Два утра чацкого сочинение рассуждение

Обновлено: 08.01.2023

Произведение нас знакомит с одним из главных героев, представителем московского дворянства с косными устоями – Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Он – хозяин дома, в котором происходит главное событие комедии.

Из первого действия мы узнаем о том, что к дочери Фамусова Софье приезжает Чацкий — ее друг детства. Именно этот герой является полной противоположностью пожилого чиновника. И между ними назревает конфликт. Насколько разные взгляды и ценности у этих героев мы отчетливо видим уже во втором действии.

На балу у Фамусова, автор знакомит нас с его гостями. Среди которых князь Тугоуховский, его жена и шесть дочерей. Нечестный картежник и услужливый человек Загорецкий и тетка Софьи Хлестова. Мы видим, как гости прислуживаются перед друг другом. Молчалин, ухажер Софьи, опускается до того, что восхищается гладкой шерстью собачки Хлестовой, чтобы вызвать расположение к своей персоне. Чацкий это замечает и надсмехается над лестью Молчалина.

Взгляды Фамусова на образование и воспитание

Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.

Вопрос:

Сочинение *Один день в дому Фамусова

Ответы:

Зависимость героя от общественного мнения

Разоблачение пороков чиновничества (Ревизор) – сочинение по теме комедии

Все школьные сочинения по литературе

Великая, царственная Москва XIX века. В ее цветущих садах и парках, в ее пышных домах и залах разгуливает аристократическая верхушка. Знать безудержно и безрассудно веселится, даже не подозревая о том, что в это время один из русских писателей решил создать пьесу, и ее героями он выбрал каждого из них, приверженцев крепостничества и единовластия Екатерины II. Пьеса будет дописана, и любой из представителей высшего московского общества сможет узнать в каком-то из ее героев себя.

А. С. Грибоедов собрал в доме Павла Фамусова разных персонажей, являющихся воплощением характерных черт людей высшего света. Это хитрые, ловкие дельцы, такие как Загорецкий. Это такие люди, как Молчалин, с молчаливого позволения которых творится беспредел в окружающем нас мире. Это карьеристы и глупцы, погрязшие в роскоши и лицемерии, потерявшие при этом свое человеческое обличие.

Автор собирает всю разношерстную московскую публику в доме Фамусова. Всех знатных гостей тут же оценивает Чацкий, высмеивая неприкрытые пороки каждого. Лицемерие высшего общества, пустая болтовня женщин и нескончаемый поток сплетен раздражает и гневит его. Это общество отказывается слушать и слышать нового человека — образованного, с чистой душой, открыто заявляющего о своих взглядах на жизнь.

Софья, на которую Чацкий возлагал свои последние надежды, предала его. Софье не нужна его любовь, и она с легкостью объявляет его сумасшедшим. А высший свет только того и ждал — легче признать чье-либо сумасшествие, чем свою глупость.

Еще сочинения автора:

Отношение Фамусова к людям

Значение образа Фамусова

СочиненияЧацкий и фамусовское общество своеобразие конфликта для сочинения по теме

Тема сочинения: День в доме Фамусова

В Москву после долгого отсутствия возвращается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. В свое время, он рос в доме богатого московского барина Фамусова, был влюблен в его дочь Софью и сейчас, вернувшись в Москву, прежде всего спешит встретиться с ней. Но Софья забыла его, полюбила Молчалина, секретаря отца. Чацкий не сразу догадывается об этом,

День. Неизбежен и другой, общественный конфликт: столкновение молодого дворянского интеллигента с фамусовским миром. Но Чацкий неприятен и Софье острой критикой привычного ей быта и нравов московского барства, резкими оценками людей ее круга, в особенности злым осмеянием ее возлюбленного — Молчалина.

ее захватывает длинный период русской жизни — от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.

Около него (Чацкого) группируются и играют, каждое свою роль, новые лица. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие.

Сочинение-сравнение на тему 2 утра чацкого

Ответы:

Вопрос:

Сочинение-сравнение на тему 2 утра чацкого

Ответы:

Мини сочинение на одну из тем
1) Чацкий и Фамусов
2) Моё отношение к Молчалину
3) За что и против чего борется Чацкий
4) Достойна ли Софья любви Чацкого
5) век нынешний и век минувший из комедии Грибоедова
ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.

Ответы:

В моей комедии 25 глупцов на одного
здравомыслящего человека. И иногда
человек, разумеется, в противоречии
с обществом, его окружающим,
его никто не понимает, никто простить
не хочет, зачем он немножко повыше других.
А.С. Грибоедов
В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию “Горе от ума”. Главным героем этой комедии является Чацкий.
Чацкий — это молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии”. Детство его прошло в Москве, в доме Фамусова — друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с Софией. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный.
Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова из-за того, что любит Софию. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софии свою горячую любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически, горячо. Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания, вопросы:
Ах, боже мой! ужли я здесь опять,
В Москве.
Чацкий умен, красноречив, его речь остроумна и метка. София говорит о нем:
Остер, умен, красноречив.
Чацкого рекомендует Фамусов:
…он малый с головой
И славно пишет, переводит…
Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний…
Образ Чацкого — это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Он презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу. Для него любовь — святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью переживает разочарование, которое постигло его, когда он узнал, что София любит другого, то есть Молчалина. Чацкий одинок в доме у Фамусова. Все отвернулись от него, назвав сумасшедшим. Причину его сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Чацкий вынужден был покинуть дом Фамусова. Он побежден, потому что силы были неравные. Но в свою очередь он дал хороший отпор веку “минувшему”.
Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе “А судьи кто. ” он гневно выступает против угнетателей:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Чацкий считает, что служить нужно не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах.
Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, которому люди должны подражать.
Эта комедия, бесспорно, — лучшее произведение великого драматурга.

Читайте также:

      

  • Сочинение про змея горыныча
  •   

  • Сочинение принадлежащие крупнейшему врачу средневекового востока ар рази меморандум
  •   

  • На фронте будучи уже взрослым и тертым воякой сочинение егэ
  •   

  • Сочинение видеть и чувствовать это быть размышлять это жить у шекспир
  •   

  • Сочинение марья антоновна ревизор


4

1 ответ:



0



0

<span>«Мильон терзаний» Чацкого. </span>
<span>Из огня тот выйдет невредим, </span>
<span>Кто с вами день пробыть успеет, </span>
<span>Подышет воздухом одним, </span>
<span>И в нём рассудок уцелеет. </span>
<span>А. С. Грибоедов. </span>
<span>По мнению В. Г. Белинского, «Горе от ума» – это благороднейшее </span>
<span>создание гениального человека. А И. А. Гончаров в своей статье «Мильон </span>
<span>терзаний» писал: «Горе от ума» – есть и картина нравов, и галерея живых </span>
<span>типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия. » И, видимо, </span>
<span>поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со </span>
<span>сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение. </span>
<span>В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина </span>
<span>Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и </span>
<span>образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и </span>
<span>преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» с </span>
<span>«веком минувшим» , Чацкого и фамусовского общества. </span>
<span>В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. </span>
<span>Их основные занятия – «обеды, ужины и танцы» . И вот в этот дом, где все </span>
<span>пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В </span>
<span>образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, </span>
<span>воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы </span>
<span>жизни. </span>
<span>В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются </span>
<span>социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все </span>
<span>терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, </span>
<span>которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что </span>
<span>Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и </span>
<span>есть всего два таланта: «умеренность» и «аккуратность» . При всех своих </span>
<span>душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не </span>
<span>может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью </span>
<span>противостоит этому обществу. Софья оказывается среди «мучителей» , </span>
<span>оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма </span>
<span>Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого </span>
<span>мечтателя в фамусовском мире. </span>
<span>Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас </span>
<span>крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая </span>
<span>мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных </span>
<span>детей» сгоняют «на крепостной балет» , чтобы удовлетворить желание барина, </span>
<span>когда людей меняют на «борзые три собаки» . Чацкий видит, что у власти стоят </span>
<span>люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь: </span>
<span>Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, </span>
<span>Великолепные соорудя палаты, </span>
<span>Где разливаются в пирах и мотовстве. </span>
<span>И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, </span>
<span>умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть» . И </span>
<span>такой человек как Чацкий, который в науки «вперит ум, алчущий познаний, или </span>
<span>в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и </span>
<span>прекрасным» навсегда будет изгнан из такого общества. </span>
<span>Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов жизни </span>
<span>старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его </span>
<span>мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин» . </span>
<span>Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся </span>
<span>правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, </span>
<span>развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, </span>
<span>получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает </span>
<span>принимать за образцы таких как «дядюшка Максим Петрович» , потому что не </span>
<span>видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во </span>
<span>всеусл</span>

Читайте также

<span>Мой самый любимый день был вторник. В этот день я скохила в кино с подругой. Мы напокупали сладостей и стали смотреть фильм. А потом мы поли в парк. С деревьев медленно падали жёлтые листья. Мы ходили по тропинкам,фотографировали памятники. Было очень весело.</span>

Выделить надо во всех словах «Добр».

