Дураки краткое содержание рассказ тэффи

Рассказ Тэффи «Дураки»

Краткое содержание

Лирический герой рассуждает о том, кто же такие дураки. Некоторые люди считают, что глупый человек сразу покажет себя. Но герой уверен, что первый признак дурака — непоколебимая уверенность в своей правоте. Он не совершает ничего безрассудно, всегда рассуждает.

Например, обычный человек скажет, что погода плохая, но гулять он пойдет. Глупый примется пространно описывать свои действия: все равно выйду на улицу, дома сидеть вредно, болеть начинаешь. Интересно и то, что дурак всегда прав. У него нет нерешенных проблем. Человечество еще многого не знает, а глупый уже все решил! В жизни дурак руководствуется тремя аксиомами:

Глупец с задумчивым лицом

  1. Превыше всего здоровье.
  2. Деньги решают все.
  3. С какой стати?

Удивительно, но именно глупцы лучше всего устраиваются в жизни. У них часто задумчивое лицо, они любят усердно трудиться, а после начинают поучать других. Так, герой вспоминает своего знакомого. Тот очень любит учить семейной жизни. По его мнению, жениться надо каждому и обязательно на немках. Почему именно на них? Так надо.

Герой также выделяет особую категорию людей — дураков набитых. Они старательно поглощают информацию, но безуспешно, поскольку все равно такие личности не развиваются. Глупые люди предпочитают статичный образ жизни.

Главная тема

Настоящая фамилия Тэффи — Надежда Лохвицкая. Издаваться она стала в зрелом возрасте и заслужила признание читателей как автор юмористических рассказов. В них она занималась высмеиванием человеческих недостатков, поэтому главной темой работы стала демонстрация глупости некоторых людей.

Самодовольный человек

По мнению Тэффи, настоящие дураки умело маскируются. Их нельзя путать с теми, кто обладает низким интеллектом или житейской глупостью. Это совершенно иная категория: самодовольная, чванливая, наглая. Писательница выделяет главную черту дураков — постоянное желание всех поучать. Во всех сферах они себя считают авторитетами, чье мнение не подлежит обсуждению.

Узкий кругозор проявляется не в низком интеллекте, а в нежелании развиваться. Скудоумие умело скрывается за цитатами известных людей. Тэффи в своем рассказе не только высмеивала такой порок, как глупость. Она хотела заставить читателя задуматься над тем, все ли правильно он делает. Ведь дурак ведет себя серьезно и верит в правильность своих поступков.

Умный человек не будет бояться идти вперед, изучать, сомневаться. У него нет стремления выслужиться во что бы то ни стало. Ему важно выходить за рамки.

Глупец же духовно мертвый человек. Но он сам выбрал себе такой образ жизни.

Анализ произведения

Читать «Дураков» Тэффи можно в школьном и взрослом возрасте. Рассказ написан в юмористическом жанре. В тексте переплетаются комические и трагические нотки, радость и грусть. Писательница высмеивает глупцов, но в то же время сочувствует им. Композиция рассказа имеет следующие особенности:

  • образные решения;
  • острота;
  • неожиданные переходы.

Читает произведение Тэффи «Дураки»

Если прочитать произведение Тэффи «Дураки», то можно заметить, что текст состоит из небольших фрагментов. Это позволяет создать ощущение диалога между писательницей и читателем. Создается иллюзия того, что Тэффи ведет обычную беседу, поэтому рассказ легко воспринимать.

В произведении показана несостоятельность и бессмысленность поступков глупых людей. Они сами выбрали такой образ жизни и не понимают, на что обрекли себя. В этом и есть главная трагедия рассказа.

Обновлено: 08.01.2023

История создания

Надежда Александровна Лохвицкая – настоящее имя русской писательницы Тэффи. Еще с юношеских лет Лохвицкая увлекалась писательством, но печататься начала значительно позже.

Начало творческого пути Тэффи по времени совпало с Первой русской революцией. Первые ее произведения – пародии, фельетоны и эпиграммы, объединенные злободневной тематикой, как грибы после дождя, стали появляться в различных сатирических изданиях. Так, постепенно, у писательницы и определился свой неповторимый стиль письма – в жанре юмористического рассказа.

Свое предназначение, как писателя, Тэффи понимала в обличении человеческих недостатков, пороков, в несовершенстве человеческой природы. И, нужно заметить, она в этом весьма преуспела. Ее произведения отличаются остротой повествования, наличием обличительного сарказма и иронии.

Автор ни в коем случае не старается задеть естественное отсутствие интеллекта или природную глупость, основной своей целью она ставит высмеивание высокомерия некоторых представителей общества, которые мастерски безо всякого зазрения совести выдают себя за мудрецов.

Герои Тэффи размышлять не умеют. Они чрезвычайно глупы и не развиты. Такие люди просто отказываются от развития и приобретения знаний в силу врожденной интеллектуальной лени. Они стараются скрыть свою тупость и недалекость, применяя в своей речи много чужих слов и цитат, значение которых им вряд ли известно.

Тэффи не просто стремилась показать и высмеять социальных изгоев, ее цель гораздо выше – писательница призывает задуматься над этой непростой ситуацией, она желает растормошить людей. За искусным юмором в новелле скрываются животрепещущие темы.

