Еще не спелые ягоды как пишется

gregorys

+10

Решено

1 год назад

Русский язык

5 — 9 классы

Ещё не/спелые ягоды
Слитно или раздельно

Смотреть ответ

Ответ

0
(0 оценок)

0

darapincuk631

darapincuk631
1 год назад

Светило науки — 1 ответ — 0 раз оказано помощи

слитно так как это не действия

(0 оценок)

Ответ

1
(1 оценка)

0

feddersh

feddersh
1 год назад

Светило науки — 9 ответов — 0 раз оказано помощи

Объяснение:оба правильно

если есть противоставление то раздельно

если описание то слитно

зависит от контекста

(1 оценка)

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. 1) (В)следстви.. по этому …

здравствуйте помогите пожалуйста составить 3 плана (в каждом по три пункта)для сочинения описания, рассуждения и повествования учебник 5 класс …

2класс,руский язык упражнение40,стр20

Обособленные обстоятельства. Задание 161) Выпиши номер предложения, в котором встречается обособленное обстоятельство (число без точки в конце) …

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста, а также позицию автора(избегайте чрезмерного цитирования). Напишите, согласны или н …

Я не понимаю. Помогите разобраться!

 Я не понимаю. Помогите разобраться! 

Автор Сообщение

Автор сайта

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086

Сообщение Я не понимаю. Помогите разобраться!

Я получаю много писем от ребят. Иногда они задают очень интересные и непростые вопросы. Тогда я отвечаю им на сайте:

http://russkiy-na-5.ru/sections/101

. Иногда вопросы такие, что помочь им могли бы другие ребята, их ровесники. Или кто-то из ребят постарше. Или родители. Один ум хорошо, а два лучше. А коллективный разум форумчан — это вообще сила.
Вопросы задавайте здесь.

01 май 2012, 08:33

Профиль

HedgehogUES

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 13:19
Сообщения: 54

Сообщение Re: Я не понимаю. Помогите разобраться!

Сколько себя помню, я никогда не понимал, для чего необходимо искать в тех или иных произведениях какой-нибудь скрытый смысл (это особенно сильно связано с лирикой). Почему нельзя просто прочитать стихотворение и насладиться красотой слога?

05 авг 2012, 14:34

Профиль

Наталья

Автор сайта

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086

Сообщение Re: Я не понимаю. Помогите разобраться!

Если бы вы знали, как мне близко ваше мнение!
Я считаю, что подходы к изучению литературы в школе необходимо менять. Срочно!!! Сейчас все силы должны быть направлены на исправление сложившейся ситуации. А она такова: у поколения малочитающих или почти нечитающих людей появились дети. Поскольку родители не читают сами – в их систему ценностей чтение не входит, и смешно ждать, что они будут стимулировать детское чтение.
Я, конечно, огрубляю, но лишь самую малость.

Единственное, что можно сделать, это проводить политику, стимулирующую чтение и интерес к нему. Контролировать, по-моему, нужно лишь то, читал ребенок текст или нет. Высокие отметки ставить за то, что человек читает. Я не против комментариев, я не против обсуждения, я против того, что многие дети читать не умеют: так и не научились, потому что читали слишком мало. А с этим мы сталкиваемся постоянно. И не только на уроках литературы. На уроках русского языка в 7–8-м классах беды с пунктуацией возникают из-за того, что дети не могут вдумчиво прочитать предложение и понять его. Ребятам трудно писать сочинения из-за того, что их активный словарь слишком беден. В другой теме я уже цитировала афористичное высказывание писателя Д. Быкова: «Литература дает ребенку словарь».

Курс литературы в том виде, в каком он предлагается ребятам сейчас, имеет много уязвимых точек. Посмотрим материалы по ЕГЭ. Мы увидим, что дети должны знать массу литературоведческих терминов, уметь оперировать множеством специальных понятий. Но уроки литературы, перегруженные литературоведением, это точно не то, что требуется ребятам сегодня. Они не прививают любовь к чтению, а, скорее, наоборот, отвращают от классической книги.

Школьный разбор лирических произведений – отдельная песня. Вспоминается, как это происходило в школе у моего сына. Престижная школа в центре Москвы. Задание на дом: разбор стихотворения. Ребенка трясет. Родители, заметьте, – филологи. Книги по литературоведению под рукой. Муж ворчит: «Опять домашнее задание для родителей!»
Вместе читаем текст, вместе его разбираем. Сын противится и здравому смыслу, и нашей логике:
– Она опять скажет: «Не то!»
Все наши попытки объяснить, что литературоведение – это интерпретационная наука, что в ней не только возможны, но и необходимы разные подходы, все наши доводы и примеры разных литературоведов, пишущих об одном и том же тексте, ничего не дают. На следующий день приходит из школы радостный:
– Меня не спросили! Пронесло!
Спрашиваем о том, как и что отвечали ребята, как их ответы комментировала учительница. Узнаем, что, подняв несколько человек и сказав им дежурное «Не то!», педагог пытался вдолбить в ребячьи головы то, что считала нужным. Несколько двоек и троек подкрепляли авторитет учительницы.

А вот другое воспоминание. Сын, еще маленький, болеет, лежит в постели с температурой. А мне студенты подарили сборник стихов Б. Окуджавы. Стихи не детские. Но книжка новая, в ней есть неизвестные мне тексты. Отчаянно хочется почитать. Начинаю читать вслух. Неожиданно ребенок говорит:
– Еще!
– Тебе нравится?
– Да!
Вы не поверите, я читала больше часа. Ребенок болел. Мы ничего не обсуждали. Но фамилию Окуджавы сын запомнил. И, если слышал потом песни, то автора узнавал.

На мой взгляд, цель у школьного курса литературы в наше время должна быть простой и очевидной — стимулировать детское чтение.

06 авг 2012, 22:05

Профиль

Anna_S

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129

Сообщение Re: Я не понимаю. Помогите разобраться!

Когда старшая училась в 3-м классе, несколько раз подряд нам попадались задания на разбор, которые никто из ребят не сделал правильно. К 3-му классу я, вообще-то, привыкла к идиотизму школьных заданий и перестала обращать на них внимание, но здесь мне стало интересно — а как же эти слова разбираются правильно? Подошла к учительнице, спросила. Оказалось:
— в слове КУКУШКА корень КУКУШК, (несмотря на кукушечку и куковать)
— в слове ЩЕНОК корень ЩЕНОК (несмотря на щенята, щениться, щенячий)
Спрашиваю:
— А как же алгоритм?
Учительница отвечает огорченно:
— У меня так в методичке, самой не нравится. Наверное, так и в словаре морфем.
— Так как же детей учить будем, заучивать словарь морфем? Тогда подскажите, какого года и автора? Или, может, рассказать им, что «корень — общая часть однокоренных слов» — не всегда, и что происходит слияние и перераспределение морфем в живом языке? О семантическом и этимологическом подходе к разбору?

