Обновлено: 08.01.2023
Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека и поэтому она является одним из прекрасных и очень сильных средств его внутреннего развития. Он переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта.
Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы.
Что можно услышать в музыке кроме самой музыки? Если спросить: что можно рассмотреть в картине художника? О чём можно прочесть в книге? Что можно увидеть в кинофильме? Во всех этих случаях ответ будет более или менее конкретным, потому что содержание этих произведений искусства вполне определённо. Оно отражает какую-нибудь сторону жизни людей, состояние окружающей их природы, его можно пересказать словами.
Но если представить себе выступление оркестра или исполнение музыкантом инструментальной пьесы. Правильно ли будет спросить: о чем они играют? Вопрос, не подходящий к музыке. Зачем же тогда, для чего и для кого звучит музыка? Конечно, для тех, кто её слушает. Значит, в музыке можно что-то услышать. Именно это и влечёт человека к ней.
Как и любое другое произведение искусства, музыка заставляет нас испытывать волнение, переживать порою какие-то необычные, сильные чувства. Если бы музыка была пустой игрой звуков, она не нашла бы душевного отклика, человек остался бы безразличным, равнодушным к ней. Значит, музыка содержит в себе нечто важное, значимое для человека, то есть она содержательна.
В чём же состоит и как проявляется эта содержательность? Прежде всего в том, что музыка способна передать то или иное душевное состояние человека, выразить его чувства, переживания. Иногда композитор посвящает слушателей в свой замысел. Тогда он тем или иным образом поясняет содержание произведения, например, даёт ему соответствующее название. Если содержание произведений для инструментов или оркестра передаётся в основном только выразительными средствами самой музыки, о которых я постараюсь рассказать отдельно, то в вокальных, театральных произведениях в этом уже участвуют и слово, и действие, и танец, и художественное оформление сцены.
А многое ли можно выразить с помощью одних только звуков? Что именно? Способны ли они нарисовать какую-либо картину, передать движение, поведать о жизни людей? Для этого нужно обратиться к самой музыке и постараться «расслышать» содержание, которое есть в каждом произведении.
П. Пикассо. Три музыканта
Для определения характера произведения, его эмоционально-образного восприятия можно для начала воспользоваться словарём эстетических эмоций, существующих в музыке как признаки характера звучания, который предлагает ученый, педагог и психолог В.Г.Ражников.
РАДОСТНО: весело, празднично, звонко, искрясь, бодро, живо, задорно, ярко, лучисто
ТОРЖЕСТВЕННО: величественно, победно, призывно, восторженно, грациозно, жизнеутверждающе
НЕЖНО: ласково, радушно, трогательно, приветливо, доверчиво, мило, беззлобно
СПОКОЙНО: мирно, безмятежно, добродушно, светло, прозрачно, доброжелательно
ВЗВОЛНОВАННО: тревожно, обеспокоенно
ТЯЖЕЛО: неуклюже, угловато
ГРОЗНО: динамично, трагично
ПОЭТИЧНО: мечтательно, напевно, душевно, трепетно, сердечно
Хорошим примером здесь может служить, скажем, альбом «Времена года» П.И. Чайковского. Где каждый месяц имеет свой характер и настроение. Звуковые картины природы, созданные талантливыми композиторами, можно сравнить с пейжами известных художников, с описанием красоты окружающего мира в поэзии. Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, — таков образ пьесы «Лунный свет» К. Дебюсси. Неторопливое приближение утра передаёт вступление к опере Мусоргского — «Рассвет на Москве-реке».
Музыке доступен как мир сказочный, фантастический, так и реальный, в котором живут люди, происходят повседневные события, совершаются различные поступки. Как он представлен в музыке? В первом случае очень подходящими будут произведения русского композитора, музыкального сказочника, Римского-Корсакова. Например, его оперы «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Снегурочка», «Золотой петушок», сюита «Шахерезада». Немало сказочных образов среди пьес Мусоргского, объединённых под общим названием «Картинки с выставки», Анатолия Лядова — сказочная картинка «Волшебное озеро».
И. Левитан. Лесное озеро
Способна ли музыка передать характер человека? Для начала можно познакомиться с персонажами из «Карнавала» немецкого композитора Шумана. Если сравнить музыкальные портреты Флорестана и Эвсебия, станет ясно, сколь они противоположны: Флорестан порывист, всегда в движении, тогда как Эвсебий спокоен, склонен к мечтательности. На карнавале мелькают и знакомые маски — угловатый, немного смешной Пьеро и лёгкий, с прыгающей походкой Арлекин.
Eusebius (from Carnaval) — Эвсебий
В музыкальной литературе известен и другой карнавал. Французский композитор Сен-Санс назвал его «Карнавал животных».
А в оркестровом произведении О. Мессиана «Пробуждение птиц» очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц, созданы портреты «лесных певцов».
У Антона Аренского есть сюита «Силуэты». В сюиту входят пять портретных зарисовок, написанных в изящно-непринужденной манере, привлекающих тонкостью и остроумием звуковых образов.
Может ли музыка дать представление о каком-либо событии? Из музыкального произведения можно узнать и о событиях далёкого прошлого. Одно из них запечатлел в музыке Римский-Корсаков. Его «Сеча при Керженце» — яркая картина жестокой битвы.
Слушать и слышать музыку – это разные вещи. Содержание музыки столь же богато и многообразно, как и содержание других видов искусства. Только раскрывается оно с помощью характерных именно для музыки выразительных средств. В отличие от звуков немузыкальных музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Мелодия и сопровождение к ней, лад и гармония, метр и ритм, регистр и тембр, динамика и темп — всё это и есть выразительные средства музыкального искусства. Научиться их слышать и различать, понимать язык музыки, на котором композитор обращается к слушателю, столь же необходимо, как и понимать литературный текст, средства живописи. Тогда содержание произведений музыкального искусства раскроется во всём своём богатстве.
Начать можно так: Мне кажется, что нет в мире человека, который безразлично относился бы к музыке, ведь в ней воплощено все прекрасное, светлое, хорошее и вечное. Музыка всегда с людьми — и в радости, и в горе.
У каждого из нас свои любимые жанры. И смотря какую ты песню или музыку выбрал . а там описываешь. например, Эта песня очень романтичная, спокойная и тревож¬ная, она очаровала меня своей красотой и мелодичностью. Когда я слышу ее, то закрываю глаза и вижу бесконечную морскую гладь, огромный белоснежный корабль и слышу крики чаек. Если мне грустно, я всегда напеваю ее, и на душе сразу становится спокойно.
