Православная писательница Валентина Ивановна Цветкова родилась в 1936 г. в с. Никольское Саратовской области. Позже она переехала на учебу в Самару. Педагог по образованию, она много лет непосредственно общалась с детьми. И это чувствуется в ее рассказах.
Знание детской психологии позволило Валентине Ивановне написать свои рассказы таким языком, который воспринимается детьми легко, непринужденно. Поэтому ее произведения читаются с интересом не только детьми, но и взрослыми, ведь в сущности, все мы в какой-то мере большие дети.
В.И.Цветкова сотрудничала с различными православными газетами, в частности с самарским “Благовестом” и рязанским “Благовестом” С 1999 года живет в Рязани и продолжает трудиться над новыми произведениями, которые, надеемся, в скором времени выйдут в свет.
Чудная
Бабуль, купи мне сегодня, пожалуйста, фломастеры, — попросил Витя утром свою бабушку.
— Куплю, — ответила она, повязывая на голову платок.
— Ну тогда, бабушка, пошли скорее!
— Подожди, Витенька, я пирожки из духовки вытащу, Агафью Семеновну по дороге угостим.
— А, это ту, что сидит всегда на одном и том же месте, и кто к ней не подойдет, всем низко кланяется, даже если я иду и ничего ей не подаю. Мы с мальчиками нарочно несколько раз мимо нее проходили, и она каждый раз вставала и кланялась. Чудная какая-то!
— А вот этого делать не следовало бы! — рассердилась бабушка. — Во-первых, она — моя первая учительница, а во-вторых, ты и сам заметил, что она не за подаяние кланяется. Ты бы вот об этом подумал.
— А чего думать-то, она просто чудная. И, говорят, у нее был двуглавый орел.
— Витя, ты недопонял и пересказываешь другим, а это грех. — Бабуль, но ведь все так говорят.
— А ты молчи. Ведь ты не видел сам, лучше послушай, что я тебе о ней расскажу. В те далекие годы, когда я была маленькая, ученикам не разрешали носить крестики.
Учителя, конечно, знали, что мы их носили, но старались не замечать. Наша же молоденькая учительница Агафья Семеновна с двух девочек сняла крестики и в угол бросила. Мы так испугались, думали учительница сразу умрет. А она сказала: “Вот видите, ничего не случилось!” И продолжала вести урок.
После этого случая многие потеряли страх перед святыней. Через некоторое время у Агафьи Семеновны родился ребенок. Я сама его видела: вместо одной головы, у него были две маленькие головки. С тех пор она как бы закрылась ото всех, хотя находилась среди людей, а каждому, проходящему мимо, кланялась. И Господь ее простил и даже даром наградил.
У каждого проходящего она видит на голове как бы отметку, — что это за человек. А тем, кто ее близко знал, Агафья Семеновна сказала о том, чтобы мы друг друга поклонами приветствовали и Бога поклонами чтили. Чтобы несколько раз в сутки перед иконами кланялись.
— Бабуль, мне стыдно теперь мимо нее проходить.
— А ты подай ей пирожочек и тоже поклонись.
— Она же увидит, что я лгу, — замялся Витя. — Ведь фломастеры-то у меня есть, а я еще прошу.
— Ну вот и хорошо, что признался.
— Значит, в магазин теперь не нужно идти. А пирожок ей, бабуль, давай, я все-таки отнесу. Она увидит, что я уже не лгу!
Акафист
Пришли Света, Наташа и Лида в библиотеку духовные книги поменять, а взрослые их спрашивают: “Вы так быстро прочитали?” Девочки засмущались, но все же попросили: “Дайте нам, пожалуйста, толстую Библию почитать”.
-“Рано вам еще. Вы пока тоненькие читайте, — сказала заведующая библиотекой, — о жизни святых можем вам дать”. А сама держит акафист Святителю Николаю в руках. Лида, девочка близорукая, и все прищуривается, когда старается что-то прочесть.
Вот она вслух читает из акафиста: “Радуйся, скорбящих приятное попечение…” К удивлению взрослых, Лида привела случай в подтверждение этих слов. Она рассказывала с такой верой, что глаза при этом светились небом.
— Когда меня еще на свете не было, одна тетя купила коровушку на базаре и повела ее домой. Надо сказать, что жила она в далекой деревне. Коровушка попалась тощая, сначала шла тихо, потом легла посреди дороги и идти не хочет.
Тетя ласкала ее, стегала, но она не поднималась. Заплакала тетя и стала Бога просить. Вспомнила, что еще помощника скорого надо призывать — Николая: “Помощник наш, угодник Божий Николай, помоги корову до дома довести. У меня детки без кормильца-отца. Ждут молочка, а коровка вот погибает”.
Заливается слезами тетя. Бог, видя такое, прислал старичка. Идет он навстречу с прутиком, корову похлопал, она встала и пошла. Когда стал старичок уходить, на прощание сказал: “Ты, молодайка, загони коровушку во двор крайнего дома, и что там будут давать, — бери, не отказывайся”.
Она так все и сделала. Пустили ее переночевать две старушки, накормили. И коровушка без корма и питья не осталась.
Наутро в дорогу гостинчика дали. А коровка, за ночь отдохнула и быстро побежала домой…
Подружки над Лидой смеются: “Ты еще не жила на свете, а рассказываешь, как будто все видела своими глазами”. Лида улыбнулась: “Но это же правда! Так было! Молодайка та жива. Это родная бабушка моя, она нам все рассказала. И сама Николу Чудотворца не забывала, и нас приучила почитать его. Мы с ней акафист каждый четверг читаем”.
Девочки выбрали книги и ушли, а взрослые удивились глубокой вере, простоте, искренности и решили: “Пусть дети читают толстую Библию, ведь мудрость они получают не от взрослых, а по благодати Божией”.
Слепой мальчик
Этот было давным-давно. Зимой, по вечерам, мы всей семьей сидели на большой русской печке. Нас, детей, было шесть человек. На улице мороз, вьюга, в трубе ветер гудит, а на печке так хорошо, тепло от кирпичей. Хочешь — лежи, хочешь — сиди. А чтобы видно было друг друга, зажигали лампу со стеклянным пузырем в виде вытянутой груши. А в углу избы, на самом видном” месте, пред иконой горела лампадка. И все так уютно, радостно, спокойно, тихо.
Кто выкладывал из тыквенных семечек “царский дворец”, кто просто их очищал и ел. Этим занимались младшие, а старшие вязали кружева, перебирали шерсть, пух. Нам так хотелось потрогать пух с шерстью руками, шарики-мячики скатать, но нельзя. Они нужны для носков, варежек. А мячи старшие для нас скатали из коровушкиной шерсти, которая на дело не годится. Мячик хороший получился: и мягкий, и подпрыгивает, как резиновый.
И коровке приятно, когда ее чешут. Ну так вот. Сидим мы на печке, но не молчим. Мама молитву тихонечко поет. “Царю Небесный…” С нею всегда начинают всякое дело потому, что призывается в помощь Дух Святой. А затем по очереди истории рассказывают: и страшные, и смешные, и вот такие, как эта, — про слепого мальчика.
Родился этот мальчик зрячим, но однажды сильно заболел и ослеп.
Сначала никто и не догадывался, потому что он был еще грудным и ползал по полу. А когда его мама положила возле него шерстяной клубочек, то малыш стал искать его ручонками и не нашел. Обратились к врачу, но было уже поздно. К любому горю привыкаешь, привыкли и к слепому сыночку.
Но Господь так умудрил его, что не сразу подумаешь, что он слепой. Глаза у мальчика были чистые, красивые, открытые. Двигался он осторожно, но до двери доходил без палочки. Сам ходил в колодец за водой для коровушки. Уж так они друг друга понимали, будто верные друзья. Он ухаживал за ее постелькой: тщательно соломку переберет, чтобы ни камушка, ни навозного комочка не было. А кормил ее пахучим сеном с ягодками клубничными.
