История создания
Сборник «Записок охотника» был задуман Иваном Сергеевичем в 1842 году. Тогда он решил написать очерки о русском хозяйстве, его управлении и крестьянах. Непосредственно рассказ «Ермолай и мельничиха», тема и идея которого были навеяны собственными наблюдениями автора, появился на свет в 1847 году, стал вторым в перечне цикла. Он был напечатан в журнале «Современник».
Некоторые герои произведения написаны с реальных персонажей:
- Горничная помещицы Зверковой — это реальная девка Акулина, которую барыня продала с новорожденным ребенком.
- Ермолай списан с егеря Тургенева, Афанасия Алифанова, охотившегося вместе с ним некоторое время.
Писатель показывает жестокое отношение помещиков к простым крестьянам.
Они считают себя начитанными и культурными представителями современного общества, но на деле остаются деспотичными хозяевами, не терпящими возращений от подчиненных.
Литературный жанр и проблематика
Целью Тургенева как реалистичного писателя является показ жизни простых крестьян со всеми нюансами ее проявления. Многие детали рассказа, которые герои считают обычными и нормальными, современного читателя поражают до глубины души.
Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха» позволяет понять, что этот очерк можно отнести даже к документалистике. Но есть в произведении и черты повести, а также картинки, описывающие путешествие. Ну и, конечно, здесь показаны сцены из жизни героев. Так что рассказ можно отнести к многоплановым произведениям.
Главная проблема, поднятая автором в рассказе, — это описание того, как человеческое достоинство крепостных крестьян попирается помещиками. Для современных людей совершенно неприемлемо то, что женщину могут продать в другую семью, выдать замуж без ее согласия, увезти от любимого и полностью сломать ей жизнь. При этом смысл повествования в том, что девушка должна благодарить своих господ за все, делаемое для ее блага. Таким образом, Тургенев невольно поднимает проблему полного бесправия крепостных женщин. Они имеют еще меньше прав, чем крепостные мужского пола.
Сами помещики часто являются представителями высшего света и даже поддерживают тех, кто говорит о необходимости реформ в сфере отношений с крестьянами.
Но на деле считают своих крепостных неблагодарными людьми, которые не понимают оказываемого им благоденствия.
Сюжет и композиция рассказа
Рассказ является одной из целого перечня охотничьих историй. Отправившись на охоту с Ермолаем, автор останавливается на ночевку у мельницы. Там из разговора мельничихи и охотника он услышал о судьбе девки Арины. Еще маленькой девчонкой ее забрали у родителей в Петербурге и отправили во служение к помещице. Ее не выдали замуж за любимого, так как горничные не могут быть замужними.
Когда же барыня узнала о связи с лакеем Петрушкой, девушку услали в деревню, а любимого отправили в солдаты. На новом месте Арина понравилась местному мельнику, который выкупил и женился на ней.
Композиционно рассказ состоит из двух половин, как будто в одном сюжете представляет, заключены два разных отрывка. Главной является повествование о весенней охоте и описание ночевки. Там же автор описывает жизнь бродячего охотника. Во второй части вниманию читателей представлена история Арины, Объединяют сюжет картинки описания весенней природы, присущие средней полосе России.
Характеристика героев
Главных героев в рассказе два: это Ермолай и мельничиха Арина. Характеристика каждого из них, данная Тургеневым, очень подробна и даже скрупулезна, он описывает в деталях внешний вид героя, подробности из жизни, поступки и их анализ.
Ермолай — 45-летний охотник, некрасив и имеет лишний вес. Он выкупил себе жену, так как она грамотная и может помочь по хозяйству. Его жена, мельничиха Арина, равнодушна к жизни. Она многое пережила, смерть ребенка и потеря любимого сломала женщину. К тому же она, как вскользь говорит автор, тяжело больна.
Кроме того, у Тургенева целая россыпь второстепенных персонажей, призванных показать сложные отношения между помещиками и крепостными:
- Валетка. Это собака Ермолая, свободно гуляющая по окрестностям, хозяин ее даже не кормит, считая, что она сама должна добывать себе пропитание.
- В рассказе также присутствуют помещики, но они далеко не главные герои. Одним из них является Зверков. Он полностью оправдывает свою фамилию, хотя и старается показаться добрым. Его жена и избалованный барчонок-сын считают крепостных своими рабами, обязанными выполнять все прихоти господ и при этом благодарить за оказанную милость.
Таких помещиков в те времена было много, и нередко, считая себя либералами, эти господа становились жестокими тиранами по отношению к своим холопам.
Все это нужно учитывать при написании сочинения по рассказу Тургенева «Ермолай и мельничиха», анализ которого позволяет понять трагизм отношений помещиков к своим крепостным. По мнению автора, каждый человек индивидуален, и это не зависит от того, помещик он или крепостной.
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Анализ рассказа Ермолай и мельничиха
Анализ рассказа Ермолай и мельничиха Тургенева
Произведение является составной частью сборника рассказов писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики проблематику положения крестьянского народа в условиях крепостного права.
Повествование в рассказе осуществляется от имени охотника Ермолая, представляющего автором в качестве бродяги, скитающегося по всему свету, являющегося любознательным, пытливым и непоседливым человеком.
Сюжетная линия рассказа представляет собой историю жизни обычной крестьянки Арины, которая по воле помещиков оказывается в барском доме, не смея отказать хозяевам в проявлении ими специфичной доброты. В помещичьем имении Арина становится горничной барыни, являющейся злобной старухой. При этом Арину помещики не обижают, позволяя питаться с барского стола, одевая в приличную одежду, возя в питерскую столицу.
Повзрослев, в Арине просыпаются чувства к лакею Петрушке и девушка просит хозяев дать ей разрешение на брак с возлюбленным, от которого Арина ждет ребенка. Однако господа отказывают девушке в свадьбе, поскольку не желают терять хорошую прислугу, а после ее настойчивых просьб отправляют из города в деревню, желая избавиться от надоевшей горничной, выдав ее замуж за местного мельника. При этом возлюбленного Арины, Петрушку хозяева отдает на рекрутскую службу, где в дальнейшем мужчина погибает.
Барин искренне не осознает своего недальновидного поступка, разрушающего жизнь нескольких человек, поскольку не считает Арину в качестве полноценного человека, принимая прислугу в виде вещи, неспособной на настоящие чувства.
