Евгений Рачев Терем-Теремок
Евгений Рачев иллюстратор Теремок
Евгений Рачев иллюстратор Теремок
Рачев Евгений Михайлович Теремок иллюстрации
Рачев Евгений Михайлович Теремок
Теремок художник Рачев
Теремок художник Рачев
Терем Теремок Рачев Махаон
Вадим горюха
Терем Теремок Рачев Махаон
Рачёв Евгений Михайлович иллюстрации Теремок
Теремок Рачев
Евгений Рачев иллюстрации Теремок
Рачев Евгений Михайлович Теремок иллюстрации
Евгений Рачев иллюстрации Теремок
Терем Теремок Рачев Махаон
Теремок Рачев
Евгений Рачев иллюстрации Теремок
Евгений рачёв иллюстратор
Народные сказки
Рачев Евгений Михайлович петушок золотой гребешок
Рачев Евгений «лиса и заяц»
Два жадных медвежонка рачёв
Е Рачев художник иллюстратор
Петушок — золотой гребешок художник: Рачев Евгений Михайлович
Ежко Бежко и солнце
Рачёв Евгений Михайлович лиса и петух
Книги с иллюстрациями Рачева Евгения Михайловича
Далеко ль кума ходила книга
Лиса сказка
Рачев Котофей Иванович
Рачёв Евгений Михайлович иллюстрации для детских книг
Юрий Васнецов иллюстратор Теремок
Детские художники иллюстраторы
Коза-Дереза рачёв
Лиса рачёв
Евгений Михайлович Рачев иллюстрации
Евгений Михайлович Рачев гуси лебеди
Евгений Рачев сказки рукавичка
Маша и медведь Рачев
Рачев рукавичка
Рачев Евгений Михайлович рукавичка
Сказка Теремок текст с мухой горюхой
Рачёв Евгений Михайлович Мурзилка
Рачёв Маша и медведь
Юрий Васнецов волк и семеро козлят
Рачёв Евгений Михайлович иллюстрации два дадных Медвежонкс
Рачев рукавичка
Евгений Рачев иллюстрации рукавичка
Лиса и Колобок Рачев
Евгений Рачев медведь
Сказка Теремок горшок
Юрий Алексеевич Васнецов иллюстрации
Рачёв Евгений Михайлович иллюстрации к сказкам
Заяц хваста Рачев
Рачёв Лисичка сестричка и волк
Книжная иллюстрация
Петушок золотой гребешок. Сказка
Гуси лебеди Рачев
Е.М.рачёв волк и лиса
Кот, петух и лиса Васнецов Юрий Алексеевич
Евгений Михайлович Рачев кот и лиса
Юрий Васнецов Заюшкина избушка
Рачев Евгений Михайлович Маша
Рачев Евгений Михайлович в издательстве «малыш»
Евгений Михайлович рачёв лиса
Трепенок художник иллюстратор
Любимые сказки. Терем-Теремок. Народные сказки для малышей
Рачев рукавичка
Рачев иллюстратор
Евгений Михайлович рачёв иллюстрации к басням
Е.М. рачёв Терем Теремок
Петушок золотой гребешок
Евгений Рачев петушок золотой гребешок
Евгений Михайлович рачёв Колобок
Евгений Михайлович Рачев
— заслуженный деятель искусств РСФСР, замечательный советский художник-анималист.
Известен многочисленными работами в книжной графике, а основная деятельность — иллюстрации к русским сказкам.
Родился известный художник в 1906 году в городе Томске, окончил Кубанский художественный техникум, учился в Киевском художественном институте. С 1930 года начал карьеру художника-иллюстратора.
За 30 лет своей творческой деятельности Е.М.Рачев стал автором сотен иллюстраций.
Рачев глубоко любил людей, чувствовал поэзию русской природы, и это чувствовалось в каждой его работе.
Ка
ртины Рачева
к русским сказкам и басням стали его призванием. Особенно близки художнику такие произведения,
где единственными персонажами выступают животные.
