Два рассказа о взятии константинополя в 1204 году сравните оба описания что в них общего

Параграф 17 — ГДЗ к рабочей тетради по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс

  • ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Задание 1. Перед вами два сообщения о взятии Константинополя, написанные современниками событий. Какие точки зрения они выражают? Подумайте, какое сооружение один из авторов (документ 2) называет Великой церковью. Кого он именует варварами?

1. …Всякий брал себе дом, какой ему было угодно, и таких домов было достаточно [для всех]. Таким образом, войско пилигримов и венецианцев разместилось по квартирам, и все радовались чести и победе, которой удостоил их Бог, ибо те, кто находился [ранее] в бедности, [теперь] пребывали в богатстве и роскоши. Так отпраздновали они в этом торжестве и в этой радости, ниспосланной Богом, Вербное воскресенье и Великую Пасху. Им следовало, конечно, всемерно восхвалять нашего Господа Бога: ведь их всего-навсего было не более двадцати тысяч вооружённых людей, а с Божьей помощью они одолели четыреста тысяч человек или даже более, и притом в самом могущественном городе, отлично защищённом, городе великом и укреплённом со всех сторон.


2. …Бесстыдно бросились они грабить, начав с лошадей, не только имущество горожан, но и то, что посвящено Богу.

Тому же, что нечестиво творили они в Великой церкви, трудно поверить. Алтарный престол, сложенный из драгоценных материалов, сплавленных огнём и слившихся друг с другом в вершину многоцветной красоты, необыкновенный и вызывавший удивление у всех народов, был разбит и разделён на части грабителями, равным образом и все церковные сокровища, несметные количеством и бесконечно прекрасные.

…Во всех отношениях трудно и почти невозможно было смягчить мольбами или как-то расположить к себе этих варваров… Всё могло разжечь их гнев, заслужить невежественную насмешку. Того же, кто хоть в чём-то возражал им… били за дерзость, а частенько обнажали против него и меч…


Ответ:

Первый текст написан сторонником или участником крестового похода. В нем захват Константинополя объясняется милостью Бога. Второй текст написан византийцем. В нем грабежи, убийства и погромы в церквях называются своими именами. Великой церковью автор называет Собор Святой Софии. Варварами в его тексте названы сами крестоносцы, которые по своему поведению в захваченном городе ничем не отличались от готов или вандалов, захвативших Рим.

Задание 2. Выберите правильный ответ.

  1. Вдохновителями религиозных походов в Святую землю были:
    а) европейские государи;
    б) ганзейские купцы;
    в) церковь во главе с папой римским;
    г) ломбардские банкиры.
  2. Призыв к Крестовым походам прозвучал:
    а) в Клермоне;
    б) в Риме;
    в) в Кёльне;
    г) в Равенне.
  3. Основная сила войск крестоносцев:
    а) средние и крупные светские феодалы;
    б) купцы Генуи и Венеции;
    в) крестьяне;
    г) рыцари.
  4. Во время Первого Крестового похода противниками крестоносцев были:
    а) ромеи;
    б) турки-сельджуки;
    в) монголы;
    г) египтяне.
  5. Сеньором правителей государств крестоносцев был:
    а) граф Эдесский;
    б) князь Антиохийский;
    в) король Иерусалимский;
    г) граф Триполитанский.

Примечание: Обратите внимание, что вопрос 4 может содержать два ответа одновременно. Дело в том, что крестоносцы сражались с турками-сельджуками за города Сирии и Северной Палестины, но при осаде Иерусалима им противостояла армия мусульманских правителей Египта Фатимидов. В то время сельджуки и мусульмане Египта еще не объединились и враждовали между собой, отвоевывая друг у друга земли и города. Таким образом противниками крестоносцев во время Первого крестового похода были и турки-сельджуки, и египтяне-фатимиды. Если учитель будет настаивать на единственном ответе, выбирайте турков-сельджуков. 

Задание 3. Расставьте события в хронологическом порядке.

