Еще пушкин говорил о знаках препинания они существуют чтобы выделить мысль сочинение

Сочинение-рассуждение ОГЭ. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль….

  • Категория: Сочинение ОГЭ 9 класс

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания русского писателя К.Г. Паустовского: «Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соот­ношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Известно, что без знаков препинания немыслима пись­менная речь. Только благодаря им можно передать самые разные эмоции, выделить синтаксические конструкции, рас­ставить нужные акценты. 216

Мы находим доказательства этой мысли в сложном предложении 1.

Двоеточие в нем выполняет пояснительную функцию: оно помогает понять, что именно объявила классный руко­водитель. Последующие три части данной сложной синтак­сической конструкции связаны пояснительными смысловы­ми отношениями с первой ее частью. Двоеточие помогло правильно понять сказанное: если его поставить, например, после слова «четверти», смысл высказывания изменится.

А вот употребление запятой в предложении 4 («он плохо успевал, заикался…») определяется именно синтаксической структурой предложения: она разделяет однородные члены, которые дают возможность понять, почему Вовка «держался особняком ».

Действительно, пунктуационные знаки «существуют, чтобы выделить мысль» и сделать текст цельным, не дав ему рассыпаться на отдельные предложения.

Вариант 2

В устной речи эмоции можно передать интонацией, пау­зами, на экспрессивность сообщения также влияет тембр го­лоса, ритм повествования. На письме же эти функции отда­ны знакам препинания. Это их свойство делает текст эмоционально насыщенным, понятным. Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста.

Например, постановка вопросительного знака в конце предложения 11 указывает не только на членение речи, но и на тип предложения по цели высказывания.

А вот многоточие в предложении 52 наряду с общей отде­лительной функцией отражает эмоциональную окраску речи. Оно передает многозначительность сказанного, его скрытый смысл: сложно назвать по-настоящему талантливой Лебедеву Катю, потому что в ней нет настоящей доброты.

Действительно, К.Г. Паустовский был абсолютно прав, когда утверждал, что знаки препинания «существуют, что­бы выделить мысль, привести слова в правильное соотноше­ние и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Вариант 3

Писатель К.Г. Паустовский утверждал: «Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы вы­делить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препина­ния — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Конечно, пунктуационные знаки играют огромную роль в тексте. Они служат и его фундаментом, потому что без них он бы рассыпался, и украшением, потому что способны пе­редавать тончайшие нюансы смысла, интонацию, ритм.

Например, кавычками выделяется в тексте чужая речь, и мы может увидеть подобный пример их использования в предложении 13, где в них заключено пусть не совсем пра­вильно построенное, но такое искреннее признание Вовки: «Мне светло и хорошо, что на свете ты живешь». А в сле­дующих двух предложениях восклицательные знаки не только выполняют отделяющую функцию, но и передают эмоциональную сторону речи: в этих высказываниях звучит явная издевка Смирнова над безответной влюбленностью Вовки.

Действительно, знаки препинания способны дать воз­можность читателю «услышать» текст в том звучании, в ко­тором его задумал автор.

Текст для работы

(1)Тамара Ивановна, наш классный руководитель, объя­вила: в последний учебный день четверти уроков не будет, класс соберется на чаепитие, и каждый расскажет о таланте одного из одноклассников. (2)Предполагалось, что это по­может нам лучше узнать друг друга и с хорошим настроени­ем уйти на зимние каникулы. (З)Было решено разбиться на пары по принципу соседства по партам. (4)Без партнера по заданию остался один Вовка Жуков, в одиночестве зани­мавший последнюю парту третьего ряда: он плохо успевал, заикался и, наверное, поэтому держался особняком. (5)Ни в нашем классе, ни вне его у Жука, похоже, не было друзей, а нас, честно говоря, не волновало его одиночество: подума­ешь, в каждом классе есть такой странный тихоня- троечник.

(6)— Ну, а тебе, Вова, — задумавшись на секунду, по­жала плечами учительница, — даже не знаю, что и делать. (7)Расскажешь нам о каком-нибудь человеке, чьим талантом ты восхищаешься.

