Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Жизненный путь – это дорога, по которой человек движется на протяжении всей жизни. У каждого человека свой жизненный путь и каждый человек в силах его найти, но чтобы его найти нужно сильно постараться.
Я считаю, что человек всю жизнь находится в поисках жизненного пути и собирает его по частичкам. На протяжении поиска у человека меняется характер, меняются жизненные ценности и появляется бесценный опыт.
Находясь, в поисках своего пути, человек может этого не замечать. Иногда, казалось бы, простой путь может помочь найти частичку жизненного пути. Так, например в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Перевал» главный герой на пути к перевалу преодолевает препятствия в виде: ветра, дождя, снега и тумана.
Автор передает всю «палитру» чувств главного героя, охватывающих путника на пути к перевалу. Идя по горам, герой испытывает усталость, страх и отчаяние. Но на смену этим эмоциям приходят смелость, сила, решительность и смирение с тем, что ему придется идти дальше.
Бунин дорогу путника сравнивает с жизненным путем, в котором полно сложностей, новых впечатлений и опыта. Главный герой нашел частичку своего жизненного пути, несмотря на трудности. Этот путь открыл перед ним новый мир и новые силы.
Но иногда перед человеком «встаёт» выбор жизненного пути. Такой выбор встал перед главной героиней рассказа Джеймса Джойса «Эвелин». В рассказе автор создает вокруг героини пустое и бездушное пространство, в котором все однотипно, не интересно и стабильно. Но внезапно в жизни главной героини появляется Фрэнк – возлюбленный Эвелин, который может помочь изменить ее бездушное и пустое пространство. И тогда внутри девушки происходит спор между разумом и желанием перемен.
В конце рассказа перед Эвелин открывается дверь в будущее и в этот момент героиня показывает свою слабость и хватается за перила. Победу одержал разум.
Джойс в рассказе пишет, что люди – это слабые существа, которые способны на изменения своего пути и выхода из зоны комфорта.
Подводя итоги, хочу сказать, что жизненный путь – это испытание. Но каждый человек на протяжении всей жизни проходит эти испытания и ищет свой жизненный путь. Кто – то делает выбор, кто – то закаляет свой характер, но итог один – каждый человек может найти сой жизненный путь.
Здравствуйте, Мария!
Вам удалось в своем сочинении выполнить требование по количеству слов, написать самостоятельное рассуждение с опорой на литературный материал. Вместе с тем следует обратить внимание на большое количество логических ошибок, связанных с повторами мыслей, нарушением причинно-следственных связей, нарушением абзацного членения, обилие речевых ошибок.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
Сочинение соответствует заявленной теме.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Сочинение содержит аргументацию, написано с опорой на литературный материал. Для доказательства собственного мнения Вы выбрали интересные произведения, но, к большому сожалению, анализ привлекаемых произведений нельзя назвать глубоким и развёрнутым.
К3 (логика и композиция) + 0 балл
В сочинение есть грубые логические ошибки, мешающие пониманию смысла сказанного.
Ошибки
Я считаю, что человек всю жизнь находится в поисках жизненного пути и собирает его по частичкам. На протяжении поиска у человека меняется характер, меняются жизненные ценности и появляется бесценный опыт.
Это уже второй абзац вступительной части сочинения. На мой взгляд, не очень логично таким образом продолжать размышления. Разве до этого было не Ваше мнение? Если бы Вы ссылались в первом абзаце на мнение каких-то авторитетных источников, тогда бы был понятен Ваш выбор, а так получается возникает логическая ошибка.
Я считаю, что человек всю жизнь находится в поисках жизненного пути и собирает его по частичкам. На протяжении поиска у человека меняется характер, меняются жизненные ценности и появляется бесценный опыт.
Находясь, в поисках своего пути, человек может этого не замечать. (Почему Вы вынесли эту мысль в новый абзац? К чему тогда относится указательное местоимение «этого»?). Иногда, казалось бы, простой путь может помочь найти частичку жизненного пути. (Я теряю нить рассуждения… Нарушается причинно-следственная связь, предложения не связаны друг с другом). Так, например в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Перевал» главный герой на пути к перевалу преодолевает препятствия в виде: ветра, дождя, снега и тумана.
Нарушение абзацного членения. В работе есть несколько примеров неудачного (неправильного) деления текста на абзацы. Например, зачем Вы, обращаясь к произведению И.А. Бунина «Перевал», раздробили анализ на три абзаца? То же происходит в случае с рассказом Д. Джойса:
Автор передает всю «палитру» чувств главного героя, охватывающих путника на пути к перевалу. Идя по горам, герой испытывает усталость, страх и отчаяние. Но на смену этим эмоциям приходят смелость, сила, решительность и смирение с тем, что ему придется идти дальше.
Бунин дорогу путника сравнивает с жизненным путем, в котором полно сложностей, новых впечатлений и опыта. Главный герой нашел частичку своего жизненного пути, несмотря на трудности. Этот путь открыл перед ним новый мир и новые силы. <…>
Но иногда перед человеком «встаёт» выбор жизненного пути. Такой выбор встал перед главной героиней рассказа Джеймса Джойса «Эвелин». В рассказе автор создает вокруг героини пустое и бездушное пространство, в котором все однотипно, не интересно и стабильно. Но внезапно в жизни главной героини появляется Фрэнк – возлюбленный Эвелин, который может помочь изменить ее бездушное и пустое пространство. И тогда внутри девушки происходит спор между разумом и желанием перемен.