  1. Падение Латинской империи.
  2. Взятие Иерусалима мусульманами во главе с Салах-ад-Дином.
  3. Крестовый поход бедноты.
  4. Падение Акры.
  5. Третий Крестовый поход.
  6. Призыв к Крестовым походам.
  7. Захват крестоносцами Константинополя и основание Латинской империи.
  8. Осада и взятие крестоносцами Иерусалима.
  9. Крестовый поход детей.

Ответ: 6, 3, 8, 2, 5, 4, 7, 9, 1

  1. Призыв к Крестовым походам — 1095 год.
  2. Крестовый поход бедноты — 1096 год.
  3. Осада и взятие крестоносцами Иерусалима — 1099 год.
  4. Взятие Иерусалима мусульманами во главе с Салах-ад-Дином — 1187 год.
  5. Третий Крестовый поход — 1189-1192 года.
  6. Падение Акры — 1191 год.
  7. Захват крестоносцами Константинополя и основание Латинской империи — 1204 год.
  8. Крестовый поход детей — 1212 год.
  9. Падение Латинской империи — 1261 год.

Задание 4. Заполните контурную карту «Первый Крестовый поход».

Рабочая тетрадь по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс. Параграф 17

  1. Обозначьте стрелками путь участников Первого Крестового похода — Направления похода обозначено черными стрелками.
  2. Обведите границы владений крестоносцев после Первого Крестового похода — Граница владений крестоносцев обозначена красной линией.
  3. Обозначьте границы Священной Римской империи (граница обозначена фиолетовой линией), Англии (граница Англии и герцогства Нормандия обозначены синей линией), Франции (граница обозначена зеленой линией), Византийской империи (граница обозначена светло-коричневым цветом).
  4. Подпишите названия: Англия, Германия, Франция, Италия, Бургундия, Польша, Чехия, Венгрия, Сербия, Хорватия, Византийская империя, владения турок-сельджуков, арабские государства.

Примечание: Обратите внимание, что в период первого Крестового похода герцог Роберт Нормандский заложил герцогство английскому королю Вильгельму. Нормандия вошла в состав Англии. Следующее столетие Нормандия то снова обретала независимость, то опять входила в состав Англии, пока в 1204 году Нормандию не подчинил себе французский король Филипп.

Задание 5. Заполните контурную карту «Государства крестоносцев в XI—XII веках».

Рабочая тетрадь по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс. Параграф 17

Примечание: Следует продолжить работу над предыдущей картой. Задания выполняются на дополнительной карте в верхнем правом углу.

  1. Отметьте границы и раскрасьте различными цветами государства крестоносцев — Государства крестоносцев обозначены разными цветами на дополнительной карте.
  2. Обозначьте на карте цифрами и подпишите их названия.
    1) Графство Эдесса
    2) Княжество Антиохия
    3) Графство Триполи
    4) Королевство Иерусалим
  3. Подпишите на карте названия городов государств крестоносцев (Эдесса, Антиохия, Триполи, Акра, Иерусалим).

Задание 6. Заполните контурную карту «Четвёртый Крестовый поход».

Рабочая тетрадь по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс. Параграф 17

  1. Закрасьте различными цветами:
    а) владения крестоносцев после Третьего Крестового похода — Владения крестоносцев после Третьего Крестового похода обозначены светло-коричневым цветом;
    б) территории, захваченные крестоносцами во время Четвёртого Крестового похода — Латинская империя обозначена фиолетовым цветом;
    в) государства, возникшие после распада Византийской империи — Эпир обозначен оранжевым цветом, Никейская империя — желтым, Трапезундская империя — розовым цветом.
  2.  Отметьте стрелками путь участников Четвёртого Крестового похода — Путь участников похода показан синими стрелками.
  3. Подпишите название города, захваченного крестоносцами в 1204 году — Константинополь.

Примечание: Болгарское царство мы не выделяем среди государств, возникших после распада Византийской империи, поскольку оно обрело самостоятельность в 1185 году, почти за 20 лет до падения Константинополя. 





1. Первый Крестовый поход.


1. Вспомните, под чьей властью находилась Палестина в конце XI в. Кого христиане считали иноверцами?

Палестина находилась под властью мусульман, именно их называли иноверцами.

2. Почему Крестовые походы объединили интересы столь разных групп людей?