Отличительной особенностью рассказа является применение писателем в нем описания природного пейзажа, который демонстрируется в виде постепенного изменения картины леса, постепенного засыпания природы на закате солнца, что создает впечатление целостности рассказу и придает определенный фон для отображения душевного состояния персонажей произведения.
Писатель демонстрирует жестокое, бесчувственное отношение одних людей, имеющих власть, состояние и положение, к простому народу, при этом представляющих себя в качестве культурных, современных представителей общества, ратующих за проведение реформ, в том числе и крестьянских. Высший свет уверяет себя и других, что в отношении крестьян совершают акт благоденствия, относясь к неблагодарному люду с показным великодушием.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Ермолай и мельничиха
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения Шолохова Батраки сочинение
Произведение является одной из составных частей прозаического авторского сборника коротких рассказов под названием «Лазоревая степь».
- Сочинение по произведению Дары волхвов О.Генри
Отличная новогодняя история! Наверное, все знают сюжет – на новогодние праздники жена продала свои волосы, чтобы купить мужу цепочку для часов, а он продал часы, чтобы купить ей гребень. Это уже очень мило!
- Сочинение Анализ На поле Куликовом стихотворение Блока
Александр Александрович Блок очень много времени уделил написание произведение о Родине и своем родном крае. О Куликовском сражении Блок говорит как о событие и как он утверждает
- Сочинение на тему Живопись
Одним из самых старых видов изобразительного искусства является живопись. Древние люди, еще не имевшие письменной и устной речи, уже стремились передать окружающую их действительность в виде рисунков.
- Отношение Онегина к Ленскому сочинение
Роман Александра Пушкина «Евгений Онегин» сталкивает вместе двух совершенно разных личностей. Евгений Онегин и Владимир Ленский полные противоположности друг друга, как огонь и лед. Но, невзирая на разные взгляды на мир, они дружат долгие годы.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
2
Какова главная мысль рассказа Тургенева «Ермолай и мельничиха»?
Основная мысль рассказа Тургенева «Ермолай и мельничиха».
Тема рассказа Тургенева «Ермолай и мельничиха».
Идея, история создания рассказа Тургенева «Ермолай и мельничиха».
Проблемы в рассказе Тургенева «Ермолай и мельничиха».
4 ответа:
4
0
В рассказе Тургенева «Ермолай и мельничиха» автор с охотником Ермолаем ночевали у мельницы после охоты. Автор узнал в жене мельника Арину, что когда-то служила горничной у господ Зверковых. Жена Зверкова как-то увидела дочку старосты и решила забрать себе в услужение, слезы девушки ее не трогали. Когда же Арина попросилась выйти замуж, ей ответили, что у барыни такие порядки:никакой замужней прислуги. После отношений Арины с лакеем Петрушкой девушку остригли и сослали в деревню. После ее выкупил мельник и взял себе в жены.
Основная мысль и тема рассказа: господа обращались с людьми как с вещами, что хотели, то и делали. Им никакого дела не было до чувств и жизни других. Захотели — забрали девушку из родного дома, захотели — запретили замуж выходить, а захотели — и вовсе продали, как товар. При этом еще и Зверков возмущался, какая Арина бессовестная и неблагодарная. Вот его слова.
К тому же сам мельник купил девушку лишь потому, что она грамотная была, умела считать и вести их хозяйство. Вот отрывок диалога: вопрос автора и ответ Ермолая:
2
0
Известно, что рассказ «Ермолай и мельничиха» Тургенев написал на оснований реальных наблюдений за жизнью крепостных крестьян на Руси. Основной идеей можно назвать желание автора показать бесправие бедных людей и бессердечие помещиков того времени.
Главная героиня Арина всю свою жизнь выполняла волю хозяев, даже жениться пришлось на мельнике, который купил ее словно вещь. Это судьба только одной женщины рассказанная как история внутри общего повествования, но таких было много и жилось им не легче. Тургенев чувствовал бедственное положение крепостных, и своими рассказами пытался изменить общественное мнение в пользу нещастных.
1
0
Основная мысль в этом рассказе Тургенева — бесправное положение простых крестьян, которые
своему барину, как скот, как вещь, люди, которые не имеют никакого права на своё мнение.
Вот так и крепостная девочка Арина, в недобрый час попалась на глаза своим хозяевам. И не взирая на её слёзы и испуг (её же увозили из родного дома ), была взята в услужении в барский дом. Барин позволил себе ещё попенять, зачем, мол, ревела, ведь её так облагодействовали — отдали в полное распоряжение барыне, которая славилась своей жестокостью и злобою. Когда Арина подросла и влюбилась в Петра, местного лакея, попросила хозяина позволить ей выйти замуж за него, так как уже была беременною. Барин, за верную, усердную службу, просто отослал Арину в деревню, а её возлюбленного отдал в солдаты, где он и погиб. Саму же Арину, как паршивую овцу. позволили выкупить мельнику, который и стал её мужем. Вещь, приобрела нового хозяина.
Эти люди не могли быть вольны ни в своих чувствах, ни в своих действиях планах на будущее… Так как у них его не было и даже сама их жизнь — им не принадлежала.
0
0
Рассказа Тургенева «Ермолай и мельничиха» написан автором с целью показать бесправие бедных, их безмолвие перед помещиками.
Помещики относились к крестьянам, как к вещи, которая не имеет сердца и души. Они ими поныкали, распоряжались, как вещью, решая за них, как тем жить.
Главная героиня Арина не имела ни каких прав, за неё решили её судьбу её хозяева.
Читайте также
Рассказ ведется от первого лица. В нем рассказывается, как автор с Ермолаем отправились охотиться рна вальдшнепов. Ермолай – главный герой рассказа, нигде не работал по причине непригодности. В его обязанности входило доставлять на господскую кухню раз в месяц несколько штук тетеревов и куропаток. У него была жена, с которой он очень грубо обращался. На охоту герои пошли в березовую рощу на берегу реки Исты. По дороге они заночевали под открытым небом на соломе, которую им принесла мельничиха. Ермолай пёк в золе картофель, а автор задремал. Он проснулся от легкого шёпота. Когда он поднял голову, то прислушавшись, услышал, как Ермолай просил мельничиху по имени Арина пойти к нему жить. Он обещал выгнать жену. Из разговора с Ариной стало известно, что Арина была горничной у графа Зверкова. Его жена имела правило держать незамужних горничных. После 10 лет работы Арина попросилась замуж, но ей не разрешили. Потом выяснилось, что Арина забеременела от лакея Петра. Ее остригли и отправили в деревню. Ребенок Арины умер, и она была замужем за мельником. Он выкупил ее у барина, а лакея, от которого Арина забеременела, отдали в солдаты.