(8)— Жук?! (9)Восхищается?! (10)Да он и слова-то такого не знает! — усмехнулся Макс Смирнов, капитан школьной баскетбольной команды. (11)— Он может только на нашу Лебедеву глазеть, не отрываясь, да, Катька?

(12)Вовка залился краской и почему-то с ужасом посмот­рел на Катю: наверное, до этого момента он не понимал, что все в классе давно заметили, что первую красавицу парал­лели Лебедеву он выбрал предметом своего безмолвного обожания. (13)Он вызывался внеочередным добровольцем на дежурства по классу, когда подходила ее очередь, ему же приписывалось авторство подкинутого однажды Кате в пе­нал двустишия, написанного простым карандашом на об­рывке тетрадного листа: «Мне светло и хорошо, что на свете ты живешь».

(14)— Ему же светло и хорошо от тебя становится, — не унимался Смирнов, — про тебя и напишет! (15)В стихах!

—  Да больно нужны мне его стихи, — скривилась Лебедева, — тоже мне, талант нашелся!

—  Ну, раз талант, может, про него ты и поведаешь народу?

—  Только для этого Жуку придется тебе про себя рассказать, а у него это не очень хорошо получается, п-п- правда, Ж-ж-жук?

Вовка  сдернул со спинки стула портфель и выбежал из класса, оглушительно хлопнув дверью.

— Псих, — бросила ему вслед Лебедева.

Никто из нас не сомневался в том, что, несмотря на издевки Смирнова, Жук свой рассказ посвятит ей. (22)И де­ло было не только в Катиной красоте. (23)Она действительно была талантлива: прекрасно пела, рисовала, хорошо учи­лась. (24)А еще Катя вышивала живописные букеты, кото­рые в рамках дарила учителям и избранным подругам, предварительно подписывая с обратной стороны: «Е.Н. Ле­бедева». (25)Она хвасталась, что дома у нее целая коллек­ция («Мой восхитительный сад» — так она называла ее), и один папин коллега даже обещал организовать выставку ее работ. (26)Однажды Катя принесла несколько вышитых картин в класс и долго потом восхищалась: «Кажется, что цветы живые, правда? (27)Только жаль, что они не пахнут!»

В такой рекламе, впрочем, Катина вышивка не нуж­далась: ее сад был действительно прекрасным.

Поэтому в день чаепития Катя справедливо ждала два рассказа, посвященных ее таланту.

3а партами, сдвинутыми в общий стол нашими та­лантливыми спортивными ребятами, уже собрался весь класс. (31)Вовка опаздывал, и было принято решение начать без него. (32)Мы выступали по очереди и уплетали выпечку, принесенную нашими талантливыми хозяйственными де­вочками. (ЗЗ)За хвалебными речами мы не сразу заметили, как в класс вошла Вовкина мать. (34)Она дождалась, пока мы обратим на нее внимание, и сказала учительнице: «Вова слег с гриппом и не смог прийти. (35)Он попросил передать вам сочинение».

(36)— О! (37)Читайте, читайте! — закричал Смирнов. (38)— Ода Лебедевой, часть вторая!

(39)Мы повернулись к учительнице, которая стояла у дверей. (40)Повернулись все, кроме Кати. (41)Она выглядела скучающей: класс уже удостоился чести увидеть ее новую вышивку, иллюстрировавшую рассказ подруги о таланте красавицы.

(42)Тамара Ивановна разгладила в руках листок с сочи­нением:

«Талант — это дар, который выделяет человека из ос­тальных. (43)У меня нет таланта, и я ничем не выделяюсь.

(44)Я иногда думаю: зачем я прожил вот этот день, если я ничего не умею создавать или изобретать? (45)Но я знаю од­ного человека, у которого, как мне кажется, есть настоящий талант. (46)Благодаря рй, я понял, что в нем главное — не только красота, которой можно любоваться. (47)Каждый день я прихожу в школу и я вижу, как замечателен ее та­лант. (48)И особенно прекрасны ее цветы…»

—  Ну то-о-очно, про меня! — с притворным недо­вольством протянула Катя.

