Единственная форма духовной жизни причастность к миру легенды сказки

Урок 4.

Письменный анализ эпизода «Сон Обломова» (9 глава)

Цели урока: Развитие письменной речи учащихся; помочь учащимся найти материал в главе, отвечая на вопросы темы,

Выстроить речевые переходы, переходя от части к части.

Ход урока.

«И Илюша… лелеемый, как экзотический

цветок …рос медленно и вяло. Ищущие

проявления силы обращались внутрь и никли, увядая».

    1. Вступление. Роль мотива сна в романе.

Варианты вступления:

  1. После патетической сцены 8 главы, передающей возмущение Обломова тем, что слуга сравнил его с «другими», герой произносит «тайную исповедь перед самим собой», в которой задаёт вопрос: «Отчего я такой?». И засыпает. И ему снится сон, который и объясняет, почему хорошие, светлые начала его души всё-таки так и остались нереализованными, почему пропал, погиб человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный.

  1. Реалистическая литература признаёт связь человека и среды. Характера и обстоятельств. Обращается к дням детства. Годам воспитания своих героев. Сон позволяет зримо представить среду, взрастившую Илью Ильича, социальные и нравственные истоки его личности, причины его трагедии. «Я старался показать в Обломове, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в.. кисель», — в этом признании И. А. Гончарова смысл сна Обломова.

    1. Обломовщина как философия жизни.

  1. Идиллический пейзаж. Прошлое в «сне» конкретно и в то же время символично. На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, медленное течение рек. Природа здесь как мать заботится о тишине, размеренной спокойной жизни человека. Грозы не страшны, страшных бурь, разрушений в том краю не бывает. «Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений».

Обломовка – обыкновенная усадьба с крепостническим укладом, с другой стороны, жизнь в ней течёт по своим внутренним законам.

  1. Первейшие жизненные потребности обломовцев – еда и сон. Забота о пище была главная забота в Обломовке

  2. Единственная форма духовной жизни – причастность к миру легенды, сказки. Сказка для обломовцев – попытка с помощью воображения объяснить и разгадать мир, но и реакция на страшный мир реальной жизни, от которой люди так надёжно спрятались, заменив жизнь вымыслом.

  3. Отношение к труду. Сносили труд как наказание. В результате человеку ничего не нужно: «жизнь как покойная река текла мимо и сводилась к трём главным актам жизни: родинам, свадьбе, похоронам». Но нигде в этих актах не нашлось места ни книге, ни образованию: «Илья Иванович не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью… без которой легко можно обойтись»

  4. Любовь в Обломовке.

  5. Обряды, обычаи и приметы обломовцев.

    1. Какова роль данного эпизода в романе? Гончаров показал, как любящие и заботливые родители вырастили абсолютно беспомощного взрослого человека! А ведь родился Илья, как и все дети, любознательным, пытливым ребёнком. Глава называется «Сон Обломова». Жизнь — это сон, следовательно, обломовщина как философия жизни смертельно опасна для человека. Эпизод помогает понять, почему не состоялась жизнь героя. Без этого эпизода роман не имел бы такой силы обобщения и типизации.

Тема: Анализ 2-3 части романа. Штольц. «Собственно роман». Пробуждение. «Восхождение героя». Обломов и Ольга Ильинская.

Цели уроков: беседа, сопровождаемая комментированным чтением отдельных сцен.

Ход урока.

  1. Вступительное слово. По замыслу Гончарова. Только со 2 части начинается собственно роман. (Из письма Гончарова к Л. Н. Толстому: «Не читайте 1 часть «Обломова», а если удосужитесь, то почитайте 2 и 3».)

Когда на французском языке была переведении лишь 1 часть «Обломова» и в таком самостоятельном виде напечатана, негодованию Гончарова не было предела: «…в этой 1 части заключается только введение, пролог к роману, комические сцены Обломова и Захара – и только, а романа нет! Ни Ольги, ни Штольца, ни дальнейшего развития характера Обломова. Остальные 3 части не переведены, а эта 1-я часть выдана за отдельное сочинение! Какое нахальство».

Со 2 части повествование теряет статичность. Появляется Ольга. Грядет любовная драма, в драматическом действии развёртывается подлинный характер главного героя.

2. 1– 2 главы 2 части.

Правда, открывается 2 часть портретом Штольца, но в том-то и особенность «Обломова» как монографического романа, центростремительного по своей конструкции, что этот портрет даётся не самостоятельно, а в постоянном сопоставлении с Обломовым. История Штольца больше рассказана, чем представлена в картинах (а образ Обломова уже сформировался в воображении читателя), характеристика Штольца «работает» не столько на него самого, сколько на его друга.

3. 1-е сообщение. Портрет, история Штольца (2гл., ч.2)

4. Дополнение учителя. Штольц рос и воспитывался по соседству с Обломовкой, но формирующие его характер условия были совершенно разными. Отец героя – немец, управляющий в дворянском поместье, привил сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Мать – русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душойпередала Андрею свою духовность. В отличие от Обломова, Штольц – воплощённая энергия: с. 147 (2 глава).

Если Обломов — весь в стихии эмоциональнойШтольц предельно рационалистичен: «148/2, 2».

Вот такими категорическими формулировками «рассказан» Штольц. Ощущается некоторая «сделанность». А помните, как говорил Гончаров об истоках характера Штольца. Что-то уж слишком они математически выверены: «144», 1-я глава.

(Филистер – человек с узким обывательским кругозором; бурш – студент, принадлежащий к одной из студенческих корпораций.)

Возникает мысль: не искусственно ли сконструирован в качестве антипода герою романа этот Штольц «150/3» (гл. 2):

— отрицанием обломовской мечтательности, робости перед жизнью «148/1»,

— аморфности характера «150/1»,

— его мучительной рефлексии «150/2».

От такого нагнетения качеств «положительных» подрывается доверие читателя не только к достоверности, но и к самой «положительности» этих качеств. Пуританский (словарь: отмечающийся строгой, показной нравственностью) фанатизм, расчётливость Штольца заставляют с симпатией вспоминать… слабого, ленивого, но противоречивого и страдающего Обломова. Таков неожиданный эффект апофеоза Штольцу.

5. Есть такой литературный приём – антитезахудожественное противопоставление. Роман «Обломов» весь строится на антитезах:

Прошлое – настоящее,

Обломовка – Петербург,

Обломов – Штольц.

Этот список можно продолжить. Гончаров всячески подчёркивает противоположность Обломова и Штольца:

  • Обломов русский, Штольц – наполовину немец и, главное, немец по воспитанию.

  • Обломов – барин. Штольц – сын управляющего.

  • Обломов – бездельник. Штольц – предприниматель. (Автор довольно небрежно характеризует занятия своего героя: «147/1». Рассказывать об этом Гончарову неинтересно: сам он не смыслил в коммерческих делах.)

6. В оценке Штольца, как ни странно, сошлись даже Добролюбов и Дружинин. Им обоим образ показался малоудачным, сухим и невыразительным. Правда, объяснили они это по-разному.

  • Добролюбов отметил, что в современной русской жизни пока слишком мало энергичных, деятельных людей, и потому писателю не удалось ярко показать такой тип.

  • Дружинин же считал Штольца прежде всего художественной неудачей Гончарова: «…это … персонаж, обрисованный с излишнею кропотливостью, которая всё-таки не даёт нам должной полноты впечатления».

Задумаемся: что значит «должной полноты»? Может быть, Андрей Иванович и не очень запоминается как личность (по крайней мере, он кажется тусклым на фоне Обломова), зато он в полной мере воплощает в себе идеалы, принципы, стиль новой жизни. Во 2-й половине 19 столетия Россия запоздало вступала в новый век. Большие города, промышленность, торговля – всё это вытесняло былой покой помещичьих гнёзд. На смену мечтателям приходили деловые люди. Таким деловым был и Штольц. И действительно неважно, чем именно и с кем конкретно он торговал.