В конце рассказа перед Эвелин открывается дверь в будущее и в этот момент героиня показывает свою слабость и хватается за перила. Победу одержал разум.
Джойс в рассказе пишет, что люди – это слабые существа, которые способны на изменения своего пути и выхода из зоны комфорта.
Необоснованное противопоставление. Я не могу понять, что чему противопоставлено с помощью союза «но»?
Но иногда перед человеком «встаёт» выбор жизненного пути.
Могу предположить, что речь идёт о следующем:
Человек не знает, куда ему идти, у него нет выбора (жизнь не предлагает вариантов, человек пытается найти правильную жизненную дорогу. Где она, эта дорога, никто не знает) — об этом Вы рассуждаете в первой части сочинения.
Случается, что жизнь преподносит нам подарок и указывает правильную дорогу, но что-то нам мешает сделать шаг навстречу своему счастью (нерешительность, боязнь перемен и др.) — эти мысли Вы пытаетесь развивать во второй части. Но к этим мыслям нужно «продираться» сквозь «дебри» логических ошибок. Старайтесь точнее выражать мысль.
По-Вашему, стабильность относится к отрицательным явлениям? Может быть, лучше заменить на слово «однообразно», «скучно»?
В рассказе автор создает вокруг героини пустое и бездушное пространство, в котором все однотипно, не интересно и стабильно.
Нарушение логики внутри предложения:
Джойс в рассказе пишет, что люди – это слабые существа, которые способны на изменения своего пути и выхода из зоны комфорта.
Значит, те, кто силён, не способен менять свою жизнь? Судя по вашей логике, так и есть.
К 4 (речь)+ 0 балл
Ошибки
Жизненный путь – это дорога, по которой человек движется на протяжении всей жизни. У каждого человека свой жизненный путь и каждый человек в силах его найти, но чтобы его найти нужно сильно постараться.
Неоправданные повторы.
Я считаю, что человек всю жизнь находится в поисках жизненного пути и собирает его по частичкам. На протяжении поиска у человека меняется характер, меняются жизненные ценности и появляется бесценный опыт.
Не очень удачное сочетание «собирает по частичкам» (обычно говорят: собирает по крупицам), но в данном случае и это выражение будет выглядеть неуместно, потому что в придаточных предложениях высказаны разные мысли, которые неорганичны. По-моему, жизненный путь нельзя собрать (лексическая несочетаемость). Попробуем переделать предложение, стараясь сохранить смысл Ваших рассуждений. Можно всю жизнь находиться в поисках своего пути (Не так-то просто найди свою дорогу, понять, что идёшь по правильному пути, что этот путь твой…).
Нарушение лексической сочетаемости. Лучше сказать по-другому: В течение жизни у человека меняется характер… На протяжении всего жизненного пути…
Автор передает всю «палитру» чувств главного героя, охватывающих путника на пути к перевалу.
Постарайтесь избегать таких широких обобщений, осторожнее употребляйте определительное местоимение «всю» (весь).
Так, например в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Перевал» главный герой на пути к перевалу преодолевает препятствия в виде: ветра, дождя, снега и тумана.
Автор передает всю «палитру» чувств главного героя, охватывающих путника на пути к перевалу. Идя по горам, герой испытывает усталость, страх и отчаяние.
В работе много повторов.
Бунин дорогу путника сравнивает с жизненным путем, в котором полно сложностей, новых впечатлений и опыта.
И снова повторы. Возможные варианты правки:
Путь, который преодолевает герой, — своего рода символ жизненного пути (судьбы человека).
Трудная дорога, преодолеваемая главным героем рассказа И.А. Бунина, — это аллегория жизненного пути.
Нарушение стилистической однородности: слово «полно» имеет стилистическую помету разговорное. Можно было легко заменить на много: … в котором много сложностей.
Бунин дорогу путника сравнивает с жизненным путем, в котором полно сложностей, новых впечатлений и опыта. Главный герой нашел частичку своего жизненного пути, несмотря на трудности.
Повторяются мысли, повторяются слова…
Но внезапно в жизни главной героини появляется Фрэнк – возлюбленный Эвелин, который может помочь изменить ее бездушное и пустое пространство.
Зачем Вы дважды называете героиню? Можно было бы по-другому выразить мысль: Но внезапно в жизни главной героини появляется Фрэнк, который становится её возлюбленным…
И тогда внутри девушки происходит спор между разумом и желанием перемен.
Неточно выражена мысль. Перед девушкой встаёт выбор…
Подводя итоги, хочу сказать, что жизненный путь – это испытание. Но каждый человек на протяжении всей жизни проходит эти испытания и ищет свой жизненный путь. Кто – то делает выбор, кто – то закаляет свой характер, но итог один – каждый человек может найти сой жизненный путь.
Повторов в работе так много, что это затрудняет понимание.
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: указать
Ошибки
Орфография — 0
Кто – то делает выбор, кто – то закаляет свой характер, но итог один – каждый человек может найти сой жизненный путь.
Опечатка (свой).
Пунктуация — 6
У каждого человека свой жизненный путь ЗПТ и каждый человек в силах его найти, но ЗПТ чтобы его найти ЗПТ нужно сильно постараться.
Запятая в сложном предложении. Нет запятой на стыке союзов, не отделено придаточное предложение от главного.
