Духовный путь человека сочинение

У каждого человека свой путь, свои смыслы и значения, определяющие жизнь. Мы постоянно развиваемся и меняемся. И Л. Н. Толстой считал, что у каждого есть собственный путь духовных исканий, который всем нам суждено пройти. Так ли это? Обратимся за подтверждением к произведениям русских авторов.

Духовные искания ярче всего выражены в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов ищет правды и справедливости, пытается найти собственный путь, на котором будет приносить пользу. Вот почему герой совершает много ошибок: случайно женится, разочаровывается в своем выборе, становится масоном, разочаровывается и в этом, пытается облегчить положение крестьян, но у него выходит нечто непонятное и ненужное. А все потому, что герой не понял главного секрета счастья: нужно быть ближе к народу, доверять свою жизнь судьбе и радоваться каждому дню, самому факту существования. Это Безухов осознал после участия в Бородинском сражении, а особенно после попадания в плен, где он познакомился с Платоном Каратаевым. Общение с этим простым крестьянином, физические лишения и моральное давление показывают герою, что жизнь прекрасна, это вносит покой в его душу и приводит к действительно осмысленной деятельности и личному счастью.

Родион Раскольников, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», тоже прошел свой путь исканий, но выражено это было в гораздо более жесткой форме. Унизительная бедность придавила героя, практически лишила рассудка. Он попал под влияние теории о сверхчеловеке, по которой люди разделялись на обыкновенных (нужных лишь для поддержания популяции) и необыкновенных (они могли делать все, что угодно, ведь именно такие личности двигали общество вперед). Себя Раскольников причислял к необыкновенным, а проверять свою теорию он решил с помощью убийства старушки-процентщицы. Духовные страдания, муки совести после преступления привели его к признанию вины в суде и каторге. Но лишь потом он действительно покаялся, понял весь ужас своего решения, стал верующим человеком и обрел душевный покой. Высшая точка развития его личности – приход к покаянию.

Даже у самого обычного человека есть свои духовные искания, ведь каждый из нас думал, как ему следует поступить, от этого выбора зависела будущая жизнь. Искания свойственны всем, только выражаются они по-разному. К счастью, большинство современных людей не попадает на войну и в плен, чтобы изменить свое восприятие и обрести покой. Необязательно убивать, чтобы понять ошибочность и непростительность насилия. Работа над собой и своей личностью может быть внутренней, но она обязательно приводит к развитию.

Предыдущая

СочиненияГлавное поле битвы добра и зла – сердце человека

Следующая

Сочинения503. Что мешает взаимопониманию между любящими?

Каждый человек проходит свой путь жизненных изысканий. Это, как справедливо говорил Л.Н. Толстой, необходимо для самой личности. Так, подобный путь проходят некоторые герои произведения «Война и мир», которое и было написано автором представленного для рассуждения высказывания.

Пьер Безухов в романе активно ищет правду и справедливость. Герой пытается найти собственный путь в жизни, который бы приносил пользу окружающим. Он подается в масонство, пробует руководить домашним хозяйством. В стремлении найти собственное предназначение герой совершает большое количество ошибок. Так, Пьер случайно женится, разочаровываясь в выборе супруги.

Его ошибки обусловлены только тем, что он изначально не смог понять причину истинного счастья — быть рядом с народом, доверять судьбе. Это молодой человек осознает только в плену, куда попадает при Бородинском сражении. Именно знакомство с Платоном Каратаевым становится для героя поворотным. При общении с крестьянином Пьер осознает, что жизнь прекрасна в самом простом своем проявлении.

Путь душевных изысканий проходит и Андрей Болконский, чья жена умирает на страницах романа. Получив ранение, а также поговорив с благодетельной сестрой Марьей, князь осознает что в жизни человеку для счастья необходима только семья. Он больше не стремится получить славу, получить медаль и звание в бою. Когда герой влюбляется в Наташу Ростову, то вновь обретает легкость, желание жить. К сожалению, молодой человек получает серьезное ранение, от которого и умирает на руках у несостоявшейся жены.
Путь изысканий Андрея заключался в участии в военных событиях, попытках наладить жизнь с помощью посещений бала и салонов. Он изначально полагал, что получение звания станет великим событием для него, но это оказалось ошибкой. Герой погибает практически в тот момент, когда находит смысл жизни, проходит до конца собственный путь изысканий.

Таким образом, каждый человек должен пройти свой путь духовных изысканий. Только это позволит личности полностью сформироваться. Именно поэтому Лев Николаевич Толстой был прав в своем высказывании, говоря о том, что каждому человеку необходимо пройти собственный путь изысканий.

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Духовность человека

Сочинение Духовность человека

Проблема духовности человека — вечный вопрос, встающий перед каждым мыслителем, ведь сфера духа и души наиболее тонкая. Духовность означает совокупность моральных ценностей и традиций, объединенные в религиозные учения, художественные образы искусства. Духовное развитие очень важно, ведь это позволяет увидеть мир совершенно с другой стороны, создаёт надежду и веру.

Люди непременно связаны с обществом, а их духовность повышается в наглядных примерах, которые они видят в литературе, жизни и искусстве, которые дарят людям веру в добро и красоту, что способствует повышению счастья человека. Люди постоянно стремятся к постижению нового. Приобщение к прекрасному воодушевляет, наполняет жизнь глубоким содержанием. Литература, искусство и духовные практики предназначены для самосовершенствования, улучшения жизни и получения новых взглядов на мир.

Духовность улучшает уровень жизни, ведь уверенный в себе человек, не волнующийся из-за пустяков, любящий и живущий осознанно – ощущает себя лучше, чем убежденный в своих неудачах, существующий в выдуманном мире, и уверяющий себя, что это правильный выбор. В то время как духовно развитый человек стремится познать истину существования и совершенствует свои знания. При этом, он открывает для себя мудрость и счастье.

Наглядным примером душевного бесчестия является Алексей Иванович Швабрин из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Он неоднократно совершает недостойные офицера поступки: пытается подчинить и морит голодом девушку Машу, решается оклеветать Петра Гринёва, выдавая его за предателя, наносит удар шпагой в спину соперника.

Люди могут воплощать свои мимолётные желания, поддавшись чувствам. Это бывает несправедливо по отношению к другим, ведь необдуманные поступки могут принести душевные страдания и боль, неприятности и зло другим людям.

