Е а пермяк маркел самодел и его дети б в шергин пословицы в рассказах

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

НА родном (русском) ЯЗЫКЕ

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ для школьников

2          
класс

Можно
считать, что история книги началась с появлени; пИСЬмЭН
НОси, коГДО люди стали записывать на
стенах, на коре деревьев, на глиняных табличках розные события,

После глиняных табличек появились
кнИГИ, написанные от руки НО папирусе и пергаменте. И только з Л 2 зеке СТолИ
ПОЯВ, пяться первые бумажные Книги.

Сегодня, в современном мире, КНИГА
бывают бумажные, пласти
КовЫ? и Даже цифровые, Есть интернет, и с его помощью можно нс1ити л
прочитать но мониторе компьютеро или ПАОНИ_ЕТО практически любую книгу.

Предстозляешь, как интересно прочитать книгу, которую написали двадцать, тридцать или доже сто лет
назад? Ведь тогдф з мире
всё было устроено по-другому: нэ было телевизоров, телефонов, компьютеэов.
Но люди всё ровно ОбЩОЛИСЬ друг С другом, учили
воспитывали детеи, любили и прославляли своо Родину,

Во зсём мире хорошо известны книги русских писателем и поэтов: АС.
ПУШКИНО, А.И. Куприна. ЛА. Крылово) Д.Н, маминаСибиряка, В. Осеевой и МНогИх
других, Они написали замечательные произведения. ЧИТоЯ которые, ты попо
даеШЬ в мир чудес и сказок.

А каких русских писателей й
поэтов ЗНОЭ_ШЬ ты? К0КИе позести. рассказы, сказки пОМНИШЬ? Можешь ли
рассказать о кокоЙ-НИбудь книге?

В этой тетради к различным литероДОН Н но увлекательные ЗОДС;нля.
Конечно, тебе надо будет потрудиться: наити это произведение в учебнике,а
хрестоматии или интернете, прочитать его только потом вЫполнЯТь задания.
Выполняя их, ты
сможешь вспомнить содержание произведения, глубже понять его смысл, поуувстзозс;ть настроение г
довнык героев. А самое глаз
ное — подучить удовольствие от чтения русской литературы, проявиТЬ СВОЮ
фантсдзио и творчество.

Желаем успеха!

P.S, Обрати внимание. Но странице с
названием КОЖДого гро
изведения есть белая ОбЛОЖКС1 кНИГИ. Если тебе интересно было читать зтст произведение, закрась
обложку если произведение не очень понравилось— закрась

РАЗДЕЛ 1. мир ДЕТСТВА я и книги

Не торопись отвечать. торопись
слушать

Бундур

Олег Семёнович

                                            Я
слушаю

ЗОДС1НИе 1. Определи по тексту
стихотворения значение СЛОВО
 прибой и соедини линией слово И его значение.

Бьющие в
берег ВОлНЫ.

Забивание
гвоздей.

Звуки
игры на баробсзнох.

Задание 2. ПоДпиши НО380Н!езя птиц, б
которых говорится
 з стихотворении,

1

Егорово

Еленс
Николаевна

детство
Александра Пушкина

(глава «Нянины сказки»;

1.
Рассмотри обложки книп АС. ПУШКИНСТ и отметь знаком •/ в квадратике ту, которая
имеет схожий сюжет с НяНИНОЙ

              о      о      о

Задание 2. Кто написал сказку, которую рассказывала Арине Родионовно
детям? Закрась цветным «рондо
шом карточку с правильным ответом.

Арино Родионовна

Зодоние 1 . Погляди по сторонам. Тебя
окружают различные предметы, Но ты можешь оживить их с помощьо силы своей
фантазии, кок это делал брат ГлоВНОЙ героини ВолодЯ.

Попробуй придумать сказку, в которой оживут предметы твоей Комноты. ЗОПиШИ эту сказку и сделай к ней
иллостроиию.

Кто идёт вперёд, того страх не берёт

Алексеев

Сергей Петрович

Медаль

2.htm

Зодсние 1. Как ты можешь
охарактеризовать солдато Кузьму Шапкино? Роскрась корточки с подходящими
словами. В пустые карточки впиши свои слово для его
характеристики.

сада—

Задание 2. Кок ты ПОНИМСЕШЬ значения этих выражений? Выбери верным ответ и
соедини его стрелкои с выражением.

человек завидует другому человеку.

человек что-то скрывает.

человек
переживает из-зс нехорошего поступка.

Необстрелянный солдат

Задание
З. Роскрось солдаТО в форме того по образцу.

Зодсние
З. В кокой момент СЛОВИК понял, что учиться это интересно7 Выбери верный ответ
и поставь •/ в клеточке.

оПосде знакомства с необыкновенным
мОлЬчиКом.

оПосле
разговоре с отцом о деревьях.

опосле
разговора с бабушкой о её жиЗНИ,

               безжалостные               провокаторы            слабохарактерные

Кто не
работает.

Задание
5. Какие ещё ПосЛовиЦЫ о родине ты знаешь? 1-2 пословицы.

ГОЛЯВКИН

Виктор
Владимирович

Мой добрый
папа

(фрагмент]

Задание
1. какие профессии имел попа глозного героя Пети? Выбери верные ответы и
поставь •/ в клеточке. окомпозитор

водитель

Задание 2. Почему герой называет
своего папу добрым?

Задание
З. Найди НОУOЛ0 И конец пословицы А соедини их линией.

                                          ети в воду смотрят.

Где хорошиЙ ОТЭЦ,

РОДИНА МОЯ

во всэ сильно

79,

1 . Что Витя, чтобы стать богатырём?
Выбери верный ответ и поставь 8 клеточке.

Девочка из города (главо «Праздник
весны»)

hitpsAitra,

Задание .
ЗОПОлНИ информацией календарь (численник). Золиши дату, когда, по мнению
Таиски, должны прилететь жаворонки.

Задание
2. Попробуй ДоМО с родителями испечь жаворонков

из
тесто,

Ингредиенты;

— 35
стока-

Вода— Л
стакан,

Сахар —
0,5 ста-

оно. соль чайно;

ложка.

Сахар ванильЛ чайная

ложка.

Др ОЖЖИ 20 граммов, Растительное масло— 1/3 стокона. Изюм — по вкусу.

Дрожжи
необходимо развести в миске с обычным и ВСIНИЛЬНЬIМ сохоролл, солью, затем
золить водой и добавить МСДСЛО. В эту смесь постепенно добавить муку и зомесить
тесто (месить, поко оно не перестанет прилипать к рукам). Готовое тесто нужно
накрыть полотенцем л убрать в тёплое место на 30 минут. После этого оно должно
подняться, затем его необходимо ещё раз обмять,

Тесто нужно разделить на равные
шарики, из КоЖДОГо раскатать ЖГУТИКИ ПО 15 СМ ДЛИНОЙ И ЗС:ВЯ« зоть их е узелок.
В верхней части вытянуть тесто в КлОв л по бокам прикрепить маленькие кусочки
АЗОМС!, КИК ГЛСЗЗКИ.

Застелить
форму для зыпеконля

пергаментом, ПОСОдИТЬ «птичек» и сделать надрезы снизу, чтобы получился
«хвостик». Затем нужно обмазоть «жаворонков» растигельным мослом и выпекать в
духовом ШКОфУ при температуре 1800 С втечение 20-25 мин.

