Анализ текста
«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева
По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У неё было два сына. Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья.
Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом. Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.
Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые, брели они рядышком.
— Эх, братик, до чего же мне есть хочется! — пожаловался младший.
— И мне хочется! — сказал старший.
Так они все шли и шли и вдруг нашли большую круглую головку сыра. Хотели было поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше. Спорили они, рычали, и вдруг подошла к ним лиса.
— О чём вы спорите, молодые люди? — спросила лиса.
Медвежата рассказали ей о своей беде.
— Какая же это беда! — сказала лисица. — Давайте я вам поделю сыр поровну: мне, что младший, что старший — все одно.
— Вот хорошо-то! — обрадовались медвежата. — Дели!
Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но расколола головку так, что один кусок — это даже на глаз было видно — был больше другого.
Медвежата закричали:
— Этот больше!
Лиса успокоила их:
— Тише, молодые люди! И эта беда не беда. Сейчас я все улажу.
Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.
— И так неровно! — забеспокоились медвежата.
— Ну, полно! — сказала лиса. — Я сама знаю свое дело.
И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим.
— И так неровно! — закричали медвежата.
— Да будет вам! — сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот её был набит вкусным сыром. — Ещё самая малость — и будет поровну.
Лиса продолжала делить сыр.
А медвежата только черными носами водили туда-сюда, туда-сюда — от большего куска к меньшему, от меньшего — к большему.
Пока лисица не наелась досыта, она всё делила и делила.
Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.
— Ну что ж, — сказала лиса, — хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата!
И, помахав хвостом, она убежала. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!
Сюжет.
«Два жадных медвежонка» — венгерская народная сказка. В этой сказке двое медвежат поссорились из-за головки сыра. Каждый боялся, что другой медвежонок его обманет, и возьмет себе больший кусок. И вот они обратились за помощью к лисе. Лиса обещала, что сделает все честно, и кусочки будут одинаковые. Но в процессе дележки то один кусок оказывался больше, то другой. И лиса все откусывала и откусывала лишнее до тех пор, пока кусочки не стали совсем крохотными.
Основная мысль — нужно больше доверять друг другу и не быть жадным. Потому что жадный теряет намного больше чем щедрый. Если бы медвежата поделили сыр сами, они оба наелись бы даже в том случае, если бы один кусочек оказался чуть меньше другого. А так из-за взаимного недоверия оба остались голодными
Персонажи.
Воспитатель:
— Ребята понравилась вам сказка? (Да)
— С кем жили в лесу медвежата? (С мамой медведицей)
Из-за чего поссорились братья медвежата?
— Что нашли медвежата? (Головку сыра.)
— Сумели они ее поделить? (Нет.)
— Почему? (читает этот момент)
— Кто им делил сыр? (Хитрая лиса).
— Как она его делила? Расскажите. (Дети рассказывают с помощью воспитателя)
— Достался сыр медвежатам? (Да) Очень понемногу, зато поровну.
— Чем заканчивается сказка?
Описание
Медведица —мама.
Двое медвежат — старший и младший.
Лиса.
Образ.
Медведица —Заботливая мама.
Двое медвежат —Жадные. доверчивые, жадные от голода.
Лиса — хитрая. Хитрая, беззастенчивая, обманщица, наглая. Плутовка, рыжая, обманщица
А как бы ты сделал
-Братья позвали маму медведицу, когда нашли сыр и она поделила сыр на всех поровну.
-Лисе сказали вежливые, ласковые слова и у лисы вскружилась голова:
-Медвежата разделили сыр и по считалке достался кусочек по больше:
-Братья позвали лесных друзей и всем достался сыр поровну.
Идея, Юмор.
Смешно как Лиса сыр делила.
Пространство
По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще. Шли они, шли. И день шли, и другой шли.
— С кем жили в лесу медвежата?
С мамой медведицей
— Что решили медвежата?
Пойти по белому свету счастья искать.
