Е шварц сказка о потерянном времени 3 класс ксп

Конспект интегрированного урока в 3 классе по произведению Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»

 Цели урока:  

  1. Образовательный аспект
  1. Познакомить учащихся с биографией Е.Л.Шварца, вызвать интерес к жизни и творчеству Евгения Шварца, раскрыть нравственный смысл произведения;
  2. Упражнять учащихся в литературном разборе текста, совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, выборочного чтения;
  1. Создать условия для формирования полноценного                                             навыка чтения, умений самостоятельно работать с                                             текстом, умений работать в группе, в паре.
  2. Продолжить работу над пословицами и поговорками

2. Развивающий аспект.

  1. Создать условия для развития устной связной речи                                              учащихся, умения анализировать художественное                                              произведение:
  2. умения давать героям оценку,
  3. умения воссоздавать прочитанное,
  4. умения раскрывать причинно-следственные связи.
  5. развивать речь, мышление, внимание, память; обогащать словарный запас

3. Воспитательный аспект

  1. Создать условия для привлечения внимания                                                 учащихся к главной идее сказки: цена времени.
  2. Создать условия для воспитания трудолюбия,                                              стремления беречь и ценить время через раскрытие                                              глубокого нравственного понимания смысла                                              произведения.
  3. Убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.
  4. Показать нравственные качества человека;
  5. Формировать умение выражать своё отношение к прочитанному

4.Здоровьесберегающий аспект:

  1. научить распознавать причины, вызывающие проблемы с учебой;
  2. сформировать уверенность в том, что он способен справиться с этими проблемами;
  3. формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности, понимание понятия здорового образа.

Ход урока:

1. Организация начала урока. Сообщение темы и цели урока.

— Ребята, послушайте, пожалуйста, что мы слышим? (Звук тиканья часов).

— Да, на урок я сегодня принесла часы-ходики.

— Что происходит, когда идут часы?  (Часы отсчитывают время. Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит идет наша жизнь)

— А для чего люди изобрели часы?

— На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят Делу – время, потехе – час.

— Как вы понимаете эту поговорку?

— Время идет не останавливаясь, и если человек провел время впустую, то потерянного времени не вернешь.

2. Актуализация знаний

 Кроссворд

 1. Как звали обладательницу хрустальной туфельки?

2. Во что превратилась карета золушки, когда часы пробили 12?

3. Чьё сердце поразил ледяной осколок Снежной Королевы?

4. Как звали девочку, которая поспешила на помощь Каю?

5. Кто нашёл хрустальную туфельку Золушки?

Учитель: О каких сказках идёт речь в кроссворд?

—  Кто автор этих замечательных сказок?

— Прочитайте фамилию писателя, драматурга и подумайте, что может объединять его с этими произведениями?

Евгений Львович Шварц  — писатель, драматург – рассказал нам одну историю и назвал ее «Сказка о потерянном времени».

Сегодня мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.

На уроке попытаемся ответить на вопросы: ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАНА ЭТА СКАЗКА АВТОРОМ, что в ней вымысел, а что могло произойти реально? (вопрос записывается на доске)

— На уроке  мы будем работать индивидуально, в парах, по группам. Во время групповой работы проявите, пожалуйста, взаимопонимание, уважение, умение выслушать своих одноклассников.

3. Проверка домашнего задания

Учитель: Я знаю, что многие из вас очень добросовестно подготовились к уроку. Что вы можете рассказать о Е.Л. Шварце?

1 ученик: Е.Л.Шварц родился 21 октября 1896г. В г. Туапсе, но с 2-х летнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя “городом своей души.  В письмах, дневниках Евгений Львович постоянно вспоминает о счастливых годах, прожитых в этом городе.

2 ученик: Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены. Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя

3 ученик: Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой. 4 ученик: Он написал сказки: “Обыкновенное чудо”, “Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”…

4 ученик: Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.

4.Речевая разминка.

Дыхание (короткий вдох – выдох длиннее).

Лучше упражнения выполнять в парах:

“Одуванчик” (сильный выдох)

“Задуй свечу” (быстро)

“Задуй свечки на торте” (длинный выдох).

Дикция.

Произнести несколько скороговорок.

Например: “Шла Саша по шоссе…”, “Бык тупогуб…”, “Ехал грека…” и др.

Выразительная речь.

Произнести фразу: “Я люблю читать сказки”, меняя темп, тон, громкость, ставя логические ударения на разных словах.

5.Работа над новым материалом (работа в группах)

— Какие детали и элементы позволяют сделать вывод, что это сказка? (волшебные часы, злые волшебники, превращения)

— Какую проблему поставил автор?

— Является ли эта проблема актуальной сегодня? (да, есть ребята, которые не ценят время, а теряют его даром)

— Знаете ли вы, что в среднем за жизнь человек проживает 600-700 тыс. часов?

— Назовите главного героя сказки. (Петя Зубов). Опишите его.

— Кто выступает в роли вредителей? (злые волшебники)

— Почему им удалось превратить детей в стариков?  Найдите ответ в тексте. ( Вот ведь как оказывается, устроено на свете: человек,  который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)

— Имеет ли главный герой цель,  и какую?  (Найти детей-стариков и вернуть потерянное время)

— Изменяется ли главный герой в ходе сказки? (СОЖАЛЕЕТ О СЛУЧИВШЕМСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР, БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ)

— Давайте ответим на главный вопрос урока.

Многие сказки заканчиваются такими словами: « Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»

О чём «намекнул» тебе Е. Шварц? Найдите и зачитайте эти строки.

6. Словарно-орфографическая работа.

Учитель: В тексте встречаются следующие слова. Объясните их значение, пользуясь словарём

ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА — лампа, освещающая при помощи керосина.

ХОДИКИ – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

ПОЛА, ПОЛЫ – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.

Учитель: -Подберитесинонимы к словам:

хмурый (угрюмый, ненастный)

сберечь (сохранить, спасти, сэкономить)

— Подберите антонимы к словам:

состариться (помолодеть)

трудиться (бездельничать, лениться)

7. Работа над содержанием сказки и выборочное чтение.

— Как звали героя сказки?( Петя Зубов)

— Что с ним произошло? (Он внезапно постарел).

— Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века). — Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета “Пионерская правда” – приметы того времени).

— Где случилась эта история? (В городе).

— Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников)

Прочитайте этот эпизод на странице .

Далее – чтение по ролям: автор, Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович (страницы ).

— Как поступил герой сказки? Найдите и прочитайте выразительно этот отрывок

— Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показал, что все люди вокруг трудятся.

— Как характеризует Петю его решение искать стариков-школьников?

— Что произошло вследствие этого решения?

— Кого Петя нашёл сначала?

-Каким образом? (Выборочное чтение на страницах )

-Одинаково ли было поведение ребят?

— Когда Петя нашёл всех детей-старичков, что произошло дальше? Чем закончилась сказка?

— Почему дети смогли победить волшебников?

