Е шварц сказка о потерянном времени береги время 3 класс

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Раздел: Время

Школа:

Дата:

Тема урока: «Береги время» Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени» ( 2 урок)

Учитель:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

3.1.4.1 использовать в речи пословицы и поговорки/ выражения из сказок, невербальные средства речи;

3.2.5.1 определять приемы создания образа автором произведения (портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь; мимика, жесты), оценивать его поступки, доказывая свое мнение словами и выражениями из текста;

Цели урока

— уметь применять в речи пословицы и поговорки, понимать заключённый в них смысл;

— понимать значение используемых автором фразеологизмов;

— уметь дать оценку действиям героя;

-охарактеризовать героя сказки, используя авторские приёмы создания образа.

Критерии оценивания

— находят пословицы, соответствующие фрагменту текста;

— понимают значение фразеологизмов, которые использует автор для описания событий сказки;

— может найти в тексте выражения для подтверждения своего мнения и слов, характеризующих героя.

Языковые цели

Предметная лексика и терминология: пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Полезные слова и сочетания для диалога и записи:

  • злые волшебники; «человек, понапрасну теряющий своё время, сам не замечает как стареет».

Формирование ценностей

  • Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: общество всеобщего труда, непрерывное обучение в течение всей жизни.

Межпредметные связи

Математика, естествознание, познание мира.

Предыдущие знания

Знания и навыки, на которые будут опираться учащиеся для достижения ЦО:

  • владеют технологией «поискового» чтения;

  • могут определить тему и основную мысль текста;

  • могут читать выразительно, по ролям;

  • находят в тексте фрагменты для подтверждения своих слов.

  • создают словесный портрет героя.

Ход урока

Запланированные периоды урока

Деятельность учащихся на уроке

Ресурсы

Постановка учебной задачи.

Психологический настрой на урок.

Постановка цели, определение темы урока.

— «Делу -время, потехе — час» — как вы понимаете смысл этой пословицы? (Нужно успевать не только веселиться, получать удовольствия, но и выполнять обязанности свои, правильно распределять время…)

— Какое отношение имеет эта пословица к герою сказки Е.Шварца Пете Зубову? (Петя думал, что время не имеет никакой ценности, и он успеет позже сделать все свои дела, а сейчас нужно только развлекаться.)

Постановка цели, определение темы урока.

Сегодня на уроке вы:

— узнаете, какие ещё герои попали в волшебную сказку;

— сможете дать характеристику героям;

— объясните значение устойчивых фразеологических выражений;

— познакомитесь с пословицами и поговорками о времени.

Слайд 1

Слайд 2

Деятельность по решению учебной задачи, направленная на освоение новых знаний

— Для того, чтобы узнать, что дальше произошло с Петей, мы продолжим чтение, но сначала разберем значение новых слов, которые вам встретятся в сказке.

 Керосиновая лампа — светильник, дающий свет в результате сгорания керосина, продукта переработки нефти.

 Ходики — небольшие настенные часы упрощенного устройства с гирями.

Костяшки — игральные кубики с нанесёнными на них точками.

Напрасно — зря, бесполезно.

Счёты — простое механическое устройство для выполнения арифметических действий.

  • 3 часть – чтение сильными учащимися (диф.работа)

Игра «Море вопросов»

1. Как звали злых волшебников?

2. Что на счётах подсчитывал Сергей Владимирович?

3. Почему так осторожно он вёл себя?

4. Что значит «вышел на цыпочках»?

5. Почему никто не заметил Петю Зубова?

6. Что за худ.приём использовал автор? С какой целью?

7.Почему злые волшебники были уверены, что ребята не смогут им помешать?

  • 4 часть – самостоятельное чтение

Диф.задания – быстро читающим детям придумать открытые вопросы по прочитанному

Работа в группе.(деление по именам злых волшебников)

а) «Пословицы и поговорки»

— Из предложенных пословиц выберите ту, которая отражает основную идею сказки. Объясните, в чём её смысл. как содержание пословицы связано с сюжетом произведения и поведением героев.

Оценивание.

Взаимооценивание работы учащимися другой группы по критериям:

— подобрали пословицу к произведению;

-правильно объяснили её смысл;

— привели пример из жизни.

б) Фразеологизмы.

— Сергей Васильевич вышел из комнаты «на цыпочках». Как вы понимаете это выражение? (осторожно, крадучись)

Работа в группе.

— Соедините фразеологизм с его значением.

Оценивание. После обмена карточками, группы проверяют работы друг друга, сверяя правильные ответы со слайдом презентации.

Слайд 3,4

.

Слайд 5

Слайд 6,7

Физминутка

Применение приобретенных знаний и развитие навыков

«Познакомьтесь — Маруся, Надя, Вася…».

Работа в 3 – х группах. Учащиеся имеют карточки с именами: Маруся, Надя, Вася. Каждая группа получает карточку с изображением «молодых старичков, заколдованных волшебниками».

— Рассмотрите иллюстрации и расскажите, почему именно этих ребят заколдовали волшебники?

Дифференциация.

Высокомотивиорованным учащимся — составить рассказ по иллюстрации, предположив дальнейшее развитие сюжета.

Ученики со слабой мотивацией — ответить на вопросы.

В ходе работы учащиеся записывают на слова и предложения, по которым смогут рассказать о герое.

(прогуливала школу, играла с мячом вместо уроков, гуляла в парке…)

Вопросы для поддержки:

— Обратите внимание на то, как ведут себя старички, во что они одеты, что у них в руках…

— Куда направлялась Маруся? А где она оказалась?

— Подходит ли одежда Наденьки для игры в классики?

— Что нарушает Вася? Почему он это делает?

После обсуждения в группе один представитель «знакомит» класс со своим героем.

Оценивание.

Взаимооценивание по критериям:

— Словесное описание соответствует иллюстрации.

— Характер героя описан.

— Понятно рассказано, почему этот герой стал жертвой волшебников.

Слайд 8

лист формата А3

Закрепление новых знаний и способов действий и самопроверка

Работа в группе.( по рядам)

1 гр. — Выберите главную идею произведения.

Мальчики плохо учатся в школе.

Петя нашёл новых друзей.

 Не надо терять понапрасну время.

Нужно быть смелым и решительным.

От любого несчастья может спастись человек.

2 гр. — Выберите из предложенных качеств те, которые помогают человеку добиться успехов в учёбе и жизни.

Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, хитрый, смелый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, решительный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.

3 гр. — Отметьте те важные действия, которые направлены на достижение поставленной цели.
Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело.

Дифференциация.

Слабомотивированным учащимся — выбрать из предложенных словосочетаний и предложений соответствующие.

Ученикам с более высокой мотивацией — дать развёрнутый ответ, аргументировать его, привести доказательства.

Итог урока

— Чему научил вас сегодняшний урок?

— Только ли к героям сказки относится заклятие волшебников?

— Всегда ли вы правильно распределяете время?

— Умеете ли вы ставить перед собой цели?

— Каких целей урока удалось достичь?

Рефлексия

Закончите предложения:

Сегодня мне больше всего удалось… .

Я получил от этого урока… .

Я могу похвалить себя за то … .

Я могу похвалить своих одноклассников за … .

Слайд 9

Домашнее задание.