— Что наказывала медведица своим сыновьям?
Никогда не расставаться друг с другом.
— Что нашли медвежата?
Головку сыра.
— Сумели они ее поделить?
Нет. Почему? (читает этот момент)
— Кто им делил сыр?
Хитрая лиса.
— Как она его делила? Расскажите. (Дети рассказывают с помощью воспитателя)
— Достался сыр медвежатам?
Очень понемногу, зато поровну.
— Чем заканчивается сказка?
— Достался сыр медвежатам?
Очень понемногу, зато поровну.
Вопросы
Понравилась вам сказка? А кто вам понравился в сказке? Почему?
Что за семья жила в густом лесу?
Что велела медвежатам мама медведица, когда они отправились путешествовать?
Из-за чего поссорились братья медвежата?
Что спросила у медвежат лиса?
Помогла ли им лиса?
Что досталось голодным медвежатам?
Остались ли они довольны?
Главные герои венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка» — два медвежонка и лиса. Медвежата жили в лесу вместе с матерью-медведицей. Когда они выросли, то решили отправиться на поиски счастья.
Через несколько дней путешествия съестные припасы у них закончились, и медвежата вскоре почувствовали, что голодны. Но двум путешественникам повезло, они нашли большую головку сыра.
Стали медвежата ее делить, и разгорелся у них спор по этому поводу. Братья боялись поделить сыр неравными частями, и ни один из них не хотел, чтобы другому досталось больше.
Во время спора к ним подошла лиса и предложила медвежатам свою помощь. Она сказала, что разделит сыр поровну. Но когда она разломила головку сыра, то медвежата увидели, что одна половинка существенно больше другой.
Медвежата стали возмущаться таким неравенством, но лиса успокоила их и сказала, что все исправит. Она откусила кусок сыра от большей половинки и съела его. Но теперь другой кусок сыра стал больше.
Лиса и от него откусила, и так она стала по очереди откусывать от каждой половинки, пока от них не остались два крохотных кусочка равной величины. Эти кусочки лиса и вручила двум жадным медвежатам. При этом она сказала, что хоть кусочки и маленькие, зато они одинаковой величины.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки «Два жадных медвежонка» заключается в том, что жадность до добра не доводит. Два медвежонка нашли головку сыра, которой им бы хватило, чтобы насытиться обоим. Но жадность медвежат не позволила им разделить находку поровну и почти весь сыр съела хитрая лиса.
Сказка «Два жадных медвежонка» учит не быть жадным, всегда делиться с близкими людьми и не доверять хитрецам решение важных вопросов.
Герои сказки, медвежата, не умели уступать друг другу, боясь, что другому достанется больше, поэтому часто спорили друг с другом. Если бы они были дружны и не боялись уступать, то не упустили бы из-под носа ценную для них находку.
Какие пословицы подходят к сказке «Два жадных медвежонка»?
Жадному все враги, а главный — сам себе.
Легко найти счастье, а потерять и того легче.
Жадный сам себе покою не дает.
Хитрее лисы нет зверя.
Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»
Жанр: сказка о животных
Главные герои сказки «Два жадных медвежонка» и их характеристика
- Два медвежонка. Веселые, простодушные, доверчивые, жадные от голода.
- Лиса. Хитрая, беззастенчивая, обманщица, наглая.
План пересказа сказки «Два жадных медвежонка»
- Медведица и ее дети
- Дальний путь
- Головка сыра
- Спор медвежат
- Лисья помощь
- Поедание сыра
- Маленький кусочек сыра
Кратчайшее содержание сказки «Два жадных медвежонка» для читательского дневника в 6 предложений
- Два медвежонка решили пойти погулять по свету и покинули свою маму.
- Они долго шли и сильно проголодались.
- Медвежата нашли головку сыра, но не могли ее разделить
- Лиса предложила им свою помощь.
- Лиса откусывала от кусков сыра, пока они совсем не уменьшились
- Медвежата получили крошечные кусочки сыра.
