Если бы тебя спросили о чем эта сказка что бы ты ответил 3 класс

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Я бы сказал, что данное произведение о справедливости, любви, доверии, вере и стремлении.

А также об исполнении желаний.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Князь Гвидон – он добрый, сильный, мужественный, целеустремлённый, любит близких и способен на прощение.

То есть этот герой объединил в себе самые лучшие черты.

Благодаря этому, он преодолел все многочисленные преграды, которые встречались на его пути.

Князь никогда не опускал руки, а уверенно шагал к цели.

Это и привело его к ней.

Царь Салтан – мужественный, сильный, добрый герой с мягким характером.

Но также ему присуща наивность, доверчивость.

Он был обманут злыми людьми и лишён семьи.

Но благодаря целеустремлённости своего сына, вновь повстречался с ней.

Поражает, что виновные даже не понесли наказание – настолько царь был добродушный и незлопамятный.

Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая и честная.

Ещё она очень красивая.

Она оказывала Гвидону незаменимую помощь.

Именно ей он обязан большей частью своих достижений.

А в конце произведения героиня стала его женой.

_______

Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.

Это первая девушка, с которой знакомится читатель.

Попав в, казалось бы, непреодолимую беду, она помогла себе и сыну молитвами.

К счастью, в конце произведения она ещё и вернулась к мужу.

Ткачиха – негативный герой, которому присуща зависть, злоба, жестокость.

Она являлась сестрой Царицы.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

Повариха – также является негативным персонажем произведения.

Она и злая, и злопамятная, жестокая и коварная.

Это ещё одна сестра Царицы.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

Бабариха – коварная, злая и эгоистичная героиня.

Она способна на жестокость и месть.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Это произведение наполнено чудесами.

Это и трёхразовое перевоплощение князя в насекомых (комар, шмель, муха), и необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь.

Но также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки.

И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Царевна наделила Гвидона способностью превращаться в трёх насекомых.

Именно это помогло герою преодолеть многие из трудностей, что были на его жизненном пути.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев — богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны-лебеди. Найди сравнения в описании царевны.

Представить богатырей мне помогают такие строчки из произведения:

«В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор».

Представить город мне помогают следующие строки:

«Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей».

А прекрасную девицу я представляю, когда читаю следующее:

 «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит».

Сравнения: будто пава, словно реченька.

5. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?

«Плачет, бьётся в ней царица;

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

День прошёл — царица вопит…»

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна?

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

Звуки: [б], [п], [у], [и], [о].

6. Как царевна-лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

Обращение прекрасной лебеди к князю:

 «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» —

Говорит она ему.

«Вот что, князь, тебя смущает?

Не тужи, душа моя,

Это чудо знаю я.

Эти витязи морские

Мне ведь братья все родные.

Не печалься же, ступай,

В гости братцев поджидай».

С этих строк мы видим, что она называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Произведение заканчивается победой добра.

Салтан отправился на остров, который был окружён чудесными рассказами, и там узнал своих родных.

Негативных героев наказывать не стали.

Всё потому, что добродушие сильнее злопамятности.

Главное, что все остались счастливы.

Последние строчки звучат так:

«Я там был; мёд-пиво пил —

И усы лишь обмочил».

Это типичный конец для многих народных сказок.

Ведь все они имеют счастливый финал, в котором говорится о свадьбе либо о долгой и счастливой жизни героев.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

Общее у сказки Пушкина и народной волшебной сказки:

  1. Наличие чудесных событий.
  2. Наличие перевоплощений.
  3. Зачин и концовка.
  4. Наличие повторов.
  5. Разделение героев на позитивных и негативных.
  6. Победа добра.
  7. Типичный финал.

Различие сказки Пушкина и народной волшебной сказки:

1) Александр Сергеевич пишет в стихотворной форме, а народ – в прозе.

2) Поэт задействует героев, которые не встречаются в других произведениях, у Пушкина имена героев являются их частичной характеристикой.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

Правильная последовательность событий:

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царицы и Гвидона.
  4. Избавление царевны от злого коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

10. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Билибин сделал очень красивые, динамичные, красочные рисунки. Каждый из них по-своему интересен, неповторим.