Лесной (н) склад,лесистый (ист) край 
земной (н) поклон, земляной (ян) вал 
старый друг, старинный (н) обычай
Дождливая(лив) погода, дождевая(ев) вода

Знойный — жаркий .
Синоним — жаркий .( близкое по значению слово )

1) Оттепель(женский род,3 склонение),остальные мужского рода,2 скл.
2)Госпиталь(мужской род,2 скл),остальные женского рода,3 скл.
Наступила долгожданная оттепель.
Военный госпиталь находился в старой школе.

СКО, район имени Габита Мусрепова, КГУ «Пескинская средняя школа»

Учитель русского языка и литературы Эффа Тамара Ивановна

Тема: Два утра Чацкого (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

Задачи: -обобщить впечатления учащихся от чтения и анализа произведения, знания о художественном образе и строении произведения;

— развивать навыки устной монологической речи, умения отстаивать свою точку зрения;

-содействовать нравственному воспитанию.

Тип урока: экскурсия по фамусовской Москве.

1.Психологический настрой учащихся. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу успешной работы на уроке.

Итак, мы приступаем к заключительному этапу работы над комедией А.С.Грибоедова «Горе от ума». В ходе обобщения мы должны ответить на проблемный вопрос: «Что разделяет фамусовскую Москву и Чацкого? Почему он вынужден бежать из Москвы?»

2. «Погружение» в текст.

А.С.Грибоедов – автор одного произведения, но столь яркого и удивительного, что вот уже почти два века оно продолжает увлекать читателей и зрителей. Мы смеёмся над героями знаменитой пьесы, сочувствуем Чацкому, не устаём следить за комедий ной интригой, вновь и вновь поражаемся яркому и образному языку.

Перечитывая первое действие комедии, давайте попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова , в который так стремится вернуться Чацкий после трёхлетней разлуки.

Вопросы для обсуждения:

— Каким предстаёт перед нами дом Фамусова утром, перед приездом Чацкого?

(Дом богат, просторен и скучен. Всё как полагается, и никаких следов индивидуальности хозяев. У них нет увлечений, пристрастий, даже занятий нет. Дом скучен, потому что жизнь здесь неподвижна, однообразна. Слова Софьи.)

— Как вы думаете, дома других представителей фамусовской Москвы такие же или другие?

3.Заочная экскурсия по фамусовской Москве.

Первый маршрут пролегает по тем местам Москвы, которые видит Чацкий по дороге к дому Фамусова.

-В каком настроении едет Чацкий?

-Проследите по тексту, начиная с явл.7 д.1, каким рисуется Чацкий? Обратите внимание на его речь.(он «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, вёрст больше седьмисот пронёсся.» Но в это утро Москва открыта Чацкому радостно, «дым отечества» для него «сладок и приятен»).

-Назовите, что встречается на пути Чацкого до дома Фамусова? (Кремль, университет, дома друзей-единомышленников Чацкого, новые дома).

Сделайте вывод по всему сказанному на этом этапе урока.

Действительно, Чацкий заметит новые дома Москвы, старым улыбнётся снисходительно и шутливо. Он думает о старой Москве с чувством превосходства, смеётся над ней беззлобно. Он ещё не чувствует власти этих домов над собой, потому что долгое путешествие ослабило раздражение. Разговаривая с Софьей, Чацкий может ещё думать о старой Москве с чувством превосходства, смеяться над ней беззлобно.

— Подтвердите данный вывод текстом (д.1 явл.7 со слов Чацкого «Где нас нет»).

Подытожим. Перед Чацким промелькнёт и Английский клуб (клоб), членами которого были исключительно представители дворянства; и дом театрала, что «зеленью раскрашен в виде рощи». Но воспоминания о «столпах» Москвы не отравят в это утро надежд Чацкого.

Второй маршрут – отъезд возмущённого Чацкого из Москвы.

Вы помните, что произошло с Чацким на балу в доме Фамусова, помните, что в конце комедии ему указан путь всем происшедшим в пьесе:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок!

-Как вы думаете, Чацкий едет снова по тем же улицам или нет?

— Почему здесь не найти места «где оскорблённому есть чувству уголок»?

Обобщение, вывод. Действительно, Чацкий едет в это утро мимо домов, куда путь ему закрыт, мимо домов, где живёт

Мучителей толпа.

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков…

Дома Хлёстовой, Скалозуба, Хрюминых, Тугоуховских отталкивают Чацкого. Действительно, здесь уже нет места «где оскорблённому есть чувству уголок». «Великолепные палаты» отцов отечества, которые «разливаются в пирах и мотовстве» ещё раз дают нам представление о фамусовском обществе.

4.Итог наблюдений по тексту. Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

— Почему Чацкий вынужден бежать из Москвы?

-Что разделяет фамусовскую Москву и Чацкого?

-Что привело героя к разрыву с Москвой?

5.Заключительное слово учителя, обращающее внимание на особенности языка и стиля комедии.

В целом вся языковая и стилистическая стихия «Горя от ума» отразила главные особенности речи, а значит особенности национального характера русского человека.

Обращаясь к грибоедовской комедии, мы всякий раз восхищаемся её броскими, ёмкими фразами, бьющими точно в цель.

6.Работа по тексту. Из д.1 – первая группа и из д.4 – вторая группа выписать крылатые слова, которые можно назвать пословицами и поговорками. Указать, когда, кем и при каких обстоятельствах, о ком были сказаны эти слова.

7.Рефлексия. Подведение итогов.

Д/задание: подготовка к сочинению по комедии.

Дополнительный материал.

1.Занимательная викторина по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

(см. дидактические материалы по литературе)

2.Высказывания о стихе комедии

— В.Г.Белинского,

— А.С.Пушкина

-К.Г.Паустовского.

«Пески орта мектебі» КММ

КГУ «Пескинская средняя школа»

Открытый урок по русской литературе. 9 класс.

Мұғалім/ учитель: Эффа Т.И.

2014-2015оқу жылы

2014-2015 учебный год

«Пески орта мектебі» КММ

КГУ «Пескинская средняя школа»

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Весёлая грамматика»

Мұғалім/ учитель: Эффа Т.И.

Гейман Л.В.

2014-2015оқу жылы

2014-2015 учебный год

Понятие «мильон терзаний»

Данное выражение наблюдается в самой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В третьем действии комедии на мысль Фамусова о том, что Чацкий находится не в своей тарелке, главный герой отвечает, что по приезде в Москву он получил «мильон терзаний». Чацкий говорит о том, что он чувствует себя потерянным среди «дружеских тисков», «шарканья», «восклицаний» и «всяких пустяков». Оказавшись в Москве, Чацкий, по его словам, чувствует настоящее горе.

Выражение «Мильон терзаний» обрело популярность в русской литературе благодаря критическому этюду И. А. Гончарова, который носит название «Мильон терзаний». Автор с меткость отметил, что Чацкий терзается на протяжении всего повествования да так и уезжает с этими же терзаниями.