Зорька жует сено, а слепой мальчик гладит ее. Коровушка ляжет, и он присядет к ее теплому боку, да так и заснет возле нее. Зорька повернется, вздохнет и согреет его теплым паром. Мама ищет сыночка, все уже ужинать соберутся, и находит мальчика всегда у Зорьки подбоком. Как-то папа объявил: Зорьку сдадим на мясо. Слепой мальчик быстро вышел из избы. Мама слышит: в сарае кто-то с плачем, что-то кому-то рассказывает. П
рислушалась, присмотрелась, а это ее слепой сыночек молит Бога о помощи, чтобы Зорьку не сдали на мясо. Потом обнял коровушку за шею и плачет. А Зорька понимает все, только сказать ничего не может, а из огромных коровьих глаз с длинными ресницами, ручейками текут слезы. Мама все это увидела, но ничего не сказала. А за ужином папа уточнил: хоть Зорька и дает маловато молока для такой большой семьи, но Бог даст — она теленочка нам принесет, молока прибавит. Все были рады, а больше всех сыночек слепой.
Иисусова молитва
У слепого мальчика кроме коровушки Зорьки были еще и другие друзья. Про всех я расскажу по порядку. Кот Дик и кошка Белоножка все время возле его ног вертелись, никуда не уходили. Если зимой слепой мальчик к Зорьке в сарай выходил, то они ждали его у порога. Только скрипнет дверью, они сразу же бегут к мальчику со всех ног.
Сидеть он любил не на стуле, а на полу. Кошки же были этому рады, терлись боками, мурлыкали, садились ему на ноги. Когда у мальчика в кармане было что-нибудь съестное, он вынимал из кармана, обязательно обдувал от крошек, крестил и говорил: “Господи, благослови!” Так он делал всегда. А потом ел сам и кошкам по кусочку давал.
Если же слепой мальчик вставал ночью молиться, пока все спали, Дик и Белоножка находили его и садились рядом, повернув свои мордочки к иконам. Уходили все вместе: мальчик на печку спать (или летом на полати), а кошки под пол мышек пугать.
Весной и летом они выходили с мальчиком на улицу и шли по обе стороны от его ног. Так кошки вели мальчика по тропинке к колодцу.
У колодца была трудная, но необходимая работа. Порой приходилось вытаскивать до двухсот ведер воды, потому что на огороде росло много капусты, огурцов, помидоров, лука и всего другого. Семья-то большая.
И вот слепой братец воду из колодца достает, а младшие сестренки, братики бегают наперегонки и разливают по своим грядочкам, луночкам. Весело всегда было, слепой братец подбадривал, похваливал за хорошую работу поливальщиков.
А когда младшие уставали и спрашивали: “А скоро закончим?” На то он отвечал: “Нет, еще только половину полили”. Поливальщики ему возражали: “Нет-нет, все полили. Ты не видишь ведь!” Слепой мальчик, улыбаясь, говорил: “Вижу, полейте еще раз свои грядочки, а то я слышу, они просят: пить, пить!”
Дети прислушиваются и даже прилягут ухом к грядке и правда услышат, что земля “сипит” от жары. Тогда они еще раз поливали, и земля больше уже не просила пить. Слепой мальчик вдруг объявлял сестренкам и братикам: “Все, по последнему ведерку отнесите и закончим”.
Как же он узнавал, что грядки напитались водой? Оказывается, он молитву Иисусову читал: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!” Заранее камешки заготовит и положит у ноги. Как ведро из колодца вытащит, молитву скажет, и камешек от ноги отбросит.
Когда камешки кончатся, тогда и все двести ведер воды вытащены. Огороду достаточно этой влаги, а для души двести раз молитву прочитал. Вот ведь как Господь его умудрял: он, слепой, нас оберегал своими душевными очами.
Горошина
Приехала как-то бабушка к внучатам помогать сеять горох. Радостно им с ней было, ведь она всегда ласковые слова говорила. Даже папа подобрел, деток своих не ругал, а бабушку мамой называл. Так все просто. “А где просто, там ангелов до ста, а где мудрено, там ни одного, — говорит бабушка. — Без ангела, как без провожатого, невозможно дороги найти в неизвестном пути, а тем более в Царство Небесное войти.
Там нужно три двери одновременно пройти”. — “А как так можно, бабуль? — спрашивают внучата, — Расскажи!” — “Трудно, милые мои. Двери эти расположены друг за другом и открываются только на один миг. Двери эти высокие, тяжелые, человек перед ними стоит, как горошина малая. В первую шагнет, а вторая перед ним тут же закроется — и человек как в ловушке, в беспросветной тьме.
На миг опять все двери открываются, шагнешь во вторую дверь, а передняя закрывается… Одному без помощи не пройти. Вот и нужен помощник — ангел или святой угодник, чтобы двери придержал, а человек через них пробежал. За ними — свобода, ширь такая, что глазом не окинешь.
Впереди отлогая гора, но что за ней, пока не видишь. Повернется человек назад — дверей уже нет. Только следы свои, как на снегу, отчетливо увидит. Они и вкривь, и вкось, и прямо, и кругами.
Иди, брат-человек, вперед гляди и молитву все время твори — тогда дойдешь до Небесного Царства”. — “Бабуль, а в царстве этом сладости есть?” — “Еще какие! Человек и не представляет, что его там ожидает”.
Внучка Машенька слюнку проглотила и ручкой кармашек пощупала — так ей захотелось конфетки. Видит: бабушка во рту что-то держит. “Бабуль, а дай мне, пожалуйста, одну конфеточку”. — “Это не конфета, хорошая моя, а горошина”. — “А зачем ты ее во рту все время держишь?” — “Я молитву творю — это значит говорю: “Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешную”. А горошина во рту мешает и напоминает: дела добрые твори и молитву не забывай — вместе они тебя в Царство Небесное приведут. Только не останавливайся”.
Внучка Машенька положила в рот горошину, а в руки взяла лукошко и пошла скорей сажать, чтобы за бабушкой поспевать. Ведь Царства Небесного каждый сам своим трудом должен достигать.
Карусели
Бабуль, посмотри, какой полосатый жук в окно влетел и о зеркало бьется, — сказала Настя. — Я его платком отгоняла, а он не улетает.
— Это, внученька, он себе подобного увидел и увлекся, — ответила с улыбкой бабушка.
Стали Настя и ее младший братишка руками размахивать и жука к окну направлять.
— Он упрямый, как ты, Вася, — рассердилась девочка, — опять к зеркалу летит.
А бабушка жука легонько прижала и за окно выпустила. Он полетел, загудел.
Настенька с Васей рады — значит, жив. Бабуля же, глядя в окно, вздохнула:
— Пока не вразумит, не направит кто-то, слабый может погибнуть. Особенно, если обратный путь забудет.
— Бабуль, а как найти обратный путь? — спросил Вася.
— По приметам, мой хороший. За них, как за невидимую веревочку, держаться надо.
— Это как на карусели? — уточнила Настя.
— Умница моя, ты очень хорошо подсказала. Когда на каруселях кружишься, все вокруг быстро мелькает, интересно и дух от высоты захватывает. Но ты при этом не забывай за веревочку держаться — иначе можешь сорваться и сильно ушибиться.
Тогда обо всем забудешь. А кто виноват? Сам, конечно. Увлекся и про веревочку забыл, из рук выпустил. Себе навредишь и доброго хозяина карусели обидишь. Ты же ему обещал держаться. А он второй конец к себе привязал и всю поднебесную красоту решил тебе показать, чтобы ты туда стремился.
— Бабуль, а Вася-то наш высоты боится, — сообщила Настя.
Бабушка улыбнулась:
— Зато любит Богу молиться и послушание у него есть. Вот за это Творец наш поднимет Васю на великую высоту. А с Господом Богом нигде не страшно.
— А девочкам можно на такую высоту? — интересуется внучка.
— Всем можно, мои сладкие. Только за веревочку держись, да от Творца-Бога не оторвись.
— Бабуль, я поняла. Буду, как Вася, молиться и всегда старших слушаться.
Бабушка их перекрестила и заплакала. Внучата перепугались:
— Бабуль, что с тобой?
— Да ничего, милые мои. Это я от радости, что вы так хорошо все поняли.
