Душевное состояние катерины петровны в рассказе телеграмма

Одним из лучших произведений Паустовского, без сомнения, можно считать «Телеграмму». Это рассказ о настоящей любви и памяти. 

Прочитав это произведение, на мой взгляд, невольно задумываешься над истинным смыслом жизни. Как часто люди из-за бытовых сложностей и проблем забывают о самых близких и родных. 

Так, героиней рассказа является Катерина Петровна. Эта женщина «доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником». Жизнь уже не представляла для нее большой ценности, единственной мечтой старушки была встреча с родной дочерью Настей. 

Настасья Семеновна жила далеко, в Ленинграде, и уже три года не приезжала в родной дом. Но материнское сердце все же не склонно держать обиду, оно слишком сильно умеет любить: «Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Но, оставаясь совсем одна в огромном доме, она каждую минуту думала о дочери. 

Все время Катерина Петровна мечтает о встрече с Настей. Единственной связью с любимой дочкой были денежные переводы. Старушка «осторожно перебирала пухлые бумажки. От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами».

Единственными посетителями огромного старого дома были дочь колхозного сапожника да сторож при пожарном сарае Тихон. Манюшка каждый день прибегала к старушке, приносила воды из колодца, подметала полы.

Катерина Петровна испытывала искреннюю благодарность к этой девочке и очень часто старалась одарить ее какими-то старинными вещами: сморщенными перчатками, страусовыми перьями, стеклярусной шляпой… Но Манюшке все это было просто ни к чему.

Символичным, по моему мнению, является старый клен в саду, который посадила Катерина Петровна еще девушкой-хохотушкой. Как и сама хозяйка, старое дерево было одиноким и «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

На мой взгляд, Катерина Петровна, несмотря на свое одиночество и душевную тоску, все же остается символом материнской любви, которая не имеет границ и не умеет быть жестокой. Достаточно вспомнить письмо старушки к дочери: «Ненаглядная моя, … зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».

Но увидеть Настю главной героине так и не удалось. В скором времени она заболела и уже не могла ходить, а только ждала смерти. Старушка уже не надеялась на то, что перед смертью увидит дочь. Катерина Петровна «закрывала глаза, и из них выкатывалась и скользила по желтому виску, закутывалась в седых волосах одна-единственная слеза».

И даже слова Тихона о том, что Настя едет, не успокоили и не поддержали женщину: «Не надо, Тиша! – тихо сказала Катерина Петровна. – Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку».

В скором времени старушка умерла, так и не узнав, что Настя приедет и уже никогда не сможет простить себя за холодность. 

По моему мнению, рассказ заключает в себе глубокий смысл. Думаю, автор хотел показать нам, читателям, что иногда даже просто воспоминания, внимание и любовь способны изменить всю жизнь. Мы видим, как мать и дочь, не сумевшая вовремя принять верное решение, становятся несчастными людьми. Но если Катерина Петровна несчастна из-за ряда причин, не зависящих от нее самой, то Настя, конечно же, могла изменить свою судьбу и судьбу своей матери.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • Образ Катерины Петровны в рассказе Телеграмма

Сочинение Образ Катерины Петровны в рассказе Телеграмма Паустовского

К. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма» затронул очень актуальную проблему взаимоотношений родителей и детей. Писатель призывает читателей относиться более ответственно к близким людям. Каждый из нас должен заботиться о семье, так как она главная ценность, а на второстепенные места необходимо ставить работу, друзей, хобби.

Катерина Петровна – центральный персонаж произведения. Ее жизнь проходит в заброшенной деревне, имеющей символическое название – Заборье. Единственная дочь женщины, Настя, отправилась работать в Ленинград, поэтому Катерина Петровна оставшиеся дни своей жизни время чувствовала себя покинутой и одинокой. С соседями и другими людьми, проживающими в деревни, она не поддерживала контакта.

Героиня была из благородной семьи, поэтому имела изысканный вкус. Жила в доме, который построил отец, а он был именитым художником. Так же  дом был признан мемориальным. Катерина с трепетом и любовь относилась к своему крову и саду. Будучи уже в годах, она не могла должным образом справляться со всеми заботами, однако ей на помощь приходил Тихон, живущий по соседству и девочка Манюшка.

Посторонние люди приходили на помощь женщине, а дочка не считала нужным приезжать уже долгое время, только присылала конверты с деньгами, но Катерине Петровне они были не нужны. Она хотела увидеть родного и близкого ей человека. Женщина перечитывала надписи на конвертах, и иногда ей казалось, что деньги имеют запах духов дочери.

Катерина Петровна очень добрая, искренняя  и благородная женщина. Автор рассказа не зря дал ей именно это имя, ведь оно означает «чистая, непорочная». Каждый день она проводила думая и скучая по дочери. Не обижалась на нее, что та не приезжала, а с пониманием относилась к этому. Письма отправляла не часто, чтобы не надоедать. Она всем сердцем любила дочь и переживала, что так и не увидит ее больше. Всю горечь своей души и материнской боли героиня выразила  в последнем письме, она чувствовала, что жить ей оставалось недолго.  К сожалению, Настя не обратила на него должное внимания  и не узнала, что чувствует ее мать.

Катерина Петровна – образ, который олицетворяет одиночество. Ее молодая жизнь была насыщенной и полной, а старость принесла ей только горечь и разочарования, ведь дочь фактически вычеркнула ее из своей жизни. Может быть, героине стоило гораздо раньше рассказать дочери о своем стремлении быть ближе к ней, и Настя бы не осталось в долгу перед матерью.

Характеристика

Паустовский — это писатель, который специализировался на различные рассказы и другой прозы.  В центре сюжета всегда выступали простые люди, работающие на простой работе.  Телеграмма — это один из таких рассказов, отобразивший взаимоотношения родителей и детей.

Писатель пронес через строки одну очень важную мысль, связанные с высокой ответственностью. За близких людей.  Главный моралью является то, что необходимо заботиться о семье, так как она единственная, что ценно для отдельного человека.  Несмотря на то, что главные герои этого рассказа стараются думать о работе, жизнь постепенно подталкивает их к упомянутой морали.

Несмотря на обилие работы, необходимо уделять внимание своей семье, так как если этого не сделать, впоследствии таких возможностей уже не будет.  На такие мысли наводят различные ситуации, описанные в рассказе Паустовским.

Катерина Петровна — главная героиня этого рассказа. Она живёт в глухой деревне, которую символично назвали Заборье. Она чувствует себя одинокой из-за того, что её дочь Настя отправилась покорять город Ленинград, и там осталось жить насовсем.

С жителями деревни у Насти мало общего, так как она практически ни разу не появлялась там. Она как будто бы отреклась от родного края, забыв навещать свою мать. Женщина родилась в благородной семье, о чём говорит изысканный вкус убранства дома. Отцом Екатерины был именитый художник, который добился признания этого дома культурным достоянием.