Давайте разберем всех действующих лиц, персонажей этого рассказа И.С.Тургенева, и начнем с главных действующих лиц, которыми являются:
- охотник Ермолай — весьма противоречивая натура, ибо даже помещик не мог совладать с его вольным характером, отчего позволил заниматься любимым делом — ходить на охоту, да обязал тетеревов регулярно на стол поставлять. Однако, Ермолаю свойственно быть жестоким по отношению к жене, что, видимо вызвано, его тайным влечением к Арине — мельничихе.
- мельничиха Арина Тимофеевна — красивая женщина, в прошлом — холопка, в настоящем — жена мельника, который выкупил ее у барина, т.к. была она сильна грамоте, да и просто влюбился в красавицу. Непростая жизнь у господ, дала понять Арине, что любовь для холопов — тема запретная, что нельзя иметь своих желаний, а лишь указ барина — для нее закон!
- костомаровский барин — человек, от которого ведется рассказ, взявший охотника Ермолая себе в напарники. По тому как оценивает увиденное и услышанное на мельнице, достаточно справедливый, добрый человек, способный понять тяготы жизни крепостного человека. Предполагаю, что в этом барине мы видим самого писателя Ивана Сергеевича, который выступал против крепостничества.
<hr />
Остальные персонажи рассказа И.С.Тургенева «Ермолай и мельничиха»**
-
Жена Ермолая, забитая, но верная своему долгу супруга.
-
Работник мельника и сам мельник — Савелий Алексеевич из белевских мещан.
-
Александр Силыч Зверков, его жена Коко и из сын — семья, в которой жила в прошлом Арина.
-
Петрушка лакей, скорее сосланный на солдатскую службу, а не поступивший туда добровольно, после того, как господа узнали о его любви с Ариной.
Произведение «Первая любовь» очень трагичное. В нем мы видим пример неразделенной любви и трагедии, которые пришлось пережить главному герою произведения.
Все начинается того, что рядом с семье шестнадцати летнего Владимира заселяется семья княгини. Там он замечает их дочь Зинаиду в которую сразу влюбляется. Однако вскоре он встречает Зинаиду со своим отцом. Проследив он узнает об их романе. Вскоре соседи возвращаются обратно в Москву. Владимир поступает учиться, а через пол года умирает его отец. Через несколько лет он возвращается в Петербург и посещает Зинаиду. Там он узнает, что она умерла при родах. Получается, что Зинаида родила от другого.
Главная мысль заключается в неразделенной любви. Владимир все это время любил Зинаиду. А она о нем даже не думала, даже родила от другого.
Пример плана-помощника для устного пересказа Тургеневского рассказа про «Ермолая и мельничиху»
- Объяснить выражения «стоять на тяге».
- Кто такой Ермолай? Описание внешности охотника.
- Старенькое ружье Ермолая.
- Собачье житье Валетки: еда, охота.
- Какие обязанности выполнял крепостной Ермолай?
- Почему его считали лядащим?
- Как охотник относился к своей жене?
- Как мужики относились к Ермолке?
- Охота на Исте.
- Ночлег на мельнице.
- Подслушанный разговор между Ермолаем и красивой мельничихой.
- Прошлое Арины.
- Воспоминания барина о семействе Зверковых.
- Жизнь Арины у Зверкова.
- Несчастная любовь Арины.
- Мельник выкупает Арину и женится на ней.
- Как живется Арине на мельнице?
Повесть «Ася» время от времени величают элегией несбывшегося, упущенного, однако такого близкого счастья. Сюжетик произведения прост, вследствие чего автору важны не показные события, ну, а внутренний мир героев. В любом есть собственная тайна. В выявлении глубин внутреннего состояний любящего человека автору подсобляет и пейзаж, какой в повести делается «пейзажем души». Самая главная мысль настоящего повествования в том, что не нужно страшиться собственных чувств. Всякий из нас при случае совершал поступки, о каких впоследствии доводилось сокрушаться. Это могло быть и действие либо слово, вымолвленное сгоряча. Ну, а вот по причине слова, своевременно не сказанного вслух, счастье промелькнуло мимо основного героя рассказа «Ася».
«Ермолай и мельничиха», анализ рассказа Тургенева
История создания
Весь цикл «Записок охотника» был задуман ещё в 1842 г., когда Тургенев изъявил желание написать несколько замечаний «о русском хозяйстве и о русском крестьянине». Рассказ «Ермолай и мельничиха» был написан в 1847 г., вторым после рассказа «Хорь и Калиныч», и напечатан ещё с тремя рассказами цикла в журнале «Современник» № 5.
Некоторые герои рассказа имеют прототипов. Так горничная помещицы Зверковой возникла под влиянием подлинной истории: В.П.Тургенева продала в 1839 г. дворовую девку Акулину вместе с новорожденной дочерью за то, что работница осмелилась «произвести на свет».
Прототип Ермолая – Афанасий Алифанов, служивший у Тургенева егерем. Он охотился с Тургеневым с 1835 г.
Литературное направление и жанр
Тургенев как писатель-реалист ставил перед собой цель показать жизнь русского крестьянина такой как она есть. Факты, поражающе читателя до глубины души, самим героям кажутся обыденными и нормальными.
Рассказ «Ермолай и мельничиха» имеет черты очерка, претендует на документальность. Ещё читатели «Современника» обратили внимание на то, что в произведении есть черты путешествия и повести. Например, в ретроспективных частях этого рассказа проходит целая жизнь героев.
Проблематика
Основная проблема рассказа – человеческое достоинство крепостного крестьянина и его жизнь, зависящая от прихоти помещика. Современный читатель поразится бесправному состоянию женщины, которую забирают от родителей в Петербург, потом делают горничной и не позволяют выйти замуж, а потом она вынуждена выйти замуж без любви. И за все изменения своей судьбы она должна быть благодарна. Так что Тургенев, вольно или невольно, поднимает проблему крепостных женщин, которые имели гораздо меньше прав, чем крепостные мужчины. О связи Арины и Петрушки-лакея помещик сразу говорит: «Петрушка… не виноват». Просто потому, что барин так решил.