Эта тема делает роман «Обломов» удивительно современным. Разве мы сегодня наблюдаем не те же процессы? Разве не торжествуют энергичные, предприимчивые… и безжалостные?

Да, Штольц безжалостен. Он вроде бы и любит Обломова и желает ему добра. Но всё равно рассказывает Ольге о том, что застал друга в разных чулках – хотя и знает, как боится Илья Ильич огласки этой позорной истории.

Организуя знакомство Ольги с Обломовым, Штольц как будто устраивает очередную торговую сделку. Всё рассчитано. Всё разумно. Но всё срывается.

7. – Заканчиваются главы о Штольце горячим «комплиментом» … Обломову, «в основании натуры которого «151» (гл. 2).

Так открыто заявлена одна из ведущих тем всего будущего повествования – тема «чистого, светлого и доброго начала» натуры Обломова. В 1-й части она робко прозвучала в 6 – 8 главках, когда открылось различие между Обломовым и «пошлыми людьми», достойными лишь гоголевского осмеяния. Теперь же первое упоминание об Обломове сопровождается целым «этюдом» о его простом и нехитром сердце, который уподобляется начальному аккорду совсем нового по тональности повествования.

  1. Глава 3.

Вот развивается сцена, начатая в 1-й части, — приезд Штольца: та же комната, тот же диван, Обломов на нём, рядом Захар. Но изменились сами авторские ремарки, которыми сопровождается разговор героя с приехавшим другом. Наедине со Штольцем, единственно близком ему человеком, Обломов становится таким, каким он был в тайной исповеди перед самим собой «в одну из ясных, сознательных минут в его жизни» (гл. 8, ч. 1, с. 94). Он отвечает на вопросы Штольца о своей жизни с. 151, 154 (гл. 3). В Илье Ильиче нет ни грани самодовольства «пошлого человека», грустно-скептически относится он к самому себе. Он отвечает на вопросы Штольца «печально», «с едва заметной горечью», «со вздохом».

  1. Глава 4, часть 2. Но 1-й разговор со Штольцем лишь подготовка ко 2-му, чрезвычайно важному и предельно ёмкому, где по-настоящему раскроется новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая мотивировка его безделия.

«с. 157/3», — заявляет Обломов Штольцу после целой недели, проведённой под его руководством в обществе, в хлопотах о делах. И в ответ на малоубедительные оправдания Штольца обрушивает на него свои страстные филиппики (словарь: грозные, обвинительные речи. Афинский оратор Демосфен разоблачал в своих гневных речах врага афинской демократии Филиппа Македонского): ситуация почти невозможная – ведь перед нами самоуверенный Штольц и робкий ленивец Обломов. Но тем большего она заслуживает внимания: Обломов нападает, а Штольцу нечем парировать.

«157/2». Вся та деятельность, которую в качестве образца представлял Штольц Обломову, кажется герою бессмысленной, пустоутробной: «159/1».

Так бездеятельность Обломова получает новое объяснение: он не только не может, но и не хочет включаться в этот круговорот пустоты, где за внешней энергичностью скрывается тот же всепоглощающий сон.

Вступив в круг «деятельных людей», — считает Обломов, — неминуемо потеряешь себя. «157/1» — взывает он к Штольцу.

Вспоминаются подобные реплики в эпизодах «парада гостей». «33/1» (ч 1, гл. 2) – недоумевает Обломов, выслушав рассказ франта Волкова о его «бешеной» светской жизни.

Судьбинский сообщает Обломову в качестве главной новости такое служебное нововведение: «34» (1 часть, гл. 2). «36/2» — думает Обломов, провожая глазами довольного собой карьериста… Серьёзность этих реплик «снималась» в 1 части ироническими авторскими оценками самого героя. Теперь же, в сцене со Штольцем, авторский тон по отношению к Обломову абсолютно серьёзен.

А Штольц молчит. Почему? (А за молчанием Штольца угадывается даже авторское благословение «филиппик» героя.)

А ведь обеспокоен измельчанием человека такой герой, который обладает светлой душой, — личность, пусть и растерявшая многое из своего природного богатства.

Илья Ильич был хорошо знаком с надеждами, так и со «всеобщими человеческими скорбями» и разуверениями. Юный Обломов вместе со Штольцем мечтал увидеть картины Рафаэля, Тициана, Корреджо, росписи Микеланджело, статую Аполлона Бельведерского, зачитывался произведениями Руссо, Шиллера, Гёте, Байрона. (164) Каждое из этих имён и все они вместе весьма точно указывают на духовные возможности и идеалы героя «Обломова».

  • Ведь Рафаэль – это прежде всего «Сикстинская мадонна», в которой современники Гончарова видели воплощение и символ вечной женственности;

  • Шиллер был олицетворением идеализма и идеалистов;

  • автор «Фауста» впервые выразил в этой философско-поэтической драме человеческую жажду абсолюта и сознание его возможности, а Руссо идеализировал «естественную» жизнь среди природы и вдали от бездушной цивилизации.

В своём полусонном петербургском существовании герой не мог, по его словам, «равнодушно вспомнить Casta diva», т. е. ту самую женскую арию из «Нормы» В. Беллини (163), которую он затем услышит в проникновенном исполнении Ольги Ильинской. Показательно, что своим толкованием арии ещё до знакомства с Ольгой предугадал драму их любви. «Какая грусть, — говорит он,- заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит её…»

А почему богатство растеряно? «166/1», — с горечью спрашивает себя Обломов. Взгляд, брошенный на себя, не снимает вопроса: «166/2». И тогда герой начинает всматриваться в мир вне себя. «166/3».

И горьким итогом звучат заключительные фразы этого монолога: «166/4, 5».

Если сопоставить признания Обломова в разговоре со Штольцем с его же монологами в начале романа, то создаётся впечатление, что их произносят 2 разных человека. «89» — последний абзац – доказывает барин, крепостник, самодовольный бездельник, подобный Манилову, Ноздрёву.

10. Монолог «166/3» сразу заставляет вспомнить горестные размышления Печорина с. 531 («Княжна Мери» от 3. 06). Апатия Печорина была иного происхождения, чем лень Манилова… Так намечается 2-я, печоринская ипостась (сущность – из др. гр. философии) Обломова: он не только выражение среды, но и её жертва. Между средой и героем обнаруживается расхождение, угадывается антагонизм.

Между написанием 1-й и последней частей 10 лет. Изменился и писатель, и сама жизнь за это время. Романы 50-х внимательны к многогранному миру человеческой души, её противоречивым и драматическим порывам. Романы объясняют жизнь, анализируют её. А в 40-е г.г. – улавливание только уродливых и смешных сторон частных типов. («Мёртвые души»).

Гончаров 10 переломных лет писал один роман, и изменение эстетических позиций этого художника запечатлелось внутри одного произведения.

  1. Ольга Ильинская.

Предыстория романа завершилась появлением героини – Ольги Ильинской. Спор, каков настоящий Обломов: «гоголевский персонаж» первой части или «лишний человек» второй – решился самим развитием любовного сюжета. «Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине»

«Объяснить» Обломова призвана Ольга. По натуре деятельная, энергичная, Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная. Глубокая, принадлежит к тому же типу русских женщин, что и Татьяна Ларина.

В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается сходство её с пушкинской Татьяной (гл. 5 с. 171) Как и Татьяна, Ольга не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей необычностью завсегдатаев балов.

