Ему судьба готовила путь славный имя громкое народного заступника н а некрасов итоговое сочинение

Тема сочинения:

Кто счастлив в произведении «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова?

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» описывает судьбу всей страны. Главные герои, мужики-странники, безуспешно ищут счастливого. И даже если со стороны кажется, что человек счастлив, оказывается, что внутри скрывается трагедия.

Так, первым на пути оказался священник. Но жизнь сельского попа оказалась не такой уж счастливой, как на первый взгляд: ему приходится в любую непогоду отправляться в далекие деревни к обездоленным людям, у которых совестно брать деньги за обряды. Большинство дворян обеднело после отмены крепостного права, они уехали из своих имений. Да и уважения к священнослужителям никакого, что и сами мужики знают.

Ермил Гирин – еще один кандидат в счастливые. Герой служит бурмистром, но не присваивает ни единой копейки, честен и открыт. Сельские жители уважают его, лишь раз Ермил совершил нечестный поступок: отправил другого человека в солдаты вместо своего брата. Но совесть не выдержала, он прилюдно извинился перед крестьянами и вернул отправленного вне очереди человека домой, после чего сложил с себя полномочия. Но не может быть счастлив этот герой, к сожалению, правда и честь приводят его в острог, он участвует в крестьянском восстании.

Дворянин Гаврила Оболт-Оболдуев кажется более вероятным кандидатом на пост счастливого человека. Однако и его жизнь не безоблачна. До отмены крепостного права он действительно жил как в раю за счет того, что эксплуатировал своих крестьян (хотя можно ли назвать положение угнетателя действительно счастливым?). Однако после отмены крепостничества его жизнь стала менее роскошной и комфортной, этот человек способен жить только за счет крестьян, сам же не может и не хочет ничем заниматься.

А какое же женское счастье в поэме? Н. А. Некрасов рисует образ «счастливой», по словам окружающих, крестьянки Матрены Тимофеевны. У нее есть большое хозяйство, пятеро детей, а еще ей как-то раз помогла губернаторша. Но не все так радужно. Матрена в 38 лет считает себя старухой, ее здоровье надорвано тяжелой работой. В доме мужа она встречала только злость, обиды и тяжелую работу. К ней был добр лишь дед Савелий, но и он не уследил за сыном Матрены, когда та ушла на работу в поле, поэтому ребенка съели свиньи. Вскоре умерли родители героини, утрату она тяжело переживала. Столкнулась Матрена и с несправедливостью властей, пришлось ей просить за мужа: единственного кормильца собирались забрать в армию вне очереди. Беременная женщина отправилась пешком просить за мужа, попала в дом к губернатору, и его жена пожалела Матрену. Со временем жизнь налаживается: умирает свекровь-тиран, Матрена становится хозяйкой в доме, со временем семья начинает жить лучше. Но здоровье, молодость уже не вернешь. Да и новые проблемы приходят: сына забрали в солдаты, скот болеет сибирской язвой уже трижды.

Путешественники так и не находят счастливца, но автор выводит его в финале поэмы. Это будущий народный заступник Гриша Добросклонов. Судьба этого юноши далеко не безоблачная: он вышел из бедной семьи, отец не занимался детьми, их тянула на себе мать, от чего рано умерла. Гриша учится в духовной семинарии, наука была ему в радость, но постоянное недоедание и безразличие окружающих ее отравляют. Герой слагает песни о народе, обладает даром убеждения, легко ведет за собой. «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь,» – говорит автор.

И эта трагическая судьба оказывается счастливой, ведь Гриша хочет жить для счастья всего народа, готов бороться за это. У его жизни есть глобальная цель, что отличает его от всех остальных героев. Именно по этой причине автор считает счастливцем именно Добросклонова.

Количество слов: 540

Перед вами сочинение по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Сочинение посвящено анализу образа Гриши Добросклонова.

Народный заступник — Гриша Добросклонов

Созданная в середине 70-х годов поэма «Кому на Руси жить хорошо» отразила период демократического подъема России, оказавшейся на пороге революции. Началось массовое движение интеллигенции в народ с целью революционной пропаганды. Все надежды возлагались на “революционное” крестьянство, однако крестьянские массы остались “глухи” к проповеди народников и их «хождение в народ» не увенчалось успехом. Споры о формах и методах пропаганды в деревне, о внедрении революционного сознания в народные массы, о том, как направить их на путь активной борьбы, то и дело возникали в народнической среде в то время. Автор, в образе Гриши Добросклонова, включается в этот спор.

Некрасов верил в необходимость “живой” пропаганды среди крестьян, в единение интеллигенции и народа, в ее действенность, даже тогда, когда «хождение в народ» потерпело неудачу. Борцом- агитатором, ушедшим в народ, в крестьянство — является Гриша Добросклонов — сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь.

… лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Чертами характера Гриша напоминает Добролюбова, даже фамилии их созвучны. Как и Добролюбов, Добросклонов — борец за крестьянские интересы, за всех обиженных и униженных. Он хочет быть там, «…где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужно ни богатство, ни личное благополучие, он готов отдать свою жизнь за то, «чтоб… каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!».

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Григория не пугают испытания, он верит в торжество дела, которому посвятил жизнь, ощущая, как многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Мысль об этом наполняет его душу радостью и уверенностью. Сильное действие оказывают на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, они заражают верой в будущее счастье для всей Руси.

Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, тяжел его путь, но и славен, «лишь души сильные, любвеобильные» вступают на него потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос, в котором заключается смысл поэмы: «Кому на Руси жить хорошо?» — автор отвечает: борцам за счастье народа.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного —

Пел он воплощение счастия народного.

Поэт связывает соединение крестьянства и интеллигенции с судьбой всего народа, предлагая свое решение вопроса — как установить контакт и взаимопонимание, как ликвидировать существующий между ними разрыв. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести Россию на широкую дорогу свободы и счастья.

