gregorys
+10
Решено
1 год назад
Русский язык
5 — 9 классы
Ещё не/спелые ягоды
Слитно или раздельно
Смотреть ответ
Ответ
0
(0 оценок)
0
darapincuk631
1 год назад
Светило науки — 1 ответ — 0 раз оказано помощи
слитно так как это не действия
(0 оценок)
Ответ
1
(1 оценка)
0
feddersh
1 год назад
Светило науки — 9 ответов — 0 раз оказано помощи
Объяснение:оба правильно
если есть противоставление то раздельно
если описание то слитно
зависит от контекста
(1 оценка)
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. 1) (В)следстви.. по этому …
здравствуйте помогите пожалуйста составить 3 плана (в каждом по три пункта)для сочинения описания, рассуждения и повествования учебник 5 класс …
2класс,руский язык упражнение40,стр20
Обособленные обстоятельства. Задание 161) Выпиши номер предложения, в котором встречается обособленное обстоятельство (число без точки в конце) …
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста, а также позицию автора(избегайте чрезмерного цитирования). Напишите, согласны или н …
Я не понимаю. Помогите разобраться!
Я не понимаю. Помогите разобраться!
Автор | Сообщение |
---|---|
Автор сайта Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
|
Я не понимаю. Помогите разобраться! Я получаю много писем от ребят. Иногда они задают очень интересные и непростые вопросы. Тогда я отвечаю им на сайте: http://russkiy-na-5.ru/sections/101 . Иногда вопросы такие, что помочь им могли бы другие ребята, их ровесники. Или кто-то из ребят постарше. Или родители. Один ум хорошо, а два лучше. А коллективный разум форумчан — это вообще сила. |
01 май 2012, 08:33 |
|
HedgehogUES Зарегистрирован: 30 апр 2012, 13:19
|
Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! Сколько себя помню, я никогда не понимал, для чего необходимо искать в тех или иных произведениях какой-нибудь скрытый смысл (это особенно сильно связано с лирикой). Почему нельзя просто прочитать стихотворение и насладиться красотой слога? |
05 авг 2012, 14:34 |
|
Наталья Автор сайта Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
|
Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! Если бы вы знали, как мне близко ваше мнение! Единственное, что можно сделать, это проводить политику, стимулирующую чтение и интерес к нему. Контролировать, по-моему, нужно лишь то, читал ребенок текст или нет. Высокие отметки ставить за то, что человек читает. Я не против комментариев, я не против обсуждения, я против того, что многие дети читать не умеют: так и не научились, потому что читали слишком мало. А с этим мы сталкиваемся постоянно. И не только на уроках литературы. На уроках русского языка в 7–8-м классах беды с пунктуацией возникают из-за того, что дети не могут вдумчиво прочитать предложение и понять его. Ребятам трудно писать сочинения из-за того, что их активный словарь слишком беден. В другой теме я уже цитировала афористичное высказывание писателя Д. Быкова: «Литература дает ребенку словарь». Курс литературы в том виде, в каком он предлагается ребятам сейчас, имеет много уязвимых точек. Посмотрим материалы по ЕГЭ. Мы увидим, что дети должны знать массу литературоведческих терминов, уметь оперировать множеством специальных понятий. Но уроки литературы, перегруженные литературоведением, это точно не то, что требуется ребятам сегодня. Они не прививают любовь к чтению, а, скорее, наоборот, отвращают от классической книги. Школьный разбор лирических произведений – отдельная песня. Вспоминается, как это происходило в школе у моего сына. Престижная школа в центре Москвы. Задание на дом: разбор стихотворения. Ребенка трясет. Родители, заметьте, – филологи. Книги по литературоведению под рукой. Муж ворчит: «Опять домашнее задание для родителей!» А вот другое воспоминание. Сын, еще маленький, болеет, лежит в постели с температурой. А мне студенты подарили сборник стихов Б. Окуджавы. Стихи не детские. Но книжка новая, в ней есть неизвестные мне тексты. Отчаянно хочется почитать. Начинаю читать вслух. Неожиданно ребенок говорит: На мой взгляд, цель у школьного курса литературы в наше время должна быть простой и очевидной — стимулировать детское чтение. |
