В сочинении-рассуждении о ложной дружбе и ложных друзьях можно порассуждать на тему истинной дружбы и предательства. Так же о том, как понять настоящий друг или нет.
Сразу вспомнились слова из песни В.Высоцкого “Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так…”. Не редко в нашей жизни можно встретить этих самых ложных “друзей”, которые будут с нами лишь тогда, когда нам хорошо. Либо, еще хуже, тех людей, которые претворяются друзьями, чтобы получить что-то от нас, а потом их след простыл. Не даром говорят: “Плохой друг, как тень: в солнечный день беги – не убежишь, в пасмурный день ищи – не сыщешь”. Именно это отличает настоящих друзей от ненастоящих.
Друг познается в беде. Этот принцип поможет нам разобраться в своем окружении и назвать настоящих друзей, отличив их от приятелей, с которыми просто приятно общаться. Настоящий друг всегда поможет и всегда поддержит в беде. Если нет, то такого человека другом не назовешь. Конечно, бывают и такие ситуации, когда сам человек, который называется нашим другом при всем своем желании просто не в состоянии нам помочь, такое тоже случается. Другое дело, когда он не хочет помогать и даже не старается. Поэтому друг – это не просто тот, кто понимает, а еще и тот, кто может делом помочь.
Владимир Высоцкий – человек, который вошел в историю и всем известен, как автор-исполнитель своих стихов и песен, как актер и просто, замечательный человек. Он был разносторонней личностью, и в своем творчестве освещал различные проблемы, создавал самых разнообразных лирических героев, затрагивал всевозможные вопросы, в том числе и вопросы дружбы (Песня о друге).
Владимир Высоцкий Песня о друге
Тему дружбы затрагивали многие писатели, исполнители, актеры, музыканты, не стал исключением и Владимир Высоцкий, который в своем творчестве писал о жизни, освещая актуальные вопросы. Связано его творчество и с такими чувствами, как дружба, верность. Темы дружбы, мужества, измены, предательства, освещаются во многих его произведениях и среди них песня Высоцкого «Если друг оказался вдруг».
Высоцкий Песня о друге анализ
Если говорить об истории «Песни о друге» Высоцкого, то написана она была в 1969 году для кинофильма «Вертикаль». Что самое интересное, сам фильм прошел и позабылся, а вот песня зажила своей отдельной жизнью, мало того, она стала своеобразным гимном для альпинистов.
Знакомясь с работой Высоцкого «Песня о друге» и делая анализ, хочется сказать сразу о том, что это произведение, эта «Песня о друге» Высоцкого похожа на совет, на то, каким образом можно проверить своего друга на преданность и верность. Мы видим, что Владимир Высоцкий в «Песне о друге» создает для своего героя экстремальные условия, во время которых, как раз, и проявляется вся сущность человека. А ведь и, правда, не зря же говорят, истинная дружба проявляется в беде. Вот и автор песни говорит нам о том, что если мы не можем разобраться в человеке, не можем понять, насколько искренние чувства в нем, если мы не знаем, друг он нам, враг или просто так, прохожий, устройте испытание.
Разделы:
Классное руководство
«Нет ничего драгоценнее друзей; не
теряйте поэтому случая приобретать их, когда
только сможете».
Ф. Гвиччардине, итальянский историк.
Цели:
Показать учащимся, что понятие «дружба» и
взаимоотношения между людьми сохранили свою
значимость, не потеряли глубины чувствования и
восприятия в современном мире.
Привести примеры, олицетворяющие дружбу в
стихах, песнях, прозе, драматургии.
Подготовка:
1. Написать пословицы и поговорки, мудрые
высказывания о дружбе.
2. Распределить роли среди выступающих.
3. Отрепетировать песню «О дружбе».
4. Порекомендовать ученикам, прочитать книги: И. С.
Кон «Дружба», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
5. Ответить на вопросы анкеты.
СОДЕРЖАНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель: Ребята, сегодня мы затронем
одну из самых важных, глубоких, жизненно
оправданных тем – тему дружбы. О дружбе слагают
стихи, поют песни, пишут романы, ставят пьесы.
Дружба – это преданность человека человеку.
В дружбе человеческой вечно горит огонек,
который можно назвать духовной готовностью
прийти на помощь другому человеку.
Если ты открыл для себя эти духовные начала
дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни.
Дружба – это общность интересов, убеждений,
устремлений, взаимная симпатия, готовность
оказать помощь другу, разделить с ним неудачу,
поступиться ради него собственным благополучием
или временем.