8. Работа над пословицами. Крылатыми выражениями

Найдите фразеологизмы, которые употребляет автор в сказке и объясните их смысл.

— все пропало

— терять время понапрасну

— держать ухо востро

— как сквозь землю провалился

— и в ус не дует

— не терять времени даром

А теперь каждая группа должна проинсценировать фрагмент сказки. Показ “живых картинок”

1. Петя Зубов, превратившись в старика, приходит на занятия в школу.

2. Разговор злых волшебников в лесном домике.

3. Главные герои переводят стрелки часов, чтобы вновь стать детьми.

6. Закрепление изученного материала

— Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время? (Мы должны правильно распоряжаться временем, т. е. соблюдать режим дня)

-Вот сейчас мы и проверим всё ли у вас в порядке со временем. Для этого проведём диагностику и посмотрим,  на что вы тратите своё время.

     1. Индивидуальная работа с карточками №1

Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.

— почерк стал хуже

— буквы бывают неровными, кривыми

 — трудно учить уроки

— много ошибок и исправлений

— долго собираюсь делать уроки

— быстро отвлекаюсь

— трудно выучить стихотворение

— трудно решить задачу

— трудно запомнить условие задачи

— быстро устаю

— мне бывает трудно усидеть на одном месте

 Учитель: Поднимите руки, кто не закрасил ни одного кружка, три кружка — МОЛОДЦЫ!

 Если больше 3, тебе нужно  изменить режим дня!

7.Физминутка

8.Продолжение работы

Учитель: Давайте попытаемся выяснить,  в чём причина ваших проблем и трудностей.

Индивидуальная работа с карточками №2

Выбери нужный ответ и поставь напротив него +

— Сколько времени ты спишь?

0,5-11 часов

9-10 часов

меньше 9 часов

— Сколько времени ты делаешь уроки?

1-1,5 часа

1,5-2 часа

больше 2 часов

— Сколько времени ты играешь или занимаешься любимым делом?

1-1,5 часа

1,5-2часа

больше 2 часов

— Сколько времени ты занимаешься в кружках и секциях?

1-1,5часа

2-2,5часа

больше 2,5 часов

— Сколько времени ты гуляешь?

3-3,5 часа

1-2 часа

меньше 1 часа

— Сколько времени ты смотришь телевизор?

20-40 минут

40минут-1 час

больше 1 часа

— Сколько времени ты играешь на компьютере?

15-20 минут

20-40 минут

больше 40 минут

— Сколько времени ты помогаешь взрослым?

30 минут-1 час

 1-2 часа

 больше 2 часов

— Если есть красные кружки – ПОДУМАЙТЕ,  что вы делаете не совсем правильно.

— Если есть чёрные – вашему организму ПЛОХО, нужно изменить свой режим.

3 . Что же нужно делать и какими чертами характера нужно обладать, чтобы научиться соблюдать режим дня и не тратить время даром?

9.Работа в группах.

1 группа

Выбери и отметь зелёным карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.

— целеустремлённость

— самостоятельность

— внушаемость  

— настойчивость

— настырность  

— дисциплинированность  

— смелость

— сила воли         

— рассеянность

— нерешительность

— решительность

— упрямство

— сдержанность

— несдержанность

— трусость

— безволие

2 группа

Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

— быть настойчивым

— быть решительным

— не расстраиваться при неудаче, ошибке

 — не торопиться

— не ждать быстрого результата

— верить в успех

— верить в то, что всему можно научиться

— поддерживать друзей в трудную минуту

— не унывать

— не сдаваться

— не посовать перед неудачей или трудностями

— не стесняться попросить помощи

— не бросать начатое дело

3 группа

Выберите подходящие к уроку пословицы.

— Всякому дню подобает забота своя.

— Поспешишь, да людей насмешишь.

— На хотенье — есть терпенье.

— Не спеши языком, торопись делом.

— Скучен день до вечера, коли делать нечего.

— Без дела жить — только небо коптить.

— Труд человека кормит, а лень портит.

— После дела гулять хорошо.

— Работе время, досугу час.

Зачем нужно соблюдать режим дня? .

Обсуждение работ в группах заканчивается ответом на вопрос: Зачем нужно соблюдать режим дня?

10. Подведение итогов

Тест на закрепление.

1.Какое из выражений использовал Е. Шварц, говоря о беспечном поведении Пети:

А) «И в ус не дует»   б) «Ног не чует»   в) «Уши развесил»   г) «Ворон считает»

2.Для совершения волшебства стрелку нужно было повернуть в обратную сторону:

А) Двадцать раз       б) пятьдесят раз     в)семьдесят раз     г)сорок раз

3.Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе:

А) Трое      б) Четверо      в)Пятеро     г)Двое

4.Среди злых волшебников не было:

А) Ольги Капитоновны     б) Сергея Захаровича     в) Марфы Васильевны      г) Владимира Сергеевича

5.Дом волшебников находился:

А) На лесной поляне    б) Посреди болота     в) В лесной чаще     г) На опушке леса

6.До леса дети старички доехали на:

А) Такси     б) Трамвае      в) Троллейбусе      г) Автобусе

7.Часы в доме волшебников называли:

А) Будильник   б) Ходики    в) Песочные часы   г) Часики

Ответ:1-а; 2-в; 3-б; 4-б; 5-в; 6-б;7-б.

                                                            Цифровой диктант.

Если согласны с утверждениями, ставим 1,если не согласны ставим 0

1. Дети напрасно теряющие время, превращались в старичков.

2.Злые волшебники считали время на калькуляторе.

3.Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

4.Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

5.Когда стрелки начали крутиться, волшебники уже не могли помешать детям.

Ответы: 1 0 1 1 1.

11. Выставление оценок. Фиксация настроения.

11.Фиксация интереса к уроку.

— А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему?

Радостное                                   Безразличное                                Грустное

настроение                                 настроение                                  настроение

12. Выставление оценок. Домашнее задание

Составить устный рассказ по теме «забавный случай в моей жизни», проиллюстрировать его.

Учитель начальных классов Горбачева Е.Ю.

КГУ СОШ №30 г.Караганда

Урок литературы в 3 классе.

Тема урока: Е. ШВАРЦ. Сказка о потерянном времени

Цель урока: Развить и обобщить знания школьников о специфике литературной сказки, разнообразии ее видов; умения анализа идейной основы произведения.

Ожидаемые результаты:

Предметные: Самостоятельное определение жанра сказки, оценка поступков героев, развитые навыки чтения и участия в диалоге.

Личностные: Формирование представлений о ценности жизни, ответственности за свои поступки в процессе чтения и анализа сказки;

Системно-деятельностные: Оценка собственных достижений в обобщении и систематизации знаний о литературной сказке.

Оборудование, наглядность: Портрет писателя Е.Шварца, выставка книг, иллюстрации к сказке; кадры фильма «Сказка о потерянном времени».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Х О Д У Р О К А

I. Организационный момент

П. Проверка домашнего задания.