06 авг 2012, 22:05 |
|
Anna_S Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
|
Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! Когда старшая училась в 3-м классе, несколько раз подряд нам попадались задания на разбор, которые никто из ребят не сделал правильно. К 3-му классу я, вообще-то, привыкла к идиотизму школьных заданий и перестала обращать на них внимание, но здесь мне стало интересно — а как же эти слова разбираются правильно? Подошла к учительнице, спросила. Оказалось: Погоревали мы тогда вместе, и учительница решила давать детям только самые «лёгкие» случаи (чтоб каждая морфема имела своё значение и можно было бы подобрать слова с той же морфемой, несущей тот же смысл). На том и успокоились. Но вот дитё уже в 9 классе, впереди ГИА. Какие теперь алгоритмы? Существуют ли они вообще? Кто-то видел учебник, в котором эта тема изложена ясно, языком, понятным школьнику? |
13 авг 2012, 19:14 |
|
Наталья Автор сайта Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
|
Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! Если честно, то я ждала этого вопроса или даже целого комплекса вопросов… Сначала о ваших примерах и описанной вами ситуации. Комментария требуют два момента. Теперь давайте обратимся к вашим примерам. Теперь, листая эти словари, мы увидим, что довольно часто корни выделены не так, как нас учили прежде. Почему? Потому что учитывается современная семантика (значение) слов. Этим вопросом А.Н.Тихонов тоже занимался, потому что иначе он не мог бы определить границ словообразовательных гнёзд. В одно гнездо входят однокоренные слова. Нам же порой кажется, что у слов, входящих в разные гнезда, корень один. На самом деле это не так. Почему такое расхождение возникло? Если следовать современным научным представлениям о составе корней русского языка, то многие слова к проверочным относить неправильно. Но сократить списки проверочных слов — значит на практике осложнить жизнь детишкам: для них чем больше таких слов, тем лучше. И еще момент, существенный с точки зрения дидактики: подбирать проверочные слова учат очень рано, тогда, когда дети совершенно не готовы понять все тонкости морфемного членения слов. Но, привыкнув использовать в качестве родственных слов такие, которые на самом деле родственными не являются, дети переучиваться потом не хотят. Отсюда и ошибки в разборах. Когда я делала тесты по орфографии (21 -го открываем новую версию!), каждое слово выверяла по словарям. Это как идти по льду. Неудобно. Но другого выхода не вижу. У меня была жесткая установка на расширение позитивного опыта. Скоро мы выложим словарики: Фонетический разбор (600 слов), Морфемный разбор (около 400 слов) и Словообразовательный разбор (около 300 слов). Это дополнительный справочный материал к разделу «Разборы». Какие слова я отбирала? Те, которые целый год запрашивали пользователи. |
14 авг 2012, 19:15 |
|
Наталья Автор сайта Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
|
Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! Извините, может быть, не совсем ясно ответила на ваш вопрос: |
14 авг 2012, 19:27 |
|
Anna_S Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
|
Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! Наталья Алексеевна, спасибо вам за такой подробный ответ! У меня сейчас совсем нет времени вникать в эту тему, но, пользуясь случаем, хочу вас поблагодарить ещё и от имени своих подруг и знакомых, которым рекомендовала ваш сайт. Многие из них — учителя. Все в восторге! |
29 авг 2012, 19:21 |
|
Данила Зарегистрирован: 10 окт 2012, 21:16
|
Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! Объясните, пожалуйста, почему «еще неспелые ягоды» или «еще незрелое яблоко» пишется с НЕ вместе, а «еще не распустившийся цветок» отдельно? |
10 окт 2012, 21:30 |
|
Наталья Автор сайта Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
|
Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! Данила писал(а): Объясните, пожалуйста, почему «еще неспелые ягоды» или «еще незрелое яблоко» пишется с НЕ вместе, а «еще не распустившийся цветок» отдельно? Данила, в ваших примерах слова неспелый и незрелый — это прилагательные, а на правописание прилагательных с НЕ не влияет наличие зависимых слов. Классические примеры Д.Э. Розенталя: неизвестные науке факты, незнакомый нам автор, незаметная на первый взгляд ошибка, ненужные для дела подробности. Еще не распустившийся цветок — это пример употребления причастия. Для причастий наличие зависимого слова важно: если оно есть, то пишем причастие с НЕ раздельно. Подробнее см.: http://russkiy-na-5.ru/rules/110 , http://russkiy-na-5.ru/rules/113 |
11 окт 2012, 07:01 |
|
Данила Зарегистрирован: 10 окт 2012, 21:16
|
Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! Спасибо большое за объяснение.Буду рекомендовать ваш сайт своим друзьям. |
13 окт 2012, 22:12 |
|
Показать сообщения за: Поле сортировки |
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0 |
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения |
На непросохшем песке еще не затоптанные следы крупных капель. (Бакланов)
Сизый ковыль, ещё не распустившийся, ещё не побелевший, расстилался, как волны. (Аксаков)
…тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (Куприн)
В моём учебнике я не нашёл для этого правила, но выглядит будто если есть наречие ещё, то не с причастиями пишется раздельно. Что меня смущает, потому что я ведь могу сказать ещё маленький ребёнок, ещё свежие овощи, хотя понимаю что «маленький» и «свежий» являются прилагательными, а не причастиями.
Действительно ли ещё является зависимым от причастий словом и, следовательно, заставляет частицу не находиться отдельно?
asked Jan 16, 2015 at 0:44
Действительно ли ещё является зависимым от причастий словом…?
Я думаю, что именно так.
ещё не затоптанные следы
не затоптанные ещё следы
не затоптанные пока следы
не затоптанные к утру следы
не затоптанные прохожими следы
Кажется, функция зависимого слова налицо.
Примеры ещё маленький ребёнок и ещё свежие овощи вряд ли хороши, так как не содержат не-. Можно предложить более наглядные примеры: ещё небольшой ребёнок, ещё неспелые овощи — но ещё не выросший ребёнок и ещё не созревшие овощи. Тут небольшой и неспелый — прилагательные, легко заменяемые синонимами маленький и зелёный, поэтому они должны писаться слитно. Причастия же с не-, согласно правилу о зависимом слове, пишутся раздельно.
answered Jan 16, 2015 at 1:13
Avi GordonAvi Gordon
2,38310 silver badges13 bronze badges
4
Как правильно пишется словосочетание «недозрелые ягоды»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова обезрыбеть (глагол), обезрыбели:
Ассоциации к слову «ягода»
Синонимы к словосочетанию «недозрелые ягоды»
Предложения со словосочетанием «недозрелые ягоды»
- Потребуются недозрелые ягоды малины, которые надо перебрать, но не мыть.
Сочетаемость слова «недозрелый»
Сочетаемость слова «ягода»
Значение слова «недозрелый»
НЕДОЗРЕ́ЛЫЙ , —ая, —ое. Недостаточно созревший; недоспелый. Недозрелые плоды. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «ягода»
Я́ГОДА , -ы, ж. Небольшой сочный плод кустарниковых или травянистых растений. Ягоды брусники. Собирать ягоды. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «недозрелый»
- Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «недозрелый»
НЕДОЗРЕ́ЛЫЙ , —ая, —ое. Недостаточно созревший; недоспелый. Недозрелые плоды.
Значение слова «ягода»
Я́ГОДА , -ы, ж. Небольшой сочный плод кустарниковых или травянистых растений. Ягоды брусники. Собирать ягоды.
