Духовный человек это сочинение

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Духовность человека

Сочинение Духовность человека

Проблема духовности человека — вечный вопрос, встающий перед каждым мыслителем, ведь сфера духа и души наиболее тонкая. Духовность означает совокупность моральных ценностей и традиций, объединенные в религиозные учения, художественные образы искусства. Духовное развитие очень важно, ведь это позволяет увидеть мир совершенно с другой стороны, создаёт надежду и веру.

Люди непременно связаны с обществом, а их духовность повышается в наглядных примерах, которые они видят в литературе, жизни и искусстве, которые дарят людям веру в добро и красоту, что способствует повышению счастья человека. Люди постоянно стремятся к постижению нового. Приобщение к прекрасному воодушевляет, наполняет жизнь глубоким содержанием. Литература, искусство и духовные практики предназначены для самосовершенствования, улучшения жизни и получения новых взглядов на мир.

Духовность улучшает уровень жизни, ведь уверенный в себе человек, не волнующийся из-за пустяков, любящий и живущий осознанно – ощущает себя лучше, чем убежденный в своих неудачах, существующий в выдуманном мире, и уверяющий себя, что это правильный выбор. В то время как духовно развитый человек стремится познать истину существования и совершенствует свои знания. При этом, он открывает для себя мудрость и счастье.

Наглядным примером душевного бесчестия является Алексей Иванович Швабрин из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Он неоднократно совершает недостойные офицера поступки: пытается подчинить и морит голодом девушку Машу, решается оклеветать Петра Гринёва, выдавая его за предателя, наносит удар шпагой в спину соперника.

Люди могут воплощать свои мимолётные желания, поддавшись чувствам. Это бывает несправедливо по отношению к другим, ведь необдуманные поступки могут принести душевные страдания и боль, неприятности и зло другим людям.

Одно слово может ранить, принести боль и разрушить отношения между людьми. Поэтому, духовность заключается и в умении осмысливать поступки и желания, способности решать можно ли дать волю своим чувствам. Духовная красота с невежеством, ленью и равнодушием несовместима. Духовно богатый человек всегда поможет тем, кто в этом нуждается и никогда не оставит своих близких в беде.

Таким образом, духовность – богатство души человека, его стремление к добрым поступкам и правде, постоянное совершенствование своего внутреннего состояния. Духовный мир – важнейшая категория для оценки человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Духовность человека

Духовность человека

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Людмилы в поэме Руслан и Людмила Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин в своей сказочной поэме «Руслан и Людмила» детально раскрыл образ княжной Людмилы. Пушкинская Людмила не предстоет перед читателем, как глупая и избалованная царевна, хотя князь Владимир души в ней не чаял.

  • Сочинение Слава науке

    Сейчас двадцать первый век. Если лет так пятнадцать назад компьютер или телефон были недосягаемой мечтой даже для человека со средними доходами, то сегодня эти уникальные изобретения имеются почти у каждого.

  • Сочинение Добро и зло в сказке Снежная королева Андерсена 5 класс

    Два противоположных начала Бытия – Добро и Зло представлены в произведении в виде двух очень разных персонажей. Каждый из них является носителем нескольких качеств, значение которых раскрывается в сказке.

  • Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой 6 класс

    Самое сильное и возвышающее чувство – любовь. Как тонко и трепетно она описывается в произведении А.С. Пушкина «Дубровский». Юный и прекрасный представитель состоятельного класса населения Владимир Дубровский влюбляется

  • Герои произведения Путешествие из Петербурга в Москву

    Главный герой совершает путешествие, по пути останавливаясь провинциальных городках и деревеньках, где ему встречаются различные люди, к проблемам которых он проникается сочувствием

изображение Духовность человека

Сегодня слово «духовность» упоминают очень часто, но, наверное, не все понимают его значение. Одни считают, что духовность - это разумность. Другие - что это что-то церковное. Все в человеке от души. Воспитанной души. И любовь, и боль, и страдание. Это умение сочувствовать, видеть. Маленький Принц Сент-Экзюпери умел видеть сердцем. Видеть самое главное, любить и прощать.

Мы живем в мире почти слепыми. Мы перестали слушать стихи и музыку, всматриваться в красивые картины, любоваться видами… Глаза художника умеют увидеть самое главное. Увидеть и показать другим. У Достоевского князь Мышкин говорит: «Неужели можно видеть дерево и не быть счастливым?..». Листая в альбомах страницы, любуешься произведениями Моне, Сислея, Ван Гога. Они умели видеть красоту и передавать свои ощущения. Смотря американские боевики, где герои сначала действуют, а уже потом думают, мы уже не волнуемся, раскрывая произведения Паустовского или Пришвина.

Для человека очень важно чувствовать себя одним целым со всем миром. Единства с целой Вселенной, как во «Сне смешного человека» Достоевского. Большинство людей заняты всю жизнь зарабатыванием денег - чтобы есть, пить, во что-то одеваться, потом лучше есть, лучше пить, лучше одеваться… Это не является и не может быть целью жизни. Все это - средства ее поддержки. Не меньше. И не больше.

Слова Э. Хемингуэя о человеке, который не является островом в океане, так как он не одинок, так как он един со всем миром, очень точные. Возможно, «с точки зрения вечности» (слова Спинозы), так и есть. И все же каждый интеллигентный человек, духовный человек, ощущает себя именно как тот остров в океане, к которому подступает мутная вода мира почти животного, в котором быть порядочным - не удобно, не модно, не престижно.


 





Духовность - та верхушка горы, из которой” далеко видно, но которая собственно и обуславливает одиночество духа. Во все времена человека, который живет по законам души, предавали, продавали. Но человек духовный всегда имел большую силу противостоять Злу, выступать на стороне Добра. Так было и во времена императоров, так есть и сегодня. Китайский император среди других титулов получал такой: «одинокий человек». Он не имел права общаться с теми, кто не равен ему по рангу. Сегодня духовный человек чувствует себя, словно тот китайский император. Он не может общаться с теми, кто не думает и не ощущает, как он.