Находясь, в поисках своего пути, человек может этого не замечать.
Неверно обособлен деепричастный оборот.
Так, например в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Перевал» главный герой на пути к перевалу преодолевает препятствия в виде: ветра, дождя, снега и тумана.
Неверно поставлено двоеточие.
В конце рассказа перед Эвелин открывается дверь в будущее ЗПТ и в этот момент героиня показывает свою слабость и хватается за перила.
Запятая в СП.
Грамматика — 0
Общий вывод по работе
Итак, Мария, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой сочинения, речевым оформлением. Очень рекомендую посмотреть бесплатный вебинар, который проводила Е.П. Дудина 20 сентября. Тема актуальная — Логика и композиция итогового сочинения.
https://mogu-pisat.ru/webinar/sochin2016/index.php[/URL]
Удачи!
Эвелин как Ирландия: реалистичный и символический подход
Джеймс Джойс всегда считался главным представителем «детей раздробленного, плюралистического, больного, странного периода», как Ницше называл художников того времени (Брэдбери, стр. 7). Его карьеру в качестве художника можно считать «путешествием от реализма к символизму» (Daitchies, p. 66), для которого он выбрал Дублин как место отправления, так и пункт назначения. В результате его желания показать страдания жителей города, он создал Dubliners. Несмотря на то, что эта работа была первоначально создана комиссией как сборник рассказов, которые будут опубликованы в журнале с целью описания сельской ирландской жизни для широкой аудитории, Джойс понял, что он может придать своим историям единый паттерн. Поэтому, дав им общую цель, он связал их вокруг определенных тем, символов, техник и даже персонажей.
Мы должны помнить, что Dubliners – это начало перехода Джойса от реализма к символизму, и как таковая, его структура частично определяется с точки зрения каждой техники. Систематическое и все более широкое использование символов устанавливает отношения между «внешне несопоставимыми элементами в рассказах», т. Е. Большая часть композиции остается невидимой до тех пор, пока не распознаются основные символы, в которых она определяется (Ghiselin, стр. 101). Поскольку Дублинцы являются ярким примером начала Джойсом ранее упомянутого путешествия, стоит упомянуть некоторые реалистичные элементы в историях, которые смешиваются с символическими. Желание персонажей убежать и их паралич ослабляют их импульс и способность двигаться с силой. Эта неспособность действовать соответствующим образом в ответ на связанные с Дублином бедствия ведет себя как реалистичная, а также символическая ссылка: «явное физическое бездействие любого рода является несколько грубым средством указания на моральный паралич» (Ghiselin pp. 102-103). Кажущаяся нехватка заговора – фактически движение к эпифаническому раскрытию тупика, «внезапного духовного проявления, будь то в пошлости речи или жеста» (Брэдбери с. 168) и, к сожалению, паралич, отмечающий его прекращение.
Очевидно, что автор не пытался маскировать необузданную реальность жителей Дублина. Напротив, «он хотел стать посредником между Ирландией и миром, в основном, пытаясь объяснить Ирландию самому себе» (Kiberd p. 334) во время политического периода, который не давал никаких надежд или выбора ее народу. Кроме того, стоит сказать, что в каждой истории есть патентное сообщение: как бы герои ни пытались вырваться из рутины и инерции своей жизни, им так и не удается это сделать, несмотря на эпифанические моменты интенсивности и откровения, которые они испытывают. , Эвелин представляет пример, когда она изолирует себя от непосредственного окружения и продолжает вращаться вокруг воспоминаний о своей жизни, вместо того, чтобы сделать шаг вперед и справиться с напряженной ситуацией.
Брюстер Гизелин приходит к выводу, что «единство дублинцев, наконец, реализуется с точки зрения религиозных образов и идей, большинство из которых являются исключительно христианскими» (Гизелин, стр. 105). Излишне говорить, что прозрение – это трансцендентное откровение, которое Джойс на самом деле взяла из религии в применении к искусству. Тем не менее, делая альтернативную интерпретацию работы Джойса, в этой статье мы намерены пролить некоторый свет на интеграцию историй, хотя уделим особое внимание одной из них, в частности, с точки зрения политических и социальных образов и идей, поскольку мы принял во внимание, что Джойс использует не только религиозные образы и идеи, но и политические и социальные.
Следовательно, в амбициозной попытке разработать альтернативную интерпретацию, представленную выше, мы выбрали «Eveline» для анализа на двух разных уровнях. С одной стороны, мы возьмем эту историю в качестве яркой иллюстрации «движений и остановок», системы значительных движений, противодействий и арестов »(Ghiselin, стр. 103) на реалистичном уровне. С другой стороны, на более глубоком символическом уровне мы рассмотрим представление политической и социальной ситуации в Ирландии в сущности главного героя, ссылаясь на другие истории, когда они служат цели.