Рачев исследовал повадки животных, умел тонко показать их качества.
Его иллюстрации к русским сказкам изобилуют животными с чертами характеров, присущих людям.
Звери Рачева одеты в костюмы, их окружают предметы повседневного обихода и обстановки.
В конце 1950-х годов Рачев подготовил большую серию иллюстраций к басням И.А.Крылова для выставки «Советская Россия»
Глядя на иллюстрации к русским сказкам Е.М.Рачева сразу вспоминается детство и сказки, которые были в детстве. Помните персонажей — Кот Баюн, Лиса Патрикеевна, Колобок, Царевна Лягушка?
К сожалению, герои современных детей — супермены, терминаторы и человеки-пауки — не научат тому, чему учили русские сказки, а в особенности с иллюстрациями такого замечательного художника, как Евгений Михайлович Рачев.
Картины рачева для детей
Картина Рачева «Ловись рыбка мала и велика»
Евгений Михайлович Рачев
Е.М.Рачев в мастерской
Идея и оформление
В.А. Туркова
© 2011, Владимир Андреевич Турков
Когда читают книги, особенно в детстве, то часто не задаются вопросами:
Чьи иллюстрации в книге?
Кто оформлял эту книгу?
Поэтому имя художника-иллюстратора чаще всего хорошо известно в издательстве, но не самому читателю.
Однажды великого баснописца И.А.Крылова спросили: «Почему Вы выбрали такой род стихотворений?» Он ответил: «Звери мои за меня говорят.» С полным правом так можно сказать и о работах Рачева к сказкам и басням. В одной из статей он пишет: «Если Вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке — значит получилось у меня как в сказке. Если Вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую».
С начала творческой деятельности Рачева в 1929 году общий тираж его книг составил более 75 МИЛЛИОНОВ экземпляров! и выпускались они на 68! языках народов России и мира.
Над значительной частью своих книг Евгений Михайлович работал вместе со своей женой Лидией Ивановной Рачевой (1923 — 2011), которая часто собирала материал для его будущих книг, делала зарисовки орнаментов и народных костюмов в музеях, переводила и пересказывала сказки разных народов, была составителем сборников сказок и даже рассчитывала макеты книг для того, чтобы было точное соответствие теста и будущих иллюстраций. Это очень помогало в работе над книгами и в их семейной жизни. Ведь недаром говорят, что самые крепкие браки создаются не на небесах, а на работе.
Когда возникла идея сделать иллюстрации к басням Крылова, она в архивах собрала материал, который позволил привязать сюжеты басен к реальным событиям, что позволило создать уникальные рисунки, точно соответствующие тексту басен и событиям, к которым они были обращены. Эта книга басен очень отличалась от всех других книг с баснями Крылова, басни были снабжены комментариями, написанными Лидией Ивановной, которые доносили до читателей смысл, заложенный в них Иваном Крыловым. Были и другие книги, в которых вы можете увидеть, что в числе создателей была Л.Грибова – то есть Лидия Ивановна Рачева.
Слово памяти о замечательном художнике, человеке… и о книгах
В прошедшем 2011 году тихо и незаметно состоялся некруглый 105-летний юбилей Евгения Михайловича Рачева, исключительного по своему таланту художника детской книги. Только на двух-трех интернет-страницах памятных дат нашлось место для этого скромного события. На его книгах выросло не одно поколение детей, которые и сейчас помнят эти книги, эти рисунки с уникальными «рачевскими» зверями.
Его жизнь можно сказать была успешной:
– не состоял (ни в какой партии или группировке, в результате, и в Академии художеств);
– не привлекался (повезло невероятно, может быть именно потому, что «не состоял»);
– не участвовал (за исключением фронтовых лет в Великой Отечественной войне, которую начал в октябре 1941 года в ополчении под Москвой, а закончил в 1945 году, когда был командирован из армии в Москву для праздничного оформления города вместе с другими художниками).