В облике Ольги подчёркнут редкий артистизм (173) и печать мысли на лице. (173/2). «Поэтическое одушевление» «Обломову» придавал одухотворённый образ Ольги И., отразивший представления писателя о высоком назначении женщины в деле нравственного и эстетического совершенствования человека.

Д. з. 6 -10 гл., 2 часть

«Сон Обломова» — анализ эпизода

Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания.

Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства.

Именно «Сон Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души.

Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь засело в сердце Обломова.

Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом.

«Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться.

И в этом период как раз и начинает формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем ощущение это росло.

Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум был уже пародией на родителей.

Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием.

В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться.

Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Он был изолирован от этого мирского зла, которое царило везде.

Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс, данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением жизни Обломовки.

Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя.

Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор.

Но я считаю, что и в этом случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи.

И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни Обломова, ни его родителей.

Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием – обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих грязных цепей обломовщины.

К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно.

Но иногда в нём просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.

Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, и всё-таки тонет.

То же самое произошло и с Обломовым. Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился бы работать, но было ещё одно «но».

В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта, которому был подвержен.

Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.

Он с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его оттуда, так как он ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной.

Но сила Обломова в том, что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть чувства жалости и сострадания.

Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда благодатным краем, но под руками варваров (а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.

Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!

Сочинение про Сон Обломова

Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип героя. Он решает вечный вопрос «быть или не быть» ответом: «Только не теперь». Этот персонаж часто рисуется Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку.

Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.

Характер Обломова – результат воздействия на него всей окружающей жизни. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова».

Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.

Глава «Сон Обломова» несёт в романе ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает привычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».

По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, то есть внесюжетным элементом. Эта глава хотя и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета. Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.

Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял».

И так всегда – всё, что выбивается из привычного уклада жизни, из режима «поел-поспал», пугало обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!»

И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить.

Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Подле Илюши уже не нянька, а Захар, который до сих пор одевает Обломова, напоминает, что нужно умыться. Обломовка задушила в герое последние ростки любознательности и резвости: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание…

Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались.

Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».

Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще всё происходящее похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».

В Обломовке всё живое, одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».

И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.

Вступление. Роль мотива сна в романе.

Варианты вступления:

1) После патетической сцены 8 главы, передающей возмущение Обломова тем, что слуга сравнил его с «другими»

, герой произносит «
тайную исповедь перед самим собой
», в которой задаёт вопрос: «
Отчего я такой
?». И засыпает. И ему снится сон, который и объясняет, почему хорошие, светлые начала его души всё-таки так и остались нереализованными, почему пропал, погиб человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный.

2) Реалистическая литература признаёт связь человека и среды. Характера и обстоятельств. Обращается к дням детства. Годам воспитания своих героев. Сон позволяет зримо представить среду, взрастившую Илью Ильича, социальные и нравственные истоки его личности, причины его трагедии. «Я старался показать в Обломове, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в.. кисель»,

— в этом признании И. А. Гончарова смысл сна Обломова.

Обломовщина как философия жизни.

1) Идиллический пейзаж. Прошлое в «сне» конкретно и в то же время символично. На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих

холмов, медленное течение рек. Природа здесь как мать заботится о тишине, размеренной спокойной жизни человека. Грозы не страшны, страшных бурь, разрушений в том краю не бывает. «
Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений»
.

Обломовка – обыкновенная усадьба с крепостническим укладом, с другой стороны, жизнь в ней течёт по своим внутренним законам.

2) Первейшие жизненные потребности обломовцев – еда и сон. Забота о пище была главная забота в Обломовке

3) Единственная форма духовной жизни – причастность к миру легенды, сказки. Сказка для обломовцев – попытка с помощью воображения объяснить и разгадать мир, но и реакция на страшный мир реальной жизни, от которой люди так надёжно спрятались, заменив жизнь вымыслом.

4) Отношение к труду. Сносили труд как наказание. В результате человеку ничего не нужно: «жизнь как покойная река текла мимо и сводилась к трём главным актам жизни: родинам, свадьбе, похоронам».

Но нигде в этих актах не нашлось места ни книге, ни образованию: «
Илья Иванович не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью… без которой легко можно обойтись»
5) Любовь в Обломовке.

6) Обряды, обычаи и приметы обломовцев.

4. Какова роль данного эпизода в романе? Гончаров показал, как любящие и заботливые родители вырастили абсолютно беспомощного взрослого человека! А ведь родился Илья, как и все дети, любознательным, пытливым ребёнком. Глава называется «Сон Обломова». Жизнь — это сон, следовательно, обломовщина как философия жизни смертельно опасна для человека. Эпизод помогает понять, почему не состоялась жизнь героя. Без этого эпизода роман не имел бы такой силы обобщения и типизации.

Тема: Анализ 2-3 части романа. Штольц. «Собственно роман». Пробуждение. «Восхождение героя». Обломов и Ольга Ильинская.

Цели уроков: беседа, сопровождаемая комментированным чтением отдельных сцен.

Ход урока.

1. Вступительное слово. По замыслу Гончарова. Только со 2 части начинается собственно роман. (Из письма Гончарова к Л. Н. Толстому: «Не читайте 1 часть «Обломова», а если удосужитесь, то почитайте 2 и 3».)

Когда на французском языке была переведении лишь 1 часть «Обломова» и в таком самостоятельном виде напечатана, негодованию Гончарова не было предела: «…в этой 1 части заключается только введение, пролог к роману, комические сцены Обломова и Захара – и только, а романа нет! Ни Ольги, ни Штольца, ни дальнейшего развития характера Обломова. Остальные 3 части не переведены, а эта 1-я часть выдана за отдельное сочинение! Какое нахальство».

Со 2 части повествование теряет статичность. Появляется Ольга. Грядет любовная драма, в драматическом действии развёртывается подлинный характер главного героя.

2. 1– 2 главы 2 части.

Правда, открывается 2 часть портретом Штольца, но в том-то и особенность «Обломова» как монографического романа, центростремительного по своей конструкции, что этот портрет даётся не самостоятельно, а в постоянном сопоставлении с Обломовым. История Штольца больше рассказана, чем представлена в картинах (а образ Обломова уже сформировался в воображении читателя), характеристика Штольца «работает» не столько на него самого, сколько на его друга.

3. 1-е сообщение. Портрет, история Штольца (2гл., ч.2)

4. Дополнение учителя. Штольц рос и воспитывался по соседству с Обломовкой, но формирующие его характер условия были совершенно разными. Отец героя – немец, управляющий в дворянском поместье, привил сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Мать – русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой – передала Андрею свою духовность. В отличие от Обломова, Штольц – воплощённая энергия: с. 147

(2 глава).

Если Обломов — весь в стихии эмоциональной – Штольц предельно рационалистичен: «148/2, 2

».

Вот такими категорическими формулировками «рассказан» Штольц. Ощущается некоторая «сделанность». А помните, как говорил Гончаров об истоках характера Штольца. Что-то уж слишком они математически выверены: «144

», 1-я глава.

(Филистер – человек с узким обывательским кругозором; бурш – студент, принадлежащий к одной из студенческих корпораций.)

Возникает мысль: не искусственно ли сконструирован в качестве антипода герою романа этот Штольц «150/3

» (гл. 2):

— отрицанием обломовской мечтательности, робости перед жизнью «148/1»,

— аморфности характера «150/1»,

— его мучительной рефлексии «150/2».

От такого нагнетения качеств «положительных» подрывается доверие читателя не только к достоверности, но и к самой «положительности» этих качеств. Пуританский (словарь: отмечающийся строгой, показной нравственностью)

фанатизм, расчётливость Штольца заставляют с симпатией вспоминать… слабого, ленивого, но противоречивого и страдающего Обломова. Таков неожиданный эффект апофеоза Штольцу.

