«Воспитательная и образовательная роль сказки».
Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
а через сказку раскрывается перед
нами тысячелетняя история народа.
Алексей Толстой
Сказка имеет свои разновидности: существуют сказки о животных, волшебные, новеллистические. У каждой жанровой разновидности сказки, конечно есть свои особенности, но и эти специфические черты, отличающие одну разновидности от другой, сложились не как творчество отдельных лиц, а как творчество народных масс, в результате их художественной мгновенной практики.
В народном сказочном искусстве запечатлен непосредственный жизненный опыт, общественная практика сотен тысяч художников. Народ – творец истории, строитель жизни, творец духовных и материальных ценностей. Практика – основа народного мировоззрения. Именно на основе практики народ приходит к правильному познанию действительности. Практика учит трудящиеся массы. Коллективный творческий процесс создал условия для воплощения в народных сказках социально-исторического опыта трудовых масс народа. Практика – основа единства, соответствия реальных и эмоциональных моментов в сказках.
Важнейшая особенность сказки в том, что она удовлетворяет интересы тысяч, десятков и сотен тысяч людей, а не отдельных лиц.
В сказке предельно обнажены жизненные конфликты, — сказка раскрывает самое существенное в общественных отношениях и тем самым удовлетворяет интересы огромных масс народа. В силу этой же причины в сказке нет неясности и неопределенности человеческого типа, и симпатии слушателя сразу без колебаний становятся на сторону положительного героя. В сказках дана прямая борьба светлого и темного начала. Сказка не нуждается в подробном индивидуальном портрете. Индивидуализация героев сказки основана на самых существенных чертах социальных типов. Поп, купец, царь, судья, солдат – социальное положение героев, их классовый облик – самое главное и существенное в характеристике, которую дает народ сказочным героям. Личность персонажа с ее неповторимыми чертами в сказке не важна; ценность сказочного героя не в личной неповторимости; герой в сказке важен исключительно как участник борьбы, как представитель известного социального поведения, носитель действия. В сказке не встретишь пассивно созерцательной лирики, размышлений над природой. Сложные, изощренные и подробные описания психологического анализа чужды сказке.
В чем же состоит специфика, отличающая сказку от других жанров народного творчества?
Первое, что бросается в глаза, когда знакомишься со сказкой, — это ее фантастика. Нет сказки без фантастики. Сказочник допускает нарушение правдоподобия. Это смещение реального плана может более или менее сильным, но без него не обходится ни одна сказка, о какой бы жанровой разновидности сказка ни шла речь.
Волшебная сказка сказывается иначе, чем сказка о животных, а сказка о животных – не так, как бытовая. Однако внутри жанра и его разновидностей, независимо от того, кто сказывает ту или иную сказку, есть общие поэтические особенности, которые свойственны повествованию всех мастеров-сказочников.
В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при себе краса», глупый и жадный «волк – волчище – из-под куста хватыш», «мышка – погрызушка», трусоватый «заюнок – кривоног, по горке скок». Воеводой над лесными зверями объявляет себя кот Котофей Иванович. Курочка-ряба уговаривает деда и бабу не плакать по разбитому яйцу. Петух отлично владеет косой и гонит лису из заячьей избушки. Все это не правдоподобно, фантастически, сказочно.
Еще фантастичнее волшебные сказки. Что не сказка, то новое чудо: скатерть-самобранку сменяет чудесный клубочек, который, разматываясь, ведет героя к заветной цели, за рассказом про живвую и мертвую воду идет повествование о гребешке, который вдруг превращается в высокий и частый лес. Текут молочные реки в кисельных берегах. Василиса Примудрая обращается в серую кукушку. Сказочный герой попадает в медное, серебренное, золотое царство. Летит над темными лесами и широкими полями ковер-самолет. Иван-царевич бьется со змеем-чудовищем о двенадцати головах. В одну ночь строится хрустальные замки, белым камнем мостят широкие дороги. С неописуемой красавицей скачет на сером волке Иван – сказочный победитель всех жизненных неудач и бед. Слепит огнем своих радужных перьев невиданная жар-птица. Бешено поводя глазами, мчится по полю дикая кобылица, верхом на ней сидит и крепко держится за хвост Иван-дурак, которому кобылица за удаль подарит конька. По чудесному щучьему велению на печи по всему государству разъезжается удачливый Емеля.
Весь этот сказочный мир – мир бессмертной красоты. Поразительно живой и яркий, он свидетельствует о дерзости, высоте и богатстве художественной мысли народа. Но было бы ошибкой думать, что вымысел в сказке – утеха праздного ума. Нет, это умная фантастика. Народ умеет сочетать трезвое, ясное соображение с крылатой мечтой. Воодушевив и унеся в заоблачные высоты, выдумка вдруг оборачивается мыслью, бесстрашной в правде.
Возьмем ли мы бытовую сказку, и здесь увидим, что нет сказок без фантастики. Батрак Иван, посланный попом, умудряятся собрать с чертей оброк. К бедняку привязывается невидимое, но хорошо ему известное прилипчивое Горе-горемычное. Горе заставляет бедняка пропить в кабаке бороду и соху, доводит бедняка до пределов нищеты. Только придавив Горе камнем, бедняк уходит от нужды. Крестьянин-старик зовет попа на похороны козла, обещая священнослужителю двести рублей, который козел будто бы при смерти отказал попу. И поп согласился исполнить обряд. Узнав об этом, архиерей разгневался, но гнев его утих, когда выяснилось, что и ему козел оставил довольно крупную сумму. Архиерей об этом пожалел: «Зачем козла заживо не соборовали!» все это выдумки, небылицы, но без них не было бы и самой сказки.
А сказка на тему «Не любо – не слушай, а врать не мешай!?! Это полнейшая несуразица, небылицы, умноженные вдвое и втрое. Журавли уносят мужика на небо вместе с лошадью и телегой. Сорвавшись вниз, мужик упал в болото. Еле выбрался, закаялся на телеге ездить. Другой сказочный герой встал поутру, обувался на босу ногу, топор надевал, трое лыж за пояс подтыкивал, дубинкой подпоясывался, смешная небылица, но у нее есть свое художественное оправдание.
Сказка воспроизводит действительность посредством фантастического вымысла. В сказке события и образы представлены неправдоподобно.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/219185-vospitatelnaja-i-obrazovatelnaja-rol-skazki
- Главная
- /
- Русский язык
- /
- Я начну: Ещё фантастичнее…
Русский язык, 09.12.2020 09:06, кукушка137
Я начну: Ещё фантастичнее волшебной сказки. Что ни сказка, то новое чудо: скатерть-самобранку сменяют чудесный клу-… Ниже фото!
