человеческом существовании? Об этом можно поразмышлять вместе с автором.

12.4. Философская проблематика отечественной поэзии второй половины XX − начала XXI в. (Не менее двух произведений по выбору)

Во второй половине XX века и в начале века нынешнего очень популярен был и остаётся жанр авторской песни. Речь идет о произведениях Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Кима, Вероники Долиной. Авторская песня содержала всегда всем понятный подтекст. Стоит вспомнить об «Охоте на волков» В. Высоцкого или «Римской империи» Б. Окуджавы:

Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,

В равной сваре  — за нами удача.

Волки мы  — хороша наша волчья жизнь.

Вы собаки  — смерть вам собачья.

Поэты-песенники не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.

Юрий Поликарпович Кузнецов  — один из немногих поэтов, творчество которого включает в себя целые миры сознания современного человека. Его поэзия отличается сложностью и неоднозначностью: здесь и ярко выраженное фольклорное начало, и традиция русской классики, и мироощущение, русского модернизма XX века. Настоящим приговором экспериментам XX столетия звучит его «Атомная сказка». В коротком стихотворении говорится о том, как Иванушка запустил стрелу в поисках счастья, «пошел в направлении полета» и нашел царевну-лягушку. Но в отличие от известного сказочного героя кузнецовский Иванушка  — прагматик и аналитик. Он ставит опыт: вскрывает лягушку и пускает электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Через таких мастеров как Юрий Кузнецов наша поэзия выходит на новые рубежи духовной работы человека над самим собой. Тема битвы добра и зла внутри человека, тема нравственного совершенствования личности  — важнейшая на сегодняшний день.

12.5. Проблема бережного отношения к природе (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

Тема может быть рассмотрена на примере рассказа А. Экзюпери «Маленький принц».

«Проснулся утром  — убери свою планету»  — золотое правило для каждого человека. Маленький принц, начинал свой день с чистки своей крохотной планеты. Ежедневно он спасал её от злобных баобабов, которые своими размерами могли погубить дом принца. Мораль очень проста и не скрываема  — любите и охраняйте свою маленькую Родину, ведь никто, кроме нас с вами, не позаботится о ней.

Источник: ЕГЭ по литературе 2021. Досрочная волна. Вариант 1

ЕГЭЕГЭПроизведения И.А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь.

Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе «Человек из Сан-Франциско» (1915). Кроме того, здесь писатель старается ответить и на другие вопросы: в чем счастье человека, каково его предназначение на земле.

Главный герой рассказа — господин из Сан-Франциско — полон снобизма и самодовольства. Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив известных миллиардеров. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие — герой отправляется в круиз на корабле «Атлантида».

Он ощущает себя «хозяином» положения, но не тут-то было. Бунин показывает, что деньги — могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, жизнь… Богач умирает во время своего блистательного путешествия, и оказывается, что мертвым он уже никому не нужен. Обратно его, всеми забытого и покинутого, перевозят в трюме корабля.

Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.

Бунин подчеркивает, что все люди, независимо от их состояния, материального положения, равны перед смертью. Именно она позволяет увидеть истинную сущность человека. Загадочна и таинственна смерть физическая, но еще более страшна смерть духовная. Писатель показывает, что такая смерть настигла героя гораздо раньше, когда он посвятил свою жизнь накоплению денег.

Тема красоты и любви в творчестве Бунина представлена очень сложными и порой противоречивыми ситуациями. Любовь для писателя – сумасшествие, всплеск эмоций, мгновение безудержного счастья, которое очень быстро обрывается, и только потом осознается и понимается. Любовь, по Бунину, это таинственное, роковое чувство, страсть, которая полностью меняет жизнь человека.

Именно такова встреча поручика с прекрасной незнакомкой в «Солнечном ударе». Это был миг счастья, который нельзя вернуть или воскресить. Когда она уезжает, поручик сидит «под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», ибо это чувство внезапно возникло и внезапно исчезло, оставив в душе глубокую рану. Но все же любовь — это огромное счастье. По Бунину, это смысл человеческой жизни.

Творчество И.А.Бунина решает многие философские проблемы, основными из которых является проблема смерти и жизни, а также любви, которая приравнивается писателем к самой жизни, ее смыслу.

www.examens.ru

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Ответы по литературe для 11 класса. Философские вопросы в прозе И.А. Бунина (на примере 1 – 2 произведений)

Произведения И. А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь.

Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе «Человек из Сан-Франциско» (1915). Кроме того, здесь писатель старается ответить и на другие вопросы: в чем счастье человека, каково его предназначение на земле.

Главный герой рассказа — господин из Сан-Франциско — полон снобизма и самодовольства. Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив известных миллиардеров. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие — герой отправляется в круиз на корабле «Атлантида».