Работал. Много лет было любимое дело –работа над детскими книгами, которые, к сожалению, не издавались почти двадцать последних лет. Книжные прилавки в это время наполнились книгами, которые не хочется называть детскими, с бездушными, но яркими и пестрыми рисунками, окарикатуренных персонажей сказок. На страницах этих книг выстроены аляповатые замки, которые перещеголяли знаменитые замки Баварского короля Людовика II, и которые уже переселились со страниц этих книг на улицы и просторы нашей с вами Родины, огораживая себя и своих хозяев от этих просторов заборами. Растет поколение, которое не чувствует истинной красоты, и которое, очень возможно, вообще не будет чувствовать ничего кроме этой «замечательной» зазаборной от всех жизни.
Все-таки не так уж давно мир, его понимание, ощущение самого себя в этом мире начиналось, в известной степени, с книг и, собственно, с образования. Книги читали, их рассматривали, книги показывали, они объясняли, в том числе, и красоту. А какие художники делали эти книги – Билибин, Васенцов, Дехтярев, Конашевич, Кузьмин, Лебедев, Маврина, Сутеев, Чарушин, перечисляю их по алфавиту и далеко не всех! Слава Богу, сейчас в некоторых издательствах возвращаются к этим художникам. А почему они были забыты, задвинуты? Ощущение, что они пали жертвой странно понимаемых новомодных лозунгов о модернизации и реформировании всего и вся. Почему это надо реформировать, отметая, то лучшее, что уже прошло проверку и что есть хорошо. До сих пор человечество в целом, его культура, и его знания накапливались и развивались, и только не забывая и не затаптывая свое прошлое можно сделать что-то еще. Забыл, и стал еще одним Иваном «не помнящим родства». Сейчас хотят реформировать и образование, выделив как обязательные «нужные» предметы, тире знания, так и не очень нужные, причем дети сами будут их отбирать для себя, сами оценивать их нужность. Но ведь для того, чтобы отбирать их надо сначала знать, то есть – изучить, и только потом можно сказать – необходимы эти знания или нет! Во Вьетнаме есть Храм Литературы с тысячелетней историей, в котором можно увидеть два лозунга: «Образованный человек орудие государства» и «Обучение начинается с морали». Это ли не руководство по разумному отношению к образованию, к культуре, к будущности страны!
Еще более незаметно в свое время прошел 100-летний юбилей Е.М.Рачева, к которому была подготовлена небольшая выставка его работ. Эта выставка состоялась в картинной галерее города Таруса, где часто и подолгу жил Евгений Михайлович, где много работал, и которую очень любил из-за ее картинных просторов и пейзажей. При его жизни случилось только две его персональных выставки к двум его юбилеям в 50-х и 70-х годах прошлого века. Персональная выставка всегда очень значимый подарок для любого художника. Примечательно, что вторая выставка в выставочном зале на улице Горького была вслед за выставкой летчика-космонавта АлексеяЛеонова, так во времени сошлись два художника – сказочник в душе и фантаст по сюжетам и профессии.
Время идет, уже нет и мастерской Рачева, которая была построена на чердаке жилого дома на его личные гонорары, в которой он много лет работал, и в которой хранились его многочисленные работы. Эта потеря случилась как раз к 100-летнему юбилею художника. Такой «замечательный» подарок организовали ушлые, в данном случае от искусства, «люди». Да, время «прихватизации» страшно прошлось по нашей стране и по людям, когда даже «народное» вдруг стало чьим-то «моё».