Задание З. Сфотогрофируй жаворонка, коТорый у тебя получился, и приклей
его фотографио, Или нарисуй,

Этот приём литератое

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1.
мир ДЕТСТВА

Я и книги

ОС. Бундур. Я слушаю

Е.Н. Егорова. Детство Александра Пушкино

2

(ГЛОВо
«Нянины сказки»)

ГА. Луговская. Как знаю, кок помню, кок умею

4

(фрагмент)

Я взрослею

6

ВВ. Бианки. Сова

7

Л.И. Кузьмин. дом с колокольчиком

9

СП. Алексеев. Медаль

10

ВЛ. Голявкин. Этот мальчик

12

В,Ю. Драгунский. Рабочие дробят камень

14

Е.А* Пермяк. Маркел-самодел и его дети

16

БВ.
Шергин. Пословицы в рассказах

Я и моя семья

18

СГ. Георгиев. Стрекот кузнечика

20

В.В. Голявкин, Мой добрый папа (фрагмент)

22

М.В. Дружинино. Очень полезный подарок

23

Л.Н.
Толстой. Отец и сыновья

Я фантазирую и мечтаю

24

НК. Абрамцева, Заветное желание

25

Е.В. Григорьева. Мечто

27

Л.Н, Толстой. Воспоминания (главо «Фанфаронова гора»)

28

 47

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ —- РОДИНА МОЯ

*                      
Родная страна во
все времена сынами сильно

В.А. Бахревский, Виктор Васнецов
(глава «Рябово»)             зо

МА.
Булатов, В.И. Порудоминский,

Собирал человек слова…

                             Повесть
о В.И. доле (фрагмент)                32

*                      
МЛ. Яковлев.
Сергий Радонежский приходит на помощь

                        (фрагмент)                                                           34

Народные праздники, связанные с
временами года

Л.Ф.
Воронкова. девочка из городо

(глава
«Праздник весны»)
36 ВЛ. Жуковский. Жаворонок38 АС. Пушкин. Птичко        39

И.С„
Шмелёв. Лето Господне

(фрагмент ГЛОВЫ «Масленица»)40

О родной
природе

Ю,И. Коваль. Фарфоровые колокольчики                                   42

И.С. НИКИТин, В
чистом поле тень шагает.                      43

МС. Пляцковский. Колокольчик                                                  44

В.А.
Солоухин. Трава (фрагмент)
45

Ф.И. Тютчев. Тихой ночью, поздним
летом…                              46

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА родном (русском)

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА родном (русском)

2 класс

2 класс

Можно считать, что история книги началась с появлени; пИСЬмЭН

Можно считать, что история книги началась с появлени; пИСЬмЭН

После глиняных табличек появились кнИГИ, написанные от руки

После глиняных табличек появились кнИГИ, написанные от руки

В этой тетради к различным литеро

В этой тетради к различным литеро

ЗОДС1НИе 1. Определи по тексту стихотворения значение

ЗОДС1НИе 1. Определи по тексту стихотворения значение

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Егорово Еленс Николаевна детство

Егорово Еленс Николаевна детство

Задание 2. Кто написал сказку, которую рассказывала

Задание 2. Кто написал сказку, которую рассказывала

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Зодоние 1 . Погляди по сторонам

Зодоние 1 . Погляди по сторонам

Попробуй придумать сказку, в которой оживут предметы твоей

Попробуй придумать сказку, в которой оживут предметы твоей

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Кто идёт вперёд, того страх не берёт

Кто идёт вперёд, того страх не берёт

Необстрелянный солдат

Необстрелянный солдат

Задание З. Роскрось солдаТО в форме того по образцу

Задание З. Роскрось солдаТО в форме того по образцу

Посде знакомства с необыкновенным мОлЬчиКом

Посде знакомства с необыкновенным мОлЬчиКом

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

безжало стные провокаторы слабоха ракт ерные

безжало стные провокаторы слабоха ракт ерные

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Кто не работает.

Кто не работает.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Задание 5. Какие ещё ПосЛовиЦЫ о родине ты знаешь? 1-2 пословицы

Задание 5. Какие ещё ПосЛовиЦЫ о родине ты знаешь? 1-2 пословицы

ГОЛЯВКИН Виктор Владимирович

ГОЛЯВКИН Виктор Владимирович

Задание 2. Почему герой называет своего папу добрым?

Задание 2. Почему герой называет своего папу добрым?

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

РОДИНА МОЯ во всэ сильно 79,

РОДИНА МОЯ во всэ сильно 79,

Что Витя, чтобы стать богатырём?

Что Витя, чтобы стать богатырём?

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Девочка из города (главо «Праздник весны») hitpsAitra,

Девочка из города (главо «Праздник весны») hitpsAitra,

Ингредиенты; — 35 стока- Вода—

Ингредиенты; — 35 стока- Вода—

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Воля и труд дивные всходы дают

У р о к 2

Тема: Пословицы о труде. Б. В. Шергин «Плотник думает топором»

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Б.В. Шергина; расширять представление детей о значении труда  в жизни общества, учить размышлять над смыслом произведения, понимать значение пословиц; воспитывать положительные качества личности; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Задачи: совершенствовать у учащихся умения слушать и слышать текст рассказа, по названию прогнозировать его содержание; поддерживать стремление к лучшему чтению, развивать любознательность, мышление, воображение, речь, оценивание своих возможностей в результате рефлексии; воспитывать уважение к людям, своим трудом приносящим пользу обществу, трудолюбие и ответственность.

Метапредметные УДД:

учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, а также регулятивными УУД при восстановлении сюжета рассказа и дискуссии по теме урока, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные УУД:

— умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

— умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

— умение извлекать информацию из текста;

— умение на основе анализа рассказа делать выводы;

Коммуникативные УУД:

— умение слушать и понимать других;

— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— умение оформлять свои мысли в устной форме;

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: текст пословицы (на доске), карточки пословиц, портрет В.Б.Шеренга, картинка книга, смайлики для рефлексии.

Х о д у р о к а

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

— Ребята, вы должны были подготовить выразительное чтение сказки Е.А.Пермяка «Маркел-Самодел и его дети»»

— Давайте проверим, как вы это сделали (учащиеся читают сказку)

кузнец

— Установите соответствие. Какую профессию выбрали дети Маркела?

2-я дочь

2-я дочь

охотник

охотник

охотник

охотник

охотник

1-я дочь

1-я дочь

1-я дочь

2-я дочь

2-я дочь

охотник

кузнец

кузнец

1-я дочь

1-я дочь

2-я дочь

2-я дочь

1-я дочь

— Какая пословица звучит в наставлении отца?

(Каждые руки по-своему хватки, во всякой голове свои задатки)

  1. Актуализация знаний

Речевая разминка

— На доске написана пословица. Прочитайте её разными способами: быстро, с грустью, выразительно. Объясните её смысл.

ЧЕМУ СМОЛОДУ НЕ НАУЧИЛСЯ, ТОГО И ПОД СТАРОСТЬ НЕ БУДЕШЬ ЗНАТЬ

  1. Самоопределение к деятельности

— Ребята, как называется глава, которую мы начали изучать? («Я взрослею»)

— Какой теме были посвящены произведения, которые мы читали? («Как аукнется, так и откликнется»)

-Мы можем назвать данное предложение («Как аукнется, так и откликнется») пословицей?

— Сегодня мы перейдём к следующей теме, которая называется «Воля и труд дивные всходы дают»

— Как вы понимаете смысл данной пословицы?

  1. Работа по теме урока

  1. Введение в тему урока

Ребята, нужно расшифровать полное имя писателя, чье произведение мы будем читать.

