Сказка про двух друзей, один из которых был бережливый и каждую копеечку в копилку складывал, а другой — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. Но один случай показал, что бережливым быть хорошо, а добрым лучше.
Две пословицы читать
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать — только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел — да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
— Покажи мне, голубь, дорогу, — просит Костя. — Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
— Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
— А я Федин товарищ, — отвечает Костя.
— Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.
Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошел. Идет и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг, смотрит, плотвичка к нему подплывает и говорит:
— Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
— Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
— Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
— Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
— Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
❤️ 180
🔥 109
😁 123
😢 70
👎 69
🥱 71
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к работе «Числа в пословицах и поговорках»
Презентация сопровождает исследовательскую работу «Числа в пословицах и поговорках»…
Презентация Зрительные диктанты, составленные из пословиц
Зрительные диктанты представлены в виде презентации. Диктанты составлены из пословиц за определенное время проведения….
Презентация к сочинению-рассуждению по пословице «Без ученья нет уменья».
Презентация по русскому языку к сочинению — рассуждению по пословице «Без ученья нет уменья». Развивающая программа Л.В.Занкова 3 класс…
Конспект урока литературного чтения «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» ( УМК «Школа России», 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» Цели де…
Конспект урока литературного чтения «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»»
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»Цели деятельн…
Конспект урока литературного чтения «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке — наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые …
Технологическая карта урока литературного чтения «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» 3 класс.
Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн…
Пермяк Е., сказка «Две пословицы»
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки «Две пословицы» и их характеристика
- Костя. Экономный, бережливый мальчик. Всё копил монетки, мечтая купить всё самое лучшее на ярмарке
- Федя. Мальчик добрый, отзывчивый, щедрый, душа на распашку. Готов отдать всё что имеет своим друзьям, зверям и птицам.
План пересказа сказки «Две пословицы»
- Два товарища
- Костя идет на ярмарку
- Заблудился в лесу
- Помощь голубя
- Снесенный мост
- Помощь плотвички
- Украденные деньги
- Помощь собаки
- Наказ собаки
- Добрый Костя
- Подарок для Феди
- Что сказала собака
Кратчайшее содержание сказки «Две пословицы» для читательского дневника в 6 предложений
- Жили два товарища, Федя и Костя.
- Костя копил деньги, а Федя тратил на своих друзей.
- Пошел Костя на ярмарку, чтобы сладостей купить и гармошку.
- Заблудился Костя, но ему голубь и плотвичка помогли.
- Украли у Кости деньги, но ему собака помогла и тайну открыла.
- Подарил Костя гармошку Феди, ведь он понял ценность дружбы.
Главная мысль сказки «Две пословицы»
Нет ничего дороже верного друга, а человеческая доброта всегда найдет отклик в чужом сердце.
Чему учит сказка «Две пословицы»
Эта сказка учит быть добрым, щедрым, уметь дружить. Учит тому, что ни деньги, ни богатство не являются мерилом человеческого счастья. А главное это хорошие, добрые отношения между людьми. Учит сказка помогать другим, и тогда тебе тоже помогут.
Отзыв на сказку «Две пословицы»
Мне понравилась эта простая и бесхитростная история. Мальчик Костя в сказке понял, что одними деньгами сыт не будешь. Что кроме денег нужны и друзья. Потому что одинокий богач всегда несчастен, а окруженный друзьями бедняк всегда счастлив. Поэтому мне очень понравился мальчик Федя, не копивший деньги, но копивший друзей.
Пословицы к сказке «Две пословицы»
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Бережливым быть хорошо, а добрым лучше.
Не в деньгах счастье.
Деньги для человека, а не человек для денег.
Друга на деньги не купишь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Две пословицы»
Жили-были два мальчика, Федя и Костя. Костя рос очень бережливым, если ему мама давала пятачок или копеечку, все в копилку складывал, экономил. А Федя рос добрым и щедрым. Все монетки, которые ему доставались, сразу тратил. То зерна голубям купит, то собакам колбаски.
И вот пошел Костя на ярмарку со своими деньгами. Хотел пряников купить и гармошку новую.
А Федя дома остался, ведь чего на ярмарке без денег делать.
Идет Костя по лесу и понимает, что заблудился. Но видит голубя и спрашивает у того дорогу, обещает ему денежку дать. А голубь отвечает, что денежка ему ни к чему, но раз Костя Федин товарищ, то дорогу он ему покажет.
Показал голубь дорогу, идет Костя дальше. Видит река, а мост снесло. Тут плотвичка подплывает и говорит Косте, что она его знает, он — Федин товарищ. А раз так, то покажет она ему брод.
Перешел Федя реку, дальше идет. Приходит на ярмарку, на товары красивые смотрит, рот разинул. Ну и вытащил какой-то вор все Костины денежки. Заплакал мальчик, но тут к нему собака прибежала, утешает. Обещает найти пропажу. И действительно, скоро отыскала собака все Костины денежки и что-то ему на ухо шепнула.
