Е чарушин теремок русская народная сказка рукавичка 1 класс школа россии

Государственное бюджетное учреждение дополнительного

профессионального

педагогического образования центр повышения квалификации

 специалистов 

«Информационно-методический центр»

 Кировского района Санкт-Петербурга

«Актуальные вопросы современного образования в контексте требований профессионального стандарта педагога»

ПРОЕКТ

УРОКА

Литературное чтение 1 класс

Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Выполнил слушатель курса

учитель ГБОУ № 392_

Добычина Людмила Михайловна

Кировского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка

     Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формируется  совокупность универсальных учебных действий (УУД). На уроке используются  технологии, которые способствуют  формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.  Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности младших школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том числе и на уроках литературного  чтения. На уроке применяются интеллектуально-познавательные игры, разработанные с использованием занимательного дидактического материала и проводимые в различных нестандартных формах с помощью средств мультимедиа. Они повышают качество образовательного процесса: позволяют вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность, способствуют развитию у младших школьников интереса к учебному предмету, созданию у них эмоционального настроя к учению, дают возможность закрепить, повторить и обобщить изученный материал разнообразными способами, осознанно применить приобретенные знания, проявить личностные качества.

          На этапе актуализации знаний даётся игра «Угадай героя сказки» с применением мультимедиа.

     На этапе мотивация учебной деятельности учащихся работа организуется в группах. В итоге дети делают самостоятельный вывод о сходстве и различии авторских и народных сказок. На основе сделанного вывода, дети характеризуют русскую народную сказку. Далее учитель вводит понятия присказка, , завязка, кульминация.

      На этапе первичного применения нового знания учащиеся выполняют тестовое задание.

      На этапе творческого применения и добывания знаний в новой ситуации организуется работа в группах. В конце работы группы представляют своё творческое задание. Дети оценивают работы групп цветовыми сигнальными карточками.

      На этапе рефлексии дети прикрепляют к виртуальному цветку выбранный ими цвет.

           Таким образом, структура урока выглядит следующим образом:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление нового знания.

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания.

7. Оценка и самооценка. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Цель урока:

познакомить обучающихся с названием раздела и прогнозировать содержание; познакомить со сказкой Е.Чарушина Теремок; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана; отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление; воспитывать любовь к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; рассказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки.

Задачи урока:

Учить отличать сказку от других произведений.

Давать характеристику сказочным героям.

Учить дополнять содержание текста.

Ожидаемые результаты учащихся:

  1. Личностные:

Проявлять интерес к чтению сказок.

Объяснять смысл пословиц «В тесноте, да не в обиде», «Согласие крепче каменных стен».

  1. Метапредметные:

Определять учебную задачу урока-читать сказку.

Сравнивать сказку в пересказе Е.Чарушина и русскую народную сказку на основе таблицы.

  1. Предметные:

Называть героев сказки,характеризовать с помощью учителя их поступки.

Придумывать раличные варианты окончания сказка.

Определять главную мысль сказки на основе пословиц.

Средства проведения урока

презентация;

элементы костюмов сказочных героев;

книги для выставки .

Организационные формы урока

фронтальная;

индивидуальная;

Оборудование: Иллюстрации к русской народной сказке «Теремок», книга со сказкой «Теремок», маски героев сказки, портрет Чарушина Е. И.напечатанные пословицы: «В тесноте да не в обиде. Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен.»

Используемые методы, технологии (элементы технологий)[1]:

Система оценивания результатов

Самоанализ.

Достижения

Затруднения

Предложения.

План урока

Этапы меро-приятия

Деятельность учителя с указанием заданий, используемых для решения задач урока

Деятельность учащихся

Формируемые (развиваемые УУД)

Мотевация познавательной деятеятельности

Вспомнить русскую народную сказку « Руковичка». Поиграть в игру: назови героев русской народной сказки». Продолжи имена : Мышка-норушка, зайчик-побегайчик, волк-зубами щелк, лягушка-попрыгушка и т.д

Назвать героев русской сказки. Дать им краткую характеристику на основе их народных прозвищ.Воспризводят сказку на основе иллюстраций в книге.

Регулятивные действия.Эмоционально-положитедьный настрой на урок.

2.Актуализация необходимых знаний.

Знакомит учащихся с новым вариантом сказки « Теремок» в персказе Е.Чарушина.

Называют сказку. Которую будут читать.Самостоятельно читают текст сказки.

Позновательные УУД

3.Организация познавательной деятетельности

Начинает читать сказку, а диалог героев предлагается прочитать учащимся( комбинированное чтение) .Вопросы : -Понравилась ли сказка? Чем похожа и чем отличаются русская народная сказка и сказка Е.Чарушина?

Читают сказку.Сравнивают под руководством учителя сказки. Придумывают свои варианты продолжения сказки.

Самостоятельное формулирование позновательной цели

Анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативный УУД

Сотрудничество с учителем и детьми

4.Подведение итогов

Прочитайте вопросы.Определите какая из пословиц отражает главную мысль сказки. Эту пословицу можно соотнести только со сказкой в пересказе Е.Чарушина или с русской народной сказкой?

Под руководством учителя определчют главную мысль.Объясняют смысл пословиц.

Личностные УУД

Анализ собственной деятельности

Список литературы:

1.Занимательное азбуковедение.Сост. В.Волина.М.:Просвещение 1991

2 Е.Чарушин. Сказки. М.: Просвещение 1997.

           3.Шибаев А. Веселый букварь. М:Мартин, 1998


Цель деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; научить сравнивать сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования:

  • Предметные: умение выразительно читать целыми словами, уметь читать выборочно и пересказывать с опорой на иллюстрацию.
  • Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.
  • Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
    • Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
    • Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
    • Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки), сделать своё высказывание понятным каждому, вступать в диалог с другими.

Формы и методы обучения: фронтальная, работа в группах; исследовательский метод, деятельностный метод.

Оборудование урока:  презентация для смарт доски; рисунки с изображением героев сказки; схема (кольца Венна»); план для сравнения сказок.

Ход урока

I Организационный момент (слайд №1)

Презентация.