За этим домом помогали приглядывать соседи, которые раз за разом оказывали свою неоценимую услугу для женщины. Дом постепенно приходил в негодность, однако его изысканные интерьеры всё ещё помнили былое величие и хозяев.

Как-то раз она написала своей дочери, не упрекая её в своём поведении, однако, рассказывая о своих чувствах.  Главной мыслью женщины являлось то, что она навряд ли переживет эту зиму, так как возраст и здоровье уже были не те, что прежде.

Рассказ заканчивается тем, что Настя не читает письмо, считая его не совсем важным для того, чтобы тратить на него время. Автор акцентирует внимание на то, что, если бы дочь прочитала это письмо, она смогла бы всё изменить, рассказ закончился бы совсем по-другому.

Образ Катерины гармонирует с природой.  Автор смог описать женщину таким образом, чтобы и образ всегда напоминал одиночество, в котором она находилась.  Несмотря на то, что в молодости она жила насыщенно, старости она оказалась одна.  Она стала ненужной даже дочери, которая отказалась читать её письмо, посчитав его несущественным посланием.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Катерины Петровны в рассказе Телеграмма

Образ Катерины Петровны в рассказе Телеграмма

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Чем меня привлекает Мцыри?

    Мцыри привлекает меня своими жизненными ценностями. Я думаю, что Мцыри-романтический герой, в жизни которого показаны конфликты действительности с мечтой.

  • Сочинение про Березу (описание березы)

    Берёза — символ России, напоминающий нам стройную, молодую красавицу. Нежная, словно распустившая длинные волосы девица.

  • Сочинение про лагерь Артек

    На протяжении всего года обучения, мечтал о том, чтобы посетить самые лучшие города своей сильной и знаменитой страны. Но для этого нужно было полностью выполнить школьную программу,

  • Сочинение на тему Портрет героя в рассказе Уроки французского

    Рассказ Валентина Распутина «Уроки Французского» был написан в 1973 году. Автор описывает послевоенное время, когда люди еще не понимали, как жить.

  • Сочинение Проблема взаимопонимания между поколениями рассуждение

    Тема взаимоотношений поколений существует не одно столетие. Каждый знаком со множеством реальных примеров этой проблемы, начиная с тех, которые меняли историю и описывались в литературе

«Телеграмма» главные герои

«Телеграмма» главные герои

В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои, родные люди, живут далеко друг от друга. Описание старого, ветхого дома Катерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния — пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Телеграмма”

Главные герои

Катерина Петровна

Главная героиня, пожилая женщина.

Одинокая старушка, доживающая жизнь в ветхом доме. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Катерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около трёх лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой приехать. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Старушка доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.

Настя

Дочь Катерины Петровны.

Живёт в Ленинграде, работает в Союзе художников. Ей некогда навещать мать: она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. С трудом организовав выставку странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.

Тихон

Сторож, сосед Катерины Петровны.

Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходит к Катерине Петровне — занимается хозяйством, рубит дрова, говорит с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Катерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти — дочери старушки — о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Катерина Петровна, благодарит его за доброту. Она всё понимает.

Манюшка

Соседская девочка.

Она приносит Катерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Катерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.

Второстепенные персонажи

Тимофеев

Скульптор, которому помогла Настя.

Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.

В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграммы” — одиночество, самое страшное, что может быть — одинокая старость. Написанный сразу после войны рассказ Паустовского “Телеграмма” стал одним из самых известных произведений того времени.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алёна Аленка

    11/11

  • Ярослав Шиндяпин

    10/11

  • Marker Marker

    11/11

  • Денис Анохин

    9/11

  • Вова Данилов

    11/11

  • Иванчик Ксения

    10/11

  • Даниил Иванов

    10/11

  • Сергей Суетин

    11/11

  • Олег Пищухин

    9/11

  • Наталья Полюхова

    11/11

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ и характеристика Катерины Петровны (рассказ Телеграмма Паустовского)

Образ и характеристика Катерины Петровны (рассказ Телеграмма Паустовского)

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» – это печально реалистичное описание последних дней Катерины Петровны, которые она провела в одиночестве. Женщина прожила всю жизнь в деревне с говорящим названием – Заборье. Она ни с кем близко не общалась, а единственная дочь жила далеко. Настя уехала в Ленинград, погрузилась в работу и редко навещала мать.

Дом, в котором жила пожилая женщина, был признан мемориальным. Построил его отец Катерины Петровны, талантливый художник. Сама героиня тоже обладала хорошим вкусом. В доме было красиво и уютно, но в нём не было тепла, семейного счастья. С хозяйскими обязанностями Катерина Петровна справлялась уже с трудом. Иногда ей помогал сосед Тихон или прибегала девочка Манюшка. Это были посторонние люди, хоть и неравнодушные. А своя родная кровинушка не могла найти времени на поездку к самому дорогому человеку на свете. Дочь регулярно присылала матери деньги, но они лежали у старушки без дела. Она брала их в руки и пыталась уловить запах духов дочери.

Катерина Петровна имела добрый, мягкий характер. Она ни на минуту не обижалась на дочь, не винила её. Она беззаветно любила Настю, переживала за неё. Мать даже письма отправляла ей редко, чтобы не надоедать и не отвлекать от работы. Лишь в последнем письме, предчувствуя свою кончину, Катерина Петровна выразила всю свою боль и тоску. Она боялась, что не увидит больше свою дочь.

Письмо Настя получила, но была слишком занята, чтобы прислушаться к словам матери и заметить её тревогу. Если бы она оставила свои дела, казавшиеся такими важными по сравнению с каким-то письмом из деревни, всё могло бы закончиться по-другому. Она не успевает приехать даже на похороны матери. Напрасно Настя льёт запоздалые слёзы, матери больше нет. Дочь героини не вызывает сострадания. Она сама виновата в том, что отныне будет жить с чувством вины. Она забыла, что самое главное в жизни – это не работа, а близкие люди. Забыла, что жизнь быстротечна, а мама не всегда будет рядом. Дочь забыла мать и этим ранила её сердце.

Главная героиня столкнулась с трудным испытанием – одинокой старостью. В силу своего доброго характера она всю боль и тоску своего положения скрывала в себе, не желая мешать Насте. Всё, о чём мечтала женщина, – это встреча с любимой дочерью. Большего ей не надо. Неблагодарность и равнодушие Насти она оправдывала занятостью, желанием устроить свою жизнь в большом городе. Образ Катерины Петровны – это олицетворение безграничной материнской любви, самопожертвования, материнского сердца, ставящего счастье детей выше собственного.

Образ и характеристика Катерины Петровны (рассказ Телеграмма Паустовского)

Образ и характеристика Катерины Петровны (рассказ Телеграмма Паустовского)

Несколько интересных сочинений

  • Образ 12 месяцев в сказке Маршака Двенадцать месяцев сочинение

    В сказке есть двенадцать месяцев, которых девочка повстречала в лесу. Каждый месяц отличается от другого, у всех есть свои индивидуальные черты, у каждого свой характер.