5Б9O13PИ47C1

B84И3K5T2O785BИ7Ч

6ШE45P29ГИ48H2

(Борис Викторович Шергин.)

— Расскажите, как вам удалось расшифровать имя писателя? (исключить цифры)

  1. Знакомство с автором произведения

(Знакомство с портретом писателя и биографией)

Борис Викторович Шергин – русский писатель. Б.В. Шергин родился

16 июля 1893 года в Архангельске. Его отец был потомственным мореходом и корабельным мастером, а мать – старообрядкой. Любовь к литературе и фольклору Борису Викторовичу привила именно мать. Уже в раннем возрасте, учась в школе, Шергин записывал народные сказки, былины и песни.

Писатель окончил Архангельскую мужскую гимназию, затем поступил в Строгановское художественное училище, где приобрёл специальность графика и иконописца.

По своей специальности Шергин работал в родном городе, а после

оккупации Севера американцами в 1922 году переехал жить в Москву.

Жил бедно, в подвале, где и писал свои сказки, былины. В 1932–1933 годах его произведения читали на радио, они пользовались огромной популярностью у слушателей. По мотивам сказок Шергина было снято немало мультфильмов, среди них «Волшебное кольцо», «Мартынко» и др.

(просмотр картинок из мультфильмов) В 1973 году писателя не стало.

  1. Чтение произведения

-Прочитайте название рассказа.

— Рассмотрите иллюстрацию к нему. Ожжете ли вы предположить, о чём этот рассказ?

-Давайте прочитаем и узнаем, правы ли вы были? (Учитель читает текст)

— Какие впечатления и размышления возникли у вас во время чтения этого рассказа?

4. Словарная работа

– Вспомните, какое значение имеют в тексте следующие слова и выражения.

(Слова записаны на доске.)

Дряблые доски – повреждённые, старые доски.

Посадить новые доски между старыми – постелить, вогнать плотно

новые доски между старыми.

Пригонка – это доведение элементов конструкций до нужных разме-

ров на месте. Пригонка, выполненная качественно, держит лучше гвоздей.

Колода- короткое толстое бревно, обрубок бревна

Щеголевато – красиво

Соразмерно – в соответствии

Кровля крыльца – крыша крыльца.

Крыша на крылечке была, как шапка старая: виду не давала, на глаза

лезла – крыша была некрасивая, из-за неё не было ничего видно.

На место нижней худенькой ступеньки он кладёт добрую – плотник

делает новую ступеньку.

Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато – крылечко стало

новое, красивое.

IV Физминутка

Дети вышли по порядку
На активную зарядку.
На носочки поднимайтесь, (подняться на носочки, руки вверх)
Между парт не потеряйтесь. (опуститесь на всю стопу, руки вниз)
Потянулись, наклонились
И обратно возвратились, (наклон назад, руки в стороны. выпрямиться, руки вниз)
Повернулись вправо дружно,
Влево тоже всем нам нужно. (повороты направо-налево, руки на пояс)
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай. (повороты направо-налево, руки в стороны, ладони кверху)
Поднимай колено выше –
На прогулку цапля вышла. (ходьба на месте с высоким подниманием бедра)
А теперь прыжки вприсядку,
Словно заяц через грядку. (приседание с выпрыгиванием вверх)
Закружилась голова?
Отдохнуть и сесть пора. (сесть за парту)

V. Продолжение работы по теме

1. Выборочное чтение

-Как вы поняли название рассказа? (Плотник что задумал, то сделает топором. Отсюда и родилась пословица: «Плотник думает топором»)

– Найдите и прочитайте предложения, в которых описывается, как работает плотник. (Учащиеся находят и читают нужные предложения.)

– Прочитавши рассказ, скажите какими качествами должен обладать плотник. (Трудолюбие, мастеровитость, сила, терпение, внимательность, усидчивость, аккуратность, ловкость, художественный вкус.)

2. Работа с пословицами

– Прочитайте пословицы о труде. Объясните их значение.

(Высказывания детей после обсуждения в парах.)

• Глаза страшатся, а руки делают. (Эту пословицу произносят, когда

приходится приниматься за работу, которой не видно конца. Нам

кажется, что работы очень много, но руки начинают её выполнять

и дело будет непременно завершено.)

• Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (Только кропотливый,

упорный труд может привести к ожидаемому результату.)

• Дело мастера боится. (Умелый человек успешно выполняет свою ра-

боту: качественно и за короткое время.)

• Мастера по работе видно. (О мастере судят по тому, как он вы-

полняет свою работу.)

• Не за своё дело не берись, а за своим не ленись. (Каждый должен

заниматься своим делом, выполнять работу хорошо.)

– Можно ли заменить название рассказа какой-то из этих пословиц? (Да, можно: «Мастера по работе видно».)

3.Составление СИНКВЕЙНА

– Ребята, давайте попробуем вместе составить синквейн о плотнике.

Синкве́йн – стихотворение из пяти нерифмованных строк.

Памятка. Как написать синквейн

1‑я строка. Тема – название объекта/предмета (одно существительное).

2‑я строка. Описание признаков объекта/предмета (два прилага-

тельных).

3‑я строка. Описание действий объекта/предмета (три глагола).

4‑я строка. Отношение автора к объекту/предмету (фраза из четырёх

слов).

5‑я строка. Итог – суть объекта/предмета (слово-синоним к теме).

Синквейн, составленный учащимися, может выглядеть следую-

щим образом.

Плотник.

Трудолюбивый, старательный.

Обновляет, обтёсывает, подгоняет.

Что задумал, сделает топором.

Мастер.

VI Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока

Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я хорошо работал, все задания были для меня понятны. Я получил отличную оценку. Я доволен своей работой.

Урок был интересен. Возникли затруднения при выполнении некоторых заданий. У меня не всё получилось, я могу лучше.

Было скучно, неинтересно. Задания были непонятные и трудные.

VII Подведение итогов

— Какое произведение мы читали на уроке? Назовите автора

— Что нового вы узнали?

— Что вам понравилось на уроке?

Литература:

Портрет В.Б.Шергина http://4.bp.blogspot.com/-HAXlnVpUgZE/VJnA33LKAaI/AAAAAAAAAlg/kcG9lDWVeDo/s1600/Ш.jpg

Картинка «Мультфильмы по рассказам В.Б.Шеринга»https://i0.wp.com/cbs-kb.ru/wp-content/uploads/2021/07/img6.jpg?w=960

Картинка «Произведения В.Б.Шеренга» https://arhlib.ru/wp-content/uploads/2020/10/knigi-borisa-shergina.jpg

Физминутка https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2987

Текст рассказа Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах». https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shergin-boris/povesti-i-rasskazi/4

Плотник https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1007/00005e26-35417198/2/img5.jpg

Смайлики https://fc.vseosvita.ua/000pgr-89d6/00a.png


С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: конспект.docx, конспект.docx, конспект.docx.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: 4-17-1 МДК 02.01 на 07.05 урок 53.pdf, План урока по истории Беларуси для 7 класса СОЗДАНИЕ РЕЧИ ПОСПОЛ, Уайсова А.С.. Разработка открытого урока. (1).docx, Анализ урока алгебры.docx, Конспект урока 1_Закономерности наследования.doc, ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.docx, МАТЕМАТИКА 2 КЛАСС УРОК.docx, 35 урок литер 2.docx, Открытый урок Математика 1 курс Буслаева.docx, поурочка 7 класс —общество — урок 7777.rtf


ВОЛЯ И ТРУД ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ

Урок 4. Б.В. Шергин «Плотник думает топором». Е.А. Пермяк «Маркел-Самодел и его дети»

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация знаний

Речевая разминка

— Объясните смысл.

Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.

  1. Самоопределение к деятельности

— Что это за предложение? (Это пословица.)

Сегодня мы перейдём к следующей теме, которая называется «Воля и труд дивные всходы дают».

— Как вы понимаете смысл этой пословицы, этого названия?

(Выслушиваются высказывания учеников.)

  1. Работа по теме урока
  1. Введение в тему урока

— Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем , чье произведение будем сейчас читать.

— Послушайте вступительную ста­тью. (Дети читают текст.)

— Как многие писатели показывали красоту нашей Родины в своих произведениях? (Они писали о талантливых масте­ровитых людях.)

— О ком говорится в рассказах Бориса Викторовича Шергина? (Это корабелы-строители, рыбаки, резчики по дереву, живописцы, сказители…)

— Это люди разных профессий. А что их объединяет? (Они любят своё дело и работают вдохновенно, как настоящие ху­дожники.)

  1. Знакомство с автором произведения

(Рассказ учителя об авторе.)

Материал для учителя

Борис Викторович Шергин — русский писатель. Б.В. Шергин родился 16 июля 1893 года в Архангельске. Его отец был потомственным море­ходом и корабельным мастером, а мать — старообрядкой. Любовь к ли­тературе и фольклору Борису Викторовичу привила именно мать. Уже в раннем возрасте, учась в школе, Шергин записывал народные сказки, былины и песни.

Писатель окончил Архангельскую мужскую гимназию, затем посту­пил в Строгановское художественное училище, где приобрёл специаль­ность графика и иконописца.

По своей специальности Шергин работал в родном городе, а после оккупации Севера американцами в 1922 году переехал жить в Москву. Жил бедно, в подвале, где и писал свои сказки, былины. В 1932—1933 го­дах его произведения читали на радио, они пользовались огромной по­пулярностью у слушателей. По мотивам сказок Шергина было снято не­мало мультфильмов, среди них «Волшебное кольцо», «Мартынко» и др.

В 1973 году писателя не стало.

  1. Чтение произведения

— Прочитайте название рассказа.

— Рассмотрите иллюстрацию к нему. Можете ли вы предположить, о чём этот рассказ? (Высказывания детей.)

— Давайте прочитаем и узнаем, правы ли вы были.

(Текст читает учитель.)

— Какие впечатления и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? (Ответы учащихся.)

  1. Словарная работа

— Вспомните, какое значение имеют в тексте следующие сло­ва и выражения.

Дряблые доски — повреждённые, старые доски.

Посадить новые доски между старыми — постелить, вогнать плотно новые доски между старыми.

Пригонка — это доведение элементов конструкций до нужных разме­ров на месте. Пригонка, выполненная качественно, держит лучше гвоздей.

Кровля крыльца — крыша крыльца.

Крыша на крылечке была, как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла — крыша была некрасивая, из-за неё не было ничего видно.

На место нижней худенькой ступеньки он кладёт добрую — плотник делает новую ступеньку.

Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато — крылечко стало новое, красивое.

  1. Выборочное чтение

— Найдите и прочитайте предложения, в которых описыва­ется, как работает плотник. (Учащиеся находят и читают нужные предложения.)

— Откройте учебники на с. 30.

— Прочитайте предложения из рассказа. О каких качествах плотника они говорят? (Трудолюбие, мастеровитость, сила, терпение, внимательность, усидчивость, аккуратность, лов­кость, художественный вкус.)

  1. Беседа с учащимися

— Прочитайте рубрику «Рассуждаем»

— Как вы считаете, кто прав: Сергей или Маша?

  1. Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы о труде. Объясните их значение.

(Высказывания детей после обсуждения в парах.)

  • Глаза страшатся, а руки делают. (Эту пословицу произносят, когда приходится приниматься за работу, которой не видно конца. Нам кажется, что работы очень много, но руки начинают её выполнять и дело будет непременно завершено.)
  • Собирай по ягодке — наберёшь кузовок. (Только кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату.)
  • Дело мастера боится. (Умелый человек успешно выполняет своюра- боту: качественно и за короткое время.)
  • Мастера по работе видно. (О мастере судят по тому, как он вы­полняет свою работу.)

• Не за своё дело не берись, а за своим не ленись. (Каждый должен заниматься своим делом, выполнять работу хорошо.)

— Можно ли заменить название рассказа какой-то из этих пословиц? (Да, можно: «Мастера по работе видно».)

соразмерно, сдумал, молодцевато, щеголе­вато, нехитро, снасть, красовито.)

  1. Работа по теме урока
  1. Прогнозирование содержания текста

— Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.

— Как вы его понимаете?

— Как вы думаете, о чём можно рассказать в произведении с таким названием? (Предположения учащихся.)

— Кто является автором этого произведения?

  1. Знакомство с автором произведения

Материал для учителя

Евгений Андреевич Пермяк — русский писатель, сказочник. Е.А. Пер­мяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии — Виссов — предпочёл псевдоним Пермяк.

Отец, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда Евгению исполнилось три года. Матери было нелегко одной воспиты­вать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в городе Воткинске, в обществе бабушки, деда и тётки, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. Там Женя учился в церковно­приходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образователь­ными дисциплинами велось и производственное обучение. Он освоил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда юноша совсем не думал, что ему придётся овладеть ещё одним очень важным ремеслом — писательским.

В Воткинске молодой человек взялся за перо. Его первые заметки и стихи были подписаны псевдонимом «мастер Непряхин».

Евгений Виссов в 1924 году поступает на педагогический факуль­тет Пермского университета, после чего решает обосноваться в Москве. По совету своего друга П.П. Бажова он стал сочинять детские сказки и писать книги для детей. Первая книга, вышедшая в 1946 году под псевдонимом Евгений Пермяк, называлась «Кем быть?». В ней автор в популярной форме познакомил детей с разными профессиями. Спустя 10 лет появился сборник его авторских сказок «Счастливый гвоздь». Самым известным собранием сказок является «Дедушкина копилка», в него вошли 50 сказок.

Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам «тайны цены» человеческого труда. Почти все книги писателя — о людях-тружениках, ма­стерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И во всех произведениях Евгения Пермяка «поёт» живое народное слово.

Умер писатель 17 августа 1982 года.

  1. Чтение сказки

(Текст читает учитель и хорошо читающие ученики.)

  1. Словарная работа

— Найдите и прочитайте значение этих слов в словаре на с. 124.

(Слова записаны на доске.)

ДОмница специальная печь для плавки руды.

Одёжа-обужа одежда и обувь.

Набольший (сын) старший сын.

Промышлять заниматься каким-нибудь промыслом, ремеслом.

Срубил по избе построил (каждому) избу (дом).

Навечно прощаться — уходить в мир иной, пришло время умирать.

  1. Работа по вопросам и заданиям учебника

— Найдите и прочитайте предложение, которое помогает понять, почему Маркела называли Самоделом. («Всё сам делал».)

— Что умели делать Маркел и его жена? (Маркел пашню пахал, железо ковал, домницы ставил, руду в них плавил, рыбу ло­вил, на охоту ходил. Его жена лён пряла, холсты ткала, кожи квасила, мяла, одёжу-обужу шила, жарила, парила, варила, детей уму-разуму учила.)