Сюжет и композиция
Рассказ — одна из охотничьих историй. Рассказчик вместе с охотником Ермолаем с вечера отправился на охоту. Они решили переночевать в ближайшей мельнице. Там охотник стал свидетелем беседы Ермолая и мельничихи. Рассказчик узнал о тяжёлой судьбе Арины, которую девочкой помещик забрал в Петербург, где она была горничной его жены. Дважды горничной было отказано, когда она просилась выйти замуж, потому что барыня замужних горничных не держит. Узнав о связи Арины с лакеем Петрушкой, её отправили в деревню. Но бедняжку выкупил мещанин, мельник, который на ней и женился. А Петра отправили в солдаты.
Рассказ «Ермолай и мельничиха» композиционно представляет собой рассказ в рассказе. Рамкой становится история о весенней охоте на вальдшнепов и ночёвке в мельнице. В этой рамке охотник сначала повествует о жизни Ермолая, а потом передаёт историю Арины, рассказанную ему самому помещиком Зверковым. Фоном ко всему происходящему становится живая и суровая весенняя природа средней полосы.
Герои
Согласно названию, главных героев в рассказе два – Ермолай и Арина (мельничиха). Тургенев характеризует героев так, как это принято в произведениях реализма 19 в: последовательно, не пропуская портрета, бытовых подробностей жизни, черт характера, поступков.
Ермолаю 45 лет. Он худой и высокий, нос длинный и тонкий, лоб узкий, глазки серые, волосы взъерошенные, губы широкие насмешливые. Ермолай жил охотой, хотя его хозяин, «помещик старинного покроя», в его дичи не особенно нуждался. Ермолай имел пристрастие к старым вещам (неудобное одноствольное ружьё, мешки вместо сумы), одевался колоритно: кафтан немецкого кроя, шапка со смушком, кушак, шаровары.
Для того чтобы показать нездоровые отношения между помещиками и крепостными, Тургенев вводит ещё одного героя – собаку Валетку. Ермолай не кормит собаку, считая, что она сама должна находить пропитание. И Валетка не убегает, хотя при случае и поедает подстреленных хозяином зайцев. Так и Ермолая помещик не обеспечивает порохом, но даёт ему почти полную свободу. И Ермолая, и Валетку всё устраивает.
Ермолай постоянно в движении, некоторые его перемещения нелепы. Даже к жене Ермолай приходит раз в неделю на одну ночь. И совершенно о ней не заботится. В чужой стороне с Ермолаем обращаются, как с его Валеткой: загоняют и ловят, как зайца в поле. Среди чужих Ермолай слыл чудаком, его прозвали Ермолкой.
При кажущейся бесполезности и рассеянности, Ермолай очень внимателен. Он видит и отмечает важное. Например, у мельничихи сразу спрашивает о её здоровье, а она действительно страдает от кашля. Рассказчику Ермолай не даёт отвлечься от главного – утренней охоты.
В мельничихе, с которой беседует Ермолай, рассказчик узнаёт горничную Зверкова, который сам же и рассказал её историю. Ей на вид лет 30. Лицо худое и бледное, всё ещё красивое, глаза большие и грустные.
Мужа мельничихи Ермолай называет толстым брюхачом. Он некрасив: высокий, лицо жирное, бычачий затылок и большой живот. По мысли Ермолая, мельник выкупил Арину и женился на ней потому, что она ему понравилась, а ещё потому, что «она грамоте знает».
Мельничиха в рассказе спокойна и равнодушна к жизни. Она тоже чем-то похожа на Валетку, которому, по словам рассказчика, свойственно «непостижимое равнодушие ко всему на свете» и даже разочарованность. У Арины умер ребёнок, но об этом Ермолай говорит как бы вскользь, как о чём-то естественном. Обычным и даже обыденным для всех героев кажется вся жизнь Арины, её, по-видимому, опасная болезнь.
Помещики в рассказе – далеко не главные герои. О помещике Ермолая сказано лишь, что он отказался от Ермолая как от человека, ни на какую работу не годного, при этом и сам не заботился о нём.
Зверков описан более детально. У него говорящее даже имя: помещик зверь по своей сущности, но прикидывается добреньким. Такова и его пухлая чувствительная жена, сын их – избалованный барчонок. В Зверкове и его жене современного читателя поражает то, что крепостные для них – настоящие рабы, обязанные выполнять любую волю барина да ещё и благодарить за это. Зверков наиболее возмущён тем, что Арина не постыдилась расстроить барыню, что она обидела и огорчила барина. Зверков приходит к выводу, что «сердца, чувства» у крепостных нет.
Показательна речь помещика Зверкова: он не договаривает фразы, будто собеседник сам может додумать прописные истины, о которых он говорит. Действительно, во времена Тургенева помещиков, подобных Зверкову, было множество: они проповедовали либеральные ценности и считали себя добряками (Зверков называет жену ангелом), но были жестоки: «Беспорядок в доме терпеть нельзя. Больной член лучше отсечь».
Стилистические особенности
Для «Записок охотника» в целом характерны отсутствие остроты сюжета, неторопливое созерцательное повествование. Природа и охотничья история, как в данном рассказе, становится рамкой для основного сюжета. Пейзаж Тургенев вводит также между частями сюжетного повествования (в данном рассказе это описание реки).
Герои характеризуются подробно и всесторонне, их истинная тихая и трагическая жизнь становится видна как раз в остановке, в рассуждении, беседе.
-
«Ермолай и мельничиха», краткое содержание рассказа Тургенева
-
«Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
-
«Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Первая любовь», анализ повести Тургенева
-
«Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
-
«Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
-
«Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
По произведению: «Ермолай и мельничиха»
По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
Иван Тургенев — Ермолай и мельничиха
1
Иван Сергеевич Тургенев
ЕРМОЛАЙ И МЕЛЬНИЧИХА
Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на «тягу»… Но, может быть, не все мои читатели знают, что такое тяга. Слушайте же, господа.
За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше, переходит от нижних, почти еще голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. Птицы засыпают — не все вдруг — по породам; вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки. В лесу все темней да темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы; на синем небе робко выступают первые звездочки. Все птицы спят. Горихвостки, маленькие дятлы одни еще сонливо посвистывают… Вот и они умолкли. Еще раз прозвенел над вами звонкий голос пеночки; где-то печально прокричала иволга, соловей щелкнул в первый раз. Сердце ваше томится ожиданьем, и вдруг — но одни охотники поймут меня, — вдруг в глубокой тишине раздается особого рода карканье и шипенье, слышится мерный взмах проворных крыл, — и вальдшнеп, красиво наклонив свой длинный нос, плавно вылетает из-за темной березы навстречу вашему выстрелу.