Проверка рабочего места.

II Проверка домашнего задания

1) -Что было задано на дом? (выразительное чтение сказок; чтение понравившихся отрывков, рисунок героя)

— Как ещё мы готовились к сегодняшнему уроку? (работали в  группах, перечислив и записав всех героев этих сказок)

III Подготовка к сравнению

1) Мы вели подготовительную работу по сравнению двух сказок.

— Был ли у нас целый урок, посвящённый сравнению двух произведений? (нет)

Я предлагаю сегодня главной целью урока научиться сравнивать два произведения по плану (слайд №2).

Вспомните, чему мы ещё учимся на уроках литературного чтения (высказывания учащихся слайд №3).

Итак, вспомним, чему будем учиться. Какую главную цель мы оставили перед собой? (слайд №3, анимация 1)

2) Давайте вначале  вспомним содержание сказок. (пересказ сказок по моим слайдам)

а) Сказка «Теремок» (слайды №4-6)

Понравились вам иллюстрации к сказке? Я рассажу вам кто иллюстрировал эту сказку. (слайд №7)

б) Сказка «Рукавичка» (слайды №8-11)

Иллюстратор этой сказки знаменитый художник Рачёв Евгений Михайлович. Ведущая тема творчества Евгения Михайловича – иллюстрация сказок. (слайд №12)

3) Ознакомимся с планом сравнения сказок. (чтение пунктов плана (слайд №13))

План:

  1. Название
  2. Автор
  3. Герои
  4. Место действия
  5. Конец сказки
  6. Тема
  7. Мысль

— Чем поможет нам план? (легче работать)

3) Для записи наших выводов давайте использовать графический способ. Для этого я начертила два кольца. (кольца Венна)

— Что будем записывать посередине (сбоку)?

IV Работа в группах совместно с учителем у доски

(в процессе работы используются детские иллюстрации с изображением главных героев сказок)

V Обобщение

— Чем похожи эти сказки?

— Чем различаются?

— Кому из вас очень понравилась или понравились эти сказки? Чем?

Зачитайте понравившиеся отрывки и объясните свой выбор этого отрывка.

— Кому вы порекомендуете прочитать эти сказки и почему?

Люди создали эти сказки для нас давно. Но они актуальны и сегодня.

Докажите, почему и сегодня лучше быть добрым, щедрым человеком?

Вспомните цели урока. Чему учились? (слайд №14)

  • Достигли мы их?
  • Всё ли получилось?
  • Над чем надо поработать завтра?

Оцените свои достижения (слайд №15)

VI Домашнее задание

Подберите свои имена героям сказки и придумайте свою похожую сказку (работа в группах).

(слайд №16)

Приложение 1

Приложение 2

Капустянская Татьяна Викторовна

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ СШ № 10

г.о. Чехов

Конспект урока по литературному чтению

по программе «Школа России» 1 класс

Тема: русская народная сказка «Рукавичка».

Цель: учить находить сходство и различие разных жанров литературы, анализировать средства выразительности.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная, объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими), кроссворд, иллюстрации к сказке «Рукавичка», карточки с именами героев, пословицы и поговорки, таблица с буквами для чтения.

Ход урока.

I.Актуализация знаний.

1)Выставка детских рисунков (иллюстрации к сказке Е. Чарушина «Теремок»)

2)Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок».

II.Постановка цели урока.

-Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтете по первым буквам названий изображенных предметов.

Ответ: ракавичка.

-Итак, сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Рукавичка»

III.Изучение нового материала.

1.Речевая разминка.

-Прочтите скороговорку:

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

-В каких сказках действующее лицо- Мышка?

2.Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».

-Назовите действующих лиц сказки.

-Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

об-ро-нил — обронил

по-пры-гуш-ка – попрыгушка

по-скре-буш-ка – поскребушка

спра-ши-ва-ет — спрашивает

по-бе-гай-ка — побегайка

сест-рич-ка — сестричка

бре-дёт — бредёт

не по-вер-нуть-ся[ца] — не повернуться

под-хо-дит — подходит

ра-зо-рвё-тся[ца] — разорвётся

по-ше-ве-ли-ва-ет-ся[ца] — пошевеливается

Объясните значение слов:

Бредёт -идет медленно, с трудом.

Врассыпную – в разные стороны.

Обронил – уронил.

3.Самостоятельное чтение сказки.

4.Анализ произведения.

-Понравилась ли вам сказка?

-Какие герои вам понравилмсь?

-Каковы особенности их поведения, характера?

-Кто обронил рукавичку?

-Кто первым стал жить в рукавичке?

-Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке.

-Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

Физкультминутка

Лягушки.
Нравится детям, так как приходится изображать лягушек с растопыренными лапами в парах.
  На болоте две подружки,
  Две зелёные лягушки
  Утром рано умывались,
  Полотенцем растирались,
  Ножками топали,
  Ручками хлопали,
  Вправо, влево наклонялись
  И обратно возвращались.

IV.Закрепление нового материала.

1.Выразительное чтение сказки по цепочке.

2.Подготовка к пересказу, составление картинного плана.

-Как начинается сказка?

-Почтите слова на карточках.

кабан

мышка

кошка

лисичка

комар

собачка

лягушка

медведь

волчок

-Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка».

-Расположите карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке.

-Кто за кем появлялся в сказке?

-Кто был последним?

-Пустили ли звери в рукавичку медведя?

-Кто испугал зверей?

-Чему учит сказка «Рукавичка»?

-Перескажи эту сказку по опорным карточкам с названиями героев.

3.Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка».

-Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».

-Чем они похожи?

-Чем отличаются?

-Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам:

Не учись разрушать, а учись строить.

Дружно не грузно, а врозь- хоть брось.

Сила солому ломит.

Руби дерево по себе.

Сила сломит всё, а ум-силу.

Волка ноги кормят.

-Объясните смысл этих пословиц.

4.Игра «Герои сказок».

— Прочтите имена героев сказок.

— На какие особенности указывают вторые части имен?

— Какая вторая часть имени подходит к каждому животному?