Дочитать произведение

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

В течение урока дифференцированная поддержка оказывается как слабомотивированным. так и сильным ученикам. Слабомотивированных учитель поддерживает при работе с пословицами фразеологизмами, объясняя их значение. При создании словесного портрета героев ученикам с низкой мотивацией для поддержки предлагаются вопросы, высокомотивированные должны составить связный рассказ.

Взаимооценивание работ групп осуществляется самими же учащимися по итогам выступлений по чётким критериям, озвученным на уроке. Стратегия оценивания выбирается сообща учениками и учителем.

Чередование различных видов работ, предполагающих разнообразную деятельность, соблюдение режима труда и отдыха.

Конспект интегрированного урока в 3 классе по произведению Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»

 Цели урока:  

  1. Образовательный аспект
  1. Познакомить учащихся с биографией Е.Л.Шварца, вызвать интерес к жизни и творчеству Евгения Шварца, раскрыть нравственный смысл произведения;
  2. Упражнять учащихся в литературном разборе текста, совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, выборочного чтения;
  1. Создать условия для формирования полноценного                                             навыка чтения, умений самостоятельно работать с                                             текстом, умений работать в группе, в паре.
  2. Продолжить работу над пословицами и поговорками

2. Развивающий аспект.

  1. Создать условия для развития устной связной речи                                              учащихся, умения анализировать художественное                                              произведение:
  2. умения давать героям оценку,
  3. умения воссоздавать прочитанное,
  4. умения раскрывать причинно-следственные связи.
  5. развивать речь, мышление, внимание, память; обогащать словарный запас

3. Воспитательный аспект

  1. Создать условия для привлечения внимания                                                 учащихся к главной идее сказки: цена времени.
  2. Создать условия для воспитания трудолюбия,                                              стремления беречь и ценить время через раскрытие                                              глубокого нравственного понимания смысла                                              произведения.
  3. Убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.
  4. Показать нравственные качества человека;
  5. Формировать умение выражать своё отношение к прочитанному

4.Здоровьесберегающий аспект:

  1. научить распознавать причины, вызывающие проблемы с учебой;
  2. сформировать уверенность в том, что он способен справиться с этими проблемами;
  3. формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности, понимание понятия здорового образа.

Ход урока:

1. Организация начала урока. Сообщение темы и цели урока.

— Ребята, послушайте, пожалуйста, что мы слышим? (Звук тиканья часов).

— Да, на урок я сегодня принесла часы-ходики.

— Что происходит, когда идут часы?  (Часы отсчитывают время. Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит идет наша жизнь)

— А для чего люди изобрели часы?

— На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят Делу – время, потехе – час.

— Как вы понимаете эту поговорку?

— Время идет не останавливаясь, и если человек провел время впустую, то потерянного времени не вернешь.

2. Актуализация знаний

 Кроссворд

 1. Как звали обладательницу хрустальной туфельки?

2. Во что превратилась карета золушки, когда часы пробили 12?

3. Чьё сердце поразил ледяной осколок Снежной Королевы?

4. Как звали девочку, которая поспешила на помощь Каю?

5. Кто нашёл хрустальную туфельку Золушки?

Учитель: О каких сказках идёт речь в кроссворд?

—  Кто автор этих замечательных сказок?

— Прочитайте фамилию писателя, драматурга и подумайте, что может объединять его с этими произведениями?

Евгений Львович Шварц  — писатель, драматург – рассказал нам одну историю и назвал ее «Сказка о потерянном времени».

Сегодня мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.

На уроке попытаемся ответить на вопросы: ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАНА ЭТА СКАЗКА АВТОРОМ, что в ней вымысел, а что могло произойти реально? (вопрос записывается на доске)

— На уроке  мы будем работать индивидуально, в парах, по группам. Во время групповой работы проявите, пожалуйста, взаимопонимание, уважение, умение выслушать своих одноклассников.

3. Проверка домашнего задания

Учитель: Я знаю, что многие из вас очень добросовестно подготовились к уроку. Что вы можете рассказать о Е.Л. Шварце?

1 ученик: Е.Л.Шварц родился 21 октября 1896г. В г. Туапсе, но с 2-х летнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя “городом своей души.  В письмах, дневниках Евгений Львович постоянно вспоминает о счастливых годах, прожитых в этом городе.

2 ученик: Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены. Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя

3 ученик: Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой. 4 ученик: Он написал сказки: “Обыкновенное чудо”, “Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”…

4 ученик: Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.

4.Речевая разминка.

Дыхание (короткий вдох – выдох длиннее).

Лучше упражнения выполнять в парах:

“Одуванчик” (сильный выдох)

“Задуй свечу” (быстро)

“Задуй свечки на торте” (длинный выдох).

Дикция.

Произнести несколько скороговорок.

Например: “Шла Саша по шоссе…”, “Бык тупогуб…”, “Ехал грека…” и др.

Выразительная речь.

Произнести фразу: “Я люблю читать сказки”, меняя темп, тон, громкость, ставя логические ударения на разных словах.

5.Работа над новым материалом (работа в группах)

— Какие детали и элементы позволяют сделать вывод, что это сказка? (волшебные часы, злые волшебники, превращения)

— Какую проблему поставил автор?

— Является ли эта проблема актуальной сегодня? (да, есть ребята, которые не ценят время, а теряют его даром)

— Знаете ли вы, что в среднем за жизнь человек проживает 600-700 тыс. часов?

— Назовите главного героя сказки. (Петя Зубов). Опишите его.

— Кто выступает в роли вредителей? (злые волшебники)

— Почему им удалось превратить детей в стариков?  Найдите ответ в тексте. ( Вот ведь как оказывается, устроено на свете: человек,  который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)

— Имеет ли главный герой цель,  и какую?  (Найти детей-стариков и вернуть потерянное время)

— Изменяется ли главный герой в ходе сказки? (СОЖАЛЕЕТ О СЛУЧИВШЕМСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР, БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ)

— Давайте ответим на главный вопрос урока.

Многие сказки заканчиваются такими словами: « Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»

О чём «намекнул» тебе Е. Шварц? Найдите и зачитайте эти строки.

6. Словарно-орфографическая работа.

Учитель: В тексте встречаются следующие слова. Объясните их значение, пользуясь словарём

ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА — лампа, освещающая при помощи керосина.

ХОДИКИ – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

ПОЛА, ПОЛЫ – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.

Учитель: -Подберитесинонимы к словам:

хмурый (угрюмый, ненастный)

сберечь (сохранить, спасти, сэкономить)

— Подберите антонимы к словам:

состариться (помолодеть)

трудиться (бездельничать, лениться)

7. Работа над содержанием сказки и выборочное чтение.

— Как звали героя сказки?( Петя Зубов)

— Что с ним произошло? (Он внезапно постарел).

— Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века). — Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета “Пионерская правда” – приметы того времени).

— Где случилась эта история? (В городе).

— Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников)

Прочитайте этот эпизод на странице .

Далее – чтение по ролям: автор, Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович (страницы ).

— Как поступил герой сказки? Найдите и прочитайте выразительно этот отрывок

— Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показал, что все люди вокруг трудятся.

— Как характеризует Петю его решение искать стариков-школьников?

— Что произошло вследствие этого решения?