“Верую” для верных
В деревне друг о друге все знают: кто, куда пошел и зачем… Если иду в левую сторону от дома, значит — в клуб, а если в правую, то в церковь.
В тот день я пошел в церковь, ведь был великий праздник Рождества Христова. Что пели и читали в храме — я не понял, но на всю жизнь запомнил, как у всех в руках горели свечи, как пели хором, всей церковью.
У меня было торжественно и радостно на душе. Вдруг я услышал, как кто-то тихо сказал: “Без людей земля сирота”. Эти мудрые слова произнесла блаженная Нюрушка, или “простенькая”, как ее звали у нас в селе. Меня поразило, как просветлело ее лицо, когда запели “Верую”.
Людей трогало до слез, когда она говорила кому-то, что он “угоден Богу”. Человек говорил: “Нюрушка, я грешен”. — “Но все равно ты верный”, — успокаивала она. Это слово нравилось мне: какое-то надежное, счастливое. Для себя я сделал вывод: если верным быть, значит, лучшего и желать не нужно.
При выходе из храма я опять услышал шепот:
— Ты замужем, Нюрушка, была?
— Нет, нет! Я обет Богу дала.
— Возьми вот пирожок… Может, у тебя дома есть нечего…
— Что ты… Масла вон какой комок. Я ведь по средам и пятницам его никогда не ем, так что надолго хватит.
— Почему?
— Не хочу с предателем Иудой в эти дни наслаждаться.
Тут я подумал: “Вон оно что! А я этого и не знал”.
— Тетя Нюра, вот тебе конфета. Помолись обо мне.
— Спасешься ты, сынок. “Верую” с верными пел. А вот просфору соседке своей передай, она болеет. Оставайся с Богом.
Поклонилась и ушла. Вот такие Нюрушки и есть верные, они Угодники Божий, а от них и нам спасение.
Живые картинки
Никита, сегодня мы будем цифры учиться писать, к школе готовиться нужно.
— Папа, а я их уже знаю на “пять”. И он быстро написал цифры первого десятка. Отец поставил ему оценку “три”. Никита к Барсику подошел пожаловаться. Кот своими зелеными глазами по цифрам повел, потом лапкой листок царапнул и под стол спрятался.
— Даже Барсик заметил ошибку твою у цифры шесть, в правую сторону завиток пишется… Ну, а урок чтения будет в саду.
Папа ручкой слева направо повел и как-то торжественно произнес:
— Вот это все, что видишь, Господь наш, Творец, создал, и все есть в живой этой книге. Смотри внимательно на все, — продолжал папа, — замечай, и в малой букашке откроешь чудо, ведь Творец создал всех и все для общего блага. Как тебе понятнее объяснить?
Например, жук-почтовик летит с приказом, ведь не трудное дело, да? Но если замедлит полет своевольно и не прилетит в указанный срок — беда для всех случится. Даже утро может не наступить, если солнце встать опоздает. И останется темнота, ночь вечная будет — страшно! Вот я и говорю, все исполнять должны волю Творца безукоризненно и срочно.
В этой “живой” книге человеку нужно много разгадать. Для чего в саду дерево растет? Познай, сорви, покушай.А фиалка почему разными цветами цветет? Почему подсолнушек за солнцем головой крутит? Некоторые цветочки на ночь крепко закрывают лепесточки, как на замочек, а утром приглашают пчелок в гости собрать пыльцу.
И почему же мед не киснет? Но сладок и ароматен всегда, а ведь изготовляет его не человек, а всего навсего букашка-пчела. Знай! Что и жизнь человеку дана на земле в основном для разгадок этих. Научись отличать Самого Мастера — Творца от Его подделок.
Никита рассмеялся: “Да как же можно, папа, живого художника сравнить с какой-то его картинкой — “мазней”. Художник захочет картинку сотрет или нарисует вновь с крыльями или рогами. А картинка что сможет сделать художнику — Творцу? Она сама-то только может выцвести и превратиться в тлю”.
— Хорошо, сынок, рассуждаешь, за тебя спокоен буду я. А теперь еще тебе осталось полюбить Творца сильнее, чем самого себя. Ведь и нас, людей, смастерил Он тоже. Не забывай, отечество наше — Небо. Будь достоин Творца, чтобы быть возвращенным туда! А жизнь на земле коротка, как сновиденье. Помни это, милое дитя! Только не увлекись искусственными картинками, ведь беда человеку от них пришла.
Загадочная полянка
В дороге познакомились мы со старичком, благообразным таким, привлекательным: густые белые волосы на голове, окладистая, кучерявая борода и зеленоватые глаза с поволокой. Улыбка добродушно-виноватая. Он все время смотрел в окно и будто прикидывал, рассчитывал что-то в уме, а потом вдруг встрепенулся и нас позвал к окну. “Смотрите внимательно, — сказал старичок, — запомните все, что увидите на этом месте”.
Мы послушались и стали пристально рассматривать полянку из окна поезда и торопливо сообщать ему: “Вон лошадь пасется, корова пестрая, коза белая, кусты сирени, березки, одуванчики. И очень широкая полянка, а жилья человеческого не видно”.
Немного погодя старик успокоился и поведал нам историю…
“Однажды занес меня мой конь на эту полянку. Я был поражен ее красотой, тишиной и чем-то еще, необъяснимым. Слез с коня и иду, наслаждаюсь созерцанием дивной красоты.
И от удивления останавливаюсь: около моих ног лежит гнездо с куриными яйцами. Человеческого жилья нет, а курица живет и яички несет. Вот, думаю, ужо будет яичница. Прикидываю куда мне их положить, чтобы не разбились. И, не подняв еще головы, краем глаза вижу какую-то тень. Смотрю: а это девочка! Говорит:
— Не берите яйца из гнезда, а то вы лишите Бархоточку ее радости!
— А где же курица? — спросил я.
— Она придет скоро.
— А ты кто? — опять спросил я ее.
— Я Марьюшка. Стерегу животных.
— Кого же ты стережешь?
— Малька. Он красивее вашего коня. Я решил с ней поспорить: красивее моего коня — не может такого быть! Она предупредила:
— Малек не выйдет из чащи, если будет слышать наш разговор.
— Куда же я должен спрятаться, чтобы посмотреть на него? Хоть одним глазком. Марьюшка сказала:
— Прятаться не надо. Смотрите в оба, только молчите, а то спугнете.
Я обещал молчать. Она позвала пронзительным ласковым голоском:
— Малек!
И он тут же показался из чащи леса, с шелковистой длинной гривой, с шеей лебединой… Я замер от восторга, а потом присвистнул: “Вот это конь!” От звука Малек стремглав бросился бежать и исчез в чаще.
Стал я объяснять Марьюшке: “Нельзя такого красавца держать одного, без друзей”. Она, помолчав, ответила:
— Мы его друзья!
А я с насмешкой:
— Это ты-то с курицей?
А Марьюшка сказала без обиды:
— Ну почему же, еще Калинка есть.
— Это еще кто такая? — спросил я, еле сдерживая раздражение, потому что весь находился под впечатлением от чудесного коня.
А Марьюшка, не замечая моего неуместного гнева, рассказала, что у Калинки недавно родилась дочка. Она говорит, радуется, а я все смотрю на лес, не выбежит ли конь…
— Ну, — тороплю я девочку, — зови свою Калинку, посмотрим и ее.
— Нет! Мы должны сами к ней подойти.
Пришлось уступить — пошли смотреть. Увидел я пеструю корову Калинку с теленочком, который качался, стоя на четырех ногах, и они у него разъезжались в разные стороны. Подумал я: “Вот невидаль — корова! Чем тут восхищаться? Не конь же!”
А Марьюшка, словно читая мои мысли, говорит:
— Корова она необыкновенная — обездоленная и незаслуженно наказанная. У хозяина дома она все на своем пути ломала, переворачивала, сама однажды в погреб угодила. И хозяин решил от нее избавиться. А когда мы с ней на эту поляну прибежали, я пригляделась и поняла: она оказывается слепая.