найдите эппитеты Заранее
Всего ответов: 1
Показать ответы
Другие вопросы по: Русский язык
Сочинение на тему «слово крепи делом»…
Опубликовано: 27.02.2019 05:50
Ответов: 2
.(Склади основну частину. ляльковий театр — давайте влаштуемо ляльковий театр,- запропонувала ліда — та ж у нас немає ні ляльок, ні ширми- розгубся миколка глядачі довго аплодувал…
Опубликовано: 27.02.2019 19:40
Ответов: 1
:1) период электромагнитных колебаний увеличился в два раза. собственная круговая частота 1. не изменилась 2. увеличилась в два раза 3. уменьшилась в два раза 4. увеличилась в раз…
Опубликовано: 28.02.2019 11:20
Ответов: 2
Написать 3 придложения на тему » язык» и выписать словосочетание…
Опубликовано: 28.02.2019 14:20
Ответов: 3
Найдите боковую сторону равнобедренного треугольника, если его высота 4 см ,а основание 6 см…
Опубликовано: 01.03.2019 11:00
Ответов: 2
За 2/5 кг печенья заплатили 6 руб. сколько стоит 1 кг.?…
Опубликовано: 01.03.2019 14:00
Ответов: 1
Знаешь правильный ответ?
Я начну: Ещё фантастичнее волшебной сказки. Что ни сказка, то новое чудо: скатерть-самобранку сменяю…
Популярные вопросы
Определите — район россий, особенностью, которого являются траппы…
Опубликовано: 01.03.2019 06:50
Ответов: 3
Подать в виде многочлена в стандартном виде выражения: (3у-5)*(-2у) 4а(а-3b)+12ab…
Опубликовано: 02.03.2019 00:30
Ответов: 3
Определить длину звуковой волны с частотой 68 гц. скоростьзвука в воздухе 340 м/с. услышит ли человек этот звук?…
Опубликовано: 04.03.2019 06:00
Ответов: 2
Морфологический разбор слова «снову»…
Опубликовано: 06.03.2019 23:00
Ответов: 2
Какую массу ацетальдегида можно полусить из 112 л ацетилена по реакции кучерова, если массовая доля выхода альдегида составляет 90%…
Опубликовано: 07.03.2019 13:30
Ответов: 3
Многочлен к стандартному виду и запишите его в порядке убывания степеней переменной: а) 7х^3+5х^2-4х-3х^2-7х^3+9 б) 3р*5/6р+15р*4/5р^2-9/2р^2+2p*3/4-3+ 2р^3 знак / означает дробну…
Опубликовано: 07.03.2019 21:30
Ответов: 1
Вычислите объем кислорода(н. у), необходимый для сжигания 2.7 г аллюминия….
Опубликовано: 08.03.2019 03:10
Ответов: 1
Можно подробнее. 1)4x^4-17x^2+4=0 2)2x^4-9x^2-5=0 3) 2 3 15 + = x^2+5x 2x-10 x^2-25…
Опубликовано: 08.03.2019 10:40
Ответов: 3
Поезд проехал с одной и той же скоростью мимо столба за 7с, а вдоль платформы длиной 378м — за 25с. чему равна скорость и длина поезда?…
Опубликовано: 08.03.2019 15:10
Ответов: 2
Напишите надо сочинение : «толстой и его отношение к героя романа эпопеи война и мир»…
Опубликовано: 08.03.2019 17:20
Ответов: 3
Случайные вопросы
В. П. Аникин Русская народная сказка
Подобный материал:
- Горшкова Юлия Евгеньевна Тема : Русская народная сказка, 57.03kb.
- Начинает сказка сказываться, 56.09kb.
- Начинает сказка сказываться, 62.08kb.
- Turnip” Русская народная сказка, 15.65kb.
- Программа «21 век». 1 класс. Русская народная сказка «Репка», 55.03kb.
- Мифы Древней Греции» 18. В. Драгунский «Запах неба и махорки» 19. Русская народная, 132.43kb.
- Русская народная сказка, 402.56kb.
- Маша и медведь Русская народная сказка, 28.29kb.
- Русская народная сказка. Зимовье зверей, 27.29kb.
- Тема урока литературного чтения, 75.49kb.
ТВОРЧЕСТВО КОЛЛЕКТИВА И
ОСОБЕННОСТИ СКАЗКИ
Только уяснив специфические черты устного народного творчества, частью которого является фольклорная сказка, можно понять ее особенности.
Нередко своеобразие фольклора пытаются устанавливать через сравнение его с литературой. При сравнении имеют в виду, что и фольклор как искусство слова, и литература имеют общие черты, равно отличающие их от всех других видов художественного творчества. Хотя фольклор и соединяется с исполнительским искусством актера, мастерством рассказчика, искусством пения, музыки, но от этого отвлекаются.
При сравнении фольклора с художественной литературой выявились две тенденции: отождествление этих видов творчества и абсолютизация различия между Ними. Согласно первому взгляду фольклор ничем не отличается от литературы: его творят такие же художники, как в литературе, хотя и творят его устно. Еще до революции известный русский ученый академик С. Ф. Ольденбург писал, что необходимо полностью признать «большое значение сказочника, сказителя в создании народной сказки». По словам Ольденбурга, такое признание «стоит в тесной связи с тем переворотом во взгляде на так называемую народную словесность, который постепенно, но, по-видимому, прочно совершился в сознании ее исследователей…» «Мы, —продолжал ученый, —перестали верить в то «массовое творчество», которое заслоняло от нас в народной словесности создателя того или другого произведения этой словесности. Конечно, в памятниках народной словесности мы почти никогда не отыщем автора, который не заботился о своих авторских правах, но мы тем не менее твердо уверены в том, что он был». Если принять эту точку зрения, то все народное творчество становится совокупностью огромного числа произведений, созданных отдельными лицами. Согласно такому взгляду надо признать, что и сказки — творчество оставшихся неизвестными нам авторов
Такой взгляд на фольклор получил широкое распространение в 20-е и 30-е годы XX в. и выразился в трудах ученых, фольклористическая деятельность которых была во многом весьма плодотворной. Ю. М. Соколов писал о значении индивидуального творческого начала в фольклоре: «Давно поставленная в русской фольклористике проблема творческой индивидуальности в настоящее время считается как будто разрешенной в положительном смысле, и старое романтическое представление о «коллективном» начале в области устного творчества почти отброшено или, во всяком случае, в очень сильной степени ограничено. И это есть солидное достижение русской науки». Ученый видел в каждом исполнителе устно-поэтических произведений в значительной степени и творца — «автора их». Среди этих «авторов» он усматривал «не меньшее разнообразие индивидуальных обликов, чем в письменной художественной литературе».
Выводы Ю. М. Соколова поддержали видные советские ученые: М. К. Азадовский, А. И. Никифоров и другие.
Принципиальная теоретическая ошибка в важных суждениях о творческой природе фольклора, а следовательно, и ошибка в выводах, которые были затем сделаны из этих суждений, состоит в том, что процесс создания произведений в фольклоре приравнивался к индивидуальному процессу создания произведений в литературе. Только устность отличала фольклор от письменной литературы в этой теории.