Надеюсь, данное сочинение помогло вам лучше понять образ Гриши Добросклонова.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / «Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

«Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

    Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем тяжела, отец был ленив и беден:

    Беднее захудалого

    Последнего крестьянина

     Жил Трифон.

    Две каморочки:

     Одна с дымящей печкою,

    Другая в сажень — летняя,

    И вся тут недолга;

     Коровы нет, лошадки нет,

     Была собака Зудушка,

     Был кот — и те ушли.

    Таков был отец Гриши, он меньше всего заботился о том, что едят его жена и дети.

    Дьячок хвалился детками,

    А чем они питаются —

    И думать позабыл.

    Он сам был вечно голоден,

     Весь тратился на поиски,

    Где выпить, где поесть.

    Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

    И скоро в сердце мальчика

    С любовью к бедной матери

    Любовь ко всей вахлачине

    Слилась — и лет пятнадцати

    Григорий твердо знал у же,

     Что будет жить для счастия

    Убогого и темного Годного уголка.

    Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

    Ему судьба готовила

    Путь славный, имя громкое

    Народного заступника,

    Чахотку и Сибирь.

    С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добросклонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю:

    В минуты унынья, о родина-мать!

    Я мыслью вперед улетаю.

    Еще суждено тебе много страдать,

    Но ты не погибнешь, я знаю.

    Размышления Григория, которые “в песне излились”, выдают в нем очень грамотного и образованного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотделима от этих проблем и трудностей. Исторически сложилось, что Россия “была глубоко несчастной страной, подавленной, рабски бессудной”. Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существенное влияние на формирование национального характера. Русский человек сочетает в себе рабскую покорность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.

    Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов — это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход — радикальные изменения общественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

    Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

    Окончен расчет с господином!

    Сбирается с силами русский народ

    И учится быть гражданином.

    Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.

    Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время — и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

174792 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / «Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Смотрите также по
произведению «Кому на Руси жить хорошо»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

1. «Кому живется весело, вольготно на Руси?»
2. Недосказанный рассказ о судьбе Ермила Гирина.
3. Образ Григория Добросклонова как будущего народного заступника.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была задумана Н. А. Некрасовым как эпопея крестьянской жизни. Хотя крепостное право уже было отменено, это не решило всех проблем деревни, напротив, зачастую вольные мужики да и помещики, сталкивались с новыми затруднениями. Об этом и хотел рассказать Некрасов в своей поэме. Таким образом, сюжет и образы этого произведения могли быть только реалистичными. Однако автор ввел в поэму и сказочные мотивы: семеро мужиков, решивших узнать, кому лучше всего живется на Руси, поймали птенца говорящей птицы, которая за его освобождение дала им скатерть-самобранку. Благодаря этому волшебному предмету семеро крестьян могут спокойно отправиться в долгое странствие, в котором они надеются найти ответ на свой вопрос, вынесенный Некрасовым в название поэмы.

У каждого из странников, затеявших спор о том, кому «живется весело, вольготно на Руси», имелось собственное мнение на этот счет:

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» осталась незаконченной. Не всех из приведенного списка опросили странники. Им удалось поговорить с помещиком и попом. Большая глава посвящена судьбе русской крестьянки Матрены Тимофеевны, которая решительно заявила странникам, что среди русских женщин искать счастливую бессмысленно. Странники предприняли попытку поискать счастливого человека среди простых мужиков, таких же, как и они сами. Но «счастие мужицкое» все как на подбор — «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями». Неожиданно один крестьянин рассказал им о Ермиле Гирине, пользующемся уважением и доверием односельчан и жителей соседних деревень:

Коли Ермил не выручит,
Счастливцем не объявится,
Так и шататься нечего…

Ермил вышел из простого народа. В юности служил писарем в конторе управляющего имением князя Юрлова. Именно тогда люди и оценили его высокие моральные качества. Ермил бескорыстно помогал крестьянам, чем мог. Конечно, должность у него была совсем маленькая, но все-таки, как человек грамотный, он мог дать дельный совет, помочь составить просьбу, а для крестьян и это имело огромное значение. Особенно важно то, что Ермил не брал за свою помощь денег — ведь большинство чиновников, даже самых мелких, охотно пользовались своим служебным положением в целях личной наживы. За те пять лет, которые Ермил проработал в конторе, он и приобрел уважение крестьян, которые впоследствии избрали его бурмистром, сельским старостой.

Авторитет Ермила в народе не пострадал даже после того, как он один-единственный раз воспользовался служебным положением, чтобы избавить своего брата от солдатской службы. Поступок бескорыстного и честного Ермила не вызвал возмущения ни у кого, кроме матери крестьянина, взятого в солдаты вместо Митрия, брата Ермила: Молчим: тут спорить нечего,

Сам барин брата старосты

Забрить бы не велел,
Одна Ненила Власьевна
По сыне горько плачется,
Кричит: не наш черед!

Однако несправедливый поступок, который односельчане были готовы простить своему старосте, не давал покоя Ермилу. Угрызения совести чуть не довели его до самоубийства, и даже когда справедливость была восстановлена, он отказался от своей должности, публично покаявшись перед народом. Но народ по-прежнему доверял Ермилу. Об этом свидетельствует история с покупкой мельницы. За час произошло чудо: на клич, брошенный Ермилом, народ собрал сумму, которую нужно было внести сразу после торгов. А потом, когда Ермил вышел раздавать долги, никто не попытался взять больше, чем полагалось, хотя сделать это было очень просто — ведь в спешке Ермил не имел возможности записать, кто и сколько давал денег. Ермил честен по отношению к народу, и простые крестьяне точно также честны с ним. Он их не обманывал — народ его не подведет.