Рисунки к сказке О.Уайльда «Великан — эгоист»

Ш. Введение в тему урока.

1. Рассказ учителя о писателе Е.Шварце 1896 — 1958

Евгений Шварц — замечательный сказочник, автор пьес » «Тень», «Голый король».

«Обыкновенное чудо», «Дракон»

Когда маленького Женю спросили, кем он хочет быть, тот выпалил: «Романистом!», после чего сильно смутился. Родители посмеялись и, когда Женя дорос до Евгения, отправили его в Москву изучать перспективную профессию юриста. В том, что будущего юриста занесло в сказочники, на самом деле нет ничего необычного. Подобную карьеру сделали и другие несбывшиеся юристы – Шарль Перро, братья Гримм, Гофман и, надо сказать, сказки оказались значительно перспективнее. К тому же Шварц умел с легкостью менять как города, так и профессии. Он вообще утверждал, что у него «душа легкая» и даже немного этого стыдился .Люди искусства казались ему «небожителями», и даже обретя славу, Шварц боялся назвать себя святым словом «Писатель». Впрочем, вначале никто Шварца как писателя всерьез не воспринимал. Но в «среду» приняли. Да и как не принять?

Такие люди, как Женя – балагур, весельчак, шутник – нужны в любой «среде» и в любой компании. Первое «литературное крещение» Шварц проходил в роли секретаря автора «Айболита» – знаменитого Корнея Чуковского. Через какое-то время наш герой оказывается уже в Донецке, где пишет фельетоны и статьи в разнообразные шахтерские журналы и газеты. А в 1924 году возвращается в Петроград (вернее, уже Ленинград), чтобы начать работу в редакции детской литературы Госиздата, которую возглавляла другая знаменитость – автор «Кошкиного дома» Самуил Маршак. Работники детской редакции оказались во многом людьми такими же «легкими», поэтому Шварц чувствовал здесь себя как рыба в воде.

В конце 1920-х годов у Шварца наконец-то вышел сборник детских стихов «Рассказы старой балалайки», чуть позже стали появляться пьесы, тоже по преимуществу детские.

Сказка о потерянном времени — Евгений Шварц

Сказка о потерянном времени Евгения Шварца рассказывает о мальчике Пете, не особо прилежном и не любящим делать всё вовремя. Однажды злые волшебники превратили его и ещё троих школьников в старичков, тогда-то Петя начал понимать и ценить все минутки своей жизни. Ведь, как говорится в сказке о потерянном времени: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Как Петя вернул себе и новым друзьям то, что потерял — читайте в сказке.

2. Чтение «Сказки о потерянном времени»

1. Чтение учителя

2. Просмотр кадров фильма «Сказка о потерянном времени (режиссер А.Птушко, 1964 г.)

3. Беседа по первым впечатлениям

2. Чтение «Сказки о потерянном времени»

1. Чтение учителя 2. Просмотр кадров фильма «Сказка о потерянном времени (режиссер А.Птушко, 1964 г.) 3. Беседа по первым впечатлениям.

— Что было для вас самым интересным в содержании сказки? — Какие чувства вы испытали, слушая сказку? — Что реально и что волшебно в этой сказке?

IV. Чтение и анализ сказки.

1. Чтение текста сказки учащимися. . 2.Работа с заданиями учебника к сказке. 3.Составление плана сказки

Примерный план

1. Главное слово Пети Зубова «Успею».

2. Ужасное превращение.

3. Бедный старик, несчастный мальчик.

4. Странный домик в лесу, странные дети

5. Петя узнал тайну часов и побежал искать других детей-старичков.

6. «Старички» — дети ,наконец, вместе и бегут в лес, к домику волшебников.

7. Ровно в полночь Петя повернул стрелки на часах.

8. Чудом дети вернули потерянное время.

— К какому виду сказок можно отнести «Сказку о потерянном времени» ?

(Сказка волшебная, так как в ней дети вдруг превратились в стариков и старушек)

— Охарактеризуйте героев сказки (Петю Зубова, Марусю Поспелову, Надю Соколову, Васю Зайцева, волшебников )

— Какие фольклорные элементы есть в этой сказке?

— Почему писатель дал своей сказке такое название?

— О чем заставляет задуматься история Пети и его « друзей — старичков» ?

V. Закрепление

1. Краткий пересказ сказки.

2. Выполнение заданий в Рабочей тетради.

3 «А» класс

25.10.16 г.

Литературное чтение

Тема урока: Е.Шварц. Сказка о потерянном времени

Цель урока: ознакомление с литературной сказкой Е Шварца

Задачи урока:

1.Учиться формулировать основную идею сказки.

2.Развивать познавательный интерес, речь учащихся и технику чтения.

3. Воспитание высоких нравственных качеств характера.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: наглядный метод, словесный метод, работа с книгой. Формы работы на

уроке: коллективная, индивидуальная работа.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», выставка книг Е Шварца, портрет Е.Шварца,

«Время – бесценный дар», «Время – это главная ценность человека»

Ход урока

1 Организационный момент: постановка учебных задач урока.

2.Проверка домашнего задания: чтение и пересказ сказки Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»

3.Новая тема: Е.Шварц. Сказка о потерянном времени

А) Знакомство с творчеством Е. Шварца

Б) Первое чтение сказки.

Почему сказка имеет такое название?

5.Физминутка

6.Повторное чтение сказки

Как зовут главного героя сказки?

В каком классе он учился?

Каким вы представили Петю Зубова?

Согласны ли вы с тем, что он всё успеет? Почему?

7. Анализ произведения.

Как вы понимаете выражение «как всегда с опозданием»?

О чём это говорит?

Почему гардеробщица тётя Наташа не узнала Петю?

Что с ним произошло?

Каким он стал? Почему?

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Узнала ли его мама?

Что значит, «куда глаза глядят»?

Какие мысли появились у Пети Зубова?

Жалко ли ему себя? Почему?

Как бы вы ответили на Петин вопрос «Чем же всё это кончится?»?

Как вы думаете, что делать Пете Зубову теперь?

Где оказался Петя?

Кого он увидел в домике?

О чём говорит «злые волшебники и злые волшебницы»?

Как устроено на свете?

Что значит «понапрасну теряет время»?

Действительно ли эти волшебники «злые»? Почему?

В начале урока вы сказали, что вернуть время нельзя. Что же теперь делать Пете Зубову?

Неужели он останется стариком навсегда?

Что бы вы посоветовали?

О чём узнал Петя?

Почему волшебники уверены, что ребята не смогут вернуть потерянного времени?

Сколько оборотов стрелками должны сделать ребята?

Как вы думаете, почему именно 77?

Число 77 число космической тайны. Поэтому этот знак, прежде всего, нас

предупреждает о нашей силе и, обращаясь к нашему разуму, говорит, что мы можем

проникнуть в мир, где наши все мечты сбываются.

Для чего волшебники хотели стать маленькими?

Что теперь будет делать Петя Зубов?

Сможет ли он найти остальных ребят?

