Елена прекрасная в какой сказке встречается

Образ Елены Прекрасной в русских народных сказках и в сказке Л. С. Петрушев-ской «Новые приключения Елены Прекрасной»: сравнительно-сопоставительный анализ

Категория: Литература.

Образ Елены Прекрасной в русских народных сказках и в сказке Л. С. Петрушев-ской «Новые приключения Елены Прекрасной»: сравнительно-сопоставительный анализ

Сказка является одним из самых популярных жанров русского фольклора. Это вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. В народных сказках нашли отражение первые представления древних о мире, добре и зле, о справедливости.

Как отмечает А. И. Никифоров, сказка генетически связана с мифологией. «Сказка, миф и сага образовывали особый пласт сакральных текстов, с помощью которых старейшины рода воздействовали на духов – покровителей рода в надежде на удачную охоту, избавление от болезней, победу в борьбе с врагами племени, – пишет по этому поводу исследователь. – Лишь на более поздней стадии общественного развития из них выделяются собственно сказки как охарактеризованный выше жанр фольклора. Между тем образная основа сказок и мифов в целом осталась общей и обнаруживает ряд смысловых и художественных параллелей» [4, 533].

Сказанное в полной мере относится и к образу Елены Прекрасной. Она – героиня не одних только древнегреческих легенд, но и русских сказок, куда попала, по мнению В. Демина, потому, что и у древнегреческой «Илиады», и у русского фольклора в данном плане был один общий источник, восходящий к гиперборейским временам. «Дочь Леды и Зевса, явившегося к ней в образе Лебедя – носителя древнего доиндоевропейского тотема, виновница Троянской войны, вылупилась из яйца, снесенного матерью, – полагает ученый. – Уже одно это свидетельствует о доэллинском происхождении образа Леды и ее детей: по древнейшим космогоническим представлениям считалось, что все живое появилось из яйца. В имени Леды, тайной возлюбленной Зевса-Лебедя, закодировано северное происхождение и самой легенды и ее образов. В основе имени Леды лежит корень «лед». Леда дословно означает «Ледяная» – далекий прообраз Снегурочки. Имя самой Елены, как и этноним «эллины», восходит к названию тотемного животного евразийских народов «олень»» [1, 56]. Согласно древнегреческой мифологии, Елена Прекрасная была самой прекрасной из женщин. Елену похитил герой Аттики Тесей, но ее братья Полидевк и Кастор освободили Елену и вернули в дом Тиндарея. За Елену сватались множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царем Спарты. Позже Елена похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне.

И несравненная красота Елены, и сватовство множества женихов, надеющихся получить сердце и руку царевны, получили непосредственное отражение в русских народных сказках. С образом Елены Прекрасной мы встречаемся в таких произведениях сказочного фольклора, как «Василий-царевич и Елена Прекрасная», «Вещий сон», «Сказка об Иване-Царевиче Жар-птице и о Сером волке», «Чудесная рубашка», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче». Практически во всех указанных произведениях Елена Прекрасная выступает в роли красавицы-царевны, наделенной необычайной мудростью и волшебством. Ее должен похитить из замка главный герой сказки, чтобы доставить во дворец к своему царю, но, влюбившись в нее, борется за ее сердце и в результате женится на ней. Как правило, в сказках отсутствуют подробные описания внешности Елены Прекрасной – основной характеристикой героини является эпитет «Прекрасная», красноречиво свидетельствующий о внешней привлекательности девушки. О своей красоте Елена Прекрасная слышит лишь из уст Еруслана Лазаревича в одноименной сказке: «– Прекрасная королевна, есть ли на свете кто красивее тебя?

Смутилась королевна от этих слов:

– Про меня идет слава, что я красивая, но вот, слышно, за тридевять земель, в тридесятом государстве живут три сестры, так младшая из трех сестер краше меня» [6, 122].

Другим качеством, выступающим непременным атрибутом образа Елены Прекрасной, является ее мудрость. Так, в «Сказке об Иване-Царевиче, жар-птице и Сером волке» она, обращаясь к братьям своего возлюбленного Ивана-царевича, коварно убившим его во время сна, произносит следующую речь: «– Я королевна Елена Прекрасная, а достал меня Иван-царевич, которого вы злой смерти предали. Вы тогда б были добрые рыцари, если б выехали с ним в чистое поле да живого победили, а то убили сонного и тем какую себе похвалу получите? Сонный человек – что мертвый!» [6, 187].

Елена Прекрасная способна и на настоящую, чистую любовь, во имя которой, например, отказывается от «легкого счастья» с царевичем Петром в «Сказке о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче»: она стремится донести до царя правду о том, кто является настоящим ее спасителем, но в то же время снова подходит к решению этой задачи с присущими ей хитростью и мудростью: «Как все заснули, пошел Иван-царевич на седьмую версту, на берег моря. Покатил золотым яичком. Стало перед ним золотое царство, в середине золотой дворец, от золотого дворца мост на семь верст тянется, вокруг деревья чудные растут, певчие птицы разными голосами поют. Стал Иван-царевич на мосту, в перильца гвоздики вколачивает. Увидала дворец Елена Прекрасная, побежала к царю:

– Посмотри, царь, что у нас делается! Посмотрел царь и ахнул. А Елена Прекрасная и говорит:

– Вели, батюшка, запрягать карету золоченую, поеду в золотой дворец с царевичем Петром венчаться.

Вот и поехали они по золотому мосту. На мосту столбики точеные, колечки золоченые. А на каждом столбике голубь с голубушкой сидят, друг дружке кланяются да и говорят:

– Помнишь ли, голубушка, кто тебя спас?

– Помню, голубок, – спас Иван-царевич.

А около перил Иван-царевич стоит, золотые гвоздики приколачивает. Закричала Елена Прекрасная громким голосом:

– Люди добрые! Задержите скорей коней быстрых. Не тот меня спас, кто рядом со мной сидит, а тот меня спас, кто у перильцев стоит!

Взяла Ивана-царевича за руку, посадила с собой рядом, в золотой дворец повезла, тут они и свадьбу сыграли» [6, 129].

Во всех русских народных сказках Елена Прекрасная наделена волшебством (она гадает по волшебной книге, приказывает деревьям и птицам и т. п. ), однако лишь в «Вещем сне» читатель узнает, откуда появились у нее эти чудесные способности: царевна, желая узнать о том, кто помогает ее очередному жениху справиться с теми загадками, которые она загадывает, выбирая супруга, идет к своему дедушке, живущему в морской пучине («Приехала Елена Прекрасная к морю и стала вызывать своего дедушку. Волны заколыхалися, и поднялся из воды старый дед – борода у него золотая, на голове волосы серебряные» [6, 68]). В этом эпизоде можно обнаружить параллель с древнегреческими мифами, согласно которым ее мать Немесида была дочерью Океана. В этой же сказке и упоминается брат Елены Прекрасной – Ясный Сокол (как известно, древнегреческая Елена Прекрасная имела братьев, которые всегда заступались за нее и спасали от бед). Кроме того, именно в «Вещем сне» Иван-купеческий сын говорит о том, как много женихов сватается к Елене Прекрасной и как трудно было завладеть ее сердцем («Смилуйся, царевна, выпусти меня на волю; может, и я пригожуся! Ведь я знаю, что царевич поехал на Елене Прекрасной свататься; только без меня ему не жениться, а разве головой поплатиться. Чай, сама слышала, какая хитрая Елена Прекрасная. И сколько женихов на тот свет спровадила» [6, 65]). Как видим, сходство сказочного и мифологического образа Елены Прекрасной несомненны.