Известный русский педагог В.А.Сухомлинский
писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека,
умей понимать его душу, видеть в его глазах
сложный духовный мир – радость, горе, беду,
несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки
могут отразиться на душевном состоянии другого
человека. Не причиняй своими поступками, своим
поведением боли, оскорбления, беспокойства,
тяжелых переживаний другим людям, умей
поддерживать, помочь, подбодрить человека, у
которого горе. Помни, что такое горе может прийти
и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие –
одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный
– это душевно слепой человек».
Ребята, обратите внимание на плакаты, что
развешаны у нас в классе.
Что на них написано?
– Пословицы, поговорки, высказывания о дружбе.
– Какие еще пословицы и поговорки вы знаете? Кто
из вас может их дополнить?
1. Старый друг лучше новых двух.
2. Был бы друг, будет и досуг.
3. Был бы дружок, найдется и часок.
4. Друзья прямые – братья родные.
5. Верный друг лучше сотни слуг.
6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей .
7. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
8. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
9. Хороший друг всегда приходит вовремя.
10. У друга вода лучше, чем мед у врага.
11. Не тот друг, кто потакает, а кто на ум
наставляет.
12. У друзей секретов нет.
13. В дороге и отец сыну товарищ.
14. Друг научит, недруг проучит.
15. Своих друзей наживай и отцовских не забывай.
16. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.
17. С кем поведешься, от того и наберешься.
18. Приятелей много, а друга нет.
– Прочитайте высказывания о дружбе:
«Непонимание делает из друзей врагов». (Л.
Вейхтвангер)
«Лучший способ сохранить друзей – не предавать
их». (У. Мизнер)
«Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда
ты прав – всякий будет с тобой». (М. Твен)
«Трусливый друг страшнее врага, ибо врага
опасаешься, а на друга надеешься». (Л. Толстой)
Учитель: А сейчас я попрошу каждого из
вас дописать незаконченные предложения, а в
конце нашего разговора мы сравним, на сколько
изменилось ваше мнение на этот счет. А может быть,
выяснится, что вы для себя открыли какое-то новое
понимание, взглянули на свои отношения с
друзьями с другой стороны, увидели в этих
отношениях что-то новое.
Друг – это тот, кто…
С другом я часто….
Приятель и друг не совсем одно и то же, так как…
С другом можно…
Я дружу с …. потому, что….
Прослушайте небольшой рассказ:
Было в классе четверо мальчишек, и сидели они в
классе рядом, и на дни рождения друг к другу
ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За
одну команду, естественно. Дежурили по школе
только в один день. Вот только Владимир и Денис
были такими превосходными математиками, что
после очередной победы на олимпиаде в районе
решили их родители в математическую школу
перевести. «Нет, ни за что!» – в один голос
заявили мальчики и остались в обычной школе.
Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы
и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не
один случай.
Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз
по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер,
и хлынул дождь. Ребята испугались грозы,
быстро подогнали лодку к берегу и убежали в
город. Только один не покинул лодку. Это был Ваня.
Он налег на весла и поплыл по реке вверх. Дождь
хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели
руки, и темные круги плыли перед глазами.
Мальчику казалось, что он уже никогда не
доберется до пристани, Он напрягал все силы…
Добравшись до пристани, он поставил лодку на
место и крепко привязал ее веревкой.
Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и
спросил:
– Ты откуда, хлопец, взялся?
– Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал
вернуть…
Ребята обсуждают прочитанное, высказываю свое
мнение. Отвечают на вопросы?
– Какие черты характера проявил Ваня, чтобы
сдержать слово?
– Как бы вы поступили на его месте?
– Почему мальчики бросили Ваню одного? Можно ли
их назвать «мнимыми друзьями»?
– Как вы понимаете высказывание Льва Толстого:
«Трусливый друг страшнее врага, ибо врага
опасаешься, а на друга надеешься»?
Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по
реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать
свое слово, безусловно, проявил характер и силу
воли. Конечно, ему было страшно, как и другим
мальчикам; и так же хотелось выпрыгнуть из лодки
и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не
всегда приходиться делать то, что хочется. А в
этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.
Весь класс исполняет песню В. Высоцкого:
Если друг
оказался вдруг.
И не друг, и не враг,
а – так.…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни –
рискни!
Не бросай одного
его!
Пусть он в связке в одной
с тобой –
Там поймешь кто такой.
Если парень в горах –
не ах,
Если сразу раскис –
и вниз,
Шаг ступил на ледник –
и сник,
Оступился – и в крик,
Значит, рядом с тобой –
чужой,
Ты его не брани –
гони:
Вверх таких не берут,
и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил,
не ныл,
Пусть он хмур был и зол,
но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал,
но держал;
Если шел он с тобой,
как в бой,
На вершине стоял,
хмельной,
Значит, как на себя
самого,
Положись на него.
Дружба означает близость и взаимное тяготение
людей друг к другу.
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет
ваше настроение, ваши переживания, разделит
радость и огорчения, проявит сочувствие. В
трудную минуту поддержит, окажет бескорыстную
помощь.