5. Есть такой литературный приём – антитеза

художественное противопоставление. Роман «Обломов» весь строится на антитезах:

Прошлое – настоящее,

Обломовка – Петербург,

Обломов – Штольц.

Этот список можно продолжить. Гончаров всячески подчёркивает противоположность Обломова и Штольца:

· Обломов русский, Штольц – наполовину немец и, главное, немец по воспитанию.

· Обломов – барин. Штольц – сын управляющего.

· Обломов – бездельник. Штольц – предприниматель. (Автор довольно небрежно характеризует занятия своего героя: «147/1». Рассказывать об этом Гончарову неинтересно: сам он не смыслил в коммерческих делах.)

6. В оценке Штольца, как ни странно, сошлись даже Добролюбов и Дружинин. Им обоим образ показался малоудачным, сухим и невыразительным. Правда, объяснили они это по-разному.

· Добролюбов отметил, что в современной русской жизни пока слишком мало энергичных, деятельных людей, и потому писателю не удалось ярко показать такой тип.

· Дружинин же считал Штольца прежде всего художественной неудачей Гончарова: «…это … персонаж, обрисованный с излишнею кропотливостью, которая всё-таки не даёт нам должной полноты впечатления».

Задумаемся: что значит «должной полноты»?

Может быть, Андрей Иванович и не очень запоминается как личность (по крайней мере, он кажется тусклым на фоне Обломова), зато он в полной мере воплощает в себе идеалы, принципы, стиль новой жизни. Во 2-й половине 19 столетия Россия запоздало вступала в новый век. Большие города, промышленность, торговля – всё это вытесняло былой покой помещичьих гнёзд. На смену мечтателям приходили деловые люди. Таким деловым был и Штольц. И действительно неважно, чем именно и с кем конкретно он торговал.

Эта тема делает роман «Обломов» удивительно современным. Разве мы сегодня наблюдаем не те же процессы? Разве не торжествуют энергичные, предприимчивые… и безжалостные?

Да, Штольц безжалостен. Он вроде бы и любит Обломова и желает ему добра. Но всё равно рассказывает Ольге о том, что застал друга в разных чулках – хотя и знает, как боится Илья Ильич огласки этой позорной истории.

Организуя знакомство Ольги с Обломовым, Штольц как будто устраивает очередную торговую сделку. Всё рассчитано. Всё разумно. Но всё срывается.

7. – Заканчиваются главы о Штольце горячим «комплиментом» … Обломову, «в основании натуры которого «151» (гл. 2).

Так открыто заявлена одна из ведущих тем всего будущего повествования – тема «чистого, светлого и доброго начала

» натуры Обломова. В 1-й части она робко прозвучала в 6 – 8 главках, когда открылось различие между Обломовым и «
пошлыми людьми
», достойными лишь гоголевского осмеяния. Теперь же первое упоминание об Обломове сопровождается целым «этюдом» о его простом и нехитром сердце, который уподобляется начальному аккорду совсем нового по тональности повествования.

Глава 3.

Вот развивается сцена, начатая в 1-й части, — приезд Штольца: та же комната, тот же диван, Обломов на нём, рядом Захар. Но изменились сами авторские ремарки, которыми сопровождается разговор героя с приехавшим другом. Наедине со Штольцем, единственно близком ему человеком, Обломов становится таким, каким он был в тайной исповеди перед самим собой «в одну из ясных, сознательных минут в его жизни»

(
гл. 8, ч. 1, с. 94
).
Он отвечает на вопросы Штольца о своей жизни с. 151, 154 (гл. 3). В Илье Ильиче нет ни грани самодовольства «пошлого человека
», грустно-скептически относится он к самому себе. Он отвечает на вопросы Штольца
«печально», «с едва заметной горечью», «со вздохом».
8. Глава 4, часть 2. Но 1-й разговор со Штольцем лишь подготовка ко 2-му, чрезвычайно важному и предельно ёмкому, где по-настоящему раскроется новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая мотивировка его безделия.

«с. 157/3», — заявляет Обломов Штольцу после целой недели, проведённой под его руководством в обществе, в хлопотах о делах. И в ответ на малоубедительные оправдания Штольца обрушивает на него свои страстные филиппики(словарь: грозные, обвинительные речи. Афинский оратор Демосфен разоблачал в своих гневных речах врага афинской демократии Филиппа Македонского): ситуация почти невозможная – ведь перед нами самоуверенный Штольц и робкий ленивец Обломов. Но тем большего она заслуживает внимания: Обломов нападает, а Штольцу нечем парировать.

«157/2». Вся та деятельность, которую в качестве образца представлял Штольц Обломову, кажется герою бессмысленной, пустоутробной: «159/1».

Так бездеятельность Обломова получает новое объяснение: он не только не может, но и не хочет включаться в этот круговорот пустоты, где за внешней энергичностью скрывается тот же всепоглощающий сон.

Вступив в круг «деятельных людей»,

— считает Обломов, — неминуемо потеряешь себя.
«157/1» — взывает он к Штольцу.
Вспоминаются подобные репликив эпизодах «парада гостей». «33/1» (ч 1, гл. 2) – недоумевает Обломов, выслушав рассказ франта Волкова о его «бешеной» светской жизни.

Судьбинский сообщает Обломову в качестве главной новости такое служебное нововведение: «34

» (1 часть, гл. 2). «
36/2
»
— думает Обломов, провожая глазами довольного собой карьериста… Серьёзность этих реплик «снималась» в 1 части ироническими авторскими оценками самого героя. Теперь же, в сцене со Штольцем, авторский тон по отношению к Обломову абсолютно серьёзен.
А Штольц молчит. Почему? (А за молчанием Штольца угадывается даже авторское благословение «филиппик» героя.)

А ведь обеспокоен измельчанием человека такой герой, который обладает светлой душой, — личность, пусть и растерявшая многое из своего природного богатства.

Илья Ильич был хорошо знаком с надеждами, так и со «всеобщими человеческими скорбями

» и разуверениями. Юный Обломов вместе со Штольцем мечтал увидеть картины Рафаэля, Тициана, Корреджо, росписи Микеланджело, статую Аполлона Бельведерского, зачитывался произведениями Руссо, Шиллера, Гёте, Байрона
. (164) Каждое из этих имён и все они вместе весьма точно указывают на духовные возможности и идеалы героя «Обломова».
· Ведь Рафаэль – это прежде всего «Сикстинская мадонна», в которой современники Гончарова видели воплощение и символ вечной женственности;

· Шиллер был олицетворением идеализма и идеалистов;

· автор «Фауста» впервые выразил в этой философско-поэтической драме человеческую жажду абсолюта и сознание его возможности, а Руссо идеализировал «естественную» жизнь среди природы и вдали от бездушной цивилизации.

В своём полусонном петербургском существовании герой не мог, по его словам, «равнодушно вспомнить Casta diva »,

т. е. ту самую женскую арию из «Нормы» В.Беллини (
163), которую он затем услышит в проникновенном исполнении Ольги Ильинской. Показательно, что своим толкованием арии ещё до знакомства с Ольгой предугадал драму их любви. «Какая грусть, — говорит он,- заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит её…»
А почему богатство растеряно? «166/1», — с горечью спрашивает себя Обломов. Взгляд, брошенный на себя, не снимает вопроса: «166/2». И тогда герой начинает всматриваться в мир вне себя. «166

/3
».
И горьким итогом звучат заключительные фразы этого монолога: «166/4, 5».