Погоревали мы тогда вместе, и учительница решила давать детям только самые «лёгкие» случаи (чтоб каждая морфема имела своё значение и можно было бы подобрать слова с той же морфемой, несущей тот же смысл). На том и успокоились.

Но вот дитё уже в 9 классе, впереди ГИА. Какие теперь алгоритмы? Существуют ли они вообще? Кто-то видел учебник, в котором эта тема изложена ясно, языком, понятным школьнику?

13 авг 2012, 19:14

Профиль

Наталья

Автор сайта

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086

Сообщение Re: Я не понимаю. Помогите разобраться!

Если честно, то я ждала этого вопроса или даже целого комплекса вопросов…
Вы пишете о стыке проблем орфографии и морфемики. Мне кажется, что это, пожалуй, самая острая проблема в обучении детишек сегодня. Орфографические справочники пишут одни люди, а морфемные и словообразовательные словари — другие. Их интересы не пересекаются. Это чувствуется, к сожалению. Но это реальность.

Сначала о ваших примерах и описанной вами ситуации.

Комментария требуют два момента.
1. В учебной литературе, которой мы все привыкли безоговорочно доверять, сегодня встречается очень много ошибок, с одной стороны, и разных интерпретаций одних и тех же языковых явления, с другой. Первое плохо, второе хорошо. Но как могут провести разграничение между первым и вторым дети и родители?
Вот яркий пример. Недавно купила «Новейший полный справочник школьника. 5 — 11 классы. Русский язык.» Авторы: Н.В. Слаутина, А.Г. Жемерова. М.: Эксмо, 2010. Прекрасная книга. Безусловно, полезная. Но в разделе «Синтаксис» количество ошибок не поддается подсчету. Трудно быть специалистом во всех областях, я понимаю. Но раньше такое издание было бы невозможно.
2. В регламентирующей документации к ГИА и ЕГЭ говорится, что имеющиеся в учебниках разные интерпретации языковых явлений не отразятся на оценке. Это не соответствует действительности. В КИМах есть вопросы, ответы на которые зависят от точки зрения, которой мы придерживаемся. А правильный ответ предполагается один. На мой взгляд, самой сложной и болезненной является как раз ситуация с разделом «Словообразование». Например, во многих учебниках среди способ словообразования не называют бессуффиксальный способ.
В КИМе дается пример. Ожидается ответ: бессуффиксальный способ словообразования. Если ребенок не знает о том, что такой способ вообще существует, он заведомо даст неверный ответ.

Теперь давайте обратимся к вашим примерам.
Щенок.
Морфемная структура: корень — щен, суффикс — ок, окончание — нулевое.
В методичке ошибка. Ваша логика безупречна.
Кукушка.
Морфемная структура: корень: куку, суффикс — шк, окончание — а.
Опять же ваша логика вас не подвела.
Но как доказать свою правоту? Обратиться к авторитетам. Но кого считать авторитетом. Видела разные издания словарей для школьников. Ко всем есть нарекания, особенно к словообразовательным словарям. Поэтому в каждой области ищем и находим настоящий авторитет. Для разделов «Морфемика» и «Словообразование» горячо рекомендую А.Н. Тихонова, на словари которого я ссылаюсь и на сайте, и на форуме.
Человек провел титаническую работу. 100 000 слов — один словарь, 145 000 — другой. К обоим словарям даны прекрасно написанные теоретические обоснования. После Тихонова словообразование как научная дисциплина стало действительно стройной системой. Человек не просто теоретизировал, а делал черную работу: анализировал, изучал, сравнивал… Сопоставьте данные: Словарь русского языка в 4-х томах АН СССР включает только 80 000 слов.
Но, если неподготовленный человек будет просматривать эти словари, у него возникнут вопросы. Обязательно.
У меня возникали. Потом, разбираясь, я понимала, почему дается та или иная интерпретация.
Только выбирайте словарь правильно.
Если вас интересует морфемная структура слова, вам нужен «Морфемно-орфографический словарь русского языка»
Примеры:
ку-ку-шк-а
ку-ку-шеч-к-а
ку-ку-шеч-ий
ку-ку-шеч-к-а
Если вас интересует словообразовательная структура слова, вам нужен «Словообразовательный словарь русского языка».
Примеры:
куку-шк-а
кукушеч-к-а ( знаете, почему? потому что: кукушк-ин и кукушеч-ий)
кукуш-онок
кук-ова-ть
за-кук-ова-ть
Я специально привела не самый «чистый» пример. Видите, словообразовательная основа слова кукушка — куку. Но в морфемном словаре есть членение: ку-ку. Почему? Не могу ответить точно, возможно, это сделано для того, чтобы отразить звукоподражательную природу корня. Напомню, в словообразовании выделяют не корень, а основу слова. См. об этом подробнее на сайте.

Теперь, листая эти словари, мы увидим, что довольно часто корни выделены не так, как нас учили прежде. Почему? Потому что учитывается современная семантика (значение) слов. Этим вопросом А.Н.Тихонов тоже занимался, потому что иначе он не мог бы определить границ словообразовательных гнёзд. В одно гнездо входят однокоренные слова. Нам же порой кажется, что у слов, входящих в разные гнезда, корень один. На самом деле это не так.
Вот очень яркий пример: слово благодарить.
Благодарение, благодарный, благодарность, неблагодарность, благодарить, отблагодарить и некоторые другие входят в одно гнездо. Корень — благодар. Все правильно: корень — общая часть родственных слов.
Но нас-то учили по-другому:
нам говорили: в слове два корня: благ и дар. Поэтому написание слова благодарить можно проверить: блАго, дАрит.

Почему такое расхождение возникло?
Потому что мы учились давно. Наука за это время сделала большой шаг вперед, особенно в области словообразования.
А правилами орфографии мы пользуемся старыми. Ныне действует свод правил 56-го года. Тогда считалось, что у слова благодарность два корня, о которых говорилось выше.

Если следовать современным научным представлениям о составе корней русского языка, то многие слова к проверочным относить неправильно. Но сократить списки проверочных слов — значит на практике осложнить жизнь детишкам: для них чем больше таких слов, тем лучше. И еще момент, существенный с точки зрения дидактики: подбирать проверочные слова учат очень рано, тогда, когда дети совершенно не готовы понять все тонкости морфемного членения слов. Но, привыкнув использовать в качестве родственных слов такие, которые на самом деле родственными не являются, дети переучиваться потом не хотят. Отсюда и ошибки в разборах.
Замкнутый круг!