Дружба всегда предполагает определенные
нравственные принципы – верность, постоянство,
честность. Сама потребность в дружбе возвышает
человека, делает его добрее, щедрее к людям.
Надежный фундамент дружбы – товарищество.
Это благородное чувство. Чувство товарищества
зародилось в глубокой древности, когда людям,
чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни,
была необходима взаимопомощь. В годы Великой
Отечественной войны особенно высоко ценилось
боевое товарищество, оно во многом
предопределило победу нашего народа над
немецко-фашистскими захватчиками.
Учащиеся читают стихотворение:
Дрались по-геройски, по-русски
Два друга в пехоте морской
Один паренек был калужский,
Другой паренек – костромской!
Они, точно братья, сроднились,
Делили и хлеб, и табак.
И рядом их ленточки вились
В огне непрерывных атак.
В штыки ударяли друг друга –
И смерть отступала сама!
– А ну-ка, дай жизни, Калуга!
– Ходи веселей, Кострома!
Но вот под осколком снаряда
Упал паренек костромской…
– Со мною возиться не надо, –
Он другу промолвил с тоской.
– Я знаю, что больше не встану,
В глазах беспросветная тьма!..
– О смерти задумал ты рано!
Ходи веселей, Кострома!
И бережно поднял он друга,
Но сам застонал и упал.
– А ну-ка… дай жизни, Калуга, –
Товарищ чуть слышно сказал.
Теряя сознанье от боли,
Себя подбодряли дружки,
И тихо по снежному полю
К своим доползли моряки.
Умолкла свинцовая вьюга,
Пропала смертельная мгла…
– А ну-ка, дай жизни, Калуга!
– Ходи веселей Кострома!
Беседа с учащимися по содержанию данного
стихотворения.
– Итак, изменилось ли ваше мнение о дружбе,
товариществе? Что бы вы дополнили в свои
предложения?
Обсуждение «Законов дружбы»:
Не оставляй друга в беде. Быть верным в
дружбе – значит делить с другом не только
радости, но и горе. У друга могут быть ошибки,
трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга
беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в
тяжелую минуту – значит нравственно подготовить
себя к предательству.
Тебе не безразлично, каков твой друг.
Дружба – нравственное обогащение человека.
Обретая друга, ты умножаешь свои силы,
становишься морально чище, богаче, красивее.
Дружба – это, прежде всего вера в
человека, требовательность к нему. Чем глубже
твоя вера в друга, тем выше должна быть
требовательность.
Дружба и эгоизм несовместимы,
непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу
духовные силы, проявлять о нем заботу.
Дружба испытывается в беде и опасности.
Смертельной бедой являться война ты должен быть
духовно готов к этому великому испытанию.
Умей жить, так чтобы тебя с другом
объединяло единство духа, идеалов. Подлинная
дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать
корыстолюбие.
Быть требовательным к дружбе – значит
иметь мужество разорвать ее, если друг предает
ее, то во имя чего построена дружба.
Беспринципность опустошает дружбу.
Данные законы учащиеся решают поместить в
уголок класса.
Классный час заканчивается стихотворением:
Другу ты отдать сумей
Все тепло души своей.
Все отдал – богаче стал.
Лишь тот не на год – навсегда богат,
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.
Лишь тот не на год – счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет честно сквозь года.
Используемая литература:
1. Горенштейн В.О., Грабарь-Пассек М.И., Утченко
С.Л. «Цицерон о старости, о дружбе, об
обязанностях».
2. Бескоровайная Л.С. «Настольная книга
классного руководителя».
3. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. «Классные
часы» (Серия «Сердце отдаю детям»).
20.06.2010
Дружба никогда не обходится без обсуждения знакомых. Но если обсуждение заменяется постоянным осуждением, «перемыванием косточек», то не следует особо доверяться такому человеку. Нет гарантии, что доверенная такому другу ваша тайна не станет предметом обсуждения всего района, да еще с большим добавлением искаженных фактов. Так друзья не поступают.
Отношения изжили себя
Проверьте себя, организуя вечеринку или встречу, вам хочется пригласить кроме друга еще кого-то, третьего или вы рады общению только с ним. Если отношения изжили себя, и вы чувствуете дискомфорт в присутствии, казалось бы, друга, то это сигнал об окончании дружбы. Не стоит притворяться и делать вид, что вы рады встрече, просто закончите эти отношения. Тот человек, с которым вам действительно интересно, обязательно появится в вашей жизни. Так устроена жизнь, как говорят, свято место пусто не бывает.