Композиция

Надежда Тэффи - Дураки

Надежда Тэффи — Дураки краткое содержание

Дураки — читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

На первый взгляд кажется, будто все понимают, что такое дурак, и почему дурак, чем дурее, тем круглее.

Однако, если прислушаешься и приглядишься, поймешь, как часто люди ошибаются, принимая за дурака самого обыкновенного глупого или бестолкового человека.

– Вот дурак, – говорят люди. – Вечно у него пустяки в голове!

Они думают, что у дурака бывают когда-нибудь пустяки в голове!

В том-то и дело, что настоящий круглый дурак распознается прежде всего по своей величайшей и непоколебимейшей серьезности. Самый умный человек может быть ветреным и поступать необдуманно, – дурак постоянно все обсуждает; обсудив, поступает соответственно и, поступив, знает, почему он сделал именно так, а не иначе.

Если вы сочтете дураком человека, поступающего безрассудно, вы сделаете такую ошибку, за которую вам потом всю жизнь будет совестно.

Дурак всегда рассуждает.

Простой человек, умный или глупый – безразлично, скажет:

– Погода сегодня скверная, – ну, да все равно, пойду погуляю.

А дурак рассудит:

– Погода скверная, но я пойду погулять. А почему я пойду? А потому, что дома сидеть весь день вредно. А почему вредно? А просто потому, что вредно.

Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже все решил, понял и все знает. Он человек рассудительный и в каждом вопросе сведет концы с концами и каждую мысль закруглит.

При встрече с настоящим дураком человека охватывает какое-то мистическое отчаяние. Потому что дурак – это зародыш конца мира. Человечество ищет, ставит вопросы, идет вперед, и это во всем: и в науке, и в искусстве, и в жизни, а дурак и вопроса-то никакого не видит.

Конец ознакомительного фрагмента.

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Краткий анализ

Год написания – Точная дата написания рассказа неизвестна. Произведение было написано автором в промежутке 1910–1912 годов.

Тема – Высмеивание человеческих пороков.

Композиция – Главная особенность композиции рассказа – его мозаичность и фрагментарность, призванная подчеркнуть духовную несостоятельность героев.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Тэффи – творческий псевдоним русской писательницы Надежды Александровны Лохвицкой. Несмотря на страстную увлечённость литературой, Тэффи стала издавать свои произведения уже в достаточно зрелом возрасте.

В годы Первой русской революции писательница активно сотрудничала с сатирическими журналами, сочиняя для них различные пародии, эпиграммы и фельетоны на злобу дня. Именно в этот период у Тэффи стал выкристаллизовываться основополагающий жанр всего её творчества – юмористический рассказ.

В своём произведении Тэффи с присущим ей юмором и тонкой иронией раскрывает тему таких человеческих пороков, как самодовольство, напыщенность и откровенная глупость.

По мнению писательницы, дураки не так уж глупы, поскольку наловчились прекрасно маскироваться под умных и мудрых людей. Главный их способ одурачивания окружающих – пускать пыль в глаза своими глубокомысленными рассуждениями.

Отличительная черта дураков в интерпретации Тэффи – неискоренимая любовь к поучениям и непомерное самомнение. Искренне считая себя авторитетами и носителями истины в последней инстанции, они никогда не сомневаются в своей правоте.

Нежелание анализировать и думать – признак узкого кругозора, который дураки не хотят развивать в силу природной интеллектуальной лени. Своё скудоумие и откровенную ограниченность они искусно скрывают потоком умных слов, цитат великих людей и заезженных аксиом.

Ещё один характерный признак дураков – их серьёзность. Обособление этой черты понятно для Тэффи – мастерицы юмористических рассказов. Своими произведениями она пытается растормошить людей, заставить задуматься, а не просто посмеяться над остроумной новеллой. Сквозь призму юмора можно рассматривать очень важные, серьёзные темы, и именно это как нельзя лучше удалось Тэффи.

В ничем не нарушаемой, монументальной серьёзности писательница видит ограниченность ума и нежелание выходить за привычные рамки. Умный человек не боится развиваться, идти вперед и допускать на своём пути ошибки – это естественный процесс, которого не нужно стесняться. Дураки же, напротив, предпочитают оставаться в статичном положении, которое кажется им наиболее безопасным и стабильным. Это духовно мёртвые люди, однако подобный образ жизни – их собственный выбор.

Композиция

Основным принципом построения рассказа является мозаичность и фрагментарность. При этом логика соединения отдельных звеньев характеризуется удивительной прихотливостью, продиктованной движением авторской мысли.

Краткое содержание

Лирический герой рассуждает о том, кто же такие дураки. Некоторые люди считают, что глупый человек сразу покажет себя. Но герой уверен, что первый признак дурака — непоколебимая уверенность в своей правоте. Он не совершает ничего безрассудно, всегда рассуждает.

Например, обычный человек скажет, что погода плохая, но гулять он пойдет. Глупый примется пространно описывать свои действия: все равно выйду на улицу, дома сидеть вредно, болеть начинаешь. Интересно и то, что дурак всегда прав. У него нет нерешенных проблем. Человечество еще многого не знает, а глупый уже все решил! В жизни дурак руководствуется тремя аксиомами:

Глупец с задумчивым лицом

  1. Превыше всего здоровье.
  2. Деньги решают все.
  3. С какой стати?