Этот человек выведен Некрасовым в главе, названной «Счастливые». Но если другие «счастливцы»: баба, получившая большой урожай репы, бывший любимый барский холоп; гордящийся своей «почетной болезнью», подагрой, — выведены поэтом со значительной долей иронии, то Ермил Гирин действительно счастливый человек в глазах Некрасова. Счастлив он не богатством, знатностью или властью, а тем, что он по мере сил старался облегчить жизнь простого народа. Только такой человек, по мнению Некрасова, вправе называться счастливым. Только вот в чем беда — выясняется, что Ермил попал в острог в связи с бунтом крестьян в соседнем селе. Точных обстоятельств автор поэмы не сообщает. Однако нужно отметить, что для Некрасова подобный поворот в судьбе «народного заступника» представлялся закономерным. Вот какую долю предрекает он другому счастливцу, Григорию Добросклонову:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но это Григорию предстоит в будущем. Пока же мы видим его недавним семинаристом, который трудится наравне с крестьянами. Бедность известна Григорию не понаслышке: его отец, дьячок Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина». И в семинарии Григория и его брата Савву «недокармливал хапуга-эконом».

Беспросветная бедность, в которой вырос Григорий, нищета крестьянства ярко запечатлена Некрасовым в «Соленой» песне. На что купить соли — вот забота, с которой жила и умерла мать Григория. Любовь к матери, «батрачке безответной», память о ней, в сердце ее сына слилась с любовью «ко всей вахлачине», то есть к простому народу:

… лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет.

И крестьяне доброжелательно относятся и к Трифону, к его сыновьям, которые держат себя просто, ничуть не кичась своей грамотностью. Простые труженики охотно делятся с дьячком и его семьей всем, чем бог послал. Только благодаря помощи крестьян Гриша и его брат выжили и выросли. Заветная мечта Григория — счастье простого народа: … Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

Именно Григория Доброскпонова считает Некрасов главным счастливцем, так как он чувствует свое единство с народом и полон решимости отдать жизнь в борьбе за улучшение положения простых людей, а это и есть идеал счастья для Некрасова.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Некрасов

Некрасов в своем творчестве очень часто обращается к такой теме, как показ «народного заступника», в частности и в своем произведении «Кому на Руси жить хорошо». Не один раз многие авторы обращались к читателю с вопросом «что же делать» и «к чему стремиться», но если к читателю этот вопрос был обращен риторически, то для автора поиск ответа на него стоял крайне ответственной задачей.

Писатель был убежден в том, что для создания счастливой обстановки в стране необходимы люди, которые будут готовы отстаивать свои убеждения, проходя через борьбу как с самим собой, так и с другими идеями и трудностями. Такие люди должны проявлять лидерские навыки и уметь вести за собой людей. Эти образы были показаны в данном рассказе, например, таким героем был Яким Нагой, Ермила Гирина, Гриша Добросклонов и Савелий Корчагин.

Яким постоянно пытался найти народную справедливость, жаждая получить правду в том виде, в каком она есть. Он крайне беден, как и все крестьяне, которые жили рядом с ним, однако он не смирился со своей участью, он непокорен и старается всяким образом изменить свое положение и положение окружающих его людей, которым также тяжело, как и ему самому. Он пытается возбудить в людях чувства бунта и жажды перемен, говоря о том, что каждый вправе бороться за свою идею. Показывает автор и Ермилу Гирина – человек, который удосужился роли народного бурмистра за свое видение справедливости. У народа он пользуется уважением и авторитетом за то, что он помогает всем – бескорыстно и отчаянно, пытаясь добиться справедливости и правды. Поп высказывается о нем как о человеке трудолюбивом и целеустремленном, который стремится облегчить и улучшить жизнь простых крестьян. Однако революционным настроениям он не подвержен, его удовлетворяет тот факт, что он оказывает материальную и моральную поддержку простым людям.

Богатырь Савелий в произведении является воплощением могучей силы и стойкости в одном лице. Несмотря на то, что его постоянно бьют розгами, он не отступает и не сдается. Он очень предан своей родной земле, не любит тех людей, которые стараются угнетать других и имеет честь, которую привык беречь и отстаивать.

Наиболее подходящим под определение «заступника за народ» является Добросклонов Гриша, который имеет образование и решает посвятить свою жизнь борьбе за интересы народа. Он знает то, в каких условиях живет простой народ, понимает все его нужды и знает, как можно ему помочь. Персонаж надеется на светлое будущее как простого народа, так и страны в целом. Остается позитивным и целеустремленным в своих задачах и убеждениях.

Другие темы: ← Образ Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ НекрасовЕрмил Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Портрет друга
    Дружба прекрасна и сильна! Это чувство крепкое и нерушимое. Настоящий друг всегда рядом. Он выручит в трудную минуту, поддержит морально, согреет теплом своей души.
  • Моё будущее — сочинение-рассуждение
    Я очень часто мечтаю. В детстве я хотел новые игрушки, в подростковом возрасте хотел много друзей и велосипед, в юности мечтал о первой любви. И неважно, сколько мне было лет, я всегда хотел
  • Сочинение Новогодняя сказка
    Зима – это волшебное изумительное время года. Зимой природа одевается в белую уникальную одежду из снега, которая блестит и переливается в лучах морозного солнышка. Зимой можно кататься на коньках и лыжах