Сочинение на тему: ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Софья Павловна — дочь Павла Афанасьевича Фамусова, на момент нашего с ней знакомства — девица семнадцати лет. Она рано лишилась ма­тери и воспитывалась старушкой мадам Розье, которая, по словам Фамусова, «умна была, нрав тихий, редких правил». Ученье Софьи было до­верено приходящим учителям, с одинаковым ус­пехом обучавшим «и танцам, и пенью, и нежнос­тям, и вздохам».

Как и другие девушки ее круга, Софья воспи­тала свой вкус и черпала большинство представ­лений об окружающем из сентиментальных ро­манов.

Софья росла вместе с Чацким, и это породило их детскую дружбу, которая (прежде всего со сто­роны Чацкого) незаметно переросла в любовь. Чацкий считает Софью своей единомышленни­цей и привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Его чувство по-настоящему искреннее и горячее. Возвратившись в Москву, он спешит встретиться с любимой девушкой и при первом же свидании объясняется ей в любви. Но…

Но Софья сильно изменилась. Она холодна с Чацким. Ее смущают его «вопросы быстрые и любопытный взгляд», воспоминания юности она считает ребячеством. То, что раньше притягива­ло и забавляло, теперь уже не находит отклика в ее душе. В Чацком Софья видит человека, кото­рый любого «унизить рад, кольнуть», «завистлив, горд и зол», который «свет ругает наповал» с од­ной лишь целью, «чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал…». «Веселость ваша не скромна, … вы желчь на всех излить готовы…» — обвиняет она Чацкого. Не удивительно, что, обладая такими качествами, он становится для Софьи причиной «ужасного расстройства».

Характер Софьи сложный и противоречивый, но в чем-то главном под стать характеру самого Чацкого. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную независимость, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Она не привык­ла скрывать свои чувства. «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны? Смешно — пусть шу­тят их; досадно? — пусть бранят», — говорит она. Молчалин упрекает Софью в излишней откровен­ности, но она горда, не выносит притворства, она считает невозможным «любезничать сквозь сле­зы».

Софья получила хорошее образование, к тому же от природы наделена сильным характером и живым умом, способностью глубоко переживать и искренне любить, но все перечисленные поло­жительные черты ее характера не могли долж­ным образом развиться в фамусовском обществе. Представления о людях Софья черпала из сенти­ментальной французской литературы, которая и воспитала в ней мечтательность и чувствитель­ность. И на Молчалина она обратила внимание только потому, что он некоторыми своими чер­тами напоминал ей любимых героев.

Наилучшим образом понять противоречивый характер Софьи помогает ее сон: он как бы содер­жит формулу души девушки и своеобразную про­грамму действий. Он же дает нам представление и об идеале молодого человека, подходящего на роль избранника ее сердца, который должен быть «…и вкрадчив и умен, но робок…», поскольку «в бедности рожден». Молчалин именно таков. Он беден и безроден, «за других себя забыть готов, враг дерзости», всегда застенчив и несмел, из «глубины души» вздыхает, «ни слова вольно­го…».

«Зачем Же вы его так коротко узнали?» — спрашивает Чацкий. И Софья искренне отвеча­ет:

Я не старалась, Бог нас свел.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел…

К тому же он «уступчив, скромен, тих», «в лице ни тени беспокойства», «и на душе проступ­ков никаких», — перечисляет она «чудеснейшие свойства» своего избранника. — «Вот я за что его люблю».

Конечно, Софья способна оценить избранни­ка здраво и критически, прекрасно видит, что «нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума…». Но «этакий ли ум семейство осча­стливит?» — рассуждает она дальше. Да, Чацкий умен, образован, способен на пылкое искреннее чувство, имеет свое собственное мнение по любо­му поводу и не стесняется его высказывать. Но что это может стоить в мире Фамусовых и Молчалиных? Какую пользу может принести Софье такой возлюбленный?

Софья, при всех своих хороших душевных за­датках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру, и она не может полюбить Чацкого, который всем складом души ему противостоит. А вот Молчалин, любящий Софью «по должнос­ти», играет роль любовника «в угодность дочери такого человека», «который кормит и поит, а иногда и чином подарит», в этом мире принят как свой.

Софья же испытывает настоящее чувство, ко­торое она не желает скрывать и которое считает самым высоким и значительным в жизни. Чув­ства Софьи — это чувства влюбленности, прекло­нения, даже подчинения, а не только лишь стрем­ление покровительствовать любимому человеку, «бедному, скромному, не смеющему на нее глаз поднять». Она готова возражать на любые, самые страстные и благоразумные доводы Лизы, но ни секунды не сопротивляется сдержанным словам Молчалина, проявляя готовность следовать его указаниям:

Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слезы;

Боюсь, что выдержать притворства не сумею…

Софья еще так молода, так неопытна, но «за­датки недюжинной натуры» загублены «в духо­те, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. Очень хорошо сказал о ней в статье «Мильон тер­заний» писатель И. А. Гончаров: «Это смесь хо­роших инстинктов с ложью, живого ума с отсут­ствием всякого намека на идеи и убеждения, — путаница понятий, умственная слепота… все это не имеет в ней характера личных пороков, а яв­ляется как общие черты ее круга». В этот круг замечательным образом вписывается Молчалин, и потому, как ни горько это сознавать, именно Молчалина, это «жалчайшее созданье», Софья предпочла Чацкому.

А. С. Грибоедов писал одному из своих друзей, П. А. Катенину, о Софье: «…девушка сама неглу­пая, предпочитает дурака умному человеку». Почему? Спор об этом не прекращается вот уже много десятилетий и до сих пор не решен оконча­тельно. Возможно, такая недоговоренность, не­ясность и противоречивость образа Софьи при­ближает ее к нам, к нашему времени, заставляя еще раз задуматься над тайнами человеческой души, поразмышлять над тем, что человек не все­гда свободен в своих поступках и чувствах?

«Горе от ума» — эти слова в бессмертной ко­медии А. С. Грибоедова принято относить к глав­ному герою, Чацкому, но они и о Софье. Она, вос­питанная в фамусовской среде, в критический момент оказывается, к сожалению, такой же, как и остальные: ее не хватает на то, чтобы не опус­титься до распространения гнусной клеветы, бо­лее того — пусть невольно, она оказывается ее автором. Это недостойно ее, потому что Софья умнее, честнее, ярче всех тех, кто окружает ее. Она начитанна, интересно мыслит, искренне лю­бит, и вообще умом и характером под стать Чац­кому, но никак не Молчалину. Любовь к друго­му помешала Софье понять Чацкого, независимо от ее отношения порадоваться встрече с другом детства и остановиться перед возможностью оск­вернить дружбу. Но, когда девушка узнает истин­ное лицо Молчалина, она ведет себя достойно и вызывает уважение. Она оказывается выше, луч­ше всех тех, кто находится рядом, лучше их свой­ствами души, тонкостью ума, благородством на­туры, а это опасно в ее среде, и ее дальнейшая жизнь, по-видимому, окажется нелегкой. Все это видел и чувствовал И. А. Гончаров, который в статье «Мильон терзаний» написал о Софье: «…в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Неда­ром любил ее Чацкий. После него она одна из всей толпы напрашивается на какое-то грустное чув­ство, и в душе читателя против нее нет того безу­частного смеха, с каким он расстается с прочи­танными лицами».

Сочинение на тему: ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • сочинение на тему горе от ума комедия или драма
  • горе от ума комедия или драма сочинение
  • горе от ума комедия или драма
  • сочинение горе от ума комедия или драма
  • в чем трагедия софьи горе от ума

Сохрани к себе на стену!

Любовные терзания

Вся комедия «Горе от ума» завязывается на любовном конфликте. Главный герой Чацкий после длительного отъезда оказывается в доме Фамусовых, чтобы увидеть свою возлюбленную Софью. Показывая свое неравнодушное отношение к девушке, Чацкий видит, что она холодна с ним. Это заставляет главного героя задуматься о любви, терзаться сомнениями, любит ли его Софья, а если не любит, то почему.