В фамилии Рачев есть что-то по звучанию болгарское, так она писалась и в паспорте, хотя произносилась она как «Рачёв» или «Рачов», в последнем виде она много лет назад была написана на обложках его первых книг, которые издавались на Украине. Первая из них увидела свет в 1929 году. А родился он в городе Томске в 1906 году. Детство свое он провел в Сибири в семье деда. Мальчишкой был непоседливым, озорным, убегал на Первую мировую войну и очень любил рисовать, больше чем учиться. Сразу после гражданской войны ему, еще в сущности детском возрасте, пришлось одному пробираться сквозь всю страну и разруху из Сибири на юг в Новороссийск. Чтобы выжить, ему – мальчишке в те годы пришлось работать в порту даже грузчиком. Далее был художественный техникум, первые оплаченные художественные работы – вывески для непмановских магазинов и, наконец,… книги. Видимо вольница и красота Сибири настолько легла в его душу, что самыми лучшими получались книги про природу и животных. Его книги были замечены, и он был приглашен в Москву, чтобы работать в самом большом детском издательстве страны, которое в разные годы называлось по-разному, но мы всегда говорим – Детгиз.
В тот же Детгиз он вернулся после войны. Книги в издательстве долгое время издавались с черно-белыми рисунками, но постепенно становились все более цветными. И прекрасная черно-белая графика Рачева природы, животных и птиц постепенно преобразилась, и появились те самые яркие, колоритные рисунки, которые мы теперь называем «рачевскими», в которых мы видим животных с характерами людей в национальных костюмах, что полностью соответствует сюжету и морали сказки, и конечно, национальному колориту сказки. Эти животные полностью сохраняли свою природную пластику, не становились карикатурой ни на них самих, ни на людей, человеческое в них только угадывается. «Сказка ложь, да в ней намек…» Рачев, пожалуй, единственный художник, которому удалось это сделать. Но удивительно, что когда первая такая рачевская книжка была предложена издательству, то на целый год она легла на полку. Это было настолько ново, что чиновники боялись, а нет ли тут какого намека на власть и порядок, царившие тогда в стране. Одумались, и его новые книги начали печатать с большим успехом. В настоящее время в тех же замечательных рачевских рисунках прямолинейно пытаются искать признаки иного толка – «совьетизма» в различных его аспектах. Но в рисунках Рачева никогда не было и нет животных с ни националистическим, ни с «идеологическим выражением на лице». Неужели про его зверей можно сказать, что «волк – отпетый империалист, медведь – добродушный пьяница, лиса – коварная нэпманша», а уж «зайчик должен олицетворять собой отпетого труса, а следовательно, скрытого предателя». Его животные всегда наполнены народной мудростью, они –многообразнее, мудрее, «человечнее» и… добрее, даже злой волк. Посмотрите на его рисунки и попробуйте сказать иначе.
Книги Рачева издавались большими тиражами. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, умение войти в народную культуру, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – все это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей. И, возможно, есть самая популярная среди них – это украинская народная сказка «Рукавичка, изданная первый раз в 1951 году. Ее многократно переводили на другие языки мира
–
«TheOldMan’sMitten» – «TheMagicGlobe» – «LaMitaine» –»Tebukuro» – «Der Handschuh» – »
Skinnvotten
» – «Rukkanen». Когда она была издана на английском, в мире появились многочисленные пересказы и перерисовки этой сказки. Рачевская версия этой книги до сих пор одна из трех самых долго продаваемых детских книг в Японии. Многие его книги получили заслуженные награды на российских и международных книжных выставках и ярмарках. В 1986 году за иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» Е.М. Рачев получил Почетный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (IBBY), который присуждает Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена. Был удостоен званий Народного художника РФ, Заслуженного деятеля искусства РФ, получил Государственную премию России. В 1996 году многолетняя работа Е.М. Рачева была отмечена наградой зрительских симпатий – «Золотой ключик».
В 60-х годах прошлого века, когда было организовано издательство “Малыш”, Евгений Михайлович был приглашен главным художникам и почти 20 лет проработал в нем, создав там хорошие творческие условия для художников. В издательстве стали работать А.Брей, Э.Булатов, О.Васильев, В.Дувидов, А.Елисеев и М.Скобелев, Ю.Зальцман, Ю.Копейко, В.Курчевский, В.Лосин, М.Митурич-Хлебников, Г.Никольский, В.Перцев, А.Склютаускайте, М.Скобелев,Н.Устинов, В.Чижиков и другие. На этом посту Евгений Михайлович придавал очень большое значение качеству детской книги, она должна была быть обращена к маленькому читателю, понятна и интересна ему, а не взрослому, о чем, иногда увлекаясь, забывали некоторые художники. В сущности, он всю свою творческую жизнь посвятил детской книге. И не жалел об этом.
