Два оленя ненецкая сказка

Цели урока:

  • познакомить детей с особенностями быта
    ненецкого народа;
  • познакомить с ненецкой сказкой “Два оленя”;
  • развивать правильное, выразительное чтение;
  • воспитывать любовь к родной земле; уважение и
    интерес к творчеству ненецкого народа.

Оборудование: карта Красноярского
края, книги о Таймыре, раздаточный материал
(ненецкая сказка), презентация, иллюстрации с
изображением животных.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительная беседа

На доске стихотворение и выставка книг,
посвященных Таймыру.

Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Моя таймырская земля!

— Прочитайте стихотворение. О чём оно?

— Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что
общего между ними?

— Кто догадался, чему сегодня посвящён урок
чтения? (мы будем читать сказки народов Таймыра о
животных)

— Где находится полуостров Таймыр? (Работа по
карте)

3. Актуализация знаний

На доске записаны слова: «Таймыр — край
удивительный”

— Почему он назван удивительным? Что удивляет
гостей этого края?

Рассказы детей об особенностях климата
Таймыра.

4. Проверка домашнего задания.

— Таймыр удивляет не только своим климатом, но и
своим животным миром. Какие сказки о животных
читали дома?

  • Работа со сказкой “Лепешки”
    (Приложение 1)

— Назовите главных героев сказки.

— Как можно догадаться, что это произведение
северного народа?

Инсценировка сказки.

— Чему учит эта сказка?

  • Работа со сказкой “Белый медведь и бурый
    медведь” (Приложение 2)

— Какую еще сказку о животных читали дома?

Инсценировка сказки.

— А что она объясняет? На какой вопрос она
отвечает?

— Чему учит сказка? (Сказка учит жить в мире,
соблюдать добрососедские отношения)

— Что объясняет сказка?

5. Знакомство с особенностями быта ненцев

— Мы прочитали 2 сказки. Что общего у этих
сказок?(Все сказки о животных, написаны ненецким
народом) Кто такие ненцы? Смотрим на экран и
запоминаем новые слова. (Приложение
3)

На полуострове Таймыр проживают коренные
народы. Это ненцы, долганы, энцы и нганасаны.
Название «ненцы» происходит от слова ненец
— “человек”

Традиционные занятия ненцев тесно связаны с
животным миром Таймыра. Это рыболовство и охота.
Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на
бобра, волка, белого и бурого медведей. Но есть
одно животное, которому подчинена вся жизнь
ненцев. Кто это?

Северный олень. Домашний северный олень – это
прирученный дикий олень. Ненцы разводят домашних
оленей. Эта отрасль хозяйства называется
оленеводством. Оленеводство – смысл жизни
ненцев. Олень – главное существо мира, Центр
Вселенной. Почему?

Олень дает для жизни практически все. Это пища,
одежда и нитки, оружие и поделки, жилище, средство
передвижения. Остановимся подробнее на каждом
пункте.

Олень дает ненцам питание. Основной продукт
питания ненцев — мясо домашнего оленя, оно
составляет 85% всей пищи. Мясо ели вареным.

Жилищем служил разборный чум, который
представлял собой 20-30 шестов, крытых оленьими
шкурами зимой и берестой летом. В центре чума
разжигали костер, позднее стали использовать
железные печи. Но сейчас многие народности
севера переселяются из чумов в новые, хорошие,
тёплые дома.

Олень – это средство передвижения. Основное
средство передвижения ненцев — оленья упряжка.
Нарты изготавливались из ели или березы. В
легковые нарты запрягают “веером” от трех до
семи оленей. В грузовые нарты запрягают по два
оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют
караван.

Олень – это одежда, обувь, нитки. Верхняя одежда
и обувь шилась из оленьих шкур.

Ягушка – нарядная женская шуба без капюшона, на
воротнике мех песца.

Сокуй – одевается поверх малицы, с капюшоном,
шьется мехом наружу.

Пимы – обувь из оленьих шкур.

Малица – нижняя одежда, шьется мехом внутрь,
одевается на голое тело.

Капор – головной убор, отороченный мехом песца.

Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими
сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.

