Еще в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца сочинение

Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.

Начало текста

Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца.

Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:

— Посмотри, как солнце играет!

Сочинения

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».

В.В. Виноградов назвал прилагательное «самой изобразительной частью речи». Действительно, оно используется, чтобы описать предмет с разных сторон и подчеркнуть его отличительные признаки.

Текст И.С. Соколова-Микитова художественного стиля, поэтому в нём достаточно много изобразительно-выразительных средств. Например, в 14 предложении описывается восход солнца («в прохладном зеркале», «тонкий серп месяца»). Такие образные определения называются эпитетами.

Кроме того, лингвист В.В. Виноградов отмечает, что прилагательные помогают рассказать о нашем настроении. Так, в предложении 40 есть определение «торжественного», которое передает эмоциональное состояние героя. Мы понимаем, что во время наблюдения за восходом солнца он чувствует себя счастливым.

Таким образом, прилагательные делают любой текст более ярким, насыщенным, выразительным и экспрессивным.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается».

Смысл финала текста я понимаю так: по мнению И.С. Соколова-Микитова, восход солнца – самое удивительное природное явление, потому что с ним связано пробуждение всего живого на земле. Только внимательному человеку открываются тайны мира природы.

Рассказчик вспоминает, что он впервые увидел восход солнца в раннем детстве. Мама иногда будила сына по утрам, обращая его внимание на красоту пробуждающейся природы. Мальчик всю дальнейшую жизнь ассоциировал это явление с мамой (предложения 2-6).

Рассказчик отмечает, что многие люди редко любуются коротким часом, когда всё вокруг просыпается. Однако именно в этот момент человеческое сердце наполняется счастьем (предложения 40-42).

Таким образом, красоты природы способны пробудить нас к жизни, наполнить энергией, вдохнуть новые силы. Именно поэтому так важно хотя бы иногда отвлекаться от житейских забот и любоваться восходом солнца.

9.3. Как Вы понимаете значение слова НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ?

Наблюдательность – это качество, которым обладает далеко не каждый. Это поистине удивительное умение, заключающееся в способности замечать мельчайшие детали. Таких людей можно назвать любознательными.

Например, герой произведения И.С. Соколова-Микитова обращает внимание на красоту пробуждающегося мира в короткий час восхода солнца. Рассказчик очень

наблюдателен, за свою жизнь он успел увидеть это природное явление морозным утром, в лесу, над рекой и над океаном. Внимательный человек, который живёт в гармонии с природой, однажды почувствует, как его сердце наполняется «свежей радостью» (предложение 42).

Михаил Васильевич Ломоносов стал выдающимся учёным благодаря своей любознательности. Он отправился из Холмогор в Москву, чтобы получить образование. Его не остановили ни длинная дорога, ни отсутствие дворянского происхождения. Ломоносов был очень наблюдательным, что и помогло ему совершить немало научных открытий в разных областях.

Таким образом, нужно быть внимательным даже к мелочам, потому что это расширяет наш кругозор.

В природе нет ничего прелестнее раннего утра - примеры сочинений

­Перед рассветом всегда есть миг, когда мир полностью погружается в тишину. Но через минуту солнце постепенно поднимается из-за горизонта, даря свои теплые лучи всему живому. Просыпаются птицы и звери и приветствуют друг друга замысловатыми мелодиями и звуками. А затем просыпается и город, который, к сожалению, заглушает эту чудесную музыку.
Поэтому и говорят: «В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра»


Пример сочинения 1

«Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца…». Текст И. С. Соколова-Микитова завершается фразой о прелести раннего утра.

В ней выражается восторженное отношение автора к природе. Он уверен, что природа оказывает благотворное влияние на человека, любящего окружающий мир и умеющего видеть его красоту.

Подтверждением этой мысли могут быть примеры из текста. Так, большая часть отрывка посвящена описанию восхода солнца, который автору доводилось наблюдать в разном возрасте: в раннем детстве, когда мать «на руках подносила к окну», и в зрелые годы. Писатель говорит о красоте восхода летом в лесу, «над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки» и в морозное зимнее утро.