Духовность - это моральная сила, которая дает возможность не присоединяться к толпе, которая продается за лучший кусок, разрешает себе брать взятки, смотрит на мир через дырку в своем кармане. Духовному человеку не хватает воздуха в мире, где разрушается все - и красота, и чувство. Но он находит в себе силу жить и любить этот мир. Духовный человек - это кротость и признательность.

Духовность - это образованность, которая дает самое главное - мировоззрение, положительное мировосприятие. Образованность всегда начинается из книг и библиотек. Философ Ортега-и-Гассет написал когда-то: «Лишь Платон догадывался, что корень познания… состоит в недостаточности добытых человеком знаний, подтверждая тем страшным фактом, что человек не знает..». Изучая выдающиеся произведения, человек чувствует себя песчинкой во Вселенной. Читая беспрерывно, по списками и без них, интеллигентный человек с ужасом сознает, что почти ничего не знает. Но чтение - это большое наслаждение. Это общение с людьми великими и духовными. Это большая страсть, жажду от которой тяжело утолить. Так как книги всегда вдохновляют, дают силу жить. А еще - это возможность всегда чувствовать себя учеником.









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Кто является духовным человеком. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинение на тему «Духовность»

Духовность – это пробуждение внутренней реальности нашего существа – нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта преобразить, все наше существо, превращая его в новую личность, в новую природу.

Для меня психическая энергия является синонимом слову «духовность». К сожалению, сейчас под этим понятием – духовность – многие подразумевают соблюдение обрядов, воскресные походы в церковь или чтение Библии. Всё это, разумеется, хорошо, но является только подготовкой к настоящему духовному развитию, то есть к самосознанию себя, раскрытию своих потенциалов и возможностей для пользы эволюции и блага всего человечества.

Я попыталась перечислить некоторые значимые признаки духовности:

– духовность не характеризуется ни воспитанием, ни происхождением, ни образованием, ни внешней красотой, ни эпохой. Духовность кроется глубоко внутри.

– внешний блеск прикрывает внутреннюю пустоту. Чем духовнее, тем проще.

– преданность, простота, альтруизм, прирожденная мудрость – обязательные явления духовности.

На протяжении всей истории России были духовные подвижники, мотивирующие людей к самосовершенствованию. Однако никто не достиг совершенства, даже те люди, которых мы называем духовными подвижниками. Их точный список никогда не будет полным и точным, так как для каждого духовный подвижник свой, но общепринятыми можно считать православных святых. Так же художники, литераторы, философы, музыканты и даже физики, к примеру, являются мощным стимулом к саморазвитию многих. Без них любая страна представляла бы собою огромное моральное «чудовище».

Для меня духовным подвижником является русский философ и писатель Елена Ивановна Рерих. Её произведения, написанные в первой половине XX века, вошли в духовную и культурную жизнь России сравнительно недавно, но вызвало интерес у многих людей, не исключая меня.

Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, внучатой племянницы великого фельдмаршала М.И. Кутузова. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому.

С самого детства девочка проявляла глубокий интерес к литературе и языкам, уже к семи годам она могла писать и читать на трех языках. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального диплома она могла бы сделать блестящую карьеру пианистки, но жизнь распорядилась иначе.

В 1899 году в имении своей тети Елена Ивановна встречается со своим будущим мужем Николаем Константиновичем Рерихом. Тогда он был еще молодым и неизвестным художником, но позже Елена Ивановна становится его музой. Они не просто любили друг друга, их связывали не только узы брака, но и общность интересов, и духовная близость.

В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904 года – Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.

Елена Ивановна Рерих была наставником всей семьи, вдохновлявшей всем духовными беседами, подтверждающими вечные истины. Но всё равно эта женщина была необычайно скромна, войдя в жизнь великого художника, она всегда оставалась в тени.

В 1916 году семья переезжает из Петербурга в Сортавалу (Финляндия) в связи с болезнью Н.К.Рериха, а в 1920 году – в Лондон, где Елена Ивановна начинает работу над книгами «Живая Этика», представляющей собой новую концепцию философской системы. Эти произведения создавались в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов.

Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е.И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.

В Америке под руководством удивительной четы Рерихов небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный . Эти учреждения – крупные культурные центры, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения были созданы не только для художников, но и для людей, желавших воплотить гуманистические идеалы. Елена Ивановна писала: «Радостно видеть, как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие». С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в экспедиции, организованной её мужем по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. В 1926 году в Монголии была опубликована её рукопись «Основы буддизма».

В этом же году увидела свет одна из книг Живой Этики – «Община».

В 1928 году, по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселяются в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» – «Утренняя звезда». Е.И.Рерих избирается почетным вице-президентом этого уникального научного учреждения и принимает самое деятельное участие в организации его работы, но всё равно посвящает себя работе над главным трудом своей жизни – книгами Живой Этики – и продолжает вести эту работу до конца жизни. Являясь философией космической реальности, Живая Этика содержит в себе уникальную систему познания, основанную на общих и частных законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Эта система познания Живой Этики соответствует новому эволюционному витку развития человечества, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение. Название самой философии – Живая Этика – связывает человека и Космос в единую одухотворенную систему.

В январе 1948 года, вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.

Е.И. Рерих всегда хотела вернуться в Россию. Ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Не помогла и Академия художеств. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей – так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!» – повторила она уже перед своим уходом. Но это возвращение так и не состоялось. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в духовно-философское наследие выдающегося русского философа Елены Ивановны Рерих, тем ясней становится величие сделанного ею для эволюции планеты и всего человечества.

