Единственное сочинение гиппократова сборника которое признается большинством исследователей

Гиппократов сборник

Вопрос о том, какие
труды оставил после себя Гиппократ II
Великий, до сих пор остается неясным,
ибо все дошедшие до нас сочинения
древнегрече­ских врачей классического
периода анонимны. История не сохранила
ни одно­го текста, где бы значилось
авторство Гиппократа.

Дело
в том, что в глубокой древности медицинские
знания в Элладе сохра­нялись и
передавались в семейных
врачебных школах,
т.е. от родителей — де­тям и единичным
ученикам, пожелавшим за плату изучать
искусство врачева­ния. В результате,
это искусство сохранялось внутри узкого
круга посвящен­ных. Об этом свидетельствует
и «Клятва» древнегреческих врачевателей.

Анонимность первых
древнегреческих медицинских текстов
можно объяс­нить тем обстоятельством,
что вначале они составлялись как бы
«для домаш­него пользования», и автора
просто «знали в лицо».

Первый
сборник древнегреческих медицинских
сочинений был составлен много лет спустя
после смерти Гиппократа — в III в. до н.э.
в знаменитом Александрийском хранилище
рукописей (г. Александрия, Царство
Птолемеев), основанном Птолемеем I
Сотером (323—282 гг. до н.э.) — диадохом
(греч. diadochos
— последователь) и преемником Александра
Македонского, первым правителем
эллинистического Египта.

По
велению Птолемеев со всего света
свозились в Александрию рукописи ученых,
которые систематизировались в каталоги,
изучались, переводились и переписывались.
Со временем число рукописей превысило
700 тысяч папирус­ных свитков. Были
среди них и 72 медицинских сочинения,
записанные по-гре­чески, на ионийском
диалекте в V—IV
вв. до н.э. Все они были безымянными:
история
не сохранила ни одного подлинника, в
котором было бы указано ав­торство
Гиппократа или других врачей Древней
Греции классического пери­ода.
Более того, все они различались по стилю
изложения, манере письма, глу­бине
изложения, по философской и врачебной
позиции, вплоть до полемики и прямо
противоположных мнений, т.е. были написаны
различными авторами. Около 280 г. до н.э.,
т.е. много десятилетий спустя после
смерти Гиппократа, все эти безымянные
(т.е. анонимные) медицинские тексты были
объединены в один каталог и составили
единое собрание. В честь легендарного
врача Древней Греции его назвали
«Гиппократов сборник» (позднее, в
латинском переводе — «Corpus
Hippocraticum»).
Таким образом, александрийские ученые
сохранили для потомков сочинения
древнегреческих врачей, живших в V—III
вв. до н.э.

Большинство
исследователей предполагает, что
Гиппократу принад­лежат самые
выдающиеся работы «Гиппократова
сборника». Прежде всего это «Афоризмы»
и сходные с
ними
«Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах,
водах, местностях», а возможно, и некоторые
другие.

«Афоризмы»
(лат.
«Aphorismi»
от греч.
aphorismos
— законченная мысль) во все времена
пользовались наибольшей известностью.
Они состоят из восьми разделов, в которых
собраны диетические и врачебные
наставления по лечению внутренних
болезней, хирургии и родовспоможению.
Это, пожалуй, единственное произведение
«Гиппократова сборника», которое
большинством исследователей (Диокл из
Каристы, Э. Литтре, Ч. Дарамбер) признается
как подлинное сочинение Гиппократа.
Начинается оно следующими словами:

Жизнь коротка,
путь искусства долог, удобный случай
скоропреходящ, опыт об­манчив, суждение
трудно. Поэтому не только сам врач должен
употреблять в дело все, что необходимо,
но и больной, и окружающие, и все внешние
обстоятельства должны способствовать
врачу в его деятельности.

«Прогностика»
(греч. prognostike,
от греч. pro
— перед, gnosis
— знание; лат.
«Prognosticum»)
представляет собой выдающееся сочинение
по древне­греческой терапии. В нем
подробно описаны элементы, составляющие
прогноз
заболеваний
в то время (наблюдение, осмотр и опрос
больного) и изложены основы наблюдения
и лечения у постели больного. Многие
изречения, приве­денные в «Прогностике»,
стали классическими, например, описание
лица умирающего больного: «нос острый,
глаза впалые, виски вдавленные, кожа на
лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет
всего лица зеленый, черный,
или
блед­ный, или свинцовый».

«Эпидемии
в семи частях» (лат.
«Epidenuorum
Libri
VII»)
пo
своему духу близки к «Прогностике». Под
словом «эпидемии» в Древней Греции
понима­ли не эпидемические (т.е. не
инфекционные или заразные), а широко
распро­страненные среди народа
заболевания (от греч. epi
— над и demos
— народ). Это эндемические (от греч.
endemos
— местный) болотные лихорадки, чахот­ки,
параличи, простудные, кожные, глазные
и другие заболевания. В I и III ча­стях
приведены 42 наиболее интересные и
поучительные истории
болезней.
Они
дают конкретное представление об истоках
клинического подхода в меди­цине
Древней Эллады, когда врачеватель
ежедневно наблюдал больного и описывал
его состояние и лечение.

«О
воздухах. водах, местностях» (лот. «De
aere,
aquis,
locis»)
— первое дошедшее до нас сочинение, в
котором различные формы воздействия
окру­жающей природы на человека,
обобщены с позиций натурфилософии.