Когда я делала тесты по орфографии (21 -го открываем новую версию!), каждое слово выверяла по словарям. Это как идти по льду. Неудобно. Но другого выхода не вижу. У меня была жесткая установка на расширение позитивного опыта.

Скоро мы выложим словарики: Фонетический разбор (600 слов), Морфемный разбор (около 400 слов) и Словообразовательный разбор (около 300 слов). Это дополнительный справочный материал к разделу «Разборы». Какие слова я отбирала? Те, которые целый год запрашивали пользователи.

14 авг 2012, 19:15

Профиль

Наталья

Автор сайта

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086

Сообщение Re: Я не понимаю. Помогите разобраться!

Извините, может быть, не совсем ясно ответила на ваш вопрос:
Корень по-прежнему считается общей частью родственных слов. Но вот то, какие слова являются родственными, — теперь вопрос, на которой лучше отвечать не интуитивно, со словарем в руках.

14 авг 2012, 19:27

Профиль

Anna_S

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129

Сообщение Re: Я не понимаю. Помогите разобраться!

Наталья Алексеевна, спасибо вам за такой подробный ответ! У меня сейчас совсем нет времени вникать в эту тему, но, пользуясь случаем, хочу вас поблагодарить ещё и от имени своих подруг и знакомых, которым рекомендовала ваш сайт. Многие из них — учителя. Все в восторге!

29 авг 2012, 19:21

Профиль

Данила

Зарегистрирован: 10 окт 2012, 21:16
Сообщения: 4

Сообщение Re: Я не понимаю. Помогите разобраться!

Объясните, пожалуйста, почему «еще неспелые ягоды» или «еще незрелое яблоко» пишется с НЕ вместе, а «еще не распустившийся цветок» отдельно?

10 окт 2012, 21:30

Профиль

Наталья

Автор сайта

Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086

Сообщение Re: Я не понимаю. Помогите разобраться!

Данила писал(а):

Объясните, пожалуйста, почему «еще неспелые ягоды» или «еще незрелое яблоко» пишется с НЕ вместе, а «еще не распустившийся цветок» отдельно?

Данила, в ваших примерах слова неспелый и незрелый — это прилагательные, а на правописание прилагательных с НЕ не влияет наличие зависимых слов. Классические примеры Д.Э. Розенталя: неизвестные науке факты, незнакомый нам автор, незаметная на первый взгляд ошибка, ненужные для дела подробности.

Еще не распустившийся цветок — это пример употребления причастия. Для причастий наличие зависимого слова важно: если оно есть, то пишем причастие с НЕ раздельно.

Подробнее см.:

http://russkiy-na-5.ru/rules/110

,

http://russkiy-na-5.ru/rules/113

11 окт 2012, 07:01

Профиль

Данила

Зарегистрирован: 10 окт 2012, 21:16
Сообщения: 4

Сообщение Re: Я не понимаю. Помогите разобраться!

Спасибо большое за объяснение.Буду рекомендовать ваш сайт своим друзьям.

13 окт 2012, 22:12

Профиль

Показать сообщения за:  Поле сортировки  

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

cron

На непросохшем песке еще не затоптанные следы крупных капель. (Бакланов)

Сизый ковыль, ещё не распустившийся, ещё не побелевший, расстилался, как волны. (Аксаков)

…тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (Куприн)

В моём учебнике я не нашёл для этого правила, но выглядит будто если есть наречие ещё, то не с причастиями пишется раздельно. Что меня смущает, потому что я ведь могу сказать ещё маленький ребёнок, ещё свежие овощи, хотя понимаю что «маленький» и «свежий» являются прилагательными, а не причастиями.

Действительно ли ещё является зависимым от причастий словом и, следовательно, заставляет частицу не находиться отдельно?

whyer's user avatar

asked Jan 16, 2015 at 0:44

mosceo's user avatar

Действительно ли ещё является зависимым от причастий словом…?

Я думаю, что именно так.

ещё не затоптанные следы
не затоптанные ещё следы
не затоптанные пока следы
не затоптанные к утру следы
не затоптанные прохожими следы

Кажется, функция зависимого слова налицо.

Примеры ещё маленький ребёнок и ещё свежие овощи вряд ли хороши, так как не содержат не-. Можно предложить более наглядные примеры: ещё небольшой ребёнок, ещё неспелые овощи — но ещё не выросший ребёнок и ещё не созревшие овощи. Тут небольшой и неспелый — прилагательные, легко заменяемые синонимами маленький и зелёный, поэтому они должны писаться слитно. Причастия же с не-, согласно правилу о зависимом слове, пишутся раздельно.

answered Jan 16, 2015 at 1:13

Avi Gordon's user avatar

Avi GordonAvi Gordon

2,38310 silver badges13 bronze badges

4

Как правильно пишется словосочетание «недозрелые ягоды»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова обезрыбеть (глагол), обезрыбели:

Ассоциации к слову «ягода&raquo

Синонимы к словосочетанию «недозрелые ягоды&raquo

Предложения со словосочетанием «недозрелые ягоды&raquo

  • Потребуются недозрелые ягоды малины, которые надо перебрать, но не мыть.

Сочетаемость слова «недозрелый&raquo

Сочетаемость слова «ягода&raquo

Значение слова «недозрелый&raquo

НЕДОЗРЕ́ЛЫЙ , —ая, —ое. Недостаточно созревший; недоспелый. Недозрелые плоды. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «ягода&raquo

Я́ГОДА , -ы, ж. Небольшой сочный плод кустарниковых или травянистых растений. Ягоды брусники. Собирать ягоды. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «недозрелый&raquo

  • Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «недозрелый&raquo

НЕДОЗРЕ́ЛЫЙ , —ая, —ое. Недостаточно созревший; недоспелый. Недозрелые плоды.

Значение слова «ягода&raquo

Я́ГОДА , -ы, ж. Небольшой сочный плод кустарниковых или травянистых растений. Ягоды брусники. Собирать ягоды.

Предложения со словосочетанием «недозрелые ягоды&raquo

Потребуются недозрелые ягоды малины, которые надо перебрать, но не мыть.

Выньте из немного недозрелых ягод тёрна косточки и нарежьте мякоть.

Из недозрелых ягод делают компоты, варенье, джемы, из перезрелых – желе, соки и вина.

Синонимы к словосочетанию «недозрелые ягоды&raquo

Ассоциации к слову «ягода&raquo

Сочетаемость слова «недозрелый&raquo

Сочетаемость слова «ягода&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Еще не спелые ягоды правописание

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.

Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.

Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Кустики брусники усыпаны ещё НЕ СОЗРЕВШИМИ ягодами. (Причастие.+зав.сл.)

Даже запах бензина НЕ МОГ заглушить луговой аромат.(Не+глагол)

В НЕБОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо. ( Союз «Но» не разделяет)

Картошка на огородах до сих пор НЕ ВЫКОПАНА. (НЕ+краткое причастие)

НЕ ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически. (НЕ+деепричастие)

Пра­во­пи­са­ние НЕ и НИ.

По спе­ци­фи­ка­ции в за­да­нии дан­но­го типа про­ве­ря­ет­ся:

−уме­ние от­ли­чать ча­сти­цу НЕ от ча­сти­цы НИ;

−уме­ние от­ли­чать при­став­ку НЕ от при­став­ки НИ;

−уме­ние пи­сать слит­но или раз­дель­но НЕ со всеми ча­стя­ми речи.

В связи с этим об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что усло­вие за­да­ний в за­ви­си­мо­сти от его целей может су­ще­ствен­но раз­ли­чать­ся. При этом также от­ме­ча­ем, что в ти­по­вых за­да­ни­ях ЕГЭ (ав­то­ры Цы­буль­ко И.П., Львов, Его­ра­е­ва) про­ве­ря­ет­ся лишь уме­ние пи­сать слит­но или раз­дель­но НЕ с раз­ны­ми ча­стя­ми речи, а в за­да­ни­ях дру­гих ав­то­ров, в том числе Се­ни­ной, ММИО (Стат­Град) пред­став­ле­ны и за­да­ния на выбор НЕ или НИ. Ре­дак­ция РЕ­ШУ­ЕГЭ также счи­та­ет не­об­хо­ди­мым рас­ши­рять типы дан­но­го за­да­ния в пре­де­лах спе­ци­фи­ка­ции те­ку­ще­го года.

Также об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что ряд пра­вил, при по­мо­щи ко­то­рых про­ве­ря­ет­ся на­пи­са­ние, не изу­ча­ет­ся в школь­ном курсе. Такие пра­ви­ла от­ме­че­ны знач­ком *.

12.1 Слит­ное и раз­дель­ное на­пи­са­ние ча­стиц НЕ и НИ.

Ча­сти­ца НЕ пи­шет­ся раз­дель­но:

1) Если есть или под­ра­зу­ме­ва­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние с име­на­ми, на­ре­чи­я­ми и при­ча­сти­я­ми.

Сле­ду­ет раз­ли­чать пря­мое про­ти­во­по­став­ле­ние, при ко­то­ром один из двух при­зна­ков, на­зван­ных при­ла­га­тель­ны­ми, от­ри­ца­ет­ся, а вто­рой—утвер­жда­ет­ся, и про­ти­во­по­став­ле­ние с усту­пи­тель­ным от­тен­ком зна­че­ния, при ко­то­ром оба при­зна­ка, на­зван­ные при­ла­га­тель­ны­ми, при­пи­сы­ва­ют­ся пред­ме­ту, т. е. име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, но без от­ри­ца­ния.

Ср: Озеро не глу­бо­кое, а мел­кое (от­ри­ца­ет­ся при­знак ‘глу­бо­кое’ и утвер­жда­ет­ся при­знак ‘мел­кое’ ).—Озеро не­глу­бо­кое, но ши­ро­кое (утвер­жда­ют­ся оба при­зна­ка : ‘и мел­кое, и ши­ро­кое’; ‘хотя мел­кое , но ши­ро­ко е’) .

1) Это не сча­стье, а горе. Река не мел­кая (глу­бо­кая). Ты мне не друг. Шли не быст­ро, а мед­лен­но. Не смол­ка­ю­щий, а на­рас­та­ю­щий гул.

2) *С при­ла­га­тель­ны­ми, на­ре­чи­я­ми на -о и при­ча­сти­я­ми, сло­ва­ми на -мый, если про­ти­во­по­став­ле­ние под­ра­зу­ме­ва­ет­ся и от­ри­ца­ние уси­ли­ва­ет­ся сло­ва­ми:

а) вовсе не, от­нюдь не, да­ле­ко не, ни­чуть не, ни­ма­ло не;

б) от­ри­ца­тель­ны­ми ме­сто­имен­ны­ми сло­ва­ми: ни­сколь­ко не, никак не, ни­ко­го не, ни­ко­му не, никем не, ни­ко­гда не, ни­ку­да не, ни­ка­кой не, ни­че­го не, ни­че­му не, ничем не и т. п.

Для удоб­ства по­яс­не­ний на­зы­ва­ем их о т р и ц а т е л ь н ы м и уси­ли­те­ля­ми.

а) Это вовсе не прав­да; Этот слу­чай вовсе не уни­ка­лен; Это от­нюдь не оче­вид­но; Она да­ле­ко не храб­рая; Че­ло­век он ни­чуть не глу­пый; Рас­ска­зы­вать об этом ни­чуть не ве­се­ло; Ни­ма­ло не смущён; Она вовсе не об­ра­зо­ван­нее мужа;

б)Слу­чай никак не под­хо­дя­щий; Ни­ку­да не год­ный про­ект; Ни­ка­кой он мне не при­я­тель; ни­сколь­ко не за­вист­ли­вый, ни­ко­му не нуж­ный, ни в коем слу­чае не бес­по­лез­ный, ни на что не год­ный, ни к чему не спо­со­бен, ничем не ин­те­рес­ный; Он ни­сколь­ко не кра­си­вее своей сест­ры;

3) *С крат­ки­ми при­ла­га­тель­ны­ми, ко­то­рые не упо­треб­ля­ют­ся в пол­ной форме.

3) не рад, не дол­жен, не прав, не виден, не на­ме­рен, не рас­по­ло­жен, не готов, не обя­зан, не нужен, не со­гла­сен.

4) С пол­ны­ми при­ча­сти­я­ми при на­ли­чии за­ви­си­мых слов (кроме слов уси­ли­те­лей сте­пе­ни, спи­сок смот­ри­те) или про­ти­во­по­став­ле­ния (по об­ще­му пра­ви­лу)4) Вид­не­лись ещё не убран­ные поля ржи. Не сме­ю­щий­ся, а пла­чу­щий ребёнок.

4) *С от­гла­голь­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида с по­мо­щью суф­фик­сов -ем-, -им- толь­ко при на­ли­чии за­ви­си­мо­го слова в тво­ри­тель­ном па­де­же.4) Не лю­би­мый мною пред­мет пред­сто­я­ло сда­вать в этом году.