Для меня саморазвитием является в первую очередь воспитание культуры чувств. Я считаю, что в это понятие включаются, разумеется, Божьи заповеди, а также Этика. Если бы каждый человек был культурно воспитан, то мы бы не слышали об убийствах, воровстве, насилии, предательствах и т.п. В таком случае стране не нужна была полиция, судебная система, а значит, больше денег государство выделяло бы, например, на образовательную систему. Таким образом, общество бы бесконечно развивалось, жили бы мы в любви и гармонии. Но эта мысль может показаться утопичной.

Так зачем нужны духовные подвижники, если в самосовершенствовании нет смысла? Если мы никогда не добьемся идеального общества? Я считаю, что сложные взаимоотношения в социуме некоторых людей заставляет совершать преступления или просто злиться на окружающий мир. Но других – умных и здравомыслящих людей – это заставляет менять себя, менять мир. Этим и занимались духовные подвижники на протяжении истории планеты.

По моему мнению, каждый преподаватель также, в некотором роде, духовной подвижник. Учителя наставляют своих учеников на истинный путь, подсказывая молодому неопытному поколению в каком направлении нужно двигаться, чтобы быть уважаемым человеком, нужной ячейкой общества, а не бесполезным грузом социума.

Но бесконечное стремление к совершенству не подходит всем. Это для сильных, упорных, терпеливых и стойких людей. Для тех, кто никогда не сдаётся. А таких, к сожалению, не так много. Именно они являются двигателем процесса – тем, что держат общество на плаву, закрывая ему пути к деградации.

Человечество забыло о своей эволюционной роли преобразователя. Большая часть современного общества живет согласно правилу «здесь и сейчас», не задумываясь о будущих поколениях и дальнейшей судьбе планеты. Я бы сказала, что социум находится в состоянии духовного голодания, от чего и страдает. Я считаю, что нужно вернуться к учениям духовных подвижников, которые посвятили свою жизнь спасению общества, чтобы изменить ситуацию.

Семенова Анастасия, гимн. № 446

Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот (Лев Толстой)

В этом высказывании классиком русской литературы поднимается проблема выбора личностью своей жизненной позиции. Толстой имел в виду, что человек тогда сможет стать хозяином своей судьбы, когда он много думает, размышляет, ставит перед собою чёткие цели – словом, действует – как в физическом плане, так и в духовном. А не просто «плывёт по течению», надеясь на волю судьбы.

Я согласен с данным утверждением, поскольку тоже полагаю, что люди, не развивающиеся духовно, при встрече с трудностями склонны винить в них судьбу. А те, кто стремится к духовному развитию – ищут причины в себе, стараются измениться сами и изменить к лучшему свою жизнь.

Лев Толстой

Обратимся к теоретическим аспектам данного высказывания. Из курса обществознания нам известно, что духовная жизнь – это сфера, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением морально-нравственных потребностей человека. Духовностью называется внутренний мира человека, совокупность его мировоззрения и ценностей. Духовность напрямую зависит от развития личности. человека. Людей, которые стремятся к саморазвитию, стараются быть лучше, – можно назвать духовно развитыми. Это развитие достигается путём самовоспитания – настойчивой работы личности, позволяющей достичь высоких целей. Судьбой называется некая предопределенность жизненного пути, а также вера человека в эту предопределённость.

Самым ярким историческим примером человека, который благодаря активному и настойчивому духовному развитию стал хозяином своей судьбы, является Михаил Ломоносов. Он родился в деревне Мишанинской, в отдалённой Архангельской губернии. Если бы Ломоносов покорился судьбе и «плыл по течению», он бы так и остался никому не ведомым крестьянином, рыбаком или мелким ремесленником в глуши. Но он активно учился, духовно и интеллектуально развивался. Несмотря на непонимание родственников, которые считали такие умствования бесполезной и неуместной причудой. 19-летним юношей Ломоносов сбежал из дому и вместе с рыбным обозом зимой три недели добирался до Москвы. Благодаря своему упорству, трудолюбию, неустанной работе над собой, Михаил Васильевич преодолел все предначертания судьбы и стал выдающимся учёным.

Кэмерон Дуглас

С другой стороны, у детей богатых и знаменитых родителей есть всё, о чём только можно мечтать. Но они далеко не всегда пользуются возможностями, которые перед ними открывают родители, потому что не занимаются своим духовным развитием. Некоторые пускаются во все тяжкие и становятся героями скандальной хроники «жёлтой прессы». К примеру, в 2008 году 30-летнего Кэмерона Дугласа, сына знаменитого актёра Майкла Дугласа, арестовали с наркотиками. В ходе расследования выяснилось, что он с 18-ти лет употреблял тяжёлые наркотические вещества, в том числе героин, а также помогал их перевозить. Если бы не помощь известного и влиятельного отца, Кэмерону пришлось бы провести в тюрьме не 5 лет, которые он отсидел, а гораздо больше. Это всего лишь один из многих примеров человека, который просто «плывёт по течению судьбы», занимаясь не своим духовным развитием, а развлечениями.

Подводя общую черту, хотелось бы сделать следующие выводы. Человек, который работает над собой, действует, пытается изменить свой духовный мир, гораздо меньше зависит от судьбы, чем тот, что полагается на обстоятельство. Поэтому для того, чтобы иметь возможность управлять своей жизнью, нужно духовно развиваться.

Выбери ответ

Пример сочинения №»1

Развиваться люди начинают еще в раннем детстве, когда пытаются своими силами научиться ходить, улыбаться и говорить первые слова. С каждым годом к уже существующим добавляются новые навыки, которые необходимы для повседневной жизни. И помимо вещей по типу чтения, умения взаимодействовать с другими и сложения цифр, не менее значимым является и духовное развитие.

Будучи детьми, многие с недовольством воспринимают попытки родителей приобщить их к чему-то великому, так как в юном возрасте бывает скучно смотреть балет вместо игры в мяч, но с возрастом у нас самостоятельно появляется желание посетить театр или картинную галерею.