Друг-паразит
Если с вами дружат только из выгоды, превратите эти отношения во взаимовыгодные. Проверьте с такой ли радостью ваш, якобы, друг старается сделать что-то для вас так ответственно, как это делаете вы. Если постоянно слышите такие слова: приди, помоги, принеси, дай, сделай, а отдачи нет, то это не дружба, а использование вас в своих прагматичных целях.
Односторонняя дружба
Уважение интересов друг друга очень важно в дружеских отношениях. Но если вам постоянно приходится соглашаться с вашим другом во всем, начиная от любимого блюда и заканчивая политическими взглядами, то надо что-то менять и, быстрее всего, бывшего друга. Нельзя постоянно есть рыбу, только потому, что отказавшись и выбрав птицу, вы обидите друга.
Дружба без доверия
Жизнь настолько непредсказуема, что бывают ситуации, о которых без смеха или слез не вспомнишь. Но в какой-то из таких моментов ваш друг был саркастичен, груб, и у вас исчезло желание делиться с ним самым сокровенным. Это признак начала раскола в отношениях.
Не держитесь за ложных друзей, даже, если остались одни. Все временно, друзья есть, и только время покажет, кто настоящий, а кто так, случайный собеседник. Ведь лучше не скажешь: «Если шел за тобой, как в бой, на вершине стоял крутой, а когда ты упал со скал, он стонал, но держал…».
Тема: «Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а – так….»
Форма: классный час
Цели: формирование культуры диалогического взаимодействия на основе литературного произведения.
Задачи:
1) ознакомление с правилами взаимодействия и работы в группе.
2) способствовать развитию речи и формированию умения грамотного аргументирования своего мнения при дискуссионном обсуждении.
3) способствовать воспитанию у учащихся культуры дискуссии и сотрудничества, выдержки и дружелюбия.
Ход мероприятия:
1. Подготовительный этап:
– Детям предложили прочитать рассказы В.А. Осеевой
– далее составить вопросы по понравившимся произведениям
– учитель на основе того литературного материала, который отобрали дети, выбирает два рассказа для инсценирования «Случай» и «Пёрышко»
– распределяются и выучиваются роли для показа сценки перед товарищами.
– учитель раскрывает понятие «дискуссия»
– отличие дискуссии от спора.
2. Постановка проблемы
Сегодня мы с вами проводим классный час на тему:
«Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а – так….»
в ходе, которого мы должны с вами ответить на вопрос: что же делать, если рядом с тобой «И не друг, и не враг, а – так….». Как вести себя, чтобы самому не остаться без друзей. А помогут нам в этом рассказы В.А.Осеевой.
Предлагаем вам посмотреть первую сценку «Случай».
3. Основной этап:
Рассказы В. Осеевой для инсценирования.
(материал для дискуссии 3 класс)
Случай.
Действующие лица:
Автор:
Витя:
Коля:
Автор: Мама подарила Коле цветные карандаши. Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.
Витя: Давай рисовать!
Автор: Коля положил на стол коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зелёный и синий.
Витя: А где остальные?
Автор: Коля пожал плечами.
Коля: Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры – ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора – она свои потеряла… А чёрный и жёлтый взял у меня Петя – у него как раз таких не хватало…
Витя: Но ведь ты сам остался без карандашей! Разве они тебе не нужны?
Коля: Нет, очень нужны, но все такие случаи, что никак нельзя не дать!
Автор: Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:
Витя: Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного цветного карандаша нет!
Автор: Коля посмотрел на пустую коробку
Коля: Ну, бери… раз уж такой случай…
После просмотра учитель начинает дискуссию, задаёт вопросы:
1. Почему Коля оказался перед пустой коробкой карандашей?
( он её раздал)
2. Кто считает, что Коля поступил правильно, поднимите руку?
( Если мнения разделились, делим на группы)
3. Если мнение одинаковые задаём вопросы:
А кто мог поступить как Коля?
Если мама купила карандаши на последние деньги, а Коля все карандаши раздал, разве правильно он сделал?
4. Далее дети отстаивают два мнения: Коля поступил верно, он настоящий товарищ. Коля поступил не верно, т.к. сам остался без карандашей.
5. Почему Витя взял последние три карандаша у Коли?
( подумал, что Коля их всё равно кому-то отдаст)
6. Кто считает, что Витя настоящий товарищ, понял и поддержал Колю в его стремлении, выручить товарищей?
7. Учитель подводит детей к тому, чтобы они указали две линии поведения для Вити и две для Коли.
Поведение Коли:
– Он мог дать карандаши на время: порисовали –вернули
– Коля раздал и надеялся, что когда ему нужна будет помощь, друзья его выручат.
– Коля не задумывался о возврате карандашей, т.к. считал, что всем карандаши очень нужны.
Поведение Вити:
– Витя подумал о себе, пользуясь безотказностью друга.
– Витя взял карандаши, чтобы потом отдать другу.