Этот слу­чай тре­бу­ет до­пол­ни­тель­ных по­яс­не­ний. Сле­ду­ет раз­ли­чать на­пи­са­ние не со сло­ва­ми на -мый, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида: такие слова могут быть как стра­да­тель­ны­ми при­ча­сти­я­ми на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, так и при­ла­га­тель­ны­ми (в пер­вом слу­чае на­пи­са­ние с не раз­дель­ное, во вто­ром – слит­ное). При­ча­сти­я­ми они яв­ля­ют­ся, если при них в ка­че­стве по­яс­ни­тель­но­го слова упо­треб­ля­ет­ся тво­ри­тель­ный падеж дей­ству­ю­ще­го лица, реже тво­ри­тель­ный ору­дия (так на­зы­ва­е­мый ин­стру­мен­таль­ный); при на­ли­чии дру­гих по­яс­ни­тель­ных слов они ста­но­вят­ся при­ла­га­тель­ны­ми (те­ря­ют зна­че­ние стра­да­тель­но­сти и зна­че­ние вре­ме­ни и при­об­ре­та­ют ка­че­ствен­ное зна­че­ние). Ср.: не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок – не­лю­би­мые в дет­стве игры (во вто­ром слу­чае слово не­лю­би­мый ука­зы­ва­ет на по­сто­ян­ный при­знак, обо­зна­ча­ет при­мер­но то же, что «не­при­ят­ный», «не­же­ла­тель­ный»); дви­же­ние, не тор­мо­зи­мое воз­ду­хом – не­ви­ди­мая с Земли сто­ро­на Луны.

К при­ла­га­тель­ным этого типа от­но­сят­ся: не­ви­ди­мый, не­вме­ня­е­мый, невос-пла­ме­ня­е­мый, не­га­си­мый, не­дви­жи­мый, не­де­ли­мый, не­за­бы­ва­е­мый, не-зри­мый, не­из­ме­ня­е­мый, не­лю­би­мый, не­мыс­ли­мый, не­об­ла­га­е­мый, неот-чуж­да­е­мый, не­пе­ре­во­ди­мый, не­пе­ре­да­ва­е­мый, не­по­зна­ва­е­мый, не­про­ве­ря­е­мый, не­спря­га­е­мый, не­тер­пи­мый и др. Ср. их на­пи­са­ние при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов: не­де­ли­мое на три число, не­за­бы­ва­е­мые для нас встре­чи, сквозь не­зри­мые миру слезы, не­мыс­ли­мые в не­дав­нем про­шлом ре­кор­ды, не­пе­ре­да­ва­е­мые про­сты­ми сло­ва­ми чув­ства, не­про­ве­ря­е­мые с дав­них пор счета, не­про­хо­ди­мая в ве­сен­нюю пору грязь, не­скло­ня­е­мые в рус­ском языке су­ще­стви­тель­ные, не­тер­пи­мое в нашем об­ще­стве по­ве­де­ние и т.д.

5) С гла­го­ла­ми, де­е­при­ча­сти­я­ми, крат­ки­ми при­ча­сти­я­ми, с чис­ли­тель­ны­ми, со­ю­за­ми, ча­сти­ца­ми, пред­ло­га­ми:5) не был, не мог, не узнав­ши, не ве­ле­но, не убран, не один, не пять, не то . не то, не толь­ко, не над нами.

6) *С на­ре­чи­я­ми и сло­ва­ми ка­те­го­рии со­сто­я­ния

а) в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни

б) в роли ска­зу­е­мо­го без­лич­но­го ска­зу­е­мо­го

6) дви­гал­ся не гром­че, го­во­рил не быст­рее

мне не надо, ей не нужно

7) в от­ри­ца­тель­ных ме­сто­име­ни­ях с пред­ло­гом с уда­ре­ни­ем

7) не с кем, не в чем, не о ком

7) в от­ри­ца­тель­ных ме­сто­име­ни­ях с пред­ло­гом без уда­ре­ния

7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слит­ное на­пи­са­ние НЕ и НИ.

Ча­сти­ца не пи­шет­ся слит­но:

1) Если слово без НЕ не упо­треб­ля­ет­ся.

а) Су­ще­стви­тель­ные: не­бы­ли­ца, не­ва­ляш­ка, не­ве­же­ство, не­веж­да, не­взго­да, не­ви­даль, не­ви­дим­ка, не­воль­ник, не­го­дяй, не­до­тро­га, недуг, не­за­буд­ка, не­на­висть, не­на­стье, не­по­лад­ки, не­по­се­да, не­ря­ха, не­смышлёныш, не­удач­ник, не­христь;

б) при­ла­га­тель­ные и на­ре­чия, об­ра­зо­ван­ные от них: не­бреж­ный, не­взрач­ный, не­воз­вра­ти­мый, не­вре­ди­мый, не­из­беж­ный, не­из­мен­ный, не­ле­пый, не­об­хо­ди­мый, не­по­бе­ди­мый, не­пре­стан­ный, не­раз­луч­ный, не­ска­зан­ный, не­скон­ча­е­мый, не­смол­ка­е­мый, не­со­мнен­ный, не­срав­нен­ный, не­су­раз­ный, не­счаст­ный, не­ук­лю­жий, не­стер­пи­мый, не­по­ко­ле­би­мый, не­пре­ре­ка­е­мый, не­укро­ти­мый; не­бреж­но, не­ле­по, не­об­хо­ди­мо, не­со­мнен­но;

в) гла­го­лы: не­взви­деть, не­взлю­бить, не­го­до­вать, не­до­мо­гать, не­сдоб­ро­вать, не­на­ви­деть, не­здо­ро­вить­ся, не­мо­жет­ся, не­до­уме­вать, нейдёт, неймётся;

г) на­ре­чия и дру­гие не­из­ме­ня­е­мые слова: нев­мо­го­ту, нев­мочь, нев­терпёж, не­вдомёк, не­взна­чай, нев­про­во­рот, нель­зя, не­на­ро­ком, не­ужто,не­хо­тя; не­смот­ря на, не­взи­рая на (пред­ло­ги)

2) *НЕ яв­ля­ет­ся ча­стью при­став­ки НЕДО, ко­то­рая придаёт гла­го­лам зна­че­ние не­пол­но­ты , не­до­ста­точ­но­сти по срав­не­нию с какой-ни­будь нор­мой». Это же пра­ви­ла ра­бо­та­ет и в при­ча­сти­ях, об­ра­зо­ван­ных от гла­го­лов с при­став­кой НЕДО. При­став­ка НЕДО- часто бы­ва­ет ан­то­ни­мич­на при­став­ке ПЕРЕ-: не­до­со­лить — пе­ре­со­лить, не­до­вы­пол­нить- пе­ре­вы­пол­нить, не­до­лить — пе­ре­лить, не­до­дать- пе­ре­дать.