Значительное
место в этом сочинении уделено описанию
различных типов людей,
живущих в разных местностях;
их
болезни связываются, главным об­разом,
с местом проживания человека (на юге,
на востоке, высоко в горах, в плодородных
долинах), т.е. с условиями окружающей
их
природы, временем года и т.п. По мнению
древних греков, люди каждого типа имеют
свои особен­ности, которые и определяют
предрасположение к конкретным болезням,
влия­ют на их течение и, следовательно,
требуют различного подхода в лечении.

Впоследствии
(в периоды поздней
античности и средневековья)
на основе древ­негреческих представлений
о четырех телесных соках и различных
характерах людей сформировалось учение
о четырех темпераментах,
каждый из которых связывался с
преобладанием в организме одного из
четырех телесных соков: крови (лат.
sanguis)
— сангвинический тип, слизи (греч.
phlegma)
— флегматический, желтой желчи (греч.
chole)
— холерический, черной желчи (греч.
melains
chole)
— меланхолический (назва­ния этих
типов в сочинении «О воздухах, водах,
местностях» не содержатся, так как
появились они несколько столетий спустя;
более того, sanguis
— слово латинское и в Древней Греции
употребляться еще не могло).

Причины
возникновения болезней
древние греки подразделяли на две
группы: 1) общие для всех людей данной
местности, зависящие от конкретных
условий окружающей природы, и 2)
индивидуальные причины, определяемые
образом
жизни
каждого:

Когда
много людей в одно и то же время поражаются
одною болезнью, то причину этого должно
возлагать на то, что является наиболее
общим всем
и
чем все мы пользу­емся. А это есть то,
что
мы
вовлекаем в себя дыханием.

Когда же в одно и
то же время рождаются болезни всякого
рода, тогда, без со­мнения, причиной
каждой служит образ жизни у каждого…

Образу
жизни
в Древней Элладе придавалось особое
значение. В одном ряду с обязательным
обучением грамоте и музыке стояли
физическое воспита­ние, закаливание
и личная гигиена. Каждый мужчина
воспитывался выносли­вым и смелым,
чтобы в минуту опасности с оружием в
руках встать на защиту своего полиса
(постоянной армии в полисах Древней
Греции не было).

Сочинения
по хирургии (греч.
cheirurgia
от cheir
— рука и ergon
— дело, ра­бота; лат.
chirurgia)
«О переломах», «О ранах головы», «О
вправлении сус­тавов» и т.д. дают
стройное представление о высоком
развитии в Древней Греции учения о
повязках, хирургических аппаратах,
лечении ран, переломов, вывихов,
повреждений головы, в том числе и лицевого
черепа. В сочинении «О вправлении
суставов» описана «скамья (Гиппократа)»
— рычаговое устройство для вправления
вывихов. Сложная хирургическая повязка,
извест­ная как «шапка Гиппократа»,
до сих пор применяется в хирургии.

В
классический период древние греки не
имели специальных знаний по анатомии,
так как не вскрывали тела умерших. Их
представления о строении человеческого
тела были эмпирическими. Вот почему в
то время хирургия древней Индии
превосходила хирургию древних греков.
Древнегреческие врачеватели занимались
в основном той областью хирургии, которая
сегодня включает в себя травматологию
и десмургию (греч.
desmurgia
— учение о по­вязках, от desmos
— перевязка и ergon
— дело, работа).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: МЦГ-22, Кидрасов Фагим..docx.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Лекция 1. История и культура Британии V ХХ веке..pdf, Шпаргалка. История-развития древней психологии.docx, практикое задание 2 история.docx, доклад история.docx, ПЗ1 история.docx, Всемирная история.docx, ПЗ История экономики.docx, Ответы история.docx, задание 9. История.docx, Всеобщая история Улуш 21Л161.docx


10. Гиппократ и его значение для будущего медицины. Гиппократов сборник. Медицина эллинистического периода.

Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа.
Дошедшие до нас достоверные сведения о жизни Гиппократа весьма ограничены. Первые биографии Гиппократа были составлены несколько столетий спустя после его смерти.
Таким образом, известно, что Гиппократ родился на о. Кос. По отцу он принадлежал к знатному роду асклепиадов и вел свою родословную от сына Асклепия — Подалирия. В роду потомков Асклепия все были врачевателями.
Гиппократов сборник
Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ II Великий, до сих пор остается неясным, ибо все дошедшие до нас сочинения древнегреческих врачей классического периода анонимны. История не сохранила ни одного текста, где бы значилось авторство Гиппократа.

Первый сборник древнегреческих медицинских сочинений был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа — в III в. до н.э. в знаменитом Александрийском хранилище рукописей (г. Александрия). По велению Птолемеев со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Все они были безымянными. Все они различались по стилю изложения, манере письма, глубине изложения, по философской и врачебной позиции. Все эти безымянные медицинские тексты были объединены в один каталог и составили единое собрание. В честь легендарного врача Древней Греции его назвали «Гиппократов сборник».

Большинство исследователей предполагает, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника». Прежде всего это «Афоризмы» и сходные с ними «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», а возможно, и некоторые другие.

«Афоризмы» во все времена пользовались наибольшей известностью. В них собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению. Это единственное произведение «Гиппократова сборника», которое большинством исследователей признается как подлинное сочинение Гиппократа. Не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.

