Два мороза разделить на части и озаглавить сказка

В русском фольклоре образ мороза встречается в произведениях самых разных жанров. Чаще всего его изображают в виде веселого, но опасного старика, который любит устраивать людям испытания. Относятся к этому героя очень настороженно, ведь он может как наградить понравившегося ему человека, так и довести до смерти от холода того, кто придется не по нраву.

Особенности сказки «Два  Мороза»

В этом народном произведении встречается необычный образ братьев-Морозов, который, в целом, для сказок не характерен. При этом у героев есть условные имена: Мороз-Синий нос и Мороз-Красный нос ( в более ранних версиях он называется также Мороз-Багрый нос). Такие прозвища периодически возникают в других народных песнях и прочих произведениях. Видимо, появились они из-за того, что от холода нос у человека краснеет или синеет, поэтому такая расцветка считается непременным атрибутом зимней погоды и сил, которые ее олицетворяют.

Основная мораль произведения заключается в следующем: если ты хорошо трудишься, то тебе не страшен никакой холод. Ленивый барин в лисьей шубе замерзает быстро, потому что он бездельник и надеется защититься от Мороза только с помощью дорогой теплой одежды. Крестьянин же хоть и носит дырявый полушубок, но всегда готов потрудиться, чтобы согреться. Именно поэтому Мороз не может никак его победить, а сам оказывается побитым и с позором сбегает, обещая больше никогда не обижать мужиков.

План сказки «Два Мороза»

План этого произведения можно представить следующим образом:

  1. Два Мороза решают позабавиться.
  2. Братья-Морозы встречают крестьянина и барина.
  3. Мороз-Красный нос рассказывает, как потешился с барином.
  4. Мороз-Синий нос рассказывает, как мужик его победил.

Получается, что композиционно сказка делится на две части. К первой из них относятся пункты 1 и 2 плана, это вводная часть, которая подготавливает читателя к началу основных событий. Ко второй части относятся 3 и 4 пункты плана. Это уже, непосредственно, действие сказки, в конце которого предлагается мораль произведения, о которой уже упоминалось выше.

logo

  • составить план пересказа сказки два мороза???

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      ellenbarry687

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    2 минуты назад

    (2. Нарисуй жёлтый круг внутри квадрата. Синий — на стороне квадрата, оранжевый-вне квадрата) как выполнить?

  • himiya
    Химия

    3 минуты назад

    Помогите с задачей по химии,пожалуйста!!!Срочно!

  • ukrainsyka-literatura
    Українська література

    3 минуты назад

    Чи э у творі ‚‚Гуси-лебеді летять‘‘ прислів‘я чи приказка КРІМ «Сто друзів — це мало, один ворог — це багато» та «Над шкурою дрижати — людиною не жити»? Якщо так, то наведіть приклад.

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    Помогити пж
    65:5
    8*12
    45*3
    7*13

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    11 кл (див. малюнок)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    24 минут назад

    Пожалуйста решите 5/(x – 1) – 3/(x + 1) = 15/(x2 – 1)

  • himiya
    Химия

    1 час назад

    какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Урок по русской народной сказке «Два Мороза»

Разделы:

Начальная школа


Цель:

1. Продолжить работу с русской народной сказкой “Два Мороза”.
2. Формирование умения делить текст на части и озаглавливать каждую часть.

Оборудование:

  • Узоры (разделены на 2 части; на одной части написано слово, на другой
    значение этого слова).
  • Альбомные листы.
  • Модели геометрических фигур (треугольники и круги) двух цветов (красный
    и синий).
  • Окна.
  • Снежинки.
  • Фломастеры или карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент. (Чтение отрывка из стихотворения “Кто рисует
так так искусно…” М. Лесна-Раунио.)

Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазеры,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озера?
Кто нанес орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это все один художник.
Это все его картины…

2. Актуализация знаний.

  • Ребята, как вы думаете, почему именно с этих строк я начала наш урок?
  • О каком чудо-фантазёре говорится в этих строчках?
  • Сегодня этот искусный художник на наших окнах тоже нарисовал узоры. Ой!
    Что случилось? На окне только половинка узора, а другую нужно найти. Для
    этого вам необходимо прочитать слово на окошке, а затем подобрать вторую
    половинку и соответствующее значение слова.
Позабавиться повеселиться
Пощёлкивать издавать звук, щелчок
Не сладить не справиться
Ёжиться жмётся от холода
Кутается плотно закрывается
Прихвачу возьму, поймаю
Купец богатый человек,
живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина
Крестьянин бедный человек,
живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден
  • Из какого произведения все эти слова? (Русская народная сказка “Два
    Мороза”.)

3. Тема, цель, мотивация.