С довольно реалистичной точки зрения паралич, как общая тема в Дублине, обнаруживает, что Эвелин сталкивается с дилеммой: оставаться ли дома и сохранять семью вместе, выполняя, таким образом, последнее желание ее покойной матери; или сбежать с Фрэнком, ее возлюбленным, в неизвестное место. Джон Блейдс утверждает, что неспособность Эвелин реагировать так же экстремальна, что и не позволяет ей покинуть свой дом. Такая теория гласит, что на самом деле Эвелин никогда не уходит в гавань. Поэтому она публикует двухслойный пример: как на физическом, так и на ментальном уровне. Хотя она живет с властным, несправедливым и оскорбительным отцом, она не способна отойти от тех немногих теплых воспоминаний, которые у нее остались с детства. Вместо того, чтобы реагировать на ужасную ситуацию, в которую она погружена, она застыла внезапным чувством страха перед незнакомым человеком, и, следовательно, отказывается от возможности новой жизни, потому что, по ее мнению, она также может быть источником опасности »… Все моря мира обрушились вокруг ее сердца. Он втягивал ее в себя: он утопил бы ее. Она схватилась обеими руками за железные перила. ‘(Джойс, стр. 34)
В качестве первой попытки раскрыть символически-реалистичные аналогии, которые, как мы предполагаем, возникают в «Eveline», мы хотели бы познакомить наших читателей с некоторыми параллелизмами между персонажами в рассказе и тем, что они фактически представляют в соответствии с нашим анализом. Мы стремимся утверждать, что Eveline воплощает Ирландию; ее семья, Великобритания; ее отец, король Эдвард; ее мать Чарльз Парнелл; ее дом, Дублин; и Фрэнк, Джеймс Джойс.
Давайте теперь обратим внимание на тот факт, что главный герой, который дает ей имя этой истории, является подростком. В отличие от старшей Англии с точки зрения важности внутри Великобритании, Ирландия выглядит как младшая сестра других стран, принадлежащих к тому же королевству (или семье). Было в значительной степени доказано, что молодые люди любой семьи должны изо всех сил стараться противостоять влиянию старшего поколения. «Eveline» ясно показывает, насколько сильной может быть сила семьи в семейной жизни Дублина »(Blades, стр. 10).
Точно так же мы обнаружили, что можно сравнить ее отца, который делает ее работу и сохраняет свою заработную плату, с королем Эдвардом и представителями парламента, которые эксплуатируют Ирландию, отказываясь признать их борьбу за землю и за независимость. Кроме того, Теренс Браун описывает короля Эдварда как бабника: отец Эвелин также подверг ее сексуальному насилию? Ответ на этот вопрос будет целенаправленно молчать Джойс. «… Возникает вероятность того, что молодой автор шутил, используя это имя [Eveline], и, возможно, подразумевал сексуальное насилие как подземную тему» (Brown, p. 254). Кроме того, это в конечном итоге свяжет Ирландию с изображением женского персонажа, мастерски изображенного на фигуре арфы в «Двух галлантах».
Недалеко от крыльца клуба на дороге стоял арфист, подыгрывая маленькому кольцу слушателей. Он безрассудно дергал за провода, время от времени поглядывая на лицо каждого новичка и время от времени устало на небо. Его арфа, не обращая внимания на то, что ее покровы упали на колени, казалась усталой от глаз незнакомцев и рук ее хозяина. (Джойс, стр. 48)
Традиционно в поэзии и балладе Ирландию символизируют не только как арфу, но и как женщину, подвергшуюся жестокому или несправедливому обращению, – легендарную фигуру, созданную трагическими повествованиями об истории страны. Соглашаясь с Теренсом Брауном еще раз, мы считаем, что этот выбор образов в текстах, где женщины часто несут на себе основную тяжесть мужского угнетения в сексуальной сфере, обеспечивает эквивалент имперского господства в политической жизни. (Браун, стр. XXIV)
Это также помогает связать Eveline с Ирландией тем фактом, что Джойс открыто считает Дублин самым ярким примером паралича, который контролирует всю страну. Как было описано выше, Эвелин олицетворяет собой прекрасный пример паралича. Соответственно, именно Дублин – город, из которого она не может сбежать. Кроме того, мы также прокомментировали неоднозначный аспект, что она, возможно, не покинула свой дом, чтобы следовать за Фрэнком в гавань. «Джойс представила показательную картину города как тюремного дома, страдающего как от желания, так и от инерции» (Blade, стр. 38). Описание Эвелин, сидящей у окна в самом начале истории, идет рука об руку с изображение вложения на реалистичном уровне; и аллегорическое изображение ограничений и фиксаций жизни в Дублине на символическом, особенно принимая дом Эвелин как представление самого города, особенно когда главный герой – женщина. ‘Как индивидуумы, так и типы, женщины лишены права голоса и бессильны, а пределы их существования определяются мужчиной. Они неоднократно изображаются как бессильные, пассивные и молчаливые ». (Лезвия, стр. 48) Мы убеждены, что помимо того, что в то время это была единственная женская реальность, это описание также применимо к беспомощному подчинению Империи, которую Джойс критикует в отношении Ирландии. ,
Важной и влиятельной фигурой в истории является мать Эвелин. По ее воле молодая женщина не может покинуть свой дом. По-видимому, задачей ее матери было сохранить семью до тех пор, пока она не сошла с ума и не умерла, «произнося непонятные или бессмысленные ирландцы» (Blades, p. 19) после того, как ее единственная дочь «пообещала сохранить дом вместе так долго, как могла». ‘(Джойс стр. 33). Выполнив последнее желание своей матери, Эвелин останется привязанной к жестокому отцу. На символическом уровне и принимая во внимание еще одну повторяющуюся тему в Дублине – тему мертвых, влияющих на жизнь, – мы понимаем, что желание мертвой матери представляет собой намерение продолжить движение Чарльза Парнелла к домашнему правлению и религиозной терпимости. Это изображение появляется в подробном изображении в «Дне плюща в зале заседаний», где Парнелл наводит на мысль о событии даже после его смерти. Мы также можем оценить, как отсутствие таких сильных личностей, а именно матери Эвелин и Парнелла, оказывает влияние на поведение тех, кто остался в этом мире, и в то же время определяет их неудачу в преемственности своих задач. Надежды нет, и те, кто возлагал большие надежды, теперь ушли, что укрепило застой у тех, кто остался.