— Кого Петя нашёл сначала?

-Каким образом? (Выборочное чтение на страницах )

-Одинаково ли было поведение ребят?

— Когда Петя нашёл всех детей-старичков, что произошло дальше? Чем закончилась сказка?

— Почему дети смогли победить волшебников?

8. Работа над пословицами. Крылатыми выражениями

Найдите фразеологизмы, которые употребляет автор в сказке и объясните их смысл.

— все пропало

— терять время понапрасну

— держать ухо востро

— как сквозь землю провалился

— и в ус не дует

— не терять времени даром

А теперь каждая группа должна проинсценировать фрагмент сказки. Показ “живых картинок”

1. Петя Зубов, превратившись в старика, приходит на занятия в школу.

2. Разговор злых волшебников в лесном домике.

3. Главные герои переводят стрелки часов, чтобы вновь стать детьми.

6. Закрепление изученного материала

— Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время? (Мы должны правильно распоряжаться временем, т. е. соблюдать режим дня)

-Вот сейчас мы и проверим всё ли у вас в порядке со временем. Для этого проведём диагностику и посмотрим,  на что вы тратите своё время.

     1. Индивидуальная работа с карточками №1

Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.

— почерк стал хуже

— буквы бывают неровными, кривыми

 — трудно учить уроки

— много ошибок и исправлений

— долго собираюсь делать уроки

— быстро отвлекаюсь

— трудно выучить стихотворение

— трудно решить задачу

— трудно запомнить условие задачи

— быстро устаю

— мне бывает трудно усидеть на одном месте

 Учитель: Поднимите руки, кто не закрасил ни одного кружка, три кружка — МОЛОДЦЫ!

 Если больше 3, тебе нужно  изменить режим дня!

7.Физминутка

8.Продолжение работы

Учитель: Давайте попытаемся выяснить,  в чём причина ваших проблем и трудностей.

Индивидуальная работа с карточками №2

Выбери нужный ответ и поставь напротив него +

— Сколько времени ты спишь?

0,5-11 часов

9-10 часов

меньше 9 часов

— Сколько времени ты делаешь уроки?

1-1,5 часа

1,5-2 часа

больше 2 часов

— Сколько времени ты играешь или занимаешься любимым делом?

1-1,5 часа

1,5-2часа

больше 2 часов

— Сколько времени ты занимаешься в кружках и секциях?

1-1,5часа

2-2,5часа

больше 2,5 часов

— Сколько времени ты гуляешь?

3-3,5 часа

1-2 часа

меньше 1 часа

— Сколько времени ты смотришь телевизор?

20-40 минут

40минут-1 час

больше 1 часа

— Сколько времени ты играешь на компьютере?

15-20 минут

20-40 минут

больше 40 минут

— Сколько времени ты помогаешь взрослым?

30 минут-1 час

 1-2 часа

 больше 2 часов

— Если есть красные кружки – ПОДУМАЙТЕ,  что вы делаете не совсем правильно.

— Если есть чёрные – вашему организму ПЛОХО, нужно изменить свой режим.

3 . Что же нужно делать и какими чертами характера нужно обладать, чтобы научиться соблюдать режим дня и не тратить время даром?

9.Работа в группах.

1 группа

Выбери и отметь зелёным карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.

— целеустремлённость

— самостоятельность

— внушаемость  

— настойчивость

— настырность  

— дисциплинированность  

— смелость

— сила воли         

— рассеянность

— нерешительность

— решительность

— упрямство

— сдержанность

— несдержанность

— трусость

— безволие

2 группа

Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

— быть настойчивым

— быть решительным

— не расстраиваться при неудаче, ошибке

 — не торопиться

— не ждать быстрого результата

— верить в успех

— верить в то, что всему можно научиться

— поддерживать друзей в трудную минуту

— не унывать

— не сдаваться

— не посовать перед неудачей или трудностями

— не стесняться попросить помощи

— не бросать начатое дело

3 группа

Выберите подходящие к уроку пословицы.

— Всякому дню подобает забота своя.

— Поспешишь, да людей насмешишь.

— На хотенье — есть терпенье.

— Не спеши языком, торопись делом.

— Скучен день до вечера, коли делать нечего.

— Без дела жить — только небо коптить.

— Труд человека кормит, а лень портит.

— После дела гулять хорошо.

— Работе время, досугу час.

Зачем нужно соблюдать режим дня? .

Обсуждение работ в группах заканчивается ответом на вопрос: Зачем нужно соблюдать режим дня?

10. Подведение итогов

Тест на закрепление.

1.Какое из выражений использовал Е. Шварц, говоря о беспечном поведении Пети:

А) «И в ус не дует»   б) «Ног не чует»   в) «Уши развесил»   г) «Ворон считает»

2.Для совершения волшебства стрелку нужно было повернуть в обратную сторону:

А) Двадцать раз       б) пятьдесят раз     в)семьдесят раз     г)сорок раз

3.Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе:

А) Трое      б) Четверо      в)Пятеро     г)Двое

4.Среди злых волшебников не было:

А) Ольги Капитоновны     б) Сергея Захаровича     в) Марфы Васильевны      г) Владимира Сергеевича

5.Дом волшебников находился:

А) На лесной поляне    б) Посреди болота     в) В лесной чаще     г) На опушке леса

6.До леса дети старички доехали на:

А) Такси     б) Трамвае      в) Троллейбусе      г) Автобусе

7.Часы в доме волшебников называли:

А) Будильник   б) Ходики    в) Песочные часы   г) Часики

Ответ:1-а; 2-в; 3-б; 4-б; 5-в; 6-б;7-б.

                                                            Цифровой диктант.

Если согласны с утверждениями, ставим 1,если не согласны ставим 0

1. Дети напрасно теряющие время, превращались в старичков.

2.Злые волшебники считали время на калькуляторе.

3.Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

4.Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

5.Когда стрелки начали крутиться, волшебники уже не могли помешать детям.

Ответы: 1 0 1 1 1.

11. Выставление оценок. Фиксация настроения.

11.Фиксация интереса к уроку.

— А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему?

Радостное                                   Безразличное                                Грустное

настроение                                 настроение                                  настроение

12. Выставление оценок. Домашнее задание

Составить устный рассказ по теме «забавный случай в моей жизни», проиллюстрировать его.

Береги время.  «Сказка о потерянном времени.»  Евгений Шварц Ты узнаешь, как находить в тексте слова и выражения для характеристики героя произведения.

Береги время. «Сказка о потерянном времени.» Евгений Шварц

Ты узнаешь, как находить в тексте слова и выражения для характеристики героя произведения.

 Возьми интервью у одноклассников. – Ты всегда приходишь в школу вовремя? – Чем ты занимаешься в свободное от учёбы время? – Часто ли ты тратишь время впустую? – Как ты понимаешь выражения «Береги своё время», «Минута час бережёт»?

Возьми интервью у одноклассников.

  • Ты всегда приходишь в школу вовремя?
  • Чем ты занимаешься в свободное от учёбы время?
  • Часто ли ты тратишь время впустую?
  • Как ты понимаешь выражения «Береги своё время», «Минута час
  • бережёт»?