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, основной темой творчества которого станет тема народа. Уже в «Элегии» Н.А. Некрасов скажет: «Я лиру посвятил народу своему». Однако поэт иначе подходит к теме народа, он выражает в своем творчестве идеалы демократии. Да, Некрасов сочувствует угнетённому народу, но не идеализирует его, а даже обвиняет в покорности. Поэт пытается найти народный путь к счастью. Это и становится главной проблемой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где героем является все многочисленное «мужицкое царство», чего ранее не знала русская литература.Однако в поэме народная тема развивается и возвышается до темы поиска «народного заступника». Именно герои, которые способны вести за собой других, нужны для того, чтобы найти счастье для всех. Такие характеры Н.А. Некрасов нарисовал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина и, конечно, Гриши Добросклонова.Яким Нагой — народный правдолюбец, он нищий, как и все крестьяне, но в нем есть непокорность, нежелание мириться с несправедливостью. Этот герой в силах отстоять свои права.Другой образ — Ермила Гирин. Он любимец народа, который отзывается о нем так:…он и посоветует И справку наведет; Где хватит силы — выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет!Ермила Гирин небезгрешен: обманным путем освобождает своего младшего брата от службы в армии, от солдатчины, но народ прощает его, потому что видит истинное раскаяние. Герой имеет обостренное чувство совести, он не может найти покоя и судит себя очень строго: уходит из бурмистров, нанимает мельницу, стремится сделать более лёгким положение крестьян. Но, несмотря на сострадание, милосердие к народу, он не готов к революционному выступлению, герою достаточно, что он ни перед кем не виноват.Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает нам ещё один тип русского мужика, «народного заступника». Это образ Савелия — «богатыря святорусского». Он уже действует. Несмотря на то, что был отправлен на каторгу, не смирился он со своей участью: «клейменый, да не раб». Этот герой является проводником и носителем таких лучших черт характера русского народа, как справедливость, чувство собственного достоинства, любовь к родине и народу, ненависть к их угнетателям. Савелий — это человек, умеющий, если потребуется, сплотить своих товарищей, увлечь их идеей. Такие, как он, обязательно примут участие, если нужно, в крестьянских бунтах и волнениях.Всю свою жизнь готов посвятить борьбе, народу человек, который знает его нужды. Это Гриша Добросклонов — наиболее сознательный «народный заступник». Именно за таким, как Добросклонов, по мнению Н.А. Некрасова, будущее России. Недаром герою «судьба готовила «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Жизненные цели и идеалы этого героя поэт выразил в песнях, которые поет Гриша. Они поистине революционные, в них уже звучит мысль об освобождении народа из рабства. Образ Гриши Добросклонова — это пример того, что по-настоящему может быть счастлив только тот, кто выбирает для себя дорогу чести и правды.Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов показывает, что ответ на вопрос, как обрести счастье, могут дать люди, имеющие в себе силы повести за собой народные массы. Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий — персонажи, которые видят несправедливость по отношению к крестьянину, всю боль крестьянина, но не готовы идти наперекор судьбе, Тогда как Гриша Добросклонов —новый тип русского человека, на мой взгляд, воплощение авторского идеала. Такой герой способен «сеять разумное, доброе, вечное». Он и есть настоящий «народный заступник»!
более месяца назад

Сочинение Савелий в поэме Кому на Руси жить хорошо

Некрасов поставил перед собой огромную задачу — показать, как именно повиляла отмена крепостного права на жизнь обычных людей. Для этого он создаёт семерых крестьян, которые ходят по всей Руси и спрашивают у людей, хорошо ли им живётся. Одним из опрашиваемых становится дед Савелий.

Внешне Савелий похож на огромного медведя, у него большая седая «грива», широкие плечи и большой рост, он — русский богатырь. Из рассказа Савелия читатель понимает, что он не только внешне богатырь, он богатырь и внутренне, по характеру. Он очень стойкий, выносливый и наполненный жизненной мудростью человек. Человек, который пережил многие печали и многие радости.

В молодости Савелий жил далеко в лесу, куда не добралась ещё рука злых помещиков. Но однажды в поселение был назначен управляющий немец. Изначально управляющий не требовал даже денег с крестьян, положенной по закону дани, но заставлял их рубить лес за это. Недалёкие крестьяне не сразу поняли, что происходит, но когда они вырубили все деревья, была построена дорога в их лесную глушь. Тогда-то управляющий немец и приехал со всей своей семьёй жить в глуши. Только простой жизнью теперь крестьяне похвастаться не могли: немец обдирал их. Русский богатырь способен многое терпеть и долго, так рассуждает Савелий в этот отрезок жизни, но необходимо что-то менять. И он решается на бунт против управляющего, которого все крестьяне закапывают в землю. Здесь проявляется огромная воля нашего героя, которая даже сильнее, чем его безграничное русское терпение.

За такую дерзость его отправляют на 20 лет на каторгу, а после этого ещё 20 лет он работает в поселениях, копя деньги. Не каждый человек способен 40 лет пахать ради одной цели — вернуться домой и помочь своей семье с деньгами. Это достойно уважения.

По возвращении домой труженика встречают очень радушно, он строит избу для семьи и все его любят. Но как только заканчиваются деньги, над ним начинают смеяться, что очень оскорбляет Савелия, он не понимает, чем заслужил такого отношения.

Конец жизни дедушки заканчивается в монастыре, где он замаливает грехи, которые совершил: по его вине умер его внук. Савелий — это образ истинного русского богатыря, способного многое вытерпеть, но готового ринуться в борьбу за свободу ближних. Автор называет его «счастливцем» с иронией, и это верно: он несчастен до конца своей жизни.