Потому что каждая из групп преследовала свои интересы, но в общем каждый хотел новых земель, власти, замков и богатств.

Папа стремился закрепить своё положение главы христианского мира. Кроме того, он был не прочь, чтобы побольше беспокойных рыцарей покинуло Европу и нашло применение своему воинскому мастерству вдали от неё – на благо Церкви. Рыцари мечтали о новых земельных владениях и замках, о богатстве и славе. Князья и государи, тоже собравшиеся в Палестину, надеялись завоевать себе новые города и страны. Купцы предполагали обзавестись дорогими восточными товарами и на них быстро разбогатеть. Простолюдины рвались в Иерусалим, чтобы избавиться от своих обычных тягот – бедности и поборов сеньоров. Им хотелось начать новую жизнь в Святой земле.

4. По карте (с. 110 – 111) назовите владения крестоносцев на Ближнем Востоке и опишите их расположение.

По окончании 1-го крестового похода на территории Ближнего Востока были основаны четыре христианских государства: Графство Эдесса, Княжество Антиохия, Иерусалимское королевство, Графство Триполи.

Государства крестоносцев полностью охватывали территорию, через которую шла в то время торговля Европы с Индией и Китаем, никакой лишней территории не занимая. Египет оказывался отрезан от этой торговли. Доставка грузов в Европу наиболее экономичным путём из Багдада, минуя государства крестоносцев, стала невозможна. Таким образом, крестоносцы приобрели в некотором роде монополию в данного рода торговле. Создались условия для развития новых торговых путей между Европой и, например, Китаем, таких, как путь по Волге с перевалкой в реки, впадающие в Балтику, и волго-донской путь.

2. Время неудач.


С помощью дополнительных материалов расскажите об одном из Крестовых походов XI – XIII вв. и их коронованных участниках.

Третий крестовый поход – третий по счету поход крестоносцев в Святую землю с целью изгнания из нее неверных. Был организован папой римским Григорием VIII. Начался Третий крестовый поход в 1189 году и закончился спустя четыре года.

В ответ на крестовые походы, мусульмане объявили священную войну – джихад, возглавил который Саладин. В 1187 году огромная армия Саладина взяла в осаду самый священный город во всей Палестине – Иерусалим. Гарнизон города был невелик, и армия Саладина превосходила его по численности в десятки раз. После непродолжительной осады, крестоносцы сдались, и им было позволено мирно покинуть город. Иерусалим был вновь в руках мусульман. Католическая церковь была озлоблена потерей Святого города и объявила о Третьем крестовом походе.

Всего в Третьем крестовом походе против неверных приняли участие четыре сильнейших монарха Западной Европы: император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, английский король Ричард Львиное Сердце, австрийский герцог Леопольд V и французский король Филип II Август.

Имеются сведенья о численности войск крестоносцев. Источники говорят, что изначально армия Ричарда Львиное Сердце насчитывала около 8 тыс. хорошо обученных воинов. Армия французского короля была немногочисленной – всего 2 тыс. воинов. Однако император Фридрих Барбаросса повел огромную армию числом в 100 тыс. воинов со всей империи.

Немецкая армия была способна исправить положение дел в Святой земле. Этого войска хватило бы, чтобы полностью избавить ее от присутствия мусульман. Но случилось ужасное событие, император утонул в реке, после чего часть воинов вернулась в Европу, и лишь малая ее часть дошла до Святой земли, однако их немногочисленность никак не повлияла на исход похода.

Христиане долгое время пытались захватить Акру, но им это не удавалось, так как оборона города всегда была сильна, а для ее захвата нужны были осадные орудия, чего пока крестоносцы не могли позволить из-за отсутствия строительного леса. Кроме того, ранее христиане атаковали Акру только немногочисленными силами и никогда не объединялись в одну армию.

Когда в 1191 году к берегам Акры высадились европейские монархи, ситуация могла в корне перемениться. Но и тут возникли трудности, между французским и английским монархами развязалась вражда, причиной ей был и личная неприязнь, так и ситуация с захватом Кипра. Ричард захватил Кипр собственноручно и отказался делить его с французами, так как договор предусматривал разделение захваченных территорий только мусульман. По этим причинам две армии не могли объединиться.