«Прогностика» представляет собой выдающееся сочинение по древнегреческой терапии. В нем подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболеваний в то время (наблюдение, осмотр и опрос больного) и изложены основы наблюдения и лечения у постели больного.

«Эпидемии в семи частях» Под словом «эпидемии» в Древней Греции понимали не эпидемические, а широко распространенные среди народа заболевания. Это чахотки, параличи, простудные, кожные, глазные и другие заболевания. В I и III частях приведены 42 наиболее интересные и поучительные истории болезней. Они дают конкретное представление об истоках клинического подхода в медицине Древней Эллады, когда врачеватель ежедневно наблюдал больного и описывал его состояние и лечение.

«О воздухах. водах, местностях» — первое дошедшее до нас сочинение, в котором различные формы воздействия окружающей природы на человека, обобщены с позиций натурфилософии. Значительное место в этом сочинении уделено описанию различных типов людей, живущих в разных местностях; их болезни связываются, главным образом, с местом проживания человека. По мнению древних греков, люди каждого типа имеют свои особенности, которые и определяют предрасположение к конкретным болезням, влияют на их течение и, следовательно, требуют различного подхода в лечении.

Впоследствии (в периоды поздней античности и средневековья) на основе древнегреческих представлений о четырех телесных соках и различных характерах людей сформировалось учение о четырех темпераментах, каждый из которых связывался с преобладанием в организме одного из четырех телесных соков: крови — сангвинический тип, слизи — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический.
Причины возникновения болезней древние греки подразделяли на две группы:
общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы, и индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого.

Когда же в одно и то же время рождаются болезни всякого рода, тогда, без сомнения, причиной каждой служит образ жизни у каждого…
Образу жизни в Древней Элладе придавалось особое значение. В одном ряду с обязательным обучением грамоте и музыке стояли физическое воспитание, закаливание и личная гигиена. Каждый мужчина воспитывался выносливым и смелым, чтобы в минуту опасности с оружием в руках встать на защиту своего полиса (постоянной армии в полисах Древней Греции не было).

Сочинения по хирургии «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и т.д. дают стройное представление о высоком развитии в Древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в том числе и лицевого черепа. В сочинении «О вправлении суставов» описана

  • «скамья (Гиппократа)» — рычаговое устройство для вправления вывихов.
  • «шапка Гиппократа», до сих пор применяется в хирургии.

В классический период древние греки не имели специальных знаний по анатомии, так как не вскрывали тела умерших. Их представления о строении человеческого тела были эмпирическими. Вот почему в то время хирургия древней Индии превосходила хирургию древних греков.
Древнегреческие врачеватели занимались в основном той областью хирургии, которая сегодня включает в себя травматологию и десмургию.
Медицина Александрии (эллинистический период).

Александрия сохранила известное значение в качестве медицинского центра. Врачи александрийской школы своими исследованиями способствовали накоплению знаний по анатомии и физиологии. Слабой, отрицательной стороной александрийской школы была идеалистическая направленность в их философских воззрениях, вследствие чего Герофил и Эразистрат в ряде вопросов сделали шаг назад от материалистических положений Гиппократа в сторону платоновского идеализма.

Герофил (около 300 г. до н. э.) был приверженцем гуморальной теории и последователем Платона. Он считал, что организмом правит душа посредством «сил»: мыслящей, чувствующей, согревающей, питающей. Герофил много занимался анатомией, описал сердце, кровеносные сосуды, легочную вену и артерии, оболочки головного мозга, сосудистые сплетения, венозные синусы, желудочки мозга (IV желудочек он считал местопребыванием души), описал сетчатку и стекловидное тело глаза, двенадцатиперстную кишку, проследил ход нервов, обнаружил их связь с головным и спинным мозгом.

Он наблюдал сокращения сердца и различал систолу, паузу и диастолу, с помощью водных часов считал пульс и описал его свойства: наполнение, частоту, силу и ритм. В терапии Герофил ввел много лекарственных средств, был предшественником учения о специфическом действии лекарств.

Эразистрат (умер в 280 г. до н. э.) производил вскрытия человеческих трупов и на живых животных изучал функции органов пищеварения, наблюдал перистальтику желудка, считал, что пищеварение происходит благодаря «давлению» желудка на пищу, путем механического перетирания нищи, описал печень и желчные ходы, клапаны сердца и крупных сосудов, высказал предположение о сообщении между артериями и венами, различал двигательные и чувствительные нервы.
Эразистрат принимал учение о пневме. Пневма, «жизненный дух», входит в тело с воздухом, проходит в левую половину сердца и далее распространяется по артериям. Пневму Эразистрат считал причиной биения сердца, источником теплоты в теле, процессов питания
и пищеварения. Избыток или недостаток пневмы, неправильное и задержанное движение, по мнению Эразистрата, является источником многих болезней.

Эразистрат различал в теле две системы: 1) сосудистую систему, артерии и брюшные органы 2) нервную систему.
Эразистрат считал, что артерии содержат пневму, вены—кровь.

Деятельность мускулов, их сокращение и расслабление.

Главной причиной болезней Эразистрат считал плетору, появляющуюся в результате излишества в пище и несварения ее. Избыточная или непереваренная пища засоряет сосуды, отсюда возникают воспаления, лихорадки, язвы и т. п.

  1. 11. Медицина в Древнем Риме в царский период и период республики.

