Египетский зал эрмитажа рассказ

Египетские залы в Эрмитаже

Идея создания Египетского зала пришла музейному архитектору А. В. Сивкова за год до начала Отечественной Войны. Все это было сделано для того, чтобы выстроить в систему собранные ценности Древнего Египта, сделав историю более доступной и понятной широкой публике.

Основную часть коллекции составляют раритеты, которые были привезены из Египта музейным хранителем В. Боком с 1889 по 1898 годы. Большая часть из них была найдена в подвалах монастырей городка Сохага. Наличие разрешительного сертификата египетского правительства дало возможность вывести экспонаты в Россию.

Где находится

Египетский зал № 100 размещается на первом этаже Зимнего дворца. Когда-то в этом помещении располагался главный буфет музея. Входит в маршрут 1 с Иорданской лестницы.

Интересные экспонаты

Сегодня коллекция предметов искусства и культуры Египта занимает три зала, где представлено множество уникальных статуй, ритуальных предметов, священных рукописей и многое другое.

Статуя царицы Птолемеев

В эпоху царствования македонской династии было создано настоящее произведение скульптурного искусства, которое по праву считается бриллиантом музейной коллекции — статуя царицы Клеопатры Седьмой. Одна из легендарных личностей античной эпохи. Ей удалось править Египтом более 20 лет. В историю она вошла благодаря своей красоте, уму и любовным отношениям с Марком Антонием и Юлием Цезарем — от обоих у нее были дети. 

Аменемхет Третий

Это единственная хорошо сохранившаяся статуя правителя Египта, который жил в 19-ом веке до нашей эры. Она представляет собой яркий образец портретного искусства того времени. Мастера прошлого старались передать всю мощь и величие царей.

Богиня Мут-Сохмет

Египетский пантеон богов был очень обширным. Им возводили храмы, их боялись и им молились. Мут-Сохмет была одной из самых почитаемых. Она считалась покровительницей палящего солнца и войны. Кроме того, ее считали и покровительницей лекарей.

Мумия жреца

В сокровищницах Эрмитажа есть несколько мумий, но мумия жреца Па-ди-иста считается самой известной. Рассматривая ее, нам остается лишь удивляться и восхищаться уровнем мастерства бальзамирования того времени. В музей она попала вместе с собранием саркофагов и мумий, которое музею даровал русский купец Аверов.

Саркофаги

Саркофаги в Египетских залах в Эрмитаже

В Египетских залах выставлено несколько саркофагов, относящихся к разному периоду времени. Здесь можно увидеть и простой ящик из глины с рисунком младенца на крышке, и саркофаг, в котором была погребена мумия фараона. Царские саркофаги высекались из цельного камня, украшались резьбой и красочным орнаментом.

Видео про Египетские залы в Эрмитаже

Интересное в Эрмитаже

Клод Моне

Клод Моне в Эрмитаже

Клод Моне — величайший художник-импрессионист, который виртуозно мог передать свет, цвет и тени. Сегодня его шедевры можно увидеть в выставочных залах Эрмитажа.

Рафаэль Санти

Картины Рафаэля Санти в Эрмитаже

Рафаэль Санти — настоящий феномен своего времени. За 37 лет жизни он успел написать множество прекрасных шедевров, две из которых сегодня выставлена в Эрмитаже.

Георгиевский зал в Эрмитаже (Санкт-Петербург)

Георгиевский зал в Эрмитаже

Большой тронный зал считается главным местом дворца. Именно здесь проходили официальные приемы и принимались судьбоносные для империи решения.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи в Эрмитаже

Ознакомиться с творениями великого мастера можно и в собраниях Эрмитажа, где выставлены две его картины — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».

Билет в Эрмитаж

Билеты в Эрмитаж

Эрмитаж является одним из самых популярных музеев не только России, но и мира. Билеты в него можно приобрести несколькими способами, в том числе и онлайн.

Кошки Эрмитажа

Кошки Эрмитажа

На сегодняшний день пушистый отряд состоит из 60 кошек, которых называют «эрмиками». Хоть крыс уже давно нет в музее, они продолжают оставаться в его стенах.

Как создавалась экспозиция

В 1940 году главный архитектор Государственного Эрмитажа Александр Сивков выступил с инициативой создать в музее Египетский зал. С тех пор ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира стали доступны для всеобщего обозрения. Тематическое пространство обустроили на месте Главного буфета Зимнего дворца. 

«Желающих полюбоваться прекрасным много. И это хорошо».

Основу экспозиции составили артефакты, которые привозил в Петербург один из хранителей Эрмитажа, писатель по вопросам искусства Владимир Бок в 1889-1898 годах. Многочисленные раритеты, предметы обихода египтян, представляющие огромную ценность, учёному удалось найти в монастырских хранилищах Сохага, а также в гробницах некрополя Багауат. Правительством Египта был выдан специальный сертификат, разрешающий вывоз древних сокровищ в Россию.

Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают три зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная экспозиция позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца IV тысячелетия до н. э. до I тысячелетия н. э. и даёт возможность познакомиться с Египтом древнего, птолемеевского и римского периодов. Экспонаты помогают определить характеристики как присущие древнеегипетской культуре, так и заимствованные в ходе истории из Греции, Сирии, Ирана, Рима.

Зловещая улыбка мумии

В Эрмитаже хранится самая знаменитая мумия, которая есть в Петербурге. Останкам жреца Па-ди-иста около трёх тысяч лет, они выставлены на всеобщее обозрение в Египетском зале. Для того чтобы мумия лучше сохранилась, она замурована в вакууме. Египтянин лежит в герметичном коробе и улыбается толпам туристов, иногда зло и насмешливо, иногда немного грустно.

Останкам жреца Па-ди-иста около трёх тысяч лет. Египтянин лежит в герметичном коробе и улыбается толпам туристов, иногда зло и насмешливо, иногда немного грустно.

Останкам жреца Па-ди-иста около трёх тысяч лет. Египтянин лежит в герметичном коробе и улыбается толпам туристов, иногда зло и насмешливо, иногда немного грустно. Фото: АиФ/ Татьяна Швецова

Сложное оборудование поддерживает в саркофаге особую атмосферу, чтобы не допустить порчи ценного артефакта. Учёные внимательно следят за состоянием мумии. Время от времени её специальным образом дезинфицируют. Жреца запрещено фотографировать — свет губителен для него.
Одна из смотрительниц рассказывает историю о том, как в 2004 году мумия неожиданно задёргала мышцей на руке, а потом на её левом плече появился нарост размером с орех. Всё прекратилось так же внезапно, как и началось. Больше активности она не проявляла. 

Древний жрец появился в Эрмитаже в XIX веке. Коллекцию мумий и саркофагов музею подарил купец Анастас Аверов, который, выйдя в отставку после войны 1812 года, много путешествовал и покупал раритетные и уникальные вещи из Древнего Египта. 

Властный облик

Статуя фараона Аменемхета III является одним из главных экспонатов Египетского зала Эрмитажа. Она превосходно сохранилась и, пожалуй, является его главным украшением. 

Статуя позволяет судить о том, какое большое значение в жизни древних египтян играла сакрализация своих правителей. Этот фараон был представителем двенадцатой династии, правившей в период Среднего царства (XIX век до н. э.). При нём египетское государство достигло большого могущества, что проявилось в грандиозном строительстве. Облик правителя поражает властностью. В плотно сжатых губах и твёрдом подбородке угадываются энергия и воля. Лицо с узкими глазами и выступающими скулами тщательно проработано. 

Статуя фараона Аменемхета III (слева) и богини войны и воздаяния Сехмет.

Статуя фараона Аменемхета III (слева) и богини войны и воздаяния Сехмет. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

Разгневанная богиня

Сами хранители музея наиболее мистическим экспонатом Египетского зала считают изваяние богини войны и воздаяния Сехмет, которая является старейшим памятником Древнего Египта на территории России. Двухметровая монументальная фигура восседает на троне, гордо выпрямив спину и сложив на коленях руки. Когда-то её голову украшал диск, символизирующий лучезарное солн-
це — Ра. Сейчас он сильно повреждён, так же, как и лицо, точнее, морда — у богини голова львицы.
На постаменте трона есть два столбца иероглифической надписи, которые свидетельствуют, что изготовлена статуя по приказу фараона Аменхотепа III. 

Изначально она стояла в храме Мут-Сехмет в Карнаке, построенном в XV веке до нашей эры, а привёз её в Санкт-Петербург русский путешественник, герой войны 1812 года, поэт и министр Авраам Норов. Во время своей экспедиции по Египту он нашёл артефакт наполовину засыпанным песком в развалинах древнего храма на берегу озера Ишеру и выкупил его у властей Египта. Из десятков разбитых статуй монумент был единственным, сохранившим целостность.  

Согласно одному из древних мифов, Великая Сехмет разгневалась на людей, переставших почитать бога солнца Ра, и решила уничтожить весь человеческий род. Люди уже чувствовали огненное дыхание Владычицы пустыни, а с её рук готовы были сорваться стрелы пламени. Но другие боги, пожалев египтян, посоветовали им разлить перед богиней подкрашенное красной краской вино. Сехмет приняла его за кровь, стала с жадностью лакать, опьянела и уснула. А проснувшись, забыла о своих кровожадных планах.

Но, видимо, не навсегда. Говорят, что красный налёт на коленях богини предвещает неприятности, которые ожидают Россию. Последний раз его видели в 1991 году, и хотелось бы надеяться, что мистическое совпадение не повторится. 

Гробница Гомера

В зале Юпитера посетители музея могут увидеть несколько гробниц античной эпохи. Многие верят, что одна из них принадлежит древнегреческому поэту-сказителю Гомеру.  

Запрет на селфи со специализированными палками ввели уже многие музеи мира.