Одно слово может ранить, принести боль и разрушить отношения между людьми. Поэтому, духовность заключается и в умении осмысливать поступки и желания, способности решать можно ли дать волю своим чувствам. Духовная красота с невежеством, ленью и равнодушием несовместима. Духовно богатый человек всегда поможет тем, кто в этом нуждается и никогда не оставит своих близких в беде.

Таким образом, духовность – богатство души человека, его стремление к добрым поступкам и правде, постоянное совершенствование своего внутреннего состояния. Духовный мир – важнейшая категория для оценки человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Духовность человека

Духовность человека

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Людмилы в поэме Руслан и Людмила Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин в своей сказочной поэме «Руслан и Людмила» детально раскрыл образ княжной Людмилы. Пушкинская Людмила не предстоет перед читателем, как глупая и избалованная царевна, хотя князь Владимир души в ней не чаял.

  • Сочинение Слава науке

    Сейчас двадцать первый век. Если лет так пятнадцать назад компьютер или телефон были недосягаемой мечтой даже для человека со средними доходами, то сегодня эти уникальные изобретения имеются почти у каждого.

  • Сочинение Добро и зло в сказке Снежная королева Андерсена 5 класс

    Два противоположных начала Бытия – Добро и Зло представлены в произведении в виде двух очень разных персонажей. Каждый из них является носителем нескольких качеств, значение которых раскрывается в сказке.

  • Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой 6 класс

    Самое сильное и возвышающее чувство – любовь. Как тонко и трепетно она описывается в произведении А.С. Пушкина «Дубровский». Юный и прекрасный представитель состоятельного класса населения Владимир Дубровский влюбляется

  • Герои произведения Путешествие из Петербурга в Москву

    Главный герой совершает путешествие, по пути останавливаясь провинциальных городках и деревеньках, где ему встречаются различные люди, к проблемам которых он проникается сочувствием

изображение Духовность человека

  1. Сочинения
  2. На свободную тему
  3. Духовный выбор человека

Сочинение Духовный выбор человека

Наш мир находится в постоянном движении причин и следствий. Кто-то съест на завтрак яблоко и будет чувствовать легкость, а кто-то объесться мучных изделий и сляжет с болью в животе. Все это исходит из наших ежедневных выборов.

Абсолютно каждый миг человек находится на перепутье между одним и вторым. И это относится не только к человеку, но и к другим живым существам, населяющих планету земля. Но есть выборы, которые присущи только человеческому роду. Выборы, связанные с нашей совестью и душой, принципами и убеждениями: духовные выборы.

Духовность таких выборов проявляется в связи с тем, что только мы сталкиваемся с добром и злом, нашими и чужими желаниями, нашей и чужой выгодой, нашими принципами и реальной действительность. Подобные выборы могут даже и не быть судьбоносными по своему масштабу, они встречаются в бытовых ситуациях. Например, соврать отцу о том, что ты разбил его любимый телевизор, или же переложить вину на животное, кота или собаку. Как следствие всё может закончиться угрызениями совести, если выбор был сделан в пользу перекладывания вины, или простым осуждением со стороны близкого, но с чистой совестью.

Таких жизненных задач в нашей жизни было, и будет очень много. Они будут бытовыми, будут судьбоносными или даже забавными и веселыми, но всегда важно в таких ситуациях поступать так, как велит тебе сердце, душа, вся внутренняя сущность, чтобы в будущем не было сожалений и обид за упущенные возможности и неприятные последствия.

Вариант 2

Каждому человеку стоит знать ответ на вопрос » Кто я? «. Люди часто задумываются над тем, как они существуют, знают чем отличаются от животных и других обитателей планеты. Так же отличительной особенностью человека от другого чего-либо живого — духовность. Иными словами человек стремится к каким-либо духовным мечтам, ценностям. Это развитие духовности оно не имеет предела. Человек входит в общество, где объединились все эти люди, которые стремятся к развитию в сфере духовности и помогают друг другу в этом.

Свой духовный выбор любой человек может сделать сам. Что ему надо от жизни, к чему он тянется, о чем мечтает, решает только сам человек, никто более. Когда он уже решает, то находит единомышленников, с которыми уже вместе стремится добиться этого духовного развития. Для кого-то это не нужное дело. А если человек действительно желает развиваться в сфере духовности, то да, он будет стараться, привести себя к этому идеалу. В этом ему помогают те самые люди, с которыми человек объединился, для достижения общей цели. Как только он совершает свой духовный выбор, все, он настроен идти к этой месте, он начинает действовать. Этих выборов очень большое количество, дело остается за малым, решить что хочется человеку, куда его больше тянет. Тут все зависит от времени, сколько потратиться, на это решение.

Человек выбрал в какую духовную сферу он хочет попасть, в какой ему развиваться, далее начинает предпринимать меры для того, чтобы прийти к своей заветной мечте. Для того чтобы выбрать сферу духовности, нужно постараться. А чтобы записать это в «мечту» нужно точно убедиться «это мое, я уверена в том» только тогда можно приступать к постановлению задач, для достижения цели. Перед всеми шагами выбора стоит задуматься, действительно ли это нужно.

Духовный выбор человека

Духовный выбор человека

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Аси в повести Ася Тургенева

    Эта повесть написана Тургеневым в 1857 году. В ней повествуется о несчастной любви очень молодой еще несовершеннолетней девушки Аси. Она полюбила мужчину, которому исполнилось двадцать пять лет

  • За что я люблю свою школу сочинение

    Многие дети не любят приходить в школу. Рано просыпаться, сидеть подолгу за партой, выполнять задания в школе и дома, то есть, не остается свободного времени. Надоедливый будильник с утра, мама над головой бранится и говорит про опоздание

  • Сочинение Внутренний конфликт чувства против разума

    Нас окружает так много людей. Одних мы знаем, с другими слегка знакомы, а большинство для нас незнакомцы. На первый взгляд все эти люди так спокойны и уравновешены. Можно подумать, что они не имеют никаких раздумий и проблем.

  • Сочинение на тему Бородинское сражение, битва

    Кутузов всегда говорил о российских воинах Бородинской битвы, как о храбрых, мужественных и верных защитниках своей страны, своей семьи. Я могу сказать, что именно такие главные качества солдат и являются основной победоносной силой нашей армии.