В науке о фольклоре существует и другое течение, которое ведет свое начало от фольклористики 40—60-х гг. XIX в., от «романтических», как их порой называли, теорий. Среди этих «романтиков» были: Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер, а также В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский. В своих суждениях о фольклоре они исходили из того, что фольклор не может быть отождествлен с литературой не только по содержанию, но и по характеру творческих процессов. Устная поэзия творится не отдельными лицами как полноправными самостоятельными авторами, а массой народа, коллективно, сообща. В рецензии на сборник Кирши Данилова и другие собрания устной русской народной поэзии В. Г. Белинский писал: «…автором русской народной поэзии является сам русский народ, а не отдельные лица…»
7
. Н. Г. Чернышевский говорил о народных песнях как о «созданных всем народом», словно их творило «одно нравственное лицо». Этим Чернышевский отличал фольклорные произведения от произведений, «писанных отдельными лицами»
8
. Ф. И. Буслаев говорил о создании мифов, сказаний, эпических песен, что «исключительно никто не был творцом ни мифа, ни сказания, ни песни…». «Отдельные же лица были не поэты, а только певцы и рассказчики; они умели только вернее и ловчее рассказывать или петь, что известно было всякому… Изобретение басни, лиц и событий — не принадлежало поэту…Рассказчик, или певец, довольствовался немногими прибавлениями только в подробностях, при описании лица или события, уже давно всем известных; он был свободен только в выборе того, что казалось ему важнейшим в народном сказании, что особенно могло тронуть сердце. Но и при свободе рассказа поэт был не волен в выборе слов и выражений…»
Многие современные ученые восприняли и развили идею коллективного творчества в фольклоре. Профессор П. Г. Богатырев писал: «…романтики были правы постольку, поскольку они подчеркивали коллективный характер устно-поэтического творчества…» Роль исполнителя фольклорного произведения, по словам ученого, «никоим образом не должна отождествляться ни с ролью читателя или чтеца литературного произведения, ни с ролью автора». Считая необходимостью произвести «основательный пересмотр» взглядам на тождество фольклорного и литературного творчества, Богатырев правильно настаивал на проявлении в фольклоре массовой среды как творческого фактора: «…все отвергнутое средой просто не существует как фольклорный факт, оно оказывается вне употребления и умирает». И еще: «…произведение становится фактором только с момента его принятия коллективом»
9
. Народно-массовое начало становится тем творческим фактором, который узаконивает устное произведение в правах фольклорного. Народная масса выступает не только в качестве санкционирующей среды — она властно определяет характер содержания фольклора и его форм.
Точку зрения Богатырева разделили и другие исследователи: В. Я. Пропп, В. И. Чичеров, В. Е. Гусев. Взгляды этих ученых находятся в полном согласии с суждением А. М. Горького о том, что в фольклоре выражено «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека».
Каждый выдающийся певец, сказитель в фольклоре для М. Горького был прежде всего носителем той мудрости, которую накопил народный коллективный опыт. Отдельные мастера в фольклоре неотделимы от массового творчества и существуют потому, что существует коллективное творчество.
В чем же сущность коллективной работы в фольклоре и в какой форме она протекает? Коллективность создания фольклорных произведений не исключает личного творческого вклада отдельных певцов, сказителей в общую работу, но коллективность не сумма многих устных произведений, каждое из которых создано отдельным человеком. Ни одно устное произведение не создавалось каким-либо одним особым человеком, даже если он был таким талантливым, как знаменитая северная плачея-вопленица Ирина Федосова, как кижский сказитель былин Трофим Григорьевич Рябинин или самарский сказочник Абрам Кузьмич Новопольцев. Как бы ни был велик дар отдельного человека, его работа была частью коллективного труда. Суть проблемы в том, чтобы правильно определить степень и размеры творчества отдельного человека в общей коллективной работе народа.
Необходимо четко различить понятие индивидуального творчества, то есть творчества неповторимо своеобразного, являющегося каждый раз с новыми идеями, образами, сюжетами, стилем, и понятие личного участия или вклада отдельного человека в коллективное творчество. Первого вида творчества фольклор не знает, но он обычен в письменной литературе. Второй вид творчества является постоянным в фольклоре.
Творчество отдельных людей осуществляется в общепринятых поэтических формах.
В фольклоре, как и во многих других областях человеческой деятельности, творчество принадлежит отдельным людям, но оно передает массовое мировоззрение и массовую психику. Здесь выражение общего мировоззрения, общих стремлений людей свободно от субъективности отдельной человеческой личности. Берется только то, что присуще всем людям и тем самым годится для них всех. Поэтому отдельные лица не становятся индивидуальными художниками. Творец в фольклоре не свободен в самовыражении. Сказитель, певец, сказочник творят по особым законам, и эти законы массового творчества отличают и процесс создания, и его результаты от литературного творчества.
О результатах действия законов массового творчества лучше всего судят художники-профессионалы, тонко чувствующие своеобразие искусства. Н. С. Лесков писал: «В устных преданиях… всегда сильно и ярко обозначается настроение умов, вкусов и фантазии людей данного времени и данной местности»
10
В. Я. Брюсов замечал: «В созданиях народной поэзии мы непосредственно соприкасаемся с самой стихией народа, чудом творчества воплощенной, затаенной в мерных словах поэмы или песни» (курсив мой.—В. А.)
11
. Л. М. Леонов так охарактеризовал эпос: «Любое племя на земле владело в детстве поэтическим зеркальцем, где причудливо, у каждого по-своему, отражался мир; так первые впечатления бытия слагались в эпос, бесценное пособие к познанию национальной биографии наравне с останками материальной культуры»
12
.
Во всех этих суждениях, а число их можно увеличить, утверждается, что в фольклоре народ как масса непосредственно рассказывает о своих заботах, мечтах, любви, ненависти — обо всем, чем живо искусство. Личная работа отдельного человека в фольклоре тем ценнее, чем больше на ней лежит печать общего. Приметы индивидуального творчества составляют наименее ценное в фольклоре и, как правило, не удерживаются им. П. Г. Богатырев был прав, когда писал: «Допустим, что член какого-либо коллектива создал нечто индивидуальное. Если это устное, созданное этим индивидуумом произведение оказывается по той или другой причине неприемлемым для коллектива, если прочие члены коллектива его не усваивают—оно осуждено на гибель»
13
.
Наиболее распространенным видом коллективного творчества является совместная работа многих людей над одним и тем же произведением. Каждый новый исполнитель, особенно если он наделен от природы способностью к творчеству, изменяет услышанное, чем-то дополняет его. Конечно, такие изменения не свободны от случайности: отдельные сказители могли что-то упускать, но при многократном исполнении устного произведения передается от лица к лицу только то, что интересно всем. Запомнится наиболее творчески удачное. Массовое, народное становится традицией: складывается содержание и форма устного произведения.
Разумеется, фольклорное произведение, и, обретя свои традиции, в записи от отдельного лица может нести в себе не только приметы общего, массового творчества. В фольклорной записи может встретиться и что-то нехарактерное. Здесь могут найти отражение индивидуальные особенности рассказчика, певца. Поэтому отдельная запись фольклорного произведения всегда нуждается в критической оценке: традиции устного произведения могут быть выяснены лишь при сличении разных записей одного и того же произведения. При сравнении устанавливается как сходство, так и различие записей. Различие может свидетельствовать и о случайностях передачи, но, как правило, также и о варьировании традиционно устойчивых моментов содержания и формы устного произведения. Такое варьирование выражает живое творчество в фольклоре. Творящая среда фольклора — рассказчики и певцы — меняют устное произведение, ищут и находят в нем новые возможности творческого выражения традиций.