Мышка Красный гребешок

Гуси Мурлысенька

Лисичка Поскребушка

Петушок Лебеди

Кабан Сестричка

Кисонька Клыкан

— Какое слово лишнее? Почему?

5.Игры Деда Буквоеда.

Учитель открывает на доске таблицу.

Сначала столбик рассмотри,

Потом ответь на мой вопрос:

В каких словах стоят внутри

Рот, ухо, лоб, усы и нос?

р

о

т

ко мор

у

х

о

г ть

л

о

б

во ня

у

с

ы

ю а

н

о

с

м ок

V.Итог урока. Рефлексия.

— С каким произведением мы познакомились?

— Кто его автор?

— Чему учит нас сказка «Рукавичка»?

 План – конспект урока

                                                                
 Е.Чарушин
«Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка».

1.     Ф.И.О.              Костенко
Наталья Владимировна

2.     Место работы  МКОУ Заливинская
СОШ

3.     Должность:      учитель
начальных классов

4.     Предмет:          Литературное
чтение

5.     Класс:               1

6.     Тема и номер урока
в теме:

Е.Чарушин
«Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка».

      В теме урок
№1

7.     Базовый учебник:
Литературное чтение. 1 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.
М.: Просвещение, 2012.

8.     Тип урока: Знакомство с
новым материалом.

9.      Цели:

·       
познакомить
со сказками Е. Чарушина «Теремок» и русской народной сказкой «Рукавичка»;

·       
обучать
плавному выразительному чтению;

·       
учить
соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе
картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста;

·       
развивать
память, речь, мышление.

  10. Задачи:

·       
учить
отличать сказку от других произведений;

·       
давать
характеристику сказочным героям;

·       
учить
дополнять содержание текста.

11.
Планируемые результаты

Предметные:

·       
называть
героев сказки, характеризовать с помощью учителя их поступки;

·       
придумывать
различные варианты окончания сказки;

·       
определять
главную мысль сказки на основе пословиц.

Метапредметные:

·       
определять
учебную задачу урока – читать сказку;

·       
сравнивать
сказку в пересказе Е.Чарушина и русскую народную сказку на основе таблицы.

Личностные:

·       
проявлять
интерес к чтению сказок;

·       
 объяснять
смысл пословиц «В тесноте, да не в обиде», «Согласие крепче каменных стен».

Межпредметные
связи:
Математика.
Тема: «Сравнение».

12. Формы
и методы обучения:
  индивидуальная,
объяснительно-иллюстративный,
частичнопоисковый.

13. Необходимое техническое
оборудование:

компьютер, проектор.

14. Ресурсы урока:

·       
Аудиозапись
сказки «Теремок»

·       
выставка
книг со сказками (народными и авторскими);

·       
 рисунки
с изображением героев сказки «Теремок»;

·       
таблица
сравнения;

·       
карточки
с пословицами.

План – конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Время


мин)

I.

Организационный

 
У доски выставка книг.

Начинаем
наш урок.
Предъявите-ка улыбку,
А с улыбкою – билет,
Без билета входа нет.
Скучных, мы отсылаем обратно –
Скучать можно дома
Совершенно бесплатно!

Приготовление
к уроку. Приветствие учителя.

1

II.

Артикуляционная
гимнастика.

А сейчас приведем в рабочее состояние
органы речи. 

Летела муха около уха Ж Ж  Ж

Летела оса около носа  С С  С С

Ползла змея        Ш Ш  Ш

Скакала лошадка   Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок  Р Р Р

Летел
комар и звенел  З З З

Выполняют
упражнения.

1

III.

II.Актуализация
знаний. Постановка целей урока.

Пересказ
русской народной сказки «Курочка Ряба».

Оцените
последовательность своего пересказа.

Знакомит
учащихся с новым вариантом сказки «Теремок» в пересказе Е.Чарушина.

-Ребята,
какие книги вы любите читать?


Сможете ли вы, прочитать, что здесь написано?
(Нужно
прочитать только заглавные буквы)

рCауКзфАлэщтЗыядсмКчьюбИпайц,

— Это тема нашего урока. С какими
сказками мы сегодня познакомимся? Откройте учебник на странице 32.

Пересказывают
русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Оценивают
(закрашивают кружок в нужный цвет).

Ответы
детей.

Сказки

Угадывают
сказку с помощью иллюстрации


«Теремок».

Читают
заголовок сказки «Рукавичка».

10

IV.

Организация
познавательной деятельности.

Прослушивание
аудиозаписи русской народной сказки «Теремок».

Чтение
русской народной сказки «Рукавичка». Диалог героев предложить прочитать
учащимся.

-Понравилась
ли вам сказка?

Слушают

Читают

-Да!

15

V.

Физкультминутка 

Зайка
серенький сидит

И
ушами шевелит!

Зайке
холодно сидеть,

Надо
лапочки погреть.

Зайке
холодно стоять,

Надо
зайке поскакать.

Зайку
волк испугал!

Зайка
прыг и ускакал!

Приставляют
кисти рук к голове, машут, изображая ушки. Трут себе ладони. Прыгают на
месте. Садятся за стол.

1

VI.

Работа
по теме урока.

— Чем
сказка «Теремок» в пересказе Е.Чарушина похожа на русскую народную сказку
«Рукавичка»? Результаты сравнения занесите в таблицу.

СКАЗКИ

народные

авторские

Параметры
сравнения

В
пересказе Е.Чарушина

Р.н.сказка

Название

«Теремок»

«Рукавичка»

Герои

Мышка-норушка,
лягушка-квакушка, заяц-на горе увёртыш, лисичка-сестричка, волк …

Мышка-поскребушка,
лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый
бочок, кабан, медведюшка-батюшка.

Событие

Стоит
теремок. Все звери собираются в теремке. Остаются жить.

Лежит
рукавичка. Все звери собираются в рукавичке. Звери разбегаются.

Язык
сказки (звукоподра-жательные слова)

Пик!
Пик! Пик!

Ква!
Ква! Ква!

Чук!
Чук! Чук!

Тяф!
Тяф! Тяф!

Хрю!
Хрю! Хрю!