Слушая музыку, а я ее слушаю примерно так же часто, как дышу, я, как правило, не разыгрывал никаких сценок в своем воображении. Мне, скорее, рисовались какие-то намеки, какие-то пейзажи, или чуялся весенний ветер, или дуновение моря. Когда-то давно я обладал способностью грезить под музыку — меня уносило в какие-то совершенно иные миры, причем вполне визуально. Я мог часами сидеть и смотреть «кино» из какого-то другого измерения, и это было клево. И вот мне стало интересно, а что «видите» вы, когда слушаете музыку.
слушай вот так можнно лушая музыку, а я ее слушаю примерно так же часто, как дышу, я, как правило, не разыгрывал никаких сценок в своем воображении. Мне, скорее, рисовались какие-то намеки, какие-то пейзажи, или чуялся весенний ветер, или дуновение моря. Когда-то давно я обладал способностью грезить под музыку — меня уносило в какие-то совершенно иные миры, причем вполне визуально. Я мог часами сидеть и смотреть «кино» из какого-то другого измерения, и это было клево. И вот мне стало интересно, а что «видите» вы, когда слушаете музыку. или Мне кажется, что нет в мире человека, который безразлично относился бы к музыке, ведь в ней воплощено все прекрасное, светлое, хорошее и вечное. Музыка всегда с людьми — и в радости, и в горе.
У каждого из нас свои любимые жанры. И смотря какую ты песню или музыку выбрал . а там описываешь. например, Эта песня очень романтичная, спокойная и тревож¬ная, она очаровала меня своей красотой и мелодичностью. Когда я слышу ее, то закрываю глаза и вижу бесконечную морскую гладь, огромный белоснежный корабль и слышу крики чаек. Если мне грустно, я всегда напеваю ее, и на душе сразу становится спокойно.
Что я представляю себе, когда слушаю музыку…
Я люблю слушать музыку.
Особенно мне нравится музыка из мультфильмов. Если бы в мультиках не было музыки, то их смотреть было бы неинтересно. Ведь музыка передаёт настроение героев, их характер, мысли, чувства. Весёлая музыка поднимает настроение, а грустная заставляет грустить. Если я смотрю мультфильм о животных, то сразу слышу звуки леса, природы, это и журчащий ручей, и раскаты грома, и шум деревьев, лёгкое порхание бабочек, вспоминаю повадки зверей. Когда звучит тревожная музыка, то становится волнительно и страшно, и героям мультика приходится бороться со злом. А когда добро побеждает, то и музыка звучит весёлая и радостная, и хорошее настроение героев передаётся и мне.
Когда я слушаю музыку, то мне представляется весь огромный мир и чувства переполняют меня. Мне хочется то плакать, то волноваться, то страдать, а то смеяться, радоваться, веселиться, совершать какие–нибудь подвиги, самому петь. Музыка меня вдохновляет и воодушевляет. Без музыки мир был бы беден, скучен, лишён радости и счастья!
слушай вот так можнно лушая музыку, а я ее слушаю примерно так же часто, как дышу, я, как правило, не разыгрывал никаких сценок в своем воображении. Мне, скорее, рисовались какие-то намеки, какие-то пейзажи, или чуялся весенний ветер, или дуновение моря. Когда-то давно я обладал способностью грезить под музыку — меня уносило в какие-то совершенно иные миры, причем вполне визуально. Я мог часами сидеть и смотреть «кино» из какого-то другого измерения, и это было клево. И вот мне стало интересно, а что «видите» вы, когда слушаете музыку. или Мне кажется, что нет в мире человека, который безразлично относился бы к музыке, ведь в ней воплощено все прекрасное, светлое, хорошее и вечное. Музыка всегда с людьми — и в радости, и в горе.
У каждого из нас свои любимые жанры. И смотря какую ты песню или музыку выбрал . а там описываешь. например, Эта песня очень романтичная, спокойная и тревож¬ная, она очаровала меня своей красотой и мелодичностью. Когда я слышу ее, то закрываю глаза и вижу бесконечную морскую гладь, огромный белоснежный корабль и слышу крики чаек. Если мне грустно, я всегда напеваю ее, и на душе сразу становится спокойно.
Если бы я слушал музыку концерта исключительно как инструментальное сочинение, то я бы описывал её в её жанре, наделил бы её образами её ритма, звучанию.
стала символом культуры. это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой.классическая произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.
статус народного инструмента был присвоен ей неспроста.корень слова такой же,как в словах или ,которые означают бессодержательный,ненавязчивый разговор.так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга крестьян.
ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше .предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.
гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лирообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.
небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.
традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель . принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно).
существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре — домрачей).
баян – народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. конструктивной основой для него послужила гармоника. первый инструмент был создан мастером мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в россии. однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).
это сольный концертный или ансамблевый инструмент. однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.
ручная гармонь пришла в музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. её прародителем стал китайский инструмент шен. китайский прародитель прошел долгий путь из азии в россию и европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.
установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. на обечайку музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.
на руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. четко выделяется ратный и обрядовый бубен. именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.
небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.
свистульки высокие трели. в некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. создавались свистульки как детские игрушки.
ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.
ещё один символ культуры – деревянные ложки. это единственный ударный инструмент, которым можно есть. древние использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.
Музыка всегда оказывала благотворное влияние на человека. Она успокоит и утешит в сложные времена, она развеселит, когда на душе легко, она сблизит людей в танце и совместном пении. Каждый человек находит в мелодии то, что ищет в данную минуту, и его настроение улучшается. Чтобы доказать это утверждение, обратимся к литературе.
Таким образом, музыкальное искусство является источником сил для человека. Оно утешает и поддерживает его, развлекает и ободряет в трудные часы. Мелодия открывает личности тайные богатства ее души, среди которых любовь, отзывчивость, благородство. Она же может вдохновить нас на поиски своего места в мире и на борьбу за лучшее будущее.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №2
Музыка всегда была для человека подспорьем, необходимым для движения вперед. Искусство звуков мотивировало его на борьбу с судьбой и ободряло в самые мрачные времена. Оно же заставляет задуматься о высоких темах и чувствах, помогает вырваться из круговорота суеты и обыденности. Чтобы подтвердить сказанное, приведу литературные примеры.
Таким образом, музыка влияет на человека положительно. Она поднимает его настроение, разгоняет сгустившиеся тучи проблем. Она же вдохновляет его на проявление лучших качеств характера. Ее неземная красота помогает душе воспарить ввысь и очиститься от скверны тоски, гнева, отчаяния. У каждого есть свои любимые песни, способные на чудо.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №3
Музыка – это один из самых трогательных и душевных видов искусства. Она живет в каждом из нас и способна творить чудеса. Прослушивание музыки помогает сосредоточиться, настроиться на определенный лад. Она влияет на наше восприятие мира и на отношение к окружающим.
