Двигательные сказки для дошкольников

 Двигательная
сказка – как средство физического и эмоционального

                    
 развития ребёнка дошкольного возраста.

Перова
Ирина Александровна воспитатель ГБОУ СОШ №1

им
И.М.Кузнецова  СП д-сад «Светлячок»  с Большая Черниговка, Самарской обл

 «…Кто
крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Кто крепок душевно, в состоянии
перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства. Научись владеть телом
и душой и станешь здоровым, а значит счастливым».

  В настоящее время одной из
приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепления
здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

        Проблема раннего
формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит
огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно
в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных
систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и
окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических
навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических
занятий физической культурой и спортом

Сохранение и укрепление здоровья ребенка –
ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении
здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя
благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную
область «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ дошкольного
образования.
2 

Приходя в детский сад, большинство детей
уже имеют целый букет заболеваний, и чаще всего это заболевания
опорно-двигательного аппарата либо предрасположенность к частым простудным
заболеваниям. А народная мудрость гласит: «Здоровье — всему голова!».
Никакие, даже самые глубокие, знания, умения и навыки не будут эффективны у
нездорового человека, чувствующего себя ущербным физически, психологически  или
социально. Практика показывает,
что нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу, позволяющие грамотно
построить процесс обучения, учитывая потребность растущего организма в
двигательной активности. 

      
Двигательная деятельность это естественная потребность детей в движении,
удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития
ребёнка, состояние его здоровья. Двигательная активность дошкольника
должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным
возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об
организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также
выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

       
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и
методов воспитания детей. Я стремлюсь не навредить ребенку, сохранить здоровье
(или стабилизировать имеющийся уровень здоровья, не допуская его ухудшения) и, конечно
не давать ребенку почувствовать какой-либо ущербности. Передо мной в настоящее
время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению
здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как
фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

      
 Построение здоровье сберегающего пространства немыслимо без реализации     такого
важного принципа, как  принципа индивидуально-дифференцированного подхода к
детям. В группе, где я работаю, созданы условия для наиболее полного
самовыражения ребенка двигательной деятельности.

       
Наряду с поиском современных моделей воспитания возрождаются лучшие образцы
народной педагогики. Фольклор, как сокровище русского народа находит свое
применение в различных разделах работы с дошкольниками, в том числе позволяет
разнообразить и процесс физического развития путем нахождения новых форм
развития  двигательно – творческой инициативы детей.

 Мои
воспитанники всегда подвижные, активные и любознательные, добрые и приветливые,
кроме того они очень любят спортивные мероприятия. В самостоятельной
деятельности у них преобладают игры, основанные на движении.  По результатам  наблюдений
  выявлено, что уровень физического развития детей находится на недостаточно хорошем
уровне. Проанализировав свои наблюдения  и изучив методическую литературу, а
самое главное, взяв за основу интерес детей к физкультуре, я применила
необычный способ вовлечения детей в двигательную активность — составление
«двигательных сказок»,  как одного из важнейшего фактора сохранения и
укрепления здоровья. Использовать его в работе с детьми мне помог принцип
интеграции образовательных областей «Физическое развитие», и «Художественно –
эстетическое развитие».

Двигательная
сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной
сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и
навыков, развитие мимики и пантомимики. Кроме того, большое влияние
двигательная сказка оказывает на формирование творческого потенциала у детей.
Здоровье, помимо других критериев — это движение и положительные эмоции.

Движение
– это физкультура, а эмоции эффективнее всего проявляются и развиваются в
театрализованной деятельности.  Двигательные сказки осуществляются по мотивам
литературных произведений.  Их проведение  требует ясного представления образа
литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия
и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений. Тут же можно
отметить и пользу сказки для благоприятного психологического состояния
дошкольника. Сказка для ребёнка – не просто вымысел, фантазия, это особая
реальность, помогающая сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам.

      
 Знакомство детей с двигательными сказками я начала с мини-сказочек по стихам
С.Михалкова, К.И.Чуковского, Е.А Благининой и других детских писателей,
произведения которых можно легко показать в движении. Многие из предложенных
мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заинтересовались тем, что сказку-стихотворение
можно было не только слушать, но и показывать. Кроме того, дети быстро
запоминали проигрываемые стихи и принимали участие в придумывании упражнений по
строкам стихотворения.

На
следующем этапе я предложила детям проигрывать уже не стихи, а сюжетные сказки.
С этой целью я использовала двигательные сказки, написанные А.И.Константиновой
и предложенные в книге «Двигательный игротренинг», авторы  Потапчук А.А.,  Овчинникова
Т.С. и сказки о здоровье, автор М.Л.Лазарев, из развивающего учебного материала
по программе «Здравик».

       
Для облегчения запоминания разнообразных упражнений по сюжету сказки, я
предлагала детям схемы, которые в понятной ребёнку форме содержат название
упражнения и схему его выполнения. Усложнением было то, что теперь детям
необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и
мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его
действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно
использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все
ребята этому научились.

       
Работу  над двигательной сказкой  строю в такой последовательности:

 —
знакомство с содержанием сказки;

 —
определяется количество персонажей, их характеристики;

 —
придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с
характерами героев;

 —
соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по
рисункам и схемам – мнемотаблицам;

 —
проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динамических часов;

 —
выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педагогом.

      
 Работа над проигрыванием одной сказки у нас проходила в течение двух — трёх
недель, так как предварительная подготовка требует больших временных затрат и
определенных знаний и двигательных умений и навыков от детей. Вместе с детьми
мы придумывали движения герою, зарисовывали схемы, инсценировали эпизодами,
затем составляли в единое целое и получали готовую двигательную сказку, которую
в дальнейшем включали в физкультурно-оздоровительную деятельность.

     
  Двигательные сказки можно использовать при любой форме организации  физкультурно
— оздоровительной работы с детьми: при проведении специально организованной
деятельности по физкультуре, как в процессе всего занятия, так и в отдельных
его частях, это зависит от поставленных воспитателем задач, формы проведения
физкультуры, подготовленности детей.

Готовые
двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» и утренней
гимнастики, а также в качестве подвижных игр на прогулке. Очень эффективными
двигательные сказки становятся при организации с детьми фитбол – гимнастики. В
каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, помощью которых дети
знакомятся с названием упражнения и его выполнением. Воспитатель рассказывает
сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми
движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к
содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным
повторением. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения
персонажей и соотнести их с физическими упражнениями.

