Проблемы и аргументы с кратким описанием ключевых эпизодов
В сочинении-рассуждении ЕГЭ по русскому языку (задание 25) экзаменуемый должен выразить свое мнение по проблеме, поднятой автором в исходном тексте, согласившись или не согласившись с авторской позицией, (К4). Приведем несколько тематик и аргументов ЕГЭ по ним.
В чем заключается смысл жизни человека?
Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»
Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире материальных интересов, а в самой жизни на родной земле:
«Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни… Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»
Проблема воспитания. Проблема обучения. Роль учителя в жизни человека
«Война и мир» Л.Н. Толстой
Болконские привыкли жить по заведённому порядку, на первое место князь ставит воспитание и образование, не желая, чтобы княжна Марья была глупа, как великосветские барышни.
Л.Е. Улицкая «Перловый суп»
Обратимся к прозе Л.Улицкой. Она во многом автобиографична. Сама писательница признавалась в своей глубокой любви к матери, рано ушедшей из жизни, признавалась в том, что она дала своей дочери много великих уроков, некоторые из которых вошли в ее произведения. Ярким подтверждением тому является рассказ «Перловый суп». Действительно, образ главной героини Марины Борисовны мы воспринимаем глазами ее дочери, уже взрослой женщины. Её воспоминания проникнуты светом добра, любви к той, которая когда-то научила уважать старость, отличать ложь от правды, откликаться на боль, горе других. Одним словом, воспитала в дочери умение ценить жизнь.
«Обломов» И.А. Гончаров
В главе «Сон Обломова» раскрываются проблемы воспитания, мы видим, как атмосфера лени, нежелания трудиться уродуют душу ребёнка.
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин (наказ отца Петру Гринёву)
«Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев (формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда)
Б. Васильев «Летят мои кони…»
Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества
«Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту Истории. Тогда я впервые прикоснулся к прошлому, впервые ощутил это прошлое, проникся его величием и стал безмерно богатым. А сейчас с ужасом думаю, каким бы я стал, если бы не встретился со своей первой учительницей, которая видела долг свой не в том, чтобы, нафаршировав детей знаниями, изготовить из них будущих роботов-специалистов, а в том, чтобы воспитать Граждан Отечества своего…»
М.В. Ломоносов. Его жизнь – пример того, как нужно учиться, чего можно добиться, имея глубокие знания.
Значимость труда в жизни человека.
А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
Матрёна, главная героиня рассказа, не воспринимает принудительный труд как наказание, кару. Работа для неё – это вся её жизнь.
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Главный герой произведения – машинист Александр Васильевич Мальцев. Он гений в своем деле, потому что умел «чувствовать» и машину, и дорогу одновременно.
Лишь этому машинисту поручали самые сложные и ответственные выезды, лишь он мог выручить и нагнать упущенное другим машинистом время, лишь он мог проехать по самому опасному участку пути. Для него работа – это вся жизнь
И.А. Гончаров «Обломов»
Илья Обломов и Андрей Штольц дружили с детства и сохранили тёплые отношения на всю жизнь. Но их воспитание сильно отличалось. Если барского сына Илюшу с детства оберегали от любого дела, даже одеваться не давали самостоятельно, то в семье Штольца отец прививал сыну с ранних лет привычку работать. В результате Штольц стал сильным, самостоятельным человеком, сумевшим всего добиться в жизни своим трудом. А Илья Ильич оказался неспособным ни к какому делу.
Проблема влияния личности на ход истории. Проблема ответственности человека перед обществом
.Н. Толстой «Война и мир».
Александр Первый, Наполеон, Кутузов – вот неполный список исторических личностей, показанных в романе. Кто же из них может претендовать на роль творца истории, великого человека? По мнению Толстого, великий человек носит в себе нравственные основы народа и ощущает свою моральную обязанность перед людьми. Александр Первый не всегда может понять, что в данный момент важнее всего для народа, страны. Честолюбивые претензии Наполеона выдают в нём человека, не понимающего значения событий, которые происходят. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — такой приговор Наполеону выносит Л.Н. Толстой. Кутузова он называет великим человеком, так как целью своей деятельности тот поставил интересы всего народа. Он выражает народную душу и патриотизм.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Подлинной причиной преступления Раскольникова было желание проверить свою теорию. Суть её заключалась в том, что всех людей Раскольников делил на тех, «кто право имеет» и «тварей дрожащих». Первые живут в послушании, вторые – преступают закон, разрушители. Ликург, Магомет, Наполеон – все эти великие люди были преступниками, пролившими много крови. Именно такие люди, по теории Раскольникова, «двигают мир и ведут его к цели». Несостоятельность теории главного героя романа Достоевский развенчал всем ходом действия, тем, что, проверяя свою теорию на деле, Раскольников подверг себя страшным нравственным мукам.
Ярким примером такой личности является Петр Великий — человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Про него писал А.С. Пушкин: «Природой здесь нам суждено // В Европу прорубить окно».
Проблема любви – нежности
М.Шолохов «Судьба человека»
Андрей Соколов, теряя жену и детей, находит в себе силы жить дальше и свою нерастраченную заботу ,любовь и нежность дарит приемному сынишке- сироте Ванюшке. Эти теплые чувства согревали душу маленького мальчика, оставшегося без родных в тяжелые годы войны, и давали надежду на то, что в дальнейшем жизнь наладится.
Действительно, проявленное чувство нежности возвышает человека, который, вложив свою душу, вселил в окружающих веру в то, что они не одиноки и всегда могут рассчитывать на поддержку со стороны.