Особенно мне запомнилось изображение Гвидона, который стоит у моря и разговаривает с лебёдушкой.

Художник изобразил часть моря, что ближе к берегу, в зеленоватых оттенках, а даль моря – в тёмно-синем цвете, ближе к чёрному.

Небо же изображено в голубых, синих и серых цветах.

При этом на нём присутствуют огромные белые облака, которые очень выделяются на фоне тёмных цветов.

Каждая деталь на иллюстрации изображена отдельно – ничего между собой не сливается.

А также запомнился рисунок с изображением царя, ткачихи, поварихи и Бабарихи, которые встречают гостей.

Художник хорошо передаёт настрой персонажей в этот момент.

На иллюстрации выделяется величественный трон царя и красивые одеяния гостей.

Художник показывает, какие разнообразные узоры были популярны в те времена.

Ещё хочу отметить иллюстрацию, на которой изображены богатыри, выходящие из волн.

Художник выбирает для картины чёрные, зеленоватые и серые оттенки цветов.

И лишь красно-оранжевая одежда богатырей выделяется на этом фоне.

Море Билибин рисует неспокойным, видно, как за спинами персонажей подымаются волны и сильно бьются о камни.

На чёрном небе изображены чёткие, крупные, белые звёзды.

У Билибина ещё много запоминающихся иллюстраций.

В его стиле выделяется такая особенность, как разделять все детали между собой.

Это выглядит красиво, но не совсем реалистично.

Подсказка:

  • Читательский дневник «Сказка о царе Салтане…»
  • Краткая биография Александра Пушкина и презентация

_______

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о том, как добро побеждает зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Князь Гвидон –  доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять за себя и за свою маму.

Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.

Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих достижений. В конце сказки героиня стала его женой.

Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.

Ткачиха, Повариха, Бабриха  – отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость и коварство.

Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.

3. Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?

Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел – царица вопит…
А дитя волну торопит:
“Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!

Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].

4. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.

В сказке есть волшебство и чудесные превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Князь превращается в трех насекомых: в  комара, шмеля и муху.

Герой “Сказки о царе Салтане” князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:

Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна, превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана – своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у них чтоб были из драгоценных камней – изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз – муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов – небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором. Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая молодому князю. На ней князь и женится.

5. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди. 

Богатыри:

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Город:

Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Царевна-лебедь:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

6. Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную царевну.

Сравнения: будто пава, словно реченька.

7. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

“Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?” –
Говорит она ему.
“Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай”.

Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

8. Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми,  завидовали главным героям?

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.

9. Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.

Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.

Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.

10. Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».

Правильная последовательность событий:

1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
8) приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец

11. Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.

Наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.

12. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.

13. Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».

Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов качествами живого человека.
Сравнение – это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики.
Эпитет – это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

Сравнения:

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица

А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…

А сама-то величава,
Выступает, будто пава

Будто реченька журчит.

И царица над ребенком,
Как орлица над орленком

Что ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,

Все равны, как на подбор

Олицетворения:

Белка песенки поет

Лебедь молвит

Море вдруг

Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет

Решение(я) Стр. 102-103 из

Стр. 70-103
,
Великие русские писатели стр. 57-132
,
Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Климанова. Часть 1

показать все ответы

Решение и условия

Об учебнике

Условие(я) задания(й):

Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Нажми по картинке c решением и она увеличится

← №1-5 Стр. 69 №1-2 Стр. 106 →

Все упражнения

Ответ на задание:

Решение задания №Стр. 102-103 из Стр. 70-103  , Стр. 57-132 , Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Климанова. Часть 1

Решение задания №Стр. 102-103 из Стр. 70-103  , Стр. 57-132 , Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Климанова. Часть 1

Решение задания №Стр. 102-103 из Стр. 70-103  , Стр. 57-132 , Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Климанова. Часть 1

Решение задания №Стр. 102-103 из Стр. 70-103  , Стр. 57-132 , Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Климанова. Часть 1

Решение задания №Стр. 102-103 из Стр. 70-103  , Стр. 57-132 , Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Климанова. Часть 1