Если сопоставить признания Обломова в разговоре со Штольцем с его же монологами в начале романа, то создаётся впечатление, что их произносят 2 разных человека. «89

»
— последний абзац – доказывает барин, крепостник, самодовольный бездельник, подобный Манилову, Ноздрёву.
10. Монолог «166/3

»
сразу заставляет вспомнить горестные размышления Печорина с. 531
(«Княжна Мери» от 3. 06).
Апатия Печорина была иного происхождения, чем лень Манилова… Так намечается 2-я, печоринская ипостась (сущность – из др. гр. философии) Обломова: он не только выражение среды, но и её жертва. Между средой и героем обнаруживается расхождение, угадывается антагонизм.
Между написанием1-й и последней частей10 лет. Изменился и писатель, и сама жизнь за это время. Романы 50-х внимательны к многогранному миру человеческой души, её противоречивым и драматическим порывам. Романы объясняют жизнь, анализируют её. А в 40-е г.г. – улавливание только уродливых и смешных сторон частных типов. («Мёртвые души

»).

Гончаров 10 переломных лет писал один роман, и изменение эстетических позиций этого художника запечатлелось внутри одного произведения.

Ольга Ильинская.

6.

Предыстория романа завершилась появлением героини – Ольги Ильинской. Спор, каков настоящий Обломов: «гоголевский персонаж

» первой части или
«лишний человек
» второй – решился самим развитием
любовного сюжета. «Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине»
«Объяснить» Обломова призвана Ольга. По натуре деятельная, энергичная, Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная. Глубокая, принадлежит к тому же типу русских женщин, что и Татьяна Ларина.

В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается сходство её с пушкинской Татьяной (гл. 5 с. 171

)
Как и Татьяна, Ольга не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей необычностью завсегдатаев балов.
В облике Ольги подчёркнут редкий артистизм (173) и печать мысли на лице. (173/2

).
«Поэтическое одушевление
» «Обломову» придавал одухотворённый образ Ольги И., отразивший представления писателя о высоком назначении женщины в деле нравственного и эстетического совершенствования человека.

Д. з. 6 -10 гл., 2 часть

Урок 5.

Описание жизни в Обломовке

Жизненный уклад обитателей идет по плану (поспать и поесть), ни к чему не стремятся, любимое занятие отдыхать и веселиться, разговаривают только между собой. С другими селами обломовцев ничего не объединяет, потому что они не общаются.

Обломовка описание деревни

Характерной чертой деревни являются полуразрушенные дома. Даже господское поместье заброшено, потому что обломовцы не любили что-то делать. Когда рухнула часть галереи, находящаяся вокруг имения, то решили подпереть оставшееся строение фрагментами этого здания. Жители не хотели работать, потому что ощущали труд как наказание. Всегда пытались найти метод для избежания занятий.

Счет дням ведут не по календарю, а по разным, ежедневным праздникам, потому что гостей было много. Жители любили вкусно покушать и с огромной заботой относились к приготовлению пищи. После еды обязательно нужно отдохнуть.

Цитата из текста девятой главы романа, кратко рассказывает о послеобеденном сне в поселке: «…ни древо, ни вода не шевельнутся; над деревней и полем покоится глубокая тишь — все как будто вымерло».

Население проживало день следующим образом. Проснулись и поели, затем начинаются приготовления обеда. Ели и ложились спать. Когда просыпались, то ходили на речку камушки покидать. Вечером говорили, что прошел день и слава богу, дай завтра также прожить. День за днем все предсказуемо и скучно, да и народ этому рад, потому что так существовали их предки, и они не думают о чем-то другом. Люди здесь почти не болели и долго жили.

Характеристика Обломова

В Обломовке вырос главный герой Илья Ильич. У него было много слуг, которые ухаживали, кормили и веселили. Однажды мальчик решил одеться сам, а ему родители с удивлением запретили. Думали зачем что-то делать, если есть множество прислуг. Персонажу разрешалось поступать так, как он хочет, кроме прогулки у развалившейся галереи.

  • Когда барин вырос, сформировывается ложная картина мира, потому что он привык ждать решения вопросов от кого-то. Жизнь у ребенка была по другим правилам, получение желаемого без усилий. Поэтому взрослый Обломов не может ничего сделать самостоятельно и не хочет чем-то заниматься.
  • После переезда в Петербург он не смог адаптироваться к новому образу жизни, как у активного населения. Родовое имение, перешедшее ему от отца с матерью, располагается в тысячи километров от города, где находится персонаж. Смерть родителей ухудшает положение хозяйства в имении, потому что барин получился непутевым хозяином. Число душ в деревне уменьшилось. Было 350 жителей, затем 300, так как некоторые умерли, а кто-то сбежал.

Со временем старинные рецепты вкусной еды потерялись, пришли в негодность несколько производств. Поэтому Илья получал маленький доход от деревни. Жил в городе и не думал приехать обратно домой, хотя с наследственным гнездом у него связаны наиболее теплые воспоминания.

Барин вспоминает о том, как слуга ему читала сказки всегда со счастливым концом, где добро побеждает зло. Отец смотрит в окно за тем, что происходит на улице. Мать следит за приготовлением еды. Считал такое место лучшим для существования, потому что время протекало спокойно и не нарушался образ жизни, в котором все делают за него.

Мечтает создать такую же Обломовку, чтобы были дети, много прислуг и неспешная, монотонная жизнь.

Отчасти что-то удается устроить. Например, если описать его деятельность в городе, то он только спит. Пищу готовит кухарка Анисья, а прислуга Захар, который с детства приглядывает за барином, занимается делами за него.

е сообщение. Портрет, история Штольца (2гл., ч.2)

Урок 4.

Письменный анализ эпизода «Сон Обломова» (9 глава)

Цели урока:

Развитие письменной речи учащихся; помочь учащимся найти материал в главе, отвечая на вопросы темы,

Выстроить речевые переходы, переходя от части к части.

Ход урока.

«И Илюша… лелеемый, как экзотический

цветок …рос медленно и вяло. Ищущие

проявления силы обращались внутрь и никли, увядая».

Вступление. Роль мотива сна в романе.

Варианты вступления:

1)

После патетической сцены 8 главы, передающей возмущение Обломова тем, что слуга сравнил его с
«другими»
, герой произносит «
тайную исповедь перед самим собой
», в которой задаёт вопрос: «
Отчего я такой
?». И засыпает. И ему снится сон, который и объясняет, почему хорошие, светлые начала его души всё-таки так и остались нереализованными, почему пропал, погиб человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный.

2)

Реалистическая литература признаёт связь человека и среды. Характера и обстоятельств. Обращается к дням детства. Годам воспитания своих героев. Сон позволяет зримо представить среду, взрастившую Илью Ильича, социальные и нравственные истоки его личности, причины его трагедии.
«Я старался показать в Обломове, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в.. кисель»,
— в этом признании И. А. Гончарова смысл сна Обломова.

Обломовщина как философия жизни.

1) Идиллический пейзаж.

Прошлое в «сне» конкретно и в то же время символично. На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями
отлогих
холмов, медленное течение рек. Природа здесь как мать заботится о тишине, размеренной спокойной жизни человека. Грозы не страшны, страшных бурь, разрушений в том краю не бывает. «
Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений»
.

Обломовка – обыкновенная усадьба с крепостническим укладом, с другой стороны, жизнь в ней течёт по своим внутренним законам.

2)

Первейшие жизненные потребности обломовцев – еда и сон. Забота о пище была главная забота в Обломовке

3)

Единственная форма духовной жизни – причастность к миру легенды, сказки. Сказка для обломовцев – попытка с помощью воображения объяснить и разгадать мир, но и реакция на страшный мир реальной жизни, от которой люди так надёжно спрятались, заменив жизнь вымыслом.

4)

Отношение к труду. Сносили труд как наказание. В результате человеку ничего не нужно:
«жизнь как покойная река текла мимо и сводилась к трём главным актам жизни: родинам, свадьбе, похоронам».
Но нигде в этих актах не нашлось места ни книге, ни образованию: «
Илья Иванович не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью… без которой легко можно обойтись»
5)

Любовь в Обломовке.