Именно такое чувство испытывает Пьер Безухов к Наташе Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Для него она красива, мила, любима в любом облике, в любом настроении. Только познакомившись, он сразу выделяет Наташу из семьи Ростовых, проявляя к ней трепетные чувства. Потом это внимание перерастет в большую взаимную любовь с обеих сторон. А начиналось все с глубокой нежности
«Кроткий лик любви» мы видим и в чувствах Татьяны Лариной, героини романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», каждая строка ее письма наполнена нежностью. Татьяна готова отдать своему возлюбленному всю себя, без остатка, не требуя взамен ничего. Для неё видеть Евгения – это уже огромное счастье.
Вспомним роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Марья Болконская, героиня произведения, терпеливо выносит «вспышки беспричинной ненависти», грубость отца. Она с лаской относится к старому князю, несмотря на его грубость. Княжна даже не задумывается над тем, что отец может быть несправедлив к ней.
Проблема выбора профессии и преданности своему делу
Б. Васильев «Летят мои кони…»
Доктор Янсен выбрал раз и навсегда профессию доктора и служил людям до последнего вздоха.
«Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристаллизуясь в насыщенном растворе людской благодарности. Они достаются людям, которые обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого: у него спрашивали, выдавать ли дочь замуж, покупать ли дом, продавать ли дрова, резать ли козу, мириться ли с женой… Господи, о чем его только не спрашивали!
А вот о необходимости труда, о его красоте, чудодейственной силе и магических свойствах не говорилось никогда. О работе болтают бездельники: нормальные люди ее делают. Старательно, четко, аккуратно и скромно. Ведь работать, не крича о собственном трудовом рвении, столь же естественно, как есть не чавкая»
У Юрия Гагарина лежала душа к профессии лётчика, он был неутомимым тружеником, предельно собранным и серьёзным человеком. Это позволило ему достичь высот в выбранной им профессии.
Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
«Он убил мою собаку» Ю. Яковлев
Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку. Мальчик потрясён жестокостью отца, который подозвал к себе доверчивого пса и выстрелил ему в ухо. Он возненавидел отца, потерял веру в добро и справедливость.
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Ощущение боли, тоски возникает при первом прочтении стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Кажется, слышишь шум улицы с её грохотом, злым смехом. Улица эта бездушна, «льдом обута». Ощущение боли усиливается с падением лошади. Как часто несчастье привлекает какое-то болезненное внимание посторонних. Зеваки с Кузнецкого моста не испытывают сочувствия к упавшей лошади, смеются. И только поэт обращается к животному с добрыми словами, жалеет её
Это стихотворение не только об одиночестве в толпе, о невозможности сочувствия, призыв к доброте ко всему живому.
«Кусака» Л. Андреев
Приручив собаку и оставив ее на зиму в дачном поселке, люди проявили свой эгоизм, показали, насколько они могут быть жестокими .
В. Дёгтев. Рассказ «Разумные существа»
В произведении повествуется о несчастной судьбе дельфиненка Бабочки и жизни олигархов, которые решают перевезти бедное животное вместе с матерью в свой особняк. В результате мать Бабочки погибает… Безжалостные пьяные богатеи издеваются над малышом, тушат о его нежное тельце сигары, а потом решают «пустить» дельфиненка на шашлык… Как хорошо, что помимо таких извергов в мире существуют хорошие люди! Семья работающей поваром у олигархов женщины спасает Бабочку, доказывая нам, читателям: милосердное, разумное отношение к животным необходимо!
И. Курамшина « Эквивалент счастья»
Автор с восхищением описывает поступок семьи давно мечтавшего о собаке Димки, людей, которые решили приютить больного бездомного щенка. Так бережно к животным должен относиться каждый из нас!
Вступительное слово:
На сегодняшнем уроке мы обратимся к творчеству еще одного нашего знаменитого земляка, а именно Бориса Екимова.
Борис Екимов, русский публицист и прозаик, родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края, в семье служащих. Писатель успел примерить на себя множество профессий: он работал на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером, на стройках в Казахстане и в Тюменской области, а также в сельской школе учителем труда.
Со своими прозаическими работами он дебютировал в 1965 году. И уже в 1976 году его приняли в Союз писателей России. В 1979 году Борис оканчивает Высшие литературные курсы.
В его творческом багаже более 200 произведений. Его труды печатали в самых популярных в то время литературных изданиях: «Наш современник», «Новый мир», «Знамя», «Россия», «Нива Царицынская». Свою популярность приобретает в годы перестройки. В это время его работы достигают максимального тиражирования. Выходят такие сборники рассказов, как «За теплым хлебом», «Родительский дом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда».
Бориса Екимова называют своеобразным «проводником» литературных традиций Донского края. В его произведениях можно проследить лейтмотив реалий обычного рабочего человека. В своих работах он всегда описывал тяжелый труд простого рабочего.
Произведения писателя переводились на множество иностранных языков: французский, испанский, английский, немецкий и многие другие. Повесть «Пастушья звезда» Бориса Екимова включена в библиотеку президента.
За свой вклад в литературу Борис Екимов удостоен множеством премий. В 2000 году он стал обладателем премии Александра Солженицына. Также является лауреатом премий журнала «Наш Современник» (1976), «Литературной Газеты» (1987), имени И. А. Бунина (1994), журнала «Новый Мир» (1996), первой премии «Москва-Пенне» (1997), Государственной премии РФ (1998), «Сталинград» (1999), премии Ясная поляна (2014), Патриаршей литературной премии (2016)
Сегодня мы обратимся к рассказу «Мальчик на велосипеде», написанному в 1982 году.
Система вопросов и заданий к рассказу Бориса Екимова «Мальчик на велосипеде
«Мальчик с велосипедом».
Автор: Дроздов А. Ю.
1.Какой эпизод рассказа понравился вам больше всего?