Много путешествуя, автор любовался восходящим солнцем в горах Тянь-Шаня и Кавказа. Но особенно его восхищает рассвет над океаном (предложения 22-30). Он отмечает, что восходящее солнце приносит радость и надежду: « Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку!» Восклицательные предложения передают эмоциональный отклик человека на утреннюю красоту. Чтобы подчеркнуть главную мысль, автор рисует противоположную ситуацию, касающуюся жителей больших городов, которые «редко любуются восходом солнца». Об этом говорится в предложениях 33- 35.

Писатель сожалеет, что «высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт». Соколов-Микитов сочувствует всем, кто просыпает час восхода солнца. Его наблюдательность поражает читателей. Благодаря его способности замечать детали, мы тоже смогли увидеть красочный, яркий пейзаж, при описании которого автор использует лексику со значением цвета.

Таким образом, текст является своеобразным обращением к читателям. Автор призывает нас « полюбоваться восходом солнца», быть наблюдательными, научиться видеть красоту природы. И тогда сердце наполнится радостью и оптимизмом.



Пример сочинения 2

«В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается» (по тексту И.С. Соколова-Микитова)

Смысл приведенной фразы, которая завершает весь текст И.С.

Соколова-Микитова, можно объяснить следующим образом: рассказчик убежден в том, что утренняя ранняя заря – это самое прекрасное, что есть в природе, что именно с восходом солнца всюду пробуждается жизнь. В предложенной для анализа фразе подчеркивается умение рассказчика видеть красоту природы. В финале текста выражена авторская позиция относительно восхода, при котором пробуждается все живое и наступает новый день, который дает человеку новые возможности. Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.

Во-первых, рассказчик, вспоминая, как в детстве мама подносила его к окну, чтобы он посмотрел на то, «как солнце играет», говорит о том, что в те моменты его «детская душа» «ликовала». В его памяти сохранился эпизод, когда он увидел «огромный пылающий шар». На это указывается в предложениях №1-7. В тексте показано, что уже в детстве герой увидел красоту восхода, что он запомнил это событие, несмотря на то что с тех пор прошло уже много времени, что уже тогда он начал ценить раннюю зарю, поэтому неудивительно, что рассказчик считает, что во всей природе нет ничего прекраснее зари. Кроме того, здесь подчеркивается взаимосвязь восхода солнца и матери рассказчика, поэтому неудивительно, что рассказчик относится к ранней зарей с особенной душевной теплотой и любовью.

Во-вторых, рассказчик вспоминает, как он видел восход, когда он был моряком, то есть человеком, «тесно связанным с матерью-землею» (предложение №41). Рассказчик описывает, как ранним утром, когда восходит солнце, меняется все окружающее: становится другим цвет солнца и неба, кажутся совершенно иными «далекие берега» и «гребни набегающих волн», на которых пена кажется золотою, золотым цветом освещаются и другие явления. Об этом свидетельствуют предложения №24-30. В предложениях 31-33 показано, что рассказчик утверждает, что от осознания того, что «рождается новый день», который «сулит» моряку встречи и приключения, у человека появляется «несказанная радость». В тексте показано, что обращал особое внимание рассказчик на восход солнца не только в детстве, но и уже в зрелом возрасте, что только увеличивало его любовь к ранней заре.

В-третьих, рассказчик-автор, обращаясь к своим читателям, дает совет полюбоваться восходом, поскольку в этот момент можно почувствовать, «как свежей радостью наполняется сердце». Свидетельствуют об этом предложения №42-44. В тексте подчеркивается, что именно восход солнца помогает человеку ощутить радость, проснувшись после сна и вновь обретя возможности нового дня.

Найдем причину, почему Ваш сайт не в ТОП бесплатно!
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что финальная фраза текста И.С. Соколова-Микитова подчеркивает авторскую позицию относительно ранней зари: это самое прекрасное природное явление, поскольку именно в этот момент рождается новый день и все живое пробуждается ото сна, давая человеку новые возможности.



Пример сочинения 3

Смысл финала текста И.С. Соколова-Микитова я понимаю так: с восходом солнца на Земле все живое пробуждается, освещается и согревается его лучами. И пейзажи раннего утра на фоне нежно-розовой зари особенно красивы. Свою жизнь Соколов-Микитов связывает с матерью, а матерью человечества считает Землю; он говорит о ее «материнском дыхании».

Писатель предается своим детским воспоминаниям, когда он впервые созерцал это уникальное, сказочное явление, любуясь удивительной красотой природы в этот час. Его мама тоже обращала его внимание на эти чудесные мгновения. Об этом говорится в предложениях 2 – 6.

