Много веков назад Урал населяли на севере – вогулы (манси), ханты, ненцы, а Средний и Южный Урал – башкирские племена.
Легенды, мифы, сказания уральского края связаны с обычаями, традициями, образом жизни этих народов. В первую очередь – это легенды о происхождении Уральских гор.
«Урал» по-башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
Башкирский народный эпос «Урал-батыр», так же повествует о происхождении Уральских гор и рассказывает о прародителях народов Урала, выживших после Потопа.
Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов,змей и т.д. В пучине моря, из тел убитых Урал-батыром врагов, возникают горы.(Уральские горы).
Многие писатели и поэты обращались к народному эпосу, использовали его в своем творчестве. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в своих знаменитых романах об Урале («Золото», «Приваловские миллионы») использует сюжеты из народных преданий и легенд.
Павел Петрович Бажов, наш уральский сказочник, при создании своей знаменитой «Малахитовой шкатулки» долгое время собирал и изучал уральские народные сказания, легенды. Одним из самых запоминающихся и диковинных героев сказов Бажова является Великий Полоз. Он предстает то в облике огромного змея с человеческой головой, то в виде пусть и сугубо людском, но все равно странном, необычном, пугающем. Он способен навсегда «увести» золотую жилу в неведомые земные недра, подальше от алчных душонок, а вот того, кто ему понравится, наоборот, одарит золотом («Про великого полоза»).
Уральский писатель Евгений Андреевич Пермяк в одной из легенд о происхождении Уральских гор рассказывает тоже о Змее-полозе.
О Змее-полозе
«В скорости как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубин земли, из степей прикаспийских золотой Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуей, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем…
Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей.
Больше тысячи верст полз как по струне, а потом вилять начал. Осенью, видно, дело-то было. Круглая ночь застала его. Ни зги! Как в погребе. Заря даже не занимается.
Завилял полоз. От Усы-реки к Оби свернул и на Ямал было двинулся. Холодно! Он ведь как-никак из жарких, преисподних мест вышел. Влево пошел. И прошел сколько-то сотен верст, да увидел варяжские кряжи. Не приглянулись они, видно, полозу. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть.
Махнуть-то махнул, только каким ни будь толстым лед, а разве такую махину выдержит? Не выдержал. Треснул. Осел. Тогда Змей дном моря пошел. Ему что при неохватной-то толщине! Брюхом по морскому дну ползет, а хребет поверх моря высится. Такой не утонет. Только холодно. Как ни горяча огневая кровь у Змея-полоза, как ни кипит все вокруг, а море все-таки не лохань с водой. Не нагреешь.
Остывать начал полоз. С головы. Ну а коли голову застудил – и тулову конец. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел.
Огневая кровь в нем нефтью стала. Мясо – рудами. Ребра – камнем. Позвонки, хребты стали скалами. Чешуя – самоцветами. А все прочее – всем, что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.
Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой.
И никому не придет теперь в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.
А годы шли да шли. Люди осели на склонах гор. Каменным Поясом назвали полоза. Опоясал все-таки он как-никак нашу землю, хоть и не всю. А потому ему форменное имя дали, звонкое – Урал.
Откуда это слово взялось, сказать не могу. Только так его теперь все называют. Хоть и короткое слово, а много в себя вобрало, как Русь…»
Древнеуральский эпос.
Древнеуральский эпос – предания, сказки и легенды народов коми, манси (вогулов), хантов, ненцев и других доносит до нас неожиданный древний мир, который напоминает эллинские мифы, олимпийских богов и легендарных героев.
Важное место в мифологии угорских народов занимают животные. На первом месте, конечно же, медведь. По одной версии отец медведя Нум-Торум, по другой самая первая женщина по имени Пор была рождена медведицей. До сих пор существует праздник медведя. На нем должно быть исполнено обязательно 300 песен и сцен. На втором месте по почитанию – лось. Особое отношение ко многим пушным зверям, птицам и т.д. И еще превеликое множество других богов и богинь с запутанными отношениями и родственными связями, их названия аналогичны, но варьируются у ханты, манси и других угорских народов. Пантеон ничуть не беднее, чем у древних греков или индусов.
У вогулов было особое место, где они поклонялись своим богам. Это гора Мань-Пупунёр – пустынное плато, расположенное на территории республики Коми, среди девственных лесов Северного Урала. На плоской вершине 800-метровой горы стоят высоченные каменные столбы, созданные в течение десятков тысяч лет ветрами и водой, жарой и морозом.
Легенда о столбах народов манси.
«В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.
В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать её сбегались олени из долины Ыджыд-Ляги.
Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.
Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: «О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума!» В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. – Коварная, – зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.
Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.
С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов), а недалеко от неё возвышается величественная вершина Койп (Барабан).»
Но главной легендой на севере Урала всегда считали легенду «О Золотой Бабе». О криках, которые издает Золотая Баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Так, итальянец Александр Гваньини в 1578 году пишет: «Рассказывали даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев на подобии трубного».
Что же это за таинственный идол, наводивший на местных страх страшным ревом? Откуда он появился, куда исчез?
В России древнейшим письменным упоминанием о Золотой Бабе является Новгородская Летопись 1538 года. Летопись гласит о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте древние храмы. В летописи говорится что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись жители зверям, деревьям, воде, огню и Золотой Бабе.