Саркофаг был найден в ходе экспедиции графа Орлова-Чесменского и подарен графу Строганову — прославленному коллекционеру редких вещей. Строганов объявил саркофаг гробницей Гомера, и его авторитетному мнению поверили. Позже учёные пришли к выводу, что древнегреческий поэт упокоился в другом месте, поскольку она была создана во II веке, а Гомер жил задолго до этого. Тем не менее загадка осталась нераскрытой — изображения на лицевой и задней стенках саркофага выполнены в совершенно разных стилистиках. Это противоречие и позволяет надеяться, что в Эрмитаже хранится гробница именно великого поэта античности.

Следы древней культуры

Следы древней культуры можно найти в самых разных уголках Северной столицы. Это объясняется тем, что многие правители России увлекались историей Египта. Одной из его главных почитательниц считалась Екатерина II. Именно по её приказу в Екатерининском парке построили пирамиду. Артефактом она не является — там погребены любимые собачки императрицы: Том-Андерсон, Земира и Дюшеса, и, по легенде, в особенно мрачные вечера можно услышать их радостный лай.

Египетские ворота в Царском Селе.

Египетские ворота в Царском Селе. Фото: Commons.wikimedia.org

Николай I также увлекался древней культурой. По его приказу в Царском Селе возвели Египетские ворота. Они выполняли простую, но благородную функцию — украшали парадный въезд в город, а ещё имели караульные башни, пригодные для жилья. 

Почти два столетия на Университетской набережной возлежат древние сфинксы. Эти мифологические существа охраняли святилище фараона Аменхотепа III, и их лица считаются одними из лучших его изображений. Они постепенно погружались в песок, пока в начале XIX века не были спасены от забвения греческим археологом Атанасисом. Статуи перевезли в Александрию, где их купил российский дипломат Андрей Муравьёв. Путешественник так впечатлился красотой сфинксов, что написал письмо Николаю I, а тот выслал необходимую для покупки сумму — 64 тысячи рублей. Изваяния добирались до Петербурга около года, везли их в специальных клетках на корабле «Добрая надежда». Поначалу сфинксы обитали в Академии художеств, а в 1834-м заняли привычное всем место на Университетской набережной.

Воробьев М.Н. «Набережная Невы у Академии художеств» (1835 г.)

Воробьев М.Н. «Набережная Невы у Академии художеств» (1835 г.) Фото: Commons.wikimedia.org

Древний Египет считается колыбелью культуры всего человечества. Среди многочисленных историзмов и ориентализмов только увлечение Египтом заслужило название «Египтомания». Его наследие можно посмотреть и в Эрмитаже.


На Университетской набережной находятся Сфинксы из Древнего Египта с ликом фараона Аменхотепа III, которым около 3500 лет. Они были найдены при раскопках в Египте и с приключениями оказались в Санкт-Петербурге. Сфинксы стали излюбленным сюжетом живописцев и одним из символов Санкт-Петербурга.

Египетское наследие можно увидеть и в Эрмитаже.


Египетский зал


Эрмитаж был дворцовым музеем, и политика формирования собрания определялась в первую очередь вкусами его владельцев, которые ни Египтом, ни Древним Востоком в целом не интересовались. Экспонаты загадочной страны поступили в коллекцию, когда в 1825 году прибывший в Санкт-Петербург миланский коллекционер Франческо Кастильоне предложил приобрести его собрание. 

Египетский музеум, первый в мире из таких специализированных учреждений, был создан в Кунсткамере. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа в нем был создан небольшой Египетский кабинет. В 1862 году Египетский музеум был закрыт, а его собрание передано в Эрмитаж, где впервые был создан полноценный Зал ассирийских и египетских древностей.

Фото: Ирина Иванова

Незадолго до войны в 1940 году главный архитектор Государственного Эрмитажа Александр Сивков предложил создать в музее Египетский зал. Ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира, которые собрал один из хранителей музея — Владимир Георгиевич Бок, легли в основу постоянной экспозиции и стали доступны для всеобщего обозрения. Некоторые реликвии еще до этого разыскал и привез в Россию путешественник и государственный деятель А. С. Норов.   

На месте главного буфета Зимнего дворца появилось отдельное тематическое пространство, посвященное древнему государству, недалеко от Иорданской лестницы. Начать знакомство можно с холла № 100 на первом этаже здания Нового Эрмитажа. Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают 3 зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная выставка Древнего Египта позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца 4-го тысячелетия до нашей эры до 1-го тысячелетия н. э.

Фото: Ирина Иванова

Египтомания в 2022 году


28 октября 2022 года в Николаевском зале и Аванзале Зимнего дворца открылась временная выставка «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампальоном». В двух парадных залах представлено более 700 памятников египетского стиля: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство и даже костюмы. Многие из экспонатов предстали и впервые, и вместе, поскольку участие в выставке приняли многие музеи города: Всероссийский музей А. С. Пушкина, Кунсткамера, Государственный музей городской скульптуры, ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Царское село» и другие. 

Аванзал. Фото: Ирина Иванова
Николаевский зал
Фото: Ирина Иванова

Французский востоковед Жан-Франсуа Шампольон (1790 — 4 марта 1832) считается основателем египтологии. Благодаря проведенной им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов. После долгих исследований ученому удалось отождествить все знаки в некоторых именах в иероглифической надписи на Розеттском камне. 14 сентября 1822 года Шампольону удалось распознать имя Рамсес и Тутмос. Он написал свое знаменитое письмо с изложением результатов постоянному секретарю Французской академии Бон-Жозефу Дасье, которое знаменует собой начало египтологии. 