… и если мы выйдем за пределы воспоминаний, будем надеяться, по крайней мере, что на таких собраниях мы будем говорить о них с гордостью и любовью, все еще сохраняя в наших сердцах память о тех погибших и ушедших великих, чьи Слава миру не позволит добровольно умереть. (Речь Габриэля в «Мертвых», Джойс, стр. 204)
<Р>
Эвелин осталась, и она осталась с мрачным наследием: ее мрачное окружение и ее слабая личность. Тот факт, что Джойс описывает «Ирландию, застывшую в рабстве» (Kiberd, p. 334), явно отражается в пустоте личности Эвелин. Эта неопределенность в отношении ее идентичности соответствует поискам национальной идентичности, которой подверглась Ирландия после смерти Чарльза Парнелла. В то время как ирландские граждане изо всех сил пытались определить, что значит быть ирландцем, пытаясь оживить ирландский язык и культуру, мы видим, что Эвелин болтает посреди решения между тем, чтобы оставить свою землю и следовать ее желаниям.
Молодому герою истории предоставляется выбор. Однако можно ли рассматривать такую ситуацию как вариант? Фактически, дилемма, с которой она сталкивается, – это всего лишь выбор между двумя жизнями мужской эксплуатации, поскольку в истории не ясно, насколько Фрэнк откровенен. «Правда в том, что ей нужен кто-то еще, теперь Фрэнк, который мог бы переопределить ее личность». (Лезвия, стр. 21). Поэтому мы приходим к нашему последнему параллелизму – это присутствие Джойса в истории через Фрэнка. Мы верим, что Фрэнк воплощает некоторые идеи Джойса, потому что он вдохновляет Eveline сделать шаг вперед. Он рискует, он ищет смену обстановки (на это указывает название города, в который он решил отправиться), и он готов взять с собой свою даму. Широко известно, что Джойс покинул Ирландию вместе с Норой Барнакл, которая впоследствии стала его женой. Этот эпизод в его жизни может быть связан с реалистическим аспектом его историй, поскольку «запутанные невинные люди, которых он использует для своих героев, являются всеми аспектами его концепции самого себя» (Ellmann, p. 176). Более того, Джойс изгнал себя из Ирландии, чтобы искать перемены в воздухе, а также Фрэнк. Тем не менее, тот факт, что Джойс улучшил свою жизнь, покинув свою родину, можно приравнять к тому моменту, когда рассказчик описывает отъезд Фрэнка: «Он бросился за барьер и призвал ее следовать. Его кричали, чтобы он продолжал, но он все еще звал ее »(Джойс, с. 34). О Фрэнке больше ничего не сказано. Мы не знаем, что с ним случилось, как и в случае с Джеймсом Джойсом. Насколько Джойс фактически расстался с Ирландией? Почему он постоянно возвращался в Дублин в своих работах? Удалось ли ему когда-либо сделать себя настоящим изгнанником, а не просто физическим?
Все эти вопросы приводят нас к окончательному анализу, который стоит упомянуть, поскольку он тесно связан с темами, разработанными выше. Что касается намерения этой статьи, мы исследовали персонажей в истории в отношении их аллегорического значения. Автор Dubliners якобы выбрал характер персонажей и их окружение, не показывая невиновности в своем выборе. Эвелин – идеальное изображение Ирландии, и все ее отношения гармонично вписываются в отношения этой страны, за исключением одного персонажа, который появляется в …
С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: ÐÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð±ÑÑ
галÑеÑÑкого ÑÑеÑа ÐÑакÑÐ.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Аннотация и ключевые слова.doc, Упражнения на словообразование в английском языке.docx, Проверочная работа по теме _Определение окончания в слове_. УМК , ЕГЭ по русскому языку. Сочинение по тексту П.Т. Полеводина по пр, Презентация по русскому языку на тему _Какие слова мы называем _, Лит-ра итоговое сочинение.docx, иностранные слова.docx, Защитное слово 2021.docx, Защитное слово.docx, Картотека дидактических игр по автоматизации звуков в словах.doc
14.09.21
Требование итоговое сочинение
Кол-во слов: не менее 250
Критерии:
- Раскрытие темы
- Обязательно должен быть пример из художественной литературы (из 2-х примеров)
Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи
- Активное использование гаджетов
- Интернет
- Упрощение поиска информации
- Уменьшение нагрузки на современного человека
- Удобство жизни
-
Как человеку развиваться в условиях современного мира?
- Духовное и моральное развитие человека в условиях активного использования современных технологий
-
Зачем человеку технологии?
- Искушение и ответственность
28.09.21
1.Человек путешествующий: дорога в жизни человека:
1) Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор:
- Джеймс Джойс “Эвелин”
В рассказе мы встречаем героиню, которая находится в середине своего выбора. На 2-х сторонах весов: побег из дома — “счастливая жизнь” и обещание матери: “беречь дом и вести его, пока она только сможет”. Нельзя достигнуть той “счастливой жизни”, выбрав обещание, но неизвестно что станет с престарелым отцом и младшими братьями, если она выберет “счастливую жизнь”.