Гу!
Гу! Гу!

Гав!
Гав! Гав!


Ребята, узнайте произведение по отрывку. «Никого в тереме нет, никто мышке не
отвечает».

«Влез
и этот. Уже их шестеро, и так им тесно, что не повернуться!»


Оцените свою работу.

Прочтите пословицы:

• В
тесноте, да не в обиде
.


Знает сорока, где зиму зимовать
.


Согласие крепче каменных стен
.

– Объясните смысл этих пословиц.

– Какая из них
подходит к сказке «Теремок» и к сказке «Рукавичка» больше всего?

Работа
в тетради. Кому из героев сказки принадлежат слова? (с.31)

Читают
сказку, заполняют под руководством учителя таблицу. Делают вывод, какие
сказки называются народными и какие авторскими.

Е.Чарушин
«Теремок»

Р.н.сказка
«Рукавичка».

Оценивают
(закрашивают кружок в нужный цвет).

Ответы
детей:

В тесноте, да не в обиде.

Согласие крепче каменных
стен
.

Читают.
Отвечают.

10

VII.

 Рефлексия.
Подведение итогов.


Заселите героев сказки «Теремок» в теремок.

Мышка            
      лягушка                       заяц

Лиса                                                                                                                            

                              
волк                       медведь

(мышка,
лягушка, заяц, волк, медведь, кабан, петух, лиса и т.д.)


Оцените свою работу.

-Определите,
какая из пословиц отражает главную мысль сказок. Эту пословицу можно
соотнести только со сказкой в пересказе Е.Чарушина «Теремок» или с русской
народной сказкой «Рукавичка»? (с.37)

Игра «Чей это голос?».

– Узнайте
героев сказок о животных по их голосам:

· голос
 тихий, дрожащий  (заяц);

· голос
вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);

·  голос
низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);

·  голос
хриплый, грубый, «толстый» (волк);

· голос
тоненький, писклявый (мышка).

-Покажите
смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.

Работают
у доски

(выбирают
героев сказки и распределяют вокруг теремка)

Оценивают
(закрашивают кружок в нужный цвет).

Согласие
крепче каменных стен.- можно отнести к сказке «Теремок».

В
тесноте, да не в обиде.- можно отнести к сказке «Рукавичка».

Ответы
детей

Показывают
смайлики.

5

VIII.

Домашнее
задание.

Выполнить
иллюстрацию к  сказке «Мой любимый сказочный герой».

1

                   Литература:  

1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное
чтение. 1 кл. В 2-х ч. —
М.:
Просвещение, 2012.

2.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (Диск
СО-РОМ), автор
Л.Ф.
Климанова.

3.Литературное
чтение. Рабочая тетрадь 1 класс, М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская.

ПЕРЕЧЕНЬ
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип
вид ресурсов

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест,
модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

сказки

информационный

аудиосказки

http://allforchildren.ru

http://muzofon.com/search/Аудио

2

животные

информационный

иллюстрации

http://forchel.ru

3

животные

информационный

иллюстрации

forum-grad.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Евгений Иванович Чарушин
(1901–1965) был писателем. Ещё в детстве Е. И.
Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал
стихи.

Принято считать, что свою
деятельность в детской литературе Е. Чарушин начал как иллюстратор книг В.
Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не
совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским,
первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В
1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У
Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в
журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Ёж», «Щур». А в 1931 г. вышла
первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».

В дальнейшем Е. И.
Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему
принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова,
К. Ушинского, С. Маршака.

Наиболее близки Е.
Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному
наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать
маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным,
неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость
«родственного внимания» человека к окружающему миру.

«Все мои рассказы, –
говорил Е. Чарушин, – так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами.
И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись
в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, – писал Е. Чарушин, –
изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных
потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».

Красный (отлично)

Зелёный (хорошо)

Синий

(нужно постараться)

Оцени
себя

Скачано с www.znanio.ru

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 1класс.

УМК: «Школа Россия».

МКОУОШ м. Опытное Поле Яранского района Кировской области

Учитель: Лобанова Е. Н.

Тема урока: Русская народная сказка «Рукавичка».

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель: формировать и развивать у первоклассников навык чтения, развивать речь, мышление, воспитывать интерес и любовь к самостоятельному чтению.

Представление о результатах:

— личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; использовать адекватную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

— метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; работать в парах и в группе, вести диалог (отвечать на вопросы), договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

в) Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать себя: планировать совместно с

учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

— предметные результаты:

познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»;

обучать плавному выразительному чтению целыми словами и по ролям;

отвечать на вопросы по содержанию произведения;

— учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

— развивать умение анализировать и сравнивать разные произведения;

— развивать память, мышление, речь;

— воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

Технология: системно-деятельностный подход, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», иллюстрации главных героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», обложки книг «Теремок» и «Рукавичка», портрет Е.И.Чарушина, карточки с заданиями для работы в парах и в группах, раздаточный материал: рукавичка, смайлики, электронное приложение (презентация к уроку).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Посмотрите на них и подарите им свою улыбку.

Мы — дружные.

Мы — умные.

Мы — внимательные.

Мы – старательные.

В 1 классе учимся.

Всё у нас получится.

Контролировать свою готовность к уроку.

(слайд №1)

Личностные УУД:

проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению.

2.

Самоопределение к деятельности.

Включение детей в урок.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; опора на выделенные учителем ориентиры действия.

Начинаем урок литературного чтения.

Речевая разминка.

Мышь в углу прогрызла норку, 

Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

Прочитайте скороговорку.

— сначала медленно, по слогам (шёпотом),

— затем быстрее и по громче,

— читаем быстро и громко.

Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.

Затем с восклицательной интонацией.

— В каких сказках действующее лицо – мышка?

Дети читают скороговорку медленно, а затем быстрее.

Ответы детей:

«Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя.

3.

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.

Проверка домашнего задания.

— Вспомните какой раздел мы начали изучать?

— С каким литературным жанром мы познакомились на прошлом уроке.