Вот что значит «стоять на тяге».
Итак, мы с Ермолаем отправились на тягу; но извините, господа: я должен вас сперва познакомить с Ермолаем.
Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого, с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. Этот человек ходил в зиму и лето в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком; носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему, в веселый час, разорившимся помещиком. К кушаку привязывались два мешка, один спереди, искусно перекрученный на две половины, для пороху и для дроби, другой сзади — для дичи; хлопки же Ермолай доставал из собственной, по-видимому неистощимой, шапки. Он бы легко мог на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но ни разу даже не подумал о подобной покупке и продолжал заряжать свое ружье по-прежнему, возбуждая изумление зрителей искусством, с каким он избегал опасности просыпать или смешать дробь и порох. Ружье у него было одноствольное, с кремнем, одаренное притом скверной привычкой жестоко «отдавать», отчего у Ермолая правая щека всегда была пухлее левой. Как он попадал из этого ружья — и хитрому человеку не придумать, но попадал. Была у него и легавая собака, по прозванью Валетка, преудивительное созданье. Ермолай никогда ее не кормил. «Стану я пса кормить, — рассуждал он, — притом пес — животное умное, сам найдет себе пропитанье». И действительно: хотя Валетка поражал даже равнодушного прохожего своей чрезмерной худобой, но жил, и долго жил; даже, несмотря на свое бедственное положенье, ни разу не пропадал и не изъявлял желанья покинуть своего хозяина. Раз как-то, в юные годы, он отлучился на два дня, увлеченный любовью; но эта дурь скоро с него соскочила. Замечательнейшим свойством Балетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете… Если б речь шла не о собаке, я бы употребил слово: разочарованность. Он обыкновенно сидел, подвернувши под себя свой куцый хвост, хмурился, вздрагивал по временам и никогда не улыбался. (Известно, что собаки имеют способность улыбаться, и даже очень мило улыбаться.) Он был крайне безобразен, и ни один праздный дворовый человек не упускал случая ядовито насмеяться над его наружностью; но все эта насмешки и даже удары Валетка переносил с удивительным хладнокровием. Особенное удовольствие доставлял он поварам, которые тотчас отрывались от дела и с криком и бранью пускались за ним в погоню, когда он, по слабости, свойственной не одним собакам, просовывал свое голодное рыло в полурастворенную дверь соблазнительно теплой и благовонной кухни. На охоте он отличался неутомимостью и чутье имел порядочное; но если случайно догонял подраненного зайца, то уж и съедал его с наслажденьем всего, до последней косточки, где-нибудь в прохладной тени, под зеленым кустом, в почтительном отдалении от Ермолая, ругавшегося на всех известных и неизвестных диалектах.
Ермолай принадлежал одному из моих соседей, помещику старинного покроя. Помещики старинного покроя не любят «куликов» и придерживаются домашней живности. Разве только в необыкновенных случаях, как-то: во дни рождений, именин и выборов, повара старинных помещиков приступают к изготовлению долгоносых птиц и, войдя в азарт, свойственный русскому человеку, когда он сам хорошенько не знает, что делает, придумывают к ним такие мудреные приправы, что гости большей частью с любопытством и вниманием рассматривают поданные яства, но отведать их никак не решаются. Ермолаю было приказано доставлять на господскую кухню раз в месяц пары две тетеревей и куропаток, а в прочем позволялось ему жить где хочет и чем хочет. От него отказались, как от человека ни на какую работу не годного — «лядащего», как говорится у нас в Орле. Пороху и дроби, разумеется, ему не выдавали, следуя точно тем же правилам, в силу которых и он не кормил своей собаки. Ермолай был человек престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду; сильно любил выпить, не уживался на месте, на ходу шмыгал ногами и переваливался с боку на бок — и, шмыгая и переваливаясь, улепетывал верст шестьдесят в сутки. Он подвергался самым разнообразным приключениям: ночевал в болотах, на деревьях, на крышах, под мостами, сиживал не раз взаперти на чердаках, в погребах и сараях, лишался ружья, собаки, самых необходимых одеяний, бывал бит сильно и долго — и все-таки, через несколько времени, возвращался домой одетый, с ружьем и с собакой. Нельзя было назвать его человеком веселым, хотя он почти всегда находился в довольно изрядном расположении духа; он вообще смотрел чудаком. Ермолай любил покалякать с хорошим человеком, особенно за чаркой, но и то недолго: встанет, бывало, и пойдет. «Да куда ты, черт, идешь? Ночь на дворе». — «А в Чаплино». — «Да на что тебе тащиться в Чаплино, за десять верст?» — «А там у Софрона-мужичка переночевать». — «Да ночуй здесь». — «Нет уж, нельзя». И пойдет Ермолай с своим Валеткой в темную ночь, через кусты да водомоины, а мужичок Софрон его, пожалуй, к себе на двор не пустит, да еще, чего доброго, шею ему намнет: не беспокой-де честных людей. Зато никто не мог сравниться с Ермолаем в искусстве ловить весной, в полую воду, рыбу, доставать руками раков, отыскивать по чутью дичь, подманивать перепелов, вынашивать ястребов, добывать соловьев с «дешевой дудкой», с «кукушкиным перелетом»…[1] Одного он не умел: дрессировать собак; терпенья недоставало. Была у него и жена. Он ходил к ней раз в неделю. Жила она в дрянной, полуразвалившейся избенке, перебивалась кое-как и кое-чем, никогда не знала накануне, будет ли сыта завтра, и вообще терпела участь горькую. Ермолай, этот беззаботный и добродушный человек, обходился с ней жестко и грубо, принимал у себя дома грозный и суровый вид, — и бедная его жена не знала, чем угодить ему, трепетала от его взгляда, на последнюю копейку покупала ему вина и подобострастно покрывала его своим тулупом, когда он, величественно развалясь на печи, засыпал богатырским сном. Мне самому не раз случалось подмечать в нем невольные проявления какой-то угрюмой свирепости: мне не нравилось выражение его лица, когда он прикусывал подстреленную птицу. Но Ермолай никогда больше дня не оставался дома; а на чужой стороне превращался опять в «Ермолку», как его прозвали на сто верст кругом и как он сам себя называл подчас. Последний дворовый человек чувствовал свое превосходство над этим бродягой — и, может быть, потому именно и обращался с ним дружелюбно; а мужики сначала с удовольствием загоняли и ловили его, как зайца в поле, но потом отпускали с Богом и, раз узнавши чудака, уже не трогали его, даже давали ему хлеба и вступали с ним в разговоры… Этого-то человека я взял к себе в охотники, и с ним-то я отправился на тягу в большую березовую рощу, на берегу Исты.