       
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда
выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить несоответствие
некоторых сказок структуре выполнения стандартных ОРУ по принципу
последовательности (для плечевого пояса, для рук, для ног и т д.). Здесь детям
предоставляется больше возможностей проявить своё двигательное творчество,
более полно передать чувства и эмоции, которые испытывает персонаж сказки.
Составление двигательных сказок оказалось довольно интересным и увлекательным
процессом. Мы стали использовать не только авторские литературные произведения,
но и придуманные воспитателем, воспитателем совместно с детьми, а также сказки
составленные детьми самостоятельно и совместно с родителями, которые активно
включились в наш творческо-двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна
сказка, составленная в тесном семейном кругу и представленная детьми и
родителями на совместных спортивных физкультминутках. Сейчас мы ребятами
переходим на новый этап составления двигательных сказок. Возрастные особенности
и уровень развития детей старшего дошкольного возраста открывают перед нами
новые возможности — это самостоятельное составление двигательных историй. Моя
цель: сформировать у детей умение самостоятельно сочинять небольшие
двигательно-игровые композиции. Для этого очень важно освоить навыки более
точного и детального выстраивания двигательных образов, использовать их,
показывая своеобразную манеру эмоционально — пластичной выразительности и
перевоплощения. Задача взрослого, помогать детям в этой работе — направлять их,
предлагать и корректировать новые образы, связывая их с двигательной активностью.
Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас
можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы,
кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а
самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений в
сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о том, что «двигательные
сказки – это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду
не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей
работы с детьми, направленной на решение задач сохранения и укрепления
физического и психического здоровья детей.

Хочется
также отметить, что составление двигательных сказок создаёт новые формы
взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровье сбережения  дошкольников.
Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному
развитию. И самое главное — у детей повышается потребность и желание заниматься
физической культурой.

 
       Главный
принцип современного педагога: «Не надо обучать, а надо жить с детьми
интересной общей жизнью».

Воспитатель: 
Перова И.А.

 ГБОУ
СОШ №1 им И М Кузнецова

 с
Б-Черниговка

СП
д-сад «Светлячок»                          

Конспект занятия ООД «Двигательной сказки- как средство развития физического и эмоционального развития дошкольников»

 Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимики и пантомимики. Кроме того, большое влияние двигательная сказка оказывает на формирование творческого потенциала у детей. Здоровье, помимо других критериев -это движение и положительные эмоции. Движение – это физкультура, а эмоции эффективнее всего проявляются и развиваются в играх, драматизациях, инсценировках (театрализованная деятельность). Двигательные сказки — результат интеграции физической культуры и театрализованной деятельности.

Само понятие – «двигательная сказка» содержит в себе два ключевых слова: движение и сказка, которые являются основой театрального искусства. Именно поэтому, можно отметить большие возможности в осуществлении задач физкультурно-оздоровительной работы в интеграции с элементами театрального искусства. Ведь любая игра – драматизация осуществляются по мотивам литературных произведений. Проведение такой игры требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений. Тут же можно отметить и пользу сказки для благоприятного психологического состояния дошкольника. Сказка для ребёнка – не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность, помогающая сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умение управлять ими.

Цель: развитие двигательных способностей дошкольников с помощью двигательных сказок.

Задачи:

• Содействовать освоению детьми двигательных действий, направленных на формирование оптимального двигательного режима жизнедеятельности.

• Развивать представления детей о собственном теле, ориентацию в системе моральных норм и правил поведения с помощью вхождения в образ сказочных героев.

• Формировать коммуникативные умения в процессе участия в двигательных сказках.

• Развивать интерес к содержанию сказки и желание участвовать в ее обыгрывании.

• Развивать способность проявлять творческий потенциал в процессе разыгрывания сказочных сюжетов.

• Воспитывать интерес к миру сказок.

Ход занятия

Дети под музыку маршируя заходят в группу со словами «Мы сильные! Мы смелые, пришли помочь тем, кто в беде»

Воспитатель: (стучит в дверь и заносит куклу, сажает на стол). К нам в гости пришла девочка Машенька, чтобы рассказать, как ушла она из дома одна в лес, не послушалась маму и папу и заблудилась. Как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Маша?

Дети: «Три медведя».

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, правильно Маша поступила, когда ушла из дома одна? Можно уходить из дома одному?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему, как вы думаете?

Дети: Можно заблудиться, потеряться.

Воспитатель: Дети, вы хотите помочь Маше найти дорогу домой, чтобы она вернулась к маме и папе.

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята надо у Маши узнать, где она живет? Маша, где ты живешь? (наклониться к кукле)

Воспитатель: Маша говорит, что она живет в большом доме. К ее домику ведет дорожка. Но чтобы не заблудиться и не попасть в дом к трем медведям, запомните: возле ее домика дорожка широкая (на фланелеграфе показать) и в доме у нее живут животные – кошка, собака и петушок.

Дети проходят по дорожке с препятствиями (ходьба — змейкой через кегли, прыжки через обручи и тунель)

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Машеньке пальчиковую гимнастику: «вышли пальчики гулять»

 Вышли пальчики гулять, («Шагают» пальчиками.)

Стали весело плясать. (Вращают кисти рук.)

Вот так, вот так

Стали весело плясать.

Пальчики играли, (Соединяют с большим.)

Собаку увидали. (Показывают собаку.)

Она громко лает,

Пальчики пугает.

Пальчики сбежались,

В кулачок все сжались, (Сжимают кулачки.)

А собака ходит, (Правой рукой показывают собаку)

Пальцы не находит (Левую сжимают в кулачок.)

Кулачки стучали, (Кулачками стучат друг о друга.)

Собаку испугали. («Шагают» пальчиками.)

Ну а пальчики опять

Стали дружно танцевать.

Поплясали, поплясали. (Вращают кисти рук.)

Ох, как быстро мы устали! (Показывают лапки зайца.)

Мы немножко отдохнем (Пальчики «спят»).

И опять плясать начнем. (Вращают кисти рук.)

 Молодцы, дети.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «У медведя во бору»

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Вдруг неожиданно появляется медведь и пугает детей. Дети, увидев домик Маши бегут к нему. Так, они, спасаясь от медведя находят дом Маши. Маша рада, что дети нашли ее домик. Благодарит их. Дети рады тому что помогать попавшем в беду хорошо.