Предложения со словосочетанием «недозрелые ягоды»
Потребуются недозрелые ягоды малины, которые надо перебрать, но не мыть.
Выньте из немного недозрелых ягод тёрна косточки и нарежьте мякоть.
Из недозрелых ягод делают компоты, варенье, джемы, из перезрелых – желе, соки и вина.
Синонимы к словосочетанию «недозрелые ягоды»
Ассоциации к слову «ягода»
Сочетаемость слова «недозрелый»
Сочетаемость слова «ягода»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Еще не спелые ягоды правописание
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.
Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.
В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание:
Кустики брусники усыпаны ещё НЕ СОЗРЕВШИМИ ягодами. (Причастие.+зав.сл.)
Даже запах бензина НЕ МОГ заглушить луговой аромат.(Не+глагол)
В НЕБОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо. ( Союз «Но» не разделяет)
Картошка на огородах до сих пор НЕ ВЫКОПАНА. (НЕ+краткое причастие)
НЕ ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически. (НЕ+деепричастие)
Правописание НЕ и НИ.
По спецификации в задании данного типа проверяется:
−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;
−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;
−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.
В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.
Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.
12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.
Частица НЕ пишется раздельно:
1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.
Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.
Ср: Озеро не глубокое, а мелкое (отрицается признак ‘глубокое’ и утверждается признак ‘мелкое’ ).—Озеро неглубокое, но широкое (утверждаются оба признака : ‘и мелкое, и широкое’; ‘хотя мелкое , но широко е’) .
1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.
2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:
а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;
б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.
Для удобства пояснений называем их о т р и ц а т е л ь н ы м и усилителями.
а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;
б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;
3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме.
3) не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не обязан, не нужен, не согласен.
4) С полными причастиями при наличии зависимых слов (кроме слов усилителей степени, список смотрите) или противопоставления (по общему правилу)4) Виднелись ещё не убранные поля ржи. Не смеющийся, а плачущий ребёнок.
4) *С отглагольными прилагательными, образованными от переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- только при наличии зависимого слова в творительном падеже.4) Не любимый мною предмет предстояло сдавать в этом году.
Этот случай требует дополнительных пояснений. Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором – слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок – нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает примерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом – невидимая с Земли сторона Луны.
К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.
5) С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными, союзами, частицами, предлогами:5) не был, не мог, не узнавши, не велено, не убран, не один, не пять, не то . не то, не только, не над нами.
6) *С наречиями и словами категории состояния
а) в сравнительной степени
б) в роли сказуемого безличного сказуемого
6) двигался не громче, говорил не быстрее
мне не надо, ей не нужно
7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением
7) не с кем, не в чем, не о ком
7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения
7) ни с кем, ни в чём, ни о ком
12.2 Слитное написание НЕ и НИ.
Частица не пишется слитно:
1) Если слово без НЕ не употребляется.
а) Существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;
б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;
в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;
г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)
2) *НЕ является частью приставки НЕДО, которая придаёт глаголам значение неполноты , недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой». Это же правила работает и в причастиях, образованных от глаголов с приставкой НЕДО. Приставка НЕДО- часто бывает антонимична приставке ПЕРЕ-: недосолить — пересолить, недовыполнить- перевыполнить, недолить — перелить, недодать- передать.
2) Ребёнку очень НЕДОставало заботы родителей. Во время войны дети НЕДОедали и НЕДОсыпали. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но НЕДОоценил способностей своего противника.
3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством.
3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку
4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.
Для удобства пояснений называем их у с и л и т е л я м и степени.4) Весьма неприятное происшествие. Была придумана совсем неинтересная игра. Он говорил довольно-таки непонятно.
5) С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или *когда зависимыми словами являются усилители степени5) Мы шли по неосвещённым улицам городка. Принял совсем необдуманное решение.
6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени.
6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.
7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно.
7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.
12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:
Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.
Основные случаи употребления отрицательных частиц
Писем и телеграмм не было.