Каким бы красивым человек не был снаружи, нет ничего важнее его внутренней составляющей. Не удастся построить крепкую любовь или дружбу с тем, кто обладает только симпатичной обложкой, не представляя из себя интересного и умного собеседника.

Именно поэтому нужно не забывать вкладывать силы и время в повышение своего уровня культурности и интеллекта. Это можно сделать несколькими путями, а самый известный – чтение книг. В процессе знакомства с шедеврами мировой литературы у читателя невольно возрастает уровень грамотности, расширяется словарный запас и кругозор, а также появляется возможность поддержать практически любую беседу. Духовно расти можно и путем похода в музеи, где расположены творения многих талантливых художников и скульпторов. Иногда ходя по залам, есть шанс наткнуться на вещь, которая полностью сумеет изменить ваше мировоззрение.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что неотъемлемой частью существования как человека, так и целого общества является постоянное развитие личности. Без него люди не достигли бы уровня жизни, имеющегося сейчас, поэтому не стоит забывать о значимости совершенствования в духовном плане, стараясь каждый день узнавать, видеть и слушать что-нибудь новое.

духовное развитие человека сочинение

Пример сочинения №2

В сочинении на тему духовное развитие человека будет дан ответ на вопрос, почему же оно так важно для каждого из нас. В мире проживает почти восемь миллиардов человек, и многие из них до сих пор считают, что для нормального существования достаточно удовлетворять лишь свои физические потребности, а образование и самосовершенствование не для них. И действительно, зачем усложнять и без того непростую жизнь, тратя время на учебу и прочие не самые важные, как может показаться на первый взгляд вещи, но если каждый человек на Земле будет рассуждать подобным образом, то человечество ждет не самая великая судьба.

Ведь именно благодаря личностям, которые когда-то предпочли труд безделью, мы сейчас можем проживать в комфорте в окружении современных технологий. Страшно представить, каким бы был быт людей, если бы не ученые, сделавшие множество воистину великих открытий. Именно поэтому важно продолжать учиться и становиться лучше на протяжении всей жизни, чтобы спустя время самому совершить открытие и войти в историю.

Для всестороннего развития нужно читать много книг, ведь они развивают воображение, способствуют повышению уровня грамотности и помогают забыть о внешних проблемах, полностью сосредотачиваясь на сюжете произведения. Не менее полезным будет прослушивание классической музыки, которая развивает чувство прекрасного и заставляет поддаться приятным воспоминаниям, а также походы в музеи, на выставки и спектакли в театре.

В данном тексте рассматривается одна из важнейших проблем, волновавших человечество во все времена: что есть духовность, что есть духовный человек. Принято считать, что духовный, интеллигентный человек — это человек, интересующийся искусством. Такой человек ходит в кино, любит театр, читает книги. И все это делает его еще более развитым, еще более духовным. Так ли это?

Мне кажется, не совсем. «Духовность — это собственное стремление человека», — читаем мы у С. Соловейчика. Это внутренняя потребность, которая идет их души, из детства, от родителей, окружения. Такой человек будет искать в искусстве и культуре подтверждение и поддержку своим идеалам. Значит, он будет выбирать «настоящие» произведения, искренние, те, которые несут добро, веру, надежду, любовь. Ведь не секрет, что многие люди, якобы увлекающиеся искусством, довольствуются подделкой, тем, что дает лишь развлечение, но не подталкивает к работе души. Таких людей вряд ли можно назвать духовными.

Кроме того, духовность не так тесно связана с добротой, трудолюбием, честностью, искренностью, как может показаться на первый взгляд. Есть честные и добрые люди, которые не задумываются о своем духовном развитии, которых не мучает «духовная жажда». Они живут, довольствуясь тем, что есть, больше ничего не желая.

Духовная жажда, по мнению автора текста, неутолима. Духовно развитый человек обречен на вечные поиски, стремления, муки. И в этом он находит и свое счастье, и свое несчастье, свою радость и свое страдание.

Проблема духовности, духовного человека — одна из вечных проблем русской и мировой литературы. Главной для себя ее считал

А. П. Чехов

. В своем рассказе «Ионыч» он показал нам псевдодуховных людей. Это семья Туркиных, самая «культурная» семья города, куда попал молодой доктор Старцев. Мать семейства, Вера Иосифовна, писала романы, в которых затрагивала проблему народа, актуальную для интеллигенции конца 19 века. Но эти романы были бездарны, а темы, описываемые в них, нисколько не волновали героиню.

Дочь Туркиных, Котик, мнила себя великой пианисткой, хотя играла плохо, трудно, через усилия. Она занималась искусством не ради искусства, а ради славы, успеха, карьеры, которые ей могла принести игра на фортепиано. Глава семейства развлекал гостей шутками, которые слышал еще в молодости. Все это говорит о мнимой духовности этих людей. А также о бездуховности города, в котором семья Туркиных считалась эталоном, примером для подражания и восхищения.

Бездуховен и сам Старцев, постепенно из перспективного молодого человека превращающийся в пошлого стяжателя Ионыча.

Духовность и бездуховность — основная проблема всего творчества

Л. Н. Толстого

. В его произведениях мы находим галерею героев, наполненных духовной жаждой, стремлением к духовному развитию. Такова Наташа Ростова — одна из главных героинь романа-эпопеи «Война и мир». Эта девушка не задумывалась о своем развитии, не изучала гипотезы и теории, не «мудрствовала лукаво». Она жила, руководствуясь своим внутренним нравственным законом, своей врожденной духовностью.

Конечно, Наташа совершала много ошибок, на ее пути было много соблазнов. Но вечное стремление к «доброте, красоте и правде» спасало ее, выводило на правильный путь. В итоге Ростова нашла себя, свое счастье. Но, я уверен, путь ее духовного развития на этом не закончился.