Успеют ли они повернуть время вспять и снова стать детьми?

Дома вы прочитаете сказку до конца и сможете найти ответы на эти вопросы.

8. Вывод: Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают

дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче,

сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся

экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен

каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и

экономить время, не растрачивать его понапрасну.

9.Итог урока:

Кто главные герои сказки? (дети и волшебники)

Что для волшебников означало «время»?

А что для ребят оно означало сначала и потом?

Чему учит сказка?

10. Задание на дом: стр. с.7377,читать и готовить пересказ.

Урок литературного чтения в 3 классе

Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»

А. Ж. АБИЛИНА,

учитель Кишкенекольской СШ № 1.

Северо-Казахстанская область,

Уалихановский район,

Цель: познакомить учащихся с творчеством Евгения Шварца.

Задачи:

образовательные: совершенствовать навык выразительного чтения, чтение по ролям; формировать умение выражать свое отношение к прочитанному; показать нравственные качества человека; раскрыть нравственный смысл произведения;

развивающие: развивать творческое мышление учащихся, речь, память;

воспитательные: воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.

Оборудование: Интерактивная доска, мультфильм «Сказка о потерянном времени»

Эпиграф: «Сказка рассказывает не для того, чтобы скрыть, а для того чтобы, открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь» Евгений Шварц.

Ход урока

I.Организационный момент

Ознакомление учеников с темой урока, с целями и задачами:

II.Вводная беседа

Учитель: Ребята, послушайте, что мы слышим? (Тиканье часов).

— Что происходит, когда идут часы?

Часы отчитывают время. Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит наша жизнь.

— А для чего люди изобрели часы?

На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят «Делу – время, потехе — час». Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди имеют дополнительную возможность творить и познавать. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учебе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из вас должен ценить и экономить время.

Учитель: Ребята, вы должны были внимательно прочитать сказку, побольше узнать об авторе, подготовить пословицы и поговорки о времени.

Проверка домашнего задания. Дети читают поговорки и пословицы. Дети рассказывают об авторе. Слайд портрет Евгения Шварца.

1 Ученик: Е. Шварц родился 21 октября 1896 года в г. Туапсе, но с двухлетнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя городом своей души.

2 Ученик: Е. Шварц был владыкой сказочного королевства. Он написал сказки «Обыкновенное чудо», «Дракон», «Два клена», «Снежная королева», «Два брата», «Сказка о потерянном времени».

III.Основная часть урока

Чтение по ролям. Работа с текстом.

Учитель: А теперь вспомним, как начиналась вся эта история.

— Кто были героями сказки?

Ответы детей

— Какое несчастье их объединило?

Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками.

— Кто первым обнаружил, что уж он не школьник, не ученик начальной школы, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик.

Это был Петя Зубов.

— Когда Петю не узнала мама, как он отреагировал на это, что думал?

Дети: Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…. И, главное, ничему не успел научиться.

Учитель: Найдите в тексте и прочитайте, как просыпался город?

Дети: «Темно было в окнах, пусто на улицах. Только милиционеры стояли на постах, Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи. Жизнь кругом там и кипит, Один он Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен».

Учитель: Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?

Ответы детей.

Учитель: А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?

Дети: Жизнь остановилась. Люди опаздывали бы на работу.

Стихотворение «Кот и лодыри» С. Я. Маршака

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста эти лодыри похожи на Петю Зубова и его товарищей?

Учитель: А почему их не могут ничему выучить?

Дети: Потому что человек должен сам этого хотеть, а лодыри не хотели учиться, им было лень.

Учитель: Как вы думаете Петя Зубов был лентяем? Найдите в тексте.

Дети: Жил-был мальчик…

Учитель: А в школе много таких детей учиться? (ответы Детей)

Учитель: Как обнаружил их Петя? Чем они отличались от других нормальных стариков и старушек? Как они себя вели?

Учитель: Наверное впервые в жизни Петя Зубов боялся потерять время. Найдите их и прочитайте, где он в этом признается.

Дети: — Ах время, время!- говорит Петя.

Учитель: Скажите, а что им помогло стать опять школьниками?

Учитель: Они успели перевести стрелки часов? Найдите в тексте.

Учитель: Какими словами автор заканчивает свой рассказ?

Дети записывают ответы в тетради.

«Они то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает как стареет».

Учитель: Ребята, я хочу, чтобы эти слова вы запомнили на всю жизнь.

Физминутка. Просмотр мультфильма «Сказка о потерянном времени».

IV. Закрепление урока

1.Работа с иллюстрациями,

Детям показывают иллюстрации, они находят эпизоды к рисункам.

2. Составление синквейна.

Учитель: Теперь мне бы хотелось услышать ваше мнение о героях сказки. Хотели бы вы оказаться на их месте?

3. Работа по карточкам.

Учитель: Перед вами карточки, на которых написаны качества человека, и хорошие и плохие.

1. Выберите те качества, которые помогают вам добиться успехов в учебе.

2. Каких качеств, вы считаете, вам недостает, и вы бы их хотели развить в себе? Напишите.

V. Итог урока.

1. Вопросы:

а. Что унесете вы с этого урока?

б. Что вам понравилось больше всего?

Вывод: У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты каждого характера можно изменить. Все зависит от самого человека.

2. Оценки.

VI. Домашнее задание: читать и пересказывать по плану. Составить план и написать, что можно сделать за 1 минуту.

Технологическая карта урока.

Предмет, класс

Литературное чтение. Разновозрастная группа 2-4 класс

Учитель

Батина Н.М.

УМК

«Школа России» (Климанова Л.Ф.)

Тип урока

Урок первичного изучения и закрепление нового материала

Тема

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цель

Познакомить учащихся со сказкой, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию текста, совершенствовать навык чтения, способствовать формированию нравственных качеств.

Планируемый результат:

УУД

Предметные умения:

Формировать навык чтения, прежде всего правильность и выразительность.

Формировать поисковый способ чтения.

Определять главных и второстепенных персонажей.

Выявлять мотивацию поведения персонажей.

Характеризовать персонажей.

Определять личное отношение к персонажам.

Выявлять причинно-следственные связи событий.

Составлять перечень вопросов к произведению.

Читать по ролям.

Иллюстрировать прочитанное.

Личностные:

осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время – потехе час»

Метапредметные:

регулятивные – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

познавательные – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Методы, приемы и формы учебной деятельности обучающихся

Методы: объяснительно-иллюстративный

Приемы: беседа, смысловое чтение

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Учебник Климанова Л.Ф. «Литературное чтение 4 класс, часть 2»

Презентация: биография Е.Л.Шварца

— физкультминутка

-алгоритм самооценки

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов.

Планируемые результаты УУД

Предметные

Формирование функциональной грамотности в определении УУД

1. Организацион ный момент. (слайд 1)

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

2 мин.

Организует класс на работу.

Приветствует учащихся, настраивает их на работу.

Мотивирует на позитивный настрой.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

— Зачем человеку нужно чтение?