Чацкий буквально сразу определяет причину равнодушия Софьи: она влюблена в Молчалина. Он внутренне и внешне терзается непониманием, что его возлюбленная нашла в этом лицемерном человеке. Чацкий пытается доказать Софье то, что Молчалин ей не пара.

Мильон терзаний :: Гончаров Иван Александрович

За него отвечает Грибоедов, который неспроста кончил пьесу этой катастрофой. В ней, не только для Софьи, но и для Фамусова и всех его гостей, «ум» Чацкого, сверкавший, как луч света в целой пьесе, разразился в конце в тот гром, при котором крестятся, по пословице, мужики.

От грома первая перекрестилась Софья, остававшаяся до самого появления Чацкого, когда Молчалин уже ползал у ног ее, все тою же бессознательною Софьей Павловною, с тою же ложью, в какой ее воспитал отец, в какой он прожил сам, весь его дом и весь круг. Еще не опомнившись от стыда и ужаса, когда маска упала с Молчалина, она прежде всего радуется, что «ночью все узнала, что нет укоряющих свидетелей в глазах!»

А нет свидетелей, следовательно, все шито да крыто, можно забыть, выйти замуж, пожалуй за Скалозуба, а на прошлое смотреть…

Да никак не смотреть. Свое нравственное чувство стерпит, Лиза не проговорится, Молчалин пикнуть не смеет. А муж? Но какой же московский муж, «из жениных пажей», станет озираться на прошлое!

Это и ее мораль, и мораль отца, и всего круга. А между тем Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все, —

Свет не карает заблуждений,

Но тайны требует для них!

В этом двустишии Пушкина выражается общий смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. После катастрофы, с минуты появления Чацкого оставаться слепой уже невозможно. Его суда ни обойти забвением, ни подкупить ложью, ни успокоить — нельзя. Она не может не уважать его, и он будет вечным ее «укоряющим свидетелем», судьей ее прошлого. Он открыл ей глаза.

До него она не сознавала слепоты своего чувства к Молчалину и даже, разбирая последнего, в сцене с Чацким, по ниточке, сама собою не прозрела на него. Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел. Ее не смущали свидания наедине ночью, и она даже проговорилась в благодарности к нему в последней сцене за то, что «в ночной тиши он держался больше робости во нраве!» Следовательно и тем, что она не увлечена окончательно и безвозвратно, она обязана не себе самой, а ему!

Наконец, в самом начале, она проговаривается еще наивнее перед горничной.

Подумаешь, как счастье своенравно, —

говорит она, когда отец застал Молчалина рано утром у ней в комнате, —

Бывает хуже — с рук сойдет!

А Молчалин просидел у нее в комнате целую ночь. Что же разумела она под этим «хуже»? Можно подумать бог знает что: но honne soit qui mal y pense[6]! Софья Павловна вовсе не так виновна, как кажется.

Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже . Остальное принадлежит воспитанию.

Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано (еще с аккомпанементом флейты), стихи, французский язык и танцы — вот что считалось классическим образованием барышни. А потом «Кузнецкий мост и «, балы, такие, как этот бал у ее отца, и это общество — вот тот круг, где была заключена жизнь «барышни». Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей — и оттуда инстинкты развивались в уродливые, жалкие или глупые свойства: , сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже.

klassreferat.ru

Софья Фамусова занимает особое место в системе персонажей комедии Грибоедова «Горя от ума». Любовный конфликт с Софьей вовлек Чацкого в конфликт со всем обществом, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль». София не принимает сторону Чацкого, но и не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя она жила и воспитывалась в его доме. Эта героиня — человек замкнутый, скрытный, к ней трудно подступиться. В характере Софьи есть качества, резко выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням («Что мне молва? Кто хочет, так и судит…»). Тем не менее, Софья знает «законы» фамусовского общества и не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает «общественное мненье», чтобы отомстить Чацкому. Безусловно, в характере Софьи есть не только положительные, но и отрицательные черты. «Смесь хороших инстинктов с ложью» увидел в ней Гончаров. Своеволие, упрямство, капризность, довольно размытые представления о морали делают ее одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь, оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя сама осталась убежденной в том, что Чацкий — совершенно «нормальный» человек. Главный герой же окончательно разочаровался в Софье именно тогда, когда узнал, что ей обязан «этим вымыслом». Эта героиня умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит ее в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, но настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, «как портрет выходит пошл» (Гончаров). Ее похвалы Молчалину («Целый день играет!», «Молчит, когда его бранят!») дают совершенно противоположный эффект: Чацкий отказывается понимать все сказанное Софьей буквально и приходит к выводу, что «она его не уважает». Эта девушка, любительница французских романов, очень сентиментальна. Вероятно, как и пушкинские героини из «Евгения Онегина», она мечтает о «Грандисоне», но вместо «гвардии сержанта» находит другой «совершенства образец» — воплощение «умеренности и аккуратности». Софья идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его «пошлости» и притворства. «Бог нас свел» — этой романической» формулой исчерпывается смысл любви Софьи к Молчалину. Он сумел понравиться ей, прежде всего, тем, что ведет себя, как живая иллюстрация к только что прочитанному роману: «Возьмет он руку, к сердцу жмет, / Из глубины души вздохнет…». Отношение Софьи к Чацкому совершенно иное: ведь она не любит его, поэтому не желает выслушать, не стремится понять, избегает объяснений. Софья несправедлива к главному герою, приписывая ему злобное желание «унизить» и «кольнуть» всякого, и даже не пытается скрыть свое безразличие к нему: «На что вы мне?» В отношениях с Чацким героиня столь же «слепа » и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным: ее представление о бывшем возлюбленном далеко от реальности. Софья, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдается любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Даже забвение приличий (ночные свидания, неумение скрывать от окружающих свою любовь) — свидетельство силы ее чувства. Любовь к «безродному» секретарю отца выводит Софью за пределы фамусовского круга, ведь она сознательно рискует своей репутацией. При всей книжности и очевидном комизме эта любовь — своеобразный вызов героини и отцу, который озабочен тем, чтобы приискать ей богатого жениха-карьериста, и обществу, которое извиняет только открытый, ничем не прикрытый разврат. Высота чувств, не свойственная фамусовскому обществу, делает Софью внутренне свободной. Она настолько счастлива своей любовью, что не боится разоблачения и возможного наказания: «Счастливые часов не наблюдают». Неслучайно Гончаров сравнил Софью с пушкинской Татьяной: «… Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой. И София, как Татьяна же, сама начинает роман, не находя в этом ничего предосудительного». Софья обладает сильным характером и развитым чувством собственного достоинства. Она самолюбива, горда, умеет внушить уважение к себе. В финале комедии героиня прозревает, понимая, что была несправедлива к Чацкому и любила человека недостойного ее любви. Любовь сменяется презрением к Молчалину: «Упреков, жалоб, слез моих / Не смейте ожидать, не стоите вы их…». Хотя, по мнению Софии, свидетелей унизительной сцены с Молчалиным не было, ее мучит чувство стыда: «Себя я, стен стыжусь». София осознает свой самообман, винит только себя и искренне раскаивается. «Вся в слезах», она произносит свою последнюю реплику: «Я виню себя кругом». В последних сценах «Горя от ума» от прежней капризной и самоуверенной Софьи не остается и следа — «оптический обман» раскрылся, и в ее облике отчетливо проступают черты трагической героини. Судьба Софии, на первый взгляд, неожиданно, но в полном соответствии с логикой ее характера, сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого. Действительно, как тонко заметил И.А.Гончаров, в финале комедии ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний» ». Развязка любовного сюжета комедии обернулась для умной Софии «горем», жизненной катастрофой.

Рекомендуем посмотреть:

  • Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» сочинение
  • Грибоедов и его комедия «Горе от ума»
  • Образ Чацкого (по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
  • Художественные особенности комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
  • Новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
  • Образ Молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Сравнение образов Софьи и пушкинской Татьяны
  • Характеристика образов «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Как воспринимает Чацкого Софья (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)
  • Основные причины конфликта Чацкого с фамусовским обществом

Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, при этом он явно не комический персонаж. Комедия разыгрывается вокруг него, он же оказывается вовлечённым в общее колесо жизни дворянской Москвы.