6)

Обряды, обычаи и приметы обломовцев.

3. Какова роль данного эпизода в романе? Гончаров показал, как любящие и заботливые родители вырастили абсолютно беспомощного взрослого человека! А ведь родился Илья, как и все дети, любознательным, пытливым ребёнком. Глава называется «Сон Обломова». Жизнь — это сон, следовательно, обломовщина как философия жизни смертельно опасна для человека. Эпизод помогает понять, почему не состоялась жизнь героя. Без этого эпизода роман не имел бы такой силы обобщения и типизации.

Тема: Анализ 2-3 части романа. Штольц. «Собственно роман». Пробуждение. «Восхождение героя». Обломов и Ольга Ильинская.

Цели уроков

: беседа, сопровождаемая комментированным чтением отдельных сцен.

Ход урока.

1. Вступительное слово.

По замыслу Гончарова. Только со 2 части начинается собственно роман. (Из письма Гончарова к Л. Н. Толстому:
«Не читайте 1 часть «Обломова», а если удосужитесь, то почитайте 2 и 3».)
Когда на французском языке была переведении лишь 1 часть «Обломова» и в таком самостоятельном виде напечатана, негодованию Гончарова не было предела: «…в этой 1 части заключается только введение, пролог к роману, комические сцены Обломова и Захара – и только, а романа нет! Ни Ольги, ни Штольца, ни дальнейшего развития характера Обломова. Остальные 3 части не переведены, а эта 1-я часть выдана за отдельное сочинение! Какое нахальство».

Со 2 части повествование теряет статичность. Появляется Ольга. Грядет любовная драма, в драматическом действии развёртывается подлинный характер главного героя.

Главы 2 части.

Правда, открывается 2 часть портретом Штольца,

но в том-то и особенность «Обломова» как монографического романа, центростремительного по своей конструкции, что этот портрет даётся не самостоятельно, а в постоянном сопоставлении с Обломовым. История Штольца больше рассказана, чем представлена в картинах (а образ Обломова уже сформировался в воображении читателя), характеристика Штольца «работает» не столько на него самого, сколько на его друга.

е сообщение. Портрет, история Штольца (2гл., ч.2)

4. Дополнение учителя.

Штольц рос и воспитывался по соседству с Обломовкой, но формирующие его характер условия были совершенно разными. Отец героя – немец, управляющий в дворянском поместье, привил сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Мать – русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой – передала Андрею свою духовность. В отличие от Обломова, Штольц – воплощённая энергия:
с. 147
(2 глава).

Если Обломов — весь в стихии эмоциональной – Штольц предельно рационалистичен: «148/2, 2

».

Вот такими категорическими формулировками «рассказан» Штольц. Ощущается некоторая «сделанность». А помните, как говорил Гончаров об истоках характера Штольца. Что-то уж слишком они математически выверены: «144

», 1-я глава.

(Филистер –
человек с узким обывательским кругозором; бурш –
студент, принадлежащий к одной из студенческих корпораций.)

Возникает мысль: не искусственно ли сконструирован в качестве антипода герою романа этот Штольц «150/3

» (гл. 2):

— отрицанием обломовской мечтательности, робости перед жизнью «148/1»,

— аморфности характера «150/1»,

— его мучительной рефлексии «150/2».

От такого нагнетения качеств «положительных» подрывается доверие читателя не только к достоверности, но и к самой «положительности» этих качеств. Пуританский

(словарь:
отмечающийся строгой, показной нравственностью)
фанатизм, расчётливость Штольца заставляют с симпатией вспоминать… слабого, ленивого, но противоречивого и страдающего Обломова. Таков неожиданный эффект апофеоза Штольцу.

5

. Есть такой литературный приём –
антитеза

художественное противопоставление. Роман «Обломов» весь строится на антитезах:
Прошлое – настоящее,

Обломовка – Петербург,

Обломов – Штольц.

Этот список можно продолжить. Гончаров всячески подчёркивает противоположность Обломова и Штольца:

· Обломов русский, Штольц – наполовину немец и, главное, немец по воспитанию.

· Обломов – барин. Штольц – сын управляющего.

· Обломов – бездельник. Штольц – предприниматель. (Автор довольно небрежно характеризует занятия своего героя: «147/1

». Рассказывать об этом Гончарову неинтересно: сам он не смыслил в коммерческих делах.)

6

. В оценке Штольца, как ни странно, сошлись даже
Добролюбов и Дружи
нин. Им обоим образ показался малоудачным, сухим и невыразительным. Правда, объяснили они это по-разному.

· Добролюбов

отметил, что в современной русской жизни пока слишком мало энергичных, деятельных людей, и потому писателю не удалось ярко показать такой тип.

· Дружинин

же считал Штольца прежде всего художественной неудачей Гончарова: «
…это … персонаж, обрисованный с излишнею кропотливостью, которая всё-таки не даёт нам должной полноты впечатления».
Задумаемся: что значит «должной полноты»?

Может быть, Андрей Иванович и не очень запоминается как личность (по крайней мере, он кажется тусклым на фоне Обломова), зато он в полной мере воплощает в себе идеалы, принципы, стиль новой жизни. Во 2-й половине 19 столетия Россия запоздало вступала в новый век. Большие города, промышленность, торговля – всё это вытесняло былой покой помещичьих гнёзд. На смену мечтателям приходили деловые люди. Таким деловым был и Штольц. И действительно неважно, чем именно и с кем конкретно он торговал.

Эта тема делает роман «Обломов» удивительно современным. Разве мы сегодня наблюдаем не те же процессы? Разве не торжествуют энергичные, предприимчивые… и безжалостные?

Да, Штольц безжалостен. Он вроде бы и любит Обломова и желает ему добра. Но всё равно рассказывает Ольге о том, что застал друга в разных чулках – хотя и знает, как боится Илья Ильич огласки этой позорной истории.

Организуя знакомство Ольги с Обломовым

, Штольц как будто устраивает очередную торговую сделку. Всё рассчитано. Всё разумно. Но всё срывается.

7.

– Заканчиваются главы о Штольце горячим
«комплиментом» … Обломову
, «
в основании натуры которого«151» (гл. 2).
Так открыто заявлена одна из ведущих тем всего будущего повествования – тема «чистого, светлого и доброго начала

» натуры Обломова. В 1-й части она робко прозвучала в 6 – 8 главках, когда открылось различие между Обломовым и «
пошлыми людьми
», достойными лишь гоголевского осмеяния. Теперь же первое упоминание об Обломове сопровождается целым «этюдом» о его простом и нехитром сердце, который уподобляется начальному аккорду совсем нового по тональности повествования.

1. Глава 3.

Вот развивается сцена,

начатая в 1-й части, —
приезд Штольца:
та же комната, тот же диван, Обломов на нём, рядом Захар. Но изменились сами авторские ремарки, которыми сопровождается разговор героя с приехавшим другом. Наедине со Штольцем, единственно близком ему человеком, Обломов становится таким, каким он был в тайной исповеди перед самим собой
«в одну из ясных, сознательных минут в его жизни»
(
гл. 8, ч. 1, с. 94
).
Он отвечает на вопросы Штольца о своей жизни с. 151, 154 (гл. 3
). В Илье Ильиче нет ни грани самодовольства «
пошлого человека
», грустно-скептически относится он к самому себе. Он отвечает на вопросы Штольца
«печально», «с едва заметной горечью», «со вздохом».
2. Глава 4, часть 2.