Брат не похож на обманщика.
Не луна, не звезды интересуют меня, а только метеориты.
На небе ни облачка.
Во рту ни росинки.
Частица НЕ используется | Частица НИ используется |
---|---|
1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ
Ни писем, ни телеграмм не было. Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника. Меня не интересуют ни звёзды, ни луна. |
2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):
Он не мог не позвонить. Мы не могли не заметить. |
3) для выражения невозможности в безличных предложениях:
Не догнать тебе бешеной тройки! Не бывать войне-пожару! |
3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:
Ни звука! Ни дня без строчки! |
4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:
Не гость ли ты мой? Как бы мороз не ударил! Ну чем не герой! |
4) для выражения неопределённости:
Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод). Во фразеологизмах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо. |
5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился! Разве не правда, что мы поумнели? С Вашим состоянием как не жениться? (Л. Толстой) |
5) в придаточных предложениях с обобщённо-усилительным значением (с союзными словами: кто бы ни.. , что бы ни .. , где бы ни .. и т.д.).
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Когда его ни спроси, за словом в карман не полезет. |
Сложные случаи разграничения НИ и НЕ
1.В придаточных предложениях. Сравните:
НЕ выражает отрицание:
Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.
Не бывает войн, где солдаты не погибают.
НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:
Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.
Где бы солдаты ни погибли, их следует помнить и чтить.
2. В оборотах не один и ни один; не раз и ни разу. Сравните:
Не выражает отрицание:
Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.
Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем.Ни выражает усиление отрицания:
Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.
Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встречаться с диким зверем.
3. В местоименных оборотах. Сравните:
Выделительные обороты с НЕ содержат значение скрытого противопоставления и употребляются в утвердительных предложениях (ср.: не кто иной, а .. )
Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.
Перед нами было не что иное, как древняя пещера.
Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто . не; ничто . не:
Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.
Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.
Составные усилительные обороты с частицей ни:
во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.
Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые — раздельно, например:
а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;
б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.
К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо. Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.
Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором — слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок — нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом — невидимая с Земли сторона Луны.
К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.
Правописание НЕ с именами прилагательными
О чем эта статья:
Когда не с прилагательными пишется слитно
Если без не слово не употребляется
Не с прилагательными пишется слитно, если такое слово нельзя употреблять без не.
Примеры: ненасытный, ненастье, негодовать, недоумевать, небылицы, ненавидеть.
Если есть сопоставление
Когда слова не противоречат друг другу, а по-разному описывают предмет или ситуацию, прилагательное и частица не пишутся слитно. Часто такой случай можно узнать по союзам но, и.
Холл небольшой, но уютный.
Холл небольшой и уютный.
Холл небольшой, уютный.
По этому предложению ясно, что холл маленький и все же уютный. Эти слова не противоречат друг другу, а дают разную информацию.
Если пояснительные слова — это наречия меры и степени
Когда прилагательное поясняют наречия меры и степени, не пишется слитно. Такими словами могут быть:
в высшей степени и т. д.
Эта ситуация в высшей степени несправедлива.
Человек напротив был крайне нескладным и угловатым.
Тайник оказался слишком незаметным.
Когда не с прилагательными пишется раздельно
Если есть противопоставление
Когда в предложении ясно, что одну его часть автор утверждает, а другую — отрицает, не с прилагательными пишется раздельно. Такие случаи можно узнать по союзу а. При этом оба слова должны противоречить друг другу, то есть быть антонимами. Это же правило касается и кратких прилагательных.
Это дерево не высокое, а низкое.
Дом на холме не близок от деревни, а далек.
Он встретил нас не гостеприимно, а грубо.
Иногда противопоставление автор не пишет, а лишь подразумевает. В этом случае не с прилагательным тоже пишется раздельно.
Отношения между ними были не дружескими.
Если есть отрицательные местоимения и наречия
Когда в предложении есть отрицательные местоимения и наречия, не с прилагательными пишется раздельно.