Если фольклор — творчество коллективное, с прямым и непосредственным выражением массового строя чувств и мыслей народа, естественно возникает вопрос: есть ли у фольклорных произведений те лица, которые их первоначально сложили? Конечно, всегда существовал тот, оставшийся нам неизвестным, кто попытался первым создать устное произведение. Можно ли творчество, если оно у первого творца носило индивидуальный характер, считать фольклором? Сторонники теории индивидуального происхождения фольклора отвечают на этот вопрос положительно и тем самым отрицают своеобразие фольклорных произведений как массового творчества. Теория коллективного творчества дает на этот вопрос другой ответ: если устное произведение создано отдельным человеком и в этом произведении преобладают индивидуальные художественные свойства, то это произведение нефольклорное. Уже в начальные моменты создания устное произведение ориентировано не на выражение особенностей отдельного человека, а на «выражение того общего, что объединяет творца с другими людьми.
Общеинтересное в фольклоре предстает не в виде индивидуально и лично неповторимого, авторского, а в виде распространенного, повторяющегося в мировосприятии многих людей.
Отсутствие индивидуально неповторимого обнаруживается и в поэтической форме нового создания. Об этом писал еще А. А. Потебня: «Личное произведение при самом своем появлении столь подчинено преданию относительно размера, напева, способов выражения, начиная от постоянных эпитетов до самых сложных описаний, что может быть названо безличным. Сам поэт не находит оснований смотреть на свое произведение как на свое, на .произведения других того же круга как на чужие. Разница .между созданием и воспроизведением, между самодеятельностью и страдательностью почти сводится на нет».
Такой процесс создания устных произведений облегчает дальнейшее их видоизменение, придает им фольклорный вид. Как правило, устное произведение находит свое содержание и форму после того, как поживет в народе, пройдет процесс изменений, когда обретет традиционно устойчивые черты, характерные для творящей среды, когда освободится от случайностей индивидуального творческого почина. Все народные сказки, предания, былички, анекдоты, песни, пословицы, загадки — почти все произведения народного массового творчества прошли через этот процесс фольклоризации. Они нашли в результате длительных изменений свою устойчивую традиционную основу, которая неизменно обнаруживается в их содержании и форме. Сложенные таким образом произведения независимо от лиц, от которых записаны, традиционно устойчивы в темах, идеях, сюжете (если произведение сюжетно), в образах, композиции и стиле.
Традиционная устойчивость, сохраняемая в условиях варьирования, — непременный признак фольклорного произведения. Только этим можно объяснить совпадение традиционных свойств у фольклорных записей, сделанных в разное время, в разных местах, от разных лиц. Большая или меньшая распространенность, длительность бытования устного произведения — факт, подтверждаемый историей фольклорного творчества в любом его виде, в том числе и сказками.
Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций в форме которых коллективная художественная работа других сказочников доходит до него. Традиции как бы диктуют сказочнику содержание и форму его творения, основные поэтические приёмы, особый выработанный и развитый на протяжении веков сказочный стиль. Эти традиции властно вмешиваются в творческий процесс народного мастера-сказочника. Устные сказки, записанные от сказителей, — творения многих поколений людей, а не только этих отдельных мастеров.
Сравним варианты какой-нибудь одной сказки, например варианты сказки о горшечнике. Мы намеренно выбрали из русского сказочного репертуара сказку, весьма близкую к бытовым. Сказки такого характера наиболее изменчивы. В волшебных и иных сказках устойчивость идейно-образной системы более прочная. Напротив, рассказывая бытовую или близкую к ней сказку, сказочник чувствует себя свободнее, подтверждая, на первый взгляд, суждение о том, что каждый вариант сказки — самостоятельное произведение индивидуального мастера-художника.
Рассмотрим три варианта сказки. Первые два — из известного собрания А. Н. Афанасьева (б0-е гг. XIX в.), и третий — из сборника Н. Е. Ончукова, собирателя фольклора в первые десятилетия XX в. Варианты сказки записаны в разных местах: варианты А. Н. Афанасьева — в Казанской и в Симбирской губерниях, вариант Н. Е. Ончукова — на Севере, на низовой Печоре; записаны они от разных лиц и в разное время: один — П. И. Якушкиным в начале 40-х годов XIX в. от крестьянина села Головина Симбирской губернии; другой, по-видимому, в середине XIX в. (может быть, чуть раньше) от неизвестного сказочника Чистопольского уезда Казанской губернии; а третий, сказка Ончукова, — накануне революции 1905 г. от крестьянина Алексея Васильевича Чупрова.
В вариантах сказки без труда обнаруживается коллективное творческое начало. Последняя по времени записи сказка Чупрова из селения Усть-Цильмы впитала в себя длительную общерусскую народно-поэтическую традицию.
Своим участием этот сказочник внес вклад в общее творчество народа, все остальное принадлежит труду многих других русских сказочников, не только тех, от которых собиратели записали сказку, а и многих других.
От них Чупров воспринял образ мудрого, насмешливого горшечника, который отгадывает загадки царя, а затем зло смеется над приближенными царя. Образ был создан еще в средневековье и оставлен Чупровым в основных чертах без изменений. Был сохранен Чупровым и образ царя, способного выслушать умный совет человека из народа.
Этот образ царя в далеком прошлом был прямо связан с народным представлением об Иване Грозном: недаром Иван IV выведен в одном из вариантов сказки.
Оставлена без изменения и основная сказочная ситуация: царь встречается с горшечником; пораженный его умом, решается проверить его мудрость — и горшечник не обманывает ожиданий царя. Затем следует эпизод, в котором рассказывается о том, как горшечник наказал боярина и разбогател благодаря удачной торговле горшками. Сохранено множество отдельных тематических и композиционных деталей, подробностей.
Все названное не принадлежит Чупрову как автору сказки. Это создано задолго до него. Чупров, а также те, кто рассказывал сказку до него, были соавторами.
Чтобы выделить в сказке то, что принадлежит отдельным сказочникам, необходимо из общего коллективного, традиционного отделить то новое, что идет от сказочника.
Сказка Чупрова была рассказана накануне революции 1905 г. во время общего революционного подъема и отразила нарастание протеста угнетенного крестьянства. Сатира в сказке была направлена не только против попов, монахов, бояр, господ, приближенных царя, но и самого царя. Царь дан как бы в двойном освещении. С одной стороны, это человек, способный выслушать умный совет и поступить справедливо — оделить бедняка богатством. Это тот самый царь, который уже известен по вариантам сказки из сборника А. Н. Афанасьева. С другой стороны, царь — глупый, неумный, «дикий» человек, потакающий богачам, защищающий их интересы: «…у бояр полны погреба денег лежат, да все их жалует, а у нужного, у бедного с зубов кожу дерет, да все подати берет».
Двойственность в освещении образа царя свидетельствует о многом. Здесь ощущаются царистские настроения, свойственные крестьянству на протяжении веков. Надежды на царя-батюшку были характерными для народа, и они тоже отразились в сказке.
Жестче, чем сказочники XIX в., поступает сказочник с жадным боярином: «Взял царь, посадил боярина на вороты и расстрелял». Социальное жало сказки стало острее.