Делу время – потехе час

Делу время – потехе час

Загадки Без ног и  без крыльев оно, Быстро летит, Не догонишь его.  Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас.  Время

Загадки

Без ног и

без крыльев оно,

Быстро летит, Не догонишь его.

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас.

Время

Е .Шварц «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.»

Е .Шварц

«Человек, который

понапрасну теряет время,

сам не замечает, как стареет.»

Е. Л. Шварц  В городе Казани, давным–давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября, родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви.

Е. Л. Шварц

В городе Казани, давным–давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября, родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц.

Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви.

Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре.  Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика.

Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре.

Мать Жени — Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика.

 Книги Е.Л.Шварца

Книги Е.Л.Шварца

Евгений Львович Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Евгений Львович Шварц.

«Сказка

о потерянном времени»

 Керосиновые лампы

Керосиновые лампы

 Окладистая борода

Окладистая борода

 ходики

ходики

 Пола, полы

Пола, полы

 Поговорка Всё пропало. Терять время понапрасну. Держать ухо востро .

Поговорка

  • Всё пропало.
  • Терять время понапрасну.
  • Держать ухо востро .

Словарная работа Ходики – настенные часы с гирями Ходить на цыпочках – ходить на носочках, красться Забрезжить – рассветать Ситный – мучное изделие Колбаса (трамвайная) – свободный конец сцепки сзади последнего вагона старых трамваев

Словарная работа

Ходики – настенные часы с гирями

Ходить на цыпочках – ходить на носочках, красться

Забрезжить – рассветать

Ситный – мучное изделие

Колбаса (трамвайная) – свободный конец сцепки сзади последнего вагона старых трамваев

 Фразеологизмы. Еле ноги унёс -сильно устал от беготни С ног сбился- убежал И в ус не дует -всё делал быстро Не терял понапрасну время -не обращает внимания

Фразеологизмы.

  • Еле ноги унёс -сильно устал от беготни
  • С ног сбился- убежал
  • И в ус не дует -всё делал быстро
  • Не терял понапрасну время -не обращает внимания

Памятка Характеристика литературного героя 1) Описание внешности (портрет). 2) Поведение, поступки героя. 3) Чувства, переживания, мысли. 4) Речь – о чём и как говорит герой. 5) Отношение героя к людям, окружающему миру, своему делу. 6) Отношение других действующих лиц к герою.

Памятка

Характеристика литературного героя

1) Описание внешности (портрет).

2) Поведение, поступки героя.

3) Чувства, переживания, мысли.

4) Речь – о чём и как говорит герой.

5) Отношение героя к людям, окружающему миру, своему делу.

6) Отношение других действующих лиц к герою.

Для характеристики героя автор использует монолог как форму речевого высказывания.  Монолог – это речь действующего лица, обращённая к самому себе или к зрителям.

Для характеристики героя автор использует монолог как форму речевого высказывания.

Монолог – это речь действующего лица, обращённая

к самому себе или к зрителям.

6. Инсценируй фрагмент «Сказки…» или прочитай по ролям. Действие 1. Петя Зубов, превратившись в старика, приходит на занятия в школу. Действие 2. Разговор злых волшебников в лесном домике. Действие 3. Главные герои переводят стрелки часов, чтобы вновь стать детьми

6. Инсценируй фрагмент «Сказки…» или прочитай по ролям.

Действие 1.

Петя Зубов, превратившись в старика, приходит на занятия в школу.

Действие 2.

Разговор злых волшебников в лесном домике.

Действие 3.

Главные герои переводят стрелки часов, чтобы вновь стать детьми

7. Восстанови последовательность эпизодов. • Перевоплощение и осознание своих ошибок • Поиск школьников-стариков • Встреча с волшебниками • Превращение в старика • Тайна о потерянном времени

7. Восстанови последовательность эпизодов.

Перевоплощение и осознание своих ошибок

Поиск школьников-стариков

Встреча с волшебниками

Превращение в старика

Тайна о потерянном времени

8. Давай поиграем! Верите ли вы, что… 1) Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков. 2) Злые волшебники считали время на калькуляторе. 3) Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро 4) Дом волшебников освещался керосиновой лампой. 5) Дом волшебников находился на опушке леса. 6) До леса дети-старички доехали на троллейбусе. 7) Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича. 8) Часы в доме волшебников называли часики. 9) Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 76 раз. 10) Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как старее

8. Давай поиграем!

Верите ли вы, что…

1) Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.

2) Злые волшебники считали время на калькуляторе.

3) Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро

4) Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

5) Дом волшебников находился на опушке леса.

6) До леса дети-старички доехали на троллейбусе.

7) Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

8) Часы в доме волшебников называли часики.

9) Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную

сторону 76 раз.

10) Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как

старее

Это интересно По мотивам сказки Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени» в 1964 году снят художественный фильм, а в 1978 году – мультипликационный фильм.

Это интересно

По мотивам сказки Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени» в 1964 году снят художественный фильм, а в 1978 году – мультипликационный фильм.

Краткосрочный план урока по литературному чтению № 3-2-5

Сквозная тема:

«Время»

Школа: 121

Дата: «__13__» ноября 2018 г.

ФИО учителя: Имрамзаева И.И.

Класс: 3 «__Г__» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Лексическая тема:

Береги время.

Тема урока:

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

3.1.3.1 прогнозировать развитие сюжета произведения по поступкам, характеристике героев и событиям

3.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни

3.3.2.1 писать творческие работы разных жанров: письмо герою сказки

Развитие

навыков:

1.3 Прогнозирование событий в произведении

2.4 Определение жанра литературного произведения

3.2 Создание творческих работ разных жанров

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:

Прогнозировать события в сказке. Определять жанр художественного произведения. Создавать творческие работы разных жанров.

Большинство учащихся смогут:

Прогнозировать события в сказке. Определять жанр художественного произведения. Создавать творческие работы разных жанров.

Работая над этими задачами в группе, проявляя инициативу, мотивируя других учащихся к диалогу.

Некоторые учащиеся смогут:

Прогнозировать события в сказке. Определять жанр художественного произведения. Создавать творческие работы разных жанров.

Работая над этими задачами в группе, брать на себя лидерские функции, проявляя инициативу, мотивируя других учащихся к диалогу, творческой работе.

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

  • изобразительное искус­ство – самопознание — познание мира-музыка

Навыки

использования ИКТ

Просмотр видеоролика, презентация урока.

Предварительные

знания

Материал 2 класса и 3 класса 1 четверти. Ораторское мастерство. Пересказ с использованием иллюстраций.

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0-3 мин

Игра на создание коллаборативной среды — «МОЯ МИНУТА»

Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Участников просят приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать ведущего. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т.е. считать до 60. Дается команда «Закончили!» Каждый запоминает число. Если счет закончился на числах 57-63, то это свидетельствует о высокой работоспособности в данный момент.

* Игра «УЛЫБКА».

Дети смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку .

— Какое настроение у вас сейчас?

— Как вы думаете, много ли времени у нас ушло на то, чтобы подарить друг другу хорошее настроение?

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, 
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений —
Мы вместе сочиним урок!
Но не обычный, повседневный
Урок мы с вами проведем.
Увидим мы театр волшебный, 
На сцену сказку позовем…

-Видео 1

Видео 1

Середина урока

3-6 мин

1.Актуализация знаний.