К античному источнику в современной трактовке образа Елены Прекрасной обращается и Л. С. Петрушевская. В ее сказке «Новые приключения Елены Прекрасной» читатель обнаруживает два семантических слоя, тесно связанных друг с другом. С одной стороны, Елена Прекрасная в произведении современного прозаика имеет много общего с мифологическими источниками: она рождается из моря (родство с богом водных стихий Океаном), прибывает на землю, чтобы вновь послужить причиной к возникновению страшной и кровопролитной войны, подобно той, из-за которой погибла Троя, она (впрочем, как и в русских народных сказках) наделена необыкновенной красотой. Чтобы подчеркнуть последнее качество Елены Прекрасной, Л. С. Петрушевская несколько детализирует образ героини, отходя при этом от русской сказочной традиции: «алый ротик», «золотые кудри», «розовое лицо». С другой стороны, Елена Прекрасная помещена автором в современную эпоху – с лимузинами, миллиардерами и проч. , несмотря на то, что в ней есть место и для волшебника, и для «кошачьей старушки». Поэтому в образе Елены Прекрасной находят непосредственное отражение и такие стереотипы мышления современного человека, как «глупость и легкомыслие блондинок», «несерьезность всех красивых женщин и их падкость на красивые безделушки». Например, как и ожидал волшебник, первой вещью, которую приобретает Елена Прекрасная на рынке, становится зеркальце, делающее девушку невидимой и, следовательно, неопасной.

На протяжении всей сказки мы находим постоянные подтверждения глупости и наивности Елены Прекрасной, которые противоречат сказочному образу героини. Вопреки сказочной традиции, Елена Прекрасная Л. С. Петрушевской не наделена волшебством – единственным качеством, которое выделяет ее из «толпы», является неземная красота; кроме того, сама Елена Прекрасная страдает от рук доброго волшебника, старающегося предотвратить новые войны и спасти от нищеты с помощью денег миллиардера обездоленных стариков и детей. В конце сказки, в отличие от спартанской Елены Прекрасной, увезенной троянскими царями, героиня случайно уводит за собой в потусторонний, «зазеркальный» мир «местного принца» – миллиардера, на деньги которого так рассчитывал волшебник. Следовательно, отняв у Елены Прекрасной все сверхъестественные способности, а также мудрость, рассудительность, Л. С. Петрушевская подчеркнула в своей героине значимость таких качеств, как красота, бескорыстность, наивность и умение любить. Именно такой в «эпоху феминизма», по мнению Л. С. Петрушевской, должна оставаться современная женщина, рассчитывающая на счастье с любимым человеком. При этом автор постоянно подчеркивает «обычность» своей героини: Елена Прекрасная стремится быть похожей на свою первую знакомую вульгарную женщину, стоящую под фонарем («рисует» себе черные брови, наклеивает фольгу на зуб и т. д. ), да и само «рождение» из пены морской не кажется писателю чем-то уж очень примечательным («Начало было самое обыкновенное, то есть Елена Прекрасная вышла из морской волны в чем мать родила, но мало ли ночных купальщиц в приморском городе, которые любят плавать при свете звезд без ничего!» [5, 137]). На протяжении всего произведения действует героиня именно так, как поступала любая другая красивая женщина. И только умение любить, жить во имя этого светлого и бескорыстного чувства возвращает ей те сверхспособности, благодаря которым мы понимаем, что перед нами настоящая богиня.

Итак, используя традиционный для мифологического и сказочного повествования образ Елены Прекрасной, Л. С. Петрушевская создает на его основе современный идеал женщины. Если в доисторические, патриархальные времена таковым представлялась женщина, наделенная не только необычайно красотой и божественным происхождением, но и мудростью, волшебством, то в современную эпоху феминизма эмансипированной женщине недостает прежде всего таких качеств, как наивность, умение любить, бескорыстность, простота, открытость. Сохраняя эпическую основу образа (в частности, ее божественное происхождение и родство с водной стихией), автор отнимает характерные для сказочного образа Елены Прекрасной такие ее качества, как мудрость, прагматизм, волшебство, оставляя лишь доброе сердце и способность на искреннюю любовь. Вопреки мифологической и сказочной традиции, теперь уже сама героиня уводит своего возлюбленного в волшебную невидимую страну, отказываясь от роли причины войн и насилия, для которых в современном мире, по мнению Л. С. Петрушевской, находится много и других поводов.

Список использованных источников

1. Демин, В. Тайны русского народа: в поисках истоков Руси / В. Демин. – М. : Алетейя, 2008. – 310 с.

2. Добрева, Е. История мифологии / Е. Добрева. – М. : Вече, 2003. – 512 с.

3. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х т. / под ред. С. А. Токарева. – М. : Советская энциклопедия, 1987. – Т. 1. – 482 с.

4. Никифоров, А. И. Сказка / А. И. Никифоров //Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М. : Советская энциклопедия, 1987. – С. 533-534.

5. Петрушевская, Л. С. Счастливые кошки: сб. сказок / Л. С. Петрушевская. – М. : ВАГРИУС, 2006. – 242 с.

6. Русские народные сказки / под ред. Ю. Б. Волкова. – М. : Художественная литература, 1996. – 548 с.

С. С. Четвергова, МОУ «СОШ № 9», г. Саранск

Метки: Литература

Образ Елены Прекрасной в русских народных сказках и в сказке Л. С. Петрушевской «Новые приключения Елены Прекрасной»: сравнительно-сопоставительный анализ

Сказка является одним из самых популярных жанров русского фольклора. Это вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. В народных сказках нашли отражение первые представления древних о мире, добре и зле, о справедливости.

Как отмечает А. И. Никифоров, сказка генетически связана с мифологией. «Сказка, миф и сага образовывали особый пласт сакральных текстов, с помощью которых старейшины рода воздействовали на духов – покровителей рода в надежде на удачную охоту, избавление от болезней, победу в борьбе с врагами племени, – пишет по этому поводу исследователь. – Лишь на более поздней стадии общественного развития из них выделяются собственно сказки как охарактеризованный выше жанр фольклора. Между тем образная основа сказок и мифов в целом осталась общей и обнаруживает ряд смысловых и художественных параллелей» [4, 533].