Ученики могут называть различные эпизоды, учитель должен выяснить, почему именно конкретный эпизод запомнился больше всего и был назван ребенком в качестве любимого.Например, эпизод первой, после долгого расставания, встречи Худрина и матери. Или визит Худрина в дом Серёжи и его сестренки.
2.Как автор передает атмосферу родного дома?
Описания местности, портреты сельских жителей, деревенский быт, воспоминания героя о прошедших днях, множественное употребление диалектизмов.
3.Как диалектные слова помогают ему в этом?
Диалектизмы используются автором для того, чтобы передать колорит местности, в которой оказался герой. Они создают атмосферу родного дома для человека, долго находящегося за границей. Автор старается показать деревенскую жизнь такой, какая она есть, не романтизируя ее, диалектные слова помогают ему в этом.
«Какой год во слезах ничего не вижу… Все об тебе да об тебе. Войны боюся. Телевизор кажеденно гляжу, а там все недоброе гутарят: война да война»
4.Почему мать главного героя, несмотря на предложения детей, не уезжает из города и не оставляет хозяйство?
Для матери Худрина жизнь в селе является привычной и устоявшейся. Ей нравится рано вставать, пасти коров, кормить кур, ухаживать за хозяйством, обеспечивать «своими» продуктами детей. В этом заключается ее счастье. Покинув хутор, мать потеряет свой смысл жизни.
5.Как молодое поколение относится к деревенскому быту?
Нужно рассмотреть этот вопрос на примере Серёжи и его сестрёнки. Маленькая девочка помогает вести своему брату хозяйство, насколько это возможно в ее возрасте. Она поливает капусту и лук, ей нравится это.
« — Помогать Сеёже, помогать буду, — быстро и дово. Помогать буду. Лена будет помогать. Она удобно сидела на старой телогрейке, обняв руками ведро, и езды не боялась»
Что касается ее брата, Серёжа разбирается в том, как нужно ухаживать за огородом, как взрослый человек, в некоторых вопросах он даже компетентнее, чем Худрин.
«Конечно, косье было коротко, и Хурдину пришлось чуть не к земле присесть. Мальчик не выдержал, прыснул в кулак и отвернулся. Хурдин маханул косенкой высоко, по маковкам. Второй замах взял ниже и вонзил носок в землю. Вытянул его, очистил, и снова косу поднял. Но ничего не получалось. Одно дело — забыл, другое — косенка игрушечная. В две минуты упарившись, Хурдин сдался.
— Нет, — сказал он. — Не могу.
Честное признание смягчило мальчика.
— Конечно… привычку надо. Надо держать ее вот так, — он косу взял и махнул ею, подправляя испорченное. И после двух-трех взмахов его ровная кошенина осталась да валок травы»
Автор старается показать, что детям нравится их жизнь, несмотря на сложности. Мы можем сделать вывод о том, что представители молодого поколения, показанные в рассказе, довольны своей жизнью в селе. Они, как и мать главного героя, привыкли трудиться и жить заботами своего хозяйства.
6.Почему мальчик Сережа привлекает внимание героя?
Десятилетний мальчик ведет себя как ребенок (изображает звук мотора, когда садится на велосипед, восхищается фломастерами), что вполне нормально для его возраста. Однако узнав, что мальчик фактически один содержит хозяйство и воспитывает сестренку, Худрин не может связать детский, жизнерадостный образ мальчика с условиями, в которых он находится в реальности. Ребенок напоминает ему об ушедшем товарище своей близостью к природе, простотой, любовью к жизни.
7.Можно ли назвать Серёжу счастливым? Почему?
Да, ведь несмотря на все трудности и раннее взросление, в душе мальчик все равно остается ребенком. Он мастерит крылья и искренне верит, что сможет взлететь на них, когда будет спускаться с горы на велосипеде. Однако, наивная детская мечта раскрывает и взрослую целеустремлённость Сережи. Он сам делает шаги навстречу мечте, дорабатывает крылья, улучшает их. Он занимается интересным ему делом, у него есть жизненная цель, поэтому он счастлив.
8.Как вы думаете, почему рассказ называется «Мальчик на велосипеде»?
В начале рассказа Худрин вспоминает, как они с Виктором катались с горы на велосипеде, вспоминает чувство «когда мчишься, и захватывает дух, и кажется, вот-вот взлетишь». Это чувство свободы, которое друзья испытывали в детстве, покинуло их во взрослой жизни, которую ограничивала работа и прочие обстоятельства. Виктор стремился вновь обрести эту свободу, он хотел бросить нелюбимую работу, вернуться в хутор, стать ближе к природе и перестать зависеть от материальных благ. Однако обстоятельства складываются таким образом, что Виктор не успевает исполнить свою мечту, и даже зная, в чем заключается его смысл жизни, умирает несчастливым. Встретив мальчика Серёжу, Худрин понимает, что своим стремлением «взлететь» и как бы обрести свободу, ребенок похож на его ушедшего друга. Именно «мальчик на велосипеде» в конечном счете, заставляет главного героя переосмыслить свою жизнь, вспомнить слова Виктора и понять, что он живет неправильно.
9.Сможет ли Худрин отказаться от привычной жизни в пользу своего истинного предназначения?
Автор оставляет финал открытым, мнения учеников могут расходиться. Учителю нужно чтобы дети пришли к выводу о том, что Худрин прошел долгий и сложный путь взросления, обретения смысла жизни, и важно, что спустя многие годы он, наконец, понимает, что жил неправильно и знает, что нужно сделать, чтобы стать счастливым. Неизвестно как отнесется к его решению семья, как быстро получится уйти с нелюбимой работы, но у него есть возможность все исправить и, если он начнет заниматься «перекраиванием» своей жизни прямо сейчас, в конечном итоге сможет достичь этого чувства свободы.