Духовность — важнейшая категория для оценки человека. Вокруг нее существует множество проблем, вопросов, споров. И однозначного ответа нет и не может быть…

Сочинение: Духовность человека

1. Понятие духовности человека

Духовность человека — это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств. Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Н. Г. Чернышевский считал таким человеком того, «кто приобрел много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т. е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Человек демократического общества формируется сегодня. Перед ним открываются большие горизонты науки и техники. Развивается естествознание и все глубже входит в основные отрасли технического Прогресса — электрификацию, комплексную механизацию и автоматизацию производства, химизацию важнейших отраслей народного хозяйства, производственное применение атомной энергии. Гуманитарные науки становятся научной основой руководства развитием общества. Но знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.

Произведения литературы и искусства воспитывают чувства, помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек — это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются — это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей. Семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте,- это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Повседневная забота родителей — следить за тем, как учатся дети, что читают, насколько они любознательны, поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души растущего человека.

В данном реферате, давая определение духовности человека, мы не можем обойти вниманием церковного ( в данном случае православного) трактования столь важного, ключевого понятия.

По учению блаженного Августина все, происходящее в теле, душа чувствует, и чувствует именно в том органе его, в том пункте, который подвергся какому-либо видоизменению. Это показывает, что она присуща в одно в то же время во всех частях тела и в каждой части тела находится вся. Но такое вездеприсутствие души было бы невозможно при ее телесности. Тело ограничивается известным пространством и подлежит различным измерениям; но если душа действует во всем теле и при том в одно и то же время, то она не имеет в себе ничего пространственного, а подлежит только условиям времени. Душа действует во всем теле независимо от него. Жизнь души совершенно отлична от жизни тела. Совершенство души независимо от величины телесных членов. Даже нельзя сказать, чтобы душа возрастала с возрастом тела; ибо если бы возрастала, то и уменьшалась бы с уменьшением его. Телecные силы уменьшаются в старости, в болезни, но благоразумие и знание часто бывают совершеннее. Тело состоит из частей делимых; эти части, даже в то время, когда представляют соединение одних и тех же элементов, никогда не бывают тождественны между собою, а всегда чем-нибудь разнятся. Кроме того, они непостоянны. Наше тело безжизненно, недеятельно; оно неспособно ничего произвесть без влияния внешних или внутренних причин. Материя организма изменяется каждую минуту, а через несколько лет может измениться и весь организм.

Рассуждая о чувствах, бл. Августин доказывал, что не столько тело действует на душу, сколько душа на тело, и, при посредстве его органов, на внешние предметы. Хотя ощущение в теле не может быть без действия на него внешнего предмета, но это действие потому только ощущается, что душа своей жизненной силой оживляет чувства и, таким образом, направляет на них свою собственную деятельность. Это показывает, что телесные органы суть только инструменты для деятельности души. Но ни одно тело не может дать движения и чувствования ни себе, ни другому. Ноги ходят, руки работают, глаза видят. Почему? Потому, что они повинуются душе. Я даю известное направление своему чувству, и если оно способно принять такое направление, то тотчас повинуется моему желанию. Но можно ли допустить, чтобы то, что дает движение моим органам, было само таким же органом? Можно ли думать, чтобы преимущество столь дивное, как управление массой материи, принадлежало самой материи, или было одной из ее частей? Правда, тело иногда не совершает известного действия, но в этом-то более всего и видно различие души от тела: первая всегда одна и та же, а последнее изменяется.

2. Зависимость духовности индивида от реализации его задатков

Духовное развитие каждого индивида в известной мере связано с реализацией тех задатков, которые наследуются им генетически, проявляясь в особенностях организации его мозга. И общество и сам индивид вынуждены считаться с этим фактом. Без его учета нельзя правильно строить воспитание и самовоспитание. Однако возможности, предоставляемые природой человеку, чрезвычайно велики. И, конечно, требуется интенсивное воспитание и работа личности над собой, чтобы в должной мере их использовать. «Мозг,- пишет академик Н. П. Дубинин,- обладает безграничными возможностями для восприятия разносторонней социальной программы, обеспечивает универсальную готовность новорожденного подключиться к общественной форме движения материи. Реализовать должным образом этот колоссальной значимости потенциал — задача воспитания… Человеческое в человеке задается историей, социальной культурой. Все нормальные люди способны практически к неограниченному духовному развитию». Это означает, что человек потенциально способен к неограниченному самосовершенствованию. И. П. Павлов, отмечая, что человек есть система сама себя совершенствующая, писал: «Разве это не может поддерживать достоинство человека, наполнять его высшим удовлетворением? А жизненно остается все то же, что и при идее о свободе воли с ее личной, общественной и государственной ответственностью: во мне остается возможность, а отсюда и обязанность для меня, все знать.» Самопознание, взятое в плане действенного самоотношения, должно вести индивида к осознанию необходимости самосовершенствования как момента индивидуального развития каждого человека. Формирование личности только в детском периоде протекает без самовоспитания или с крайне неразвитым самовоспитанием. На определенном этапе развития индивида, по мере осознания им требований общества, под определяющим воздействием объективных условий жизни и воспитания созревают предпосылки для подключения к формированию его личности и самовоспитания. Обусловлено это тем, что в результате всего предшествующего развития стали богаче действительные связи индивида с обществом, богаче стал его внутренний мир. Человек обрел способность выступать в качестве не только объекта, но и субъекта своего познания, изменения, улучшения. Он по-новому уже относится к самому себе, вносит «поправки», «корректировки» в свое формирование, в той или иной мере сознательно определяет перспективы своей жизни, деятельности, саморазвития. Так в силу социального развития и воспитания у человека возникает потребность в самовоспитании и формируются способности к нему.