Но, не смотря на это, Акра все же была взята в осаду. Крестоносцы не позволяли мусульман отправлять провизии в город, из-за чего силы защитников сильно истощились. Под угрозой голодной смерти, гарнизон Акры начал помышлять о сдачи города в руки крестоносцев. И, наконец, 12 июля этого же года, мусульмане сдали город. Именно во время осады Акры был основан Тевтонский орден, который сначала должен был помогать бедным немцам.

После захвата Акры, разногласия между монархами усилились еще сильнее, все пришло к тому, что французский монарх вместе с войском покинули Акру и отправились обратно во Францию. Таким образом, Ричард Львиное Сердце остался один на один с огромным войском Саладина.

После захвата Акры Ричард вместе с войском двинулся к мусульманскому городу Арфус. Во время похода на него напало войско мусульман. Неверные обсыпали крестоносцев стрелами. Тогда Ричард построил свои отряды таким образом, что кавалерия разместилась в центре, а вокруг нее была построена пехота с большими щитами, получились своего рода «коробочки». С помощью подобного боевого строя, крестоносцы двигались вперед, игнорируя мусульманских лучников. Но вот рыцари-госпитальеры не выдержали и перешли в атаку, Ричарду удалось выждать момент, и он приказал всем силам пойти в решительную атаку, которая завершилась победой крестоносцев.

После победы войско крестоносцев двигалось к Иерусалиму. Крестоносцы преодолели пустыню, после чего были сильно истощены. Подойдя к городу, у крестоносцев не осталось сил для осады Иерусалима. Тогда Саладин предложил крестоносцам уйти без боя, если они покинут Иерусалим. Ричард отступил к Акре и там казнил несколько тысяч мирных жителей арабского происхождения, Саладин ответил той же монетой.

Третий крестовый поход близился к своему завершению. Ричард хотел вновь пойти не Иерусалим, но всегда находился повод вернуться в Акру. Когда французский монарх спланировали захватить земли Англии, в то время управляемую братом Ричарда Иоанном, Ричард заключил перемирье с Саладином и решил вернуться чтобы спасти свою корону. В 1192 году Ричард покинул Святую Землю, и Третий крестовый поход подошел к концу.

Во время возвращения домой, Ричарда пленил Леопольд V и посадил монарха в темницу на два года. Из плена Ричард вышел только после того, как Англия заплатила выкуп размером в 23 тонны серебра.

Третий крестовый поход закончился полным поражением крестоносцев, хотя им и изначально удалось одержать несколько побед. Победы Ричарда в конечно итоге, не принесли никаких результатов. Иерусалим вернуть во владения католиков не удалось, а Акра была сдана после ухода Ричарда. После окончания крестового похода за крестоносцами осталась только узкая полоска побережья.

Поход закончился смертью императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. Власть Ричарда была подорвана и была поставлена под угрозу вся Англия. Усилились разногласия с Францией, а самого Ричарда пленили, за что Англия выкупила его и тем самым понесла потери в экономике. Ричарду.

Мусульмане ж тем самым укрепили свои позиции в Святой земле, а личность Саладина стала культовой, после победы над крестоносцами к нему присоединились многие мусульмане и были готовы к новому вторжению крестоносцев.

3. Судьба Византии.


Почему во время Четвёртого Крестового похода рыцари грабили Константинополь с не меньшей жестокостью, чем Иерусалим и другие города в землях мусульман?

Потому что к этому времени уже произошел раскол христианской церкви на православную и католическую. Папа римский и византийский патриарх поссорились и прокляли друг друга. В результате крестоносцы стали относится к византийцам как к иноверцам, а поэтому и грабили и разрушали их города, как города в землях мусульман.

4. Не только Палестина.


Как Крестовые походы в Центральную и Восточную Европу сказались на развитии этого региона?

Приходя на земли Центральной и Восточной Европы, крестоносцы основывали там свои замки и вступали в долгую и кровавую борьбу с местным населением (балты, ливы, эсты и др.), обращая их из язычества в христианство. В результате к XIII в. все эти народы стали христианскими.