Выбор, который появился внезапно и его надо сделать сиюминутно. Этот выбор может очень сильно повлиять на жизнь человека.
Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор
Наш жизненный путь состоит из множества выборов. Мы делаем их как в бытовой жизни, так и в сложных жизненных ситуациях. От них не уйти, ведь это наша жизнь. Поэтому важно уметь взвесить все “за” и “против”, до того, как принять решение. Именно это поможет делать самые благоприятные выборы в своей жизни. Докажу это на примерах.
Хорошим примером того, что жизненный путь – это постоянный выбор может послужить выбор главной героини рассказа Джеймса Джойса «Эвелин». В рассказе мы встречаем героиню, которой предстоит выбор. На двух сторонах весов: побег из дома — “счастливая жизнь” и обещание матери: “беречь дом и вести его, пока она только сможет”. Нельзя достигнуть той “счастливой жизни”, выбрав обещание, но неизвестно что станет с престарелым отцом и младшими братьями, если она выберет “счастливую жизнь”. На этом примере мы видим, что выборы могут очень сложными и даже после самых важных не понятно, что будет дальше.
Можно вспомнить роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Главный герой – Пётр Гринёв всегда находится перед выбором. Всё начинается с самых простых решений, таких как отдать заячий полушубок или нет. Но важность выбора растёт и на кон уже ставится жизнь. Дуэль, несмотря на возможность умереть или получить наказание за её проведение. Решение ехать за своей любовью – Машей Мироновой или остаться в безопасности. И в конце – попытаться оправдаться, рассказав о Маше или пойти на казнь. Этот пример показывает, что в жизни выборы происходят постоянно и, зачастую, множество важных выборов могут происходить друг за другом.
Да, я согласен с тем, что что жизненный путь – это постоянный выбор. Нам постоянно приходится выбирать и это зачастую нелегко. Многие выборы влияют не только непосредственно на человека, но и на его родных, друзей и даже незнакомых людей. Но нельзя панически боятся делать выбор, ведь от него не убежишь. Неумелый и необдуманный поступок – вот что самое страшное, поэтому нужно всегда быть готовым столкнуться со сложной жизненной ситуацией.
В конкретный момент можно сделать только один выбор!
05.10.2021
Наш жизненный путь состоит из множества выборов.
Наш жизненный путь – это постоянный выбор.
Наш жизненный путь состоит из множества ситуаций, где нам приходится делать выбор.
Д/З: выписать в тетрадь значения слов, определяющих темы из сочинений из скайпа + выписать подходящие (для меня) фразы, сочинение (в тетради!!!) взять несколько тем по направлению человек путешествующий или преступление и наказание и раскрыть их + отредактировать прошлое сочинение.
Обновлено: 08.01.2023
Микропересказ : Молодая девушка не может сделать выбор между долгом — остаться с отцом и братом — и желанием сбежать и начать новую жизнь в другой стране со своим любимым. В последний момент она решает остаться.
Деление на главы — условное.
Воспоминания
👩🏻 Эвели́н Хилл — молодая девушка, 19 лет, живёт в доме с отцом после смерти матери и одного из братьев, хочет сбежать к новой жизни в новом доме со своим женихом, задумчива, нерешительна.
Затем в сознании девушки ожил образ дома — того дома, который она не покидала никогда и скоро покинет. Её всегда удивляло, откуда вокруг вещей собирается столько пыли.
Эвелин понимала, что так и не узнала имя священника на пожелтевшей фотографии, которого знал её отец, и который был из Мельбурна.
А в новом доме, по её мнению, будет всё иначе.
Тогда она уже будет замужем… Её будут уважать… не будут обращаться так, как обращались с матерью. Даже сейчас… она часто побаивается грубости отца. Она уверена, что от этого у неё и сердцебиения начались.
Из братьев девушки один умер, а второй часто бывал в отъезде. К тому же отец постоянно придирался к Эвелин из-за денег, срывался на неё, называл транжирой.
👨🏻 Отец Эвелин — отец семейства Хилл, вдовец, грубый, злой и жадный.
Девушке казалось, что Фрэнк способен избавить её от страданий, забрав из родительского дома.
🧑🏻 Фрэнк — молодой мужчина, моряк, возлюбленный и жених Эвелин, собирается забрать её в новый дом в Буэнос-Айресе.
Эвелин сидела, глубоко задумавшись, с двумя письмами на коленях — для отца и брата. Эвелин отметила, что отец смягчился в последние дни, даже читал дочери, когда она была больна.
Решение
Пристань в Норт-Уолл, районе Дублина. Эвелин и Фрэнк стояли, держась за руки, и ждали пароход. Когда пароход появился, Эвелин охватило отчаяние: она до сих пор не приняла окончательное решение. Девушка попросила в молитве помочь ей.
И вот уже нужно идти к пароходу, который завтра привезёт её в Буэнос-Айрес к новой жизни в новом доме, но что-то внутри не давало ей идти. Эвелин крепко ухватилась за перила и не двинулась с места.
Волны всех морей бушевали вокруг её сердца. Он тянет её в эту пучину; он утопит её. Она вцепилась обеими руками в железные перила.