На выставке представлены:

  • первые издания монографии Шампольона «Египет при фараонах»;
  • «Письмо господину Дасье» с подлинными литографиями 1822 года. 

На экспозиции также экспонируются публикации предшественников Шампольона по дешифровке, издания словаря и грамматики египетского языка. Подлинные древнеегипетские памятники демонстрируют одну из древнейших в мире систем письма, имевшую три разновидности: иероглифическую, иератическую и демотическую.

Слева: стелла Неб-су-мену. Известняк. Среднее царство. Из собрания Ф. Кастильоне
Посередине: Статуэтка Осириса. Бронза. Древний Египет.
Справа: Стела Итеша. Известняк. Поздний период Древнего Египта.

Фото: Ирина Иванова

Фрагмент надписи Нового царства. Известняк.

Фото: Ирина Иванова 

Миниатюрная книга посередине. Хорапаллон, предполагаемый автор сочинения о египетских иероглифах, дошедшего в греческом переводе некого Филиппа под названием «Иероглифика» ( IV в. н.э.). Издание выпущено в Париже (1551)

Фото: Ирина Иванова

Пирамида Рера. Известняк, охра. Древний Египет. Из Кунсткамеры

Фото: Ирина Иванова

В Аванзале находятся комплексы экспонатов на античную и библейскую темы.

Фото: Ирина Иванова
Фрагмент блюда «Переход евреев через Че́рмное море».
Медь, эмаль, бронза. Франция.
Вторая половина XVI века

Фото: Ирина Иванова

Тема трагической судьбы последней царицы эллинистического Египта Клеопатры пронизывает все пространство. Ее жизнь, пир, смерть в картинах и скульптурах…

Целый раздел выставки посвящен Египетскому походу Наполеона Бонопарта (1798 – 1801). Компания по завоеванию Египта длилась всего три года и с военной точки зрения была неудачной, но она оказала большое влияние на геополитические и художественные процессы. Так был опубликован монументальный труд «Описание Египта», где воспроизведены настенные рисунки гробницы Пахери, памятники древних Фив и архитектура.

«Описание Египта… Древности». Сцены с арфистами из гробницы Рамсеса III. Париж 1812

Фото: Ирина Иванова

Египтомания повлияла на ампир, главный стиль наполеоновской империи. Для выставки музей-усадьба «Кусково» предоставила знаменитый Египетский сервиз, который Наполеон подарил Александру I в знак союзничества после заключения мирного Тильзитского мира.

Египетский сервиз. Бисквит, металл, фарфор; роспись надглазурная кобальтом, роспись сепией, золочение. Франция. Севрская фарфоровая мануфактура. 1804-1808 гг. Поступление: 19254, 1926 г., из Оружейной палаты Московского Кремля. Музей-усадьба «Кусково».

Фото: Ирина Иванова

Часть выставки посвящена теме русской египтомании и влиянию египетского искусства на формирование облика Санкт-Петербурга на примере гравюр, рисунков, жизни театра, старинных и современных снимков. 

Сфинксы

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Мотивы Египта в мебели

Фото: Ирина Иванова

Мотивы Египта в ДПИ

Посередине Ваза «Египтянин»
Майолика, полихромные глазури
Автор проекта М. А. Врубель

Справа Верхняя часть статуи Аменемхета II.
Древний Египет. Среднее царство.

Фото: Ирина Иванова

Обелиски с гербами Российских губерний.
Императорская Петергофская гранильная фабрика.
Не ранее 1784 года

Фото: Ирина Иванова

Ваза с основанием в виде фигуры египтянке.
1810 — 1820-е
Императорский фарфоровый завод.

Фото: Ирина Иванова

Мотивы Египта в театре

Макет декорации к балету «Дочь фараона» Ц. Пуни по эксизу О.-К. Аллерги. 1922

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

До 9 апреля 2023 года


Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых фотовыставок

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Эрмитажная коллекция древнеегипетских памятников, насчитывающая около 7500 предметов, невелика по сравнению с собраниями Лувра, Британского музея или музея Метрополитен  однако она охватывает все основные периоды истории Египта и включает ряд интересных и важных вещей от додинастики (4-е тысячелетие до н. э.) до времени римского господства. История ее своеобразна, поскольку изначально в Эрмитаже не проявлялся интерес к древневосточным, в частности египетским, Академия наук в 1825 году приобрела коллекцию Франческо Кастильоне (около 1200 памятников), на основе которой был создан Египетский музеум в составе Кунсткамеры. В Эрмитаже в это время находилось лишь несколько случайных египетских предметов и около 250 скарабеев, купленных у того же Кастильоне. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа как универсального публичного музея, в него была передана большая часть памятников из Египетского музеума, собрание которого к этому времени заметно пополнилось за счет даров и приобретения вещей из частных коллекций; в 1881 году были переданы остальные памятники из Кунсткамеры.