Царь загадывает горшечнику загадки. Ранее нейтральные отгадки приобрели резко сатирический смысл. Если в варианте сказки, записанном в 40-х годах XIX в., горшечник на вопрос царя: «Какие три худа есть на свете?» — отвечал: «Первое худо: худой шабер, а второе худо: худая жена, а третье худо: худой разум», а на вопрос: «Которое худо всех хуже?» — говорил: «От худова шабра уйду, от худой жены тоже можно, как будет с детьми жить; а от худова разума не уйдешь — все с тобой», то теперь, в начале XX в., горшечник говорит по-другому. «Черепан (горшечник), есть. люди, которы говорят: то дороже всего, у кого жона хороша», — проверяет царь мудрость горшечника. «А это, надо быть, поп либо старец: те до хороших жон добираются», — отвечает горшечник. Царь задает новую загадку: «Есть люди, говорят, то всего дороже, у кого денег много». Горшечник говорит: «А то… боярин или боярский сын, они, толстобрюхие, до денег лакомы». Опять царь спрашивает: «Есть люди, которые говорят: то всего дороже, у кого ума много», а горшечник: «А то царь либо царский сын, это они до большого ума добираются». Отгадки горшечника превратились в злую сатиру на попов, господ и самого царя.
Такое развитие традиционных сказочных образов и традиционных положений не противоречит ранним вариантам сказки. Во. всех вариантах сказка всегда была антигосподской; сказочники в мечте творили расправу над угнетателями. Когда классовый гнет усилился, сказка отразила нарастающий протест крестьянских масс: она превратилась в настоящую сатиру. Развитие нового в сказке происходило не путем уничтожения старой сказочной основы, а путем ее творческой доработки и частичной переработки. Иной жизненный материал и опыт народа обновили сказку. Разделенные десятилетиями творцы сказки разрабатывали в основном один и тот же жизненный материал, в одном и том же поэтическом стиле. Сказочник Чупров продолжил дело своих предшественников, внеся в сказку то новое, что было рождено жизнью крестьянских масс в начале XX в.
Сила традиций в сказке о горшечнике объясняется тем, что мы имеем дело с близкими вариантами. Несомненно, коллективное начало обнаруживается в сказках нагляднее, когда они связаны одним сюжетом, решением одной и той же близкой идейно-художественной задачи. Однако коллективное авторство не менее ярко обнаруживается и в близости сказочных образов, даже если они взяты из разных сказок, в общей сказочной поэтике.
В статье «О сказках» А. М. Горький так передал ощущение того, что у сказок, у песен есть какое-то общее начало, проистекающее именно из коллективной народно-массовой творческой природы устной поэзии: «…За сказками, за песнями мною чувствовалось какое-то сказочное существо, творящее все сказки и песни. Оно как будто и не сильное, но умное, зоркое, смелое, упрямое, все и всех побеждающее своим упрямством. Я говорю — существо, потому что герои сказок, переходя из одной в другую, повторяясь, слагались мною в одно лицо, в одну фигуру»
14
(курсив мой. — В. А.).
Образ дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод, переходит из сказки в сказку: попадая в разные положения, он с одинаковым добродушием, с насмешкой, шутя, остроумно выходит из них. В одном случае он обманывает не- праведного судью, в другом — добывает жар-птицу, в третьем — наказывает попа за жадность. Трудно перечислить все его проделки и подвиги. Образ ловкого, смелого солдата, победителя самой смерти, образ чудесной работницы, образы коварного и мстительного царя, страшного чудовища, которое надо победить, чудесных помощников, будет ли это волк, верный конь, благодарный за привет старичок, — эти и другие образы, переходящие из одной сказки в другую, подтверждают мысль о коллективном творчестве в фольклоре. Есть ряд сказочных положений, мир сказочных чудес, который составляет основной фонд русского народного творчества, есть своя сложившаяся на протяжении веков образная система, своеобразная сказочная поэтика. Несомненно, все это не было создано каким-нибудь одним отдельным человеком или несколькими особо одаренными лицами. Это труд тысяч безыменных авторов, каждый из которых вносил свою лепту в общее дело.
В современном сказковедении все сильнее утверждается мысль об этом. Она определяет самый подход к изучению сказок. Знаменательно, что исследователи, в прошлом заплатившие дань общему увлечению идеей индивидуального творчества, в своих последних работах все чаще разделяют взгляд на решающую роль традиции в процессе сложения сказок. Это относится и к книге Н. В. Новикова «Образы восточнославянской волшебной сказки». В ней произведено тщательное описание сказок на основе сличения типа действующих лиц, традиционного развития сюжета у разных сказочников. Академик А. Н. Пыпин был глубоко прав, когда заметил еще в 50-х гг. XIX в., что сказка «принадлежит не одному и не многим известным рассказчикам, а целому народу или по меньшей мере целому краю». Сказка, ее образы, сюжеты, поэтика — это исторически сложившееся явление фольклора со всеми чертами, присущими массовому коллективному народному творчеству.
Говоря так, мы не забываем, что сказка имеет свои разновидности. Существуют сказки о животных, волшебные, новеллистические. У каждой жанровой разновидности сказки есть свои особенности, но и специфические черты, отличающие одну разновидность сказок от другой, сложились в результате творчества народных масс, их многовековой художественной практики.
Глава третья
УСЛОВНОСТЬ ВЫМЫСЛА В СКАЗКЕ
Мы говорили, что сказке как жанру фольклора свойственны все черты искусства, традиционно сообща творимого народом. Это есть то общее, что объединяет сказку с любым видом фольклора. В чем же состоит специфика сказки, отличающая ее от других жанров народного творчества?
Не требует доказательств мысль о том, что сказочники нарушают правдоподобие. Смещение реального плана в изображении — отличительная черта всех сказок.
В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса — при беседе краса», глупый и жадный «волк-волчище — из-под куста хватыщ», «мышка-погрызуха», «трусоватый заюнок-кривоног, по горке скок». Воеводой над лесными зверями объявляет себя кот Котофей Иванович. Курочка ряба уговаривает бабу и деда не плакать по разбитому яйцу. Петух угрожает лисе и выгоняет ее из заячьей избушки. Все это неправдоподобно, фантастично.
Еще фантастичнее волшебные сказки. Что ни сказка, то новое чудо: скатерть-самобранку сменяет чудесный клубок, который, разматываясь, ведет героя к заветной цели, за рассказом про живую и мертвую воду идет повествование о гребешке, который вдруг превращается в высокий и частый лес. Текут молочные реки в кисельных берегах. Василиса Премудрая обращается в серую кукушку. Сказочный герой попадает в медное, серебряное, золотое царство. Летит над темными лесами и широкими полями ковер-самолет. Иван-царевич бьется со змеем — чудовищем о двенадцати головах. В одну ночь строятся хрустальные замки, белым камнем мостят широкие дороги. С неописуемой красавицей скачет на сером волке Иван — сказочный победитель всех жизненных неудач и бед. Слепит огнем своих радужных перьев невиданная жар-птица. Бешено поводя глазами, мчится по полю дикая кобылица, верхом на ней сидит и крепко держится за хвост Иван, которому кобылка за удаль подарит конька. По чудесному щучьему велению на печи по всему государству разъезжает удачливый Емеля. Поразительно живой и яркий сказочный мир свидетельствует о дерзости, высоте и богатстве художественной мысли народа.