Удивительно, но именно глупцы лучше всего устраиваются в жизни. У них часто задумчивое лицо, они любят усердно трудиться, а после начинают поучать других. Так, герой вспоминает своего знакомого. Тот очень любит учить семейной жизни. По его мнению, жениться надо каждому и обязательно на немках. Почему именно на них? Так надо.

Герой также выделяет особую категорию людей — дураков набитых. Они старательно поглощают информацию, но безуспешно, поскольку все равно такие личности не развиваются. Глупые люди предпочитают статичный образ жизни.

Главная тема

Настоящая фамилия Тэффи — Надежда Лохвицкая. Издаваться она стала в зрелом возрасте и заслужила признание читателей как автор юмористических рассказов. В них она занималась высмеиванием человеческих недостатков, поэтому главной темой работы стала демонстрация глупости некоторых людей.

Самодовольный человек

По мнению Тэффи, настоящие дураки умело маскируются. Их нельзя путать с теми, кто обладает низким интеллектом или житейской глупостью. Это совершенно иная категория: самодовольная, чванливая, наглая. Писательница выделяет главную черту дураков — постоянное желание всех поучать. Во всех сферах они себя считают авторитетами, чье мнение не подлежит обсуждению.

Узкий кругозор проявляется не в низком интеллекте, а в нежелании развиваться. Скудоумие умело скрывается за цитатами известных людей. Тэффи в своем рассказе не только высмеивала такой порок, как глупость. Она хотела заставить читателя задуматься над тем, все ли правильно он делает. Ведь дурак ведет себя серьезно и верит в правильность своих поступков.

Умный человек не будет бояться идти вперед, изучать, сомневаться. У него нет стремления выслужиться во что бы то ни стало. Ему важно выходить за рамки.

Глупец же духовно мертвый человек. Но он сам выбрал себе такой образ жизни.

Анализ произведения

  • образные решения;
  • острота;
  • неожиданные переходы.

В произведении показана несостоятельность и бессмысленность поступков глупых людей. Они сами выбрали такой образ жизни и не понимают, на что обрекли себя. В этом и есть главная трагедия рассказа.

Читайте также:

      

  • Зимние мечты краткое содержание
  •   

  • Нюточкин дом краткое содержание
  •   

  • Учение платона об истине хайдеггер краткое содержание
  •   

  • Грандиозное приключение книга краткое содержание
  •   

  • Структура игры в школе

Анализ «Дураки» Тэффи

Анализ «Дураки» Тэффи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 13.

Обновлено 26 Июля, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 13.

Обновлено 26 Июля, 2021

В произведении Тэффи «Дураки» с присущей писательнице иронией и едкой сатирой высмеяны пороки человечества. Не осуждаемые обществом, они, все же несут вред социуму, разлагая человеческие души. В рассказе высмеивается высокомерие и самодовольство посредственных представителей общества, которые пускают пыль в глаза, чтобы казаться мудрыми и авторитетными. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – Точная дата написания рассказа неизвестна. Произведение было написано автором в промежутке 1910–1912 годов.

История создания – Размышление Тэффи о природе человеческой глупости нашло своё отражение в рассказе «Дураки», который вошёл в сборник «И стало так» (1912 г.).

Тема – Высмеивание человеческих пороков.

Композиция – Главная особенность композиции рассказа – его мозаичность и фрагментарность, призванная подчеркнуть духовную несостоятельность героев.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Тэффи – творческий псевдоним русской писательницы Надежды Александровны Лохвицкой. Несмотря на страстную увлечённость литературой, Тэффи стала издавать свои произведения уже в достаточно зрелом возрасте.

В годы Первой русской революции писательница активно сотрудничала с сатирическими журналами, сочиняя для них различные пародии, эпиграммы и фельетоны на злобу дня. Именно в этот период у Тэффи стал выкристаллизовываться основополагающий жанр всего её творчества – юмористический рассказ.

Свою задачу Надежда Александровна видела в обличении лжи, мелочности, фальши человеческой природы. И это ей блестяще удавалось делать в своих юмористических рассказах, в которых также было место сарказму и горькой иронии. Среди них особенно выделяется рассказ «Дураки», вошедший в 1912 году в сборник под названием «И стало так».

Тема

В своём произведении Тэффи с присущим ей юмором и тонкой иронией раскрывает тему таких человеческих пороков, как самодовольство, напыщенность и откровенная глупость.

По мнению писательницы, дураки не так уж глупы, поскольку наловчились прекрасно маскироваться под умных и мудрых людей. Главный их способ одурачивания окружающих – пускать пыль в глаза своими глубокомысленными рассуждениями.

Следует отметить, что Тэффи высмеивает не отсутствие интеллекта или житейскую глупость, главная её цель – высмеять самодовольство и чванство некоторых «человекоподобных», которые имеют наглость маскироваться под мудрецов.

Отличительная черта дураков в интерпретации Тэффи – неискоренимая любовь к поучениям и непомерное самомнение. Искренне считая себя авторитетами и носителями истины в последней инстанции, они никогда не сомневаются в своей правоте.