Еще Гегель отмечал, что образование стремления индивида к самовоспитанию, личному совершенствованию является столь же неизбежным, как и развитие в нем способности стоять, ходить, говорить. «… Способность постигать свое собственное «я» есть в высшей степени важный момент в духовном развитии ребенка; с этого момента он… делается способным к рефлексии над самим собой… Но самым главным является здесь просыпающееся в них (детях) чувство, что они еще не есть то, чем они должны быть, и живое желание стать такими же, как и взрослые, среди которых они живут… Это собственное стремление детей к воспитанию есть имманентный момент всякого воспитания» .

Процесс самовоспитания, самосовершенствования в индивидуальном развитии личности неизбежно, закономерно начинается в период подросткового возраста Именно в этом возрасте у человека обостряется внимание к своему духовному миру, возникает стремление и активизируются поиски возможностей к самовыражению и самоутверждению, проявляется особый интерес к самопознанию, самоиспытанию. Собственно, начинается бурный процесс самовоспитания, который охватывает все стороны духовной жизни личности. Это накладывает печать на отношения подростка к другим людям и к себе самому. Учеба, чтение, труд, дружба, самообразование, отношение к родителям, учителям, сверстникам — все протекает под влиянием этого процесса. Процесс самоутверждения, самовоспитания «должен стать для подростка самой сутью его жизни» ,- пишет В. А. Сухомлинский.

Начавшись в подростковом периоде развития личности, процесс самовоспитания, по-видимому, не у каждого человека достигает уровня высокого развития, становится систематическим. У некоторых он остается на всю жизнь на стадии, по терминологии психологов, «ситуативного самовоспитания». Но так или иначе, возникнув, самовоспитание в той или иной форме сопровождает личность в течение всей ее жизни. Факты, когда индивид ведет бездумную жизнь, пускает на произвол случая свое личное развитие, не противоречат этому, а говорят лишь о том, что в формировании личности возможны явления патологии, дремучего невежества и даже порочного самовоспитания.

Писатель Михаил Зощенко рассказывает об одном поучительном в этом отношении случае. Крестьянин, охваченный бешеным чувством ненависти, совершил убийство. Его приговорили к высшей мере наказания. Находясь в камере, этот малограмотный человек читал книги и среди них встретил книгу писателя «Возвращенная молодость». Прочитав ее, он понял, что человек может и должен руководить собой. «Пораженный этой простой мыслью,- замечает Зощенко,- преступник написал мне письмо о том, что, если б он знал об этом — он не совершил бы своего преступления». В обществе, где обязательным является всеобщее среднее образование, конечно трудно встретить человека совершенно невежественного в познании окружающего мира. Но в постижении простой мысли, что человек сам должен руководить собой, быть хозяином своей личности, обязан разумно строить свою жизнь, постоянно стремиться к лучшему, обогащать себя духовно, можно еще встретить, к сожалению, столь же дремуче невежественных субъектов, как и тот малограмотный крестьянин.

В романе А. Ананьева «Годы без войны» художественно убедительно показано, в какой трагический тупик может завести личность порочное воспитание. Галина воспитывала своего сына Юрия так же безалаберно, стихийно, импульсивно, как жила сама. Все дурное, проявляющееся в сыне и других «трудных» подростках, она приписывала влиянию времени, общества, улицы. «Галина с чувством правоты, как это делали все другие родители, похожие на нее, с легкостью снимала с себя вину и перекладывала ее на школу и улицу. «Одно хулиганье, -говорила она, -да где же тут вырасти порядочному человеку? Куда смотрят школа, государство? Ведь должен же быть какой-то порядок?!» Она делала то, что в народе имеет определенное название,- перекладывала с больной головы на здоровую, тогда как вся трудность ее заключалась в ней самой и в том образе жизни, который она вела».

Диалектические аспекты и проблемы духовности человека

Печально, когда человек, существо сознательное, общественное, жизнь вокруг которого все больше проникается светом разумности и добра, ведет образ жизни, простительный разве что для существа, не обладающего человеческим разумом.

Воспитание другого человека -в то же время и ответственность за самовоспитание. Эта простая мысль совершенно недоступна людям типа Галины из романа А. Ананьева. Стремление человека к самовоспитанию порождается общественной жизнью, воспитанием, собственной деятельностью индивида, а не какими-либо сверхъестественными силами. Но сформировавшись в обществе, оно, независимо от того, как его происхождение понимают и объясняют люди, становится атрибутом сознательного отношения человека к самому себе.

Важная сторона самовоспитания — самообразование. Неправильно было бы понимать его только как простое продолжение образования, познания внешнего мира. В процессе самообразования человек познает и себя, развивает свои интеллектуальные способности, волю, самодисциплину, самообладание, образует себя в соответствии с идеальным образом Человека. В письме к сыну В. А. Сухомлинский замечает: «Самое сложное и самое трудное в жизни молодого человека — увидеть себя как бы со стороны, увидеть в свете идеального, героического. Советую тебе: читай побольше о людях, достигших вершины человеческой красоты… В свете возвышенного и героического ты в конце концов поставишь себе вопрос: — Кто я такой? Во имя чего я живу на свете? Способен ли я на подвиг?» .

Самообразование является средством удовлетворения одной из главных потребностей современного человека — постоянно расширять свой кругозор, повышать общую и политическую культуру, удовлетворять интеллектуальные запросы, поддерживать умственную работоспособность. Без этого вообще немыслима духовно богатая, насыщенная высокими запросами, творческая жизнь личности.

В условиях современной научно-технической революции самообразование приобретает все большее значение. Во-первых, в связи с необходимостью всю жизнь учиться, самостоятельно пополнять свои знания, получать новую информацию. Во-вторых, в связи с необходимостью противостоять интеллектуальному иждивенчеству. На последнем стоит остановиться подробнее.