Какую драгоценность мы будем с вами искать на этом уроке? Вы догадались? Отгадайте загадку.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

-О чем эта загадка? Какую сказку пригласим? Кто автор? (Народ).

2.Эта сказка народная или авторская?

-Почему она названо сказкой? Что здесь сказочного?

Вспомните законы авторской сказки.

Авторская литературная сказка.
– Это волшебная сказка, т. к. в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики.

– В литературной сказке Шварца выполняются основные сказочные законы:

1. Закон сказочной справедливости – добро всегда побеждает зло.
2. Что сказано – осуществляется.
3. У сказки всегда хороший конец.

(Сказочные герои обычно четко делятся на по­ложительных и отрицательных. И если положительные попадают в беду, то исключительно по вине отрицатель­ных. Не то у Шварца. Отрицательное: трусость, жесто­кость, вероломство — присутствуют в каждом из нас. Вот от этого он и помогает нам избавиться своими произведе­ниями.)

  • Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

Слайд с часами.

Слайд с автором и обложкой книги.

Критерии успеха

7-8 мин.

Формулирование темы и цели урока.

– Чему будет посвящен сегодняшний урок?

Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Формулирование целей урока.

Что мы не будем делать сегодня на уроке, давайте зачеркнем.

читать думать

слушать

играть петь

анализировать

кушать танцевать

Цель нашего урока — научиться:

Слайд

слайд

9-13 мин

14-15 мин.

16-24

25-35 мин.

Мозговой штурм:

-Назовите героев сказки.

— Нашёл Петя Зубов остальных ребят?

— Как он нашёл этих ребят?

— Чем они занимались?

— Как вы понимаете выражение «жизнь кругом так и кипит»?

— Почему раньше Петя этого не замечал?

— Как вы думаете, что творилось в душе у Пети? Почему?

— Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?

-Что можно сделать за 1 минуту?

-Вспомните пословицы о времени.

Упустишь минуту – потеряешь час.

  1. Делу время – потехе час.

  2. Потерянную вещь можно найти, потерянное время – никогда.

  3. Время ушло – счастье ушло.

  4. Минута час бережет.

  5. Порядок бережет время.

  6. Начиная дело, о конце помышляй.

  7. Время не ждёт.

  8. Всему своё время.
    Время как воробей: упустишь – не поймаешь..
    Время не деньги, потеряешь – не найдёшь.
    Час упустишь, годом не наверстаешь

-Чему они нас учат?

Вывод:Потеряешь деньги – ничего не потеряешь.
Потеряешь здоровье – немного потеряешь.
Потеряешь время  – потеряешь жизнь.

Жизнь дана на добрые дела.  Спешите делать добро..

Чтение последних страниц сказки.

— Как теперь ребята стали относиться к времени?

— Что автор предлагает нам запомнить? Почему?

Вывод: Дети спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. А потерянное время – это утраченная драгоценность. Следи за своим временем. Для этого пользуйся часами.

Фантазия Е.Л.Шварца была неистощима, а он сам был великим тружеником. Писатель всегда старался не тратить времени попусту, как это неосторожно сделали в сказке ленивые школьники. — Представьте себя на их месте. Не правда ли страшно?

                    

     ДЕТИ                                 ВОЛШЕБНИКИ

Петя Зубов                        Сергей Владимирович

Маруся Поспелова             Ольга Капитоновна

Наденька Сокола                Марфа Васильевна

Вася Зайцев            Пантелей Захарович

— Почему автор взял так много героев – 4 школьника и 4 волшебника?

— Что он этим хотел сказать?

— Какой литературный приём использовал автор?  (приём противопоставления)

Работа по группам

-Вопросы героям сказки.

-5 аргументов в защиту своих действий.

-Письмо герою сказки

Игра:верю-не верю

  1. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

_

+

_

+

+

Верите ли вы, что…

  1. Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.

  2. Злые волшебники считали время на калькуляторе. ( СЧЁТЫ)

  3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)

  4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

  5. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)

  6. До леса дети – старички доехали на троллейбусе. ( Трамвае)

  7. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

  8. Часы в доме волшебников называли часики. ( Ходики)

  9. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.

  10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

-Взаимопроверка между группами.Оценивание.

9-10 б. — отлично

7-8 б. — хорошо

5-6 б. — слабо

Меньше 5 — плохо

-Что для волшебников означало «время»? А что для ребят оно означало вначале и потом?

Чему  научила вас эта сказка ?

— Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан.

Нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление.

-Найти слова, в которых выражена главная мысль.

«Вот как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.»

-Видео 3

— Но можно ли спастись от этого несчастья?

— Как?

В сказке оказалось можно, если переставить стрелки часов.

— А в реальной жизни?

— Можно ли вернуть прошедшее время?

— Если нет, то какой вывод для себя должен сделать каждый ребёнок?

Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е.Л. Шварца “Сказка о потерянном времени”.

Видео

Слайд

Слайд

Видео 3

Видео

Конец урока

36-40мин

1.Итог урока.

Чему  научила вас эта сказка ?

— Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан.

Нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление.

-Делу время — потехе час!

-Песня «Драгоценное время» из фильма.

2. Рефлексия.

Карточка обратной связи

На обратной стороне напишите своё настроение.

Словарь настроений:

Мечтательное загадочное веселое

Прославляющее капризное хвалебное

Добродушное волшебное светлое

Возмущенное сонное героическое

Восторженное мрачное шутливое

Таинственное теплое радостное

Шаловливое тихое беспокойное

Торжественное тревожное скрытое

Бодрое серьезное хвастливое

Печальное ликующее нежное

Смешное обиженное хмурое

Грустное сказочное робкое

Тоскливое сердитое спокойное

– Что подразумевал Шварц под потерянным временем? Как вы понимаете название сказки?

3.Домашнее задание

Перескажите наиболее интересный, по вашему мнению, эпизод сказки от лица действующего персонажа этого эпизода.

Слайд

Видео 2

слайд

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности

В процессе работы на уроке учитель индивидуально помогает учащимся отвечать на простые вопросы,исправляет произношение при чтении вслух.Учитель стимулирует способных учащихся отвечать на вопросы и определять настроение автора.

Формативное оценивание.

  • Самооценивание .

  • Взаимооценивание при работе в группе, классом.

  • Результаты наблюдения учите­лем качества ответов учащихся на уроке.

  • Определение уровня усвоения навыка по теме

Физминутка.

Технологическая карта урока.

Предмет, класс

Литературное чтение. Разновозрастная группа 2-4 класс

Учитель

Батина Н.М.

УМК

«Школа России» (Климанова Л.Ф.)

Тип урока

Урок первичного изучения и закрепление нового материала

Тема

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цель

Познакомить учащихся со сказкой, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию текста, совершенствовать навык чтения, способствовать формированию нравственных качеств.

Планируемый результат:

УУД

Предметные умения:

Формировать навык чтения, прежде всего правильность и выразительность.

Формировать поисковый способ чтения.

Определять главных и второстепенных персонажей.

Выявлять мотивацию поведения персонажей.

Характеризовать персонажей.

Определять личное отношение к персонажам.

Выявлять причинно-следственные связи событий.

Составлять перечень вопросов к произведению.

Читать по ролям.