Герой рано остался без отца, мать, очевидно, была нездорова (по словам Фамусова, “покойница с ума сходила восемь раз”). Воспитанный в доме Фамусова, Александр только одно нашёл близким себе – общение с Софьей, полусиротой, как и он. Среди общих домашних учителей, праздников с гостями, спектаклями родилась привязанность, а потом любовь. Она и в момент начала действия пьесы движет Чацким, который после трёхлетней жизни за границей торопится в надежде на личное счастье.

Насколько оно возможно? Любовная интрига, оставаясь в центре до конца действия, не является главной. Герой ещё не знает, что ему уготовано горе, и от ума, и от предательства. Но для читателя с первых явлений понятна главная задача Чацкого – всколыхнуть застоявшееся чиновничье-дворянское болото московской жизни. Удивительно при этом, что, с детства находясь в доме Фамусова, герой ничего не взял из житейской мудрости своего опекуна. Ведь он неоднократно слышал восхваления Фамусова в адрес тех, кто умел выслужиться, получить чины, награды; очевидно, и способы назывались – от умения “сгибаться вперегиб” до подобострастного шутовства того же Максима Петровича.

Но Чацкий удивительным образом избежал влияния окружавшей его среды, уже с детства распознав рабство и его бесчеловечную сущность в продаже людей крепостного сословия, в обмене их на собак. У него сложились свои представления о всех сторонах жизни: если служить, то только делу, без угодничества; если выбирать общество, то только по принципу уважения к достоинствам человека, а не к его связям и богатству; если искать проявления патриотизма, то в “русском бодром” народе и родном языке, а не в военном расшитом золотом мундире.

Главная заслуга Чацкого, – что он, видя своё одиночество в обществе, не молчит о своём несогласии с ним, смело спорит, высмеивает, обвиняет, заставляет считаться с собой. Он один в поле воин, и при этом настоящий боец.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Образ и характеристика Чацкого

Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

Александр Андреевич Чацкий — главный персонаж в пьесе «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова. Чацкий один из самых знаменитых персонажей в российских пьесах. Грибоедов не старался сделать этого героя, как и всех остальных в этом произведении, полностью положительного или отрицательного. Он вложил в него как хорошие качества, так и плохие, приближаясь к реализму.

Чацкий в пьесе молод, но уже не является мальчиком. Родители у него умерли рано, и он воспитывался у друга своего отца — Фамусова. Молодой человек относится к роду потомственных дворян. На данный момент у Чацкого имеется триста-четыреста душ. Воспитывался он вместе с дочкой Фамусова — Софьей. Она была его лучшим другом, которого Александр полюбил. Когда Чацкий вырос, то решил жить отдельно, объясняя это тем, что в доме друга отца ему стало скучно. Позже он уехал в путешествие на три года, чтобы получить дополнительные знания. До этого был на службе, но ушел из-за того, что ему не нравилось прислуживать лицам. Он считал, что наступило другое время и нужно рушить старые устои.

Александр Андреевич умный и способный человек. Все считают, что он добился бы многого, оставшись на службе. Также Чацкий остроумный человек, но иногда бывает и язвительным. После поездки за границу он перестал понимать устои России (прислуживать людям, делать из себя посмешище, чтобы угодить вышестоящим лицам). Службу молодой человек признавал только в проявлении себя именно в работе, используя свои способности и знания. Он открыто смеялся над Фамусовым и людьми, которые его окружают, понимая, что это их обижает. Чацкий порицал глупость этого народа.

Сразу после приезда, не заезжая домой, Александр поехал к Софье. При встрече он выяснил, что она давно влюблена в другого — Алексея Степановича Молчалина — и называла бывшие отношения с Александром «детскими шалостями». Степан был не похож на Чацкого. Он был не глуп, умен по-своему. Молчалин относился к тому типу людей, которые прислуживают и добиваются успеха в карьере за счет своей хитрости. Поэтому он и «Молчалин». Из-за этого Софья его и выбрала (она никогда не стала бы быть с Чацким). Софье не нравилось насмешливое обращение к ней Александра и пустила слух, что Чацкий сумасшедший, что быстро распространилось в обществе.

Узнав об этом, молодой человек бежал из того места. Куда? Об этом можно только догадываться. Может, он сбежал к таким же людям, как он, желая революции. Ведь Грибоедов выражал свои мысли через Чацкого, а у писателя были друзья-декабристы. И сам он был подозреваемым в участии планов декабристов.

Сочинение про Чацкого

Произведение Грибоедова «Горе от ума» отражает конфликт политических взглядов консервативно настроенного общества с людьми нового поколения и новыми веяниями. Комедия отразила эту проблему ярко, хлестко с присущей этому жанру сатирической силой и остроумием.

Чацкий – единственный человек нового поколения, который противостоит консервативному большинству. Очевидно, что пьеса «от и до» посвящена идеям декабризма. Здесь и патриотический настрой Чацкого, и громкие высказывания в защиту науки и просвещения, и критические замечания относительно крепостного права, а также идея самобытности русских людей, особенности русской национальной культуры.

Интересно, что главный герой произведения является, по своей сути, воплощением автора, его идей и страстей. Чацкий долгое время путешествовал по миру, в результате чего вдохновился идеями равенства, братства и свободы личности. Но возвратившись на родину, герой видит, что ничего вокруг не изменилось, люди остались прежними. В доме Фамусова не рады приезду Чацкого, и главный герой это сразу замечает. Он видит, что общество в стране построено на лицемерии и обмане, а главными занятиями московского дворянства являются бесконечные празднества, танцы и застолья.

Чацкий принадлежит к дворянам, небогат, в свое время отказался от военной службы. Свой поступок он объяснил тем, что не видит в этом деле никакой пользы и что рад был бы служить, а не прислуживаться.

Чацкий противостоит жителям фамусовского дома: Скалозубу, Молчалину, Репетилову и самому Фамусову. В комедии автор высмеивает и осуждает этих людей как представителей светского общества того времени.

Причиной возвращения главного героя на родину стала его безграничная любовь к Софье. Оказавшись в Москве, он сразу же направляется в дом Фамусова и признается девушке в своих чувствах. По этому поступку можно охарактеризовать Чацкого как человека пылкого, страстного и романтичного. Любовь для него – высшее чувство, святыня. Какую же боль ему приходится испытать, когда он узнает, что Софья любит Молчалина.

Чацкий образован, обладает тонким, острым умом и находчивостью. Но все эти качества окружающие будто не замечали, и только служанка Лиза смогла их отметить в разговоре с Софьей. Но та на слова девушки не обратила никакого внимания.

Главный герой резко осуждает крепостное право, называвшая их источником несчастья. Он презирает московских «тузов», для которых жизненным идеалом является богатство и карьерный рост. Чацкий отмечает неспособность старшего поколения отстаивать свою позицию и высказывать мнение.

В противостоянии с фамусовским обществом герой терпит ужасное поражение: Софья предпочитает его Молчалину, общество его не принимает и высмеивает. Потрясенный этими обстоятельствами Чацкий уезжает из города. По словам И.А. Гончарова, Чацкий оказался сломлен количественным превосходством «старой силы», но сам же нанес ей сокрушительный удар качеством силы нового поколения.

Вариант 3

Комедия Грибоедова «Горе от ума» усеяна различными отрицательными героями. Героями, которые вызывают неуважение, презрение и даже злость за их поступки, слова и мысли. Антагонистом же всех плохих героев является Александр Андреевич Чацкий.

В наше время очень популярны американские фильмы, снятые по комиксам и разного рода боевики, где один герой борется с десятком противников. Чацкий — это прототип такого героя в русской литературе, только борется он не физически, а духовно.