10.В чем, по мнению автора, заключается смысл человеческого существования?
Автор считает, что по-настоящему счастлив тот, кто выбрал правильный жизненный путь. Тот, кто сумел уйти с нелюбимой работы, кто понял, что счастье не заключается только в материальных благах. Лучше жить на своей родной земле и работать на ее благо.
« Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное — лишнее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую»;
«И вся мудрость мира, все лучшие люди его из века в век, твердят: живите проще. Высшая мудрость в том, чтобы не мудрить. Главное вам дано – жизнь»;
«Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами. Второй жизни не дано, и об этом жалеть — пустое. Но упустить свою единственную… Какая беда»
11.Вспомните рассказ Ивана Алексеевича Бунина « Господин из Сан-Франциско». Какая общая проблема объединяет эти произведения?
В обоих рассказах поднимается проблема обретения человеком смысла жизни. Господин, который не имеет имени, что намекает на то, что таких людей (героев) целое множество, всё время работал, чтобы обеспечить себе и своей семье счастливое существование. Именно существование, так как каждый их день был похож на предыдущий. Герой не видел смысла жизни в любви или семье, он видел его в материальных благах, а потому их единственный совместный отдых превращается в рутинное прозябание на палубе, когда поговорить не о чем даже с самыми близкими людьми. На примере своего героя Бунин хочет показать насколько ничтожен такой набор жизненных ценностей. Все пассажиры корабля, видят смысл жизни в богатстве, но называя судно «Атлантида», автор намекает нам, что они обречены на гибель.В рассказе Бориса Екимова герои могли бы прийти к подобной жизни, но они осознают, что жить, мечтая только о большом количестве заработанных денег, бессмысленно. Люди, стремясь увеличить свой доход, зачастую не видят разумных границ, они не могу вовремя остановиться, поэтому жизнь проходит мимо них. Хочется верить, что Худрин, главный герой рассказа, сможет после многих лет вернуться в хутор и стать по-настоящему счастливым.
Рецензент: Давыдова Дарья ФЛ-РЛБ- 51
Источники:
- Екимов Б. П. «Мальчик на велосипеде»// Электронная библиотека «ЛитМир» [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=57962
- Борис Екимов — биография // LiveLib [Электронный ресурс]. URL:https://www.livelib.ru/author/2948-boris-ekimov
Начав общение на форуме, вы автоматически соглашаетесь с договором оферты и Правилами форума.
-
очень сложно 10 (40%) не сложнее, чем в других текстах 7 (28%) легко 5 (20%) сложно, но я определил(а) 3 (12%)
Юлия Фишман Администратор Сообщений: 1470 |
ОТ ОГНЯ К ОГНЮ (1)Мой старый приятель, художник по профессии, недавно подарил мне свою картину с названием «Верба». (2)И сразу так ясно вспомнилось, как давным-давно ненастным весенним днём у себя на родине бродил я в Берёзовом логу — просторной лощине, заросшей тополем да вербой. Напоминаю, что сочинения проверяются бесплатно. При этом все выложенные на форуме сочинения будут служить образцами правильного или неправильного выполнения задания 25 и могут быть скопированы или перенесены в качестве образцов в другие разделы сайта, а также использоваться на вебинарах и в учебных пособиях сайта. |
Юлия Фишман Администратор Сообщений: 1470 |
Сочинение прислала Кристина Что такое память? Память-это хранитель важных воспоминаний из жизни человека. Благодаря ей человек может вспомнить все ощущения и чувства, эмоции и переживания, которые когда-то испытывал. Воспоминания могут быть хорошими и плохими, но человек всегда пытается забыть о плохих и помнить только о хороших. |
Юлия Фишман Администратор Сообщений: 1470 |
Сочинение прислала Мария Что такое память? Для чего она нужна? Зачем нам помнить все события, которые с нами произошли? Над этими вопросами нам предлагает поразмышлять русский прозаик и публицист – Екимов Борис Петрович. |
Юлия Фишман Администратор Сообщений: 1470 |
Сочинение прислала Прасковья Борис Петрович Екимов – русский прозаик и публицист, поднимает проблему человеческой памяти. Какую роль играет память в жизни человека? Над этим Борис Екимов предлагает читателям поразмышлять вместе. |
Юлия Фишман Администратор Сообщений: 1470 |
Сочинение прислала Серафима Что есть для нас память? Так ли важно помнить события, которые произошли в прошлом и, возможно, никогда не повторятся снова? Над этими и другими вопросами предлагает нам задуматься русский прозаик и публицист-Борис Петрович Екимов. «Их много на нашем пути, добрых знаков, теплых дней и минут, которые помогают жить ,раздвигая порой сумеречные, ненастные дни. Так и живем ,так и плывем :от огня к огню». |
Юлия Фишман Администратор Сообщений: 1470 |
Сочинение прислала Евгения Как часто мы замечаем красоту этого мира? И как эта красота влияет на нас? Именно эту проблему поднимает Борис Петрович Екимов в тексте. |
Юлия Фишман Администратор Сообщений: 1470 |
Сочинение прислала Виктория Впечатление детства один из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места , с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти и мы не возвращаемся в этот мир , расцвеченный яркими красками. Память играет важную роль в жизни каждого из нас. Вспоминаются тёплые руки , доброе лицо бабушки , которая согревала тебя зимними вечерами , вспоминается каждая минута беззаботного времени , которые помогают жить , раздвигать сумеречные и ненастные дни. Так какую же роль играет память в жизни человека? |
Юлия Фишман Администратор Сообщений: 1470 |