Сказанное в полной мере относится и к образу Елены Прекрасной. Она –  героиня не одних только древнегреческих легенд, но и русских сказок, куда попала, по мнению В. Демина, потому, что и у древнегреческой «Илиады», и у русского фольклора в данном плане был один общий источник, восходящий к гиперборейским  временам. «Дочь Леды и Зевса, явившегося к ней в образе Лебедя – носителя древнего доиндоевропейского тотема, виновница Троянской войны, вылупилась из яйца, снесенного матерью, – полагает ученый. – Уже одно это свидетельствует о доэллинском происхождении образа Леды и ее детей: по древнейшим космогоническим представлениям считалось, что все живое появилось из яйца. В имени Леды, тайной возлюбленной Зевса-Лебедя, закодировано северное происхождение и самой легенды и ее образов. В основе имени Леды лежит корень «лед». Леда дословно означает «Ледяная» – далекий прообраз Снегурочки. Имя самой Елены, как и этноним «эллины», восходит к названию тотемного животного евразийских народов «олень»» [1, 56].

Согласно древнегреческой мифологии, Елена Прекрасная была самой прекрасной из женщин. Елену похитил герой Аттики Тесей, но ее братья       Полидевк и Кастор освободили Елену и вернули в дом Тиндарея. За Елену       сватались множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог       решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царем Спарты. Позже Елена похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне.

И несравненная красота Елены, и сватовство множества женихов, надеющихся получить сердце и руку царевны, получили непосредственное отражение в русских народных сказках. С образом Елены Прекрасной мы встречаемся в таких произведениях сказочного фольклора, как «Василий-царевич и Елена Прекрасная», «Вещий сон», «Сказка об Иване-Царевиче Жар-птице и о Сером волке», «Чудесная рубашка», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче». Практически во всех указанных произведениях Елена Прекрасная выступает в роли красавицы-царевны, наделенной необычайной мудростью и волшебством. Ее должен похитить из замка главный герой сказки, чтобы доставить во дворец к своему царю, но, влюбившись в нее, борется за ее сердце и в результате женится на ней. Как правило, в сказках отсутствуют подробные описания внешности Елены Прекрасной – основной характеристикой героини является эпитет «Прекрасная», красноречиво свидетельствующий о внешней привлекательности девушки. О своей красоте Елена Прекрасная слышит лишь из уст Еруслана Лазаревича в одноименной сказке: «– Прекрасная королевна, есть ли на свете кто красивее тебя?

Смутилась королевна от этих слов:

– Про меня идет слава, что я красивая, но вот, слышно, за тридевять земель, в тридесятом государстве живут три сестры, так младшая из трех сестер краше меня» [6, 122].

Другим качеством, выступающим непременным атрибутом образа Елены Прекрасной, является ее мудрость. Так, в «Сказке об Иване-Царевиче, жар-птице и Сером волке» она, обращаясь к братьям своего возлюбленного Ивана-царевича, коварно убившим его во время сна, произносит следующую речь: «– Я королевна Елена Прекрасная, а достал меня Иван-царевич, которого вы злой смерти предали. Вы тогда б были добрые рыцари, если б выехали с ним в чистое поле да живого победили, а то убили сонного и тем какую себе похвалу получите? Сонный человек – что мертвый!» [6, 187].

Елена Прекрасная способна и на настоящую, чистую любовь, во имя которой, например, отказывается от «легкого счастья» с царевичем Петром в «Сказке о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче»: она стремится донести до царя правду о том, кто является настоящим ее спасителем, но в то же время снова подходит к решению этой задачи с присущими ей хитростью и мудростью: «Как все заснули, пошел Иван-царевич на седьмую версту, на берег моря. Покатил золотым яичком. Стало перед ним золотое царство, в середине золотой дворец, от золотого дворца мост на семь верст тянется, вокруг деревья чудные растут, певчие птицы разными голосами поют. Стал Иван-царевич на мосту, в перильца гвоздики вколачивает. Увидала дворец Елена Прекрасная, побежала к царю:

– Посмотри, царь, что у нас делается! Посмотрел царь и ахнул. А Елена Прекрасная и говорит:

– Вели, батюшка, запрягать карету золоченую, поеду в золотой дворец с царевичем Петром венчаться.

Вот и поехали они по золотому мосту. На мосту столбики точеные, колечки золоченые. А на каждом столбике голубь с голубушкой сидят, друг дружке кланяются да и говорят:

– Помнишь ли, голубушка, кто тебя спас?

– Помню, голубок, – спас Иван-царевич.

А около перил Иван-царевич стоит, золотые гвоздики приколачивает. Закричала Елена Прекрасная громким голосом:

– Люди добрые! Задержите скорей коней быстрых. Не тот меня спас, кто рядом со мной сидит, а тот меня спас, кто у перильцев стоит!

Взяла Ивана-царевича за руку, посадила с собой рядом, в золотой дворец повезла, тут они и свадьбу сыграли» [6, 129].

Во всех русских народных сказках Елена Прекрасная наделена волшебством (она гадает по волшебной книге, приказывает деревьям и птицам и т. п.), однако лишь в «Вещем сне» читатель узнает, откуда появились у нее эти чудесные способности: царевна, желая узнать о том, кто помогает ее очередному жениху справиться с теми загадками, которые она загадывает, выбирая супруга, идет к своему дедушке, живущему в морской пучине («Приехала Елена Прекрасная к морю и стала вызывать своего дедушку. Волны заколыхалися, и поднялся из воды старый дед – борода у него золотая, на голове волосы серебряные» [6, 68]). В этом эпизоде можно обнаружить параллель с древнегреческими мифами, согласно которым ее мать Немесида была дочерью Океана. В этой же сказке и упоминается брат Елены Прекрасной – Ясный Сокол (как известно, древнегреческая Елена Прекрасная имела братьев, которые всегда заступались за нее и спасали от бед). Кроме того, именно в «Вещем сне» Иван-купеческий сын говорит о том, как много женихов сватается к Елене Прекрасной и как трудно было завладеть ее сердцем («Смилуйся, царевна, выпусти меня на волю; может, и я пригожуся! Ведь я знаю, что царевич поехал на Елене Прекрасной свататься; только без меня ему не жениться, а разве головой поплатиться. Чай, сама слышала, какая хитрая Елена Прекрасная. И сколько женихов на тот свет спровадила» [6, 65]). Как видим, сходство сказочного и мифологического образа Елены Прекрасной несомненны.

К античному источнику в современной трактовке образа Елены Прекрасной обращается и Л. С. Петрушевская. В ее сказке «Новые приключения Елены Прекрасной» читатель обнаруживает два семантических слоя, тесно связанных друг с другом. С одной стороны, Елена Прекрасная в произведении современного прозаика имеет много общего с мифологическими источниками: она рождается из моря (родство с богом водных стихий Океаном), прибывает на землю, чтобы вновь послужить причиной к возникновению страшной и кровопролитной войны, подобно той, из-за которой погибла Троя, она (впрочем, как и в русских народных сказках) наделена необыкновенной красотой. Чтобы подчеркнуть последнее качество Елены Прекрасной, Л. С. Петрушевская несколько детализирует образ героини, отходя при этом от русской сказочной традиции: «алый ротик», «золотые кудри», «розовое лицо». С другой стороны, Елена Прекрасная помещена автором в современную эпоху – с лимузинами, миллиардерами и проч., несмотря на то, что в ней есть место и для волшебника, и для «кошачьей старушки». Поэтому в образе Елены Прекрасной находят непосредственное отражение и такие стереотипы мышления современного человека, как «глупость и легкомыслие блондинок», «несерьезность всех красивых женщин и их падкость на красивые безделушки». Например, как и ожидал волшебник, первой вещью, которую приобретает Елена Прекрасная на рынке, становится зеркальце, делающее девушку невидимой и, следовательно, неопасной.