Александр Андреевич обладает самыми лучшими качествами человека: честностью, достоинством, честью, отвагой, сообразительностью, остроумием. Когда он возвращается в Москву, чтобы встретиться с любовью всей своей жизни, Софьей, он приходит в большой шок, потому что любимая девушка теперь с ним холодна, а общество, которое образовалось вокруг её отца, поражает Чацкого своей глупостью, наивностью, преклонностью перед всем иностранным, лицемерием и абсурдностью своих размышлений. Чего только стоит один Скалозуб, который утверждает, что книги плохо сказываются на людях.

Увидав весь этот цирк в лице общества Фамусова, наш герой решает с ним бороться, доказать Софье, что их любовь ещё жива. Он путешествовал три года, но его любовь не прошла. Он прожил всё своё детство и юношество в доме Фамусовых, и он прекрасно помнит, как весело ему было тогда. Сейчас же перед ним восстал голем абсурда, являющий общество дома Фамусовых.

На балу он ни разу не стесняется говорить всем присутствующим в глаза, какие они невежды, как мелочна их жизнь, как жалко их преклонение перед иностранным, как недостойно они себя ведут. Люди же, будучи огромной массой, и из-за этого имеющие большую силу общественного мнения сходятся на том, что Чацкий сошёл с ума, и это идея как пуля пролетает по всему обществу.

Чацкий — это инородное тело в желудке, который пропитан лицемерием и испорченностью. Отравленный и пьяный модой общества орган пытается извергнуть инородное тело из себя, общество Фамусова во главе с хозяином дома пытаются сделать из Чацкого ненормального человека, потому что всё, что противоречит их законам — ненормально, но они не допускают, что это не Чацкий лишний в этом органе, это сам желудок стоило бы вырезать, как загноившуюся рану, потому что он не несет никакой пользы, а даже скорее воздействует пагубно на весь организм, зовущийся Россией.

Образец 4

Произведение «Горе от ума» показывает нам борьбу старого и нового, широко развернувшейся в России в это время между людьми с взглядами декабристов и господами. Богатому обществу, где господствует Фамусов и другие его единомышленники противопоставлен в комедии Чацкий.

 Мы видим, что мировоззрение Чацкого произошло в период подъема. Он рос в доме Фамусова любознательным, общительным и ранимым мальчуганом. Монотонность устоявшегося быта, духовная бедность московской аристократии вызывали у него тоску и полное отвращение. Он был весь погружен в вольнолюбивые мысли о том, как бы переустроить старое общество, и поэтому совсем не посещал дом, где рос. Даже Софья это подметила. Ведь Чацкий в юношестве уезжает, бросая девушку, для того, чтобы попутешествовать и одновременно обогатить свой ум.

Софья была конечно же испытывала к нему пылкие чувства, но не могла понять, как молодой человек рисковал личным счастьем ради всеобщего блага. Ограниченность в мировоззрениях не позволяет ей оценить образ Чацкого по достоинству. Но, молодой человек ничуть не отклонял чувства Софьи. Он духовные требования ставил шире личных. Возвращаясь в Москву, пламя его любви полно надежд на взаимность. Однако, со временем девушка изменилась. Рассудительная, серьезная девушка, начитавшись романтических произведений, ищет такой же искренней любви, как и Чацкий. Она трезво дает оценку пустым фразам и ограниченному кругозору Скалозуба. Молчалин же кажется лишь только милым и впечатлительным юношей. И если Софья полюбит его, значит, она автоматически примкнет к обществу фамусовых.

Чацкий же прямо дает оценку характеру Молчалина, что обижает девушку. Но точные высказывания в адрес героев пьесы и острый ум кажутся Софье пренебрежением молодого человека к людям. И когда девушка оценивает Молчалина вначале, это дает какую-то надежду Чацкому. Но потом, узнав о том, что Софья все-таки предпочла соперника в супруги его сильно оскорбляет. Наш герой страдает от того, что его унизили, поставив его рядом с Молчалиным. Мы видим, как Чацкий беспощадно срывает маски двуличия и подлости с представителей светского общества, которое погрязло в интригах и развлечениях, разврате и коррупции. Наш герой представлен гуманистом. Он верит, что люди должны стремиться к лучшему. И такие герои, как он, есть. Чацкий говорил о той передовой молодежи, которая пусть и в небольшом количестве, начинала выдвигать передовые идеи. И, несмотря на то, что персонаж терпит поражение от Фамусова и его сторонников, его образ воспринимается с положительной точки зрения. Ведь такие люди существуют всегда, где ведется борьба старого поколения с новым.

Произведение показало историю неприятия человека обществом, которые должно было бы измениться в лучшую сторону. Но оно отвергает это изменение.

Образ и характеристика Чацкого

Образ и характеристика Чацкого

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Папаши Гранде (Евгения Гранде Бальзака) сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Феликс Гранде, представленный писателем в образе отца главной героини романа Евгении, богатейшего жителя города Сомюр.

  • Чему учит рассказ В дурном обществе Короленко

    овесть Короленко « В дурном обществе» учить нас любить друг друга и помогать. Часто люди наносят вред другим даже если не хотят этого. Они просто не замечают что, делают кому-то больно.

  • Лермонтов

    Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – известный русский поэт XIX века. Один из немногих классиков, кто добился признания публики еще при жизни. Его произведения оказали большое влияние на многих коллег

  • Речь Тараса Бульбы о товариществе в повести Тарас Бульба

    Произведение «Тарас Бульба» буквально источает героизм и любовь к народу. Все это отразилось и в весьма эмоциональной речи главного героя.

  • Сочинение по картине Врубеля Царевна лебедь 3, 4, 5 класс (описание)

    Невозможно не восхититься картиной М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Изображенный на ней сюжет завораживает. Здесь царит какая-то таинственная, загадочная и даже мистическая атмосфера.

Сочинение на тему Образ и характеристика Чацкого

Образ и характеристика Чацкого

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Грибоедов

В любом произведении название играет ключевую роль, поэтому является также тезисом главной мысли, заключенной в повествовании. Первым названием Грибоедов как бы говорит: «Горе уму», но потом решает вставить предлог от. Первостепенно в обществе, где жил автор было принято считать, что ум означает прогрессивность идей, а человек умный считался прогрессивным и деятельным. Но почему же возникло название «Горе от ума». И можно ли назвать главного героя умным?

Да Чацкий положительно умен, да и вообще среди героев нет людей простых, они продуманы и готовы на любые свершения, чтобы достичь желаемой цели.

Но Грибоедов пишет, в его повествовании есть двадцать пять глупцов, почему же он выделяет именно Чацкого на фоне всех остальных. На самом деле он выделяется, ему присущи определенные умственные способности, он смотрит на все происходящее и анализирует. Он способен аналитически подходить к происходящему.

У него есть определенный интеллект, но не может применять его на практике. Часто он попадает в разные ситуации, из которых не может выбраться, хотя логически мыслящий человек. Поэтому предлог от вносит отрицательный подтекст в название, несмотря на то, что главный герой умен, он не способен применить имеющиеся знания на практике, это и дает трещину в наличии у него ума.

При этом его фамилия является говорящей и говорит о том, откуда возникает его способность к вольнодумию. Он не пытается понять девушку, которая отвергла его чувства, при этом часто проявляет грубость и непонимание. Ему трудно контролировать свои эмоции. При этом размышлять он может как думающий человек, наделенный способностями.

Несмотря на то, что он обладает умственными способностями, может анализировать, у него есть определенные знания, но нет практической мудрости. Он не может применять полученные знания на практике, поэтому его нельзя назвать умным человеком, потому что жизнь его часто идет под откос из-за неправильного применения полученных знаний.

На вопрос умен ли Чацкий нельзя ответить однозначно, у каждого есть положительные и отрицательные стороны, при этом он не ведет себя как человек мудрый и проницательный.

Сочинение 2

В произведении А. Грибоедова «горе от ума» заложена мысль о том, что в обществе не ценят умных людей. В комедии одним из основных персонажей считается Александр Андреевич Чацкий.