  • Сочинение Снегопад

    Снегопад может натворить немало бед. Заносы и аварии на дорогах, повреждение линий электропередач, крыш домов, сходы лавин, задержки авиарейсов. Хорошо, что сейчас у нас есть мощная снегоуборочная техника,

Сочинение на тему Духовный выбор человека

Духовный выбор человека

Пример сочинения №»1

Развиваться люди начинают еще в раннем детстве, когда пытаются своими силами научиться ходить, улыбаться и говорить первые слова. С каждым годом к уже существующим добавляются новые навыки, которые необходимы для повседневной жизни. И помимо вещей по типу чтения, умения взаимодействовать с другими и сложения цифр, не менее значимым является и духовное развитие.

Будучи детьми, многие с недовольством воспринимают попытки родителей приобщить их к чему-то великому, так как в юном возрасте бывает скучно смотреть балет вместо игры в мяч, но с возрастом у нас самостоятельно появляется желание посетить театр или картинную галерею.

Каким бы красивым человек не был снаружи, нет ничего важнее его внутренней составляющей. Не удастся построить крепкую любовь или дружбу с тем, кто обладает только симпатичной обложкой, не представляя из себя интересного и умного собеседника.

Именно поэтому нужно не забывать вкладывать силы и время в повышение своего уровня культурности и интеллекта. Это можно сделать несколькими путями, а самый известный – чтение книг. В процессе знакомства с шедеврами мировой литературы у читателя невольно возрастает уровень грамотности, расширяется словарный запас и кругозор, а также появляется возможность поддержать практически любую беседу. Духовно расти можно и путем похода в музеи, где расположены творения многих талантливых художников и скульпторов. Иногда ходя по залам, есть шанс наткнуться на вещь, которая полностью сумеет изменить ваше мировоззрение.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что неотъемлемой частью существования как человека, так и целого общества является постоянное развитие личности. Без него люди не достигли бы уровня жизни, имеющегося сейчас, поэтому не стоит забывать о значимости совершенствования в духовном плане, стараясь каждый день узнавать, видеть и слушать что-нибудь новое.

духовное развитие человека сочинение

Пример сочинения №2

В сочинении на тему духовное развитие человека будет дан ответ на вопрос, почему же оно так важно для каждого из нас. В мире проживает почти восемь миллиардов человек, и многие из них до сих пор считают, что для нормального существования достаточно удовлетворять лишь свои физические потребности, а образование и самосовершенствование не для них. И действительно, зачем усложнять и без того непростую жизнь, тратя время на учебу и прочие не самые важные, как может показаться на первый взгляд вещи, но если каждый человек на Земле будет рассуждать подобным образом, то человечество ждет не самая великая судьба.

Ведь именно благодаря личностям, которые когда-то предпочли труд безделью, мы сейчас можем проживать в комфорте в окружении современных технологий. Страшно представить, каким бы был быт людей, если бы не ученые, сделавшие множество воистину великих открытий. Именно поэтому важно продолжать учиться и становиться лучше на протяжении всей жизни, чтобы спустя время самому совершить открытие и войти в историю.

Для всестороннего развития нужно читать много книг, ведь они развивают воображение, способствуют повышению уровня грамотности и помогают забыть о внешних проблемах, полностью сосредотачиваясь на сюжете произведения. Не менее полезным будет прослушивание классической музыки, которая развивает чувство прекрасного и заставляет поддаться приятным воспоминаниям, а также походы в музеи, на выставки и спектакли в театре.

Введение

Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…

Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает.

Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы ____ страниц.

Список использованной литературы

1. Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности / Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. — Омск: ОГУ, 2002. — 296 с. 2. Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности / А.В. Ботвинова. — М.: Изд-во «Научная книга», 2003. — 235 с. 3. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 480 с. 4. Философия. Учебное пособие / Авт. кол. под рук. Ю.В. Осичнюка. — Киев: Фіта, 2004. — 384 c. 5. Человек и общество: Учебное пособие для учащихся / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. — 3-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 2001. — 400 с. 6. Чуприна А.А. Духовно-нравственные аспекты формирования современной личности // Материалы второй Международной конференции. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2000. — 333 с.

Понятие духовного мира личности

Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Античные философы называли внутренний, духовный мир человека «микрокосмом» — в отличие от «большого мира» — «космоса», который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной — Ойкумену. Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.

Итак, что же такое духовный мир личности?

Начнем со слова «мир». Мыслители прошлого нередко отождествляли духовный мир с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Много позже, в новоевропейской философии, термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

Сущность духовного мира человека определяли и словом «дух» как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие «духовная жизнь людей», которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми.

Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание.

И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен.

Основа духовной жизни — сознание, которое является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и в глубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремится выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь.

Духовный мир личности означает обладание важными личностными качествами: стремлением к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки.

К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное — взаимозависимость национальной и мировой культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает и как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная и мировая культура — как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и ответственное отношение к жизни — к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности — готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

Сочинение 2

Луч солнца, льющийся прямо в сердце, обожествляет человеческую душу. Внутренняя природа человека — это духовность. В него входят чувства, мысли, эмоции, ощущения, ум, взгляды на жизнь, убеждения и мировоззрения личности. Богатый духовный внутренний мир индивидуума наполнен дарами Космоса и Вселенной, событиями окружающего мира, верой, добром и всеобъемлющей земной любовью ко всему живому.

Внутренняя человеческая сущность очень разнообразна! В ней переливаются столько оттенков характера, положительных и отрицательных черт. Человек, стремящийся к добру и свету, наделён благородством, милосердием, отзывчивостью, дружелюбием. Он готов всем помочь и сделать людей счастливыми! Таких людей очень ценят в обществе.

Внутренний мир – особое состояние души. Он дан каждому с рождения. С годами человек его совершенствует, взаимодействуя с окружающей средой. Интересно общаться с интеллектуально развитыми людьми. Они много знают. С ними можно поговорить на любые темы. Они всегда в курсе всех дел и жизненных событий. Такие личности умны, образованны, развиты духовно. Они много читают, путешествуют, посещают лекции и семинары, изучают науки и … верят в чудеса. Такие люди всегда с пользой проводят время. У них интересная, многосторонняя жизнь, полная романтики, подвигов и необычных приключений.