— С какой целью вы пришли на урок?

— Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

— Поднимите руки те, кто больше любит слушать?

— А теперь те, кому нравиться читать самому?

Личностные:

знать и соблюдать основные моральные нормы поведения в классе.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

(слайд 2)

Цель: распознать основные жанровые особенности фольклорных форм.

3 мин.

Читает стихотворение и задает проблемные вопросы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы и аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

О сказке.

Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического.

Сказка обязательно чему-то учит.

— «В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них».

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

​​​​​​​

— Что мы называем сказкой?

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Регулятивные: готовность к созданию предстоящей деятельности; воспринимать речь учителя, выражать свое отношение.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3. Постановка учебной проблемы.

(слайд 3)

Цель: пробудить интерес к получению новой информации.

7 мин.

Демонстрация биографии Е.Л. Шварца.

Постановка проблемных вопросов перед учащимися.

Организует работу с пословицами.

Организует учащихся на самооценку.

Просмотр презентации.

Работа в паре.

Дети совещаются в парах и приходят к выводу.

— Будем читать произведение, которое написал Е.Л. Шварц.

Читают пословицы, анализируют и приходят к выводу:

«Героям не хватает доброты, собранности и трудолюбия».

Самооценка.

— Как вы думаете, чему пытается научить в своих произведениях Е.Л Шварц?

— Давайте попробуем определить, какая пословица будет сопровождать и станет девизом сегодняшнего урока.

На доске записаны пословицы.

1. Ложь человека не красит.

2. Делу время, потехе час.

3. Упустишь минуту – потеряешь час.

— Чего же не хватает героям произведения Е.Л. Шварца?

— А теперь оцените себя сами на первом этапе урока. Если вы справились на отлично, то нарисуйте звездочку зеленым цветом, если хорошо – синим, если что-то не получилось – красным.

Познавательные: умение подвести под понятие.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

4. Формулирова ние проблемы, планирование деятельности. (слайд 4)

Цель: создать условия для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

2 мин.

Предлагает учащимся открыть учебник и прочитать (про себя) название сказки.

На доске открывает запись темы урока.

Учащиеся открывают учебник и читают название сказки.

Отвечают на вопрос.

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Открываем учебник.

— Прочитайте, как называется сказка?

Тема урока «Сказка о потерянном времени».

Личностные: принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

5. Физминутка. (слайд 5)

Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

6. Открытие нового знания.

Цель: обеспечить восприятие и осмысление содержания нового произведения.

1. Первичное восприятие текста. (слайд 6)

4 мин.

2. Проверка первичного текста. (слайд 7)

Цель: установление правильности и осознанности целостного восприятия, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

5 мин.

3. Применение новых знаний. (слайд 8)

Цель: обеспечить усвоения аргументов для убеждения человека в силе истины.

5 мин.

(слайд 9)

(слайд 10)

Зачитывает начало сказки.

Организует чтение обрывка беседы Пети Зубова и Тети Наташи по ролям.

Учитель организует самостоятельное чтение детьми оставшегося отрывка.

Организует беседу по содержанию.

Организует работу с учебником.

Организует дискуссию.

Организует учащихся на самооценку.

Дети слушают начало сказки в исполнении учителя и отвечают на вопросы.

Чтение диалога по ролям без слов автора (хорошо читающимися детьми).

Остальные следят по тексту.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа учащихся.

Дочитывают текст «про себя».

Фронтальная работа.

Дети отвечают на вопросы.

Находят в учебнике нужный отрывок текста и читают его.

Высказывают свои предложения из собственного опыта.

Самооценка.

— Определите, это сказка бытовая или волшебная?

— Кто является главным героем сказки? Какую характеристику вы могли бы ему дать?

— Что случилось однажды с Петей Зубовым? Как вы думаете, почему волшебники решили заколдовать именно его?

— Как повел себя Петя Зубов после превращения в старика?

— Какое чувство вы испытываете по отношению к главному герою сказки?

— Можете ли вы объяснить название этой сказки? Что из событий этой сказки могло бы произойти по-настоящему?

— Как вы думаете, удастся ли Пете исправить ситуацию, в которую попали дети? Как это происходило?

Прочитаем дальше.

— Что необходимо было сделать Пете Зубову для спасения?

— Как вы думаете, изменится ли теперь характер главного героя сказки и его «товарищей»?

Выборочное чтение.

Найди и прочитай:

— Как Петя распознавал в старушках и стариках своих «товарищей»? Подтвердите свой ответ словами из текста.

— Какие слова о времени произнес Петя Зубов, когда заблудился в лесу? Зачитайте.

— Как вы понимаете эти слова?

— Что же случилось с волшебниками? Зачитайте.

— Прочитайте последнее предложение сказки. Какой вывод можно сделать?

— Соотнесите идею сказки с пословицами, записанными на доске.

— Многие сказки кончаются такими словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

— Какой урок вы извлекли для себя из этой сказки?

— Расскажите, как вы бережете свое время и время окружающих вас людей.

Закончите предложение:

— Сказки разных народов мы читали, но где бы человек ни жил, все сказки учат…

— Оцените себя сами на этом уроке.

Полноценно воспринимать при чтении вслух и «про себя», при прослушивании текста в исполнении учителя и перерабатывать содержание материала, получая от этого удовольствие; уметь прогнозировать содержимое читаемого; устанавливать причинно-следственные связи; определять главную мысль произведения;

характеризовать героев

*пользоваться сносками.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; эмоционально «проживать» текст, выражать эмоции; понимать ценности семьи, чувства уважения, ответственности по отношению к своим близким.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; анализировать информацию.

Регулятивные: передавать содержание прослушанного и прочитанного в виде пересказа; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные: участие в коллективной дискуссии, формирование аргументов, умение корректировать, изменять свою точку зрения.

7. Итог урока. (слайд 11)

3 мин.

Задает вопросы учащимся.

Дети, на основе полученных знаний, отвечают на вопросы.

— С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

— Каково оно по жанру?

— Какие элементы сказки вы можете назвать?

— Какой урок может извлечь из этой сказки для себя каждый читатель?

Личностные: вырабатывать способность к нравственной оценке; развивать эмпатию; формировать способность к эмоционально-личностной децентрации.

8. Рефлексия учебной деятельности. (слайд 12)

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

7 мин.

Организует работу в группах.

Составление плана сказки.

Организует учащихся на оценку.

Работа в группах.

Дети дают оценку работы учащихся.

Работа в группах.

— На сколько смысловых частей вы могли бы разделить весь текст сказки?

— Какое заглавие каждой части вы могли бы предложить?

Запись в тетради:

1. Ученик Петя Зубов.

2. Беда Пети Зубова.

3. «Волшебный» дом.

4. Поиск товарищей.

5. Победа над волшебством.

— Что получилось? (План)

— Для чего необходим план произведения?

-Оцените себя сами на этом этапе урока.

— Ребята, как бы вы оценили работу одноклассников в команде?