Решение задания №Стр. 102-103 из Стр. 70-103  , Стр. 57-132 , Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Климанова. Часть 1

Решение задания №Стр. 102-103 из Стр. 70-103  , Стр. 57-132 , Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Климанова. Часть 1

скачать ответ
сообщить об ошибке

Оцени решение:




866




40

поделиться

ГДЗ: Правильный(е) ответ(ы) или решения(е) Стр. 102-103
из
Стр. 70-103 Пушкин Александр Сергеевич. Сказка о царе Салтане
, Великие русские писатели стр. 57-132 ,
Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Климанова. Часть 1

Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Климанова. Часть 1Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Климанова. Часть 1

Страница 25 из 42

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Ответ:

Эта сказка о том, как добро побеждает зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Ответ:

Князь Гвидон –  доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять за себя и за свою маму.

Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.

Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих достижений. В конце сказки героиня стала его женой.

Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.

Ткачиха, Повариха, Бабриха  – отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость и коварство.

Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.

3. Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?

Ответ:

Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!

Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].

4. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.

Ответ:

В сказке есть волшебство и чудесные превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Князь превращается в трех насекомых: в  комара, шмеля и муху. 

Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:

Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна, превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана — своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у них чтоб были из драгоценных камней — изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов — небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором. Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая молодому князю. На ней князь и женится.

5. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди. 

Богатыри:

Ответ:

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Город:

Ответ:

Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Царевна-лебедь:

Ответ:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

6. Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».

Ответ:

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную царевну.

Сравнения: будто пава, словно реченька.

7. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

Ответ:

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай». 

Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

8. Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми,  завидовали главным героям?

Ответ:

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.

9. Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Ответ:

Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.

Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.

Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.

10. Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».

Правильная последовательность событий:

Ответ:

1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
8) приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец

11. Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.

Ответ:

Наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.

12. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Ответ:

Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.

13. Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

Олицетворение — это наделение неодушевленных предметов качествами живого человека.
Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики.
Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

Сравнения:

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица

А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…

А сама-то величава,
Выступает, будто пава

Будто реченька журчит.

И царица над ребенком,
Как орлица над орленком

Что ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,

Все равны, как на подбор

Олицетворения:

Белка песенки поет

Лебедь молвит

Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет

👉 Ответы к странице 102. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Задание 1

Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Ответ:

Эта сказка о победе добра над злом. Злые и завистливые люди обманом разлучили царя Салтана с любимой женой и сыном. Но сын царя, князь Гвидон, вырос добрым, отважным и справедливым. Он спас царевну-лебедь от гибели, а она оказалась волшебницей и отблагодарила его, построив сказочное царство.

Князь Гвидон и царевна-лебедь поженились. Вместе с царицей-матерью и царем Салтаном они зажили счастливо и на радостях простили своих злых обидчиц.

Задание 2

Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Ответ:

Князь Гвидон добрый, справедливый и мужественный Он умеет прощать и любить близких.

Царица добрая, кроткая и терпеливая. Она тоже умеет прощать и любить своих близких.

Царь Салтан добрый, мужественный и любящий, но очень доверчивый. Из-за своей доверчивости он был обманут и разлучен с семьей.

Царевна-лебедь добрая, мудрая и справедливая. Еще она обладает волшебной силой, может отблагодарить за добро.

Ткачиха, Повариха, сватья баба Бабариха — злые, жестокие, лживые и завистливые. Именно зависть заставляет их обмануть царя и причинить зло царице и ее сыну.

Задание 3

Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?

Ответ:

Гласные [и], [у], [ы], [о].

Мягкий согласный[л’].

Согласные [с], [ш], [щ].

Задание 4

Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Какие дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.

Ответ:

Младенец рос в бочке «не по дням, а по часам» и быстро стал взрослым.

В сказке происходят превращения: лебедя в царевну, князя Гвидона в насекомых. Появляется злой чародей в образе коршуна, который нападает на царевну-лебедь.

«Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил».

Также в сказке на пустом острове появляется волшебный город.

«…И дивясь, перед собой
Видит город он большой».

В самом городе есть чудеса: волшебная белка и 33 богатыря. Которые выходят из моря.