Нежелание анализировать и думать – признак узкого кругозора, который дураки не хотят развивать в силу природной интеллектуальной лени. Своё скудоумие и откровенную ограниченность они искусно скрывают потоком умных слов, цитат великих людей и заезженных аксиом.

Ещё один характерный признак дураков – их серьёзность. Обособление этой черты понятно для Тэффи – мастерицы юмористических рассказов. Своими произведениями она пытается растормошить людей, заставить задуматься, а не просто посмеяться над остроумной новеллой. Сквозь призму юмора можно рассматривать очень важные, серьёзные темы, и именно это как нельзя лучше удалось Тэффи.

В ничем не нарушаемой, монументальной серьёзности писательница видит ограниченность ума и нежелание выходить за привычные рамки. Умный человек не боится развиваться, идти вперед и допускать на своём пути ошибки – это естественный процесс, которого не нужно стесняться. Дураки же, напротив, предпочитают оставаться в статичном положении, которое кажется им наиболее безопасным и стабильным. Это духовно мёртвые люди, однако подобный образ жизни – их собственный выбор.

Композиция

Проводя анализ рассказа «Дураки», необходимо отметить, что его композиционная структура отличается остротой, образными решениями, неожиданностью переходов.

Основным принципом построения рассказа является мозаичность и фрагментарность. При этом логика соединения отдельных звеньев характеризуется удивительной прихотливостью, продиктованной движением авторской мысли.

Следует также отметить, что подобное построение композиции рассказа направлено не только на создание увлекательного сюжета, но прежде всего на формирование диалога между писателем и читателями. В ходе подобного «общения» как нельзя лучше раскрывается бессмысленность поступков героев, их внутренняя несостоятельность.

Жанр

Произведение написано в жанре юмористического рассказа, который был особенно близок Тэффи. Недаром писательницу называли «королевой русского юмора», в котором удивительным образом переплетались радость и грусть, комическое и трагическое, высмеивание героя и искреннее сочувствие к нему.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елена Змеёк

    10/10

Рейтинг анализа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 13.


А какую оценку поставите вы?

Русская писательница конца девятнадцатого-начала двадцатого столетия Надежда Лохвицкая была известна под псевдонимом Тэффи. Одним из её популярных произведений является рассказ «Дураки». Используя едкую сатиру, Тэффи высмеяла человеческие пороки. Писательница показала, какой большой вред обществу они могут нанести. В своём рассказе Тэффи высмеяла тщеславие и высокомерие тех представителей социума, которые, желая выглядеть мудрыми, лишь пускают пыль в глаза. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения поподробнее. 

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Композиция 
  • 4 Суть: о чем рассказ?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы и проблемы
  • 7 Основная идея 
  • 8 Чему учит? 

История создания 

Тэффи была присуща огромная увлеченность литературным искусством. Но, несмотря на этот факт, публиковать собственные творения писательница стала, когда была уже в достаточно зрелом возрасте. 

Не секрет, что Тэффи начала сотрудничество с сатирическими изданиями во время Первой русской революции. В них публиковались созданные писательницей эпиграммы, пародии и фельетоны. Центральное место в творчестве Тэффи занимал жанр юмористического рассказа. 

Свое собственное предназначение Тэффи определила так — она должна в своих произведениях обличить такие человеческие пороки, как ложь, фальшь, мелочность. У неё прекрасно это получалось. Писательница использовала в произведениях иронию и сарказм. 

Известный рассказ под названием «Дураки» был напечатан в сборнике «И стало так» в 1912 году. 

Жанр, направление

Произведение «Дураки» представляет собой юмористический рассказ. Неспроста Тэффи считали «королевой русского юмора». Однако юмор писательницы имел некоторые особенности. В нем Тэффи мастерски объединила радость и печаль, трагические мотивы с комическими. Писательница одновременно и сочувствует персонажу, и высмеивает его. 

Направление творчества Тэффи — реализм. Автор поднимает жизненные темы и проблемы, описывает быт и нравы людей, не сгущая краски и не прибавляя ничего лишнего. Ее творчество — отражение действительности, но карикатурное и «кривое».

Композиция 

Свое произведение писательница построила на принципе фрагментарности. Оно имеет мозаичную структуру. 

Тэффи неспроста решила использовать подобную композицию. Так, благодаря такой структуре сюжет становится более увлекательным и динамичным для читателей. Кроме того, такая композиция вызывает некий диалог между автором и читателем. Именно такое «общение» показывает всю ошибочную модель поведения главных персонажей. 

Суть: о чем рассказ?

Автор описывает типажи дураков и объясняет, как им удается жить в обществе и остаться незамеченными. Круглый дурак, по мнению писательницы, — это человек, который не задумывается ни над чем и думает, что уже и так все знает. Он много рассуждает и говорит, но в его словопрениях нет никакого смысла, только его видимость. Все формулировки его отчетливо выверены и сведены к общепринятым шаблонам, общим местам.

Такие люди говорят и ведут себя очень серьезно и солидно, поступают предсказуемо, поэтому их любят в обществе. Дурак никому не доставит хлопот, потому что всегда делает то, что от него ожидают, и то, что принято. Обычно он не читает или читает очень мало. Но есть еще дураки набитые, которые постоянно учатся, но ничего не запоминают.