У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой; у Исты тоже. Эта небольшая речка вьется чрезвычайно прихотливо, ползет змеей, ни на полверсты не течет прямо, и в ином месте, с высоты крутого холма, видна верст на десять с своими плотинами, прудами, мельницами, огородами, окруженными ракитником я гусиными стадами. Рыбы в Исте бездна, особливо голавлей (мужики достают их в жар из-под кустов руками). Маленькие кулички-песочники со свистом перелетывают вдоль каменистых берегов, испещренных холодными и светлыми ключами; дикие утки выплывают на середину прудов и осторожно озираются; цапли торчат в тени, в заливах, под обрывами… Мы стояли на тяге около часу, убили две пары вальдшнепов и, желая до восхода солнца опять попытать нашего счастия (на тягу можно также ходить поутру), решились переночевать в ближайшей мельнице. Мы вышли из рощи, спустились с холма. Река катила темно-синие волны; воздух густел, отягченный ночной влагой. Мы постучались в ворота. Собаки залились на дворе. «Кто тут?» — раздался сиплый и заспанный голос. «Охотники: пусти переночевать». Ответа не было. «Мы заплатим». — «Пойду скажу хозяину… Цыц, проклятые!.. Эк на вас погибели нет!» Мы слышали, как работник вошел в избу; он скоро вернулся к воротам. «Нет, — говорит, — хозяин не велит пускать», — «Отчего не велит?» — «Да боится; вы охотники: чего доброго, мельницу зажжете; вишь, у вас снаряды какие». — «Да что за вздор!» — «У нас и так в запрошлом году мельница сгорела: прасолы переночевали, да, знать, как-нибудь и подожгли». — «Да как же, брат, не ночевать же нам на дворе!» — «Как знаете…» Он ушел, стуча сапогами…
1
История создания
Сборник «Записок охотника» был задуман Иваном Сергеевичем в 1842 году. Тогда он решил написать очерки о русском хозяйстве, его управлении и крестьянах. Непосредственно рассказ «Ермолай и мельничиха», тема и идея которого были навеяны собственными наблюдениями автора, появился на свет в 1847 году, стал вторым в перечне цикла. Он был напечатан в журнале «Современник».
Некоторые герои произведения написаны с реальных персонажей:
- Горничная помещицы Зверковой — это реальная девка Акулина, которую барыня продала с новорожденным ребенком.
- Ермолай списан с егеря Тургенева, Афанасия Алифанова, охотившегося вместе с ним некоторое время.
Писатель показывает жестокое отношение помещиков к простым крестьянам.
Они считают себя начитанными и культурными представителями современного общества, но на деле остаются деспотичными хозяевами, не терпящими возращений от подчиненных.
Литературный жанр и проблематика
Целью Тургенева как реалистичного писателя является показ жизни простых крестьян со всеми нюансами ее проявления. Многие детали рассказа, которые герои считают обычными и нормальными, современного читателя поражают до глубины души.
Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха» позволяет понять, что этот очерк можно отнести даже к документалистике. Но есть в произведении и черты повести, а также картинки, описывающие путешествие. Ну и, конечно, здесь показаны сцены из жизни героев. Так что рассказ можно отнести к многоплановым произведениям.
Главная проблема, поднятая автором в рассказе, — это описание того, как человеческое достоинство крепостных крестьян попирается помещиками. Для современных людей совершенно неприемлемо то, что женщину могут продать в другую семью, выдать замуж без ее согласия, увезти от любимого и полностью сломать ей жизнь. При этом смысл повествования в том, что девушка должна благодарить своих господ за все, делаемое для ее блага. Таким образом, Тургенев невольно поднимает проблему полного бесправия крепостных женщин. Они имеют еще меньше прав, чем крепостные мужского пола.
Сами помещики часто являются представителями высшего света и даже поддерживают тех, кто говорит о необходимости реформ в сфере отношений с крестьянами.
Но на деле считают своих крепостных неблагодарными людьми, которые не понимают оказываемого им благоденствия.
Сюжет и композиция рассказа
Рассказ является одной из целого перечня охотничьих историй. Отправившись на охоту с Ермолаем, автор останавливается на ночевку у мельницы. Там из разговора мельничихи и охотника он услышал о судьбе девки Арины. Еще маленькой девчонкой ее забрали у родителей в Петербурге и отправили во служение к помещице. Ее не выдали замуж за любимого, так как горничные не могут быть замужними.
Когда же барыня узнала о связи с лакеем Петрушкой, девушку услали в деревню, а любимого отправили в солдаты. На новом месте Арина понравилась местному мельнику, который выкупил и женился на ней.
Композиционно рассказ состоит из двух половин, как будто в одном сюжете представляет, заключены два разных отрывка. Главной является повествование о весенней охоте и описание ночевки. Там же автор описывает жизнь бродячего охотника. Во второй части вниманию читателей представлена история Арины, Объединяют сюжет картинки описания весенней природы, присущие средней полосе России.
Основные персонажи
- Рассказчик Петр Петрович – главный герой произведения, молодой помещик, увлеченный охотой;
- Ермолай – мужик из соседского поместья, охотник, повсюду сопровождает рассказчика;
- Хорь – пожилой крестьянин, трудолюбивый и сильный мужчина;
- Калиныч – друг Хоря, человек иного склада — мечтательный и доверчивый;
- Бирюк – лесник, очень ответственный, сильный человек с добрым сердцем;
- Анна Тимофеевна – супруга мельника;
- Матрена – крепостная девушка;
- Моргач – барский кучер;
- Пеночкин Аркадий Павлович – молодой барин, ранее служил офицером.
Каждый из действующих лиц произведения отличается по характеру и имеет свою судьбу. Иван Тургенев в каждом рассказе пытался донести до читателя ежедневные переживания и радости своих героев.
[1]
Разбор художественно-литературных произведений
«Ермолай и Мельничиха»
рассказ И. С. Тургенева
Рассмотрим сначала конструкцию рассказа.