Князь Гвидон 3 раза превращается в насекомых: комара, муху и шмеля.

«Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился…».

«Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился…»

«Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился…»

Гвидон получает от царевны три дара: волшебную белку, отряд из 33 морских богатырей-великанов и любовь самой царевны.

«Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт…»

«…И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя…»

«…И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…».

Задание 5

Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну Лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны Лебеди.

Ответ:

«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь то говорит,
Словно реченька журчит.»

«В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.»

«Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.»

Задание 6

Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».

Ответ:

Прекрасная царевна Лебедь — сказочная красавица, от которой невозможно от вести взгляд. Ее красота затмевает дневной свет, а ночью освещает все вокруг. Под косой у нее блестит месяц, а во лбу горит яркая звезда.

Александр Сергеевич Пушкин сравнивает гордую, величавую и плавную походку царевны с движениями павы (самки павлина):

«А сама-то величава,
Выступает, будто пава».

Поэт восхищается голосом царевны Лебедь, сравнивает его с мягким журчанием воды:

«А как речь то говорит,
Словно реченька журчит».

Царевна не только очень красивая, но и добрая, справедливая. Она благодарна князю Гвидону за то, что он спас ее от чародея-коршуна. Лебедь во всем помогает своему спасителю. Она добрая волшебница, которая умеет делать чудеса.

Царевна лебедь полюбила князя Гвидона и стала его женой. Она также любит своих братьев-богатырей и родителей Гвидона, царицу и царя Салтана.

Задание 7

Как царевна Лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

Ответ:

«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель».

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»

Царевна-лебедь обращается к Гвидону «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

Задание 8

Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми, завидовали главным героям?

Ответ:

Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха. Ткачиха и повариха завидовали своей сестре-царице. Они злились на то, что царь Салтан взял в жены не их, а младшую сестру. Сватья баба Бабариха помогала им вредить царице и ее сыну.

Задание 9

Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Задание 10

Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».

­­Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Пушкинская сказка повествует и о том, как царь Салтан потерял, а затем нашёл жену и сына, и о том, как юный Гвидон встретил царевну−лебедь, свою суженую. В результате каждый из героев стал счастлив: царь, несмотря на происки неблагожелателей, вновь обретает жену, князь Гвидон находит свою царевну, и кроме этого отец и сын находят друг друга, а царь и царица обретают невестку.


Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Главные действующие лица: царь Салтан, князь Гвидон, царица, царевна Лебедь. Они проявляют понимание, любовь к ближнему, великодушие и мудрость.
Победителями оказались, конечно, сын царя Салтана князь Гвидон, его матушка Царица и Царевна Лебедь, поэтому что доброта, жалость, справедливость, отзывчивость, любовь − это те качества, которыми обладали эти герои и которые помогли им победить то зло, которое хотело их погубить.


Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?

«Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица.
А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»

Отчаяние царицы передается словами: бьется, плачет, вопит. Мольба сына отражена в словах: «Не губи ты нашу душу.» Ну а звуки волн нам помогают услышать слова, в которых есть шипящие: топишь, точишь, плещешь, захочешь.
При описании морских волн используется сначала частое повторение звуков [о], [у] и [л], а затем частое повторение звуков [ш] и [щ]. Так передается томный звук булькающей воды и шипение волн:

«Ты, волна моя, волна!…»,
«Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь…»


Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Какие дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.

Превращения Гвидона: три раза − в комара, муху и шмеля.
Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.
Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке (1), возникновение города (2), белка ручная (3), превращения Гвидона (4, 5, 6), тридцать три богатыря (7), превращение лебедя в царевну (8):

1. И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.

2. Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой…

3.

«Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд…

4. Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…

5. Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился…

6. Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал…

7. И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.

8. Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…


Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну Лебедь, её братьев−богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны Лебеди.

Царевна−лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»
Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»
Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»


Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».

Царевна Лебедь является волшебницей, которая сначала предстаёт перед князем Гвидоном в образе Лебедя, на которого нападает злой коршун. Гвидон подстреливает коршуна и Лебедь заговорила с ним человеческим голосом − она была ему признательна в спасении. Лебедь с помощью своих чар делает волшебные подарки Гвидону и помогает ему увидеть отца опять же с помощью волшебных чар.
Автор очень любит свою героиню и описывает её очень красивыми и нежными словами: он говорит о месяце в её волосах и о сияющей звезде во лбу, о её белых рученьках и о голосе, который журчит, как ручеёк.
Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит.