Но
1-й разговор
со Штольцем лишь подготовка ко
2-му,
чрезвычайно важному и предельно ёмкому, где по-настоящему раскроется новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая новая грань личности Обломова, всплывёт доселе
скрытая мотивировка его безделия.
«с. 157/3»

, — заявляет Обломов Штольцу после целой недели, проведённой под его руководством в обществе, в хлопотах о делах. И в ответ на малоубедительные оправдания Штольца обрушивает на него свои страстные
филиппики
(словарь: грозные, обвинительные речи. Афинский оратор Демосфен разоблачал в своих гневных речах врага афинской демократии Филиппа Македонского): ситуация почти невозможная – ведь перед нами самоуверенный Штольц и робкий ленивец Обломов. Но тем большего она заслуживает внимания: Обломов нападает, а Штольцу нечем парировать.

«157/2».

Вся та деятельность, которую в качестве образца представлял Штольц Обломову, кажется герою бессмысленной, пустоутробной: «
159/1».
Так бездеятельность Обломова получает новое объяснение: он не только не может, но и не хочет включаться в этот круговорот пустоты, где за внешней энергичностью скрывается тот же всепоглощающий сон.

Вступив в круг «деятельных людей»,

— считает Обломов, — неминуемо потеряешь себя.
«157/1»
— взывает он к Штольцу.

Вспоминаются подобные репликив эпизодах «парада гостей

».
«33/1» (ч 1, гл. 2)
– недоумевает Обломов, выслушав рассказ франта Волкова о его «бешеной» светской жизни.

Судьбинский сообщает Обломову в качестве главной новости такое служебное нововведение: «34

» (1 часть, гл. 2). «
36/2
»
— думает Обломов, провожая глазами довольного собой карьериста… Серьёзность этих реплик «снималась» в 1 части ироническими авторскими оценками самого героя. Теперь же, в сцене со Штольцем, авторский тон по отношению к Обломову абсолютно серьёзен.
А Штольц молчит. Почему? (А за молчанием Штольца угадывается даже авторское благословение «филиппик» героя.)

А ведь обеспокоен измельчанием человека такой герой, который обладает светлой душой, — личность, пусть и растерявшая многое из своего природного богатства.

Илья Ильич был хорошо знаком с надеждами, так и со «всеобщими человеческими скорбями

» и разуверениями. Юный Обломов вместе со Штольцем мечтал увидеть картины Рафаэля, Тициана, Корреджо, росписи Микеланджело, статую Аполлона Бельведерского, зачитывался произведениями Руссо, Шиллера, Гёте, Байрона
. (164
) Каждое из этих имён и все они вместе весьма точно указывают на духовные возможности и идеалы героя «Обломова».

· Ведь Рафаэль – это прежде всего «Сикстинская мадонна», в которой современники Гончарова видели воплощение и символ вечной женственности;

· Шиллер был олицетворением идеализма и идеалистов;

· автор «Фауста» впервые выразил в этой философско-поэтической драме человеческую жажду абсолюта и сознание его возможности, а Руссо идеализировал «естественную» жизнь среди природы и вдали от бездушной цивилизации.

В своём полусонном петербургском существовании герой не мог, по его словам, «равнодушно вспомнить Casta diva»,

т. е. ту самую женскую арию из «Нормы» В.Беллини (
163
), которую он затем услышит в проникновенном исполнении Ольги Ильинской. Показательно, что своим толкованием арии ещё до знакомства с Ольгой предугадал драму их любви.
«Какая грусть, — говорит он,- заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит её…»
А почему богатство растеряно? «166/1

», — с горечью спрашивает себя Обломов. Взгляд, брошенный на себя, не снимает вопроса: «
166/2
». И тогда герой начинает всматриваться в мир вне себя. «
166
/3
».
И горьким итогом звучат заключительные фразы этого монолога: «166/4, 5».

Если сопоставить признания Обломова в разговоре со Штольцем с его же монологами в начале романа, то создаётся впечатление, что их произносят 2 разных человека. «89

»
— последний абзац – доказывает барин, крепостник, самодовольный бездельник, подобный Манилову, Ноздрёву.
10.

Монолог «
166/3
»
сразу заставляет вспомнить горестные размышления Печорина с. 531
(«Княжна Мери» от 3. 06).
Апатия Печорина была иного происхождения, чем лень Манилова… Так намечается 2-я, печоринская ипостась (сущность – из др. гр. философии) Обломова: он не только выражение среды,
но и её
жертва.
Между средой и героем обнаруживается расхождение, угадывается антагонизм.

Между написанием1-й и последней частей10 лет. Изменился и писатель, и сама жизнь за это время. Романы 50-х внимательны к многогранному миру человеческой души, её противоречивым и драматическим порывам. Романы объясняют жизнь, анализируют её. А в 40-е г.г. – улавливание только уродливых и смешных сторон частных типов. («Мёртвые души

»).

Гончаров 10 переломных лет писал один роман, и изменение эстетических позиций этого художника запечатлелось внутри одного произведения.

Ольга Ильинская.

2.

Предыстория романа завершилась появлением героини – Ольги Ильинской. Спор, каков настоящий Обломов: «гоголевский персонаж

» первой части или
«лишний человек
» второй – решился самим развитием
любовного сюжета.«Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине»
«Объяснить» Обломова призвана Ольга. По натуре деятельная, энергичная, Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная. Глубокая, принадлежит к тому же типу русских женщин, что и Татьяна Ларина.

В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается сходство её с пушкинской Татьяной (гл. 5 с. 171

)
Как и Татьяна, Ольга не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей необычностью завсегдатаев балов.
В облике Ольги подчёркнут редкий артистизм (173

) и печать мысли на лице.
(173/2
).
«Поэтическое одушевление
» «Обломову» придавал одухотворённый образ Ольги И., отразивший представления писателя о высоком назначении женщины в деле нравственного и эстетического совершенствования человека.

Д. з

. 6 -10 гл., 2 часть

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Описание обломовщины

Из произведения можно рассказать о смысле этого слова. Явление показывает сущность эпохи, описанной в романе. Такое понятие актуально и в наше время, потому что охватывает многих людей, похожих на персонажей.

  • Гончаров в романе написал без преувеличения каковы слабые стороны не только Обломова. Похожие признаки есть в каждом человеке. Возможно, кто-то прячет внутри себя такие недостатки, как леность, бессилие, нежелание. Писатель решил показать все данные изъяны на обозрение. Настоящая правда создает у читателя страх и отвращение.
  • Действия Ильи показывают диковинную лень, чем может вызвать недовольство персонажем. Но какая-то доля истины в этом есть. Поведение главного героя свойственно людям и в жизни, просто кто-то старается бороться и подавлять такие качества.

Когда человек ставит цель, то ленится и не добивается, обещает что-то сделать и не делает. Даже готов отказаться от желания, чтобы не перетрудиться и не напрягаться.

Ничего не делать и переложить все проблемы на сторону другого человека. Это последствия воспитания общества. Обязательно нужно меняться в такой ситуации, чтобы с гордостью сказать, что побороли «обломовщину».

Вариант 2

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» писатель написал в конце 19 века. В своем произведении, автор очень ярко выразил свое негодование и возмущение жизнью многих людей из высших слоев общества.

Люди, не обремененные нуждой и необходимостью зарабатывать себе на хлеб, зачастую пребывали в состоянии апатии и уныния.