Выводы:
– Коля раздал и надеялся, что когда ему нужна будет помощь, друзья его выручат;
– Витя подумал о себе, пользуясь безотказностью друга.
Далее предлагается посмотреть следующую сценку.
Пёрышко.
Действующие лица:
Автор:
Миша:
Федя:
Ребята:
Автор: У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил.
Миша: Зачем ты взял моё пёрышко?
Федя (кричит): Подумаешь, какая невидаль – пёрышко! Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу.
Миша (сердится): Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать!
Автор: Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
Федя (кричит): Жалко пёрышка! Для своего же товарища! Эх ты!
Автор: Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело.
Миша (запинаясь и оправдываясь): Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…
Автор: Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс.
Федя: Эх ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
Мальчик: Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом!
Девочка: Конечно, отдай, раз он такой!
Мальчик: Отдай! Не связывайся!
Девочка: Из-за одного пера крик подымает!
Автор: Миша вспыхнул. На глазах у него показались слёзы. Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту.
Федя: На, получай! Заплакал! Из-за одного пёрышка!
Автор: Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Миша всё сидел и плакал.
Учитель задаёт вопросы по данному рассказу:
1.Почему Миша остался в одиночестве?
2. Почему ребята оказались на стороне Феди?
3. Кто, как и Федя считает Мишу жадиной, поднимите руки?
(делим на группы в зависимости от мнения)
4. Почему Миша заплакал?
5. После обсуждения двух мнений:
-Миша- жадина
-Миша плакал от обиды, что не мог доказать свою правоту.
6. Правильно поступил Миша, что потребовал своё пёрышко у Феди?
Выводы:
– Миша не жадина, ему не дали возможность рассказать, как перо оказалось у Феди.
– Федя должен был попросить пёрышко у Миши, а не менять его тайком.
4.Заключительный этап:
Под какой общей темой можно объединить эти два рассказа?
На доске представлены следующие вопросы:
Легко ли быть добрым?
Сам пропадай, а товарища выручай?
Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой.
Докажите своё мнение и попробуйте ответить на эти вопросы.
Вывод:
Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой.
Мелодию и проникновенный текст песни «Песня о друге» Владимир Высоцкий написал в 1966 году на съёмках приключенческого фильма об альпинистах «Вертикаль». В авторском исполнении эта сильная песня с «правильными» словами не только украсила фильм, но и стала самой популярной среди многих десятков других песен Владимира Семёновича.
На протяжении нескольких лет после выхода фильма на экраны практически только текст «Песни о друге» из всего существующего репертуара Высоцкого был разрешён для эфира на советском радио.
Текст «Песни о друге» Высоцкого
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг — а так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни — рискни! —
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах — не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Оступился — и в крик,
Значит рядом с тобой — чужой,
Ты его не брани — гони,
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
Если ж он не стонал, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Высоцкий «Песня о друге» видео
Интересный факт: Для Владимира Семёновича толчком к сочинению «Песни о друге» стал рассказ одного из консультантов фильма о совершенном им в 1955 году подъёме по северному склону Кавказского хребта. Из-за ошибки одного из участников подъёма, пять из шести альпинистов сорвались и получили различные травмы, а один, оставшись на ледяном склоне без страховки, превозмогая боль, всё-таки поднялся на ближайший выступ и по рации обратился к спасателям за помощью.
Под впечатлением от этой истории, Высоцкий за несколько ночных часов написал стихи и сочинил для них мелодию. А утром готовая «Песня о друге» была спета Владимиром перед всеми участниками съёмочного процесса.
Как это больно, когда друг, человек, который сделал для тебя немало хорошего, однажды предаёт тебя. Предаёт, а ты не можешь понять, почему он это сделал, из корысти ли, из желания покрасоваться перед сверстниками; может быть, ты когда-то его обидел, а теперь он мстит тебе… Проблему дружбы и предательства поднимает М. Худяков. Что такое предательство, почему тот, кого ты считал своим другом, вдруг предал тебя. Вот вопросы, на которые пытается найти ответ автор.
О событии далёкого детства повествует нам герой рассказа.
Тринадцатилетние мальчишки на рыбалке, и вдруг один из них сильно поранил ногу. Рана довольно серьёзная, и его друг Серёжка Леонтьев несёт его восемь километров на себе. «Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга… Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете…» — вспоминает рассказчик. Ослабев, он просит Серёжку, если он умрёт, передать привет Гале Коршуновой. Друг помог мальчишке, но когда тот на следующий день вышел из больницы, все уже знали, что он просил передать привет Гале, и смеялись над ним. Это предательство не прошло бесследно: мальчик стал замкнутым и застенчивым до болезненности и всю жизнь помнил о предательстве Сергея.