Пересказала Ксения Иванова. За основу пересказа взят перевод из собрания сочинений Джойса в 3 томах (М.: Знаменитая Книга, 1993). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
В сочинении можно описать личный опыт путешествий, путевые впечатления других людей, дорожные приключения литературных героев, фантастические перемещения во времени и в пространстве, тему дороги, раскрытую в произведениях искусства. Также дорога может восприниматься как путь научных исследований и творческих поисков. Образ дороги может быть осмыслен не только в конкретном значении, но и в символическом.
Данное направление дает возможность порассуждать о том, как человек на своем жизненном пути приобретает практический и духовный опыт, меняется, начинает лучше понимать самого себя и других людей.
Рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека можно при помощи обращения к художественной, философской, публицистической, краеведческой и научной литературы.
Важно: вступление и заключение должны составлять в общей сложности 1/3 всего сочинения.
Вступление (60-70 слов)
Во вступлении нужно дать ответ на главный вопрос темы, объяснить ключевые слова, раскрыть основную идею. Именно здесь должны находиться общие рассуждения о проблеме, которую необходимо раскрыть в сочинении.
Большинство тем данного направления представляют собой вопрос, на который и нужно будет ответить во вступлении. Для этого будет достаточно всего 5-6 предложений, главное понять суть самого вопроса.
Основная часть (200-250 слов)
Должна включать в себя несколько подпунктов. Рекомендовано приводить в качестве аргументов два литературных примера. Каждый пример должен начинаться с нового абзаца. В конце каждого аргумента требуется отдельный микровывод.
- Тезис, пример, вывод. Логический переход к следующему подпункту.
- Тезис, пример, вывод. Логический переход к выводу.
Тезис – это основная мысль сочинения, которую необходимо доказать при помощи аргументов.
Заключение (60-70 слов)
В заключении подводятся итоги всего вышесказанного. Здесь содержатся конечные выводы и оценки.
Заключение должно быть согласованным со вступлением. Именно отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространённых композиционных ошибок в сочинении.
Странники надеются найти на родной земле райский уголок, поэтому не теряют веры, и продолжают свой путь. Они не просто хотят посмотреть мир, они мечтают понять смысл жизнь, найти ответ на то, что же такое настоящее счастье. Таким образом, на примере путешествия простых мужиков автор показывает проявление душевного богатства всего русского народа.
В итоге судьба главного героя действительно оказывается непростой, много трудностей и лишений поджидало его на жизненном пути. Но он был настолько очарован красотой окружающего его мира, что никакие страдания не смогли сломить его волю.
Не случайно автор включил в свой рассказ две легенды, которые повествует именно Изергиль. В ней есть что-то общее и с Данко, и с Ларрой. Главной героине приходилось жертвовать собой ради других людей, но в то же время свою жизнь она прожила в свое удовольствие, не обременяясь какими-либо обязательствами или условностями. Описывая судьбу Изергиль, М. Горький хотел показать, что идеальных людей не бывает, а в реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее. Главная героиня рассказа – пример того, что каждый сам вправе решать, какую дорогу ему выбрать в жизни.
Единственной радостью в жизни главного героя была его бабушка, которая дала ему ту любовь, в которой нуждаются все дети. Она рассказывала ему сказки, учила быть добрым и достойным человеком, всячески оберегала его и поддерживала. Если бы не Акулина Ивановна, вряд ли Алеша смог бы выбрать правильную дорогу в жизни, ведь он не жил в то время, а выживал. Однако заложенные бабушкой нравственные ценности сделали его настоящим человеком.
Гете, как и Фауст, пытался отыскать смысл в жизни. Фауст делает это путем опытов и практической деятельности, обращаясь к магии и трактатам чернокнижников. Но так и не может найти ответ на волнующий его вопрос – есть ли смысл в этой жизни? Чем глубже он познает Вселенную, тем в большем заблуждении оказывается. Со временем он становится готов даже пожертвовать собственной жизнью ради того, чтобы открыть тайну бытия. Но Фауст слишком поздно понимает, к истине можно прийти только при помощи любви и добрых поступков.
Однако заранее продуманное путешествие пошло не по плану. В погоне за богатством, главный герой забыл обо всех жизненных ценностях. Он упустил время, которое необходимо было уделять своей семье, поэтому жена и дочь отдалились, стали совсем чужими. Да и сам он давно уже не испытывал к ним никаких чувств. Это путешествие не сблизило их, а лишь проявило уже существующие проблемы. И только внезапная смерть господина из Сан-Франциско расставила все по своим местам. После нее стало понятно, что деньги, связи и статус не имеют никакого значения, когда речь идет об истинных ценностях: любви, дружбе и уважении.
Смысл путешествия Данте состоял в том, что он узнал, куда попадают людские души после смерти, и это место определяется земной жизнью человека, его поступками. Примечательно то, что ни Бог, ни Люцифер не решают, куда попадет душа. Грешники по собственной вине оказались в аду, праведники заслуженно попали в рай, а души, которые желают стать лучше и очиститься – находятся в чистилище.
Евгений все время пытается найти свое предназначение, но все его попытки остаются безуспешными, и именно в этом и заключается трагедия его жизни. Он лишний человек своего времени, которому нет места в этом мире вне зависимости от того, какой путь он себе выберет.
На старости лет Едигей стал часто вспоминать о своем прошлом, и думать о том, что он делал правильно, а что нет. Именно эти воспоминания и легли в основу романа, а дольше века длился день, в который хоронили друга Едигея Казангала.