Иллюстрировать прочитанное.

Личностные:

осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время – потехе час»

Метапредметные:

регулятивные – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

познавательные – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Методы, приемы и формы учебной деятельности обучающихся

Методы: объяснительно-иллюстративный

Приемы: беседа, смысловое чтение

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Учебник Климанова Л.Ф. «Литературное чтение 4 класс, часть 2»

Презентация: биография Е.Л.Шварца

— физкультминутка

-алгоритм самооценки

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов.

Планируемые результаты УУД

Предметные

Формирование функциональной грамотности в определении УУД

1. Организацион ный момент. (слайд 1)

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

2 мин.

Организует класс на работу.

Приветствует учащихся, настраивает их на работу.

Мотивирует на позитивный настрой.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

— Зачем человеку нужно чтение?

— С какой целью вы пришли на урок?

— Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

— Поднимите руки те, кто больше любит слушать?

— А теперь те, кому нравиться читать самому?

Личностные:

знать и соблюдать основные моральные нормы поведения в классе.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

(слайд 2)

Цель: распознать основные жанровые особенности фольклорных форм.

3 мин.

Читает стихотворение и задает проблемные вопросы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы и аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

О сказке.

Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического.

Сказка обязательно чему-то учит.

— «В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них».

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

​​​​​​​

— Что мы называем сказкой?

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Регулятивные: готовность к созданию предстоящей деятельности; воспринимать речь учителя, выражать свое отношение.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3. Постановка учебной проблемы.

(слайд 3)

Цель: пробудить интерес к получению новой информации.

7 мин.

Демонстрация биографии Е.Л. Шварца.

Постановка проблемных вопросов перед учащимися.

Организует работу с пословицами.

Организует учащихся на самооценку.

Просмотр презентации.

Работа в паре.

Дети совещаются в парах и приходят к выводу.

— Будем читать произведение, которое написал Е.Л. Шварц.

Читают пословицы, анализируют и приходят к выводу:

«Героям не хватает доброты, собранности и трудолюбия».

Самооценка.

— Как вы думаете, чему пытается научить в своих произведениях Е.Л Шварц?

— Давайте попробуем определить, какая пословица будет сопровождать и станет девизом сегодняшнего урока.

На доске записаны пословицы.

1. Ложь человека не красит.

2. Делу время, потехе час.

3. Упустишь минуту – потеряешь час.

— Чего же не хватает героям произведения Е.Л. Шварца?

— А теперь оцените себя сами на первом этапе урока. Если вы справились на отлично, то нарисуйте звездочку зеленым цветом, если хорошо – синим, если что-то не получилось – красным.

Познавательные: умение подвести под понятие.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

4. Формулирова ние проблемы, планирование деятельности. (слайд 4)

Цель: создать условия для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

2 мин.

Предлагает учащимся открыть учебник и прочитать (про себя) название сказки.

На доске открывает запись темы урока.

Учащиеся открывают учебник и читают название сказки.

Отвечают на вопрос.

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Открываем учебник.

— Прочитайте, как называется сказка?

Тема урока «Сказка о потерянном времени».

Личностные: принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

5. Физминутка. (слайд 5)

Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

6. Открытие нового знания.

Цель: обеспечить восприятие и осмысление содержания нового произведения.

1. Первичное восприятие текста. (слайд 6)

4 мин.

2. Проверка первичного текста. (слайд 7)

Цель: установление правильности и осознанности целостного восприятия, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

5 мин.

3. Применение новых знаний. (слайд 8)

Цель: обеспечить усвоения аргументов для убеждения человека в силе истины.

5 мин.

(слайд 9)

(слайд 10)

Зачитывает начало сказки.

Организует чтение обрывка беседы Пети Зубова и Тети Наташи по ролям.

Учитель организует самостоятельное чтение детьми оставшегося отрывка.

Организует беседу по содержанию.

Организует работу с учебником.

Организует дискуссию.

Организует учащихся на самооценку.

Дети слушают начало сказки в исполнении учителя и отвечают на вопросы.

Чтение диалога по ролям без слов автора (хорошо читающимися детьми).

Остальные следят по тексту.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа учащихся.

Дочитывают текст «про себя».

Фронтальная работа.

Дети отвечают на вопросы.

Находят в учебнике нужный отрывок текста и читают его.

Высказывают свои предложения из собственного опыта.

Самооценка.

— Определите, это сказка бытовая или волшебная?

— Кто является главным героем сказки? Какую характеристику вы могли бы ему дать?

— Что случилось однажды с Петей Зубовым? Как вы думаете, почему волшебники решили заколдовать именно его?

— Как повел себя Петя Зубов после превращения в старика?

— Какое чувство вы испытываете по отношению к главному герою сказки?

— Можете ли вы объяснить название этой сказки? Что из событий этой сказки могло бы произойти по-настоящему?

— Как вы думаете, удастся ли Пете исправить ситуацию, в которую попали дети? Как это происходило?

Прочитаем дальше.

— Что необходимо было сделать Пете Зубову для спасения?

— Как вы думаете, изменится ли теперь характер главного героя сказки и его «товарищей»?

Выборочное чтение.

Найди и прочитай:

— Как Петя распознавал в старушках и стариках своих «товарищей»? Подтвердите свой ответ словами из текста.

— Какие слова о времени произнес Петя Зубов, когда заблудился в лесу? Зачитайте.

— Как вы понимаете эти слова?

— Что же случилось с волшебниками? Зачитайте.

— Прочитайте последнее предложение сказки. Какой вывод можно сделать?

— Соотнесите идею сказки с пословицами, записанными на доске.

— Многие сказки кончаются такими словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

— Какой урок вы извлекли для себя из этой сказки?

— Расскажите, как вы бережете свое время и время окружающих вас людей.

Закончите предложение:

— Сказки разных народов мы читали, но где бы человек ни жил, все сказки учат…

— Оцените себя сами на этом уроке.

Полноценно воспринимать при чтении вслух и «про себя», при прослушивании текста в исполнении учителя и перерабатывать содержание материала, получая от этого удовольствие; уметь прогнозировать содержимое читаемого; устанавливать причинно-следственные связи; определять главную мысль произведения;

характеризовать героев

*пользоваться сносками.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; эмоционально «проживать» текст, выражать эмоции; понимать ценности семьи, чувства уважения, ответственности по отношению к своим близким.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; анализировать информацию.

Регулятивные: передавать содержание прослушанного и прочитанного в виде пересказа; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные: участие в коллективной дискуссии, формирование аргументов, умение корректировать, изменять свою точку зрения.

7. Итог урока. (слайд 11)

3 мин.

Задает вопросы учащимся.

Дети, на основе полученных знаний, отвечают на вопросы.

— С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

— Каково оно по жанру?

— Какие элементы сказки вы можете назвать?

— Какой урок может извлечь из этой сказки для себя каждый читатель?

Личностные: вырабатывать способность к нравственной оценке; развивать эмпатию; формировать способность к эмоционально-личностной децентрации.

8. Рефлексия учебной деятельности. (слайд 12)

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

7 мин.

Организует работу в группах.

Составление плана сказки.

Организует учащихся на оценку.

Работа в группах.

Дети дают оценку работы учащихся.

Работа в группах.