Также автор говорит нам о том, что большинство людей редко любуются ранними утренними часами, когда все просыпается. А ведь именно в такие минуты сердце человека наполняется радостью и счастьем. Об этом повествуется в предложениях 40 – 42.

Исходя из сказанного, можно подвести итог, что восход солнца, закат и другие красоты природы могут вдохновлять людей, наполнять энергией, пробуждать к жизни. Поэтому нужно чаще отвлекаться от повседневных забот, проблем и любоваться прелестью утренних пейзажей, особенно восходом солнца.

*****

Прислушайтесь хорошенько в лесу или среди цветущего поля, и вы услышите
чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли
матерью-землей. Пение птиц или гром отдаленной грозы, шелест цветущих
луговых трав или треск морозов в зимнюю ночь, взлет жаворонка и шум
хлебных колосьев — все это звуки земли. И не из этих ли звуков возникло
лучшее, что запечатлелось в песнях и великих музыкальных творениях?

Я
с радостью вспоминаю теперь звуки земли, пленявшие меня в детстве. И не
от тех ли времен осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю
лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь
волнуют и радуют они меня. В ночной тишине еще отчетливее слышу дыхание
земли, шелест листка, трепетанье ночных легких бабочек.

А как
хорошо каждое утро! В природе нет ничего музыкальнее наступающего
раннего утра. Еще до восхода солнца просыпаются, начинают радостно петь
птицы. Полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля.

Начало текста

Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца. Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну: — Посмотри, как солнце играет!

Полный текст здесь

Образец сочинения ОГЭ

Наблюдательность – очень полезная для развития черта, которая позволила человечеству сделать огромный шаг вперед и каждый день добиваться и узнавать что-то новое. Быть наблюдательным, значит не просто смотреть вокруг, а подмечать каждую мелочь, которая может иметь важное значение в будущем. Наблюдения за окружающей средой открывают нам новые ощущения и горизонты. Такое произошло и в тексте Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.

Автор описывает нам свои наблюдения за прекрасной природой, которую он так любит. С раннего возраста он видит в каждом луче и закате – особую красоту, это поднимает ему настроение. Каждый момент, проведенный на природе ему запомнился, благодаря такому вниманию к красоте каждой детали. В предложении 36, автор говорит, что именно моряки и охотники истинно понимают, что такое радость восхода.

Примером отсутствия наблюдательности, а как следствие минимальной любви к природе, служит Игнатьич из произведения В. Астафьева «Царь-рыба». Герой думал лишь о выгоде для себя, о чем-то вещественном, поэтому нанёс огромный ущерб рыбам, истребляя их, и, конечно, природе. Таким же примером отсутствия интереса и любви к природе служит Бурьянов из романа «не стреляйте в белых лебедей» Б.Л. Васильева. Он не видел красоты леса, в котором работал, а думал лишь о прибыли и своей выгоде, вырубая ценную древесину, разрешая охоту. По таким примерам можно сделать вывод, что наблюдательность – не просто полезное качества для саморазвития, а также направляющая нить в пути защиты нашей планеты. Если мы станем наблюдательнее, то заметим тот вред который ей приносим и спасем ее вовремя. 

Сочинение ОГЭ 9.3 на тему «Наблюдательность» по тексту Горького М. (Самое лучшее в мире..)

Подборку аргументов по теме на основании жизненного опыта, примеры из жизни вы найдете здесь

Нашу коллекцию сочинений ОГЭ вы найдете здесь

Обновлено: 08.01.2023

(1)Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца. (2)Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:

— Посмотри, как солнце играет!

(3)3а стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. (4)Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. (5)Детская душа моя ликовала. (6)На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца.

(7)В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. (8)Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер, одна за другою гаснут в небе чистые звёзды, чётче и чётче обозначаются на посветлевшем небе чёрные вершины. (9)На траве лежит роса. (10)Множеством блёсток сверкает растянутая в лесу паутина. (11)Чист и прозрачен воздух. (12)Росистым утром смолою пахнет в густом лесу.

(13)Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. (14)В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звёзды, тонкий серп месяца. (15)На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (16)Как бы в парной лёгкой дымке, под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (17)Точно живое дыхание земли, лёгкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. (18)Всё выше поднимается солнце. (19)Прохладная прозрачная роса на лугах сверкает алмазной россыпью.