Если же человек просто ведет себя легкомысленно, то он вовсе не дурак. Ведь себя необдуманно могут и умные люди. Дурак же всегда уверен в своих действиях и словах, он все делает правильно, поэтому его не всегда можно узнать с первого взгляда.

Главные герои и их характеристика

Мы получили исчерпывающее представление о круглом дураке. Это человек серьезный и рассудительный, но за его болтовней кроется всего три аксиомы: 

«Здоровье дороже всего. Были бы деньги. С какой стати?»

Узнать его можно по обилию советов и поучений: 

Убедясь на практике, что вся мудрость земли им постигнута, дурак принимает на себя хлопотливую и неблагодарную обязанность – учить других. Никто так много и усердно не советует, как дурак.

Как правило, эти советы бесполезны, так как основаны на общепринятых шаблонах поведения, а не на реально полезном опыте.

«Круглым» дурак является потому, что он закругляет свои мысли и превращает их в удобный предмет, который катится туда, куда нужно. 

Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже все решил, понял и все знает.

Обычно дураки читают мало, но есть и те, кто учится перманентно, но безрезультатно. Это «дураки набитые». Но чем бы они себя ни набивали, у них все равно ничего не выходит. Пустота остается.

Темы и проблемы

Центральное место в произведении «Дураки» занимают человеческие пороки. Среди них писательница отмечает глупость, высокомерие, самодовольство. Люди, которые лишь повторяют общеизвестные шаблоны поведения, делают это с таким пафосом, будто покоряют космос. Они раздают свои непрошеные советы другим и учат людей тому, чего не умеют сами.

Отдельно следует отметить маскировку дураков. Они не такие глупые, какими кажутся на первый взгляд. Ведь они способны выдавать себя за грамотных и умных людей. Чтобы одурачить окружающих, дураки пускают им пыль в глаза, демонстрируя собственные «глубокомысленные размышления». Эти дураки абсолютно уверены в своей правоте, они никогда не сомневаются в своих поступках и высказываниях. Из-за лени дураки не желают совершенствовать свой кругозор. Они не умеют думать и анализировать. Однако за потоком умных слов дураки умело скрывают свою ограниченность. 

Также писательница отмечает и другой признак, свойственный дуракам. Им является гипертрофированная серьёзность. Однако за ней также скрывается ограниченность ума. Дураки абсолютно не желают выйти за привычные рамки, чтобы встать на путь саморазвития. Но дураки всегда не прочь давать советы и поучения окружающим. Однако сами они даже не способны понимать тонкие человеческие чувства. 

Основная идея 

Создавая свое произведение, Тэффи поставила перед собой цель. Писательница хотела подвергнуть критике самодовольство тех людей, которые маскируются под настоящих мудрецов, не имея ни знаний, ни опыта, ни интуиции. Сквозь призму юмора писательница смогла раскрыть очень важную тему. Автор утверждает, что по-настоящему умный человек стремится к развитию и совершенствованию, задается вопросами и сомневается в ответах, а дураки «уже все знают» и ничего не хотят искать. Такова главная мысль рассказа «Дураки».

Дураки означают для писателя «конец времен», ведь они готовы довольствоваться своей ограниченностью и остановиться в развитии. Такие люди не ведут мир вперед, а паразитируют на том, что есть. В этом и состоит смысл рассказа «Дураки».

Чему учит? 

Произведение Тэффи «Дураки» является очень поучительным и полезным для общества. Писательница в своём рассказе заявляет о необходимости настоящего развития, а не повторения прописных истин. Человеку не стоит бояться никаких ошибок, не стоит зацикливаться на одной мысли. Нужно всегда, несмотря ни на что, двигаться к лучшему и прилагать для этого все необходимые усилия. Рассказ заставляет задуматься о том, как важно отделять примитивные аксиомы от действительно ценных мыслей.

Не стоит уподобляться «дуракам», изображенным в произведении. Тэффи критикует таких людей за их пассивность и нежелание интеллектуального развития. По мнению автора, «дураки» представляет собой духовно мёртвых людей, которые тормозят развитие человечества.

Автор: Виктория Комарова

* * *

На первый взгляд кажется, будто все понимают, что такое дурак, и почему дурак, чем дурее, тем круглее.

Однако, если прислушаешься и приглядишься, поймешь, как часто люди ошибаются, принимая за дурака самого обыкновенного глупого или бестолкового человека.

– Вот дурак, – говорят люди. – Вечно у него пустяки в голове!

Они думают, что у дурака бывают когда-нибудь пустяки в голове!

В том-то и дело, что настоящий круглый дурак распознается прежде всего по своей величайшей и непоколебимейшей серьезности. Самый умный человек может быть ветреным и поступать необдуманно, – дурак постоянно все обсуждает; обсудив, поступает соответственно и, поступив, знает, почему он сделал именно так, а не иначе.

Если вы сочтете дураком человека, поступающего безрассудно, вы сделаете такую ошибку, за которую вам потом всю жизнь будет совестно.

Дурак всегда рассуждает.

Простой человек, умный или глупый – безразлично, скажет:

– Погода сегодня скверная, – ну, да все равно, пойду погуляю.

А дурак рассудит:

– Погода скверная, но я пойду погулять. А почему я пойду? А потому, что дома сидеть весь день вредно. А почему вредно? А просто потому, что вредно.

Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже все решил, понял и все знает. Он человек рассудительный и в каждом вопросе сведет концы с концами и каждую мысль закруглит.

При встрече с настоящим дураком человека охватывает какое-то мистическое отчаяние. Потому что дурак – это зародыш конца мира. Человечество ищет, ставит вопросы, идет вперед, и это во всем: и в науке, и в искусстве, и в жизни, а дурак и вопроса-то никакого не видит.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

На чтение 5 мин. Опубликовано 03.06.2020

В период между 1910 и 1912 г. русская писательница создала произведение, в котором с присущей ей иронией высмеяла человеческие пороки. Они не порицаются обществом, однако приносят не меньший вред, чем другие. В рамках школьной программы учащимся задают провести анализ произведения Надежды Тэффи «Дураки».

Содержание

  1. Сжатый обзор
  2. История создания
  3. Главная тема
  4. Композиция и жанр

Сжатый обзор

Точно неизвестно, в каком году было написано произведение, однако литературоведы считают, что это произошло в промежутке между 1910 и 1012 г. Писательница много думала о том, какую природу имеет глупость людей и как получается так, что среди населения встречаются настоящие дураки. Рассказ с одноимённым названием стал итогом этих размышлений. Надежда Александровна включила его в сборник «И стало так», изданный в 1912 г.

Основная тема рассказа — человеческий порок. Читательница высмеивает его беззлобно, но иронично. Текст имеет мозаичную композицию, его особенность заключается в фрагментарности, однако по мере прочтения складывается целостная картина.

С помощью такого приёма автор подчёркивает, что её герои ограничены и духовно бедны. Жанровая принадлежность творения — рассказ, литературное направление — сатира.

История создания

Надежда Александровна Лохвицкая начала творить и публиковаться в зрелом возрасте, хотя интересовалась литературой в молодости.

 тэффи дураки автор

Свои произведения она издавала под псевдонимом Тэффи. В период, когда произошла первая революция, автор издавалась в нескольких сатирических журналах.

Жанры, в которых она работала:

  • фельетон;
  • эпиграмма;
  • пародия.

Со временем определился ещё один жанр — юмористический рассказ, который вскоре стал основополагающим в творчестве писательницы. У Надежды Александровны хорошо получалось обличать лицемерие, обман, скупость и стремление выслужиться — качества, присущие глупым людям.

При этом её рассказы не были лишены горькой иронии, которая соседствовала с сарказмом. «Дураки» — одно из наиболее ярких произведений.

Главная тема

В рассказе «Дураки» Надежда Тэффи пристально рассматривает напыщенность, глупость и самодовольство, справедливо считая их недостатками. Эти качества распространены в обществе, однако не порицаются, потому что глупцы отлично маскируются, притворяясь мудрыми и начитанными. Своим поведением они одурачивают окружающих, а глубокомысленными рассуждениями убеждают собеседников в их неправоте.

 тэффи дураки сюжет

Дураки страшны не сами по себе: они представляют опасность для общества, потому что притворяются умнее, чем на самом деле, и ведут себя чванливо. По мнению Тэффи, житейская глупость или невысокий интеллект не подлежат осмеянию, пока они не начинают скрываться под маской утончённости, богатого опыта и начитанности. Страшно, когда люди выдают себя за тех, кем не являются.

Глупцам присуща социальная активность, и в этом заключается ещё одна мысль произведения Надежды Тэффи. Дураки самодовольно поучают каждого, кто попадает в их поле зрения. Они любят раздавать советы, причём делают это настойчиво, с выраженным чувством превосходства. Самомнение — отличительная черта таких людей, они уверены в том, что всегда правы, и горе тому, кто усомнится в непререкаемости их авторитета.

Представители населения, которых Тэффи причисляет к дуракам, не желают анализировать события, думать и сомневаться в своей точке зрения. Они имеют ограниченный кругозор и ленятся его расширять. Однако они знают наизусть то, что помогает в любой ситуации:

  • цитаты классиков;
  • поговорки;
  • житейские аксиомы;
  • изречения великих.

Люди, которых высмеивает писательница, всегда очень серьёзны. Поскольку писательница была признанным мастером юмористического жанра, она не могла не обособить эту черту и не подвергнуть её осмеянию.

Её остроумный рассказ написан с целью не просто посмеяться над представителями человеческого рода, а заставить их задуматься о себе и своём отношении к жизни. Автор хочет растормошить дураков, показать им, что мир не так незыблем, как они думают.

Тэффи дураки

Напыщенность, ограниченность и невежество — сознательный выбор многих мужчин и женщин. Умные люди понимают, что непогрешимым быть невозможно. Они учатся, развиваются и не боятся допускать ошибки. Дураки выбирают образ жизни, которому присущи другие категории:

  • стабильность;
  • безопасность;
  • статичное положение;
  • духовная пустота.

Композиция и жанр

Выполняя анализ «Дураков» Тэффи, нельзя не заметить, что композиция отличается остротой. В рассказе много внезапных переходов, сюжет наполнен яркими образами, и отдельные звенья фрагментарно соединены между собой так, что образуют причудливую мозаику. Авторская мысль имеет такое витиеватое направление, что читателю подчас сложно за ней следовать, но в этом и состоит особенность творчества Тэффи, которая прослеживается и в сборнике «Книга Июнь».