Евгений Михайлович Рачев прожил долгую жизнь, на нее пришлось много событий – и личных, и тех, что пережили его современники, он родился в одной стране – царской, а умер в третьей – «демократической», живя все время в одной и той же. Его похоронили на Калитниковском кладбище в Москве в 1997 году, провожать его пришли те художники, с которыми он работал в издательстве “Малыш”.
Его часто называли художником русских народных сказок, что было совершенно несправедливо. Среди его работ были иллюстрации к самым разным народным сказкам – башкирским, белорусским, болгарским, русским, украинским, народов Севера, к замечательной венгерской сказке «Два жадных медвежонка», к сказке румынского писателя Октав Панку Яшь «Все в лесу хорошо, только портные плохие».
Но в его творчестве были и другие темы. Он замечательно иллюстрировал книги рассказов и сказок о природе и животных, авторами которых были В.Бианки, М.Пришвин, П.Барто, Д.Мамин-Сибиряк, И.Арамлиев, В.Гаршин, О.Иваненко и другие.
Отдельной полкой стоят иллюстрированные им книги басен и сатирических сказок, которые были написаны Рафаэлем Памбо, Иваном Франко, Иваном Крыловым, Сергеем Михалковым, М.В. Салтыковым-Щедриным и Львом Толстым. Каждая из этих книг имеет своего автора, свое лицо, свое отличие от других, но везде художник легко узнаваем по рисункам с уникальными «рачевскими» зверями.
Книги Рачева уже давно стали библиографической редкостью, но даже эти читанные-перечитанные, потертые, с подклеенными или утраченными страницами, с каракулями своих маленьких хозяев, эти книги, которым сейчас исполнилось от двадцати до восьмидесяти лет, активно продаются в Интернете и находят своих новых читателей. Когда составляли список его книг, оказалось, что их издавалось более 250! Так и кажется, что у слов – «Звери мои за меня говорят» два автора – баснописец Иван Крылов и художник Евгений Рачев.
Владимир Турков
Перекур. Западный фронт под Сухиничами 1942 год.
На дне рожденья сына Игоря. Стоит старшая сестра — Екатерина Михайловна. 20.01.1964
Е.М.Рачев с женой. 31.07.1965
Е.М.Рачев на открытии своей последней персональной выставки с летчиком-космонавтом А.А. Леоновым. 29.04.1968
За работой.
В день рожденья с семьей. 08.02.1987 (фотографировал сын — И.Е. Рачев).
На своем дне рожденья в 1994 году с сыном и его дочерью Катей. Стоит внук Алеша.
…и за плечами целый шкаф книг
«Знакомство с творчеством Е.М.Рачева»
Задачи:
Продолжать знакомить с творчеством Е.М.Рачева; воспитывать эмоциональное восприятие иллюстраций, внимательное, осмысленное отношение к рисункам в книге; учить сравнивать героев разных сказок; учить понимать содержание рисунков, всматриваться в образы, созданные художником; расширять представления о многообразии художественных выразительных средств.
Материал: книги с иллюстрациями Е.М.Рачева.
Ход занятия
Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нет лап, нет рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всем тебе расскажет. (Книга)
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита. (Книга)
— Какой должна быть книга для детей по вашему мнению? (Красивой, с рисунками, интересной).
— Что обязательно должно присутствовать в книге? (Рисунки, иллюстрации).
— Как называется человек, иллюстрирующий книгу? (Художник – иллюстратор).
-Сегодня мы с вами будем рассматривать иллюстрации одного из художников.