— Для чего нужно читать сказки? (они интересные, там происходят чудеса и приключения. А ещё сказки бывают о животных, волшебные и бытовые. В сказках есть народная мудрость, отражаются его мечты и желания)

— Дома вы читали сказку «Теремок». Давайте вспомним всех действующих лиц этой сказки:

Мышка – норушка.

Лягушка – квакушка.

Зайчик – на горе увёртыш.

Лисичка – сестричка.

— Каких героев сказки здесь не хватает? Догадались?

— Кому принадлежат эти звуки?

чук-чук.

тяф-тяф.

пик-пик.

ква-ква.

— А какие звуки произносил волк возле теремка? (уу-уу).

-А как кричал медведь ? (уф-уф)

— Эта сказка народная или авторская? (авторская)

Кто автор сказки? (Е.И.Чарушин).

Верно, эту сказку нам рассказал Е.И.Чарушин.

Дома вам нужно было найти дополнительный материал про этого писателя. Давайте послушаем Влада (просмотр презентации).

-Влад, спасибо, за этот интересный материал. Я думаю, что многие из вас сразу же захотели прочитать книги Е.И.Чарушина. (выставка книг).

Сказки, загадки, небылицы.

Сказкой.

Ответы детей:

Волк – из-за кустов хватыш.

Медведь – тяпыш-ляпыш.

Ответы детей:

зайчик

лисичка

мышка

лягушка

Просмотр презентации «Биография Е.И.Чарушина).

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

4.

Физкультминутка.

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.

Топай, мишка,

Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Лапы вверх,

вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.

Выполняют физкультминутку с движениями. Снимают усталость.

5.

Формулирование темы урока и постановка целей урока.

Уточнить познавательную цель и формулировать тему урока с помощью учителя.

Обсуждение затруднений. Постановка проблемы урока.

А о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, если расставите книги по порядку и прочитаете слово.

— Сегодня мы снова отправляемся в сказку. А в какую? Узнаете. Если отгадаете загадку.

1. Едва повеяло зимой.

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички.

Зовут их…(рукавички)

2.Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился,

И отдельно поселился (варежки)

— Сегодня мы будем знакомиться со сказкой «Рукавичка».

Тема урока: сказка «Рукавичка»

— Откройте учебник на с. 38. Прочитайте название сказки. Что такое рукавичка? Для чего нужны рукавички? (чтобы согреть руки в зимнее время). Посмотрите на иллюстрации к сказке, как использовали рукавичку лесные звери? А есть ли автор у этой сказки? Как называется такая сказка? (народная). Почему мы их так называем? (они создавались народом и передавались из уст в уста).

— Попробуйте предположить, о чём эта сказка?

-Посмотрите, как записан текст сказки. Что вы заметили? ( Есть запись диалога)

-Что такое диалог? ( В начале каждой строчки стоит тире. В диалоге слова каждого участника разговора пишутся с новой строчки и перед ним ставится тире).

— Что бы это значило? ( Герои много разговаривают)

Проблемная ситуация

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Внимательно послушайте их разговор . (Две ученицы переодеты в костюмы лисичек.) Разыгрывается проблемный диалог

1 лисичка: -Привет!

2 лисичка: — Привет! Как тебя зовут?

1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

2 лисичка (удивлённо) — Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка!

1 лисичка ( с возмущением): — Удивительно! А где ты живёшь?

2 лисичка: — Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где?

1 лисичка: — А я живу в сказке «Рукавичка»!

2 лисичка: (удивлённо) — Ничего не понимаю! Что же получается? Мы с тобой одинаковые героини разных сказок?!!! Тогда зачем эти сказки создатели учебника напечатали для первоклассников? (уходят)

— Как вы думаете, одинаковые ли сказки предлагают для изучения авторы учебника? (ваши мнения я услышала). Вот на этот вопрос мы и попробуем сегодня ответить.

— Какие задачи поставим сегодня на уроке? (Прочитать сказку «Рукавичка» и сравнить её со сказкой «Теремок»)

Что можно сравнивать? (героев, события, чуму учит сказка и т. д ).

Работа с пословицей.

– Ребята, есть такая пословица:

Кашу кушай – а сказку слушай:

Умом-разумом смекай, да на ус мотай.

-Как понимаете смысл этой пословицы?

-Как вы думаете, зачем нужно есть кашу? А если сказку будешь слушать, то каким будешь?

Сказка.

Слушают учителя, рассуждают, отвечают на вопросы.

Проблема поставлена и запланированы действия для её решения.

Мы будем учиться читать выразительно сказку «Рукавичка»,

отвечать на вопросы по содержанию сказки, сравнивать народную и литературную сказки

– Если кушать кашу, то станешь сильным телом, а, слушая сказку, станешь мудрее. В сказке тоже есть поучение.

Познавательные УУД:

Уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, по иллюстрации в учебнике.

Личностные УУД:

Уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

Познавательные УУД:

формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Регулятивные УУД:

(целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.

6.

Первичное освоение материала.

Первичное знакомство со сказкой.

Прослушивание сказки «Рукавичка» (аудиозапись) и просмотр сказки одновременно. (Вы должны не просто слушать, но и быть очень внимательными, чтобы запомнить действующих лиц сказки и сказать, кто за кем появляется в сказке?

. Проверка понимания прослушанного.

Понравилась вам сказка? О чём эта сказка?

Докажите, что это сказка? (памятка)

— Кто обронил рукавичку?

-Кто первым поселился в рукавичке?

— Кто был последним?

— Пустили ли звери медведя в рукавичку?

— Сколько всего зверей поместилось в рукавичке? — Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

– Каким вам показался финал сказки: ожидаемым или неожиданным?

Слушают аудиозапись сказки «Рукавичка».

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

(слушание текста)

Познавательные и регулятивные УУД:

умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения, поиск фактов, суждений.

7.

Осознание и осмысление учебного материала

Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».

а) чтение трудных слов (работа в парах).

В сказке встретятся длинные и трудные для чтения слова. Давайте, почитаем эти слова в парах, сначала по слогам, а потом целыми словами. (договоритесь между собой, кто будет читать первым).