5. В земле святого Иакова.


По карте (с. 237) назовите этапы Реконкисты. Когда отвоевание земель у мавров шло медленнее, а когда – быстрее?

Этапы Реконкисты:

VIII — конец XI века

Конец XI – начало XIII

XIII век

Конец XIII – конец XV

Быстрее всего отвоевание шло с самого начала завоеваний до конца 11 века. На протяжении 12-13 веков были отвоеваны приблизительно равные части.

6. Окончание эпохи крестовых походов.


Какое влияние Крестовые походы оказали на жителей Европы? Какое значение они имели для мусульманского мира?

Благодаря Крестовым походам европейцы познакомились с новыми для них полезными растениями – гречихой, арбузами, абрикосами, лимонами. Восточная роскошь, умение красиво обустроить свой быт поражали европейцев не в меньшей степени, чем их грубость и непритязательность – мусульман. Европейцы, пожившие на Востоке, привыкали к тонким кушаньям, изысканной одежде, комфортным жилищам. Они даже научились часто посещать бани, что вовсе не было раньше свойственно рыцарям. Все эти новые привычки постепенно проникали и в Европу. Наконец, именно в переводах на арабский язык европейские учёные впервые открывали для себя сочинения великих древнегреческих философов Аристотеля и Платона

Мусульмане же в результате крестовых походов утратили былую веротерпимость. Общество становилось более жестким и консервативным даже в отношении таких далеких от религии вопросах, как наука и искусство.

Вопросы в конце параграфа:


1. По тексту параграфа и дополнительным материалам заполните таблицу «Важнейшие Крестовые походы».

По тексту параграфа и дополнительным материалам заполните таблицу «Важнейшие Крестовые походы»

2. Подсчитайте, сколько примерно веков и лет продолжалась эпоха Крестовых походов. Что свидетельствовало о её окончании?

Первый крестовый поход начался в 1096 году, а закончились они после полного освобождения Перелней Азии от христиан в 1291 году. Значит крестовые походы длились примерно 3 века.

Вопросы к дополнительному материалу.


Как вы думаете, почему именно рыцарские ордены отличались особенно высокой боеспособностью?

Потому что целью рыцарских ордеров была защита не просто отдельного государства, а всех христиан, а также расширение влияния церкви.

1. Какими словами описывает папа Святую землю?

Святую землю папа называет вторым раем, землей, которую увековечил свои погребением Ииссус.

2. Кого папа имеет в виду, говоря о «народах, не ведающих Господа»? Что он обещает тем, кто откликнется на его призыв? Какое значение имело такое обещание для его современников?

«Народы, не ведающие Христа» — это все нехристиане, в данном случае папа имеет ввиду мусульман.

Всем, кто откликнется на его призыв, папа обещает искуплению всех грехов. Для его современников такое обещание имело огромное значение, так как говорилось о спасении бессмертной души человека.

1. Сравните оба описания. Что в них общего и в чём они отличаются друг от друга?

Оба рассказа повествуют о взятии Константинополя и об огромных богатствах, которые там хранились. Но в первом случае говорится о взятии, как об акте благочестия и законном завоевании огромных богатств, а во втором случае, как о самой большой трагедии, когда были обесчещены христианские святыни.

2. Почему два свидетеля пишут об одном и том же событии по-разному?

Потому что один из них – завоеватель, а второй – местный житель, который подвергся завоеванию.

§ 18. КАТОЛИЧЕСКИЙ МИР НА ПОДЪЁМЕ

1.             Что вам известно о развитии стран Западной Европы в XI—XIII вв. из курса истории Средних веков?

2.             Какие противоречия возникали между цивилизациями в Средние века? Какую роль в этих противоречиях играл религиозный фактор? Приведите примеры.

1. Светская и духовная власть в Западной Европе. В период существования раннефеодальных империй в Западной и Центральной Европе преобладало натуральное хозяйство. Города Древнеримской империи пришли в упадок, обезлюдели. Центрами жизни и власти стали замки феодалов и монастыри с прилегающими сельскими угодьями. Под защитой их стен строились храмы, селились ремесленники и торговцы.