На протяжении всей сказки мы находим постоянные подтверждения глупости и наивности Елены Прекрасной, которые противоречат сказочному образу героини. Вопреки сказочной традиции, Елена Прекрасная Л. С. Петрушевской не наделена волшебством – единственным качеством, которое выделяет ее из «толпы», является неземная красота; кроме того, сама Елена Прекрасная страдает от рук доброго волшебника, старающегося предотвратить новые войны и спасти от нищеты с помощью денег миллиардера обездоленных стариков и детей. В конце сказки, в отличие от спартанской Елены Прекрасной, увезенной троянскими царями, героиня случайно уводит за собой в потусторонний, «зазеркальный» мир «местного принца» – миллиардера, на деньги которого так рассчитывал волшебник. Следовательно, отняв у Елены Прекрасной все сверхъестественные способности, а также мудрость, рассудительность, Л. С. Петрушевская подчеркнула в своей героине значимость таких качеств, как красота, бескорыстность, наивность и умение любить. Именно такой в «эпоху феминизма», по мнению Л. С. Петрушевской, должна оставаться современная женщина, рассчитывающая на счастье с любимым человеком. При этом автор постоянно подчеркивает «обычность» своей героини: Елена Прекрасная стремится быть похожей на свою первую знакомую вульгарную женщину, стоящую под фонарем («рисует» себе черные брови, наклеивает фольгу на зуб и т. д.), да и само «рождение» из пены морской не кажется писателю чем-то уж очень примечательным («Начало было  самое обыкновенное, то есть Елена Прекрасная вышла из морской волны в чем мать родила, но мало ли ночных купальщиц в приморском городе, которые любят плавать при свете звезд без ничего!» [5, 137]). На протяжении всего произведения действует героиня именно так, как поступала любая другая красивая женщина. И только умение любить, жить во имя этого светлого и бескорыстного чувства возвращает ей те сверхспособности, благодаря которым мы понимаем, что перед нами настоящая богиня.

Итак, используя традиционный для мифологического и сказочного повествования образ Елены Прекрасной, Л. С. Петрушевская создает на его основе современный идеал женщины. Если в доисторические, патриархальные времена таковым представлялась женщина, наделенная не только необычайно красотой и божественным происхождением, но и мудростью, волшебством, то в современную эпоху феминизма эмансипированной женщине недостает прежде всего таких качеств, как наивность, умение любить, бескорыстность, простота, открытость. Сохраняя эпическую основу образа (в частности, ее божественное происхождение и родство с водной стихией), автор отнимает характерные для сказочного образа Елены Прекрасной такие ее качества, как мудрость, прагматизм, волшебство, оставляя лишь доброе сердце и способность на искреннюю любовь. Вопреки мифологической и сказочной традиции, теперь уже сама героиня уводит своего возлюбленного в волшебную невидимую страну, отказываясь от роли причины войн и насилия, для которых в современном мире, по мнению Л. С. Петрушевской, находится много и других поводов.

Список использованных источников

Демин, В. Тайны русского народа: в поисках истоков Руси / В. Демин. – М.: Алетейя, 2008. – 310 с.

Добрева, Е. История мифологии / Е. Добрева. – М.: Вече, 2003. – 512 с.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х т. / под ред. С. А. Токарева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – Т. 1. – 482 с.

Никифоров, А. И. Сказка / А. И. Никифоров // Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 533-534.

Петрушевская, Л. С. Счастливые кошки: сб. сказок / Л. С. Петрушевская. – М.: ВАГРИУС, 2006. – 242 с.

Русские народные сказки / под ред. Ю. Б. Волкова. – М.: Художественная литература, 1996. – 548 с.

Перечень персонажей, встречающихся в сказках. Здесь вы найдете как главных, так и едва упомянутых героев — людей и волшебных персонажей, таких как кощей, леший, баба-яга и прочие.
В сборнике Афанасьева в именной указатель включены только персонажи, имеющие имена. Остальные же включены в предметный указатель. Мы объединили всех вместе.

В словаре 874 материалов.

Все материалы

Елена Прекрасная
  • в сказке «Василий-царевич и Елена Прекрасная» соглашается стать женой несчастного Василия-царевича; вынуждена доказывать свою невинность, оклеветанная Алешей Поповичем;

  • царица золотого царства в сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое», заложница Вихря; рассказывают Ивану-царевичу, где его мать;
  • «Елена-царевна Прекрасная — невиданной красоты; алый цвет у ней по лицу рассыпается, белый пух по груди расстилается, видно, как мозжечок из косточки в косточку переливаются» в сказке «Семь Симеонов»; приходит на корабль Симеонов, посмотреть на камень необычной красоты, где оказывается в западне; становится женой царя;
  • королевна в сказке «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», которую из чудесного сада, окруженного золотой решеткой, украл серый волк для царя Афрона; в нее влюбляется Иван-царевич;
  • «за триста земель, в трехсотенном государстве, есть Елена Прекрасная, и есть у ней живая и мертвая вода и моложавые яблоки» в «Сказке о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»; Иван-царевич тайком, пока Елена Прекрасная спала, ворует воду и яблоки, прихватив еще ее портрет и польстившись на ее красоту; через двенадцать лет она с двумя сыновьями приплывает на двенадцати кораблях к отцу царевича и требует выдать ей «виноватого»;
  • Елена-царевна Прекрасная «приказала выстроить себе храм о двенадцать столбов, о двенадцать венцов» и на высоком троне ждала жениха, который бы на коне-летуне с одного взмаха поцеловал ее в губы в сказке «Сивко-бурко»; становится женой Ванюши;
  • в сказке «Безногий и слепой богатыри» становится женой грозного царя, благодаря Никите Колтоме; первые три ночи она испытывает силу царя, наложив свою руку ему на грудь и надавив крепко-крепко, что ели дух можно перевести; узнав про обман, решает отомстить: приказывает слугам отрубить спящему Никите по колена ноги, положить его в шлюпку и пустить в открытое море, самого же царя заставляет пасти свиней, завладев его царством; к тому же по ее приказу разыскивают Тимофея Колтому и выкалывают ему глаза; расстреляна царем;
  • дочь царя в сказке «Звериное молоко»; спасается вместе с братом Иваном-царевичем от медведя-людоеда после нескольких неудачных попыток с помощью бычка; поселяются в разбойничьем доме; влюбляется в убитого атамана, оживляет его живой и мертвой водой и сговаривается с ним извести Ивана-царевича, давая ему сложные задания; решает убить брата, но мужичок-кулачок останавливает ее и привязывает «голую к дереву, чтоб ее тело съели комары да мухи»; помилованная братом, вновь пытается умертвить его с помощью мертвого зуба;
  • в сказке «Чудесная рубашка» «об ней было по всему свету объявлено: кто победит Змея Горыныча, за того ей замуж идти»; становится женой Ивана купеческого сына; обольщена Змеем Горынычем и с помощью сваренного Змеем опьяняющего зелья узнает тайну силы Ивана; сняв с пьяного Ивана чудо-рубашку, убивает его, разрубив на мелкие кусочки и выкинув в поле, и живет со Змеем; расстреляна воскресшим Иваном;
  • королевна красоты неописанной, украдена злым колдуном, когда она гуляла в саду в сказке «Купленная жена»; куплена Иваном купеческим сыном за триста рублей; дает тому задание купить ей разноцветного шелку (на три копейки, за шесть копеечек и девять копеек), из которого она ткет три ковра; советует мужу вернуть обратно все проспоренное купцом имущество, кроме помойной ямы; дарит Ивану свой перстень; отец возвращает ее домой, где сажает под замок, но Ивану удается ее вернуть;
  • соглашается стать женой царевича, если тот выполнит три ее задания в сказке «Вещий сон»;
  • царевна-оборотень, лягуша в сказке «Царевна-лягушка»; забыла про своего мужа Ивана-царевича, живет у старухи и готовится к свадьбе с другим; когда Иван-царевич приближается к избушке, Елена оборачивается веретешком, а платье — золотом; убегает с Иваном-царевичем на ковре-самолете от своего жениха, которому нельзя в Русь;
  • упоминается в сказке «Марко Богатый и Василий Бессчастный»: спорит с красным солнышком, кто красивее;
  • царевна, «у ней из косточки в косточку мозжечок переливается», в нее влюблен царь Адор в «Сказке о семи Семионах, родных братьях»; дочь царя Сарга; способна превращаться в лебедя; украдена Семионом-вором и его братьями, которые заманили ее на свой корабль, для царя Адора, чьей женой становится.