Он ощущает себя «хозяином» положения, но не тут-то было. Бунин показывает, что деньги — могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, жизнь… Богач умирает во время своего блистательного путешествия, и оказывается, что мертвым он уже никому не нужен. Обратно его, всеми забытого и покинутого, перевозят в трюме корабля.

Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.

Бунин подчеркивает, что все люди, независимо от их состояния, материального положения, равны перед смертью. Именно она позволяет увидеть истинную сущность человека. Загадочна и таинственна смерть физическая, но еще более страшна смерть духовная. Писатель показывает, что такая смерть настигла героя гораздо раньше, когда он посвятил свою жизнь накоплению денег.

Тема красоты и любви в творчестве Бунина представлена очень сложными и порой противоречивыми ситуациями. Любовь для писателя – сумасшествие, всплеск эмоций, мгновение безудержного счастья, которое очень быстро обрывается, и только потом осознается и понимается. Любовь, по Бунину, это таинственное, роковое чувство, страсть, которая полностью меняет жизнь человека.

Именно такова встреча поручика с прекрасной незнакомкой в «Солнечном ударе». Это был миг счастья, который нельзя вернуть или воскресить. Когда она уезжает, поручик сидит «под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», ибо это чувство внезапно возникло и внезапно исчезло, оставив в душе глубокую рану. Но все же любовь — это огромное счастье. По Бунину, это смысл человеческой жизни.

Творчество И. А.Бунина решает многие философские проблемы, основными из которых является проблема смерти и жизни, а также любви, которая приравнивается писателем к самой жизни, ее смыслу.

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ

В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. БУНИНА

Мишина Н.Н.

МБОУ «ОО Сорокинская школа»

      Возрастание интереса российских учёных к творчеству И.А. Бунина, наблюдающееся в последние годы, во многом связано с возвращением на родину литературного наследия писателя. Значительный интерес вызывает неопределенность бунинских религиозно-философских взглядов, без понимания которых невозможно составить целостное представление о специфике художественного сознания, миропонимании писателя и его поэтике. С ранних лет вошли в душу писателя вопросы экзистенциального бытия: что означает жизнь, судьба, любовь, смерть, грех, ненависть, искупление? Из них он выделит три великих тайны мира: жизнь, любовь и смерть. Чем сильнее чувство любви, тем острее и тоньше ощущение бытия, тем сильнее страх смерти. «Есть люди, — напишет он позднее, — что весь век живут под ее знаком» («Освобождение Толстого»). Под знаком смерти, неизбежного конца прожил жизнь Бунин. И всегда полагал, что именно смерть, любовь и сила творчества придают смысл существованию человека.

      Пережив в детстве глубокое потрясение в связи со смертью младшей сестры Нади, Бунин начал неистово «молиться, поститься», читать жития святых, часами простаивать перед иконой, мучительно думать «о том, что за гробом». «Любил я всенощное бденье», — скажет он о своем увлечении религией в раннем стихотворении «Любил я в детстве сумрак храма» (1888). На всю жизнь он сохранил в душе веру в бога, поклонение «тому, кто незримо хранит меня на всех путях моих своей милосердной волей». Он испытывал упоение от церковных обрядов.

      Однако к христианской религии он относился противоречиво, находя в ней то «братскую близость ко всему живому», то «ложь», жестокость религиозных канонов.

      Оставаясь православным всю жизнь, он при этом не был подобен «гробам раскрашенным», т. е. людям, механически, по привычке верующим. Ему приходилось переживать периоды увлеченности восточными религиями (разумеется, без перемены вероисповедания), полосы сомнений и компромиссов, а также моменты глубоких и светлых озарений, связанные с религиозным чувством и осознанием своей сопричастности православию. В ранней лирической прозе писателя (1898-1906) соединяются лирическое и эпическое начала. В этих произведениях, как правило, главную роль играет лирический герой, выражающий субъективное отношение к внешнему и внутреннему миру. Чувства лирического героя — главная движущая сила сюжетно-композиционного построения. Уже на раннем этапе бунинского творчества появляются мотивы слияния с миром и обретения в этом счастья и покоя. Обретение покоя и счастья в слиянии со Всебытием мира характерно для восточного миропонимания (Атман, Брама есть Всеединое, давшее жизнь множеству, то, что властвует всем существующим). Большую роль в формировании миропонимания и художественной эстетики И.А. Бунина сыграли его путешествия на Ближний Восток и на остров Цейлон, который был для художника Прародиной, колыбелью всех цивилизаций. Он видит сходство с Россией в таких разных культурах, как культура Цейлона, Ближнего Востока (Турция, Палестина).