В условиях развития учебной, научной, производственной специализации, усложнения научной и специальной терминологии, загруженности узкопрофессиональной деятельностью человек часто вынужден довольствоваться информацией, знаниями, сведениями, полученными из «вторых рук». Само по себе это явление необходимое и в известном смысле безусловно прогрессивное. Высвобождается время и умственная энергия для плодотворного творчества в области профессиональной деятельности. Но будучи распространенной на все сферы интеллектуальной жизни, эта форма получения знаний таит в себе опасность привычки к облегченному способу удовлетворения духовных, умственных потребностей, удовлетворению их чисто потребительским способом, без затраты собственных усилий, без напряжения умственных и волевых сил. Складывается иждивенческое отношение к духовным ценностям, установка на то, что кто-то должен, обязан подготовить, дать, преподнести в готовой форме, чуть ли не вложить ему в голову любые готовые идеи, сведения, художественные обобщения. По-видимому, еще рано судить, какие плоды принесет обучение человека иностранным языкам во время сна, но распространение этого способа на все сферы приобретения знаний явилось бы, очевидно, равносильным погружению человека в состояние духовного сна.

Особенно опасно интеллектуальное иждивенчество тем, что оно порождает «духовную лень», притупляет интерес к постоянному поиску нового, насаждает духовную всеядность, безразличие к важнейшим идейным запросам времени. Бывает, что это сопровождается погоней за модными мнениями, навеянными подчас нам «голосами» из чужого мира, по существу враждебными личности, развращающими и разрушающими ее внутренний мир.

Интеллектуальное иждивенчество распространяется чаще всего на область общей культуры личности. Особый урон самовоспитанию оно наносит тогда, когда «заражает» такие сферы, как литературно-художественные запросы, эстетические вкусы, общение в сфере досуга. Это опустошает личяость, ведет к примитивизму в освоении ценностей жизни и культуры. Интеллектуальное иждивенчество в этой сфере порождает «знатоков» и восторженных почитателей кумиров, всплывающих в пене буржуазной массовой культуры. И очень важно, чтобы каждый человек глубоко осознал необходимость прилагать собственные усилия для воспитания себя в духе цивилизованности.

Эстетическая сторона самоотношения. «Ни в одной области,-пишет Гегель,-нельзя быть духовно развитым… не обладая эстетическим чувством». Эстетическое отношение человека к миру универсально. Не только свои отношения с действительностью, но и отношения с самим собой человек «строит также и по законам красоты» «. Разумеется, этот принцип отношения человека к миру преломляется в самоотношении не в любовании собой: «Какое я совершенство!» Хотя случается и подобное. Подлинно эстетическое начало в самоотношении проявляется в стремлении индивида стать лучше, совершеннее, избавиться от тех привычек, черт характера, которые не удовлетворяют его представлениям о прекрасном в человеке, в его внутреннем мире, в отношении к другим людям.

В стремлении человека стать лучше сливаются воедино этическое и эстетическое. Как точно заметил К. Либкнехт, «требование эстетического совершенства неизменно влечет за собой и требование совершенства этического». Понятие «внутренняя духовная красота личности» в равной мере относится к миру этических и эстетических ценностей. Внутренний мир человека духовно богат постольку, поскольку он прекрасен, и прекрасен постольку, поскольку он богат. Образованность, богатство интеллекта, хорошие манеры и вкус утрачивают ценность, превращаются в свою противоположность, как только обнаруживают свою безнравственность. Нравственный порок безобразен, каким бы ни был его носитель, образованным или невежественным, внешне красивым или непривлекательным. Он все равно вызывает отвращение у нравственно здорового человека.

Писательница О. Чайковская в очерке «Кто же они такие?» убедительно показала, как безнравственное и безобразное взаимно проникают и усиливают друг друга. Гнусность нравственного порока нередко прикрывается внешней красотой и благопристойностью. Но эта внешняя оболочка лопается, как мыльный пузырь, как только люди, считающие себя интеллигентами и формально принадлежащие к категории интеллигенции, начинают обнаруживать духовную убогость и пошлость своего внутреннего облика. Надругавшись над человеческим достоинством в другом, они растоптали его прежде всего в себе самих. Для кого не существует ничего нравственно-благородного и прекрасного в отношении к людям, к обществу, к другому человеку, для того не существует этого и в отношении к себе самому.

Единство отношения человека к внешнему миру и его самоотношения глубоко проявляется в эстетическом плане. Стремление к прекрасному в мире, если только оно по-настоящему деятельно, пробуждает в нем и стремление к внутреннему совершенству, отвращает его от безобразного в помыслах, поступках, поведении. «Нравственное оччщение» внутреннего мира логически есть в то же время неприятие и искоренение не только аморального как такового, но и эстетически некрасивого, отвратительного, пошлого, грязного.

Прекрасное обладает притягательной силой. Оно увеличивает побуждение к нравственной чистоте, усиливает стремление к нравственно-возвышенному и благородному, помогает человеку мобилизовать внутреннюю энергию для преодоления в себе порочных наклонностей. Ф. М. Достоевский показал это на примере своих героев, погрязших в пороках, но стремящихся к нравственному самоочищению. Митя Карамазов, разъясняет писатель существо этой проблемы, «принимает душой наказание не за то, что он сделал, а за то, что он был так безобразен, что мог и хотел сделать преступление…» .

Именно осознание и глубокое переживание своего безобразия становится часто начальным импульсом самоперевоспитания личности. И его-то не хватает тем, кто, однажды встав на путь нравственного порока, все ниже и ниже опускается в своем падении. Как бывает необходим в таких случаях взгляд человека на себя как раз в момент наиполнейшего унижения своего достоинства! И взгляд именно под углом оценки и переживания низости и пошлости своего поступка, чтобы проснулось в нем и содрогнулось нравственное самосознание, породив чувство отвращения к себе самому, которое послужит мощным стимулом самоисправления.