  • Ребята, а вы любите слушать сказки? (Да.)
  • А сами рассказывать сказки? (Нет.)
  • Почему? (Сложно.)
  • Действительно. Всегда очень сложно рассказывать не только сказки, но и
    любую историю. Поэтому, сегодня на уроке мы с вами будем учиться
    рассказывать сказки. А чтобы это было грамотно и интересно мы с вами еще раз
    перечитаем эту сказку, составим картинный план, который поможет нам передать
    содержание произведения

4. Чтение сказки учащимися.

5. Анализ содержания сказки.

  • Кто является главными героями этого произведения? (Два брата: Мороз
    Красный нос, Мороз Синий нос.)
  • Что решили сделать братья? (Они решили позабавиться, людей поморозить.)
  • Кого встретили братья на проезжей дороге? (Купца и крестьянина.)
  • Куда направлялся купец? (В город.)
  • А куда ехал крестьянин? (В город.)
  • Найдите в тексте и зачитайте, во что был одет купец. (На нем шуба
    медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи.)
  • Как выглядел крестьянин? (полушубок старый, заплатанный, шапка вся в
    дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего.)
  • Как вы думаете, кого легче было заморозить и почему? (Легче было бы
    заморозить крестьянина, так как одет он был очень бедно.)
  • Что выяснилось, когда вечером братья снова встретились? (Произошло все
    наоборот: замерз купец, а не крестьянин.)
  • Найдите в тексте и зачитайте, как Мороз Синий нос морозил купца. Почему
    купец замерз? (он не двигался.)
  • А теперь найдите в тексте и зачитайте, как Мороз Красный нос морозил
    крестьянина. (Дорогой начал было я его пронимать: только он всё не робеет –
    еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало;
    принялся я его пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава…
    Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: “Тут мне
    сломить его”. Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то
    топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу:
    плохо – не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я
    прочь поскорее… ”. Полушубок весь мокрёхонек. Я в него – забрался везде,
    заморозил так, что он стал лубок лубком…Выбрал полено подлиннее да
    посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьёт, а меня
    всё ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз –
    выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит…).
  • Удалось ли ему это? Почему? (Крестьянин все время работал.)
  • Найдите в тексте и зачитайте, что ответил старший брат младшему в ответ
    на то, что крестьянин победил Мороза. (Топор лучше шубы греет.)

  • Как вы понимаете “топор лучше шубы греет”?

6. Физкультминутка.

7. Составление картинного плана.

  • Давайте попробуем составить картинный план к этой сказке. Какие события
    здесь происходили? (1. Встреча двух Морозов. 2. Мороз Синий нос морозит
    купца. 3. Мороз Красный нос морозит крестьянина. 4. “Топор лучше шубы
    греет”).
  • На сколько частей мы разделим наш альбомный лист? (4)

  • Найдите в тексте и зачитайте текст первой части. О чем здесь
    рассказывается? (о том, как встретились два Мороза, два брата, и решили
    позабавиться).
  • Что можно изобразить на первой картинке? (Лес, дорога, Мороз Синий нос,
    Мороз Красный нос.)
  • Как можно озаглавить эту часть? (Встреча двух братьев.)

  • Теперь найдите и зачитайте вторую часть сказки. Что можем изобразить?
    (лес, дорога, сани купца, Мороз Синий нос)
  • Как озаглавим эту часть? ()

  • Найдите и зачитайте ту часть текста, которую мы можем отнести к третьей
    части.
  • Что здесь можем изобразить? Как назовем эту часть?

  • Ну и последняя часть. О чем здесь говорится?
  • Что изобразим на последней картинке? Какое название вы можете подобрать
    к этой части нашего плана?
  • У нас с вами получился картинный план, который поможет вам пересказать
    эту сказку.

8. Творческая интерпретация текста.

  • Кто из вас желает пересказать первую часть сказки? Вторую? Третью?
    Четвертую?

9. Итог урока.

  • Учитель читает отрывок из стихотворения Оксаны Варниковой.

Мороз трескучий за окном,
И вьюга заметает,
Пруды покрыты толстым льдом,
Что долго не растает…
Бежит по тропке под откос
Прохожий одинокий,
А остановится – мороз
Ухватится за щеки! (http://otebe.info/stihi/stihi-pro-zimu.html#ixzz2r3lkAFeY)

  • Понравился ли вам урок?
  • Возьмите у себя на столе снежинку и украсьте то окно, которое отражает
    ваше настроение.

9.06.2014

Анализ русской народной сказки «Два мороза» для читательского дневника

05.01.2022

сказка два мороза

В статье мы проанализируем русскую народную сказку «Два Мороза» для читательского дневника. В разборе вы найдете: краткое содержание, план пересказа, список главных героев с небольшим описанием, главную мысль (вывод), чему учит произведение (мораль), личные впечатления (отзыв), незнакомые слова и подходящие по смыслу пословицы.