Воспитатель: Ребята вы с вами помогли Маше, а значит сделали, доброе дело которое ей помогло. Молодцы ребята.

Методическая разработка

Сказки с движениями. Для рассказывания и показывания с детьми от четырех лет.

Разработала:

Воспитатель МБДОУ № 28

«АБВГДейка»

г. Кемерово

Исакович Галина Борисовна

2020

Содержание

1. Введение 3-5

2. Русская народная сказка «Курочка Ряба» 6

3. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» 6-9

4. Русская народная сказка «Колобок» 9- 12

5. Русская народная сказка «Теремок» 13-14

Введение

Жан Пиаже назвал интеллект маленького ребёнка психомоторным- настолько движение важно для его развития в целом. И хотя с возрастом связь двигательной активности и мыслительной деятельности ослабевает, движение продолжает играть важнейшую роль в разных сферах жизни ребёнка. Мы привыкли считать, что двигательная активность полезна для здоровья. Но движения — как крупные, так и мелкие – могут играть роль мнемонического средства — т.е. средства, облегчающего запоминание текстов.

к тому же движения, сопровождающие речь, наделяют высказывания дополнительной выразительностью и позволяют ребёнку стать деятельностным участником сюжета.

Поэтому небольшие сказки (по преимуществу — фольклорные) очень полезно рассказывать вместе с детьми, используя движения. Такое рассказывание, когда педагог и дети хором повторяют текст сказки и сопровождают рассказывание изобразительными движениями, позволяет включить в активное действие всю группу – даже плохо говорящих детей. даже детей с неразвитой памятью.

А детей, давно запомнивших тексты, рассказывание с движением переводит сказку в новый – сценический – план, открывает новые возможности для восприятия и потому всегда встречается с интересом.

К тому же надо не забывать одну очень важнейшую психологическую особенность малышей дошкольного возраста – сочетание любознательности и стремления осваивать нечто новое с глубоким «детским консерватизмом». Дети больше всего любят то, что им хорошо знакомо: знакомые игрушки, книжки, мультфильмы, прогулочные места.

Поэтому они с удовольствием будут день ото дня изображать знакомые сказки, если сказка переводится в игровой контекст. А её рассказ-показ с помощью изобразительного движения и есть такой перевод, и есть появление новой игровой задачи — изображать персонажей.

Однако существуют требования, при которых движения, сопровождающие сказку, помогают ее восприятию и усвоению, а не наоборот.

Во-первых, для разыгрывания и изображения берётся та сказка, которую дети уже слышали хотя бы один раз.

Во-вторых, эта сказка должна быть короткой.

В- третьих, подбирая движения для сказок, нужно согласовывать их не только с содержанием, но и со структурой текста.

Обязательное условие — сохранение текста в его «подлинном звучании». Деформирование сказок, добавление новых персонажей, произвольное изменение концовок возможно только в работе с детьми, достигшими пяти лет, когда ребенок уже в целом овладел речью, когда у него начинают появляться признаки рационального, логичного мышления. Но говорить об освоении новых форм мышления — не мифологического, не сказочного – рано до наступления зрелого школьного возраста, т.е. возраста семи-восьми лет. Поэтому и деформация сказки не может быть радикальной. Поэтому и «снимать кальку» для переделки, для высвобождения сказочной структуры можно лишь с тех сказок, которые уже освоены ребенком и с персонажами которых он уже не индентифицируется. Это, как правило, самые известные хрестоматийные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и семеро козлят», которые продолжают рассказывать малышам, несмотря ни на что, несмотря на глобальные изменения визуальной и интеллектуальной среды.

Итак, текст. Текст народной сказки обладает одной очень важной особенностью — повторяемостью (литературные обработки, как правило, сохраняют и даже усиливают эту особенность фольклорного первоисточника). В народной сказке то и дело повторяются словесные обороты, реплики персонажей, целые сказочные фрагменты, когда персонаж кому-нибудь представляется или рассказывает о происшедших событиях. Эта повторяемость создает особый ритм движения текста: текст каждый раз «вспоминает сам себя» и подчеркивает таким образом появление нового героя или обстоятельства. И эта повторяемость — залог того, что ребенок непременно запомнит сказку.

Кроме того, в народной сказке и образы «кочуют из одного сюжета в другой», часто сохраняя свои характеристики.

И то, и другое позволяет нам правильно выстроить двигательную фактуру сказки: сказочные персонажи могут наделяться устойчивыми способами передвижения, мимики и жестов. И их движения будут повторяться по ходу сказки столько раз, сколько раз повторяется текст.

Это, в свою очередь, позволяет ребёнку освоить сказочную пластику в «формате народной сказки»: управлять свои телом при разыгрывании разных текстов, опираясь на усвоенные образцы. В этом – залог успешности детского «сценического» поведения.

Как показывает опыт, детям не надоедает изо дня в день разыгрывать уже знакомые сказки (как уже говорилось, знакомое их радует, позволяет чувствовать себя уверенными и успешными). А если сказочный набор сказок с движениями постепенно расширять, тренируются память, и речь, и пластика, и мимика.

Сказки с движениями можно включать в комплекс утренней гимнастики, занятия по развитию речи, музыкальные и физкультурные занятия, досуги и праздники с родителями.

Начинать такую работу можно уже с малышами в возрасте 3,5- 4 лет. Но изображать подобным образом сказки любят и пятилетки.

Сказка «Курочка Ряба»

Дети встают в круг. Воспитатель рассказывает сказку. Дети по желанию могут произносить текст вместе с ним и повторяют за взрослым движения.

Жили – были дед (идем, чуть наклонившись вперед и держась за спину) и баба (идем семенящим шагом, держа руки перед грудью полочкой).

И была у них курочка Ряба ( идем, хлопая себя по бокам, произнося: «Ко-ко-ко»). Снесла курочка яичко, не простое – а золотое (вытягиваем руки вперёд и, разведя их в стороны, показываем круг (вдох через нос, выдох через рот).

Дед бил, бил (стучим кулачками) – не разбил.

Баба била, била (стучим кулачками друг об друга) – не разбила.

Мышка бежала (бежим на носочках),

хвостиком махнула (показываем рукой, как мышка махнула хвостиком),- яичко упало и разбилось (взмах обеими руками сверху вниз, хлопок в ладоши).

Плачет дед, плачет бабка (имитируем плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом через нос, выдох произвольный).