Об-ро-нил – обронил

По-пры-гуш-ка – попрыгушка

Спра-ши-ва-ет – спрашивает

По-бе-гай-ка побегайка

Сест-рич-ка – сестричка

Бре-дет – бредет

Не по-вер-нуть-ся – не повернуться

Под-хо-дит – подходит

Ра-зо-рве-тся – разорвется

По-ше-ве-ли-ва-ет-ся – пошевеливает-ся

Оцените работу друг друга (наклейте смайлики)

б) Работа с учебником.

Повторное чтение сказки «Цепочкой». При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки (поставили пальчики на начало сказки и приготовились читать).

в) словарная работа.

-В сказке встретились непонятные слова. Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковом словаре). Мы сегодня не будем обращаться к словарю. Я предлагаю поработать в группах. Попытайтесь сами к словам левого столбика найти значение слов из правого столбика и соединить их стрелочкой.

бредёт – идти с трудом или тихо

врассыпную – движения в разные стороны

хватился – начав искать нужное, обнаружить его отсутствие

обронил – уронил,

Проверяем (обменялись карточками). Объясните значение слов. Договоритесь, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения. Оцените работу в группах (смайлики)

г) Игра «Найди нужный сюжет в сказке»

Рассмотрите внимательно иллюстрацию на с.38, найдите нужный сюжет в тексте и зачитайте его)

д) Выборочное чтение сказки «Рукавичка».

-Найдите в тексте и прочитайте:

Кто пришел за мышкой?

Как просился в рукавичку кабан?

Почему дед вернулся в лес?

Назовите героев сказки «Рукавичка». Кто за кем появляется в сказке?

(на столе лежат карточки с изображением героев сказки) – Расположите действующих лиц в том порядке, как они появляются в сказке? ( у доски).

Задайте друг другу вопросы по тексту.

Дети работают в парах.

Чтение сказки вслух учащимися.

Дети работают в группах.

Дети расставляют карточки с изображением главных героев сказки в нужном порядке у доски.

Познавательные УУД:

выбирать вид чтения в зависимости от цели, осуществлять поиск и выделение информации.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль.

Коммуникативные УУД:

Уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности.

Личностные УУД:

оценка собственной и коллективной деятельности

Коммуникативные УУД:

Уметь обсуждать содержание сказки и характер героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывание партнёра.

8.

Физкультминутка.

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.

Физкульминутка «Как живёшь?»

Выполняют.

9.

Закрепление и комплексное применение знаний.

Построение проекта выхода из затруднений.

1.Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка«. Что можно сравнить?

Название;

Главные герои;

Содержание сказки;

Конец сказки.

-Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»? Чем различаются?

-Кого из героев нет в сказке «Теремок»

-Давайте сравним, как называли себя звери в этих сказках. В чём необычность имён героев сказки?

-Можно сказать, что русский народ очень наблюдателен, так как подметил особенности поведения зверей. Про мышку можно сказать и то что она «норушка» и «поскребушка». Почему?

Про лягушку можно сказать «квакушка и «поскакушка». Почему?

2.Работа с пословицами

-Прочитайте пословицы.

«В тесноте, да не в обиде».

«Не учись разрушать, а учись строить».

«Сила сломит всё, а ум силу».

Какая из пословиц больше подходит к сказке «Рукавичка», выражает её главную мысль (главная мысль сказки, лучше жить в тесноте, да не в обиде).

— В любой сказке есть поучение?

— Чему нас учат сказки? (добру, отзывчивости, взаимопомощи, дружбе)

Оцените свою работу на данном этапе урока (смайлики).

Похожи: оба произведения – сказки – народные, главные герои – животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь, находят себе пристанище в одном месте.

Различие: есть народная и литературная сказка “Теремок”, а «Рукавичка» только народная ; разные названия сказок; события происходят в разное время года: в “Теремке” – летом, в “Рукавичке” – зимой; в “Рукавичке” появляется новый герой-кабан; разные слова-характеристики героев; разное содержание и конец сказки.

Выбирают пословицу, содержание которой выражает главную мысль прочитанной сказки, обосновывают свой выбор.

Ответ детей:

«В тесноте, да не в обиде».

Познавательные УУД:

Уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев, высказывать свою точку зрения, уметь подбирать верную характеристику героя.

Личностные УУД:

Ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев.

Коммуникативные УУД:

выдвижение гипотиз, формулирование аргументов, осмысление текста

Регулятивные УУД:

Контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания.

10.

Итог урока

Самооценка результатов деятельности.

Над каким произведением мы работали сегодня на уроке? (над сказкой).

Как называется сказка? (Рукавичка).

Кто её написал? (это народная сказка, у неё нет автора).).

Удалось ли решить поставленные задачи?

Задание на дом: Разукрасить рукавичку и нарисовать того героя сказки, который больше всего понравился. Приготовить сказку на пересказ, на следующем уроке будем инсценировать её.

Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока.

Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели

11.

Рефлексия.

Оценка своих достижений на уроке.

Продолжите предложение:

  • На уроке я узнал…

  • Я запомнил…

  • Мне понравилось…

— А теперь покажите, сколько смайликов вы получили за урок?

— У кого весёлые смайлики?

— У кого серьёзные смайлики?

— Спасибо всем за урок.

-Урок окончен.

Ответы детей.

Коммуникативные УУД:

умение аргументировать свое предложение, находить общее решение

Личностные УУД:

оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

1. Литературное чтение 1 класс Тема: Раздел «Сказки, загадки, небылицы». Е.И. Чарушин «Теремок»

Урок провела Идрисбаева С.Н. 20.04.20
на базе платформы
Zoom

2.

УСТНАЯ
РЕЧЬ
ПИСЬМЕННАЯ
РЕЧЬ
УНТ
ПРОЗА (рассказ,
авторские сказки,
повесть, роман и др.)
Загадки, сказки,
пословицы,
поговорки,
небылицы, считалки,
частушки, пестушки
СТИХОТВОРЕНИЯ
(поэма, ода, сказка в
стихах)

3.

4.