Главный герой описан автором с позитивной стороны. Он дает ему характеристику умного человека. Грибоедов выделяет Чацкого из всех двадцати пяти человек. Он отличается от всего Фамусовского общества своей уникальностью и умственными способностями. Окружающие люди его не принимают и т не хотят понять. Его не любят потому, что умнее, чем все остальные. А таких персонажей посредственное общество не воспринимает и отвергает. Чацкий сильно выделяется, он яркий и заметный персонаж. Его ум мешает герою влиться в коллектив.

Чацкий благодаря своему уму смог выучится и получить хорошее образование. Его семья не была сильно богатой. Чацкий был коренным москвичом. Он родился и рос в этом городе. Покойный отец Александра Андреевича был хорошим товарищем Фамусова, поэтому парень хорошо знал это общество. Бывая в гостях у семьи Фамусовых, парень познакомился с Софией и влюбился в нее. Эта девушка была дочкой хозяина дома.

Чацкий вынужден был отправиться в путешествие на три долгих года, но он понимал, что не вынесет разлуку с любимой, поэтому вернулся раньше. Во время вынужденной поездки парень общался с разными людьми, от которых узнал много новой и полезной информации, приобрел новые навыки. Приехав в Москву парень решил поведать Софии все. Что ему удалось узнать. Но, девушке были не интересны его рассказы, ведь она совсем не интересовалась наукой. За время отсутствия Чацкого в Москве София охладела к нему и влюбилась в другого героя.

От своего путешествия парень взял многое. Он пообщался с умными личностями и узнал много поучительных и интересных умозаключений. Чацкий был умным, но на его родной территории его никто не оценил. Фамусовское общество не хотело его слушать и воспринимать его истории. Им все это не было интересно. Всем коллективом они воспринимали Чацкого как ненормального и сумасшедшего человека. Александр Андреевич понимал, что это общество невозможно исправить и донести до них истину. Чацкий не стал уподобляться всем им и пошёл против коллектива. В итоге он очень пострадал от Фамусовского общества.

Чацкий был достаточно умным человеком и стремился развиваться и познавать новое. Из-за своего большого склада ума он понимал, что окружающее его общество деградирует. От этого осознания реальности ему становилось невыносимо плохо, и однажды он покинул Москву. Чацкого можно смело назвать умным и трудолюбивым человеко.

Другие темы: ← Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)↑ ГрибоедовОбраз Чацкого в комедии Горе от ума →

`

Александр Андреевич Чацкий

Коллекция сочинений: Александр Андреевич Чацкий

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом дворян-крепостников, борьба нового мировоззрения со старым. Эту борьбу идей «века нынешнего»и»века минувшего»Грибоедов показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Главный герой комедии — А. А. Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Чацкий рано лишился родителей и, будучи сыном умершего друга Фамусова, Андрея Ильича Чацкого, рос и воспитывался в доме Ф.. Чацкий с нежностью вспоминает о детстве, проведенном вместе с Софьей, в которую влюблен. Со слов Софьи мы узнаем, что он покинул их дом, где ему было скучно, редко у них бывал, затем опять «прикинулся влюбленным, взыскательным и огорченным», а потом поехал»ума искать». Сам Чацкий говорил, что «хотел объехать целый свет, но не объехал сотой доли». Чацкий был на военной службе, вероятно, с русской армией за границей. Молчалин напоминает ему, что в Москве много говорили о службе Чацкого в Петербурге, о связи его с министрами и о разрыве с ними. О настоящих занятиях Чацкого говорит Фамусов:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти-так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

После длительного путешествия он спешит в Москву, для встречи с любимой девушкой. Любовь его к Софье — чувство искреннее. Ему хочется верить во взаимность, поэтому он не верит в любовь Софьи к Молчалину. Он понял, что заблуждается, только тогда, когда стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой. Любовь поглотила Чацкого, он страдает и называет свое чувство сумасшествием. В ответ на это Софья замечает: «Вот нехотя с ума свела!». Это определение и послужило толчком для развития сплетни о сумасшествии Чацкого опасного по своим взглядам человека. Личная драма Чацкого, придающая движение всему сюжету, углубляет и осложняет общественную его драму, способствует возрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы. В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно представляется, против чего выступает Чацкий, каковы его взгляды. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, к рабской морали косности, к идеалам «века минувшего», «невежеству».

Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Смысл жизни он видит в служении народу, Родине.

Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели», о тех, «чья чаще гнулась шея».

Он презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он клеймит «век минувший»: «Прямой был век покорности и страха». Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся вписаться в полк шутов». Критически относится к засилью иностранцев:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим высоким и прекрасным». Стремление Чацкого «служить», а не «прислуживаться», служить «делу» а не «лицам», его «связь с министрами» и дальнейший полный разрыв — это намек на желание прогрессивно настроенной молодежи преобразовать общество мирным, просветительским путем.

Чацкий ничего не сделал, но он говорил, и за это его объявили сумасшедшим. Старый мир борется со свободным словом Чацкого, используя клевету. Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что много можно добиться словом, и ограничивались устными выступлениями. Однако борьба словом не приводит к победе. Старый мир еще настолько силен, что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы. Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию. По замечанию Гончарова, его роль «страдательная»: в одно и тоже время он и «передовой воин», «застрельщик», и при этом он «всегда жертва». «Чацкий сломлен колличеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», — так определял значение Чацкого И. А. Гончаров.

Популярные сочинения

  • Сочинение Евгений Онегин — образ и характеристика героя романа Пушкина
    В произведении «Евгений Онегин» Пушкин показал не только жизнь разнообразных слоев общества, но и высветил духовные искания дворянской молодежи того времени, отобразив это на примере Евгения Онегина.
  • Сочинение по картине Московская девушка 17 века Рябушкина (8 класс)
    А.П. Рябушкин на своей картине «Московская девушка XVII века» изобразил красивую девушку, проживающую в столице России. Она легко и непринужденно продвигается по заснеженной улице столицы.
  • Сочинение Красота вокруг нас 6 класс
    Каждый день мы занимаемся разными делами. Идем в школу, занимаемся в разных секциях, делаем уроки, общаемся с друзьями, гуляем. Все это кажется совершенно обычным, и, как говорят родители, повседневным.

Вопрос:

сочинение рассуждение каким я вижу александра андреевича чацкого горе от ума 350 слов

Ответы:

4 ЧАЦКИЙ — ОБРАЗ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА» Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь ум. И. А. Гончаров Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она призвала их к борьбе с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры. Мы сегодня восхищаемся художественным совершенством «Горя от ума» , блеском языка, поразительно ярким изображением быта и нравов, реалистической точностью образов. В комедии показана борьба нового со старым, которая проникала во все сферы жизни. Наблюдая эту борьбу, Грибоедов отразил ее в своей комедии с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. В образе Чацкого писатель впервые в русской литературе показал «нового человека» , воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и человеческие отношения. Александр Андреевич Чацкий — это молодой человек, дворянин. Родители его рано умерли, и Чацкий воспитывался в доме Фамусова — друга его покойного отца. Чацкий не только умный и развитой человек, он обладает и многими другими достоинствами. Вот как его рекомендует горничная Лиза: Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер; Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! В Духовные качества его выявляются в подборе слов, в по-рроении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого ли-ц |мтурного героя — это речь оратора, прекрасно владеющего Оловом, высокообразованного человека. По мере обостренияц| (юрьбы с фамусовским обществом речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» • Цла событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направ-Иния. И. А. Гончаров писал, что в комедии «главная роль, ко-мс «шо, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов» . В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал «нового» человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе но-иую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это образ смелого и непримиримого борца (ш дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного ним обществом, но не смирившегося перед ним

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Шеиной Веры Николаевны в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение
    Главная героиня повести – Вера Николаевна Шеина – супруга Василия Львовича Шеина. Княжна, светская дама, Вера Николаевна была женщиной красивой и утончённой. Всё в ней было прекрасно: и стать, и лицо. Внешне немного холодная и высокомерная
  • Сочинения на свободную тему
  • Характеристика и образ Дикого в пьесе Гроза Островского сочинение
    Савел Прокофьевич Дикой является одним из главных персонажей произведения, представленный писателем в образе предприимчивого и властного купца, одного из зажиточных жителей уездного городка.
  • Что такое тургеневская девушка? сочинение
    Наверное, нет такого человека, который бы не слышал о таком понятии как «Тургеневская девушка». И как только они слышат об этом понятии, то сразу же представляют чистую, непорочную, добрую и нежную девушку
  • Анализ пьесы Островского Гроза
    Знаменитая и уникальная пьеса «Гроза» Островского была издана накануне великого события, отмены крепостного права. Это событие произошло в 1861 году.