— О детях Маркела в сказке говорится, что они «дельные» и у них «никакая работа из рук не валится». Как вы это по­нимаете? (Это значит, что они очень многое умели делать. За что бы ни брались, всё у них получалось.)

— В сказке есть предложение: «Задумался над этим Маркел- Самодел». О чём он думал? (Он увидел, что у каждого из де­тей что-то получается лучше, чем у других.)

— Какой наказ дал своим детям отец? (Дети читают послед­ний абзац на с. 32.)

— Как они его выполнили? (Каждый занимался тем делом, в котором он был силён. Все дети жили сообща и друг другу помогали. Так появились на земле мастера и мастерицы, за­родились ремёсла. Лучше люди зажили.)

(«Каждый хоть и сам по себе — своим домом живёт, а свою работу для всех делает».)

— Найдите и прочитайте ту часть сказки, в которой автор об­ращается к читателю. Какой совет он даёт? («Как станешь трудовую дорожку, счастливую тропинку искать — Марке­лов наказ вспомни. Проверь, какая в тебе трудовая жилка бьётся, какая работа лучше других удаётся, — та и твоя. Бери её и дальше двигай, выше подымай. Не ошибёшься. Да­леко пойдёшь, если своё дело найдёшь».)

  1. Рефлексия

— Что нового вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас сегодня получилось?

  1. Подведение итогов урока

— Как вы поняли название рассказа? (Плотник что задумал, то сделает топором. Отсюда и родилась пословица: «Плот­ник думает топором».)

Домашнее задание

Выбрать отрывок из рассказа «Плотник думает топором», подготовить его выразительное чтение. Читать произведения из рубрики «Советуем прочитать» (с. 34).


0

Е.Пермяк: «Маркел-самодел», какие пословицы подходят к сказке, почему?

1 ответ:



2



0

Сказка Евгения Пермяка о работящей, многодетной семье Маркела-самодела, о том как родители вырастили трудолюбивых сыновей и дочерей, а те вырастили своих детей приучая их к труду и давая каждому из них право своего выбора в профессии. Таким образом каждый стал в жизни именно тем, кем он хотел быть, каждый выбрал свою профессию.

К сказке подходят такие пословицы, как:

  • Все работы хороши, выбирай на вкус.
  • Какова пряха, такова на ней рубаха.
  • Хорошего мастера по ухватке видно.
  • Дело мастера величает.
  • Для рук умелых — всюду дело.
  • Мастером нельзя родится, мастерству надо учиться.
  • Уменье везде найдёт примененье.
  • Мастерство везде у нас в почете.

Читайте также

Отзыв на сказку

Сама сказка мне представилась весьма смешной. Задиристый петушок представился таким курьезным и чуть-чуть наивным. Он постановил, будто хозяйка ему вроде, как и не нужна, но не учел, ведь очень много вокруг него бродит охотливых до его мяса. Однако петух очутился опять-таки хитроватым и выдумал, как обмануть плутовку.

Пословицы к сказке

2a4qku81wzfC3lhG8iOKrUnCPX0zyKi.png

Краткое содержание сказки:

Братья Гримм написали хорошую и поучительную сказку «Соломинка, уголек и боб».

В сказке рассказывается о том, как выпавшая из пучка соломы соломинка, выпавший из печи уголек и выпавший из кастрюли боб решили вместе отправиться в путешествие.

  • Вместе весело шагать по просторам.
  • Хочешь узнать человека – соверши с ним путешествие.
  • Где дорога, там и путь.

Путешествуя приятели дошли до реки, соломинка, проявила благородство и легла с одного берега на другой для того, чтобы уголек и боб могли по ней перебраться на другую сторону.

  • Доброму добрая память.
  • От добра добра не ищут.
  • Добрые умирают, да дела их живут.

Первым пошёл уголек и испугавшись остановился посередине реки, соломинка вспыхнула и перегорев посередине упала в воду, а вместе с ней и уголек, который потух и утонул.

  • У страха глаза велики.
  • Страх хуже смерти.
  • В страхе спасения нет.
  • Долго колебаться — страху набираться.

На берегу остался лишь один боб, которого это зрелище позабавило, он так смеялся, что лопнул от смеха.

  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Гусь свинье не товарищ.
  • Что посеешь, то и пожнешь.

Корейская народная сказка «Дружные братья» о дружной корейской семье крестьян, в которой росли два брата. Выросли братья и стали жить каждый своей жизнью, но не забывали про друг друга, а так же старший брат стал заботиться о родителях. Братья, знали что каждый из них очень гордый и не примет помощи решили помогать друг другу тайно. А как известно, всё тайное становится явным. Вот и братья решив помочь друг другу встретились ночью на дороге неся друг другу мешок риса.

Пословицы и поговорки к сказке подходят такие:

  • Любовь братская лучше каменных стен.
  • Нет друга супротив родного брата.
  • Доброе братство милее богатства.
  • Единство и братство — великая сила.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • Согласье в семье — богатство.
  • Друзья прямые – братья родные.

Пословицы отражают главную суть сказки — дружную и любящую семью. Главные семейные ценности — любовь и помощь друг другу, уважение к старшим, любовь к родителям.

Сказку «Умная дочь крестьянская» написали Братья Гримм.

Сказка про то, как у одного крестьянина ничего не было за душой, но была дочь, которая была очень умной и смекалистой. Своим умом она очаровала короля и тот на ней женился.

К сказке подходят такие пословицы:

  • Смекалка во всяком деле выручит.
  • Находчивого не озадачишь.
  • Если сила не возьмет, смекалка выручит.
  • Кто сметлив, тот и счастлив.
  • Говори меньше, думай больше.
  • Ум кроется не в богатстве, а в сердце.

В грузинской сказке «Заработанный рубль» рассказывается о семье кузнеца, у которого был очень ленивый сын. Кузнец был очень старым и переживал что ему не кому оставить своё дело и кузницу, так как сын ничего не желает делать. Решил кузнец своего сына проучить и сказал, что оставит ему наследство только в том случае если тот сможет сам заработать рубль. Сына жалела мать и целых три дня давала ему по рублю, которые отец бросал в огонь, приговаривая, что он этот рубль не сам заработал. Не чего стало делать и пришлось сыну идти работать. Заработал он горсть мелочи, отец выкинул и её в огонь, сказав так же что он их не сам заработал. Сын стал руками доставать мелочь из огня, доказав отцу, что он их заработал своим трудом. Отец спокойно оставил сыну своё дело.

К сказке подходят такие пословицы:

  • Без труда, не вынешь и рыбки из пруда.
  • Отец наказывает, отец и хвалит.
  • Где бы ни работать, лишь бы не работать.
  • Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
  • Человек славен трудом.
  • Без труда ничего не дается.
  • Лежит на печи, да ест калачи.
  • Под лежачий камень вода не течет.

Обновлено: 08.01.2023

Давнее давнего это было. Жил в те незапамятные времена Маркел-Самодел. Все сам делал. Пашню пахал, железо ковал. Домницы ставил, руду в них плавил. Рыбу ловил, на охоту ходил.

И жена у него, Маркеловна-Самоделовна, тоже сама всю женскую работу справляла. Лен пряла, холсты ткала, кожи квасила-мяла, одежу-обужу шила. Жарила, парила, варила, детей уму-разуму учила.

Дельными подрастали сыны-дочери. В отца-мать пошли Маркеловичи-Самоделовичи. Никакая работа из рук не валится. Топором машут, сохой пашут, горн раздувают, горшки обжигают. Сеют и веют — все умеют.