  • Музыка — Мой любимый предмет сочинение рассуждение 5 класс

    Мой любимый предмет – музыка. На этом предмете наш дружный коллектив постоянно готовит какие-нибудь сценки, миниатюры или даже мюзиклы. Обожаю атмосферу, которую создают висящие на стенах портреты великих композиторов

  • Сочинение на тему Лес осенью (Осенний лес)

    Осень — прекрасное и весьма удивительное время года! Вокруг стоят деревья с пожелтевшими и наполовину опавшими листьями, а под ногами лежит огромный ковёр

  • Анализ повести Крошка Цахес Гофмана

    Жанр произведения «Крошка Цахес» относится к сказочным, с сатирическим сюжетом. Главный герой Цахес – обделен красотой и умом, зато с легкостью умеет выдавать себя

  • Сочинение по произведению Бородино Лермонтова

    Оно было написано в 1830-х годах, в самый разгар проведения консервативной политики Николая I. Этот года стали известны, благодаря годовщине сражения под Бородино.

Одним из лучших произведений Паустовского, без сомнения, можно считать “Телеграмму”. Это рассказ о настоящей любви и памяти.
Прочитав это произведение, на мой взгляд, невольно задумываешься над истинным смыслом жизни. Как часто люди из-за бытовых сложностей и проблем забывают о самых близких и родных.
Так, героиней рассказа является Катерина Петровна. Эта женщина “доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником”. Жизнь уже не представляла для нее большой ценности, единственной мечтой старушки была встреча с родной дочерью Настей.
Настасья Семеновна жила далеко, в Ленинграде, и уже три года не приезжала в родной дом. Но материнское сердце все же не склонно держать обиду, оно слишком сильно умеет любить: “Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать”.

Но, оставаясь совсем одна в огромном доме, она каждую минуту думала о дочери.
Все время Катерина Петровна мечтает о встрече с Настей. Единственной связью с любимой дочкой были денежные переводы. Старушка “осторожно перебирала пухлые бумажки.

От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами”.
Единственными посетителями огромного старого дома были дочь колхозного сапожника да сторож при пожарном сарае Тихон. Манюшка каждый день прибегала к старушке, приносила воды из колодца, подметала полы.
Катерина Петровна испытывала искреннюю благодарность к этой девочке и очень часто старалась одарить ее какими-то старинными вещами: сморщенными перчатками, страусовыми перьями, стеклярусной шляпой… Но Манюшке все это было просто ни к чему.
Символичным, по моему мнению, является старый клен в саду, который посадила Катерина Петровна еще девушкой-хохотушкой. Как и сама хозяйка, старое дерево было одиноким и “некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”.
На мой взгляд, Катерина Петровна, несмотря на свое одиночество и душевную тоску, все же остается символом материнской любви, которая не имеет границ и не умеет быть жестокой. Достаточно вспомнить письмо старушки к дочери: “Ненаглядная моя, … зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день.

Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки”.
Но увидеть Настю главной героине так и не удалось. В скором времени она заболела и уже не могла ходить, а только ждала смерти. Старушка уже не надеялась на то, что перед смертью увидит дочь.

Катерина Петровна “закрывала глаза, и из них выкатывалась и скользила по желтому виску, закутывалась в седых волосах одна-единственная слеза”.
И даже слова Тихона о том, что Настя едет, не успокоили и не поддержали женщину: “Не надо, Тиша! – тихо сказала Катерина Петровна. – Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку”.
В скором времени старушка умерла, так и не узнав, что Настя приедет и уже никогда не сможет простить себя за холодность.
По моему мнению, рассказ заключает в себе глубокий смысл. Думаю, автор хотел показать нам, читателям, что иногда даже просто воспоминания, внимание и любовь способны изменить всю жизнь. Мы видим, как мать и дочь, не сумевшая вовремя принять верное решение, становятся несчастными людьми.

Но если Катерина Петровна несчастна из-за ряда причин, не зависящих от нее самой, то Настя, конечно же, могла изменить свою судьбу и судьбу своей матери.

Loading…

Классик русской литературы К. Г. Паустовский пользуется известностью не только на Родине, но и во всем мире как замечательный мастер слова. Его проза поражает красочностью и точностью слов. В каждом произведении писателя проявляется любовь и внимание к красоте природы, к людям, чувствующим и понимающим музыку окружающего мира.

Избегая будничных впечатлений и слов, Паустовский замечает трогательное и необычное в окружающем пейзаже. И точно так же писатель, не касаясь биографии героев, обращается к жизни чувств, изображает диалектику их души, отбирая те мелочи, которые помогут читателю видеть человека, чувствовать и улавливать источник его переживаний.

анализ паустовский телеграмма

Искусство видеть мир

Неутомимый романтик, тонко чувствующий окружающий мир, Паустовский, с восторженностью и поэтичностью пишет живописные картины природы – волнующей, роскошной, полной величественности и блеска. Человек, который слышит музыку дождя, шепот морского прибоя, чувствует ласковые всплески воды и дыхание цветущей земли, также чутко слышит малейшие колебания человеческой души.

Любовь, с которой Паустовский относился к окружающему миру и окружающим его людям, пронизывала его произведения. Тепло и красота писательского языка, глубина и образность повествования от сердца писателя шли к читательскому сердцу и задевали те струнки души, о существовании которых читатель и не догадывался до знакомства с Константином Георгиевичем Паустовским.

История одной фотографии

С «Телеграммой» Константина Паустовского связана реальная история, произошедшая в 1964 году. В Москву на гастроли приехала популярная певица и актриса Марлен Дитрих. Она писала, что в московском аэропорту у встречавших ее журналистов сразу же спросила о Паустовском. Когда Марлен подъезжала к отелю, она уже знала, что писатель лежит в больнице. Г. Арбузова, падчерица Константина Георгиевича, в одном из интервью рассказывала, что Паустовский хотел побывать на концерте Марлен Дитрих, но в то время был очень болен. И вот в сопровождении своего врача В. А. Коневского писатель отправился в Дом литераторов, где она выступала.

После концерта легенда кинематографа отвечала на вопросы. И когда у Марлен спросили, какой у нее любимый писатель, ответила, что любит Паустовского. К ней подошла переводчица Нора и сообщила, что писатель в зале. Марлен стояла и всматривалась в зал, ожидая, что он поднимется на сцену. Но, будучи очень застенчивым человеком, Константин Георгиевич не поднимался. И когда зал стал аплодировать, подбадривая его, Паустовский вышел на сцену. Марлен, не сказав ни слова, встала перед писателем на колени и прижала его руку к своему залитому слезами лицу.

