Еще фантастичнее волшебные сказки что ни сказка то новое чудо скатерть самобранку вставить буквы

«Воспитательная и образовательная роль сказки».

Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

а через сказку раскрывается перед

нами тысячелетняя история народа.

Алексей Толстой

Сказка имеет свои разновидности: существуют сказки о животных, волшебные, новеллистические. У каждой жанровой разновидности сказки, конечно есть свои особенности, но и эти специфические черты, отличающие одну разновидности от другой, сложились не как творчество отдельных лиц, а как творчество народных масс, в результате их художественной мгновенной практики.

В народном сказочном искусстве запечатлен непосредственный жизненный опыт, общественная практика сотен тысяч художников. Народ – творец истории, строитель жизни, творец духовных и материальных ценностей. Практика – основа народного мировоззрения. Именно на основе практики народ приходит к правильному познанию действительности. Практика учит трудящиеся массы. Коллективный творческий процесс создал условия для воплощения в народных сказках социально-исторического опыта трудовых масс народа. Практика – основа единства, соответствия реальных и эмоциональных моментов в сказках.

Важнейшая особенность сказки в том, что она удовлетворяет интересы тысяч, десятков и сотен тысяч людей, а не отдельных лиц.

В сказке предельно обнажены жизненные конфликты, — сказка раскрывает самое существенное в общественных отношениях и тем самым удовлетворяет интересы огромных масс народа. В силу этой же причины в сказке нет неясности и неопределенности человеческого типа, и симпатии слушателя сразу без колебаний становятся на сторону положительного героя. В сказках дана прямая борьба светлого и темного начала. Сказка не нуждается в подробном индивидуальном портрете. Индивидуализация героев сказки основана на самых существенных чертах социальных типов. Поп, купец, царь, судья, солдат – социальное положение героев, их классовый облик – самое главное и существенное в характеристике, которую дает народ сказочным героям. Личность персонажа с ее неповторимыми чертами в сказке не важна; ценность сказочного героя не в личной неповторимости; герой в сказке важен исключительно как участник борьбы, как представитель известного социального поведения, носитель действия. В сказке не встретишь пассивно созерцательной лирики, размышлений над природой. Сложные, изощренные и подробные описания психологического анализа чужды сказке.

В чем же состоит специфика, отличающая сказку от других жанров народного творчества?

Первое, что бросается в глаза, когда знакомишься со сказкой, — это ее фантастика. Нет сказки без фантастики. Сказочник допускает нарушение правдоподобия. Это смещение реального плана может более или менее сильным, но без него не обходится ни одна сказка, о какой бы жанровой разновидности сказка ни шла речь.

Волшебная сказка сказывается иначе, чем сказка о животных, а сказка о животных – не так, как бытовая. Однако внутри жанра и его разновидностей, независимо от того, кто сказывает ту или иную сказку, есть общие поэтические особенности, которые свойственны повествованию всех мастеров-сказочников.

В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при себе краса», глупый и жадный «волк – волчище – из-под куста хватыш», «мышка – погрызушка», трусоватый «заюнок – кривоног, по горке скок». Воеводой над лесными зверями объявляет себя кот Котофей Иванович. Курочка-ряба уговаривает деда и бабу не плакать по разбитому яйцу. Петух отлично владеет косой и гонит лису из заячьей избушки. Все это не правдоподобно, фантастически, сказочно.

Еще фантастичнее волшебные сказки. Что не сказка, то новое чудо: скатерть-самобранку сменяет чудесный клубочек, который, разматываясь, ведет героя к заветной цели, за рассказом про живвую и мертвую воду идет повествование о гребешке, который вдруг превращается в высокий и частый лес. Текут молочные реки в кисельных берегах. Василиса Примудрая обращается в серую кукушку. Сказочный герой попадает в медное, серебренное, золотое царство. Летит над темными лесами и широкими полями ковер-самолет. Иван-царевич бьется со змеем-чудовищем о двенадцати головах. В одну ночь строится хрустальные замки, белым камнем мостят широкие дороги. С неописуемой красавицей скачет на сером волке Иван – сказочный победитель всех жизненных неудач и бед. Слепит огнем своих радужных перьев невиданная жар-птица. Бешено поводя глазами, мчится по полю дикая кобылица, верхом на ней сидит и крепко держится за хвост Иван-дурак, которому кобылица за удаль подарит конька. По чудесному щучьему велению на печи по всему государству разъезжается удачливый Емеля.

Весь этот сказочный мир – мир бессмертной красоты. Поразительно живой и яркий, он свидетельствует о дерзости, высоте и богатстве художественной мысли народа. Но было бы ошибкой думать, что вымысел в сказке – утеха праздного ума. Нет, это умная фантастика. Народ умеет сочетать трезвое, ясное соображение с крылатой мечтой. Воодушевив и унеся в заоблачные высоты, выдумка вдруг оборачивается мыслью, бесстрашной в правде.

Возьмем ли мы бытовую сказку, и здесь увидим, что нет сказок без фантастики. Батрак Иван, посланный попом, умудряятся собрать с чертей оброк. К бедняку привязывается невидимое, но хорошо ему известное прилипчивое Горе-горемычное. Горе заставляет бедняка пропить в кабаке бороду и соху, доводит бедняка до пределов нищеты. Только придавив Горе камнем, бедняк уходит от нужды. Крестьянин-старик зовет попа на похороны козла, обещая священнослужителю двести рублей, который козел будто бы при смерти отказал попу. И поп согласился исполнить обряд. Узнав об этом, архиерей разгневался, но гнев его утих, когда выяснилось, что и ему козел оставил довольно крупную сумму. Архиерей об этом пожалел: «Зачем козла заживо не соборовали!» все это выдумки, небылицы, но без них не было бы и самой сказки.