— Вы видели когда-нибудь такое существо: длинноухий зайчишка, но стоит он как-то по-особенному, вроде бы по-человечьи, и одет как человек — в заплатанный тулупчик. А по характеру — озорник да и только! (показать иллюстрацию)
-А вот лиса, разодетая, как на свадьбу, и очень довольная собой. Модница. А медведь, в красивом кафтане, сидит черпает ложкой мед. Блаженствует. Давным-давно родились в народе первые сказки о животных. Люди, которые создавали эти сказки, хорошо знали, как ведут себя животные, какие у них характеры. Они знали, что лиса — хитрая, волк — жадный и часто бывает глупым, а заяц всегда и всех боится. Именно такими чертами обычно наделены эти животные и в сказках.
Но в характерах и поступках сказочных животных выражаются черты и действия людей. Звери говорят на человеческом языке, мыслят и поступают, как люди: добрые и злые, храбрые или трусливые, умные или глупые…
Много лет сказки о животных иллюстрировал художник Евгений Михайлович Рачев. (Показать портрет).
Рисовать он начал еще в детстве. Он превращает обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев. Заставляет их жить по-новому. Во внешнем виде, в поведении и в характере животных Евгений Михайлович умело передаст черты и поступки, свойственные людям.
— Ребята, а что необычного в рисунках Е.Рачева вы заметили? (Он их одевает как людей).
-Да, а чтобы животные ещё больше были похожи на людей, художник их «одевает». Одевает, как людей, в русские национальные костюмы.
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…» Посмотреть рисунки можно очень быстро, но вот создать их… Для этого нужна большая подготовительная работа. Поэтому Рачёва можно было часто видеть в зоопарке, в лесу, у реки, в библиотеке или в музее… Художник делает зарисовки. Ему надо знать, как в старину одевались люди, какие были дома, предметы труда и быта крестьян… И еще надо хорошо знать и понимать характеры людей. А этому может научить только сама жизнь! И художник стремится как можно лучше ее узнать. Рисовал он акварелью, гуашью и углем. Акварельную краску любил класть тонким прозрачным слоем.
Лисы, медведи, волки и зайцы в рисунках Е. Рачёва одеты в костюмы людей, ходят на двух ногах, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как люди. (показать иллюстрации.)
— Кто это? (Лиса)
— Что необычного в ней? (Она одета как человек в белую блузку и сарафан, на шее у нее бусы, а на голове кокошник.)
— Как вы думаете, какая лиса по характеру? (Ласковая, добрая, милая, но и хитрая, она же съест колобка)
— Какой у нее взгляд? (Довольный, хитрый).
— Вот рыжая лисичка-сестричка — в белой кофте и синем сарафане с красным пояском. На шее у неё бусы, на голове красивый кокошник. Лиса слушает песенку колобка. Она такая ласковая, такая милая… Но добра от нее не жди! Она обманет колобка и съест его! И от удовольствия лиса даже зажмурилась!
— А вот другая лиса. (Иллюстрация)
— Какая здесь лиса? (Злая, крикливая, плохая, наглая).
— Что она делает? (Она забралась на пёчку и кричит на зайца: выгоняет его из его же дома).
— Обратите внимание, как светятся недобрым огоньком её глаза, а поза и широко раскрытая пасть помогают нам почувствовать, что лиса злая и наглая.
(Следующая иллюстрация)
-А сколько лёгкости и изящества в быстром беге ещё одной лисы!
— Как она прижимает к себе петушка?
-Смотрите, как нежно и вместе с тем крепко прижимает она к себе петушка.
— Куда смотрит лиса?
-На бегу лисица повернула голову, подняла уши — не догоняет ли её кто-нибудь? Ведь она украла петушка! Нет, погони не видно. И поэтому лиса довольна: её ярко-жёлтые глаза сверкают.
(Иллюстрация «Волк сидит у проруби»)
-Посмотрите на этого волка. Какой он? (Жалкий, не страшный, простой, глупый)
-А вот совсем не страшный волк. Художник изобразил его простоватым и даже глупым. По совету хитрой лисы, он опустил хвост в прорубь, чтобы поймать рыбу. (В какое время суток волк сидит у проруби?)