Сочинение прислал Григорий Что такое человеческая память? Какие моменты человеку запоминаются из его жизни? Такие вопросы невольно возникают после прочтения текста Бориса Петровича Екимова, русского прозаика и публициста, которого славится званием проводника литературных традиций Донского края. |
Юлия Фишман Администратор Сообщений: 1470 |
Сочинение прислала Лола Человек и природа неразрывны, они не могут существовать отдельно друг без друга. Но способна ли красота природы воздействовать на человека? Как влияет красота природы на человека? Я думаю, что именно эти проблемные вопросы поднимает в своём тексте Б.П. Екимов. Автора волнует данная проблема, поэтому он и нас стремится привлечь к совместным рассуждениям. В своём тексте Екимов говорит , что его друг художник подарил ему картину «Верба».Ведь через столько лет он написал эту картину вспоминая мой рассказ, про пасмурный день, про вербу. Также автор рассказывает нам, сколько в нашей жизни теплых минут, которые уйдут, но помнятся. Автор считает, что для всех нас на нашем пути много добрых знаков, теплых дней и минут, которые помогают нам жить, не замечая порой мелких неприятностей. Соглашаясь с такой точкой зрения автора, приведу в пример. И. С. Тургенев по праву считается певцом русской природы. Приверженец «тайной психологии», он раскрывает тончайшие движения души человека с помощью пейзажа. В рассказе «Бежин луг» он показывает двойственность природы: с одной стороны, она дарит чистоту, внутреннюю тишину и просветление, с другой стороны, демонстрирует, насколько беспомощен человек перед ее простором и таинственными силами. Природа в «Бежин луг» – это среда обитания крестьянских мальчиков, которые рано приобщаются к труду на земле. |
Юлия Фишман Администратор Сообщений: 1470 |
Сочинение прислал Илья Как влияет красота природы на человека? Какие чувства она у нас вызывает? Именно такие вопросы ставит в своем тексте Борис Петрович Екимов, Поднимая проблему влияния красоты природы на человека. |
Юлия Фишман Администратор Сообщений: 1470 |
Сочинение прислала Маша Память о родственниках, память о тёплых минутах жизни, память о своей Родине – всё это поддерживает людей в трудные жизненные ситуации и помогает преодолеть их. А что же такое память? Какое значение она имеет в жизни каждого человека? Такова проблема, которая привлекла внимание Бориса Петровича Екимова. |
Юлия Фишман Администратор Сообщений: 1470 |
Сочинение прислала Лида Читая текст Б.Ехимова , я задалась вопросом, а как влияет красота природы на человека? В этом тексте ярко выражена проблема влияния красоты природы на человека. Попробую ответить на этот вопрос. |
Юлия Фишман Администратор Сообщений: 1470 |
Сочинение прислала Оля Проблема, поднятая в тексте, несомненно, очень интересна. Автор решает ее на примере старика, который, увидав картину его друга «Верба», вспомнил о своей родной деревне, где он жил много лет назад. Он представляет перед собой раскосмаченные серые тучи, песчаные бугры, неезженую дорогу и цветущий и благоухающий куст вербы. Сейчас уже ничто не напоминает о этом красивом пейзаже, кроме картины, подаренной ему его другом. Все эта красота, согревающая душу, осталась лишь в сознание деда, который тоскует и плачет по утерянной земле. И так всю жизнь: появляется новое, а что-то безвозвратно остается в прошлом. И можно ли повлиять на вечность? Нет, в наших силах лишь сберечь память о прожитых годах, событиях, людях, с которыми свела нас судьба. |
Эльмира Гарифянова Администратор Сообщений: 4 |
Сочинение по тексту Б.П.Екимова Я с большим удовольствием прочитал текст Бориса Петровича Екимова. На мой взгляд, проблемой данного текста является проблема человеческой памяти. Размышляя над этой проблемой, автор говорит, что человек хранит памяти все лучшие моменты в жизни, и эти воспоминания поддерживают его в трудный час. |
Марина Балюнова Администратор Сообщений: 126 |
#15 Это нравится:0Да/0Нет 25.03.2016 21:42:04 Рецензия на [URL=https://mogu-pisat.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=1&TID=115&TITLE_SEO=115-sochinenie-po-tekstu-ot-ognya-k-ognyu&MID=1329#message1329]сочинение Кристины[/URL]
Когда Вы говорите о тексте, необходимо назвать ФИО автора. Неудачное сочетание «лежит проблема». Используйте речевые клише для формулировки проблемы и для всего сочинения. «Проблема роли памяти» — непонятное словосочетание. О чём идёт речь? Что Вы имеет виду?
Грамматически неверное построение предложения.
Комментарий – это размышления автора по проблеме. А в Вашем комментарии непонятно, чьи это мысли. Кроме того, здесь должно быть 2 примера из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Авторская позиция написана дважды, причём второй раз со словом «возможно». Достаточно одного раза. Не надо приводить цитату в авторской позиции, тем более такую большую. Два раза повторять ФИО автора не нужно.
Где собственное мнение по проблеме? К сожалению, если оно не сформулировано, Вы не получаете баллы по критерию К 4, даже если привели примеры. Героя произведения надо называть полностью, а не сокращенно «Гс-ж» С уважением, Марина Балюнова. Изменено: Марина Балюнова — 25.03.2016 21:43:40 |
||||||||||
Марина Балюнова Администратор Сообщений: 126 |
#16 Это нравится:0Да/0Нет 26.03.2016 06:57:25 Рецензия на [URL=https://mogu-pisat.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=1&TID=115&TITLE_SEO=115-sochinenie-po-tekstu-ot-ognya-k-ognyu&MID=1330#message1330]сочинение Марии[/URL]
Комментарий – это размышления автора по проблеме. А в Вашем комментарии непонятно, чьи это мысли. Кроме того, здесь должно быть 2 примера из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. В тексте не говорится о том, что надо помнить «все события».