Как написать сочинение на тему: «Каким я вижу Чацкого в комедии «Горе от ума»»?

Альбер Камю взбудоражил интеллектуалов Запада (не только философов!), сказав в «Мифе о Сизифе»: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно… Прежде всего нужно дать ответ». Камю говорит об Абсурде. Но мир ли абсурден? Или человек? Да нет, ни то и ни другое. Мир «сам по себе» – мир природы – прекрасен, гармоничен и самодостаточен; ему неведомы мучения и вопросы. Вспомним Тютчева: «Весна… она о вас не знает,/ О вас, о горе и о зле; / Бессмертьем взор ее сияет,/ И ни морщины на челе. / Своим законам лишь послушна, / В условный час слетает к вам,/ Светла, блаженно-равнодушна, / Как подобает божествам.» Но вот к ней «взывает» человек: «За что мне эти страдания? Почему мир так несовершенен? Почему гибнут невинные?» и т. д. И главное: «Почему я должен умереть?!» Здесь и возникает Абсурд: «мир» / «весна» об этом просто ничего не знают и не могут знать и «молчат» – тем они и прекрасны, «блаженны», а человек продолжает вопрошать и вопрошать. Он может только тосковать о «блаженстве» и красоте природы, чувствуя себя в ней изгнанником, «посторонним» и надеясь уйти «туда» только после смерти – как герой повести «Посторонний» мсье Мерсо накануне казни: «…взирая на это ночное небо, усеянное знаками и звёздами, я в первый раз открыл душу ласковому равнодушию мира. Я постиг, что он подобен мне, братски подобен…» А вот в «социуме», сотворённом человеком, даже искать ничего не стоит и тосковать не о чем (это прекрасно понимает «социопат» и «аутист» Мерсо»). Камю следует за Ф. М. Достоевским. То, что в мире нет смысла, что в нем нет видимых рациональных связей и структур, было, например, центральной темой повести Достоевского “Записки из подполья” (1864). Достоевского нередко называют предтечей экзистенциализма именно потому, что вследствие своего разочарования в рационалистическом гуманизме он показал абсолютную непредсказуемость мира, вследствие которой герои встречаются лицом к лицу со случайностью, гибельной для них. Любая установленная связь между вещами и событиями может разрушиться в любую секунду. Порядок, а тем более гармония — это не более чем обманчивые маски мира, и в особенности мира социального. Таким образом, человек сталкивается с миром без какого-либо рационального образца, посредством которого он мог бы надеяться “приручить” этот мир. Разум приведет человека только к обобщениям, логическим выводам и умозаключениям, которые погубят его, если он в них поверит. В “Записках из подполья” Достоевский показывает тот путь, где выбор, даже абсолютно иррациональный и абсурдный, сохраняет человеческую индивидуальность. О предельно иррациональном выборе рассуждает и герой «Бесов» Кириллов, задумавший (но не успевший осуществить), «философское самоубийство» – без всяких вроде бы на то причин, только чтобы доказать свою абсолютную свободу. «Тем самым стану равен Богу», – говорит Кириллов, в Бога не веруя… Камю отвергает «философское самоубийство» – покончив с собой, ты покоряешься Абсурду. Нужно жить – жить без иллюзий, без надежды, не видя в жизни смысла, но – жить, каждый день вкатывая на гору камень, как Сизиф, и мужественно осознавать, что ты случайно «брошен» в этот мир и та же самая случайность может в любой момент тебя из него вырвать… Но смерть Камю 4 января 1960 г. в автомобильной катастрофе на дороге Санс – Париж возле деревни Вильблёвен оставила множество загадок: вроде бы ехал с друзьями – семьёй Галлимар, за рулём был издатель Мишель Галлимар, вроде бы не самоубийство. Вроде бы Камю ехал к любовнице актрисе Марии Казарес… Но погиб только Камю, причём тело его лежало на заднем сиденье. Возможно, может быть, он своим творчеством «смоделировал» эту «экзистенциальную случайность»?… В деревне Вильбёвен стоит чёрная мраморная стела в память о трагическом событии, к ней идут и идут люди, вопрошая: «Стоит ли жизнь тот, чтобы быть прожитой?» Похоже, сам Камю не знал ответа на этот вопрос. Не знаю его, конечно, и я. Да и возможно ли, а главное – нужно ли давать на него ответ, так сказать «закрывать проблему»?! Мне кажется – НЕТ.

Умен ли Чацкий, противопоставляя себя фамусовскому обществу

В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? А. С. Пушкин Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума». Это название может быть понято и всерьез, и иронично в зависимости от того, что понимать под словом «ум». Кажется, драматург употребил это слово в значении «познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить» (АН СССР Словарь русского языка в четырех томах. М.: Русский язык, 1981, т.4, с.488). Данное определение
подразумевает, во-первых, философский ум, высокий интеллект и, во-вторых, «здравый смысл, способность оценивать обстановку, взвешивать обстоятельства и руководствоваться этим в своем поведении» (там же). Разделение и сталкивание этих двух значений слова «ум» находим, например, в романе «Война и мир», когда Л. Н. Толстой объясняет нулевой результат преобразований, проведенных Пьером Безуховым в своих имениях: главный управляющий, весьма глупый и хитрый человек, совершенно понял умного и наивного графа и играл им, как игрушкой (2, 2, X). Когда А. С. Пушкин и И. А. Гончаров рассуждают об уме Чацкого, их оценки на первый взгляд прямо противоположны. Пушкин утверждает в письме к Бестужеву (конец января 1825 года): «Все, что говорит Чацкий, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело.». Гончаров пишет в статье «Мильон терзаний» (1871): «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, он положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством». Из приведенных цитат видно, что Пушкин имеет в виду здравый смысл, то есть житейский ум, а Гончаров — высокий интеллект, а значит, авторы не противоречат друг другу. Только-только появившись на сцене, Чацкий в своих репликах немногими, но меткими штрихами создает остроумные портреты представителей фамусовской Москвы: московских «тузов»-завсегдатаев Английского клуба, «бульварных» лиц, молодящихся тетушек, бойких французов, немецких учителей и т. д. Далее в монологах главный герой иронично о «века минувшего», которыми гак гордится Фамусов: раболепство (завидная карьера камергера Максима Петровича), страх перед просвещением и науками («Забрать нее книги бы да сжечь» III, 21), ненависть к людям, которые хотят жить своим умом («К свободной жизни их вражда непримирима» II, 5), служба не ради дела, а ради карьеры («И награжденья брать, и весело пожить» III, 3) и т. д. Чацкий дает блестящие характеристики представителям фамусовского общества: Скалозубу («Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки» III, 1), Молчалину («Низкопоклонник и делец» IV, 14), Фамусову («Любитель чинов» IV, 14). Остроумные и точные оценки и суждения Чацкого указывают на его независимый и насмешливый ум, на его блестящие аналитические (связанные с анализом явлений окружающего мира и человеческих характеров) способности. В хитрости и изворотливости, то есть в житейской смекалке, фамусовское общество превосходит умного Чацкого. Глупый Скалозуб и хитрый Молчалин успешно устраиваются в жизни и делают карьеру, которая не дается Чацкому, человеку прямому и независимому. Скалозуб и Молчалин хорошо усвоили законы фамусовского общества: помимо деловых каче

  • Два смычка для одной скрипки рассказ часть 2
  • Два случая между ними срок долгий почти жизнь текст сочинение
  • Два сапога пара как пишется через дефис или нет
  • Два с половиной миллиона в цифрах как пишется
  • Два рассказа солженицын александр исаевич