Но предания о Золотой Бабе, скрывающейся где-то на севере, появились очень давно. Откуда же появилось у манси такое странное божество?
Большинство ученых считают, что Золотая Баба – это мансийская богиня Сорни-Эква, имя которой на русский язык переводится как «золотая женщина». Завладеть Золотой Бабой пытались давно, но никому не удалось это сделать.
«Давно-давно гора ходи нельзя. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори – там пупы стоял, Сони Эква, Золотая Баба. Страшно было близко ходи. Баба широко кричал. Люди говори страшный голос».
Между горами Манья-Тумп и Койп, около которых по легендам манси раздался крик Золотой Бабы, есть еще одно место, также, может быть связанное с со страшными криками. Только произошло это событие уже в наши дни. Место это – гора Отортен, самая высокая точка Урала. Зимой 1959 года здесь погибла опытная, прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела 9 участников, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса.
Где же сейчас находится Золотая Баба? В качестве последнего пристанища Бабы называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путоран на полуострове Таймыр. Но, может быть, идол со страшным голосом находится значительно ближе и скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, Отортен и Манья-Тумп. Охота за Золотой Бабой продолжается по сей день. Одни ищут бесценную историческую реликвию, вторые – золото, третьи – кладезь инопланетной технологии.в VIII в.
Это легенды Северного Урала. Край, где мы живем – это Средний Урал. Здесь сохранилось немало красивых преданий и легенд, повествующих о жизни племен, населявших в древности эти земли, легенды о любви, верности, дружбе.
И одна из них о Нейве и Таватуе.
«…Давно это было, так давно, что на этих горах с тех пор сто раз вырастал новый лес, а старый валился и сгнивал. Жило тогда в этих местах племя, что имело тамгу с изображением филина, и было оно также мудро и зорко, как эта ночная птица. Молодые охотники племени были сильны и смелы, старики – мудры, а девушки – красивы. Но краше всех была дочь старого Тошема – красавица Нейва. Было у старика двое сыновей, но старший погиб в схватке с медведем, а младший не вернулся с гор, куда ушёл добывать белку. И остался старик с дочерью Нейвой. Незаметно выросла девушка, расцвела, как лесной цветок. И хороша же была она! Тонкая да стройная, как молодая рябинка, радовала она глаза всем – и старым, и молодым.
Много охотников приходило к её отцу, предлагая за неё богатый выкуп. Но качал головой старый Тошем и отсылал их к дочери: пусть сама выбирает. Единственной радостью для него была красавица-дочка, и не хотел он видеть её женой нелюбимого человека. А Нейва в ответ парням, как и отец, качала головой и смеялась, и смех её был как журчанье лесного ключа. За этот смех и звали её Нейвой.
И только один молодой охотник – смелый и отважный Таватуй, не был с поклоном у Тошема. Ещё только двадцать зим видели его глаза, а был он могуч и силён, как лось, один-на-один выходя на медведя. Копьё, брошенное его рукой, летело на сорок локтей дальше, чем мог добросить самый сильный охотник племени, и стрела его не знала промаха. Но сердцем Таватуй был прост, как ребёнок, и хоть слушали его советы старики, и был он опытен в бою, на охоте, но карие глаза Нейвы не взволновали его кровь. Видел он в красавице-девушке подругу детских игр, и не замечал, что выросла она в женщину. Как и в детстве, при встрече с ней, он со смехом высыпал ей в колени гроздья рябина для бус или дарил пойманную белку. А девушка, встретив его взгляд, смущалась, и бронзовые щёчки её румянились. Но ничего не замечал молодой охотник.
Шло время, племя кочевало по дремучим лесам, било зверя и ловило в озёрах рыбу. По вечерам у костров молодёжь пела песни или слушала рассказы стариков. Ничто не нарушало мирной жизни лесных охотников до поры, пока не стали приходить тревожные слухи. Появились с востока в озёрной долине воинственные люди. Смуглые, верхом на быстроногих конях, с болтающимися на копьях конскими хвостами, жгли и сметали они на своём пути лёгкие жилища охотников. Детям разбивали головы о камни, мучили и убивали женщин, а мужчин угоняли в рабство. Страх и тревога овладели племенем. День и ночь сидели старики у костров, придумывая, как избежать великой беды. А когда стали приходить спасшиеся от пришельцев, израненные, истекающие кровью люди, отдал шаман приказ уходить в горы, покрытые непроходимым лесом.
Но возмутился молодой Таватуй. С гневом ударил он палицей по костру так, что брызнули в разные стороны огненные снопы и, вскочив на ноги проклял трусливого шамана. Долго и горячо говорил молодой охотник, убеждая, что лучше погибнуть в бою, чем жить в рабстве. Горы не спасут, враг настигнет и там, и больше уходить будет некуда. Звучали в его словах такая сила и правда, что все, как один, схватив оружие стали готовиться к бою.
Напрасно пытался шаман убедить их в бесполезности сопротивления – все только с презрением отвернулись от него. И только тут понял злобный шаман, насколько призрачна была его власть над людьми. Вскочив на оленя, он ринулся в чащу, пытаясь изменой купить себе жизнь. Грозно пропела тетива в руках Таватуя, и, хватая воздух скрюченными пальцами, рухнул в болото предатель.