4. Следует выделить и еще одну важную сторону самоотношения — этическую. Во всех сферах своего отношения к действительности, обществу, коллективу, людям (близким и дальним») ччловек руководствуется нравственными принципами, нормами, идеалами, оценками. Это помогает ему выработать определенный модус отношения к миру, максиму для поступков в разных жизненных ситуациях, обрести прочные ориентиры в оценке своих действий и общестяенных явлений с точки зрения добра и зла, нравственного и безнравственного, добродетели и порока.

Для полноценной нравственной жизни личности недостаточно одного только ориентирования морального сознания во вне. Необходим взгляд на себя, оценка и изменение себя самого в соответствии с определенными нравственными требованиями, в обществе — в соответствии с принципами и нормами демократической морали. Иными словами, необходимо этическое отношение к себе самому. По своему содержанию оно в известной мере, совпадает с этическим отношением человека к миру, совпадает в главном, в тенденции, поскольку это применение тех же общественных этических ценностных ориентиров, подход к себе самому с теми же «мерками», с которыми общество подходит к оценке других людей и данной личности в том числе.

Однако способ применения этих общих этических оценок, «мерок» — другой. Человек направляет требования, оценки и нравственные санкции на себя самого. И в этом случае он может выступать в отношении себя более требовательным или более снисходительным, чем в отношении к другим. Уже здесь заключается возможность внутреннего разлада, раздвоения нравственного сознания личности. Объективно самого себя оценить и судить труднее, чем других. И если такой разлад проявляется в нравственном сознании личности (мы не касаемся здесь тех случаев, когда он запрограммирован самой объективной обстановкой или содержанием социально-этической концепции), его роль более пагубна, чем просто лицемерия, ибо нарушается целостность мироотношения человека.

Особенно пагубна для духовного развития человека, для самовоспитания снисходительность в требованиях к себе самому. Склонность к самопрощению, постоянное ослабление «внутренней узды, потакание своим слабостям, оправдание склонности к внутренней тени, бездумному времяпрепровождению, расслабленности, безволию в конце концов ведет к разрушению нравственного самосознанияя деградации личности. И все это может находить оправдание в софизмах типа: «и другие не лучше», «самоанализ — моральное самоедство» и т. п.

Отношение к миру предполагает органическое единство мироотношения и самоотношения. В этическом плане это выражается в единстве требований, предъявляемых человеком к другим людям и к себе самому в соответствии с задачами строительства нового общества. И, пожалуй, в первую очередь к себе самому. Если проявление снисходительности, терпимости по отношению к другим людям в тех случаях, когда это не касается вопросов общественно важных, идейно и нравственно принципиальных, не наносит ущерба моральному росту человека, а, напротив, свидетельствует о его гуманности и благородстве, то попустительство своим слабостям рано или поздно приводит к утрате принципиальности и в конечном счете может обернуться деградацией духовного облика личности.

Формирование отношения человека к обществу есть в то же время и формирование самоотношения. Поэтому подлинные отношения смогут утвердиться лишь тогда, когда, используем образное высказывание В. А. Сухомлинского, «каждый — буквально каждый — человек станет властелином собственных поступков, когда строгим судьей каждого станет собственная совесть, когда человеку будет стыдно перед собой несравненно больше, чем перед другими». Для выработки такого самоотношения нужна огромная воспитательная и самовоспитательная работа. Нужны не просто определенные философские, политические, эстетические, этические знания, но и умение применять их в жизни, в своей деятельности, познавать себя, оценивать себя критически, строго требовать о себяя владеть своими внутренними силами, самому управлять своим внутренним ростом в соответствии с требованиями общества. Важно овладеть искусством и не только «нравственно себя вести», но и «себя растить». Но последнее- искусство более высокого порядка.

Как видим, самосовершенствование не есть просто «сторона», «часть», «продолжение», «дополнение» воспитания. Оно прежде всего является существенным моментом воззрения человека на мир и на себяясамого как на субъекта активной преобразовательной деятельности. Миропонимание и мироотношение как грани мировоззрения включают в себя и самопонимание и самоотношение человека. Миропонимание неполно, ущербно без самопонимания, потому что в нем отсутствует один из опорных пунктов — воззрение человека на себя самого. Точно так же обстоит дело и с мироотношением.

Поэтому проблема самовоспитания, самосовершенствования личности — не узко педагогическая. Это мировоззренческая проблема, проблема социально-этическая, философская. Новое воззрение на мир включает в себя взгляды на человека, на его развитие и совершенствование.

Список литературы

1. Дубинин Н. П. Наследование биологическое и социальное.-Коммунист, 1989, № II, с. 67, 68.

2. Павлов И. П. Избр. произв. М.,1951, с. 395. 56.

3. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1977, т. 3, с. 85.

4. Ковалев А. Г. Самовоспитание школьников. М., 1967, с. 25.

5. Рувинский Л. И. Воспитание и самовоспитание школьников. М., 1969, с. 34.

6. Сухомлинский В. А. Избр. произв. В 5-ти т., т. 3.

7. Зощенко М. Повесть о разуме. М„ 1976, с. 109.

8. Ананьев А. А. Годы без войны.- Роман-газета, 1980, № 2, с. 35.

9. Сухомлинский В. А. Избранные произведения. В 5-гп т., т. 3, с. 658.

10. Гегель. Работы разных лет. В 2-х т. М., 1970, т. 1, с. 212.

11. Либкнехт К. Мысли об искусстве. М„ 1971, с. 146.

12. Чайковская О. Кто же они такие? -Литературная газета, 1973,22 августа.

13. Достоевский Ф. М. Об искусстве. М., 1973, с. 441.

  • Духовные рассказы для детей
  • Духовные искания личности в прозе и а бунина на примере одного двух рассказов
  • Духовные искания евгения онегина сочинение
  • Духовные искания андрея болконского в романе война и мир сочинение
  • Духовность что такое сочинение