Как царевна Лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

Царевна лебедь обращается к Гвидону со словами: «князь ты мой прекрасный», «князь, душа моя», «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему? — Говорит она ему.»
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Де́вицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдёшь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись.»



Назови героев сказки, из−за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми, завидовали главным героям?

Ткачиха, первая сестра Царицы и поварихи. Она злая, завистливая, обидчива и мстительна. Из – за обиды на сестру и оговорила её.
Повариха, ещё одна сестра Царицы. Она завистлива, злопамятна, коварна и эгоистична. Не чем не лучше ткачихи, своей сестры.
Сватья баба Бабриха мать всех трех девиц. Она тоже жестока и мстительна. Она вместе с двумя старшими дочерьми оговаривает Царицу и младенца. Но после этого страшного поступка, они, не стали счастливыми, наоборот их наказали.
Ткачиха, Повариха и Сватья баба Бабариха завидовали главным героям


Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Сказка заканчивается тем, что царь обнял царицу и сынка, и молодницу, они садятся за стол пировать, а Ткачиха с Поварихой, с Сватьей бабой Барбарихой разбежались по углам, притаились. Когда их нашли, они во всем повинились. «Царь на радости такой, отпустил их всех домой.»
Последние строки:
«Я там был; мед, пиво пил −
И усы лишь обмочил.»
Почти такими же словами заканчивается большинство русских народных волшебных сказок: я там был, мед−пиво пил, по усам текло, а рот не попало.



Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».

• Подмена грамоты.
• Избавление царевны от злого коршуна.
• Царь Салтан выбирает жену.
• Морское путешествие царицы и Гвидона.
• Встреча Салтана с семьёй.
• Приключения Гвидона.
• Отъезд царя Салтана на войну.
• Свадьба царя Салтана.
• Объявление царской воли.
• Счастливое спасение.
• Златоглавый город князя Гвидона.
• Первая встреча гостей.
• Вторая встреча гостей.
• Третья встреча гостей.
• Первое превращение князя Гвидона.
• Второе превращение князя Гвидона.
• Третье превращение князя Гвидона.
• Первое чудо.
• Второе чудо.
• Третье чудо.
• Счастливый конец

Найди текст, который соответствует каждому пункту плана. Выборочно перескажи один эпизод. Потом перескажи только основные события сказки. Это будет краткий пересказ.

Решение

Последовательность событий Сказки о царе Салтане: Сначала царь Салтан выбирает себе супругу, которая обещает родить ему сына Бабариха и прочие подменяют грамоту царя Молодую царицу и Гвидона бросают в море Прибыв на остров Гвидон спасает лебедя от коршуна Приключения Гвидона, видимо его несколько путешествий в образе насекомых Встреча Салтана с семьей и счастливый финал.

1. Царь Салтан выбирает жену.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.»

2. Свадьба царя Салтана.
«Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой.»

3. Отъезд царя Салтана на войну.
«В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся… «

4. Подмена грамоты.
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.»

5. Объявление царской воли.
«Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».»

6. Морское путешествие царицы и Гвидона.
«Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;…»

7. Счастливое спасение.
«И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.»

8. Избавление царевны от злого коршуна.
«Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил…»

9. Приключения Гвидона.

10. Златоглавый город князя Гвидона.
«Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой…»

11. Первая встреча гостей.
№Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их он кормит и поит…»

12. Первое превращение князя Гвидона.
«Тут он в точку уменьши´лся,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…»

13. Первое чудо.
«Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…»

14. Вторая встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит…»

15. Второе превращение князя Гвидона.
«В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес..»

16. Второе чудо.
«Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря…»

17. Третья встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит, и поит…»

18. Третье превращение князя Гвидона.
«Тут он очень уменьши´лся,
Шме´лем князь оборотился,
Полетел и зажужжал…»

19. Третье чудо.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает…»

20. Встреча Салтана с семьёй.
«К морю сам идёт Гвидон;
Там царя встречает он…»

21. Счастливый конец
«Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И весёлый пир пошёл.»