-Тёмной ночью сидит он на морозе и ждёт. Ждет и не догадывается, что лиса обманула его. Ему холодно.
— Как вы поняли, что ему холодно?
За ночь хвост примёрз ко льду крепко-крепко. А волк думает: «Вот сколько рыбы я поймал!» Целую ночь просидел волк около проруби и не мог вытащить свои хвост. А утром пришли к проруби за водой женщины и избили волка. Прыгал он, прыгал и оторвал себе хвост. Только тогда и смог убежать. А лиса и во второй раз обманула волка. (Иллюстрация)
-Вот она едет на волке. Посмотрите, какая здесь лиса? Довольная, хитрая лисица!
-А какой волк? (Жалкий)
-А теперь давайте посмотрим на волка из другой сказки. (Иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят»). Волк здесь кровожаден и беспощаден.
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся,
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
-Любимый персонаж русских сказок — медведь. (Иллюстрация).
-Посмотрите на этого медведя. Какой он, по-вашему мнению? (Добрый, большой, удивляется, сильный)
— Посмотрите, косолапый стоит около избушки и не понимает, почему лиса его не боится. Его добродушная физиономия выражает удивление, рот приоткрыт, брови высоко подняты. Как же так? Он такой большой и сильный, а не может помочь зайчику: выгнать лису из заячьей избушки.
— А вот другой медведь. (из сказки «Маша и медведь»).
-Какой здесь медведь? Да, глуповатый медведь сидит, а девочка Маша ставит перед ним большой пузатый горшок с кашей.
-В сказке «Колобок» медведь сидит довольный и ест мед.
Какого еще героя русских народных сказок вы знаете? (Заяц)
-Да это заяц. (Рассматриваем иллюстрации сказка «Колобок») Взгляд у зайца хитроватый.
-Сказка «Лиса и заяц». Он вышагивает рядом с петушком и не верит, что он ему поможет, он напуган.
-Сказка «Заяц- Хваста». Посмотрите, как стоит этот заяц? (Подбоченясь, он будто говорит: «Вот я какой!»
-Усы вверх торчат. Уши поднял от удовольствия, хвалится, глаза веселые.
-Ребята, в рисунках Е.Рачева — заяц ведет себя как человек. Художник даже тулупчик надел на него.
А теперь посмотрите на зайца, которого ругает ворона. (Заяц опустил уши, глаза напуганные, лапы повисли).
Рисуя иллюстрации к сказкам, Рачёв, кроме самих сказочных персонажей, создаёт обстановку, в которой они живут и действуют. Он как бы вводит их в особый быт, характерный для жизни русского народа. Очень часто художник творчески обрабатывает сказки, добавляя новые ситуации и детали, и таким образом помогая увидеть и понять больше, чем написано в тексте. Важную роль играет природа в рисунках к русским народным сказкам. Мы видим на этих иллюстрациях березки, ромашки, овраги, перелески, так характерные для среднерусского пейзажа. Есть здесь и еще что-то такое, что пронизывает рисунки «русским духом». Не случайно художник использует различные бытовые подробности: изукрашенный наличник русской избы, крестьянское лукошко, вышитое полотенце.
Поза, взгляд, движения и одежда героев Е.Рачева – все напоминает человеческие отношения. Рисунки его красочны, нарядны, декоративны.
-А сейчас мы поиграем в игру «Угадай из какой сказки». Выставляю иллюстрации, а вы угадайте, к какой сказке принадлежит данный сюжет.
Дидактическая игра «Какой картинки не стало».
— Иллюстрации какого художника мы сегодня рассматривали?
Чем отличаются рисунки Е.М.Рачева от рисунков других художников? (Он одевает своих животных в народные костюмы и мы видим перед собой как будто людей).
— Нужна ли иллюстрация в сказках?