IMG_6036.JPG

IMG_6039.JPG
Статуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах

Огромная храмовая статуя богини Мут-Сохмет, высеченная из черного гранита, входит в галерею шедевров эрмитажного собрания. Сохмет величаво сидит на кубообразном троне с высокой спинкой. Первоначально голову богини венчал солнечный диск со священной коброй. Грива львицы плавно переходит в пряди трехчастного парика. Тонкий стан Сохмет, затянутый в узкое, облегающее тело платье, торжественно выпрямлен. Руки богини спокойно лежат на коленях, в левой — знак жизни «анх» в виде большой петли, завязанной бантом. Спереди на троне вырезаны два столбца иероглифической надписи, содержащие титулатуру царя Аменхотепа III. Сохмет (буквально «Могучая») занимала почетное место среди богов. Грозная львица почиталась как богиня палящего солнца и ярости войны и считалась дочерью бога Ра. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей

IMG_6038.JPG
Статуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах

В связи с перенесением во II тысячелетии до н.э. столицы Древнего Египта из Мемфиса на юг в Фивы, богиня Сохмет была отождествлена с местной Мут (древнеегипетск. «мут» — мать), изображавшейся как коршуница. Фиванская Триада божеств включала бога Амона-Ра, его супругу Мут-Сохмет и их сына — бога луны Хонсу. Местом пребывания этой Триады считался комплекс в Фивах, который в наши дни называют Карнакским храмом. Статуя происходит из храма Мут-Сохмет, первоначально украшенного 574 двухметровыми изображениями богини. Известный русский путешественник, писатель А.С. Норов (1795-1869) нашел эту статую Мут-Сохмет в руинах святилища и купил ее. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.

IMG_4190.JPG
Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью Древний Египет Конец XIV — начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII — XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

Изображение градоначальника Фив с женой и матерью — единственная в Эрмитаже монументальная семейная группа Нового царства. Она представляет постамарнское искусство времени правления преемников царя-реформатора Эхнатона или более позднее. Из одного блока серого гранита высечены три сидящие на скамье фигуры с большими головами в париках. В центре представлен, судя по иероглифической надписи на одежде, «верховный писец царя, любимый им… начальник житниц Амона, покойный князь Города (т.е. Фив), Аменемхеб, рожденный Кало». На нем характерное для этого времени парадное одеяние — рубашка с широкими в складках рукавами и длинный передник.

IMG_6033.JPG
Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью деталь Древний Египет Конец XIV — начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII — XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

По правую руку Аменемхеба сидит его мать — «певица Амона, госпожа дома, покойная Кало…». По левую руку градоначальника Фив — его жена, верховная жрица храма богини Хатхор, «певица Амона», «покойная Таисеннеферт». Женщины обнимают Аменемхеба за плечи — жест, передающий родственную привязанность. Согласно традиции, все три широких, круглых, чуть уплощенных лица совершенно одинаковы. Чтобы передать складки тонких прозрачных плиссированных тканей нарядных одежд, резчики используют глубокую гравировку, разрушая цельность поверхности камня. Гробница градоначальника Аменемхеба находится в Дра Абу эль-Нага на западном берегу Нила в Фивах. На скульптурной группе сохранились тексты, восходящие к «Книге мертвых».

IMG_6037.JPG
Стела Ипи Древний Египет Вторая половина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия известняк

Стела «царского писца», «опахалоносца по правую руку» царя Тутанхамона, «великого управителя царского хозяйства» Ипи — одно из самых ярких произведений древнеегипетской пластики в собрании Эрмитажа. Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Одеяние бога перехвачено поясом, шея украшена двойным ожерельем. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни «анх», левую — с жезлом «уас» — протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Ипи изображен в сложном парадном одеянии — рубахе с широкими рукавами и длинном переднике. Жест поднятых в молитве рук типичен для изображений адорантов (фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека). Различная трактовка образов Анубиса и человека подчеркивает, что Ипи стоит перед божеством. Фигура Ипи гораздо более тонко моделирована, а фигура Анубиса традиционно плоскостна, рисунок ее контуров графичен и сух. Перед статуей бога мертвых — жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. На стеле прекрасно сохранилась первоначальная раскраска продержавшиеся на камне более двух тысячелетий и выполненная, согласно канону, минеральными красками. В цветовом решении фигуры Анубиса преобладают характерные для божеств цвета — синий и зеленый, краски для которых получали из ляпис-лазури и малахита. Надписи стелы содержат жертвенную формулу, имя и титулы Ипи.

IMG_4189.JPG
Кратериск Египет I-V вв. стекло выдувание поступил из собрания Голицына.

IMG_6020.JPG
Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г.  из дворца в Петергофе.

Клеопатра Седьмая — одна из знаменитейших личностей античного мира. Ей выпала роль царствовать более двадцати лет и стать последней царицей Египта. Она вошла в историю благодаря своему женскому обаянию и любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От них обоих у нее были дети. Трагическая гибель царицы добавила ее образу романтичный ореол, который остается с ней на протяжении тысячелетий. Статуя царицы украшает зал Эрмитажа. Статуя царицы Клеопатры —  уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции.