Сочинение на тему: «Образ народного заступника Гриши Добросклонова

В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мы видим огромное множество образов и героев. Все они разные: богатые и бедные, рабочие и церковнослужители, баре и князья. Каждый из образов важен и, несомненно, несет огромный смысл. Всех героев поэмы можно разделить на две группы. Первая группа — это крестьяне, рабочие. К ним можно отнести Якима Нагого, Ермилу Гринина, старика Савелия, Ипата, Клима и других крестьян. Эта группа людей — простые рабочие, которые впали в экономическую зависимость и никак не могут обрести настоящего счастья. Каждый из них рассказывает свою историю, все они разные, но смысл у них один: тяжелая доля русского народа не дает ему спокойно и счастливо жить. Крестьяне находятся в постоянном подчинении, можно даже сказать «рабстве» у своих хозяев. Постоянно занятые тяжелым трудом, вынося все тяготы повседневной крестьянской жизни, люди могли «отдохнуть» лишь в праздники. Единственным развлечением для рабочих крестьян была выпивка. Горькое пьянство сгубило многих из них. Вторая группа — э то бояре, князья — правящий класс. Многие из крестьян рабски преданы им и счастливы, что могут подчиняться боярам. Среди многообразия всех героев можно выделить одного, не такого как все. Это Григорий Добросклонов. Гриша — сын деревенского дьячка, он является одним из представителей крестьянства в поэме. Жизнь этого героя должна быть иной, чем у крестьян, ведь по закону, крепостное право не должно было распространяться на церковных служащих. Но, жизнь Григория Добросклонова и его родных ничем не отличалась от жизни остальных рабочих крестьян. Герою близка крестьянская жизнь, он на себе познал все тяготы и заботы крестьян. С самого детства Григорий был отважным и не боялся ни работы, ни тяжелой жизни. Вот как пишет о нем Некрасов: «И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей величине Слилась — и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет». В подтверждение вышесказанного привожу цитату: «В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то, стало быть, и не находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться. Не мог же он полагать все самооправдание лишь в стишках о народе. А коли. так, то, стало быть, и он преклонялся перед Правдой народною. Если не нашел ничего в своей жизни более достойного любви, как народ, то, стало быть, признал и Истину народную, И Истину в народе, И что истина есть и сохраняется лишь в народе. Если не вполне сознательно, не в убеждениях признавал он это, то сердцем признавал, неудержимо, неотразимо. В этом порочном мужике, униженный и унизительный образ которого так его мучил, он находил, стало быть, и что-то истинное, и святое, что не мог не почитать, на что не мог не отзываться всем сердцем своим». (Из «Дневника писателя») С. А. Андреевский. Мы видим, что Григорий был готов заступаться, биться и, если понадобится, сражаться за народ. На мой взгляд, Некрасов сопоставляет этого героя с собой и через его действия и слова выражает свое отношение к происходящему вокруг. Григорий Добросклонов, выросший в бедной семье ленивого и бездарного дьячка, в голоде и холоде, с самого детства был закален жизнью. Именно поэтому он так рано определил для себя жизненную цель и ни на шаг от нее не отступал. Герой обладает такими важными качествами, как способность к состраданию, сообразительность, ум, твердые убеждения, трудолюбие, физическое здоровье. Значение этого героя в поэме «Кому на Руси жить хорошо» велико, можно сказать, что образ Григория Добросклонова — главный образ во всей поэме. Некрасов всем своим творчеством, а в частности этой поэмой хотел донести до народа необходимость бороться за свои жизни, за лучшую жизнь, за свои права. Поэт считал, что самое главное — это бороться за счастье. На примере других героев, Некрасов показывает нам, исход людей, желающих «плыть по течению», ленящихся и считающих, что ничего у них не выйдет. Например, Яким Нагой видел свое счастье в выпивке, в прочем, как и многие другие. Многие из крестьян считали, что нужно некоторое время подождать, и все само собой наладится. Это мнение ошибочно, поэт призывает всех жить как Гриша Добросклонов, как настоящий борец за счастье народа. Некрасов пишет, что «сила неисчислимая» таится в народе русском. Только эту силу пускали в ненужное русло. Поэт призывал крестьян бороться за свои жизни, за счастье и достойное будущее. Образцом для подражания Некрасовым был «назначен» Григорий Добросклонов — мужественный, сильный и храбрый герой.

Образ народного заступника Гриши Добросклонова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» уже в своем названии содержит вопрос, ответ на который волновал во времена Некрасова любого просвещенного человека. И хотя герои произведения не находят того, кто живет хорошо, однако читателю автор все-таки дает понять, кого же он считает счастливым. Ответ на это вопрос скрыт в образе Гриши Добросклонова, героя, появляющегося в последней части поэмы, но далеко не последнего в идейном плане.

Впервые читатели знакомятся с Гришей в главе «Доброе время – добрые песни», во время пира, благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье. Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники». Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина».

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом». Оттого у Гриши «исхудалое» лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака. Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы. Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви. Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины. Последний материнский дар – песня «Соленая», свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно».

Образ народного заступника Гриши Добросклонова

  • Автор: Н. А. Некрасов
  • Произведение: Кому на Руси жить хорошо
  • Это сочинение списано 101 241 раз

Образ «народного заступника». Им является семинарист Гриша Добросклонов — сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши:

…лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже.
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного Родного уголка.

Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов — борец за народное счастье; он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится».

Образом Григория Некрасов давал ответ на вопрос: что делать борцу за народные интересы?

Иди к униженным,
Иди к обиженным
Там нужен ты.

Григорий становится в ряды тех. кто готов «на бой, на труд за обойдённого, за угнетённого». Мысли Гриши постоянно обращены «ко всей Руси загадочной, к народу». В его душе «с любовью к бедной матери любовь ко всей захлачине слилась». Григорий— верный сын народа. В образе Гриши Добросклонова Некрасов видит представителя трудовой народной массы, кровно с ней связанного: «Как ни темна вахлачина», как ни забита барщиной и рабством, ока, «благословясь, поставила в Григорье Дсбросклонове такого посланца». Ему чужды заботы о личном благополучии, для него «доля народа, счастье его, свет н свобода прежде всего».

Некрасовский революционер готов отдать свою жизнь за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготновесело на всей святой Руси».

Гриша не одинок. На «честные пути», в бой за «честное дело» вышли уже сотни людей, подобных ему. Ему, как и другим борцам,

..судьба готовила
Путь славный,
имя громкое Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но Гришу не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество того дела, которому посвятил свою жизнь. Он знает, что его родине «суждено ещё много страдать», но верит в то, что она не погибнет, и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные». Он видит, что многомиллионный народ пробуждается к борьбе:

Рать подымается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе.

На основной вопрос поэмы — кому на Руси жить хорошо? — Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, народного заступника. Вот почему поэт говорит:

Быть бы нашим странникам под родною крышею.
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Труден, но прекрасен путь, по которому идёт Гриша Добросклонов. На этот путь вступают «лишь души сильные, любвеобильные». На нём ждёт человека подлинное счастье, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто себя отдаёт борьбе за благо и счастье народа.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» герои, простые русские мужики, ходят по земле и ищут человека, который может назвать себя счастливым. События произведения происходят через некоторое время после того, как было отменено крепостное право. Масштабное произведение писателя о жизни целого народа, можно с уверенностью отнести к жанру романа.