Предательство очень больно ранит человека, недопустимо без согласия человека передоверять его тайну окружающим. Вот такой вывод можно сделать из рассказа М. Худякова, и с этим выводом невозможно не согласиться.
Если обратиться к словарю, то можно узнать, что предательство — нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед чем-либо. Но, пожалуй, мы это понятие используем в нашей жизни куда шире.
Предательство, по сути, любой нехороший и нечестный поступок, совершенный одним человеком по отношению к другому, когда отношения между ними были достаточно доверительными. Предательством будет, например, супружеская измена. Или же, если друг рассказывает окружающим тайну другого друга. Или же использование доверчивого человека в меркантильных интересах.
Примеров предательства можно привести множество, потому что это явление, к сожалению, очень распространено в нашем мире. Получается так, что каждого из нас хотя бы раз в жизни кто-то предавал. Чаще всего, предать может не кто-нибудь, а лишь человек, входящий в число самых близких и любимых, поэтому произошедшее наносит глубокую душевную травму.
Далеко не всегда предательство бывает умышленным и запланированным заранее. Часто это происходит по глупости, от импульсивности, по незнанию. Тогда человек искренне раскаивается и ждет прощения.
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Предательство распространено настолько, что даже мировая литература полна различными описаниями человеческих предательств. Вспомним предательство Иисуса Христа Иудой. В «Новом завете» рассказывается, что он предал Учителя за тридцать сребреников.
Одной из самых примечательных интерпретаций истории Иуды Искариота является повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», где был создан сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа. Всё было предопределено, Иисус и был послан затем, чтобы своими муками и смертью спасти человечество, погрязшее в грехах.
В русской литературе тоже немало примеров дружбы и предательства. Вспомним пушкинских Онегина и Ленского, Гринёва и Швабрина, лермонтовских Печорина и Максим Максимыча, Печорина и Грушницкого… А я хочу остановиться на том, как решается тема предательства в повести В. Быкова «Сотников». Два партизана, Сотников и Рыбак, попадают в руки немцев.
Первый остаётся человеком до конца, никого не предаёт, а второй безумно хочет жить и пытается обмануть сам себя, думая, что, согласившись сотрудничать с немцами, он потом сумеет потом бежать и искупить вину. Проще всего было бы объяснить такое поведение героев трусостью одного и мужеством другого.
Но как раз такое объяснение автор отметает. У Сотникова нервы тоже не из стали, и ему “перед концом так захотелось отпустить все тормоза и заплакать”. А Рыбак — тот вовсе не трус, физически он сильнее, выносливее Сотникова.
Там, где требуется ловкость и сила, где пригодны стандартные решения, к которым по уставу приучен боец, где может выручить инстинкт, Рыбак вполне хорош. И чувства у него при этом срабатывают хорошие — чувство локтя, благодарности, сострадания. Но когда человек оказывается перед выбором жить или умереть, обнажается его суть: руководствуясь самыми благими намерениями, Рыбак начинает вести свою “игру” с полицаями, предавая своих. А Сотников сразу отметает все возможности компромисса. Он выбирает смерть.
«Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так», — это строки из стихотворения Владимира Высоцкого, ставшие песней в знаменитом фильме «Вертикаль». Таким оказался Серёжка Леонтьев из рассказа Худякова.
А мне хочется, чтобы рядом со мной по жизни шагали настоящие друзья, которые не предадут, не спрячутся в минуту опасности, пойдут «за тобой, как в бой»…
Автор: Светлана
2
Как написать сочинение-рассуждение на тему: «Если друг оказался вдруг…»?
3 ответа:
2
0
Я бы сравнила поведение двух своих друзей в экстремальных условиях. Например, срочно понадобилась помощь друзей-сгорел дом, все предметы обихода и жить негде. Один, войдя в положение погорельца приютил и поделился не только кровом, но и одеждой и едой. Второй же оказался другом на словах и даже на просьбу помочь восстановить дом после пожара-лишние руки на стройке не помеха-отмахнулся, сославшись на большую занятость и слабое здоровье. И он не понимает, что когда ему понадобится помощь других, а от несчастий никто не застрахован, никто ему не поможет. В жизни всё по поговорке «Как аукнется, так и откликнется».
1
0
В сочинении-рассуждени<wbr />и о ложной дружбе и ложных друзьях можно порассуждать на тему истинной дружбы и предательства. Так же о том, как понять настоящий друг или нет.
Сразу вспомнились слова из песни В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так…». Не редко в нашей жизни можно встретить этих самых ложных «друзей», которые будут с нами лишь тогда, когда нам хорошо. Либо, еще хуже, тех людей, которые претворяются друзьями, чтобы получить что-то от нас, а потом их след простыл. Не даром говорят: «Плохой друг, как тень: в солнечный день беги — не убежишь, в пасмурный день ищи — не сыщешь». Именно это отличает настоящих друзей от ненастоящих.