В наше время существует огромное количество разнообразных музыкальных жанров. Каждый человек отдает предпочтение определенному жанру. Конечно, классическая музыка никогда не выйдет из моды, это искусство, прошедшее испытание временем. Любая музыка способна влиять на человека. Кто-то не может сосредоточиться, и только определенная композиция помогает настроиться на нужный лад. Бывает так, что прослушивание музыки снимает стресс и даже помогает выбраться из тяжелого психологического состояния. Для кого-то звуки музыки – это дверь в счастливое и радостное прошлое, портал в приятные воспоминания и трогательные моменты.
В заключении стоит сказать, что музыка – это великое искусство, способное влиять на души и сердца людей. Музыка играет большую роль в жизни каждого человека, она способна подарить утешение или же вознаградить вдохновением.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №4
В дни войны и в мирные дни человек ищет для себя нечто такое, что поможет ему забыться или, наоборот, придаст сил жить и бороться дальше. Такими врачевательными свойствами обладает один из видов искусства, а именно… музыка.
И в заключение хочу сказать, что чудесная сила музыки благотворно влияет на человека. Только слушать надо настоящую музыку, которая может исцелить от любых недугов сердце и мысли человека.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №5
Как музыка влияет на человека? На этот вопрос каждый дает ответ по разному. Я считаю, что она влияет как положительно так и отрицательно, ведь хорошей музыки сейчас не так много, но есть исключения.
Положительное влияние оказывает в большей степени классическая музыка. Человек, слушая композиции в таком жанре, погружается в себя, в свои мысли. Каждый из нас слушает песни, ориентируясь на свой музыкальный вкус. Кому-то нравится рок, кому-то рэп, кому-то тот же Чайковский или Бетховен. Если вдруг человек проснулся в плохом настроении и включил свою любимую песню, то на душе становится тепло и приятно, и быстро поднимается настроение; хочется начинать новые дела, радоваться новому дню, и просто быть счастливым человеком.
Также можно привести в аргумент известного во всем мире исполнителя MiyaGi. Этот человек творит чудеса. Он залечивает души людей своими песнями. В них очень огромный и глубокий смысл, хотя многие говорят обратное. Я считаю, что этот исполнитель добился того, чего хотел и радует нас своими композициями.
Таким образом, действительно музыка сильно влияет на подсознание человека. Она заставляет задуматься о смысле жизни и помогать людям лечить их души.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №6
Как музыка влияет на людей? Любой вид искусства имеет свои сильные и слабые стороны. Так, книга передаёт какое угодно явление жизни, раскрывает с помощью слов характер героев или создаёт картины природы. Полотна художников то же самое передают своими средствами. С помощью красок чётко возникают пейзажи, люди, окружающая их обстановка. Но я считаю, что именно музыка занимает видное место в системе искусств. Своё мнение хочу подтвердить несколькими примерами.
Вот теперь я отвечу на вопрос: как же музыка влияет на людей? Музыка, не говоря ни слова, не пользуясь красками, способна лишь одним сочетанием звуков вызвать у людей любые переживания, создать настроение, любой образ, она зовёт к раздумьям, восхищает слушателей тем, что из набора звуков рождается прекрасное звучание. Музыка развивает людей, ведь слушатель домысливает недостающее, дорисовывает в своём воображении слышимое.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №7
Как музыка влияет на душевное состояние человека? Этим вопросом задаются многие писатели и публицисты. Не стал исключением и Л.Н.Толстой.
Таким образом, Л.Н.Толстой ставит проблему влияния музыки на состояние души человека. Автор пытается донести до нас мысль о том, что музыка играет большую роль в жизни человека, она отражает наши переживания и сомнения, счастье, влюбленность, скорбь, боль потери — все, что мы только можем чувствовать.
Если бы я слушал музыку концерта исключительно как инструментальное сочинение, то я бы описывал её в её жанре, наделил бы её образами её ритма, звучанию.
Похожие вопросы:
Что такое фортепианное трио, струнный квартет, фортепианный квинтет? кто из композиторов писал произведения для таких составов?
Надо построить g dur в ум вв vii, c moll(гармонический) в ум 7., g moll(гарм.) ув 2., d dur в м вв 7. и des dur в d7. заранее и целую в щёчки))
Какое из направлений в музыке не относится к модернизму? поздний романтизм футуризм экспрессионизм серийная музыка
Представь себя композитором, сочини свои мелодии на стихи а. пушкина, а. фета, к.. определи характер звучания музыки, ее жанр, форму и средства выразительности: лад, регистр, темп, динамику, штрихи и др. кто будет исполнять твои произведения?
Читайте также:
- Сочинение на тему мое любимое животное пантера
- Сочинение о японии 4 класс
- Почему автор сталкивает в своем произведении гусарского ротмистра и чиновника 14 класса сочинение
- В чем сила и красота характера пьера безухова сочинение
- Сочинение рассуждение она увидела в ней призвание
10
Если бы ты слушал музыку концерта исключительно как инструментальное сочинение (вне программы), то какими образами (названиями) наделил бы каждую из частей?
ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА
Читайте также
Людвиг Ван Бетховен
БетховенЛюдвиг ван Бетховен — Величайший композитор начала 19 века. Реквием и Лунная соната сразу узнаваема любым человеком. Бессмертные произведения композитора всегда были и будут популярны из-за неповторимого стиля Бетховена.
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян БахИоганн Себастьян Бах — Германский композитор 18-го века. Без сомнения основоположник современной музыки. Его произведения основывались на многогранности созвучий различных инструментов. Он создал ритм музыки, по этому его произведения легко поддаются современной инструментальной обработке.
Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей МоцартВольфганг Амадей Моцарт — Самый популярный и понятный Австрийский композитор конца 18-го века. Все его произведения просты и гениальны. Они очень мелодичны и приятны. Маленькая серенада, гроза и многие другие композиции в рок обработке будут стоять на особенном месте в вашей коллекции.
Йозеф Гайдн
Йозеф ГайднЙозеф Гайдн — Австрийский композитор конца 18-го, начала 19-го века. Истинно классический композитор. Скрипка для Гайдна была на особенном месте. Практически во всех произведениях композитора она солирует. Очень красивая и завораживающая музыка.
Антонио Вивальди
Антонио ВивальдиАнтонио Вивальди — Итальянский композитор первой половины 18-го века №1. Национальный темперамент и новый подход к аранжировке буквально взорвал Европу в середине 18 века. Симфонии «Времена года» являются визитной карточкой композитора.