Образ Добросклонова в поэме Кому на Руси жить хорошо

Содержание

  1. Краткая характеристика Г. Добросклонова
  2. Образ и характеристика Добросклонова
  3. Сочинение про Гришу Добросклонова
  4. Гриша Добросклонов в поэме Некрасова

Краткая характеристика Г. Добросклонова

Гриша Добросклонов –  молодой крестьянин, выходец из бедняцкой семьи, является ярким представителем прогрессивного будущего. Семинарист, сын дьяка, мечтающий об освобождении русского народа; прототипом был революционный демократ Н. Добролюбов.

Разночинец Гриша Добросклонов мечтает о благе и счастье всего народа. Именно он по идее автора должен был стать тем самым счастливцем, которого ищут странники. Но, не имея времени на подробное раскрытие его образа и истории, Некрасов ограничился намёком на то, как должна была бы закончиться эта масштабная эпопея.

Образ и характеристика Добросклонова

Один из центральных персонажей поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” краткое содержание – Гриша Добросклонов, характеристика которого имеет решающее значение для понимания произведения. Григорий – молодой юноша, “отмеченный божьим талантом”: он имеет дар вести за собой людей, его слова несут правду, которой так не хватает простому русскому мужику.

Григорий не похож на остальных крестьян – его ум и восприятие мира выходят далеко за пределы крестьянского быта, забот и повседневной жизни. Его тесно связывает с простыми людьми общая жизнь, бедность, полуголодное существование, невозможность резко изменить своё будущее.

Но Григорий понимает гораздо больше остальных, он жаден к знаниям, дальновиден, чрезвычайно талантлив. Гриша слагает песни, воспевающие труд простого народа, повествующие о тяжести крестьянского труда и быта, славящие свою Родину.

Образ матери и родины для Гриши стал единым. Песнями своей матушки мальчик спасается вдали от дома, когда учится в семинарии: “Запомнил Гриша песенку и голосом молитвенным тихонько в семинарии, где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно, певал — тужил о матушке и обо всей вахлачине, кормилице своей”.

Песня спасает человека в сложные времена, об этом Гриша знал с самого детства, поэтому своим орудием в борьбе с злоключениями судьбы выбрал именно её.

Гриша и его семья

Отец Григория – сельский дьячок Трифон – любитель беззаботной жизни. Он мало заботится о сыновьях, выпивает, хвастается талантливыми детьми. Его жена Домна была заботливой хозяйкой, старалась изо всех сил накормить детей, работала на износ. Из-за этого она умерла молодой, её жизнь была тяжела и горька.

Гриша и его брат Савва помогают односельчанам по хозяйству, за что те кормят детей. “У Гриши — кость широкая,но сильно исхудалое лицо…” – мальчик мог бы быть крепким здоровым юношей, подобно русским богатырям, если бы не условия его тяжелейшей жизни. Заботами крёстного и соседей дети выживали, несмотря на бедность, пьянство отца и отсутствие материнской любви.

Учёба в семинарии даётся мальчику нелегко, также, как и вся его жизнь. Учение для Гриши – в удовольствие, но постоянное недоедание, отсутствие уюта, нормальных условий, строгость и безразличие окружающих делают учёбу тяжёлым периодом жизни мальчика.

Значение образа Гриши Добросклонова

Герой рано определился с целью своей жизни: “и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка”. Григорий мечтает о поступлении в университет в Москве, его путь уже предначертан: “Ему судьба готовила путь славный, имя громкоенародного заступника, чахотку и Сибирь”.

Характеристика даёт чёткое представление о виденьи автором своего персонажа в перспективе. Даже говорящая фамилия героя раскрывает его функцию в произведении: он несёт добро, склоняет людей с лучшему, доброму, мудрому.

Гриша меняет жизни, судьбы людей, ему предначертано великое будущее: оно будет сложным, страшным, и, возможно, трагичным, однако другого пути у него нет. Жизненная позиция Гриши такова, что он никогда не изменит себе – будет защищать обиженных, помогать страждущим и спасать тех, кто терпит лишения.

За ним пойдут люди, он сможет изменить то, что создано вопреки правде, что угнетает простых честных людей. Его образ – зарождающийся бунтарь, революционер (прототипом Гриши считают Николая Добролюбова).

Сочинение про Гришу Добросклонова

Все творчество поэта отображает волновавшую его всегда тему о непростой доле русского народа. В поэме автор раскрывает несколько художественных образов, на примере которых он показывает желание обычных людей защитить своих земляков и дать им возможность поверить в счастливое будущее.

Образ Гриши Добросклонова является одним из заступников народных масс, мечтающих о народном благополучии и всеобщем счастье.

В первую очередь поэт делает акцент на описании внешности героя, представляя его худым, бледным, ширококостным юношей с рыжей огненной шевелюрой.

Григорий рожден в семье церковного дьяка, доброго, но вечного пьяного, жившего хуже обнищавших, захудалых крестьян, поэтому юноша на себе испытал нелегкую судьбу русского человека в виде голода, непосильного труда и беспросветного пьянства.

Рано потеряв любимую мать, скончавшуюся от тяжелого труда, Гриша приходит к убеждению, что жизнь необходимо посвятить служению своему народу, несмотря на его убогость и бедность.

Характерные черты образа Добросклонова поэт иллюстрирует через песнопения юноши, каждое из которых отображает человеческую боль, душевные страдания, людские слезы и мольбы, но и имеет мотив надежды на изменение жизни в лучшую сторону.

По мнению автора, Гриша Добросклонов является прототипом будущих революционеров, которые призывают крестьян бороться за свои права.

Герой поэмы мечтает в ближайшее время получить столичное образование, а в настоящий момент помогает простому люду понять государственные правила и законы, пытается научить крестьян основам грамоты и письма, разъясняя им правила заполнения прошений, ходатайств.

Григорий четко понимает политическую ситуацию в стране, где процветает невежество, унижение простых людей, рабство крепостных крестьян. Добросклонов отчетливо видит несправедливое отношение самодержавной власти к своему народу, используя в своих песнях слова, в которых проявляется его личная боль за родную землю.