Главная мысль сказки «Два жадных медвежонка»
Жадность до добра не доводит.
Чему учит сказка «Два жадных медвежонка»
Сказка учит не жадничать, не считать, что все вокруг обязательно хотят вас обмануть, но и не доверять незнакомцам, которые не про что предлагают свою бескорыстную помощь. Учит различать хитрость и лесть. Учит делиться с другом всем.
Отзыв на сказку «Два жадных медвежонка»
Очень веселая сказка. Мне так и представляются растерянные мордочки медвежат, когда они увидели сколько сыра им в итоге досталось. А так вам и надо! Нечего делиться и рядиться между братьями, и тем более нечего слушать всяких встречных лис!
Пословицы к сказке «Два жадных медвежонка»
Жадность — всякому горю начало.
Малое насытит, от многого вспучит.
Назар все один слезал.
Доверяй. но проверяй.
Лиса семерых волков проведет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Два жадных медвежонка»
Жили-были в дремучем-предремучем лесу медведица и два ее медвежонка. Жили они весело, и всему радовались. Но вот медвежата подросли и захотелось им пойти по миру, другие леса посмотреть.
Простились медвежата с матерью и пошли. Шли сперва по опушке, потом по лугу, потом к другому лесу пришли. И захотелось медвежатам есть, но никаких припасов у них не было. Шли они голодные, понурые и вдруг видят прямо посредь дороги лежит головка прекрасного сыра.
Обрадовались медвежата, стали решать, как сыр разделить, чтобы всем поровну было, по справедливости. Спорили-спорили, никак договориться не могли.
Но тут мимо лиса бежала. Увидела сыр, узнала причину спора и решила помочь медвежатам. Предложила сыр поровну разделить, ей-то нет интереса обманывать.
Обрадовались медвежата, согласились. Разломила лиса сыр пополам, но так, чтобы один кусок больше оказался. Медвежата забеспокоились, а лиса их успокаивает — сейчас выровним. И откусывает от большего куска. Теперь меньший кусок стал большим. Откусила лиса и от него. И так кусала и кусала сыр, пока не остались медвежатам совсем маленькие, но абсолютно одинаковые кусочки.
Тогда засмеялась сытая лиса, пожелала медвежатам счастливо оставаться и убежала.
Беседа по теме: «Венгерская
народная сказка «Два жадных медвежонка»
Цель: Формирование нравственно – этических правил и
норм у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Сформировать
у детей знание о понятиях: «жадность», «щедрость»; воспитывать нравственные
качества: доброта, щедрость и т.д.; формировать коммуникативные качества;
помочь детям дать оценку поступкам медвежат и сформировать определённую позицию
к проявлению жадности; развивать внимание, память, логическое мышление,
устную речь детей, творческое воображение, эмоции.
Интеграция
образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,
физическое развитие.
Оборудование:
стульчики для детей, мольберт, магнитная доска,
проектор, презентация, музыкальное сопровождение, сундучок, мнемотаблицы.
Предварительная
работа: Чтение венгерской
народной сказки «Два жадных медвежонка», беседа о нравственности,
рассматривание иллюстраций, Д/и «Угадай сказку», работа с мнемотаблицами и
мнемоквадратами, чтение художественной литературы по теме «Нравственное
воспитание дошкольников».
Ход беседы:
В: Дети, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями.
(Дети здороваются)
В: Здравствуйте
дети! Я рада видеть вас с хорошим настроением, здоровыми, красивыми. Мне очень
хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. Для этого мы
встанем в круг и поприветствуем друг друга, передавая своему соседу «мячик
хорошего настроения». Нужно поздороваться и назвать друг друга ласково по
имени. (Здравствуй Катюша! ) (Дети
встают в круг и передают мяч, здороваясь ласково друг с другом).