(20)Наблюдал появление солнца в морозное зимнее утро, когда нестерпимосияли глубокие снега, рассыпался с деревьев лёгкий морозный иней. (21)Любовался восходом в высоких горах Тянь-Шаня и Кавказа, покрытых сверкающими ледниками.

(22)Особенно хорош восход солнца над океаном. (23)Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далёкими облаками. (24)И всё вокруг внезапно меняется. (25)Иными кажутся далёкие берега, гребни набегающих волн. (26)Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. (27)Пена на гребнях волн кажется золотою. (28)3олотыми кажутся летящие за кормою чайки. (29)Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. (30)Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. (31)Рождается новый день! (32)Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку!

(ЗЗ)Жители больших городов редко любуются восходом солнца. (34)Высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт. (35)Даже сельские жители просыпают короткий час восхода солнца, начало дня. (36)Но в живом мире природы всё пробуждается. (37)На опушках леса, над озарённой водою громко поют соловьи. (38)Взвиваются с полей в небо, исчезая в лучах рассвета, лёгкие жаворонки. (39)Радостно кукуют кукушки, свистят дрозды.

(40)Только моряки, охотники — люди, тесно связанные с матерью-землёю, — знают радость торжественного солнечного восхода, когда на земле пробуждается жизнь.

(По И.С. Соколову-Микитову*)

* Соколов-Микитов Иван Сергеевич (1892-1975) — русский советский писатель и журналист, натуралист, путешественник.

Общая информация

По своему значению слова этой части речи принято делить на три группы:

  • качественные;
  • относительные;
  • притяжательные.

Первая группа называет конкретные качества, такие как внешний вид, цвета и оттенки, вес и размер, возраст предмета. Примеры: жёлтый, лёгкий, ленивый, старый, красивый.

Относительные, в свою очередь, указывают на признаки, выражающие отношения между предметами: время, материал, назначение. Примеры: прошлогодний, ежемесячный, вчерашний, русский, приозёрный.

Притяжательные называют признак предмета в зависимости от его принадлежности к конкретному лицу или животному. Примеры: папин, кошачий, рыбий.

Синтаксические признаки прилагательного по своей форме принято делить на две группы: полные и краткие. В первом случае слова можно изменять по числам, родам и падежам, их синтаксическая роль в предложении будет выражена определением.

В случае с краткими прилагательными слова могут изменяться только по числам и родам, а в предложении быть выражены сказуемым или его составной частью.

Полные и краткие прилагательные

Прилагательные того же разряда употребляются в полной и краткой форме. Краткий вариант образуется усечением окончания:

  • в муж. роде ед. числа – до нулевого (дремучий – дремуч);
  • в остальных случаях частично (молодая – молода, сырое – сыро, стройные – стройны).

Слова, принадлежащие к указанному разряду, подразделяются на три типа:

  1. образуют оба варианта (чахлый – чахл, пёстрый – пёстр);
  2. полные при отсутствии кратких (комический, вороной);
  3. краткие при отсутствии полных (рад, должен).

Ко второй категории относятся, например, названия мастей лошадей (гнедой, соловый) и слова с цветовым значением, восходящие к существительным (фиалковый, каштановый).

Родительный падеж существительных

Образование прилагательных

Прилагательные образуются следующими морфологическими способами:

  • суффиксальный (зверь – звериный, синий – синеватый, отходить – отходчивый, совесть – совестливый, яд — ядовитый);
  • приставочный (типичный – атипичный, далёкий – недалёкий, новый – сверхновый, праздничный – предпраздничный);
  • приставочно-суффиксальный (двор – придворный, море – заморский, смысл – бессмысленный);
  • сложение основ (кислый и сладкий – кисло-сладкий, сошедший с ума — сумасшедший);
  • смешанный, при котором к соединяемым основам одновременно добавляется суффикс (Чёрное море – черноморский, быстро ходить – быстроходный).

В качестве исходных слов используются существительные, глаголы, прилагательные.

При неморфологическом способе прилагательное образуется из причастия, утратившего значение действия и ставшего характеристикой объекта:

  • рассеянные семена – прич., результат действия, обозначенного глаголом рассеять;
  • рассеянные ученики – прил., действия не происходило.

Что обозначают прилагательные?