Быстро приготовились воины к встрече незваных гостей и в ожидании боя проверяли оружие. Молча стоял молодой охотник у обросшего мхом огромного кедра, чутко прислушиваясь к долетавшим издалека крикам наступавших врагов. Легкое прикосновение заставило его обернуться. Перед ним стояла Нейва с крепким отцовским луком в руках. И было в ее глазах столько любви и отваги, что дрогнуло сердце юноши. Обняв смутившуюся девушку, он крепко поцеловал ее в розовые губы. И в ту же минуту, оттолкнув Нейву, бросился на появившегося из-за кустов врага. Один за другим налетали визжащие враги. Завязался бой. Как подкошенные, валились пришельцы под могучими ударами Таватуя. С тонким свистом настигала свою жертву стрела Нейвы. Храбро сражались охотники. Горы трупов устилали путь наседавших врагов. По телам своих павших воинов лезли они вперед, чтобы, получив удар копья или стрелу в горло, свалиться на примятую траву. С восхода солнца до заката длилась битва. Стаи черных воронов, привлеченные запахом крови, вились над местом боя в ожидании богатой поживы. Стали редеть ряды охотников. Вот с разбитой головой упал старый Тошем. Пронзенный копьем повалился лучший певец и плясун Каслон. То один, то другой, молча или стоном падали друзья Таватуя. А он, объятый великим гневом, бился с наседавшими врагами. Вдребезги разлетелось его копье от удара меча, лопнула тетива у лука, и бился он тяжелой палицей. С бешенством потрясая косматыми копьями лезли на него пришельцы и с проклятиями падали под его ударами.
Покрытый своей и вражеской кровью страшен был Таватуй. С небольшой горстью бойцов стоял он на своей земле, защищая свою честь и свободу, честь и свободу родного племени. Но когда, наконец, дрогнули и обратились в бегство жалкие остатки пришельцев, зашатался могучий Таватуй. Вытер он залитые кровью глаза и, радостно улыбнувшись, упал на истоптанную землю.
С ужасом увидела Нейва смерть Таватуя. Полились из ее затуманенных глаз слезы, и лились так сильно, что слезами ее наполнилась долина. Стало на этом месте озеро и скрыло на дне могучего Таватуя. А красавица Нейва бросилась со скалы и, ударившись об острые камни, превратилась в прекрасную речку. С тихим журчаньем поплыла она по земле, чтобы рассказать о великой победе и о геройской смерти молодого охотника…»
Одним из красивейших мест здесь, на Урале, являются скалы «Семь братьев». Немало легенд, былей-небылиц рассказывают об эти местах.
Окаменевшие колдуны
«Ермак шел тут. А семь волшебных братьев на дороге ему гор навалили. Только он пройдет одну – они ему тут же другую, одолеет эту – третья растет… На четвертой шибко устал Ермак. А они, братья-то, выбежали и смеются все над ним. Тут Ермак и взмолился: – Не дай, Господи, посмеяться колдунам неверным над честным, животворящим крестом Твоим!..» Поднял он крест, да и пошел на них. Хотят уйти волшебные люди, да не могут: ноги к земле приросли – камнем к камню; хотят руки опустить – руки не шелохнутся, камнем к каменным бокам прирастают; а как дошел он к ним доверху, так они и совсем в утесы обратились. Только эти утесы не простые. Иной раз, ночью, слышно, как сердца в них колотятся. Так они до скончания века стоять будут за то, что над крестом посмеялись. Ермак их до страшного суда самого заклял.»
Ожерелье вождя
«В старые времена в этих местах жило небольшое племя охотников. Вождь носил на груди ожерелье из семи камней. Каждый камень нес в себе магическую силу: смелость, верность, радость, любовь, мудрость, здоровье и удачу. Узнал об ожерелье вождь Сибирского ханства Кучум и пошел с войском в поход, чтобы завладеть волшебными камнями. В неравном бою племя охотников погибло, и последним остался смертельно раненый вождь. Он снял с себя ожерелье и бросил его на вершину горы, прокричав заклинание. Семь камней ожерелья превратились в семь каменных башен. И поэтому войско Кучума не смогло унести с собой в Сибирь тяжелые камни.»
Замерзшие охранники
«Решили государевы люди сделать проверку у Никиты Демидыча. Не чеканит ли заводчик у себя в Невьянске серебреные монеты? Но сыну Акинфию Никитичу заранее сообщили о времени приезда проверяющих. Демидовы собрали несколько сундуков с деньгами, золотыми самородками, поделками из самоцветных камней и велели их закопать в одной горе. Охранять драгоценности поставили семерых сильных и высоких братьев. Проверка на Невьянском заводе шла долго. Братья на горе замерзли от холода и превратились в каменных великанов. А клад так и до сих пор лежит под скалами Семь Братьев.»
Мы с вами познакомились с самыми известными легендами. Их великое множество. Почитать легенды, предания, сказания Уральского края вы можете в книгах:
·
Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии / Д. К. Зеленин. – М., 1991.
·
Предания и легенды Урала. – Свердловск, 1991.
·
Слукин В. М. Тайны Уральских подземелий / В. М. Слукин. – Свердловск, 1988.
Национальный парк «Таганай» расположен на Южном Урале. в Челябинской области.
Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. Уральский хребет поднимается над двумя равнинами: Восточно-Европейской и Западно-Сибирской. Он как барьер отделяет Европу от Азии.
“Урал” по-башкирски — пояс. Длина его 2500 километров. Ширина различна. В одних местах горы сжаты в полосу до 30 — 40 километров. В других раскинулись на 150 и больше километров.
Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то вели-чавые вершины Урала. Теперь самая большая гора — Народная — имеет всего лишь 1894 метра в высоту. (Ее название произошло от реки Нары, которая протекает около горы.) Но слава Урала не в высоте его вершин. Её составляют сказочные богатства каменного пояса. Более 800 различных минералов хранятся в Уральских горах. Тысячи месторождений железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли прославили этот край еще в древности. В греческих книгах, написанных две тысячи лет тому назад, можно прочесть о далеких “Рифейских горах”, где угрюмые грифы стерегут несметные золотые сокровища
Таган-Ай
Давным-давно на берегу чистой горной реки жило вольное племя. По вечерам в долине зажигались костры, а когда всходила луна, там звучали тягучие звуки. То Нажибек играл на своем курае для красавицы Айгуль. Но каждый раз, не успевал он закончить свою песню, как луна уходила за горизонт. Однажды Нажибек крикнул ей: «Остановись!» И вздрогнула земля. Выросла огромная гора. Луна зацепилась за ее вершину и остановилась. Долго на сей раз играл Нажибек. Так долго, что красавица Айгуль превратилась в старуху. Увидев это, Нажибек озлобился и сломал свой курай. И вновь вздрогнула земля. Луна сорвалась с вершины и пропала за горизонтом. А Таган — Ай (то есть «подставка луны») осталась, напоминая влюбленным, что песня не должна быть слишком долгой…
В своих очерках П. П. Падучев приводит легенду о происхождении эха на Откликном гребне: «Много лет назад будто бы жил в пещере Таганайского гребня лютый зверь. Хватал он без разбору пеших и конных и пожирал их. Раз шел святой пустынник, увидал зверя, вылезающего из пещеры и обратился с молитвой к Богу об уничтожении чудовища. Господь внял молитве и убил зверя каменной глыбой, а на память людям оставил в горах его голос». А старейший Златоустовский краевед Н. А. Косиков рассказывал такую легенду о таганайских реках: «в давние-давние времена текли в местах таганайских две реки, две сестры родные — Киалима да Тесьма. И нраву доброго были, и меж собой жили дружно. Но однажды пришел к ним Белый Олень с далекого Севера. Попить хрустальной горной водички. Поначалу Белый Олень к обеим сестрам похаживал, а потом пришлась ему больше по вкусу тесьминская сладкая вода, и стал он одну лишь Тесьму привечать-отмечать. Обиделась тут Киалима, повернулась, и потекла в другую сторону. И с тех пор течет она на север, и воды ее доходят до самого Ледовитого океана, а Тесьма — та к югу подалась, к теплому морю Каспийскому. Хотя берут свое начало обе речки из одного Таганайского болота». В последние годы Таганаю приписываются свойства аномальной зоны, а некоторые утверждают, что здесь происходят контакты с Высшим Разумом.
Многочисленных туристов, любящих побродить на Таганае , пугают историей об оживающих камнях. Когда-то давно в Уральских горах жил народ – чудь . Пришли на Урал люди, и чуди ушли под землю, но многие так и не смогли смириться с нашествием белоликих. Самые отчаянные по ночам выходили на поверхность и убивали людей, разрушали дома, воровали скот. Однажды девушка Айгуль пошла в лес за грибами и заблудилась. Когда девушка не вернулась домой вечером, все мужчины ее деревни бросились в лес на поиски. Всю ночь они искали девушку и ближе к рассвету услышали плач за деревьями. Выскочив на поляну, мужчины увидели Айгуль, которая металась в центре и звала на помощь. Мужчины бросились к ней, но тут из-за деревьев выскочили чуди , завязалась битва. Вдруг чуди бросились бежать, один из них – самый большой схватил девушку в охапку. В это время над лесом показалось солнце, и чуди окаменели. Мужчины целый день попытались вырубить девушку из каменных объятий, но когда солнце стало клониться к вечеру, они поняли бесполезность своей затеи и ушли. Остался лишь возлюбленный Айгуль – Таган. Он обратился с молитвой к Богу солнца: «отдай мне мою девушку». «Но тогда мне придется оживить камни, и они уничтожат все живое. Если так согласишься за ними приглядывать, я отдам тебе твою невесту», – ответило солнце. Таган согласился и с последним лучом солнца исчез, а над грудами камней неожиданно появилась высокая вершина. Такова одна из легенд возникновения Таганая. Туристов предупреждают, что на Таганай нельзя ходить без опытного проводника, тем более ночью – замотают ожившие камни. И кричать там тоже не следует – проснется Айгуль и начнет звать своим мелодичным голосом. Пойдешь на зов – не вернешься. Ну а если потерявшиеся на Таганае находятся, значит, всевидящий Таган разрешил им уйти.
Есть на Таганае и Долина сказок. Место производщее такое впечатление, какое состояние у вас в душе…
Урал неспроста называют краем загадок и легенд. Местные народы хранят массу преданий об известных достопримечательностях своего края. Они с радостью делятся этими историями с путешественниками, ведь Уральские горы для их жителей – поистине живые создания.