Личностные: высказывать и пояснять свою точку зрения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы ребят в группе.

9. Домашнее задание.

(слайд 13)

2 мин.

Записывает д/з на доске.

Записывают д/з в дневник.

Опираясь на составленный план, подготовить пересказ сказки; нарисовать рисунок к сказке.

Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

по практике в рамках ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

студенток группы 46 специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Нохриной Полины Вячеславовны

Дата: 03. 12. 2018

ОО: Средняя общеобразовательная школа № 2

Курс: «Чтение с увлечением»

Направление: Общекультурное

УМК: Школа России

Класс:

Учитель: Плаксина Ирина Викторовна

Методист: Суворкова Эльвира Анатольевна

Форма занятия: игра — путешествие

Тема: Е.Шварц. Сказка о потерянном времени .

Планируемые результаты:

Личностные: проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; проявляют эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные: обучающиеся проявляют:

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, соотносят факты с общей идеей текста, устанавливают простые связи, не показанные в тексте напрямую.

Познавательные УУД: высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте, демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в классе, демонстрируют умение слушают и понимают других; понимают текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; находят в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Предметные: осознают значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; читают со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; знакомы с биографией Е. Шварца и его произведением «Сказка о потерянном времени »

ТЦ:

Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Развивающая: развивать

Регулятивные УУД: волевую саморегуляцию, соотносят факты с общей идеей текста, устанавливают простые связи, не показанные в тексте напрямую.

Познавательные УУД: высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте, демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в классе, демонстрируют умение слушают и понимают других; понимают текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; находят в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Образовательная: дать осознать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; развивать умение читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; познакомить с биографией Е. Шварца и его произведением «Сказка о потерянном времени».

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения: принцип наглядности, систематичности, последовательности, доступности, принцип психологической комфортности, принцип целостного представления о мире, принцип деятельности, принцип непрерывности.

Методы воспитания:

  • Методы формирования социального опыта: игра, пример, ситуация свободного выбора.

  • Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа, рассказ, художественное слово.

  • Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, создание ситуации успеха, игровые ситуации, соревнование.

Методы обучения:

  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • Методы получения новых знаний: рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация, демонстрация.

  • Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.

  1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

  • Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение

  • Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием, формирование готовности к восприятию учебного материала, выстраивание игрового, приключенческого сюжета.

  • Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

  1. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоение элементарных норм введения разговора, временная работа в группах.

Оборудование:

  • Демонстрационное: слайд-презентация, аншлаги.

  • Индивидуальное: листы с заданиями.

Список литературы:

  1. ФГОС НОО : текст изм. И доп. На 2011 г./ М- во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. – 33с. — (стандарты второго поколения).- ISBN 978 -5-09- 025287-4

  2. Концепция ДНРиВ личности гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение 2013.

  3. http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/134245

Ход внеурочного занятия

Этапы

деятельности

Методы, приемы

Деятельность педагога и детей

(цель, мотивация, организация

деятельности, оценка деятельности)

Деятельность детей

(Планируемый результат)

1.Организационный этап.

Задача: организовать детей, настроить на предстоящую деятельность.

Методы осмысления детьми своего социального опыта:

  • Беседа.

  • Художественное слово.

— Здравствуйте, ребята.

— Напомню меня зовут Полина Вячеславовна, Сегодня занятие кружка «Чтение с увлечением» по внеурочной деятельности проведу у вас я.

— «Улыбка ничего не стоит, но много дает. Длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку».

— Присаживайтесь.

Личностные УУД:

демонстрируют мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других

2.Мотивационно-

целевой этап

Задача:

смотивировать

обучающихся на игру-путешествие.

По источнику получения знаний:

  • Беседа.

Методы закрепления и повторения изученного материала:

  • Беседа.

  • Повторение.

Методы осмысления детьми своего социального опыта:

  • Художественное слово.

— Ребята, а вы любите путешествовать? (да) — Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, но в какое путешествие вы узнаете разгадав загадки, ребята какой получится ответ, там и спрятана подсказка — Кому не понятно поднимите руку? (объясняю еще раз) 1. В стене дома дыра, А в той дыре стекло, Через него ты видишь, Снег на улице или солнце пришло. (Окно) — Отвечаем по поднятой руке, верно это окно, подойди и посмотри там ли подсказка, открывай конверт, читай (сказка) вывешиваю слово на доску. 2. Он стоит в углу у стенки.
Ох, огромный он на вид,
Но он вовсе не наказан.
Мама вещи в нём хранит. (Шкаф) — Верно подойти возьми подсказку, прочитай что в конверте (о потерянном) 3. К ней вызывают, Писать заставляют, А после тряпкой, Всё стирают! (доска) — Выходи, читай что там в конверте? (времени) — Ребята, как называется наше путешествие ? (Сказка о потерянном времени) — Сегодня, мы будем путешествовать по стране, которая называется описана в произведении Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». — Как вы думаете, на чем мы с вами можем отправиться в путешествие? — Если это волшебная страна. — Чтобы всем хватило мест, я предлагаю вам отправиться на поезде. — Посмотрите внимательно какой поезд я вам приготовила. Пристегните ремни, мы отправляемся. — Нас ждет много испытаний, будьте очень внимательны, старательны, слушайте друг друга.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы

Познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.Основная часть

3.1 Станция «Верю не верю».

По источнику получения знаний:

  • Беседа.

  • Иллюстрация

Методы эмоционального стимулирования:

  • Создание ситуации успеха.

  • Поощрение.

Методы развития познавательного интереса:

  • стимулирование занимательным содержанием.

Методы формирования ответственности и обязательности:

  • Предъявление педагогических требований.

— 1 станция называется «Верю не верю»

— Я вам читаю вопросы, если высказывание истинное ставить знак «+», если ложное, то «-».. – Что значит истинное? (правдивое)

Верите ли вы, что…

  1. Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков. +

  2. Злые волшебники считали время на калькуляторе. —

  3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. — (4)

  4. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77 раз. +

  5. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет +.

— Давайте, проверим. (правильные ответы на слайде, так же спрашиваю ответы на вопросы)

— Поднимите руку у кого под цифрой 1 +?

— Это верно

— Поднимите руку у кого под цифрой 2 — ?

— Это верно

— Поднимите руку у кого под цифрой 3 — ?

— Это верно

— Поднимите руку у кого под цифрой 4 +?

— Это верно

— Поднимите руку у кого под цифрой 5 +?

— Это верно

— Вот мы и справились с 1 испытанием, отправляемся дальше.

Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Физминутка

Задача: снятие

мышечного и

эмоционального

напряжения

Метод организации деятельности (стимулирования поведения)

— Давайте встанем и разомнёмся.

— Встаньте так, чтобы не мешать друг другу.

— Я буду проговаривать слова и показывать движения. Вы повторяете за мной.

У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)

Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)

Зайка по полю бежит, (Бег на месте)

В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)

«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)

Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)

«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)

Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)

— Молодцы. Садитесь на свои места.