Вечернее платье актрисы, расшитое камнями, было настолько узким, что стали лопаться нитки, и камни посыпались по сцене. Все на мгновение замерли. Недоступная богиня стоит на коленях и целует руки советского писателя. Потом огромный зал медленно и неуверенно поднялся, в тишине послышались робкие одинокие хлопки, а потом началась настоящая буря – шквал рукоплесканий. Когда Марлен помогли подняться с колен, она тихо сказала, что ее потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». И с тех пор она считала своим долгом поцеловать руку писателя, написавшего это.

дата написания телеграммы паустовского

Персонажи рассказа «Телеграмма»

Константин Георгиевич вспоминал, что в лесном мещерском краю он создал много вещей, в том числе и рассказ «Телеграмма». Дату написания Паустовский не указал, но впервые рассказ был напечатан в восьмом номере журнала «Огонек» в 1946 году. Сюжет рассказа прост: не дождавшись приезда дочери, старая женщина умирает. Дочь, получившая телеграмму о болезни матери, добирается в далекую рязанскую деревеньку только на следующий после похорон день.

Действующие лица этой истории составляют две группы: жители села Заборья и окружение Насти. Катерина Петровна, дочка известного художника, живет после его смерти в селе Заборье в доме, им построенном. К первой группе относятся и ее односельчане: дочка соседа Манюшка, почтарь Василий, молодая учительница, сторож Тихон и старики, хоронившие Катерину Петровну.

Вторая группа лиц сосредоточена вокруг Насти, дочери Катерины Петровны, уехавшей много лет назад в Ленинград. К этой группе героев «Телеграммы» Паустовского можно отнести и скульптора Тимофеева, выставкой которого занимается Настя, и его более удачливого коллегу по цеху Першина, и старого мастера, встревоженного телеграммой, которую получила Настя.

Говоря о творчестве Паустовского, нужно иметь в виду, что художественные детали его произведений несут особую смысловую нагрузку. Также и действующие лица, которых писатель, казалось бы, упомянул мимоходом, на самом деле выполняют важную роль – раскрывают нравственные проблемы, которые волновали автора. Отчасти понять их поможет и краткое содержание рассказа Паустовского «Телеграмма» и анализ, представленные ниже. Параллельно рассмотрим и детали, подчеркивающие тему, и проблемы, затрагиваемые автором.

телеграмма паустовский жанр

Катерина Петровна

Стояли синеватые пасмурные дни октября, в этом году он был на редкость дождливый. Катерине Петровне все труднее было вставать по утрам. Она доживала свои дни в старом мемориальном доме, построенном отцом. После его смерти дом охранялся областным музеем. На стенах висели картины, на которых ничего нельзя было разобрать: возможно, они потускнели от времени, а может быть ,глаза Катерины Петровны стали плохо видеть.

Рассказ «Телеграмма» Паустовского начинается с описания хмурой осенней погоды, и на фоне ее выделяется маленькая деталь – подсолнечник у забора. Осенний пейзаж как будто передает состояние Катерины Петровны, а подсолнух подчеркивает одинокую старость.

Последняя обитательница дома смотрела на «Вестник Европы», пылившийся на полках, и думала, что в Заборье не с кем поговорить о картинах, о Париже. Не с Манюшей же об этом беседовать, дочерью соседа. Она каждый день прибегала то воды принести, то полы подмести. Катерина Петровна дарила девочке страусовые перья, старые перчатки и шляпу, на что Манюша отвечала, что сдаст их в утиль.

Еще одна важная деталь, которой уделяет внимание К. Г. Паустовский в «Телеграмме» – памятные вещи, которые старушка дарила. Не отдавала за ненадобностью, а дарила дорогие для нее, ставшие частичкой жизни Катерины Петровны, вещи, которые, как оказалось, никому, кроме нее, не нужны.

И в одиночестве жестоком

Иногда заходил старый сторож, помнивший еще отца Катерины Петровны. Он убирал засохшие деревья в саду, пилил и колол дрова. И всегда спрашивал, пишет ли Настя. Не дождавшись ответа, он уходил, а Катерина Петровна начинала плакать. И лишь керосиновый ночник, казалось, был единственным живым существом в старом доме.

Эта маленькая деталь подчеркивает одиночество героини «Телеграммы». Проблему Паустовский усиливает, показывая безмерность ее одиночества, словами «без слабого огня». Старушка была настолько одинока, что даже огонек ночника помогал ей, иначе не знала Катерина Петровна как дожить до утра.

Писем от Насти мать не получала, но почтарь Василий приносил от дочери денежные переводы, которые извещали, что Настя очень занята, нет времени даже на письмо. Однажды ночью кто-то стучал в калитку, заколоченную несколько лет. Старушка вышла посмотреть, кто стучит, но там никого не оказалось.

И снова подчеркивает Паустовский в «Телеграмме» тему одиночества – не открывавшаяся несколько лет калитка.

Остановилась Катерина Петровна на обратном пути возле клена, который она посадила будучи молодой девушкой. Он стоял пожелтевший и озябший, и некуда было клену деться от бесприютной ветреной ночи. Пожалела она его и побрела домой.

Автор подчеркивает, что Катерина Петровна воспринимает дерево как живое и отождествляет с ним свое состояние беспомощности и одиночества.

В ту же ночь написала письмо ненаглядной дочери и просила ее приехать хоть на день. Сообщила, что очень больна, и хотела бы увидеться с ней перед смертью. Манюша письмо отнесла на почту и долго толкала его в ящик, словно заглядывала внутрь. Но там только жестяная пустота.

Кажется, чего необычного в том, что почтовый жестяной ящик пуст? Но К. Г. Паустовский в «Телеграмме» в каждую деталь вкладывает смысл: пустота – бездушие дочери.

телеграмма паустовский герои

Дочь Настя

Еще одна героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» – Настя. Она много лет назад уехала из Заборья. Жила в Ленинграде и работала в Союзе художников. Занималась организацией конкурсов и выставок, которые отнимали много времени. Даже вот письмо от матери и то прочесть некогда. «Пишет, значит, жива», – подумала Настя. Спрятала письмо в сумочку не читая и отправилась в мастерскую скульптора Тимофеева.

Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что автор поднимает серьезные нравственные проблемы: разобщенность близких людей, их отдаление и нежелание показать чувства. Три года Настя не видела маму, которая никогда не надоедала упреками и жалобами. И, получив весточку от самого родного и близкого человека, она спрятала письмо, не читая. Этими словами писатель подчеркнул равнодушие и черствость героини.

Промозглый осенний ветер забрался и в мастерскую Тимофеева, который рассказывал о том, как тепло в студии коллеги Першина. Тимофеев жаловался на холод, на ревматизм. Настя пообещала ему помочь и попросила художника показать ей Гоголя. Тимофеев подошел к скульптуре великого писателя и сдернул с нее ткань. Настя вздрогнула. На нее насмешливо смотрел сутулый человек, и она видела, как на его виске бьется склеротическая жилка.