Фредерик Шопен
Фредерик ШопенФредерик Шопен — Польский композитор 19-го века. По некоторым сведениям родоначальник совмещённого жанра концертной и народной музыки. Его полонезы и мазурки плавно сочетаются с оркестровой музыкой. Единственным минусом в творчестве композитора считали слишком мягкий стиль ( отсутствие сильных и зажигательных мотивов).
Иоганн Брамс
Иоганн БрамсИоганн Брамс — Немецкий композитор конца 19-го века. О нем отзывались как о великом романтике своего времени, а его «Немецкий реквием» затмил своей популярностью другие произведения современников. Стиль в музыке Брамса качественно отличается от стилей других классиков.
Франц Шуберт
Франц ШубертФранц Шуберт — Австрийский композитор начала 19-го века. Один из непризнанных при жизни величайших композиторов. Очень ранняя смерть в 31 год не дала полностью развить потенциал Шуберта. Написанные им песни были основным источником дохода, когда величайшие симфонии пылились на полках. Только после смерти композитора произведения были высоко оценены критиками.
Иоганн Штраус
Иоганн ШтраусИоганн Штраус — Австрийский композитор конца 19-го века. Родоначальник вальсов и маршей. Мы говорим Штраус — подразумеваем вальс, мы говорим вальс — подразумеваем Штраус. Иоганн младший вырос в семье отца — композитора. Штраус старший относился к произведениям сына с пренебрежением. Он считал, что сын занимается ерундой и по этому всячески его унижал в свете. Но Иоганн младший с упорством продолжал заниматься любимым делом, а революция и написанный Штраусом марш в её честь доказали гениальность сына в глазах Европейского высшего общества.
Джузеппе Верди
Джузеппе ВердиДжузеппе Верди — Один из величайших композиторов 19-го века. Мэтр оперного искусства. «Аида» и «Отелло» Верди чрезвычайно популярны и сегодня благодаря истинному таланту итальянского композитора. Трагическая потеря семьи в 27 лет подкосила композитора, но он не стал опускать руки и углубился в творчество, написав сразу несколько опер за короткий срок. Высшее общество высоко оценило талант Верди и его оперы ставились в самых престижных театрах Европы.
Джоаккино Россини
Джоаккино РоссиниДжоаккино Россини — Ещё в 18 летнем возрасте этот талантливый итальянский композитор написал несколько опер, которые стали очень популярными. Венцом его творения стала переработанная пьеса «Севильский цирюльник». После представления её публике Джоакино буквально носили на руках. Успех был опьяняющим. После этого Россини стал желанным гостем в высшем свете и приобрёл солидную репутацию.
Зарисовка<span> – это быстрый рисунок с натуры, который является рабочим материалом для будущей картины. Цель зарисовки – отобразить, что то важное в образе или идее, уловить суть момента. Термин применяется в других видах искусства. Бывают литературные, музыкальные зарисовки. </span>
<span>Пример: зарисовки природы получились очень удачными.</span>
Простыми называются интервалы от чистой примы до чистой октавы. Интервалы более октавы, называются составными. Например, малая децима (М10) состоит из чистой октавы и малой терции (Ч8 + М3).
Ми-бемоль — ми-бемоль (той же октавы) (Ч1)
Ми-бемоль — фа-бемоль (М2)
Ми-бемоль — фа (Б2)
Ми-бемоль — соль-бемоль (М3)
Ми-бемоль — соль (Б3)
Ми-бемоль — ля-бемоль (Ч4)
Ми-бемоль — ля (Ув4)
Ми-бемоль — си-дубль-бемоль (Ум5)
Ми-бемоль — си-бемоль (Ч5)
Ми-бемоль — до-бемоль (М6)
Ми-бемоль — до (Б6)
Ми-бемоль — ре-бемоль (М7)
Ми-бемоль — ре (Б7)
Ми-бемоль — ми-бемоль (Ч8)
Фригийский. Дорийский. От соль мажорная хроматическая. Ув4 от си вверх
Ответ:Родион Константинович Щедрин. Родился 16 декабря 1932 года в Москве. Советский и российский композитор и пианист, педагог. Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992). Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Отец — Константин Михайлович Щедрин (1894-1955), родом из Тульской губернии, композитор, музыкант-теоретик, педагог, музыкальный деятель. Был наделен редкостными музыкальными способностями, а именно — удивительной музыкальной памятью: запоминал музыку с одного раза. Мать — Конкордия Ивановна Щедрина (урождённая Иванова) (1908-1999), экономист. С ранних лет занимался музыкой, его первым педагогом стал отец. С 1941 года занимался в Центральной музыкальной школе-десятилетке при Московской консерватории. Брал частные уроки игры на фортепиано у М. Л. Гехтман. Во время Великой Отечественной войны семья Щедриных была эвакуирована в Куйбышев (ныне Самара). В этот же город был эвакуирован и Д. Шостакович, завершивший в нём свою знаменитую Седьмую симфонию — юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции под управлением С. Самосуда. Дмитрий Шостакович и отец Родиона вели работу в Союзе композиторов, первый — как председатель, второй — как ответственный секретарь. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах. В 1944-1950 годах учился в Московском хоровом училище под руководством А.В. Свешникова. В 1950-1955 годах учился в МГК имени П.И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю.А. Шапорина) и фортепиано (класс Я.В. Флиера). В 1959 году там же окончил аспирантуру (рук. Ю.А. Шапорин). В 1965-1969 годах — преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его учеников — О. Галахов, Б. Гецелев, Г. Минчев. Щедрин прекратил работу в консерватории, войдя в конфликт с партийными деятелями теоретико-композиторского факультета.
Объяснение:
Включите прямо сейчас выступление победителей «Евровидения-2021» Måneskin — и мозг наградит вас за прослушивание так же, как за занятие сексом: «гормоном счастья» дофамином. (Разумеется, только если такая энергичная и не слишком сложная музыка вам нравится.) На первый взгляд кажется, что этот выбор — любить или не любить Måneskin, Манижу, Бетховена или любую другую музыку — абсолютно случаен. «Дело вкуса» — так принято говорить. Но на самом деле музыкальный вкус может многое рассказать о вашей личности. Reminder изучил исследования, посвященные тому, как формируются пристрастия в музыке и что они говорят об интеллекте, эмпатии и характере.
Подростки в наушниках
Наше знакомство с музыкой начинается еще в раннем детстве, с особого «языка», который взрослые используют, когда общаются с маленькими детьми. Это семантически очень простой язык, с утрированными интонациями, особым ритмом, завышенными частотами и короткими фразами. Эхо воспоминаний об этом «мелодическом лепете» можно различить и во взрослой музыкальной культуре. Например, песня-хит 1984 года Стиви Уандера «I Just Called to Say I Love You» апеллирует к детскому опыту беззаветной любви.