Только Отечественная война приобщила Пьера Безухова к народной правде. Встреча с Платоном Каратаевым изменила всю его жизнь. Постигнув народное виденье мира, Пьер обрел душевное равновесие. Теперь он, наконец, понял, в чем заключается смысл жизни, ради чего человек живет. Находясь в плену, Пьер впервые в жизни почувствовал себя свободным. Он понял свое предназначение, а это значит, что его путь в жизни определился.
Итоговое сочинение. Приводим новые примеры готовых сочинений, которые пригодятся в подготовке к каждому из направлений итогового сочинения 2021-2022 учебного года.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Может ли путешествие изменить человека?
Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.
В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Что сильнее: закон или совесть?
совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.
Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?
В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.
В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.
Вам будет интересно:
Итоговое сочинение 2021-2022. Примеры итоговых сочинений
* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР
Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Каждый ли человек может найти свой жизненный путь? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.
Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?
Жизненный путь – это дорога, по которой человек движется на протяжении всей жизни. У каждого человека свой жизненный путь и каждый человек в силах его найти, но чтобы его найти нужно сильно постараться.
Я считаю, что человек всю жизнь находится в поисках жизненного пути и собирает его по частичкам. На протяжении поиска у человека меняется характер, меняются жизненные ценности и появляется бесценный опыт.
Бунин дорогу путника сравнивает с жизненным путем, в котором полно сложностей, новых впечатлений и опыта. Главный герой нашел частичку своего жизненного пути, несмотря на трудности. Этот путь открыл перед ним новый мир и новые силы.
В конце рассказа перед Эвелин открывается дверь в будущее и в этот момент героиня показывает свою слабость и хватается за перила. Победу одержал разум.
Джойс в рассказе пишет, что люди – это слабые существа, которые способны на изменения своего пути и выхода из зоны комфорта.
Подводя итоги, хочу сказать, что жизненный путь – это испытание. Но каждый человек на протяжении всей жизни проходит эти испытания и ищет свой жизненный путь. Кто – то делает выбор, кто – то закаляет свой характер, но итог один – каждый человек может найти сой жизненный путь.
Каждый человек может найти свой жизненный путь, но не у всех есть возможности выбирать дорогу. Про самоопределение хорошо говорить тем, кто имеет материальные ресурсы для внутренних поисков, проб и ошибок в реализации себя. Но многие люди лишены такого шанса, потому что им не на что жить, нечего есть, и их потенциал ограничен вполне понятными рамками. Эту закономерность продемонстрировали русские писатели в своих известных произведениях.
Таким образом, не все люди могут найти свой жизненный путь, потому что не у всех есть возможности для соответствующих поисков. Бедному человеку, обремененному семьей, не до самореализации. Он думает только о том, как выжить. И вряд ли ему его дорога по сердцу приходится, но другого выхода нет. Он просто идет туда, где есть хоть какие-то деньги.
Читайте также:
- Без труда талант это фейерверк сочинение
- Россия начиналась не с меча сочинение
- Чайковский романс сочинение 5 ноты
- Кто заключил в себе талант тот чище всех должен быть душою сочинение
- Найдите причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение
- 01.09.2021
Приводим списки литературы, которые пригодятся в подготовке к каждому из направлений итогового сочинения 2021-2022 учебного года.
Страница будет обновляться!
Выбирайте направления ниже и выбирайте подходящее вам произведение
Полезные дополнительные ссылки
- Всё про итоговое 2022
- Темы итогового 2022
- Аргументы для итогового 2022 (в процессе)
Литература по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- «Кому на Руси жить хорошо»
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
- «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- «Горе от ума»
- Джеймс Джойс «Эвелин»
- Н.В.Гоголь «Мертвые души»
- Ч. Айтллатов «И дольше века длится день»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Литература по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»
- М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».
- Чернышевский «Что делать?»
- Шолохов «Поднятая целина»
- Р. Брэдбери «Вельд»
- В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- Ж. Верн «Вверх дном»
- Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
- Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
- Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»
Литература по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»
- М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»
- «Капитанская дочка»
- «Герой нашего времени»
- «Война и мир»
- «Дубровский»
- «Тарас Бульба»
- «Песня про купца Калашникова»
- Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
- Эдгар По «Сердце-обличитель»
- А. Островский «Гроза»
- Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
- И. Тургенев «Муму»
Литература по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»
- Л. Андреев. «Иуда Искариот»
- Д.И. Фонвизин «Недоросль»
- Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- Лермонтов «Герой нашего времени»
- М. Шолохов «Судьба человека»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- А. Грин «Алые паруса»
- М. Горький «Старуха Изергиль»
- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
- А. Н. Толстой «Русский характер»
- А. С. Грин «Зелёная лампа»
- Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
- Н.В. Гоголь «Портрет»
- Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
- А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»
- Островский «Лес»
- А.М. Горький «На дне»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
- А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»
- Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)
Литература по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
- «Война и мир»
- «Преступление и наказание»
- «Тихий Дон»
- «Левша»
- «Отцы и дети»
- В. Маяковский «Прозаседавшиеся»
- Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
- И. Гончаров «Обломов»
- А. Чехов «Человек в футляре»
- М. Салтыков-Щедрин «История одного города»
- А. Островский «Гроза»
- А. Грибоедов «Горе от ума»
- Д. Фонвизин «Недоросль»
Обзор литературы и рекомендации