В: Молодцы, теперь садитесь поудобнее
на свои стульчики и прислушайтесь к звукам. (Звучит аудиозапись «Звуки
леса»).
В: Как вы думаете, где мы с вами
очутились? (Ответы детей)
— Правильно, мы с вами попали в лес. (Слайд
1 «Лес»)
— А какой он, этот лес? Давайте расскажем о нем. (Ответы
детей)
— Ой, а тут какой-то сундучок на полянке стоит!
Наверное, он волшебный!
В: Давайте посмотрим, что в нем. (В
сундучке мнемотаблица к сказке «Два жадных медвежонка»).
— Это волшебные картинки из какой-то сказки.
— Дети, узнали сказку? Как она называется? (Ответы
детей).
— Правильно, молодцы! А теперь давайте вспомним
её и попробуем рассказать. А помогут нам в этом наши волшебные картинки.
Готовы? (Да. Дети рассказывают сказку «Два жадных медвежонка» по
мнемотаблице).
— Молодцы, какая интересная сказка
получилась. Дети, а теперь давайте немного отдохнём и разомнёмся? ( Да). Вставайте
в круг и повторяйте за мной.
Физ. Минутка.
(Дети выполняют движения в соответствии
с текстом.)
Медвежата в чаще жили,
В лес ходить они любили,
Вот так, вот так,
В лес ходить они любили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
А потом они плясали
Выше лапы поднимали
Вот так, вот так,
Выше лапы поднимали.
В: Молодцы,
дети, здорово мы отдохнули! Садитесь на свои стульчики.
(Дети присаживаются на
стульчики)
В: А
теперь давайте проверим, правильно ли мы рассказали сказку. Внимание на экран.
(Просмотр
диафильма «Два жадных медвежонка»)
В:
Дети, вам понравилась сказка? (
Ответы детей)
— Кто главные герои сказки? (Ответы детей)
— Какие медвежата по характеру? (Ответы детей)
— Какие герои еще есть в сказке? (Ответы детей)
— Какая в сказке мама медведица по отношению к
своим медвежатам? (Ответы детей)
— А Какая лиса в сказке по характеру? (Ответы детей)
— Почему она взялась помогать братьям медвежатам?
(Ответы
детей)
— Почему лиса сумела обмануть медвежат? (Ответы детей)
— Как медвежата были наказаны за свою жадность? (Ответы детей)
— Дети, вы сказали, что медвежата были жадными. А
скажите, что значит быть жадным? (Ответы детей)
В:
А Хорошо быть жадным? (Ответы
детей)
— Если жадным быть плохо,
то, каким быть хорошо? (Ответы детей)
—
Дети, скажите, а
что же такое щедрость? (Ответы детей)
В:
Правильно, молодцы! Щедрость – это умение
делиться.
—
А
вы жадные? (ответы детей). А какие вы? (Ответы детей).
В: Я очень рада,
что вы все дружные и щедрые ребята.
В: Чему
нас учит эта сказка, про жадных медвежат? (Ответы детей)
В: Сказка про медвежат окончилась
печально. А давайте мы с вами придумаем другую концовку сказки, чтобы
она закончилась хорошо. И помогут нам в этом наши волшебные картинки.
(Воспитатель стимулирует
воображение детей, помогает детям придумать разные варианты концовок с помощью
мнемоквадратов.)
Варианты концовки:
1) Братья позвали маму медведицу, когда нашли
сыр. И мама научила их делиться поровну.
2) Медвежата сказали лисе вежливые, ласковые
слова, и у лисы вскружилась голова. Поэтому она не стала их обманывать и
разделила сыр поровну.
3) Братья позвали своих лесных друзей и всем достался сыр
поровну.
В: Молодцы, дети! Теперь сказка получилась доброй.
Вы помогли глупеньким маленьким медвежатам понять, что жадным быть нехорошо. А
я вам желаю, всегда оставаться такими же добрыми, дружными, воспитанными,
весёлыми ребятами! До новых встреч!