       Иван Бунин был человеком страстным. Более того, человеком, желающим отнюдь не обуздания, но реализации своих страстей. Об этом свидетельствует специфика художественной изобразительности его произведений, удивительная зримость, «плотскость» описаний. Страстное отношение к миру героя его романа «Жизнь Арсеньева» (носящего автобиографические черты) постоянно оборачивается страданием, стремлением к перемене мест, женщин, погружением в контрастные состояния. Обостренное восприятие жизни до конца дней не позволило Бунину принять идею смерти в ее христианском варианте, т. е. включающей в себя Страшный суд и загробную жизнь. Идеям сотворения мира, загробной жизни Бунин противопоставлял идеи, в которых мир не сотворим, но только постигнут, и душа соединяется после смерти с «Отцом всего сущего», что уже слишком явно пересекается с буддизмом. Но при этом действие многих произведений Бунина проходит в кругу православных верований и обрядов, описанных с большим душевным подъемом и яркой предметной изобразительностью. Примечательно, что в своих описаниях Бунин отдает предпочтение не литургии как главной церковной службе, а вечерне. Всенощное бдение пленяет Бунина и его героев, в первую очередь, своим эстетическим содержанием, переживанием наслаждения, т.е. реализацией собственной впечатлительности и, в конечном счете, страстности.

       Показателен в плане эстетического восприятия религии рассказ «Чистый понедельник», который автор считал одним из лучших своих произведений, а некоторые критики увидели в главной героине, девушке, уходящей из мира в монахини, если не образ самой России, то образ некой ответчицы за Россию, что несколько странно, учитывая некоторые эпизоды рассказа. Например, такой: героиня со своим кавалером посещают трактир Егорова в Охотном ряду. Ужиная, героиня делает восторженное замечание: «Хорошо! Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и Богородица Троеручица». Христианство под блины с шампанским — это по-своему привлекательно. Но путь от этих гастрономических восторгов до настоящей веры еще слишком далек. В рассказе героиня безымянна. Имя не важно, имя для земли, а Бог знает каждого и без имени. Бунин называет героиню — она. Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, глядящей сквозь него, «всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала; лёжа на диване с книгой в руках, часто опускала её и вопросительно глядела перед собой». Она была будто совсем из другого мира, и, только чтобы её не узнали в этом мире, она читала, ходила в театр, обедала, ужинала, выезжала на прогулки, посещала курсы. Но её всегда тянуло к чему-то более светлому, нематериальному, к вере, к Богу, и так же, как храм Спасителя был близок к окнам её квартиры, так Бог был близок её сердцу. Она часто ходила в церкви, посещала обители, старые кладбища. И вот наконец она решилась. В последние дни мирской жизни она испила её чашу до дна, простила всех в Прощёное воскресенье и очистилась от пепла этой жизни в «чистый понедельник»: ушла в монастырь. «Нет, в жёны я не гожусь». Она с самого начала знала, что не сможет быть женой. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она нашла свою любовь, она выбрала свой путь. Можно подумать, что она ушла из дома, но на самом деле она ушла домой. И даже её земной возлюбленный простил ей это. Простил, хотя и не понял. Он не мог понять, что теперь «она может видеть в темноте», и «вышел из ворог» чужого монастыря.

      Воспринимая православие сквозь эмоционально-рассудочную призму, Бунин прямо высказывается в одном из писем к Галине Кузнецовой: «Все в нас мрачно. Говорят о нашей светлой, радостной религии — все ложь, ничто так не темно, страшно, жестоко, как наша религия. Вспомните эти черные образа, страшные руки, ноги… А стояния по восемь часов, а ночные службы! Нет, не говорите мне о «светлой» милосердной религии нашей! Самая лютая Азия!» Кажется, трудно совместить это высказывание и авторство таких замечательных стихов на религиозные темы, как «Архистратиг», «Святой Евстафий», «Святой Проко-пий», «Сон Епископа Игнатия Ростовского», «Псалтирь». Однако, противоречие это кажущееся. При внимательном рассмотрении мы видим превалирование в стихах той же замечательной внешней изобразительности, того же «страшного», «темного», «жестокого», но описанного как величественно-красивое и грозное.

      Наиболее беспримесный и бескомпромиссный период веры Бунина приходится на самые тяжелые годы его жизни — революцию. Именно тогда в своем дневнике «Окаянные дни» он постоянно делает заметки о перечитывании Библии, с горьким восторгом отмечая ее пророческие строки, плачет, посещая церковные службы, и молчаливо соглашается с фразой, брошенной уличным торговцем: «Лучше черти, чем Ленин». Страстный Бунин не помышляет прощать своих врагов, преданный христианству, готов принять любое крушение, любую катастрофу, лишь бы она только происходила согласно эсхатологическим мотивам христианства.

      В наше время Бунин — всемирно признанный писатель, но он и по сей день остается во многом непознанной, загадочной фигурой в русской литературе.

  • Духовное падение человека в рассказе а п чехова
  • Духовное и природное в характере катерины сочинение
  • Духовное богатство героев рассказа бежин луг урок
  • Духовно сильный как пишется
  • Духовно развитый как пишется