В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

  1. царский период — 753 — 510гг. дон. э.;
  2. период республики — 509 — 27 гг. до н. э.;
  3. период империи — 27 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Врачевание в царский период (VIII-VI вв. до н. э.)
Согласно традиции, начало которой положил Марк Теренций Варрон (116-26 гг. до и. э.), временем основания г. Рима считается 753 г. до н. э. Как город-государство Рим сложился в VI в. до н. э. При царе Тарквинии Древнем (VI в. до н. э.) в городе началось осушение болотистых районов посредством каналов, была устроена сточная система и сооружена Cloaca maxima.
-Дальнейшее строительство санитарно-технических сооружений

-Становление и развитие военной медицины:
-Организация военных валетудинариев и валетудинариев в рабовладельческих поместьях (для рабов);
-Введение должностей архиатров (дворцовых провинциальных и городских) (I-IV вв.);

-Создание государственных и частных врачебных школ;

-Дальнейшее развитие римского права и регламентации деятельности врачей;

-Развитие энциклопедического знания.
Этруски считаются первыми строителями храмов на территории Италии. Жрецы-гадатели –
гаруспики, объединенные в коллегии жрецов, занимали важное место в

этрусском обществе. Им надлежало заниматься гаданием по внутренностям

(преимущественно печени) жертвенных животных, толковать обычаи и явления природы.
Гаруспики приглашались ко двору, находились в свите полководцев; их советы вступали в

силу после соответствующего решения сената. Этруски достигли успехов в обработке

металлов. Известны их зубные протезы, выполненные из костей животных и скрепленные

при помощи золотого моста.

В царский период истории (и вплоть до конца III в. до н. э.)

врачевателей-профессионалов в г. Риме не было – лечили дома народными средствами:
травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими

заговорами. Популярным лечебным средством считалась капуста (помогает пищеварению,

лечит раны и головную боль)

  1. В царский период греческая медицина еще не нашла своего места на римской почве.
  2. Медицина периода республики (конец VI в. до н. э.- 31 г. до н. э.)

Условным рубежом между царским и республиканским периодами истории древнего Рима считается 510 г. до н. э. – год восстания римлян, свержения этрусского царя Тарквиния Гордого и утверждения республики.

  1. В области медицины этот период знаменуют: развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации; формирование материалистического направления в медицине.

Санитарное дело
Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан города Рима к мероприятиям санитарного характера были «Законы XII таблиц» (451-450 гг. до н. э.), характерный образец свода законов раннеклассового общества.

Так, таблица VIII гласит:

  • Если причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое.
  • Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу – 150 ассов.
  • Согласно «Законам XII таблиц», «младенец (отличавшийся) исключительным уродством», должен быть лишен жизни. Подобная жестокость в тот период истории Рима, по всей вероятности, определялась суровыми условиями периода перехода от первобытного к раннеклассовому обществу.

Ряд параграфов «Законов XII таблиц» непосредственно касается охраны санитарного состояния города (Рима).

  1. В период ранней республики в г. Риме началось сооружение акведуков, так как подземные источники уже не могли обеспечивать всех жителей города чистой питьевой водой, а вода р. Тибр в связи со стоком в нее нечистот по системе клоак в IV в. до н. э. была загрязнена. Первый акведук в столице республики г. Риме протяженностью 16,5 км был построен в 312 г. до н. э. при цензоре Аппии Клавдии.

В пересчете на душу населения в столице Римской республики ежедневно потреблялось от 600 до 900 л воды (для сравнения заметим, что в дореволюционном Петербурге на душу населения подавалось 200 л воды в сутки).
Во времена римского господства акведуки стали строиться как в восточных, так и в западных провинциях империи. В итоге, около 100 городов снабжались чистой водой с помощью акведуков.

Первые термы г. Рима были построены в III в. до н. э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование населению города. Для обеспечения их содержания он выделил специальные поместья, а для снабжения терм водой провел к ним новый акведук.
Желая завоевать популярность среди сограждан, многие богатые римляне (включая императоров) строили термы своего имени и завещали их в бесплатное пользование населению города. Таким образом, в г. Риме были не только частные термы (плата, в которых была ничтожной), но и общественные, которые принадлежали городу.
Общественные термы мог посетить и император.

Пропускная способность столичных терм позволяла десяткам и даже сотням тысяч людей мыться одновременно.
Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями. Стены их воздвигались из великолепных сортов мрамора. Внутри стен и под полом прокладывались специальные трубы для обогрева горячим воздухом или подогретой водой. В термах имелись многочисленные помещения: зал для спорта, раздевалка, горячая баня,
теплая баня, холодная баня, бассейн.

В пышных императорских термах имелись также библиотеки, залы для пиров, бесед собраний, где часами дискутировали философы и ученые. Внутренние залы украшались росписью, колоннами и скульптурами из белого мрамора. Среди них почетное место занимали изображения Асклепия и Гигиен. Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств и при лечении некоторых болезней без нее не обходились. Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами. Воздвигнутые трудом рабов, они явились прекрасным даром, который императоры сделали римскому населению.

Началo организации медицинского дела

Каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачом. Раб лечил своего хозяина и его родственников. Высокий культурный и профессиональный уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки.
Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего владельца, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть доходов.