Друг познается в беде. Этот принцип поможет нам разобраться в своем окружении и назвать настоящих друзей, отличив их от приятелей, с которыми просто приятно общаться. Настоящий друг всегда поможет и всегда поддержит в беде. Если нет, то такого человека другом не назовешь. Конечно, бывают и такие ситуации, когда сам человек, который называется нашим другом при всем своем желании просто не в состоянии нам помочь, такое тоже случается. Другое дело, когда он не хочет помогать и даже не старается. Поэтому друг – это не просто тот, кто понимает, а еще и тот, кто может делом помочь.
0
0
Сначала можно порассуждать о дружбе в целом, что это такое, существуют ли друзья в принципе.
Потом о людях, их слабостях, о том, в каких случаях можно и следует прощать, а в каких с таким «другом» стоило бы распрощаться.
Так думаю.
Читайте также
Мы недавно для наших детей и взрослых купили щенка цвергшнауцера. Замечательная порода. Любит детей, неугомонная в играх, шерсть не лезет (надо тримминговать 2 раза в год), практически не пахнет, маленькая, здоровье у породы отменное, хорошо поддается дрессировке, все ест. Гавкает, но по делу. Она же относится к самым маленьким служебным собакам. Без сомнения полезет защищать ваших детей от агрессоров любой комплектации. А еще эта собака, одна из немногих, кто самостоятельно принимает решения. Не просто выполняет команды, а при случае подумает и решит, как ей быть. Потрясающая собака.
/rg addmember [имя региона] [ник игрока].Так вы добавите друга в приват територии. Можно добавить в приват двери /cremove /cprivate [ник игрока][ваш ник].Можно добавить в приват сундука /cmodify [ник игрока] и кликнуть по сундуку.
Друга найти можно, если приложить усилия, но именно настоящего, это проверяется временем. Друг познается в беде, эта пословица не из пальца высосана. Друга, готового содержать безработную даму, проще найти в интернете, на различных сайтах по интересам, даже в соцсетях. В одноклассниках, к примеру, очень удобно, по рекомендации своих друзей выбирать среди их друзей. Несколько виртуальных общений и можно уже двигаться в каком то направлении к своей цели. Раньше я пользовался этим сайтом для знакомства с дамами(не для содержания), мне нравилось, все довольно просто и быстро. Есть преимущество, уже немного знаешь, кто есть кто, чего можно ожидать(со слов своих друзей).
Одной из причин явилось то, что в последнее время в нашем обществе вообще изменилось отношение к браку.
Если в дореволюционное время он ещё почитался как освящённый церковью союз, когда большинство людей были верующими, боялись греха перед Богом. Когда же «грешили», то подобная любовь приносила личные страдания и такое общественное осуждение, что зачастую подобные случаи кончались трагедиями (Катерина в «Грозе» А.Островского, Анна Каренина, Аксинья в «Тихом Доне» и др. ). Но главное то, что родители задолго готовили детей к вступлению в брак, да и молодые сами шли к этому событию годами. Будущие невесты умели всё – разделяли труд родителей, готовили, шили, ухаживали за младшими и стариками, а после свадьбы нередко проходили ещё и школу свекрови в чужой семье, пока сами не становились полноценными хозяйками.
В советские годы за соблюдением нравственности следила власть, коммунистическая мораль, партком. Хотя для многих это было двуличием, но был и страх перед общественным мнением и официальными последствиями. За воспитание детей отвечали по всей строгости родители, школа, комсомол, и это, несмотря ни на что, приносило свои плоды. Во всяком случае не существовало понятия столь популярных сейчас «гражданских браков» (само сожительство встречалось, конечно).
Но вот с приходом «капитализма» в наше время статус брака опустился на более низкую ступень. Роль государства, церкви, школы, образования в воспитании детей резко снизилась. Родители вынуждены зарабатывать, а у детей перед глазами в большинстве случаев нет настоящего примера семейной жизни, воспитание чувств они не черпают больше из литературной классики, а так, нередко только из чужих фильмов, из гламурной жизни всяких «звёзд», из телевидения, и, конечно же, из интернета. И вот этой в большинстве своём недозревшей, недообразованной молодёжи дозволено всё. Едва созрев, ни к чему не подготовленные в жизни, они женятся, не имея ни малейшего представления о браке. Особенно многое в новой семье зависит от девушек. Но некоторые (и их немало) возомнили себя свободными, независимыми не только до брака, но и в браке, не понимая своего жизненного предназначения как жены и матери. Они считают, что их роль в семье – быть более напористой в воспитании мужа, которого они a priori (независимо от опыта, умозрительно) ни во что ни ставят, поэтому хотят задать ему такую конкретную установку на семейную жизнь, чтобы он не мог увильнуть от их твёрдой направляющей руки, вот тогда всё будет проще, всё будет о’кей. И ни слова о любви, о взаимоуважении, о терпимости по отношению друг к другу.