История персонажа

Персонаж древнегреческой мифологии, жена спартанского царя Менелая. Похищение Елены троянцем Парисом стало причиной Троянской войны, которая закончилась падением Трои. Также Елена – персонаж русских сказок.

История создания

О Елене Прекрасной пишет древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее». Героиня появляется также в произведениях Еврипида «Троянки» и «Елена», у Софокла в трагедиях «Свадьба Елены» и «Похищение Елены» и у других греческих авторов.

Елена Прекрасная

Елена Прекрасная

В русских сказках Елена Прекрасная обычно пассивный персонаж — девица «неписаной красы», которая достается в награду герою вместе с троном, златом и общественным признанием. Ту же функцию выполняют Василиса Премудрая, царевна Несмеяна и прочие аналогичные персонажи.

В народной сказке «Сивка-Бурка» Елена Прекрасная — царская дочка, которая сидит у окна в высоком тереме. Желающие заполучить царевну в жены должны допрыгнуть до окна верхом на коне и на скаку снять с пальца девушка кольцо. «Приз» выигрывает Иванушка, которые допрыгивает до Елены на волшебном коне Сивке-Бурке.

В пьесе Александра Островского «Снегурочка» Елена Прекрасная — жена боярина Бермяты, приближенного царя Берендея.

Древнегреческая мифология

Троянская война

Троянская война

Елена была женой Менелая, царя Спарты. Героиня была прекраснейшей из женщин, так что даже богини завидовали ее красоте. Двенадцатилетней девочкой Елену похитил герой Тесей, когда увидел, как та пляшет в храме Артемиды. Тогда Елену освободили братья, и девочка вернулась в дом отца, спартанского царя Тиндарея.

Когда к Елене начали свататься женихи, отец героини впал в нерешительность. Отдав предпочтение одному кандидату на руку дочери, Тиндарей мог настроить против себя других могущественных греческих вождей. В конце концов отец дал Елене возможность выбрать жениха самостоятельно, и девушка предпочла микенского царевича Менелая, сына Атрея, младшего брата Агамемнона. Когда Тиндарей умер, муж Елены стал новым царем Спарты.

Агамемнон и Ифигения

Агамемнон и Ифигения

Несмотря на то, что отцом Елены считался царь Тиндарей, своим рождением героиня обязана богу-громовержцу Зевсу. Бог воспылал страстью к Леде, жене спартанского царя и будущей матери героини, и овладел той в образе лебедя. От этого союза и родилась Елена.

Позже Елену выкрал троянский царевич Парис, когда царя Менелая не было в Спарте. Этот поступок положил начало Троянской войне, которая завершилась падением Трои. По версии Гомера, Елена провела в Трое двадцать лет. А Еврипид писал, что героиня пыталась бежать из Трои, но ей это не удалось.

Парис

Парис

В развязывании Троянской войны косвенным образом виновата богиня Афродита и эпизод с яблоком раздора. Это золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» подбросила на пиршественный стол богиня раздора Эрида. В результате между тремя богинями – Афродитой, Афиной и Герой – разгорелся спор, который разрешил Парис. Герой вручил яблоко Афродите, потому что та обещала наградить Париса любовью прекраснейшей из женщин, и Парис выбрал Елену.

Точно не известно, как выглядела Елена Прекрасная, но, к примеру, английская художница Эвелин де Морган рисовала героиню рыжеволосой.

Экранизации

Классический образ Елены Прекрасной из греческих мифов воплощен в нескольких фильмах. В 1971 году греческий режиссер Михалис Какояннис снял экранизацию трагедии Еврипида «Троянки». Фильм вышел при поддержке Великобритании и США, съемки проходили в Испании. Роль Елены Прекрасной в этом фильме исполнила греческая актриса Ирен Папас.

Диана Крюгер в роли Елены

Диана Крюгер в роли Елены

В 2003 году в США вышел драматический мини-сериал «Елена Прекрасная», где главную роль исполнила британская актриса Сиенна Гиллори. Сюжет сосредоточен на биографии Елены, младшей дочери спартанского царя, начиная с юных лет героини и заканчивая финалом Троянской войны.

В 2004 году вышел исторический боевик «Троя» режиссера Вольфганга Петерсона с актером Брэдом Питтом в роли Ахиллеса. Роль Елены там досталась немецкой актрисе Диане Крюгер.

Образ Елены не раз вдохновлял музыкантов и композиторов. Кристоф Глюк в 1770 году написал оперу «Парис и Елена» («Paride ed Elena») в пяти действиях на либретто итальянца Кальцабиджи. А в 1864 году французский композитор Жак Оффенбах написал оперетту «Прекрасная Елена», где персонажи древнегреческих мифов используются, чтобы создать веселую пародию на современное автору общество с его проблемами.

Время от времени образ Елены Прекрасной вдохновляет и литераторов. Например, героиня появляется в книге «Фауст» Иоганна Гете и в рассказе Генри Лайона Олди из «Ахейского цикла».

Образ Елены Прекрасной в русских народных сказках и в сказке Л. С. Петрушевской «Новые приключения Елены Прекрасной»: сравнительно-сопоставительный анализ

Сказка является одним из самых популярных жанров русского фольклора. Это вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. В народных сказках нашли отражение первые представления древних о мире, добре и зле, о справедливости.