В конце III – начале II в. до н. э. в столице Римской республики стали проявляться свободные врачи греческого происхождения. Первым свободным греческим врачом в г. Риме считается пелопоннесец Архагат. Он приехал в столицу в 219 г. до н. э. и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданства и выделили государственный дом для частной практики. Начало деятельности принесло Архагату большую популярность. Однако вскоре прижигания и хирургические операции, которые он производил, резко изменили отношение к нему римлян: его прозвали «живодером» и перестали к нему обращаться.
Философские основы медицины древнего Рима

Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами Левкиппом (ок. 500-440 гг. до н.э.), Демокритом (ок. 460 – ок. 371 гг. до н. э.) и Эпикуром (ок. 342 – ок. 270 гг. до н. э.) вошло в философию древних римлян и нашло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма – философа и поэта Тита Лукреция Кара (96-55 гг. до н. э.). Его поэма «О природе вещей» в шести книгах явилась энциклопедией того времени и отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медицины, психологии, истории (идея развития, отрицание бессмертия души, загробного воздания и вмешательства богов в жизнь Вселенной).

  1. В поэме «О природе вещей» Лукреций подошел к вопросам естествознания и медицины с точки зрения атомистического учения. В популярной форме говорит он о сложном строении живых организмов из мельчайших движущихся частиц – атомов, высказывает мысль о постепенном развитии растительного и животного мира, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы. Говоря о «гибельно смешанном воздухе», который при вдыхании: несет в организм человека семена «болезни и смерти», Лукреций дал представление о миазматической концепции возникновения болезней (последующее открытие микробов сделает эту гипотезу несостоятельной).
  2. Она найдет свое дальнейшее, весьма глубокое развитие в труде выдающегося итальянского ученого эпохи Возрождения – Джироламо Фракасторо (1478-1553) «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546).

Медицина Древнего Рима периода империи. Военная и гражданская медицина.

Медицина периода империи (31 г. до н. э.- 476 г. н. э.)

  1. Период империи принято делить на два этапа: ранняя империя (31 г. до н. э.- 284 г. н. э.) и поздняя империя (III-V вв.).
  2. Римская наука этого периода в целом сохраняла эмпирическо-описательный характер и свойственный ей практицизм. В период империи в г. Риме были построены самые знаменитые термы.Развитие медицинского дела в период империи явилось одним из проявлений римского практицизма и наиболее ярко выразилось в становлении военной медицины.

Становление военной медицины

  1. Начиная с первого диктатора Суллы (Корнелий Сулла Люций, 83-78 гг. до н. э.), власть римских императоров носила ярко выраженный военный характер и опиралась на армию. Во времена Августа римская армия состояла из 27-28 легионов (по 5-6 тыс. человек в каждом), а к концу его правления – из 25. Общее число воинов во времена Августа колебалось от 250 тыс. до 300 тыс. человек; половина из них служили в легионах, половина – во вспомогательных войсках. Срок службы в легионе составлял 20 лет, во вспомогательных войсках – до 25 лет; до отставки солдат не имел права вступать в брак.
  2. Окончательное становление армии и широкие завоевательные походы потребовали
  3. большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех подразделениях
  4. (легионах, когортах, алах) и во всех родах войск (в более ранние периоды истории Рима нет
  5. упоминаний об армейских врачах).
  6. Каждая когорта имела, четырех врачей-хирургов; во флоте на каждом военном корабле, было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе необходимый перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам.
  7. После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где (примерно со II в.) стали устраивать военные учреждения для раненых и больных – валетудинарии по одному на каждые 3-4 легиона. Обслуживавший их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом из числа рабов, использовался для ухода за больными. Эта система оказания медицинской помоги раненым воинам была принята впоследствии в Византийской империи и дополнена рядом нововведений. Так, не позднее VI в. в византийской армии стали создаваться специальные санитарные команды, которые состояли из крепких солдат, из расчета по 8-10 человек на каждые 200-1000 воинов. Верхом на лошадях за линией строя подбирали раненых и доставляли их в валетудинарии.

Развитие медицинского дела

  1. Наряду с военной медициной в период империи развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей – архиатров, которые объединялись в коллегии, по 5-10 врачей в зависимости от количества населения.
  2. Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофон (I в. н. э.) – личный врач императора Клавдия, которого Клавдий представлял как уроженца о. Кос и потомка легендарного Эскулапа (так римляне называли бога врачевания Асклепия). Объединенные в коллегию, архиатры находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые строго следили за их выборами и назначением. Процедура выборов напоминала строгий экзамен; после него врач получал звание.
  3. Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах, цирках и т. д. Они имели постоянное жалование, но могли заниматься и частной практикой. Выдающийся врач древнего мира Гален, грек по происхождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе гладиаторов в Пергаме. Имеются сведения и о привлечении врачей в качестве судебных медиков.
  4. В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в г. Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других. Анатомия преподавалась на животных, а иногда – на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного.
  5. Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршествах и заводить подозрительные знакомства.
  6. Наряду с государственными врачебными школами в Римской империи появилось небольшое число частных школ по подготовке врачей. Одну из них (по всей вероятности, первую) основал Асклепиад.
  7. Со временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в г. Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате – к узкой специализации. К концу II в. в столице империи были глазные и зубные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, хирурги, которые производили только одну операцию (например, грыжесечение или камнесечение). Положение врача в Римской империи значительно отличалось от положения врача в древней Греции, где врач был свободен от обязанностей перед государством (в древней Греции врачеватели привлекались на службу лишь в случае повальных болезней или во время военных походов, по их добровольному согласию).