Автор убежден, что судьба народного заступника нелегка и чревата большими неприятностями, поскольку в тот исторический период времени его может ждать в будущем лишь народная слава, чахоточная болезнь и дальнейшая ссылка в сибирские рудники.

Но ощущение единения с народом даже в отсутствии личного счастья – это, с точки зрения поэта, радость правды великой, ради которой и живет Гриша Добросклонов.

Гриша Добросклонов в поэме Некрасова

Можно ли сказать, что классические произведения ушли в прошлое и нет в них проблем, которые волнуют нас сейчас? Конечно, нет. Время идет, а актуальность проблем не стареет.

Пока человек жив ему нужны деньги, пока человек растет ему нужно образование. А на вопрос что необходимо для счастья искали и до сих пор ищут люди всех поколений. Пытается дать ответ на этот вопрос и Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Обычные деревенские мужики в поисках правды на ответ «кому живется вольготно на Руси?» знакомятся с представителями разных слоев населения (поп, помещик, простой крестьянин). И никто из них не может сказать, что они живут счастливо.

На фоне всех героев выделяется Гриша Добросклонов. Его мужики встречают последним. Сын дьякона Тимофея Гриша рано потерял маму, которая очень любила своих сыновей и была заботливой хозяйкой.

Несмотря на тяжелое финансовое положение, семья Добросклоновых стремилась дать образование своим детям. Мама не боялась труда и хотела изменить материальное положение семьи. Здоровье ее подвело, и Гриша остался без нее.

Жизнь стала еще беднее, кушать практически было нечего. Односельчане кормили мальчиков. А те в благодарность за заботу старались взяться за любую работу и помочь крестьянам. Он с самого раннего возраста полюбил простых людей за их тяжкий труд доброту.

Поступив на обучение в семинарию, Гриша несмотря на голод и холод, твердо поставил перед собой цель окончить ее, а далее поступить в университете. И читатель не сомневается, что так и будет.

Как и других своих героев в поэме Н.А.Некрасов не найдешь описания Григория Добросклонова. Лишь по отдельным строчкам вырисовывается портрет мужчины с худым лицом, но при этом с широкой костью, за которой и скрывается огромное человеческое сердце.

Сама фамилия героя говорит, об отношении автора к нему. Он любит Григория и считает его человеком, который сможет помочь своему народу в борьбе за счастье. Для него не существует личного благосостояния, он будет счастлив лишь когда будут богатыми и сытыми все люди Руси.

В его стремлении просматриваются революционные идеи, он полон решимости любыми путями добиться счастья для всех людей. Именно такие люди живут хорошо, несмотря на отсутствие денег и материальных благ.

Образ Гриши Добросклонова интересен и в наше время. Его пример показывает, что только целеустремленные личности могут добиться почета и уважения в обществе.

Читайте также: Лужин – характеристика героя романа «Преступление и наказание».

Спектр проблем, поднимаемых автором в поэме, очень широк: проблемы повсеместного пьянства, губящего русского человека, проблемы женщин, неискоренимой рабской психологии и главной проблемы – народного счастья.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти мимо тех, кто самоотверженно, не щадя сил и жизни, боролся за свободу народа. Образы революционеров, преобразователей неизменно привлекали внимание Некрасова. Борцом за дело народа Некрасов изображает Григория Добросклонова. Он сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили Григория с народом, определили жизненный путь его:

…лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст он жизнь свою
И за кого умрет.

Многими чертами своего характера, да и фамилией, Гриша Добро-склонов напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, он — борец за крестьянские интересы, за всех обиженных и униженных. Он хочет быть там, «где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужны богатства и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, чтоб каждому крестьянину жилось «весело, вольготно на Руси».

Григорий не одинок в своих мечтах о счастливой народной жизни. На честный путь вышли уже сотни людей, подобных ему. Всем им
…судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Но нашего героя не пугают предстоящие испытания, потому что он свято верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.
Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси.
Григорий Добросклонов — будущий вождь крестьянства, выразитель его классового гнева и разума. Тяжел путь Григория, но и славен, на него вступают лишь сильные души, на таком пути, по мнению Некрасова, ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье состоит в борьбе за свободу угнетенных, в том, чтобы нести людям свет и радость жизни. На основной вопрос своей поэмы — кому на Руси жить хорошо? — автор отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творится с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные.
Звуки лучезарные гимна благодатного —
Пел он воплощение счастия народного!

А сейчас давайте посмотрим на реально-биографический фактор появления Гриши. Возможно, вы уже знаете – прототипом был Добролюбов. Подобно ему Гриша – борец за всех униженных и оскорбленных, стоял за крестьянские интересы. Он не испытывал тяги к удовлетворению престижных потребностей (если кто помнит лекции по обществознанию), т.е. на первом плане у него заботы не о личном благополучии.
Теперь мы кое-что знаем о Добросклонове. Давайте выявим некоторые его личностные качества, с тем, что бы узнать степень значимости Гриши как ключевой фигуры. Для этого нам надо просто выделить из вышесказанного слова, характеризующие его. Вот они: способность к состраданию, твердые убеждения, железная воля, неприхотливость, высокая работоспособность, образованность, великолепный ум. Здесь мы с вами, незаметно для себя, подошли к значению образа Гриши Добросклонова.