Человек, ни во что не верящий, отсталый от жизни, зацикленный на своих проблемах и думающий только о материальном – пуст и непривлекателен. Его духовный мир на грани катастрофы. Прекрасный человек красив душой! Он может быть и не очень хорош собой внешне, но сердцем чист, верен и глубок. Красивая внешность зачастую оказывается приманкой, и только общаясь с ним, можно понять о его внутренней сути. Люди с яркой и броской внешностью часто оказываются глупыми внутри, тогда и внешняя красота уже не интересна.

Человек должен постоянно совершенствоваться, жить в мире и согласии с другими, гармонизировать пространство своими божественными мыслями. Такая личность наделена неповторимым шармом и уникальностью. Она неординарна и блистательна. Это возвышенная натура, обладающая гениальными способностями в литературе, музыке, художественном искусстве, театре и кино. Такой человек талантлив, успешен и счастлив!

Духовный мир человека – жемчужина, сияющая ярким светом. Эта личность всегда стремится к саморазвитию, самореализации и внутренней свободе. Преображение происходит очень быстро. Человек пробуждается и наполняется энергией, наполняющий организм силой. У него могут появиться способности, о которых он даже не догадывался. Духовность творит большие чудеса!

Чудесно, что на земле живут интересные, творческие и одухотворённые люди. Они прекрасны внутренне и внешне! Им светит путеводная звезда, исполняющая все их желания! Пусть же вечно струится их доброта, и мир расцветает от великой любви ко всем живым существам на земле!!!

Процесс становления духовного мира личности

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле и назначении своей жизни и на удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание — фундамент духовной жизни личности.

Для раскрытия духовного мира личности необходимо, прежде всего, остановиться на процессе становления индивидуального сознания, структура и содержание которого являются той основой, фундаментом, на котором формируется духовный мир личности. При раскрытии духовного мира личности, акцент делается на особенностях реализации личностью своих мировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей сущности.

Процесс формирования духовного мира начинается с приобретения знаний. Знания выступают как способ существования сознания, а также как фиксация результатов жизненного опыта, результатов взаимодействия индивида с окружающим миром. Знания приобретаются двумя основными путями.

Первый из них — это приобретение знаний, осуществляющееся в процессе непосредственного, чувственного, эмпирического взаимодействия индивида с действительностью. Этот уровень приобретения знаний является, с одной стороны, исходной посылкой и основанием формирования индивидуального сознания в его целостности, а, с другой — это относительно самостоятельный уровень приобретения знаний.

Второй путь приобретения знаний — усвоение человеческого опыта, зафиксированного в языке. Язык — это, прежде всего, средство общения человеческого опыта, отбора и систематизации знаний, их сохранения и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Он является средством общения между людьми и средством активного воздействия на человека. С помощью языка индивид усваивает выработанные человечеством правила, нормы, принципы, определяющие характер его поступков и действий.

На основе знаний, врожденных и приобретенных формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению — ум. Эта способность не может быть сведена к количеству знаний. Ум есть способность к проникновению в сущность вещей, явлений, процессов, к анализу и к самостоятельной оценке действительности, творчеству. Формирование ума — важнейшая задача всего процесса обучения и воспитания. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что принято называть интеллектом (слово латинского происхождения, означает «познание, понимание, рассудок»). Однако знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определять свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность индивидуального сознания, которая в то же время выступает и как характерная черта духовного мира личности, приобретает относительную самостоятельность — это «рассудок». Важной особенностью рассудка является то, что здесь знания и ум приобретают чувственно-эмоциональную окраску, выражающую личностное отношение человека к действительности.

Важную роль в формировании духовного мира личности играет то факт, что общество и индивиды осуществляют свою жизнедеятельность в системе объективных условий, которые складываются независимо от воли и желания людей и развитие которых подчиняется действию объективных законов природы и общества. Поэтому люди для обеспечения своей жизни вынуждены согласовывать свою деятельность с законами развития природы, общества, мышления, учитывать результаты воздействия своей сознательной деятельности на окружающий мир и на самих себя. На этой основе формируется особая ступенька духовного мира, которая называется «разум» — более высокая ступень освоения человеком окружающей действительности. Поэтому разумное отношение и разумная деятельность охватывает все стороны жизнедеятельности человека, начиная с проблем непосредственной индивидуальной жизни и кончая глобальными проблемами, которые ставит жизнь перед индивидом и всем человечеством. Иными словами, разум включает в себя заботу человека о будущем.

Таким образом, знание, ум, рассудок и разум представляют собой взаимные стороны единого целого — духовного мира личности, характеризуя его с точки зрения содержания и значения для жизнедеятельности личности. Все эти стороны характеризуются тем, что они связаны, с одной стороны, с объективно-содержательным отражением действительности в сознании человека, а с другой — с чувственно-эмоциональным оценочным восприятием, осознанием этого содержания.

Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя или радости, любви или ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные «маяки», которые не являются продуктом деятельности лишь того человека, который «носит» их в себе, а, как правило, они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обоснованно называют ценностями жизни и культуры.

Ценности — это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. Ценность вырастает из идеалов личности, представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности — общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности — идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т.е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Совокупность ряда лучших, благородных, личностных качеств индивида характеризуется понятием интеллигентность (в переводе с лат. — понимающий, мыслящий). К числу признаков интеллигентности можно отнести: следование велениям совести и обостренное чувство социальной справедливости; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей; личную порядочность и тактичность, исключающую проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; терпимость к инакомыслию, сочетающуюся с умением отстаивать свою точку зрения; способность к состраданию.

Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремится к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания, в какой мере связаны они с гуманистическими целями.

В процессе жизнедеятельности у человека происходит непрерывное накопление, расширение и углубление знаний об окружающем мире, происходит не только отбор необходимых знаний, но и жизненных установок, определяющих характер осознания личностью своего места в мире и отношения к нему. Эти особенности духовного мира находят свое выражение в вере и убеждениях.

Вера — это чувственно-эмоциональное состояние психики, которое характеризуется следующими основными чертами.