2) Ребёнку очень НЕ­ДО­ста­ва­ло за­бо­ты ро­ди­те­лей. Во время войны дети НЕ­ДО­еда­ли и НЕ­ДО­сы­па­ли. Рож­де­ствен­ский слиш­ком верил в свои силы, счи­тая себя ге­ни­аль­ным, но НЕ­ДО­оце­нил спо­соб­но­стей сво­е­го про­тив­ни­ка.

3) С су­ще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, на­ре­чи­я­ми на -о, -е, когда об­ра­зу­ет­ся новое слово, новое по­ня­тие, часто с от­ри­ца­тель­ным ка­че­ством.

3) не­сча­стье (беда), нелёгкий (труд­ный), нелёгок, не­кра­сив, не­да­ле­ко (близ­ко), не­по­да­ле­ку

4) *В со­че­та­нии с при­ла­га­тель­ны­ми и на­ре­чи­я­ми слова, обо­зна­ча­ю­щих сте­пень ка­че­ства: очень, край­не, весь­ма, чрез­вы­чай­но, явно, до­воль­но (до­воль­но-таки), до­ста­точ­но, во­пи­ю­ще, ис­клю­чи­тель­но, в выс­шей сте­пе­ни не ока­зы­ва­ют вли­я­ния на слит­ное или раз­дель­ное на­пи­са­ние, по­это­му НЕ пи­шет­ся слит­но.

Для удоб­ства по­яс­не­ний на­зы­ва­ем их у с и л и т е л я м и сте­пе­ни.4) Весь­ма не­при­ят­ное про­ис­ше­ствие. Была при­ду­ма­на со­всем не­ин­те­рес­ная игра. Он го­во­рил до­воль­но-таки не­по­нят­но.

5) С пол­ны­ми при­ча­сти­я­ми при от­сут­ствии за­ви­си­мых слов или *когда за­ви­си­мы­ми сло­ва­ми яв­ля­ют­ся уси­ли­те­ли сте­пе­ни5) Мы шли по не­освещённым ули­цам го­род­ка. При­нял со­всем не­об­ду­ман­ное ре­ше­ние.

6) *В от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных от не­пе­ре­ход­ных гла­го­лов или пе­ре­ход­ных гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида с по­мо­щью суф­фик­сов -ем-, -им-. Это не при­ча­стия, так как при­ча­стия с суф­фик­са­ми -ем, -им долж­ны быть толь­ко не­со­вер­шен­но­го вида, они же на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

6) не­увя­да­е­мый, не­ис­ся­ка­е­мый, не­при­ми­ри­мый, не­пре­одо­ли­мый, не­укро­ти­мый, не­ис­чер­па­е­мый, не­со­кру­ши­мый.

7) в от­ри­ца­тель­ных и не­опре­делённых ме­сто­име­ни­ях и на­ре­чи­ях в за­ви­си­мо­сти от уда­ре­ния, Е или И, но слит­но.

7) нЕ­ко­го-ни­ко­гО, нЕ­че­го-ни­че­гО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕ­от­ку­да-нИ­от­ку­да, нЕ­за­чем-ни­за­чЕм, не­ко­гда-ни­ко­гдА.

12.3. Ча­сти­цы НЕ и НИ от­ли­ча­ют­ся по зна­че­нию:

Для пра­виль­но­го вы­бо­ра ча­стиц НЕ и НИ сле­ду­ет учи­ты­вать их смыс­ло­вые раз­ли­чия. От­ра­зим их в таб­ли­цах.

Ос­нов­ные слу­чаи упо­треб­ле­ния от­ри­ца­тель­ных ча­стиц

Писем и те­ле­грамм не было.

Брат не похож на об­ман­щи­ка.

Не луна, не звез­ды ин­те­ре­су­ют меня, а толь­ко ме­тео­ри­ты.

На небе ни об­лач­ка.

Во рту ни ро­син­ки.

Ча­сти­ца НЕ ис­поль­зу­ет­ся Ча­сти­ца НИ ис­поль­зу­ет­ся
1) для уси­ле­ния от­ри­ца­ния, вы­ра­жен­но­го ча­сти­цей НЕ

Ни писем, ни те­ле­грамм не было.

Брат не похож ни на об­ман­щи­ка, ни на шут­ни­ка.

Меня не ин­те­ре­су­ют ни звёзды, ни луна.

2) для вы­ра­же­ния утвер­жде­ния с от­тен­ком дол­жен­ство­ва­ния (двой­ное от­ри­ца­ние):

Он не мог не по­зво­нить.

Мы не могли не за­ме­тить.

3) для вы­ра­же­ния не­воз­мож­но­сти в без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях:

Не до­гнать тебе бе­ше­ной трой­ки!

Не бы­вать войне-по­жа­ру!

3) для эмо­ци­о­наль­но­го вы­ра­же­ния за­пре­та, при­ка­за, дол­жен­ство­ва­ния:

Ни звука! Ни дня без строч­ки!

4) при вы­ра­же­нии не­уве­рен­но­сти, опа­се­ния или вос­хи­ще­ния:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не уда­рил!

Ну чем не герой!

4) для вы­ра­же­ния не­опре­делённо­сти:

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

Во фра­зео­ло­гиз­мах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо.

5) в во­про­си­тель­но-вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях при вы­ра­же­нии под­черк­ну­то­го утвер­жде­ния:

Кто не про­кли­нал стан­ци­он­ных смот­ри­те­лей, кто с ними не бра­нил­ся!

Разве не прав­да, что мы по­ум­не­ли?

С Вашим со­сто­я­ни­ем как не же­нить­ся? (Л. Тол­стой)

5) в при­да­точ­ных пред­ло­же­ни­ях с обобщённо-уси­ли­тель­ным зна­че­ни­ем (с со­юз­ны­ми сло­ва­ми: кто бы ни.. , что бы ни .. , где бы ни .. и т.д.).

Чем бы дитя ни те­ши­лось, лишь бы не пла­ка­ло.

Когда его ни спро­си, за сло­вом в кар­ман не по­ле­зет.

Слож­ные слу­чаи раз­гра­ни­че­ния НИ и НЕ

1.В при­да­точ­ных пред­ло­же­ни­ях. Срав­ни­те:

НЕ вы­ра­жа­ет от­ри­ца­ние:

Когда брат не при­хо­дил, все чув­ство­ва­ли скуку.

Не бы­ва­ет войн, где сол­да­ты не по­ги­ба­ют.

НИ вы­ра­жа­ет утвер­жде­ние с от­тен­ком обоб­щен­но­сти:

Когда бы брат ни при­хо­дил, он все­гда вно­сил ожив­ле­ние и ра­дость.