Возьмем ли мы бытовую сказку и здесь увидим, что нет сказок без фантастики. Батрак Иван, посланный попом, умудряется собрать с чертей оброк. К бедняку привязывается невидимое, но хорошо ему известное прилипчивое Горе-горемычное. Горе заставляет бедняка пропить в кабаке борону и соху, доводит его до пределов нищеты. Только придавив Горе камнем, бедняк уходит от нужды. Крестьянин-старик зовет попа на похороны козла, обещая священнослужителю двести рублей, которые козел будто бы при смерти отказал попу. И поп согласился исполнить обряд. Узнав об этом, архиерей разгневался, но гнев его утих, когда выяснилось, что и ему козел оставил довольно крупную сумму. Архиерей об одном пожалел: «Зачем козла заживо не соборовали!» Все это выдумки, небылицы, но без них не было бы и самих сказок.
А сказки на тему «Не любо — не слушай, а врать не мешай»?! Это полнейшая несуразица, умноженная вдвое и втрое. Журавли уносят мужика на небо вместе с лошадью и телегой. Сорвавшись вниз, мужик упал в болото. Еле выбрался, закаялся на телеге ездить. Другой сказочный герой вставал поутру, обувался на босу ногу, топор надевал, трое лыж за пояс подтыкал, дубинкой подпоясывался, кушаком подпирался и шел своим путем. Все это чепуха, смешная небылица.
Итак, сказки воспроизводят невероятные события, дела, поступки. В сказке реальность представлена неправдоподобно. Зачем этот вымысел в сказке, чем обусловлена ее фантастика? Ответить на эти вопросы поможет разбор известной сказки «Горе».
Жили два мужика: бедный и богатый. У бедняка «иной раз нет ни куска хлеба, а ребятишки — мал мала меньше — плачут да есть просят. С утра до вечера бьется мужик, как рыба об лед, а все ничего нет». Пришел бедняк к богачу и просит: «Помоги моему горю». Заставил богач бедняка у себя работать. «Принялся бедный за работу: и двор чистит, и лошадей холит, и воду возит, и дрова рубит». Получил за это плату — ковригу хлеба. Привязалось к бедняку Горе. Пришел мужик домой, а Горе зовет его в кабак. Тот говорит: «У меня денег нет!» — «Ох ты, мужичок! Да на что тебе деньги? Видишь, на тебе полушубок надет, а на что он? Скоро лето будет, все равно носить не станешь! Пойдем в кабак, да. полушубок по боку». Пошли мужик и Горе в кабак и пропили полушубок. Начал мужик пьянствовать с Горем. Все пропили, и вот, когда не стало ничего в доме, Горе повело мужика в поле и велело камень поворотить. Под камнем оказалось золото. Насыпал мужик телегу золота, а от Горя избавился — привалил его тем же камнем. Далее в сказке рассказано, как богач позавидовал бедняку, поехал в поле, поднял камень и выпустил Горе, чтобы оно опять разорило его бывшего батрака, а Горе возьми и привяжись к самому богачу — разорило его дочиста.
Возникает вопрос: почему сказочник не рассказал о тяжелой доле бедняка просто, не прибегая к фантастическому образу Горя? Ответ, по-видимому, простой: представление крестьян о горе-бедствии издревле было олицетворено в некоем невидимом человекоподобном существе, действием которого они и объясняли вдруг пришедшее несчастье, бедность. Это фантастическое существо, естественно, появилось и в сказке, посвященной теме бедности и богатства.
Ответ может показаться вполне удовлетворительным.
Вспомним, однако, что фантастическое Горе появляется в сказках не каждый раз, когда идет речь о бедности, о тяжелой доле крестьянина-бедняка. Таких сказок можно назвать немало. Вот начало одной из них: «Жили они в убогой избенке об одном оконце и в великой бедности: такая бедность была, что окромя хлеба черствого, почитай, и не едали ничего, а иной раз и того еще не было». Здесь и дальше в сказке о фантастическом Горе не сказано ни слова.
Почему же в одном случае Горе выступает как сказочное существо, а в другом о нем ничего не говорится? Это ведет к важному выводу: самим существованием фантастического представления у крестьян нельзя объяснить его появление в сказке. Существование фантастических образов в сознании людей создает лишь возможность появления фантастики и в сказке. Самый же факт присутствия того или иного фантастического образа в каждом отдельном случае в данной сказке надо объяснять особо и другими причинами.
Появление фантастического образа Горя в нашей сказке объясняется тем, . что перед сказочником стояла особая идейно-художественная задача. Целью сказочника было не только изобразить бедствия, обрушившиеся на крестьянина. Повествование о страданиях и муках крестьянина служило лишь вступлением к рассказу о том, как крестьянин разбогател и как был наказан завистливый богач, у которого он батрачил. Реальной и вполне обоснованной мотивировки в таком развитии сказочного действия не могло быть. И по сказочному повествованию мы видим, что своим трудом бедняк разбогатеть не мог, хотя и работал не жалея сил. Тем более не могло быть мотивировано внезапное разорение богача. События в сказке приняли необычный, никакими реальными причинами не объяснимый оборот потому, что этого хотел сказочник, сочувствовавший бедняку и пожелавший хотя бы в воображении наказать богача. Сказочник мечтал об отплате сильным мира сего за страдания и муки обездоленных, он хотел показать, как мечта становится явью, пусть пока в вольном вымысле, в фантазии, — вот что было главным для сказочника. Он выдавал желаемое за действительное — и такой была его идейно-художественная задача. Ее решению сказочник подчиняет образную систему повествования. Введением в сказку фантастического Горя, действием которого можно объяснить то, что не могло быть мотивировано реальными причинами, сказочник решает свою идейно-художественную задачу. Сказочник навязывает действительности желаемый ход действий.
Конечно, в каждом отдельном случае замысел сказочника раскрывается особо, но общая черта всех сказок, подобных сказке «Горе», — стремление вмешаться в объективно-реальный ход событий, указать на возможность преодолеть ограничивающие человека реальные условия жизни. Об этой черте сказок точно писал А. М. Горький: «В сказках прежде всего поучительна «выдумка» — изумительная способность нашей мысли заглядывать далеко вперед факта»
15
Сказка «Горе» и другие, подобные ей, убеждают нас в том, что в них преобладает стремление сказочников изложить задуманную мысль. Этой мысли и подчиняется вся художественная система образов в сказке. Сказочник ставит героев в придуманные, нереальные ситуации. Он не считается с правдоподобием, допускает смещении реального плана в изображении жизни. Идея в сказке предопределяет сюжетное действие, образные формы воспроизведения реальности. Фантастика — единственно приемлемое для сказочника средство воплощения замысла. Особая идейно-художественная задача в сказке требует и особых форм изображения жизни. Обычные формы правдоподобного изображения действительности тут неприемлемы.
Разбор и других сказок может подтвердить справедливость суждения о таком назначении фантастики. Надо лишь принять во внимание, что особый характер влияния идеи на образ не вызывается непременно тем свойством, что каждая сказка воплощает мечту народа. Случай, который мы разобрали, анализируя сказку о Горе, хотя и распространенный, но всего лишь один из многих других. Возможны и иные причины смещения реального плана в сказочном изображении действительности.