Легенды Урала нередко раскрывают нам традиции, уклад жизни и культуру ненцев, вогулов, хантов, башкирских племён. Это могут быть истории о реальных исторических личностях или волшебные сказочные предания. В любом случае, они очень интересны тем, кто хочет лучше познакомиться с Уралом. Что же могут открыть нам уральские сказания, которые живут в народе уже не одно поколение?
Каменный народ Урала
В старину народы, живущие в Уральских горах, верили, что существуют каменные люди, населяющие этот край. Это были могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги. По силе никто не мог сравниться с такими людьми, однако они сами не могли знать любви и дружбы, ведь имели сердца из камня.
Правили каменным народом семь братьев, что жили в хрустальном замке. Однажды приехал на Урал чужеземец Мань-Пупы-Ньер. Его пригласили во дворец правителей, и именно там он увидел красавицу Аэлиту, сестру каменных царей. С первого же взгляда полюбил девушку Мань-Пупы-Ньер.
Более того, его искренние чувства смогли тронуть каменное сердце Аэлиты. Признавшись ей в любви, иноземец позвал возлюбленную с собой, осознавая, что могущественные братья не дадут согласия на брак сестры с ним.
Аэлита дала согласие, и поутру пара уже умчалась вдаль на быстроногих конях. Когда братья проснулись и увидели пропажу, они тут же бросились в погоню. По их приказу каменные люди взбирались на вершины гор и указывали путь, по которому уходили беглецы. Несколько раз братьям пришлось менять коней, но они смогли нагнать сестру и её избранника.
Понимая, что бой неизбежен, Мань-Пупы-Ньер решительно выступил против братьев своей возлюбленной. Но разве мог противостоять каменным великанам один смертный человек? С лёгкостью сразил его один из братьев, а умирая, иноземец проклял весь род людей из камня.
Небесами были услышаны его слова, и каменные великаны перестали существовать. С тех пор на Урале можно увидеть высокие скалы-останцы. Местные жители говорят, что это – тела тех самых каменных братьев, что неподвижно застыли, проклятые своим противником.
Пояс и кувшин Уральских гор
В переводе с башкирского “Урал” значит “пояс”, и это название выбрано неслучайно. Известная башкирская сказка повествует, что когда-то один великан носил огромный пояс.
В своих карманах на поясе он прятал самые разные сокровища. Однажды великан растянул свой пояс, и тот упал на землю, образовав Уральские горы. Окаменев, пояс протянулся от холодных вод Карского моря до песчаного побережья Каспия.
Среди преданий Южного Урала стоит выделить истории о хребте Сулея, что рассказывают нам о судьбе местной красавицы. Давным-давно у старого башкирского пастуха была дочь, прекраснее которой не было ни одной девушки в селении. Красавица всем сердцем любила бедного юношу из соседней деревни, однако отец не желал и слышать о браке с ним. Однажды о красоте девицы узнал богатый бай, что тут же приехал свататься к дочери пастуха. Тот был рад состоятельному жениху и дал своё согласие.
В знак скрепления будущего союза пастух попросил дочь принести кувшин с кумысом для бая. Руки несчастной девушки тряслись, и она не смогла удержать сосуд, что, упав, разлетелся на мелкие кусочки. Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи, что сегодня люди обходят стороной.
Сама же девушка безуспешно пыталась отговорить отца выдавать её замуж за нелюбимого. Из-за его упрямства красавица умерла, не вытерпев горя. Примечательно, что горный хребет Сулея действительно по своей форме напоминает кувшин, о котором идёт речь в предании.
Зеркало Юрмы
Ещё одной достопримечательностью Урала стало озеро Зюраткуль, что располагается в высокогорном Саткинском районе Челябинской области. Одна из местных легенд рассказывает, что некогда в этих местах жила гордая красавица Юрма.
Богатырь Семигор, являвшийся хозяином Уральских гор, преподнёс ей удивительный подарок – зеркало. В этом волшебном предмете можно было видеть всё, что происходит в окрестностях Урала. Более того, зеркало охраняло людей и природу от нечистой силы.
Однако красавице такой подарок не пришёлся по душе. В гневе она бросила хрусталь на камни. Зеркало разбилось, и одна маленькая частичка отлетела далеко в горы. Именно на месте её падения появилось озеро Зюракутль (в переводе значит “озеро-сердце”), что часто называют зеркалом Юрмы. Оно действительно притягивает к себе людей. Тот, кто однажды увидит Зюракутль, навсегда сохранит его в своём сердце.
Легенда о Большом Таганае
Удивительным местом стал и хребет Большой Танагай. В переводе с местного наречия его название значит “подставка Луны”. Старинное предание рассказывает, что давным-давно юный Нажибек каждый вечер с восходом луны начинал играть на курае для своей возлюбленной Айгуль. Но песня так и оставалась прерванной, поскольку светило уходило за горизонт.
Однажды Нажибек крикнул луне “Остановись!”. Та покорно замерла, заставив вздрогнуть саму землю. Зацепившись за вершину, луна освещала ночной мир, а Нажибек продолжал играть, пока его Айгуль не постарела. Увидев совсем седую и пожилую возлюбленную, Нажибек в сердцах сломал своё курай, а луна снова опустилась за горизонт.