А сказка на тему «Не любо – не слушай, а врать не мешай!?! Это полнейшая несуразица, небылицы, умноженные вдвое и втрое. Журавли уносят мужика на небо вместе с лошадью и телегой. Сорвавшись вниз, мужик упал в болото. Еле выбрался, закаялся на телеге ездить. Другой сказочный герой встал поутру, обувался на босу ногу, топор надевал, трое лыж за пояс подтыкивал, дубинкой подпоясывался, смешная небылица, но у нее есть свое художественное оправдание.

Сказка воспроизводит действительность посредством фантастического вымысла. В сказке события и образы представлены неправдоподобно.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/219185-vospitatelnaja-i-obrazovatelnaja-rol-skazki

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Русский язык, 27.02.2019 12:30

.(Стада пасут пастухи а о лесах заботятся лесничиею. в одном огромном лесу жил-был лесничий по имени чернобородый. он целый день бродил взад и вперёд по лесу и каждое дерево на своём участке знал он по имени. надо раставить
знаки препинания).

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 27.02.2019 19:00

Написать сочинение-рассуждение на тему»как я понимая храбрость? «

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 06:20

Мазь-мазать-замазка: ездить-поезд-поездка: ястреб-ястребиный-ястребки: соседи-соседка-сосед. спиши слова так: сначала проверочное слово а потом которые нужно проверять.

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 08:10

Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получить сложные предложения. наступила поздняя осень, море бушует , в облоках уже не звенят жаворонки, а над солнце поднялось, с утра реку затянуло туманом,

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 23:20

Почему кажутся смешными данные фразы? -нас много. две штуки (из разговора). это были следы четырех комплектов лап («винни пух»)

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 03:20

Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь нужно сделать синтаксический разбор

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 12:10

Миниатюра нераспространённые предложение переобразуйте в распространённый так ,чтобы получилось два связаных текста определите тип речи каждого (описание, повествование) 1)наступает утро. веет ветер. колышется лес. светит
солнце. блестит озеро. плывут лебеди. 2)раскинулся парк. шумят деревья. бегут дорожки. зеленеет трава. пестреют цветы. трещят кузнечки. поют птицы. нужен через 5

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 16:00

В5 предложений нужно описать время года зима

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 17:00

Написание гласных а у и после шипящих

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 23:20

Составьте план морфологического разбора категории состояния

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 01:10

Разберите предложения по членам предложения: что написано пером, то не вырубишь топором .я леплю из пластилина кукол ,клоунов ,собак. за 3 часа было пройдено около 10 км.

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 02:20

Найдите 10 предложений с согласованным определением и с несогласованным определением из повести «капитанская дочка» а. с.пушкин

Ответов: 2

Вопросы по другим предметам:

Категория

Математика, 01.04.2021 03:43

Категория

Категория

География, 01.04.2021 03:46

Категория

Литература, 01.04.2021 03:47

Категория

Українська мова, 01.04.2021 03:47

Категория

Категория

Другие предметы, 01.04.2021 03:47

Категория

Биология, 01.04.2021 03:51

Категория

Русский язык, 01.04.2021 03:52

Категория

Биология, 01.04.2021 03:53

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 14:10

Как вы объяснили бы инопланетянам, что такое дождь? составьте три маленьких текста(по два предложения),соответствующих разговорной, художественной и научной речи.

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 21:10

.(Напиши по 5 слов с разными орфограммами слова : редкий, ванная, местный, мороз, лесной, чаща.).

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 01:00

Составить распространенное предложения так чтобы слово родина в первом из них было подлежащим, во втором дополнением, в третьем-обстоятельством, в четвёртом-обращением.

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 07:10

Какой корень в словах: семья, большой, сестра?

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 15:30

Из двух предложении составьте и запишите: а)простое предложение с обособленным членом б)сложноподчинённое предложение с придаточной определительной охарактеризуйте речевые ситуации, в которых предпочтителнее употребить
тот или иной вариант. 1.мы прочитали интервью с талантливой молодой певицей. она представяла беларусь популярно до сих пор. 2.эта песня популярна до сих пор. она написана двадцать лет назад.

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 23:30

Разобрать слово по составу: растительному и красивейших.

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 16:50

Как разобрать слово тверичанин по составу слова

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 17:10

Напишите названия рек рроссии и казахстана составте с ними 3-4 предложения

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 19:00

Уста ярость. подобрать к словам близкие по смыслу .оброзовать однокоренные прилагательные

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 20:30

Разобрать слово постучится по составу

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 21:10

Найти синонимы и антонимы к слову гордая

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 05:40

Знаю — провести звуко-буквенный анализ

Ответов: 2

Вопросы по другим предметам:

Категория

Математика, 04.03.2021 14:48

Категория

Категория

Биология, 04.03.2021 14:48

Категория

История, 04.03.2021 14:48

Категория

Английский язык, 04.03.2021 14:48

Категория

Категория

Категория

Русский язык, 04.03.2021 14:48

Категория

Математика, 04.03.2021 14:48

Категория

  • Еще раз большое спасибо как пишется
  • Еще пушкин говорил о знаках препинания сочинение рассуждение
  • Еще пушкин говорил о знаках препинания они существуют чтобы выделить мысль сочинение
  • Еще недостроенный дом как пишется
  • Еще подумал я и о том что красота видно живет в сердце каждого человека сочинение