Хозяева сжалились, не отняли ее у меня и стали мы с Калинкой жить на этой полянке. Она сирота и я сирота. Слепого коня тоже сюда привели, и всех обездоленных мы принимаем. Любим друг друга. Люди меня служанкой, монашкой зовут.
Старик озабоченно уточнил: “Значит, у Марьюшки еще коза белая появилась?” — и продолжал:
— Как же ты живешь, — спросил я ее тогда.
— Бог помогает. Он про нас не забывает, утешает и в обиду не дает. Землянка наша, как сарай, а на душе-то рай! Когда я молитву пою, то мне ангелы подпевают, и аромат тогда бывает, как в саду весной. Словами не скажешь. И землянку нашу кто-то освещает.
Я спросил Марьюшку:
— Часто так бывает? Она ответила:
— Всегда, когда Господь Сам пожелает. Я попросил:
— Девочка, помолись ты обо мне! Я ведь в грехах весь. Ступил ногой своей на свято место. Как Моисею терновый куст горящий был показан, так вот и мне сейчас, в годину полуверов, открылось на ком свет стоит!
Марьюшка улыбнулась и помолилась. А мне на прощанье наказала:
— Ты сам молись. Господь без тебя не спасет тебя.
Вот и все, что я о ней знаю и никогда не забываю…
Вы сами видели сейчас — коза теперь у Марьюшки”.
Дед замолчал. Мы, “полуверы”, очень удивились и поняли, что наша земля тайн полна.
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Многие дети любят рассказы, потому что на небольшом объеме текста разворачивается увлекательный сюжет. Такие истории всегда легко и интересно читать или слушать. Сейчас в литературе есть множество рассказов на разные темы: о приключениях, школе, животных, семье. Самые интересные из них мы собрали в специальную подборку рассказов для детей. Здесь найдется подходящая книга для юных читателей разного возраста.
Рассказы для детей 5 лет
К пяти годам ребенок накапливает определенный жизненный опыт, который пытается осмысливать, усложняются его связи с миром. Это время, когда формируются «высшие чувства», интеллект, представления о нравственности и красоте. Этому во многом способствуют хорошие рассказы для детей 5 лет.Читать далее
Рассказы для детей 6 лет
6 лет — это прощание с беспечным детсадовским временем и вступление в школьную жизнь. В этом возрасте детей начинает волновать, что такое хорошо и что такое плохо, и литература — отличный помощник в усвоении законов и правил человеческого общежития.Читать далее
Рассказы для детей 7 лет
7 лет — время вступления ребенка в ответственный период жизни, школьный. Появляются новые задачи, новые люди и новые, уже не малышовые проблемы. Рассказы для детей 7 лет помогут юным читателям научиться анализировать поступки других и сопоставлять их со своим жизненным опытом.Читать далее
Рассказы для детей 8 лет
Второклассники, возвращаясь в школу после каникул, уже хорошо знакомы и с учителем, и с одноклассниками. И поэтому, как свидетельствуют учителя младших классов, начинают отвлекаться и шалить на уроках. Это возраст, когда нравится посмеяться и побегать. Читать далее
Рассказы для детей 9 лет
В этих рассказах для детей 9 лет речь идет о совести, сострадании, милосердии и любви. Небольшие по объему, емкие послания лучших современных и классических авторов будут интересны не только детям, но и взрослым.Читать далее
Рассказы для детей 10 лет
Сделать человека десяти лет заядлым читателем очень легко. Для этого достаточно правильно подобрать круг чтения.Читать далее
Рассказы для детей 11 лет
В 11 лет дети входят в период младшего подросткового возраста. В это время начинают складываться собственные взгляды на мир, обостряются отношения со сверстниками и родителями. Вступить в пору взросления помогут книги.Читать далее
Рассказы для детей 12 лет
Настроение двенадцатилетнего человека переменчиво, как весенний день. Грусть сменяется весельем, задумчивость — легкомыслием. В этом возрасте ребенок особенно чутко чувствует фальшь, поэтому в подборку рассказов для детей 12 лет мы включили очень разные произведения классиков и современников, объединенные единственным принципом — будить живые чувства.Читать далее
Загрузка…
И снова я приветствую вас, дорогие мои читатели. Сегодняшний рассказ, как я предполагаю, может вызвать недоумение у некоторых христиан. Некоторые верующие люди считают, что их дети или дети из христианских семей не могут так поступать, как описывается в моем рассказе. Хочу вас заверить – могут. Наши дети не рождаются христианами, они должны ими стать, давайте мы поможем им в этом, показывая пример добродетели, милосердия и сострадания к другим… Что вы об этом думаете?
Читать далее
Этот рассказ написан в сентябре 2002 года. Теперь я даже не вспомню, какой именно случай послужил поводом для написания рассказа. Итак, слушайте…
Читать далее
Рассказ «Трудный путь» был написан в ноябре 2004 года. Тема, воздавай добром за зло, проходит красной ниточкой во всем рассказе. Хорошо, если мы так научены, так поступаем и своих детей этому научим, хотя, это бывает очень трудно. Да поможет нам Бог. Итак, послушайте…
Читать далее
Рассказ “Если Бог позволит”, был написан в мае 2003 года. Сейчас, наверное, я уже и не вспомню, что послужило темой к этому рассказу…
Читать далее
Рассказ “Страшные истории” написан по воспоминаниям моего детства. Не знаю, почему нам, детям, так нравилось слушать страшные истории. Это увлечение действительно приносило нам много проблем и случай описанный в данном рассказе произошел на самом деле. Итак, послушайте…
Читать далее
Простите, мои дорогие за такое длительное молчание, меня долгое время не было в городе. Итак, сегодня я расскажу вам еще один рассказ. Написан он в августе 2006 года. Теперь не припомню как именно родился этот сюжет и какие обстоятельства послужили началом данной темы…
Читать далее
Рассказ “Валенки” был написан в Феврале 2004 года. Совсем простой, без глубоких размышлений, он тонкой ниточкой несет в себе мысль для размышления мальчишкам и девчонкам, что мода, это не главное в жизни. Я не сторонник , чтобы мы все ходили в тулупах и валенках, но считаю, что знающие Бога люди должны одеваться целомудренно.
Читать далее
Рассказ “Шутка” написан в марте 2008 года и в основу его легла правдивая история которую я услышала около тридцати лет назад. Но насколько моя память позволяет произвести события этого рассказа, с девочкой которая поверила шутке не обошлось все так гладко как в моем рассказе – она осталась инвалидом. Это печально. Итак…
Читать далее
Рассказ “Прощение” написан в сентябре 2018 года, специально для Рождественского выпуска детского христианского журнала “Радость”.
Читать далее
Тема рассказа “Служить имением своим” актуальна во все времена. Рассказ написан немного в ироничной форме и рассчитан на более взрослую аудиторию. Сам рассказ родился после случайной беседы с одним христианином, который сетовал, что не имеет дачного участка и не может послужить своему ближнему имением своим. Давайте заглянем в свое сердце, а мы готовы послужить или протянуть руку помощи тому, кто нуждается в этом?
Читать далее
Гоглюшка
Опубликовано: 21.07.2017
Водоплавающая птица — у той опять свои правила в прятки играть. Где по берегам треста или камыш растет — тут ей все равно как в лесу. Без собаки тут охотнику, пожалуй, и делать нечего.В челне-то им тебя далеко видно и слышно.
0 комментариев
Постный пирог с вишней
Опубликовано: 24.07.2017
Постный пирог с вишней — это отличный рецепт как для праздничного стола, так и просто для ужина в кругу семьи. Интересно, что многие хозяйки, попробовав этот вариант теста, предпочитают готовить его и в обычные дни — когда поста нет. Оно и понятно — пирог получается очень мягким и пышным и мало чем Распечатать рецепт Постный […]
1 комментарий
Постная пицца
Опубликовано: 24.11.2017
Постная пицца — отличный вариант пообедать или поужинать, затратив минимум усилий. Во время поста, когда выбор продуктов ограничен, можно использовать любые сезонные овощи, а, если вы не исключаете из рациона рыбу, то и ее. Также постным продуктом считаются крабовые палочки. Именно с ними мы и приготовим постную пиццу… на лаваше! Ингредиенты: Лаваш — 1 упаковка […]
0 комментариев
Рассказ «Благо мне, яко смирил мя еси…»
Опубликовано: 11.07.2019
Когда в палату заходили эти три гостьи, женщины начинали улыбаться. Даже Вера Петровна
0 комментариев
Заснуть улыбаясь
Опубликовано: 30.03.2016
Колокольный звон долетал, казалось, до самого неба, сливаясь с величественными раскатами грома. Монахиня Илария семенящей походкой шла к монастырским воротам: приехали гости.