Где бы сол­да­ты ни по­гиб­ли, их сле­ду­ет пом­нить и чтить.

2. В обо­ро­тах не один и ни один; не раз и ни разу. Срав­ни­те:

Не вы­ра­жа­ет от­ри­ца­ние:

Не один из нас (т.е. мно­гие) был готов к вос­хож­де­нию.

Не раз (т.е. много раз) при­хо­ди­лось мне встре­чать­ся с диким зве­рем.Ни вы­ра­жа­ет уси­ле­ние от­ри­ца­ния:

Ни один из нас (т.е. никто) не был к вос­хож­де­нию.

Ни од­но­го раза (т.е. ни­ко­гда) не при­хо­ди­лось мне встре­чать­ся с диким зве­рем.

3. В ме­сто­имен­ных обо­ро­тах. Срав­ни­те:

Вы­де­ли­тель­ные обо­ро­ты с НЕ со­дер­жат зна­че­ние скры­то­го про­ти­во­по­став­ле­ния и упо­треб­ля­ют­ся в утвер­ди­тель­ных пред­ло­же­ни­ях (ср.: не кто иной, а .. )

Не кто иной, как дятел, глухо сту­чал в лесу.

Перед нами было не что иное, как древ­няя пе­ще­ра.

Эти обо­ро­ты упо­треб­ля­ют­ся в от­ри­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях и слу­жат для уси­ле­ния от­ри­ца­ния: никто . не; ничто . не:

Никто иной не вывел бы нас на вер­ную тропу.

Ничто иное, кроме му­зы­ки, меня не увле­ка­ло так силь­но.

Со­став­ные уси­ли­тель­ные обо­ро­ты с ча­сти­цей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бы­ва­ло и др.

Раз­ли­ча­ет­ся на­пи­са­ние не с от­гла­голь­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми на -мый и с при­ча­сти­я­ми на -мый; при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов пер­вые пи­шут­ся слит­но (как и оты­мен­ные при­ла­га­тель­ные), вто­рые — раз­дель­но, на­при­мер:

а) не­оби­та­е­мый с дав­них пор ост­ров, не­рас­тво­ри­мые в воде кри­стал­лы, не­раз­ли­чи­мые в тем­но­те фи­гу­ры людей;

б) не по­се­ща­е­мые охот­ни­ка­ми за­по­вед­ни­ки, не чи­та­е­мые не­спе­ци­а­ли­ста­ми жур­на­лы, не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок.

К при­ла­га­тель­ным на -мый от­но­сят­ся слова, об­ра­зо­ван­ные от не­пе­ре­ход­ных гла­го­лов (на­при­мер: не­за­ви­си­мый, не­про­мо­ка­е­мый, не­сго­ра­е­мый) или от гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида (на­при­мер: не­ис­пра­ви­мый, не­осу­ще­стви­мый, не­раз­ру­ши­мый). На эти слова рас­про­стра­ня­ют­ся общие пра­ви­ла на­пи­са­ния не с при­ла­га­тель­ны­ми, т. е. они пи­шут­ся слит­но и при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов (при­ме­ры см. выше), а также в крат­кой форме (на­при­мер: ост­ров не­оби­та­ем, бо­лезнь не­из­ле­чи­ма, эти стра­ны эко­но­ми­че­ски не­за­ви­си­мы). Од­на­ко оста­ет­ся в силе пра­ви­ло раз­дель­но­го на­пи­са­ния при­ла­га­тель­ных с не, если в ка­че­стве по­яс­ни­тель­ных слов вы­сту­па­ют ме­сто­име­ния и на­ре­чия, на­чи­на­ю­щи­е­ся с ни, или со­че­та­ния да­ле­ко не, вовсе не, от­нюдь не (см. выше, п. 6, при­меч. 1. под­пункт 2), на­при­мер: ни с чем не срав­ни­мое впе­чат­ле­ние, ни от кого не за­ви­си­мые стра­ны, от­нюдь не рас­тво­ри­мые кри­стал­лы; это яв­ле­ние ни из жизни, ни из ис­кус­ства не устра­ни­мо. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют слова, ко­то­рые без не не упо­треб­ля­ют­ся, на­при­мер: никем не­по­бе­ди­мая армия, ни для кого не­по­сти­жи­мый слу­чай, ни при каких усло­ви­ях не­по­вто­ри­мый экс­пе­ри­мент.

Сле­ду­ет раз­ли­чать на­пи­са­ние не со сло­ва­ми на -мый, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида: такие слова могут быть как стра­да­тель­ны­ми при­ча­сти­я­ми на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, так и при­ла­га­тель­ны­ми (в пер­вом слу­чае на­пи­са­ние с не раз­дель­ное, во вто­ром — слит­ное). При­ча­сти­я­ми они яв­ля­ют­ся, если при них в ка­че­стве по­яс­ни­тель­но­го слова упо­треб­ля­ет­ся тво­ри­тель­ный падеж дей­ству­ю­ще­го лица, реже тво­ри­тель­ный ору­дия (так на­зы­ва­е­мый ин­стру­мен­таль­ный); при на­ли­чии дру­гих по­яс­ни­тель­ных слов они ста­но­вят­ся при­ла­га­тель­ны­ми (те­ря­ют зна­че­ние стра­да­тель­но­сти и зна­че­ние вре­ме­ни и при­об­ре­та­ют ка­че­ствен­ное зна­че­ние). Ср.: не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок — не­лю­би­мые в дет­стве игры (во вто­ром слу­чае слово не­лю­би­мый ука­зы­ва­ет на по­сто­ян­ный при­знак, обо­зна­ча­ет при-мерно то же, что «не­при­ят­ный», «не­же­ла­тель­ный»); дви­же­ние, не тор­мо­зи­мое воз­ду­хом — не­ви­ди­мая с Земли сто­ро­на Луны.

К при­ла­га­тель­ным этого типа от­но­сят­ся: не­ви­ди­мый, не­вме­ня­е­мый, не­вос­пла­ме­ня­е­мый, не­га­си­мый, не­дви­жи­мый, не­де­ли­мый, не­за­бы­ва­е­мый, не-зри­мый, не­из­ме­ня­е­мый, не­лю­би­мый, не­мыс­ли­мый, не­об­ла­га­е­мый, не­от­чуж­да­е­мый, не­пе­ре­во­ди­мый, не­пе­ре­да­ва­е­мый, не­по­зна­ва­е­мый, не­про­ве­ря­е­мый, не­спря­га­е­мый, не­тер­пи­мый и др. Ср. их на­пи­са­ние при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов: не­де­ли­мое на три число, не­за­бы­ва­е­мые для нас встре­чи, сквозь не­зри­мые миру слезы, не­мыс­ли­мые в не­дав­нем про­шлом ре­кор­ды, не­пе­ре­да­ва­е­мые про­сты­ми сло­ва­ми чув­ства, не­про­ве­ря­е­мые с дав­них пор счета, не­про­хо­ди­мая в ве­сен­нюю пору грязь, не­скло­ня­е­мые в рус­ском языке су­ще­стви­тель­ные, не­тер­пи­мое в нашем об­ще­стве по­ве­де­ние и т. д.