Главный герой Илья Ильич Обломов — это утрированный образ пресытившегося жизнью помещика. Он, имея незаурядный ум, фантазию и творческие идеи, прозябает, лежа на диване. Илья Обломов погрузился в кокон комфорта и состояние, кажущееся немыслимым читателю, полностью устраивало мужчину. Его друзья, оставшиеся со времен юности, пытались вытащить его из рутины, развлечь, вдохнуть новую жизнь, но ни одна попытка не увенчалась успехом. Полнейшее обнищание и запустение его родного имения «Обломовка», выселение из квартиры за неуплату долга, ничто не способно было расшевелить Обломова, пробудить в нем интерес и заставить совершать какие-либо действия. Герой умирает, не сделав ничего хорошего и ничего плохого. Только начавшие пробиваться ростки духовной и умственной деятельности, так и завяли в тернии беспросветной лени и бесконечного сна. Его жизнь была пустой и бессмысленной. Но, как ни странно, Обломов оставил после себя потомство в лице сына, но из-за своей скорой смерти воспитывали его чужие люди.

Мне кажется, что Гончаров не случайно выбрал имя своему герою. Поначалу Илья Обломов ассоциировался у меня с Ильей Муромцем, который, по легенде, лежал до тридцати лет. До самого конца произведения я верила, что с главным героем произойдет чудо и он «проснется».

Почему же Иван Александрович не сделал положительную концовку своему роману?

Актуальность темы романа «Обломов» не утеряна и по сей день. Автор утрированным образом Обломова заставляет каждого из нас внимательно задуматься о своей жизни. «Над кем смеетесь, смейтесь над собой!» — слова Гоголя здесь как нельзя более уместны. «Обломов» в той или иной степени живет в каждом человеке и от нашего характера, который закаляется силой воли, принуждением своего спящего «Я», словно дамасская сталь, превращается в безупречное оружие под ударами тяжелого молота умелого кузнеца.

Как часто современный человек проводит выходные, «отдыхая» перед включенным телевизором или монитором компьютера несколько часов подряд? А вместо «мягкого персидского халата» выбирают домашней одеждой вытянутые штаны и футболку? Многие стали забывать про активный отдых, походы в парки и скверы, рыбалку, семейные вечера… Быт заключается в «работа-дом-работа», не имея ни цели, ни конца. Очень легко погрязнуть в этом состоянии, и очень сложно из него вылезти. Разве это не «обломовщина»? Да и дела наши и сферы деятельности стали в целом бессмысленны, происходит имитация очень важных дел, которые в итоге не приносят пользы для человека в частности и для природы и общества в целом. Лишь крохотная часть из нас смогли подчинить своего внутреннего «Обломова» и иметь цель жизни на планете Земля.


Согласны ли вы с мнением Иванниковой о том, что в романе И.А. Гончарова «Обломов» мир столицы и мир провинции выступают как ми­ры-антагонисты?


Согласны ли вы с мнением Иванниковой о том, что в романе И.А. Гончарова «Обломов» мир столицы и мир провинции выступают как ми­ры-антагонисты?

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Просмотров: 901 | Добавил: (03.03.2019) (Изменено: 03.03.2019)

Всего ответов: 2

Обсуждение вопроса:

Всего ответов: 2

Порядок вывода комментариев:


Аватар

0

Люсси

03.03.2019 оставил(а) комментарий:

В данном высказывании Н. Д. Иванникова утверждает, что в романе И. А. Гончарова «Обломов» образ столицы и образ провинции противопоставлены друг другу. Я полностью согласна с данным утверждением и считаю, что мир столицы-Петербурга и мир провинции — Обломовки существенно отличаются друг от друга темпом и образом жизни, нравом и бытом, культурой и ценностями. Попытаюсь это доказать.
В романе «Обломов» нам встречаются два мира-антагониста, в которых непосредственно проживал главный герой произведения — Илья Ильич Обломов. С помощью этого литературного персонажа я попытаюсь отразить главные отличия между жизнью в столице и жизнью в провинции, сопоставив их по разным критериям.
Говоря о Петербурге в романе, так и хочется описать его с помощью одной известной метафоры — «жизнь кипит». Бесконечные заботы, дела, проблемы; приемы, гости, встречи, от которых одно разочарование — все то, что на дух не переносит требующая спокойствия душа Обломова. Петербург здесь призрачен и бездушен, жизнь в нем обманчива, человеческая разобщенность царит в нем. «Где же человек? На что он раздробляется и рассыпается?»-спрашивает себя Обломов, вспоминая о своих знакомых — Волкове, Судьбинском и Пенкине. В этом городе гаснут и исчезают человеческие ценности как доброта, сердечность, простота, свойственные жизни в провинции.
Именно поэтому главные герои произведения стремились уехать из «душной» столицы в тихую и спокойной провинцию, например, Штольц и Ольга после свадьбы переехали в Крым, Обломов и Агафья Пшеницына на Выборгскую сторону. В провинции жизнь идет свои чередом вдали от городской суеты. Так, еще проживая в Петербурге, Обломов страстно мечтает о своем «райском уголке» — Обломовке. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в нравах людей в том краю»- так описывается Обломовка во Сне Обломова, где она представляет собой изображение патриархально-идиллической жизни в деревне. В отличие от Петербургской «динамики» здесь преобладает полная семантика и привязанность к замкнутому пространству. Впечатление о незыблемости жизни в Обломовке -это воплощение чисто русского сознания.
Таким образом, можно сделать вывод о антагоничности жизненных миров, представленных в романе.


Аватар

0

Тамми

03.03.2019 оставил(а) комментарий:

Прежде чем приступить к выполнению задания, вспомните, что автор «Обломова» в своём романе подтверждает тезис о «двоемирности» России, заявленный ранее А.С. Пушкиным в «Евгении Онегине».

Покажите, что мир столицы и мир провинции представлены в романе И.А. Гончарова как антагонисты (большое пространство — малое, дина­мика — статика, патриархальность — буржуазность, старое — новое).

Охарактеризуйте мир Петербурга. Покажите, что он призрачен и без­душен, жизнь в нём обманчива и лжива, холодность и человеческая раз­общённость царят в нём. Гаснут и исчезают в этом городе сердечность, простота, человечность, свойственные жизни провинции. Вспомните, что автор романа использует традиционный для «натуральной школы» кон­фликт (провинциал — столица), охарактеризуйте его. Покажите, что Пе­тербург негативно влияет на судьбы жителей («раздробляет» человека, что подтверждает судьба Волкова, Пенкина, Судьбинского, Алексеева) или незаметно и тихо убивает его (что подтверждает судьба Обломова). От­метьте стремление главных героев романа устроить свою семейную жизнь вне столичного бездушного Петербурга (Ольга и Штольц после свадьбы живут в Крыму, Обломов и Агафья Матвеевна — на Выборгской стороне, быт и нравы которой абсолютно провинциальны).

Продолжив анализ в обозначенном направлении, представьте идил­лическую концепцию бытия, воплощённую в художественном мире про­винции и прежде всего в изображении Обломовки. Выявите, что картины провинциальной жизни, особый лад крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников, созданные в полновесной, зрительно ощу­тимой предметной образности, становятся основой повествования.

Охарактеризуйте сон Обломова, главным содержанием которого яв­ляется изображение патриархально-идиллической жизни в «чудном крае». Покажите привязанность обломовцев к своему замкнутому пространству и их равнодушие к остальному миру. Отметьте преобладание физиоло­гических потребностей над духовными (единственная форма духовной жизни — причастность к миру сказки, легенды, мифа). Подчеркните цикличность обломовского времени в его главных биологических прояв­лениях (родйны, свадьбы, похороны) и т.д. Покажите, что в изображении Обломовки проступает глубинный авторский замысел: максимально рас­ширить толкование образа провинции до превращения её в образ целой страны, создать впечатление о незыблемости идеала обломовской жизни как воплощения и преломления чисто русского сознания.

Подводя итоги, согласитесь с мнением об антагонистичности жизнен­ных миров «Обломова».

  • Единогласно как правильно пишется
  • Единичный случай как пишется
  • Едине с собой как пишется
  • Единая сюжетообразующая основа волшебной сказки
  • Едим ягоды как пишется