0 комментариев
Рождественский конкурс!
Опубликовано: 21.11.2020
Дорогие друзья! В преддверии Рождества Христова youtube канал «Акварель добра» запускает конкурс. Один из подписчиков получит книгу с рассказами «Ты прости меня за все». Книга составлена из лучших историй, печатавшихся на страницах православного женского журнала «Славянка». Среди авторов — Наталия Климова, Ксения Веснова, монахиня Евфимия (Пащенко) и другие. Книга допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви. Хотите получить такой Рождественский подарок? […]
0 комментариев
Православные рассказы
В Раю два ангелочка жили.
Поныне там живут они.
И оба Господу служили.
Как прежде, служат в наши дни.
Летал один с земли до Бога.
Иной заботы он не знал.
Трудился же другой не много.
Подолгу ангел отдыхал.
Так, в облаках спросил трудягу:
«Летаешь ты туда-сюда!
Порою жаль тебя, беднягу.
Твой труд, поди, твоя беда!»
«Беда – в ответ собрат услышал –
И в том всё дело — не моя!
Беду свою едва опишут,
Пред Господом уж с нею я!
Со словом «Помоги!» начало.
Конец у каждого в ней свой.
Тебе ж трудиться не пристало.
В чём толк быть Господа слугой?!»
«Ну, ну! Не обижай собрата!
Всегда служить я Богу рад.
Но, Господа, не виноват я,
Не часто все благодарят!
«Благодарю!» — хотелось чаще
Нести до Господа сей глас.
Менять работу не во власти!»
Сказал и загрустил тот час.
Поможем ангелу трудиться,
Дабы не дать ему грустить.
Любое Благо, что случится,
Всё Господа благодарить!
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. – Убежишь?
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.
– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
– Что же, не берёт тебя брат?
– А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза…
– А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
– Я попробую, – усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
“Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!..”
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
– Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
– Ка-кую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
“Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
“Волшебник! Волшебник!” – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
“Помогло! Опять помогло!”
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Притча о карандаше
“Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:
– Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
– Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
– Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
– Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.
Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.
В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя – не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.”
Вот, насколько поучительным бывает пример, взятый из простого предмета.
Давайте, ребята, будем подражать карандашу и подчинятся воле Господа, как и карандаш подчиняется воле руки человеческой.
А подчинятся воле Божией очень просто ─ нужно исполнять заповеди Его, и в первую очередь любить Бога и любить ближнего своего, как самого себя!
Поучительный рассказ детям о прощении
Лиза повторяла про себя слова Священного Писания: «Если брат твой согрешит перед тобою семь раз в один день, и семь раз в один день приступит к тебе и скажет: я раскаиваюсь, — ты должен простить ему».
Она сошла в столовую, где нашла своего братишку Федю. Мальчик тихонько от неё вставил щепочку в хрупкий механизм музыкальной шкатулки и смело засунул туда пальцы, но хрупкие пружины лопнули, и всё смолкло.
— Милая Лиза, — сказал он с глубоким огорчением. Простишь ли ты меня когда-нибудь?
— Нет, — закричала Лиза, топая ногой… — Я не могу, да впрочем и не нужно больше прощать: это в восьмой раз.
Она бегом промчалась через сени и наткнулась на дядю. Девочка рассказывала ему свои горести. Дядя улыбнулся:
— Так ты, значит, не знаешь, что Господь сказал апостолу Петру, что надо прощать брату семь раз и ещё семьдесят раз по семь? Это значит: всегда прощать.
— Но ты, наверное, не знаешь, дядя, как это трудно, всё прощать и прощать? — сказала Лиза со слезами.
— Ну, хорошо, — сказал дядя, Только советую тебе не читать больше «Отче наш».
— Это отчего? — спросила Лиза с удивлением.
— Да ты только подумай, каково тебе будет сказать Богу:,«и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим», — то есть «прости меня, Господи, как я прощаю Федю».
Лиза покраснела как рак. С минуту она задумалась, потом устремилась к раскаявшемуся брату и обняла его.
С тех пор шалун Федя сделался гораздо нежнее и внимательней к своей сестрице, а если вы спросите его: «Сколько раз Лиза прощала тебя?» — он ответит: «Я и без счета уверен, что она прощала меня все семьдесят раз по семь и ещё прощать будет!».
Хорошее
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!»
А сестренка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестренка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
— Пошел вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошел:
— Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
— Погуляй с сестренкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Поучительный рассказ о пчеле и мухе
На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!
Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.
Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:
— Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии? Муха насупилась:
— Не видела я здесь никаких лилий!
— Как? — воскликнула пчёлка.— Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!
— Цветов я тут не видела,— пробурчала муха.— А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!
Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
— Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я только могу рассказать о здешних цветах!
— Вот видишь,— сказал отец Паисий.— Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где — ирис, а где — гиацинт.
И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие — на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное.
А вы на кого хотите быть похожими? – спрашивает вас отец Паисий.
Давайте все дружно ответим батюшке:
– На ПЧЕЛКУ!
Детям о Илье Муромце
Родился Илья в селе Карачарово, что возле города Мурома. Былины рассказывают, что не сразу стал он богатырем, много лет у него не двигались ноги. Однажды пришли к нему странники, посланные от Господа, попросили воды. Илья огорчился поначалу, думая, что странники смеются над ним, но неожиданно встал и подал им напиться. Было тогда Илье тридцать три года. Так он обрел могучую силу, с которой никто не мог потягаться, но никогда не использовал эту силу на неправое дело. Зато не жалел себя в боях с недругами Русской земли, всегда защищал ее от вражеских нашествий. Много раз он ходил вместе с непобедимыми русскими войсками, и всегда был первым среди воинов! Его боялись враги, а если кто на него шел с мечом, тому было очень худо.
Но шли года, и Илья Муромец понимал, что не вечно будет он жить на земле матушке. Тогда он пошел в Киево-Печерскую лавру, и постригся в монахи. Таким образом могучий богатырь стал защищать людей уже не мечом, а усердной молитвой к Богу.
Преподобный Илия после многих подвигов, почил около 1188 г., а в 1643 г. инок-богатырь был причислен к лику святых.
Содержание:
- Правдивость лучше всего
- Молитва мальчика ученика
- Братолюбие и уступчивость
- Незабудка
- Маленькие художники
- Ответ Тани
- Ожидая ответа
- Дар малютки
- Скромность
- Искренность
- Своровал, обманул
Правдивость лучше всего
— Разве ты потерял свое место? Как это случилось, сыночек?
— Я думаю, мама, что это случилось исключительно по моей небрежности. Я вытирал пыль в магазине и вытирал очень поспешно. При этом задел несколько стаканов, они упали и разбились. Хозяин очень рассердился и сказал, что он не может больше сносить мою необузданность. Я упаковал вещи и ушел.
Мать была этим очень озабочена.
— Не беспокойся, мама, я найду другую работу. Но что мне сказать, когда спросят, почему я с прежней ушел?
— Всегда говори правду, Иаков. Ты же не думаешь говорить что-нибудь другое, не правда ли?
— Нет, не думаю, но я думал это скрыть. Боюсь, что, говоря все правдиво, поврежу себе.
— Если человек поступает правильно, то ничто ему не может повредить, хоть бы оно и казалось так.
Но Иакову было труднее найти место работы, чем он думал. Он долго искал и, наконец, как будто нашел. Один молодой человек в красивом новом магазине искал рассыльного мальчика. Но в этом магазине все было так аккуратно и чисто, что Иаков подумал, что его с такой рекомендацией не возьмут. И сатана стал искушать его скрыть истину.