Почему Паустовский выбрал именно скульптуру Гоголя? Как известно, великий сатирик обладал удивительной способностью угадывать человека. Что этим хотел сказать Паустовский? Анализ «Телеграммы» показывает, что в рассказе автор поднимает и тему воздействия искусства на человека. Насте показалось, что Гоголь смотрит на нее насмешливо, словно разглядел ее показную доброту и черствую душу. Настя тут же укоряет себя, что письмо-то в сумочке лежит нераспечатанное.

Телеграмма

Две недели Настя занималась устройством выставки. В день открытия пришли известные художники и скульпторы – обсуждали и хвалили работы Тимофеева. Вошла курьер Даша и вручила телеграмму, смысл которой дошел до Насти не сразу. Поначалу она подумала, что это не ей, но обратный адрес, где было написано слово «Заборье», развеял сомнения. Настя нахмурилась, скомкала телеграмму, и слушала выступление Першина, который рассыпался благодарностями в ее адрес, отмечая, что в лице Анастасии Семеновны забота о человеке стала реальностью.

В рассказе Паустовского «Телеграмма» равнодушие и отзывчивость Насти стоят рядом. Отзывчивая к посторонним людям, она равнодушно отнеслась к письму матери. И казалось бы, получив телеграмму, что самый близкий и родной человек умирает, она должна была бежать к маме со всех ног, чтобы успеть, чтобы увидеть, услышать и обнять ее еще хоть раз. Но Настя скомкала телеграмму. В двух словах, пока с кафедры неслось о заботе, автор выразил жестокость, лицемерие, равнодушие дочери.

Старый художник, озабоченный задумчивым видом Насти, подошел, тронул ее за руку и поинтересовался, не телеграмма ли ее так встревожила? Настя сказал, что телеграмма от знакомой, ничего ужасного не произошло, но весь вечер ощущала на себе пронзительный и тяжелый взгляд. Кто бы это мог быть? Настя подняла глаза: на нее, усмехаясь, смотрел Гоголь.

Произведение «Телеграмма» Паустовский продолжает словами из письма Катерины Петровны: «Ненаглядная моя» – обращалась к Насте мать. Настя села на скамейку и заплакала. Она поняла, что никто и никогда не любил ее так, как мама. Тем же вечером Настя уехала в Заборье.

константин паустовский телеграмма

Заборье

Тихон отправился на почту, пошептался о чем-то с Василием, осторожно нацарапал что-то на телеграфном бланке и поплелся к Катерине Петровне. Она не вставала уже десятый день. Манюша не отходила от нее шестые сутки и успокаивалась только тогда, когда Катерина Петровна шевелилась под одеялом. Вошел Тихон, сказал, что на улице похолодало, дорогу прибьет морозцем, и Насте теперь сподручнее будет доехать, и неуверенным голосом прочел телеграмму, которую сам же принес.

Катерина Петровна отвернулась к стенке. Тихон сидел и вздыхал в прихожей, пока Манюше не позвала его в комнату старушки. Она лежала бледная и маленькая. «Не дождалась», – вздохнул Тихон и вышел. На следующий день старики и ребята хоронили Катерину Петровну.

Здесь появляется в «Телеграмме» Паустовского героиня, молодая учительница, которой он уделил всего несколько строчек. В них совершенно незнакомый человек отдает дань уважения женщине-матери.

У молодой учительницы такая же старенькая седая мама осталась в уездном городе. Учительница вздохнула и медленно пошла за гробом, спрашивая у людей, одинока ли была умершая? На что ей ответили, что есть у Катерины Петровны дочка в Ленинграде. Но, видимо, так высоко взлетела, что на похороны к матери выбраться не смогла. Учительница подошла к гробу, поцеловала руку Катерины Петровны и долго слушала, как за ее спиной переговариваются старики.

Настя приехала в село после похорон и застала только могильный холмик. Осмотрела комнату матери, из которой жизнь, казалось, ушла давным-давно и, крадучись, чтобы никто ее не увидел, уехала из Заборья. И никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять невыносимой тяжести с ее души.

Между строк

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» между строк можно прочитать многое о семье, живущей в старом доме. Катерина Петровна живет среди картин своего отца и его друзей. Сам Крамской был его другом, эскиз к его картине занимает в доме почетное место. Журнал «Вестник Европы» читали и Катерина Петровна, и ее отец. В нем печатались произведения русских писателей Соловьева, Островского, Тургенева, Гончарова. На этой классической литературе выросли обитатели дома.

Катерина Петровна летом 1885 года была с отцом в Париже, именно тогда умер Виктор Гюго, на похоронах которого она была. Похоронена она была не рядом с отцом. Никто из присутствующих не вспомнил, что она была дочерью известного художника. Не потому ли, что жители села, оказывавшие Катерине Петровне посильную помощь, не понимали значимости и ценности картин, висящих на стенах ее дома?

Так, мимолетно, показал Паустовский огромную духовную пропасть между интеллигенцией и крестьянством России. Очевидно, вклад художника в российское искусство был большим, так как дом был мемориальным. Почему в кавычках это слово написал Паустовский в «Телеграмме»? Равнодушие и отзывчивость и здесь стоят рядом. С одной стороны — равнодушие государства, под охраной которого находился дом, а значит и картины, потускневшие и забытые. С другой — отзывчивость простого сторожа. Из жалости Тихон помогал Катерине Петровне по хозяйству. И он единственный, кто помнил художника и, вероятно, не осознавал истинную ценность картин, но смотрел на них с почтением и вздыхал: «Работа натуральная!»

паустовский телеграмма тема

Зарубки на сердце

В «Золотой розе» автор написал историю создания рассказа «Телеграмма». Дату написания Паустовский не уточнил, но рассказал трогательную историю, на основе которой он создал свой шедевр. Глава «Зарубки на сердце» знакомит с прототипами этого рассказа. Одно время Паустовский жил под Рязанью, в усадьбе знаменитого когда-то гравера Пожалостина. Единственная дочь хозяйки дома забыла о матери, и высылала из Ленинграда только переводы.

По вечерам писатель ходил пить чай к Катерине Ивановне. Видела хозяйка усадьбы плохо, и по два-три раза на день к ней забегала соседская девочка Нюрка. Катерина Ивановна жила когда-то в Париже, знала Тургенева и присутствовала на похоронах Гюго. Она давала Паустовскому почитать связку желтых писем, оставшихся от отца.

Паустовский пишет, что телеграмму Насте отослал он, сообщая о смерти ее матери. Нюрка отдала писателю конверт, в котором Катерина Ивановна написала, в чем ее хоронить. Паустовский увидел хозяйку усадьбы уже прибранную – она лежала в золотистом бальном платье со шлейфом, в черных замшевых туфельках. Настя приехала через три дня после похорон.

В своей автобиографии Паустовский рассказывал о том, что на войне у него погибли два брата. У писателя осталась только полуслепая сестра. Не ее ли беспомощный облик лег в основу характеристики главной героини рассказа? Думается, не только образ дочери Пожалостина нашел отражение в героине романа. Но и другие, дорогие сердцу автора образы близких людей, которых он изобразил с такой любовью, тоской и искренним сожалением.