Раз весенним вечером автор рассказа отправился с охотником Ермолаем на «тягу». А так как не все читатели знают, что такое тяга, то автор описывает сначала этот вид охоты, а затем знакомит читателя с Ермолаем и даже его собакой Валеткой. Охотники, желавшие до восхода солнца снова попытать своё счастье, решили переночевать на ближайшей мельнице. Они расположились под маленьким, со всех сторон открытым навесом и задумали устроить себе чай с ужином. Наставили самовар; жена мельника принесла им молока, яиц, картофелю, хлеба; Ермолай принялся жарить картофель, а автор успел между тем задремать. Лёгкий, сдержанный шёпот разбудил его: то разговаривали Ермолай с вновь появившеюся мельничихою. Автор подслушал их интимный разговор и передаёт его читателю. Остановимся пока на этом моменте.
Здесь мы видим особый литературный приём: автору, вследствие благоприятного положения, удаётся заслушать или подсмотреть интимную сцену. Этот элемент субъективной формы встречается в «Записках Охотника» также в [2]разсказах: «Бежин луг», «Контора» и «Свидание». Недостаточно однако указать на литературный приём, необходимо ещё оценить его. Критерием может служить «естественность» такого приёма и «соответствие содержанию». Форма должна считаться естественною, когда она слагается из условий возможных и бывающих в действительности. Такова именно форма в данном случае, возможно и в действительности случается быть незаметным свидетелем той или другой сцены. Этот вид субъективной формы подходит всего более к интимным сценам (как, например, в рассматриваемом случае), которые иначе были бы недоступны. Таким образом, и в смысле соответствия содержанию отмеченный приём должен быть признан удачно применённым в разбираемом рассказе.
Подслушав разговор Ермолая и Мельничихи, автор решил проснуться. Он спрашивает Мельничиху, откуда она. Оказалось, что — бывшая господская, именно г-на Зверкова, с которым случайно довелось познакомиться автору ещё в Петербурге. Этот Зверков сообщил ему историю неблагодарной Арины, как оказалось, теперешней Мельничихи. Автор припоминает читателю самый рассказ г. Зверкова, весьма типичный для крайне грубых помещичьих отношений к людям в крепостную эпоху, припоминает в том именно изложении, как его сообщил г-н Зверков. Здесь мы имеем новый элемент субъективной формы — припоминание слышанного о той личности, с которой случайно привелось встретиться. Теперь оценим эту форму как со стороны её естественности, так и со стороны соответствия содержанию. Естественность формы не требует доказательства, так как нередко приходится в первый раз встречаться с человеком, о котором раньше довелось что-либо слышать. Что касается соответствия содержанию, то форма в данном случае оказывается весьма удачно выбранною. Дело в том, [3]что Зверковы возмутительно поступили Ариной, а между тем с точки зрения г-на Зверкова, рассказывавшего про Арину, она же оказывается неблагодарной, так как просила позволения выйти ей замуж за Петрушку лакея, а между тем жена Зверкова замужних горничных не держала и, таким образом, должна была лишиться прекрасной горничной. Чтобы прервать отношения между Ариною и Петрушкой, злополучную Арину сослали в деревню. «Ну, ну, теперь посудите сами, — сказал в заключение Зверков, — ну, ведь, вы знаете мою жену, ведь, это, это, это… наконец, ангел!..[1] Ведь она привязалась к Арине, — и Арина это знала, и не постыдилась… А? нет, скажите… а? Да что тут толковать! Во всяком случае, делать было нечего. Меня же, собственно меня, надолго огорчила, обидела неблагодарность этой девушки. Что ни говорите… сердца, чувства — в этих людях не ищите!» Такой, скажем, — отрицательный или обратный способ изображения увеличивает силу впечатления.
Между тем мельник позвал Арину домой, автор ещё перекинулся несколькими словами с Ермолаем и — заснули.
Мы проследили рассказ со стороны его построения. Нетрудно заметить при этом удачное разнообразие художественных приёмов автора: описание тяги, характеристика Ермолая, подслушанный разговор Ермолая с мельничихой, припомнившийся рассказ об Арине, не говоря о других мелких деталях. При всём том маленький рассказ производит такое целостное впечатление, что в нём нечего убавить, а также не требуется и большего развития. Удачное разнообразие формы служит, несомненно, к выгоде художественного произведения, возбуждая в читателе чувство [4]эстетического удовольствия. Чувство это аналогично с чувством туриста, перед глазами которого развёртывается последовательный ряд красивых и разнообразных картин природы. Напротив того, длительное и повторяющееся однообразие в литературном произведении скоро вызывает в читателе чувство утомления и потому вредит художественному эффекту произведения.[2] Подобным образом риторика осуждает однообразные повторения в речи, например: последовательный ряд определений в форме род. падежа, то есть когда одно слово определяется другим в род. падеже, а это — новым род. падежом, этот последний — третьим; или ряд придаточных предложений, начинающихся одинаковым местоимением (например, «который») или союзом (например, «что») и тому подобное. Конечно, различие в действии на нас однообразия и разнообразия имеет психофизиологическое основание. При разнообразии происходит смена в работе мозговых центров, и мы не только не ощущаем утомления, но, напротив, испытываем даже приятное возбуждение от чувства удовольствия; между тем при однообразии скоро наступает утомление.
Перехожу к рассмотрению рассказа с внутренней стороны. Здесь мы обратим внимание на роль пейзажа в нашем рассказе (изображение тяги) и затем на генезис типа Ермолая.
Пейзаж в художественных литературных произведениях встречается в двоякой роли: 1) самостоятельно, как, например, в данном случае, и 2) как фон к душевному настроению человека. В произведениях Тургенева пейзаж встречается как в том, так и в другом смысле. Среди многих примеров второго случая укажу хотя на один, [5]например, на то свидание Рудина и Натальи, которое решило их взаимные отношения, обнаруживши слабые, несостоятельные стороны Димитрия Николаевича Рудина:
«Солнце уже давно встало, когда Рудин пришел к Авдюхину пруду; но не весёлое было утро. Сплошные тучи молочного цвета покрывали всё небо; ветер быстро гнал их, свистя и взвизгивая».
Что касается пейзажа в нашем рассказе, то надо обратить внимание на то, что тут изображается не один какой-либо момент, но постепенное изменение картины леса, постепенное засыпание последнего с заходом солнца.