Это – только малая часть легенд Урала. Одни из них напоминают удивительные сказки, другие раскрывают трагические истории, третьи демонстрируют верования местных племён. Однако есть во всех сказаниях нечто общее – любовь и восхищение, что люди по-прежнему испытывают к этим загадочным горам.
На обложке: Уральские горы / © Коля Николаев / photographer.ru
XVII-XVIII века стали периодом, когда складывались предания и легенды Урала. Фантастические элементы, основанные на народных сказках, смешивались с реальными историями.
Истории рассказывали о горах, городах и деревнях, о народах и героях прошлого. Вместе они стали уникальным наследием, которое до сих пор интересует исследователей, так как приоткрывает завесу, как жили предки.
Мифы Урала
О том, какие народы проживали на территории древнего Урала, какой у них был быт, у историков сохранилось не так много информации. Однако это с лихвой искупают местные предания, рассказывающие об удивительных жителях гор и их приключениях. Героическое прошлое – одна из излюбленных тем.
Вторая тема легенд и мифов Урала – различные волшебные персонажи. Так горняки пытались объяснить существование необычных вещей вокруг себя, которые тогда не могла объяснить наука.
Блуждающие огни, духи – всё это вылилось в уникальный пласт самобытных историй, раскрывающих мировоззрение уральцев. Многие подобные легенды исследовал Павел Бажов и записал в виде своих сказок.
Легенда об Уральских горах
Множество историй рассказывает, как появились вершины. Особенно много их сохранилось у башкирских племён, обитавших на Южном и Среднем Урале.
На их наречии название гор означает «пояс». Предание гласит, что на земле жил великан и носил он огромный пояс с глубокими карманами, куда прятал свои богатства – драгоценные камни.
Но однажды он спал с гиганта, да так и остался на земле, протянувшись от Карского моря до Каспия. Время превратило пояс в горы, недра которых до сих пор сохранили богатства великана.
Не менее популярная легенда рассказывает о Великом Полозе – гигантском змее, хозяине золотых жил. Жил он столетиями, но и его настигла смерть, и тогда превратился он в огромный горный хребет. Внутренние органы стали полезными ископаемыми, а кровь – нефтью.
Народ чудь
Это один из самых древних мифов. Часто среди легенд Среднего Урала упоминается загадочная народность – чудь. Считается, что жители имели тайные знания, были необыкновенными рудокопами и мастерами. Народ жил столетиями, пока не явился им знак – берёза голой росла.
Чудь знала, что это означает скорый приход белого царя, как гласили их легенды. Не хотел народ сдаваться чужакам, поэтому выкопал он ямы, установил столбики с камнями сверху, затем сложил свои сокровища, ушёл вниз и подбил столбы, закрывая проход – так и стала чудь подземным племенем, которое никто больше не видел.
Оставшаяся часть предания гласит, что удивительный народ вернётся, когда придут люди из Беловодья, а в мире появится великая наука – тогда и настанет снова время чуди и их сокровищ.
Хозяйка Медной горы
История, известная по всей России благодаря сказкам Бажова. Считается, что Хозяйка – это дух медного месторождения, владычица самоцветов и всего подгорного мира. Писатель упоминал её двойственный характер: она может быть доброй и злой, даровать и отнимать.
Хозяйку Медной горы называют также владычицей всего мира мёртвых. По мнению древних угров она и отнимала, и давала жизнь. Среди манси, вогулов и других племён встречается упоминание, что она умела принимает облик разных животных: змей, ящериц.
Героиню фольклора горняков можно встретить в историях разных народов под именем Золотой Бабы, Йоли, Сорни-Эква.
Именно Золотая Баба стала одной из главных загадок Урала. Это древний идол, мифическое сокровище, которое обладает огромной ценностью, но его местоположение сейчас не известно.
Интересно, что появление статуи часто связывают с легендарной страной Биармия, название которое связано с образованием слова «Пермь».
Великий Полоз
Также змей часто упоминается в самостоятельных легендах, которые не касаются возникновения Уральских гор. Он предстаёт огромным и жутких, с ним лучше не общаться – похитит или задушит.
Однако добрым людям Полоз показывает, где хранится золото. А вот от спорщиков или драчунов отводит его.
После того, как он проползёт, желтеет трава и появляется золото. Ходить он может и на поверхности, и под землёй.
Слышал, но не читал
11.11%
Проголосовало: 18
Каменные люди
У многих племён встречаются упоминания, что в старину на Урале обитали великаны с каменными телами. Они были непобедимы, но так как их сердца были сделаны из камня, не знали они ни любви, ни дружбы.
Краем правили семь братьев, и была у них прекрасная сестра Аэлита. Они жили в огромном хрустальном замке, где всегда принимали гостей – послов из дальних стран.
Однажды к ним приехал Мань-Пупы-Ньер. Герой не устоял перед красотой девушки и с первого взгляда полюбил её. Его чувства были так сильны, что каменное сердце Аэлиты дрогнуло, и она ответила гостю взаимностью.
Однако братья были против их союза, тогда Мань-Пупы-Ньер с возлюбленной сбежали. Правителям краям подчинялись все каменные люди, и они следили за беглецами, поэтому тем не удалось скрыться.