В русском языке основной ролью прилагательных в речи является определение предметов (лиц, явлений, состояний). По значению прилагательные принято разделять на три разряда:

  • Качественные – указывают на конкретные качества предметов (вес, величину, возраст, цвет, внешний вид, внутренние характеристики), имеют степени сравнения.
  • Относительные – обозначают признаки, выражающие отношения одного предмета к другому (материал, местность, назначение, время).
  • Притяжательные – указывают на признак предмета по его принадлежности определенному лицу либо животному (отвечают на вопросы Чей? Чья? Чье?).

Что такое имя прилагательное как часть речи?

Имя прилагательное в русском языке – это самостоятельная часть речи, указывающая на признак (качество, свойство) предмета, выраженного существительным или местоимением. Начальной формой прилагательного является форма единственного числа мужского рода в именительном падеже (светлый, холодный).

В предложениях прилагательные, как правило, выступают в роли определения, но могут употребляться и в качестве сказуемого (либо в составе именного сказуемого).

Имя прилагательное как часть речи изучается в 4-6 классах.

Степени сравнения прилагательных

Способность образовывать степени сравнения характеризует прилагательные, относящиеся к разряду качественных, поскольку именно они обозначают свойство, выраженное в сильной или слабой степени по сравнению с окружающими предметами-носителями того же свойства.

Помимо исходной формы, которую называют положительной степенью (или отсутствием таковой вообще), выделяются:

Имя прилагательное в русском языке

Сравнительная степень

Обозначает бо́льшую (меньшую) проявленность признака в ряду его носителей, сопоставляемых с названным, или у того же носителя, но в другой момент времени.

  • Брат моложе сестры.
  • Вчера этот букет выглядел свежее.

Образуется двумя способами.

  1. Простая (синтетическая) – прибавлением к исходной основе суффиксов -е (редкий – реже), -ее (-ей) (мудрый – мудрее, мудрей), -ше (тонкий – тоньше) или заменой слова целиком (хороший – лучше).
  2. Составная (аналитическая) – при помощи слов более, менее:
  • Тропинка через лес более короткая, чем дорога через поля.
  • Собеседник выглядел менее уверенным в своей правоте, чем полчаса назад.

Оба способа одновременно не применяются, так что к исходному варианту прибавляется либо суффикс, либо дополнительное слово:

  • ранний – раньше, более ранний (но не более раньше).

Превосходная степень

Название указывает на превосходство, то есть на максимальную степень выраженности признака у объекта по сравнению с остальными носителями (или с представителями названной группы).

  • Гепард – самый быстрый представитель млекопитающих.
  • Сильнейшие за всю историю наблюдений снегопады обрушились на область.

Видов и, соответственно, способов её образования также два.

  1. Простая:
      суффиксальным способом при помощи суффиксов -ейш- и -айш- (сильный – сильнейший, широкий – широчайший);
  2. приставочно-суффиксальным, при котором вместе с названными выше суффиксами добавляется приставка наи- (хитрый – наихитрейший);
  3. заменой слова (хороший – лучший, наилучший).
  4. Составная:
      прибавлением к начальной форме слов самый, наиболее (наименее): толковый – самый толковый, дорогой – наиболее дорогой;
  5. от синтетической сравнительной степени с помощью слов всего, всех (далёкий – дальше всего, добрый – добрее всех).

Разряды прилагательных

Основой разделения на разряды служит значение слов. Всего таких разрядов выделяется три:

  1. качественные;
  2. относительные;
  3. притяжательные.

Качественные

К этому разряду относятся слова, обладающие следующими признаками:

  1. Обозначают свойство предметов, которое проявляется сильнее или слабее (сладкий – слаще, быстрый – быстрее).
  2. Высокая степень проявления обозначаемого свойства выражается сочетанием с наречиями слишком, чересчур, очень, крайне, чрезвычайно, весьма и пр. (слишком горячий, чересчур любопытный, очень пугливый, крайне неаккуратный, чрезвычайно долгий, весьма догадливый).
  3. Способны образовывать:
      сложные слова путём удвоения (лёгкий-лёгкий, сильный-сильный, мокрый-мокрый);
  4. противоположные по смыслу слова при помощи приставки не- (понятный – непонятный, глубокий – неглубокий).
  5. Создают антонимичные пары (крутой – пологий, пустой – полный).
  6. Образуют краткую форму (пушистый – пушист, жестокий – жесток).