IMG_6021.JPG
Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г.  из дворца в Петергофе

Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5–6 династий, а также культовые вещи — стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки.  Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла.

IMG_4186.JPG

Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел — каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую «жертвенную формулу» иногда «формулу обращения к живым», имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.

IMG_4187.JPG

Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса — места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения — будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.

IMG_4178.JPG

IMG_4179.JPG

IMG_4181.JPG

IMG_4182.JPG

IMG_4184.JPG

IMG_4188.JPG

IMG_4192.JPG

IMG_6006.JPG

IMG_6007.JPG

IMG_6008.JPG

IMG_6009.JPG

IMG_6012.JPG

IMG_6015.JPG
Боги Древнего Египта. Осирис и Исида Осирис — владыка загробного мира. Исида с Хором.

IMG_6018.JPG

IMG_6019.JPG

IMG_6022.JPG

IMG_6023.JPG

IMG_6024.JPG
Статуя бога Осириса

Оси́рис— бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего. После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

IMG_6025.JPG

IMG_6026.JPG

IMG_6027.JPG

IMG_6028.JPG

IMG_6029.JPG

IMG_6030.JPG

IMG_6031.JPG

IMG_6003.JPG

В египетском зале экспонируется несколько саркофагов, относящихся к различным эпохам. От простого глиняного ящика с изображением младенца на крышке до саркофага, в котором помещалась мумия фараона. Этот саркофаг высечен из цельного куска каменной глыбы, и украшен ярким орнаментом и резьбой.

IMG_6005.JPG

IMG_6004.JPG

IMG_6034.JPG

IMG_6035.JPG

8600 - St Petersburg - Hermitage - Egyptian antiquities.jpg

The Egyptian Collection of the Hermitage Museum dates back to 1852 and includes items from the Predynastic Period to the 12th century AD. It belongs to the Oriental Art section of the museum. The Egyptian exposition is hosted in a single large hall on the ground floor on the eastern side of the Winter Palace. The hall serves as a passage to the exhibition of Classical Antiquities in other Hermitage buildings and is situated right under St. George’s Hall. It was redesigned for the exhibition by Alexander Sivkov in 1940 and earlier served as the main buffet of the Winter Palace.

History[edit]

Limestone stele of a chief potter, 18th century BC

The collection was established in 1852, the year the museum was made open to the public, when it purchased the collection of statuettes from Countess Alexandra Lavalle, previously stored in her mansion on English Embankment, and received the items collected in Egypt by Maximilian, Duke of Leuchtenberg, including two black basalt sarcophagi of the Late Period, now displayed in the middle of the hall, as well as the sculpture group of Theban governor Amenemheb with his wife and mother (14th century BC). In 1853 the statue of Sekhmet (15th century BC), brought by Alexei Norov from Theban Necropolis of the Eleventh dynasty of Egypt in the 1830s, was moved from the Imperial Academy of Arts to the Hermitage. Some items were purchased for the museum from antiquities traders in Egypt and collections of Russian merchants or received as gifts.

In 1862, the collection expanded significantly, as the Castiglione collection, which was purchased by the Imperial Academy of Sciences from Carlo Ottavio Castiglione in Milan in 1826 and consisted of more than 900 items, core of the Egyptian museum of the Kunstkamera, was transferred to the Hermitage. However, there were no Egyptologists in Russia at that time. Vladimir Golenishchev became the first Russian Egyptologist and started to work in the Hermitage in the 1870s. At the insistence of Golenishchev in 1881 the remainder of the Egyptian museum of the Kunstkamera was moved to the Hermitage. The Hermitage collection continued to grow in the 1880s, when Coptic written monuments and two fragments of Egyptian water clocks were acquired. In 1891, Golenishchev published the first complete inventory of the collection. Since the 1870s Golenishchev had collected an impressive private Egyptian collection, which was sold to the Pushkin Museum in Moscow in 1909, shortly before he emigrated. For a few years, as the building for the Moscow museum was being constructed, the items were also stored in the Hermitage. Soviet Orientalist Vasily Struve was in charge of the Hermitage’s Egyptian collection from 1918 to 1933. The highlights of the exhibition include the mummy of priest Petese (10th century BC) and a fragment of a tablet of Ramesses II’s Egyptian–Hittite peace treaty (13th century BC).

Other Egyptian antiquities in Saint Petersburg[edit]

Other notable Egyptian antiquities in present-day Saint Petersburg include the two sphinxes of Pharaoh Amenhotep III, adorning the Quay with Sphinxes in front of the Academy of Arts Building on Universitetskaya Embankment since 1832.

See also[edit]

  • Oscar Eduardovich Lemm

Further reading[edit]

  • Bolshakov, Andrey O. Studies on Old Kingdom Reliefs and Sculpture in the Hermitage. Wiesbaden: Harrassowitz, 2005. ISBN 3-447-05184-1.
  • Golénischeff, Wladimir. Ermitage Impérial. Inventaire de la collection égyptienne. Leipzig, 1891.
  • Lieblein, Jens Daniel Carolus. Die ägyptischen Denkmäler in St. Petersburg, Helsingfors, Upsala und Copenhagen. Christiania, 1873.
  • Лапис И.А., Матье М.Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. Москва: Наука, 1969.