Только стал замечать Маркел, что набольший сын пуще других к пашне тянется и та же земля у него лучше родит, а второй сын от наковальни не отходит и до того славно кует, что и Маркел так не ковывал. То же и третий сын, Сазон Маркелович-Самоделович, все может, а рыбу-зверя лучше других промышляет. Подрос и четвертый сын, Платон Маркелович. И так-то он к топору пристрастился, что каждому брату срубил по избе, каждой сестре — по терему.

Видит Маркел, что и дочери у них в отца-мать уродились, только в каждой своя трудовая жилка бьется. Одна одежу шьет — залюбуешься, вторая холстину ткет — не надивуешься. У третьей посуда в руках улыбается. Какой горшок-чашку ни слепит — всем весело.

Задумался над этим Маркел-Самодел. Долго думал. А когда пришло время Маркелу-Самоделу со своей семьей навечно прощаться, созвал всех и напутствует:

— Дети мои! Вижу я, что из всех дел каждый в своем уме. Значит, разные руки по-разному хватки, во всякой голове — свои задатки. Так и живите. Так и детям-внукам наказывайте.

Умер Маркел. Разделили сыны-дочери между собою отцовский труд. А отцовское хозяйство не распалось. Каждый хоть и сам по себе — своим домом живет, а свою работу для всех делает. Один сын для всех пашет и сеет. Другой — для всех железо кует, руду плавит. Третий — в лесу промышляет, братьев-сестер в меха одевает.

И дочери также — кто сукна ткет, кто кожи мнет, овчины квасит, холсты красит. Тоже для всех.

Мастера, мастерицы на земле появились. Ремесла зародились. Лучше люди зажили.

От Маркеловых сыновей-дочерей внуки-правнуки пошли. Эти-то уж вовсе хваткими мастерами стали. И каждый из них в своем деле так далеко шагнул, что ветер, воду, огонь на службу поставил да на себя работать заставил. Только это из других времен сказка, тоже не без умысла сложена.

А в этой сказке умысел простой. Как станешь трудовую дорожку, счастливую тропинку искать — Маркелов наказ вспомни.

Проверь, какая в тебе трудовая жилка бьется, какая работа лучше других удается, — та и твоя.

Бери ее и дальше двигай, выше подымай. Не ошибешься. Далеко пойдешь, если свое дело найдешь. Не зря старый Маркел добрым людям памятный узелок завязал:

На лесной опушке, в небольшой деревушке жил Ваня. Дурачком он не был, но и умником не слыл. Пришло Ване время за дело браться — мастерство по сердцу выбирать. А какое мастерство ему по сердцу, он не знает. Тогда ему отец говорит.

У одной вдовы сын рос. Да такой пригожий, даже соседи налюбоваться на него не могли. А про мать и говорить нечего. Рукой-ногой ему шевельнуть не дает. Все сама да сама. Дрова-воду носит, пашет-жнет-косит, на стороне работенку прихватывает — лаковые сапоги да звонкую гармонь сыну зарабатывает.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы, этого названия?

  1. Работа по теме урока
  1. Введение в тему урока

— Послушайте вступительную ста­тью. (Дети читают текст.)

— Как многие писатели показывали красоту нашей Родины в своих произведениях? (Они писали о талантливых масте­ровитых людях.)

— О ком говорится в рассказах Бориса Викторовича Шергина? (Это корабелы-строители, рыбаки, резчики по дереву, живописцы, сказители. )

Материал для учителя

Борис Викторович Шергин — русский писатель. Б.В. Шергин родился 16 июля 1893 года в Архангельске. Его отец был потомственным море­ходом и корабельным мастером, а мать — старообрядкой. Любовь к ли­тературе и фольклору Борису Викторовичу привила именно мать. Уже в раннем возрасте, учась в школе, Шергин записывал народные сказки, былины и песни.

Писатель окончил Архангельскую мужскую гимназию, затем посту­пил в Строгановское художественное училище, где приобрёл специаль­ность графика и иконописца.

— Рассмотрите иллюстрацию к нему. Можете ли вы предположить, о чём этот рассказ? (Высказывания детей.)

— Давайте прочитаем и узнаем, правы ли вы были.

(Текст читает учитель.)

Дряблые доски — повреждённые, старые доски.

Посадить новые доски между старыми — постелить, вогнать плотно новые доски между старыми.

Пригонка — это доведение элементов конструкций до нужных разме­ров на месте. Пригонка, выполненная качественно, держит лучше гвоздей.

Кровля крыльца — крыша крыльца.

Крыша на крылечке была, как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла — крыша была некрасивая, из-за неё не было ничего видно.

На место нижней худенькой ступеньки он кладёт добрую — плотник делает новую ступеньку.

— Откройте учебники на с. 30.

  • Глаза страшатся, а руки делают. (Эту пословицу произносят, когда приходится приниматься за работу, которой не видно конца. Нам кажется, что работы очень много, но руки начинают её выполнять и дело будет непременно завершено.)
  • Собирай по ягодке — наберёшь кузовок. (Только кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату.)
  • Дело мастера боится. (Умелый человек успешно выполняет своюра- боту: качественно и за короткое время.)
  • Мастера по работе видно. (О мастере судят по тому, как он вы­полняет свою работу.)
  1. Работа по теме урока
  1. Прогнозирование содержания текста

— Как вы его понимаете?

— Как вы думаете, о чём можно рассказать в произведении с таким названием? (Предположения учащихся.)

Евгений Андреевич Пермяк — русский писатель, сказочник. Е.А. Пер­мяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии — Виссов — предпочёл псевдоним Пермяк.

Отец, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда Евгению исполнилось три года. Матери было нелегко одной воспиты­вать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в городе Воткинске, в обществе бабушки, деда и тётки, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. Там Женя учился в церковно­приходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образователь­ными дисциплинами велось и производственное обучение. Он освоил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда юноша совсем не думал, что ему придётся овладеть ещё одним очень важным ремеслом — писательским.

  1. Чтение сказки
  1. Словарная работа

(Слова записаны на доске.)

ДОмница специальная печь для плавки руды.

Одёжа-обужа одежда и обувь.

Набольший (сын) старший сын.

Промышлять заниматься каким-нибудь промыслом, ремеслом.

Срубил по избе построил (каждому) избу (дом).

  1. Работа по вопросам и заданиям учебника

— Что умели делать Маркел и его жена? (Маркел пашню пахал, железо ковал, домницы ставил, руду в них плавил, рыбу ло­вил, на охоту ходил. Его жена лён пряла, холсты ткала, кожи квасила, мяла, одёжу-обужу шила, жарила, парила, варила, детей уму-разуму учила.)

— Какой наказ дал своим детям отец? (Дети читают послед­ний абзац на с. 32.)

— Как они его выполнили? (Каждый занимался тем делом, в котором он был силён. Все дети жили сообща и друг другу помогали. Так появились на земле мастера и мастерицы, за­родились ремёсла. Лучше люди зажили.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ vnekl._cht_permyak.doc

ЦЕЛЬ : познакомить с биографией и творчеством Е,А, Пермяка, воспитывать интерес к книге; формировать умение анализировать поступки людей;

Планируемые образовательные результаты- Предметные ( объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: находить главную мысль текста; характеризовать героев рассказа, соотносить качества героев сказки с их поступками; получат возможность научиться; соотносить пословицу и текст, рисунок и сюжет сказки;

Метапредметные: познавательные: выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; регулятивные: выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, используют речь для регуляции своего действия; коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; осознают мотивацию к учебной деятельности.