Герой вступил в сражение, но он был смертным, и его сразили в бою. Перед смертью он проклял род братьев, и великаны перестали существовать, превратившись в скалы-останцы.
Герои уральского фольклора
Среди преданий можно выделить несколько персонажей, который встречаются особенно часто.
- На месте Азов-горы прежде жил разбойник, но он грабил только богатых, а их деньги отдавал нуждающимся. Однако часть он оставлял себе всё равно. Когда разбойники собирались покинуть место, Азов заложил вход в пещеру, а сторожа застрелил, чтобы никто не узнал, где он оставил свои сокровища.
- Другая версия говорит о девушке Азовке – родители за дружбу с разбойниками заточили её в пещеру. С тех пор плачет девица в одиночестве, а слёзы её превращаются в реки .
- Комариха помогала находить золото. В близости от него она чувствует жар и таким образом благодаря ей открыли несколько месторождений.
- Василий Балабурда – местный силач. Дом его покосился, и тогда он отправился он в лес за бревнами. Другие недоумевали: следов лошадей нет, а лес становится всё меньше. Начали они следить ночью и увидели, что Балабурда на своём плече деревья таскал.
- Были на Урале и более «земные» истории – например, про Ивана Кормилу. Он крылья из железа и дерева и задумал улететь далеко от родных мест. Собрал провизию, попрощался с сестрой, влез на крышу, прыгнул – и расшибся.
Легенды народов Урала – уникальный исторический пласт, который раскрывает мировоззрение и мироощущение местных жителей. В них сочетаются языческие верования, сказки и взгляды на природные силы. До сих пор они популярны и для многих служат источником вдохновения.
Видео
Источники:
- Легенды Южного Урала
- Легенды Урала
Подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен — ПермячOk! Узнавайте первыми об истории Пермского края!
На этой страничке нашего сайта мы собрали стихи про Урал и об Урале Людмилы Татьяничевой, Александра Твардовского, Александра Блока и Бориса Пастернака. Интересными стихи об Урале могут быть как детям, так и взрослым.
«Урал» по-башкирски — пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. А теперь к стихам.
Стихи про Урал
Урал
Стихотворение Татьяничевой Людмилы Константиновны, написанное в 1949 году.
Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал. Как девочки, Сосны босые Сбегают с подоблачных скал. В лугах, На ковровых просторах, Среди плодоносных полей Лежат голубые озёра Осколками древних морей. Богаче, чем краски рассвета, Светлее, чем звёздный узор, Земные огни самоцветов В торжественном сумраке гор. Я сердцем всё это вбирала, Свой край полюбив навсегда. Но главная сила Урала — В чудесном искусстве труда. Люблю я огонь созиданья В суровой его красоте, Мартенов и домен дыханье И ветер больших скоростей. Мне дороги лица простые И руки, что плавят металл. … Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал.
Малахит
Стихотворение Татьяничевой Людмилы Константиновны, написанное в 1945 году.
Когда-то над хребтом Урала, Солёной свежести полна, С ветрами запросто играла Морская вольная волна. Ей было любо на просторе С разбегу устремляться ввысь. Отхлынуло, исчезло море, И горы в небо поднялись. Но своенравная природа То море в памяти хранит: В тяжёлых каменных породах Волной играет малахит. Он морем до краёв наполнен, И кажется: слегка подуть — Проснутся каменные волны И морю вновь укажут путь.
Урал! Опорный край державы…
Фрагмент из произведения А.Твардовского «За далью — даль. (Две кузницы).»
Этими стихами Александр Твардовский выразил свое признание к Уралу.
Урал! Завет веков и вместе — Предвестье будущих времен, И в наши души, точно песня, Могучим басом входит он — Урал! Опорный край державы, Ее добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец. Когда на запад эшелоны, На край пылающей земли Тот груз, до срока зачехленный, Столов и гусениц везли, — Тогда, бывало, поголовно Весь фронт огромный повторял Со вздохом нежности сыновней Два слова: — Батюшка Урал… Когда добром его груженный, На встречной скорости состав, Как сквозь тоннель гремит бетонный, С прогибом рельсов даль прорвав, — Не диво мне, что люд вагонный, Среди своих забот, забав, Невольно связь речей теряя, На миг как будто шапку снял, Примолкнет, сердцем повторяя Два слова: — Батюшка Урал…
Скифы
Произведение русского поэта Александра Блока, написанное в 1918 году.