Посмотрите: этих качеств вполне достаточно, что бы отразить главенствующую идею поэмы. Отсюда вывод настолько же прозаичный, сколь же и лаконичный: Гриша собой отражает одну из главных идей поэмы. Вот эта идея: на Руси жить хорошо только таким вот борцам за счастье притесненного народа. Объяснить, почему мне вряд ли удастся – вопрос философский и требуются знания психологии. Все же я попытаюсь привести пример: когда спасаешь кому-нибудь жизнь, то появляется чувство, будто ты сильный и добрый, слуга царю, отец солдатам,…да? А тут целый народ спасаешь…

Но это только следствия, а с чего начиналось нам по-прежнему предстоит выяснить. Давайте порассуждаем мы знаем, что с детства Гриша жил среди несчастных, беспомощных, презираемых людей. Что выдвинуло его на такую высоту, что заставляло его жертвовать собой ради простого народа, ведь перед, грамотным и образованным, талантливым молодым человеком открывались, прямо скажем, безграничные возможности. Между прочем, это чувство, качество или ощущение, называйте как хотите, питало творчество Некрасова, с его подачи была определена главная идея поэмы, от него берут истоки патриотизм, чувство ответственности. Это – способность к состраданию. Качество, которым обладал сам Некрасов и наделил им ключевую фигуру своей поэмы. Совершенно естественно, что за этим следуют патриотизм, присущий человеку из народа, ну и чувство ответственности перед народом.

Очень важно определить эпоху в которой появился герой. Эпоха – поднятия общественного движения, многомиллионный народ поднимается к борьбе. Посмотрите:
«…Рать поднимается неисчислимая
сила в ней несокрушимая…»

В тексте напрямую доказывается, что счастье народное возможно лишь в результате всенародной борьбы против угнетателей. Основная надежда революционеров-демократов, к которым принадлежал Некрасов – крестьянская революция. А кто поднимает революции?– революционеры, борцы за народ. У Некрасова это был Гриша Добросклонов. Отсюда вытекает вторая идея поэмы или, вернее, она уже вытекла, нам осталось только выделить ее из общего потока размышлений. Народ, вследствие направления реформ AII, остается по-прежнему несчастным, угнетенным, но(!) силы для протеста зреют. Реформы подтолкнули в нем стремление к лучшей жизни. Вы обратили внимание на слова:

«…Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином!…»

Форма передачи были песни, в исполнении Гриши. В словах как раз и отражались те чувства, которыми наделен герой. Можно сказать, что песни были венцом поэмы потому, что в них отражено все то, о чем я говорил. И в целом они вселяют надежду, что Родина не погибнет, несмотря на страдания и беды, захлестывавшие ее, и всеобъемлющее возрождение России, а что самое главное – изменения сознания простого русского народа.

(539 слов) Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» описывает судьбу всей страны. Главные герои, мужики-странники, безуспешно ищут счастливого. И даже если со стороны кажется, что человек счастлив, оказывается, что внутри скрывается трагедия.

Так, первым на пути оказался священник. Но жизнь сельского попа оказалась не такой уж счастливой, как на первый взгляд: ему приходится в любую непогоду отправляться в далекие деревни к обездоленным людям, у которых совестно брать деньги за обряды. Большинство дворян обеднело после отмены крепостного права, они уехали из своих имений. Да и уважения к священнослужителям никакого, что и сами мужики знают.

Ермил Гирин – еще один кандидат в счастливые. Герой служит бурмистром, но не присваивает ни единой копейки, честен и открыт. Сельские жители уважают его, лишь раз Ермил совершил нечестный поступок: отправил другого человека в солдаты вместо своего брата. Но совесть не выдержала, он прилюдно извинился перед крестьянами и вернул отправленного вне очереди человека домой, после чего сложил с себя полномочия. Но не может быть счастлив этот герой, к сожалению, правда и честь приводят его в острог, он участвует в крестьянском восстании.

Дворянин Гаврила Оболт-Оболдуев кажется более вероятным кандидатом на пост счастливого человека. Однако и его жизнь не безоблачна. До отмены крепостного права он действительно жил как в раю за счет того, что эксплуатировал своих крестьян (хотя можно ли назвать положение угнетателя действительно счастливым?). Однако после отмены крепостничества его жизнь стала менее роскошной и комфортной, этот человек способен жить только за счет крестьян, сам же не может и не хочет ничем заниматься.

А какое же женское счастье в поэме? Н. А. Некрасов рисует образ «счастливой», по словам окружающих, крестьянки Матрены Тимофеевны. У нее есть большое хозяйство, пятеро детей, а еще ей как-то раз помогла губернаторша. Но не все так радужно. Матрена в 38 лет считает себя старухой, ее здоровье надорвано тяжелой работой. В доме мужа она встречала только злость, обиды и тяжелую работу. К ней был добр лишь дед Савелий, но и он не уследил за сыном Матрены, когда та ушла на работу в поле, поэтому ребенка съели свиньи. Вскоре умерли родители героини, утрату она тяжело переживала. Столкнулась Матрена и с несправедливостью властей, пришлось ей просить за мужа: единственного кормильца собирались забрать в армию вне очереди. Беременная женщина отправилась пешком просить за мужа, попала в дом к губернатору, и его жена пожалела Матрену. Со временем жизнь налаживается: умирает свекровь-тиран, Матрена становится хозяйкой в доме, со временем семья начинает жить лучше. Но здоровье, молодость уже не вернешь. Да и новые проблемы приходят: сына забрали в солдаты, скот болеет сибирской язвой уже трижды. 

Путешественники так и не находят счастливца, но автор выводит его в финале поэмы. Это будущий народный заступник Гриша Добросклонов. Судьба этого юноши далеко не безоблачная: он вышел из бедной семьи, отец не занимался детьми, их тянула на себе мать, от чего рано умерла. Гриша учится в духовной семинарии, наука была ему в радость, но постоянное недоедание и безразличие окружающих ее отравляют. Герой слагает песни о народе, обладает даром убеждения, легко ведет за собой. «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь,» – говорит автор. 

И эта трагическая судьба оказывается счастливой, ведь Гриша хочет жить для счастья всего народа, готов бороться за это. У его жизни есть глобальная цель, что отличает его от всех остальных героев. Именно по этой причине автор считает счастливцем именно Добросклонова.

Автор: Мария Копусова

  • Ему пришлось не сладко как пишется
  • Ему по видимому стало жарко и он распахнул полушубок как пишется
  • Ему несдобровать как пишется
  • Ему нездоровится как пишется слитно или раздельно
  • Ему невтерпеж как пишется