Сказка – ложь,
да в ней намёк,
добрым
молодцам
урок

5.

6.

1. Волшебство, чудеса,
приключения.
2. В сказках добро всегда
побеждает зло.
3. Добрым молодцам урок.

7.

8.

9.

10. Евгений Чарушин

«Теремок»

11.

Параметры Рус. нар. сказка
сравнения
«Рукавичка»
Автор
Главные герои
Содержание
сказки
Конец
Русский народ
Е.Чарушин
«Теремок»
Писатель Евгений
Чарушин

12.

Параметры Рус. нар. сказка
сравнения
«Рукавичка»
Автор
Русский народ
Главные герои
Мышка-поскребушка,
лягушка-попрыгушка,
зайчик-побегайчик, лисичкасестричка, волчок-серый
бочок, кабан-клыкан,
медведюшка-батюшка (7)
Содержание
сказки
Конец
Е.Чарушин
«Теремок»
Писатель Евгений
Чарушин
Мышка-норушка, лягушкаквакушка, заяц-на горе
увёртыш, лисичкасестричка, волк из-за
кустов хватыш, медведьтяпыш-ляпыш (6)

13.

Параметры Рус. нар. сказка
сравнения
«Рукавичка»
Е.Чарушин
«Теремок»
Автор
Русский народ
Писатель Евгений
Чарушин
Главные герои
Мышка-поскребушка,
лягушка-попрыгушка,
зайчик-побегайчик, лисичкасестричка, волчок-серый
бочок, кабан-клыкан,
медведюшка-батюшка (7)
Мышка-норушка, лягушкаквакушка, заяц-на горе
увёртыш, лисичкасестричка, волк из-за
кустов хватыш, медведьтяпыш-ляпыш (6)
Содержание
сказки
Конец
Герои живут вместе
Герои живут вместе

14.

Параметры Рус. нар. сказка
сравнения
«Рукавичка»
Е.Чарушин
«Теремок»
Автор
Русский народ
Писатель Евгений
Чарушин
Главные герои
Мышка-поскребушка,
лягушка-попрыгушка,
зайчик-побегайчик, лисичкасестричка, волчок-серый
бочок, кабан-клыкан,
медведюшка-батюшка (7)
Мышка-норушка, лягушкаквакушка, заяц-на горе
увёртыш, лисичкасестричка, волк из-за
кустов хватыш, медведьтяпыш-ляпыш (6)
Содержание
сказки
Конец
Герои живут вместе
Герои живут вместе
Звери испугались собаки.
Дед забрал рукавицу. Звери
разбежались.
Дом разрушен, герои
разбежались.

15.

Не учись разрушать, а учись строить

Литературное чтение, 1 класс

Урок 45. Евгений Чарушин «Теремок»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. народные и авторские сказки;
  2. Евгений Чарушин — писатель, художник-анималист, художник-иллюстратор;
  3. характеристика героев сказки.

Тезаурус:

Авторская сказка — это повествовательное произведение о вымышленных героях и событиях, имеющее единственного автора. Текст авторских сказок не подлежит изменению.

Народная сказка — это жанр устного народного творчества, поэтому она может изменяться по мере передачи её из уст в уста. У народных сказок нельзя определить автора.

Художник-иллюстратор — это художник, который на создаёт образ, соответствующий содержанию текста, с помощью средств изобразительного искусства.

Художник-анималист — это художник, изображающий животных.

Ключевые слова:

Сказка, герои, автор, присказка, художник.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение 1 класс: Учебник для общеобразовательных организаций: В 2ч. / Л.Ф. Климанова [и др.] — М.: Просвещение, 2015. — 158 с.

2. Зайкина избушка. Русские народные сказки: сборник русских народных сказок / Под ред. А. В. Сагалова. — М.: Азбука, 2016. — 152 с.

На уроке мы узнаем:

— что известные детские писатели любили по-своему излагать русские народные сказки;

— что сказку «Теремок» по-своему пересказал Евгений Иванович Чарушин;

— что Чарушин не только писатель, но и художник-иллюстратор, художник-анималист.

Научимся:

— читать сказку выразительно;

— устанавливать последовательность событий;

— давать характеристику персонажам сказки.

Сможем:

— сами сочинять концовку сказки.

Основное содержание урока:

Евгений Иванович Чарушин — писатель и художник. Он родился в 1901 году в городе Вятка на Урале. Больше всего маленький Женя любил книги о животных.

Однажды отец подарил ему на день рождения 7 тяжёлых томов. Это была книга немецкого учёного Адама Брема «Жизнь животных». Её он берёг и перечитывал всю жизнь.

С первых страниц книги мальчик стал рисовать животных, о которых читал. После службы в армии Евгений Чарушин поступает в Петроградскую Академию художеств. Он становится художником-анималистом (это художник, изображающий животных). Самуил Яковлевич Маршак предложил ему проиллюстрировать книгу Виталия Бианки. Так Чарушин стал художником-иллюстратором. Позже он иллюстрировал книги Михаила Пришвина, Самуила Маршака, Максима Горького.

У Чарушина был ещё и литературный талант. Он сам писал замечательные книги о животных и иллюстрировал их. Каждый персонаж писатель-художник изображал с определенным характером, поэтому чарушинские звери очень трогательны и эмоциональны.

Послушайте сказку «Теремок» Евгения Ивановича Чарушина.

В конце урока прочитай сказку самостоятельно. А пока подумай, чем закончилась эта история.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса:

Какие характеристики подходят к сказке Е. Чарушина «Теремок»?

народная сказка

бытовая сказка

сказка о животных

авторская сказка

волшебная сказка

Подсказка.

Виды сказок: волшебные, о животных, бытовые.

Все сказки можно разделить на две группы: народные (автор неизвестен) и авторские (автор известен).

Ответ:

3) сказка о животных

4) авторская сказка

Тема: Сказки. Загадки. Небылицы.

Сказки Е.Чарушин «Теремок» и «Рукавичка»

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка.

Ход урока

  1. Организационный момент

Звучит музыка «В гостях у сказки»

— Дорогие ребята, поздоровайтесь с нашими гостями, а мы с Вами поздороваемся необычно локтями. Мальчики — руки за голову, а девочки — руки на пояс.