Так что неудачу в браке терпят те молодые люди, которые в принципе не способны любить и ценить друг друга, как они до этого не научились (или их не приучили) ценить родителей, учителей, друзей, да и других людей, будучи настроенными только на то, чтобы получать от жизни всё, не давая при этом себе никакого особого труда, ничего взамен.
К счастью, у нас и сейчас далеко не все такие. Всё-таки у большинства молодых людей, вступающих в брак, хватает и любви, и терпения и мудрости, чтобы построить настоящие семьи.
Если нет денег на подарок, то можно сделать подарок своими руками.Пустячок, как говорится, а приятно.
Вариантов того, что можно сделать много.Включите фантазию.
Можно сделать замечательную открытку, фоторамку. Если умеете вязать, то связать шарф к примеру.Либо, если умеете готовить, приготовить какое-нибудь кулинарное чудо.
Подарок, приготовленный своими руками, намного ценнее и приятнее.По крайней мере я так считаю.
Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так… (B.C. Высоцкий)
Эти строчки из песни B.C. Высоцкого созвучны более древнему изречению нашего народа «Друг познается в беде». Наверное, это действительно так. В радости и счастье быть друзьями легко: ни в чем не надо себе отказывать, ничем не надо жертвовать, не надо переживать беды и горести своего приятеля. А вот в экстремальной ситуации друзья действительно проходят проверку на прочность. И не все ее выдерживают. Наверное, в жизни каждого из нас были такие моменты, когда тот, на кого ты надеялся больше всего, спасовал, ушел, не помог. Обидно и горько становится оттого, что ты надеялся и верил, а надежды твои не оправдались. Значит, тот человек не был настоящим другом и жалеть о нем не надо.
В творчестве B.C. Высоцкого много песен о дружбе, товариществе, взаимопонимании между людьми. Почему-то считается, что у Высоцкого было очень много друзей, но на самом деле их было всего два-три. Остальные стали «друзьями Володи» уже после его смерти ради славы, имени, чтобы войти в историю.
Настоящим другом был клоун Леонид Енгибаров, которому Высоцкий посвятил строки:
Он не вышел ни званьем, ни ростом,
Не за славу, не за плату.
А на свой необычный манер Он по жизни шагал над помостом По канату, натянутому, как нерв!
Их судьбы во многом были похожи, даже в смертный час они повторились.
Настоящий друг не бросит в беде, он будет «стонать, но держать», и об этом знаменитая «Песня о друге».
Высоцкий выступает в «Песне о друге» как тонкий знаток человеческих душ. По мысли поэта, человек — существо неоднозначное, «и не друг, и не враг, а — так», и между тем, кто он есть на самом деле и каким он хочет казаться — большая разница. Раскрыться человек может только в экстремальной ситуации, например в горах, где от поведения одного альпиниста, идущего в общей связке, напрямую зависит жизнь его товарищей. Здесь лучше всего проверяется такое понятие, как друг. Если в сложный момент человек готов подставить свое плечо, то он заслужил право называться другом и ему можно доверять: «шел за тобой, как в бой». Дружеское отношение нужно заслужить своими личными качествами, а для людей, которые не достойны дружбы, B.C. Высоцкий находит эпитет: «чужой». Того, кто «скис», Высоцкий призывает гнать, «о таких здесь не поют», но финал оптимистичен: поэт продолжает верить в дружбу, в то, что она не исчезнет, несмотря на то что в мире царит подлость и предательство.
И еще одно стихотворение Высоцкого — «Он не вернулся из боя…» На первый взгляд может показаться, что это стихотворение о войне. На самом деле оно — о дружбе, крепкой, настоящей дружбе, когда миришься с тем, что друг «молчал невпопад и не в такт подпевал, … всегда говорил про другое, … спать не давал, … с восходом вставал» , но когда его не стало, в мире наступила пустота и ее не заполнит даже крик души. Иногда мы очень поздно осознаем потерю близкого нам человека и невозможность что-либо изменить, исправить, нам кажется, что это не друг погиб, а частичка нас самих:
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло — для обоих…
Все теперь — одному, — только кажется мне —
Это я не вернулся из боя.
Да, не только в военное, но и в мирное время нам приходится терять друзей. Иногда именно гибель человека заставляет окружающих осознать его неповторимость.
Каждый из нас на жизненном пути покоряет свои вершины, чтобы в конце концов достигнуть духовного совершенства. Этот путь человеку невозможно пройти в одиночку, и настоящие друзья — это те, кто на этом пути до самого его конца разделяет с нами и горечь потерь, и радость победы.