Тэффи дураки читать

Писательница неслучайно использует такой приём. Во-первых, она хочет продемонстрировать бессмысленность того, как поступают дураки. Также автор показывает, насколько пусты и несостоятельны их суждения. Во-вторых, для Тэффи важно не только изложить события, но и построить диалог с читателем, поэтому она ведёт его за собой по сюжету.

В форме беседы писательнице удаётся передать своё отношение к происходящему, причём герои говорят за автора. Так, когда читают стихотворение Бальмонта, дурак интересуется, кто его написал. В ответ называют фамилию поэта. Глупец реагирует так, что становится ясно: это Бальмонт виноват, что его стих кому-то неизвестен, и никакой он не талантливый поэт, а так, посредственность.

Наиболее близким жанром для Надежды Тэффи был юмористический рассказ, его она и выбрала для произведения, ставшего знаменательным в творческой биографии. В творчестве мастера причудливо переплетались противоположные сущности:

  • грусть и радость;
  • трагическое и комическое;
  • искреннее сострадание герою и его высмеивание.

Прочитав краткий анализ и содержание рассказа, учащимся стоит изучить оригинал.

Он поможет подготовиться к экзамену и подарит гораздо больше впечатлений, чем обзор. Читателю захочется посмотреть вокруг и с улыбкой подметить то, что видит автор.

Человеческие пороки, не подлежащие осуждению общества, но разрушающие душу — всё это в сатирической форме описывает Тэффи в рассказе «Дураки». Анализ этого произведения заставляет читателя задуматься над тем, не является ли он сам таким «дураком». Тэффи поднимает важную для общества тему, так как всё больше и больше становится глупых людей, полностью уверенных в своих умственных способностях и не позволяющих оспаривать их высказывания.

Оглавление:

  • История написания
  • Тема и проблематика
  • Композиция и жанр

Рассказ Тэффи «Дураки»

История написания

В начале своей карьеры русская писательница Надежда Александровна Лахвицкая взяла себе псевдоним «Тэффи». Именно под ним автор и писала все свои произведения. Несмотря на то что писательница увлекалась литературными произведениями ещё с раннего детства, начало писательской карьеры наступило уже в довольно зрелом возрасте.

Надежда Лахвицкая

Во времена Первой русской революции Надежда Лахвицкая активно сочиняла сатиричные высказывания и карикатуры на волнующие темы для сатирического журнала. В те годы началось зарождение её литературного направления — сатирические рассказы.

Писательница в своих произведения решила высмеивать ложь, мелочность и фальшивость людей. Она умело обыгрывала эти пороки сарказмом и иногда жёсткой, но правдивой иронией. Среди всех произведений читателям особо полюбилось «Дураки», которое в 1912 году вошло в книгу с рассказами «И стало так».

Тема и проблематика

Тэффи считала, что дураками считаются совсем неглупые люди. Они филигранно умеют пускать пыль в глаза своими умными мыслями и высказываниями, примеряя маску мудрых людей. Писательница в рассказе не высмеивает необразованность или уровень интеллекта, а, наоборот, рассуждает о тех людях, которые завышают свою самооценку и самолюбие за счёт ложных высказываний, выдавая при этом их за нечто мудрое и правдивое.

В рассказе «Дураки» писательница описывает людей, которые имеют завышенное самомнение и любят учить других жизни. Человек с такими качествами никогда не сомневается в своей правоте и считает несогласных с его мнением — глупцами.

Главные персонажи:

  • Дураки, считающие себя мудрецами;

Дурак никогда не будет думать и анализировать новую информацию из-за своей прирождённой лени. Ему гораздо проще маневрировать умными фразами, высказываниями великих людей или заезженными цитатами.

Тэффи также подмечает, что дураки всегда серьёзные

Тэффи также подмечает, что дураки всегда серьёзные. Ей, как писательнице сатирических рассказов, этого не понять. Она привыкла своими произведения заставлять задуматься людей о серьёзных вещах, а не только поднять настроение своими «колким» юмором. Сквозь сарказм и иронию писательница поднимает важные и серьёзные темы для общества.

Дураки чаще всего закованы в своей серьёзности. Таким образом они пытаются скрыть своё скудоумие и нежелание узнавать что-то новое. Поистине умный человек на протяжении всей своей жизни развивается, допускает ошибки и делает из них выводы, порой любит поспорить с человеком, чтобы узнать его взгляд на проблему. Дураки стараются оставаться всегда в статичном положении и никуда не сдвигаться с уже имеющейся точки развития. Для них такое положение кажется наиболее выгодным и комфортным. Однако Тэффи считает, что это их собственный выбор в жизни.

Дураки всегда любят рассуждать даже при самом лёгком выборе. Умный человек, не задумываясь, выберет правильный ответ. Мнимый умник же будет долго и упорно стоять и размышлять на тему правильности выбора.

В тексте есть момент, где муж переживает из-за того, что жена застрелилась. Дурак никогда этого не будет делать, так как тут же начнёт рассуждать о том, что это жизненный путь и выбор, который она сделала, нельзя считать правильным или неправильным.