Ведь этот магазин был в другом районе, далеко от того магазина, где он работал, и его никто тут не знал. Зачем говорить правду? Но он победил это искушение и прямо сказал владельцу магазина, почему он, ушел от прежнего хозяина.
— Я предпочитаю иметь вокруг себя порядочных молодых людей, — сказал владелец магазина добродушно, — но я слышал, что тот, кто сознает свои ошибки, тот их оставляет. Может быть, это несчастье научит тебя быть осторожнее.
— Да, конечно, хозяин, я буду изо всех сил стараться быть осторожнее, — сказал Иаков серьезно.
— Ну, мне нравится мальчик, который говорит правду, особенно тогда, когда она ему может повредить… Добрый день, дядя, заходи! — последние слова он проговорил вошедшему человеку, и когда Иаков обернулся, то увидел своего прежнего хозяина.
— О, — сказал тот, увидев мальчика, — ты хочешь взять рассыльным этого паренька?
— Я его еще не принял.
— Прими его совершенно спокойно. Только смотри, чтобы он не пролил жидкий товар, а сухой товар чтобы не нагромоздил весь в одну кучу, — добавил он, смеясь. — Во всем остальном ты найдешь его вполне надежным. Но если ты не хочешь, то я готов взять его опять с испытательным сроком.
— Нет, я его возьму, — сказал молодой человек.
— О, мама! — сказал Иаков, придя домой. — Ты всегда права. Я это место получил там потому, что рассказал всю правду. Что было бы, если бы мой прежний хозяин зашел, а я рассказал бы неправду?
— Правдивость всегда лучше всего, — ответила мать.
«Уста правдивые вечно пребывают» (Прит.12:19)
Молитва мальчика ученика
Несколько лет тому назад на одном большом заводе работало много молодых рабочих, из которых многие говорили, что они обращены. К этим последним принадлежал и один четырнадцатилетний мальчик, сын верующей вдовы.
Этот подросток вскоре привлек к себе внимание начальника своим послушанием и охотой к работе. Он всегда выполнял свои работы к удовольствию своего начальника. Ему надо было приносить и относить почту, подметать рабочее помещение и еще выполнять много мелких поручений. Чистка кабинетов была его первой обязанностью каждое утро.
Так как мальчик был приучен к точности, то его всегда можно было застать ровно в шесть часов утра уже работающим.
Но у него была еще другая прекрасная привычка: он всегда начинал свой рабочий день молитвой. Когда однажды утром, в шесть часов, хозяин вошел в свой кабинет, то застал мальчика на коленях молящимся.
Он тихо вышел и ожидал за дверью, пока не вышел мальчик. Он извинился и сказал, что поздно сегодня проснулся, и времени для молитвы уже не было, поэтому он здесь, в кабинете, перед началом рабочего дня преклонил колени и предался Господу на весь день.
Его мать научила всегда начинать день молитвой, чтобы не провести этот день без благословения Божия. Он воспользовался моментом, когда еще никого не было, чтобы побыть немного наедине со своим Господом и попросить Его благословения на предстоящий день.
Так же важно и чтение Слова Божия. Не пропускайте его! На сегодняшний день вам предложат так много книг и хороших, и плохих!
Может быть, среди вас есть такие, у которых есть сильное стремление читать и знать? Но все ли книги хорошие и полезные? Мои дорогие друзья! Будьте осторожны в выборе книг!
Лютер всегда хвалил тех, кто читал христианские книги. Отдайте и вы предпочтение этим книгам. Но, прежде всего, читайте дорогое Божье Слово. Читайте с молитвой, ибо оно дороже золота и золота чистого. Оно вас укрепит, сохранит и ободрит во всякое время. Это ведь Слово Божье, которое пребывает вечно.
Философ Кант сказал о Библии: «Библия — книга, содержание которой говорит о божественном начале. Она повествует историю мира, историю Божеского провидения с самого начала и даже до вечности. Библия написана для нашего спасения. Она показывает нам, в каком отношении мы находимся с праведным, милостивым Богом, открывает нам всю величину нашей вины и глубину нашего падения, и высоту божественного спасения. Библия — мое самое дорогое сокровище, без нее я бы погиб. Живите согласно Библии, тогда вы сделаетесь гражданами небесного Отечества!
Братолюбие и уступчивость
Подули холодные ветры. Приближалась зима.
Две маленькие сестрички собрались идти в магазин за хлебом. Старшая, Зоя, имела старенькую потертую шубку, младшей, Гале, родители купили новую, большую, на вырост.
Девочкам очень понравилась шубка. Стали одеваться. Одела Зоя свою старенькую шубку, а рукава короткие, шубка тесна ей. Тогда Галя говорит сестричке: «Зоя, надень мою новую шубку, она мне большая. Ты поносишь ее годик, а потом я поношу, тебе ведь тоже хочется поносить новую шубку».
Девочки поменялись шубками, и пошли в магазин.
Маленькая Галя исполнила заповедь Христа: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан.13:34).
Очень хотелось ей надеть новую шубку, но она уступила ее сестричке. Какая нежная любовь и уступчивость!
Так ли вы, детки, относитесь друг к другу? Готовы ли вы уступить что-то для вас приятное, дорогое своим братьям, сестричкам? А может быть, наоборот? Часто слышно среди вас: «Это мое, не отдам!»
Поверьте, сколько неприятностей возникает тогда, когда нет уступчивости. Сколько споров, ссор, какой плохой характер вырабатывается тогда у вас. Таков ли характер Иисуса Христа? О Нем написано, что Он рос в любви у Бога и человеков.
Можно ли сказать о тебе, что ты всегда уступчив, нежен с твоими родными, братьями и сестричками, с друзьями и знакомыми?
Берите пример с Иисуса Христа и этих двух сестричек — Зои и Гали, которые любят друг друга с нежностью, ибо написано:
«Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью» (Рим.12:10)
Незабудка
Все вы, дети, видели, вероятно, летом в траве маленький голубенький цветочек, который называется незабудкой. Об этом маленьком цветочке рассказывают много интересных историй; говорят, что ангелы, пролетая над землей, роняют на нее голубенькие цветочки, чтобы люди не забывали о небе. Оттого эти цветы и называются незабудками.
Есть еще одна легенда о незабудке: было это давно-давно, в первые дни творения. Только что создан был рай, и прекрасные, благоухающие цветы зацвели в первый раз. Сам Господь, проходя по раю, спрашивал у цветов их название, но один маленький голубой цветочек, устремив в восхищении свое золотое сердечко к Богу и не думая ни о чем, кроме Него, позабыл свое имя и смутился. От стыда зарумянились кончики его лепестков, а Господь посмотрел на него ласковым взором и промолвил: «За то, что ты забыл себя ради Меня, Я тебя не забуду. Называйся впредь незабудкой и пусть люди, глядя на тебя, так же учатся забывать о себе ради Меня».
Конечно, этот рассказ есть вымысел человеческий, но правда в нем та, что забывать о себе ради любви к Богу и к ближним есть великое счастье. Этому нас учил Христос, и в этом Он был нам примером. Многие из людей это забывают и ищут счастья вдали от Бога, но есть люди, которые всю свою жизнь служат любовью ближним.
Все таланты свои, все способности, все свои средства — все, что имеют, они употребляют на служение Богу и людям, и, забывая себя, в мире Божьем живут для других. В жизнь они вносят не ссоры, злобу, разрушение, а мир, радость, порядок. Как солнышко своими лучами греет землю, так они своей лаской и любовью согревают сердца людей.
Христос показал нам на кресте, как надо любить, забывая себя. Тот счастлив, кто отдает свое сердце Христу и следует Его примеру.
Не хотите ли и вы, дети, не только вспомнить Воскресшего Христа, Его любовь к нам, но, забывая о себе, оказать Ему любовь в лице наших ближних, стараться помогать делом, словом, молитвой всем и каждому, кому нужна помощь; стараться думать не о себе, а о других, о том, как быть полезными в своей семье. Будем стараться поддерживать друг друга в добрых делах молитвой. Да поможет нам в этом Бог.
«Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:16)
Маленькие художники
Однажды детям было дано задание: представив себя великими художниками, нарисовать какую-либо картину из жизни Иисуса Христа.
Задание было исполнено: каждый из них мысленно нарисовал тот или иной пейзаж из Священного Писания. Один из них нарисовал картину о мальчике, с восторгом отдающим Иисусу все, что он имел — пять хлебов и две рыбки (Иоан.6:9). Другие говорили о многом другом.
Но вот один мальчик сказал:
— Я не могу нарисовать одну картину, а только две. Позвольте мне сделать это. Ему разрешили, и он начал: «Бушующее море. Лодка, в которой находится Иисус с двенадцатью учениками, заливается водой. Ученики в отчаянии. Им грозит неминуемая гибель. Сбоку приближается огромный вал, готовый перевернуть и затопить лодку непременно. Я нарисовал бы одних учеников, обративших лицо свое к наступающему страшному валу воды. Другие в ужасе закрывали лицо свое руками. Но лицо Петра отчетливо видно. На нем отчаяние, ужас, растерянность. Рука протянута к Иисусу.
Где же Иисус? На корме лодки, где руль управления. Иисус спокойно спит. Лицо было безмятежно.
На картине не было бы ничего спокойного: все бушевало бы, пенилось в брызгах. Лодка то подымалась бы на гребень волны, то утопала в бездне волн.
Один только Иисус был бы спокойным. Волнение учеников было невыразимым. Петр в отчаянии кричит сквозь шум волн: «Учитель, погибаем, а Тебе нужды нет!»
Это одна картина. Вторая картина: «Темница. Апостол Петр закован двумя цепями, спит между воинами. Шестнадцать стражей стерегут Петра. Лицо Петра отчетливо видно. Он спокойно спит, хотя уже отточенный меч приготовлен, чтобы отсечь ему голову. Он знал об этом. Лицо его напоминает Кого-то».
— Повесим рядом первую картину. Посмотрите на лицо Иисуса. Лицо Петра такое же, как и Его. На них печать покоя. Темница, стража, приговор на казнь — то же бушующее море. Отточенный меч — тот же грозный вал, готовый прервать жизнь Петра. Но на лице Апостола Петра нет прежнего ужаса и отчаяния. Он научился у Иисуса. Поставить нужно обязательно эти картины вместе, — продолжал мальчик, — и сделать одну надпись над ними: «Ибо у вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5).
Одна из девочек также рассказала о двух картинах. Первая картина «Христа распинают: ученики стоят вдалеке. На лицах у них горе, страх и ужас. Почему? — Христа распинают. Он умрет на кресте. Они никогда Его больше не увидят, никогда не услышат Его нежный голос, никогда больше не будут смотреть на них добрые глаза Иисуса… никогда больше Он не будет с ними».
Так думали ученики. Но всякий, читающий Евангелие, скажет: «Разве Иисус не говорил им: «Еще немного и мир не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (Иоан.14:19).
Разве они помнили в этот момент, что Иисус сказал о своем воскресении после смерти? Да, ученики забыли это и потому на лицах их, в сердцах их были испуг, горе и ужас.
А вот вторая картина.
Иисус с учениками на горе, называемой Елеон, уже после Своего Воскресения. Иисус возносится к Отцу Своему. Посмотрим на лица учеников. Что мы видим на их лицах? Мир, радость, упование. Что случилось с учениками? Иисус уходит от них, они никогда не увидят Его на земле! А ученики радостны! Все это потому, что ученики помнили слова Иисуса: «Я иду приготовить место вам. И когда приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе» (Иоан.14:2-3).
Повесим рядом две картины и сравним лица учеников. На обеих картинах Иисус уходит от учеников. Так почему же лица учеников разные? Только потому, что на второй картине ученики помнят слова Иисуса. Девочка закончила свой рассказ призывом: «Будем мы всегда помнить слова Иисуса».
Ответ Тани
Однажды в школе на уроке учительница проводила беседу с учениками второго класса. Она много и долго рассказывала детям о Земле и о далеких звездах; она рассказывала также и о полетах космических кораблей с человеком на борту. При этом она сказала в заключение: «Дети! Наши космонавты поднялись высоко над землей, на высоту 300 км и долго-долго летали в космосе, но Бога не видели, потому что Его нет!»
Затем она обратилась к своей ученице, маленькой девочке, которая верила в Бога, и спросила:
— Скажи, Таня, ты теперь веришь, что Бога нет? Девочка встала и спокойно ответила:
— Я не знаю, много ли это 300 км, но твердо знаю, что только «чистые сердцем Бога узрят» (Мф.5:8).
Ожидая ответа
Молодая мать лежала при смерти. Закончив процедуры, врач и его ассистентка удалились в соседнюю комнату. Складывая свой медицинский инструмент, он, как-бы разговаривая сам с собой, проронил вполголоса:
— Ну вот и закончили, сделали все что могли.
Старшая дочь, можно сказать, еще ребенок, стояла невдалеке и слышала это высказывание. Плача, она обратилась к нему:
— Господин доктор, вы сказали, что сделали все, что могли. Но ведь маме не стало лучше, и теперь она умирает! Но мы еще не все испробовали, — продолжала она. — Мы можем ведь обратиться к всемогущему Богу. Давайте, помолимся и попросим Бога исцелить маму.
Этому предложению неверующий доктор, конечно же, не последовал. Ребенок в отчаянии упал на колени и воззвал в молитве в своей душевной простоте, как мог:
— Господи, я прошу Тебя, исцели мою маму; врач сделал все что мог, но Ты, Господи, великий и добрый Врач, Ты можешь исцелить ее. Она так нужна нам, мы не можем обойтись без нее, дорогой Господь, исцели ее во имя Иисуса Христа. Аминь.
Прошло некоторое время. Девочка будто в забытье оставалась на коленях, не шевелясь и не вставая с места. Заметив неподвижность ребенка, врач обратился к помощнице:
— Уберите ребенка, девочка в обмороке.
— Я не в обмороке, господин доктор, — возразила девочка, -я жду ответа!
Она вознесла свою детскую молитву в полной вере и уповании на Бога, и оставалась теперь на коленях, ожидая ответа от Сказавшего: «Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лк. 18:7-8). А кто уповает на Бога, того Бог не оставит постыженным, но непременно пришлет помощь свыше в нужный час и в нужное время. И в этот трудный час Бог не замедлил с ответом — лицо матери изменилось, больная успокоилась, посмотрела вокруг себя взглядом, исполненным мира и надежды, и уснула.
После нескольких часов подкрепляющего сна она проснулась. Любящая дочь тут же прильнула к ней и спросила:
— Не правда ли, мамочка, тебе сейчас лучше?
— Да, моя дорогая, — ответила та — мне сейчас лучше.
— Я знала, что тебе станет лучше, мама, ведь я ждала ответа на мою молитву. И Господь ответил мне, что Он исцелит тебя.
Здоровье матери опять восстановилось, и сегодня она — живой свидетель Божьей силы, побеждающей болезнь и смерть, свидетель Его любви и верности в услышании молитв верующих.
Молитва есть души дыханье,
Молитва — свет средь тьмы ночной,
Молитва — сердца упованье,
Несет покой душе больной.
Такой молитве Бог внимает:
Сердечной, искренней, простой;
Ее Он слышит, принимает
И в душу льет свой мир святой.
Дар малютки
«Когда творишь милостыню, пусть твоя левая рука не знает, что делает правая» (Мф.6:3).
Вот что по этому поводу рассказывал миссионер К: «Я сидел в кабинете моего друга и готовился к вечернему собранию. Вдруг я услышал тоненький голосок: «Будьте добры, позвольте мне что-то вам дать!» Это был Генрих, маленький сын моего друга. Он тихонько пробрался в кабинет и, держа в своей правой руке маленький пакетик, в то время, как левую свою руку он старательно прятал в кармане, добавил:
— Я хочу вам что-то подарить для языческих детей! Вскрыв пакет, я нашел там десять монет.
— Кто дал тебе столько денег? Папа?