В 1525 году назвали
«Гиппократов сборник» впервые был издан
в Риме на латинском языке, че­рез год
— в Венеции на греческом и стал одним
из самых издаваемых произве­дений в
Европе.

Какие труды этого
сборника могут принадлежать Гиппократу,
до сих пор не­ясно. Тем не менее,
большинство исследователей предполагает,
что Гиппократу принад­лежат самые
выдающиеся работы «Гиппократова
сборника». Прежде всего это «Афоризмы»
и сходные с

ними
«Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах,
водах, местностях», а возможно, и некоторые
другие.

«Афоризмы»
(лат.
«
Aphorismi»
от
греч.
aphorismos
— законченная мысль) во все времена
пользовались наибольшей известностью.
В них собраны диетические и врачебные
наставления по лечению внутренних
болезней, хирургии и родовспоможению.
Это единственное произведение
«Гиппократова сборника», которое
большинством исследователей признается
как подлинное сочинение Гиппократа.
Начинается оно следующими словами:
Жизнь коротка, путь искусства долог,
удобный случай скоропреходящ, опыт
об­манчив, суждение трудно. Поэтому
не только сам врач должен употреблять
в дело все, что необходимо, но и больной,
и окружающие, и все внешние обстоятельства
должны способствовать врачу в его
деятельности.

Чтобы изложить
так кратко потребны были чрезвычайный
ум, многолетняя опытность и обширная
ученость, тонкое внимание, редкая любовь
к науке и человечеству. Если бы Гиппократ
во всю свою жизнь не написал ничего
более, как один этот афоризм, — и тогда
врачи должны были бы признать его
великим.

«Прогностика»
(греч.
prognostike,
от греч.
pro
— перед,
gnosis
— знание;
лат.
«
Prognosticum»)
представляет собой сочинение по
древне­греческой терапии. В нем
подробно описаны элементы, составляющие
прогноз
заболеваний
в то время (наблюдение, осмотр и опрос
больного) и изложены основы наблюдения
и лечения у постели больного. Многие
изречения, приве­денные в «Прогностике»,
стали классическими, например, описание
лица умирающего больного: «нос острый,
глаза впалые, виски вдавленные, кожа на
лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет
всего лица зеленый, черный,

или блед­ный,
или свинцовый».

«Эпидемии в семи
частях»
no
своему духу близки к «Прогностике». Под
словом «эпидемии» в Древней Греции
понима­ли не эпидемические (т.е. не
инфекционные или заразные), а широко
распро­страненные среди народа
заболевания (от греч.
epi
— над и
demos
— народ). Это эндемические (от греч.
endemos
— местный) болотные лихорадки, чахот­ки,
параличи, простудные, кожные, глазные
и другие заболевания. В I и III ча­стях
приведены 42 наиболее интересные и
поучительные
истории
болезней.
Они
дают конкретное представление об истоках
клинического подхода в меди­цине
Древней Эллады, когда врачеватель
ежедневно наблюдал больного и описывал
его состояние и лечение.

«О воздухах,
водах, местностях»

— первое дошедшее до нас сочинение, в
котором различные формы воздействия
окру­жающей природы на человека,
обобщены с позиций натурфилософии.


Значительное место
в этом сочинении уделено описанию
различных типов
людей,
живущих в разных местностях;

их болезни
связываются, главным об­разом, с местом
проживания человека (на юге, на востоке,
высоко в горах, в плодородных долинах),
т.е. с условиями окружающей

их природы,
временем года и т.п. По мнению древних
греков, люди каждого типа имеют свои
особен­ности, которые и определяют
предрасположение к конкретным болезням,
влия­ют на их течение и, следовательно,
требуют различного подхода в лечении.

Впоследствии на
основе древ­негреческих представлений
о четырех телесных соках и различных
характерах людей сформировалось
учение
о четырех темпераментах,

каждый из которых связывался с
преобладанием в организме одного из
четырех телесных соков: крови (лат.
sanguis)
— сангвинический тип, слизи
(греч.
phlegma)
— флегматический, желтой желчи (греч.
chole)
— холерический, черной желчи (греч.
melaine
chole)
— меланхолический (назва­ния этих
типов в сочинении «О воздухах, водах,
местностях» не содержатся, так как
появились они несколько столетий спустя.

В наши дни учение
о четырех типах телосложения и темперамента
у людей, разра­ботанное И.П.Павловым,
базируется на соотношении процессов
возбуждения и тор­можения в центральной
нервной системе и имеет экспериментальное
научное обосно­вание.

Причины
воаникновения болезней

древние греки подразделяли на две
группы:

1) общие для всех
людей данной местности, зависящие от
конкретных условий окружающей природы,

2) индивидуальные
причины, определяемые образом

жизни каждого

Образу жизни
в Древней Элладе придавалось особое
значение. В одном ряду с обязательным
обучением грамоте и музыке стояли
физическое воспита­ние, закаливание
и личная гигиена. Каждый мужчина
воспитывался выносли­вым и смелым,
чтобы в минуту опасности с оружием в
руках встать на защиту своего полиса.

Сочинения по
хирургии

(греч.
cheirurgia
от
cheir
— рука и
ergon
— дело, ра­бота;
лат.
chirurgia)
«О переломах», «О ранах головы», «О
вправлении сус­тавов» и т.д. дают
стройное представление о высоком
развитии в Древней Греции учения о
повязках, хирургических аппаратах,
лечении ран, переломов, вывихов,
повреждений головы, в том числе и лицевого
черепа. В сочинении «О вправлении
суставов» описана «скамья (Гиппократа)»
— рычаговое устройство для вправления
вывихов. Сложная хирургическая повязка,
извест­ная как «шапка Гиппократа»,
до сих пор применяется в хирургии.