Пошла курочка с кочетком в лес по орехи. Кочеток на орешне орехи рвал, вниз кидал, а курочка на земле подбирала. Кинул кочеток орешек и попал курочке в глазок. Курочка пошла и плачет. Ехали мимо бояре, спрашивают: «Курочка, курочка! Что ты плачешь?» — «Мне кочеток вышиб глазок». — «Кочеток, кочеток! На что ты курочке вышиб глазок?» — «Мне орешня портки разодрала». — «Орешня, орешня! На что ты кочетку портки разодрала?» — «Меня козы подглодали». — «Козы, козы! На что вы орешню подглодали?» — «Нас пастухи не берегут». — «Пастухи, пастухи! Что вы коз не бережете?» — «Нас хозяйка блинами не кормит». — «Хозяйка, хозяйка! Что ты пастухов блинами не кормишь?» — «У меня свинья опару пролила». — «Свинья, свинья! На что ты у хозяйки опару пролила?» — «У меня волк поросеночка унес». — «Волк, волк! На что ты у свиньи поросеночка унес?» — «Я есть захотел, мне бог повелел».
В чем смысл этого сказочного повествования, прибегающего к нарочито условным образам и ситуациям? Основу сказки составляют поиски виновного. Казалось бы, виноват петух — он выбил курице глазок, неловко бросив орех, но не тут-то было. Петух сослался на орешню, орешня на коз, козы на пастухов. Разбирательство вины затягивается и запутывается. Обратим внимание на то, как призрачна и случайна связь причин и следствий. Сказочник, несомненно, смеется — ирония очевидна. Сказка высмеивает людей, которые, решаясь разбирать вину, ищут виновных не там, где следует. Разбирательство вины превращается в нелепицу. Именно поэтому так призрачна и случайна связь причин и следствий. Всего интереснее то, что виновника вообще не оказалось. Казалось бы, всему виной волк: «есть захотел», но ведь волки задирают лишь «обреченную» скотину, ту, что «бог повелел». «Что у волка в зубах, то Егорий дал», — говорит пословица. Егорий — христианский святой, заменивший в свое время хозяина волчьих стай, от которого, по языческим представлениям, эти хищники получали пищу. Оказывается, никто не виноват: божье дело.
Лукавый замысел сказочника, высмеивающего явную нелепицу, воплощен в условную художественную форму. Он не считается с правдоподобием в изображении жизни. Вполне допустимо, что мысль о нелепости разбирательства вины могла быть воплощена и в иные формы, но тогда сказка утратила бы главное — свой убийственно иронический смысл. Ведь сказка пародирует, вышучивает, высмеивает, она нарочито серьезно говорит о явных нелепостях и несуразностях. В нарочитом вымысле обнаруживается оценка всякого неумного разбирательства причин и следствий. Сказка своим обобщенным смыслом напоминает пословицу.
В любой сказке характерной приметой фантастического хода действия является зависимость вымышленных ситуаций и образов от идеи, которая лежит в ее основе. Стремление воплотить поэтический замысел может привести к полному переносу действия в выдуманный мир. От начала до конца наполнена фантастической выдумкой сказка о лисе и волке: притворившись мертвой, лиса лежит на дороге. Мужик, обрадованный находкой, — мол, сгодится мех старухе на воротник, — бросает лису в сани. Лиса сбрасывает с воза рыбу — мужик остается ни с чем. Волк ловит рыбу, опустив хвост в прорубь. Лиса едет на волке, который поверил, будто она разбила голову. Сказки о проделках лисы, о бедах волка, передаваемые посредством откровенной выдумки, по-своему обусловлены их особым смыслом. Сказочники доносят мысль, которая вне фантастики не может быть раскрыта: хитрость и лукавство бесконечны, как бесконечны глупость и простота. Когда они встречаются, возможны самые нелепые и невероятные положения. Естествен здесь перевод жизненного материала в условно-художественную, порой — в чисто иносказательную форму.
В волшебных сказках создан целый мир фантастических предметов, вещей и явлений. В медном, серебряном и золотом царствах, разумеется, свои законы и порядки, не похожие на известные нам. Здесь все необычно. Недаром волшебные сказки предупреждают слушателя уже в самом начале словами о неведомом тридевятом царстве и незнаемом тридесятом государстве, в котором произойдут «неправдошние» события и будет поведана затейливая и занятная история удачливого героя. Конечно, было бы напрасным в каждом отдельно взятом элементе этой сказочной фантастики искать прямую обусловленность его общей идеей повествования. Функция сказочного образа может быть вызвана и соображениями внутренней логики фантастики. Однако в целом смещение реального плана при изображении действительности в сказках обнаруживает прежде всего активное отношение сказочников к жизни, их стремление внушить слушателям определенную мысль: в фантастическом повествовании воплощали мечту, высмеивали людские пороки и недостатки. В этом смысле сказочный вымысел всегда педагогичен. Об активной педагогической направленности сказки свидетельствует желание сказочника передать мир по-своему, победить все невзгоды, лишения, установить справедливые порядки на земле. Сказка пробуждала и воспитывала лучшие качества в людях.
О первенствующей роли идеи в сказке говорят высказывания многих писателей, которые постигали свойства сказочного вымысла в своей творческой работе. По словам известного французского писателя-сказочника Шарля Перро, «мораль» является «основным моментом во всякого рода сказке, ради которой они и создаются»
16
Говоря о народных сказках, Перро пишет о «заурядных семьях, где похвальное желание поскорее обучить детей (т. е. стремление привить определенные правила поведения, желание внушить какую-нибудь мысль. — В. А.) заставляет родителей выдумать истории, лишенные всякого смысла» (т. е. фантастику, неправдоподобные события, образы, положения; курсив мой.—В. А.)
16.
В этом суждении Перро отмечено, что первое место принадлежит идее, оценке действительности, поучительности, а второе — образности. Перро понимал условность фантастической выдумки в сказке и зависимость сказочной выдумки от замысла повествователя.
Об этом же писал и А. С. Пушкин в заключительных стихах «Сказки о золотом петушке»:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Шамаханская царица исчезла, как бывает только в сказках; сраженный в темя, «с колесницы пал Дадон», — это ложь, вымысел, фантазия, но во всем этом есть смысл, идея, «урок»: дал слово — держи!
Сказочная фантастика, выраженная в специфических формах, с особой остротой выражает устремления народа, его мечты, желания, надежды. В сказках встретишь и дерзкую мечту об иной, светлой и справедливой жизни, и стремление отдаться очарованию яркого вымысла, забыв на миг неустроенную жизнь, и желание, хотя бы в фантазии, с нескрываемым наслаждением наказать барина, попа, купца, и, наконец, просто потребность, выслушав смешной рассказ о незадачливых героях, вернуть силы, истраченные днем. В фантастике сказок воплощалось все, что волновало сердце и ум народа. Глубокая народность — естественная особенность такого вымысла.