А курочка кудахчет (хлопаем себя руками по бёдрам, произносим: «Ко-ко-ко!»):

«Не плачь, дед! Не плачь, баба! ( Гладим себя по голове).

Я снесу вам другое яичко – не золотое, а простое.

( Дети хлопают в ладоши и подпрыгивают)

Сказка «Заюшкина избушка»

Дети свободно ходят по залу – «гуляют по лесу». По звуковому сигналу все строят круг. Воспитатель начинает рассказывать сказку. Дети по желанию произносят текст вместе с воспитателем и повторяют за ним движения.

Жили-были лиса ( изображаем, как ходит лиса: на носочках, оглядываясь на свой хвост, кокетничая) и заяц ( кисти рук – «лапки», прыгаем).

У зайца была избушка лубяная (показываем руками бревнышки: правое предплечье – над левым, левое предплечье – над правым, затем поднимаем руки над головой, изображая треугольную крышу),

А у лисы — ледяная ( резко и быстро поднимаем руки вверх- «скользко!»- и изображаем треугольную крышу).

Пришла весна (показываем круглое солнышко над головой, мягко разводим руки в стороны), у лисы избушка-то растаяла (показываем кистями рук, как капают капли, приседаем, разводя руки в стороны).

А у зайца стоит по-прежнему ( изображаем лубяную избушку- бревнышки и крышу).

Попросилась лиса к зайцу погреться (стучим кулачком о ладошку) да его и выгнала (топаем ногами).

Идет зайка по лесу, плачет. ( Идем, держа голову двумя руками, покачиваясь слева направо).

Бегут навстречу собаки (бежим по залу, шумно втягивая носом воздух, «Гав, гав, гав!», останавливаемся).

— О чем , зайчик, плачешь?

-Как мне не плакать? ( Изображаем кистями рук ушки зайчика, вытираем слезы). Была у меня избушка лубяная (изображаем бревнышки и крышу), а у лисы – ледяная (изображаем избушку лисы). Пришла весна (изображаем приход весны), у лисы избушка-то растаяла (показываем, как тает избушка). Попросилась она ко мне погреться (стучим кулачком о ладошку), да меня из избушки и выгнала (Изображаем, как зайчик плачет).

— Гав-гав-гав! ( Подпрыгиваем перескоком). Не плачь, зайчик! Пойдем! Мы ее выгоним! (Бежим по кругу, как собаки,- широкими шагами. Останавливаемся, стучим кулачком о ладошку).

— Поди, лиса, вон!

А лиса из домика (оправляем хвост, кокетничаем):

— Как выскочу (резко меняем настроение движения, подпрыгиваем), как выпрыгну (подпрыгиваем)- полетят клочки по закоулочкам (изображаем, будто что-то рвем на мелкие части).

Испугались собаки и убежали (свободный бег по залу).

Идет зайчик по лесу, плачет (бредем по кругу с опущенной головой, грустно шевелим ладошками-ушами над головой).

Навстречу ему медведь (идем, переваливаясь с ноги на ногу, руки подняты вверх, чуть присогнуты в локтях).

— О чем, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? ( Изображаем кистями рук ушки зайчика, вытираем слёзы). Была у меня избушка лубяная (изображаем бревнышки и крышу), а у лисы – ледяная (изображаем избушку лисы). Пришла весна (изображаем приход весны), у лисы избушка-то растаяла (показываем, как тает избушка). Попросилась она ко мне погреться (стучим кулачком о ладошку), да меня из избушки и выгнала (Изображаем, как зайчик плачет).

— Не плачь, зайчик! Пойдем! Я её выгоню! (Стоим, как медведь, переминаясь с ноги на ногу, ноги шире плеч).

— Собаки гнали — не выгнали. И ты не выгонишь! (грустно шевелим ладошками-ушками).

— А я выгоню! (Принимаем медвежью позу, покачиваемся. Энергично втягиваем воздух через нос, раздувая ноздри; на выдохе продолжительно рычим, раздвинув напряженные пальцы- «когти»).

— Пойди, лиса, вон!

А лиса из домика (оправляем хвост, кокетничаем):

— Как выскочу (резко меняем настроение движения, подпрыгиваем), как выпрыгну (подпрыгиваем)— полетят клочки по закоулочкам (изображаем, будто что-то рвем на мелкие части).

Испугался медведь и убежал (свободный бег по залу).

Идет зайчик по лесу, плачет ( бредем по кругу с опущенной головой. грустно шевелим ладошками-ушами над головой).

Навстречу ему петух (идем, высоко поднимая колени, хлопая руками по бокам).

— О чем, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? ( Изображаем кистями рук ушки зайчика и вытираем слезы). Была у меня избушка лубяная (изображаем бревнышки и крышу), а у лисы – ледяная (изображаем избушку лисы). Пришла весна (изображаем приход весны), у лисы избушка-то растаяла (показываем, как тает избушка). Попросилась она ко мне погреться (стучим кулачком о ладошку), да меня из избушки и выгнала (Изображаем, как зайчик плачет).

— Не плачь, зайчик! Пойдем! Я её выгоню!

-Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал- не выгнал. И ты не выгонишь! (Грустно шевелим ладошками-ушами).

— А я выгоню! ( Идем по кругу, высоко поднимая колени, хлопая руками по бокам, вытягивая шею. Громко кричим ( вдох через нос, выдох через рот): «Ку-ка-ре-ку!»).

— Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

Лиса услыхала (оправляет хвост, кокетничаем, оглядываемся по сторонам) и говорит:

-Уже собираюсь!

А петух опять ( хлопая руками по бокам, вытягивая шею. Громко кричим

( вдох через нос, выдох через рот): «Ку-ка-ре-ку!»):

-Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

А лиса из избушки (оправляем хвост, кокетничаем, оглядываемся по сторонам, втягиваем голову в плечи):

— Шубу надеваю!

А петух опять (хлопая крыльями по бокам, вытягивая шею. Громко кричим

 ( вдох через нос, выдох через рот): «Ку-ка-ре-ку!»):

— Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

Лиса испугалась (втягиваем голову в плечи, оглядываемся по сторонам, подпрыгиваем перескоком) и выскочила из избушки.

А заяц и петух зашли в избушку и стали там жить-поживать, горя не знать, добра наживать. ( прыгаем по кругу «по-заячьи», затем идем «по-петушиному», чередуя движения несколько раз. Затем останавливаемся и хлопаем в ладоши).