Как отмечает А. И. Никифоров, сказка генетически связана с мифологией. «Сказка, миф и сага образовывали особый пласт сакральных текстов, с помощью которых старейшины рода воздействовали на духов – покровителей рода в надежде на удачную охоту, избавление от болезней, победу в борьбе с врагами племени, – пишет по этому поводу исследователь. – Лишь на более поздней стадии общественного развития из них выделяются собственно сказки как охарактеризованный выше жанр фольклора. Между тем образная основа сказок и мифов в целом осталась общей и обнаруживает ряд смысловых и художественных параллелей» [4, 533].

Сказанное в полной мере относится и к образу Елены Прекрасной. Она – героиня не одних только древнегреческих легенд, но и русских сказок, куда попала, по мнению В. Демина, потому, что и у древнегреческой «Илиады», и у русского фольклора в данном плане был один общий источник, восходящий к гиперборейским временам. «Дочь Леды и Зевса, явившегося к ней в образе Лебедя – носителя древнего доиндоевропейского тотема, виновница Троянской войны, вылупилась из яйца, снесенного матерью, – полагает ученый. – Уже одно это свидетельствует о доэллинском происхождении образа Леды и ее детей: по древнейшим космогоническим представлениям считалось, что все живое появилось из яйца. В имени Леды, тайной возлюбленной Зевса-Лебедя, закодировано северное происхождение и самой легенды и ее образов. В основе имени Леды лежит корень «лед». Леда дословно означает «Ледяная» – далекий прообраз Снегурочки. Имя самой Елены, как и этноним «эллины», восходит к названию тотемного животного евразийских народов «олень»» [1, 56].

Согласно древнегреческой мифологии, Елена Прекрасная была самой прекрасной из женщин. Елену похитил герой Аттики Тесей, но ее братья Полидевк и Кастор освободили Елену и вернули в дом Тиндарея. За Елену сватались множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царем Спарты. Позже Елена похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне.

И несравненная красота Елены, и сватовство множества женихов, надеющихся получить сердце и руку царевны, получили непосредственное отражение в русских народных сказках. С образом Елены Прекрасной мы встречаемся в таких произведениях сказочного фольклора, как «Василий-царевич и Елена Прекрасная», «Вещий сон», «Сказка об Иване-Царевиче Жар-птице и о Сером волке», «Чудесная рубашка», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче». Практически во всех указанных произведениях Елена Прекрасная выступает в роли красавицы-царевны, наделенной необычайной мудростью и волшебством. Ее должен похитить из замка главный герой сказки, чтобы доставить во дворец к своему царю, но, влюбившись в нее, борется за ее сердце и в результате женится на ней. Как правило, в сказках отсутствуют подробные описания внешности Елены Прекрасной – основной характеристикой героини является эпитет «Прекрасная», красноречиво свидетельствующий о внешней привлекательности девушки. О своей красоте Елена Прекрасная слышит лишь из уст Еруслана Лазаревича в одноименной сказке: «– Прекрасная королевна, есть ли на свете кто красивее тебя?

Смутилась королевна от этих слов:

– Про меня идет слава, что я красивая, но вот, слышно, за тридевять земель, в тридесятом государстве живут три сестры, так младшая из трех сестер краше меня» [6, 122].

Другим качеством, выступающим непременным атрибутом образа Елены Прекрасной, является ее мудрость. Так, в «Сказке об Иване-Царевиче, жар-птице и Сером волке» она, обращаясь к братьям своего возлюбленного Ивана-царевича, коварно убившим его во время сна, произносит следующую речь: «– Я королевна Елена Прекрасная, а достал меня Иван-царевич, которого вы злой смерти предали. Вы тогда б были добрые рыцари, если б выехали с ним в чистое поле да живого победили, а то убили сонного и тем какую себе похвалу получите? Сонный человек – что мертвый!» [6, 187].

Елена Прекрасная способна и на настоящую, чистую любовь, во имя которой, например, отказывается от «легкого счастья» с царевичем Петром в «Сказке о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче»: она стремится донести до царя правду о том, кто является настоящим ее спасителем, но в то же время снова подходит к решению этой задачи с присущими ей хитростью и мудростью: «Как все заснули, пошел Иван-царевич на седьмую версту, на берег моря. Покатил золотым яичком. Стало перед ним золотое царство, в середине золотой дворец, от золотого дворца мост на семь верст тянется, вокруг деревья чудные растут, певчие птицы разными голосами поют. Стал Иван-царевич на мосту, в перильца гвоздики вколачивает. Увидала дворец Елена Прекрасная, побежала к царю:

– Посмотри, царь, что у нас делается! Посмотрел царь и ахнул. А Елена Прекрасная и говорит:

– Вели, батюшка, запрягать карету золоченую, поеду в золотой дворец с царевичем Петром венчаться.

Вот и поехали они по золотому мосту. На мосту столбики точеные, колечки золоченые. А на каждом столбике голубь с голубушкой сидят, друг дружке кланяются да и говорят:

– Помнишь ли, голубушка, кто тебя спас?

– Помню, голубок, – спас Иван-царевич.

А около перил Иван-царевич стоит, золотые гвоздики приколачивает. Закричала Елена Прекрасная громким голосом:

– Люди добрые! Задержите скорей коней быстрых. Не тот меня спас, кто рядом со мной сидит, а тот меня спас, кто у перильцев стоит!

Взяла Ивана-царевича за руку, посадила с собой рядом, в золотой дворец повезла, тут они и свадьбу сыграли» [6, 129].

Во всех русских народных сказках Елена Прекрасная наделена волшебством (она гадает по волшебной книге, приказывает деревьям и птицам и т. п.), однако лишь в «Вещем сне» читатель узнает, откуда появились у нее эти чудесные способности: царевна, желая узнать о том, кто помогает ее очередному жениху справиться с теми загадками, которые она загадывает, выбирая супруга, идет к своему дедушке, живущему в морской пучине («Приехала Елена Прекрасная к морю и стала вызывать своего дедушку. Волны заколыхалися, и поднялся из воды старый дед – борода у него золотая, на голове волосы серебряные» [6, 68]). В этом эпизоде можно обнаружить параллель с древнегреческими мифами, согласно которым ее мать Немесида была дочерью Океана. В этой же сказке и упоминается брат Елены Прекрасной – Ясный Сокол (как известно, древнегреческая Елена Прекрасная имела братьев, которые всегда заступались за нее и спасали от бед). Кроме того, именно в «Вещем сне» Иван-купеческий сын говорит о том, как много женихов сватается к Елене Прекрасной и как трудно было завладеть ее сердцем («Смилуйся, царевна, выпусти меня на волю; может, и я пригожуся! Ведь я знаю, что царевич поехал на Елене Прекрасной свататься; только без меня ему не жениться, а разве головой поплатиться. Чай, сама слышала, какая хитрая Елена Прекрасная. И сколько женихов на тот свет спровадила» [6, 65]). Как видим, сходство сказочного и мифологического образа Елены Прекрасной несомненны.