Олень – это оружие, украшения, сувениры. Ненцы
не забывают свои традиции. Не переводятся
мастера делать изумительные поделки из меха
оленя, оружия из рогов оленя.

Зимой ненцы пастухи вместе со своими семьями за
оленьими стадами кочуют на юг Таймыра, а летом
возвращаются на север. Зачем? Олени добывают
питание, копытя снег. Зимой на юге Таймыра снег
мягче, чем на севере, и оленям легче добывать свое
любимое лакомство. Какое?

Проверим, как вы запомнили новые слова.

6. Гимнастика для глаз

7. Знакомство с ненецкой сказкой “2 оленя”
(Приложение 4)

  • Вступительная беседа.

Сегодня мы познакомимся с ненецкой сказкой.
Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет
речь в этой сказке? Почему можно сказать, что эта
сказка — произведение северного народа?

  • Словарная работа.

Ягель — лишайник, служащий кормом для оленей.

Нарты — легкие сани для езды на оленях.

Чум — разборное жилище в форме конуса.

Кладь – груз.

Ложбинка – узкий неглубокий ров.

Ерошит – теребит, приводит в беспорядок.

Поодаль – в некотором отдалении.

  • Беседа о прочитанном.

— Понравилась сказка?

— Что именно вам понравилось?

— О ком эта сказка?

— Что послужило поводом для спора двух оленей?
(Чья жизнь лучше?)

— И чья же жизнь оказалась лучше? Почему?

— Чему учит сказка? (Поступай так, как хочешь,
чтобы с тобой поступали другие)

— Что она объясняет? На какой вопрос отвечает?
(Зачем человек приручил оленя?)

8. Итог урока

— Понравился ли вам наш урок?

— Что особенно понравилось?

— Что вы узнали нового о Таймыре?

— С какой народностью, населяющей Таймыр, мы
познакомились?

— Что вы узнали о ненцах?

— С какой ненецкой сказкой мы познакомились?

Сказка про маленького олененка, который играл с другими оленятами в прятки, спрятался под большим сугробом, но налетела сильная метель и замела его. Метель не стихала несколько дней, и он не мог выйти. Когда все стихло, олененок увидел, что он остался один в тундре…

Оленёнок читать

Весна пришла в этом году ранняя, бурная. Осели сугробы на склонах сопок, по оврагам ручьи побежали, кустарники снежные шапки стряхнули и головы к сол­нышку тянут.

Хорошо в тундре стало, весело. Дни сделались длин­ные, светлые. Олени двинулись к Ледовитому морю-океану, там комаров поменьше. Спокойно идут и по сто­ронам не оглядываются: в светлую пору им даже волки не страшны. А маленькие оленята носятся взапуски. Или затеют в прятки играть: за сугробы друг от друга пря­чутся.

Один оленёнок далеко убежал от своих товарищей. Под большим сугробом затаился: «Попробуй, найди меня».

Но вдруг тучи небо заволокли, завыл злой ветер, за­крутила метель. Снег поднялся стеной до самого неба.

Сугроб, где оленёнок прятался, в один миг превра­тился в пещеру. Из неё в такую погоду и носа не высу­нешь. Боязно. Темно. И ветер воет так страшно: «У-у- ууу».

Сколько времени прошло — может, день, может, два, а может, и ещё дольше — кто знает. Оленёнок был ма­ленький, и определять время, как это делают все взрос­лые, он ещё не умел.

Наконец утихла метель. Выглянул оленёнок из своей снежной пещеры — кругом снег и снег. Оленей не видно.

Оленёнок - ненецкая сказка

Совсем один в тундре оказался оленёнок. Вылез из сугроба, встал на свои маленькие ножки, оглянулся по сторонам и горько заплакал.

Но тут что-то ласковое, тёплое коснулось его глаз, согрело лоб, высушило слёзы. Это солнышко раздвинуло хмурые тучи и послало оленёнку свой лучик. Обогрело солнышко оленёнка и сказало:

— Не плачь, малыш. Иди на север, всё время на се­вер, пока не выйдешь к большой реке. Там и найдёшь оленей. А я тем временем растоплю снег в тундре, чтобы идти тебе было легче.