В классический
период древние греки
не
имели специальных знаний по анатомии
,
так как не вскрывали тела умерших. Их
представления о строении человеческого
тела были эмпирическими. Вот почему в
то время хирургия древней Индии
превосходила хирургию древних греков.
Древнегреческие врачеватели занимались
в основном той областью хирургии, которая
сегодня включает в себя травмотологию
и десмургию
(греч.
desmurgia
— учение о по­вязках, от
desmos
— перевязка и
ergon
— дело, работа).


В «Гиппократовом
сборнике» приведены описания некоторых
заболеваний
зубов
и десен
(от
пульпита до некроза кости), а так­же
полости рта (гингивит, стоматит, скорбут,
болезни языка), даны рекомен­дации по
устранению дурного запаха изо рта. При
зубных болях применяли как общие
(кровопускания, слабительные и рвотные,
строгую диету), так и местные средства
(наркотики, полоскания настоями трав,
припарки из чече­вичного отвара,
вяжущие средства и т.д.). К удалению
прибегали только тог­да, когда зуб
был расшатан. В то же время при лечении
вывиха и перелома челюсти древние греки
достигли боль­шого совершенства: они
устанавливали кость на место и связывали
зубы золо­той проволокой.

В небольшом
сочинении
«О прорезывании зубов»

описаны состояния де­тей грудного
возраста, связанные с прорезыванием
зубов (лихорадка, поносы, судороги,
кашель).

В целом, «Гиппократов
сборник», объединивший труды различных
вра­чебных школ, представляет собой
энциклопедию древнегреческой медицины
классического периода. В нем перечислено
более 250 лекарственных средств
растительного и около 50 средств животного
происхождения. Собранные в нем работы
отразили естественнонаучные представления
древнегреческих врачей о неразрывном
единстве человека с окружающей природой,
о причин­ной связи болезней с условиями
жизни и о целительных силах природы;
донес­ли до наших дней их передовые
взгляды и достижения в области терапии,
травматологии, врачебной этики.

«Гиппократов
сборник» содержит пять сочинений,
посвященных
врачебной
этике
(лат.
ethica
от
греч.
ethos
— обычай) и правилам врачебного быта в
Древ­ней Греции. Это «Клятва», «Закон»,
«О враче», «О благоприличном поведе­нии»
и «Наставления». По единодушному мнению
исследователей
ни
одно из этих произведений не принадлежит
Гиппократу.

Вместе с другими работами сборника они
дают цельное представление об обучении
и моральном воспита­нии врачевателей
и тех требованиях, которые предъявлялись

к ним в
обществе.

Оканчивая обучение,
будущий врачеватель давал «Клятву»,
которой неру­шимо следовал в течение
всей жизни, ибо «кто успевает в науках
и отстает в нравственности, тот более
вреден, нежели полезен».

«Клятва» занимает
особое место в Сборнике. Время ее создания
не извест­но. В устной форме врачебная
«Клятва» переходила из рода в род, от
одного поколения к другому и в основных
своих чертах была создана до Гиппократа.

В III в. до н.э. в
Александрийской библиотеке «Клятва»
была впервые ли­тературно оформлена
и вошла в «Гиппократов сборник», позднее
в широких кругах ее стали называть в
честь Гиппократа (его именем).

Нормы и правила
врачебной этики в Древней Греции
исполнялись неукос­нительно и были
неписаными законами общества.

Итак, «Гиппократов
сборник» не является собранием сочинений
Гиппок­рата, а «Клятва» древнегреческих
врачей не принадлежит его перу.


Гиппократ — это
в значительной степени легенда, прекрасная
и благородная легенда Древней Эллады.

Таким образом,
Гиппократ не был «отцом медицины»,
которая в течение тысячеле­тий
существовала до него, но в свое великое
время он был главой выдающейся врачебной
школы, олицетворявшей лучшие достижения
древнегреческой ме­дицины классического
периода.

Медицина
эллинистического периода (IV в. до н.э. —
I в. до н.э.)

Эллинистический
период является заключительным этапом
развития древ­негреческой цивилизации
— ее
высочайшим
внешним расцветом
.

Заканчивается
эпоха эллинизма в 30 г. до н.э., когда
последнее эллинисти­ческое государство
— Египет, завоеванное римлянами, вошло
в состав Вели­кой Римской империи.

Большое значение
для развития естественнонаучного знания
того времени имело учение крупнейшего
древнегреческого философа и мыслителя
Аристо­теля
из Стагира
(384—322
гг. до н.э.). В возрасте 17 лет Аристотель
вступил в Академию Платона, где в течение
20 лет был слушателем, преподавателем и
равноправным членом содружества
филосо­фов-платоников. После смерти
Платона Аристотель в течение трех лет
был учителем Александра Ма­кедонского.
В 335 г. до н.э. Аристотель основал свою,
самую знаменитую в то время школу
перипатетиков
(от
греч.
peripatos
— место для прогулок, т.е. место, где
учились, прогуливаясь).