Отрывок:

Князь Гвидон − так назвался царевич − несколько раз приглашал Салтана погостить на его острове, и когда царь все же приехал, он узнал свою жену, и тут открылась правда о том, как злые сестры хотели погубить ее с ребенком. Но царь Салтан на радостях их простил, отпустил домой, и остался пировать на острове с женой, сыном и невесткой.

Краткий пересказ сказки:

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос, и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его. На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем. На остров приплывают купцы, которые следуют в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно, и рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку. Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и ка

Первая встреча гостей.
№Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их он кормит и поит…»

12. Первое превращение князя Гвидона.
«Тут он в точку уменьши´лся,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…»

13. Первое чудо.
«Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…»

14. Вторая встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит…»

15. Второе превращение князя Гвидона.
«В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес..»

16. Второе чудо.
«Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря…»

17. Третья встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит, и поит…»

18. Третье превращение князя Гвидона.
«Тут он очень уменьши´лся,
Шме´лем князь оборотился,
Полетел и зажужжал…»

19. Третье чудо.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает…»

20. Встреча Салтана с семьёй.
«К морю сам идёт Гвидон;
Там царя встречает он…»

21. Счастливый конец
«Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И весёлый пир пошёл.»

Отрывок:

Князь Гвидон − так назвался царевич − несколько раз приглашал Салтана погостить на его острове, и когда царь все же приехал, он узнал свою жену, и тут открылась правда о том, как злые сестры хотели погубить ее с ребенком. Но царь Салтан на радостях их простил, отпустил домой, и остался пировать на острове с женой, сыном и невесткой.

Краткий пересказ сказки:

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос, и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его. На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем. На остров приплывают купцы, которые следуют в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно, и рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку. Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны−лебеди. Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и прощает Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.



Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.

Особенности волшебной сказки:

1. троекратный повтор (три сестры, тридцать три богатыря, Гвидон три раза летал за океан к отцу)
2. герои−помощники (царевна−лебедь)
3. волшебные предметы
4. построение сказки: зачин, присказка.


Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Иллюстрация, на которой показан визит купцов ко двору царя Салтана. Мы видим трон, на котором сидит длиннобородый царь Салтан, по бокам антигерои сказки − Бабариха, Ткачиха, Повариха. На заднем плане угадываются очертания высокого терема. Перед троном царю кланяются купцы, все в богатых красочных одеждах, с непокрытыми головами. Так и представляешь, что сейчас царь задаст им вопрос про те чудеса, которые купцы видели в странствиях, а они расскажут ему про остров Буян.


Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».

Сказочные эпитеты − одна из особенностей сказки как жанра. Есть в сказке про царя Салтана и его сына Гвидона еще и повторы, причем не мало.
Примеры эпитетов в сказке о царе Салтане:
красная девица, море синее, дуб зеленый, широкое поле, лебедь белая.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Если бы тебя спросили, о чём сказка о царе Салтане, что бы ты ответил?

Задание по литературе для 3 класса Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

3 ответа:



4



0

В сказочном сюжете о Салтане нам доносит Пушкин голос няни,

что мальчишкой Сашеньку любила, хоть давненько очень это было.

Этот голос существа родного и вложил всю силу магии душевной в слово,

что рисует постулаты мудрости народной в торжестве всей событийности природной.

1) Не противься злому умыслу, и волн житейских море вынесет тебя на сушу вскоре.

2) Защити обиженного, коршун черный пусть получит наказание, ну а ты ― получишь воздаяние.

3) Жизнь чудес полна, и творчество волшебной доброты превосходит смелые мечты.

4) Молвь людская через все границы даст хорошей информации распространиться.

5) Все коллизии в гармонии души прекрасной претворяются,

радость и согласие всеобщие рождаются.