И накупил Костя разных сладостей, да гармошечку новую. Идет домой всех зверей и птиц угощает, радуется. А как пришел в деревню, гармошку новую Феде протягивает — на подарок, дорогой товарищ.
А Федя удивляется, не узнает друга. Не знает он, что именно шепнула собака Косте на ухо. А шепнула она две пословицы:
Не имей сто рублей
Бережливым быть хорошо, а добрым лучше
Сказки Пермяка Е.А.
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать — только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел — да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
— Покажи мне, голубь, дорогу, — просит Костя. — Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
— Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
— А я Федин товарищ, — отвечает Костя.
— Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.
Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошел. Идет и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг, смотрит, плотвичка к нему подплывает и говорит:
— Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
— Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
— Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
— Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
— Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
А. Митта
«Шар в окошке».
Е. Пермяк
«Две пословицы».
Много сказок и рассказов написано о дружбе. Мы сегодня познакомимся с двумя произведениями. Ваша задача – определить их жанр и тему
Разберем произведение «Шар в окошке
Митта
Александр Наумович
– Почему автор назвал свое произведение «Шар в окошке»?
– Что же случилось с Колей? Найдите в тексте и прочитайте, как Коля заболел.
– На каком этаже жил Коля? Что можно увидеть с третьего этажа? Прочитайте.
– Какое настроение было у Коли?
– Почему Коле стало хорошо?
– Какие друзья у Коли?
– А как бы вы поступили на месте Миши и Кати?
Работа в паре
1. О ком и о чем этот рассказ?
а) о детях;
б) о животных;
в) о природе.
2. Выберите слова, которые характеризуют друзей Коли. Подчеркните.
а) верные;
б) равнодушные;
в) находчивые;
г) веселые;
д) трусливые.
3. Отметьте пословицу, которая подходит к этому рассказу.
а) Чай пить – не дрова рубить;
б) без беды друга не узнаешь;
в) делу время – потехе час.
3. Отметьте пословицу, которая подходит к этому рассказу.
а) Чай пить – не дрова рубить;
б) Без беды друга не узнаешь;
в) Делу время – потехе час.
Создай обложку
А.Митта
Шар в окошке
Ваша задача: определить жанр и тему произведения, доказать свою точку зрения, составить модель обложки
Словарная работа
Ярмарка – регулярно проводимый большой торг с развлечениями, увеселениями.
Словарная работа
Пригоршня – горсть (ладонь).
Словарная работа
Медяки – медные копейки..
Словарная работа
Пятак – 5 копеек.
Словарная работа
Гривенник –10 копеек.
Словарная работа
Плотвичка – вид мелкой рыбы.
Словарная работа
Кудлатая (собака) – лохматая.
Словарная работа
Семиголосая гармошечка – звучат все семь нот
Создай обложку
Е.Пермяк
Две пословицы
Охарактеризуйте Костю, Федю.
– Кто помогал Косте?
– Что шепнула собака Косте на ярмарке?
– Разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.
– С чего начинается сказка?
– Как развивается действие?
– Назовите самый напряженный момент.
– Как продолжается действие?
– Чем заканчивается сказка?
– Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение «Две пословицы»?
1. Что покупал Федя, как только у него появлялись деньги?
а) игрушки;
б) оружие;
в) корм для животных.
2. Федя не поехал на ярмарку, потому что:
а) мама не разрешила;
б) Костя не взял с собой;
в) не было денег.
3. На ярмарку Костя шел:
а) через город;
б) лес;
в) поле.
4. Первым на дороге Костя повстречал:
а) собаку;
б) голубя;
в) старичка-лесовичка.
5. Дорогу через речку показала Косте:
а) щучка;
б) плотвичка;
в) ставридка.
6. На ярмарке у Кости украли:
а) деньги;
б) велосипед;
в) все вместе.
7. Вора нашла:
а) милиция;
б) кошка;
в) собака.
8. Чего Костя не купил?
а) гармошку;
б) сладости;
в) балалайку.
9. Когда Костя подарил Феде гармошку, тот:
а) удивился;
б) поблагодарил;
в) попросил еще и конфет.
10. Какую пословицу собачка не прошептала Косте?
а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
б) Бережливым быть хорошо, а добрым лучше.
в) Друзья познаются в беде.
1в, 2в, 3б, 4а, 5б,
6а, 7в, 8в, 9а, 10в.
ПРОВЕРКА
А.Митта
Шар в окошке
Е.Пермяк
Две пословицы
Сравним модели обложек.
– В чем их отличия?
– Чем похожи произведения?
– Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»?
– Чему учит сказка Е. Пермяка «Две пословицы»?
с. 47–50, подготовить подробный пересказ произведения «Шар в окошке», Т. с.28-29
Домашнее задание:
Две пословицы читать
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать — только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел — да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
— Покажи мне, голубь, дорогу, — просит Костя. — Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
— Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
— А я Федин товарищ, — отвечает Костя.
— Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.
Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошел. Идет и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг, смотрит, плотвичка к нему подплывает и говорит:
— Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
— Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
— Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
— Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
— Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».