рассказ телеграмма паустовский

Пока не поздно

Каков жанр «Телеграммы» Паустовского? Это рассказ, на нескольких страницах которого автор поднимает важные проблемы: одиночество, материнскую любовь, проблему отцов и детей. Композиционно рассказ делится на три части, одна из которых рассказывает о матери, вторая о дочери, а в третьей происходит трагическая развязка.

Полуслепая старушка, живет среди своих воспоминаний. Только они остались с ней, даже собственной дочери Катерина Петровна не нужна.

Настя, молодая женщина, занята карьерой – она с упоением помогает молодым художникам, организует выставки. Ей некогда заниматься проблемами своей матери. Написала письмо? Значит, жива. Зачем куда-то ехать? Терять драгоценное время? Смотреть на картины, засиженные мухами? Слушать рассказы, слышанные не один раз? Скучно. Успеется. Потом.

Произведение Паустовского «Телеграмма» в жанре рассказа напоминает, что все нужно делать вовремя. Заботиться о близких и родных, говорить им слова любви, проводить с ними больше времени. Всегда ли мы знаем цену нашего покоя и счастья, оплаченного самозабвением матери? Старинное слово, практически вышедшее из обихода повседневной речи, как нельзя лучше характеризует истинную материнскую любовь. Самозабвение – забыть себя ради ребенка.

А всегда ли мы помним о маме? За суетой жизни, нехваткой времени, погоней за карьерой можно опоздать. Как это случилось с героиней рассказа Настей. Как показал анализ «Телеграммы» Паустовского, дочь Катерины Петровны не была совершенно бездушным человеком. Она заботилась о своих коллегах, но для единственного человека, самого родного и близкого, который ничего не требовал от нее, не высказывал недовольства, а просто хотел немного тепла и внимания, она не нашла времени.

Название рассказа

Почему так назван рассказ Паустовского «Телеграмма»? Отзывы читателей, до глубины души тронутых этим рассказом, сходятся в одном – это телеграмма нам, читателям, сообщающая о том, что жизнь быстротечна, и надо беречь и ценить своих близких.

В рассказе даны две телеграммы. Настоящая послана сторожем Насте в Ленинград. Другая телеграмма выдумана тем же Тихоном. Он придумал ее для того, чтобы поселить в сердце умирающей матери надежду. Катерина Петровна догадалась, но поблагодарила сторожа за ласку и добро.

Но ошибочно предполагать, что заголовок – это отражение двух телеграмм. Мастер слова Паустовский взвешивал каждое слово. И, в свете строительства социалистического государства, призывающего думать сначала о Родине, а потом о семье, писатель своей «Телеграммой» напоминает – не забывайте своих близких.

                                    
«Пока не стало поздно…»

                                               
(урок-раздумье) в 8 классе

                               
по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Цели:

1) формирование умений
анализировать рассказ на основе духовной проблематики, композиции, языка
произведения;

2) наблюдение над
приёмами художественного мастерства К. Паустовского;

3) развитие речи,
мышления, творческих способностей учащихся; развивать самостоятельность
суждений;

4) воспитание
нравственных качеств учащихся; работа ума и сердца; зарубки на сердце.

Ход урока

Слово учителя

На фоне музыки
учитель читает строки:

Любовь твою не
исчерпать до дна,

Измерить боль
привычной меры мало.

Та сила, что тобою
рождена,

Мир создавала и
оберегала.

— Ребята, я начала наш
урок строками великого поэта Расула Гамзатова, которые он посвятил матери,
самому близкому и родному человеку на земле. «Есть на свете

прекраснейшее
существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать»,
— писал А.М.Горький. Светлый облик матерей занимает
одно из ведущих мест в произведениях русских писателей.

Сегодня мы будем
говорить с вами о рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Д/З соч-е-рассуждение

— Что значит для меня
отчий дом?

— Какой я сын (дочь)?

— О чём заставил меня
задуматься рассказ «Телеграмма»?

Слово учителя

Константин Георгиевич
Паустовский – непревзойдённый мастер прозы, автор замечательных рассказов,
повестей, очерков о Грине, Чехове, Блоке, Лермонтове, Гоголе. Но всё-таки чаще
Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением
– и в этом тайна его писательского мастерства. Это

писатель, заставляющий
нас о многом задуматься, заглянуть в себя, чтобы пройти испытание на человечность.

Не случайно этот рассказ русского писателя заставил
великую немецкую актрису Марлен Дитрих  специально приехать в Советский Союз и
встать перед Паустовским на колени.

Замысел рассказа:
(уч-ся)
: Замысел рассказа
«Телеграмма» был подсказан самой жизнью. К.Г. вспоминал, что поздней осенью
поселился в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра
Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь
Пожалостина, Катерина Ивановна.

Единственная дочь,
Настя, жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери – она только раз в 2 месяца
присылала Катерине Ивановне деньги.

Вот так жизненный
эпизод, житейский материал стал глубоким по своим человеческим урокам рассказом.

Сам писатель очень
часто был вынужден быть вдалеке от матери ( трудные годы, войны). Мать К.Г.
умерла от воспаления лёгких в то время, когда сам он заболел сыпным тифом.
Когда Паустовский приехал на могилу, то узнал, что через неделю после смерти
матери умерла и его сестра Галя. «Сидя у могилы, рядом с полотном железной
дороги, — пишет К.Паустовский в биографической «Повести о жизни», — я
чувствовал, как содрогалась земля, когда мимо проносились тяжёлые поезда.
Должно быть и там, в могиле, мама тревожилась обо мне, как тревожилась в жизни.
Она часто

смотрела мне в глаза и
спрашивала:

— Ты ничего от меня не
скрываешь, Костик? Смотри, не скрывай. Ты же знаешь, что я готова пойти на
край света, чтобы тебе помочь.

Всепоглощающая
материнская любовь – нет ничего святее и бескорыстнее любви матери.

Обратимся к рассказу. – Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

(ответы уч-ся краткие)

Учитель

Я
поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа
способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека
.


Определите тему (проблему) нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?
Проблема
отношения детей и родителей,

в
частности, дочери и матери, людей друг к другу.


Как вы думаете, почему рассказ Паустовского называется
«Телеграмма»?

(-
Именно телеграмма перевернула всю жизнь Насти.


Тихон «отправил» телеграмму Катерине Ивановне, проявил чуткость,
доброту…


Именно эта телеграмма и убила Катерину Ивановну… Она поняла, что окружающие
ее люди думают, что ее дочь черствая, равнодушная… И любящая мать не смогла
это перенести)


Какое чувство испытываете вы сами, когда получаете телеграммы?

(-
Если это не поздравительные телеграммы, то чувство страха, вдруг что-то
случилось)


С каким чувством вы начали читать это произведение?