Одной из главных черт является способность воспринимать знания как истинные, безотносительно к тому, являются они действительно истинными или ложными. Так, человек может поверить в ложь, приняв ее за истинное знание. В то же время, если истинное знание вызывает сомнение в своей истинности или признается как ложное, вера отсутствует. Вторым признаком веры следует считать то, что в ней знания, принятые как истинные, становятся для личности способом видения, понимания явлений действительности. На основе этих знаний человек определяет свое отношение к действительности, к другим людям, к собственной жизнедеятельности, осуществляет поступки и действия. Третий признак веры состоит в том, что жизненно значимые знания, принятые как истинные, превращаются в мировоззренческие установки, в жизненные ориентиры личности, определяющие характер ее поступков и действий. Четвертый признак веры заключается в том, что она представляет собой способность человека переживать желаемое и воображаемое как действительное, возможное и должное как сущее. Поэтому вера, как правило, предполагает оптимистическое отношение человека к миру. Она содержит в себе предположение о возможности достижения желаемого благополучного результата. Пятый признак веры состоит в том, что истинность знаний, принятых на веру, не получила своего подтверждения практикой, достаточной аргументацией. Человек, поверив во что-то, не знает так это в действительности или нет.

Все эти признаки взаимосвязаны. Их выделение целесообразно только с точки зрения более полного раскрытия содержания веры как особого феномена духовного мира и его роли в жизнедеятельности личности

Убеждение, как и вера, характеризуется признанием истинности воспринимаемых знаний, которые становятся способом понимания человеком явлений действительности, руководством к действию. Отличается убеждение от веры, прежде всего, тем что истинность воспринимаемых знаний подтверждается непосредственно практикой жизни, достаточной логической аргументацией, опирающейся на конкретные факты и теоретические обоснования. Кроме того, убеждение может быть связано с осознанием истинности и желаемого и нежелаемого.

Вера и убеждение играют важную роль в формировании мировоззрения личности. Под мировоззрением понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.

Роль мировоззрения в жизнедеятельности человека огромна, без него невозможно осуществление целеполагающей деятельности. Человек вообще невозможен без мировоззрения, пусть самого примитивного. Исходя из мировоззрения человек определяет смысл своей жизни, который является основным мировоззренческим вопросом, ядром мировоззрения, на его основе формируются ценности, идеалы и установки человека. В нем, таким образом, слиты воедино познавательный и ценностный аспекты. Мировоззрение формируется в результате приобретения и накопления знаний, а также само, исходя из ценностной ориентации субъекта, определяет качество и направленность познавательной деятельности человека. Оно фиксирует не просто знания, но и отношение субъекта к действительности и к другим людям, определяет выбор тех или иных средств деятельности, достижения поставленных целей.

Эта роль проявляется в трех основных аспектах: во-первых, они представляют собой предпосылки формирования мировоззрения. Без веры и убеждений мировоззрение, как целостное выражение духовного мира, практически невозможно; во-вторых, вера и убеждение представляют собой формы проявления, функционирования мировоззрения. Причем мировоззрение может формироваться преимущественно на вере или преимущественно на убеждениях. Роль веры и убеждений в мировоззрении может изменяться в процессе жизнедеятельности человека. Так, в детском и юношеском возрасте мировоззрение формируется преимущественно на вере. Со временем на первый план могут выступать убеждения. Однако бывает и так, что убеждения, сформировавшиеся в процессе воспитания и практической жизнедеятельности, в результате изменившихся обстоятельств подвергаются пересмотру. Истинность убеждений подрывается. Тогда убеждения уступают место вере, а может наступить и неверие, что, как правило, оказывает сильное влияние на психику человека. В-третьих, вера и убеждения выступают как результат реализации уже сложившихся мировоззренческих установок, их проверки на основе жизненного опыта.

Носителями того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом. Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Мировоззрение формируется на основе всех структурных элементов духовного мира личности и всего содержания общественного сознания, но не сводится к их сумме. Оно приобретает в духовном мире относительную самостоятельность и выступает по отношению к личности как своеобразный внутренний императив, регулятор, определяющий сам способ видения человеком мира и себя в нем.

Сердцевину мировоззрения составляет понимание человеком целей и смысла жизни, ориентирует его на деятельность, которая находит свое выражение в стремлении личности к достижению счастья, под которым следует понимать чувственно-эмоциональное состояние удовлетворенности от реализации или стремления к реализации понимаемых человеком целей и смысла жизни. Счастлив может быть каждый человек, безотносительно к тому, каков уровень его социальной зрелости, уровень интеллектуального развития, независимо от возраста, мировоззренческих установок, т.к достижение человеком счастья зависит, прежде всего, от того, в чем он видит смысл своего бытия.

Проходя проверку жизненным опытом, мировоззрение трансформируется в жизненную позицию личности. Жизненная позиция представляет собой основанную на мировоззренческих установках и на жизненном опыте готовность к действию. Позиция может быть активной и пассивной. Реализация жизненной позиции в деятельность осуществляется посредством воли, которая представляет собой способность человека сознательно мобилизовывать все физические и духовные силы, направлять свою жизнедеятельность на достижение целей. Формируясь в процессе становления духовного мира личности и жизненного опыта, она приобретает относительную самостоятельность и оказывает воздействие на сам процесс развития духовного мира, становится важным фактором самовоспитания, самосовершенствования, внутренней повелительной силой, направляющей жизнедеятельность личности в определенное русло.

Сферой и способом реализации духовного мира личности, мировоззренческих установок и жизненной позиции является социальная активность. Социальная активность — способ самореализации личностью понимаемых ею целей и смысла жизни. Социальная активность — это также показатель степени социальной зрелости личности, ее гражданственности.

Человечество перешагнуло порог нового тысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть, это будут некие неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Однако ясно, что никакое заранее уготованное и уже сейчас ожидающее нас будущее не существует. Даже апокалипсис до последнего мгновения предоставляет человечеству свободу выбора: умножать силы зла или активно созидать добро.

Общественное развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществятся на практике? Каким станет наше Отечество через несколько лет? В конечном счете, это зависит от сознательной и активной деятельности людей.

Современное общество предоставляет человеку широкий выбор сфер приложения своих сил, найти свое место в мире, определить пути решения возникающих сложных проблем, увидеть возможности наиболее полной реализации своих способностей, утвердить себя как личность.