В своих натурфилософских
воззрениях Аристотель как бы соединил
поло­жения учения Демокрита с философией
Платона. По представлениям Аристотеля,
Земля покоится в центре Все­ленной,
которая вечна. В земной природе существует
иерархия различных форм субстанций (от
минералов до человека); все они состоят

из огня,
возду­ха, воды и земли и являются
вечными и неизменными.

Труды Аристотеля
представляют собой энциклопедию античной
науки конца классического периода. Они
оказали огромное влия­ние на философские
направления эпохи эллинизма, средневековья
и нового времени.

Эпоха эллинизма
явилась периодом систематизации знаний,
накопленных в течение предшествовавших
тысячелетий, и временем новых достижений
и открытий. К царским дворам стали
при­глашать крупных ученых. Их содержали
за счет государственной казны. В
ре­зультате в различных центрах
эллинистического мира, на Западе и на
Востоке (в Афинах и Пергаме, в Сиракузах
и Антиохии) сложились мощные коллек­тивы
ученых. Среди

них крупнейшим
культурным и научным центром стала
Александрия — столица эллинистического
Египта.

При царском дворе
были основаны Александрийский Мусейон
(греч.
museion
— храм муз; отсюда термин «музей»),
посвященный девяти му­зам, и знаменитое
Александрийское хранилище рукописей
— Александрий­ская библиотека —
самая большая в древности.

Александрийский
Мусейон
был
одним из величайших научных и культур­ных
центров античного мира. Он объединял в
себе и исследовательскую акаде­мию
и высшую школу. В Мусейоне были помещения
для чтения лекций и науч­ных занятий,
спальни и столовые, комнаты для отдыха
и прогулок. Ученые жили там на полном
царском обеспечении и зани­мались
исследованиями в области философии,
астрономии, математики, ботани­ки,
зоологии, медицины, филологии.


При Александрийском
Мусейоне имелись ботанический и
зоологический сады, обсерватории и
анатомическая школа. Но главным его
сокровищем была богатейшая Александрийская
библиотека.

В эпоху эллинизма
потребности более глубокого и точного
знания привели к специализации ученых
и выделению из философии отдельных
отраслей нау­ки. Одной из первых среди

них была
медицина.

Медицина
эпохи эллинизма достигла значительного
развития. Она вобра­ла в себя, с одной
стороны, греческую философию и врачебное
искусство эллинов, а с другой —
тысячелетний эмпирический опыт врачевания
и теоретиче­ские познания народов
Египта, Месопотамии, Индии и других
стран Востока.

На этой плодотворной
почве бурное развитие получили анатомия
и хирур­гия. Многие выдающиеся
достижения в этих областях теснейшим
образом связаны с александрийской
врачебной
школой.

Анатомия (от
греч.
anatome
— рассечение) стала в эпоху эллинизма
само­стоятельной отраслью медицины.
Ее развитию в Александрии в немалой
степени способствовал древнеегипетский
обычай бальзамирования, а также разрешение
анатомировать тела умер­ших и
производить живосечения на приговоренных
к смертной казни пре­ступниках.

Основателем
описательной анатомии в александрийской
школе (и в Древ­ней Греции в целом)
считается
Герофил
из Халкидона в Малой Азии ( около 335—280
гт. до н.э.). Он признается первым греком,
начавшим вскрывать человеческие трупы.
Герофил был сторонником гуморального
учения и развивал традиции косской
врачебной школы.

В труде
«Анатомия»

он подробно описал твердую и мягкую
мозговые обо­лочки, части головного
мозга, и особенно его желудочки (четвертый
из кото­рых он считал местом пребывания
души), проследил ход некоторых нервных
стволов и определил их связь с головным
мозгом. Им описаны некоторые внутренние
органы: печень, двенадцатиперстная
кишка, ко­торой он впервые дал это
название, и др.

По его мнению,
четырем важнейшим органам (печени,
кишечнику, серд­цу и легким) соответствуют
четыре силы: питающая, согревающая,
мысля­щая и чувствующая. Многие из
этих положений впоследствии получили
раз­витие в трудах Галена, который
несколько столетий спустя также работал
в Александрии.

В сочинении
«О глазах»

Герофил описал стекловидное тело,
оболочки и сетчатку, а в
трактате
«О пульсе»

изложил свои представления об анатомии
сосудов (описал легочную артерию, дал
названия легочным венам) и свое уче­ние
об артериальном пульсе, который считал
следствием деятельности сердца.

Преемником Герофила
был
Эрасистрат
(
около 300 —
около 240 гг. до н.э.). Эрасистрат хорошо
изучил строение мозга, описал его
желудочки и мозго­вые оболочки, впервые
разделил нервы на чувствительные и
двигательные (полагая, что по ним движется
душевная пневма, которая обитает в
мозге) и показал, что все они исходят из
мозга. Мозговые желудочки и мозжечок
он определил как вместилище души, а
сердце — как центр жизненной пневмы.
Впоследствии эти представления
закрепились в трудах Галена. Эрасистрат
описал строение сердца и его клапанов,
которым дал названия.


  • Единственная честная дорога это путь ошибок разочарований и надежд сочинение рассуждение
  • Единственная честная дорога это путь ошибок разочарований и надежд сочинение аргументы
  • Единственная честная дорога это путь ошибок разочарований и надежд согласны ли вы с ним сочинение
  • Единственная честная дорога это путь ошибок разочарований и надежд говорил сергей довлатов сочинение
  • Единственная форма духовной жизни причастность к миру легенды сказки