(-
С чувством волнения, само название настроило нас на это)


Каковы ваши первые впечатления, мысли, чувства, возникшие при чтении? Что
особенно вас тронуло? Какие вопросы возникают при чтении, что тревожит, что
вызывает недоумение?


Итак, тема сегодняшнего урока «Пока не стало поздно». (по рассказу К.
Паустовского «Телеграмма»)

3.
Работа с текстом


Как же создается эмоциональный фон рассказа уже в его начале? (1-4 абз.)


Какие эпитеты, глаголы использует Паустовский, рисуя эту осень?

(-
Автор использует такие эпитеты как холодный, ненастный, спутанная, рыхлые;
глаголы — полегла, тащились тучи (не плыли, а именно тащились), назойливо
сыпал.


Паустовский рисует мрачную холодную осень).


Почему автор начинает свой рассказ с такой мрачной картины?

(Рассказ
о Катерине Петровне, Манюшке, Тихоне, Насте).


Какие эпитеты использует Паустовский, рисуя интерьер дома, в котором живет
Катерина Петровна?

(Горький
запах, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки, давно не чищенный
самовар, в покинутом доме, продавленного дивана…)


Как вы думаете, какова роль этих эпитетов?

(Подчеркивают
одиночество хозяйки дома, запущенность интерьера, где «доживала свой
век» Катерина Петровна).


Каково душевное состояние Катерины Петровны? Как автор передает его читателям?

(Автор
передает душевное состояние Катерины Петровны через ее действие: … начинала
тихо плакать;… без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как
дожить до утра; … думала о ней (Насте) все дни, сидя на краешке продавленного
дивана; … ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами; … впервые за
этот год вышла из дома. Катерина Петровна страдает от одиночества, от того, что
уже три года она не видела свою дочь).


Как Катерина Петровна относится к тому, что Настя так долго не приезжает к ней?

(Мать
оправдывает свою дочь. «У них, у молодых, свои дела, свои непонятные
интересы, свое счастье. Лучше не мешать».)


Почему Катерина Петровна решилась впервые за этот год выйти на улицу?

(Ей
показалось, что кто-то долго стучит в заколоченную калитку. Екатерина Петровна,
постоянно ожидая свою дочь, решила, что это она приехала и не может попасть в
дом, так как не знает, что калитка уже несколько лет как заколочена. Поэтому
Катерина Петровна и выходит на улицу, чтобы встретить Настю.)


Прочитайте еще раз этот отрывок. Какова роль пейзажа в этом эпизоде?

(Автор
использует такие эпитеты, как за холодную (ветку), (клен)… озябший; метафору
— позабытые (звезды); олицетворение — … ему (клену) некуда было уйти от этой
бесприютной, ветреной ночи. Пейзаж помогает нам понять душевное состояние
героини, ее одиночество, переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже
некуда идти, она просто доживает…).


И именно после этой «встречи» с кленом Катерина Петровна решается
написать письмо дочери.

(Учитель
читает письмо Насти).


Как вы считаете, что должна была сделать Настя, получив такое письмо?

(Настя
должна была бросить все дела и сразу же поехать к маме).


А что же Настя? Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде? Вводит ли
Паустовский в рассказ подробное описание ее портрета?

(Паустовский
не вводит подробного описания портрета Насти. Мы только узнаем, что
«художники звали ее соловей за русые волосы и большие холодные
глаза»)


О чем говорит эпитет «холодные» (глаза)?

(Глаза
— зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет!
«Холодные»! Очевидно, у человека с холодными глазами, такое же
холодное черствое сердце.)


Доказывает ли нам автор, что у Насти, действительно, «черствая»
душа?

(Автор
нам показывает реакцию Насти на письмо от мамы. Ведь она даже сразу не
прочитала его, хотя мать свою не видела уже три года.)

Письмо
от мамы у Насти вызвало два чувства: облегчение; раз мать пишет- значит, жива;
и в тоже время — безмолвный укор. Но несмотря на «глухое»
беспокойство, она не едет к Катерине Петровне, старается оправдать себя:
«Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!». А на самом деле ей
не хотелось ехать, потому что ее ждали переполненные поезда, материнские слезы,
скука.

А
кто же дает оценку ее поступку?

(Оценку
поступка Насти дает Гоголь: «А письмо — то в сумочке не распечатанное, —
казалось, говорили сверлящие глаза. — Эх ты, сорока!». Через слова Гоголя
мы чувствуем и авторское отношение к происходящему.)


А почему Гоголь сравнивает Настю с сорокой?

(Скорее
всего автор этим сравнением хочет передать беспечность Насти, тягу ее ко всему
красивому, блестящему…).


А почему именно Гоголь оценивает поступок Насти, а не другой писатель?

(Может
быть потому, что Гоголь — сатирик, и, по мнению Пушкина, обладал удивительной
способность сразу угадывать человека.)


Но можем ли мы говорить о черствости Насти, зная о ее участии в судьбе
художника Тимофеева?

(Конечно,
Настя помогла Тимофееву. Но не последнюю роль здесь сыграло то обстоятельство,
что Тимофеев был очень талантлив. Когда Настя смотрела на скульптуру Гоголя, то
видела «как на его виске бьется тонкая склеротическая жилка».
Тимофеев со временем сам бы пробился. Поэтому она и решила «вырвать во что
бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности», возможно,
предвидя слова благодарности «о заботе и чуткости»)


И вот настал долгожданный день — выставка Тимофеева. И именно в этот момент
приносят телеграмму от Тихона: «Катя помирает. Тихон.» Для нас важна
реакция Насти на телеграмму. Как вы считаете, что должна была чувствовать,
делать Настя в этот момент?

(Настя
должна была, получив такую телеграмму, почувствовать боль, отчаяние. Она должна
была плакать и кричать, ведь речь идет о жизни самого близкого человека).


А какова же была реакция Насти?

(Настя
сначала даже не поняла о ком идет речь в этой телеграмме, так была она увлечена
тем, что происходило на выставке: «Какая Катя? — растерянно подумала
Настя. — Какой Тихон? Должно быть, это не мне?». Настя скомкала телеграмму
и нахмурилась. И продолжала слушать выступление Першина.)


А что же в это время говорили с кафедры?

(Першин
о говорил о чуткости и заботливости Насти: «Этой выставкой мы целиком
обязаны — да не в обиду будет сказано нашему руководству — одной из рядовых
сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне.)


Автор пишет, что «Настя смутилась до слез». А чем вызваны эти слезы?

(Это
слезы радости, гордости, ведь «Першин поклонился Насте, и все
зааплодировали. Аплодировали долго.)


Какой художественный прием использует здесь автор и для чего?

(Автор
здесь использует контраст, чтобы подчеркнуть несоответствие поступков и
похвалы.)


А кто же дает оценку ее поступку?

(Оценку
ее поступку дает опять Гоголь: «… чей-то взгляд, тяжелый и
пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову…

Она
с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь.
Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх,
ты!»)