I. Организационный момент

II. Фонетическая зарядка.

— Покажите голосом, что дано человеку?для чего?для каких дел?

— Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

— Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

-А какие пословицы вы подготовили к уроку? ( о труде)

-Значит о чем будет наш урок?

III. Речевая зарядка.

— Прочитайте предложение жужжащим чтением и задайте соседу два вопроса.

— Какие задали вопросы?

— Какие вопросы еще можно задать?

— Сколько слов в предложении?

  • до 7 слов.
  • до 5 слов.
  • до 3 слов.

IV. Беседа о рассказах Е.Пермяка.

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

V. Работа по теме урока

Чтение рассказа по цепочке.

Какие старинные профессии нам встретились в тексте?( просмотр иллюстраций)

Ответы на вопросы по рассказу.

— Кто помогает нам стать добрыми, трудолюбивыми, честными?

— Кто научил детей делу? — Кто помогал в работе?

— Какие хорошие качества появились у детей?

— составить пословицы. Объяснить смысл.

— О чем эти пословицы?

— Прочитайте, как взрослые хвалили детей. (выборочное чтение учащихся)

— Расскажите, чему вы научились дома, у кого?(обмен мнениями)

— Зачем вас дома учат трудиться?

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IX. Подведение итогов.

— Всегда ли дети бывают хорошими, выполняют все просьбы, трудятся?

— Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

-Какую главную мысль рассказы вы запомнили?

Давнее давнего это было. Жил в те незапамятные времена Маркел-Самодел. Все сам делал. Пашню пахал, железо ковал. Домницы ставил, руду в них плавил. Рыбу ловил, на охоту ходил.

И жена у него, Маркеловна-Самоделовна, тоже сама всю женскую работу справляла. Лен пряла, холсты ткала, кожи квасила-мяла, одежу-обужу шила. Жарила, парила, варила, детей уму-разуму учила.

Дельными подрастали сыны-дочери. В отца-мать пошли Маркеловичи-Самоделовичи. Никакая работа из рук не валится. Топором машут, сохой пашут, горн раздувают, горшки обжигают. Сеют и веют — все умеют.

Только стал замечать Маркел, что набольший сын пуще других к пашне тянется и та же земля у него лучше родит, а второй сын от наковальни не отходит и до того славно кует, что и Маркел так не ковывал. То же и третий сын, Сазон Маркелович-Самоделович, все может, а рыбу-зверя лучше других промышляет. Подрос и четвертый сын, Платон Маркелович. И так-то он к топору пристрастился, что каждому брату срубил по избе, каждой сестре — по терему.

Видит Маркел, что и дочери у них в отца-мать уродились, только в каждой своя трудовая жилка бьется. Одна одежу шьет — залюбуешься, вторая холстину ткет — не надивуешься. У третьей посуда в руках улыбается. Какой горшок-чашку ни слепит — всем весело.

Задумался над этим Маркел-Самодел. Долго думал. А когда пришло время Маркелу-Самоделу со своей семьей навечно прощаться, созвал всех и напутствует:

— Дети мои! Вижу я, что из всех дел каждый в своем уме. Значит, разные руки по-разному хватки, во всякой голове — свои задатки. Так и живите. Так и детям-внукам наказывайте.

Умер Маркел. Разделили сыны-дочери между собою отцовский труд. А отцовское хозяйство не распалось. Каждый хоть и сам по себе — своим домом живет, а свою работу для всех делает. Один сын для всех пашет и сеет. Другой — для всех железо кует, руду плавит. Третий — в лесу промышляет, братьев-сестер в меха одевает.

И дочери также — кто сукна ткет, кто кожи мнет, овчины квасит, холсты красит. Тоже для всех.

Мастера, мастерицы на земле появились. Ремесла зародились. Лучше люди зажили.

От Маркеловых сыновей-дочерей внуки-правнуки пошли. Эти-то уж вовсе хваткими мастерами стали. И каждый из них в своем деле так далеко шагнул, что ветер, воду, огонь на службу поставил да на себя работать заставил. Только это из других времен сказка, тоже не без умысла сложена.

А в этой сказке умысел простой. Как станешь трудовую дорожку, счастливую тропинку искать — Маркелов наказ вспомни.

Проверь, какая в тебе трудовая жилка бьется, какая работа лучше других удается, — та и твоя.

Бери ее и дальше двигай, выше подымай. Не ошибешься. Далеко пойдешь, если свое дело найдешь. Не зря старый Маркел добрым людям памятный узелок завязал:

Урок можно использовать и как материал для внеурочной деятельности.

Вложение Размер
vnekl._cht_permyak.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по внеклассному чтению

  • воспитывать интерес к книге;
  • формировать умение анализировать поступки людей;
  • развивать память, внимание, речь учащихся.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ : прочитать рассказы Е.Пермяка; нарисовать рисунок.

I. Организационный момент.a

II. Фонетическая зарядка.

— Покажите голосом, что дано человеку?

— Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

— Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

III. Речевая зарядка.

— Прочитайте предложение жужжащим чтением и задайте соседу два вопроса.

— Какие задали вопросы?

— Какие вопросы еще можно задать?

— Сколько слов в предложении?

  • до 7 слов.
  • до 5 слов.
  • до 3 слов.

— Из какого рассказа эти слова?

— Когда чужую калитку отремонтировали, можно ли сказать, что совершили доброе дело?

IV. Беседа о рассказах Е.Пермяка.

— Сегодня на уроке мы узнаем, какие добрые дела могут совершать ребята и кто их этому учит. А помогут нам рассказы Е.Пермяка.

(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни)

( рассказ ученицы о Е.Пермяке )

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

— Давайте вспомним, какие рассказы вы читали к уроку.

— Я называю первое слово, а вы продолжаете.

(все названия рассказов помещаю на доску, одновременно выставляю книги с рассказами Е.Пермяка)

— Пройдет наш урок в виде викторины. Все задания спрятаны в конвертах.

— Что нарисовано на конвертах? (дом)

— Каким, по-вашему, должен быть дом?

— Какими должны быть люди в доме?

— Кто помогает нам стать добрыми, трудолюбивыми, честными?

— Из какого рассказа эти предметы?

— Как они связаны с героем?

— Кто научил детей делу?

— Кто помогал в работе?

— Какие хорошие качества появились у детей?

— В четверках составить пословицы. Объяснить смысл.

— О чем эти пословицы?

— Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говориться о том, как дети учились трудиться, и кто им помогал.

(выборочное чтение учащихся)

— Прочитайте, как взрослые хвалили детей.

(выборочное чтение учащихся)

— Расскажите, чему вы научились дома, у кого?

— Зачем вас дома учат трудиться?

— Какими вас хотят видеть взрослые?

— Всегда ли дети бывают хорошими, выполняют все просьбы, трудятся?

  1. Что вырастила Танюша? ( смородину)
  2. Что отремонтировал Алеша? (скамейку)
  3. Что построил Сема? (мост)
  4. Что построили Вася и Ваня? ( птичьи домики)

— Если вы правильно отгадаете, то получится главное слово нашего урока.

— Какое слово получилось?

— Почему это слово является главным?

— Каким качествам нас учат в семье? ( одновременно с ответами детей выставляю на листочках названия качеств человека)

— Что у нас получилось?

— Кто нам помог построить дом?

— Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

IX. Подведение итогов.

— Какой вам рассказ больше всего запомнился? Почему?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по внеклассному чтению в 3 классе. Рассказы Е. И. Чарушина.

Урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. На уроке используется компьютерная презентация, что активизирует внимание и интерес учащихся.

Внеклассное чтение «Рассказы о дружбе. В.Ю.Драгунский»

3 класс. Домашнее задание к уроку.

Открытый урок по внеклассному чтению. Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина. 3 класс.

Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: » Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина». Конспект урока. Презентация. Физминутка.

Задание к уроку внеклассного чтения «Рассказы Веры Чаплиной»

Задание к уроку внеклассного чтения «Рассказы Веры Чаплиной». Выдается детям за 1-2 недели до урока. Ответы оформляются в тетради по внеклассному чтению.

Презентация к уроку внеклассного чтения «Рассказы о животных»

В данной презентации знакомим обучающихся авторами произведений, которые пишут о животных.

Конспект урока по внеклассному чтению «Чтение и анализ рассказа»

Обучающиеся знакомятся с историей возникновения праздника, с биографией писателя Е. Носова. Читают и анализируют рассказ Е.Носова «Покормите птиц!».

Читайте также:

      

  • Конспект занятия сила воли и характер
  •   

  • Самовоспроизведение клеток конспект кратко
  •   

  • Хімічні властивості металів конспект уроку
  •   

  • Конспект урока дыхательная гимнастика
  •   

  • Умножение числа на произведение 3 класс пнш конспект урока

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

2 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1.  МИР ДЕТСТВА 

О. С. Бундур. «Папа рассказывает сказку». 

https://rustih.ru/oleg-bundur-papa-rasskazyvaet-skazku/

Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент «Няня, печка и сказка»). https://www.litmir.me/br/?b=192527&p=3

В. В. Бианки. «Сова». https://skazki.rustih.ru/vitalij-bianki-sova/

Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». https://libcat.ru/knigi/detskaya-literatura/detskie-stihi/100370-3-lev-kuzmin-dom-s-kolokolchikom-sbornik.html#text

С. П. Алексеев. «Медаль». http://www.skazsbb.ru/srs/srs32_2.htm

В. В. Голявкин. «Этот мальчик». https://libking.ru/books/child-/children/19365-viktor-golyavkin-etot-malchik.html

В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень». https://peskarlib.ru/v-dragunskiy/rabochie-drobyat-kamen/

Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети». https://peskarlib.ru/e-permyak/markel-samodel-i-ego-deti/

Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах». https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shergin-boris/povesti-i-rasskazi/4

С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». https://peskarlib.ru/s-georgiev/strekot-kuznechika/

В. В. Голявкин. «Мой добрый папа»  https://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/viktor-goljavkin-raskazy/goljavkin-moi-dobryi-papa.html

М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». https://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/marina-druzhina-raskazy-i-stihi/marina-druzhinina-ochen-poleznyi-podarok.html

Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья». http://www.skazayka.ru/otets-i-syinovya/

Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». http://www.skazayka.ru/zavetnoe-zhelanie/

Е. В. Григорьева. «Мечта». http://trumpumpum.ru/autors/grigoreva-elena/mechta.html

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). http://www.tphv-history.ru/books/bahrevskiy-viktor-vasnecov1.html

М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). http://padaread.com/?book=88904

М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» https://www.litmir.me/br/?b=193613&p=1

Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). https://mir-knig.com/read_175566-9

В. А. Жуковский. «Жаворонок». http://litclassic.ru/index.php?fid=1&sid=19&tid=2291

А. С. Пушкин. «Птичка». https://poetpushkin.ru/stihi/filosofskaya-lirika/stihotvorenie-ptichka.html

И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). http://days.pravoslavie.ru/Life/life6957.htm

Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». https://skazki.rustih.ru/yurij-koval-farforovye-kolokolchiki/

И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». https://rustih.ru/ivan-nikitin-v-chistom-pole-ten-shagaet/

М. С. Пляцковский. «Колокольчик». https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/detskie-klassiki/stihi-pljackovskogo/kolokolchik-pljackovskij-m-s/

Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» https://ilibrary.ru/text/1680/p.1/index.html

Урок литературного чтения на родном русском языке
Подготовила: Бышук Вера Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ»Рыбачьевская школа»
города Алушты
2022 год

Настрой на урок
Пусть сегодня…

Проверка домашнего задания
Виктор Драгунский
«Рабочие дробят камень»
(«Денискины рассказы»))

Проверка домашнего задания

Какому полезному занятию отдали предпочтение трое друзей с самого начала лета?
О чём поспорили ребята?
Правильно ли поступили друзья Дениски?
Почему Дениска не спрыгнул с вышки
Почему смеялись Мишка и Костик?
Одобряете ли вы поведение друзей?
Почему Дениска не спрыгнул во второй раз?
Хорошо ли дразнить и смеяться над своим другом?
Почему Дениска прыгнул? Как это ему удалось?
Что сказали Мишка и Костик, когда Дениска вынырнул?
О чём думал каждый из друзей под стук молотков?
Чему учит нас этот рассказ?

Евгений Пермяк
«Маркел-Самодел
и его дети»

Евгений Пермяк

Родился в 1902 году на Урале в семье почтового служащего.
Детство провёл у бабушки, учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
Освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное.

Евгений Пермяк

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета.
Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру в качестве драматурга.
Его пьесы «Лес шумит» и «Перекат» шли практически во всех театрах страны.

Евгений Пермяк

Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам «тайны цены» человеческого труда.
Почти все книги писателя — о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.

Евгений Пермяк

Больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он создал особый тип «познавательной сказки».

Евгений Пермяк

В сказках Евгения Андреевича самые, казалось бы, обычные и привычные вещи приобретали сказочный, волшебный образ.
И становилось понятным, что делает чудом огонь, воду, кусок руды, простой камень…
Это чудо — человеческий труд.

Евгений Пермяк
«Маркел-Самодел
и его дети»

Почему герой получил
такое прозвище?

Слушаем

Словарная работа

До́мница – специальная печь для плавки руды.
Одёжа-обужа – одежда и обувь.
На́больший (сын) – старший сын.
Промышлять – заниматься каким-нибудь промыслом, ремеслом.
Срубил по избе – построил (каждому) избу (дом).
Навечно прощаться – уходить в мир иной, пришло время умирать.

Работа над текстом

Какие старинные профессии встретились в рассказе?
Кто научил детей?
Кто помогал в работе?
Какие хорошие качества появились у детей?
Какой наказ дал своим детям Маркел-Самодел?
Какой совет автор даёт читателю?

Творческое задание

Что такое ремесло? Соедини линией слово и его определение.

Старинные профессии
землепашец
гончар

Старинные профессии
кузнец
кожевник

Творческое задание

Отметь цифрами, у какого сына к какому ремеслу душа лежала.

1
2
3
4

Творческое задание

Установи соответствие между названием ремесла и продуктам его производства.

Пословицы
Дерево дорого плодами, а человек делами.
Без трудов нет и плодов.
Без труда жить – только небо коптить.

Главная мысль
«Каждые руки по-своему хватки,
во всякой голове свои задатки»

В чём заключается основная мысль рассказа?
Что вы узнали об авторе?
Чем вы любите заниматься?

Рефлексия

Итог урока

Сегодня я узнал….
Было интересно…
Я понял, что…

  • Дятел лиса и ворона мораль сказки
  • Дятел лиса и ворона белорусская народная сказка
  • Дятел лиса и ворон русская народная сказка читать полностью
  • Дятел лесной доктор сочинение
  • Дятел доктор леса рассказ для детей