«Воспитательная и образовательная роль сказки».
Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
а через сказку раскрывается перед
нами тысячелетняя история народа.
Алексей Толстой
Сказка имеет свои разновидности: существуют сказки о животных, волшебные, новеллистические. У каждой жанровой разновидности сказки, конечно есть свои особенности, но и эти специфические черты, отличающие одну разновидности от другой, сложились не как творчество отдельных лиц, а как творчество народных масс, в результате их художественной мгновенной практики.
В народном сказочном искусстве запечатлен непосредственный жизненный опыт, общественная практика сотен тысяч художников. Народ – творец истории, строитель жизни, творец духовных и материальных ценностей. Практика – основа народного мировоззрения. Именно на основе практики народ приходит к правильному познанию действительности. Практика учит трудящиеся массы. Коллективный творческий процесс создал условия для воплощения в народных сказках социально-исторического опыта трудовых масс народа. Практика – основа единства, соответствия реальных и эмоциональных моментов в сказках.
Важнейшая особенность сказки в том, что она удовлетворяет интересы тысяч, десятков и сотен тысяч людей, а не отдельных лиц.
В сказке предельно обнажены жизненные конфликты, — сказка раскрывает самое существенное в общественных отношениях и тем самым удовлетворяет интересы огромных масс народа. В силу этой же причины в сказке нет неясности и неопределенности человеческого типа, и симпатии слушателя сразу без колебаний становятся на сторону положительного героя. В сказках дана прямая борьба светлого и темного начала. Сказка не нуждается в подробном индивидуальном портрете. Индивидуализация героев сказки основана на самых существенных чертах социальных типов. Поп, купец, царь, судья, солдат – социальное положение героев, их классовый облик – самое главное и существенное в характеристике, которую дает народ сказочным героям. Личность персонажа с ее неповторимыми чертами в сказке не важна; ценность сказочного героя не в личной неповторимости; герой в сказке важен исключительно как участник борьбы, как представитель известного социального поведения, носитель действия. В сказке не встретишь пассивно созерцательной лирики, размышлений над природой. Сложные, изощренные и подробные описания психологического анализа чужды сказке.
В чем же состоит специфика, отличающая сказку от других жанров народного творчества?
Первое, что бросается в глаза, когда знакомишься со сказкой, — это ее фантастика. Нет сказки без фантастики. Сказочник допускает нарушение правдоподобия. Это смещение реального плана может более или менее сильным, но без него не обходится ни одна сказка, о какой бы жанровой разновидности сказка ни шла речь.
Волшебная сказка сказывается иначе, чем сказка о животных, а сказка о животных – не так, как бытовая. Однако внутри жанра и его разновидностей, независимо от того, кто сказывает ту или иную сказку, есть общие поэтические особенности, которые свойственны повествованию всех мастеров-сказочников.
В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при себе краса», глупый и жадный «волк – волчище – из-под куста хватыш», «мышка – погрызушка», трусоватый «заюнок – кривоног, по горке скок». Воеводой над лесными зверями объявляет себя кот Котофей Иванович. Курочка-ряба уговаривает деда и бабу не плакать по разбитому яйцу. Петух отлично владеет косой и гонит лису из заячьей избушки. Все это не правдоподобно, фантастически, сказочно.
Еще фантастичнее волшебные сказки. Что не сказка, то новое чудо: скатерть-самобранку сменяет чудесный клубочек, который, разматываясь, ведет героя к заветной цели, за рассказом про живвую и мертвую воду идет повествование о гребешке, который вдруг превращается в высокий и частый лес. Текут молочные реки в кисельных берегах. Василиса Примудрая обращается в серую кукушку. Сказочный герой попадает в медное, серебренное, золотое царство. Летит над темными лесами и широкими полями ковер-самолет. Иван-царевич бьется со змеем-чудовищем о двенадцати головах. В одну ночь строится хрустальные замки, белым камнем мостят широкие дороги. С неописуемой красавицей скачет на сером волке Иван – сказочный победитель всех жизненных неудач и бед. Слепит огнем своих радужных перьев невиданная жар-птица. Бешено поводя глазами, мчится по полю дикая кобылица, верхом на ней сидит и крепко держится за хвост Иван-дурак, которому кобылица за удаль подарит конька. По чудесному щучьему велению на печи по всему государству разъезжается удачливый Емеля.