External links[edit]

  • The State Hermitage Museum: Oriental Art, Ancient Egypt
  • The State Hermitage Museum: Virtual Tour, The Hall of Ancient Egypt

8600 - St Petersburg - Hermitage - Egyptian antiquities.jpg

The Egyptian Collection of the Hermitage Museum dates back to 1852 and includes items from the Predynastic Period to the 12th century AD. It belongs to the Oriental Art section of the museum. The Egyptian exposition is hosted in a single large hall on the ground floor on the eastern side of the Winter Palace. The hall serves as a passage to the exhibition of Classical Antiquities in other Hermitage buildings and is situated right under St. George’s Hall. It was redesigned for the exhibition by Alexander Sivkov in 1940 and earlier served as the main buffet of the Winter Palace.

History[edit]

Limestone stele of a chief potter, 18th century BC

The collection was established in 1852, the year the museum was made open to the public, when it purchased the collection of statuettes from Countess Alexandra Lavalle, previously stored in her mansion on English Embankment, and received the items collected in Egypt by Maximilian, Duke of Leuchtenberg, including two black basalt sarcophagi of the Late Period, now displayed in the middle of the hall, as well as the sculpture group of Theban governor Amenemheb with his wife and mother (14th century BC). In 1853 the statue of Sekhmet (15th century BC), brought by Alexei Norov from Theban Necropolis of the Eleventh dynasty of Egypt in the 1830s, was moved from the Imperial Academy of Arts to the Hermitage. Some items were purchased for the museum from antiquities traders in Egypt and collections of Russian merchants or received as gifts.

In 1862, the collection expanded significantly, as the Castiglione collection, which was purchased by the Imperial Academy of Sciences from Carlo Ottavio Castiglione in Milan in 1826 and consisted of more than 900 items, core of the Egyptian museum of the Kunstkamera, was transferred to the Hermitage. However, there were no Egyptologists in Russia at that time. Vladimir Golenishchev became the first Russian Egyptologist and started to work in the Hermitage in the 1870s. At the insistence of Golenishchev in 1881 the remainder of the Egyptian museum of the Kunstkamera was moved to the Hermitage. The Hermitage collection continued to grow in the 1880s, when Coptic written monuments and two fragments of Egyptian water clocks were acquired. In 1891, Golenishchev published the first complete inventory of the collection. Since the 1870s Golenishchev had collected an impressive private Egyptian collection, which was sold to the Pushkin Museum in Moscow in 1909, shortly before he emigrated. For a few years, as the building for the Moscow museum was being constructed, the items were also stored in the Hermitage. Soviet Orientalist Vasily Struve was in charge of the Hermitage’s Egyptian collection from 1918 to 1933. The highlights of the exhibition include the mummy of priest Petese (10th century BC) and a fragment of a tablet of Ramesses II’s Egyptian–Hittite peace treaty (13th century BC).

Other Egyptian antiquities in Saint Petersburg[edit]

Other notable Egyptian antiquities in present-day Saint Petersburg include the two sphinxes of Pharaoh Amenhotep III, adorning the Quay with Sphinxes in front of the Academy of Arts Building on Universitetskaya Embankment since 1832.

See also[edit]

  • Oscar Eduardovich Lemm

Further reading[edit]

  • Bolshakov, Andrey O. Studies on Old Kingdom Reliefs and Sculpture in the Hermitage. Wiesbaden: Harrassowitz, 2005. ISBN 3-447-05184-1.
  • Golénischeff, Wladimir. Ermitage Impérial. Inventaire de la collection égyptienne. Leipzig, 1891.
  • Lieblein, Jens Daniel Carolus. Die ägyptischen Denkmäler in St. Petersburg, Helsingfors, Upsala und Copenhagen. Christiania, 1873.
  • Лапис И.А., Матье М.Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. Москва: Наука, 1969.

External links[edit]

  • The State Hermitage Museum: Oriental Art, Ancient Egypt
  • The State Hermitage Museum: Virtual Tour, The Hall of Ancient Egypt

Инфоурок


Другое

ПрезентацииПрезентация на тему: «Экскурсия по Египетским залам Эрмитажа»

Презентация на тему: «Экскурсия по Египетским залам Эрмитажа»



Скачать материал

Экскурсия по египетским залам Эрмитажа



Скачать материал

  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов

  • Сейчас обучается 381 человек из 69 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Экскурсия по египетским залам Эрмитажа

    1 слайд

    Экскурсия по египетским залам Эрмитажа

  • Египет - страна настолько древняя, что ученые давно оставили попытки определи...