Обрадовался оленёнок, поблагодарил доброе сол­нышко и побежал на север догонять оленей.

Сколько он так бежал — может, день, может, два, мо­жет, ещё дольше — кто знает. Только однажды повстре­чался на его пути волк. Увидел волк оленёнка, облизнул­ся и думает: «Этого оленёнка я съем».

Но волк был ещё и очень хитрым. Поэтому он по­дошёл к оленёнку и спросил ласковым голосом:

— Куда это ты идёшь, малыш?

— Я иду на север,—отвечает оленёнок.

— А почему ты один идёшь? — снова спрашивает волк.

— Была пурга, и я отстал от своих родителей, от братьев и сестёр. Теперь их догоняю,—отвечает оленё­нок.

«Какой глупый оленёнок, — подумал волк,—сейчас его и есть-то не стоит, уж больно мал и худ. Мне такой на один зуб только. Пойду-ка я с ним, он меня приведёт туда, где других оленят полно».

А вслух говорит:

— Плохо в тундре одному. Одинокого всякий может обидеть. Я тоже иду на север. Хочешь, пойдём вместе. Я тебя буду защищать, да и идти вдвоём веселее.

Согласился маленький оленёнок:

— Конечно, пойдём вместе!

Оленёнок - ненецкая сказка

Сколько времени они так шли, кто знает — может, день, может, два, а может, и ещё дольше.

Каждый раз на привале смотрел волк на спящего оле­нёнка и раздумывал: «Можно бы его и сейчас съесть. Да не знаю, где других оленей искать. Нет уж, лучше по­дождать».

Однажды проснулся оленёнок, поднял голову, смот­рит, блестит что-то впереди. Вскочил он на ножки: да это ж большая река! По воде льдины плывут, а далеко на другом берегу маленькие чёрные точки виднеются. Вгля­делся оленёнок хорошенько — да это же олени! Нашёл он своих родителей!

Обрадовался оленёнок, побежал к реке, вскочил на льдину, с неё на другую перепрыгнул. С льдины на льдину, вот он и на другом берегу.

Увидел волк, что добыча уходит, бросился вслед за оленёнком. Подбежал к берегу реки, кричит:

— Куда же ты? Не оставляй меня одного.

— А ты делай, как я,— отвечает оленёнок. — Прыгай с льдины на льдину.

Прыгнул волк на первую попавшуюся льдину. А она под его тяжестью перевернулась, и пошёл волк ко дну.

Так и спасся оленёнок от волка.

А когда прибежал он к оленям, те окружили его, об­радовались, что вернулся живым и невредимым.

И опять оленёнок стал бегать и играть со своими братьями и сёстрами — оленятами, но больше никогда от них далеко не убегал.

Иллюстратор Рачёв Е.

❤️ 102

🔥 44

😁 52

😢 31

👎 24

🥱 30

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

                 Конспект образовательной ситуации

с детьми старшего дошкольного возраста

НА ТЕМУ: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».

Цель:расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Образовательные задачи:

-закрепить знания детей о животных  севера, климатических особенностей среды их обитания;

-учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными предложениями;

-активизировать и расширять словарь детей;

-учить понимать образный смысл загадок;

-учить детей сочетать движения и речь;

-закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Развивающие задачи:

-развивать речь детей;

—  развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию;

— развивать предпосылки целостно-смыслового восприятия мира природы;

— развивать творческое воображение и способности детей, расширять их кругозор;

— развивать мелкую моторику рук, глазомер;

— развивать любознательность, внимание, фантазию, мышление, память;

— развивать умение анализировать свою работу в процессе выполнения и по окончании продуктивной деятельности.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь к природе, животным;

воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим ;

воспитывать  сочувствие, любовь к песням, стихам, сказкам.

Материал: картинки с изображением животных севера; контурные изображения животных севера; фигурка снежинки; письмо в конверте;фонограмма музыки: песня «Мы поедем,мы помчимся… »; крупа; клей; кисти;листы голубого цвета с нарисованными контурами животных севера;текст  ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень»; проектор; ноутбук; экран.

Ход образовательной ситуации :

Воспитатель: Добрый день, друзья! Я сегодня в почтовом ящике группы обнаружила письмо. Интересно, оно по адресу или это ошибка?