Не каждое качественное прилагательное наделено всеми перечисленными особенностями, но если проявляется хоть одна из них, то слово принадлежит к этой группе.

Относительные

В группу входят слова, характеризующие определяемый предмет по отношению к:

  • другому предмету (книжная полка – полка для книг, земное притяжение – притяжение Земли);
  • материалу (глиняный кувшин – кувшин из глины, гипсовая статуя – статуя из гипса);
  • свойству (песочное тесто – рассыпчатое подобно песку, кусачая собака – которая кусается);
  • времени (прошлогодние события – произошедшие в прошлом году, утренняя гимнастика – выполняемая утром);
  • месту (горное селение – селение в горах, межкомнатная дверь – дверь между комнатами);
  • единице измерения или счёта (тройное сальто – сальто в три оборота, однолетнее растение – растение, живущее один год).

Такие свойства не имеют градации проявления, они или есть, или нет. Однако при употреблении в переносном смысле приобретают такую способность и переходят в качественные:

  • дубовая роща – состоящая из дубов. Соседняя не будет более дубовой, если в ней больше деревьев (относительное);
  • дубовая голова – подобная дубу по твёрдости и противостоянию обработке. Ещё менее восприимчивая к воздействию голова соседа – более дубовая (качественное).

Притяжательные

Имеют значение принадлежности (чей?) живому существу – человеку, животному, сказочному персонажу (дедова трубка, кошкин хвост, драконья пещера). В рамках приёма олицетворения сочетаются и с неодушевлёнными существительными, выступающими как одушевлённые (берёзкины серёжки).

Способны при смене значения переходить в смежные разряды:

  • волчье логово – принадлежащее волку (притяж.);
  • волчья шуба – из шкуры волка (относит.);
  • волчий голод – как у волка (кач.).

Как определить прилагательное?

Чтобы определить прилагательное в устной или письменной речи, поставьте к слову вопросы данной части речи (Какой? Чей?, Каков? и их производные), а также выясните наличие у слова основных грамматических и синтаксических признаков имен прилагательных (разряд по значению, степень сравнения, изменяемость по родам, числам и падежам и др.).

Русский языкИмя существительные в прямом и переносном значении, прямой и переносный смысл

Русский языкНа какие вопросы отвечает прилагательное

Полные прилагательные

В этих случаях прилагательные являются полными и в предложении подчёркиваются волнистой линией как определение.

Краткая форма

Особенностью и сложностью определения синтаксической роли кратких форм прилагательных среднего рода является их близкое сходство с наречиями. Важно правильно сформулировать вопрос, чтобы назвать синтаксическую функцию слова:

  • дерево (каково?) высоко;
  • прыгнуть (как?) высоко.

Грамматические признаки

К числу постоянных признаков относятся:

  • разряд;
  • степень сравнения;
  • полная или краткая форма.

При этом единственный признак, выделяемый у каждого прилагательного, это разряд. Остальные два свойственны определённому типу слов.

Имена существительные собственные и нарицательные

Также имеют ограниченную сферу применения – то присутствуют в полном составе, то частично, то отсутствуют целиком.

(1)Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца. (2)Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:

— Посмотри, как солнце играет!

(3)3а стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. (4)Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. (5)Детская душа моя ликовала. (6)На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца.

(7)В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. (8)Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер, одна за другою гаснут в небе чистые звёзды, чётче и чётче обозначаются на посветлевшем небе чёрные вершины. (9)На траве лежит роса. (10)Множеством блёсток сверкает растянутая в лесу паутина. (11)Чист и прозрачен воздух. (12)Росистым утром смолою пахнет в густом лесу.

(13)Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. (14)В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звёзды, тонкий серп месяца. (15)На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (16)Как бы в парной лёгкой дымке, под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (17)Точно живое дыхание земли, лёгкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. (18)Всё выше поднимается солнце. (19)Прохладная прозрачная роса на лугах сверкает алмазной россыпью.

(20)Наблюдал появление солнца в морозное зимнее утро, когда нестерпимо сияли глубокие снега, рассыпался с деревьев лёгкий морозный иней. (21)Любовался восходом в высоких горах Тянь-Шаня и Кавказа, покрытых сверкающими ледниками.

(22)Особенно хорош восход солнца над океаном. (23)Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далёкими облаками. (24)И всё вокруг внезапно меняется. (25)Иными кажутся далёкие берега, гребни набегающих волн. (26)Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. (27)Пена на гребнях волн кажется золотою. (28)3олотыми кажутся летящие за кормою чайки. (29)Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. (30)Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. (31)Рождается новый день! (32)Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку!