В XI—XII вв. с развитием ремесла и торговли начался рост поселений, возникших возле замков. Постепенно они превращались в города.

Большинство городов европейского Средневековья по сравнению с Константинополем, где жило более 100 тыс. человек, или русскими городами (Киевом, Новгородом) были небольшими. Число их жителей едва достигала 3-5 тыс. человек.

Феодалам, и светским, и духовным, было выгодно, чтобы на их землях развивались города, которые становились источником дополнительных доходов. Со временем в городах возникла прослойка зажиточных горожан, начавших добиваться от сеньоров сокращения повинностей, льгот для торговли и ремесла. Иногда эти льготы выкупались, но нередко борьба за их признание сопровождалась восстаниями

Постепенно самые крупные города обрели существенные льго ты. Как правило, горожане освобождались от барщины и оброка, их заменяла выплата феодалу небольшой денежной ренты за пользование землёй и обязательство выставлять по его требованию ополчение. Города получили право избирать органы самоуправления (магистрат, совет). В выборах участвовал лишь узкий круг состоятельных людей, владельцев недвижимости. Постепенно сложилась наследственная городская аристократия, поколениями контролировавшая магистраты. Города подорвали монополию Церкви на образование. В XI в. в Болонье (Италия) открылся первый в Европе светский университет. В ХН-ХШ вв. университеты возникли в Париже (Сорбонна), в Англии (Оксфорд и Кембридж).

В ХП-ХШ вв. самоуправляющимися были многие города Северной Италии (Венеция, Генуя, Флоренция, Болонья, Лукка), Германии (Любек, Нюрнберг, Франкфурт), Северной Франции и Фландрии (Амьен, Сен-Кантен, Суассон, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас) и др.

В городах можно было получить работу, скрыться от уплаты долгов феодалам. Одна из городских привилегий состояла в том, что сеньоры не имели права преследовать зависимых от них крестьян, если они прожили «год и день» в городе. Это содействовало притоку селян в города, где росло число людей, готовых трудиться за небольшую плату.

В городах нередко распространялись так называемые ереси. Объединяющим началом еретических учений было их родство с раннехристианскими взглядами на равенство, осуждение официальной, Католической церкви, которая превратилась в крупнейшего землевладельца, вмешивалась в светские дела. Еретические идеи разделяли не только горожане, крестьяне и низшее духовенство, но и часть недовольных Церковью феодалов.

Увеличивалось число безземельных рыцарей — младших сыновей феодалов, которые не возражали бы против передела земель за счёт церковных владений. Монархи также были недовольны тем, что Ватикан стремился превратить Церковь в организацию, стоящую выше светской власти.

Конфликт между светскими и духовными властями особенно обострился в Х1-ХН вв. Избранный в 1073 г. папой Григорий VII лишил власти епископов, назначенных Генрихом IV, императором Священной Римской империи, и потребовал прекратить практику подобных назначений. В ответ на отказ императора подчиниться воле папы тот отлучил его от Церкви. Это означало, что подданные императора освобождались от вассальной присяги, получали право не признавать его власти. Генрих IV вынужден был принести покаяние, папа заставил его ждать аудиенции (приёма) три дня, стоя в рубище (длинной рубахе из грубого сукна) босиком на снегу.

Получив прощение, Генрих начал борьбу против папы и, в конечном счете, добился его низложения. Лишь после смерти обоих конкурентов было заключено соглашение, по которому епископов утверждали в должности и папа, и император.

Острый конфликт произошёл в конце XII в. между Римом и королём Англии Генрихом II, который попытался упразднить церковные суды. Папа отлучил короля от Церкви и приостановил деятельность храмов по всей Англии. Священнослужители перестали крестить детей, венчать вступающих в брак, отпевать усопших. Король вынужден был принести покаяние.

Папа Иннокентий III провозгласил себя заместителем Христа, наместником Бога на земле, иначе говоря, носителем высшей власти в мире, стоящим выше всех светских властителей.

Борьба между светской и духовной властью продолжалась с неослабевающей остротой более двух веков. Рим использовал не только отлучения от Церкви. Орудием его политики стали крестовые походы и инквизиция.