Проблематика произведения:

  • Самодовольство;
  • Человеческая глупость;
  • Излишняя напыщенность;

Композиция и жанр

Рассматривая рассказ, можно подметить, что писательница ловко маневрирует неожиданными переходами и острыми высказываниями.

Читает книгу Тэффи «Дураки»

Тэффи использует в произведении приёмы мозаичности и фрагментарности. Она быстро переходит от одного примера и образа к другому, при этом не теряя общей сути картины. Хоть приём довольно необычный для отечественных авторов, но он выстроен так, чтобы читатель смог воссоздать целостную картину того, что до него хотели донести.

Стоит также отметить, что подобным образом писательница налаживает «контакт» с читателем. Она пытается вести с ним диалог. Этот приём заставляет ещё больше убедиться в бессмысленном поведении дураков.

Рассказ написан в юмористическом жанре. Не зря автора назвали «королевой русского юмора». Она в своих произведениях могла сочетать юмор и трагедию, высмеивание главного героя и сопереживание ему.

Краткое содержание рассказа «Дураки» даёт понять, какую мысль хотела донести Тэффи до читателей. Аргументами для сочинения могут послужить проблемы человеческой глупости и самодовольства.

Тэффи известна в литературе как автор ироничных едких произведений, обличающих пороки общества. Рассказ «Дураки» — также, о наболевшем. Люди, погрязшие в безнравственности, и не осуждающие свои недостатки, деградируют, разлагаются морально сами и портят общество.

История создания

Надежда Александровна Лохвицкая – настоящее имя русской писательницы Тэффи. Еще с юношеских лет Лохвицкая увлекалась писательством, но печататься начала значительно позже.

Начало творческого пути Тэффи по времени совпало с Первой русской революцией. Первые ее произведения – пародии, фельетоны и эпиграммы, объединенные злободневной тематикой, как грибы после дождя, стали появляться в различных сатирических изданиях. Так, постепенно, у писательницы и определился свой неповторимый стиль письма – в жанре юмористического рассказа.

Свое предназначение, как писателя, Тэффи понимала в обличении человеческих недостатков, пороков, в несовершенстве человеческой природы. И, нужно заметить, она в этом весьма преуспела. Ее произведения отличаются остротой повествования, наличием обличительного сарказма и иронии.

Рассказ «Дураки» Тэффи создала в 1912 году и включила его в сборник «И стало так».

Тема

«Дураки», как и прочие произведения Лохвицкой, — о человеческих пороках. При помощи тонкого юмора и попадающей точно в цель иронии, автор мастерски «бичует» людское самодовольство, глупость и напыщенность. Тэффи уверена, что дураки не так уж глупы на самом деле, ведь они догадались представляться умными и рассудительными перед обществом. Они, при помощи ложно-мудрых разглагольствований умело дурачат окружающих, пускают им пыль в глаза.

Автор ни в коем случае не старается задеть естественное отсутствие интеллекта или природную глупость, основной своей целью она ставит высмеивание высокомерия некоторых представителей общества, которые мастерски безо всякого зазрения совести выдают себя за мудрецов.

Качество характера, по мнению Тэффи, выдающее «дураков» – неудержимая страсть к учительству и безмерное самодовольство. Они не умеют признавать свои ошибки, считая себя единственными авторитетами и высочайшими носителями истины.

Герои Тэффи размышлять не умеют. Они чрезвычайно глупы и не развиты. Такие люди просто отказываются от развития и приобретения знаний в силу врожденной интеллектуальной лени. Они стараются скрыть свою тупость и недалекость, применяя в своей речи много чужих слов и цитат, значение которых им вряд ли известно.

Тэффи не просто стремилась показать и высмеять социальных изгоев, ее цель гораздо выше – писательница призывает задуматься над этой непростой ситуацией, она желает растормошить людей. За искусным юмором в новелле скрываются животрепещущие темы.

Еще одной отличительной особенностью «дураков» у Тэффи обозначена мнимая серьезность их. Именно за ней прячется их истинное лицо. Они глупы, так как в их жизни нет места развитию, и они никак не желают выйти из привычной зоны комфорта, дабы не ошибиться где-нибудь. «Дураки» — это уже утраченный слой общества, они погибли духовно по собственному желанию и разумению.

Композиция

Композиция анализируемого рассказа чрезвычайно необычна. Ради привлечения внимания к произведению и создания диалога между автором и читателями, Тэффи прибегла к такому построению рассказа, основными принципами которого явились мозаичность и фрагментарность повествования. Элемент «общения» между пишущим и читающим  очень хорошо раскрывает нутро героев рассказа, представляющее собой зияющую пустоту.

Жанр

Излюбленным жанром Тэффи всегда были юмористические рассказы. Надежду Александровну даже окрестили «королевой русского юмора». Анализируемое нами произведение также относится к данному жанру. Характерным признаком его является непринужденное и гармоничное сочетание противоположных элементов — радости и печали, комизма и трагизма, высмеивания героя и искреннее сочувствие к нему.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Дуня не лишена обаяния как пишется
  • Душевная драма катерины в пьесе островского гроза сочинение 10 класс
  • Думкар или думпкар как правильно пишется
  • Душащий кашель как пишется
  • Думаю не стоит как пишется