Сказка «Колобок»

Дети свободно ходят по залу – «гуляют по лесу». По звуковому сигналу все строят круг. Воспитатель начинает рассказывать сказку. Дети по желанию произносят текст вместе с воспитателем и повторяют за ним движения.

Жили-были дед (идем чуть наклонившись вперед и держась за спину) и баба (идем семенящим шагом, держа руки перед грудью полочкой).

Как-то раз говорит дед бабе:

-Испеки мне, баба, колобок (показываем ладонями маленький шарик).

-Из чего же я испеку? Муки у меня нету! (сокрушенно разводит руками).

-А ты по сусекам поскреби (трем кулачком по ладони), по амбарам помети

( чуть наклоняемся вперед, руки свободно свисают вниз, раскачиваем ими из стороны в сторону). Авось муки-то и наберется!

Баба по сусекам поскребла (трем кулачком по ладони), по амбарам помела (чуть наклоняемся вперед, руки свободно свисают вниз, раскачиваем ими из стороны в сторону), набрала муки горстки две (складываем ладони лодочкой), замесила тесто (с силой давим кулачком одной руки в ладонь другой, затем меняем положения рук), испекла Колобок (показываем округлыми кистями рук, как лепят шар) и положила на окошко студиться.

А Колобок полежал-полежал, да и в лес побежал. Катится по лесу (пальцы собраны в несильные кулачки, неспешно крутим предплечьями вокруг друг друга), а навстречу ему Заяц (глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот, без напряжения голоса произносим «А-а-а», изображая как вкусно пахнет Колобок).

Колобок, Колобок, я тебя съем (подпрыгиваем перескоком и хватаем руками воздух).

Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою (Пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки).

Я — веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

А от тебя, Заяц, и подавно уйду. ( Убыстряем вращательные движения предплечьями).

И покатился, только Заяц его и видел.

Катится Колобок по лесу (пальцы собраны в несильные кулачки, неспешно крутим предплечьями вокруг друг друга), навстречу ему волк (бежим «рысью» по кругу, захватывая воздух передними руками-лапами; глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот, без напряжения голоса произносим «А-а-а», изображая, как вкусно пахнет Колобок).

-Колобок, Колобок, я тебя съем (хватаем руками воздух).

-Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою (пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки).

Я — веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

И от Зайца ушел,

А от тебя и подавно уйду (убыстряем вращательные движения предплечьями).

И покатился, только Волк его и видел.

Катится Колобок по лесу (пальцы собраны в несильные кулачки, неспешно крутим предплечьями вокруг друг друга), навстречу ему Медведь (идем, переваливаясь с ноги на ногу, руки подняты вверх, чуть присогнуты в локтях; глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот, без напряжения голоса произносим «А-а-а», изображая как вкусно пахнет Колобок).

-Колобок, Колобок, я тебя съем (хватаем руками воздух).

-Не ешь меня, Медведь. Я тебе песенку спою.(Пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки)

Я — веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

И от бабушки ушел.

Я от Зайца ушел

И от Волка ушел.

От тебя, Медведь, и подавно уйду (убыстряем вращательные движения предплечьями).

И покатился, только Медведь его и видел.

Катится Колобок по лесу ( пальцы собраны в несильные кулачки, неспешно крутим предплечьями вокруг друг друга), навстречу ему — Лиса ( идем мелким шагом на носочках, оглядываясь на свой хвост, кокетничая; глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот, без напряжения в голосе произносим «А-а-а», изображая, как вкусно пахнет Колобок, но тут же зажимаем себе рот руками и прикладываем палец к губам: Колобок не должен что-то заподозрить).

— Здравствуй, Колобок! Ты откуда? ( Пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки).

Я — веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

И от бабушки ушел.

Я от Зайца ушел

И от Волка ушел.

От Медведя ушел.

От тебя, Лиса, и подавно уйду. ( Убыстряем вращательные движения предплечьями, но затем движения замедляются).

— Ах, какая хорошая песенка! ( Всплескивает руками). Только я что-то глуховата стала ( сначала прикладываем руку к одному уху, теребим мочку, потом — к другому и теребим мочку). Сядь ко мне на носок и спой ещё разок

( указываем указательным пальцем на нос, пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки)

Я — веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

И от бабушки ушел.

Я от Зайца ушел

И от Волка ушел.

От Медведя ушел.

От тебя, Лиса, и подавно уйду.( Убыстряем вращательные движения предплечьями. но затем движения замедляются).

— Очень хорошая песенка. Хочу её еще раз послушать. Сядь ко мне на язычок и спой ещё разок ( высовываем язычок далеко вперед, шевелим им в разные стороны, пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки).

Я — веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

И от бабушки ушел.

Я от Зайца ушел

И от Волка ушел.

От Медведя ушел.

От тебя, Лиса…

Тут Лиса Колобка и съела: «Ам!» (Резко захлопываем рот и щелкаем зубами, снова высовываем язык и облизываемся)

Сказка «Теремок»

Воспитатель предлагает детям отправиться гулять в лес:

-Пойдемте цепочкой, друг за другом, чтоб не заблудиться.

Какая узенькая тропинка! (Идем на носочках, руки в стороны).

Кое-где камни валяются.(Идем, высоко поднимая ноги, переступая через «камни»). А здесь тропинка плохо высохла после дождя. Чтобы не намочить ноги, идем на пяточках, руки на поясе. Шли мы, шли, к полю пришли. Глядь…

Стоит в поле теремок. (Руки поднимаем вверх, изображаем крышу над головой).

Он не низок (приседаем), не высок (встаем).

Бежит мимо мышка-норушка (легкий бег друг за другом по кругу, руки перед грудью, как маленькие лапки), увидала теремок и стучится (стучим кулачком о ладошку):

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Никто не отвечает (разводим руками). Вошла мышка в теремок и стала там жить (делаем перескакивающие движения и приседаем).

Бежит мимо зайчик-побегайчик (прыгаем по кругу).

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? (стучим кулачком о ладошку).

— Я, мышка-норушка. А ты кто такой? ( Руки-лапки перед грудью, легонько шевелим ими).

-А я – зайчик-побегайчик ( шевелим ладошками-ушками над головой). Пусти меня к себе жить.

Вошел зайчик в теремок и стал там жить.

Бежит мимо лисонька рыженька (оглаживаем свой воображаемый хвост). Пустите меня к себе жить.

Вошла лисонька в теремок и стала там жить.