Позиция автора не сформулирована. С чем Вы соглашаетесь? Вы говорите о «необходимости беречь память о предках, уважать традиции и почтительно относиться к своей и к чужой культуре». Но автор об этом не говорит.
Это другая проблема! Кроме того, в этом предложении речевая ошибка.
Тема и проблема – разные понятия.
Здесь перемешаны понятия. Нарушена логика изложения. Есть речевые ошибки. «Каждый отвечает за все, что было в прошлом» — это другая проблема, причём сомнительная. За что отвечает каждый? С уважением, Марина Балюнова. Изменено: Марина Балюнова — 26.03.2016 07:02:11 |
||||||||||
Марина Балюнова Администратор Сообщений: 126 |
#17 Это нравится:0Да/0Нет 26.03.2016 09:25:46 Рецензия на [URL=https://mogu-pisat.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=1&TID=115&TITLE_SEO=115-sochinenie-po-tekstu-ot-ognya-k-ognyu&MID=1331#message1331]сочинение Прасковьи[/URL] В начале заявлена «проблема человеческой памяти», потом другая – «роль памяти в жизни человека».
Зачем нужен повтор фразы? Второй абзац – комментарий, который с сочинении отсутствует.
Авторская позиция чётко не сформулирована. Кроме того, здесь надо говорить о том, что думает автор
Непонятно, к какому «данному» вопросу автор хочет привлечь внимание. «Историю о красоте природы» — неудачная фраза, т. к. историю рассказывают или о ком-то, или о каком-либо событии. «Эта проблема на самом деле актуальна» — эта фраза уже звучала.
Неоправданный речевой повтор.
Выражение «обретает новую жизнь» вряд ли сюда подходит. Изменено: Марина Балюнова — 26.03.2016 09:27:27 |
||||||||||
Марина Балюнова Администратор Сообщений: 126 |
#18 Это нравится:0Да/0Нет 26.03.2016 10:51:48 Рецензия на [URL=https://mogu-pisat.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=1&TID=115&TITLE_SEO=115-sochinenie-po-tekstu-ot-ognya-k-ognyu&MID=1332#message1332]сочинение Серафимы[/URL]
Второй абзац – это комментарий /размышления автора по проблеме/. А в Вашем комментарии непонятно, чьи это мысли. Кроме того, здесь должно быть 2 примера из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Вы почему-то приводите цитату Д.Лихачева. Текст ему не принадлежит. Надо цитаты из текста. Б. П. Екимов не говорит о том, как «человеческое сознание устроено». Комментарий оформлен неверно.
Непонятно, кому принадлежит мысль, выраженная в этом предложении.
Первое предложение желательно разделить на два. «Происходят жизненные невзгоды» – неправильное употребление слов. Последняя фраза непонятна. Куда зовёт, что сокращает?
Вывод должен быть Ваш, а не автора. Нельзя цитату вставлять в текст в виде предложения. Существуют правила использования цитат. Рекомендации: Изменено: Марина Балюнова — 26.03.2016 10:56:38 |
||||||||
Марина Балюнова Администратор Сообщений: 126 |
#19 Это нравится:0Да/0Нет 02.04.2016 08:13:06 Рецензия на [URL=https://mogu-pisat.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=1&TID=115&TITLE_SEO=115-sochinenie-po-tekstu-ot-ognya-k-ognyu&MID=1334#message1334]сочинение Виктории[/URL] По Вашему комментарию непонятно, о чём размышляет автор, не приведены примеры из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Есть неточности и в выражении собственной позиции.
Вы используете слова автора в качестве своих. Это недопустимо. Если берёте слова из текста, оформляйте цитатой. Вывод должен быть Ваш.
Рекомендации: Изменено: Марина Балюнова — 02.04.2016 08:45:11 |
||||||||
Марина Балюнова Администратор Сообщений: 126 |
#20 Это нравится:0Да/0Нет 03.04.2016 06:52:15 Рецензия на [URL=https://mogu-pisat.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=1&TID=115&TITLE_SEO=115-sochinenie-po-tekstu-ot-ognya-k-ognyu&MID=1335#message1335]сочинение Григория[/URL]
Комментарий к не существующей в тексте проблеме без примеров из текста.
Авторская позиция сформулирована, но много речевых недочётов.
Собственное мнение сформулировано, но не очень чётко. Как именно помогает?
Своё мнение заявлено так: «память помогает нам в жизни». Тогда пример не подтверждает эту мысль.