К античному источнику в современной трактовке образа Елены Прекрасной обращается и Л. С. Петрушевская. В ее сказке «Новые приключения Елены Прекрасной» читатель обнаруживает два семантических слоя, тесно связанных друг с другом. С одной стороны, Елена Прекрасная в произведении современного прозаика имеет много общего с мифологическими источниками: она рождается из моря (родство с богом водных стихий Океаном), прибывает на землю, чтобы вновь послужить причиной к возникновению страшной и кровопролитной войны, подобно той, из-за которой погибла Троя, она (впрочем, как и в русских народных сказках) наделена необыкновенной красотой. Чтобы подчеркнуть последнее качество Елены Прекрасной, Л. С. Петрушевская несколько детализирует образ героини, отходя при этом от русской сказочной традиции: «алый ротик», «золотые кудри», «розовое лицо». С другой стороны, Елена Прекрасная помещена автором в современную эпоху – с лимузинами, миллиардерами и проч., несмотря на то, что в ней есть место и для волшебника, и для «кошачьей старушки». Поэтому в образе Елены Прекрасной находят непосредственное отражение и такие стереотипы мышления современного человека, как «глупость и легкомыслие блондинок», «несерьезность всех красивых женщин и их падкость на красивые безделушки». Например, как и ожидал волшебник, первой вещью, которую приобретает Елена Прекрасная на рынке, становится зеркальце, делающее девушку невидимой и, следовательно, неопасной.

На протяжении всей сказки мы находим постоянные подтверждения глупости и наивности Елены Прекрасной, которые противоречат сказочному образу героини. Вопреки сказочной традиции, Елена Прекрасная Л. С. Петрушевской не наделена волшебством – единственным качеством, которое выделяет ее из «толпы», является неземная красота; кроме того, сама Елена Прекрасная страдает от рук доброго волшебника, старающегося предотвратить новые войны и спасти от нищеты с помощью денег миллиардера обездоленных стариков и детей. В конце сказки, в отличие от спартанской Елены Прекрасной, увезенной троянскими царями, героиня случайно уводит за собой в потусторонний, «зазеркальный» мир «местного принца» – миллиардера, на деньги которого так рассчитывал волшебник. Следовательно, отняв у Елены Прекрасной все сверхъестественные способности, а также мудрость, рассудительность, Л. С. Петрушевская подчеркнула в своей героине значимость таких качеств, как красота, бескорыстность, наивность и умение любить. Именно такой в «эпоху феминизма», по мнению Л. С. Петрушевской, должна оставаться современная женщина, рассчитывающая на счастье с любимым человеком. При этом автор постоянно подчеркивает «обычность» своей героини: Елена Прекрасная стремится быть похожей на свою первую знакомую вульгарную женщину, стоящую под фонарем («рисует» себе черные брови, наклеивает фольгу на зуб и т. д.), да и само «рождение» из пены морской не кажется писателю чем-то уж очень примечательным («Начало было самое обыкновенное, то есть Елена Прекрасная вышла из морской волны в чем мать родила, но мало ли ночных купальщиц в приморском городе, которые любят плавать при свете звезд без ничего!» [5, 137]). На протяжении всего произведения действует героиня именно так, как поступала любая другая красивая женщина. И только умение любить, жить во имя этого светлого и бескорыстного чувства возвращает ей те сверхспособности, благодаря которым мы понимаем, что перед нами настоящая богиня.

Итак, используя традиционный для мифологического и сказочного повествования образ Елены Прекрасной, Л. С. Петрушевская создает на его основе современный идеал женщины. Если в доисторические, патриархальные времена таковым представлялась женщина, наделенная не только необычайно красотой и божественным происхождением, но и мудростью, волшебством, то в современную эпоху феминизма эмансипированной женщине недостает прежде всего таких качеств, как наивность, умение любить, бескорыстность, простота, открытость. Сохраняя эпическую основу образа (в частности, ее божественное происхождение и родство с водной стихией), автор отнимает характерные для сказочного образа Елены Прекрасной такие ее качества, как мудрость, прагматизм, волшебство, оставляя лишь доброе сердце и способность на искреннюю любовь. Вопреки мифологической и сказочной традиции, теперь уже сама героиня уводит своего возлюбленного в волшебную невидимую страну, отказываясь от роли причины войн и насилия, для которых в современном мире, по мнению Л. С. Петрушевской, находится много и других поводов.

Список использованных источников

  1. Демин, В. Тайны русского народа: в поисках истоков Руси / В. Демин. – М.: Алетейя, 2008. – 310 с.

  2. Добрева, Е. История мифологии / Е. Добрева. – М.: Вече, 2003. – 512 с.

  3. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х т. / под ред. С. А. Токарева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – Т. 1. – 482 с.

  4. Никифоров, А. И. Сказка / А. И. Никифоров // Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 533-534.

  5. Петрушевская, Л. С. Счастливые кошки: сб. сказок / Л. С. Петрушевская. – М.: ВАГРИУС, 2006. – 242 с.

  6. Русские народные сказки / под ред. Ю. Б. Волкова. – М.: Художественная литература, 1996. – 548 с.

8

Здравствуйте, друзья! Давайте знакомиться! Я – Елена Премудрая.

А знаете ли вы, что в переводе с греческого языка имя Елена означает «факел, светлая, сверкающая, сияющая, блестящая, солнечная, лунная, огненная, избранная»?

А еще меня можно называть уменьшительно-ласкательными именами: Леночка, Ленуся, Ела, Еленка, Еленя, Елюся, Елюша, Еля, Лёля, Лёна, Леночка, Ленуся, Ленуша, Леся, Лёся, Люся, Ленчик, Алёнка, Алёнушка.

Хочу я вам сегодня рассказать о моих тёзках — самых знаменитых Еленах, удивительных женщинах, с интересной судьбой.

О том, насколько популярно было имя Елена у русского народа, можно судить по тому, что героинь самых популярных сказок звали Елена Премудрая, Елена Прекрасная, Алёнушка.

Но, пожалуй, самой известной женщиной в истории человечества, носившей это имя, была героиня греческой мифологии Елена Троянская, или Елена Прекрасная, из-за которой началась Троянская война. Ее красоте завидовали даже богини. Елене поклонялись, но ее и проклинали, считая виновницей гибели тысяч троянцев.

Святая равноапостольная Елена Константинопольская (ок. 255-330) — мать римского императора Константина Великого, которая прославилась своей деятельностью по распространению христианства. При раскопках в Иерусалиме она разыскала крест, на котором был распят Иисус Христос. В этом месте она поставила церковь и воздвигла крест, что положило начало празднеству Воздвижения Креста.

Мученица Елена, Алфеева (1 в.) — дочь апостола Алфея. Пострадала за Христа вместе с братом св. мучеником Аверкием. Елена была убита камнями, а позже причислена к лику святых.

Святая Елена Сербская (1243 — 1276) – святая благоверная княгиня, сербская королева. Известна своими добрыми делами: примирением междоусобных распрей, призрением сирот, богатыми вкладами в монастыри Святой Земли, Святой Горы, Синая и Сербии.

Елена Павловна (1806 — 1873) — русская великая княгиня, супруга великого князя Михаила Павловича, благотворительница, государственная и общественная деятельница, сторонница отмены крепостного права.