Бежит по лесу волчок-серый бочок (бег с замахом ногами назад, руки чуть впереди, загребают воздух).

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? ( Стучим кулачком о ладошку).

-Я, мышка-норушка (руки-лапки перед грудью, легонько шевелим ими).

-Я, зайчик-побегайчик (шевелим ладошками-ушками над головой).

-А я лисонька рыженька (оглаживаем свой воображаемый хвост).

-А ты кто такой?

-Я – волчок-серый бочок ( несильно лязгаем зубами).Пустите меня к себе жить.

Вошел волчок в теремок и стал там жить.

Идет мимо медведь косолапый (идем, переваливаясь с ноги на ногу, руки поднять вверх, чуть присогнуты в локтях).

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? (стучим кулачком о ладошку)

-Я, мышка-норушка (руки-лапки перед грудью, легонько шевелим ими).

-Я, зайчик-побегайчик (шевелим ладошками-ушками над головой)

-А я лисонька рыженька (оглаживаем свой воображаемый хвост)

-Я — волчок-серый бочок (несильно лязгаем зубами).

-А ты кто такой?

-А я – медведь косолапый. Пустите меня в теремок. Хочу с вами жить.

-Да ты и в дверь не пролезешь!

Полез медведь в теремок-заскрипел потолок (беремся руками, качаемся из стороны в сторону). Заскрипел потолок — обвалился теремок. ( Дети падают на пол).

Выскочили из него мышка-норушка, зайчик-побегайчик, лисонька рыженька, волчок-серый бочок (изображаем по очереди всех зверей) и разбежались в разные стороны (Дети произвольно бегают по залу до звукового сигнала, означающего конец «представления»).

Автор: Протащик Марина Михайловна, Кочегарова Елена Владимировна, Мирошникова Альфия Амирзяновна

Проект «Волшебный мир двигательных сказок»

Протащик М.М., старший воспитатель

Кочегарова Е.В., инструктор по физической культуре

Мирошникова А.А., педагог-психолог

муниципальное дошкольное образовательное

учреждение  «Детский сад № 103 «Умка»

г. Волжского Волгоградской области»

Обоснование темы

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепления здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спорта.

Как заинтересовать ребенка? С помощью сказки. Как научить ребенка мыслить? С помощью сказки. Как вызвать желание у ребенка к каким-либо поступкам, действиям? С помощью сказки. Спортивные сказки помогут малышу усвоить значимость здорового образа жизни. Помогут ребенку встать на первую, самую значимую, фундаментальную ступень физической культуры. Полюбить себя здорового, ловкого и крепкого.

Краткое описание инновационного продукта

В процессе наблюдения за деятельностью воспитанников, изучив методическую литературу, а самое главное, взяв за основу интерес детей                             к физкультуре, мы разработали и реализовали в ДОУ проект «Волшебный мир двигательных сказок». Мы считаем, что двигательная сказка может быть одним из эффективных приёмов в работе по формированию интегративных качеств дошкольников. Проект предполагает широкий выбор деятельности, по использованию двигательной сказки в работе для всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов.

Цель проекта: создание необходимых условий для развития двигательных способностей дошкольников с помощью двигательных сказок.

Задачи проекта:

— содействовать освоению детьми двигательных действий, направленных на формирование оптимального двигательного режима жизнедеятельности;

—  развивать представления детей о собственном теле, ориентацию в системе моральных норм и правил поведения с помощью вхождения в образ сказочных героев;

формировать коммуникативные умения в процессе участия в двигательных сказках;

развивать интерес к содержанию сказки и желание участвовать в ее обыгрывании;

развивать способность проявлять творческий потенциал в процессе разыгрывания сказочных сюжетов;

воспитывать интерес к миру сказок.

Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями. Задача взрослого, помогать детям в этой работе — направлять их, предлагать и корректировать новые образы, связывая их с двигательной активностью.

 «Двигательная сказка» – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимики                             и пантомимики. Кроме того, большое влияние двигательная сказка оказывает на формирование творческого потенциала у детей. Здоровье, помимо других критериев — это движение и положительные эмоции.

Двигательные сказки осуществляются по мотивам литературных произведений.  Их проведение требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов                           и движений. Двигательные сказки мы используем при любой форме организации физкультурно — оздоровительной работы с детьми: при проведении специально организованной деятельности по физкультуре как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях. Это зависит от поставленных задач, формы проведения физкультуры, подготовленности детей, в качестве «бодрящей» и утренней гимнастики, а также в качестве подвижных игр на прогулке. Очень эффективными двигательные сказки становятся при организации с детьми фитбол – гимнастики. 

В процессе такой деятельности используются:

-приемы имитации и подражания;

— образные сравнения;

-упражнения общеразвивающего воздействия;

-игровые упражнения на координацию движений;

-упражнения, направленные на развитие двигательных навыков, крупную и мелкую моторику.

Новизна заключается в том, что проект, основанный на применении двигательных сказок, направлен на формирование инициативности, самостоятельности, творческой активности у детей по приобщению дошкольников к занятиям физической культурой. Мы считаем очень важным взаимодействие и побуждение детей и взрослых заниматься какой-либо деятельностью на основе общего интереса.

Продуктами проекта выступили: информационно — тематические папки, буклеты, методические материалы разработки развлечений и спортивных праздников, журнал «Мир двигательных сказок», видеопрезентации (ролики), фотоколлажи по проекту.

Результаты его использования

В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения по реализации проекта «Волшебный мир двигательных сказок» наблюдается:

У воспитанников:

— повысился интерес и желание к занятиям по физической культуре;

— наблюдается положительная динамика развития физических качеств;

— улучшилось качество работы по физическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста;

— пополняется словарный запас спортивной терминологией;

— дети испытывают удовольствие от перевоплощения в любой образ  с помощью мимики и жестов, стали проявлять больше сочувствия к героям, переживая вместе с ними их невзгоды, приключения, победы с помощью физических упражнений.

У педагогов:

— качество освоения инновационной технологии «двигательная сказка»;

— улучшение качества работы по физическому воспитанию в ДОУ;

личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

У родителей:

— сформированная активная родительская позиция;

-повышение родительской компетентности в вопросах физического воспитания дошкольников.

Наш проект показал, что «двигательные сказки» – это средство формирования двигательного творчества! Мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленную на решение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Хочется также отметить, что использование двигательных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровьесбережения дошкольников. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное — у детей повышается потребность и желание заниматься физической культурой.