Обратимся к типу Ермолая. Самому автору охотник Ермолай кажется престранным, особенно характерны в нём бродяжнические наклонности, и сам автор применяет к Ермолаю выражение «бродяга».[3] Тип этот, нам кажется, имеет длинную историю. Его можно подметить при самом начале русской исторической жизни, при вольной колонизации, когда, например, так называемые «охочие люди», «повольники» или «бродники», влекомые желанием идти вдаль, отправлялись в финский северо-восток, эту страну чудес, где должен быть конец света, — лукоморье (то есть лука или берег моря), откуда прилетает Змей Горынич и тому подобное. Отголоски того же типа от более раннего времени мы встречаем в сказках: нередко сказочный герой пускается в неведомые страны, ему приходится останавливаться на распутье трёх дорог [6]и решать, по которой из них направиться, так как на каждой его ожидает та или другая опасность. В позднейшем периоде русской истории такой тип мог часто встречаться в казачестве. Былины про Ермака с товарищами с большою подробностью останавливаются на описании их пути, на перечислении всех тех речек, по которым они направлялись, попадая последовательно из одной в другую, чтобы прибыть в Сибирь.
Вообще — основною чертою типа Ермолая является подвижность, непоседливость. Вообразим себе этот тип в соединении с пытливостью и любознательностью и, нам кажется, это будет тот высоко благородный тип, который оказал огромную услугу просвещению открытием неизвестных дотоле стран. Таким образом, рассмотренный нами подвижный тип может представлять разнообразные градации по степени облагораженности стремлений, начиная от бродяги-кочевника и доходя до отважного путешественника и смелого мореплавателя.
От общих соображений о типе перейдём к ближайшему прототипу Ермолая. Указание на это встречаем в замечании Колбасина, приятеля Ивана Сергеевича, на стр. 92 Первого собрания писем Тургенева. Таким прототипом был Афанасий, крепостной Тургенева. Афанасий слыл под именем дворового егеря, потому что ещё во времена владычества старой барыни обязан был доставлять дичь к барскому столу. Он был большим специалистом во всех родах охоты, начиная с медведя и кончая гольцом. Известный рассказ Тургенева о «соловьях» был записан со слов Афанасия. Об ужении рыбы он говорил до такой степени обстоятельно, что можно было написать целую книгу. Что касается самого рассказа «Ермолай и Мельничиха», то он, по словам Д. Я. Колбасина, целиком взят из действительного происшествия. Но в этом замечании есть, [7]несомненно, преувеличение. Художник, почерпая содержание из действительности, не копирует её, но перерабатывает силою своего художественного творчества. Точно также не следует придавать особенного значения и той, подчеркнутой критикою, будто бы особенности Тургенева, что в основании его творчества обыкновенно ложились явления и лица действительной жизни. Ближайшее знакомство с творчеством других поэтов — Гоголя, Пушкина и пр. — показывает, что и они не менее пользовались действительностью для своих произведений. «Искусство», — говорил Белинский, — заимствуя у действительности материалы, возводит их до общего, родового, типического значения».
Отметим в заключение ещё одну черту в характере Ермолая, интересную в психологическом отношении: дома он проявлял какую-то свирепость, и жена трепетала его, между тем как вне дома даже «последний дворовый человек чувствовал своё превосходство над этим бродягой». Эти противоположные черты — приниженность и свирепость — нередко уживаются в одном и том же лице, которое свирепостью в домашнем подчинённом ему быте как бы вымещает свою стороннюю приниженность.
В. Богородицкий
Печатано по определению Историко-филологического факультета при Императорском Казанском университете.
Декан А. Смирнов
Типо-литография Императорского Казанского университета, 1899 г.
Разделы презентаций
- Разное
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Медицина
- Менеджмент
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
Презентация на тему Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Ермолай и мельничиха»
Содержание
-
1.
Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Ермолай и мельничиха» -
2.
Данный рассказ мне понравился, потому что во -
3.
Краткое содержание.В рассказе описывается, как Ермолай и -
4.
«Записки охотника» ставили перед читателем два основных -
5.
Рассказ «Ермолай и мельничиха» был написан во -
6.
«В нем столько жизни и замечательная сила -
7.
Рассказ «Ермолай и мельничиха» играет хотя -
8.
Если убрать данный рассказ из -
9.
Работу выполнила Жолудева Анастасия Эдуардовна ученица -
10.
Скачать презентанцию
Данный рассказ мне понравился, потому что во – первых, из этого рассказа я узнала новое об охотничьих занятиях;во – вторых, в нём рассказана интересная история мельничихи Арины;в – третьих, мне было
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Исследовательский проект по рассказу «Ермолай и мельничиха» И.С.Тургенева из цикла «Записки
охотника».
Слайд 2Данный рассказ мне понравился, потому что
во – первых, из этого рассказа
я узнала новое об охотничьих занятиях;
во – вторых, в нём рассказана интересная история мельничихи Арины;
в – третьих, мне было интересно читать о Ермолае и его жизни.
Слайд 3Краткое содержание.
В рассказе описывается, как Ермолай и повествователь – охотник «стоят
на тяге». Охотник поведал нам о Ермолае и о небольших подробностях из его жизни. После повествуется о том, как герои нашли ночлег около мельницы. Далее происходит разговор мельничихи Арины с героями. После охотник ведает читателю историю Арины.
Слайд 4«Записки охотника» ставили перед читателем два основных вопроса:
а) Что
представляет собой русский народ и особенно подавляющее его большинство – крестьянство, каковы его духовные ресурсы, обеспечивающие дальнейшее развитие страны?
б) Как влияет на народ существующий общественно-политический строй и в первую очередь крепостное право? Если оно оказывает вредное, гибельное влияние на общественную жизнь, — в чем это проявляется?
Слайд 5Рассказ «Ермолай и мельничиха» был написан во времена крепостного права, в
1847 году. В нём, как и во всё цикле, поднята проблема крепостного права, которая на тот момент была одной из главных в жизни русского народа.
Слайд 6 «В нем столько жизни и замечательная сила таланта. Редко соединялись в
такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство. С другой стороны, не менее замечательное сочетание самой интимной реальности человеческой жизни и проникновенное понимание природы во всей ее поэзии» Ф. И. Тютчев
Слайд 7 Рассказ «Ермолай и мельничиха» играет хотя и не главную, но
значимую роль в раскрытии темы всего цикла, этот рассказ показывает пагубное влияние крепостного права на жизнь простых людей.
Слайд 8 Если убрать данный рассказ из цикла «Записки охотника», то,
на наш взгляд, тема народного характера будет раскрыта не до конца, а также мы не поймём полностью личность Ермолая.
Слайд 9Работу выполнила
Жолудева Анастасия Эдуардовна
ученица 10 А класса
МОУ СОШ №6
г.Амурска.
Преподаватель:
Плохотнюк Инга Владимировна.
2010 год