Рекомендации: Изменено: Марина Балюнова — 03.04.2016 07:40:28 |
||||||||||||
Литература для аргументов к сочинению 9.3
1.Бездушие
К. Паустовский «Телеграмма»
А. Платонов «Юшка»
А. П. Чехов «В аптеке»
Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»
2. Бескорыстие
А. П. Гайдар «Тимур и его команда»
К. Паустовский «Мещерская сторона»
А. Солженицын «Матренин двор»
3. Бесстрашный М. Горький «Повесть о Буревестнике»
4. Бесчеловечность
В. Астафьев «Печальный детектив»
Р. Брэдбери «Карлик»
Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
Н. В. Гоголь «Шинель»
Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Н. С. Лесков «Левша»
Н. Некрасов «Железная дорога»
А. Платонов «Юшка», Л. Н. Толстой «После бала»
И. Тургенев «Муму»
Яковлев «Он убил мою собаку»
5. Верность
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Быков «Журавлиный крик»
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
Ю. Герман «Дорогой мой человек» «Повесть о Петре и Февронии»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», А. Сент. – Экзюпери «Маленький принц»
К. Симонов «Жди меня»
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
6. Взаимовыручка
А. П. Гайдар «Тимур и его команда»
В. Г. Короленко «В дурном обществе»
А. Лиханов «Последние холода»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
М. Пришвин «Кладовая солнца»
А. Солженицын «Матренин двор»
7. Внутренний мир человека
Н. Гоголь «Мертвые души»
М. Горький «Песня о буревестнике»
А. Чехов «Тоска»
8. Выбор
И. Бунин «Цифры»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
+ из блока «Нравственный выбор»
9. Героизм
В. Быков «Журавлиный крик»
В. Быков «Знак беды»
В. Быков «Сотников»
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
Б. Васильев «В списках не числился»
В. Некрасов «В окопах Сталинграда»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
В. Скотт «Айвенго»
А. Твардовский «Василий Теркин»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М. Шолохов «Судьба человека»
Э. Хемингуэй «Непобежденный»
Э. Хемингуэй «Старик и море»
10. Детство
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
А. Гайдар «Голубая чашка»
М. Горький «Детство»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
Л. Кассиль « Кондуит и Швамбрания»
В. Короленко «В дурном обществе»
В. Распутин «Уроки французского»
П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
М. Твен «Приключения Гекльбери Финна»
А. Толстой «Детство Никиты»
Л.Н. Толстой «Детство».
Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»
11. Добро
М. Горький «Легенда о Данко»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
В. Г. Короленко «В дурном обществе»
А. Платонов «Юшка»
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
В. Распутин «Уроки французского»
А. Солженицын «Матренин двор»
М. Шолохов «Судьба человека»
12. Доброта
А. Сент – Экзюпери «Маленький принц»
Рассказы Шукшина + из блока «Добро»
13. Драгоценные книги
Р. Бредбери «451 по Фаренгейту»
Р. Бредбери «Воспоминания»
И. Гончаров «Обломов»
М. Горький «Детство»
М. Горький «Мои университеты»
А. Грибоедов «Горе от ума»
А. Пушкин «Евгений Онегин»
И. Тургенев «Отцы и дети»
Д. Фонвизин «Недоросль»
14. Дружба
Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
А. Гайдар «Тимур и его команда»
Н. Гоголь «Тарас Бульба»
И. Гончаров «Обломов»
Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
Цикл А. Дюма о трех мушкетерах»
В. Каверин «Два капитана»
Л.Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
В. Катаев «Белеет парус одинокий»
А. Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса»
В. Короленко «В дурном обществе»
Ю.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный»
В. Осеева «Динка», А. С. Пушкин «Пущину», А.С.Пушкин «19 октября»
Э. Ремарк «Триумфальная арка»
Э. Ремарк «Три товарища»А. Рыбаков «Кортик»,«Бронзовая птица»
Аркадий и Борис Стругацкие «Страна багровых туч»
И. Тургенев «Отцы и дети»
Р. Фраерман «Дикая собака собака Динго, или Повесть о настоящей любви»
А. Сент – Экзюпери «Маленький принц
15. Душевные силы.
Ж. Верн «Таинственный остров»
И. – В. Гете «Фауст», М. Горький «На дне»
Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»
Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А. Рыбаков «Дети Арбата»
16. Жизненные ценности
О. Бальзак «Гобсек»
О. Генри «Дары волхвов»
М. Горький «Песня о буревестнике»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтов «Мцыри» А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Л.Н. Толстой «Воскресение»
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
И. С. Тургенев «Кавказский пленник»
И. С. Тургенев « Отцы и дети»
А. П. Чехов «Вишневый сад»
17. Зависть
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
У. Шекспир «Гамлет»
У. Шекспир «Король Лир»
18. Истинный
героизм Из блока «Героизм»
19. Красота
Из блоков «Жизненные ценности» и «Природа»
20. Любовь
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
И. Бунин «Легкое дыхание»
И. А. Гончаров «Обломов»
И. А. Гончаров «Обыкновенная история»
А. Грин «Алые паруса»
Ф.М. Достоевский «Белые ночи»
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
Ф.М. Достоевский «Идиот»
В. Каверин «Два капитана»
Н. Карамзин «Бедная Лиза»
А. Куприн «Гранатовый браслет»
А.Куприн «Куст сирени»
А. Куприн «Суламиф»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
В. Осеева «Динка», А.Н. Островский «Бесприданница»
А.Н.Островский «Гроза»
Б.Пастернак «Доктор Живаго»
А.с. Пушкин «Дубровский»,
А. С. Пушкин «Евгений Онегин
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
А.С.Пушкин «Повести Белкина»
Э. Ремарк «Три товарища»
А. Рыбаков «Дети Арбата»
Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.С.Тургенев «Ася»
И. С. Тургенев «Дворянское гнездо»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
А. П. Чехов «Ионыч»,
А. П. Чехов «Дама с собачкой»
А. П. Чехов «О любви»
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
М. Шолохов «Тихий Дон», о любви к Родине из блока «Героизм»
О любви к природе из блока «Природа»
21. Материнская любовь
В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому»
К. Воробьев «Тетка Егориха»
М. Горький «Сказки об Италии»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