Но критический возраст для формирования вкуса — подростковый. К 11 годам лимбическая система мозга, которая отвечает за обработку социальной информации и эмоциональное реагирование, уже полностью развита. Подросток фокусируется на своей роли в социуме и осознании своей индивидуальности. Музыка, которая раньше была лишь культурным фоном, становится инструментом для поиска себя и снятия эмоционального напряжения. А музыкальные пристрастия подростка формируются под влиянием значимой для него социальной группы. Слушать ту или иную музыку важно, чтобы быть «своим», чувствовать сопричастность и выражать общие представления и идеалы.
Конечно, подросток постоянно слушает музыку не только из-за социализации. Есть объяснение и получше. Лимбическая система связана с прилежащим ядром, центром вознаграждения и удовольствия мозга. Сканирование мозга показывает: центр вознаграждения у подростков намного чувствительнее, чем у взрослых и детей. Подростки получают гораздо больше удовольствия от музыки.
Лобная доля мозга, отвечающая за контроль эмоций, принятие решений и планирование, развивается полностью только после двадцати лет. Поэтому музыкальный вкус подростка — отражение его эмоций. Настолько точное, что канадские исследователи научились по плейлисту подростков определять их проблемы и составили три типовых музыкальных профиля. По ним, конечно, нельзя судить о личности конкретного подростка, но можно понять, какие особенности характера и поведения типичны для любителей тех или иных музыкальных жанров.
Портрет 1. Тяжелая музыка: рок, метал и рэп
Подростки, которые предпочитают тяжелый и классический рок, метал и рэп, — независимые нонконформисты. Они склонны подвергать сомнению чужие мотивы, способности и правила. Они не признают авторитеты и противятся давлению родителей и учителей. Часто они не получают особого удовольствия от учебы. При этом из-за напряженных или конфликтных отношений с родителями их самооценка и уверенность в себе невысоки. Отсюда проблемы с идентичностью. Эти подростки не понимают, кто они и какими должны быть. Мрачная, тяжелая, бунтарская музыка, отражающая их мысли и чувства, дает им пространство для самопознания и ощущение того, что они не одиноки в своих переживаниях. А еще она может заглушать эмоции, когда они становятся невыносимыми.
Портрет 2. Легкая музыка: софт-рок, поп и танцевальная
Любители софт-рока, попа и танцевальной музыки сдерживают свои эмоции. Они озабочены тем, как их оценивают другие. Часто им сложно совместить свои детские представления о любви и новые для них эротические импульсы с тем, как секс изображают в медиа. В отношениях со сверстниками им трудно достичь баланса между зависимостью и самостоятельностью. Поп-музыка позволяет им выражать и регулировать эмоции, связанные с сексуальностью и отношениями: тревогу, волнение, растерянность и нежность. Еще их волнуют темы взаимной зависимости, которые часто затрагиваются в софт-роке.
Портрет 3. Эклектичный плейлист
Подростки с разносторонними вкусами, которые слушают и легкую, и бунтарскую музыку, переживают пубертат легче других. У них нет ни серьезных конфликтов с родителями или учителями, ни беспокойства о своей сексуальности, ни проблем в отношениях со сверстниками. У них стабильная самооценка. Они выбирают музыку в зависимости от настроения (чтобы подчеркнуть или поменять эмоциональный фон), ситуации (в одиночестве или в компании сверстников) и конкретных потребностей: когда на первый план выходят отношения — это поп, а когда волнуют вопросы автономии — метал.
Классная песня = новизна + сложность
Мозг привередлив к впечатлением. Песня, от которой сегодня мурашки по коже, завтра может вызвать скуку, а то и раздражение. И вот мы уже лихорадочно листаем плейлист в поиске той самой композиции, которая вызовет новый дофаминовый всплеск. Для этого она должна соответствовать определенным критериям.
Модель, объясняющую выбор музыки, предложил еще в 1960 году психолог Даниэль Берлин. Вкус формируется в результате взаимодействия двух систем. Первая позволяет нам анализировать звуковые паттерны и делать прогнозы. Вторая оценивает точность прогнозов и награждает за их правильность. Поэтому нам нравится такая музыка, которая уже более-менее знакома, но достаточно сложна, чтобы заинтриговать. Если включить незнакомый трек, в мозге будут одновременно активироваться и прилежащее ядро, «центр удовольствия», и корковая область лобной доли, отвечающая за анализ и оценку. По степени активности этих зон можно определить, насколько вам понравилась услышанная музыка.
Модель Берлина также объясняет, почему по мере взросления музыкальные предпочтения становятся разнообразнее и сложнее. Подросток, предпочитающий поп-музыку, будет искать песни со знакомыми элементами. Но нравиться ему будет музыка, в которой привычные для него элементы сочетаются с новыми. По мере обогащения опыта у него будет расти интерес к новым музыкальным формам. В итоге подросток станет взрослым с эклектичным вкусом.
Но это не единственное, что изменится с возрастом. Благодаря формированию высших областей мозга его музыкальные предпочтения начнут отражать не только эмоции, но и аналитические способности. Если верить исследованиям, по плейлисту взрослого можно даже оценить его IQ. Чем лучше и точнее мозг анализирует и предсказывает слуховые паттерны, тем более сложная музыка необходима для получения удовольствия, — и наоборот.
Джаз — для либералов, кантри и метал — для спортсменов?
Первый факт, которые установили ученые, когда исследовали вкусы более трех с половиной тысяч взрослых, — большинство из нас абсолютно уверено: выбор музыки отражает нашу личность. Но не наивно ли так считать?
Оказалось — нет: музыкальные предпочтения действительно совпадают с определенными чертами характера. Сопоставив данные о вкусе участников исследования и с Пятифакторной моделью личности (Big Five), исследователи вывели четыре музыкальных типа личности.
-
Рефлексивная сложная музыка. Блюз, джаз, классическая и народная музыка сложны по структуре и способствуют рефлексии. Люди, которые предпочитают эти жанры, редко ведут спортивный образ жизни. Зато они открыты новому опыту и изобретательны, имеют хорошие вербальные способности и развитое воображение. Часто они придерживаются либеральных взглядов и отвергают консервативные. Они не стремятся к социальному доминированию, терпимы к другим и ценят эстетический опыт.
-
Энергичная бунтарская музыка. Рок, альтернативная музыка и хеви-метал в плейлисте у взрослых, в отличие от подростков, редко является маркером невротизма, агрессии или неприязни. Любители таких стилей любят рисковать, физически активны и открыты новому опыту.