Елена Васильевна Глинская (1508 — 1538) – вторая жена русского царя и великого князя московского Василия III Ивановича, правительница России (1533–1538), мать Ивана Грозного. В годы правления Глинской немало было сделано для усиления централизации власти; одним из самых значительных событий в экономическом и политическом развитии Русского государства стала денежная реформа 1535 года.

Елена Дмитриевна Поленова (1850 — 1898) — художница, сестра живописца В.Д. Поленова. Писала картины масляными красками, акварелью, занималась керамической живописью, изготовляла оригиналы картинок для иллюстрированных изданий, проявляя редкий талант. Особенно известны ее иллюстрации к сказкам «Иванушка-дурачок», «Морозко», «Мачеха и падчерица», «Сивка-бурка» и др.

Елена Ивановна Рерих (1879-1955) – русский философ, писательница, общественный деятель, жена, друг и муза великого художника Н. Рериха; по линии матери Елена Ивановна приходилась двоюродной правнучкой русскому полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову и дальней родственницей русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому.

Елена Булгакова (1893 – 1970) — третья жена и муза русского советского писателя Михаила Булгакова, хранительница его литературного наследия; послужила прототипом Маргариты, героини всемирно известного романа «Мастер и Маргарита».

Елена Александровна Благинина (1903 -1989) — советская поэтесса, автор стихов для детей. На ее стихах выросло не одно поколение ребят. Эти стихотворения маленькие читатели до сих пор читают с удовольствием, так как она писала о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, и, конечно, про самих детей, про их радости и горести. Кстати, у Елены Благининой в 2013 году будет юбилей: 110 лет со дня рождения.

Елены, которые являются нашими современницами, — не менее прекрасны и талантливы.

Елена Образцова (1939) — русская оперная певица, которая вошла в число величайших оперных звезд мира. Природа щедро одарила ее голосом редкой красоты тембра, органной сочности звучания, яркой сценической внешностью. Имеет талант настоящей драматической актрисы.

Елена Владимировна Кондакова

(1957) — третья российская женщина-космонавт и первая женщина, совершившая длительный полёт в космос. Её первый полёт в космос состоялся 4 октября 1994 года в составе экспедиции Союз ТМ-20, возвращение на Землю — 22 марта 1995 года после 5-месячного полёта на орбитальной станции «Мир». Второй полёт Кондаковой — в качестве специалиста на американском корабле Атлантис (шаттл) в мае 1997 года.

А сколько известных Елен среди спортсменок!

Елена Вяльбе (1968) — советская и российская лыжница, трёхкратная олимпийская чемпионка, 14-кратная чемпионка мира, пятикратная обладательница Кубка мира. В настоящее время — президент Федерации лыжных гонок России. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса, как имя лучшей лыжницы мира.

Елена Бережная (1977) — российская фигуристка (парное катание), чемпионка мира (1998, 1999), Заслуженный мастер спорта России. Выступала в паре с Антоном Сихарулидзе. Дважды Елена и Антон выигрывали чемпионаты мира в 1998 и 1999 годах. На чемпионатах России Елена и Антон побеждали четырежды в 1999, 2000, 2001 и 2002-м годах. Они — олимпийские чемпионы 2002 года в Солт-Лейк Сити.

Елена Дементьева (1981) — российская теннисистка, олимпийская чемпионка 2008 года и серебряный призёр Олимпийских игр 2000 года. Обладательница Кубка Федерации 2005 года в составе сборной России, 4-кратная финалистка турниров Большого шлема. Заслуженный мастер спорта, награждена 3 государственными орденами.

Елена Исинбаева (1982)российская спортсменка по прыжкам с шестом. Заслуженный мастер спорта России. Двукратная олимпийская чемпионка (2004, 2008), обладательница бронзовой медали Олимпийских игр 2012, обладательница 28 мировых рекордов в прыжках с шестом среди женщин. 22 июня 2005 года на соревнованиях в Лондоне впервые в истории женских прыжков с шестом взяла высоту 5 метров. 6 марта 2012 года признана самой успешной действующей спортсменкой России.

Хочется вспомнить и таких замечательных актрис театра и кино, как Елена Соловей, Елена Яковлева, Елена Проклова, Елена Санаева, Елена Корикова.

И, конечно, нельзя обойти вниманием еще одну Леночку. Это девочка с обертки легендарной, всеми любимой шоколадки «Алёнка». В СССР в 1966 году по спецзаказу советского правительства на фабрике «Красный Октябрь» наладили выпуск молочного шоколада под названием «Алёнка». Был объявлен конкурс на лучшую фотографию девочки для оформления упаковки вкуснейшего лакомства. Победила в конкурсе фотография 8-месячной Леночки Геринас. Став взрослой, Елена Геринас потребовала у фабрики «Красный Октябрь» 5 млн. рублей в качестве компенсации за использование своей фотографии в дизайне обертки для шоколада, но ей было отказано, сославшись на то, что Алёнка – образ собирательный. И, действительно, портрет шоколадной Алёнки был существенно изменен: карие глаза Геринас сделали голубыми, взгляд получился слегка удивленный, распахнутый; немного изменили форму рта, вытянули овал лица. В результате Алёнка стала выглядеть очень милой и трогательной. Этот шоколад и по сей день любим детьми и взрослыми.

Интересные факты:

  • Один из видов алоэ носит название Алоэ Елены.
  • Один из спутников Сатурна — Диона — имеет маленький коорбитальный (расположенный с ним на одной орбите) спутник, названный Еленой.
  • Именем Елена назван также астероид, находящийся в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера.
  • Существует бабочка Орнитоптера под названием Елена.

ЗНАМЕНИТЫЕ ЕЛЕНЫ видеоролик

Если, кто-то из вас, ребята, хочет узнать о происхождении своего имени, то вы можете прочитать следующие книги, имеющиеся в нашей библиотеке:

  1. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М. : Знание, 1987. – 208 с.
  2. Игушко Е.А. Имена / Е.А. Игушко, Ю.М. Медведев. – М. : Рольф : Айрис-пресс, 1998. – 736 с.
  3. Никонов В.А. Ищем имя. – М. : Сов. Россия, 1988. – 128 с.
  4. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен : более 3000 единиц. – 6-е изд., стереотип. – М. : Русские словари : Астрель, 2000. – 480 с.
  5. Суперанская А.В. Ваше имя : рассказы об именах разных народов. – М. : Армада-пресс, 2001. – 256 с. : ил.
  6. Хигир Б.Ю. Полная энциклопедия имен : женские имена. – М. : Астрель : АСТ, 2003. – 443 с.
  7. Хигир Б.Ю. Полная энциклопедия имен : мужские имена. – М. : Астрель : АСТ, 2003. – 476 , [4] с.
  8. Хигир Б.Ю. Имя. Отчество. Фамилия. – М. : АСТ : Астрель, 2007. – 944 с.

  • Елена михалкова рассказы аудио
  • Елена михаленко добрые сказки
  • Елена кучеренко рассказы читать
  • Елена исинбаева рассказ на английском с переводом на русский
  • Елена долгопят рождественский рассказ читать