Такими словами могут быть:
нисколько и т. д.
Ремонт оказался вовсе не дорогим.
Хоть отец и не приехал, мне было ничуть не грустно.
Если у краткого прилагательного нет полной формы
Когда к слову нельзя подобрать полную форму и сохранить его значение, написание частицы не с прилагательным будет раздельным.
Я не готов к такому повороту событий.
Он явно был не рад видеть мою семью.
Если не используем с относительными прилагательными
Иногда предложение отрицает свойство предмета с помощью относительного прилагательного с не. В этом случае не следует писать раздельно.
Примеры: не каменный забор, не серебряные серьги, не шелковый шарф, не деревянный стол.
Если прилагательное передает цвет или вкус
Когда предложение отрицает цвет или вкус предмета с помощью качественного прилагательного, не пишется раздельно.
Примеры: не кислая вишня, не зеленый учебник, не синее пальто.
Если не используем с притяжательными прилагательными
Когда предложение отрицает, что предмет кому-либо принадлежит, не пишется раздельно. Такие прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьи? чье?
Примеры: не мамина сумка, не отцов дом.
Если предложение отрицает два одинаковых признака сразу
Когда сразу несколько прилагательных отражают одно и то же качество предмета, не пишется раздельно.
Она не молода и не стара.
Особые случаи, когда не с прилагательными пишется раздельно или слитно
Не с пояснительным словом совсем
В случае со словом совсем написание не с прилагательными может быть и слитным, и раздельным.
Если слово совсем мы используем в значении очень, совершенно, то не с таким прилагательным пишется слитно.
Совсем некрасивый человек (очень некрасивый).
Если же под совсем мы имеем в виду отнюдь или никоим образом, то прилагательное с не пишется раздельно.
Совсем не красивый человек (отнюдь не красивый).
Если прилагательное в сравнительной степени
Обычно прилагательные в сравнительной степени с не пишут раздельно.
Все детство я был не выше своей сестры.
Но бывают и исключения. Когда прилагательное в сравнительной степени образовалось от другого прилагательного с приставкой не, такое слово пишется слитно.
Лекция была еще непонятнее, чем обычно.
Здесь прилагательное непонятнее образовано от слова непонятная. Противопоставления нет, и слово можно заменить синонимом без не — запутанная, сложная. Значит, не — это приставка.
Проверьте себя
Как пишется не с прилагательными в этих случаях? Для самопроверки можно использовать таблицу правописания частицы не с прилагательными ниже.
И он ушел, высокий, (не) складный, никем (не) понятый.
Перед нами открылась (не) крохотная полянка, а целое поле.
Это была (не) обычная новогодняя ночь: за окном светило совсем (не) зимнее солнце.
Он оказался (не) готов к такой резкой смене событий.
Ее (не) ряшливый вид кричал о тяжелом периоде в жизни.
источники:
http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=6352
http://skysmart.ru/articles/russian/chastica-ne-s-prilagatelnymi
-
Помогите пожалуйста
Мешают и заросли дикой малины, усеянные (не)спелыми ягодами.
Слово неспелыми пишется слитно или раздельно в данном предложении? Если да то почему?-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
memphishurst651
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Другие предметы2 минуты назад
Пожалуйста помогите придумать 5 вопросов к тексту на немецком
-
Информатика2 минуты назад
Решите инфу 9 класса, плиз
-
Литература7 минут назад
Чье досье заспорила информацию о нем? Остров сокровищ. Друг задал вопрос на который нужен ответ, а он не шарит.
-
Обществознание12 минут назад
Имеет ли право учительница для младших классов носить хиджаб в школе
-
Математика12 минут назад
Найти площадь, ограниченной параболой y=4x–x^2, прямой y=4-x и осью Ох.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика33 минут назад
Вас ебали 7 негров
-
Математика45 минут назад
Боты идите учите окр
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day