-
Оптимистичная традиционная музыка. Кантри, инструментальная, религиозная и поп-музыка — жанры, которые акцентируют положительные эмоции и структурно просты. Они встречаются в плейлистах приветливых, сознательных экстравертов. Часто у них консервативные взгляды, они избегают нового опыта, но любят спорт и стремятся помогать другим.
-
Энергичная и ритмичная музыка. Рэп, хип-хоп, электронная и танцевальная музыка — тоже излюбленные жанры экстравертов, но среди них меньше консерваторов и больше уступчивых и снисходительных людей.
Эти профили составлены в рамках научного проекта Musical Universe, объединяющего музыку, науку и психологию. Ученые продолжают собирать данные. Вы еще можете пройти онлайн-тест (ответить на несколько вопросов о своем характере, оценить 25 коротких музыкальных сэмплов и заполнить короткую демографическую анкету) и получить свой профиль с оценкой музыкального вкуса и личностных черт. Сокращенная версия доступна бесплатно. Расширенная — тем, кто пожертвует $25 на развитие проекта.
Эмпатичные люди слушают R&B
Если музыкальные вкусы отражают наши личные качества, можно ли судить по ним о нашем стиле мышления? Таким вопросом задались кембриджские исследователи. Оказалось, действительно: одни слушают музыку умом, то есть воспринимают ее прежде всего на уровне аналитического интеллекта, а другие — сердцем, задействуя эмоциональный интеллект.
Люди первого типа склонны к систематизации: они анализируют и прогнозируют, стараются выявить закономерности и механизмы. Ко второму типу относятся эмпатичные люди, которые интуитивно понимают чужие эмоции и могут предсказать поведение другого человека. Есть еще «сбалансированный тип»: его представители одинаково хороши и в эмпатии, и в систематизации.
Исследователи из Кембриджа протестировали 4000 добровольцев на уровень эмпатии и систематизации, а затем сопоставили результаты тестов с их музыкальными предпочтениями. Оказалось, люди с высоким уровнем эмпатии предпочитают эмоционально глубокую и проникновенную музыку типа софт-рока, R&B и авторской песни. Например, многим эмпатам нравится Hallelujah в исполнении Джеффа Бакли. Систематизаторы предпочитают более насыщенные композиции, с сильными и даже агрессивными элементами: классический рок, хеви-метал, панк. Тяга к сложным структурам выражается у них и в выборе музыки с интеллектуальной глубиной и сложностью. Например, авангардной классики вроде Etude opus 65 no 3 Александра Скрябина.
Судя по всему, систематизаторов больше привлекает музыкальная структура. Эмпаты получают удовольствие от музыки благодаря сопереживанию выраженным в ней эмоциям. А представителей «сбалансированного типа» привлекает и то и другое.
Правда, точно определить степень эмпатии по плейлисту не получится из-за того, что музыкальные жанры не укладываются в строгие научные рамки. Возьмем, к примеру, джаз. Его любят и эмпаты, и систематизаторы. Но эмпатичные люди предпочитают мягкий, расслабленный, неприхотливый mellow jazz и unpretentious jazz. А люди, склонные к систематизации, — быстрый, сложный и напористый sophisticated jazz и intense jazz.
Но для экспресс-теста на эмпатию можно воспользоваться методом английских и финских ученых. Их заинтересовал парадокс: мы слушаем грустную музыку — и нам становится приятно. Почему? Они дали послушать сотне добровольцев фрагмент малоизвестной и очень грустной музыкальной композиции Discovery of the Camp Майкла Кэймена из саундтрека к сериалу про Вторую мировую войну Band Of Brothers. Она звучит в тот момент, когда американские солдаты входят в оставленный охраной немецкий концлагерь. Как показали опросы испытуемых до и после эксперимента, а также электрическая активность кожи и сердечный ритм в процессе прослушивания, есть прямая связь между удовольствием от грустной музыки и уровнем эмпатии. Так что если при звуках печальной баллады вы ощущаете сладкую тоску, значит, с эмпатией у вас все в порядке.
Что такое инструментальный концерт, история инструментального концерта
Концерт. Это слово хорошо знакомо всем, однако каждый человек воспринимает его по-своему. Для одних это выступление любимых эстрадных певцов на многолюдном стадионе, а для других — исполнение классической музыки в красивом зале филармонии. Иначе говоря, так называется большое мероприятие, на котором для публики по заранее намеченной программе исполняют композиции различных жанров. Впрочем, данный термин имеет и другое значение, а именно так называется популярный музыкальный жанр, который зародился несколько столетий назад и имеет богатую историю. В нынешнее время, для уточнения, его принято именовать инструментальный концерт.
Историю инструментального концерта и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое инструментальный концерт?
Инструментальный концерт. Этим термином сегодня называют масштабное музыкальное сочинение, написанное композитором для одного или же нескольких солирующих инструментов в сопровождении оркестра, а также жанр, основанный на контрастном сопоставлении партий сольного инструмента и сопровождающей его исполнение оркестровой группы. Это можно расценивать как творческое соперничество, смысл которого заложен в самом слове «концерт», имеющем двойное происхождение. С латинского языка оно переводится как состязание, а с итальянского – согласие. Иначе говоря «инструментальный концерт» — это дружеский поединок, в котором участники соревнуются между собой в красочности и сочности звучания, а также выразительности и яркости тематического материала. Между тем, композитор в «инструментальном концерте» подразумевает не только соперничество. Для воплощения идейного замысла произведения, автор должен не только показать художественные и технические возможности выбранного им инструмента, но и согласованность солирующей партии с оркестровым аккомпанементом, другими словами — создать их идеальный ансамбль. В этом и заключается главный смысл данного жанра.
Структура инструментального концерта
Инструментальный концерт – это произведение, включающее в себя несколько частей, количество которых может варьироваться от одной до четырёх. Тем не менее композиторы чаще используют трёхчастное строение, установленное ещё в эпоху классицизма. Как правило, наиболее активная по тематическому материалу первая часть концерта сочиняется в форме сонатного аллегро. Вторая – спокойная, лирическая, окрашенная в пасторальные тона, обычно имеет форму трёхчастной арии. В последнем жизнерадостном финальном разделе авторы отдают предпочтение форме рондо, рондо-сонаты или теме с вариациями. Исходя из вышесказанного, вся структура инструментального концерта напоминает небольшую симфонию с тем отличием, что в нём есть новое действующее лицо – солист, в партию которого помимо основного музыкального материала предусматривается включение большого эпизода, называемого каденцией. Она исполняется без сопровождения оркестра, отличается виртуозностью и играет важную роль в драматургии произведения.