    2 слайд

    Египет — страна настолько древняя, что ученые давно оставили попытки определить ее возраст. История Египта прослеживается примерно на 5 тысяч лет назад в прошлое, эти данные получены по результатам археологических раскопок. Известно, что знаменитые пирамиды, усыпальницы египетских фараонов, строились в середине третьего тысячелетия до н. э. Возраст пирамид составляет четыре с половиной тысячи лет. И вся культура Египта, архитектура и искусство овеяны древностью. Для того чтобы систематизировать археологические ценности Египта и сделать историю этой страны доступной широкой публике, в Петербурге был создан Египетский зал Эрмитажа, рассчитанный на массовые посещения. Произошло это событие по инициативе главного архитектора Эрмитажа А. В. Сивкова в 1940 году.

  • Мумия египетского жреца Па-ди-иста в ЭрмитажеСаркофаги древнеегипетского жре...

    3 слайд

    Мумия египетского жреца
    Па-ди-иста в Эрмитаже
    Саркофаги древнеегипетского жреца Па-ди-ист.
    Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище). Дерево. X век до н.э
    Па-ди-Ист. Он прожил долгую и интересную жизнь, сделал неплохую карьеру, умерев, был, как положено, похоронен… а через три тысячи лет извлечен из могилы и, в комплекте со всеми саркофагами и погребальными полотенцами, прикуплен русскими царями. Для коллекции.

  • Зал находится на первом этаже, в конце анфилады правого крыла. Основу экспози...

    4 слайд

    Зал находится на первом этаже, в конце анфилады правого крыла. Основу экспозиции составили раритеты египетской культуры, привезенные в Петербург хранителем Эрмитажа В. Г. Боком в 1889 и 1898 годах. Большинство древних предметов были найдены ученым в монастырях города Сохага и в некрополе Багауат. В монастырских подвалах посланцы музея нашли немало сокровищ, имеющих историческую ценность, а в гробницах некрополя покоились многочисленные предметы обихода простых египтян. Специальный сертификат от имени правительства Египта позволил вывезти большую часть экспонатов в Россию и таким образом Египетский зал Эрмитажа получил интересную обширную экспозицию, которая до сих пор привлекает сотни туристов со всего мира

  • Боги Древнего Египта. Осирис и Исида.Осирис — бог жизненных сил природы и пл...

    5 слайд

    Боги Древнего Египта.
    Осирис и Исида.
    Осирис — бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира.
    Исида — богиня женственности и материнства.

  • Статуя фараона XII династии Аменемхета III, правившего в Египте  - замечатель...

    6 слайд

    Статуя фараона XII династии Аменемхета III, правившего в Египте — замечательный образец древнеегипетского царского скульптурного портрета эпохи Среднего царства.
    Статуя писца счета зерна
    Маа-ни-амона (известняк)
    Фрагмент саркофага с изображением гробницы и богини Хатхор в образе небесной коровы. Дерево

  • По теме строительства египетских пирамид в музее представлены фотографии, сде...

    7 слайд

    По теме строительства египетских пирамид в музее представлены фотографии, сделанные в разные периоды на протяжении всего 20-го века. По сути дела, Египетский зал Эрмитажа является грандиозной коллекцией, отражающей многовековую историю целой страны. Среди тематических экспозиций — предметы быта, произведения искусства древности, женские украшения, скульптуры, а также саркофаги как символ особой ритуальной принадлежности. В зале Египта есть один уникальный экспонат — это подлинная мумия фараона. Ей четыре тысячи лет, она является доказательством искусства бальзамирования. Также в зале экспонируется каменный саркофаг, в котором лежала эта мумия. Высеченный из цельного камня каменный гроб представляет собой настоящее произведение искусства. Украшенная богатым орнаментом и затейливой резьбой, крышка саркофага свидетельствует о трепетном отношении египтян к памяти усопших.

  • Египетское древнее царство. III тыс. до н.э. Каменные печати - цилиндры с дре...

    8 слайд

    Египетское древнее царство. III тыс. до н.э. Каменные печати — цилиндры с древнейшими иероглифическими надписями.
    Египет. Древнее царство. Глиняные сосуды. VI тыс до н.э
    Амулеты. Украшения. Инкрустации. Сосуды. Из алебастра, яшмы, сердолика, лазурита, шифера
    Статуэтка Кошка. Бронза. История этих маленьких хищников берет свое начало в Египте, где кошкам издавна поклонялись. Эти животные считались священными, так как по легенде произошли от богини Баст. В греческой традиции кошки отождествлялись с богиней охоты Артемидой за свою быстроту и ловкость

  • Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 054 575 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 17.09.2019
  • 4003
  • 40
  • 17.09.2019
  • 326
  • 1
  • 17.09.2019
  • 186
  • 0
  • 17.09.2019
  • 344
  • 0
  • 17.09.2019
  • 324
  • 1
  • 17.09.2019
  • 433
  • 1
  • 17.09.2019
  • 911
  • 7
  • 17.09.2019
  • 293
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организационно-педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Скрайбинг и веб-квест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Лебедева Татьяна Алексеевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Лебедева Татьяна Алексеевна

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 13757
    • Всего материалов:

      20

  • Египетская сказка о правде и кривде читать
  • Египетская сказка мультфильм 1998
  • Египетская сила рассказ дзен последняя глава
  • Египет рассказ о стране для детей
  • Египет по арабски как пишется