«…цветы, которые она высадила в горшках на подо­конниках. (51)Самым талантливым человеком я считаю на­шу школьную уборщицу Веру Павловну. (52)Она самая доб­рая в нашей школе, а настоящий талант без доброты — это как мертвые цветы, которые даже не пахнут…».

Гробовую  тишину, воцарившуюся в классе, наруши­ла учительница:

—  Молодец, Жуков! (55)Какой же ты, оказывается, молодец!

(По О. Павловой )

Контрольный текст:

(1) Для меня музыка – это все. (2) Я люблю джаз, как дядя Женя. (3) Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4) Он свистел, кричал, аплодировал! (5) А музыкант все дул напропалую в свой саксофон!. (6) Там все про меня, в этой музыке. (7) То есть про меня и про мою собаку. (8) У меня такса, зовут Кит…
– (9) Представляешь? – рассказывал дядя Женя. – (10) Он эту музыку прямо на ходу сочиняет. (11) Вот это по мне. (12) Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше.

(13) Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14)Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова?
– (15) Андрюха, решено! – вскричал дядя Женя. – (16) Учись джазу! (17) 3десь, в Доме культуры, есть такая студия.
(18) Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19) Только с Китом. (20) Для Кита пение – все, поэтому я взял его с собой на прослушивание.

(21) Кит, съев вареную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
(23) Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя. (24) В комнату для прослушивания я вошел без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!

– (25) Ты не подходишь, – сказали мне. – (26) Слуха нет.

(27) Кит чуть не умер от радости, когда я вышел.
“(28) Ну?!! (29) Джаз? (30) Да?!!” – всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару.

(31) Дома я позвонил дяде Жене.

– (32) У меня нет слуха, – говорю. – (33) Я не подхожу.
– (34) Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36) Ты поешь,
как никто никогда до тебя не пел. (37) Это и есть джаз! (38) Джаз не музыка; джаз – это состояние души.
(39) Положив трубку, я извлек из гитары квакающий звук. (40) Взвыл Кит. (41) На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. (42) Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43) А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке…
(44) И песня пошла…

“Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться” – эти слова А. С. ПушкинА процитировал в своей повести “Золотая роза” великий русский писатель и не менее великий знаток русского языка К. Г. Паустовский.

Я полностью согласен с этим высказыванием, поскольку знаки препинания играют огромную роль в русском языке.

Говоря сухим языком определения, знаки препинания выполняют вспомогательные функции и помогают облегчить как зрительное, так и слуховое восприятие повествования, а также помогают выполнить интонационное оформление предложений. Знаки препинания играют огромнейшую роль в русском языке. Стремясь уменьшить их количество, мы сознательно упрощаем свою речь, делаем ее менее эмоциональной и менее интересной. Кроме того, использование знаков препинания может существенно изменить смысл предложения.

Примером тому может служить фраза, с детства известная каждому из нас: “Казнить нельзя, помиловать”.

Что касается предложенного нам текста, то в нем знаки препинания, прежде всего, позволяют выстроить монолог героя рассказа и сделать его более ярким, наполненным впечатлениями и эмоциями рассказчика. Уже в предложении (1) мы видим, как при помощи тире автор коротко и емко выражает отношение рассказчика к музыке и показывает ее значение для героя. Далее знаки препинания используются для создания диалога между персонажами.

А использование большого количества восклицательных знаков в передачи речи дяди Жени позволяет лучше представить его характер, его категоричность в хорошем смысле этого слова и его импульсивность. Это хорошо видно в (15), (16) и некоторых других предложениях.

Кроме того, знаки препинания в контрольном тексте способствуют ясности изложения мыслей героев рассказа, отделяя одну часть предложения от другой, разделяя целые предложения и деля повествование на абзацы. Наряду с этим они выражают ощущения и эмоции участников представленного нам рассказа. Знаки препинания, которые используются в тексте, делают его действительно цельным и не дают ему рассыпаться на отдельные предложения, словосочетания и слова.

Loading…

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя К. Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания  — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И песня пошла…»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Еще нескошенная трава как пишется
  • Еще не читанная книга как пишется н или нн
  • Еще нерешенный вопрос как пишется
  • Еще не хоженные тропы как пишется
  • Еще неокрепший после болезни как пишется