2. Крестовые походы. В конце XI в. положение Византии резко ухудшилось. Ослабленная усобицами Русь перестала сдерживать натиск половцев, которые начали разорять северные земли Византии. Турки-сельджуки, захватившие власть в Багдадском халифате, подчинили большую часть территории Византии — Малую Азию, Сирию и Палестину. В этих условиях, несмотря на конфликт с Римско-католической церковью, император Византии Алексей I обратился за помощью к папе римскому Урбану И. В 1095 г. папа, в свою очередь, призвал христиан Европы освободить Святую землю (Иерусалим) от язычников. Всем участникам предстоящего крестового похода, в том числе ворам и убийцам, которые омоются в водах Иордана, где крестился Христос, папа обещал отпу-

Германский император и король Франции во главе войска крестоносцев. Миниатюра. XII в.

щение грехов. Идея освобождения от исламских завоевателей святого для христиан города Иерусалима позволила Римской церкви укрепить своё влияние и вызвать подъём религиозного фанатизма в Европе. Феодалы надеялись на приобретение новых земель, купцы итальянских городов рассчитывали вернуть контроль над средиземноморской торговлей, перешедшей в руки арабов.

Первый крестовый поход начался в 1096 г. На Иерусалим двинулись беднейшие крестьяне, горожане, безземельные рыцари. По дороге крестоносцы, надеясь на последующее искупление грехов, грабили и разоряли земли Венгрии, Болгарии, Византии. Турецкие войска легко разгромили их плохо вооружённые, неорганизованные толпы.

Основные силы крестоносцев, возглавлявшиеся высшей знатью Франции и Фландрии, достигли Малой Азии в 1097 г. Турки не смогли противостоять фанатично настроенным тяжеловооружённым рыцарям. Им удалось отвоевать значительную часть Малой Азии, захватить Иерусалим и большую часть городов Средиземноморья. Далеко не все земли были переданы Византии: на них были основаны государства крестоносцев — Иерусалимское королевство, графство Эдесское, княжество Антиохия, графство Триполи.

Крестоносцы стремились расширить свои владения, в частности завоевать Египет. Их ударной силой стали рыцарские ордена (госпитальеров, или иоаннитов; тамплиеров, или храмовников; святой Девы Марии, или Тевтонский орден).

Члены орденов приносили обет целомудрия (безбрачия), нестяжательства (отказа от обогащения) и послушания. Создание орденов обеспечило Римско-католическую церковь собственной, хорошо организованной вооружённой силой и позволило найти сферу деятельности для младших сыновей феодалов (безземельных рыцарей).

Всего за 1096-1270 гг. состоялось восемь крестовых походов в Малую Азию, однако крестоносцам не удалось добиться новых успехов. Напротив, к концу XIII в. турки и Египетский халифат отвоевали Святую землю. Причиной этого стали раздоры между европейскими феодалами, а также конфликт между крестоносцами и Византией.

Во время четвёртого крестового похода (1202-1204) крестоносцы вмешались в борьбу за власть в Византии, захватили и разграбили Константинополь. На его руинах была создана католическая Латинская империя. Православные византийские земли, избежавшие завоевания, объединились. После длительной войны в 1261 г. их войска выбили крестоносцев из Константинополя. Однако, чтобы избежать продолжения заведомо неравного противоборства, император Византии Михаил VIII Палеологсогласился в 1274 г. на заключение унии Православной церкви с Католической и признал верховенство папы в церковных делах.

Крестовые походы организовывались папством не только на Восток. Их объектом стали сами европейские страны, где широко распространились так называемые ереси. В первой трети XIII в. состоялось несколько крестовых походов на юг Франции. Число убитых исчислялось десятками тысяч. Города, признанные рассадниками ереси, сравнивались с землёй.

Два рассказав взятии Константинополя в 1204 г.

1)    Из «Завоевания Константинополя» рыцаря Робера де Клари (начало XIII в.).