Сочинение на тему «Духовность»

Духовность – это пробуждение внутренней реальности нашего существа – нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта преобразить, все наше существо, превращая его в новую личность, в новую природу.

Для меня психическая энергия является синонимом слову «духовность». К сожалению, сейчас под этим понятием – духовность – многие подразумевают соблюдение обрядов, воскресные походы в церковь или чтение Библии. Всё это, разумеется, хорошо, но является только подготовкой к настоящему духовному развитию, то есть к самосознанию себя, раскрытию своих потенциалов и возможностей для пользы эволюции и блага всего человечества.

Я попыталась перечислить некоторые значимые признаки духовности:

– духовность не характеризуется ни воспитанием, ни происхождением, ни образованием, ни внешней красотой, ни эпохой. Духовность кроется глубоко внутри.

– внешний блеск прикрывает внутреннюю пустоту. Чем духовнее, тем проще.

– преданность, простота, альтруизм, прирожденная мудрость – обязательные явления духовности.

На протяжении всей истории России были духовные подвижники, мотивирующие людей к самосовершенствованию. Однако никто не достиг совершенства, даже те люди, которых мы называем духовными подвижниками. Их точный список никогда не будет полным и точным, так как для каждого духовный подвижник свой, но общепринятыми можно считать православных святых. Так же художники, литераторы, философы, музыканты и даже физики, к примеру, являются мощным стимулом к саморазвитию многих. Без них любая страна представляла бы собою огромное моральное «чудовище».

Для меня духовным подвижником является русский философ и писатель Елена Ивановна Рерих. Её произведения, написанные в первой половине XX века, вошли в духовную и культурную жизнь России сравнительно недавно, но вызвало интерес у многих людей, не исключая меня.

Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, внучатой племянницы великого фельдмаршала М.И. Кутузова. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому.

С самого детства девочка проявляла глубокий интерес к литературе и языкам, уже к семи годам она могла писать и читать на трех языках. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального диплома она могла бы сделать блестящую карьеру пианистки, но жизнь распорядилась иначе.

В 1899 году в имении своей тети Елена Ивановна встречается со своим будущим мужем Николаем Константиновичем Рерихом. Тогда он был еще молодым и неизвестным художником, но позже Елена Ивановна становится его музой. Они не просто любили друг друга, их связывали не только узы брака, но и общность интересов, и духовная близость.

В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904 года – Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.

Елена Ивановна Рерих была наставником всей семьи, вдохновлявшей всем духовными беседами, подтверждающими вечные истины. Но всё равно эта женщина была необычайно скромна, войдя в жизнь великого художника, она всегда оставалась в тени.

В 1916 году семья переезжает из Петербурга в Сортавалу (Финляндия) в связи с болезнью Н.К.Рериха, а в 1920 году – в Лондон, где Елена Ивановна начинает работу над книгами «Живая Этика», представляющей собой новую концепцию философской системы. Эти произведения создавались в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов.

Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е.И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.

В Америке под руководством удивительной четы Рерихов небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный . Эти учреждения – крупные культурные центры, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения были созданы не только для художников, но и для людей, желавших воплотить гуманистические идеалы. Елена Ивановна писала: «Радостно видеть, как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие». С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в экспедиции, организованной её мужем по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. В 1926 году в Монголии была опубликована её рукопись «Основы буддизма».

В этом же году увидела свет одна из книг Живой Этики – «Община».

В 1928 году, по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселяются в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» – «Утренняя звезда». Е.И.Рерих избирается почетным вице-президентом этого уникального научного учреждения и принимает самое деятельное участие в организации его работы, но всё равно посвящает себя работе над главным трудом своей жизни – книгами Живой Этики – и продолжает вести эту работу до конца жизни. Являясь философией космической реальности, Живая Этика содержит в себе уникальную систему познания, основанную на общих и частных законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Эта система познания Живой Этики соответствует новому эволюционному витку развития человечества, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение. Название самой философии – Живая Этика – связывает человека и Космос в единую одухотворенную систему.

В январе 1948 года, вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.

Е.И. Рерих всегда хотела вернуться в Россию. Ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Не помогла и Академия художеств. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей – так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!» – повторила она уже перед своим уходом. Но это возвращение так и не состоялось. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в духовно-философское наследие выдающегося русского философа Елены Ивановны Рерих, тем ясней становится величие сделанного ею для эволюции планеты и всего человечества.

Для меня саморазвитием является в первую очередь воспитание культуры чувств. Я считаю, что в это понятие включаются, разумеется, Божьи заповеди, а также Этика. Если бы каждый человек был культурно воспитан, то мы бы не слышали об убийствах, воровстве, насилии, предательствах и т.п. В таком случае стране не нужна была полиция, судебная система, а значит, больше денег государство выделяло бы, например, на образовательную систему. Таким образом, общество бы бесконечно развивалось, жили бы мы в любви и гармонии. Но эта мысль может показаться утопичной.

Так зачем нужны духовные подвижники, если в самосовершенствовании нет смысла? Если мы никогда не добьемся идеального общества? Я считаю, что сложные взаимоотношения в социуме некоторых людей заставляет совершать преступления или просто злиться на окружающий мир. Но других – умных и здравомыслящих людей – это заставляет менять себя, менять мир. Этим и занимались духовные подвижники на протяжении истории планеты.

По моему мнению, каждый преподаватель также, в некотором роде, духовной подвижник. Учителя наставляют своих учеников на истинный путь, подсказывая молодому неопытному поколению в каком направлении нужно двигаться, чтобы быть уважаемым человеком, нужной ячейкой общества, а не бесполезным грузом социума.

Но бесконечное стремление к совершенству не подходит всем. Это для сильных, упорных, терпеливых и стойких людей. Для тех, кто никогда не сдаётся. А таких, к сожалению, не так много. Именно они являются двигателем процесса – тем, что держат общество на плаву, закрывая ему пути к деградации.

Человечество забыло о своей эволюционной роли преобразователя. Большая часть современного общества живет согласно правилу «здесь и сейчас», не задумываясь о будущих поколениях и дальнейшей судьбе планеты. Я бы сказала, что социум находится в состоянии духовного голодания, от чего и страдает. Я считаю, что нужно вернуться к учениям духовных подвижников, которые посвятили свою жизнь спасению общества, чтобы изменить ситуацию.