Формируемые УУД: понимать важность бережного отношения к своему здоровью.

Формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование;

3.2 Станция «Делу время потехе час».

Методы эмоционального стимулирования:

  • Создание ситуации успеха.

  • Поощрение.

Методы развития познавательного интереса:

  • стимулирование занимательным содержанием.

Методы формирования ответственности и обязательности:

  • Предъявление педагогических требований.

Вы должны найти начало и конец каждой пословицы и объяснить их смысл. (пословицы будут разрезаны)

1.Час упустишь, годом не наверстаешь (Вовремя не выполнишь дела, потом не наверстаешь)

2. Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь. (если ты чего-то не смог сделать вчера упущенное время или возможность уже не вернёшь, а то, что предстоит тебе завтра ты не знаешь, но избежать этого не в силах).

3. Деньги пропали — еще наживешь; время пропало — его не вернешь (это значит, если деньги пропали, то их можно опять заработать, а время, которое пропало уже никогда не вернуть. Главное не деньги. Нужно радоваться каждой минуте, секунде)

4. Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя — глазок продирает. (Рано встающий человек успевает много сделать к тому времени, когда лодырь лишь открывает глаза да потягивается)

5. Делу – время, потехе – час. (что делу нужно уделять больше времени и сил, нежели отдыху и развлечениям)

6. Время дороже золота (время не купить, не пополнить, не обменять… Поэтому оно дороже золота).

— Вот мы справились и с этим заданием, молодцы, отправляемся дальше.

Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

    1. Станция «А ну-ка, время»

Методы осмысления детьми своего социального опыта:

  • Беседа.

  • Художественное слово.

— Приехали мы на станцию « А ну-ка, время»

— Вам будет нужно составить синквейн про время.

— Кто знает, что это такое (это стихотворение состоящее из 5 строк)

— Это изображение будет на слайде в помощь детям.

— Вот послушайте мой синквейн.

Время Мимолетное, быстротечное Бежит, летит, мчится из прошлого, через настоящее в будущее необратимое течение

Приступайте к работе.

— Ребята, у вас такие замечательные получились синквейны, а мы отправляемся дальше.

Личностные УУД:

демонстрируют мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других

3.4 Станция «Временное изображение»

По источнику получения знаний:

  • Беседа.

— Мы прибыли на станцию «Временное изображение»

— Вам нужно нарисовать любой сюжет из сказки, может быть любимого героя, а так же — рассказать о том, что вы изобразите.

— Приступайте к работе

— Какие замечательные рисунки у вас получились

— Ребята, наше путешествие подходит к концу.

ПознавательныеУУД: демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

4. Подведение итогов.

Задача: организовать самооценку деятельности, подвести итоги.

По источнику получения знаний:

  • Беседа.

— Многие сказки заканчиваются такими словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

— Какой урок вы извлекли для себя из этой сказки?

— Чему учит эта сказка? (учить дружбе)

— Ребята, учитесь планировать своё время — и оно будет к вам дружелюбно.

— Вам всегда будет хватать времени на учёбу и отдых, на увлечения и радости жизни.

— У вас у каждого есть изображение у девочек – девочки, у мальчиков мальчики, но они без улыбки, нарисуйте веселую улыбку, если вам понравилось наше занятие, грустную улыбку, если вам было не интересно на занятии, выходим по одному и в наш поезд посадим наших человечков.

— Спасибо за занятие.

ПознавательныеУУД: демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Технологическая карта урока
«Е.Л. Шварц «Сказка
о потерянном времени»

Автор: Яцухно Дина Александровна

Организация: ГБОУ СОШ № 81 Калининского района СПб

Населенный пункт: г.Санкт-Петербург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровье детей − это политика, в которой заложено будущее страны, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Это самая сложная и важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Хочется, чтобы юное поколение, наше будущее, научились укреплять свое здоровье. Нужно донести до детей, что здоровье — это не просто отсутствие болезней, а возможность жить радостно, гармонично развиваться, иметь силы на созидание, создание, чувствовать себя в мире комфортно, уверенно, уважать себя и других. Поэтому важно заинтересовать детей и прививать им бережное отношение к своему и чужому здоровью, к окружающей среде и к планете, на которой мы живём, не только во время воспитательных мероприятий, но и в течение всего образовательного процесса

Технологическая карта урока «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

УМК: «Школа России» Л.Ф. Климанова. «Литературное чтение. 4 класс»

Тип урока: урок-игра

Цель: изучение произведения Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Задачи:

Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения.

•Развивать чёткую, грамотную, связную речь обучающихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.

•Воспитывать интерес к чтению, к произведениям русской литературы.

•Формировать у обучающихся установку на здоровый образ жизни

1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом.

2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи обучающихся, умения анализировать художественное произведение, умения давать героям оценку, умения воссоздавать прочитанное, умения раскрывать причинно-следственные связи.

3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания обучающихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.

4. Здоровьесозидающий аспект. Создать условия для сохранения здоровья обучающихся, формирования у них необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, использования полученных знаний в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

Предметные: расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Евгения Шварца; закрепить умение определять литературный жанр, определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению словарного запаса обучающихся, развивать умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать художественный текст.

Личностные. Создать условия для поиска решения проблемы при работе в группе; активно участвовать в совместном принятии решений, умение самостоятельно делать выводы.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: Формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
  • Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, умение ориентироваться в художественной книге.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир

Содержание учебного материала: Соответствие содержания задачам формирования здоровьесозидающего образовательного пространства. Урок литературного чтения может быть направлен не только на изучение произведения, но и может служить формированию здоровых привычек, воспитанию здорового образа жизни.

Обеспечение здоровьесберегающего режима на уроке:

  • Системность (взаимосвязанность требований, нормативов и регламентов, образующих целостную систему).
  • Дифференцированность (учет возрастных особенностей учащихся начальной школы).
  • Режим двигательной активности.

Список литературы, включая Интернет-ресурсы

  1. Акимов Н.. Наш автор — Е. Шварц. – Шварц Е.Л. Проза. Стихотворения. Драматургия. – М.:Олимп; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1998.
  2. Епифанова О.Н. Евгений Шварц. Конспект урока в 11 классе. — //Литература в школе. Мы знали Евгения Шварца. Л.; М., 1966.
    Цимбал С. Евгений Шварц.- Л., 1961.
  3. Е.С. Гостимская, М.М. Мишина «Уроки по курсу литературное чтение» к учебникам Л.Ф.Климановой и М.В.Головановой 4 класс, Москва,2006 г.
  4. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс к УМК «Школа России» Москва, ВАКО, 2014 г.
  5. Климанова Л.Ф. «Литературное чтение: 4 класс» ч. 2. Стр. 4-16 — М: Просвещение, 2018 г.;
  6. Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской диссертации. Кемерово: КГУ.-2007
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Здоровьесозидающий аспект

1.Организационный момент

Организовать детей на урок. Вызвать интерес к предстоящему уроку. Создать положительный эмоциональный настрой

На доске: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь» Е.Л. Шварц.