И столько там было богатой утвари из золота и из серебра, и столько златотканых материй, и столько богатых сокровищ, что это было настоящим чудом И никогда с самого Сотворения мира не было видано и завоёвано столь громадное количество добра, столь благородного или столь богатого — ни во времена Александра, ни во времена Карла Великого, ни до, ни после; сам же я думаю, что в сорока самых богатых городах мира едва ли нашлось бы столько добра, сколько было найдено в Константинополе. Да и греки говорят, что две трети земных богатств собраны в Константинополе, а треть разбросана по свету.

2)     Из сочинения византийского историка Никиты Хониата (XIII в.).

Не знаю, с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди. О ужас! Святые образы бесстыдно

потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости! Некоторые из них разбивали драгоценные чаши: их украшения прятали за пазуху, а из них пили, как из бокалов. О предтечи антихриста и предвестники его нечестивых дел, в ожидании которых мы находимся!.. Когда им было нужно вынести из храма (Святой Софии) священные сосуды, серебро и золото, они ввели в притворы храмов мулов и лошадей с сёдлами.

1.           Сравните оба описания. Что в них общего и в чём они отличаются друг от друга?

2.       Почему два свидетеля пишут об одном и том же событии по-разному?

3. Инквизиция и учение Фомы Аквинского. Важнейшим орудием борьбы с противниками власти папы римского стала инквизиция.

Она была учреждена после принятия в 1233 г. папской буллы, предписывающей монахам ордена Св. Доминика преследовать еретиков. Инквизиторы имели право их выявлять, пытать и судить. Приговорённых обычно сжигали на костре. За время существования инквизиции (в большинстве стран Европы она была отменена лишь в XVIII в.) число казнённых жертв, по самой скромной оценке, составило несколько сот тысяч человек.

Суду инквизиции подлежали люди, обвинённые в высказывании еретических взглядов, противоречащих церковным догматам, принадлежности к осуждённым Церковью сектам, а также лица, заподозренные в колдовстве, ведовстве. Основанием для допроса чаще всего были доносы, нередко ложные. Однако с помощью пыток инквизиторы вырывали «признания» у своих жертв, что затем давало повод для вынесения смертного приговора. Часто в застенки инквизиции попадали люди иных вероисповеданий (иудеи, мусульмане).

Инквизиция, признающая лишь власть Рима, не подчинялась местным епископам, которые сами оказывались под её надзором. Это ознаменовало усиление контроля папской власти над церковной жизнью. Одновременно была введена практика продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов), она стала важным источником доходов Церкви.

Теоретическим основанием новой политики были труды теолога доминиканского ордена Фомы Аквинского. Его взгляды получили официальное одобрение руководства Католической церкви.

Фома Аквинский считал высшей Божественную волю, управляющую миром. Её проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости). Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могут расходиться с естественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал того, что светские правители могут пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан противостоять ему во имя восстановления Божественных законов, хранителем которых в первую очередь выступает Церковь.

Злонамеренность средневековый теолог связывал с происками дьявола, веру в существование которого считал обязательной для христиан. Атеистов, еретиков, дурных правителей он называл слугами владыки тьмы. В борьбе с ними Фома видел важнейшую задачу Церкви. Свободу выбора религиозных убеждений он отвергал. Приобщение человека к вере, в том числе и против его воли, становилось делом Церкви. Она отпускала грехи тем, кто в них раскаялся, карала с помощью инквизиции грешников, упорствующих в своих заблуждениях.

 1. Проследите процесс становления средневековых городов в Европе. Почему в городах складывалась система самоуправления?

2.              Укажите причины обострения конфликтов между церковной и светской властями. Объясните, почему Церковь в противостоянии со светской властью одерживала верх.

3.              Назовите причины и цели крестовых походов. Укажите их направления. Какие государства были образованы крестоносцами на Востоке?

4.         Какую роль в Средневековой Европе играла инквизиция?

5.              Объясните суть взглядов теолога Фомы Аквинского. Почему его теория стала официальной доктриной Католической церкви?

УчебникN

Учебник А.Н. Сахаров и Н.В. Загладин 10кл.

  • Два по английскому как пишется
  • Два по английски как пишется прописью
  • Два плута датская сказка
  • Дважды два четыре как пишется через дефис или нет
  • Дважды герой советского союза как пишется