  «Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной общей жизнью»

01.10.2016

«Использование двигательных сказок для реализации регионального компонента»

Шувалова Ирина Леонидовна

Целью данной работы является наполнение содержания программного материала физического воспитания дошкольников элементами национальных игр и видов спорта коренных народов Сибири.

Оценить




536

Содержимое разработки

«Использование двигательных сказок для реализации регионального компонента»

Движение –кладовая жизни

Без движения невозможно и счастье

На  сегодняшний  день  в  соответствии  с Последними   данными  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации:  по  статистике,  XXI  век  начался  в  России  с  резкого  ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. Основная проблема — низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья детей. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный де­фицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление..

Повышение интереса детей к физической культуре позволяет открыть такое направление как национально-региональный компонента

Географическая (природная) среда Сибири с разнообразием флоры и фауны во многом предопределила своеобразие исторического развития коренного населения. Физическая культура народов Сибири пока ещё остаётся малоизвестной страницей истории.

К сожалению, многие эмоционально — динамичные игры, физические упражнения стали постепенно забывать, поэтому современные дети не знают о них. Но, несомненно, истоки возникновения и совершенствования системы физического воспитания сибирских этносов, еще, привлекут внимание исследователей, так как в ней заложен «секрет выживания» сибиряков в суровых климатических условиях.

Целью данной работы является наполнение содержания программного материала физического воспитания дошкольников элементами национальных игр и видов спорта коренных народов Сибири.

Из поставленной цели вытекает гипотеза, заключающаяся в том, что включение национально-регионального компонента в НОД по физической культуре позволит более успешно решать задачи обучения детей жизненно важным навыкам и умениям, необходимым для адаптации в национальной социокультурной среде

В содержание НОД по физической культуре выделяются три основных блока:

-образовательный,  который включает в себя формирование и совершенствование двигательных  умений, навыков, связанных с ними  специальных   знаний, представляющих собой базовую основу национально- регионального компонента физической культуры;

— воспитательный, оказывающий  положительное воздействие  на физические, морально-волевые, нравственные качества личности занимающихся;

-оздоровительный, предназначенный для воздействия на здоровье, физическое и моторное развитие дошкольников

Для достижения цели в работе был определен ряд задач:

изучить литературу по теме;

обучить детей двигательным сказкам на основе эмоционально – регионального компонента;

воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы; формировать эстетические чувства;

разработать и апробировать программу «Веселый фитбол», направленную на использование двигательных сказок для реализации регионального компонента.

Материал я группирую по трём основным разделам:

1.Усвоение знаний (знания об истории, о роли и значении национальных обрядов, игр и видов спорта, совершенствования физического развития, физической подготовленности и укрепления здоровья).

2. Усвоение способов физкультурной деятельности — физические упражнения, большая часть которых ориентирована на сопряжённое развитие не только физических, но и психических качеств; физические упражнения творческого характера, в которых дети создают новые сочетания элементов двигательной активности; психомоторные упражнения; упражнения на напряжение и расслабление мышц; национальные игры.

3. Использование национальных физических упражнений.

(Перейдем к двигательным сказкам)

Двигательные сказки это самостоятельные занятия с детьми. Когда я рассказываю сюжет сказки, то сопровождаю его выученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением.

Двигательные сказки могут быть использованы в качестве «бодрящей» гимнастики после дневного сна. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении детей ряд ассоциаций и образов. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, с помощью которой дети выполняют сказку как единый двигательный комплекс.

Полезно, чтобы после двигательных сказок, в свободной деятельности в группе, дети смогли повторить и воспроизвести сказку. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию речи. Все сказки отобраны отобраны не случайно, психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, каклюбовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту, ознакомление с объектами живого и неживого миров. У воспитанников  формируют представления о природной зоне — тайге, о её отличительных особенностях, о приспособлении живых существ к условиям среды обитания, к изменяющимся условиям природы. Дошкольники  знакомятся с растениями и животными «Красной книги». Они запоминают правила бережного отношения  к природе, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие.

Двигательные сказки адаптированы в соответствии с региональным компонентом нашего региона, с более облегченными заданиями восприятия и запоминания для детей. Многократное повторение одной и той же сказки будет осуществляться в различных моментах, на всевозможных занятиях с многообразными целями: образовательными, воспитательными, коррекционными.

Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является организованная развивающая среда:

В создание среды – используются дидактические материалы для проведения совместных игр, оборудование, стимулирующее детей к коллективной творческой деятельности; наглядные материалы, выступающие в качестве визуальных побудителей творчества: на тему «Наш край», цикл экскурсий и наблюдений за живыми существами окружающего мира, за явлениями, происходящими в природе, памятки по организации наблюдений. В ходе познавательной деятельности дошкольники знакомятся  с особенностями географического расположения нашего округа, климата, с историей рождения города, с символикой родного края и города.

— Во время проведения экспериментов и наблюдений дети учатся замечать и описывать свойства и качества объектов окружающего мира. Накопленный опыт дошкольники используют в играх, в самостоятельной деятельности, на занятиях. Свои впечатления об увиденном они отражают в работах на занятиях по ИЗО. Используя различную технику рисования и средства изображения, дети передают в рисунках красоту родной природы. После встреч с живой природой у них развивается фантазия, игровое, речевое и изобразительное творчество.

В группе функционирует физкультурный уголок с коррегирующими дорожками, оборудованием для обыгрывания сказок, индивидуальные коврики, декорации, одежда для перевоплощения, фитболы на подгруппу детей, мячи разного диаметра, платочки, игры для театрализации, обручи, ленточки, модули, атрибуты к подвижным играм.

В своей практике я использую разные формы работы со сказкой:

Спартакиада «Непоседы» Спортивный досуг «Путешествие в сказочный лес» Спортивный досуг «Сибирская зима» Музыкально-спортивный праздник «С музыкой по сказкам» Викторина «Волшебные сибирские сказки» Веселые старты «Мама, папа, я – сказки навсегда» Спортивный досуг «Сказочное здоровье!» Фотовыстовка «В спорт – со сказкой!» Спортивное развлечение «Праздник игр и сказок» Неделя «Здоровья, радости и сказок», «Сказочные эстафеты».