Семенова Анастасия, гимн. № 446

У каждого человека свой путь, свои смыслы и значения, определяющие жизнь. Мы постоянно развиваемся и меняемся. И Л. Н. Толстой считал, что у каждого есть собственный путь духовных исканий, который всем нам суждено пройти. Так ли это? Обратимся за подтверждением к произведениям русских авторов.

Духовные искания ярче всего выражены в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов ищет правды и справедливости, пытается найти собственный путь, на котором будет приносить пользу. Вот почему герой совершает много ошибок: случайно женится, разочаровывается в своем выборе, становится масоном, разочаровывается и в этом, пытается облегчить положение крестьян, но у него выходит нечто непонятное и ненужное. А все потому, что герой не понял главного секрета счастья: нужно быть ближе к народу, доверять свою жизнь судьбе и радоваться каждому дню, самому факту существования. Это Безухов осознал после участия в Бородинском сражении, а особенно после попадания в плен, где он познакомился с Платоном Каратаевым. Общение с этим простым крестьянином, физические лишения и моральное давление показывают герою, что жизнь прекрасна, это вносит покой в его душу и приводит к действительно осмысленной деятельности и личному счастью.

Родион Раскольников, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», тоже прошел свой путь исканий, но выражено это было в гораздо более жесткой форме. Унизительная бедность придавила героя, практически лишила рассудка. Он попал под влияние теории о сверхчеловеке, по которой люди разделялись на обыкновенных (нужных лишь для поддержания популяции) и необыкновенных (они могли делать все, что угодно, ведь именно такие личности двигали общество вперед). Себя Раскольников причислял к необыкновенным, а проверять свою теорию он решил с помощью убийства старушки-процентщицы. Духовные страдания, муки совести после преступления привели его к признанию вины в суде и каторге. Но лишь потом он действительно покаялся, понял весь ужас своего решения, стал верующим человеком и обрел душевный покой. Высшая точка развития его личности – приход к покаянию.

Даже у самого обычного человека есть свои духовные искания, ведь каждый из нас думал, как ему следует поступить, от этого выбора зависела будущая жизнь. Искания свойственны всем, только выражаются они по-разному. К счастью, большинство современных людей не попадает на войну и в плен, чтобы изменить свое восприятие и обрести покой. Необязательно убивать, чтобы понять ошибочность и непростительность насилия. Работа над собой и своей личностью может быть внутренней, но она обязательно приводит к развитию.

Сочинение на тему «Духовность»

Духовность – это пробуждение внутренней реальности нашего существа – нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта преобразить, все наше существо, превращая его в новую личность, в новую природу.

Для меня психическая энергия является синонимом слову «духовность». К сожалению, сейчас под этим понятием – духовность – многие подразумевают соблюдение обрядов, воскресные походы в церковь или чтение Библии. Всё это, разумеется, хорошо, но является только подготовкой к настоящему духовному развитию, то есть к самосознанию себя, раскрытию своих потенциалов и возможностей для пользы эволюции и блага всего человечества.

Я попыталась перечислить некоторые значимые признаки духовности:

– духовность не характеризуется ни воспитанием, ни происхождением, ни образованием, ни внешней красотой, ни эпохой. Духовность кроется глубоко внутри.

– внешний блеск прикрывает внутреннюю пустоту. Чем духовнее, тем проще.

– преданность, простота, альтруизм, прирожденная мудрость – обязательные явления духовности.

На протяжении всей истории России были духовные подвижники, мотивирующие людей к самосовершенствованию. Однако никто не достиг совершенства, даже те люди, которых мы называем духовными подвижниками. Их точный список никогда не будет полным и точным, так как для каждого духовный подвижник свой, но общепринятыми можно считать православных святых. Так же художники, литераторы, философы, музыканты и даже физики, к примеру, являются мощным стимулом к саморазвитию многих. Без них любая страна представляла бы собою огромное моральное «чудовище».

Для меня духовным подвижником является русский философ и писатель Елена Ивановна Рерих. Её произведения, написанные в первой половине XX века, вошли в духовную и культурную жизнь России сравнительно недавно, но вызвало интерес у многих людей, не исключая меня.

Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, внучатой племянницы великого фельдмаршала М.И. Кутузова. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому.

С самого детства девочка проявляла глубокий интерес к литературе и языкам, уже к семи годам она могла писать и читать на трех языках. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального диплома она могла бы сделать блестящую карьеру пианистки, но жизнь распорядилась иначе.

В 1899 году в имении своей тети Елена Ивановна встречается со своим будущим мужем Николаем Константиновичем Рерихом. Тогда он был еще молодым и неизвестным художником, но позже Елена Ивановна становится его музой. Они не просто любили друг друга, их связывали не только узы брака, но и общность интересов, и духовная близость.

В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904 года – Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.

Елена Ивановна Рерих была наставником всей семьи, вдохновлявшей всем духовными беседами, подтверждающими вечные истины. Но всё равно эта женщина была необычайно скромна, войдя в жизнь великого художника, она всегда оставалась в тени.

В 1916 году семья переезжает из Петербурга в Сортавалу (Финляндия) в связи с болезнью Н.К.Рериха, а в 1920 году – в Лондон, где Елена Ивановна начинает работу над книгами «Живая Этика», представляющей собой новую концепцию философской системы. Эти произведения создавались в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов.

Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е.И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.

В Америке под руководством удивительной четы Рерихов небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный . Эти учреждения – крупные культурные центры, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения были созданы не только для художников, но и для людей, желавших воплотить гуманистические идеалы. Елена Ивановна писала: «Радостно видеть, как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие». С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в экспедиции, организованной её мужем по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. В 1926 году в Монголии была опубликована её рукопись «Основы буддизма».

В этом же году увидела свет одна из книг Живой Этики – «Община».

В 1928 году, по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселяются в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» – «Утренняя звезда». Е.И.Рерих избирается почетным вице-президентом этого уникального научного учреждения и принимает самое деятельное участие в организации его работы, но всё равно посвящает себя работе над главным трудом своей жизни – книгами Живой Этики – и продолжает вести эту работу до конца жизни. Являясь философией космической реальности, Живая Этика содержит в себе уникальную систему познания, основанную на общих и частных законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Эта система познания Живой Этики соответствует новому эволюционному витку развития человечества, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение. Название самой философии – Живая Этика – связывает человека и Космос в единую одухотворенную систему.