Правописание НЕ с именами прилагательными

О чем эта статья:

Когда не с прилагательными пишется слитно

Если без не слово не употребляется

Не с прилагательными пишется слитно, если такое слово нельзя употреблять без не.

Примеры: ненасытный, ненастье, негодовать, недоумевать, небылицы, ненавидеть.

Если есть сопоставление

Когда слова не противоречат друг другу, а по-разному описывают предмет или ситуацию, прилагательное и частица не пишутся слитно. Часто такой случай можно узнать по союзам но, и.

Холл небольшой, но уютный.

Холл небольшой и уютный.

Холл небольшой, уютный.

По этому предложению ясно, что холл маленький и все же уютный. Эти слова не противоречат друг другу, а дают разную информацию.

Если пояснительные слова — это наречия меры и степени

Когда прилагательное поясняют наречия меры и степени, не пишется слитно. Такими словами могут быть:

в высшей степени и т. д.

Эта ситуация в высшей степени несправедлива.

Человек напротив был крайне нескладным и угловатым.

Тайник оказался слишком незаметным.

Когда не с прилагательными пишется раздельно

Если есть противопоставление

Когда в предложении ясно, что одну его часть автор утверждает, а другую — отрицает, не с прилагательными пишется раздельно. Такие случаи можно узнать по союзу а. При этом оба слова должны противоречить друг другу, то есть быть антонимами. Это же правило касается и кратких прилагательных.

Это дерево не высокое, а низкое.

Дом на холме не близок от деревни, а далек.

Он встретил нас не гостеприимно, а грубо.

Иногда противопоставление автор не пишет, а лишь подразумевает. В этом случае не с прилагательным тоже пишется раздельно.

Отношения между ними были не дружескими.

Если есть отрицательные местоимения и наречия

Когда в предложении есть отрицательные местоимения и наречия, не с прилагательными пишется раздельно.

Такими словами могут быть:

нисколько и т. д.

Ремонт оказался вовсе не дорогим.

Хоть отец и не приехал, мне было ничуть не грустно.

Если у краткого прилагательного нет полной формы

Когда к слову нельзя подобрать полную форму и сохранить его значение, написание частицы не с прилагательным будет раздельным.

Я не готов к такому повороту событий.

Он явно был не рад видеть мою семью.

Если не используем с относительными прилагательными

Иногда предложение отрицает свойство предмета с помощью относительного прилагательного с не. В этом случае не следует писать раздельно.

Примеры: не каменный забор, не серебряные серьги, не шелковый шарф, не деревянный стол.

Если прилагательное передает цвет или вкус

Когда предложение отрицает цвет или вкус предмета с помощью качественного прилагательного, не пишется раздельно.

Примеры: не кислая вишня, не зеленый учебник, не синее пальто.

Если не используем с притяжательными прилагательными

Когда предложение отрицает, что предмет кому-либо принадлежит, не пишется раздельно. Такие прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьи? чье?

Примеры: не мамина сумка, не отцов дом.

Если предложение отрицает два одинаковых признака сразу

Когда сразу несколько прилагательных отражают одно и то же качество предмета, не пишется раздельно.

Она не молода и не стара.

Особые случаи, когда не с прилагательными пишется раздельно или слитно

Не с пояснительным словом совсем

В случае со словом совсем написание не с прилагательными может быть и слитным, и раздельным.

Если слово совсем мы используем в значении очень, совершенно, то не с таким прилагательным пишется слитно.

Совсем некрасивый человек (очень некрасивый).

Если же под совсем мы имеем в виду отнюдь или никоим образом, то прилагательное с не пишется раздельно.

Совсем не красивый человек (отнюдь не красивый).

Если прилагательное в сравнительной степени

Обычно прилагательные в сравнительной степени с не пишут раздельно.

Все детство я был не выше своей сестры.

Но бывают и исключения. Когда прилагательное в сравнительной степени образовалось от другого прилагательного с приставкой не, такое слово пишется слитно.

Лекция была еще непонятнее, чем обычно.

Здесь прилагательное непонятнее образовано от слова непонятная. Противопоставления нет, и слово можно заменить синонимом без не — запутанная, сложная. Значит, не — это приставка.

Проверьте себя

Как пишется не с прилагательными в этих случаях? Для самопроверки можно использовать таблицу правописания частицы не с прилагательными ниже.

И он ушел, высокий, (не) складный, никем (не) понятый.

Перед нами открылась (не) крохотная полянка, а целое поле.

Это была (не) обычная новогодняя ночь: за окном светило совсем (не) зимнее солнце.

Он оказался (не) готов к такой резкой смене событий.

Ее (не) ряшливый вид кричал о тяжелом периоде в жизни.

источники:

http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=6352

http://skysmart.ru/articles/russian/chastica-ne-s-prilagatelnymi

logo

  • Помогите пожалуйста
    Мешают и заросли дикой малины, усеянные (не)спелыми ягодами.
    Слово неспелыми пишется слитно или раздельно в данном предложении? Если да то почему?

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      memphishurst651

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    2 минуты назад

    Пожалуйста помогите придумать 5 вопросов к тексту на немецком

  • informatika
    Информатика

    2 минуты назад

    Решите инфу 9 класса, плиз

  • literatura
    Литература

    7 минут назад

    Чье досье заспорила информацию о нем? Остров сокровищ. Друг задал вопрос на который нужен ответ, а он не шарит.

  • obshtestvoznanie
    Обществознание

    12 минут назад

    Имеет ли право учительница для младших классов носить хиджаб в школе

  • matematika
    Математика

    12 минут назад

    Найти площадь, ограниченной параболой y=4x–x^2, прямой y=4-x и осью Ох.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    33 минут назад

    Вас ебали 7 негров

  • matematika
    Математика

    45 минут назад

    Боты идите учите окр

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Еще незасеянное поле как пишется
  • Еще не скошенная трава как пишется слитно или раздельно
  • Еще не сеянный овес как пишется
  • Еще незаконченная работа как пишется
  • Еще не решенная задача как пишется