— На прогулке и в свободное от занятий время я разучиваю с детьми русские народные подвижные игры, которые способствуют развитию у детей самостоятельности, ловкости, меткости, сообразительности,  наблюдательности, силы воли, уверенности в себе. Устраиваю спортивные развлечения с использованием природного материала и атрибутов для подвижных игр (упряжки, маски). Развлечения такого характера не только увлекательны для ребятишек, но и занимательны. Созданные условия способствуют оздоровлению детей с помощью природных факторов.

— В уголках природы размещены пособия и материалы для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми: гербарии растений родного края, объекты неживой природы( песок, камни, глина, перо птицы и др.) и живой (семена растений, комнатные растения), журналы, альбомы для рассматривания детьми, оборудование для игр- экспериментирования (песочные часы, лупы, палочки, стаканчики, соломинки.

— В группе расположен уголок малой Родины. В нем имеются: дидактические игры, пазлы, альбомы для рассматривания, открытки, иллюстрации с изображением  растений и животных родного края, фотографии с видом родного города, сборники стихов братских поэтов, композиции, сделанные воспитанниками  и др. В группе оформлены стенды: «Моя Родина- Россия», « Край мой», « Моя семья». Моя родословная». Ко дню рождения города оформляется временная экспозиция «Наш край».

В работе используются следующие методы:

1.Игры:

сюжетные с зрительными игровыми образами и атрибутами;

бессюжетные игры с различными предметами;

игры – забавы;

подвижные;

пальчиковые;

сказочные эстафеты.

2.Игровые упражнения на координацию движения и речи.

3.Игры с развернутым речевым сопровождением.

4.Перевоплощение в игровой образ для выполнения выразительных пластичных движений создаваемыми образ.

5.Звучащие стихи движения выполняются в ритм слова или слогов, или являются логическим акцентом на фразе.

6. Двигательные задания с элементами соревнования.

7.Сюжетное обыгрывание.

8.Танцевальные движения.

9.Народные состязания.

10.Двигательные задания.

Наглядные методы:

иллюстративные картинки к звучащим стихам;

мнемотаблицы;

сигнальные карточки (коричневая карточка-лошадка, белая-зайчик);

Иллюстрации к сказкам, персонажи сказочных героев.

Большое значение имеет подбор музыки. Произведения должны быть простые по мелодии и ритму, а музыкальные фразы четко дифференцированными, с хорошо различимыми темпом и ритмом, это позволяет детям быстрее запоминать сказки и движения. Музыка является катализатором всех двигательных сказок.

В своей работе я разработала структура занятий по двигательным сказкам:

 1. Ритуал приветствия. Ритуал начала занятия, занимает не более 2-3 минут. Простой ритуал является отправной точкой, «включает» внимание детей, объединяет их.

2. Настрой, (разогрев). Прежде, чем приступить к проработке выбранной темы , необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка и  у группы в целом, появилась готовность к осуществлению творческой деятельности. Настроиться на работу помогают упражнения «Сказки повсюду», «Прогулка по сказочной стране».

3. Основное содержание . Эта часть посвящена созидательному творчеству. В основную часть может быть включено от одного до трёх заданий и при необходимости , двигательные сказки, разминочные упражнения, пальчиковая гимнастика.

4. Любование детским творчеством, нахождение образов, обозначение их ценностей. Эта часть занятия не выделяется в чётко обозначенный во времени и пространстве этап. Он проходит очень неформально.

С искренним интересом и признанием принимаем любого ребенка – это одно из специфических умений арт-терапии.

5. Итог занятия (ритуал окончания занятия). К концу занятия может наблюдаться своеобразное брожение детей, общий итоговый сбор всех участников позволяет вернуть детей в атмосферу группы, сделать акцент на чём-то важном, с чем столкнулась группа, и что стало её достоянием в этот раз, дать оптимистичную установку на будущее.

Я выполняю все упражнения вместе с детьми, т.к. не только демонстрирую образец исполнения, даю пример артистичности и эмоциональности, но и способствую непрерывной организации движений. У всех детей разный темперамент, разный уровень памяти, поэтому мой показ является подсказкой и залогом синхронного исполнения движений. Тогда ребенок концентрирует свое внимание не только на запоминании композиции, но и эмоциональности, выразительности, качестве исполнения. Упражнения должны быть разнообразными. Это связано, в частности, с тем, что, в отличие от взрослых, дети быстро теряют интерес к выполнению одних и тех же комплексов. Повышенные нагрузки и однообразие вызывают у них негативную реакцию, в результате которой они отказываются выполнять задания. Наиболее целесообразна смена комплексов через 6-8 занятий. Таким образом при структурном сходстве движений, обеспечивающем достижение необходимого тренирующего эффекта, различия в музыкальном и содержательном материале позволяют избегать явления монотонности, поддерживается интерес ребенка к занятиям на оптимальном уровне.

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей.

Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в группе проводится работа с родителями. Организуются и проводятся  родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки «Развитие познавательности и любознательности», «Как изготовить птичью столовую?», «Покормите птиц зимой», «Очевидное- невероятное», «Играя, изучаем природу», «Экологическое воспитание- воспитание нравственности, духовности и интеллекта».

Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду, помощниками во время проведения дней здоровья.

Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши дети будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.

Заключение

Региональный компонент располагает большими возможностями для формирования сознания, творческих, физических способностей, воспитания любви к родине, вызывает живой интерес к жизни родного края. Использование разнообразных форм и методов обучения в совокупности с включением национально-регионального компонента в содержание по физическому воспитанию дошкольников приводит к росту мотивации детей для самостоятельных занятий физическими упражнениями, интересу к краю, в котором проживает

Данная работа необходима в современных детских садах, без нее жизнь не была бы полной и насыщенной, не привлекала бы детей, не будила бы их чувства.

Обобщив весь теоритический и практический опыт можно действительно сказать, что работа по использованию двигательных сказок для реализации регионального компонента формирует у дошкольников жизненные идиалы, эстетический вкус, представление о жизни.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/218864-ispolzovanie-dvigatelnyh-skazok-dlja-realizac

Также вас может заинтересовать

  • Мы говорим «игра», подразумеваем «детство».
  • Так ли важно рисование в жизни ребенка?
  • Статья «Нетрадиционное рисования как средства познавательного интереса к малой Родине»
  • Проектная деятельность как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.
  • Статья для воспитателей ДУ Вовлечение родителей в проектную деятельность дошкольных учреждений

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

  • Двести страниц как пишется
  • Двести первый как пишется
  • Двести один рубль как пишется
  • Двести десять тысяч рублей как пишется прописью
  • Двести девяносто тысяч рублей как пишется