— Я вижу, что у вас сказочное настроение.

— Ребята, посмотрите в стороны. Там есть сказочные герои и у них есть для вас задачка. У каждого героя есть цифра и буква.

— Вам нужно сложить цифры в порядке возрастания, и вы прочитаете тайное слово.

— Тайны, действительно, мы будем сегодня с вами открывать.

Ответ: сказки.

Учитель:

— Нас приветствуют сказочные герои

Нас приглашают сегодня
В сказках добрых побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказки ожидают
И меня и вас — друзья?
Эта тайна,
И без вас мне
Разгадать её нельзя!
Слушайте внимательно,
Это обязательно!
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться,
Поиграть и потрудиться.

II . Актуализация знаний. Постановка цели урока.

— Посмотрите внимательно на иллюстрации, к одной ли сказке они?

— Покажите на пальчиках свой ответ?

— Может, вы догадались из каких они сказок?

— Ребята, наши сказочные герои приходили к нам и кое-что вам оставили. Загляните под свои парты и посмотрите что там?

— Покажите, что вы там нашли?

Дети говорят, домик из сказки «Теремок», а у других из сказки «Рукавичка»

— Распределите по вариантам героев сказок? Я даю вам минутку чтобы написать.

— А теперь поменяйтесь домиками и посмотрите все ли персонажи сказок попали к себе домой?

— Верните обратно.

— Но это еще не все, посмотрите под своими стульям герои вам оставили правильные ответы

— Посмотрите на героев и обведите, кого вы потеряли? Самопроверка.

Сказка «Теремок»

Мышка Лягушка Заяц Лисичка Волк Медведь

Сказка «Рукавичка»

Дед Мышка Лягушка

Зайка Лисичка Волк

Кабан Медведь

Физкультминутка

— Герои сказок нас приглашают на веселую зарядку.

Нам лениться не годится, помните ребята, (руки вверх, в стороны)

Даже звери с теремочка делают зарядку. (наклоны в стороны)

Выходите на зарядку: (маршируют на месте)

Зайцы скачут — скок, скок, да на беленький снежок, (прыжки на месте, как зайчики)

Приседают, слушают — не идёт ли волк, (приседают, слушают)

Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса, (бег на месте)

Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста, (руки через стороны вверх)

А ещё забыли мышку, мышку — серую малышку. (присели, встали)

Молодцы же вы ребята все садитесь на места.

III. Изучение нового материала

Вступительная беседа.

— Я вижу, что вы знаете эту сказки. Это хорошо. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется так: (на доске): Сказки. Загадки. Небылицы. Чарушин сказка «Теремок», Русская народная сказка «Теремок».

— Посмотрите, может кто-нибудь увидел, чем они отличаются?

— Почему одни сказки мы называем народными, а другие — авторскими?

— Если есть автор сказки, то это — сказка авторская.
— А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется? (народная)

Разыгрывается проблемный диалог

1 лисичка: — Привет!

2 лисичка: — Привет! Как тебя зовут?

1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

2 лисичка (удивлённо) — Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка!

1 лисичка ( с возмущением): — Удивительно! А где ты живёшь?

2 лисичка: — Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где?

1 лисичка: — А я живу в сказке «Рукавичка»!

2 лисичка: (удивлённо) — Ничего не понимаю! Что же получается? Мы с тобой одинаковые героини разных сказок?!!! Тогда зачем эти сказки создатели учебника напечатали для первоклассников?

— Дорогие лисички, оставайтесь с нами.

— Сейчас я ребята, хочу вам предложить посмотреть отрывок мультфильма «Теремок»

— Обратите внимание на то, что характерно для зайчика, лисички в сказке. Каким голосом читает автор, какая интонация.

— А теперь давайте дочитаем отрывок сказки, используя интонацию, услышанную как в мультфильме.

— Теперь тихонько читаем в пол голоса .

— Я внимательно слушаю (одеваю шапочки).

— Стоп! Посмотрите, 6 учеников превратились в героев какой сказки? (теремок)

— Проверим, смогут ли ребята выразительно прочитать, а может им кто-нибудь поможет. (дети читают по ролям)

— Понравилось? Чему учит сказка? (дружбе, доброте)

— Ребята, эта сказка хорошо знакома вам с детства. В подарок за работу загадки для вас. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Найди меня «. Я читаю вам загадки, а вы глазками будете находите картинку-отгадку.

— Напомню вам ребята, что мы играем молча.

Зимой — беленький,
Летом — серенький.

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
Кур крадет.

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?

Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка.
Кто это?

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.

Хвост крючком,
Нос пятачком.

— Молодцы ребята! А теперь, я предлагаю вам прослушать отрывок аудиозаписи к русской народной сказке «Рукавичка»

Прослушивание аудиосказки «Рукавичка»

— Обратите внимание на то, что характерно для зайчика, лисички в сказке. Каким голосом читает автор, интонация. И внимательно следите сказку по учебнику!

— Теперь поиграем в игру «Поймай меня» — нужно продолжить чтение.

— По очереди читают дети и учитель!

— В каком доме вам хотелось бы жить? Почему?

— Знаете ли вы, чем закончится сказка?

— Скажите мне ребята, как в сказке «Рукавичка» и в сказке «Теремок» жили звери…дружно. Эти сказки очень похожи.

ІV. Подведение итогов

— Как называются сказки, с которыми мы сегодня познакомились? («теремок» и «рукавичка»)

— Чему она нас учит? (Дружбе, доброте …)

— У меня огонек. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на парте лежит «язычок пламени» (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!

— А теперь, уважаемые гости разрешите нам подарить «Язычки пламени» в знак нашего уважения к Вам.

  • Е рачев иллюстрации к сказке колобок
  • Е пермяк березовая роща отв письм чему учит сказка
  • Е пашков иллюстрации к сказке пушкина сказка о мертвой царевне
  • Е носов яблочный спас текст рассказа краткое содержание
  • Е нефедовой сказка о том как электроприборы в магазине поссорились