Жанр: волшебная зимняя сказка для детей.

Автор: русский народ (произведение адаптировал Михайлов М.Л.)

Краткое содержание (сюжет)

Два брата, Мороз Красный и Синий нос, решили позабавиться и заморозить кого-нибудь из людей. Встретились им две повозки – в одной барин сидел, в другой – мужичок по дрова в лес ехал. Синий нос предложил, чтобы барина поморозил старший брат – Красный Нос, так как тепло одет барин, с ним будет сложно справиться. А мужичок в ветхом полушубке и в лаптях, а значит, легкая добыча.

Под вечер встретились братья. Старшему удалось справиться со своей задачей без труда, а вот младшему не только не удалось мужичка заморозить, но тот еще и поленом ему бока отбил. Мужик пока дрова рубил, так согрелся, что скинул полушубок. Мороз залез в скинутую одежду, затвердел тулуп, так мужичок взял полено да отходил полушубок вместе с сидевшим там Синеносым проказником.

Главные герои сказки:

Мороз-Красный нос (в некоторых версиях Багряный или Багровый нос) – старший брат, хитрый и опытный, обманул младшего братца, уступив ему сложную задачу.

Мороз-Синий нос – младший из братьев, порывистый, озорной, простодушный.

Барин – знатный человек, ехавший в повозке в город. Несмотря на теплую одежду, сильно пострадал от братца Красного носа, т.к. сидел неподвижно.

Мужик – простой и бедный крестьянин, ехавший в лес по дрова. Не поддался козням Синего носа, и только не замерз, потому что работал, но и побил шутника поленом.

План пересказа:

1.Два Мороза скучают в поле.

2.Принимают решение пойти к бору и заморозить кого-нибудь на близлежащей дороге.

3.Появление двух повозок.

4.Синий нос просит брата заморозить барина, а он займется мужиком

5.Встреча братьев вечером.

6.Рассказ старшего брата о том, как он легко заморозил барина.

7.Рассказ синеносого брата, как его победил мужичок.

Главная мысль (вывод)

Труд, смекалка, оптимизм и упорство помогают победить даже самые сложные обстоятельства. А если сидеть, сложа руки, как барин, то и богатое снаряжение не спасет.

Чему учит произведение (мораль):

Ну, во-первых, в сказке есть практичный совет, что делать, чтобы не замерзнуть в сильный мороз – нужно двигаться, а не сидеть как каменный.

В переносном смысле сказка учит активности, борьбе со сложными обстоятельствами. Нужно действовать, как мужик, а не упрямо сидеть, как барин. И тогда ты справишься, даже если у тебя нет такой защиты, как у более богатых, но при этом ленивых, людей – ведь у барина была и шуба из медвежьего меха, лисья шапка и сапоги из волка. Но это не защитило его от замерзания.

Ну и в третьих, нельзя делать выбор на основе непроверенной информации, как это сделал Синий нос. Мужик показался ему легкой добычей, но оказалось, что все совсем не так. И хитрый старший брат знал об этом (подсмеивался над братцем во время разговора), но решил его проучить.

Подходящие пословицы и поговорки:

Терпение и труд все перетрут.

Не зная броду, не суйся в воду.

Опыт – лучший учитель.

В сильный мороз береги нос.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Под лежачий камень вода не течёт.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Незнакомые слова:

Тешатся (от тешиться) – развлекаться, забавляться.

Былинка – высохшая травинка.

Не совладать – не справиться.

Прощай покамест – тоже, что и пока. «Прощай пока».

Знобить – морозить, охлаждать.

Инда – так, что даже.

Лубок лубком – твердый, негнущийся, как кора дерева.

Насилу – еле-еле, с большим трудом.

Закаялся – дал себе обещание (больше не морозить мужиков).

Отзыв (что понравилось)

Прекрасная зимняя сказка, которая учит нас не сдаваться трудностям и проблемам, даже если это суровая зимняя погода. Мне понравилось, как ловко мужик справился с кознями младшего Мороза. А вот оба брата симпатии не вызывают. Они хотели ради забавы заморозить людей. Если для барина такая игра обернулась лишь небольшими неприятностями, так как он был тепло одет, то для мужичка это могло закончится плачевно — отморозил руку или ногу, и кто тогда будет работать, семью кормить? Поэтому совершенно справедливо он наказал зарвавшегося Синеносого Морозца.

Анализ похожих зимних сказок для читательского дневника:

Одоевский «Мороз Иванович»

Морозко

Ушинский «Проказы старухи Зимы»

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

  • Два мира в картине рустема хузина у окна сочинение
  • Два медведя ненецкая сказка
  • Два маразы беларуская народная сказка
  • Два лица обломова сочинение
  • Два лика любви в романе и а гончарова обломов сочинение