(ЗЗ)Жители больших городов редко любуются восходом солнца. (34)Высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт. (35)Даже сельские жители просыпают короткий час восхода солнца, начало дня. (36)Но в живом мире природы всё пробуждается. (37)На опушках леса, над озарённой водою громко поют соловьи. (38)Взвиваются с полей в небо, исчезая в лучах рассвета, лёгкие жаворонки. (39)Радостно кукуют кукушки, свистят дрозды.

(40)Только моряки, охотники — люди, тесно связанные с матерью-землёю, — знают радость торжественного солнечного восхода, когда на земле пробуждается жизнь.

(По И.С. Соколову-Микитову*)

* Соколов-Микитов Иван Сергеевич (1892-1975)русский советский писатель и журналист, натуралист, путешественник.

Что такое наблюдательность? На мой взгляд, наблюдательность — это способность человека подмечать в предметах и явлениях что-то особенно важное, увлекательное, малозаметное другим людям. Человеку нужно быть наблюдательным, чтобы ничего не упустить, чтобы самое интересное не ускользнуло от его внимания. Докажу свою точку зрения примерами из текста И. С. Соколова-Микитова и личного жизненного опыта.

Таким образом, наблюдательность — замечательная способность человека видеть важное, интересное, то, что иногда другие не замечают.

Наблюдательность – это способность человека обращать внимание на мелочи и видеть в них что-то прекрасное и необычное. Я считаю, что каждый человек должен быть способным на это, чтобы его жизнь стала более насыщенной. Аргументируя свой тезис, приведу два примера.

В тексте И. С. Соколова-Микитова рассказывается о герое, который ещё с раннего детства и до зрелого возраста наблюдал за восходом солнца и видел в этом что-то прелестное. Мужчина любуется этим явлением, хотя оно происходит очень часто, и, казалось бы, в этом нет ничего необычного.

Я тоже очень наблюдательный человек. Однажды, собирая грибы в лесу, я увидел, как маленький ёжик выбежал на мою тропинку. Сначала нежданный гость не привлёк моего внимания, но потом я заметил, что ёж несёт на спинке маслёнок. Теперь я был очень удивлён этому явлению и решил положить на колючую спину ещё один грибочек.

2 вариант сочинения

Что такое наблюдательность? Думаю, что каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Я считаю, это способность подмечать в вещах или явлениях важные, интересные и ценные, но малозаметные для большинства людей черты. Почему же необходимо быть наблюдательным? Мне кажется, чтобы не упустить важные моменты в жизни, которые оставят хорошие воспоминания и принесут пользу в будущем.

В качестве примера возьмём произведение Соколова-Микитова Ивана Сергеевича. В тексте рассказчик повествует о том, как прекрасен восход солнца, и советует читателям также уделить чуточку своего внимания утренней заре, то есть призывает нас быть более наблюдательными.

В последние дни я не всматриваюсь в красоту природы. Часто не хватает времени, вечно куда-то бегу и опаздываю. Не успею насладиться зимой, как уже наступает весна. Поэтому буду стараться чаще наблюдать за красотой и величием природы, иначе даже не замечу, как пролетит вся жизнь.

В итоге подчеркну, что хочется надеяться на то, что люди будут больше стараться подмечать на первый взгляд незначительные, но ценные детали, которые будут оставлять хорошие воспоминания.

Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом Солнца,
Когда заря ярко расцветает.
Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:
Посмотри, как Солнце играет!
За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землею.
Казалось, он раздувался,
Сиял радостным светом, играл, улыбался.
Детская душа моя ликовала. Не было ничего прекраснее материнского лица,
Освещённого лучами восходящего Солнца.
В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход Солнца — встречал его в лесу,
Когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер
И будто слышатся листвы голоса,
Одна за другою гаснут в небе чистые звёзды,
Чётче и чётче обозначаются на посветлевшем небе чёрные вершины. На траве лежит роса.
Множеством блёстков сверкает растянутая в лесу паутина — тончайшая краса.
Чист и прозрачен воздух.
Росистым утром, смолою пахнет в густом лесу – это лесной дух!
Видел я восход Солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом,
Над серебряной гладью реки:
В прохладном зеркале воды отражаются тонкий серп месяца, побледневшие утренние звёзды,
В реке они так далеки!
На востоке разгорается заря и вода кажется розовой.
Всё выше поднимается Солнце.
Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью — сверхкрасивой!
Как бы в парной лёгкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю лучи Солнца.
Их объятья так широки!
Точно живое дыхание земли, лёгкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки.
Наблюдал я появление Солнца и в морозное зимнее утро, когда нестерпимо сияли глубокие снега,
Рассыпался с деревьев лёгкий морозный иней, будто деревья стряхивали его сами.
Любовался восходом и в высоких горах Тянь-Шаня и Кавказа,
Покрытых сверкающими ледниками.
Особенно хорош восход Солнца над океаном.
Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее Солнце меняет свой цвет:
То раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далёкими облаками –
И потом нигде его нет.
Но потом опять всё вокруг внезапно меняется — иными кажутся далекие берега, гребни набегающих волн.
Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море,
Корабль становится, словно золотой чёлн!
Пена на гребнях волн тоже кажется золотою. Золотыми кажутся летящие за кормою чайки.
Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля.
Стоишь на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. Рождается новый день!
Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку! Волшебна Земля!
Жители больших городов редко любуются восходом Солнца.
Высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт и не видна заря.
Даже сельские жители просыпают короткий час восхода Солнца, начало дня.
Но в живом мире природы всё пробуждается.
На опушках леса, над озарённой водою громко поют соловьи — день нарождается!
Взвиваются с полей в небо, исчезая в лучах рассвета, лёгкие жаворонки.
Весело свистят дрозды, радостно кукуют кукушки.
Знают радость торжественного солнечного восхода, когда на земле пробуждается жизнь,
Только моряки, охотники — люди, тесно связанные с матерью-землёю!
Очень советую вам полюбоваться восходом Солнца,
Чистой, ранней, утренней зарёю.
Вы почувствуете, как свежей радостью наполняется ваше сердце!
В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари,
Когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается!
Солнце словно говорит нам: прекрасное твори!

_____
Соколов-Микитов И.С. Русская зима. (Отрывок)
Еще в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца. Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:
Посмотри, как солнце играет!
За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землею. Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. Детская душа моя ликовала. На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещенное лучами восходящего солнца.
В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер, одна за другою гаснут в небе чистые звезды, четче и четче обозначаются на посветлевшем небе черные вершины. На траве лежит роса. Множеством блестков сверкает растянутая в лесу паутина. Чист и прозрачен воздух. Росистым утром, смолою пахнет в густом лесу.
Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звезды, тонкий серп месяца. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землею солнце. Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. Все выше поднимается солнце. Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью.
Наблюдал появление солнца в морозное зимнее утро, когда нестерпимо сияли глубокие снега, рассыпался с деревьев легкий морозный иней. Любовался восходом в высоких горах Тянь-Шаня и Кавказа, покрытых сверкающими ледниками.
Особенно хорош восход солнца над океаном. Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далекими облаками. И все вокруг внезапно меняется. Иными кажутся далекие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку?
Жители больших городов редко любуются восходом солнца. Высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт. Даже сельские жители просыпают короткий час восхода солнца, начало дня. Но в живом мире природы все пробуждается. На опушках леса, над озаренной водою громко поют соловьи. Взвиваются с полей в небо, исчезая в лучах рассвета, легкие жаворонки. Радостно кукуют кукушки, свистят дрозды.
Только моряки, охотники — люди, тесно связанные с матерью-землею, знают радость торжественного солнечного восхода, когда на земле пробуждается жизнь.
… очень советую вам полюбоваться восходом солнца, чистой ранней утренней зарею. Вы почувствуете, как свежей радостью наполняется ваше сердце. В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается.

Читайте также:

      

  • Сочинение жилин и дина для 5 класса краткое содержание
  •   

  • Гостиная в доме дворянина 19 века сочинение 3 класс
  •   

  • Проблема соотношения продолжительности жизни и ее содержания сочинение
  •   

  • Степь чехов сочинение итоговое
  •   

  • Жанровое своеобразие романа евгений онегин сочинение

  • Еше или еще как пишется
  • Ехать рысцой как пишется
  • Ехать по новому мосту как пишется
  • Ехать недалеко как пишется
  • Ехать навстречу друг другу как пишется