— На сколько смысловых частей вы могли бы разделить весь текст сказки?

— Какое заглавие каждой части вы могли бы предложить?

Запись в тетради:

1. Ученик Петя Зубов.

2. Беда Пети Зубова.

3. «Волшебный» дом.

4. Поиск товарищей.

5. Победа над волшебством.

— Что получилось? (План)

— Для чего необходим план произведения?

-Оцените себя сами на этом этапе урока.

— Ребята, как бы вы оценили работу одноклассников в команде?

Личностные: высказывать и пояснять свою точку зрения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы ребят в группе.

9. Домашнее задание.

(слайд 13)

2 мин.

Записывает д/з на доске.

Записывают д/з в дневник.

Опираясь на составленный план, подготовить пересказ сказки; нарисовать рисунок к сказке.

Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

3 «А» класс

25.10.16 г.

Литературное чтение

Тема урока: Е.Шварц. Сказка о потерянном времени

Цель урока: ознакомление с литературной сказкой Е Шварца

Задачи урока:

1.Учиться формулировать основную идею сказки.

2.Развивать познавательный интерес, речь учащихся и технику чтения.

3. Воспитание высоких нравственных качеств характера.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: наглядный метод, словесный метод, работа с книгой. Формы работы на

уроке: коллективная, индивидуальная работа.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», выставка книг Е Шварца, портрет Е.Шварца,

«Время – бесценный дар», «Время – это главная ценность человека»

Ход урока

1 Организационный момент: постановка учебных задач урока.

2.Проверка домашнего задания: чтение и пересказ сказки Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»

3.Новая тема: Е.Шварц. Сказка о потерянном времени

А) Знакомство с творчеством Е. Шварца

Б) Первое чтение сказки.

Почему сказка имеет такое название?

5.Физминутка

6.Повторное чтение сказки

Как зовут главного героя сказки?

В каком классе он учился?

Каким вы представили Петю Зубова?

Согласны ли вы с тем, что он всё успеет? Почему?

7. Анализ произведения.

Как вы понимаете выражение «как всегда с опозданием»?

О чём это говорит?

Почему гардеробщица тётя Наташа не узнала Петю?

Что с ним произошло?

Каким он стал? Почему?

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Узнала ли его мама?

Что значит, «куда глаза глядят»?

Какие мысли появились у Пети Зубова?

Жалко ли ему себя? Почему?

Как бы вы ответили на Петин вопрос «Чем же всё это кончится?»?

Как вы думаете, что делать Пете Зубову теперь?

Где оказался Петя?

Кого он увидел в домике?

О чём говорит «злые волшебники и злые волшебницы»?

Как устроено на свете?

Что значит «понапрасну теряет время»?

Действительно ли эти волшебники «злые»? Почему?

В начале урока вы сказали, что вернуть время нельзя. Что же теперь делать Пете Зубову?

Неужели он останется стариком навсегда?

Что бы вы посоветовали?

О чём узнал Петя?

Почему волшебники уверены, что ребята не смогут вернуть потерянного времени?

Сколько оборотов стрелками должны сделать ребята?

Как вы думаете, почему именно 77?

Число 77 число космической тайны. Поэтому этот знак, прежде всего, нас

предупреждает о нашей силе и, обращаясь к нашему разуму, говорит, что мы можем

проникнуть в мир, где наши все мечты сбываются.

Для чего волшебники хотели стать маленькими?

Что теперь будет делать Петя Зубов?

Сможет ли он найти остальных ребят?

Успеют ли они повернуть время вспять и снова стать детьми?

Дома вы прочитаете сказку до конца и сможете найти ответы на эти вопросы.

8. Вывод: Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают

дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче,

сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся

экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен

каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и

экономить время, не растрачивать его понапрасну.

9.Итог урока:

Кто главные герои сказки? (дети и волшебники)

Что для волшебников означало «время»?

А что для ребят оно означало сначала и потом?

Чему учит сказка?

10. Задание на дом: стр. с.7377,читать и готовить пересказ.

Технологическая карта урока
«Е.Л. Шварц «Сказка
о потерянном времени»

Автор: Яцухно Дина Александровна

Организация: ГБОУ СОШ № 81 Калининского района СПб

Населенный пункт: г.Санкт-Петербург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровье детей − это политика, в которой заложено будущее страны, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Это самая сложная и важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Хочется, чтобы юное поколение, наше будущее, научились укреплять свое здоровье. Нужно донести до детей, что здоровье — это не просто отсутствие болезней, а возможность жить радостно, гармонично развиваться, иметь силы на созидание, создание, чувствовать себя в мире комфортно, уверенно, уважать себя и других. Поэтому важно заинтересовать детей и прививать им бережное отношение к своему и чужому здоровью, к окружающей среде и к планете, на которой мы живём, не только во время воспитательных мероприятий, но и в течение всего образовательного процесса

Технологическая карта урока «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

УМК: «Школа России» Л.Ф. Климанова. «Литературное чтение. 4 класс»

Тип урока: урок-игра

Цель: изучение произведения Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Задачи:

Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения.

•Развивать чёткую, грамотную, связную речь обучающихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.

•Воспитывать интерес к чтению, к произведениям русской литературы.

•Формировать у обучающихся установку на здоровый образ жизни

1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом.

2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи обучающихся, умения анализировать художественное произведение, умения давать героям оценку, умения воссоздавать прочитанное, умения раскрывать причинно-следственные связи.

3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания обучающихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.

4. Здоровьесозидающий аспект. Создать условия для сохранения здоровья обучающихся, формирования у них необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, использования полученных знаний в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

Предметные: расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Евгения Шварца; закрепить умение определять литературный жанр, определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению словарного запаса обучающихся, развивать умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать художественный текст.

Личностные. Создать условия для поиска решения проблемы при работе в группе; активно участвовать в совместном принятии решений, умение самостоятельно делать выводы.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: Формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
  • Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, умение ориентироваться в художественной книге.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир

Содержание учебного материала: Соответствие содержания задачам формирования здоровьесозидающего образовательного пространства. Урок литературного чтения может быть направлен не только на изучение произведения, но и может служить формированию здоровых привычек, воспитанию здорового образа жизни.

Обеспечение здоровьесберегающего режима на уроке:

  • Системность (взаимосвязанность требований, нормативов и регламентов, образующих целостную систему).
  • Дифференцированность (учет возрастных особенностей учащихся начальной школы).
  • Режим двигательной активности.

Список литературы, включая Интернет-ресурсы

  1. Акимов Н.. Наш автор — Е. Шварц. – Шварц Е.Л. Проза. Стихотворения. Драматургия. – М.:Олимп; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1998.
  2. Епифанова О.Н. Евгений Шварц. Конспект урока в 11 классе. — //Литература в школе. Мы знали Евгения Шварца. Л.; М., 1966.
    Цимбал С. Евгений Шварц.- Л., 1961.
  3. Е.С. Гостимская, М.М. Мишина «Уроки по курсу литературное чтение» к учебникам Л.Ф.Климановой и М.В.Головановой 4 класс, Москва,2006 г.
  4. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс к УМК «Школа России» Москва, ВАКО, 2014 г.
  5. Климанова Л.Ф. «Литературное чтение: 4 класс» ч. 2. Стр. 4-16 — М: Просвещение, 2018 г.;
  6. Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской диссертации. Кемерово: КГУ.-2007
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Здоровьесозидающий аспект

1.Организационный момент

Организовать детей на урок. Вызвать интерес к предстоящему уроку. Создать положительный эмоциональный настрой

На доске: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь» Е.Л. Шварц.