Кто не знает чудесной сказочной истории о том, как всесильный Морозко одарил богатством бедную крестьянскую девушку! Та жила с мачехой, было ей и трудно и голодно. Перевернешься — бита, не повернешься — бита. А родная дочь у мачехи что ни сделает — за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — все еще до свету. При такой жизни другие лишения были девушке не так страшны. Когда по злому приказу мачехи она оказалась в лесу на трескучем морозе, Морозко, пытая ее стойкость, спросил: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» Она чуть дух переводит: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка». Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?» Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: «Ой, тепло, голубчик Морозушко!» Тут сжалился Мороз над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. На другой день нашли девицу под высокой елью, веселую, румяную, в собольей шубе, всю в золоте и серебре, а рядом — короб с богатыми подарками.
По-другому поступил Мороз с родной дочерью мачехи. Позавидовала старуха падчерице, велела везти в лес и свою балованную дочь-неженку. «Тепло тебе, девица?» — спросил ее Морозко. А она ему: «Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозно…» Морозко спустился ниже. «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» — «Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…» Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал. «Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!» — начала ругаться девица. Рассерженный Морозко окостенил старухину дочку.
В сказочной истории о стойкости и терпении сироты, о суровом Морозке, то благожелательном, то беспощадном, раскрывается мысль: притесняемые, те, кто стоек, будут счастливы. .
Сказки — своеобразный идейно-эстетический и этический кодекс народа, здесь воплощены нравственные и эстетические понятия и представления трудового народа, его чаяния и ожидания. В сказочной фантастике отражаются черты народа, ее создавшего. В радостном и светлом вымысле отражена вера народа в победу над черными силами гибели, разрушения, вера в социальную справедливость. «…От ее слов,—вспоминал А. М. Горький о сказках бабушки, — всегда оставалось незабываемое до сего дня чувство крылатой радости. Чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса»
14.
Говоря об основных свойствах сказочной фантастики, мы подчеркивали, что в сказочном повествовании нарушается правдоподобие. Однако смещение реального плана в изображении жизни не приводит в сказках к уходу от действительности. Глубокая истина разобранных нами сказок органически соединяется с конкретными художественными формами, в которых и выражена главная мысль сказок. Для уяснения особенностей сказочного жанра необходимо сказать о соотношении вымысла и жизненной правды.
Сказка «Солдат и черт» несложна, связь фантастического вымысла и жизненной правды в ней предстает особенно ясно. Стоял солдат на часах, и захотелось ему на родине побывать. «Хоть бы, — говорит, — черт меня туды снес!» А он тут как тут. Взял с солдата слово отдать в обмен душу. Черт стал солдатом, а солдат чудесным образом попал к своим родным. Тяжелой оказалась служба в солдатах. Черта за всякую провинность били. Стоял черт на часах, пришел генерал и ткнул в зубы: ремни не на животе. Пороли черта каждый день. Минул год, вернулся солдат. Несказанно обрадовался черт. И про душу забыл: как завидел, все с себя долой. «Ну вас, — говорит, — с вашей и службой-то солдатской! Как это вы терпите?» И убежал.
Сказочный вымысел не уводит от жизненной правды, а помогает постичь ее. Даже черт, обладающий нечеловеческой силой, не выдержал того, что легло на плечи солдата. Царская служба невероятно тяжела. Сказочный вымысел служит раскрытию жизненной правды. Выдумка народных сказок не произвольна. _ В сказке «Солдат и черт» жизненной правдой проникнут каждый поворот в развитии вымышленных событий, каждый поступок героев. Персонажи по-своему действуют в соответствии с реальностью, а самое действие разворачивается в соответствии с жизненной правдой. Если черт стал солдатом, то он должен разделить все невзгоды службы: солдат били за всякую провинность, за малейшее нарушение армейского устава.
В другой сказке сказочник сделал кота Котофея воеводой, но, допустив этот вымысел, он уже считался с правдой «общественного положения» воеводы. Котофея боятся звери, его задаривают подарками, он принимает взятки как должное. Перед нами настоящий воевода, владыка живота и смерти своих подчиненных.
Эта же особенность присуща сказке о войне грибов. В старые времена царь Горох воевал с грибами. Гриб-боровик, над грибами полковик, приказал: «Приходите вы, белянки, ко мне на войну!» Отказались белянки: «Мы столбовые дворянки! Не пойдем на войну». Сказочник произвольно сделал именно белянок столбовыми дворянками, может быть, считаясь только с одной особенностью этих грибов: они чем-то схожи с белолицыми и белорукими дворянками. Но, поступив так, сказочник смог объяснить, почему белянки не пошли на ‘войну. Рыжики в сказке — богатые мужики, и те тоже не идут на войну. Безобидная сказочка прозрачно намекает на реальные факты уклонения богатых от воинской повинности. Жизненная правда проникает в фантастический вымысел, организует его по всем правилам жизненной логики.
Правду сказочного вымысла не следует упрощать. Она не выражается в прямом соответствии изображения истине. Полна невероятной выдумки сказка о семи братьях-близнецах Симеонах. У них всех одно имя, и все такие удальцы, что равных им не найти. Один из братьев сковал железный столб в двадцать саженей, а каждая сажень — расстояние от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой, второй брат поднял столб и врыл его в землю, третий залез на столб — уселся на самом верху и увидел, «как и что творится по белу свету», увидел села, города, даже усмотрел в далеком тереме прекрасную царевну. Четвертый брат построил корабль, да не простой — ходит по морю, «как посуху». Пятый сумел удачно торговать разными товарами в чужих землях, шестой смог вместе с кораблем, людьми и товарами нырнуть в море, плыть под водой и вынырнуть, где надо, а последний, седьмой, брат умудрился заманить на корабль чудную царевну. Умение и удаль всех семерых пригодились — братья увезли царевну и от погони ушли. Веселая, полная невероятных приключений сказка — откровенная небылица. Поэтому в конце сказки сказочник и дал волю насмешке: «Была у меня клячонка, восковые плечонки, плеточка гороховая. Вижу: горит у мужика овин; клячонку я поставил, пошел овин заливать. Покуда овин заливал, клячонка растаяла, плеточку вороны расклевали». Тут уж никак нельзя усомниться в том, что и сказка — шутка. Тем не менее сказочная история увлекает мечтой о неограниченных возможностях человека. Во имя этого и рассказывалась сказка. Она соотносима с жизненной правдой, но воспроизведение реальности тут не простое, не зеркально точное, а соединяется со свободной игрой воображения.
Таким образом, сказочники нарушают правдоподобие, однако они не отходят от жизненной правды. Выдумка появляется в результате их обостренного желания воплотить -заданную мысль. И в этом состоит специфика сказки. Но строго говоря, такая особенность не является чертой, присущей только сказке.
Такова, например, и басня. Сходный творческий прием мы найдем во всяком сатирическом произведении, во всех фольклорных и литературных произведениях, которые используют фантастику. Чтобы отличить сказку от всех этих произведений, надо установить специфику ее традиционно сложившейся фантастики. Народная сказочная фантастика должна быть изучена исторически.
Своеобразие фантастики в сказках сочетается с другими ее особенностями как жанра устно-поэтической прозы. Понять специфику сказочного жанра можно, лишь конкретно охарактеризовав особенности поэтики сказок, вскрыв социально-исторические корни их вымысла, проанализировав сказочные темы, идеи, образы, стиль.
Глава четвертая СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