— Здравствуйте, ребята! Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

— Огромное солнце не делим на части, и вечную землю нельзя поделить. А капельку счастья, вниманья, участья, ты можешь, ты должен друзья подарить.

А теперь приступит к определению темы урока.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Создание положительного эмоционального настроя.

Демонстрирует презентацию (слайд 1).

Сутки динозавров длились 2 часа.

Во времена динозавров Земля вращалась в 12 раз быстрее.

Высказывают свои мнения по данным предложениям.

Использование наглядности.

2. Мотивация к учебной деятельности, формулировка цели и темы урока

Формировать умения анализировать задания и ставить цель на урок и формулировать тему

Соответственно, ночь и день тоже сменялись раньше, чем сейчас, а год проходил почти незаметно.

(слайд 2) Жители востока определяли время по запаху

Китайцы и японцы изобрели огневые часы, время по которым измерялось с помощью ароматов. Каждый аромат обозначал определенное время суток. Если в доме пахло розами, значит, время шло к полудню. Сложность была только в одном: регулярно зажигать палочки, чтобы не сбить счет времени.

слайд 3. Мы видим прошлое – настоящее опаздывает.

Часть предметов, которые мы видим, на самом деле не являются таковыми. Например, Солнце. Его «изображение» запаздывает на 8 минут. Свет звезд и спутников доходит до сетчатки глаза не сразу. Сначала лучам нужно «долететь» до Земли.

слайд 4. Римляне измеряли время водой. Они изобрели

водяные часы. Каркас часов — большой сосуд с жидкостью, на дне которого есть маленькое отверстие.

Взаимодействуют с учителем.

Участвуют в учебном диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

Отвечают на заданные вопросы.

Оценивают правильность высказываний.

Через него по капле вытекает вода. Отсюда известное выражение «много воды утекло», что обозначает «прошло много времени».

слайд 5. При кругосветном путешествии можно сэкономить сутки. Это реально, если начать кругосветное путешествие, двигаясь на восток. При этом совсем не важно, с какой скоростью вы будете перемещаться. Этот факт впоследствии Жюль Верн описал в романе «Вокруг Света за 80 дней».

слайд 5. В минуте не всегда 60 секунд. Лишнюю секунду добавляет служба вращения Земли, чтобы мировое время соответствовало солнечному. Пережить эту длинную минуту можно дважды в год — 30 июня и 31 декабря.

— Ребята, скажите, а с чем связаны эти факты?

Действительно, здесь были собраны странные факты о времени и часах, которые я думаю вас удивили. На самом деле, у времени есть запах, а еще мир частично живет в прошлом. Исходя из этого, давайте определим цели и тему урока.

-Совершенно верно. Ну что ж, давайте проверим осанку, это для нас очень важно, и приступим к работе.

Предупреждение нарушения осанки.

3. Первичное восприятие текста

Закреплять навыки чтения вслух и про себя.

Формировать навыки самопроверки и самооценки, умение формулировать советы, умение регулировать свое поведение.

— А почему мы должны ценить время и не тратить его зря?

— В этом мы убедимся, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Прежде чем мы начнем читать, проведем речевую разминку. Повторяйте за мной.

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр,ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр

Ил-ил-ил,ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил

Ца-ца-ца, ца-ца-ца — нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит-ит-ит,ит-ит-ит –добрый доктор Айболит.

Прочтение сказки. Организует работу с текстом.

Словарная работа.

— Во время чтения текста вам встретились слова, значение которых понятны не всем.

Окладистая (борода) -широкая и густая.

Керосиновая лампа-лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики-небольшие стенные часы с гирями

Дети отвечают: время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела — время, потраченное зря.

Дети участвуют в речевой разминке

Дети читают сказку по цепочке.

Дети работают над значением слов. Высказывают свои предположения.

Использование игровой ситуации.

Использование наглядности.

Смена деятельности

4.Обобщение и систематизация знаний и умений.

Формировать умение решать логические задачи.

Формировать умение взаимодействовать в группе.

Формировать коммуникативную культуру

Физминутка «Танец с ускорением» (видеофрагмент)

— Проверим, насколько вы были внимательными при чтении текста и кто лучше знает материал?

-Сегодня вы будете работать в группах.
Организует работу в группах. Напоминает правила работы в группе.

-Выберите, пожалуйста. капитана и название команды.

Задание «Разминка»

Учитель: Для каждой команды приготовлено по 3 вопроса.

В каком классе учился главный герой сказки?

Какое любимое слово у него было?

Почему Петя чувствовал себя несчастным?

По каким предметам отставал Петя?

В кого превратился главный герой сказки?

О чем больше всего горевал Зубов, став взрослым?

Сколько было злых волшебников?

Где Петя Зубов их встретил?

Как звали главного злого волшебника?

По каким признакам Зубов узнал Марусю Поспелову?

Как выдала себя Надежда Соколова?

Сколько раз надо было повернуть стрелки часов назад?

Организуются в группы

Отвечают на вопросы

(В 3-ем классе) («Успею») (Он не мог играть с друзьями) (Русский язык, арифметика, пение) (В высокого, худого, бледного старика) («Мне даже пенсию не дадут») (4) (В лесном домике) (Сергей Владимирович) («Газета «Пионерская правда», съела изюм из батона, играла в мяч) («Играла в классы») (77)

Двигательная активность, веселая обстановка, положительные эмоции, использование видеофрагмента.

Смена деятельности

Общение с одноклассниками.

5.Рефлексия.

Формировать умение анализировать свою работу, делать выбор.

— Ребята, давайте по результатам нашей работы составим синквейн

Напоминает форму составления синквейна.

1-ая — строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова.

2-ая строка – два прилагательных, характеризующих это понятие.

3-я строка – три глагола, отвечающих за действие.

4-ая строка – короткое предложение, раскрывающее суть происходящего.

5-ая – синоним главного слова.

Делают выводы о результатах урока.

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Смена деятельности.

Осознание значимости работы на уроке.

Возможность задать вопросы учителю.

Оценка своего эмоционального состояния

6.Подведение итогов.

Домашнее задание.

Формировать умения обобщать, делать выводы, работать в команде

— Достигли ли мы целей урока. Докажите свою точку зрения.

Домашнее задание

1. Сочините рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу – время, потехе – час».

2.Найдите пословицы и поговорки, которые отражают смысл названия раздела.

3. Найдите дополнительную информацию о видах часов.

Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения.

Выбирают домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание

Приложения:

  1. file0.docx.. 361,5 КБ

Опубликовано: 10.12.2022

  • Е рачев иллюстрации к сказке колобок
  • Е пермяк березовая роща отв письм чему учит сказка
  • Е пашков иллюстрации к сказке пушкина сказка о мертвой царевне
  • Е носов яблочный спас текст рассказа краткое содержание
  • Е нефедовой сказка о том как электроприборы в магазине поссорились