Воспитатель зачитывает адрес.

Воспитатель: Итак, письмо именно для нас. Интересно, от кого оно и о чём в нём говорится?

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте, детишки!

Пишут Вам тюлени,

Милые олени,

Котики, моржи!

Снежная королева друзей заколдовала.

Помогите!От Снежной королевы нас спасите!

Воспитатель: Ребята, нас просят о помощи! Где же живут эти животные?

Дети: На Севере.

Воспитатель: Нам срочно нужно попасть на Северный полюс! Кто из животных поможет нам добраться до Северного полюса, отгадайте.

Воспитатель читает загадку.

Стройный, быстрый.

Мех пушистый,

Рога ветвисты,

Бьет копытами цок-цок,

Снег летит, словно, песок,

Знают все кому не лень – Это (Северный олень.)

Воспитатель: Верно. Молодцы!

Дыхательная гимнастика.

— Сейчас мы подуем на волшебную снежинку и превратимся в оленей. (Дети дуют на снежинку,вдыхая воздух через нос и медленно выдыхая через рот,несколько раз.)

-Метель, вьюга, закрути, нас в оленей преврати!(Дети повернулись вокруг себя.)

Под музыку «Мы поедем ,мы помчимся…»,дети имитируя движения скачущих оленей,бегут по кругу.

Воспитатель:Нам нужно сделать привал и немного отдохнуть.(Дети садятся в круг у «костра».

– Прослушайте сказку «Песец и Олень».

Чтение ненецкой народной сказки:

Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит: Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.

— Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.

— Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.

— А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.

— Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.

— А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.

— Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.

Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.

Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул.

— Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные: травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.

— Это верно, — согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.

— А как вы, олени, грибы ищете?

— Их легко искать, — объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?

— Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.

— Правильно, — согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.

— Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, — перебил Песец.

— Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.

— Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.

— Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.

Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.

— Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.

— Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.

— Прощай, друг! – крикнул Олень и побежал догонять оленье стадо.

А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.

Беседа по содержанию сказки:

– Кого повстречал Песец в тундре?

– Зачем Олень разрывал снег?

– Чем питаются Олени? Почему их называют травоядными животными?

– Чем питаются Песцы?

– Понравился ли Песцу Олений мох? Почему?

– Куда Песец посоветовал Оленю отправиться?

– Почему на юге тундры снег мягче и добывать пищу Оленям там легче?

– Куда побежал Песец?

Воспитатель:Нам пора в путь,животные ждут нашей помощи.

Физкульт минутка.

Как олени резво скачем

(Бег с высоким подниманием колен)

И попрыгаем, как мячик.

(Прыжки на месте на двух ногах)

Как метель мы покружились,

(Повернуться вокруг себя один раз)

А теперь – остановились.

(Остановиться)

Мы немного отдохнём

(Вдох – выдох 3 раза)

И затем пешком пойдём.

(Ходьба на месте)

Опустили руки вниз

И на льдинки все садись.

(Присесть на импровизированные льдинки)

Воспитатель: Вот мы и на месте. Смотрите, какие интересные ледяные фигуры на стене. Кто это?

На ватмане расположены контурные изображения животных.

Дети: олень, писец, белый медведь.

Воспитатель: Верно. Ребята посмотрите внимательно и скажите, мы на правильном пути? Где мы?

Дети: На Северном  полюсе.

Воспитатель: Как вы это определили?

Дети: На Севере льды, снега, Северное Сияние, малая растительность.

Воспитатель: Вы очень наблюдательны и ответили правильно. Животные

заколдованы,надо им помочь .

Украшение контурных изображений животных различной крупой. Звучит музыка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Животные расколдованы.

На экране появляются картинки с изображением животных Севера.

Воспитатель: Вот и пришло время возвращаться домой, в наш детский сад.

Все на ножки становитесь

И немного покружитесь.

  • Два одиночества рассказ на дзен железная леди
  • Два одиночества рассказ на дзен елена счастливая
  • Два облика петра 1 в поэме медный всадник сочинение
  • Два мороза сказка рисунок 2 класс литературное чтение
  • Два мороза сказка план 2 класс