Популярные инструментальные концерты
Ф. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром». Произведение является ярчайшим образцом концертного скрипичного репертуара. Музыка этой чудесной лирической поэмы покоряет не только виртуозным блеском, но и мелодическим богатством. Концерт имеет трёхчастную форму, в которой первая часть (Allegro molto appassionato), заключённая в форму сонатного аллегро, сразу открывается завораживающей взволнованной темой, звучащей у солирующей скрипки. Вторая часть (Andante) – своеобразное элегическое интермеццо. Его выразительная чувственная тема навевает лирическое настроение и погружает в романтическую атмосферу. Третья часть (Allegro molto vivace) – контрастный по своему характеру финал произведения, в завершении которого звучит эффектная кода.
П.И. Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром». Необходимо отметить, что это популярнейшее во всём мире произведение в русской музыкальной культуре явилось первым сочинением в жанре «Инструментальный концерт». В основу музыкального тематизма «Концерта» композитор положил народные мелодии, но каждый мотив, искусно обработав, превратил в сверкающую драгоценность. Первая часть открывается развёрнутой интродукцией с величественной темой, которую именуют Гимном жизни. Далее творческая фантазия автора преподносит слушателям неожиданные контрастные сюрпризы: от мощных динамических подъёмов, до моментов умиротворённого покоя. Вторая часть – это прекрасный образец светлой поэтической лирики. Пасторальный окрас музыки крайних частей раздела погружает в атмосферу спокойствия и безмятежности. Средний эпизод хоть и пролетает в игриво – скерцозном настроении, но общего идиллического характера музыки не нарушает. Третья часть произведения – ликующий финал, переносящий в жизнерадостный мир народного празднества.
С. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром» №2. Данное сочинение, входящее в число самых известных произведений композитора, заслуживает только восторженных эпитетов. В его выразительной и наполненной благородством эмоциональной музыке, воспета радость жизни и любовь к Отчизне. Первый раздел (Moderato) открывается напряжёнными аккордами солирующего инструмента, напоминающими грозные удары набата. Далее вступает величественная тема, отображающая светлый образ Родины. Она развивается не торопясь, но затем предстаёт во всей своей могучей красоте. Вторая часть (Adagio sostenuto) – это лирический раздел. Его спокойная мечтательная музыка символизирует гармонию не только в природе, но и согласие человека с самим собой. Третья часть (Allegro scherzando). В финале концерта, окрашенном радостными перезвонами, автор вновь возвращается к образам первой части и со всей величавостью утверждает триумфальную победу светлых сил.
А. Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром». Произведение написано в традиционной трёхчастной классической форме. Первая часть (Allegro con fermezza) – искромётное сонатное аллегро, жизнеутверждающая тема которого пропитана национальным колоритом. Вторая часть (Andante sostenuto). Чарующая музыка данного раздела в воображении рисует красоту прекрасных горных пейзажей Армении, а лирическая мелодия солирующей скрипки напоминает задушевную песню армянского ашуга. Третья часть (Allegro vivace) – праздничный финал. В данном разделе автор колоритно отображает картину, наполненного радостью народного праздника, с песнями, танцами и всеобщим весельем.
История
Начало истории инструментального концерта следует искать в стародавние времена, так как ещё в глубокой древности людей привлекало ансамблевое музицирование, в котором одному из инструментов поручалась солирующая функция. Время безостановочно шло вперёд и в процессе интенсивного развития в искусстве постоянно создавались новые формы и жанры. Так в Италии в конце XVI века в церковной музыке появился новый термин — «духовный концерт». Этим словом стали называть сопровождающиеся органом либо инструментальным ансамблем полифонические вокальные композиции, в которых сопоставлялись партии двух или более исполнительских голосов. Вскоре термин «концерт» стал употребляться не только в церковной вокальной, но и в светской инструментальной музыке. Так с середины XVII века появились произведения, в которых контрастно сопоставлялось звучание оркестровой группы – рипиено и партии солирующего инструмента или же группы солистов, именуемых концертино.
Изначально такие сочинения назывались «Concerto da camera», то есть камерный концерт. Например, итальянский композитор Джузеппе Торелли сочинял подобные инструментальные концерты не только для различных струнных, но и духовых инструментов, причём количество солистов в его произведениях варьировалось от одного до четырёх. Впоследствии произведения такой формы претерпели значительное преображение и получили название «Concerto grosso» — большой концерт. Неоценимый вклад в развитие этого нового жанра внёс итальянский композитор и скрипач Арканджело Корелли, создававший как церковные, так и светские концерты, которые друг от друга, безусловно, отличались по содержанию. Необходимо заметить, что ни в одном из его «Concerto grosso» не было установленного расположения и чётко обозначенного количества частей.
Инструментальный концерт с солистами-инструменталистами, а помимо того с определёнными элементами театральной зрелищности стал быстро набирать популярность и соответственно стремительно распространяться не только в Италии, но и в других европейских странах, где композиторы подхватили его без промедления. Они тоже вносили свой вклад в развитие нового жанра, например, в роли солирующего инструмента впервые представили клавесин, которому поначалу доставалась только аккомпанирующая функция.
Прошло несколько десятилетий, в течение которых «Concerto grosso» динамично процветал в творчестве композиторов. Было написано немало прекрасных произведений, среди которых особенно выделялась коллекция скрипичных трёхчастных концертов Томазо Альбинони. Такая новация в форме пришлась по нраву молодому талантливому композитору Антонио Вивальди, сочинившему более пятисот произведений данного жанра и окончательно сформировавшему сольный инструментальный концерт. Его композиции имели три контрастные части: первая и третья – быстрые и динамичные, а средняя – лирическая и напевная. В качестве солирующих инструментов Вивальди использовал не только свою любимую скрипку, но и самые разные духовые инструменты: флейту, гобой, фагот, трубу и валторну. Яркий музыкальный материал своих концертов Вивальди строил на противоборстве всего оркестра и партии солиста, основанной на новой виртуозной исполнительской технике. Кроме того, композитор регулярно стал вводить в текст изящный повторяющийся пассаж ритурнель, который постоянно применялся в музыке балетных спектаклей.
Концерты Вивальди вызывали восторг и восхищение, как в Италии, так и в других странах. Это выражалось даже в том, что многие композиторы, среди которых Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, начали сочинять похожие произведения. К тому же Бах, создавая уникальные концерты, поражающие своей гибкостью и красотой, развил достижения итальянского композитора. Он также как и Вивальди писал произведения данного жанра в трёхчастной форме и с ладовым контрастом, только в отличие от своего итальянского коллеги отдавал предпочтение не скрипичным, а клавирным концертам, чем подготовил основу для развития фортепианного концерта.