— Здравствуйте, ребята! Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

— Огромное солнце не делим на части, и вечную землю нельзя поделить. А капельку счастья, вниманья, участья, ты можешь, ты должен друзья подарить.

А теперь приступит к определению темы урока.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Создание положительного эмоционального настроя.

Демонстрирует презентацию (слайд 1).

Сутки динозавров длились 2 часа.

Во времена динозавров Земля вращалась в 12 раз быстрее.

Высказывают свои мнения по данным предложениям.

Использование наглядности.

2. Мотивация к учебной деятельности, формулировка цели и темы урока

Формировать умения анализировать задания и ставить цель на урок и формулировать тему

Соответственно, ночь и день тоже сменялись раньше, чем сейчас, а год проходил почти незаметно.

(слайд 2) Жители востока определяли время по запаху

Китайцы и японцы изобрели огневые часы, время по которым измерялось с помощью ароматов. Каждый аромат обозначал определенное время суток. Если в доме пахло розами, значит, время шло к полудню. Сложность была только в одном: регулярно зажигать палочки, чтобы не сбить счет времени.

слайд 3. Мы видим прошлое – настоящее опаздывает.

Часть предметов, которые мы видим, на самом деле не являются таковыми. Например, Солнце. Его «изображение» запаздывает на 8 минут. Свет звезд и спутников доходит до сетчатки глаза не сразу. Сначала лучам нужно «долететь» до Земли.

слайд 4. Римляне измеряли время водой. Они изобрели

водяные часы. Каркас часов — большой сосуд с жидкостью, на дне которого есть маленькое отверстие.

Взаимодействуют с учителем.

Участвуют в учебном диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

Отвечают на заданные вопросы.

Оценивают правильность высказываний.

Через него по капле вытекает вода. Отсюда известное выражение «много воды утекло», что обозначает «прошло много времени».

слайд 5. При кругосветном путешествии можно сэкономить сутки. Это реально, если начать кругосветное путешествие, двигаясь на восток. При этом совсем не важно, с какой скоростью вы будете перемещаться. Этот факт впоследствии Жюль Верн описал в романе «Вокруг Света за 80 дней».

слайд 5. В минуте не всегда 60 секунд. Лишнюю секунду добавляет служба вращения Земли, чтобы мировое время соответствовало солнечному. Пережить эту длинную минуту можно дважды в год — 30 июня и 31 декабря.

— Ребята, скажите, а с чем связаны эти факты?

Действительно, здесь были собраны странные факты о времени и часах, которые я думаю вас удивили. На самом деле, у времени есть запах, а еще мир частично живет в прошлом. Исходя из этого, давайте определим цели и тему урока.

-Совершенно верно. Ну что ж, давайте проверим осанку, это для нас очень важно, и приступим к работе.

Предупреждение нарушения осанки.

3. Первичное восприятие текста

Закреплять навыки чтения вслух и про себя.

Формировать навыки самопроверки и самооценки, умение формулировать советы, умение регулировать свое поведение.

— А почему мы должны ценить время и не тратить его зря?

— В этом мы убедимся, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Прежде чем мы начнем читать, проведем речевую разминку. Повторяйте за мной.

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр,ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр

Ил-ил-ил,ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил

Ца-ца-ца, ца-ца-ца — нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит-ит-ит,ит-ит-ит –добрый доктор Айболит.

Прочтение сказки. Организует работу с текстом.

Словарная работа.

— Во время чтения текста вам встретились слова, значение которых понятны не всем.

Окладистая (борода) -широкая и густая.

Керосиновая лампа-лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики-небольшие стенные часы с гирями

Дети отвечают: время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела — время, потраченное зря.

Дети участвуют в речевой разминке

Дети читают сказку по цепочке.

Дети работают над значением слов. Высказывают свои предположения.

Использование игровой ситуации.

Использование наглядности.

Смена деятельности

4.Обобщение и систематизация знаний и умений.

Формировать умение решать логические задачи.

Формировать умение взаимодействовать в группе.

Формировать коммуникативную культуру

Физминутка «Танец с ускорением» (видеофрагмент)

— Проверим, насколько вы были внимательными при чтении текста и кто лучше знает материал?

-Сегодня вы будете работать в группах.
Организует работу в группах. Напоминает правила работы в группе.

-Выберите, пожалуйста. капитана и название команды.

Задание «Разминка»

Учитель: Для каждой команды приготовлено по 3 вопроса.

В каком классе учился главный герой сказки?

Какое любимое слово у него было?

Почему Петя чувствовал себя несчастным?

По каким предметам отставал Петя?

В кого превратился главный герой сказки?

О чем больше всего горевал Зубов, став взрослым?

Сколько было злых волшебников?

Где Петя Зубов их встретил?

Как звали главного злого волшебника?

По каким признакам Зубов узнал Марусю Поспелову?

Как выдала себя Надежда Соколова?

Сколько раз надо было повернуть стрелки часов назад?

Организуются в группы

Отвечают на вопросы

(В 3-ем классе) («Успею») (Он не мог играть с друзьями) (Русский язык, арифметика, пение) (В высокого, худого, бледного старика) («Мне даже пенсию не дадут») (4) (В лесном домике) (Сергей Владимирович) («Газета «Пионерская правда», съела изюм из батона, играла в мяч) («Играла в классы») (77)

Двигательная активность, веселая обстановка, положительные эмоции, использование видеофрагмента.

Смена деятельности

Общение с одноклассниками.

5.Рефлексия.

Формировать умение анализировать свою работу, делать выбор.

— Ребята, давайте по результатам нашей работы составим синквейн

Напоминает форму составления синквейна.

1-ая — строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова.

2-ая строка – два прилагательных, характеризующих это понятие.

3-я строка – три глагола, отвечающих за действие.

4-ая строка – короткое предложение, раскрывающее суть происходящего.

5-ая – синоним главного слова.

Делают выводы о результатах урока.

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Смена деятельности.

Осознание значимости работы на уроке.

Возможность задать вопросы учителю.

Оценка своего эмоционального состояния

6.Подведение итогов.

Домашнее задание.

Формировать умения обобщать, делать выводы, работать в команде

— Достигли ли мы целей урока. Докажите свою точку зрения.

Домашнее задание

1. Сочините рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу – время, потехе – час».

2.Найдите пословицы и поговорки, которые отражают смысл названия раздела.

3. Найдите дополнительную информацию о видах часов.

Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения.

Выбирают домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание

Приложения:

  1. file0.docx.. 361,5 КБ

Опубликовано: 10.12.2022

  • Е шварц сказка о потерянном времени 3 класс ксп
  • Е чарушин теремок русская народная сказка рукавичка 1 класс школа россии
  • Е чарушин страшный рассказ кот епифан друзья никита охотник томкины сны
  • Е чарушин страшный рассказ 2 класс тест
  • Е чарушин лисята картинки к рассказу