Весь этот сказочный мир – мир бессмертной красоты. Поразительно живой и яркий, он свидетельствует о дерзости, высоте и богатстве художественной мысли народа. Но было бы ошибкой думать, что вымысел в сказке – утеха праздного ума. Нет, это умная фантастика. Народ умеет сочетать трезвое, ясное соображение с крылатой мечтой. Воодушевив и унеся в заоблачные высоты, выдумка вдруг оборачивается мыслью, бесстрашной в правде.
Возьмем ли мы бытовую сказку, и здесь увидим, что нет сказок без фантастики. Батрак Иван, посланный попом, умудряятся собрать с чертей оброк. К бедняку привязывается невидимое, но хорошо ему известное прилипчивое Горе-горемычное. Горе заставляет бедняка пропить в кабаке бороду и соху, доводит бедняка до пределов нищеты. Только придавив Горе камнем, бедняк уходит от нужды. Крестьянин-старик зовет попа на похороны козла, обещая священнослужителю двести рублей, который козел будто бы при смерти отказал попу. И поп согласился исполнить обряд. Узнав об этом, архиерей разгневался, но гнев его утих, когда выяснилось, что и ему козел оставил довольно крупную сумму. Архиерей об этом пожалел: «Зачем козла заживо не соборовали!» все это выдумки, небылицы, но без них не было бы и самой сказки.
А сказка на тему «Не любо – не слушай, а врать не мешай!?! Это полнейшая несуразица, небылицы, умноженные вдвое и втрое. Журавли уносят мужика на небо вместе с лошадью и телегой. Сорвавшись вниз, мужик упал в болото. Еле выбрался, закаялся на телеге ездить. Другой сказочный герой встал поутру, обувался на босу ногу, топор надевал, трое лыж за пояс подтыкивал, дубинкой подпоясывался, смешная небылица, но у нее есть свое художественное оправдание.
Сказка воспроизводит действительность посредством фантастического вымысла. В сказке события и образы представлены неправдоподобно.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/219185-vospitatelnaja-i-obrazovatelnaja-rol-skazki
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
Наклонение глагола
Чтобы узнать к какой категории наклонения относится глагол, нужно определить отношение описываемого глаголом процесса к действительности.
Существуют следующие варианты:
- Изъявительное наклонение – действие в настоящем, прошлом или будущем времени, которое происходит в данный момент. (Я прогуляюсь с тобой по городу в восемь часов вечера).
- Повелительное наклонение – это когда глагол призывает к действию, приказывает или просит сделать что-либо. (Прогуляйся со мной сейчас же).
- Сослагательное наклонение – действие, которое является желаемым для объекта, но зависящем от других факторов. (Я прогулялся бы с тобой, но мне надо делать уроки).
Теперь запишем пару самых ярких воспоминаний о сказках и постараемся определить формы наклонения глагола.
Золотая рыбка
Сколько раз старик не ходил бы к морю, старуха всё равно оставалась недовольной. Она постоянно говорила старику что делать, вот и в этот раз приказала: » Поймай мне золотую рыбку!» Вот и приходилось ему выполнять все требования, закинул он невод и надеялся на лучшее. А когда он всё же поймал её, рыбка сказала: «Если ты меня отпустишь, то я выполню любое твоё желание». Тогда старик обрадовался и говорит золотой рыбке: » Вот если дашь мне новое корыто, то отпущу тебя «. «Хорошо, приказывай!»- ответила золотая рыбка. С этого и началась вся последующая история.
Изъявительное наклонение: приказала, закинул, надеялся.
Повелительное наклонение: поймай, приказывай.
Условное наклонение: если отпустишь, если дашь.
Золушка
Самый сказочный момент — это когда Золушка в новом красивом платье и на прекрасной карете приехала на бал. В тот миг всё было хорошо и все были счастливы. Ещё крестная Фея говорила ей : «Следи за временем! Если забудешь о нём, то ничего хорошего не произойдёт.» Но не послушалась Золушка, которая слишком увлеклась балом. И вот, когда часы ударили двенадцать, Золушка вспомнила о сказанном. «Постой!» — кричал ей принц, но она быстро побежала домой, а по пути потеряла свою хрустальную туфельку. И ведь даже не заметила этого! Благодаря этой туфельке её и найдёт принц.
Изъявительное наклонение: ударили.
Повелительное наклонение: следи, постой.
Условное наклонение: если забудешь.