2



0

Если бы меня спросили о содержании «Сказки о царе Салтане», то я наверное ответила бы в нескольких словах так: Это сказка о том, как кознями злых людей были разлучены царь-отец и его супруга с маленьким сыном. Это сказка о том, как молодой князь Гвидон и его мать высадились на острове, как он спас Лебедя, который стал помогать Гвидону. Это сказка о том, как князь Гвидон скучал по своему отцу и как встретил свою суженную там, где никак не рассчитывал ее обнаружить. Это сказка о счастливом воссоединении семьи и прощении виноватых.

Это сказа со множеством волшебных приключений и красочных чудес. Это сказка о торжестве добра над злом.



0



0

О чем сказка «О царе Салтане»?

Это сказка о том, как маленький царевич вырос в прекрасного молодого князя, как он спас свою будущую супругу царицу-Лебедь и как после долгого времени воссоединилась семья старого царя, который приехав на чудесный остров обнаружил свою пропавшую супругу и молодого сына, который к тому времени успел обзавестись невесткой.

«Сказка о царе Салтане» рассказывает чудесную историю любви и верности полную волшебства и приключений.

Читайте также

В стихотворении «Зимнее утро» поэт восторгается красотами внезапно наступившего утра, когда яркое солнце сменило на небе мрачные тучи. Пушкин подчеркивает красоту этого утра и то волшебное настроение, которое принесло красочными эпитетами, которые он соотносит с полями, лесом, речкой.

В это самое время его комната кажется озаренной «янтарным блеском», наполненной волшебством. А контраст между морозом за окном и теплом комнаты подчеркивает описание печки.

Причем поэт специально дважды повторяет фактически одно слово: Треском трещит.

И опять мы встречаем в этом стихотворении слово Веселым, которое Пушкин часто использует для описания зимы. Автор специально старается передать те чувства, которые вызывает в нем зима и именно яркий морозный солнечный день.

Стихотворение Пушкина «Зимний вечер» начинается с описания бури, которую автор сравнивает и со зверем и с дитем. Уже сама по себе буря не может создавать у читателя веселого, радостного настроения и подтверждение этому мы находим во второй строфе стихотворения. Поэт описывает свое жилище как ветхую, печальную и темную лачужку. Перед глазами словно встает образ старого строения, которое шатается под порывами злого зимнего ветра, а в оконце еле теплится робкий огонек лампадки.

Стихотворение «Зимний вечер» несомненно передает нам ощущение печали, грусти, даже тоски. И автор, призывая найти кружку, надеется, что от этого станет веселее.

Рифмы, которыми Пушкин передает свои чувства такие:

Кроет-Завоет

Обветшалой-Запоздалый

Завываньем-Жужжаньем

Стихотворение «Зимний вечер» относится к тем произведениям Пушкина, в которых он обращается к своей няне, Арине Родионовне, которая послужила источником вдохновения для написания множества проникновенных и ласковых строк.

Мы видим, что в этом стихотворении поэт называет няню «Доброй подружкой юности», ласково обращается к ней «Моя старушка».

Сразу становится понятно, что Пушкин очень нежно и с большой любовью относится к своей няне. Прочитайте, как он описывает ее поведение во время бури: утомлена, дремлешь, приумолкла. В этих словах чувствуется восхищение и трепет, с которым Пушкин относится к своей героине.

Так что все три слова отражают действительное отношение поэта к няне.

Тоскливая, серая, нудная, муторная, стрёмная.

Стихотворения Лермонтова, которые изучают в 3 классе не самые жизнерадостные. Напротив, при их прочтении нас охватывает чувство печали и даже тоски. Мы понимаем, что автор писал их в грусти и постарался передать эти свои переживания читателям.

Чувством одиночества пронизаны стихотворения «Утес» или «На севере диком», только в первом мы видим одинокий утес, который плачет, когда его покидает тучка, во втором мы видим одинокую сосну, которая видит во сне прекрасную пальму.

Стихотворение «Осень» рисует картины замершего в ожидании зимы леса и также не дарит нам веселого настроения.

Поэтому для меня лирика Лермонтова очень грустная.

  • Если бы сказки публиковались в желтой прессе ответы
  • Ерхез кеше илсез кеше сочинение
  • Еруслан лазаревич сказка краткое содержание
  • Ерунда какая то как пишется
  • Ерошенко василий яковлевич сказки