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, С раскосыми и жадными очами! Для вас - века, для нас - единый час. Мы, как послушные холопы, Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы! Века, века ваш старый горн ковал И заглушал грома, лавины, И дикой сказкой был для вас провал И Лиссабона, и Мессины! Вы сотни лет глядели на Восток Копя и плавя наши перлы, И вы, глумясь, считали только срок, Когда наставить пушек жерла! Вот - срок настал. Крылами бьет беда, И каждый день обиды множит, И день придет - не будет и следа От ваших Пестумов, быть может! О, старый мир! Пока ты не погиб, Пока томишься мукой сладкой, Остановись, премудрый, как Эдип, Пред Сфинксом с древнею загадкой! Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!... Да, так любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит! Забыли вы, что в мире есть любовь, Которая и жжет, и губит! Мы любим все - и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно всё - и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений... Мы помним всё - парижских улиц ад, И венецьянские прохлады, Лимонных рощ далекий аромат, И Кельна дымные громады... Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет, И душный, смертный плоти запах... Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет В тяжелых, нежных наших лапах? Привыкли мы, хватая под уздцы Играющих коней ретивых, Ломать коням тяжелые крестцы, И усмирять рабынь строптивых... Придите к нам! От ужасов войны Придите в мирные обьятья! Пока не поздно - старый меч в ножны, Товарищи! Мы станем - братья! А если нет - нам нечего терять, И нам доступно вероломство! Века, века вас будет проклинать Больное позднее потомство! Мы широко по дебрям и лесам Перед Европою пригожей Расступимся! Мы обернемся к вам Своею азиатской рожей! Идите все, идите на Урал! Мы очищаем место бою Стальных машин, где дышит интеграл, С монгольской дикою ордою! Но сами мы - отныне вам не щит, Отныне в бой не вступим сами, Мы поглядим, как смертный бой кипит, Своими узкими глазами. Не сдвинемся, когда свирепый гунн В карманах трупов будет шарить, Жечь города, и в церковь гнать табун, И мясо белых братьев жарить!... В последний раз - опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира!
Урал впервые
Стихотворение Бориса Пастернака, написанное в 1916 году.
Без родовспомогательницы, во мраке, без памяти, На ночь натыкаясь руками, Урала Твердыня орала и, падая замертво, В мученьях ослепшая, утро рожала. Гремя опрокидывались нечаянно задетые Громады и бронзы массивов каких-то. Пыхтел пассажирский. И, где-то от этого Шарахаясь, падали призраки пихты. Коптивший рассвет был снотворным. Не иначе: Он им был подсыпан - заводам и горам - Лесным печником, злоязычным Горынычем, Как опий попутчику опытным вором. Очнулись в огне. С горизонта пунцового На лыжах спускались к лесам азиатцы, Лизали подошвы и соснам подсовывали Короны и звали на царство венчаться. И сосны, повстав и храня иерархию Мохнатых монархов, вступали На устланный наста оранжевым бархатом Покров из камки и сусали.
Весна на полярном Урале
Автор стихотворения — Владимир Герун. Наш современник. Поэт Воркуты, Можги, Дзержинска и любви! Стихотворение написано в 2007 году.
В горах весна приходит поздно, Ещё не время для неё; Всё так же ярки в небе звёзды, Всё так же ходим мы в пальто. Но есть весенняя картина, Есть лужи, сырость и вода; Сосульки с крыш свисают длинно, Они растают навсегда. Так канут в лету и забудем, Что были вьюги, холода; Мы радоваться счастью будем, Наступит май, придёт весна!
В сердце Урала
Стихотворение современного уральского поэта Константина Былинина, написанное в 2015 году.
Урал! Люблю твои просторы, И тёмный, каменный оскал. Я все ручьи, леса и горы – Стихами к сердцу привязал! Я зачерпнул немало света С твоих серебряных озёр, Где камышом шуршало лето, Глухой зиме наперекор. А на земле вскипают травы, Где тонким запахом грозы, Обшиты хвойные дубравы, До белых кончиков росы. И, никому твою природу Урал, в стихи не поместить, Но, как любимую у входа, Хотя бы взор твой сохранить. Урал! Люблю твои просторы, И тёмный, каменный оскал. Я все ручьи, леса, и горы – Надёжно к сердцу привязал!
Река Урал
Еще одно стихотворение современного уральского поэта Константина Былинина, написанное в 2015 году.
Взгляни на горы Южного Урала – Там пенный выдох сделала река, И вихрями воды загромыхала, И волны распушила на века; Так на земле высвечивалось имя Реки Урал. В глубокой тишине Немая речь наполнилась Россией, Чтоб расцвести рекою по весне.
Я родился на Южном Урале…
И еще одно стихотворение современного уральского поэта Константина Былинина, написанное в сентябре 2015 года.
Я родился на Южном Урале в стихотворчетве гор и лесов, где поэзия листьев в начале, раскрывалась движением слов, и природа дышала стихами над огнями ночных городов.
Родина
Стихотворение современного уральского поэта Алексея Пешкова (г. Нижний Тагил).
Вот ты Родина моя, русская земля. Красота Уральских гор, лес да лагеря. Здесь шесть месяцев зима средь полей и рек, И металл здесь люди плавят уж не первый век. Здесь забытые карьеры глубиной в сто лет, Из Демидовских времен прошлого привет. Малахитовые шахты и Бажова сказы И о людях из брони стариков рассказы. Атаман Ермак когда-то здесь дружину вел И Уральский Добровольческий в бой священный шел. Труд с отвагой вперемешку здесь в почете был, Не словами, а делами этот край прослыл. Предков наших здесь могилы, дети здесь растут, Нам с тобою в этом доме создавать уют. Нам с тобой под этим небом жить и умирать, Нам с тобою эту землю Родиною звать. Вот ты Родина моя, русская земля. Красота Уральских гор, лес да лагеря. И как жизнь бы не бросала и не била током, Все когда-нибудь вернемся мы к своим истокам.
Вы знаете еще стихи про Урал известных поэтов? Напишите об этом в комментариях и мы обязательно добавим их на страницах нашего сайт.