К. Паустовский «Телеграмма»
Л. Улицкая «Дочь Бухары»
А. Фадеев «Молодая гвардия»
22. Милосердие
К. Воробьев «Сказание о моем ровеснике»
В. Гюго «Отверженные»
Борис Екимов «Ночь исцеления»
А. Приставкина «Золотая рыбка»
А. Пушкин «Капитанская дочка»
В. Тендряков «Хлеб для собаки»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
М. Шолохов «Судьба человека»
23. Мужество
24. Надежда
А. Грин «Алые паруса»
25. Настоящее искусство
В.Астафьев «Домский собор»
В. Короленко «Слепо музыкант»
Б. Екимов «Музыка старого дома»
К. Паустовский «Старый повар»
Седьмая симфония Шостаковича «Ленинградская»
В. Тендряков «Свидание с Нефертити»
Л.Н. Толстой «Альберт»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
26. Неуверенность в себе
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Л.Н Толстой «Кавказский пленник»
27. Нравственный выбор
А. Адамов «Каратели»
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
Ю. Бондарев «Горячий снег»
В. Быков «Волчья стая»
В. Быков «Обелиск»
В. Быков «Сотников»
Н. Гоголь «Тарас Бульба»
В. Гюго «Отверженные»
Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
В. Кондратьев «Сашка»
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника, удалого купца Калашникова»
П. Мериме «Маттео Фальконе»
А. Пушкин «Капитанская дочка»
А. Пушкин «Выстрел»
В. Распутин «Деньги для Марии»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
К. Симонов «Живые и мертвые»
И. Стаднюк «Человек не сдается»
Стругацкие «За миллиард лет до конца Света»
Стругацкие «Пикник на обочине»
Стругацкие «Трудно быть богом»
28. Ответственность
А. Моруа «Муравьи»
29. Преданность
30. Предательство
Л. Андреев «Иуда Искариот»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Н.В. Гоголь «Тарас Бальба»
А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
В. Каверин «Два капитана»
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
С. Львов «Друг моего детства»
В. Распутин «Живи и помни»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
31. Призвание
32. Природа
А. Астафьев «Царь-рыба»
Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
М. Пришвин «Кладовая солнца»
Произведения Тургенева. Роль пейзажа. «Слово о полку Игореве»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.П. Чехов «Степь»
Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»
33. Равнодушие (черствость)
М. Лермонтов «Герой нашего времени»
А. Островский «Гроза»
А. Пушкин «Евгений Онегин»
А.П. Чехов «Тоска»
А.П. Чехов «Человек в футляре»
34. Радость
35. Родина
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Стихи Блока и Есенина о родине
36. Самовоспитание
И. Тургенев «Отцы и дети»
Н. Чернышевский «Что делать?»
Я. Голованов «Этюды об учении»
37. Сила духа
38. СИЛЬНЫЙ (человек)
39. Смелость
«Житие Александра Невского»
М. Лермонтов «Бородино»
А. Пушкин «Капитанская дочка»
И.С. Тургенев «Воробей»
40. Совесть
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А. Пушкин «Борис Годунов»
А. Пушкин «Капитанская дочка»
В. Распутин «Живи и помни»
В. Распутин «Последний срок»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
В.Ф. Тендряков «Суд»
М. Шолохов «Судьба человека»
41. Сострадание
Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»
Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»
Л. Андреев «Кусака»
Н. Гоголь «Шинель»
Ф.М. Достоевский «Бедные люди»
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В. Железников «Чучело»
А.И. Куприн «Чудесный доктор»
А. Платонов «Юшка»
В. Распутин «Уроки французского»
И. Тургенев «Муму»
М. Шолохов «Судьба человека»
42. Справедливость
В. Астафьев «Конь с розовой гривой»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
В. Распутин «Уроки французского»
43. Счастье
Ф.М. Достоевский «Бедные люди»
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»
В. Каверин «Два капитана»
В. Короленко «Парадокс»
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся!»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А.С. Пушкин «Метель»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Л.Н. Толстой «Юность»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
А.П. Чехов «Душечка»
А.П. Чехов «Крыжовник»
А.П. Чехов «Невеста»
Саша Черный «Кавказский пленник»
44. Талант
П. Бажов «Каменный цветок»
М. Булгаков «Жизнь господина де Мольера»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Н. Гоголь «Портрет»
Д. Гранин «Зубр»
В. Короленко «Слепой музыкант»
А.И. Куприн «Тапер»
Н. Лесков «Левша»
А.Н. Островский «Таланты и поклонники»
К. Паустовский «Книга о художниках»
45. Товарищество
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Д. Лондон «В далеком краю»
Д. Лондон «Любовь и жизни»
46. Учитель
Ч. Айтманов «Первый учитель»
А. Алексин «Безумная Евдокия»
А. Алексин «Третий в пятом ряду»
В. Астафьев «Перевал. Кража»
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
В. Быков «Обелиск»
Б. Васильев «Завтра была война»
Б. Васильев «Летят мои кони»
В.В. Голявкин «Рисунки на асфальте»
В.К. Железников «Чучело»
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
А.А. Кузнецов «Земной поклон»
А.И. Куприн «Тапер»
А.А. Лиханов «Благие намерения»
А.П. Платонов «Песчаная учительница»
В. Распутин «Уроки французского»
Г.И. Северина «Легенда об учителе»
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
В.Ф. Тендряков «Весенние перевертыши»
Ю. Яковлев «Зимородок»
47. Человечность
А.Г. Алексин «А тем временем где-то…»
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Б. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо»
48. Честь
А. Бек «Волоколамское шоссе»
М. Булгаков «Белая гвардия»
В. Быков «Сотников»
Ф. Достоевский «Идиот»
Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
М. Лермонтов «Герой нашего времени»
А.С. Пушкин «Дубровский»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Л.Н. Толстой «Воскресение»
49.Эгоизм
М. Горький «Старуха Изергиль»
А. Грибоедов «Горе от ума»
Древнегреческий миф о Нарциссе
М. Лермонтов «Герой нашего времени»
Д. Лондон «В далеком краю»
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
А. Пушкин «Евгений Онегин»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Д. Фонвизин «Недоросль»
А.П. Чехов «Анна на шее»