Популярность жанра инструментального концерта продолжала всё больше возрастать. К концу XVIII века получили распространение такие разновидности жанра, как концерт с оркестром для одного солирующего инструмента, двух – «двойной», трёх– «тройной» и даже четырёх, а также концерты без солистов, именуемые рипиено или концерты только для солирующего инструмента без оркестра.
Когда на смену барокко пришла эпоха классицизма, инструментальный концерт в своём развитии уверенно шагнул вперёд. Именно в этот период в творчестве «венских классиков»: Гайдна, Моцарта и Бетховена, в полной мере утвердилась основная трёхчастная форма. Поначалу первая часть сочинялась в форме сонатного аллегро с двойной экспозицией, то есть главная и побочная партии сначала звучали в исполнении оркестра, а затем у солирующего инструмента. Однако со временем такая особенность утратилась. Так же в заключение данного раздела стала предусматриваться каденция – виртуозный эпизод, в котором солист, импровизируя, демонстрировал своё техническое мастерство. Второй – медленный раздел писался на усмотрение автора произведения и какой-либо определённой формы не имел. В третьей, заключительной части концерта предпочтение вновь отдавалось оживлённому темпу, и потому она сочинялась в сонатной форме или форме рондо. Такая структура концерта, которая в нынешнее время называется классической, была заложена Гайдном и Моцартом, а затем переродилась и утвердилась в творчестве Бетховена. Именно Бетховен превратил концерт из галантного и развлекательного произведения в композицию, наполненную идейным содержанием, то есть приблизил его к симфонии. Помимо того Бетховен заметно технически усложнил партию солиста, а также первым из композиторов записал каденцию для солирующего инструмента и этим показал какое немаловажное значение она имеет в развитии произведения.
В наступившей после классицизма эпохе романтизма симфонизация инструментального концерта, заложенная Бетховеном, была продолжена в творчестве многих композиторов, среди которых Никколо Паганини, Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Феликс Мендельсон, Иоганнес Брамс, Эдвард Григ, Ференц Лист. Вместе с тем эти выдающиеся музыкальные творцы привнесли в жанр много нового. Они, отдавая предпочтение принципу «сквозного развития», лейтмотивным связям и монотематизму, сочиняли произведения, с разделами тесно взаимосвязанными между собой. Например, Ференц Лист создал одночастный концерт: в нём все части слились между собой в единое целое, а вот Иоганнес Брамс, напротив, свой концерт №2 разделил не на три, а на четыре части. Для произведений романтиков характерно лирическое и лирико-драматическое настроение. Главенствующую роль в концерте они отдавали солирующему инструменту, а оркестру лишь выполнение скромной функции аккомпанемента.
В это же период инструментальный концерт своё достойное место находит и в русской музыке. Его основоположником стал Пётр Ильич Чайковский, а последователями Сергей Рахманинов и Александр Глазунов, создавшие блестящие произведения, которые вошли в золотой фонд классической музыки.
В XX веке инструментальный концерт продолжил своё интенсивное развитие. Очень сложно перечислить всех композиторов, которые внесли свой бесценный вклад в данный жанр, но особенно необходимо отметить таких выдающихся маэстро, как Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Игорь Стравинский, Пауль Хинднмит, Бела Барток, Джордж Гершвин, Арнольд Шёнберг, Дариус Мийо, Морис Равель, Рихард Штраус, Николай Мясковский, Николай Метнер, Жан Сибелиус, Альфред Шнитке и Родион Щедрин. В двадцатом столетии композиторами были созданы концерты практически для всех европейских классических музыкальных инструментов.
Интересные факты
- Инструментальный концерт в обязательном порядке входит в программу участников музыкальных конкурсов, так как исполнение такого произведения даёт возможность по-настоящему продемонстрировать виртуозное мастерство и талант музыканта, а также технический и художественный потенциал избранного им инструмента.
- На Международном конкурсе им. Чайковского, который проводится в нашей стране с 1958 года, «Первый концерт для фортепиано с оркестром» композитора не только входит в число произведений обязательной программы, но и является символом данного музыкального состязания. Однако необходимо отметить, что это великое творение гениального маэстро около ста тридцати лет исполняется с существенными изменениями, которые были сделаны после его кончины знаменитым пианистом Александром Зилоти. На конкурсе не раз ставился вопрос об исполнении «Концерта» с авторским текстом, но, к сожалению, достать его для многих конкурсантов не представляется возможным.
- Концерт для скрипки с оркестром ми минор Феликса Мендельсона пользуется такой любовью, что в Лейпциге городской канал назвали именем выдающегося композитора, а на набережной деревянные сидения на ступенях спуска к воде расставили так, что из них можно сложить знаменитую тему этого популярного произведения.
- Сергей Рахманинов сочинил Второй фортепианный концерт в 1901 году, сразу после выхода из глубокой депрессии, возникшей из-за тяжёлого нервного расстройства после неудачной премьеры в 1897 году его Первой симфонии. Душевный кризис композитору помог преодолеть известный русский психотерапевт Николай Владимирович Даль и в благодарность ему Сергей Сергеевич посвятил данное выдающееся творение.
- Знаменитый актёр Чарли Чаплин в пожилом возрасте уединённо жил в Швейцарии в своём доме и практически никого не принимал, но узнав, что с ним хочет увидеться советский композитор Арам Хачатурян, сделал исключение и с радостью согласился. Встреча получилась весьма радушной, а началась она с того, что Чаплин достал пластинку с записью скрипичного концерта композитора и назвал его самым любимым своим произведением. Данное выдающееся творение Арама Хачатуряна во всём мире считается в скрипичной литературе одним из самых известных и сложных. Многие скрипачи желали бы иметь произведение в своём репертуарном списке, но, к сожалению не все могут с ним технически справиться.
- В России большой популярностью пользуются «концерты», написанные для таких всенародно любимых музыкальных инструментов как домра, балалайка, баян и гусли.
- Нельзя оставить без внимания «концерты», которые написаны композиторами не для музыкальных инструментов, но тоже относятся к произведениям данного жанра и пользуются огромной популярностью. Это «Концерт для колоратурного сопрано с оркестром» Рейнгольда Морицевича Глиэра, а также шуточное произведение американского композитора Лероя Андерсона с названием «Пьеса для пишущей машинки с оркестром».
Инструментальный концерт. Этот жанр, появившийся для воплощения творческих замыслов композиторов несколько веков назад, в нынешнее время пользуется огромной популярностью. Публику инструментальные концерты прельщают нарядной и радостной музыкой, а исполнителей тем, что в этих произведениях они во всём блеске могут продемонстрировать своё виртуозное мастерство.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Инструментальный концерт