Раскройте, что стоит за этим «Эх, ты!».

(
Предательство, фальшь, тщеславие, эгоизм)

Виктор
Астафьев в общей беседе с украинским писателем дал характеристику
«некоторой части нашей молодежи». Подумайте, можно ли Настю отнести к
числу тех «детишек», о которых говорит В. Астафьев.

«Ведь
что еще самое страшное в некоторой части нашей молодежи… Часто форсят,
золотишком брякают, фортеля выкидывают, некоторые работать не хотят, не хотят
себя кормить. Привыкли к готовому, да еще думают, что и далее им всего
наготовлено на сто лет вперед. Печально все это. Находятся «детки»,
что даже не вспомнят своих родителей, хоронить — то не приезжают родную мать.
Один из наших деревенских за много лет прислал матери из Норильска пятьдесят
рублей. Я ему как саданул их обратно. На почте у меня текст телеграммы проверили:
«Че ты, Петрович, написал — то?» — говорят. А я, ему написал:
«Подавись, зараза! Твои односельчане». «Нехорошо, — говорят мне.
— Соберем мы эти 50 рублей». Я им говорю, что сам буду этой матери
ежемесячно посылать пятьдесят рублей. И ни слуху ни духу от «сыночка»
после этого. Умерла мать вскоре, схоронили ее всем селом. А
«наследник» уже после появился, пробовал избу продать, да так и не
продал… Вот какие бывают людишки, а ведь и в школе нашей учились, и великую
русскую литературу им, вроде бы, преподавали… А из таких вот
«детишек» потом карьеристы, горлохваты всяческих мастей
формируются…» — Итак, подумайте, можно ли Настю отнести к числу тех
«детишек», о которых говорит В. Астафьев?

(Настю
можно отнести к тем «детишкам», о которых говорит В. Астафьев. Ведь
она живет в старинной комнате на Мойке, лепным золоченным потолком. Откуда у
Насти эта старинная комната? Наверно, эта квартира досталась Катерине Петровне
от ее отца, известного художника. А Катерина Петровна отдала ее дочери. И
Настя, живя в этой квартире, не подумала даже о том, что сюда можно перевезти
свою маму, спасая ее тем самым от одиночества, болезней…

-Настя
прежде всего думает о своей карьере. И лишь изредка вспоминает о матери,
высылая в два — три месяца по 200 рублей, как бы откупаясь за свою
«занятость», из -за которой она так и не успела проститься со своей
мамой.


Heт, Настю нельзя отнести к тем «детишкам, о которых говорит В. Астафьев.
После телеграммы, после гоголевского «Эх, ты!» Настя понимает, что
«никто ее так не любит, как эта дряхлая, брошенная всеми
старушка…». Наступает прозрение.)


Автор, описывая душевное состояние Насти после того, как она ушла с выставки
Тимофеева, вводит в рассказ пейзаж. Какова его роль? Какие художественные
средства использует Паустовский?

(Автор
использует эпитеты: серая (изморозь), хмурое (небо).


Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву». Небо как бы
давит на Настю. Пейзаж подчеркивает боль Насти, ее одиночество, раскаяние. Она
понимает, что никого у нее в жизни нет.


Настя как бы по-новому читает слова матери «ненаглядная моя».) —
Подготовьте выразительное чтение монолога Насти со слов: «Что ж это,
мама?…»


Каким чувством наполнен этот монолог? — Найдите ключевые слова в этом отрывке.


Каков должен быть темп чтения?


Прочитайте про себя монолог. А теперь попробуйте вслух выразительно прочитать
этот отрывок.


Успела ли Настя на похороны мамы?

(Нет.
«В Заборье Настя приехала на второй день после похорон)


Как вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молодую учительницу?

(Автор
предостерегает молодую учительницу, ведь в областном городе у нее осталась
мать. Автор противопоставляет учительницу Насте. «Учительница постояла и
медленно пошла вслед за гробом», «… подошла к гробу наклонилась и
поцеловала Катерину Петровну в высохшую желтую руку», как бы прося
прощения за все молодое поколение, которое оторвано от своих родителей, у
которого своя жизнь, свои дела, свое счастье)


А что же Настя? Почему она уехала «из Заборья крадучись, стараясь, чтобы
ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал?

(Настя
понимает, что односельчане осуждают ее: «Есть у нее в Ленинграде дочка,
да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без
родственников». Ей стыдно перед людьми, которые жили рядом с ее мамой.
Насте казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее
непоправимой вины, невыносимой тяжести).


Сможет ли Настя когда-нибудь простить себя?

(Нет,
Насте всю жизнь придется нести этот тяжкий крест. Она всю жизнь будет корить
себя за то, что не писала маме письма, что так редко приезжала к ней, что не
поехала тогда, когда получила последнее от нее письмо, что, возможно, если бы
она застала маму живой, то та бы и не умерла… что не смогла проводить ее в
последний путь, что похоронили ее чужие люди как брошенную, забытую, никому не
нужную…)

Какую
библейскую заповедь нарушает Настя?

(Открываем
ее запись не доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и
долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)

 Очень
просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили
тебя без особых причин

За
то, что ты — внук,

За
то, что ты — сын,

За
то, что малыш,

За
то, что растешь,

За
то, что на папу и маму похож.

И
эта любовь до конца твоих дней

Останется
тайной опорой твоей.


Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма постра-

дала
ее душа.

дома
ребята готовили отрывки из стихотворений, посвященных матери, стихи, созвучные
нашей теме. Пожалуйста, прочитайте их.

Например,
слова из песни И.Шаферана «Наши мамы»:

Можете
объехать всю Россию,

Провести
в дороге много дней,

Никого
не встретите красивей,

Никого
не встретите родней.

Шлите
им  почаще телеграммы,

Письмами
старайтесь их согреть.

Все
на свете могут наши мамы,

Только
не умеют не стареть.

Мать,
это сходятся в сердце и в доме

Неразделимые
прежде и вновь,

Видишь
на свет – в темножилой ладони

Чутко
и розово движется кровь.

                                      
А. Просолов

Строки
из стих. Н.Рубцова «Русский огонек» не о матери, а о добрых людях:

Спасибо,
скромный русский огонек,

За
то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь
для тех, кто в поле бездорожном

От
всех друзей отчаянно далек,

За
то, что, с доброй верою дружа,

Среди
тревог великих и разбоя

Горишь,
горишь, как добрая душа,

Горишь
во мгле – и нет тебе покоя…

С.
Есенин «Письмо к матери».

Сегодня
мы много говорили о матери, о материнской любви, о том, что дети не должны
забывать матерей. Много хороших и добрых слов можно еще сказать, но вы должны
запомнить – нельзя забывать матерей, пока не поздно… 

  • Дутое золото рассказ на дзене
  • Дутики сказка детские зимние отзывы
  • Дуся на английском как пишется
  • Дуслык турында сочинение татарча
  • Дуслык монументы на башкирском языке рассказ