— Нет, — ответил малыш, — ни папа не знает, ни моя левая рука…
— Как так?
— Да вы же сами сегодня утром проповедовали, что дарить надо так, чтобы левая рука не знала, что делает правая… Поэтому я левую руку все время держал в кармане.
— Откуда же у тебя деньги? — спросил я, не в силах больше удержаться от смеха.
— Я продал Минко, свою собаку, которую я сильно любил… — и при воспоминании о друге слезы заволокли глаза малыша.
Когда я об этом рассказал на собрании, Господь даровал нам обильное благословение».
Скромность
В одно суровое и голодное время жил один добрый богатый человек. Он с сочувствием относился к голодавшим детям.
Однажды он объявил, что каждый ребенок, который будет приходить к нему в полдень, получит маленькую булку хлеба.
Отклинулось около 100 детей самого различного возраста. В назначенное время все они пришли. Слуги вынесли большую корзину, наполненную булками хлеба. Дети с жадностью набросились на корзину, отталкивая друг друга и стараясь ухватить самую большую булку.
Некоторые благодарили, другие же забывали поблагодарить.
Стоя в стороне, этот добрый человек наблюдал за происходившим. Его внимание привлекла стоявшая в стороне маленькая девочка. Как последней, ей досталась самая маленькая булка.
На следующий день он постарался навести порядок, но эта девочка опять оказалась последней. Он заметил также, что многие дети тут же откусывали от своей булки, в то время как малышка относила ее домой.
Богач решил узнать, что это за девочка и кто ее родители. Оказалось, что она была дочерью бедных людей. У нее был еще маленький брат, с которым она и делила свою булку.
Богач приказал своему пекарю положить в самую маленькую булку талер.
На следующий день пришла мать девочки и принесла эту монету обратно. Но богач сказал ей:
— Ваша дочь так хорошо вела себя, что я решил вознаградить ее за скромность. И впредь с каждой маленькой булкой вы будете получать монету. Пусть она будет для вас поддержкой в это трудное время.
Женщина от всего сердца поблагодарила его.
Дети каким-то образом проведали о великодушии богача по отношению к малышке, и теперь некоторые из мальчиков старались непременно получить самую маленькую булку. Одному это удалось, и он тут же нашел монету. Но богач сказал ему:
— Этим я вознаградил малышку за то, что она всегда была самой скромной, и за то, что она всегда делила булку со своим младшим братом. Ты же — самый невоспитанный, и я еще не слышал от тебя слов благодарности. Теперь ты целую неделю не будешь получать хлеба.
Этот урок пошел впрок не только этому мальчику, но и всем остальным. Теперь уже никто не забывал благодарить.
Малышка перестала получать талер в булке, добрый человек же продолжал оказывать поддержку ее родителям в течение всего голодного времени.
Искренность
Искренним Бог дает удачу. Знаменитый Джордж Вашингтон, первый президент североамериканских свободных штатов, уже с детства удивлял всех своей справедливостью и искренностью. Когда ему исполнилось шесть лет, отец на день рождения подарил ему маленький топорик, которому Джордж очень обрадовался. Но, как это часто бывает у многих мальчиков, теперь каждый деревянный объект на его пути должен был испытать на себе его топорик. В один прекрасный день он проявил свое искусство и на молодой вишне в отцовском саду. Одного удара оказалось достаточно, чтобы навсегда сделать напрасными все надежды на ее восстановление.
На следующее утро отец заметил случившееся и по дереву определил, что погублено оно было злоумышленно. Он сам сажал его, и потому решил провести тщательное расследование, чтобы выявить злоумышленника. Пять золотых монет он обещал тому, кто поможет выявить губителя деревца. Но все было напрасно: он не смог обнаружить даже следа, так что вынужден был пойти домой недовольным.
По дороге ему повстречался маленький Джордж со своим топориком в руках. Вмиг отцу пришла в голову мысль, что преступником мог быть и его сын.
— Джордж, ты не знаешь, кто срубил вчера нашу красивую вишню в саду? — полный недовольства, обратился он к нему.
Мальчик задумался на мгновение — казалось, в нем происходила борьба — затем откровенно признался:
— Да, папа, ты же знаешь, обманывать я не могу, нет, не могу. Это сделал я своим топориком.
— Иди в мои объятия, — воскликнул отец, — иди ко мне. Твоя откровенность мне дороже срубленного деревца. Ты уже воздал мне за него. Это похвально, откровенно признаться, даже если ты совершил что-то постыдное или превратное. Правда для меня дороже тысячи вишен с серебряными листочками и золотыми плодами.
Своровал, обманул
Мама должна была ненадолго отлучиться. Уходя, она наказала своим детям — Машеньке и Ванюше:
— Будьте послушны, не выходите на улицу, играйте хорошо и ничего не натворите. Я скоро вернусь.
Машенька, которой было уже десять лет, стала играть со своей куклой, Ванюша же, подвижный шестилетний малыш, занялся своими кубиками. Скоро ему это надоело, и он начал думать о том, чем бы заняться теперь. Сестра не пускала его на улицу, так как мама не разрешила. Тогда он решил незаметно взять яблоко из кладовой, на что сестра сказала:
— Ванюша, соседка через окно увидит, что ты несешь яблоко из кладовой, и скажет маме, что ты своровал.
Тогда Ванюша ушел на кухню, где стоял банка с медом. Тут соседка не могла его увидеть. С большим наслаждением он съел несколько ложек меда. Затем он снова закрыл банку, чтобы никто не заметил, что кто-то лакомился из нее. Вскоре вернулась домой мать, дала детям по бутерброду, затем все трое пошли в лес собирать хворост. Они делали это почти каждый день, чтобы иметь запас на зиму. Дети любили эти прогулки в лес с матерью. По дороге она обычно рассказывала им интересные истории. И на этот раз она рассказала им поучительный рассказ, но Ванюша был на удивление молчалив и не задавал, как обычно, множества вопросов, так что мать даже озабоченно осведомилась о его здоровье. Ванюша солгал, сказав, что у него болит живот. Однако совесть осуждала его, ведь он теперь не только своровал, но и обманул.
Когда они пришли в лес, мама показала им место, где они могли собирать хворост, и дерево, к которому должны были сносить его. Сама же пошла вглубь леса, где можно было найти более крупные сухие ветки. Неожиданно началась гроза. Сверкала молния и гремел гром, а мамы рядом не было. Дети спрятались от дождя под широким развесистым деревом. Ванюшу очень мучила совесть. При каждом ударе грома ему казалось, что Бог грозит ему с неба:
— Своровал, обманул!
Это было так ужасно, что он признался Машеньке в содеянном, а также в своем страхе перед наказанием Божьим. Сестра посоветовала ему, чтобы он попросил у Бога прощения и во всем признался маме. Тут Ванюша встал на колени в мокрую от дождя траву, сложил свои руки и, глядя на небо, помолился:
— Дорогой Спаситель. Я своровал и обманул. Ты знаешь об этом, ибо Тебе известно все. Я очень сожалею об этом. Прошу Тебя, прости меня. Я не буду больше воровать и обманывать. Аминь.
Он встал с колен. Ему стало так легко на сердце — он был уверен, что Бог простил ему грехи. Когда же вернулась обеспокоенная мать, Ванюша радостно выбежал ей навстречу и закричал:
— Любимый Спаситель простил мне, что я своровал и обманул. Пожалуйста, прости меня и ты.
Мама ничего не могла понять из сказанного. Тогда Машенька рассказала ей все, что произошло. Конечно же, мама тоже все простила ему. Первый раз, без ее помощи, Ванюша во всем признался Богу и просил у Него прощения. Между тем гроза улеглась и снова засияло солнце. Все трое пошли домой со связками хвороста. Мама опять рассказала им историю, похожую на Ванюшину, и заучила с детьми коротенький стишок: Что б ни был, ни делал я, Видит Бог с небес меня.
Много позже, когда у Ванюши была уже своя собственная семья, он рассказал своим детям про этот случай из своего детства, который произвел на него такое впечатление, что он никогда больше не воровал и не лгал.