В январе 1948 года, вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.

Е.И. Рерих всегда хотела вернуться в Россию. Ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Не помогла и Академия художеств. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей – так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!» – повторила она уже перед своим уходом. Но это возвращение так и не состоялось. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в духовно-философское наследие выдающегося русского философа Елены Ивановны Рерих, тем ясней становится величие сделанного ею для эволюции планеты и всего человечества.

Для меня саморазвитием является в первую очередь воспитание культуры чувств. Я считаю, что в это понятие включаются, разумеется, Божьи заповеди, а также Этика. Если бы каждый человек был культурно воспитан, то мы бы не слышали об убийствах, воровстве, насилии, предательствах и т.п. В таком случае стране не нужна была полиция, судебная система, а значит, больше денег государство выделяло бы, например, на образовательную систему. Таким образом, общество бы бесконечно развивалось, жили бы мы в любви и гармонии. Но эта мысль может показаться утопичной.

Так зачем нужны духовные подвижники, если в самосовершенствовании нет смысла? Если мы никогда не добьемся идеального общества? Я считаю, что сложные взаимоотношения в социуме некоторых людей заставляет совершать преступления или просто злиться на окружающий мир. Но других – умных и здравомыслящих людей – это заставляет менять себя, менять мир. Этим и занимались духовные подвижники на протяжении истории планеты.

По моему мнению, каждый преподаватель также, в некотором роде, духовной подвижник. Учителя наставляют своих учеников на истинный путь, подсказывая молодому неопытному поколению в каком направлении нужно двигаться, чтобы быть уважаемым человеком, нужной ячейкой общества, а не бесполезным грузом социума.

Но бесконечное стремление к совершенству не подходит всем. Это для сильных, упорных, терпеливых и стойких людей. Для тех, кто никогда не сдаётся. А таких, к сожалению, не так много. Именно они являются двигателем процесса – тем, что держат общество на плаву, закрывая ему пути к деградации.

Человечество забыло о своей эволюционной роли преобразователя. Большая часть современного общества живет согласно правилу «здесь и сейчас», не задумываясь о будущих поколениях и дальнейшей судьбе планеты. Я бы сказала, что социум находится в состоянии духовного голодания, от чего и страдает. Я считаю, что нужно вернуться к учениям духовных подвижников, которые посвятили свою жизнь спасению общества, чтобы изменить ситуацию.

Семенова Анастасия, гимн. № 446

Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот (Лев Толстой)

В этом высказывании классиком русской литературы поднимается проблема выбора личностью своей жизненной позиции. Толстой имел в виду, что человек тогда сможет стать хозяином своей судьбы, когда он много думает, размышляет, ставит перед собою чёткие цели – словом, действует – как в физическом плане, так и в духовном. А не просто «плывёт по течению», надеясь на волю судьбы.

Я согласен с данным утверждением, поскольку тоже полагаю, что люди, не развивающиеся духовно, при встрече с трудностями склонны винить в них судьбу. А те, кто стремится к духовному развитию – ищут причины в себе, стараются измениться сами и изменить к лучшему свою жизнь.

Лев Толстой

Обратимся к теоретическим аспектам данного высказывания. Из курса обществознания нам известно, что духовная жизнь – это сфера, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением морально-нравственных потребностей человека. Духовностью называется внутренний мира человека, совокупность его мировоззрения и ценностей. Духовность напрямую зависит от развития личности. человека. Людей, которые стремятся к саморазвитию, стараются быть лучше, – можно назвать духовно развитыми. Это развитие достигается путём самовоспитания – настойчивой работы личности, позволяющей достичь высоких целей. Судьбой называется некая предопределенность жизненного пути, а также вера человека в эту предопределённость.

Самым ярким историческим примером человека, который благодаря активному и настойчивому духовному развитию стал хозяином своей судьбы, является Михаил Ломоносов. Он родился в деревне Мишанинской, в отдалённой Архангельской губернии. Если бы Ломоносов покорился судьбе и «плыл по течению», он бы так и остался никому не ведомым крестьянином, рыбаком или мелким ремесленником в глуши. Но он активно учился, духовно и интеллектуально развивался. Несмотря на непонимание родственников, которые считали такие умствования бесполезной и неуместной причудой. 19-летним юношей Ломоносов сбежал из дому и вместе с рыбным обозом зимой три недели добирался до Москвы. Благодаря своему упорству, трудолюбию, неустанной работе над собой, Михаил Васильевич преодолел все предначертания судьбы и стал выдающимся учёным.

Кэмерон Дуглас

С другой стороны, у детей богатых и знаменитых родителей есть всё, о чём только можно мечтать. Но они далеко не всегда пользуются возможностями, которые перед ними открывают родители, потому что не занимаются своим духовным развитием. Некоторые пускаются во все тяжкие и становятся героями скандальной хроники «жёлтой прессы». К примеру, в 2008 году 30-летнего Кэмерона Дугласа, сына знаменитого актёра Майкла Дугласа, арестовали с наркотиками. В ходе расследования выяснилось, что он с 18-ти лет употреблял тяжёлые наркотические вещества, в том числе героин, а также помогал их перевозить. Если бы не помощь известного и влиятельного отца, Кэмерону пришлось бы провести в тюрьме не 5 лет, которые он отсидел, а гораздо больше. Это всего лишь один из многих примеров человека, который просто «плывёт по течению судьбы», занимаясь не своим духовным развитием, а развлечениями.

Подводя общую черту, хотелось бы сделать следующие выводы. Человек, который работает над собой, действует, пытается изменить свой духовный мир, гораздо меньше зависит от судьбы, чем тот, что полагается на обстоятельство. Поэтому для того, чтобы иметь возможность управлять своей жизнью, нужно духовно развиваться.

Выбери ответ

  • Духовные рассказы для детей
  • Духовные искания личности в прозе и а бунина на примере одного двух рассказов
  • Духовные искания евгения онегина сочинение
  • Духовные искания андрея болконского в романе война и мир сочинение
  • Духовность что такое сочинение